Наука в средние века кратко. Научные открытия и изобретения в Средние века. Наука в Средние века

В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV - Увв.) и Фомы Аквинского (ХШ века).

По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения. Неравенство - необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка - великий грех перед государством и церковью.

Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис -«Философия - служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия -греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры.

Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли -лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей - частная собственность.

Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства.

Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли - утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590­1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.

Люди счастливы и благополучны, потребности их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством.

Работа Т. Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли - утопическому социализму.

Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.)

3. Эпоха Возрождения, Нового времени и Просвещения - главные ученые и их основные труды.

Период нового времени ознаменован трудами ученых Г. Гроция (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество - высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.

Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье (1689-1755гг.), Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха (1723-1789гг.) и др.

Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др.

И. Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной.

Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них - внутренние общественные противоречия.

Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов -утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и Р.Оуэна (1771-1858гг.).

Период Средневековья

Средние века – это тот исторический период, который находится между периодом Античности и периодом Нового времени, т. е. от падения Римской Империи (476 г.) до середины XVII в., когда произошла Английская буржуазная революция. Период Средневековья историки делят на Средневековье ранее и Средневековье позднее. К позднему Средневековью относят также эпоху Возрождения (Просвещения, Гуманизма).

Средние же века характеризовались, помимо прочего, тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала слепого принятия целого ряда новых «истин». В Средние века на Европейском континенте нераздельно господствовали феодализм, крепостнический строй. В социально-экономическом плане он соотносится с с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организация общества. Господствующей во многих странах мира стала также христианская религия. Вот эти две особенности и два фактора – феодализм и христианство – обусловили собой содержание, состояние и социальное место науки и философии периода Средневековья.

С

Средневековое мировоззрение

редневековое мышление воспринимало мир в религиозно-мистическом виде. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Также как и в античное время, в средневековье господствовалуниверсализм мышления, т. е. тяготение его к всеобъемлю­щему познанию, стремление понять мир в целом, как божье универсальное творенье. Из этого вытекало: знать способен только тот, кто проник в суть божествен­ного творения. Всякий, знавший его, знал все, не знав­ший его, вообще не мог ничего знать. Поэтому здесь не могло иметь место частичное, от­носительное и незавершенное знание: оно могло быть либо универсальным, либо никаким.

Важно и другое свойство средневе­кового миросозерцания – символизм , который был всеобъем­лющим: он охватывал как учение о бытии, так и процесс познания. Будучи сотворенной, всякая вещь и природа в целом символизировали божественную сущность. Как говорилось тогда: «все отмечено печатью всевышнего» и «все исполнено высшим смыс­лом».

В средневе­ковом представлении все вещи делились на видимые и невидимые (символы). При этом существовала иерархия символов : они подразделялись на «высшие» и «низшие», принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога.

Очень важным для средневекового мышления был догмат о сотворении мира Богом из ничего, что прямо противоречит античному миропониманию. Из этого догмата следует такая характеристика мышления, как телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божию для и во имя исполнения заранее предусмотренных целей. В конечном счете утверждалось, что «ничто не существует напрасно», т. е. без пользы для человека. Однако человек в Средневековье представлялся суще­ством с противоположными свойствами: с одной стороны, он – венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой сторо­ны, он – плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средо­точием противоборства высших альтернативных сил мира – Бога и дьявола.

Познание осуществляется только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления.

В

Особенности западной и восточной культуры

западной цивилизации, с одной стороны, заметно продолжение традиций античности, свидетельство тому – существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.С другой стороны, возник разрыв с античными традициями в результате занятий алхимией, астрологией и т. п., ориентированных на опыт.

На Востоке уходят в прошлое древние ближневосточные государства, и возникает «воинствующая религиозная община» – государство Арабский халифат, давшее начало будущим крупным арабо-ирано-турецким исламским государствам-империям. Здесь господствовал сформировавшийся еще в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. Это позволило под эгидой богатейших государств сформироваться нескольким центрам культуры и науки, в которых непосредственно использовались достижения ученых Греции и создавались новые знания о мире, в частности наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. Закат восточных государств-империй в позднем средневековье привел и к упадку науки.

В

Религия и наука в средневековой Европе

странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, господствующей религией стало христианство. Ведущие представители христианской религии испытывали потребность в философском обосновании своих исходных положений, и они все чаще стали обращаться к их положениям, способным дополнить или подкрепить те или иные истины религии.

Средневековая наука почти не соответствует критериям научности. Она представляет собой шаг назад по сравнению с античной наукой. В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философским учением о Боге). В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

В период раннего Средневековья наука переживает упадок. Сохраняются лишь жалкие остатки научных знаний, которым обладала античность и которые признавались христианской церковью. Пересмотру эти знания не подлежали, их можно было только комментировать – этим и занимались средневековые мыслители. В положительную сторону ситуация в средневековой науке стала меняться в XII веке, когда в научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда, естественно, наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Однако постепенно позитивные изменения в средневековой науке набирали силу, и поэтому представление о соотношении веры и разума в картине мира менялось: сначала они стали признаваться равноправными, а затем, в эпоху Возрождения, разум был поставлен выше откровения.

