Что означает нательный крестик? Виды христианских крестов

Христианские идеологи не только бесцеремонно присвоили себе крест - священный языческий знак огня, но и превратили его при этом в символ мук и страданий, горя и смерти, кроткого смирения и терпения, т.е. вложили в него смысл, абсолютно противоположный языческому.

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию»: подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т.д.

Эстетические функции этих предметов, без сомнения, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Одним из самых распространенных магических символов, использовавшихся практически всеми народами нашей планеты на протяжении многих тысячелетий, являлся крест. Почитание его изначально напрямую связывалось с «живым» священным огнем, а точнее - со способом его добывания: трением двух сложенных поперек (крестообразно) палочек. Учитывая величайшее значение, которое в ту отдаленнейшую эпоху придавалось «живому» огню, неудивительно, что инструмент для его добывания стал объектом повсеместного почитания, своего рода «даром божьим». Именно с той поры крест начал использоваться в качестве оберега, талисмана, защищающего от всякого рода бедствий, болезней и колдовства.

Поклонение огню как могущественной стихии в глубокой древности имело место у всех народов нашей земли. Огонь согревал, давал горячую пищу, отпугивал диких зверей, разгонял тьму. С другой стороны - истреблял леса и целые поселения. В глазах первобытного человека огонь представлялся живым существом, впадающим то в гнев, то в милость. Отсюда - стремление «задобрить» огонь принесением жертв и строжайшие запреты на действия, способные породить в нем гнев. Так, почти повсеместно запрещалось мочиться и плевать на огонь, перешагивать через него, бросать в пего нечистоты, дотрагиваться до него ножом, устраивать при нем ссоры и перебранки. Во многих местах запрещалось даже тушить костры, так как над огнем при. этом совершалось насилие, и он мог отомстить обидчику.

Пережитки былого поклонения огню в той или иной форме сохранились во всех мировых культурах. На европейском континенте такими пережитками: явились «праздники огня», подробно описанные известным исследователем магии и религии Д. Фрэзером. Факельные шествия, разжигание костров на возвышенностях, скатывание с гор горящего колеса, очистительные прыжки через пламя, сжигание соломенных чучел, использование потухших головней в качестве оберегов, прогон скота между костров зафиксированы буквально во всех уголках Европы. Подобные обрядовые действия совершались в первое воскресенье Великого поста, в канун Пасхи (в Страстную субботу), на первый Майский день (огни Бельтана), в канун летнего солнцестояния, в канун дня Всех святых и в канун зимнего солнцестояния. Кроме того, ритуальные зажжения костров устраивались в дни бедствий - эпидемий, чумы, падежа скота и т.д.

В Древней Руси огонь называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога - бога небесного огня, олицетворявшего небо и Вселенную. Согласно легендам, Огонь-Сварожич родился от искр, высеченных Сварогом, ударившим по Алатырь-камню своим молотом. Древнерусские язычники относились к огню с трепетом и почтением: в своих святилищах они поддерживали неугасимый огонь, за сохранением которого под страхом смерти следили специальные жрецы. Тела умерших предавались огню, а души их поднимались в Вырий с дымом погребальных костров. С огнем было связано огромное число русских поверий, обрядов, примет, суеверий, обычаев, заговоров и заклинаний. «Огонь-царь, вода-царица, воздух-господин», — гласила русская поговорка. Разумеется, особое значение придавалось «живому» огню, т.е. огню, добытому трением.

«Древнейший способ добывания огни у индийцев, персов, греков, германцев и литовско-славянских племен, - пишет А.Н. Афанасьев, - был следующий: брали обрубок из мягкого дерева, делали в нем отверстие и. вставляя туда твердый сук, обвитый сухими травами, верёвкою или паклею, вращали до тех пор, пока не появлялось от трения пламя»2. Известны также другие способы добывания «живого огня»: с помощью веретена, вращаемого в щели печного столба; при трении веревки о палку и т.д. Вологодские мужики снимали колосники (жерди) с овина, рубили их на части и терли друг о друга, покате не загорались. В Новгородской же губернии для «вытирания» живого огня и вовсе использовали специальное приспособление, известное как «вертушок».

Подробное описание его приводит известный этнограф С.В. Максимов: «Два столба врыты в землю и наверху скреплены перекладиной. В середине ее лежит брус, концы которого просунуты в верхние отверстия столбов таким способом, что могут свободно вертеться, не переменяя точки опоры. К поперечному брусу, одна против другой, приделаны две ручки, а к ним привязаны крепкие веревки. За веревки хватаются всем миром и среди всеобщего упорного молчания (что составляет непременное условие для чистоты и точности обряда) вертят брус до тех пор, пока не вспыхнет огонь в отверстиях столбов. От него зажигают хворостины и подпаливают ими костер».

К помощи «живого огня» русские крестьяне прибегали во время скотского падежа, эпидемии (мора), при различных болезнях, а также во время великих народных праздников. При скотском падеже животных перегоняли через огонь, приглашали священника, зажигали от «живого огня» кадило и свечи перед иконами в церкви. Из последней огонь разносили по избам и берегли как надежное средство против болезней скотины. Примечательно, что старый огонь при этом повсеместно гасился, и вся деревня пользовалась только добытым «живым огнем». Не подлежит сомнению, что при древне-языческих обрядах трупосожжения изначально также использовался «живой огонь», прогонявший темную силу и очищавший души усопших от всего греховного, злого, нечистого. Очистительные свойства огня, кстати, лежат и в основе старообрядческого догмата о самосожжении или, как они сами его называли, «второго огненного крещения».

Сам акт добывания «живого огня» через трение язычники сопоставляли с процессом полового соития, приводившего к рождению нового человека. Неудивительно, что оба эти процесса считались священными и всячески почитались почти всеми народами нашей планеты. Тот факт, что добыванием «живого огня» всегда занимались только мужчины, но всей видимости, объясняется тем, что палочка, с помощью которой осуществлялось трение, олицетворяла собой мужское начало, и пользоваться ей должен был именно мужчина.

