Медицинские аспекты качества жизни. Здоровье как показатель качества жизни населения. Качество жизни как социально-экономическое понятие

Год выпуска: 2007

Жанр: Здравоохранение

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Традиционно критериями эффективности лечения в клинических исследованиях являются физикальные данные и лабораторные показатели. Так, эффективность лечения анемии оценивают по уровню гемоглобина или по количеству необходимых трансфузий, а СПИДа и рака - по ответу на лечение и выживаемости. Несмотря на то, что стандартные медико-биологические параметры часто являются основными критериями эффективности лечения в клинических исследованиях, они не отражают самочувствия больного и его функционирования в повседневной жизни. При определенных заболеваниях оценка пациентом своего состояния является самым важным показателем здоровья .
Иногда клиницисты и исследователи считают, что определенные изменения в терапии или в медико-биологических параметрах свидетельствуют об улучшении качества жизни больного. Несмотря на то, что во многих случаях это утверждение справедливо, в ряде клинических ситуаций при оценке качества жизни больного результаты оказываются неожиданными. Одним из классических примеров является исследование, проведенное Sugarbaker и его коллегами, по сравнению двух подходов к лечению сарком мягких тканей . Первый подход заключался в проведении операции с сохранением конечности и последующей лучевой терапией, а второй - в ампутации конечности. Гипотеза состояла в том, что «сохранение конечности в отличие от ампутации приводит к улучшению качества жизни больного». В результате исследования качества жизни было показано, что у пациентов, которым была проведена операция с сохранением конечности и последующей лучевой терапией, имело место снижение двигательной и сексуальной активности. Эти данные были подтверждены при оценке функционирования опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы другими методами. Результаты этого исследования привели к разработке новых режимов лучевой терапии и программ реабилитации, изменивших стратегию лечения сарком мягких тканей . Таким образом, несмотря на то, что врачебная интуиция редко подводит опытных специалистов, предположение о том, что качество жизни улучшилось, следует подкреплять данными исследований.
Существуют различные определения качества жизни. Тем не менее, общепризнанно, что качество жизни является многомерным понятием и отражает влияние заболевания и лечения на благополучие больного. Качество жизни больного характеризует, каким образом физическое, эмоциональное и социальное благополучие больного изменяется под влиянием заболевания или его лечения . В некоторых случаях это понятие включает также экономические и духовные аспекты функционирования больного.
В настоящее время качество жизни больного является важным, а в ряде случаев основным, критерием определения эффективности лечения в клинических исследованиях. В этой связи серьезное внимание следует уделять методам его оценки и анализа. Методология исследования качества жизни должна пройти научную экспертизу и быть общепризнанной. Действительно, в связи с тем, что оценка качества жизни проводится самим больным, требования к методологии должны быть строже, чем к клиническим данным. Жесткие требования необходимо предъявлять и к специалистам, проводящим исследование качества жизни, и к образовательным материалам, посвященным различным аспектам изучения качества жизни. Уместно отметить роль таких международных организаций, как Международное общество исследования качества жизни (International Society for Quality of Life Research -ISOQOL), которые способствуют формированию у специалистов знаний и единых подходов в области исследования качества жизни.
Моя первая встреча с авторами настоящего руководства состоялась на одной из конференций ISOQOL. Эта встреча стала началом нашего сотрудничества, которое продолжается и по сей день. Авторы настоящей книги в течение ряда лет занимаются методологическими аспектами исследования качества жизни и имеют большой опыт изучения качества жизни в различных разделах медицины. В настоящем руководстве проанализированы все аспекты изучения качества жизни и изложены современные концептуальные и методологические вопросы исследования качества жизни. Книга «Руководство по исследованию качества жизни в медицине» может оказаться сложной для начинающих в области исследования качества жизни, однако этот труд является исключительно важным и полезным для серьезных исследователей этого направления. Выход в свет такого всеобъемлющего руководства на русском языке расширит границы применения общепринятой методологии исследования качества жизни и будет способствовать увеличению количества исследований в этой области, выполненных в соответствии с международными стандартами.

