Московские высшие женские курсы (мжвк). Науки женское лицо. Высшие женские курсы

Высшие женские курсы

высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. В. ж. к. сыграли значительную роль в развитии женского образования (См. Женское движение в России и СССР) в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Высшие женские курсы" в других словарях:

    Высшие женские курсы система высшего образования для женщин в Российской империи. В России стремление женщин к высшему образованию вполне определенно проявилось ещё в 1860 г., когда на университетских лекциях стали появляться женщины.… … Википедия

    В России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт Петербурге (Аларчинские) и в Москве (Лубянские) в 1869. Наиболее известны курсы профессора В. И. Герье в Москве… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Высшие женские курсы - ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ, в России частные высшие учебные заведения. Наиболее известны курсы профессора В.И. Герье (основаны в 1872) в Москве и Бестужевские (названы по имени их руководителя историка К.Н. Бестужева Рюмина, 1878) в Санкт Петербурге.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В России в 1869 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт Петербурге (Аларчинские) и в Москве (Лубянские) в 1869. Наиболее известны курсы профессора В. И. Герье в Москве… … Энциклопедический словарь

    Высшие женские курсы - частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские в Москве, в 1872 Высшие женские медицинские курсы при… … Педагогический терминологический словарь

    Частные учебные заведения в 1869—1918. В Москве первые Высшие женские курсы (Лубянские) с программой мужских открыты в 1869. В 1872 по инициативе профессора основаны Московские высшие женские курсы (МВЖК) с отделениями: историко… … Москва (энциклопедия)

    Высшие женские курсы - высшие жен. уч. заведения до 1917 в России. Возникли в 60 х гг. 19 в. В 1869 открыты Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские в Москве. В 1872 открыты В. Ж. К. проф. В. Н. Герье в Москве, в 1876 они начали действовать в Казани и в 1878 в Киеве … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. Женское образование … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

Книги

  • Поколение пустыни. Москва - Вильно - Тель-Авив - Иерусалим , Каплан Фрида. Фрида Вениаминовна Яффе, в девичестве Каплан (1892-1982), родилась в Москве в доме деда, богатого купца первой гильдии. Получила добротное образование, с юности свободновладела французским и…

Наряду со всеми этими преобразованиями мужских учебных заведений Толстой часто вмешивался и в дело заведования женскими учебными заведениями, которые тогда ему были, в сущности, неподведомственны: только что открытые тогда женские училища были подчинены ведомству императрицы Марии. Впрочем, вскоре в составе Министерства народного просвещения тоже были открыты женские училища первого и второго разряда, которые и были затем преобразованы Толстым в гимназии, так что, на первый взгляд, в этом отношении им предпринят был даже как будто бы прогрессивный шаг, так как курс этих женских гимназий был несколько приближен к курсу мужских учебных заведений. Однако в отношении программы, введенной в преподавание в женских училищах, Толстой даже в ведомстве императрицы Марии производил такое давление в сторону сокращения программы естествознания, что лицо, заведовавшее этими заведениями, – весьма выдающийся педагог Н. А. Вышнеградский, должно было в конце концов покинуть свой пост. Затем, отрицательное отношение к женскому образованию, в особенности высшему, резко проявилось у Толстого, как только возник вопрос о дальнейшем развитии женского образования и о допущении в какой-нибудь форме высшего образования для женщин. Такие попытки приобщения женщин к высшему образованию, в сущности, начались еще в начале 60-х годов самочинно. Женщины, хотя и в небольшом числе, самочинно проникли тогда в университеты, и вплоть до утверждения устава 1863 г. фактически в столичных, по крайней мере, университетах мы видим женщин-вольнослушательниц. Затем по проекту устава 1863 г. предположено было, в примечании к параграфу 100-му, допускать женщин, выдержавших особые испытания, наравне с мужчинами, в университеты. Но в комиссии, рассматривавшей этот устав, примечание это было отвергнуто. Поэтому даже Милютин не решился допустить женщин в подчиненную ему Военно-медицинскую академию. Тогда группа передовых женщин с Трубниковой, Стасовой и Философовой во главе предприняла ряд ходатайств об организации высшего образования для женщин. Сперва они подали просьбу ректору Петербургского университета об организации для них лекций профессорами университета в свободное от университетских занятий время. Ректор должен был обратиться за разрешением к министру, и Толстой тогда решительно отказал, указав, что для настоящего времени он не находит возможным допустить даже организацию частных лекций университетскими профессорами, и после долгих переговоров согласился на то, чтобы эти профессора стали читать публичные лекции для лиц обоего пола. В сущности, и на это он согласился лишь потому, что, ввиду невозможности получать университетское образование в России, в начале 70-х годов многие женщины стали для этого ездить в Швейцарию, где они легко подпадали, к неудовольствию правительства, под действие социалистической и анархической пропаганды. Поэтому именно с охранительной точки зрения представлялось желательным дать им хоть некоторую возможность получать высшее или специальное образование дома. Таким образом и возникли после многих хлопот Аларчинские курсы, главный контингент слушателей которых составляли все-таки женщины. С этих пор началось в Петербурге приобщение женщин к высшему образованию.

