первая пол. 2 тыс. до н. э. Свайные поселки В северной части Апеннинского
полуострова.
вторая пол. II тыс. до н. э. Свайные поселки («террамары») к югу от р. По.
КОн. II — нач. I тыс. Поселения типа «Вилланова».
X_IX вв. Древнейшие поселения на территории города Рима.
IX в. Возникновение этрусских городов в центральной
части Апеннинского полуострова.
754/3 Традиционная дата основания города Рима.
VIII_VI вв. «Царский» период в истории Рима.
кон. VII в. Подчинение Рима этрусскими правителями.
середина VI в. Реформа общественного строя в Риме, приписыва-
емая царю Сервию Туллию.
510 Падение царского государственного строя в Риме.
Установление республиканского строя (традиционная дата).
Эпоха Римской республики
494 Установление должности народных трибунов.
451—450 Комиссия «децемвиров». Законы XII таблиц.
449 Закон Валерия и Горация о правах римских граждан.
445 Закон трибуна Канулея о браках.
середина V в. Вторжение в северную Италию кельтских племен.
Разгром этрусских городов. Захват кельтами долины р. По.
390 (387?) Вторжение кельтов в Лациум. Разгром Рима.
367 Законы народных трибунов Лициния и Секстия.
340— 338 Война римлян с латинскими союзниками.
327—304 Вторая война римлян с самнитами.
326 Закон трибуна Петелия о запрещении долгового
рабства для римских граждан.
321 Поражение римлян в Кавдинском ущелье.
298—290 Третья война римлян с самнитами.
287 Закон диктатора Гортензия (завершение борьбы пле-
беев с патрициями).
280—275 Война римлян с царем Эпира Пирром.
279 Битва при Аускуле («Пиррова победа»),
275 . Битва при Беневенте.
265 Подчинение римлянами этрусского города Вольси-
нии. Завершение распространения римского господства на Центральную и Южную Италию.
264— 241 Первая Пуническая война.
260 " Битва при Милах. Победа над карфагенским флотом.
256—255 Вторжение римлян в Африку.
241 Битва при Эгатских островах. Заключение мира
между Карфагеном и Римом.
241—238 Восстание наемных войск и подчиненных племен в
Карфагене.
237 Вторжение карфагенских войск Гамилькара Барки
на Иберийский пблуостров.
229—228 Первая война римлян с иллирийцами. Начало римской
экспансии на Балканском полуострове.
223 Подчинение римлянами кельтских (галльских) пле-
мен в долине р. По.
„218—201 __Вторая Пуническая война.
218 , Переход карфагенской армии Ганнибала через Альпы. Битвы на Тицине и Требии.
217 Битва у Тразименского озера.
216 Битва при Каннах.
215—205 Союз Македонии с Ганнибалом. Первая война Рима с
Македонией.
211 Взятие римлянами городов Капуи и Сиракуз. Армия
Ганнибала под стенами Рима. 210—206 Завоевание римлянами карфагенских владений в
207 Битва на Метавре. Гибель армии Гасдрубала Барки.
202 Битва при Заме.
201 Капитуляция Карфагена.
200—197 Вторая война римлян с Македонией.
197 Битва при Киноскефалах.
192—188 Война Рима с Антиохом III.
190 Битва при Магнезии.
171—168 Третья война Рима с Македонией.
168 Битва при Пидне. Гибель Македонского царства.
154—139 Борьба лузитанских племен за свою независимость.
149—148 Восстание в Македонии. Лжефилипп.
149—146 Третья Пуническая война.
146 Разрушение римлянами Карфагена и Коринфа. Обра-
зование римских провинций — Африки и Ахайн. 138—133 Нумантинская война.
138—132 Первое восстание рабов на Сицилии.
133 Трибунат Тиберия Семпрония Гракха.
132—130 Восстание населения Пергамского царства под пред-
водительством Аристоника. 123—122 Трибунат Гая Семпрония Гракха.
121 Гибель Гая Семпрония Гракха.
111—105 Война римлян с царем Нумидии Югуртой.
111 Аграрный закон трибуна Спурия Тория.
104—101 Второе восстание рабов на Сицилии.
102 Битва при Аквах Секстиевых.
101 Битва при Верцеллах.
100 Выступление популяров, возглавленное трибуном
Аппулеем Сатурнином. 91—88 Союзническая война в Италии.
89—84 Первая война царя Понта Митридата VI с Римом.
88 Армия Суллы захватывает Рим.
87—82 Господство в Риме сторонников популяров.
83—82 Гражданская война в Италии и Риме.
82—79 Диктатура Луция Корнелия Суллы.
80—72 Борьба Сертория против сулланцев в Испании.
74—71 Восстание рабов в Италии под предводительством
Спартака.
14—63 Третья война Митрвдата против Рима.
61 Закон Габиния. Борьба Гнея Помпея с пиратами.