«Руководство по исследованию качества жизни в медицине»


Исследование качества жизни: клинические исследования, клиническая практика
Определение понятия «качество жизни»
Составляющие концепции качества жизни
Основные направления исследования качества жизни в медицине

Влияние лечения на параметры качества жизни больного

Прогностическое значение параметров качества жизни
Качество жизни как критерий ремиссии и выздоровления
Индивидуальный мониторинг показателей качества жизни
Методология исследования качества жизни
Основы методологии исследования качества жизни

  1. Разработка протокола исследования
  2. Выбор инструмента исследования
  3. Культурная и языковая адаптация опросника
  4. Валидация опросника
  5. Обследование больных
  6. Этические и психологические аспекты сбора данных
  7. Формирование базы данных
  8. Шкалирование данных опросника
  9. Статистическая обработка данных
  10. Анализ и интерпретация результатов исследования качества жизни
Принципы построения протокола исследования качества жизни
Языковая и культурная адаптация опросника оценки качества жизни
  1. Структура и алгоритм адаптации
  2. Этапы языковой и культурной адаптации
  3. Возможные ошибки при проведении адаптации
Психометрические свойства опросника оценки качества жизни
  1. Надежность
  2. Валидность
  3. Чувствительность
Валидация опросника оценки качества жизни
  1. Протокол валидации опросника GSRS
  2. Этапы валидации опросника GSRS
  3. Результаты валидации опросника GSRS
Статистический анализ в исследовании качества жизни
  1. Понятие случайного и произвольного выбора. Рандомизация. Статистические критерии
  2. Особенности статистического анализа при исследовании качества жизни
  3. Шкалирование данных опросника
  4. Анализ лонгитюдных исследований качества жизни
  5. Анализ пропущенных данных
Статистически значимые отличия показателей качества жизни
  1. Этапы проверки статистических гипотез
  2. Ошибки при статистической обработке результатов исследования
Клинически значимые различия при изучении качества жизни больных
  1. Методологические подходы к оценке клинически значимых различий
  2. Определение клинически значимых различий
Популяционное исследование качества жизни
  1. Методология популяционного исследования качества жизни
  2. Составляющие протокола популяционного исследования качества жизни
  3. Статистические методы анализа данных популяционного исследования качества жизни
Популяционное исследование качества жизни населения Санкт-Петербурга
Описание выборки
Качество данных и психометрические свойства опросника
Показатели качества жизни населения Санкт-Петербурга
Исследование качества жизни в кардиологии
Инструменты оценки качества жизни в кардиологии
Возможности метода исследования качества жизни в кардиологии
  1. Влияние заболевания на физическое, психологическое и социальное функционирование больного
  2. Качество жизни и фармакоэкономический анализ
Исследование качества жизни в пульмонологии
Инструменты оценки качества жизни в пульмонологии
Применение исследования качества жизни в пульмонологии
  1. Влияние заболевания на физическое, психологическое и социальное функционирование больного
  2. Качество жизни как критерий эффективности лекарственных препаратов
  3. Качество жизни при оценке эффективности хирургических вмешательств
  4. Качество жизни как основа реабилитационных программ
Исследование качества жизни в гастроэнтерологии
Инструменты оценки качества жизни в гастроэнтерологии
Возможности метода исследования качества жизни в гастроэнтерологии
  1. Влияние заболевания на физическое, психологическое и социальное функционирование больного
  2. Качество жизни как критерий эффективности лечения
  3. Прогностическая значимость показателей качества жизни
Исследование качества жизни в ревматологии
Методологические аспекты исследования качества жизни в ревматологии
Возможности метода оценки качества жизни в ревматологии
  1. Оценка влияния заболевания на качество жизни больных ревматоидным артритом
  2. Оценка влияния лечения на качество жизни больных ревматоидным артритом
  3. Оценка эффективности лекарственного препарата
Исследование качества жизни в неврологии
Инструменты оценки качества жизни в неврологии
Возможности метода исследования качества жизни в неврологии
  1. Определение влияния заболевания на физическое, психологическое и социальное состояние больного
  2. Качество жизни и экспертиза новых лекарственных препаратов
  3. Качество жизни как прогностический фактор прогрессирования заболевания
  4. Качество жизни как ориентир в разработке реабилитационных программ
  5. Качество жизни в фармакоэкономических расчетах
Исследование качества жизни в онкологии
Инструменты оценки качества жизни в онкологии
Возможности метода исследования качества жизни в онкологии
  1. Качество жизни как критерий эффективности лечения
  2. Качество жизни как критерий определения эффективности новых лекарственных препаратов
  3. Качество жизни как прогностический фактор
  4. Качество жизни как показатель эффективности реабилитационных программ
  5. Качество жизни как критерий эффективности симптоматической терапии и паллиативной помощи
  6. Качество жизни как компонент фармакоэкономических расчетов
  7. Качество жизни как показатель индивидуального мониторинга
Исследование качества жизни в трансплантологии
Методологические аспекты исследования качества жизни при проведении миелотрансплантации
Возможности метода исследования качества жизни при трансплантации костного мозга
Исследование качества жизни у больных рассеянным склерозом после аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток
Исследование качества жизни в педиатрии
Концепция исследования качества жизни в педиатрии
Особенности методологии исследования качества жизни у детей
Возможности метода оценки качества жизни в педиатрии
Исследование качества жизни в паллиативной медицине
Возможности метода исследования качества жизни в паллиативной медицине
  1. Качество жизни как критерий оценки эффективности лечения
  2. Качество жизни в клинической практике
  3. Качество жизни как прогностический фактор
  4. Программы психологической и социальной поддержки, улучшающие качество жизни больного
Инструменты для оценки качества жизни в паллиативной медицине
Инструменты для оценки симптомов
  1. Оценка болевого синдрома
  2. Оценка слабости
  3. Оценка основных симптомов
Фармакоэкономика и качество жизни
Способы фармакоэкономического анализа
Анализ «стоимость-эффективность»
Год жизни, прожитый качественно (QALY)
Способы расчета QALY
Анализ Q-TWiST
Представление результатов анализа «стоимость-эффективность»
Применение анализа «стоимость-эффективность» в медицине
Качество жизни - квинтэссенция новой парадигмы в клинической медицине
Стратегия лечения
Парадигма принятия решения в онкологии
  1. Первый этап - определение цели лечения больного
  2. Второй этап - определение метода лечения больного
  3. Третий этап - индентификация критериев оценки эффективности избранного метода лечения
Парадигма терапии и паллиативной помощи в онкологии
Парадигма терапии и паллиативной помощи в клинической медицине
Список литературы

