Обучение детей школьного возраста с зпр. Особенности детей с задержкой психического развития. в общеобразовательном учреждении

Гаяне Согомонян
Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Составитель Согомонян Г. Г.

Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества. Для решения этой задачи большое значение имеет преодоление школьной неуспеваемости путем оказания помощи детям, испытывающим особые затруднения в учении.

Большое значения для адаптации детей с ЗПР , играет общение. Когда ребенок приходит в школу, то он сталкивается не только с новой средой, но и с новыми людьми. Дети с ЗПР очень общительные и хорошо идут на контакт, но некоторые могут негативно и неадекватно реагировать на других детей из-за своих психических особенностей.

Поэтому очень важно, чтобы дети безболезненно приняли. Отсутствие адаптации у детей с особенностями в обучении связано с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно новое окружение.

Для детей с ЗПР поступление в школу является огромным стрессом. Дети приходят в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Раньше их основной деятельностью была игра, а теперь - это учебная деятельность. Но для детей с особенностями в развитии основную деятельность занимает игра и в школе. Дети не имеют мотивации к учебе, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию уроков, они быстро утомляются.

Огромную и важную роль в жизни детей играют их родители. В повседневной жизни мамы порой не знают, как заставить ребенка слушать их, выполнять инструкцию или поручение. Они не понимают, как обучить ребенка правилам санитарной гигиены и самообслуживания. Видя дефект ребенка тревожная мать старается ему помочь и очень часто, продолжая действовать в этом направлении, полностью отучает ребенка от самостоятельности, от возможности приобретения им определенного навыка. Подобные воспитательные действия матерей квалифицируются как гиперопека.

Проблема в том, что матери испытывают сложности при воспитании своего ребенка. В таких случаях всегда приходит на помощь педагог-психолог. Он определяет уровень возникающих проблем и объясняет, какие из них могут быть решены педагогическим путем, а какие - с помощью лечения. В случае если ребенок стал плаксив, неуправляем, разбрасывает игрушки или рвет тетради и учебники, беспричинно впадает в истерику, может проявить агрессивность например начать, то следует успокоить его и дать заняться тем чем он сам хочет.

Некоторые матери не до конца осознают недостаточность собственных усилий, направленных на преодоление проблемы, стоящей перед их ребенком. В таком случае не следует сразу же убеждать маму в том, что она заблуждается.

Задача психолога заключается не в усилении защитных реакций упомянутой группы матерей, а в том, чтобы расположить каждую из них к себе с той целью, чтобы взаимоотношения «педагог - мать ученика» могли бы перейти на другой уровень «психолог, помогающий разрешить проблемы ребенка, - мать ребенка, имеющего проблемы». Поэтому лучше ответить ей так: «Прекрасно, что дома у вас все получается. Но мне бы хотелось, чтобы это получилось и у меня на занятии. Поэтому я предложу вам следующий способ обучения этому навыку. Сделайте вот так». Затем психолог показывает матери специальные коррекционные приемы, направленные на освоение определенной темы.

Матерям советуем чаще использовать различные релаксационные техники в домашних условиях. Можно посоветовать после завершения обучающего занятия с ребенком вместе потанцевать, попеть или послушать любимую музыку. Хороший результат приносят также совместные прогулки на свежем воздухе - в парке или сквере.

Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать успевающими учениками на начальном этапе обучения,если будет поддержка со стороны учителя и родителей. Успешность адаптации также зависит от общения ребенка с одноклассниками. Родителям, в свою очередь , важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Публикации по теме:

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Людмила Малинчан.

Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.


На сегоодняшний день большая часть обучающихся, имеющих трудности в усвоении знаний – это учащиеся с ЗПР.У многих из низ имеется справка 7 вида, другие с имеющимися признаками «оберегоаются» родителями. - -В нашей школе дети с ЗПР не обучаются по специальным программам.


Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, [Глава 11] [Статья 79] Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающегоо обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


В условиях реализации ФГОС школой разрабатывается Основная образовательная программа, в структуре которой предусмотрен раздел «Программа коррекционной работы для детей с ОВЗ». Для детей с задержкой психического развития должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д.


