Отношения Руси с Западом (Германией, Италией, Испанией). Почему Киевская Русь играла значительную роль в межгосударственных отношениях в Восточной Европе

Царь Иван III (1462-1505) был первым и единственным восточноевропейским монархом, самостоятельно освободившимся от монгольского ига, при этом он не зависел от европейских престолов. Действительно, в судьбоносное время Ивана III устанавливались первые послемонгольские западные связи Руси. Но на Русь смотрели как на возможный объект воздействия, а не как на члена европейской, христианской семьи народов. Папа Павел II попытался воспользоваться намерением царя жениться на Зое Палеолог (принявшей имя Софьи), племяннице последнего византийского императора Константина XI, которая, эмигрировав в Северную Италию, была обращена в католичество. Вопреки папскому желанию она все же приняла царское условие - в первом же русском городе была обращена в православие. Брак был заключен в ноябре 1472 г. Можно сказать, что Русь впервые встретилась с Западом во время следования свиты царевны Софьи в Москву через балтийские порты (Ревель) и Псков. Псковитяне с удивлением смотрели на папского легата в красной кардинальской одежде, который не кланялся русским иконам, не налагал на себя крестного знамения там, где православные русские коленопреклоненно крестились. Именно тогда произошла первая встреча двух миров. «Со вступлением Ивана III в брак с Софьей Палеолог обычно связывают и введение в России герба двуглавого орла, заимствованного якобы из Византии… Вводя новый герб, Иван III стремился показать Габсбургам возросшую роль своего государства и его международное значение». Первыми представителями Запада, посетившими освободившуюся от монголов Москву, были католические миссионеры, преследовавшие свои цели, продиктованные желанием папы расширить пределы своего влияния. Некоторые западные путешественники оставили весьма нели­цеприятные описания Московии как «грубого и варварского королевства» с жестокими нравами. Первая русско-западная проблема, обсуждаемая Иваном III с боярами, заключалась в том, можно ли допустить папского легата с серебряным литым распятием в княжескую столицу - Москву. Воспротивившийся такому кощунству Московский митрополит объявил великому князю, что в случае оказания римскому посланнику официальных почестей, он покинет столицу. Представитель Запада немедленно предложил Московскому митрополиту сразиться в мире отвлеченных идей, и проиграл. Одиннадцать недель пребывания в Москве убедили римского легата в том, что надежда на подчинение русской церкви Папе Римскому достаточно эфемерна. Ошибся Папа Римский и в расчете на прозападную ориентацию царицы Софьи Палеолог. Она осталась верной православию и отказалась от роли проводника папского влияния, от содействия введению на Руси Флорентийской унии.



Первый постоянный посол Руси на Западе, некий Толбузин (1472), представлял Москву в Венеции. Его главной задачей были не теоретические дебаты, а заимствование западной технологии. Великий князь хотел видеть в Москве западных архитекторов. Аристотель Фиораванти из Болоньи был первым носителем западного знания, который счел для себя приемлемым (и желанным) проявить свое техническое искусство на Руси. «Итальянские архитекторы построили Успенский собор», Грановитую палату и собственно Кремль; итальянские мастера отливали пушки и чеканили монету. Русское посольство было послано в 1472 г. в Милан. Последовал обмен посольствами с господарем Штефаном Великим (1478), Матиасом Корвиным Венгерским (1485) и, наконец, из Вены в Москву прибыл первый посол Священной Римской империи Николас Поппель (I486).