В Москве в 1870 г. уже были образованы такие же курсы специально для женщин, потому что здесь ректору Московского университета удалось этого добиться при содействии московского генерал-губернатора. Эти первые московские курсы, под названием Лубянских, получили характер естественного факультета. В 1871 г. по инициативе профессора Герье были образованы здесь и другие курсы, имевшие характер историко-филологического факультета. В Петербурге лишь в 1878 г. профессору Бестужеву-Рюмину удалось наконец устроить частные курсы для женщин с физико-математическим и историко-филологическим отделениями; эти курсы стали функционировать с зимы 1878–1879 гг., причем с большим трудом допущено было тогда же и образование особого общества для доставления средств этим курсам. Благодаря энергии этого общества и лиц, стоявших во главе дела, эти курсы развились в Высшие женские курсы, существующие в настоящее время .

Особую судьбу имело женское медицинское образование. Толстой не согласился разрешить открыть медицинские курсы для женщин в своем ведомстве, но тут на помощь этому делу пришел опять-таки военный министр Д. А. Милютин, и при его содействии, в специальном помещении, отведенном им при Николаевском госпитале, в 1872 г. открыты были высшие женские медицинские курсы. В 1881 г. военный министр Ванновский нашел, однако, их существование при военном госпитале неуместным, они были тогда закрыты, и только через несколько лет, в 1897 г., им удалось возобновиться в форме и ныне существующего женского медицинского института.

высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. В. ж. к. сыграли значительную роль в развитии женского образования (См. Женское движение в России и СССР) в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

  • - высшее специальное учебное заведение. Основано в Петербурге в 1904 Обществом содействия женскому сельскохозяйственному образованию...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 -...

    Педагогический терминологический словарь

  • - в России частные высшие учебные заведения. Наиболее известны курсы профессора В.И. Герье в Москве и Бестужевские в Санкт-Петербурге...

    Современная энциклопедия

  • - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Женское образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 ...
  • - стационарные курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из числа окончивших университеты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из форм подготовки и повышения квалификации работников для сферы производства и управления, науки, культуры, просвещения, здравоохранения и бытового обслуживания населения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт-Петербурге и в Москве в 1869...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. "Люба... поступила на эти курсы... высшие, кажется, они называются... Это теперь начинает входить в моду"... Зачем это обеспеченной девушке из общества? Не понимаю.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - мн., Р. ку/рсов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - КУ́РСЫ, -ов. Название нек-рых учебных заведений. К. стенографии. К. кройки и шитья. К. по повышению квалификации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ку́рсы мн. Учебные группы, кружки, дающие знания по какой-либо узкой специальности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - В"ысшие ж"енские к"...

    Русский орфографический словарь

  • - Курсы науки, ученія. Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. «Люба... поступила на эти курсы... высшіе, кажется, они называются... Это теперь начинаетъ входить въ моду».....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Часть третья ВЫСШИЕ КУРСЫ

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Высшие Курсы "Выстрел"

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и

7. Высшие Литературные курсы

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

7. Высшие Литературные курсы Темный зигзаг внутреннего пути пришелся на студенчество. После школы Даниил Андреев собирался поступить в университет, но даже к экзаменам "сына контрреволюционного писателя" не допустили. В 1924 году он поступил в Высший Литературно -