Д

Средневековая философия

ля философии Средневековье было периодом, когда изменились цель и характер философствования. В античности философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии, так и в гносеологии, этике, эстетике, социальной философии. Их религиозно-мифологическая ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди «богов» или в трактовках «божества», механизмов их связи с людьми, с природой, хотя, конечно, философам порой грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось «безбожием»). В Средневековье философия слилась с христианством – монотеистической религией. Её целью стало обоснование теологических утверждений и постулатов. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая – на аристотелизм. Среди множества Отцов и Учителей церкви следует отметить таких деятелей, как Климент Александрийский, Ориген, Лукиан, Арий, Афанасий Александрийский и др.

Однако наиболее известным христианским богословом-философом был Августин Блаженный , епископ гиппонский (354 – 430), стоявший на позициях неоплатонизма. Он впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразном истолковании им христианских верований, библейских сказаний он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения мира, причину существования в мире зла, приобретение истинных мировоззренческих знаний – в восприятии на веру всего церковного учения и так далее.

Схоластические споры средневековых богословов-философов доходили часто до абсурда, но в то же время способствовали развитию логического мышления, науки Логики. Так, схоласт Иоанн Буридан (ок. 1300 – ок. 1358) написал справочник по силлогистике (учение о рассуждениях) под названием "Мост ослов", и в историю философии Буридан попал благодаря своим увлечениям проблемой соотношения разума, чувств и воли в человеке. Он доказывал, что в психологии человека доминирует разум; что поведение человека обусловлены его знаниями, пониманием, размышлениями. Высмеивая Буридана, средневековые схоласты и философы создали миф о Буридановом осле. Говорится, что по обе стороны – слева и справа – на одинаковом расстоянии от осла поставили две вязанки одинакового объема и одинакового качества сена. А поскольку вязанки сена одинаковы, одинаково и расстояние к ним, то осёл стал размышлять, задумался: "До какой вязанки сена следует сначала повернуть голову?" Осёл думал, думал, думал, но так и не решил своими размышлениями проблему. – И поход с голода! С того времени человека, который колеблется, рассуждает над тем, как поступить в той или иной конкретной ситуации, но никак не поступает, – такого человека называют Буридановым ослом.

Самыми выдающимися богословами-аристотеликами были Альберт Великий (1225 – 1274) и Фома Аквинский (1225 – 1275).

Альберт Великий – философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан католической церковью Учителем Церкви.Он изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля. Именно через его работы философия и богословие средневековой Европы восприняло идеи и методы аристотелизма. Кроме того, на философию Альберта сильно повлияли идеи арабских философов, со многими из которых он полемизировал в своих работах. Альберт оставил гигантское письменное наследие – его собрание сочинений насчитывает 38 томов, большая часть которых посвящена философии и теологии. Энциклопедические знания Альберта позволили ему оставить богатое наследие в таких областях науки, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, психология и др. Он много занимался химией и алхимией, кроме всего прочего, впервые выделил в чистом виде мышьяк.

Фома Аквинский (Аквинат) – ученик Альберта Великого, философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви. Он написал два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»). Признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении. Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология – священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения. Мир – совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Индивидуальность человека - личностное единство души и тела. Душа – животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосущна. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор. Следуя Аристотелю, Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Справедливые формы правления – монархия, аристократия и полисная система, несправедливые – тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления – монархия.

В

Зародыши экспериментальной науки в Европе

период Средневековья в Западной Европе возник ряд университетов, которые стали центрами образования и науки. Древнейшим был, основанный вX в., университет в г. Болонья. Другие были созданы в XI – XIV вв. В XII в. возникает университет в Оксфорде. Далее вначале XIII в. возникают последующие западноевропейские университеты: 1209 г. – в Кембридже, 1215 г. – в Париже и 1218 г. – в Саламанке. Позднее возникают последующие университеты: 1288 г. – в Лиссабоне, 1303 г. – в Риме и 1321 г. – во Флоренции. География средневековых европейских университетов в данный период – исключительно западноевропейская: это Италия, Испания, Англия, Португалия и Франция.

В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки, в силу своей практической направленности. Исподволь они разрушали идеологию созерцательности, перешедшую в средневековое мировоззрение из античности, осуществляли переход к опытной науке, хотя и несли в себе при этом множество черт магического мироощущения, основанного на идее сверхъестественной связи предметов и явлений мира. В ходе этих исследований были получены весьма интересные результаты как в практической, так и в теоретической областях. Тем самым эти дисциплины подготовили возможность появления современной науки.