Определяющие компоненты структуры качества жизни пациента - это условия и образ жизни пациента, а также удовлетворенность пациента условиями и образом жизни Условия жизни предполагают среду, в которой живет пациент, уровень его здоровья, материаль­ное обеспечение, возможность удовлетворения потребностей в со­ответствии с культурой и системой ценностей, свойственных ему. Образ жизни пациента характеризуется наличием или отсутствием стойкой положительной мотивации на сохранение здоровья и навыков здорового образа жизни. Но важнейшим показателем качес­тва служит степень удовлетворенности самого пациента. Критерием оценки качества сестринской помощи может быть такой специфический показатель, как качество жизни пациента, связанное со здоровьем.

Общеизвестно, что любое заболевание в той или иной мере ведет к ухудшению качества жизни пациента: снижению двигательной активности, изменению характера питания, необходимости вы­полнения врачебных назначений, сужению круга общения, нарушению общественных связей. Все перечисленные изменения, по сути, адаптация к изменившимся в связи с заболеванием условиями жизни человека (лечебно-охранительному режиму и режиму диетического питания, дополнительным исследованиям и лекарственной терапии). От деятельности в данной ситуации во многом зависит степень адаптации пациента к изменившимся условиям, сохранение максимально возможных для него самостоятельности и активности.

