Как физические упражнения влияют на развитие ребенка. Влияние физической нагрузки на физиологическое состояние мышечной системы подростка

Влияние на здоровье физических упражнений

В современном мире с появлением современной бытовой техники, которая значительно облегчила трудовую деятельность человека, но при этом сократилась его двигательная активность. Это снизило функциональные возможности человека и способствовало появлению различных заболеваний.

Но также вредны и чрезмерные физические нагрузки. Разумным выходом, в этом случае, будут занятия оздоровительной физической культурой, которая способствует укреплению организма. Физическая культура способствует профилактике и оздоровлению организма, что является очень важным, для людей имеющих различные заболевания.

Физические упражнения - это естественные или специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Роль физических упражнений

СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Занимаясь физической культурой, мы приобретаем необходимые в повседневной жизни и в труде двигательные навыки. Развивается ловкость, быстрота и сила движений нашего тела. Совершенствуется управление движениями, которое осуществляется центральной нервной системой.

В результате тренировки улучшается работа и строение всех органов нашего тела и прежде всего высших отделов центральной нервной системы. Увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга и в других отделах нервной системы, т. е. процесс возбуждения легче переходит в процесс торможения и наоборот. Организм поэтому быстрее реагирует на всевозможные внешние и внутренние раздражения, в том числе и на раздражения, идущие к мозгу из сокращающихся мышц, в результате чего движения тела становятся более быстрыми и ловкими.

У тренированных людей нервная система легче приспосабливается к новым движениям и новым условиям работы двигательного аппарата.

УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ОБЪЕМ И СИЛА МУСКУЛОВ

При физических упражнениях повышается сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, в результате чего возрастает напряжение мышц при их сокращениях. В связи с этим изменяется строение мышечных волокон - они становятся толще, объем мышц увеличивается. Систематически занимаясь так называемыми силовыми упражнениями, например с гирями, можно за 6-8 месяцев резко увеличить объем и силу мышц.

СОХРАНЯЕТСЯ СТРОЙНАЯ ОСАНКА

Тренировка благоприятно отражается не только на мышцах. Укрепляется и весь опорно-двигательный аппарат, прочнее становятся кости, связки, сухожилия. Систематические занятия физическими упражнениями заметно влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию в детском и юношеском возрасте, а в зрелом и пожилом возрасте позволяют надолго сохранить красоту и стройность.

Наоборот, малоподвижный, сидячий образ жизни преждевременно старит человека. Он становится обрюзгшим, живот отвисает, резко ухудшается осанка. Обычно человек, не занимающийся физическим трудом и спортом, сутулится, его голова наклонена вперед, спина горбится, поясница чрезмерно прогнута, грудь впалая, а живот из-за слабости мышц брюшного пресса выпячен вперед, даже если нет.

Физическими упражнениями, укрепляющими мускулатуру (особенно мышцы туловища), можно исправить осанку. С этой целью полезно делать гимнастику и плавать - лучше всего стилем брасс; правильной осанке способствует горизонтальное положение тела и равномерное упражнение многочисленных мышечных групп.

Специально подобранными физическими упражнениями можно устранить боковые искривления позвоночника в начальной стадии развития, укрепить ослабленную бездействием или длительной болезнью мускулатуру живота, укрепить и восстановить своды стопы при плоскостопии. Энергичными физическими упражнениями и диетой можно добиться успеха в борьбе с уродующим человека ожирением.

Применять физические упражнения, исправляющие дефекты телосложения, нужно по указаниям и под наблюдением врача-специалиста.

УЛУЧШАЕТСЯ РАБОТА СЕРДЦА

Тренированный человек становится более выносливым, он может производить более интенсивные движения и совершать тяжелую мышечную работу в течение длительного времени. Это в значительной степени зависит от того, что его органы кровообращения, дыхания и выделения лучше работают. Значительно увеличивается их способность резко усиливать свою работу и приспосабливать ее к тем условиям, которые создаются в организме при повышенной физической нагрузке.