Самые интересные результаты дали алхимия и ятрохимия, в рамках которых были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Ятрохимия – течение в медицине XVI–XVII веков, ставившее своей задачей поиски философского камня для нахождения панацеи – лекарства от всех болезней.

В теоретической области были важны разрабатывавшиеся идеи космизма, а также биологизации мира – рассмотрение мира как целостного организма, каждая часть которого несет в себе признаки всего целого. Получил также развитие герметизм через иудейских и восточно-христианских мистиков. Это – религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Представлено оно было сочинениями, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту, и в нем сочеталась совокупность оккультных наук – астрологии, алхимии и магии. Но если практические достижения герметических «наук» позже легли в основу классического естествознания Нового времени, то теоретические рассуждения были отброшены и новый интерес к этим идеям появился лишь в XX веке.

Значительный вклад в развитие средневековой науки внес Роджер Бэкон (1214 – 1294) – английский монах-францисканец, философ и ученый. Он отличался широтой энциклопедических знаний и научных интересов, являлся представителем оксфордской школы. В своих работах объединял в рамках философии математику, астрономию, алхимию, физику, медицину и этику, используя дедуктивные построения и математические доказательства. Занимаясь астрологией, алхимией и оптикой, вносил в них элементы науки. Он предполагал огромное значение алхимии для медицины, чем предвосхитил идеи Парацельса. Ему принадлежат идеи создания телефона, летательных аппаратов и самодвижущих тележек, не исключена возможность, что его идеи были использованы Леонардо да Винчи. Основными его работами являются: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение».

Р. Бэкон различал несколько способов познания: использование знаний признанных авторитетов, рассуждение и опыт, основанный на знании. По своим воззрениям он был близок к арабским мыслителям, таким как Авиценна и другим. В противовес европейским схоластам он считал, что знание необходимо для улучшения жизни человека. Предлагал реформировать теологию, выступал против невежества теологов и считал возможным использование знаний, накопленных язычниками. Был осужден орденом францисканцев по подозрению в занятиях черной магией и много лет провел в заточении.

Другой ученый – Уильям Оккам (1300-1350) – предложил эвристический принцип научного исследования, который вошел в золотой фонд методологии науки. Смысл его в том, что при изучении вещей и явлений необходимо отбрасывать все те предположения, которые излишни для объяснения сущности вещей и явлений. Это принцип получил название "Бритва Оккама" (руководствуясь ею, "отрезают ненужное"), который наряду с законами сохранения вещества и энергии, энтропии, постулатами Евклида стал неотъемлемым фактором эффективного, эвристического, научного исследования. Молодого, 24-летнего профессора Оксфордского университета Уильяма Оккама возненавидели схоласты и натравили на него папскую инквизицию. Философ вынужден был оставить Оксфорд, спасая свою жизнь. С группой своих единомышленников и учеников он бежит под защиту баварского короля Людвига и там закончилась его жизнь.

Абано Пиетро (1250– 1316)– знаменитый врач, философ и астролог, был профессором медицины, философии и, возможно, математики в Падуе. Он составил большое руководство по астрономии, истолковывал философию Аристотеля в натуралистически-материалистическом духе. Одним из первых в истории итальянской и европейской натурфилософии сделал попытку поставить в зависимость от движения небесных светил процессы природы и события человеческой жизни, включая изменения в области религии, за что был привлечен к следствию инквизиции, как и за утверждение о вечности и несотворенности мира.

Н

Наука на Арабском Востоке

а Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В IX в. была переведена на арабский язык книга "Великая математическая система астрономии" Птолемея под названием "Аль-Магисте" (великое), которая потом вернулась в Европу как "Альмагест". Переводы и комментарии "Альмагеста" служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и "Начала" Евклида, и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризуют систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (780 – 850), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его "Арифметику" европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана "Книга об ал-джебр и ал-мукабала", целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. "Ал-джебр" (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и "ал-мукабала" – приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из "Арифметики" позднегреческого математика (III в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке.

Значительные научные достижения были характерны и для ряда других арабских ученых. Мухаммедаль-Баттани (850 – 929) – астроном, составивший новые астрономические таблицы; Ибн Юлас (950 – 1009), известный достижениями в области тригонометрии, составивший таблицы наблюдений лунных и солнечных затмений; Ибн аль-Хайсам (965 – 1020), сделавший значительные открытия в области оптики; Ал-Бируни (973 – 1048) – автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, философии, математике, астрономии, создавший основы учения об удельном весе; Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037) – философ, математик, астроном, врач, чей "Канон врачебной науки" снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня; Омар Хайям (1048 – 1122) – не только великий поэт, но и известнейший в свое время математик, астроном, механик, философ; Ибн Рушд (1126 – 1198) – философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии.

Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики. Работая на основе традиций, унаследованных от египтян и вавилонян, черпая некоторые знания от индийцев и китайцев и, что самое важное, переняв у греков приемы рационального мышления, арабы применили все это в опытах с большим количеством веществ. Тем самым они вплотную подошли к созданию химии.