Любопытно, что вплоть до IV века н.э. христиане не только не относились к кресту с почтением, но даже презирали его как языческий символ. «Что же касается крестов, - отмечал христианский писатель Феликс Мануций, живший в III веке н.э. - то мы их совсем не почитаем: не нужны они нам, христианам ; это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».

Н.М. Галковский приводит еще более любопытное свидетельство из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке: «А се иная злоба в крестьянех - ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем - а се поганьски творят». Как видим, автор средневекового поучения решительно выступал против крестообразного знамения на ритуальных хлебцах-колобках и над ковшом с пивом, считая его языческим пережитком. «Автор поучения, очевидно, знал. - справедливо отмечает Б.А. Рыбаков, - что нанесение креста на хлеб насчитывало к тому времени по крайней мере тысячелетнюю «поганьскую » традицию».

Общеизвестно, что казнь особо опасных преступников в Древнем Риме производилась вовсе не на кресте в современном его виде, а на столбе с перекладиной наверху, имевшем форму греческой буквы «Т» («тау-крест»). Признают этот факт и современные церковные идеологи. Получается, что вот уже в течение 16 столетий главным символом христианской религии является крест, который не имеет ни малейшего отношения к мученической смерти самого христианского «сына божьего».

Вплоть до VIII века христиане не изображали Иисуса Христа распятым на кресте: в то время это считалось страшным кощунством. Однако впоследствии крест превратился в символ перенесенных Христом мучений. С современной точки зрения поклонение орудию казни представляется несколько странным, если не сказать - нелепым. Невольно задаешься «еретическим» вопросом: а если бы Христа казнили на гильотине или на той же виселице? Трудно представить себе еа шее у нынешних христиан маленькие гильотинки или виселички...

И всё-таки факт остается фактом: в качестве основного символа христианского культа выступает именно орудие казни.

Крест является древнейшим священным знаком, использовавшимся практически всеми народами нашей земли, по меньшей мере, за тысячу лет до принятия христианства. Христианские идеологи не только бесцеремонно присвоили себе этот священный языческий знак огня, но и превратили его при этом в символ мук и страданий, горя и смерти, кроткого смирения и терпения, т.е. вложили в него смысл, абсолютно противоположный языческому. Язычники видели в кресте знак силы, могущества, жизнелюбия, небесного и земного «живого огня». «Крест вырезали из дерева, камня, отливали из меди, бронзы, золота, ковали из железа. - пишет И.К. Кузьмичев, - рисовали на челе, теле, одежде, на домашней утвари; вырубали на пограничных деревьях, столбах... помечали ими межевые столбы, надгробные плиты, камни; увенчивали крестом посохи, жезлы, головные уборы, короны; ставили их на перекрестках дорог, на перевалах, у источников; обозначали ими пути к местам захоронений, например, дорогу на вершину Собутки, древнего ритуального кладбища западных славян. Одним словом, крест был во всех частях света самым древним и самым распространенным священным символом блага, добра, красоты и силы».

В индоевропейской традиции крест нередко выступал в качестве модели человека или антропоморфного божества с распростертыми руками. Воспринимался он и в роли мирового древа с его основными координатами и семичленной системой космологической ориентации. Любопытно, что в большинстве языков, различающих грамматический род, названия креста относятся к мужскому роду. В отдельных же культурах крест и вовсе напрямую соотносится с фаллосом. Крест же, как знак упразднения, уничтожения, смерти стал использоваться исключительно благодаря христианским нововведениям.

Классическим русским крестом считается крест с тремя поперечными перекладинами, нижняя из которых - подножие - наклонена вправо от смотрящего человека. В русской традиции косая перекладина эта имеет несколько толкований, два из которых наиболее известны: поднятый конец указывает дорогу в рай, опущенный - в ад; первый указывает на благоразумного разбойника, второй - на нераскаявшегося.

На церковных куполах поднятый конец косой перекладины всегда указывает на север, выполняя роль стрелки компаса.

Любопытно, что начиная с XII века Западная церковь ввела обычай полагать ноги Христа на распятии одну на другую и пригвождать их одним гвоздем, тогда как русское православие всегда придерживалось традиции Византии, в памятниках которой Христос изображался распятым четырьмя гвоздями, по одному в каждой руке и ноге.

Церковные идеологи и даже составители этимологических словарей утверждают, что слово «крестьянин» произошло от слова «христианин», а слово «крест» - от имени собственного - Христос (нем. Christ, Krist). Как видим, и здесь речь идет о «заимствовании», на этот раз - из германского языка. Сталкиваясь с подобными интерпретациями, невольно задаешься вопросом: до какой же степени невежества надо дойти, чтобы утверждать подобные вещи?!

Всем нам хорошо знакомо слово «кремень » в значении твердого камня-минерала для высекания огня, использующегося в современных зажигалках.

В старину, до появления серных спичек, огонь высекали огнивом из кремня с использованием трута.

Вторым названием огнива было «кресало » или «кресево». Под словом «кресать» подразумевалось высекать искры из кремня. Любопытно, что от этого же корня образовалось слово «кресить» в значении воскрешать или оживлять (высекать искру жизни ): «Игорева храброго полку не кресити (т.е. не воскресить)» («Слово о полку Игореве»).

Отсюда же пословицы; «Упрямого креси, а он в могилу лезет», «Не бывать ему на кресу (т.е. не ожить)» и т.д. Отсюда же «кресенье» -старинное название седьмого дня недели (ныне - воскресенье) и «кресень»(кресник) - языческое обозначение июня месяца.

Все приведенные выше слова происходят от древнерусского «крес» - огонь. Действительно, получаемый путем высекания искусственный жертвенный огонь-крес в глазах наших далеких предков как бы воскресал заново, оживал, возрождался, поэтому к нему относились с таким почтением.