66—62 Восточные походы Гнея Помпея.
63—62 Заговор Сергия Каталины.
60 Первый триумвират.
58—50 Войны Юлия Цезаря в Галлии.
53 Битва при Каррах. Распад триумвирата.
49—45 Гражданская война между Юлием Цезарем и его
противниками.
48 Битва при Фарсале. Гибель Гнея Помпея.
48—47 Александрийская война.
45 Битва при Мунде.
44 Убийство Юлия Цезаря. .
43 Мутинская война. Второй триумвират. Гибель Цице-
42 Битва при Филиппах.
36 Поход Марка Антония против парфян.
* Уничтожение Октавианом господства Секста Помпея
на Сицилии.
31 Битва при мысе Акции.
30 Завоевание Октавианом Египта. Гибель Марка Анто-
ния и Клеопатры.
Эпоха Римской империи
30 г. до н. э.—192 г. н. э. Ранняя империя —«принципат». 30 г. до н.э.—14 г. н. э. Принципат Августа.
27 г. до н. э. Юридическое оформление власти Октавиана, присво-
ение ему наименования «Август». 19 г. до н. э. Завершение войн в Испании.
16—15 гг. до н. э. Завоевание Норика и Реции.
12—9 гг. до н. э. Завоевание Паннонии. Вторжение римлян в Герма-
4 г. н. э. Закон об ограничении отпуска рабов на волю.
6—9 Восстание в Далмации и Паннонии.
9 Восстание в Германии. Битва в Тевтобургском лесу.
10 Закон о казни всех рабов в случае убийства одним из
них господина.
14—37 Принципат Тиберия.
14 Военные мятежи в Паннонии и Германии.
17—24 Восстание в Нумидии.
21 Восстание во Фракии и Галлии.
37—41 Принципат Гая Цезаря (Калигулы).
41—54 Принципат Клавдия.
42 Завоевание Мавритании.
43 Завоевание Британии. 54—68 Принципат Нерона. 64 Пожар Рима.
66—73 Восстание в Иудее.
68 Восстание в Галлии.
68—69 Гражданская война в Римской империи.
69—96 Правление династии Флавиев. 69—79 Принципат Веспасиана Флавия.
73 Ценз римского сената. Включение в него провинци-
альной рабовладельческой знати. 79 Извержение вулкана Везувия. Гибель городов Пом-
пеи, Геркуланума, Стабии. 81—96 Принципат Домициана Флавия.
96—192 Правление династии Антонинов («Золотой век» Рим-
ской империи). 98—117 Принципат Траяна.
101 —106 Завоевание Дакии.
114—117 Война с Арменией и Парфией.
115—117 Восстание иудейского населения в Кирене, Египте, на
117—138 Правление императора Адриана.
132—135 Восстание в Иудее под руководством Симона Бар-
138—161 Правление императора Антонина Пия.
161 —180 Правление императора Марка Аврелия.
161 —165 Нападение парфян и война с ними,
ок. 165 Массовая эпидемия (чумы?) среди населения Рим-
ской империиЛ
167—180 Вторжение маркоманнов в римские провинции. Мар-
команнские войны. 180—192 Правление императора Коммода.
193—197 Гражданские войны в Римской империи. Борьба за
4—иятШГраторский трон. 193—235 Правление династии Северов.
212 Эдикт о даровании прав римского гражданства всему
свободному населению Римской империи.
Политический кризис Римской империи. Эпоха «солдатских императоров»
260-е гг. Массовые вторжения варварских племен в пределы
империи. Восстание рабов на Сицилии.
280-е гг. Восстание сельского населения («багаудов») в
Эпоха домината
284—305 Правление императора Диоклетиана.
293 Административные реформы.
301 Денежная реформа. Эдикт о ценах.
303—304 Эдикты против христиан. Массовые преследования и
казни христиан.
306—337 Правление императора Константина.
313 Миланский эдикт о веротерпимости.
316 Эдикт о прикреплении куриалов.
325 Собрание христианских епископов в Никее (первый
«вселенский собор»),
330 Объявление Константинополя второй столицей Рим-
ской империи.
332 Эдикт о вечном закреплении колонов на их участках.
361—363 Правление императора Юлиана.
378 Битва при Андрианополе.
379— 395 Правление императора Феодосия 1.
394 Объявление христианства государственной религией
Римской империи. Запрещение Олимпийских игр, закрытие и разгром храмов.
395 Окончательное разделение Римской империи на За-* Тгадную и Восточную.
410 Взятие и разгром города Рима готами Алариха.
429 Завоевание вандалами Африки.
455 Разгром города Рима вандалами.
476 Низложение императора Ромула Августула (традици-
онная дата падения Римской империи).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА |
Рубрика (тематическая категория) | История |
Контрольные вопросы
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан Рима и иностранцев (перегринов).
Глава 7. Древний Рим.