В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.

К

Наука и философия Китая

итайская наука в период Средневековья имела преимущественно прикладной характер. В это время в Китае было создано множество изобретений. К ним относятся: книгопечатание с использованием наборных шрифтов, переплетное производство, порох, компас, зеркала, газовые баллоны, бамбуковые трубопроводы для транспортировки природного газа от скважин к печам, на которых в чугунных котлах кипел рассол и выпаривалась соль, двухструйный огнемёт, диагностика и лечение сахарного диабета, кокс как топливо, меха с гидравлическим приводом и т. д.

Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу , получивший известность как «Конфуций эпохи Хань», философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн , автор написанноой «Книги перемен», а также такой выдающийся мыслитель как Чжан Хэн , внесший выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь , автор первой всеобщей истории Китая и ряд других. Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна , автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии. Большое влияние на развитие философии в Китае оказал философ Ван Би . Свои взгляды мыслитель излагал в сочинении «Чжоу и чжу»в виде комментариев к конфуцианской и даосской классике. Ван Би истолковывал содержание «Чжоу и чжу» как теорию временных процессов и изменений.

Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.) характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания. С другой стороны, имеет место гонение на даосистов. Важнейшим философским течением в XI в. становится неоконфуцианство . Оно опиралось на достижения философствующих танской эпохи, но было вполне самостоятельным в построении принципиально новой концепции, призванной охватить все стороны бытия. Центральным понятием этого учения можно считать представление о некоем высшем "законе – принципе" (ли), управляющем формированием вещей, благодаря которому образуются индивидуальные живые объекты, например, различные породы животных и т.д. Субстанциальную основу единства всего существующего, по учению неоконфуцианцев, составляет "эфир" (ци, "пневма"). Это динамическая субстанция, обладающая разнообразными свойствами и способностью придавать эти свойства вещам.

Видным мыслителем XI в. был Чжан Цзай (1020 – 1078), один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»). В своем учении о человеке он исходил из признания существования в человеке двух «природ» – небесной и «эфирной». Эфир является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом, заполняет великую пустоту. По мнению основателя юнцзяской школы философа Е Ши (1150 – 1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами.

В XV веке учение неоконфуцианцев, продолжая оставаться влиятельным, приобрело несколько иное содержание благодаря влиянию виднейшего мыслителя Ван Янмина (1472 – 1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Наиболее оригинальным в учении Ван Янмина должно быть, по-видимому, признано его знаменитое положение о том, что "вне сердца-ума" не существует в действительности ни принципа-ли, ни предметов-явлений (у), ни занятий-деятельности (ши). При этом Ван Янмин считает сердце-ум не органом в физиологическом смысле, а своего рода органом познания, тело-сущность которого (ти) – совершенное благо. Второй характерной чертой философии Ван Янмина считают трактовку им знания как созидающего действия. Смысл тезиса философа о "совпадающем единстве знания и действия" – в демонстрации действенного характера знания, стремлении доказать, что знание есть действие, а не наоборот, что существенно повышало статус знания и шире – сознательного начала в человеке.

Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619 – 1692). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста(филолог, историк, географ, экономист, астроном) Гу Яньу (1613 – 1682), основателя учения о естестве (пу сюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Крупнейшим представителем этого направления являлся также философ и ученый XVIII века Дай Чжэнь (1723 – 1777).

Итак, эпоха Средневековья, с одной стороны, характеризовалась потерей многих достижений античной науки и подчинением науки религиозно-мистическому мышлению, но с другой стороны, и в тех условиях познавательная деятельность распространялась, хотя главное место при этом отводится не познанию мира как такового, а обращению к неизменным основаниям всего существующего как творения бога. Но без этого времени, без его открытий и технических усовершенствований, наступление нового времени было бы невозможно. Технические успехи возрождения стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий средних веков.

Века, называемые Средними, в истории каждой страны занимают разный период. В общем случае, как правило, подобным образом именуют промежуток с V по XV века, отсчитывая его от 476 года, когда пала Западная Римская империя.

Культура Античности погибала под натиском варваров. В этом одна из причин того, почему Средние века так часто называют темными или мрачными. Вместе с затуханием Римской империи исчезал и свет разума, и красота искусства. Однако научные открытия и изобретения в Средние века - отличное доказательство того, что даже в самые сложные времена человечество умудряется сохранять ценные знания и, более того, развивать их. Отчасти этому способствовало христианство, но большая доля античных наработок сохранилась благодаря арабским ученым.

Восточная Римская империя

Наука в в первую очередь развивалась в монастырях. После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к тому времени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическую роль. В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихся мыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много времени посвящал математике. Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы в качестве математических символов, что фактически дает право называть его одним из основоположников алгебры.

На территории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментарии к ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры и сделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храм Святой Софии.