Нетрудно догадаться, что древнерусские слова «крес» (огонь) и «крест» (приспособление, с помощью которого он добывался) состоят в самом близком этимологическом родстве и по степей и своей архаичности намного превосходят любые христианские толкования.

Обильно украшая крестами одежду, русские вышивальщицы вовсе не помышляли о прославлении символа христианской веры и уж тем более - орудия казни Иисуса: в их представлении он оставался древним языческим знаком огня и Солнца.

Так же несостоятельно утверждение церковников и этимологов-атеистов о происхождении слова «крестьянин» от слова «христианин»: и в этом случае мы имеем дело с элементарной подтасовкой понятий.

Против данной версии прежде всего говорит то, что «крестьянами» на Руси во все времена называли исключительно землепашцев и никогда - представителей знати, хотя и те, и другие придерживались одной христианской веры.

В этимологическом, лексическом и смысловом родстве слои «кресс», «крест» и «крестьянин» не приходится сомневаться. Подобно «огнищанину» (земледельцу), «крестьянин» был тесно связан с огнем-«кресом» и, естественно, с орудием его добывания - крестом. Не исключено, что связано это было с использовавшейся тогда огневой (подсечной) системой земледелия, при которой крестьянам приходилось выжигать и выкорчевывать лесные участки под пашню. Срубленный и спаленный таким образом лес назывался «огнище», отсюда - «огнищанин», т.е. землепашец.

В.И. Даль в своем словаре совершенно справедливо отождествляет слова «крестьяне » и «огнищане », поскольку смысловое значение их абсолютно одинаково и восходит к одному и тому же слову - «огонь-крес».

Фрагмент из ]]>

История православного креста насчитывает многие века. Виды православных крестов разнообразны, каждый из них имеет заложенный в себе символизм. Кресты были предназначены не только для ношения на теле, но также ими увенчивают купола церквей, кресты стоят у дорог. Крестами расписывают предметы искусства, ставятся дома около иконы, носят специальные кресты и священнослужители.

Кресты в православии

Но кресты в православии имели не только традиционную форму. Множество разнообразных символов и форм составляли такой предмет богослужения.

Формы православного креста

Крест, который носится верующими, носит название нательного. Священнослужители же носят наперсный крест. Различаются они не только размерами, существует множество их форм, каждая из которых имеет свое определенное значение.

1) Т-образный крест. Как известно, казнь посредством распятия на кресте придумали римляне. Однако в южных и восточных частях Римской империи для этой цели применялся несколько другой крест, а именно «египетский», по форме напоминающий букву «Т». Эта буква «Т» также встречается на гробницах III века в катакомбах Каллиса и на одном сердолике II века. Если в монограммах встречалась эта буква, то она была написана таким образом, чтобы выступать над всеми другими, так как считалась не только символом, но и явственным изображением креста.

2) Египетский крест «анх» . Этот крест воспринимался как ключ, с помощью которого открывались врата к Божественному знанию. Символ связывали с мудрость, а круг, которым этот крест увенчан, с вечным началом. Таким образом, в кресте объединено два символа - символ жизни и вечности.

3) Крест буквенный. Первые христиане использовали буквенные кресты, чтобы их изображение не отпугивало язычников, которые были с ними знакомы. Кроме того, в то время была важная не столько художественная сторона изображения христианских символов, а скорее удобство их применения.

4) Якореобразный крест. Первоначально такое изображение креста было обнаружено археологами в Солунской надписи III века. В «Христианской символике» сказано, что на плитах в пещерах Претекстата находились одни лишь изображения якоря. Образ якоря относился к некому церковному кораблю, который отправлял всех желающий в «тихую пристань вечной жизни». Поэтому крестообразный якорь считался у христиан символом вечного бытия - Царства Небесного. Хотя у католиков этот символ скорее означает прочность земных дел.

5) Крест монограммный. Он представляет собой монограмму из первых букв Иисуса Христа на греческом языке. Архимандрит Гавриил писал, что форма монограммного креста, пересеченного вертикальной чертой, и есть прикровенное изображение креста.

6) Крест «посох пастыря». Этот крест представляет собой так называемый египетский посох, который пересекает первую букву имени Христа, что в совокупности является монограммой спасителя. В то время форма египетского жезла напоминала посох пастуха, верхняя его часть была загнута вниз.

7) Бургундский крест. Такой крест также представляет собой форму буквы «Х» греческого алфавита. Он имеет и другое название - Андреевский. Буква «Х» со второго века преимущественно служила основанием для моногамных символов, потому как имя Христа начиналось с нее. Кроме того, существует предание, что на таком кресте был распят Апостол Андрей. В начале 18 века Петр Великий, желая выразить религиозное отличие России от Запада, поместил изображение этого креста на герб государства, а также на военно-морской флаг и свою печать.

8) Крест - монограмма Константина. Монограмма Константина являлась комбинацией букв «Р» и «Х». Считается, что она связана со словом Христос. Имеет этот крест такое название, так как подобная монограмма часто встречалась на монетах императора Константина.

9) Послеконстантиновкий крест. Монограмма букв «Р» и «Т». Греческая буква «Р» или «ро» означает первую букву в слове «раз» или «царь» - символизирует царя Иисуса. Буква «Т» означает «Его крест». Таким образом эта монограмма служит знамением Креста Христова.

10) Крест трезубец. Также монограммный крест. Трезубец издавна символизировал Царство Небесное. Так как трезубец ранее использовали в рыболовле, сама трезубчатая монограмма Христа означала причастность к Таинству Крещения как уловлению в сети Царства Божьего.

11) Крест круглый нахлебный. По свидетельствам Горция и Марсиала, христиане надрезали только что выпеченный хлеб крестообразно. Это делалось для того, чтобы его потом легче было ломать. Но символическое преобразование такого креста пришло с востока задолго до Иисуса Христа.

Такой крест разделял целое на части, объединяя его употребивших. Встречался такой крест, разделенный на четыре части или на шесть. Сам круг отображался еще до Рождества Христова как символ бессмертия и вечности.