Естественным образом наряду с интересом к Западу в то основополагающее время возникает и реакция противоположной направленности - капитальная по значимости для России тенденция. Не вызывает удивления то обстоятельство, что противодействие западничеству осуществлялось прежде всего под флагом защиты православия. Идея «Третьего Рима» (а «четвертому» не бывать) очень быстро стала стержнем идейного противодействия тогда еще слабым проявлениям вестернизации России. Таким образом, в правление Ивана III и наследовавшего ему Василия III Россия начинает ощущать влияние Запада. Поэтому, прямо напротив крепости Тевтонского ордена Иван III в 1492 г. воздвиг каменную крепость Ивангород. В 1502 г. Тевтонский орден разбил войска русских к югу от Пскова. С этого времени близость Руси к Западу представлялась уже как непосредственная опасность. Одной из форм ответа была попытка сближения - иностранцев приглашали к себе. Откликнувшись на призывы русского царя, в Москве поселилось несколько пришельцев с Запада, проявивших себя в ремеслах и искусстве. Самым известным стал житель Виченцы Джанбатиста делла Вольпе, наладивший чеканку государственной монеты. А в целом, первая волна западного влияния на Русь была преимущественно связана с медициной, в которой Запад достиг несомненных успехов. Даже первые русские переводы с латинского представляли собой медицинские тексты, энциклопедии трав, трактат «Секретные откровения Аристотеля Александру Македонскому о подлинной природе мира, зависящей от биологии». «У представителей Запада складывались довольно противоречивые впечатления о Руси. С одной стороны, Русь была христианским государством… С другой - исключительное своеобразие самого восточного христианского народа было очевидным. Даже многоопытных путешественников поражали масштабы русских просторов».

Другая внешняя отличительная черта: растущие города на Западе и своеобразные города Руси - в гораздо меньшей степени средоточие ремесленников, торговцев и мещан. Самым поразительным для иностранцев как представителей Запада было отсутствие в России саморегулирующегося среднего класса. Только Новгород и Псков, отстоящие от заволжской орды и близкие к Ганзе, имели городское самоуправ­ление. В те годы, когда население Запада встало под паруса, наладило разветвленную торговлю и создало мануфактуры, основная масса русского народа жила миром, сельской общиной, связанной с землей, а не с ремеслами и товарообменом. Общению с иностранцами мешало незнание языков. Иностранцы отмечали, что русские учатся только своему родному языку и не терпят никакого другого в своей стране и в своем обществе и что вся их церковная служба происходит на родном языке. Дипломат Ливонского ордена Т. Хернер охарактеризовал (1557) круг чтения грамотных московитов следующим образом: «У них имеются в переводе разные книги святых отцов и много исторических сочинений, трактующих как о римлянах, так и о других народах; у них нет философских, астрологических и медицинских книг». Следующая волна западного влияния начинает проникать по дипломатическим каналам через главный центр контактов с Западом - Указ внешних сношений, будущее русское министерство иностранных дел. Первый руководитель официально признанного внешнеполитического ведомства Федор Курицын прибыл для службы царю Ивану III из западных земель. Этого русского дипломата можно назвать одним из первых активных распространителей западной культуры и обычаев в России. «В Москве начинает складываться кружок поклонников Запада, неформальным лидером которого был боярин Федор Иванович Карпов, интересовавшийся астрономией и выступавший за объединение христианских церквей». В начале XVI в. политическая и психологическая обстановка в столице Руси начинает больше благоприятствовать сближению двух миров. Как признают позднейшие историки, наследовавший Ивану III царь Василий III был воспитан своей матерью Софьей на западный манер. Это был первый русский государь, открыто благоволивший идее сближения с Западом.Предметом размышлений Василия III становится раскол христианского мира; его волновало религиозное размежевание Европы. «В 1517 г. начинается Реформация… И католики, и протестанты настойчиво стремились перетянуть на свою сторону Россию, усиленно засылая миссионеров» Василий III считал возможным для себя обсуждать то, что еще недавно считалось ересью, - возможность объединения русской и западной церквей. Он привлек к себе на службу литовцев, побывавших на Западе. Насколько далеко готов был идти в своих западных симпатиях Василий III, неизвестно, но уже тот факт, что он сбрил бороду, был выражением неведомого для Москвы нового влияния. Прозападные симпатии Василия III были подчеркнуты его женитьбой на Елене Глинской, происходившей из семьи, известной своими контактами с Западом. Дядя Елены Михаил Львович Глинский долгое время служил в войсках Альберта Саксонского и императора Максимилиана I. Он был обращен в католицизм и знал несколько западных языков. После замужества племянницы этот западник занимал при Василии III важные государственные посты.