Есть основания полагать, что византийцы создавали карты, путешествуя в Китай и Индию, им была ведома география и зоология. Однако сегодня большая часть информации о состоянии, в котором пребывала наука в Средние века на территории Восточной Римской империи, нам неизвестна. Она похоронена в руинах городов, постоянно подвергавшихся вражеским нападениям на протяжении всего периода существования Византии.

Наука в арабских странах

Многие античные знания получили свое развитие за пределами Европы. развивавшийся под влиянием античной культуры, фактически спас знания не только от варваров, но и от церкви, которая хоть и благоприятствовала сохранению мудрости в монастырях, но приветствовала далеко не все научные труды, стремясь обезопасить себя от проникновения ереси. По прошествии некоторого времени античные знания, дополненные и переработанные, вернулись в Европу.

На территории Арабского халифата в Средневековье развивалось огромное количество наук: география, философия, астрономия, математика, оптика, естествознание.

Цифры и движение планет

Астрономия во многом базировалась на знаменитом трактате Птолемея «Альмагест». Интересно, что такое названия труд ученого получил после того, как был переведен на арабский и затем снова возвращен в Европу. Арабские астрономы не только сохранили греческие знания, но и приумножили их. Так, они предполагали, что Земля представляет собой шар, и смогли измерить дугу меридиана, чтобы вычислить Арабские ученые дали название многим звездам, расширив тем самым описания, приведенные в «Альмагесте». Кроме того, в нескольких крупных городах они соорудили обсерватории.

Средневековые открытия и изобретения арабов в области математики также были довольно обширными. Именно в исламских государствах берет свое начало алгебра и тригонометрия. Даже слово «цифра» имеет арабское происхождение («сифр» означает «нуль»).

Торговые взаимоотношения

Многие научные открытия и изобретения в Средние века арабами были позаимствованы у народов, с которыми они постоянно торговали. Через исламские страны в Европу из Индии и Китая попали компас, порох, бумага. Арабы, кроме того, составляли описание государств, через которые им приходилось путешествовать, а также встречавшихся народов, в том числе и славян.

Арабские страны стали и источником культурных изменений. Считается, что именно здесь была изобретена вилка. С территории она сначала попала в Византию, а затем и в Западную Европу.

Богословская и светская наука

Научные открытия и изобретения в Средние века на территории христианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда, знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светские науки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления Карла Великого. Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, а также музыка (так называемые первоначально были доступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на все слои общества.

К началу XI века школы при монастырях стали преобразовываться в университеты. Светские учебные заведения появились постепенно во Франции, Англии, Чехии, Испании, Португалии, Польше.

Особый вклад в развитие науки внесли математик Фибоначчи, естествоиспытатель Вителлин, монах Роджер Бэкон. Последний, в частности, предполагал, что скорость света имеет конечную величину и придерживался гипотезы, близкой к волновой теории его распространения.

Неумолимое движение прогресса

Технические открытия и изобретения в XI-XV веках подарили миру многое, без чего нельзя было бы достигнуть того уровня прогресса, который характерен для человечества сейчас. Более совершенными стали механизмы водяных и ветряных мельниц. На смену колоколу, отмерявшему время, пришли механические часы. В XII веке мореплаватели стали использовать для ориентации компас. Порох, изобретенный в Китае еще в VI веке и завезенный арабами, стал играть значительную роль в европейских военных походах только в XIV веке, когда изобрели и пушку.

В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылись производства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельно развивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно была вытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XV веком.

Изобретения и научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются на достижениях средневековых ученых. Алхимические поиски, попытки найти край мира, желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества в эпоху Возрождения и Научные открытия и изобретения в Средние века способствовали становлению знакомого нам мира. А потому, пожалуй, будет несправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь об инквизиции и церковных догмах того времени.

Приветствую постоянных и новых читателей сайта «Дамы-Господа»! В статье «Учёные средневековья и их открытия: факты и видео» — информация об известных ученых в области алхимии, медицины, географии. Статья будет полезна школьникам и любителям истории.

Учёные средних веков

Средние века — это эпоха в истории от V до XV века. Средневековый мир был полон предрассудков и невежества. Церковь ревностно следила за теми, кто стремится к знаниям, и буквально устраивала на них травлю. Знания считались полезными, если они приближали к познанию господа.

Медицина чаще причиняла вред, чем пользу — рассчитывать приходилось только на силу организма. Люди не понимали, как выглядит Земля и придумывали разные небылицы о её строении.

Но и в этом невежестве было место для аналога современному учёному. Конечно, такого понятия не существовало, ведь никто ещё не имел понятия о научных методах. Основная деятельность философов была направлена на поиски философского камня, который превращал бы любой металл в золото, и эликсир жизни, даривший вечную молодость.

Алхимия

Ещё за 400 лет до деятельности Ньютона монах Роджер Бэкон провёл эксперимент, в ходе которого, луч, направленный сквозь воду, разложился на спектр. Естествоиспытатель пришёл к выводу, как позднее и Ньютон, что белый цвет обладает неизменной геометрией. Роджер Бэкон писал, что математика - это ключ к другим наукам.

Как большинство алхимиков XIII века, Бэкон был одним из философов-экспериментаторов, искавших философский камень. Средневековые алхимики были одержимы золотом неспроста. Золото - очень примечательный металл. Прежде всего, его нельзя уничтожить. Экспериментаторы задавались этим вопросом постоянно.

Почему изменчивость материи присущая к другим веществам не распространяется на золото? Этот метал можно разогреть, расплавить, придать новую форму - он остаётся с неизменными качествами.

Изучение золота, стало поиском совершенства на земле. Все манипуляции с металлом были направлены не на обогащение, алхимики стремились не к богатству, а к познанию тайны блестящего металла.

Многочисленные эксперименты позволили сделать массу открытий. Алхимики открыли технику нанесения позолоты. Получили концентрированные кислоты, открыли различные методы дистилляции, и, по сути, заложили основы химии.

Знаменитые алхимики средневековья:

  • Альберт Великий (1193-1280)
  • Арнольдо де Вилланова (1240-1311)
  • Раймонд Луллий (1235-1314)
  • Василий Валентин (1394-1450)
  • (1493-1541)
  • Никола Фламель (1330-1418)
  • Бернардо, Добряк из Тревизо (1406-1490)

Церковь

Как бы мы ни ругали церковнослужителей, именно эти люди были самыми образованными на протяжении многих столетий. Именно они раздвигали границы науки, проводили научные эксперименты, и делал записи в церковных библиотеках.

В XI веке монах Малмсберийского аббатства, Эйлмер, закрепил на себе пару крыльев и прыгнул с высокой башни. Летательный аппарат пронёс его почти 200 метров, прежде чем он ударился о землю, сломав при этом ноги.

Эйлмер Малмсберийский — английский монах-бенедиктинец XI века

В ходе лечения он поведал аббату, что знает в чём его ошибка. Его летательному изобретению не хватает хвоста. Правда, аббат запретил дальнейшие эксперименты, и управляемые полёты были отложены на 900 лет.

Но служители церкви имели возможность делать открытия в других сферах деятельности человека. Средневековая церковь не противопоставляла себя науке, наоборот, она хотела использовать её.

Самые прозорливые высказывали свои смелые мысли. Они предполагали, что у человечества будут корабли, управляемые не ста гребцами, а одним человеком, повозки, передвигающиеся без какой бы то ни было живой силы, летательный аппарат, отрывающий человека от земли и возвращающий его обратно.

Всё именно так и произошло, а прогресс задержан человечеством, возможно, от нежелания объективно оценивать прошлое.

Медицина

Сегодня от медицины людям нужно одно - чтобы нам стало лучше. Но средневековые врачи имели более амбициозные цели. Для начала - вечная жизнь.

Например, Артефий - философ, живший в XII веке. Он написал трактат об искусстве продления человеческой жизни, утверждал, что сам живёт не менее 1025 лет. Этот шарлатан хвастал своим знакомством с Христом, хотя тогда выходило, что он прожил уже более 1200 лет.

Алхимики считали, что если они смогут обратить металл в совершенное золото, используя философский камень, тогда они смогут использовать его как эликсир вечной жизни и сделают человечество бессмертным. И хотя эликсир вечной жизни не был найден, эксперты в этой области, несомненно, были.

Доктора, жившие за 600-800 лет до нашего времени, совершенно справедливо считали, что болезнь не вызывается внешними факторами, а возникает когда организму не хватает здоровья. Поэтому врачи при помощи диет и трав старались восстановить здоровье.

Существовали целые фармацевтические лавки, где было большое количество лечебных препаратов. В медицинских трактатах упоминалось не менее 400 растений, с различными целебными свойствами.

Основное достоинство средневековых врачей в том, что они воспринимали организм как единое целое.

Древнейший ученый и врач (Авиценна) (980-1037) многие годы трудился над своей энциклопедией «Канон медицины», вобравшей медицинские знания средневекового Востока.

Мондино де Луцци (1270 - 1326) — итальянский анатом и врач возобновил запрещавшуюся католической церковью практику публичных вскрытий трупов умерших людей для обучения студентов.

Алхимик, врач, философ, естествоиспытатель Парацельс (1493-1541)

Знаменитый врачеватель и алхимик из Швейцарии — Парацельс (1493-1541) прекрасно знал анатомию. На практике владел навыками хирургии и терапии. Подверг критике идеи древней медицины, самостоятельно разработал классификацию болезней.

География

Люди долго верили, что земля плоская. Но точно известно, что Роберт Бэкон в своих трудах писал: «Закругление земли объясняет, почему забравшись на высоту мы видим дальше». Инакомыслие церковных властей тормозило развитие многих наук, но география страдала, пожалуй, больше всех.

Это доказывают карты, найденные археологами. Точные карты нужны были только мореплавателям, и они у них были. Нам не известно, кто рисовал эти карты и как шёл процесс их создания. Их точность поражает современных специалистов.

Из путешественников эпохи средневековья следует отметить русского купца Афанасия Никитина (дата смерти 1475). Он совершил путешествие от города Твери до Индии! По тем временам это невероятно! Его записи, сделанные во время путешествия, называются “Хождение за три моря.”

Итальянский купец и путешественник Марко Поло (1254 — 1344) первым из европейцев описал Китай. “Книга Марко Поло” являлась одним из основных источников составления карты Азии.

Периодом Средневековья принято считать промежуток времени, охватывающий тысячелетие, начавшееся в V и закончившееся в XV веке нашей эры. Вопреки устоявшемуся представлению о том, что это были Темные века мировой истории, ученые Средневековья внесли весомый вклад в развитие цивилизации. В этой статье мы вспомним наиболее значительные их достижения.

Тяжелый плуг

Одним из ранних изобретений средневековой истории (примерно 600 год) стал тяжелый плуг, позволивший успешно распахивать жесткую почву полей Северной Европы. Это дало возможность увеличить их урожайность, а следовательно, производить больше продуктов питания. В результате данный период истории был отмечен существенным ростом общей численности европейского населения.

Суть изобретения весьма проста. Известно, что глубина борозды, которую оставляет за собой нож-лемех, зависит от веса плуга, который не может быть слишком велик, так как в этом случае землепашец не сможет его поднять. Решение было найдено простое и эффективное: плуг оснастили колесами, что позволило сделать его значительно тяжелее, а следовательно, и увеличить глубину вспашки. Так было положено начало изобретениям и научным открытиям в Средние века.

Приливные мельницы

Следующее по хронологии изобретение средневековой истории также связано с производством продуктов питания, поскольку голодный желудок как ничто иное стимулирует творческую мысль. Им стали так называемые приливные мельницы. В 787 году монахам монастыря Нендрам, расположенного на одном из островов Северной Ирландии, пришла в голову мысль использовать для вращения мельничного колеса морской прилив.

Они соорудили достаточно большой резервуар, соединенный с морем и наполнявшийся в период повышения его уровня. Когда он был полон, то закрывались специальные воротца, и после этого воду начинали спускать на мельничное колесо, отчего оно вращалось и приводило в движение жернова. Объем резервуара был рассчитан таким образом, что обеспечивал работу мельницы до следующего прилива, после чего весь цикл повторялся заново.

История песочных часов

Едва ли нужно описывать принцип действия этого простого устройства, позволяющего точно обозначить определенный интервал времени. Оно всем известно. Изобретены песочные часы были довольно поздно - лишь в XI веке, и стали весьма важным дополнением к магнитному компасу. Использовались они на первых порах исключительно для нужд мореплавания. Об этом свидетельствуют записи в корабельных журналах той давней эпохи.

Как выглядели первые образцы песочных часов, неизвестно, поскольку до наших дней они не сохранились, а наиболее ранние их изображения встречаются лишь на картинах итальянского художника Амброзио Ларенцетти, относящихся к первой половине XIV века. Тем не менее имеется много свидетельств того, что к середине XV столетия они получили наибольшее распространение. С тех пор их внешний вид и конструкция не претерпели сколько-нибудь заметных изменений.

Из дневников Фернана Магеллана известно, в частности, что во время кругосветного путешествия на каждом из судов, входящих в состав его эскадры, использовалось не менее 18 песочных часов. Более того, корабельным уставом предусматривалась специальная должность матроса, обязанного своевременно переворачивать их и вносить соответствующие записи в корабельный журнал. Песочные часы стали первым в истории инструментом для измерения времени, и потому вошли в число наиболее значимых научных открытий и изобретений. В Средние века они использовались не только на море, но также в производстве, богослужениях и даже кулинарии.

Появление первых доменных печей

Наука в Средние века подарила миру еще одно изобретение, во многом определившее дальнейший ход цивилизации - это было создание первых доменных печей. По данным историков, они появились в странах Западной Европы на рубеже XII и XIII веков и по большей части являлись детищем монахов широко распространенного в то время, Цистерцианского ордена.

Любопытно, что цистерианцы (в некоторых странах их называли бернардинцами) столь много времени и значения уделяли занятиям металлургией, что разработанная ими технология выплавки была занесена в монастырский устав. Там же, среди всего прочего, помещались и чертежи доменной печи.

Не ограничиваясь лишь теоретическими изысканиями, монахи развернули широкое производство металла, построив целую сеть предприятий, по площади часто превосходивших их святые обители. Проявляли они и недюжинный предпринимательский талант. В тех районах, где была развита горнодобывающая промышленность, монахи принимали пожертвования не деньгами (от которых, впрочем, тоже не отказывались), а рудой, из которой выплавлялся металл, поступавший затем на рынки всех европейских стран.