Курсы

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Курсы На курсы (повышения квалификации и переквалификации) обычно направляют руководящие кадры, бухгалтеров и специалистов, которым по роду деятельности надо повышать свой профессиональный уровень. Таких курсов много и они весьма разнообразны по специализации,

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Высшие стадии, а также высшие состояния Какова же вторая ведущая роль религии в современном и постсовременном мире? Она состоит в том, чтобы не только открывать доступ к оранжевым и более высоким стадиям, но также и делать созерцательные состояния стержневым элементом

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В Петербурге в конце 50-х годов возникли кружки передовой студенческой молодежи, участницами которых становятся молодые прогрессивно настроенные женщины: М. В. Трубникова (дочь декабриста В. П. Ивашева), Н. П. Суслова,

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин

автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин 1924 год. Н. Н. Головин пишет труд «Мысли об устройстве будущей российской вооружённой силы: общие основания». Н. Н. Головин распространяет свой труд среди групп галлиполийцев по всей Европе.1925 год. Организовано 52 кружка «Курсов высшего

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина 1931 год, 31 января. Начинаются чтения по «Высшим военно-научным курсам» Н. Н. Головина в Белграде под руководством генерала Генштаба А. Н. Шуберского.Первый выпуск состоится в 1936 году, 20 сентября, в Русском доме. Курсы окончили 77

Высшие военно-научные курсы

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военно-научные курсы Головин Николай Николаевич (1875–1944), ГШ генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба. Написал книги: «Авиация в минувшую войну и в будущую» (1922), «Тихоокеанская проблема XX столетия» (совместно с адмиралом А. Бубновым –

Высшие женские курсы

БСЭ

Высшие педагогические курсы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими Включите себя в число тех, кого вы любите Если вам кажется, что стать достойным счастья и благополучия очень трудно – то вы ошибаетесь. Дело в том, что вы уже достойны счастья и благополучия. Как и

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ Группа молодых офицеров, прослуживших 2–3 года, была обязана пройти обучение особенностям военной разведки. Туда мы отправились на военной машине и прибыли в назначенный срок. На контрольно-пропускном пункте нас

954. Высшие женские курсы

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

954. Высшие женские курсы Зачем это надо вам перебираться в С.-Петербург? - Уж не слушать ли высшие курсы для красавиц!!! Это глупость из глупостей нашего времени. Если да; то решили ль вы, на кой вам ляд эти курсы. - Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба, ни мясо,

20 сентября (2 октября) 1878 г. в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России.

Их организаторами были известные общественные деятели А.П.Философова, Н.В.Стасова, О.А.Мордвинова, В.П.Тарновская, Н.А.Белозерская, Е.И.Конради, М.А.Менжинская, а также профессора С.-Петербургского университета А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, А.М.Бутлеров, К.Н.Бестужев-Рюмин. Первым директором курсов стал историк К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии это заведение стало называться в его честь.

На курсы записалось 814 человек (постоянные слушательницы и вольнослушательницы). Бестужевские курсы были частным учебным заведением, Министерство народного просвещения и Санкт-Петербургская Городская Дума выделяли лишь 3 тысячи рублей в год, в основном курсы содержались на средства Общества для доставления средств Высшим женским курсам.

В 1885 г. для Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено собственное здание по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание ВЖК стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов.

На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический (первоначально разделённый на физико-математическое и специально-математическое отделения) и юридический (открыт в 1906 г.).

После революции 1905 г. курсы получили автономию. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Был реорганизован и учебный процесс. На Бестужевских курсах была введена новая система, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям - разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов. В 1910 г. Государственный Совет признал Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к дипломам университета.

Бестужевские курсы просуществовали 40 лет, с 1878 по 1918 год, а в 1918-ом курсы, в качестве Третьего Петроградского университета, были соединены с Первым Петроградским университетом. Высшие женские курсы вошли в историю русского просвещения как единственное высшее женское учебное заведение, пережившее реформы 1880-х годов (остальные - с середины 1880-х годов были закрыты, и в начале ХХ столетия лишь некоторые из них смогли возродиться).