В начале XVI в. Русь могла сблизиться с Западом по политическим мотивам: появился общий внешнеполитический противник. В этом смысле первый подлинный интерес Запада к России был связан со стратегическими целями: в союзе с Россией ослабить давление Оттоманской империи на Священную Римскую империю, нанести по ней удар. Такой союз царю Василию III в 1519 г. предложил Папа Римский через Николаса фон Шенберга. Посол Империи барон Герберштейн также был ревностным адептом этой идеи и призывал папу Клемента VII преодолеть оппозицию этому союзу со стороны Польши. Подобный стратегический союз, несомненно, сразу сблизил бы Москву и Вену, но на Руси опасались усиления влияния католической Польши. Герберштейн подчеркивал, что власть великого князя в Москве значительно превосходит власть западных монархов над своими подданными. «Русские публично объявляют, что воля князя - это воля Божья». Свобода - неведомое для них понятие. Барон Герберштейн призывал папу Клемента VII «установить прямые отношения с Москвой, отвергнуть посредничество в этом деле польского короля». Раздраженные такими попытками поляки даже пригрозили в 1553 г. Риму порвать с ним политические отношения и заключить союз с султаном. Но мы уже задеваем интересы Ивана Грозного… Если первые контакты с Западом осуществлялись под эгидой пап и германского императора, то во второй половине XVI в. на Руси начинает ощущаться влияние протестантской части Европы. Признаком «пришествия протестантского Запада» стало строительство в Москве в 1575- 1576 гг. лютеранской церкви для иностранцев. Царь Иван Грозный более всего любил итальянцев и англичан. Но и рыцари в доспехах и на коне, приезжавшие в основном из Германии, могли смело рассчитывать на особое положение при дворе. С Запада была выписана артиллерия итальянского образца; для организации войска приглашались немецкие офицеры.

В середине века налаживаются морские связи России с Западом. После превращения Архангельска в международный порт у России были две «точки соприкосновения» с Западом: Нарва и Белое море. Через перешедшую к русским Нарву, западные купцы с 1558 г. начали осваивать русский рынок. В 1553г. в поисках арктического пути в Китай капитан Р. Ченселор бросил якорь в Архангельске, ставшем символом первых серьезных экономических контактов Запада и России. Иван Грозный самым любезным образом встретил в Москве предприимчивого англичанина, и английская Русская компания получила монополию на беспошлинную торговлю с Россией.