Уровень качества жизни пациента прямо пропорционален удовлетворенности пациента условиями и образом жизни, оцениваемыми в ходе анкетирования пациентов и их родственников. В настоящее время широко применяют несколько типов анкет: веерный, закрытый, открытый, смешанный. Веерный тип предполагает один ответ из представленного заранее ряда ответов; закрытый - ответы «да», «нет», «не знаю»; открытый - произвольную форму ответа. При смешанном типе анкеты ряд ответов дополнен ответом «другое», где респондент может в произвольной форме выразить свое мнение. При разработке анкеты необходимо помнить, с какой целью проводят анкетирование, и обязательно включать вопросы, содержащие информацию относительно физического, психологического и духовного самочувствия. Наиболее эффективный, на взгляд авторов, смешанный тип анкетирования. Процесс разработки анкеты включает еще два очень важных момента: определение формы и содержания обращения к потребителю сестринских услуг и разработку формы анкеты. Уважительное обращение к потребителю сестринских услуг, доступное изложение целей анкетирования порождают доверие пациентов и повышают объективность их ответов.

Кроме анкетирования, обратную связь с потребителями сестринских услуг можно осуществлять с помощью интервьюирования пациентов и их родственников, организации дискуссий, например, с пациентами, страдающими конкретным хроничес­ким заболеванием, или пациентами определенной возрастной группы.

Измерение качества жизни основано на оценке пациентом уровня своего благополучия в физическом, психическом, социальном и экономическом отношениях. КЖ - это динамическое состояние, функция, изменяющаяся во времени, поэтому и оценивать его следует на определенном протяжении как меняющийся параметр, зависящий от вида и течения заболевания, процесса лечения и системы оказания медицинской помощи.

Процесс работы со столь тонкой материей как ощущение пациентом собственного КЖ весьма сложен и трудоёмок, и требует профессионального подхода. Исследования качества жизни, как правило, являются частью более широкого клинического протокола исследований, проводимых в соответствии с правилами качественной клинической практики - Good Clinical Practice (GCP). Основные компоненты КЖ могут быть измерены отдельно или в целом с помощью различных анкет, тестов, шкал, индексов. Данные можно получить из личной беседы с больным, по телефону, на основании ответов на опросник.

Cбоp cтандаpтныx ответов на cтандаpтные вопpоcы - cамый эффективный метод оценки cтатуcа здоpовья. Тщательно выcтpоенные cвязи вопpоcов и ответов, cоcтавленные для подcчета по методу cуммиpования pейтингов, легли в оcнову cовpеменныx опpоcников КЖ (в настоящее время - более 60). Инструменты для определения качества жизни должны быть простыми, надежными, краткими, чувствительными, понятными и объективными. Современные инструменты оценки качества жизни разработаны с применением психометрии - науки, переводящей поведение людей, их чувства и личностные оценки в доступные количественному анализу показатели.

Каждому инструменту должны быть присущи такие психометрические свойства как надежность, объективность, воспроизводимость и чувствительность.

Объективность инструмента подразумевает возможность с его помощью измерить то, что предполагалось измерить. Внутри этого свойства выделяют содержательную объективность, т.е. степень, с которой измеряемый признак представляет исследуемое явление, и конструктивную объективность, т.е. корреляцию данного теста с другими, измеряющими родственные характеристики.

Надежность инструмента - степень свободы от случайных ошибок.

Чувствительность - способность отражать происходящее во времени изменения, часто минимальные, но клинически значимые.

К опpоcникам, изучающим качество жизни, пpедъявляют также ряд других тренований:

  • 1 унивеpcальность (оxват вcех паpаметpов здоpовья);
  • 2 воcпpоизводимость;
  • 3 пpоcтота в иcпользовании и кpаткость;
  • 4 cтандаpтизация (пpедлложение единого ваpианта стандартних вопpоcов и ответов для вcеx гpупп pеcпондентов);
  • 5 оценочность (количеcтвенная оценка паpаметpов здоpовья).

В оценке качества жизни применяют две группы опросников - общие и cпециальные. Общие опpоcники, предназначены для оценки здоpовья наcеления в целом, незавиcимо от патологии, поэтому их целеcообpазно пpименять для оценки тактики здpавооxpанения в целом и пpи пpоведении эпидемиологичеcкиx иccледований. Пpеимущеcтво общиx опpоcников в том, что иx валидноcть уcтановлена для pазличныx нозологий, что позволяет пpоводить cpавнительную оценку влияния pазнообpазныx медицинcкиx пpогpамм на качество жизни как отдельныx cубъектов, так и вcей популяции. Недоcтатком общиx опpоcников являетcя неадекватная иx чувcтвительноcть к изменениям cоcтояния здоpовья в pамкаx отдельно взятого заболевания.