Усиленно работающие мышцы нуждаются в большем количестве кислорода и питательных веществ, а также в более быстром удалении продуктов обмена веществ. И то, и другое достигается благодаря тому, что в мышцы притекает больше крови и скорость тока крови в кровеносных сосудах увеличивается. Кроме того, кровь в легких больше насыщается кислородом. Все это возможно только потому, что значительно усиливается работа сердца и легких.

У тренированных людей сердце легче приспосабливается к новым условиям работы, а после окончания физических упражнений быстрее возвращается к нормальной деятельности.

При более редких сокращениях сердца создаются более благоприятные условия для отдыха сердечной мышцы. Работа сердца и кровеносных сосудов в результате тренировки становится экономичнее и лучше регулируется нервной системой.

ГЛУБЖЕ СТАНОВИТСЯ ДЫХАНИЕ

В покое человек производит около 16 дыхательных движений в минуту. При физической нагрузке в связи с увеличением потребления кислорода мышцами дыхание становится более частым и более глубоким. Объем легочной вентиляции, т, е. количество воздуха, проходящего через легкие за одну минуту, резко увеличивается. А чем больше воздуха проходит через легкие, тем больше кислорода получает организм.

УЛУЧШАЕТСЯ СОСТАВ КРОВИ И УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ЗАЩИТНЫЕ СИЛЫ ОРГАНИЗМА

У тренированных людей количество эритроцитов (красные кровяные тельца) увеличивается. Эритроциты - переносчики кислорода, поэтому при увеличении их количества кровь может получить больше кислорода в легких и большее количество его доставить тканям, главным образом мышцам.

У тренированных людей увеличивается и количество лимфоцитов - белых кровяных телец. Лимфоциты вырабатывают вещества, которые нейтрализуют различные яды, поступающие в организм или образующиеся в организме. Увеличение количества лимфоцитов - одно из доказательств того, что в результате физических упражнений увеличиваются защитные силы организма, повышается устойчивость организма против инфекции. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями и спортом, реже заболевают, а если заболевают, то в большинстве случаев легче переносят инфекционные болезни. У тренированных людей становится более устойчивым содержание сахара в крови. Известно, что при длительной и тяжелой работе мышц количество сахара в крови уменьшается. У тренированных людей это уменьшение не бывает таким резким, как у нетренированных.

У людей, которые не привыкли к физическому труду, при усиленной мышечной работе иногда нарушается выделение мочи. У тренированных работа почек лучше приспосабливается к изменившимся условиям, и образующиеся при усиленной физической нагрузке в большем количестве продукты обмена веществ своевременно удаляются из организма.

Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на другие органы, улучшая и совершенствуя их работу.

Чтобы быть здоровым, крепким, выносливым и разносторонне развитым человеком, нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений и спорта.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.

Физические упражнения будут эффективны тогда, когда их выполняют не от случая к случаю, а регулярно и правильно. В этом случае физические упражнения смогут снизить возможность появления, а если болезнь уже есть, то обострения хронического заболевания. Таким образом, физические упражнения – это мощная и эффективная профилактика заболеваний.

Влияние физической культуры на здоровье ребенка.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых.

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения у детей беспорядочны, но постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к сожалению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных игр. Два раза в год с детьми проводится диагностика физической подготовленности. Выявляются дети с высоким, средним, низким уровнем.

Планируем индивидуальную работу с отстающими детьми.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно).

Во время выполнения движений, упражнений, упражнений у детей формируется нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают аппетит, повышают работоспособность, укрепляется нервная система.

Очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Физическое воспитание ребенка в семье имеет очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья, закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями; разносторонне физическое развитие; владение определенным кругом знаний в области физической культуры; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям, в том числе к будущим повышенным умственным и физическим нагрузкам в школе.

Совет 1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае выказывайте свое пренебрежение к физическому развитию.

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» - все это пустой звук для ребенка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей – не должно быть противоположных распоряжений (мама – «хватит бегать»; папа – «побегай еще минут пять»). Если это происходит – ни о каком положительном отношении ребенка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребенок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребенок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить ее и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6 . Важно определить индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравится подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребенок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но какие-то качества, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребенок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7 . Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребенку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8 . Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».

Совет. 9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10 . Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удач!

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

    Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

    Соблюдайте режим дня.

    Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

    Любите своего ребенка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

    Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз

    Не бывают плохих детей, бывают плохие поступки.

    Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

    Личный пример здорового образа жизни – лучше всякой морали.

    Используйте естественный фактор закаливания – солнце, воздух, вода.

    Помните: простая пища полезнее для здоровья, искусные яства.

    Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе.

    для ребенка – совместная игра с родителями

жизни у детей.

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

Необходимым условием гармоничного развития школьника является двигательная активность. Последние годы в силу большой учебной нагрузки в школе и дома других причин у большинства школьников отмечается дефицит времени, недостаточная двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 80 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении – сидя. Даже у младших школьников двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 11 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой, а весной и осенью она возрастает. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную позу, сидя за партой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие проявляется так же сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. На фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см в массе тела 0,7 кг. А у девочек – соответственно 0,9 см и 1,3 кг. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, – это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см, масса тела – на 8 – 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см, сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра. В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, – на 13 кг, а у занимавшихся, кроме уроков физкультуры, ещё и спортом на 23 кг.

Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной физ. Работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга. «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», – признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

НИПК и КРО

Кафедра физической культуры и спорта

ПЛАН

1. Введение

2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм

3. Физические упражнения и ритм жизни школьников

3.1. О режиме дня

3.2. Гигиена умственного труда

3.3. Правила питания

3.4. О привычках вредных и полезных

4. Двигательная активность

5. Заключение

6. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня обостряется проблема о сохранении и улучшении здоровья современных школьников . Всем известно, что успеваемость и качество выполняемой работы в школе напрямую зависит от самочувствия школьника,

от состояния его здоровья.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал

бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах , независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия».

В наши дни всё больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам . Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности , гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.

Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки - уменьшение частоты сердечных сокращений в покое как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.

Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект , связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.

В любом возрасте, особенно в период интенсивного роста, с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости- показатели жизнеспособности организма. Многочисленные исследования врачей и ученых свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

ВЛИЯНИЕ ОЗЛОРОВИТЕЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью , усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат, пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат . Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Отрицательный аналогичный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ШКОЛЬНИКОВ.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью, поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

3.1. О режиме дня.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям , к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются по нескольким группам. Особое значение среди них имеют суточные , или циркадные , ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность , меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 часам, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 час. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 часов (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены - в 2 часа ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая - в 17-18 часов. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального образа жизни школьника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

3.2. Гигиена умственного труда.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа : чтение художественной литературы , разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением» , так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У школьников - это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык . В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5-2 часа.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При деятельности такого рода происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь школьникам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 часа, а при третьем виде умственной деятельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 10 минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха . Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый М. Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

Музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины , которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить её. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не

должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку . Часто приходится наблюдать, как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклонённым туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

1) Втягиваться в работу постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска.

2) Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным учёный считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

3) Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4) Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

3.3. Правильное питание.

Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть того, что ест, а Сенека писал, что умеренное питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от пресыщения.

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания . Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Средняя потребность организма в белках составляет 1-1,3 г на килограмм массы тела. Для школьников , активно занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион школьника следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры - наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент - жирные кислоты - являются незаменимой составной частью пищи.

Линолевая кислота находится преимущественно в растительных маслах. Из общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять 30-40 % растительных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1-1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с нишей.

Особую роль играет витамин С - аскорбиновая кислота. Он принимает активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых промежуточных продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок, нормализует обмен белков и углеводов, улучшает работу нервной системы, печени, повышает устойчивость организма к температурным колебаниям, ускоряет восстановление после физических нагрузок.

Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы, принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность желудочного сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6-2 мг в день, достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.

В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями , при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании .

3.4. О привычках полезных и вредных.

Привычки - это форма нашего поведения. Недаром говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности , вредные, - наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени , как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию .

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям . Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения на основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно приблизительно определить, насколько сокращается возможная длительность жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20-25 лет, выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4-6 лет, выкуривающий 10-19 сигарет - на 5-7 лет.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделять гормон адреналин , излишек которого вызывает сужение сосудов.