Начавшаяся в Европе контрреформация, сделавшая Германию и Польско-Литовское королевство полем боя внутризападных сил, определенно замедлила продвижение Запада на Восток. Именно с англичанами Иван Грозный пытался оформить военно-политический союз. «Англия получила в свое время значительные привилегии в русской внешней торговле, давшие ей почти монопольное положение. В обмен Иван рассчитывал на союз в Ливонской войне. Но королева не собиралась втягиваться в войну на континенте и соглашалась лишь предоставить царю Ивану политическое убежище, если он будет вынужден бежать из России». Получив отказ, царь обратился к континентальным державам. «Со шведским королем Эриком XIV в 1567 году Россия заключила договор о союзе и разделе Ливонии». Частично это объяснялось необходимостью найти союзников на Западе, желанием укрепить позиции Москвы накануне его экспансии. Однако, ощущая усиливающееся давление Запада, Иван Грозный, полагаясь на возросшую мощь своего государства, предложил Западу поделить Речь Посполитую между Москвой и Священной Римской империей (опережая почти на два столетия Екатерину II). В определенном смысле это была попытка создать заслон перед давлением Запада и объединить русские и западные интересы. Но делу сближения с Западом помешала несчастливая Ливонская война: неудачный для России ее исход обесценил 25-летние попытки Ивана Грозного найти собственную дорогу на Запад. Более того, Россия потеряла в Ливонской войне Нарву - опорный пункт своих связей с Западом. Зимой 1581 г. Иван Грозный под давлением неудач Ливонской войны послал в Рим своего посла Леонтия Шевригина с предложением к папе выступить посредником в войне Руси с Польшей, а в дальнейшем заключить союз для борьбы с Турцией. Посланник папы Григория XIII Антонио Поссевино за помощь в заключении мира потребовал предоставить на Руси новые возможности римско-католической церкви, что не нашло понимания в Москве. «В августе 1582 г. в Лондон было отправлено посольство Федора Писемского, целью которого было установление союзнических отношений с Елизаветой I… Иван IV настаивал, чтобы Елизавета добилась от Батория отказа от Полоцка и Ливонии. Однако английская королева не склонна была поддерживать предложения Ивана IV и думала только о получении новых торговых льгот». После смерти Грозного англичане постарались не ослабить свои позиции в России. Сразу же после стабилизации политической жизни в Москве, связанной с приходом к власти Бориса Годунова, королева Елизавета I послала в Москву посольство численностью более сорока человек. Посол королевы обещал «снабжать Московию всем необходимым, (английские) товары будут дешевле и лучшего качества, нежели товары голланд­ских и других народов». Интуитивно противясь монополии, царь Борис, в конечном счете, предоставил англичанам и голландцам одинаковые условия заключения торговых сделок. Борис Годунов отправил своего посла в Данию и в сентябре 1602 г. с большой пышностью принял датского герцога Иоганна. Иностранные гости с большим удивлением смотрели на великолепие восточной столицы, на размах царского приема. Со своей стороны герцог привез с собой пасторов, докторов, хирурга, палача. Иоганн прибыл с серьезными намерениями - он просил руки дочери Годунова. Брачный союз по не зависящим от Годунова причинам не состоялся, но Россия значительно расширила свои контакты с Западом в последние перед Смутным временем годы. В 1604 г. в Москву прибыл посол римского императора. «Борис, - пишет итальянец Масса, - был милостив и любезен с иностранцами; он имел огромную память и, хотя не умел ни читать, ни писать, все знал лучше тех, которые это все умели».Сотни и даже тысячи иностранцев хлынули в ослабевшее после катаклизмов эпохи Ивана Грозного государство. Западное проникновение в Россию стало особенно интенсивным в Смутное время. При Борисе Годунове началась настоящая культурная «самооборона» государства, попавшего в сложную полосу развития. Так, в Москве был создан патриархат, который царь считал оплотом собственно русских верований и традиций. Война России со Швецией в конце XVI в. была первой войной России с подлинно западной державой, и она окончилась для России поражением. В 1592 г. польский король Сигизмунд III стал шведским королем, и тучи с Запада сгустились над Россией. В это время царь Борис обсуждает планы создания в Москве высшей школы, преподавать в которой приглашались иностранцы, что можно считать первым официальным признанием превосходства Запада. Тогда же на Запад впервые посылают немало молодых людей за знаниями - тоже достаточно ясный знак. В апреле 1604 г., в разгар политического кризиса в России, никому не ведомый инок Григорий, принявший католичество, выдал себя за (погибшего) сына Ивана Грозного Дмитрия и выступил с польской армией на Москву. Весной следующего года царь Борис Годунов умирает, и самозванец входит в Кремль. Помазал его на царство в 1605 г. призванный из Рязани митрополит Игнатий, готовый признать Брестскую унию. Вестернизация, говоря современным языком, становится конкретной задачей Лжедмитрия - реформы системы управления государством, переустройство, установление связей с Западом, в частности, получение образования за границей.