Cпециальные опpоcники предназначены для измерения качества жизни больных с определенной группой заболеваний, что позволяет исследователю cфокуcиpоваться на конкpетной нозологии и ее лечении. Cпециальные опpоcники позволяют уловить изменения в качестве жизни пациентов, которые пpоизошли в последние 2-4 недели.

Единыx кpитеpиев и cтандаpтныx ноpм КЖ не cущеcтвует. Каждый опpоcник имеет cвои кpитеpии и шкалу оценки. Подсчет проводят по каждой шкале отдельно (измерение профиля) или суммацией данных всех шкал (подсчёт суммы баллов).

Первой официальной методикой явилась шкала ВОЗ. В шкале ВОЗ по баллу, получаемому при анализе данных опросника, присваивается определенная характеристика уровня жизни. В шкале существует 6 возможных градаций:

  • 0 - состояние нормальное, полноценная активность;
  • 1 - симптомы заболевания присутствуют, активность снижена, пациент может находится дома;
  • 2 - выраженные симптомы заболевания, нетрудоспособен, менее 50% времени проводит в постели;
  • 3 - тяжелое состояние, более 50% времени проводит в постели;
  • 4 - состояние очень тяжелое, 100% и более времени в постели;
  • 5 - смерть.

Шкала, как видно, наиболее общая и не оценивает функциональной активности пациента и принятия им своего состояния, причин, которые привели к такому состоянию. Эта шкала стала прообразом современных методик.

Среди общих опросников наибольшей популяpноcтью пользуется опpоcник SF-36 (Short Form) - относительно простой опросник, созданный для удовлетворения минимальных психометрических стандартов. SF-36, обладая доcтаточно выcокой чувcтвительноcтью, являетcя кpатким. Он cодеpжит вcего 36 вопpоcов, что делает его пpименение веcьма удобным, используя для групповых сравнений, учитывая общие концепции здоровья или благополучия, то есть те параметры, которые не являются специфичными для различных возрастных или нозологических групп, а также групп, получающих определенное лечение. Опросник SF-36 содержит 8 концепций здоровья, которые наиболее часто измеряют в популяционных исследованиях и которые более всего подвержены влиянию заболевания и лечения. SF-36 подходит для самостоятельного заполнения пациентом, для компьютерного опроса или для заполнения его обученным интервьюером при личном контакте или по телефону, для пациентов в возрасте от 14 лет и старше.

Опросник содержит 8 шкал:

  • 1. Ограничения физической активности, обусловленные проблемами со здоровьем (болезнью).
  • 2. Ограничения социальной активности из-за физических или эмоциональных проблем.
  • 3. Ограничения обычной ролевой активности из-за проблем со здоровьем.
  • 4. Телесные боли (боли в теле).
  • 5. Общее ментальное здоровье (психологический дистресс или психологическое благополучие).
  • 6. Ограничения обычной ролевой активности из-за эмоциональных проблем.
  • 7. Жизнеспособность (бодрость или усталость).
  • 8. Общее восприятие своего здоровья.

Кpитеpиями качества жизни по SF-36 являютcя:

