Доклад «повышение качества дошкольного образования в условиях реализации фгос до. Как объединить основные показатели качества образования в дошкольном учреждении Качество образования в детском саду по фгос

Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации.Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.

Организация системы оценки качества образования в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №98» города Магнитогорска

Актуальные вопросы разработки и функционирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях. Обеспечение непрерывности контроля над соответствием образовательного процесса и результатов деятельности внешним государственным и внутриорганизационным требованиям к качеству образования в общеобразовательной организации в соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется посредством внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО).

Под ВСОКО понимается непрерывный внутриорганизационный контроль качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации.

Цель: Качественная оценка и коррекция деятельности, условий среды учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на качество предоставляемых услуг.

Задачи:

  1. Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на качество образования.
  2. Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.

3.Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.

4.Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.

  1. Проведение самообследования.

Основными принципами мониторинга являются целостность, оперативность, информационная открытость к результатам.

ООП МДОУ:

  • Дополнительные образовательные программы, реализуемые в МДОУ
  • Совместная образовательная деятельность в режиме дня и организация непосредственно образовательной деятельности
  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Реализация приоритетного направления деятельности в системе дополнительного образования
  • Материально-технические условия

Карты оценки предметно развивающей среды, аналитические справки педагогов раз в месяц как меняется предметно-пространственная среда в группе.

  • Требования к кадровым условиям
  • Финансовые условия (финансовое обеспечение)
  • Уровень достижения результатов освоения основной образовательной программы
  • Качество организации воспитательно-образовательного процесса;
  • Инновационная деятельность.

Соответствие структуры и содержания рабочих учебных программы установленным требованиям

Обеспеченность групп учебными пособиями, дидактическим материалом, средствами наглядности

Методы сбора данных:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ документов;
  • беседы;
  • социометрические исследования;
  • статистические исследования;

Для создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково, поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание программы ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.

Созданная система видов практической деятельности образовательного учреждения должна быть нормативно регламентирована документами которыми необходимо руководствоваться при разработке системы мониторинга оценки качества образования дошкольной организации.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • СанПиН 2 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Письмо Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РФ от 31 июля 2012 года № 03-20/н-20 «Об организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»;

Нормативно-правовая регламентации функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, заключается в подготовке, принятии, утверждении и введении в действие локального нормативного акта «Положение о внутренней системе оценки качества образования ДО» который устанавливает содержание, структуру и порядок осуществления внутреннего мониторинга качества в учреждении.

Используются следующие термины:

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам.

Качество условий - это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение - оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Не менее важным требованием в случае правовой регламентами внутреннего мониторинга качества является внесение дополнений в должностные инструкции работников.

В инструкции необходимо прописать: В своей деятельности сотрудник (должность) руководствуется уставом, другими локальными актами ДОУ в том числе программой внутреннего мониторинга качества образования.

И в функции работника: работник выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования.

Алгоритм введения системы оценки качества образовательных у слуг в ДОУ

Создание педагогического актива ДОУ для разработки программы системы оценки качества образовательных услуг ДОУ;

Рабочая группа разрабатывает программу внутренней оценки системы качества образования и разрабатывает план методической работы введения программы ВСОКО ДОУ; Определяет параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; Разрабатывает технологические карты, схемы, таблицы, для проведения внутреннего мониторинга оценки качества образования в ДОУ.

(Деятельность рабочей группы должна отражаться в протоколах)

Как организовать процедуру проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ ;

Издание Приказа о проведении оценки качества образовательных услуг в ДОУ (назначение ответственных лиц, установление сроков);

Сбор и обработка данных (данные прописаны в программе мониторинга оценки качества образования)

Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ;

Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Определение слабых сторон ООПДО и установление способов исправления содержания программы

Определение недостатков в условиях реализации ООПДО и установление путей решения проблем

Определение общего итога оценки качества образовательных услуг в ДОУ

Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ.

Включение мероприятий по улучшению условий реализации ООПДО в Годовой план работы учреждения на следующий учебный год; Ознакомление родителей и учредителя с итогами проверки.

Поощрение педагогов, чьи воспитанники показали лучшие результаты освоения ООПДО

Совершенствование СОКО ДОУ.

Программа системы оценки качества образования в ДОУ позволит:

1) Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;

2) Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;

3) Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.