Под давлением поляков и в силу феодальной вражды группа бояр избрала в 1610 г. русским царем Владислава - сына польского короля, происходящего из шведского королевского дома Вазы. Шведские войска начали наступление на северо-западе, а поляки пошли прямым путем на Москву, захватив ее в 1610 г. Но три тысячи солдат польского войска и несколько десятков немецких телохранителей Лжедмитрия I не были ударной силой того Запада, который в это время колонизовал весь мир. Как организм, как общество польский мир не отличался западной эффективностью. Вдобавок польский король Сигизмунд III стал посягать на русский трон своего сына. А в Новгороде шведы настаивали на призна­нии русским царем шведского претендента. Летом 1612 г. император Священной Римской империи Матиас выдвинул на русский престол кандидатуру своего брата, а затем племянника. Даже англичане начали разрабатывать планы английского протектората над Северной Русью. Россия находилась в низшей точке своего влияния в Европе. Она была действительно близка к потере и своей свободы, и своей идентичности. После польской оккупации Москвы ни о принятии унии, ни о подчинении католицизму не могло быть и речи. Патриотическое общенациональное движение, возглавленное Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, показало всем претендентам на русский престол невозможность реализации их планов. Россия, как и другие великие государства: Китай, Индия, Оттоманская империя, в XVII в. встала перед суровой перспективой - выстоять или подчиниться Западу. Россия явила пример самого длительного исторического противостояния Западу в его практическом, научном, методически организованном подчинении себе всего окружающего мира. Россия стремилась сохранить себя, и ее эпическая борьба была практически единственной альтернативой постепенной сдаче - доле всего остального мира. Таким образом, Московское государство удачно воспользовалась выгодами сложившегося на тот период геополитического положения: распад Золотой Орды возводил Москву в ранг правопреемницы обширных территорий на востоке, что и произойдет в дальнейшем; наличие заинтересованности Запада в военном и торговом сотрудничестве; покровительство православному населению является важнейшим направлением внешней политики. Но такая сверхактивная внешняя политика привела к перенапряжению сил, а выход нашли вначале в культурной «самообороне», а затем и в национально-патриотическом движении по изгнанию поляков из России.

Термин "Запад" здесь употреблен с оговорками. Двумя "столпами" средневекового Запада были Римская католическая Церковь и Священная Римская империя. С религиозной точки зрения некоторые народы Центральной и Восточной Европы, о которых шла речь в предыдущей главке, - народы Богемии, Польши, Венгрии и Хорватии - принадлежали скорее к "Западу", чем к "Востоку", а Богемия фактически являлась частью империи. С другой стороны, в Западной Европе, как таковой, в это время не было прочного единства. Как мы уже видели, Скандинавия держалась в стороне во многих отношениях и была обращена в христианство много позднее, чем большинство других стран. Англия находилась на протяжении некоторого времени под датским контролем, а в более близкие отношения с континентом она вошла через норманнов - то есть, скандинавов, однако, в данном случае, галлизированных.

На юге Испания, как и Сицилия, на какое-то время стала частью арабского мира. А в торговом отношении Италия была ближе к Византии, чем к Западу. Таким образом, Священная Римская империя и Французское королевство составляли костяк Западной Европы в киевский период.

Обратимся сначала к русско-немецким отношениям. До немецкой экспансии в восточную часть Прибалтики в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков немецкие земли не соприкасались с русскими. Однако некоторые контакты между этими двумя народами поддерживались через торговлю и дипломатию, а также и через династические узы. Основной немецко-русский торговый путь в тот ранний период проходил через Богемию и Польшу. Еще в 906 г. в Раффельштадтском таможенном установлении среди иностранных купцов, приезжающих в Германию, упоминаются богемцы и руги. Ясно, что под первыми имеются в виду чехи, последних же можно отождествить с русскими.

Город Ратисбон стал отправной точкой для немецкой торговли с Русью в одиннадцатом и двенадцатом веках; здесь немецкие купцы, ведущие дела с Русью, образовали особую корпорацию, члены которой известны как "рузарии". Как уже упоминалось, евреи также играли важную роль в торговле Ратисбона с Богемией и Русью. В середине двенадцатого века коммерческие связи между немцами и русскими были также установлены в восточной Прибалтике, где Рига была главной немецкой торговой базой, начиная с тринадцатого века. С русской стороны как Новгород, так и Псков принимали участие в этой торговле, но ее главным центром в этот период был Смоленск. Как уже упоминалось, в 1229 г. был подписан важный торговый договор между городом Смоленском, с одной стороны, и целым рядом немецких городов, с другой. Были представлены следующие немецкие и фризские города: Рига, Любек, Сест, Мюнстер, Гронинген, Дортмунд и Бремен. Немецкие купцы часто посещали Смоленск; некоторые из них постоянно проживали там. В договоре упоминается немецкая церковь Святой Девы в Смоленске.