12) Крест катакомбный. Название креста происходит от того, что он часто встречался в катакомбах. Это был четырехугольный крест с равными частями. Такая форма креста и некоторые его формы находят наиболее частое применение в древних орнаментах, которые использовались для украшения обличий священников или храмов.

11) Патриарший крест. На Западе более часто встречается название Лоренский. Уже с середины прошлого тысячелетия стали использовать такой крест. Именно такая форма креста изображалась на печати наместника императора Византии в городе Корсуни. В музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева хранится именно такой медный крест, который принадлежал Авраамию Роствому в XVIII веке и был отлит по образцам XI века.

12) Крест Папский. Наиболее часто такая форма креста употребляется в архиерейских богослужениях Римской церкви XIV-XV веков, и именно из-за этого такой крест носит это название.

Виды крестов на куполах церквей

Кресты, которые ставятся на купола церкви, носят название надглавных. Иногда можно заметить, что из центра надглавного креста исходят прямые или волнистые линии. Символически линии передают сияние солнца. Солнце очень важно в жизни человека, оно является основным источником света и тепла, жизнь на нашей планете без него невозможна. Солнцем истины иногда даже называют Спасителя.

Известное выражение гласит «Свет Христов просвещает всех». Изображение света очень важно для православных, поэтому русскими кузнецами и был придуман такой символ в виде линий, исходящих из центра.

На этих линиях можно часто заметить небольшие звезды. Они являются символами царицы звезд - Вифлеемской звезды. Той самой, которая привела волхвов к месту рождения Иисуса Христа. Кроме того, звезда - символ духовной мудрости и чистоты. Звезды изображали на Кресте Господнем, чтобы он «сиял яко звезда на небеси».

Встречается и трилистная форма креста, а также трилистные завершения его концов. Но украшали крестные ветви не только таким изображением листьев. Можно было найти огромное количество разнообразных цветов и листьев в форме сердца. Трилистник может иметь как круглую или заостренную форму, так и форму треугольника. Треугольник и трилистник в православии символизируют Святую Троицу и часто встречаются в храмовых надписях и надписях на надгробных плитах.

Крест «трилистник»

Обвивающая крест виноградная лоза является прототипом Живого Креста, а также она является символом Таинства Причащения. Часто изображается с полумесяцем внизу, который символизирует чашу. Объединенные вместе, они напоминают верующим, что во время Причастия хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа.

В виде голубя на кресте изображается святой дух. Голубь упоминается еще в Ветхом Завете, он возвратился на Ноев ковчег с масличной ветвью, чтобы возвестить людям о мире. Древние христиане изображали душу человека в виде голубя, упокоенную в мире. Голубь в значении святого духа долетел и до русских земель и опустился на золотые купола церквей.

Если повнимательней присмотреться к ажурным крестам на куполах церквей, то на многих из них можно увидеть голубей. Например, в Новгороде есть церковь, называемая Жен Мироносиц, на ее куполе можно заметить красивого голубя, сотканного «буквально из воздуха». Но наиболее часто литая фигурка голубя находится вверху креста. Даже в древности кресты с голубями были достаточно нередким явлением, встречались на Руси даже объемные литые фигурки голубей с распростертыми крыльями.

Процветшими крестами называются такие, из основания которых произрастают побеги. Они символизируют возрождение жизни - воскресение креста из мертвых. Крест Господень в православном каноне иногда величают «Живоносный сад». Можно также услышать, как святые отцы называют его «животворящим». Некоторые кресты, щедро усеянные такими побегами, которые действительно напоминают цветы в весеннем саду. Переплетение тонких стеблей - искусство, сделанное мастерами, - выглядит живым, а подобранные со вкусом растительные элементы дополняют несравненную картину.

Крест также является символом дерева вечной жизни. Крест украшают цветами, побегами из сердцевины или из нижней перекладины, поминающими вот-вот распускающиеся листья. Очень часто такой крест венчает купол.

В России практически невозможно встретить кресты с терновым венцом. И вообще образ Христа-мученика тут не прижился, в отличие от Запада. Католики часто изображают Христа, повисшего на кресте, со следами крови и язвами. У нас же принято прославлять его внутренний подвиг.

Поэтому в русской православной традиции кресты часто венчают цветочные венцы. Терновый венец был возложен на голову Спасителю и считался исцелением для воинов, которые его сплели. Таким образом, терновый венец становится венцом правды или венцом славы.

На вершине креста, хоть и нечасто, встречается корона. Многие полагают, что короны приделывались к храмам, имевшим отношение к святым лицам, но это не так. На самом деле корона помещалась на вершину креста церквей, построенных по царскому указу или на деньги из царской казны. Кроме того, в Священном Писании сказано, что Иисус является царем царей или господином господствующих. Царская власть соответственно тоже от Бога, именно поэтому кресты и содержат на своей верхушке корону. Крест, увенчанный короной, также иногда называют Царским Крестом или Крестом Царя Небесного.

Иногда крест изображали в виде божественного оружия. Например, его окончания могли иметь форму наконечника копья. Также на кресте могло присутствовать лезвие или его рукоять как символ меча. Такие детали символизируют монаха воином Христовым. Однако он может выступать только как орудие мира или спасения.

Самые распространенные виды крестов

1) Восьмиконечный крест. Этот крест является наиболее соответствующим исторической правде. Такую форму крест приобрел уже после распятия на нем Господа Иисуса Христа. До распятия, когда Спаситель нес крест на Голгофу на своих плечах, он имел четырехконечную форму. Верхняя короткая перекладина, а также нижняя косая, были сделаны сразу же после распятия.

Восьмиконечный крест

Нижняя косая перекладина именуется подножкой, или подножием. Она была приделана к кресту тогда, когда воинам стало ясно, куда достанут Его ноги. Верхняя перекладина представляла собой табличку с надписью, которая была сделана по распоряжению Пилата. По сей день такая форма наиболее распространена в православии, кресты восьмиконечной формы встречаются нательные, они венчают купола церковь, их устанавливают на надгробьях.