Что такое ЗПР? Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чегоо рнебенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.


Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всегоо, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негорубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.


Биологически е патология беременности Недоношенностьасфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития рнебенка генетическая обусловленность Социальные длительное ограничение жизнедеятельности рнебенка неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни рнебенка Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения Причины задержки психического развития:




Характерные особенности детей ЗПР: повышенная истощаемость и в результате повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, внимание неустойчивое;внимание неустойчивое; страдают все виды памяти страдают все виды памяти не сформированы основные мыслительные операции –не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий дефекты звукопроизношения;дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас слов;бедный словарный запас слов; низкий навык самоконтроля;низкий навык самоконтроля; ограниченный запас общих сведений и представлений;ограниченный запас общих сведений и представлений; слабая техника чтения;слабая техника чтения;


Характерна стойкая дизорфография (неусвоение орфографических правил) характерна стойкая дизорфография (неусвоение орфографических правил) часто в рассуждениях отсутствует «главная мысль» часто в рассуждениях отсутствует «главная мысль» Нужна ли им помощь?


Таким образом, поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические особенности психолого- педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы рнебенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всегоо в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегоося поведения.






Журнал коррекционной работы учебной деятельности с учащимися, имеющими ЗПР по предмету «……». ФИО обучающегоося класс Сфера, навык, затруднения, требующие коррекции Метод, технология, упражнение Дата РезультатПримечан ие 1. Разделительный мягкий знак Отработка на знакомом материале в игровой форме Овладел частично Повторная диагностик а через неделю 2. Журнал коррекционной работы Отражаются результаты выполнения учебно - диагностических работ. Два типа заданий: задания, построенные на вне учебном материале и на учебном материале. Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень – умением овладел, 2 уровень – в основном овладел, 3 уровень – частично овладел, 4 уровень – не овладел. В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.


Игра с перекидыванием мяча "Добавь разделительный мягкий знак в слово": Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья "Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю. Задания на вставку буквы ь.(со словами –ловушками) а) в словах: в…юга, в…ясна, плат…е, ул…ица б) в словосочетаниях: шустрые муров…и, белич…и сл…еды. в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой. г) в текстах: Апр...ель. Сн…его сошёл, запахло прел…ю. Прокат…бился в н…небе гром. Мурав…и под старой ел…ю Вс…ей сем…ёю строят дом. Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных): У лисы голова чья? Лисья У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы? У медведя? У кошки? У собаки?


Дневник наблюдений классного руководителя. ФИО Класс Дата Сфера наблюдения (поведение, настроение, деятельность, общение, исполнительность) Педагогические мероприятия на развитие или коррекцию Динамика (результат) 1. Иванова В. Замкнута, плохо идет на контакт Вовлечение в организацию классного часа, беседа об увлечениях, разговор с родителями. Отвечает односложно, не активна, по прежнему замкнута. 2. Записи 1 раз в 1-2 недели, только самое существенное и важное, раскрывающее характер рнебенка, егоо развитие, индивидуальность, особенности. Записываются конкретные события, обстановка (причины и следствия) и проявления ученика.


Организация деятельности на уроке. Хорошо, если рнебенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Педагог должен время от времени подходить к нему и «ставить внешние вешки», направляя егоо действия: «Мы сейчас пишем вот этот вопрос,вот здесь, отсюда и сюда. Попробуй. Важны также внешние мотивирующие подкрепления: «Вот здесь ты собрался и очень хорошо выполнил задание». Желательно сравнивать рнебенка с самим собой «Вчера на третьем уроке ты был спокойнее и мы с тобой все хорошо сделали» Использовать формы подачи материала с учетом психофизиологических особенностей рнебенка. Чем проще и короче фраза педагога, тем выше вероятность, что ученик ее поймет. Следует давать рнебенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. При планировании уроков рекомендуется использовать игровые моменты. Возможно вносить отдельные элементы игры в учебные занятия. Дети данной категоории неутомимы в игре. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, егоо усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо учить рнебенка пользоваться ранее усвоенными знаниями.


Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы Вариативные приемы обучения. Повтор инструкции. Планы – алгоритмы и схемы выполнения, пиктограммы (наглядные, словесные). Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный) Речевой образец или начало фразы Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легоких и трудных заданий (вопросов) Совместные или имитационные действия. Создание проблемных ситуаций. Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. Обращение к товарищу с вопросами. Работа со словарями на время. Сравнение (чем похожи и чем отличаются) Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?) Найди ошибку. Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий). Исключение лишнегоо.


Введение физминуток через минут. Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу) Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Связь обучения с жизнью Постоянное управление вниманием


Кинезиологические упражнения «Ухо –нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот» «Колечки». Поочередно как можно быстрее рнебенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д «Кулак-ребро-ладонь». Рнебенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе «Проворонила ворона вороненка» (прогулка по пальцам со словами) 5. Нарисовать свое имя правой рукой, левой, ногой, головой.







Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности. ЗПР конституционального происхождения


Длительные хронические заболевания (хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов) Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость) Аллергические состояния, детские неврозы ЗПР самотогенного происхождения Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);


Неблагоприятные условия воспитания (ассоиальная семья, воспитание по типу гиперопеки и гипоопеки, неблагополучные социальные условия) Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферысочетается с недостаточноым уровнем знаний и бедностью предстовлений ЗПР психогенного происхождения


Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни рнебенка). При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегоето – сосудистой дистонии). ЗПР церебрально – органического происхождения


1) в сенсорно-перцептивной сфере 2) в психомоторной сфере 3) в мыслительной сфере 4) в мнемической сфере 5) в речевом развитии 6) в эмоционально-волевой сфере 7) в мотивационной сфере 8) в характерологической сфере В психическом статусе рнебенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:


Факторы риска Наследственность Патология беременности или родов матери Хронические заболевания у родителей Неблагоприятная экологическая обстановка Профессиональные вредности у родителей до рождения рнебенка Курение матери во время беременности Алкоголизм родителей Неполная семья Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе



« Возникает вопрос можно ли прибегоать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» Ян Амос Каменский


I вида школа- интернат для глухих детей II вида школа- интернат для слабослыша щих и позднооглох ших детей III вида школа- интернат для незрячих детей IV вида школа- интернат для слабовидящ их детей V вида школа- интернат для детей с тяжелыми нарушениям и речи VI вида школа- интернат для детей с нарушениям и опорно- двигательног о аппарата VII вида школа или школа- интернат для детей с трудностями в обучении - с ЗПР VIII вида школа или школа- интернат для детей с умственной отсталостью). В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозовых характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:




Классы коррекции в МОУ СОШ «Солнечная» учебный год. 2 б класс – 11 человек Кл. руководитель: Маненкова Наталья Сергеевна – высшая квалификационная категоория, 26 лет пед.стаж. 5 б класс – 13 человек Кл. руководитель: Любкина Людмила Андреевна– первая квалификационная категоория, 25 лет пед.стаж. 4 б класс – 9 человек Кл. руководитель: Есина Марина Владимировна– высшая квалификационная категоория, 18 лет пед.стаж. 8 б класс – 11 человек Кл. руководитель: Ходус Тамара Семеновна– высшая квалификационная категоория, 15 лет пед.стаж.










1. Активизация познавательной деятельности учащихся 2. П о в ы ш е н и е у р о в н я и х у м ст в е н н ог о р аз в ит и я 3. Нормализация учебной деятельности 4. Коррекция недостатков эмоционально- личностного развития 5. Социально-трудовая адаптация Основные задачи коррекционно- развивающегоо обучения


Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как дефектолог, логопед, психолог. Для психолого-педагогической диагностики используются методики таких авторов как: А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн и др.





Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.
Коррекционная направленность обучения Воспитывающее и развивающее обучение Научность и доступность обучения Систематичность и Коммуникативная направленность Связь обучения с жизнь Наглядность в обучении Сознательность и активность учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход Прочность усвоения знаний умений и навыков Принципы обучения рнебенка с интеллектуальной недостаточностью




Основные задачи коррекционной работы 1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире 2. Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения 3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.