Также раскрывается понятие качества дошкольного образования для данной дошкольной организации и приводятся функции системы оценки:

  • информационная;
  • побудительная;
  • формирующая;
  • коррекционная.

Вторая часть содержит описание объекта, субъекта, методик, технологий оценки качества, её структурных элементов: самообследование, мониторинг и контроль, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки.

Организация системы оценки Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО. Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, педагоги и члены родительского комитета.

Алгоритм реализации системы оценки

  • Определение и обоснование объекта оценивания.
  • Сбор данных.
  • Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.
  • Обработка полученных данных.
  • Анализ полученных данных.
  • Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.

К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде - сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.

Виды контроля:

1. Оперативный - оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности. 2.Предупредительный - предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками).

3.Срезовый - диагностика детей по разделам программы.

4.Тематический - глубокое изучение состояния дел. 5. Итоговый - оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.

Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей. Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности (двигательный режим детей на прогулке, наблюдение за природой, наличие выносного материала, развивающие дидактические игры и организация трудовой деятельности)

  • содержательная насыщенность - наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
  • вариативность - наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
  • трансформируемость - возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • доступность - свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
  • безопасность - соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики. Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса. Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.

Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.

Подготовила старший воспитатель Цыбулько Татьяна Дмитриевна

Доклад

«Повышение качества дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС ДО»

Борисова Людмила Валентиновна,

заведующий МБДОУ «Солнечный»

Уважаемые коллеги!

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных

услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования республики Мордовия и нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.

На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

    обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития

    образования, с учетом федеральных государственных стандартов;

    активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

    внедрение менеджмента в деятельность руководителя детского сада.

ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

    Совокупность образовательных областей

    Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»;

    Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией авторского коллектива по руководством Т.И.Бабаевой в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

Цель деятельности нашего детского сада по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

. программно- методическое обеспечение детского сада;

. кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

. материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

. предметно-пространственная развивающая среда;

. инновационная деятельность;

. информационно-технологическое обеспечение деятельности учреждения.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации.Считаю,что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Уверена,что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнечный» проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе.И здесь мне особенно хочется отметить,что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях районной газеты.

В текущем учебном году по госстандарту мы приобрели средства ТСО (ноутбук,принтер со сканером,широкоформатный телевизор) для показа презентаций детям и их родителям в инновационном режиме работы.

В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе МРИО г.Саранск, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет-это вебинары.

Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Думаю,следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес-печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб-разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле-ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре-бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис-следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда-телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные,дидактические материалы,игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование,существенно обновили методическую базу детского сада.

Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста.

В 2014г. благодаря содействию районной администрации в детском саду произвели частичную реконструкцию - сделали прачечный блок,включающий в себя стиральный,сушильный и гладильный цеха.Отремонтировали овощехранилище.

За два с небольшим года б лагодаря спонсорской помощи ООО « КЭТЗ БЛ-ГРУПП» и при личном участии директора предприятия Рудакова В.С. полностью заменены водопроводно-канализационные коммуникаций по всему периметру детского сада,установлено новое сантехническое оборудование во всех групповых ячейках детского сада (детские душевые поддоны с душевыми насадками,раковины,унитазы,ванную с нижним экраном в туалетную комнату ясельной группы).Во всех вспомогательных помещениях детского сада заменены водопроводные смесители.Во всех групповых ячейках отремонтированы туалетные комнаты.В помещениях частично заменены потолочные светильники.Отремонтировано парадное крыльцо детского сада,сделан облегчённый боковой витраж из голубого поликарбоната,что придаёт входу особую красоту, эстетику и очень нравится взрослым и детям.Отремонтирована электроплита(переключатели с жарочными панелями).Произведён капитальный ремонт спортивного зала ДОУ.Приобретено детское красочное и тёплое напольное ковровое покрытие в новый спортивный зал.Силами спонсора были утилизированы люминисцентные отходы,что особенно важно для охраны жизни и здоровья детей.

Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада (регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы,выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др.),что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты.

В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей.В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов,овощей и салатов.