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Контрольные вопросы
· Что такое ʼʼантичный полисʼʼ как форма государства в древности?
· Когда возник полис Древние Афины, и сколько он существовал?
· Перечислите органы народовластия и магистратуры в Древних Афинах в период расцвета полиса (V в. до н.э.).
· Когда и как возникло государство Древняя Спарта?
· Кем была населена Древняя Спарта?
· Каковы основы государственной власти Древней Спарты?
(все даты - до новой эры)
-2000. Минойская культура на острове Крит.
-2000. Греки-ахейцы заселяют Балканский полуостров. Микенская культура в Греции.
-1100. Вторжение в Грецию греков-дорийцев. Начало упадка микенской культуры.
-888. Традиционно этим годом датируются законы Ликурга в Спарте.
-621. По легенде, этим годом датируются ʼʼдраконовские законыʼʼ (названы по имени афинского царя Драконта͵ ставшие нарицательными для обозначения неоправданно жесткого законодательства).
-594. Приняты законы Солона (ʼʼсолоновская конституцияʼʼ), положившие начало афинской демократии.
-395. Начало Коринфской войны между союзом греческих городов и Спартой.
-355. Начало Священной войны (союз греческих городов против Фокиды), прекращенный в 346 ᴦ. вмешательством Филиппа II, царя Македонии. Начинается период гегемонии Македонии в Греции.
-146. Римляне разрушают Коринф, что символизирует окончательную ликвидацию независимости Греции.
Периодизация государственности Древнего Рима. Обычно в истории Древнего Рима выделяют три базовых периода (табл. 7):
Таблица 7.
Во время начального, так называемого ʼʼцарскогоʼʼ ,периода Римом последовательно правили семь ʼʼцарейʼʼ - рексов (rex ):
2. Нума Помпилий;
3. Тулл Гостилий;
4. Анк Марций;
5. Тарквиний Приск (Древний);
6. Сервий Туллий;
7. Тарквиний Гордый.
Расположение Рима показано на рис. 10, 11.
Для ʼʼЦарскогоʼʼ периода
Древнего Рима (753 ᴦ. до н.э.) характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр.
Размещено на реф.рф
Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Рим в эту пору был догосударственным образованием
с элементами военной демократии
(сх. 14).
Всё полноправное население Рима - римский народ , populus romanus - делилось на 3 племени - трибы (объединение десяти курий).Племена делились на роды - генты (по сто в каждом племени, всего 300), и поселялись в курии (место жительства десяти родов, всего курий было 30).
Старейшины родов входили в сенат - - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс - - ʼʼцарьʼʼ, который избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Участвовать в них могли только патриции, члены древнейших аристократических римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.
Каждый из патрициев обладал следующими правами:
· правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (являясь, таким образом, участником общей земельной собственности);
· правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
· правом на получение от рода помощи и защиты;
· правом на участие в религиозных обрядах, празднествах и т. д.
Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами Рима, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и в ʼʼцарскийʼʼ период были полностью лишены политической правоспособности (сх. 15).
Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты - - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов-патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена вехами борьбы плебеев за уравнивание своих прав с патрициями (сх. 16).
Правовое положение лиц в римском праве
Определялось правовое положение лиц в римском праве на базе трех критериев - - свободы, гражданства и семьи.
Статус свободы делил все население Рима на свободных и рабов
.-Только свободное население являлось полноправным. Источниками рабства являлись обычно: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступление. Раб рассматривался как собственность своего хозяина, который имел над ним неограниченную власть. При этом правовой статус рабов неоднократно изменялся. Первоначально рабство в Древнем Риме носило патриархальный характер.
Размещено на реф.рф
Рабы имели возможность приобретать имущество, хотя формально оно считалось собственностью его господина. Признавались кровнородственные связи рабов. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания.
В республиканский период рабство превращается в основу античной экономики, в связи с этим правовое положение рабов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. В период империи кризис рабовладения заставил искать новые формы эксплуатации рабов, в связи с этим их положение несколько улучшилось. Рабы стали получать пекулий - - часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности. С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью. Допускался даже брак римской гражданки с рабом, но в данном случае она становилась рабыней. Ограничивается власть хозяина над рабом: запрещается убивать своих рабов, а убийство раба приравнивается к убийству свободного человека.
Особую категорию свободного населения составляли вольноотпущенники - - рабы, получившие свободу законным образом, ᴛ.ᴇ. на основании юридического акта͵ по завещанию, вследствие занесения в цензорский список. Правовое положение вольноотпущенника зависело от правового статуса бывшего хозяина. Отпущенные на волю квиритским собственником становились римскими гражданами (за исключением наказанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. При этом приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Действовал запрет на заключение брака вольноотпущенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпущенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.