С развитием активных коммерческих отношений между немцами и русскими и через дипломатические и семейные связи между немецкими и русскими правящими домами немцы, должно быть, собрали значительное количество сведений о Руси. Действительно, записки немецких путешественников и записи немецких летописцев составляли важный источник знаний о Руси не только для самих немцев, но также и для французов и прочих западных европейцев. В 1008 г. немецкий миссионер Св. Бруно посетил Киев на пути в земли печенегов, чтобы распространять там христианство. Он был тепло принят Владимиром Святым, и ему была предоставлена вся помощь, какую только можно было предложить. Владимир лично сопровождал миссионера до границы печенежских земель. Русь произвела на Бруно самое благоприятное впечатление, так же как и русский народ, а в своем сообщении императору Генриху II он представил правителя Руси как великого и богатого властителя.

Летописец Титмар из Мерзебурга (975 - 1018 гг.) тоже подчеркивал богатство Руси. Он утверждал, что в Киеве было сорок церквей и восемь рынков. Каноник Адам из Бремена в своей книге "История гамбургской епархии" называл Киев соперником Константинополя и ярким украшением греко-православного мира. Немецкий читатель того времени мог также найти интересные сведения о Руси в "Анналах" Ламберта Херсфельда. Ценная информация о Руси была собрана также немецким евреем рабби Мозесом Петахией из Ратисбона и Праги, который посетил Киев в семидесятые годы двенадцатого века на пути в Сирию.

Что касается дипломатических отношений между Германией и Киевом, то они начались в десятом веке, свидетельством чему является попытка Оттона II организовать римско-католическую миссию к княгине Ольге. Во второй половине одиннадцатого века во время междуусобиц среди русских князей князем Изяславом I была предпринята попытка обратиться к германскому императору как к третейскому судье в русских межкняжеских отношениях. Вытесненный из Киева своим братом Святославом II, Изяслав сначала обратился к королю Польши Болеславу II, не получив помощи от этого правителя, он направился в Майнц, где попросил о поддержке императора Генриха IV. Чтобы подкрепить свою просьбу, Изяслав привез богатые подарки: золотые и серебряные сосуды, драгоценные ткани и так далее. В то время Генрих был вовлечен в Саксонскую войну и не мог послать войска на Русь, даже если бы хотел этого. Однако он направил посланника к Святославу, чтобы прояснить дело. Посланник, Бурхардт, был зятем Святослава и поэтому, естественно, был склонен к компромиссу. Бурхардт вернулся из Киева с богатыми дарами, данными в подкрепление просьбы Святослава, обращенной к Генриху, не вмешиваться в киевские дела, на эту просьбу Генрих неохотно согласился. Обращаясь теперь к немецко-русским супружеским связям, надо сказать, что, по крайней мере, у шести русских князей были немецкие жены, включая двух киевских князей - вышеупомянутого Святослава II и Изяслава II. Супругой Святослава была сестра Бурхардта Киликия из Дитмаршена. Имя немецкой жены Изяслава (его первой жены) неизвестно. У двух немецких маркграфов, одного графа, одного ландграфа и одного императора были русские жены. Императором был тот самый Генрих IV, у которого в 1075 г. Изяслав I искал защиты. Он женился на Евпраксии, дочери киевского князя Всеволода I, в то время вдове (ее первым мужем был Генрих Длинный, маркграф Штаденский. В первом браке она, судя по всему, была счастлива. Ее второй брак, однако, закончился трагично; для достойного описания и толкования ее драматической истории нужен был бы Достоевский.