Бестужевские курсы в русской культуре - это уникальное явление. За 32 выпуска - (1882 г. до в 1916 г.) Высшие женские курсы окончило 6933 человека. Наибольшее количество получило образование на историко-филологическом факультете (4311 человек), физико-математический факультет окончило 2385 человек и юридический - 237. Основная часть выпускниц стали преподавателями в средней школе, многие стали сотрудницами библиотек и других просветительских учреждений. Бестужевские курсы воспитали немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.

Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.

Состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов (курсы профессора В. И. Герье).

Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 года по новому Уставу - 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, основными предметами считались русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Первоначально входившие в число обязательных предметов - физика, астрономия, математика, гигиена - с 1879 года были сокращены. Занятия были платными: 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых . В общем объёме поступавших финансовых средств плата за обучение составляла более 75%; часть средств составляли добровольные пожертвования; с 1875 по 1882 год Московская купеческая управа выделяла по 500 рублей в год на 10 стипендий .

Курсы работали в помещении на Волхонке в 1872-1873 годах, затем, в 1873-1876 годах, - в помещении Музея прикладных знаний на Пречистенке (д. 32) и в 1877-1888 годах - в здании, специально выстроенном для Политехнического музея.

Число слушательниц на курсах было по тем временам довольно высоким: в первый год по открытии курсов доходило до 70, затем до 1878 года оно колебалось между 103-107, а с 1879 года количество слушательниц, постепенно возросло в 1884 году до 213, в 1884-1885 учебном году - до 256.

В 1881 году была введена новая гуманитарная дисциплина - история философии.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета (в Уставе было специально оговорено, что в качестве преподавателей будут приглашаться преимущественно профессора университета). Среди первых преподавателей были: профессор Ф. А. Бредихин (физика, астрономия), профессор А. Н. Веселовский (русская литература), профессор П. Г. Виноградов (история средних веков), профессор В. О. Ключевский (русская история), ректор Московского университета, профессор В. С. Соловьёв и Л. М. Лопатин (история философии), В. И. Герье (история), профессор Н. И. Стороженко (всеобщая литература), профессор Н. С. Тихонравов (древняя русская литература) , Ф. И. Буслаев (история искусств). С 1877 года историю русского языка и древнерусскую литературу преподавал В. Ф. Миллер . Позже политэкономию преподавал А. И. Чупров , а физику - А. Г. Столетов ; историю зарубежной литературы - профессор А. А. Шахов .

В попечительный комитет курсов входили (Е. К. Станкевич (в девичестве - Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), К. Т. Солдатенков , Е. И. Герье.

За 16 лет курсы выдали 41 диплом, которые давали право на преподавание в высших классах женских гимназий, и 322 студентки сдали выпускные экзамены, что давало право преподавания в младших классах гимназий .

В 1882-1885 годах на курсах училась Мария Павловна Чехова и после окончания их 18 лет была преподавательницей истории и географии в частной московской женской гимназии Л. Ф. Ржевской.

Выпускницей Высших женских курсов была Зинаида Иванова (Н. Мирович), писательница.

Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив приём девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов.

Второй период (1900-1918)

Новые курсы уже не были частным заведением, получая часть средств от Министерства народного просвещения .

На курсах преподавали выдающиеся учёные - В. И. Вернадский (со своим учеником В. В. Карандеевым), С. А. Чаплыгин, С. С. Намёткин , Н. Д. Зелинский , А. А. Эйхенвальд , Б. К. Млодзиевский , А. Н. Реформатский , И. А. Ильин , А. В. Цингер , Б. А. Кистяковский и др. Одной из первых женщин-профессоров стала выпускница курсов О. Н. Цубербиллер (автор многократно переиздававшегося учебника по аналитической геометрии).

С 1910 года профессор Н. Д. Виноградов стал читать курс истории педагогических учений .

1911 год стал этапным в жизни Московских высших женских курсов. В связи с разразившимся конфликтом между Московским университетом и министром народного просвещения Л. А. Кассо (получившем название Дела Кассо) Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых приступили к работе на МВЖК. В целом к 1912 году на курсах работало 227 профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов, более трети которых имели учёные степени доктора или магистра, в том числе: бывший ректор Московского университета А. А. Мануйлов , астроном П. К. Штернберг , математик Н. А. Извольский , биологи М. А. Мензбир и Н. К. Кольцов , физиологи М. Н. Шатерников и Л. С. Минор , философы Л. М. Лопатин ,