Институт клиентелы является одним из самых древних в римском праве. Еще в царский период клиентами становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Οʜᴎ составляли основу римского плебса. Клиенты находились в подчинении у патрона (главы рода или семьи), получали от него земельный надел и выполняли в его пользу определенные материальные повинности и оказывал услуги, в частности, несли вместе с.патроном военную службу Клиент не мог вызывать патрона в суд. В случае если клиент умирал бездетным, то его имущество наследовал патрон.
В эпоху империи сформировалась еще одна категория несвободного населения - - колоны. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. С I в. латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на условиях выплаты денежной арендной платы, а со II в. - - натуральной оплаты (треть урожая). Со временем договорные отношения между колоном и землевладельцем приобрели характер внеэкономической зависимости. Колоны утрачивают правовую свободу: в IV в. законодательно им было запрещено покидать свои участки под угрозой уголовного наказания, а земли можно было продавать только с колонами. Хотя колоны сохранили право на семью и собственное имущество, но их личная свобода тоже оказывается под сомнением. Землевладельцы становятся ответственными за выдачу колонов в суд и поставку из их числа рекрутов на военную службу. Грань между колонами и рабами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям; им запрещено свидетельствовать против своих хозяев в суде. Более того, положение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер.
Размещено на реф.рф
Колонами становились не только на базе договора (бывшие рабы, обедневшие свободные), но и по давности проживания на чужой земле и выплаты оброка (должники, получившие земельный участок на условиях несения натуральных повинностей). Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истечении срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).
Статус гражданства делил свободное население на римских граждан и перегринов (иностранцев). Гражданство приобреталось на основании рождения от состоявших в законном браке римских граждан по достижении 17-летнего возраста͵ когда юноша включался в цензовый список и записывался в трибу. Женщины полноправного гражданства не имели, т.к. всегда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Гражданство могло быть даровано иностранцу ʼʼза особые заслугиʼʼ. Гражданами признавались также вольноотпущенники при условии, что они находились в собственности по квиритскому праву и получили свободу на законных основаниях. Гражданство прекращалось в случае захвата римлянина вражеским народом, но по возвращении в Римское государство все права восстанавливались. Допускалось лишение римского гражданства по приговору суда за тяжкие уголовные преступления или в силу утраты статуса свободного человека, что приводило к уменьшению правоспособности.
Наличие гражданства определяло объём политических и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право участвовать в народных собраниях, право занимать должности, служить в армии. Только граждане могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, отчуждение и приобретение имущества. Участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отношению к неполноправным жителям. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обладали привилегией судиться только в Риме перед своими согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.
По мере расширения территории Римского государства выделилась категория латинских граждан - - жителей Италии, не входивших в римскую общину. Οʜᴎ обладали имущественными правами, правом выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных собраниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии добились предоставления им прав римских граждан. К латинским гражданам причислялись вольноотпущенники, ранее находившиеся в бонитарной собственности.
Свободные жители римских провинций - - перегрины - - не имели прав римлян или латинов, но сохраняли собственное гражданство. Их отношения с римлянами регулировались на базе ʼʼправа народовʼʼ. За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римского гражданина, в случае если избирались провинциальными магистратами или служили 25 лет во вспомогательных войсках римской армии. В III в. Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи, но без права выбора римских магистратов.
Статус семьи наделял полной правоспособностью глав римских семей (pater familias). В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), вольноотпущенники, клиенты, рабы. В древнейший период власть домовладыки по отношению к членам семьи была огромной и приравнивалась к власти над вещами. Он распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи (мог продать в кабалу, изгнать из дома). Домовладыка отвечал за правонарушения членов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб). Глава семьи считался самовластным (обладающим ʼʼсобственным правомʼʼ), а находившиеся под его властью подчинялись ʼʼчужому правуʼʼ. Состоящие под властью отца становились самовластными только после его смерти или в случае лишения главы семьи прав римского гражданина с изгнанием из Рима. По мере ослабления патриархальных устоев подвластные получили признание в частном праве. Так, появилась возможность освободиться из-под власти домовладыки при его жизни посредством манципации - - мнимой продажи.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, полная правоспособность лица предполагала наличие всех этих статусов: свободы, римского гражданства, самостоятельного положения в семье. Утрата определенного статуса существенно изменяла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности. Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семейного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери гражданства. Наибольшая потеря правоспособности следовала в случае утраты свободы и гражданства.
Согласно достоверным сведениям, один из рексов Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел реформу общественного и политического устройства , в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в базе первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы- - деление всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни - - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества - - асс , мелкая медная монета. Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела - - во второй и т. д. Вместе с тем, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан - - всадники, а безземельные - - пролетарии - - объединялись в шестой разряд.
Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса ʼʼбогатыхʼʼ и ʼʼсамых богатыхʼʼ центурий составляли большинство - - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой.
После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы- - деление свободного населения по территориальному принципу, - - согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - - трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами (Это представлено в предлагаемой схеме 17).
Римская республика. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 ᴦ. до н.э., после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней (VI-III вв. до н.э.) и поздней (конец III- -I вв. до н.э.)республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократические черты - - при преобладании первых, - - обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев (сх. 18).
Полную правоспособность в республиканском Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:
· свободы;
· гражданства;
· семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
· состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.
Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.
Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также любые свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от прежнего положения древних клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Высшее сословие - - сословие нобилей - - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников пополнялось из числа торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки (ʼʼподвластныеʼʼ).
Полноправным статусом мог обладать только домовладыка, свободный (свободнорожденный) римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в правильный римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры (сх. 19).
Существовали три вида народных собраний:
· центуриатные;
· трибутные;
· куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять ранное количество центурий - - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Такие собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на постановления о взыскании штрафов. Кроме того, плебейские трибутные собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили право принятия общегосударственных законов, что привело к росту влияния плебса на политическую жизнь Рима.
Куриатные собрания потеряли свое значение. Οʜᴎ лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - - ликторов (сх. 20).
Самое важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, не зависимым от воли большинства свободных граждан (сх. 21).
Хотя формально сенат был совещательным органом, в его полномочия входили функции:
· законодательные - - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
· финансовые - - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
· по общественной безопасности, благоустройству Рима и религиозному культу,
· внешнеполитические - - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе Рима с другими державами утверждал сенат. Сенаторы разрешали начать набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями.
Государственные должности именовались магистратурами (сх. 22).
Магистратуры делились на:
· ординарные
(обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, плебейские трибуны и др.
Размещено на реф.рф
Эти должности символизировали идею разделения властей в римской республике. Консулы ведали преимущественно военной сферой; преторы с середины республики занимались гражданским судопроизводством; цензоры составляли списки римских граждан, относя их к определенному разряду или трибе; квесторы заведовали государственной казной; эдилы выполняли полицейские функции; плебейские трибуны защищали плебеев от произвола патрициев, объявляя своё вето на постановления последних;
· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах: внезапная или затяжная война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении экстраординарной диктатуры . Диктаторназначался по предложению сената из числа бывших консулов либо преторов Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Полномочия диктатора были поистине безграничны: он фактически подменял собой на время все остальные магистратуры. В конце республиканского периода некоторые диктаторы (Сулла, Цезарь) объявляли себя ʼʼпожизненнымиʼʼ.
Ординарные магистратуры замещались на базе таких принципов, как :
· выборность - - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;
· срочность - - один год (за исключением диктатора);
· коллегиальность(за исключением диктатора);
· безвозмездность;
· ответственность.
Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика государства характеризовалась почти непрерывными войнами.
Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.
В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - - центурии. Всадники составляли центурии конницы; первый, второй и третий разряды центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый разряды - - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.
В 107 ᴦ. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики и наемной силой, содержавшейся за счёт завоеванных народов (рис. 12).
Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н.э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.
Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:
· восстания рабов - - два восстания в Сицилии (138 ᴦ. и 104- -99 гᴦ. до н.э.) и восстание под руководством Спартака (74- -70 гᴦ. до н.э.);
· широкое революционное движение сельского плебса, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, проводившими аграрную реформу (30-е - - 20-е гᴦ. II в. до н.э.);
· Союзническая война (91- -88 гᴦ. до н.э.),
· общеиталийское восстание против власти Рима, благодаря чему наступила эпоха ʼʼпожизненныхʼʼ диктатур - - вначале Суллы, а затем Цезаря.
Римская империя. Период Римской империи подразделяется на:
· период принципата (27 г. до н.э. - - 193 ᴦ. н.э.);
· кризисный период (193- -284 гᴦ. н.э.);
· период домината (284- -476 гᴦ. н.э.).
Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и официально установленная его преемником Октавианом Августом в 27 ᴦ. до н.э. (табл. 8).
Таблица 8.
Принципат сохранял видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созывались народные собрания, заседал сенат, по-прежнему избирались консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только служило только прикрытием постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был диархией , поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках первого сенатора, то есть принцепса, и сената , сохранявшего значительные полномочия в данный период.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
Права сената распространялись на часть государственной казны; контроль за частью провинций Рима, на издание сенатусконсультов, имевших силу закона, хотя законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".
Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп и разгон собраний. Впрочем, народ перестал ходить в эти собрания (сх. 23).
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего сословия рабовладельцев. Верхушку рабовладельцев составили:
· сословие нобилей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформировалось в III- -II вв. до н.э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили заняли доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 ᴦ. до н.э. - -4 ᴦ. н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счёт сановников, выдвинувшихся на государственной службе;
· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры.
Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.
В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундистов, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - - долгосрочных земельных арендаторов. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию. Впоследствии из-за недоимок к III в. они навечно прикрепляются к арендованной земле и теряют возможность освободиться.
На самой низшей ступени социальной лестницы по-прежнему находились рабы. При этом новая экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева все чаще стали предоставлять рабам пекулии - - земельные участки либо иное обособленное имущество, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Крестьянин-пекулиант стремился увеличить причитавшийся ему остаток имущества за счёт повышения общего дохода.
Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.
Со 193 по 284 гᴦ. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века ".
Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. До предела обострились отношения императоров с сенатом. В 212 ᴦ. император Каракалла из соображений политической безопасности предоставил права римских граждан всему свободному населению Римской империи.
Ко времени правления Диоклетиана (284- -305гᴦ.) Рим превратился в автократическое монархическое государство . Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда доминат) (состав империи показан на рис. 13).
Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких базовых ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:
· государственный совет при императоре (consistorium);
· финансовое ведомство;
· военное ведомство.
Чиновники выделяются в то время в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают высокие пенсии и пр.
Размещено на реф.рф
После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12-ти диоцезов. Последние включали в себя провинции (более 100) и округа. Каждым административным подразделением руководил специальный чиновник, что увеличило и без того обширный управленческий корпус (сх. 24).
В 395 ᴦ. при сыновьях императора Феодосия I произошло официальное разделение Римской империи на:
‣‣‣ Западную Римскую империю со столицей в Риме, прекратившую свое существование в 476 ᴦ., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;
‣‣‣ Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе, которая существовала еще более тысячи лет под названием Византии.
Римское право. Ученые считают, что право Древнего Рима прошло в своем развитии следующие стадии:
1. квиритское, или цивильное, право (jus civile);
2. преторское право (jus praetorium);
3. общенародное право (jus gentium );
Собственно римское право, в свою очередь, делится на публичное, jus publicum (право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста͵ относится "к положению римского государства") и частное, jus privatum, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ относится "к выгоде отдельных лиц" (сх. 25).
Источниками римского права в царский период были обычаи и немногочисленные законы рексов. Право того периода характеризовалось влиянием о
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА" 2017, 2018.
(даты указаны до новой эры, после черты - - новой эры)
-800. Первое поселение на месте Рима.
753. Традиционная дата основания Рима Ромулом.
509. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление в Риме республиканского строя (во главе города - - два выборных консула).
496. Возобновление Латинского союза во главе с Римом (латины - - родственное племя, населявшее Лаций - - центр Италии).
494. Уход - сецессия - плебеев (неполноправной части римского общества) за городскую черту, что привело к учреждению должности плебейского трибуна.
450. Первый письменный свод римского законодательства - - «Законы XII таблиц».
445. Отмена законом Канулея обычая, запрещавшего браки между патрициями и плебеями.
241. Создание первой римской провинции (эксплуатируемой территории) - - Сицилии.
90. Начало Союзнической войны (восстание италийских союзников Рима, добившихся равноправия), закончившаяся к 88 г. предоставлением прав сложившим оружие.
82. Победа Суллы и установление его диктатуры (до 79 г. до н.э.).
74. Начало восстания рабов под предводительством Спартака, подавленное римлянами в 71 г. до н.э.
58. Начало Галльской войны (завоевание территории современной Франции Цезарем, завершившееся к 51 г. до н.э.).
45. Цезарь окончательно разбивает сторонников Помпея и становится единоличным правителем Рима.
44. Убийство Гая Юлия Цезаря.
30. Октавиан присоединяет Египет к Риму и становится единоличным правителем. Условная дата начала периода римской империи.
12. Начало похода римлян в Германию.
- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
1. Принятая в Средневековье дата Рождества Христова - - начало новой эры.
37. Начало правления императора Калигулы, известного своими жестокостями (убит 41 г.)
43. Завоевание Британии.
98. Начало правления императора Траяна (правил до 117 г.) - период расцвета Римской империи.
212. Эдикт императора Каракаллы о даровании римского гражданства всем свободным жителям империи.
235. Начало эпохи «солдатских императоров» - часто сменявшихся правителей, возводившихся на престол и свергавшихся войсками.
272. Римские войска оставляют провинцию Дакия. Начало распада Римской империи.
284. Начало правления императора Диоклетиана, временно приостановившего распад империи.
313. Император Константин I издает закон о свободном исповедании христианства.
330 . Перенесение столицы империи в Константинополь.
337. Смерть Константина I, после которой империя фактически разделяется на две части - - Западную (со столицей в Риме) и Восточную, или Византийскую (со столицей в Константинополе).
375. Гунны вытесняют германские племена вестготов из Северного Причерноморья. Начинается Великое переселение народов.
395. Дата официального разделения Римской империи на Восточную и Западную.
407. Римские войска уходят из Британии.
418 . Основание первого варварского королевства на территории Римской империи - - государства вестготов (на юге Галии).
451. Римляне и их союзники громят гуннов в Галлии. Последняя победа римской армии.