Первый муж Евпраксии умер, когда ей едва было шестнадцать лет (1087 г.). В этом браке не было детей, и выяснилось, что Евпраксия намеревалась принять постриг в Кведлинбургском монастыре. Однако случилось так, что император Генрих IV во время одного из посещений аббатиссы Кведлинбурга встретил юную вдову и был поражен ее красотой. В декабре 1087 г. его первая жена Берта умерла. В 1088 г. было объявлено о помолвке Генриха и Евпраксии, и летом 1089 г. они поженились в Кельне. Евпраксия была коронована как императрица под именем Адельгейда. Страстная влюбленность Генриха в невесту продлилась недолго, и положение Адельгейды при дворе вскоре стало ненадежным. Вскоре дворец Генриха стал местом непристойных оргий; согласно по крайней мере двум современным летописцам, Генрих вступил в извращенческую секту так называемых николаитов. Адельгейда, которая сперва ничего не подозревала, была принуждена принимать участие в некоторых из этих оргий. Летописцы также рассказывают, что однажды император предложил Адельгейду своему сыну Конраду. Конрад, который был примерно тех же лет, что и императрица, и был дружелюбно расположен к ней, с негодованием отказался. Вскоре он восстал против своего отца. Русские связи с Италией были обусловлены целым рядом факторов, из которых Римская Церковь была, вероятно, наиболее важным. Отношения между папой и Русью начались в конце десятого века и продолжались, частью через посредничество Германии и Польши, даже после разделения Церквей в 1054 г. В 1075 г., как мы видели, Изяслав обратился за помощью к Генриху IV. Одновременно он направил своего сына Ярополка в Рим для переговоров с папой. Следует заметить, что женой Изяслава была польская княжна Гертруда, дочь Мешко II, а женой Ярополка была немецкая княжна, Кунегунда из Орламюнде. Хотя обе эти женщины должны были официально присоединиться к греко-православной Церкви, после того как вступили в брак, видимо, в душе не порвали с римским католицизмом. Вероятно, под их давлением и по их совету Изяслав и его сын обратились за помощью к папе. Мы видели раньше, что Ярополк от себя и от имени отца поклялись в верности римскому папе и поставили Киевское княжество под защиту Св. Петра. Папа, в свою очередь, в булле от 17 мая 1075 г. даровал Киевское княжество Изяславу и Ярополку в ленное владение и подтвердил их права на управление княжеством. После этого он убедил польского короля Болеслава в том, чтобы тот оказывал всяческую помощь его новым вассалам. Пока Болеслав мешкал, соперник Изяслава Святополк умер в Киеве (1076 г.), и это сделало возможным возвращение туда Изяслава. Как известно, он был убит в сражении против своих племянников в 1078 г., и Ярополк, у которого не было возможности удержать Киев, был направлен старшими князьями в Туровское княжество. Он был убит в 1087 г.

Так был положен конец мечтам римского папы о распространении власти над Киевом. Однако католические прелаты пристально наблюдали за дальнейшими событиями в Западной Руси. В 1204 г., как мы видели, посланники папы посетили князя Галиции и Волыни Романа, чтобы убедить его принять католицизм, однако им это не удалось.

Религиозные контакты Руси с Италией не следует связывать только с деятельностью папы; в ряде случаев они были результатом общераспространенных настроений. Наиболее интересным примером таких стихийных религиозных связей между Русью и Италией явилось почитание реликвии Св. Николая в Бари. Конечно, в этом случае объектом почитания был святой досхизматического периода, популярный как на Западе, так и на Востоке. И все же этот случай достаточно типичен, поскольку демонстрирует отсутствие конфессионных барьеров в русской религиозной ментальности того периода. Хотя греки отмечали день памяти Св. Николая б декабря, у русских был второй праздник Св. Николая 9 мая. Он был учрежден в 1087 г. в память так называемого "перенесения реликвий" Св. Николая из Миры (Ликия) в Бари (Италия). На самом деле реликвии были перевезены группой купцов из Бари, которые вели торговлю с Левантом и посетили Миру под видом пилигримов. Им удалось прорваться к своему кораблю прежде, чем греческая стража поняла, что происходит, затем они прямиком направились в Бари, где были восторженно встречены духовенством и властями. Позднее все это предприятие объясняли как стремление перенести реликвии в более безопасное, нежели Мира, место, поскольку этому городу грозила потенциальная опасность сельджукских набегов.