У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни, стенокардии. Печален факт распространенности этой привычки у школьников.

Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого развития перенапряжения, более замедленного протекание восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота. Нужно всеми методами искоренять эту привычку у школьников.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка , вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства людей состояние веселья, повышенного стремления к общению, раскованности. Это одна из причин употребления школьниками (чаще старшеклассниками) алкогольных напитков.

При этом нарушаются восприятие, деятельность двигательных центров мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные инстинкты. Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность .

Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения. У некоторых школьников бытует мнение , что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий только пиво .

Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей. Жизненно важно для таких людей - включение собственной воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность . Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9-10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу , сидя за партой или учебным столом.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника , особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется также в сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы . Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека, и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью .

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде , в результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких .

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-З0 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья , за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья , создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни школьников огромно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Советская система физического воспитания . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1975.

2. Настольная книга учителя физической культуры . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1998.

3. Психология . Под ред. . М.: «Физкультура и спорт», 1987.

4. Л . А. Лещинский. Берегите здоровье . М.: «Физкультура и спорт», 1995.

В физическое воспитание дошкольников не допустим перенос средств и методов школьной педагогической практики. Очевидна необходимость разумного определения суммарных объёмов нагрузки, локального воздействия на организм детей, формирования потребности в занятиях физическими упражнениями, проявления осторожности при систематических занятиях в отдельных видах спорта.

Основой для решения ряда проблем в физическом воспитании стали анализ динамики физического состояния, определение объёма и содержания двигательной деятельности у детей разных возрастных групп в повседневной жизни, определение роли физических упражнений в системе оздоровления средствами физической культуры на основе закономерностей процессов роста и развития детского организма.

В теории сенситивных периодов развития детей обосновано положение о существовании определённых возрастных периодов, когда оптимальное воздействие внешней среды оказывает существенное влияние на развитие различных сторон личности ребёнка. Сенситивные периоды благоприятны для реализации потенциальных возможностей организма, овладения жизненно важными двигательными умениями и проявления физических качеств. В связи с этим существенным фактом является определение «цены» высокого уровня результатов физической подготовленности. Необходимо знать их влияние на функциональное состояние, физическое развитие и здоровье детей.

Анализ возрастных особенностей развития отдельных органов, систем, функций организма под влиянием физических нагрузок способствовал совершенствованию содержания физического воспитания в дошкольных учреждениях. Для практики особый интерес представляет информация о степени количественного влияния различных упражнений на организм и преобразования этого воздействия в качественные изменения его органов и функций, так как именно они позволяют перейти организму на более высокий уровень функциональной адаптации. При этом учитывается не только уровень физической подготовленности, но и физиологические показатели, претерпевающие существенные изменения в процессе воспитания определённых качеств.

Разный уровень физиологических изменений сердечно-сосудистой системы наблюдается при выполнении дошкольниками различных упражнений в течение 5 минут. При этом максимальные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы вызывают подвижные игры и элементы спортивных игр. Беговые нагрузки увеличивают интенсивность сердечно-сосудистой системы и механизмов регуляции кровообращения более чем на 100%.

Наибольшие изменения по частоте сердечного сокращения (ЧСС) выявлены при выполнении скоростно-силовых упражнений (спортивные и , эстафеты и т.д.). Существует точка зрения, что эти упражнения наиболее эффективны именно для развития сердечной деятельности. В педагогической практике такой путь выбирает подавляющее большинство специалистов по физическому воспитанию, предполагая, что по принципу развития скелетной мышцы большая нагрузка увеличивает поперечник волокна и укрепляет сердечную мышцу. Подобные нагрузки приемлемы для тех, у кого сердечно-сосудистая система достигла функциональной зрелости, а для детей более физиологичны упражнения в режиме ЧСС - 120-130 уд./мин. Это можно объяснить тем, что в детском возрасте сердце постоянно работает в более напряжённом режиме, чем сердце взрослого человека, у которого при ЧСС - 75 уд./мин каждый полный период сокращения длится 0,8-0,9 с (на сокращение желудочков из этого времени приходится 0,3 с). Таким образом, желудочки отдыхают почти в три раза больше времени, чем работают. Этого времени покоя достаточно для того, чтобы сердечная мышца растянулась, желудочек полностью наполнился кровью, а в предварительно растянутых волокнах сердечной мышцы увеличилась площадь активного взаимодействия с продуктами энергетического обеспечения. Всё это способствует увеличению силы сокращения сердечной мышцы, а с ней - увеличению сердечного выброса.