Изобретение перегонного аппарата (дистиллятора)

Ученым Средневековья принадлежит изобретение, нашедшее свое применение во всем мире и заслужившее особую популярность в России. Это был аппарат, позволявший легко и просто превратить любой спиртосодержащий, но слабоалкогольный состав в продукт, хоть и имеющий различные технические названия, но являющийся, по сути, обычным самогоном.

Нет надобности объяснять его устройство, поскольку лицам заинтересованным он хорошо знаком, а остальным едва ли интересен. Отметим лишь, что изобретены были перегонные аппараты на Востоке в VIII-IX вв., и их создателями являлись мусульманские алхимики, то есть люди абсолютно непьющие. Парадокс, да и только. Кстати, создатель перегонного куба Хабир ибн Хайян (721-815) писал, что пары, образующиеся из подогретого в его аппарате вина, хоть и легко воспламеняются, но едва ли найдут себе практическое применение. Как же он ошибался!

Относительно чистый спирт научились получать также в Монголии на рубеже VI и VII вв., но там применялся сложный и крайне непрактичный метод. Спиртосодержащий состав (например, брагу) замораживали, а затем извлекали из нее ледяные кристаллы воды. В результате оставалась жидкость, не замерзавшая из-за высокого содержания спирта. Кроме того, известно, что методом дистилляции спирт получали еще в Древнем Вавилоне, но использовался он исключительно для изготовления духов, и технология его производства со временем была утеряна.

Принято считать, что их появление относится к XIII веку. По своему значению это событие относится к числу важнейших научных открытий и изобретений. В Средние века люди также страдали расстройством зрения, как и нынешнее поколение, а потому искали способы восполнить этот природный недостаток. Кому именно пришла идея воспользоваться вставленными в оправу линзами - неизвестно, хотя наиболее ранний трактат на эту тему принадлежит английскому философу и естествоиспытателю Роджеру Бэкону (1214-1292). Свои записи ученый сопроводил рисунками, дающими представление об этой нехитрой конструкции. Однако в его время она уже применялась для чтения не только европейцами, но и жителями исламского мира. Поэтому в среде ученых до сих пор ведутся дискуссии о том, Восток ли заимствовал это изобретение у Европы, или все было как раз наоборот.

В данном разделе идет речь о механических часах, поскольку о песочных рассказывалось выше. Известно, что появились они также в период Средневековья, но имя их изобретателя кануло в Лету. Известно, что вначале это были весьма большие конструкции, помещавшиеся на башнях монастырских соборов и предназначавшиеся для точного определения времени, когда надлежало бить в колокол и созывать монахов на молитву. От современных башенных часов они отличались тем, что имели лишь одну стрелку.

Из ныне действующих образцов средневековой механики самыми старыми являются часы, установленные в Руане. Они были сделаны в 1389 году и лишь немногим моложе тех, что украшают башню собора Девы Марии в английском городе Солсбери, стрелка которых замерла несколько столетий назад. Их ровесниками считаются также часы, сконструированные для башни собора в Уэльсе, но они давно демонтированы и сегодня экспонируются в лондонском Музее науки.

Рождение печатного станка

Несмотря на то что родиной книгопечатания является Китай, механизировать этот процесс сумели в Европе. И если имена тех, кто придумал часы или очки, навсегда сокрыты от потомков, то изобретатель печатного станка - немец Йоганн Гутенберг - прочно занял место в истории. Следует отметить, что ряд исследователей отдают пальму первенства его соотечественнику Лоуренсу Янсону Костеру, но убедительных аргументов они привести не могут.

Принято считать, что прототипом печатного станка Гуттенберга, созданного им в середине 1440 годов, явился пресс для оливок или винограда, широко распространенный тогда в странах Средиземноморья. В обоих случаях специальным рычагом приводили в движение тяжелый деревянный винт, при помощи которого создавалось необходимое давление на бумагу. Этот несложный по своей конструкции аппарат позволял в течение часа производить до 250 листов односторонней печати. Просуществовав без серьезных изменений около 350 лет, печатный станок вошел в число наиболее значительных из всех сделанных в Средние века изобретений и научных открытий.

Мыслители прошедших веков

Средневековая история сохранила для потомков имена многих исследователей и мыслителей, которые внесли значительный вклад во все области знаний. Это английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон, австрийский математик Иоган Гмунден, итальянский философ Пьетро д"Абано и целый ряд других выдающихся ученых мужей прошлого.

В статье умышленно не упоминаются открытия, сделанные в эпоху Возрождения, началом которой принято считать XVI век. В ней идет речь исключительно о достижениях науки в Средние века. Их далеко не полный перечень, приведенный выше, позволяет с полным основанием утверждать, что даже в период истории, называемый «Темными веками», человеческая мысль прокладывала дорогу к будущим вершинам технического прогресса. Фундаментом ему послужили сделанные в Средние века научные открытия и изобретения.