Подбор заданий, максимально возбуждающих активность рнебенка, пробуждающие у негоо потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки рнебенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР


Психолого- педагогическое сопровождение Диагностика Консультирование родителей Консультирован ие педагогов Коррекционно- развивающая работа Контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся Психологическо е просвещение и образование педагогов


ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - общая коррекционная направленность процесса обучения, - увеличение срока обучения, - малая наполняемость класса, - щадящий режим, - соответствующий учебный план, - увеличение количества часов на трудный раздел программы, - использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, - создание положительной атмосферы на уроке, - постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, - создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в снебе, удовлетворения, - опора на игру, - целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.




Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Процент дошкольников и школьников, страдающих задержкой психического развития (ЗПР), растет с каждым годом. Однако данная патология не должна быть причиной отказа от воспитания ребенка и получения им образования. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде окружающему миру, максимально развить свои способности.

Особенности обучения пациентов с ЗПР

Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).

Важно! По достижении подросткового возраста базовые показатели приходят в соответствие с общепринятыми нормами, при условии, что воспитание и соответствует определенным нормам. Если же заторможенность психических реакций сохраняется в старшем возрасте, говорят об , инфантилизме.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.

В возрасте 3-6 лет возможно , но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.

Требования к педагогическому процессу:

  • индивидуальный подход и обучение в малых группах;
  • многозадачность процесса обучения;
  • вовлеченность и участие близких родственников;
  • регулярный контроль динамики состояния.

Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:

  • церебрально-органическую патологию;
  • соматогенную задержку;
  • психогенную задержку;
  • конституциональную патологию.

Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:

Тип патологии Индивидуальные особенности
Церебрально-органический Отличается самым неблагоприятным прогнозом, обучение их затрудняет психоэмоциональная незрелость. На фоне патологии ЦНС присутствует нарушение восприятия информации, безразличие к окружающему миру, заторможенность мыслительных реакций. Обучение в этом случае включает в себя мероприятия по устранению патологии нервной системы.
Соматогенный Определяется задержка . Во время обучения они испытывают страх и неуверенность, возможно нарушение развития межличностных связей. Образование этой группы организуют с учетом особенностей характера, используя различные меры поощрения, развивая уверенность и помогая в социальной адаптации. Одновременно необходимы укрепляющая терапия, ЛФК и другие мероприятия, стимулирующие .
Психогенный Формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Коррекция направлена на улучшение нервно-психических функций, усвоение новых знаний и развитие интеллекта.
Конституциональный Определяет общий инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, такие ученики невнимательны, внушаемы, им сложно сосредоточиться на конкретной задаче, уроке. Обучение при этой патологии направлено на тренировку усидчивости, внимания.

Коррекционное обучение детей с задержкой психического развития

Организация образовательного процесса

Согласно нормативно-правовым актам федеральной законодательной базы РФ в целях улучшения обучающего процесса созданы специализированные заведения. Это , интернаты и классы коррекции на базе общеобразовательных школ.

Эти специализированные заведения относят к коррекционным учреждениям VII типа. Они дают начальное и основное общее образование (1, 2 ступень). Набор учащихся в специализированные классы ведут строго по вынесению диагноза и с разрешения родителей.

В подготовительный коррекционный класс берут детей с 6 лет, в первый класс – с 7 лет. Если ученик с семи лет начал обучение в обычной школе, то его принимают во второй класс специального заведения, в случае начала обучения с шести лет – в первый класс.

Максимальное количество школьников в одной группе — не больше 12 человек. Это объясняется необходимостью личностного подхода к образованию детей с ЗПР. Обучение на базе обычных школ в специальных классах происходит с использованием тех же учебников, что и у других детей. Материал, изложенный в них, сокращают и упрощают для повышения качества восприятия.

Продолжительность концентрации на теме занятий у детей с задержкой психического развития обычно не больше 20 минут – это максимальный отрезок времени, в течение которого они способны усваивать новую информацию, затем наступает утомляемость. Для качественного восприятия педагогу в процессе урока рекомендовано использовать наглядные примеры, аналогии, дидактические материалы, важно заинтересовать учащихся. Необходимо обращать отдельное внимание на каждого ученика, выясняя трудности, которые он испытывает, концентрируясь на теме занятия, помогать ему справиться с возникшей проблемой.