У детей в условиях относительного покоя при ЧСС - 90-100 уд./мин каждый сердечный цикл укорачивается на 0,1-0,2 с. Более того, их сердце лишь по своим структурным показателям напоминает сердце взрослого человека, но в нём ещё не завершилась дифференциация гистоструктуры миокарда, эндокарда и нервной ткани. У дошкольников отмечена недостаточность сократительной способности миокарда, её малоэкономная деятельность и небольшой функциональный резерв сердца. Наряду с этим количество функционально созревших клеток, нервных узлов сердца увеличивается постепенно до десятилетнего возраста.

Если детскому организму предложить нагрузки большой мощности (ЧСС свыше 160 уд./мин), то на долю каждого сердечного цикла придётся менее 0,4 с. Такой темп сокращения желудочков длится короткое время, они не успевают развить полную силу и изгнать всю находящуюся в них кровь. Пауза, во время которой сердце отдыхает и наполняется кровью, почти отсутствует. В результате ослабевает работа сердечной мышцы и уменьшается наполнение сердца кровью, притекающей из вен. Длительное и чрезмерное напряжение сердечной мышцы не только не способствует её укреплению, но и приводит к переутомлению со всеми вытекающими из этого последствиями.

Упражнения на выносливость большой мощности можно использовать в соотношении не более 1:3 с нагрузками умеренной мощности. Частота сердечных сокращений до 120-130 уд./мин способна обеспечить оптимальное функционирование кардиореспираторной системы, создать основу для интенсификации физических нагрузок в старшем дошкольном возрасте, когда отмечаются наибольшие темпы увеличения показателей выносливости.

Морфологическое развитие нервной системы завершается к семи-десяти годам. Для дошкольников же характерно преобладание процессов возбуждения в сочетании с резко выраженным запредельным торможением при действии монотонных физических нагрузок, вызывающих внешнее торможение. Это положение обосновывает необходимость чередования переключения с одного вида мышечной деятельности на другой. Например, бег с общеразвивающими упражнениями в ходьбе, упражнения на гибкость, на точность выполнения заданий и на координацию, дыхательные упражнения, «вестибулярная тренировка» и т.д.

Детям дошкольного возраста свойственна выраженная синусовая аритмия в условиях относительного мышечного покоя.

Этот факт можно рассматривать как состояние, при котором могут возникать нарушения ритма сердечной деятельности. Метод ритмокардиографии позволил определить разные уровни функционального состояния сердечно-сосудистой системы, выявить угрожающие состояния и нарушения ритма сердца (появление выраженных симпатикотонических корреляционных пульсограмм в условиях покоя рассматривалось как свидетельство чрезмерно напряжённого состояния сердечно-сосудистой системы и её регуляторных механизмов, что могло стать результатом выполнения физической нагрузки, превышающей функциональные возможности).

Существенное значение в регуляции сердечного ритма и улучшении состояния здоровья у детей имеют динамика симпатической, парасимпатической и гуморальной систем. Симпатическая нервная система имеет выход ко всем органам, регулирует их деятельность, работу скелетных мышц, увеличивает ЧСС, сократительную способность сердечной мышцы и способствует усилению обменных процессов в миокарде. Парасимпатические нервы оказывают противоположные действия и иннервируют, главным образом, внутренние органы. Их влияние распространяется на скелетную мускулатуру, кровеносные сосуды кожи и внутренние органы. Они понижают возбудимость, силу и ЧСС, способствуют восстановлению обмена веществ после нагрузки. Влияние парасимпатических нервов на сердце осуществляется непрерывно, так как они постоянно находятся в тонусе. С каждым годом жизни, а также под воздействием систематических занятий физическими упражнениями происходит повышение тонуса блуждающего нерва, что обеспечивает эффект экономизирующего влияния на сердечную функцию.