Одним из главных залогов успешного воспитания и обучения ребёнка считаю оздоравливание. В этом аспекте в 2015 году с разрешения главного врача Ковылкинской межрайонной больницы детскому саду были выделены 3 бактерицидные кварцевые лампы,что позволяет обеззараживать помещения,где находятся наши дети во время их отсутствия,соблюдая при этом режим кварцевания жедневно проводится воздушная аэрация, двигательная,дыхательная и артикуляционна я гимнастика,босохождение ,динамические минутки.В период респираторных заболеваний - чесноко и лукотерапия .В тёплый период времени дети охотно принимают воздушные солнечные ванны и очень любят влажное растирание.

Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в республиканском конкурсе «Лгопед-профессионал»,в 2014г.мы заняли первое место в республиканском конкурсе по патриотизму «Растим патриотов России».В этом учебном году наш детский сад стал лауреатом республиканского смотра-конкурса «Зелёный огонёк» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия.

Я твёрдо уверена; всё,что окружает ребёнка в детком саду и дома-в семье,это инструмент его развития и,главное,чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку,а был правильно подобран.Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.

Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для самых больших жителей Планеты.

Уважаемые коллеги,в преддверии нового учебного года искренне желаю Вам ярких педагогических побед,крепкого здоровья,талантливых воспитанников,понимающих родителей,внимания со стороны государства,личностного и профессионального роста!

Пусть Вашей мудрости,таланьа,чуткости,заботы и внимания хватит на каждого ребёнка,а Ваши всезнайки,непоседы и почемучки искренне любят Вас,гордятся Вами и доверяют Вам!

Возможно ли объединить основные группы в дошкольном учреждении, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113–2003, в единую схему? Попробуем вместе с экспертом журнала.

Проблема повышения уровня оказываемых услуг находится в центре внимания практически всех отраслей социальной сферы. С одной стороны, это обусловлено изменением государственной политики в сфере оказания социальных услуг населению, где ключевую роль играют критерии результативности и эффективности вложения бюджетных средств. С другой стороны, имеет место общая неготовность социальной сферы предъявлять такие показатели обществу и государству, как убедительные доказательства своего постоянного совершенствования и развития.

Чтобы в дошкольном учреждении нужны документально оформленные требования, в которых перечислены все основные качественные характеристики с конкретными значениями параметров. В производственной сфере требования установлены практически для всей продукции массового производства. В непроизводственной сфере это сделать сложно. Имеющиеся на сегодняшний день в большинстве социальных отраслей официальные требования не охватывают всего многообразия качественных характеристик объектов и явлений. Научно обоснованная система параметров оценивания качества образования в дошкольном учреждении также отсутствует.

Помимо показателей система оценивания включает такие элементы, как источники информации, субъекты, объекты и процедуры оценивания, способы и методы измерения, которые также недостаточно разработаны.

В связи с этим о системе оценивания качества образования в дошкольном учреждении можно говорить только в будущем времени. Однако многие конструктивные элементы этой системы уже определены в различных нормативных документах. Так, постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 утверждены правила осуществления мониторинга образовательной системы. Согласно п. 2 данных правил мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценивания состояния и перспектив развития образовательной системы. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательные организации обязаны проводить самообследование и обеспечивать функционирование внутренней системы оценивания качественных характеристик образовательной системы. Данный закон включает нормы по контролю качественных характеристик образовательной деятельности органами государственного надзора, по независимому оцениванию качественных характеристик образовательной деятельности с целью предоставления информации об уровне организации работы учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Внутренняя и внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении

В соответствии с нормативными документами в сфере оценки качественных характеристик образовательной деятельности выделяют две подсистемы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя оценка включает оценку руководителями и работниками образовательной организации своей работы, а также оценку деятельности образовательной организации родителями, являющимися потребителями услуг данной организации.

Внешняя оценка качества образования в дошкольном учреждении предполагает оценку надзорными органами, профессиональными сообществами, общественными и иными организациями. По своей сути любая внешняя оценка не зависит от организаций, которые подлежат оцениванию. Однако в Законе № 273-ФЗ независимая оценка качественных характеристик имеет более узкое толкование, в рамках которого устанавливаются субъекты оценки, общие критерии оценивания и другие требования. Оценка учредителя (собственника) может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя оценки - в зависимости от масштаба объекта оценивания. В табл. 1 приводятся основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении.

Таблица 1

Основные характеристики внешней и внутренней подсистем оценки качества образования в дошкольном учреждении

Элементы системы оценки качества дошкольного образования Субъекты оценки
Внутренняя оценка Внешняя и внутренняя оценка Внешняя оценка
Работники

Родители воспитан ников

Администра-ция дошкольной организации Учредитель Надзорные органы Профе-ссиональные эксперты Общественные эксперты
Процедуры оценивания Самообследование Не
установлены
Система внутренней оценки качества Контроль, мониторинг, рейтинг Лицензирование, государственный надзор Аттестация, экспертиза Независимая оценка качества
Показатели и критерии оценки Устанавливаются Минобрнауки России и дошкольной организацией Устанавливаются дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также дошкольной организацией Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами, а также учредителем Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами Устанавливаются требованиями, нормативами, стандартами. Определяются экспертами Устанавливаются Минобрнауки России. Дополни-тельные показатели устанавливаются общественными советами
Способы оценивания Опрос Все известные способы оценки качества Ранжирование данных, имеющихся в открытом доступе

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены некоторые оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена: ряд базовых понятий не имеет однозначных определений, не выделено содержание перечня показателей, не описаны способы и механизмы оценивания. Все эти вопросы адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Показатели качества образования в дошкольном учреждении

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. При этом само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п. 29 ч. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная деятельность детского сада регулируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС), который устанавливает требования:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и согласно специальному указанию не подлежат непосредственной оценке и не могут служить показателями при оценке качества образования.

В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ: присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Кроме того, Законом № 273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности. Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями:

СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности».

Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении. Однако есть еще и другие субъекты оценивания, требования которых тоже необходимо учесть. В первую очередь, речь идет о потребителях услуг ДОО.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик. Они являются общим руководством для производителей любых услуг, и потому их применение в каждой конкретной сфере, и в сфере оценки качества образования в дошкольном учреждении в том числе, требует авторской интерпретации. Первая группа: показатели назначения, где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги. Вторая группа: показатели безопасности, где выделяется 10 видов безопасности. Третья группа: показатели надежности предоставления и результатов услуги. Четвертая группа: показатели профессионального уровня персонала. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОУ с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом (см. табл. 2.)

Таблица 2

Примерные параметры системы показателей качества образования в дошкольном учреждении (на основе ГОСТ Р 52113–2003)

Наименование групп показателей качества Параметры системы показателей
Назначение услуги 1. Основные свойства услуги: удобный режим работы; наличие медицинских работников, учителей-логопедов и других узкопрофильных специалистов; наполняемость групп, количество воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; объем трудовых обязанностей персонала при осуществлении присмотра и ухода за детьми, учет дополнительных запросов семьи; размер и порядок оплаты услуг детского сада, наличие льгот и т. п. 2. Совместимость услуги: функциональная (преемственность в содержании работы с образовательными организациями другого уровня образования); информационная (соответствие объема, вида и формы предоставления информации о ребенке и оказываемых услугах требованиям родителей). 3. Качество предоставления услуги: состояние материально-технической базы; санитарно-гигиенические условия; этика общения персонала; возможность получения дополнительных услуг; наличие условий для оказания услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, другим категориям потребителей с особыми потребностями; эстетика и комфортабельность помещений
Безопасность услуги Электробезопасность. Пожарная безопасность. Санитарно-гигиеническая безопасность. Безопасность игрового оборудования, в т. ч. установленного на прогулочных участках. Безопасность озеленения интерьеров и прогулочных участков. Безопасность, создаваемая специальными защитными средствами (устройство ограждения, организация пропускного режима, оснащение аварийной сигнализацией и др.). Безопасность технологического оборудования. Специфические виды безопасности для отдельных видов услуг (обучение плаванию, проведение физиотерапевтических процедур и т. п.)
Надежность услуги Стабильность производственного графика работы детского сада, выполнение обязательств, предусмотренных договором с родителями
Профессиональный уровень персонала Общая и профильная подготовка персонала. Уровень квалификации кадров и навыки выполнения сложных работ, в т. ч. по результатам участия в конкурсах профессионального мастерства. Знание и соблюдение требований документов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников (в т. ч. требований безопасности). Соблюдение профессиональной этики поведения, которая включает такие качества, как: этичность, доброжелательность, вежливость, коммуникабельность; внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями услуг; умение создать домашнюю атмосферу, проявлять терпение, выдержку, избегать конфликтных ситуаций

Из табл. 2 видно, что используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы).

Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе № 273-ФЗ, ФГОС и ГОСТ Р 52113–2003, получим обобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть времени работников детского сада. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества образования в дошкольном учреждении, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности»
  • ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст

1 Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 № 253-ст. Утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 06.11.2014 № 1482-ст. Взамен вводится в действие ГОСТ Р 52113–2014.

Людмила Кочетова
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ ;

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество дошкольной организации?

От качества работы воспитателя ,

От отношений, которые сложились в коллективе,

От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми,

От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями :

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);

– какие условия созданы в дошкольной организации (образовательная среда , ориентированная на самоценность дошкольного детства ; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы , творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Дошкольный стандарт - стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.

Вице-президент, член экспертного совета по дошкольному образованию и т . д. (не буду перечислять все ее титулы) Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно , чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества .

Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно : оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются :

Самообследование,

Диагностика,

Мониторинг или контроль. Кстати, среди ученых нет четкого различия между этими понятиями, так как анализируется вся система , и сопоставляются факты.

Чаще всего мы используем основные распространенные формы контроля : оперативный, тематический, итоговый.

Что же нужно оценивать ?

Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса , условий и результатов дошкольного образования .

Разберем все три момента подробнее.

1. Качество образовательного процесса :

Какие вопросы его оценивают :

1.1 качество образовательной программы , методик и технологий, применяемых в образовательном процессе ;

1.2 качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);

1.3 качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Примечание : Надо помнить, что не должно быть классно-урочной формы обучения, т. е. если реализуется учебная модель , то это говорит об отсутствии качества образования , т. к. она не соответствует государственным установкам в дошкольном образовании .

В нашем ДОУ разработаны некоторые таблицы контроля, которые помогают нам в оценке качества образовательного процесса . (См. таблицы)

2. Качество образовательных условий :

В стандарте указано 5 групп требований :

Финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;

Материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;

Развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;

Психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;

Кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Содержание процедуры оценки включает вопросы аттестации педагогов, их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов , участие в работе РМО, знание и использование современных педагогических методик и технологий, образовательные достижения воспитанников, участие в профессиональных конкурсах разного уровня, а также качество рабочих программ и календарно-тематического планирования. Необходимо включить вопросы для оценки свойств РППС :

Вариативность – наличие пространства для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;

Трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации , интересов и возможностей детей;

Полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;

Доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;

Безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.)

Для оценки мы используем сл . таблицы контроля. (См. таблицы)

3. Качество результатов ДО :

Динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям . Сравнение ребёнка с самим собой - насколько он развился в течение определённого периода времени;

Соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Содержание процедуры оценки включает вопросы достижений воспитанников (включая показатели социализации, а также участие в различного уровня конкурсах, результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО , воспитанность дошкольников (социально-нормативные характеристики, удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов и результаты педагогической диагностики (через педагогические наблюдения, портфолио дошкольника.)

Для этого используем сл. таблицы контроля, схемы учета и анализа. (См. таблицы)

Что же даёт система оценки ?

Информация

Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь . На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.

Мотивация педагогов

Участие в оценке качества воспитателей , заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.

Формирование личности ребёнка

Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества . С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.

Коррекция действий

Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.

Как оценивать ?

Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО .

В заключении необходимо сказать, что всем нам важно усвоить, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, но только с самим собой. (Как изменился ребенок в течение определенного времени, насколько подрос качественно ). К результатам допускаются только педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщенном виде – сколько детей показало низкий, средний или высокий уровень развития. Результаты конкретного ребенка не даются. (Скоролупова О.)

Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования заслушиваются на заседаниях педагогического совета, методического совета, совещаниях при заведующем. Открытость результатов оценки осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации.

Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

Проектирования;

Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

Осуществления контроля отклонений от целей;

Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

Регулирования и анализа результатов деятельности .

Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

Личностные свойства;

Общая работоспособность;

Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

Творческие склонности, заинтересованность;

Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

Эффективное использование трудового потенциала;

Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

Планирования,

Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

С писок литературы:

1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.