476. Низложение последнего римского императора. Формальный конец Римской империи.
Литература к первой части
1. Аннерс Э. История европейского права / Пер. со шведск. М., 1994;
·2. Полибий. Всеобщая история. Кн.1. Разделение истории. Польза всеобщей истории // Всеобщая история: В 3-х т. Т.1. СПб. 1994.
·3. Тойнби А. Постижение истории (Введение. Сравнительное исследование цивилизаций). М., 1992.
·4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество (Мыслители XX века). / Пер. с англ. - - М., 1992.
·5. Ясперс К. Смысл и назначение истории (Мыслители XX века) / Пер. с нем. - М., 1991.
6. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права. XVI- -X вв.: Памятники и исследования. - -М., 1960.
7. Аннерс Э. История европейского права. - -М., 1995 (Гл. 1).
8. Derett J.D.V. Dharmasastra and Juridical Literature. - -Wiesbaden, 1973.
9. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. - -М., 1993, Т. 1. Гл. 11 - - 12.
10. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Пер. с англ. - -М., 1995 (Гл. 20).
11. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. - -М., 1966.
12. От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. - -М., 1998.
13. Взгляды сторонников сочетания конфуцианского и легистского подходов к закону // Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации. - -М., 1999. С. 515- -524.
14. Калинина Э.А. История рабовладельческого государства и права. Государство и право Древнего Востока. Египет, Вавилон, Индия и Китай. - -Мн., 1997.
15. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта // Народы Азии и Африки. 1981. № 1.
16. http://www.kemet.ru/.- - Культура, история и искусство Древнего Египта.
Из всех древних государств римское выделяется еще и тем, что начало и конец его истории можно назвать с точностью не только до одного года. но даже до одного дня. Началом истории Рима считается 21 апреля 754/753 гг. до н.э. 1 - традиционная дата основания Города Ромулом и Ремом 2 .
Концом римской истории считается 23 августа 476 г., когда германский полководец на римской службе Одоакр низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула, а символы императорской власти - диадему, пурпурный плащ, державу и скипетр - отослал во «Второй Рим», Константинополь.
Разумеется, обе даты условны. По мнению современных историков, и городом и государством Рим становится только в VI в. до н.э. С другой стороны, отстранение от власти последнего императора римского Запада не привело к коренным изменениям в жизни его бывших подданных и тем более - обитателей Восточной Римской империи (Византии).
Глубокие перемены в жизни и тех и других относятся к VII в. н.э., когда на смену позднеантичному постепенно приходит общество совершенно иного типа. В связи с этим некоторые антиковеды полагают, что традиционную датировку конца античной истории следует передвинуть на два столетия вперед.
В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:
Царскиий период (VIII - VI вв. до н.э.)
Ранняя республика (V - III вв. до н.э.)
Поздняя республика (II - I вв. до н.э.)
Ранняя империя (принципат) (I - III вв. н.э.)
Поздняя империя (доминат) (IV - V вв. н.э.).
1. Царский период
В VIII - VI вв. до н.э. отдельные поселки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников - плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать - патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.
Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Царь Сервий Туллий (578 - 534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.
Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица - магистраты.
Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.
2. Ранняя республика
После изгнания царей плебеи, страдавшие от малоземелья и злоупотреблений патрицианских магистратов, начинают упорную борьбу за землю и равноправие. Поскольку римское войско в основном состояло из плебеев, а Рим постоянно вел тяжелые войны, патрициям приходилось идти на уступки, и к началу III в. до н.э. плебеи добились выполнения основных своих требований: наделения их землей, отвоеванной у соседних народов, отмены долгового рабства и свободного доступа к высшим магистратурам.
Постепенно из потомков самых богатых и влиятельных плебеев и патрициев, занимавших высшие магистратуры, образуется новая римская знать - нобилитет. В результате победы плебеев они становятся полноправными гражданами, а Рим - зрелой гражданской общиной (полисом).
Укрепление единства и сплоченности граждан усилило военную мощь Рима. Он подчиняет себе города - государства и племена Италии, а затем начинает вести заморские завоевания.
Основное содержание периода Ранней республики заключается в переходе Рима на особый античный путь исторического развития, формировании там общества и государства античного типа.
В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:
3. Поздняя республика (II - I вв.до н.э.)
1. Царский период (VIII - VI вв. до н.э.)
В VIII VI вв. до н.э. отдельные поселки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.
Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Рим был основан Ромулом и Ремом 21 апреля 753/754 г. до н. э. Ромул и стал его первым царём. Царь Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.
Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.
2. Ранняя республика (V - III вв. до н.э.)