Восьмиконечные кресты часто использовались в качестве основы для других крестов, например, наградных. В Эпоху Российской империи при царствовании Павла I и до него, при Петре I и Елизавете Петровне, существовала практика награждения духовенства. В качестве награды использовались наперсные кресты, что было даже законодательно оформлено.

Павлом для этой цели использовался Павловский крест. Выглядел он следующим образом: на лицевой стороне имелось накладное изображения Распятия. Сам крест был восьмиконечным и имел цепочку, все это было изготовлено из . Крест выдавался на протяжении длительного времени - от его утверждения Павлом в 1797 году до революции 1917 года.

2) Практика применять при награждении кресты использовалась не только для вручения награды священнослужителям, но также и воинам и офицерам. Например, использовался для этой цели впоследствии очень хорошо известный, утвержденный Екатериной, Георгиевский крест. Четырехугольный крест также является достоверным, с исторической точки зрения.

В Евангелии он именуется «крестом Его». Такой крест, как уже было сказано, нес Господь на Голгофу. На Руси он назывался Латинским или Римским. Название происходит от того исторического факта, что именно римлянами была введена казнь методом распятия на кресте. На западе такой крест считается наиболее верным и распространен больше, чем восьмиконечный.

3) Крест «виноградная лоза» известен с древности, им украшали надгробия христиан, утварь и богослужебные книги. Сейчас такой крест довольно часто можно приобрести в церкви. Он представляет собой восьмиконечный крест с распятием, окруженный ветвистой виноградной лозой, которая прорастает снизу и украшена полновесными кистями и листьями с разнообразными узорами.

Крест «виноградная лоза»

4) Крест лепестковой формы является подвидом четырехугольного креста. Концы его выполнены в виде лепестков цветка. Такая форма чаще всего используется при росписях зданий церквей, украшении богослужебной утвари, в облачениях для таинства. Лепестковые кресты встречаются в наиболее старом христианском храме на Руси - в храме Святой Софии, постройка которого датируется 9 веком. Нательные крестики в виде лепесткового креста также встречаются нередко.

5) Трилистниковый крест чаще всего четырехконечный или шестиконечный. Концы его имеют соответственно форму трилистника. Такой крест часто можно было встретить в гербах многих городов Российской империи.

6) Крест семиконечный. На иконах северного письма такая форма креста встречается очень часто. Датируются такие послания в основном XV веком. На куполах Русских храмов его также можно встретить. Такой крест представляет собой длинный вертикальный стержень с одной верхней поперечиной и косым пьедесталом.

На золотом пьедестале священнослужители до появления Иисуса Христа совершали искупительную жертву - так говорится в Ветхом Завете. Подножье такого креста представляется собой важный и неотъемлемый элемент ветхозаветного алтаря, который символизирует искупление помазанника Божьего. Подножье семиконечного креста заключает в себе одно из наиболее сакральных его качеств. В изречениях посланника Исайи встречаются слова Всевышнего: «Воздайте хвалу подножию ног Моих».

7) Крест «терновый венец». Разные принявшие христианство народы изображали крест с терновым венком на многих предметах. На страницах древней армянской рукописной книги, а также на иконе «Прославление креста» XII века, которая расположена в Третьяковке, на многих других элементах искусства можно сейчас встретить такой крест. Терен символизирует терновые страдания и тернистый путь, который пришлось пройти Иисусу, сыну Божьему. Терновым венком часто покрывают голову Иисуса при изображении его на картинах или иконах.

Крест «терновый венец»

8) Крест виселицеобразный. Такая форма креста находит широкое применение при росписи и украшении храмов, облачений священников и богослужильных предметов. На образах таким крестом часто украшался вселенский святой учитель Иоанн Златоуст.

9) Корсунский крест. Такой крест именовался греческим, или древнерусским. Согласно церковному преданию, крест установил князь Владимир после возвращения из Византии на берег Днепра. Подобный крест и сейчас хранится в Киеве в Софиевском соборе, он же высечен и на надгробии князя Ярослава, которое представляет собой мраморную доску.

10) Крест мальтийский. Такой крест называется еще георгиевским. Он представляет собой крест равной формы с расширяющимися сторонами к краю. Такая форма креста официально была принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, который образовался на острове Мальта и открыто боролся против масонства.

Этот орден организовал убийство Павла Петровича - Российского императора, повелителя мальтийцев, поэтому и имеет соответствующее название. Некоторые губернии и города имели на своих гербах такой крест. Этот же крест был формой награждения за воинское мужество, именуемый георгиевским и имевший 4 степени.

11) Просфорный крест. Он несколько подобен георгиевскому, но включает слова, написанные на греческом языке «IC. XP. NIKA», которые означают «Иисус Христос - Победитель». Они были написаны при помощи золота на трех больших крестах в Царьграде. По древней традиции эти слова вместе с крестом печатаются на просфорах и означают выкуп грешников из греховного плена, а также символизируют цену нашего искупления.

12) Крест плетенный. Такой крест может иметь как равные стороны, так и более длинную нижнюю сторону. Плетение к славянам пришло из Византии и широко использовалось на Руси в древности. Наиболее часто изображение таких крестов встречается в русских и болгарских древних книгах.

13) Клиновидный кресс. Расширяющийся крест с тремя полевыми лилиями на конце. Такие полевые лилии по-славянски называются «крины сельные». Крестик с полевыми линиями из Серенства XI века можно увидеть в книге «Русское медное литье». Широко распространены были такие крестики как в Византии, так и позже в 14-15 веке на Руси. Означали они следующее - «небесный Жених, когда сходит в долину, делается лилией».