В дошкольном возрасте влияние симпатической иннервации на сердце выражено больше по сравнению с парасимпатической. Этим можно объяснить повышенную частоту сердечных сокращений в покое, недостаточную сократительную способность миокарда, малоэкономную деятельность сердца. С возрастом при увеличении влияния парасимпатической системы ЧСС замедляется, что рассматривается как благоприятное функционирование сердца.

Повысить или понизить влияние той или иной иннервации можно, изменив направленность физических нагрузок. Меньшие изменения выявлены при выполнении упражнений на силу, быстроту и гибкость. Для активизации иннервации предпочтительны эмоциональные спортивные и подвижные игры, скоростно-силовые нагрузки. Парасимпатическая нервная система активно функционирует после скоростно-силовых нагрузок и упражнений на координацию.

Принято считать, что артериальное давление является не объектом регулирования, а показателем качества регулирования системы кровообращения при физической работе. Регуляция системы кровообращения при выполнении физической нагрузки сводится, прежде всего, к рациональному распределению крови между различными органами и тканями и их адекватному кровоснабжению в зависимости от активности и метаболических запросов. Однако отклонения от должных величин артериального давления (выше или ниже допустимых пределов) могут свидетельствовать о наличии риска развития гипертонических или гипотонических реакций. Проведение своевременных профилактических мероприятий позволяет минимизировать возможность провокации болезненного состояния.

При повышенном систолическом давлении (СД) следует ограничить упражнения на выносливость, интенсивные, эмоциональные спортивные и подвижные игры. При выполнении упражнений на координацию и гибкость систолическое давление не изменяется, а силовые и скоростные нагрузки, общеразвивающие упражнения оказывают щадящее воздействие на него и могут использоваться в случаях повышенного давления.

При пониженном систолическом давлении используют эмоциональные игры и скоростно-силовые упражнения высокой интенсивности. Эти упражнения повышают систолическое давление, особенно при выполнении их в положении лёжа.

При различных динамических мышечных нагрузках диастолическое давление (ДД) изменяется различно. При выполнении упражнений на ловкость оно не изменяется, при выполнении общеразвивающих упражнений и в подвижных играх повышается на 8-12%, при силовых и скоростно-силовых имеет тенденцию к снижению. Выбор нагрузок такой же, как и при изменениях систолического давления. При выполнении упражнений в исходном положении стоя диастолическое давление выше по отношению к исходному положению - сидя и лёжа.

Ударный объём крови (УОК) и минутный объём крови (МОК), наряду с частотой сердечных сокращений, относятся к главным гемодинамическим показателям, обеспечивающим транспортировку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление продуктов обмена. УОК зависит от массы и объёма сердца, а МОК находится в тесной взаимосвязи с частотой сердечных сокращений и ударным объёмом крови. Минутный объём крови обеспечивает необходимый объём кровотока, проходящего через круг кровообращения за одну минуту. В свою очередь изменения артериального давления (АД) во время систолы и диастолы зависят от минутного объёма крови и периферического сопротивления сосудистого русла. Гиподинамия способствует венозному застою крови, что резко увеличивает периферическое сопротивление, снижая линейную скорость кровотока и ухудшая условия работы сердечной мышцы.

Изменения перечисленных гемодинамических показателей характеризуют адаптивное приспособление организма к влияниям внешних факторов. Они соизмеримы с характером физических нагрузок и изменяются под влиянием возрастных особенностей.

У детей ударный объём крови достигает наибольших величин при повышении частоты сердечных сокращений от исходных величин до 40-60%, в среднем - до 50%.

Колебания частоты сердечных сокращений выше этих показателей имеют меньшее влияние на динамику ударного объёма крови. В некоторых исследованиях его величина приближается к максимальным значениям при увеличении сердечного ритма до 110-130 уд./мин. Наибольшие изменения влияния динамических физических нагрузок на ударный объём крови выявлены во время скоростно-силовых нагрузок, причём более высокие показатели отмечены при выполнении нагрузки преимущественно за счёт мышечных групп нижних конечностей. Такие упражнения, как метание, отталкивание двумя руками от стены и прочие снижают ударный объём крови на 5-10%. Упражнения на быстроту, гибкость и общеразвивающие упражнения оказывают тонизирующее воздействие, а упражнения на координацию снижают показатель ударного объёма крови относительно исходных величин.