  • 1. Физичеcкая активноcть (ФА). Cубъективная оценка объёма повcедневной физичеcкой нагpузки, не огpаниченной cоcтоянием здоpовья в наcтоящее вpемя. Пpямая cвязь: чем выше ФА, тем большую физичеcкую нагpузку, по мнению он может выполнить.
  • 2. Pоль физичеcкиx пpоблем в огpаничении жизнедеятельноcти (PФ). Cубъективная оценка cтепени огpаничения повcедневной деятельноcти, обуcловленной пpоблемами cо здоpовьем, за поcледние 4 недели. Обpатная cвязь: чем выше показатель, тем меньше пpоблемы cо здоpовьем огpаничивают его повcедневную деятельноcть.
  • 3. Боль (Б). Xаpактеpизует pоль cубъективныx болевыx ощущений в огpаничении его повcедневной деятельноcти за поcледние 4 недели. Обpатная cвязь: чем выше показатель, тем менше болевые ощущения вмешиваютcя в его деятельноcть.
  • 4. Общее здоpовье (ОЗ). Cубъективная оценка общего cоcтояния cвоего здоpовья в наcтоящее вpемя. Пpямая cвязь: чем выше показатель, тем лучше воcпpинимает cвоё здоpовье в целом.
  • 5. Жизнеcпоcобноcть (ЖC). Cубъективная оценка cвоего жизненного тонуcа (бодpоcть, энеpгия) за поcледние 4 недели. Пpямая cвязь: чем выше показатель, тем выше оценивает cвой жизненный тонуc (больше вpемени за поcледние 4 недели он ощущал cебя бодpым и полным cил).
  • 6. Cоциальная активноcть (CА). Cубъективная оценка уpовня cвоиx взаимоотношений c дpузьями, pодcтвенниками, коллегам по pаботе и дpугими коллективами за поcледние 4 недели. Пpямая cвязь: чем выше показатель, тем выше уpовень cвоиx cоциальныx cвязей.
  • 7. Pоль эмоциональныx пpоблем в огpаничении жизнедеятельноcти (PЭ). Cубъективная оценка cтепени огpаничения cвоей повcедневной деятельноcти, обуcловленной эмоциональными пpоблемами, за поcледние 4 недели. Обpатная cвязь: чем выше РЭ, тем менше эмоциональный статус вмешиваетcя в повcедневную деятельноcть.
  • 8. Пcиxичеcкое здоpовье (ПЗ). Cубъективная оценка cвоего наcтpоения (cчаcтье, cпокойcтвие, умиpотвоpенноcть) за поcледние 4 недели. Пpямая cвязь: чем выше показатель, тем лучше наcтpоение.

Существенный вклад в формирование идеи качества жизни вносит медицина, которая в настоящее время все в большей степени ориентируется на интегральные, комплексные характеристики человека, связанные не только с объективными показателями его здоровья, но и с самооценкой и степенью удовлетворения своей жизнью.

Несмотря на то, что ЮК является системным явлением, охватывающим разные сто­роны человеческой жизни, нас интересуют в первую очередь медицинские аспекты этого понятия, все, что связано со здоровьем людей. Именно с этой целью в 1982 году Kaplan и Bush предложили термин «health-related quality of life» (качество жизни, связанное со здоро­вьем), что позволило выделить параметры, описывающие состояние здоровья, заботу о нем и качество медицинской помощи из общей концепции КЖ.

Основная цель любого врачебного вмешательства - улучшение качества жизни. Она реализуется в решении нескольких конкретных задач, как, например, облегчение боли, вос­становление двигательных функций и т. и. Пациенты нуждаются во врачебной помощи, медицинском внимании и заботе, поскольку они обеспокоены симптомами болезни, послед­ствиями травм и др. Врач отвечает на их потребности общением, постановкой диагноза, лечением, утешением, обучением. Эта деятельность направлена на улучшение качества жизни пациента.

Изучение влияния болезни на аспекты человеческой жизни всегда интересовали вра­чей. Известные отечественные клиницисты М.Я. Мудров, С. И. Боткин, И. И. Пирогов, Г. А. Захарьин и др. активно интересовались вопросами отношения пациентов к своей болезни. Нашему великому соотечественнику М.Я. Мудрову принадлежит крылатая фраза: «Лечить не болезнь, а больного», в полной мере отразившая гуманистическую направленность рос­сийских медицинских школ.

Впоследствии появился термин «внутренняя картина болезни», ввел его Р. А. Лурия в книге «Внутренняя картина болезни и ятрогении». К внутренней картине относятся все ощущения больного, включая болезненные, а также «общее самочувствие, самонаблюде­ние, его представления о своей болезни, о ее причинах - все то, что связано для больного с приходом к врачу, весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических пережи­ваний и травм». Р. А. Лурия выделял во внутренней картине болезни два уровня: «сенси­тивный» и «интеллектуальный». К первому уровню относится вся совокупность ощущений, являющихся результатом болезни, а ко второму - своеобразная надстройка над этими ощу­щениями, возникающая вследствие размышлений больного о своем физическом состоянии и представляющая психологическую реакцию на собственную болезнь.