После изгнания царей плебеи, страдавшие от малоземелья и злоупотреблений патрицианских магистратов, начинают упорную борьбу за землю и равноправие. Поскольку римское войско в основном состояло из плебеев, а Рим постоянно вел тяжелые войны, патрициям приходилось идти на уступки, и к началу III в. до н.э. плебеи добились выполнения основных своих требований: наделения их землей, отвоеванной у соседних народов, отмены долгового рабства и свободного доступа к высшим магистратурам.
Постепенно из потомков самых богатых и влиятельных плебеев и патрициев, занимавших высшие магистратуры, образуется новая римская знать нобилитет. В результате победы плебеев они становятся полноправными гражданами, а Рим зрелой гражданской общиной (полисом).
Укрепление единства и сплоченности граждан усилило военную мощь Рима. Он подчиняет себе города государства и племена Италии, а затем начинает вести заморские завоевания. Сплоченность римского гражданского коллектива и прочность связей соединявших Рим с подчиненными ему городами и племенами Италии прошли суровую проверку в конце III в. до н.э. во время самой тяжелой в истории Рима Ганнибаловой войны, которая считается вехой, отделяющей Раннюю республику от Поздней.
3. Поздняя республика. (II - I вв.до н.э.)
В этот период Рим подчиняет себе все Средиземноморье, а также значительную часть Западной Европы и превращается в мировую державу. В Италии происходит переход от патриархального к классическому рабству, экономика и культура достигают невиданного подъема.
Непрерывные завоевания обогащали господствующие слои римского общества, сенаторов и всадников, но вместе с тем истощали римское и италийское крестьянство и вели к порабощению и обнищанию провинциалов. Отсюда череда гражданских смут и гражданских войн, восстаний рабов и покоренных народов в последнее столетие республики, которое называют эпохой гражданских войн.
Полисные органы власти (народное собрание, магистраты, сенат) оказались неприспособленными к новым историческим условиям. Они постепенно хиреют, а реальная власть оказывается у полководцев, добивающихся в междоусобной борьбе единоличного руководства Римской державой. Победителем в этой борьбе стал Октавиан Август первый римский император (30 г. до н.э. 14 г. н.э.)
4. Ранняя империя (принципат) (I - III вв. н.э.)
Август и его преемники покончили с восстаниями и гражданскими войнами, ограничили грабеж провинций и привлекли к управлению государством влиятельных провинциалов, наделенных римским гражданством. Наступает Августов мир два столетия небывалого в истории древнего мира покоя и стабильности.
После гибели полисного строя в самом Риме основой державы становятся города античного (полисного) типа, а сама она сохраняет многие полисные черты: государственный строй официально именовался республикой, а верховный правитель принцепсом (от лат. princeps первый), то есть первым гражданином или первым сенатором (отсюда название политического строя этой эпохи принципат).
Органы власти античной гражданской общины, утратившие в самом Риме (но не на местах) былое значение, продолжают существовать. Малочисленные императорские чиновники редко вмешиваются в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.
В империи наступает расцвет городской жизни, растут старые основываются новые города античного типа, на ее периферии, особенно в Центральной и Западной Европе, распространяются отношения классического рабства, античные (полисные) порядки, обычаи и культура.
Во II в. н.э., который называют золотым веком Римской империи, она достигает наивысшего могущества и процветания. Но уже в III в. н.э. Римскую державу охватил кризис. Она оказалась на грани гибели и распада.
5. Поздняя империя (доминат) (IV - V вв.н.э.)
К началу IV в. н.э. империя выходит из кризиса, но уже не достигает былого могущества. Она подвергается опустошительным нашествиям германцев и персов. Ремесло и торговля постепенно приходят в упадок, города хиреют и утрачивают свой античный облик, небольшие рабовладельческие хозяйства вытесняются громадными имениями (латифундиями), в которых трудятся зависимые арендаторы (колоны) потомки некогда свободных крестьян.
Римская держава становится абсолютной монархией: император, теперь именуемый доминус (dominus), то есть господин или владыка (отсюда понятие доминат), руководит державой с помощью многочисленных чиновников, стремясь установить более жесткий контроль над местным городским самоуправлением.
На смену старым полисным религиям культам богов - покровителей полиса, приходит христианство. Некогда гонимое, оно превращается в господствующую, а затем и в единственно разрешенную религию опору властиВ ослабевшей империи усиливаются центробежные тенденции. Она разделяется на Западную и Восточную (395 г. н.э.). Западная империя глубже охваченная кризисом всех античных институтов, оказалась бессильной перед внутренними восстаниями и внешними вторжениями. В V в. н.э. она распадается на несколько варварских германских королевств, сохранявших еще остатки античных порядков, законов и культуры.И лишь с VII в. н.э. с окончательным упадком античных городов и латифундий как на Западе, так и на Востоке некогда единого Римского мира начинается новая эпоха.Главное содержание периода Поздней империи заключается в трансформации и кризисе античного города и античной цивилизации. Это приводит к ослаблению Римской державы, а затем к гибели Западной Римской цивилизации.
Похожая информация.