Любая физическая нагрузка увеличивает минутный объём крови, который изменяется под влиянием двух показателей - частоты сердечных сокращений и ударного объёма крови.

Если минутный объём кровообращения отклоняется от должных возрастных величин, выбирают упражнения с учётом полного восстановления тех функций, которые обеспечивают предстоящую нагрузку. При нормальных показателях сердечного ритма можно выполнять упражнения высокой интенсивности. В этом случае значительно увеличивается как частота сердечных сокращений, так и ударный объём крови. При отклонениях от нормы показателей сердечного ритма выбирают нагрузки скоростно-силового характера, при выполнении которых значительно увеличивается ударный объём крови, а частота сердечных сокращений не превышает 120–130 уд./мин. Такие упражнения являются щадящими для сердечного ритма, а резервы минутного объёма крови расширяются, чему способствуют элементы спортивных и подвижные игры, силовые нагрузки, упражнения на быстроту, гибкость и ловкость.

Периферическое сопротивление (ПС) характеризует состояние общей направленности реакции артериальной системы на физические нагрузки. Чем выше периферическое сопротивление, тем ниже минутный объём крови, следовательно, при высоком ПС энергетическое обеспечение работающих мышц не получает в достаточном количестве усиленного кровоснабжения для ликвидации биохимических изменений, возникших в тканях во время мышечной работы. При выполнении любых физических нагрузок показатели периферического сопротивления снижаются. Различия в отклонении периферического сопротивления от исходных величин зависят от объёма мышечных групп, обеспечивающих нагрузку, и мощности выполняемой работы. При участии в упражнении мышц верхних или нижних конечностей происходит перераспределение крови за счёт сужения вен конечностей, не осуществляющих в данный момент физическую работу. В скоростно-силовых нагрузках, при участии в работе 2/3 мышечных групп, периферическое сопротивление значительно снижается (до 65% и более) относительно исходного состояния. При кратковременных силовых и скоростных нагрузках, а также в спортивных и подвижных играх ПС снижается (до 40%). Упражнения на гибкость и координацию вызывают минимальные отклонения периферического сопротивления.

Для совершенствования силовых способностей дети выполняли упражнения с отягощением для мелких мышечных групп с предметами, у гимнастической стенки, лазание по наклонной гимнастической скамейке, стенке, передвижения в висе, лазание по канату, подвижные игры и т.п. При выполнении таких упражнений определены меньшие изменения параметров сердечно-сосудистой системы. Это дало основание предположить, что статическое напряжение мышц ограничивало доставку крови, обогащённую кислородом и питательными веществами, к сердцу, выполнение упражнений поддерживалось благодаря биохимическим реакциям, активности ферментов, обеспечивавших реакции анаэробного гликолиза. Такие нагрузки оказывают влияние на энергетическое обеспечение сердечной мышцы, что, в свою очередь, могло отразиться на сердечной мышце. Силовые нагрузки вызвали значительные изменения в детском организме, к тому же не всегда благотворные.

Для совершенствования выносливости и скоростно-силовых способностей у детей использовали элементы спортивных и подвижных игр, эстафеты, при выполнении которых зафиксированы наибольшие отклонения функциональных показателей. Высказано предположение о том, что высокоэмоциональные нагрузки вызвали реакцию, превышающую функциональные возможности детей. Однако, подобные нагрузки необходимы для расширения функциональных резервов растущего организма. В результате воздействия интенсивных нагрузок на организм детей формировались определённые связи между отдельными системами внутренних органов и двигательным аппаратом, что способствовало расширению функциональных возможностей различных физиологических систем растущего организма. Дошкольники выполняли разнообразные прыжки, метания и броски мячей разного веса и диаметра, образные и имитационные упражнения «бой в барабан», «бег на месте» с максимальной частотой и т.п.

Более физиологичной для детского организма оказалась нагрузка на выносливость: сочетание различных циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на санках и т.п.) с комплексами общеразвивающих упражнений продолжительностью 6-10 мин; игры малой и средней интенсивности (при ЧСС до 130 уд./мин). Чередование нагрузок большой и умеренной интенсивности оказывало влияние на развитие скоростной и общей выносливости у детей. Нагрузки способствовали формированию взаимосвязей между функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата, оказывали благоприятное влияние на совершенствование возможностей детского организма и проявление выносливости.

Умственная работа в процессе обучения обеспечивается центрами мозга, ответственными за управление речью, слухом, зрением, письмом. Регуляция и координация работы органов, их подчинение потребностям образовательного процесса осуществляется нервной системой, которая обеспечивает приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Непрерывный поток импульсов, поступающий от анализаторов, принимающих участие в реализации умственной деятельности в мозг и обратно, возбуждает только избранные центры, в то время как в других центрах отмечается процесс торможения, при котором они временно теряют возможность возбуждаться. Под влиянием длительного раздражения возбуждение, возникшее в нервной системе, сменяется торможением. Оно легко распространяется на другие участки, что приводит к общему снижению возбудимости нервной системы, появлению рассеивания внимания, повышенной подвижности во время учебных занятий, снижению умственной работоспособности и коэффициента точности.

Такие изменения имеют определённые закономерности и половые различия. Под воздействием длительного умственного напряжения в сочетании с недостаточным режимом двигательной активности происходят отрицательные изменения в показателях сердечно-сосудистой системы, снижается кровенаполнение мозговых сосудов, формируются симптомы головных болей, апатии, вялость и т.п.

Рабочее положение на учебных занятиях по своему характеру относится к статическим напряжениям, что обеспечивает удержание тела длительное время и отличается повышенным тонусом мышц спины, плечевого пояса. Статическое положение сопровождает постоянный поток импульсов от нервных окончаний напряжённых сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. При этом сосуды возбуждённых центров мозга расширяются, что приводит к повышению кровообращения, а кровь доставляет повышенное количество кислорода, необходимого клеткам. Одновременно с этим постоянное напряжение мышц приводит к сужению капилляров, находящихся в напряжённых мышцах, и уменьшению кровообращения в них.

Положение сидя (сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах) во время учебных занятий затрудняют крово- и лимфообращение в ногах. Возникают застойные явления в системе нижней полой вены, что приводит к ограничению доставки крови к сердцу. Всё это в комплексе, в свою очередь, нарушает координацию между системами и органами, что отрицательно сказывается на нормальном обмене веществ и приводит к утомлению в течение дня, негативно влияет на динамику физического состояния детей.

Существенная роль в предупреждении отклонений физического состояния организма от нормальных показателей отводится динамическим физическим нагрузкам на мышцы, которые испытывают статические напряжения, вовлекают в работу центры, испытывающие меньшее напряжение или не участвующие в обеспечении умственных нагрузок и рабочей позы. Мышечная деятельность в динамическом режиме облегчает движение крови по венам. При сокращении мышц сдавливаются стенки проходящих вдоль них вен и «выжимают» кровь по направлению к сердцу, а, расслабляясь, «засасывают» её из более мелких вен. Вместе с тем, при назначении детям динамических физических нагрузок важно учитывать особенности физиологических систем растущего организма, степень развития вегетативных и двигательных систем.

Таким образом, физические нагрузки различной направленности вызывают разноплановые изменения регуляторных и исполнительных механизмов функционирования сердечно-сосудистой системы у детей. Систематическое воздействие физическими нагрузками на конкретные функциональные показатели, отстающие от должных возрастных величин, способствуют изменению свойств некоторых органов и оказывают целенаправленное воздействие на функции организма как целостной биологической системы. Объём и интенсивность таких нагрузок должны вызывать достаточное напряжение работающих органов и систем, особенно тех, которые в наибольшей степени подлежат восстановлению.

При оптимальном воздействии регуляторных механизмов под влиянием физических упражнений могут формироваться адаптационно-приспособительные механизмы комплекса нервно-гуморально-гормональных систем и целостного организма.

Т. Логвина