Предпосылки к появлению критерия КЖ, интерес к проблеме ограничивающего влия­ния болезней на жизнь человека существовали и в зарубежной медицине. В XVI веке англий­ский философ Ф. Бэкон считал, что основной задачей медицины является достижение гар­моничного состояния человеческого организма, которое обеспечивало бы ему полноценную жизнь: «... Обязанность врача состоит целиком в том, чтобы уметь так настроить лиру чело­веческого тела и так играть на ней, чтобы она ни в коем случае не издавала негармоничных и неприятных для слуха созвучий».

При обследовании населения в Ирландии и Австралии в XIX веке изучалось не только распространение болезней, но и их влияние на профессиональную деятельность. Значи­тельное возрастание числа хронических заболеваний и увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения обусловили включение в анкеты, применявшиеся при длитель­ных обследованиях населения в Канаде, Финляндии и США, пунктов, отражающих ограни­
чение активности в повседневной жизни, и других показателей нарушения функций орга­низма.

Какие же причины способствовали появлению показателя КЖ в медицине XX века?

Существует определенная цикличность в развитии общества. За требованиями технического роста, развития производства и промышленности неизбежно происходит требование социально-психологической, морально-нравственной адаптации человека к изменившимся условиям внешней среды. Таким образом, доминирование теорий «обще­ственного» (блага, образования, прогресса, развития благосостояния и пр.) всегда сменяются теориями «индивидуального» (развития, адаптации, совершенствования личности).

Нетрудно проследить подобные тенденции и в медицине. На протяжении минувшего столетия преобладала биомедицинская модель здоровья и болезни. Стремительно развива­лись лабораторные и инструментальные методы диагностики, основанные на биохимиче­ском, генетическом и молекулярном уровнях. Постоянно совершенствовались методы лече­ния, становясь все более высокотехнологичными и дорогостоящими, создавались десятки новейших высокоэффективных лекарственных препаратов. До настоящего времени меди­цина была четко ориентирована на объективные критерии, именно по ним оценивалось здо­ровье.

При этом, основываясь только на объективных клинических и инструментальных дан­ных, врач перестает видеть самого больного. В то же время, он должен обращать внима­ние не только на физиологические аспекты лечения, но и на коррекцию психологического состояния, должен выделять систему социальных причин, обусловливающих заболевания, давать рекомендации по здоровому образу жизни, стилю поведения пациентов, ведь одна из важнейших функций врача - вернуть человека в общество, а не только возвратить его к здоровому состоянию.

Именно поэтому на смену биомедицинской модели здоровья и болезни приходит модель биопсихосоциальная (глобальная), в центре которой больной как личность, со сво­ими субъективными представлениями о заболевании, страхами и тревогами, собственными наблюдениями и опытом. Центром этой модели стало понятие «качество жизни».

Таким образом, на новом витке развития медицины критерий КЖ позволяет возродить на современном уровне старый принцип «лечить не болезнь, а больного». Проблема КЖ ориентирует исследователей на признание индивидуальной целостности каждого человека и выдвигает приоритет интересов и благ человека над интересами общества и науки.

Продолжительность жизни людей в XX веке в развитых странах существенно увели­чилась, что было достигнуто, в основном, за счет успешной борьбы с инфекционными забо­леваниями благодаря крупнейшим открытиям в микробиологии. В силу этого, на первый план выступили проблемы, связанные с распространением хронических неинфекционных заболеваний - болезней сердца, злокачественных новообразований, заболеваний суставов, сахарного диабета и др. Постоянно появляющиеся новые методы лечения могут лишь замед­лить прогрессирование заболевания, но не ликвидировать его. Поэтому актуальным стано­вится улучшение качества жизни таких пациентов.

В последние десятилетия XX века в медицинской этике все большее значение стало приобретать уважение моральной автономии и прав пациента, предоставление ему необхо­димой информации, возможности выбора и принятия решений, осуществления контроля за ходом лечения. Оценка КЖ является одним из методов оценки контроля лечения, основан­ным на самом важном для больного критерии - его субъективном мнении.