14) Каплевидный четырехконечный крест. Четырехконечный крест имеет на концах небольшие кружочки в форме капли. Они символизируют капли крови Иисуса, которые во время распятия окропили крестное древо. Каплевидный крест был изображен на первом листе греческого Евангелие II века, которое находится в Государственной публичной библиотеке.

Часто встречался среди медных наперсных крестов, которые были отлиты в первых веках второго тысячелетия. Они символизируют борьбу Христову до крови. И говорят мученикам о том, что с врагом необходимо сражаться до последнего.

15) Крест «Голгофа». С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется изображение Адама, погребенного на Голгофе. Надписи на Голгофском кресте означают следующее:

  • «М. Л. Р. Б. » - «место лобное распят бысть», «Г. Г.» — гора Голгофа, «Г. А.» — глава Адамова.
  • Буквы «К» и «Т» означают копье воина и трость с губкой, которая изображается вдоль креста. Над средней перекладиной: «IС», «ХС» – Иисус Зристос. Надписи под этой перекладиной: «НИКА» - Победитель; на титле или около нее надпись: «СНЪ БЖIЙ» - Сын Божий. Иногда «I. Н. Ц. И» - Иисус Назорей Царь Иудейский; надпись над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» - Царь Славы.

Такой крест изображается на погребальном саване, знаменующим сохранение обетов, которые даются при крещении. Знамение креста, в отличие от образа, передает его духовное значение и отображает реальный смысл, но самим крестом не является.

16) Гамматический крест. Название креста походит от его схожести с греческой буквой «гамма». Часто эта форма креста употреблялась в Византии для украшения Евангелий, а также храмов. Вышивался крест на облачениях служителей церкви, изображался на церковной утвари. Гамматический крест имеет форму, похожую на древнеиндийскую свастику.

У древних индийцев такой символ означал вечное бытие или совершенное блаженство. Этот символ связан с солнцем, он получил широкое распространение в древней культуре Арийцев, Иранцев, встречается в Египте и Китае. В эпоху распространения христианства такой символ был широко известен и почитаем во многих областях Римской империи.

Древние славяне-язычники в своих религиозных атрибутах также широко использовали этот символ. Свастику изображали на кольцах и перстнях, а также других украшениях. Она символизировала огонь или солнце. Христианская Церковь, которая обладала мощным духовным потенциалом, смогла переосмыслить и воцерковить многие культурные традиции древности. Вполне возможно, что гамматический крест имеет именно такое происхождение и в православное христианство он вошел как воцерковленная свастика.

Какой нательный крест может носить православный?

Этот вопрос является одним из наиболее часто задаваемых среди верующих. Действительно, это довольно интересная тема, ведь при таком большом разнообразии возможных видов сложно не запутаться. Основное правило, которое следует запомнить: православные носят нательный крест под одеждой, над одеждой имеют право носить крест только священники.

Обязательно любой крест должен быть освящен православным священником. На нем не должно быть атрибутов, которые имеют отношение к другим церквям и не относятся к православным.

Наиболее значимыми атрибутами являются:

  • Если это крест с распятием, то на нем должно быть не три креста, а четыре; к одному гвоздем могут быть пробиты обе ноги Спасителя. Три гвоздя относятся к католической традиции, в православной же должно их быть четыре.
  • Раньше был еще один отличительный признак, который сейчас не поддерживается. В православной традиции Спаситель бы изображен на кресте живым, в католической традиции его тело изображалось повислым на руках.
  • Признаком православного креста также считается косая перекладина - подножка креста правым концов вверх, если смотреть на крест перед ним. Правда сейчас РПЦ использует также кресты с горизонтальной подножкой, которые ранее встречались только на Западе.
  • Надписи на православных крестах делают на греческом или церковнославянском языках. Иногда, но редко, на дощечке над спасителем можно встретить надписи на иврите, латыни или греческом.
  • Часто распространены ошибочные мнения относительно крестов. Например, считается, что православные не должны носить латинский крест. Латинский крест представляет собой крест без распятия и гвоздей. Однако такая точка зрения является заблуждением, латинским крест называется не по той причине, что распространен среди католиков, потому как латиняне на нем распяли Спасителя.
  • Отсутствовать на православном кресте обязательно должны эмблемы и монограммы других церквей.
  • Перевернутый крест. При условии отсутствия на нем распятия, исторически всегда считался крестом святого Петра, который по его же просьбе был распят головой вниз. Такой крест относится к православной церкви, но сейчас встречается редко. Верхний луч в нем больше нижнего.

Традиционный русский православный крест - это восьмиконечный крест, сверху которого имеется табличка с надписью, косая подножка внизу, а также шестиконечный крест.

Вопреки распространенному мнению кресты можно дарить, находить и носить, можно носить не крестильный крест, а таковой просто хранить. Очень важно, чтобы любой из них был освящен в церкви.

Обетный крест

На Руси существовал обычай в честь памятных дат или праздников устанавливать обетные кресты. Обычно такие события были связаны с гибелью большого количества людей. Это могли быть пожары или голод, а также холодная зима. Кресты могли быть установлены и как благодарность за избавление от какой-либо беды.

В городе Мезень в XVIII веке было установлено 9 таких крестов, когда во время очень суровой зимы, чуть было не погибли все жители города. В новгородском княжестве устанавливались именные обетные кресты. После того традиция перешла и к северным русским княжествам.

Иногда определенные люди устанавливали обетный крест в знак определенного события. Такие кресты часто носили имена людей, которые их создали. Например, в Архангельской области есть поселок Койнас, где стоит крест, называемый Татьяниным. По словам жителей этого поселка, крест был установлен односельчанином, который дал такой обет. Когда его жену Татьяну одолел недуг, он принял решение отвести ее в церковь, находившуюся далеко, так как поблизости не было других церквей, после чего его жена выздоровела. Именно тогда и появился этот крест.

Поклонный крест

Это закрепленный рядом с дорогой или возле входа крест, предназначенный для совершения молитвенных поклонов. Такие поклонные кресты на Руси закрепляли около главных городских ворот или на въезде в деревню. У поклонного креста молились о защите жителей города с помощью чудотворной силы Воскрешающего Креста. Города в древности со всех сторон часто огораживались таким поклонными крестами.

Среди историков существует мнение, что первый поклонный крест был установлен по инициативе княгини Ольги более тысячи лет назад на склонах Днепра. В большинстве случаев поклонные кресты у православных изготавливались из дерева, но иногда можно было встретить каменные или литые поклонные кресты. Украшались они узорами или резьбой.

Им характерно направление на восток. Основание поклонного креста выкладывалось камнями, чтобы создать его возвышение. Холм олицетворял гору Голгофу, на вершине которой распяли Христа. Под основу креста при его установке люди укладывали землю, принесенную с порога.

Сейчас древний обычай устанавливать поклонные кресты вновь набирает силу. В некоторых городах, на развалинах древних храмов или при въезде в населенный пункт можно увидеть такие кресты. Их часто устанавливают на холмах, чтобы почтить память жертв.

Сущность поклонного креста заключается в следующем. Он является символом благодарности и упования на Всевышнего. Существует еще одна версия происхождения таких крестов: предполагают, что они могут быть связаны с татарским игом. Существует поверье, будто бы самые отважные жители, которые скрывались от набегов в лесных чащах, после минувшей опасности возвращались в сожженную деревню и устанавливали такой крест в качестве благодарности Господу.

Видов православных крестов великое множество. Они различаются не только по своей форме, символике. Есть кресты, которые несут конкретное предназначение, например, крестильные или киотные, или кресты, которые используются, например, для награждений.

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин) :

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся - встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться... только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1) , который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит - римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, - говорит святитель Дмитрий Ростовский. - И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3) , и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест.

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования распространилось по всем материкам Земли, среди множества народов со своими культурными традициями и особенностями. Поэтому неудивительно, что один из самых узнаваемых символов в мире, христианский крест, имеет такое многообразие форм, размеров и применений.

В сегодняшнем материале мы попытаемся рассказать о том, какие бывают кресты. В частности вы узнаете: существуют ли «православный» и «католический» кресты, может ли христианин относиться ко кресту презрительно, бывают ли кресты в форме якоря, почему мы почитаем также крест в форме буквы «Х» и ещё много интересного.

Крест в церкви

Для начала вспомним о том, почему крест важен для нас. Почитание креста Господня, связано с Искупительной жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу, воплотившемуся и пострадавшему на этом древнем римском орудии казни за наши грехи. Без креста и смерти не было бы искупления, воскресения и вознесения, не было бы устроения Церкви в мире и возможности идти по пути спасения для каждого человека.

Поскольку крест столь почитаем верующими, они стараются возможно чаще видеть его в своей жизни. Чаще всего крест можно увидеть в храме: на его куполах, на священной утвари и облачениях священнослужителей, на груди священников в виде особых наперсных крестов, в архитектуре храма, нередко строящегося в форме креста.

Крест за церковной оградой

Кроме того верующему человеку свойственно расширять своё духовное пространство на всю окружающую жизнь. Христианин освящает все её элементы, прежде всего, крестным знамением.

Поэтому на кладбищах над могилами кресты, как напоминание о будущем воскресении, на дорогах — поклонные кресты, освящающие путь, на телах самих христиан — кресты нательные, напоминающие человеку о его высоком призвании следовать путём Господа.

Также форму креста у христиан можно нередко увидеть в домашних иконостасах, на кольцах и других предметах домашнего обихода.

Нательный крест

Нательный крест — особая история. Он может изготавливаться из самых разнообразных материалов и иметь всевозможные размеры и украшения, сохраняя только свою форму.

В России нательный крест привыкли видеть в виде отдельного предмета, висящего на цепочке или верёвочке на груди верующего, однако в других культурах встречались и иные традиции. Крест мог вообще не изготавливаться из чего либо, а наноситься на тело в виде татуировки, чтобы христианин не мог его случайно потерять и чтобы его нельзя было отобрать. Именно так носили нательный крест христиане-кельты.

Интересно и то, что иногда на кресте не изображают Спасителя, а помещают на поле креста икону Богородицы или кого-то из святых или даже превращают крестик в подобие миниатюрного иконостаса.

О «православном» и «католическом» крестах и презрении к последнему

В некоторых современных научно-популярных статьях можно встретить утверждение, что «православным» считается крест восьмиконечной формы с короткой верхней и косой короткой нижней дополнительными перекладинами, а удлинённый книзу четвероконечный крест является «католическим» и православные, якобы, относятся или в прошлом относились к нему с презрением.

Это утверждение, не выдерживающее никакой критики. Как известно, Господа распяли именно на четвероконечном кресте, который по вышеприведённым причинам почитался Церковью святыней задолго до отпадения католиков от христианского единства, произошедшего в XI веке. Разве могли христиане презирать символ своего спасения?

Кроме того во все времена в храмах широко использовались кресты четвероконечной формы и даже сейчас на груди православных священнослужителей можно встретить несколько возможных форм креста — восьмиконечный, четвероконечный и фигурный с украшениями. Неужели бы они стали носить какой-то «неправославный крест»? Конечно нет.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест чаще всего используется в Русской и Сербской Православных Церквях. Такая форма напоминает о некоторых дополнительных подробностях смерти Спасителя.

Дополнительная короткая верхняя перекладина обозначает титло — дощечку, на которой Пилатом была прописана вина Христа: «Иисус Назарянин — царь Иудейский». На некоторых изображениях распятия слова сокращаются и получается «ИНЦИ» — по-русски или «INRI» — по-латыни.

Короткая косая нижняя перекладина, обычно изображаемая с поднятым вверх правым краем и опущенным вниз левым (относительно изображения распятого Господа) обозначает так называемое «мерило праведное» и напоминает нам о распятых по бокам Христа двух разбойниках и их посмертной участи. Правый раскаялся перед смертью и наследовал Царство Небесное, а левый хулил Спасителя и попал в ад.

Андреевский крест

Христианами почитается не только прямой, но и косой четвероконечный крест, изображаемый в виде буквы «Х». Предание повествует, что именно на кресте подобной формы был распят один из двенадцати учеников Спасителя — апостол Андрей Первозванный.

Особенно популярен «андреевский крест» в России и странах Причерноморья, так как именно вокруг Чёрного моря проходил миссионерский путь апостола Андрея. В России андреевский крест изображается на флаге военно-морского флота. Кроме того, андреевский крест особо почитается шотландцами, которые также изобразили его на своём государственном флаге и считают, что апостол Андрей проповедовал и в их стране.

Т-образный крест

Такой крест был наиболее распространён в Египте и других провинциях Римской империи в Северной Африке. Кресты с горизонтальной балкой, наложенной на вертикальный столб, или с поперечиной прибитой лишь немного ниже верхнего края столба, использовали для распятия преступников в этих местах.

Также «Т-образный крест» называют «крестом святого Антония» в честь жившего в IV веке преподобного Антония Великого — одного из основателей монашества в Египте, который путешествовал с крестом такой формы.

Арихиепископский и Папский кресты

В Католической церкви, помимо традиционного четвероконечного креста, используются кресты со второй и третьей перекладинами над основной, отражающие иерархическое положение носителя.

Крест с двумя перекладинами означает чин кардинала или архиепископа. Такой крест иногда также называют «патриаршим» или «лотарингским». Крест с тремя перекладинами соответствует папскому достоинству и подчёркивает высокое положение римского понтифика в Католической церкви.

Крест Лалибелы

В Эфиопии в церковной символике используется четвероконечный крест, окружённый сложным узором, который именуют «крестом Лалибелы» в честь святого негуса (царя) Эфиопии Гебре Мескель Лалибелы, правившего в XI веке. Негус Лалибела был известен глубокой и искренней верой, помощью Церкви и щедрым творением милостыни.

Крест-якорь

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

Кельтский крест

До обращения в христианство кельты поклонялись различным стихиям, в том числе и вечному светилу — солнцу. По легенде, когда святой равноапостольный Патрик просвещал Ирландию, он объединил символ креста с более ранним языческим символом солнца, чтобы показать вечность и важность для каждого новообращённого жертвы Спасителя.

Хризма — намёк на крест

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Крест является одним из самых известных знаков в истории человечества. Этот универсальный графический символ более 2-х тысячелетий отождествляется с христианством. Но его возникновение датируется гораздо более ранними периодами развития культуры.

Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.

Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.


Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?

По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?

Возможно, все дело в простоте начертания символа, которая располагает к полету фантазии, к творчеству. Может быть, его форма задевает какие-то глубинные аспекты человеческого подсознания. Ответов может быть множество.

В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:

с мировым древом;

с человеком;

с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;

с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).


Древнейшие цивилизации

палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю. Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло. Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.

У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.

Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест. Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка. Ее быстро вращали до появления язычков пламени.

Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.


Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике. Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья. Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.

Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным. Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом. Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.


Изобретение приспособлений для рождения пламени произвели революцию в человеческой культуре.

Считая огненный крест (как и само пламя) оберегом, его стали изображать не только на культовых постройках, но и жилищах, украшениях, оружии, одежде, утвари, даже на могильных камнях и урнах.

Пространственная символика креста

тоже очень давняя.


Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.

Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.

Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство. С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь. Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.

Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.

Об этом рассказывается в легендах хеттов (о боге Телепину), скандинавов (об Одине), германцев (о Вотане) и пр. Во время праздников, связанных с земледельческими культами, на столбах и крестах, имитировавших дерево, развешивались или рисовались фигурки богов плодородия. Их приносили в жертву Древу, чтобы земля дала хороший урожай. Особенно интересный пример такого рода – это столб Осириса, который венчался крестом. На столбе высекали ветви с листьями и изображение бога. Во время весенней земледельческой церемонии этот крест сжигался жрецами, а его священный пепел зарывали в землю, чтобы она лучше плодоносила. Позже, в эпоху римского владычества, вера в оживляющую силу креста в Империи была заменена на другое восприятие этого знака. Крест стал орудием пытки и позорной смерти для инородцев и одновременно – символом человека с раскинутыми в стороны, как при распятье, руками.

Крест в христианстве

В Библии тоже описано космическое растение под названием Древа Жизни и познания добра и зла, растущее посреди земного Рая. Именно его плод стал причиной грехопадения и изгнания из Эдема первых людей. В книгах отцов Церкви библейское Древо Жизни соотносится с многоконечным крестом и самим Спасителем. Кроме того, в христианстве крест называется «животворящим древом».

Старейшие источники утверждают, что именно часть ствола эдемского Дерева была преобразована в страстной крест Голгофы. Иоанн Дамаскин по этому поводу писал буквально следующее: «Древо жизни, насажденное Богом в Раю, преобразовало крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение».

Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.

Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.

С течением времени люди значительно разнообразили внешний вид простого креста. Дохристианская и христианская символика насчитывает огромное количество модификаций этого священного образа. Вот описания лишь некоторых, наиболее известных вариантов.

Анх – египетский петлястый крест («с рукояткой»). В нем соединены перекрестье (жизнь) и круг (вечность). Это знак, объединяющий противоположности: временное и вечное, небо и землю, мужское и женское, жизнь и смерть, все стихии.

Он был воспринят и ранним христианством. Его изображения встречаются в коптских катакомбах и в религиозных манускриптах 1-ых веков нашей эры.


Тевтонский крест (кросслет) увенчивается маленькими крестиками на каждом из своих концов, которые являются символами четырех евангелистов. Косая форма такого креста обозначает Христа и украшает одежды православных священников.

Греческий вариант – один из самых простых: это две равные по размеру перекладины, наложенные одна на другую. В раннем христианстве он тоже отождествляется с Христом.


Греческий крест.