В чем заключается специализированное обучение

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность. Помимо общеобразовательной программы, врачи и педагоги проводят индивидуальные занятия, цель которых — выявить причины отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику процесса.

Личная работа с каждым школьником помогает в понимании материала и повышает качество обучения. В процессе повторения и обобщения пройденной на уроке темы, родителям и педагогам нужно помнить, что ученики с особенностями не в состоянии освоить всю тему полностью. Результативнее разбивать материал на отдельные подтемы и проверять, насколько полно и качественно усвоен материал. Обязательно хвалить, поощрять ученика, проявлять терпение и заинтересованность. Такая помощь детям с задержкой психического развития повышает их самооценку, усиливает веру в собственные возможности.

Особенностью работы с подобными учениками служат специальные методы, основанные на неоднократном повторении и тренировке памяти, мышления. Коррекционные упражнения проводят на совместно-индивидуальных уроках, с учетом категории детей с задержкой психического развития.

В зависимости от нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, интеллекта или межличностного восприятия педагоги занимаются тренировкой интеллекта, внимания, речи, корректируют имеющиеся нарушения.

Количество часов, выделенных на проведение индивидуально-групповых занятий, не превышает 3 часа в неделю для начальной группы, 1 час для старшей группы. Не рекомендуется приглашать на такой урок более трех человек одновременно, ученики должны иметь похожие недостатки и пробелы в плане образования.

В процессе основных и вспомогательных уроков отмечают поведение детей с задержкой психического развития. Некоторым ученикам свойственно преобладание процессов торможения – они отличаются замедленной реакцией на происходящее, пассивностью. Другие наоборот — излишней возбудимостью, неусидчивостью, невозможностью сосредоточиться на определенном действии. Все это учитывают во время обучения.

Образовательный процесс организуют в соответствии с особенностями психологии детей с задержкой психического развития. Необходимо комплексное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, а также ликвидация недостатков в знаниях школьника.

Коррекционное образование при диагнозе ЗПР имеет несколько направлений:

  • диагностическое;
  • консультативное;
  • лечебно-профилактическое;
  • развивающее;
  • корректирующее;
  • социально-трудовое.

Важно! Во время обучения рекомендован регулярный контроль динамики психофизического состояния ученика, проверка качества обучения и готовности к общешкольной программе. По каждому ученику проводится отдельный педсовет, не реже одного раза в четвертной период, где решается вопрос о продолжении обучения в коррекционном заведении.

Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития основывается на оценке уровня полученных знаний, формировании соответствующих возрасту психологических реакций, нормализации психоэмоционального состояния ученика. В случае успешной коррекции отставания дети прекращают обучение в специализированном классе и переходят на программу общеобразовательной школы в обычном классе со сверстниками.

Видео

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!


Особенности обучения детей с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории.

Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость, результате чего низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

При стойких формах задержки психического развития церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Таким образом, наряду с общими чертами, детям с задержкой психического развития различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.

Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности.

При организации процесса обучения следует помнить, что дети с задержкой психического развитиямногие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.

Такие дети не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.

Отмечается, что иногда они активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но быстро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к работе.

Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.

В периоды нормальной работоспособности у детей с задержкой психического развития обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.

В таком состоянии при индивидуальной работе дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).

Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить ошибки в работе.

К 3–4-му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.

Во внеклассной жизни дети обычно активны, имеют разнообразные интересы. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия: лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало.

Все дети с задержкой психического развития любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Они также любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов.

Дети с задержкой психического развития дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.

Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например, при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение обучающихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Рабочее состояние детей с задержкой психического развития, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.

В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют обучающихся.

В возрасте 7–8 лет такие обучающиеся тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают. В свободное время стремятся уединиться, спрятаться от товарищей. У других, наоборот, возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими.

Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны учителя.

Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые обучающиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в классе), показывают свое «геройство», совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо поступками, которые они не совершали. В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы.

Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер.

Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними.