Диагностические признаки минералов. Большая энциклопедия нефти и газа

Кафедра факультетской терапии и профессиональных болезней

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ

В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Учебное пособие для студентов

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 Лечебное дело,

060103 65 Педиатрия»

Иваново 2013

УДК 616.1/. 4-083.98

Неотложные состояния в клинике внутренних болезней. Учебное пособие для студентов / Под ред. М.Г. Омельяненко. 2-е изд., испр. и доп. – Иваново: ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2013. – 109 с.

Учебное пособие разработано в соответствии с Материалами к итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических ВУЗов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия», утвержденными Министерством здравоохранения РФ. Оно включает 20 неотложных состояний при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, ДВС-синдром, острые отравления и интоксикации, ожоги пищевода, острые аллергические реакции, анафилактический шок, обморок, лихорадку, тепловой удар, укусы змей и насекомых. Для выработки определенного алгоритма практических действий и умений у будущего врача каждое неотложное состояние представлено в следующем изложении: определение, причины и провоцирующие факторы, ведущие клинические синдромы и диагностические критерии, дифференциально-диагностические признаки, организационная основа действий по диагностике, организационная основа действий по неотложной помощи и лечению, ситуационные задачи и эталоны ответов к ним. В издании использованы основные положения МКБ-10, российских и международных клинических рекомендаций, основанных на принципах доказательной медицины.

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной подготовки для студентов, обучающихся по специальностям: 060101 65 «Лечебное дело», 060103 65 «Педиатрия».

Пособие разработано сотрудниками кафедры факультетской терапии и профессиональных болезней (Омельяненко М.Г., Лебедева А.В., Шумакова В.А., Суховей Н. А., Арсеничева О. В., Щапова Н.Н., Назарова А.В.) при участии кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и эндокринологии (Будникова Н.В.) и кафедры госпитальной терапии (Калинина Н.Ю.)

Научный редактор:

заведующий кафедрой факультетской терапии и профессиональных болезней

ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России», доктор медицинских наук, профессор М.Г. Омельяненко

Рецензенты:

заведующий кафедрой факультетской терапии ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия Минздрава России», доктор медицинских наук, профессор П.А.Чижов;

заведующий кафедрой факультетской и поликлинической терапии лечебного факультета ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия

Минздрава России», доктор медицинских наук, профессор А.Н.Кузнецов

© ГБОУ ВПО ИвГМА Минздравсоцразвития России, 2011


© ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2013


Список сокращений……………………………………………….................

1. Ангинозный статус ……………………………………………………………...

2. Приступ стенокардии …………………………………………………………...

3. Острая сердечная недостаточность. Сердечная астма и отек легких………...

4. Кардиогенный шок ……………………………………………………………...

5. Гипертонические кризы…………………………………………………………

6. Внезапная сердечная смерть …………………………………………………...

7. Приступ бронхиальной астмы ………………………………………………….

8. Инфекционно-токсический шок ……………………………………………….

9. Тромбоэмболия легочной артерии …………………………………………….

10. Острая дыхательная недостаточность ………………………………………...

11. ДВС-синдром …………….……………………………………………………..

12. Острые отравления психо-активными веществами ………………………….

13. Ожоги пищевода ………………………………………………………………..

14. Острые аллергические реакции ……………………………………………..…

15. Анафилактический шок ………………………………………………………...

16. Лихорадка ……………………………………………………………………….

17. Тепловой удар ……………………………………………………………….….

18. Обморок …………………………………………………………………………

19. Укусы насекомых ………………………………………………………………

20. Укусы ядовитых змей ……………………………………………………….…

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ……………………………………………………..

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ………………………


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


АВ-блокада – атрио-вентрикулярная блокада

АД – артериальное давление

АД диаст – диастолическое артериальное давление

АД сист – систолическое артериальное давление

АД ср – среднее артериальное давление

АК – аортальный клапан

АЛТ – аланинаминотрансфераза

АПФ – ангиотензин-превращающий фермент

АСК – ацетилсалициловая кислота

АСТ – аспартатаминотрансфераза

АЧТВ – активированное частичное тромбопластиновое время

БА – бронхиальная астма

ВДП – верхние дыхательные пути

ВС – внезапная сердечная смерть

ВЭМ – велоэргометрическая проба

ГБ – гипертоническая болезнь

ГКС – глюкокортикостероиды

ГМ – головной мозг

ГЭРБ – гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

ДБСТ – диффузные болезни соединительной ткани

ДЗЛА – давление заклинивания в легочной артерии

ЖТ – желудочковая тахикардия

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИМ – инфаркт миокарда

КАГ – коронароангиография

КТГ – компьютерная томография

КШ – кардиогенный шок

КЩС – кислотно-щелочное состояние

ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты

ЛЖ – левый желудочек

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МВ-КФК – миокардиальная фракция креатинфосфокиназы

МАО – моноаминооксидаза

МК – митральный клапан

МКБ-10 – международная классификация болезней 10 пересмотра

МНО – международное нормализованное отношение

НМГ – низкомолекулярный гепарин

НМС – непрямой массаж сердца

НПВП – нестероидные противовоспалительные препараты

НФГ нефракционированные гепарины

НЦД – нейро-циркуляторная дистония

ОКС – острый коронарный синдром

ОПН – острая почечная недостаточность

ОСН – острая сердечная недостаточность

ОФВ 1 – объем форсированного выдоха за первую секунду

ОЦК – объем циркулирующей крови

ПЖ – правый желудочек

ПИТ – палата интенсивной терапии

ПКА – правая коронарная артерия

ПСВ – пиковая скорость выдоха

ПСС – периферическое сопротивление сосудов

СВ – сердечный выброс

СКВ – системная красная волчанка

СМП – скорая медицинская помощь

СМ ЭКГ – суточное мониторирование ЭКГ

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

ТАД – трициклические антидепрессанты

ТГВ – тромбоз глубоких вен голени

ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии

УЗДГ – ультразвуковая допплерография

ФВ – фракция выброса

ФЖ – фибрилляция желудочков

ФК – функциональный класс

ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ХС ЛПВП – холестерин липопротеидов высокой плотности

ХС ЛПНП – холестерин липопротеидов низкой плотности

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЦВД – центральное венозное давление

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧСС – число сердечных сокращений

ЭИТ – электроимпульсная терапия

ЭОС – электрическая ось сердца

ЭхоКГ – эхокардиография


АНГИНОЗНЫЙ СТАТУС

1. Определение. Ангинозный статус (АС) – это приступ продолжительных болезненных ощущений в грудной клетке (за грудиной), не прекращающийся после повторного приема нитроглицерина. АС является наиболее частым и типичным клиническим синдромом начала ИМ.

ИМ – острая форма ИБС, в основе которой лежит некроз кардиомиоцитов, обусловленный острой полной окклюзией одной из магистральных коронарных артерий (КА) интракоронарным тромбом (ИМ с подъемом сегмента ST на ЭКГ) или формированием пристеночного (неокклюзирующего) тромба и последующей эмболизацией его фрагментами и материалом из поврежденной атеросклеротической бляшки дистальных сегментов КА (ИМ без подъема сегмента ST на ЭКГ). ИМ сопровождается клиническими симптомами ишемии миокарда и повышением в крови биомаркеров некроза кардиомиоцитов.

Основные диагностические признаки АС.

А) Клинические:

Приступ интенсивных болезненных ощущений в грудной клетке (за грудиной), продолжающийся более 15 мин и не прекращающийся после повторного приема нитроглицерина;

Эмоциональная окрашенность приступа, вегетативные реакции (тошнота, рвота), возможны осложнения (КШ, отек легких, тахи- или брадиаритмии, ВС);

ИБС в анамнезе и/или наличие факторов ее риска.

Б) Инструментальные:

Прямые и обратные (реципрокные) ЭКГ-признаки ишемии, повреждения и некроза миокарда.

В) Лабораторные:

Диагностически значимое повышение уровня биомаркеров некроза миокарда (МВ-КФК, сердечные тропонины).

3. Заболевания, проявляющиеся интенсивной болью в груди:

а) болезни сердечно-сосудистой системы – ТЭЛА; расслоение аорты; перикардит; ГБ; пороки АК; легочная гипертензия; гипертрофическая кардиомиопатия (см. табл. 1);


Под признаками в теории криминалистической идентификации понимаются специально отобранные свойства, с помощью которых можно узнать, отличить объект. Важно, чтобы они отвечали двум условиям: устойчивости и информативности.

Устойчивость означает относительную неизменяемость, качественную и количественную определенность свойства, которое должно существовать без существенных изменений в течение идентификационного периода, т.е. с момента отображения при обстоятельствах, связанных с преступлением, до времени производства идентификационного исследования.

Информативность свойства - это его способность выделять, отличать определенную группу или конкретный объект из множества других объектов материального мира.

Материально фиксированные отображения возникают вследствие воздействия объекта на какие-либо другие объекты, способные воспринимать с достаточной точностью, воспроизводить его признаки и относительно долгое время сохранять их.

Все признаки подразделяются на признаки группового (общие признаки) и признаки индивидуально значения (частные признаки). Под признаками группового значения имеются в виду признаки, присущие определенной группе (роду, виду) объектов. Эти признаки, естественно, не определяют тождества объекта, его индивидуальности, так как типичны для многих или же всех объектов, относящихся к одному и тому же роду, выражают их сходство. Отождествление по признакам группового значения не может быть осуществлено. Общие признаки обычно характеризуют некоторую группу объектов, соответствующую в науке и практике классификации. Такие признаки называются классификационными.

Информационная значимость классификационных признаков определяется, во-первых, надежностью разделения заданной совокупности на классы, роды и виды и, во-вторых, разделением заданной совокупности на примерно равные по объему группы. Это имеет значение для создания учетно-регистрационных систем, так как в противном случае пользоваться картотекой становится затруднительным.

Диагностические (распознавательные) признаки, в отличие от классификационных, лишь корреляционно связаны с распознаваемой группой. Любой из этих признаков может оказаться как в распознаваемой, так и в другой группе, с которой он не связан. Например, любой признак почерка может встретиться как у мужчины, так и у женщины. Но зависимость от мужского или женского пола у разных признаков различная. Конкретные же лица обладают такими комплексами признаков, которые в совокупности могут достоверно указывать на групповую принадлежность исполнителя рукописи. Информационная ценность признаков, используемых для распознавания групповой принадлежности, определяется силой их связи с распознаваемой группой (количественно эта зависимость выражается коэффициентом корреляции).

К признакам индивидуального значения относятся признаки, которые могут встречаться только у отдельных или немногих экземпляров группы.

Эти признаки имеют идентификационное значение, так как они индивидуализируют объекты одной и той же группы и в совокупности признаками группового значения определяют тождество объекта.

Идентификационные признаки должны обладать такими свойствами, как: а) устойчивость;

  • б) частота встречаемости;
  • в) степень зависимости признаков друг от друга.

Степень устойчивости признаков зависит от закономерностей их образования. Идентификационную ценность представляют те признаки, которые остаются неизменными в течение длительного времени.

Частота встречаемости означает, что чем реже данный признак встречается у других однородных объектов, тем он специфичнее и выше его идентификационная значимость, ценность. Частота встречаемости идентификационного признака определяется или из профессионального опыта эксперта, оперативного работника, следователя, или изучением частоты встречаемости признаков на основе математической статистики.

Степень зависимости признаков друг от друга означает, что если признаки взаимосвязаны между собой, появление одного признака обусловливается каждый раз появлением другого, то такие признаки представляют небольшую идентификационную ценность, так как не являются самостоятельными, независимыми.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что сущность идентификационных признаков заключается в относительной стабильности, оригинальности, специфичности для конкретного объекта и в допустимости их выявления, изучения и сравнения.

Прогнозирование, как основная задача психологической диагностики.

Психодиагностика, как теоретическая дисциплина.

Этапы психологической работы (любой практической работы).

Психодиагностика, как практическая дисциплина.

Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки.

Диагностика (dia – различать, gnostica – значение) – наука о различии.

Применяется в медицине, при постановке технического диагноза, в педагогике.

Психодиагностика – наука о различении души, психологической реальности.

Психодиагностика – область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека (Шмелев А.Г.).

Используется:

При профотборе, расстановке кадров, профориентации;

При оптимизации обучения, воспитания;

При прогнозировании социального поведения (стабильность брака, законопослушание);

В консультативной практике;

В судебно-психологических экспертизах: оказание помощи в расследовании преступлений;

В медицине (психосоматика, потеря смысла жизни, подготовка к операциям);

При прогнозировании психологических последствий изменения окружающей среды;

Для изучения личности и межличностных отношений.

1. Сбор информации, выбор технологии помощи.

2. Консультация, коррекция (психологическая помощь).

3. Сбор информации, уточнение, выбор дальнейшей технологии при необходимости.

Задается перечислением трех сфер:

1. Предметная область психологической науки (общая и дифференциальная психология).

2. Дифференциальная психометрика (разработка и математическое обоснование диагностических методик).

3. Практические сферы применения методик (Где? Когда? Как?)

Прогнозирование поведения человека, его поступков – есть основная задача психодиагностики.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индивидуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает. Но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде».

Условием проникновения во «внутреннюю логику самодвижения процесса развития» является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повторные наблюдения.



В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых. Характеристика особенностей личности вне социальных условий лишены почвы. «Мы можем понять, что такое «ленивый мальчик», если нам известно, кто именно, в каких социальных условиях, кому и на каких основаниях дал такое определение» (Обуховский, 1981).

Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий.

П. Мил, положивший начало дискуссиям, опираясь на анализ значительного количества работ в этой области, приходит к заключению о том, что статистический прогноз оказывается значительно более эффективным. Этот подтверждается и более поздними исследованиями, в которых, в частности показаны причины, ограничивающие результативность клинического прогноза (Barendregh, 1961). Оказывается, что увеличение объема диагностических данных, которые должен учитывать психолог, вначале приводит к возрастанию, а затем к снижению точности прогноза.

Наиболее уязвимое место клинического подхода – жертва частным, отдельным, во имя полноты картины. П.Б. ганнушкин в свое время писал. Что чем богаче опыт клинициста-психиатра, тем труднее делается, а подчас совершенно невозможен дифференциальный диагноз отдельного припадка.

Однако, статистический подход не может заменить клинический, когда ставится задача всестороннего описания личности, раскрытия причинных связей и отношений. Трудно найти альтернативу клиническому подходу и в тех областях исследования личности, в которых использование тестов оказывается малоэффективным.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Диагностический вывод - есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

4. Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Стандартизация (standart - типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Особенности:

ü Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

ü Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Особенности:

ü Строго индивидуальный метод.

ü Психометрически не обоснован.

ü Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

Cтраница 1


Диагностический признак (параметр): признак (параметр) объекта диагностирования, используемый в установленном порядке для определения технического состояния, структурный параметр - зазор.  

Диагностический признак должен отвечать ряду условий. На практике стремятся использовать диагностические параметры, отвечающие требованиям 156 ] однозначности, доступности, удобства измерения, информативности и технологичности.  

Диагностический признак должен отвечать ряду условий. На практике стремятся использовать диагностические параметры, отвечающие требованиям однозначности, доступности, удобства измерения, информативности и технологичности.  

Диагностический признак, патогномоничный для дакриоцистита новорожденных, это выделение слизисто-гнойной или слизистой жидкости из слезных точек при надавливании на область слезного мешка. Дакриоцистит сопровождается гиперемией конъюнктивы, слезостоянием, слезотечением и слизистым и гнойным отделяемым в конъюнктивальном мешке. Эти симптомы проявляются и нарастают к концу первой и на второй неделе жизни ребенка. Иногда заболевание замечается к концу первого месяца. Таким способом не устраняется причина, а лечится следствие, и это чревато осложнениями.  

Чисто диагностические признаки здесь не рассматриваются. Вместе с тем технологическая классификация сохраняет связь и преемственность с системами минералогии.  

Диагностические признаки неисправностей отдельных узлов станков часто определяются при анализе тех параметров, которые раньше при контрольных операциях не регламентировались и считались второстепенными.  

Указанные и другие диагностические признаки русловых образований дадут наиболее достоверные результаты тогда, когда они будут использоваться комплексно.  

Диагностическими признаками этих фаций служат присутствие остатков наземных и пресноводных организмов, плохая сортировка и угловатая форма зерен обломочного материала, признаки древнего выветривания с хемогенными отложениями в коре выветривания.  

Общим диагностическим признаком всех осложнений является изменение давлений. С другой стороны, распределение давлений по трассе - наиболее точно и достаточно часто регистрируемый системами телемеханики и АСУ параметр в технологическом цикле перекачки. Поэтому компонента функции пригодности по гидравлическим потерям Ah принята в алгоритме диагностирования в качестве центрального связующего звена.  

Диагностическими признаками коры являются механические элементы - лубяные волокна (стереиды) и каменистые клетки (склереиды), их количество, расположение и строение. Располагаются механические элементы одиночно или группами, рассеянно или поясами. Стенки лубяных волокон или каменистых клеток обычно сильно утолщены и лигнифициро-ваны.  

Важнейшими диагностическими признаками в порошках коры являются: механические элементы (лубяные волокна, каменистые клетки), их расположение (одиночно или группами), включения оксалата кальция, млечники, вместилища.  

Косвенными диагностическими признаками могут служить акустические сигналы, изменение температуры изделия, давления в системе, наличие в смазке продуктов износа (см. гл.  

Важным диагностическим признаком для определения видов спороносных бактерий является строение края колоний. Одни виды образуют колонии с ризоидными, бахромчатыми и ветвистыми краями, другие - с гладкими округлыми или бугристыми, грубо волнистыми. Подобные особенности в ряде случаев удается подметить невооруженным глазом, но особенно хороню они выявляются при микроскопии с небольшим увеличением.  

Физические свойства. К ним относятся: цвет, блеск, прозрачность; твердость, плотность, спайность, излом и др. свойства.

ЦВЕТ минерала определяется его способностью поглощать определенную часть светового спектра. Ферсман выделил 3 рода окрасок минералов по происхождению:

· идиохроматическую (своя собственная),

· аллохроматическую (алло - чужой),

· псевдохроматическую (псевдо - ложный).

Идиохроматическая - в состав минерала входит элемент, дающий окраску - хромофор. Например, железо дает черную или бурую окраску, свинец - серый, медь - зеленый и т.д.

Аллохроматическая - окраска за счет элементов-примесей, изменяющих окраску минерала. Например, кварц бесцветный минерал, а его разновидности аметист, морион окрашены в фиолетовый или черный цвет за счет примесей атомов Fe.

Псевдохроматическая - обусловлена включениями посторонних минералов. Например, минерал лабрадор обладает темным собственным цветом, но при рассмотрении его под разными углами наблюдается синяя окраска. Она обусловлена тонкими включениями минерала ильменита, который изменяет светопреломление.

Иногда на поверхности минерала появляется радужная окраска, называемая побежалостью - возникает за счет образования тонкой пленки окислов на его поверхности.

ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минерала в порошке. Часто цвет черты повторяет цвет минерала, но бывают и отклонения. Например, минералы магнетит и хромит имеют черный цвет, а их цвет в порошке или цвет черты отличаются: у магнетита черта черная, а у хромита - темно-бурая.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - способность минерала пропускать свет. По этому признаку минералы разделяются на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные.

БЛЕСК - способность отражать падающий свет. По отражательной способности минералов блеск подразделяется на металлический и неметаллический. Металлический блеск имеют минералы с высокой отражательной способностью. Неметаллический блеск подразделяют на: стеклянный, жирный, перламутровый и т.д.

СПАЙНОСТЬ - способность минералов раскалываться под ударом с образованием ровных поверхностей параллельных граням, ребрам и др. кристаллографическим направлениям. Выделяют спайность:

Весьма совершенная (слюда, тальк),

Совершенная (кальцит, галит),

Средняя (полевые шпаты, роговая обманка),

Несовершенная (оливин, апатит),

Весьма несовершенная (золото, корунд).

ИЗЛОМ - вид поверхности при расколе минерала. Бывает - ровный, ступенчатый, раковистый, занозистый, землистый и т.д.

ПЛОТНОСТЬ - зависит от химического состава и структуры минерала. Все минералы по плотности подразделяются на: легкие (1-3 г./см 3), тяжелые (3,5-9 г./см 3), очень тяжелые (9-23 г./см3).

ТВЕРДОСТЬ - способность минерала сопротивляться механическому воздействию. Выделяют абсолютную и относительную твердости.

Абсолютную твердость определяют прибором, называемым склерометр в кг /мм 3.

Относительная твердость определяется сравнительным путем. Для этого берут минерал с известной твердостью и воздействуют им или на него другим минералом. Существует эталонная шкала для определения относительной твердости минералов. Её разработал австрийский минералог Моос в 1824 г., поэтому названа его именем. В ней подобраны 10 минералов, которые располагаются в порядке возрастания твердости и номер эталонного образца в ней означает величину относительной твердости этого минерала.

Когда нет под рукой эталонной шкалы, пользуются стеклом, гвоздем, стальным ножом или напильником, т.е. заменителями эталонных минералов.

Кроме перечисленных свойств, которые проявляются у всех минералов, существуют свойства присущие отдельным минералам или группе минералов. Их называют особые свойства и к ним относятся:

· Магнитность - определяется по отклонению минералом стрелки компаса;

· Люминесценция - любое излучение минералом света без накаливания. Выделяют: флюоресценцию - свечение минерала происходит при облучении ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, фосфоресценцию - продолжение свечения минерала после прекращения облучения; люминесценция наблюдается у минералов, содержащих в кристаллической решетке примеси ионов. Так минерал шеелит светится бледно-голубым цветом за счет включений МОЛИБДЕНА.

· Пьезо- и пироэлектрические. Пьезоэлектричество - это явление, когда под действием давления вдоль полярной оси кристалла на её концах концентрируются положительные и отрицательные заряды. Пироэлектричеств о - тоже явление (появление электрических зарядов) только под действием температуры при нагревании.

· Реакция с соляной кислото й - происходит выделение углекислого газа, реакция хорошо наблюдается визуально.

· Вкус и запах - некоторые минералы издают запах, при каком-либо воздействии на них (при ударе и т.п.), другие минералы - соленые или горько-соленые на вкус (каменная соль).

· Радиоактивность - ею обладают минералы, содержащие радиоактивные элементы.

Все основные свойства проявляются (кроме особых) у каждого минерала. Часто разные по химическому составу минералы бывают внешне похожи по одному или нескольким свойствам. Например, по цвету, блеску, прозрачности минералы кварц и кальцит похожи и их трудно отличить по этим свойствам. Но по другим свойствам - твердости и спайности они резко отличаются друг от друга. Эти свойства для них являются диагностическими признаками. Таким образом, свойства минералов, по которым их можно определить или отличить друг от друга являются их диагностическими признаками.

Все свойства минералов изучают:

· макроскопически, т.е. определяют свойства визуально;

· с помощью лабораторных исследований с привлечением разнообразных приборов и анализаторов: так химический состав минерала устанавливается после проведения ряда химических или спектральных анализов для определения элементов, входящих в его состав;

· строение кристаллической решетки определяют с помощью рентгеноструктурного анализа, основанного на отражении и дифракции рентгеновских лучей от кристаллографических плоскостей. В последнее время для изучения структуры минерала применяют электронный микроскоп;

· оптические свойства минералов изучают под микроскопом.

Сейчас создано много приборов, которые позволяют сделать комплекс лабораторных исследований прямо в образце, содержащем исследуемый минерал, т.е. отпадает трудоемкая работа по извлечению минерала в чистом виде, без примесей другого минерала.

Изучение свойств минералов дало толчок экспериментальным исследованиям для получения минералов в лабораторных условиях. Такие исследования позволяют моделировать условия образования минералов, что представляет несомненный научный интерес. Практическое значение таких исследований - получение искусственных минералов для ювелирной промышленности, радиоэлектроники и др. отраслей.

О названиях минералов - многие пришли из древних времен:

На основе физических свойств или химического состава (например - магнетит, никелин),

По географическому месту открытия (ильменит - в Ильменских горах, арагонит - по испанской провинции);

По имени великих ученых или деятелей - уваровит (мини стр. пр освещения Уваров), шеелит (в честь ученого химика Шееле открывшего элемент W).

Многие минералы, кроме основного, имеют одно или несколько других названий, называемых синонимами. Например, флюорит - плавиковый шпат, сфалерит - цинковая обманка и т.д.

Процессы минералообразования в природе происходят по законам физической химии и термодинамики. Главными факторами являются химический состав среды, температура и давление. Все они в процессе минералообразования изменяют свои параметры, т.е. являются величинами переменными. Изменение величины концентрации химических элементов, температуры и давления может протекать плавно и постепенно, или скачкообразно резко. При таких условиях минералы могут кристаллизоваться одновременно-последовательно друг за другом: оливин >?пироксен >?роговая обманка; или одновременно, например, при интенсивном испарении морской воды в лагунах образуются залежи солей, состоящие из минералов: галит >?сильвин >?карналит >?гипс >?сера. Такое совместное нахождение минералов, образовавшихся на определенной стадии процесса минералообразования называется ПАРАГЕНЕЗИС МИНЕРАЛОВ. А минералы, образовавшиеся совместно на какой-то определенной стадии минералообразования называются парагенетической ассоциацией. Знание парагенезисов минералов имеет большое научное и практическое значение. Так было теоретически и практически установлено, что в кимберлитовых трубках совместно с алмазами кристаллизуется минерал группы гранатов - ПИРОП. В Якутии по находкам пиропа были открыты месторождения алмазов.