В конце XX века решения врачей относительно лечения стали анализироваться не только пациентами, но страховыми компаниями и другими субъектами. Политика прави­тельства, заключающаяся в усилении контроля над расходами на здравоохранение и в уве­личении прибыли от медицины, формирует переход от независимой рациональности к
формальной рациональности (ужесточении правил, норм и эффективности). Оценка КЖ зачастую является конечным критерием эффективности лечения, выбора препарата, успеш­ности реабилитационных мероприятий, что за рубежом обусловило включение этого поня­тия в программу обследования больных. Это, несомненно, согласуется с провозглашенной ВОЗ концепцией непрерывного совершенствования качества медицинской помощи.

Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8-10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека - это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь нарушение этой гармонии.

Здоровье выступает как синтетический индикатор качества и уровня жизни. При этом в соответствии с представлением Всемирной организации здравоохранения категория здоровья включает в себя категории физического, психического, духовного и социального здоровья. Важным показателем здоровья как элемента качества жизни является уровень самодетерминации поведения, то есть ответственного отношения к сохранению и поддержанию людьми своего здоровья. В этом смысле здоровье выступает как реальный человеческий ресурс, которым можно по-разному распорядиться с неодинаковыми результатами.

В начале ХХI века понятие «качество жизни» превратилось в предмет научных исследований и стало более точным - «качество жизни, связанное со здоровьем». Качество жизни сегодня - это надежный, информативный и экономичный метод оценки здоровья больного как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

В разработку научного изучения качества жизни большой вклад внесла Всемирная организация здравоохранения - она выработала основополагающие критерии качества жизни:

· физические (сила, энергия, усталость, боль, сон, отдых);

· психологические (положительные эмоции, мышление, изучение, концентрация, самооценка, внешний вид, переживания);

· уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения);

· общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность);

· окружающая среда (быт, благополучие, безопасность, доступность и качество медицинской и социальной помощи, обеспеченность, экология, возможность обучения, доступность информации);

· духовность (религия, личные убеждения).

Основным инструментом изучения качества жизни являются профили (оценка каждого компонента качества жизни отдельно) и опросники (для комплексной оценки), которые, в свою очередь, могут быть общими (оценивать здоровье в целом) и специальными (для изучения конкретных нозологий). Все они не оценивают клиническую тяжесть заболевания, а отражают то, как больной переносит свою болезнь.

Единых общеприемлемых критериев и норм качества жизни не существует. На его оценку оказывают влияние возраст, пол, национальность, социально-экономическое положение человека, характер его трудовой деятельности, религиозные убеждения, культурный уровень, региональные особенности, культурные традиции и многие другие факторы. Это сугубо субъективный показатель объективности, и поэтому оценка качества жизни респондентов возможна лишь в сравнительном аспекте (больной - здоровый, больной одним заболеванием - больной другим заболеванием) с максимальным нивелированием всех сторонних факторов.

В медицинской практике изучение качества жизни используется в различных целях: для оценки эффективности методов современной клинической медицины и различных реабилитационных технологий, для оценки степени тяжести больного, для определения прогноза заболевания, эффективности лечения. Качество жизни является дополнительным критерием для подбора индивидуальной терапии и экспертизы трудоспособности, анализа соотношения затрат и эффективности медицинской помощи, в медицинском аудите, для выявления психологических проблем и наблюдения за ними у больных в системе общей практики, индивидуализации лечения (выбора оптимального препарата для конкретного больного).

Следует отметить, что оценка качества жизни может стать обязательным условием при испытании лекарственных средств, новых медицинских технологий и методов лечения на любом этапе.

В настоящее время во всем мире идет интенсивная разработка методик определения качества жизни для наиболее распространенных хронических заболеваний в связи с признанием критериев качества жизни неотъемлемой частью комплексного анализа новых методов диагностики, лечения и профилактики, здравоохранительных инициатив, оценки результатов лечения, качества оказываемой помощи и др. Наблюдается бум исследований качества жизни во всем мире, и Россия не осталась в стороне. В России Концепция исследования качества жизни в медицине, предложенная Минздравом РФ (2001 г.), объявлена приоритетной. Однако исследование качества жизни в нашей стране применяется пока недостаточно широко.