С точки зрения жителей Миры это был просто грабеж, и понятно, что греческая Церковь отказалась от празднования этого события. Радость жителей Бари, которые теперь могли установить новую раку в своем городе, и Римской Церкви, которая ее благословила, тоже вполне понятна. Быстроту, с которой русские приняли праздник Перенесения, объяснить намного труднее. Однако, если мы примем в расчет историческую почву южной Италии и Сицилии, русские связи с ними станут яснее. Это затрагивает давние интересы Византии в том регионе и касается еще более раннего продвижения норманнов с запада. Норманны, чьей первоначальной целью была война против арабов в Сицилии, позднее установили свой контроль над всей территорией южной Италии, и это положение вызвало целый ряд столкновений с Византией. Мы уже видели, что в византийской армии были вспомогательные русско-варяжские войска, по крайней мере, с начала десятого века. Известно, что сильное русско-варяжское соединение принимало участие в византийском походе на Сицилию в 1038 - 1042 гг. Среди других варягов в экспедиции принял участие норвежец Харальд, который позднее женился на дочери Ярослава Елизавете и стал королем Норвегии. В 1066 г. еще один русско-варяжский отряд, находившийся на византийской службе, был размещен в Бари. Это было до "перенесения" реликвий Св. Николая, но следует заметить, что некоторым из русских столь сильно понравилось это место, что они осели там постоянно и со временем итальянизировались. По-видимому, через их посредничество Русь узнавала об итальянских делах и особенно близко к сердцу приняла радость по поводу новой святыни в Бари.

Поскольку на протяжении всего этого периода война была тесно связана с торговлей, результатом всех этих военных походов, видимо, явились какие-то коммерческие взаимоотношения между русскими и итальянцами. В конце двенадцатого века итальянские купцы расширили свою торговую деятельность до. причерноморского региона. Согласно условиям византийско-генуэзского договора 1169 г., генуэзцам было дозволено вести торговлю во всех частях Византийской империи, за исключением "Руси" и "Матрахи".

В период Латинской империи (1204 - 1261 гг.) Черное море было открыто для венецианцев. Как генуэзцы, так и венецианцы со временем основали ряд торговых баз ("факторий") в Крыму и Приазовье. Хотя и нет свидетельств о существовании таких факторий в домонгольский период, но и генуэзские, и венецианские купцы, должно быть, посещали крымские порты задолго до 1237 г. Поскольку их также посещали и русские купцы, была очевидная возможность некоторых контактов между русскими и итальянцами в Причерноморье и Приазовье даже в домонгольский период.

Можно отметить, что значительное число русских, должно быть, приезжало в Венецию и другие итальянские города вопреки желанию, в иной связи с черноморской торговлей. Они были не торговцами, а наоборот, объектами торговли, то есть рабами, которых итальянские купцы покупали у куманов (половцев). Говоря о Венеции, мы можем вспомнить "венедицких" певцов, упоминаемых в "Слове о полку Игореве". Как мы видели, их можно считать либо балтийскими славянами, либо венетами, но скорее всего они были венецианцами.

С Испанией, или, точнее, с испанскими евреями хазары вели переписку в десятом веке.Если какие-либо русские и попадали в Испанию в киевский период, то они тоже, вероятно, были рабами. Следует заметить, что в десятом и одиннадцатом веках мусульманские правители Испании использовали рабов в качестве телохранителей или наемников. Такие войска известны как "славянские", хотя в действительности только часть из них составляли славяне. Многие из арабских правителей Испании опирались на эти славянские соединения в несколько тысяч человек, которые упрочивали их власть. Однако знания об Испании на Руси были туманными. В Испании, однако, благодаря исследованиям и путешествиям мусульманских ученых, живших там, постепенно было собрано определенное количество сведений о Руси - древней и современной им. Трактат Аль-Бакри, написанный в одиннадцатом веке, содержит ценные сведения о докиевском и раннем киевском периодах. Наряду с другими источниками, АльБакри использовал повествование еврейского купца Бен-Якуба. Еще один важный арабский труд, содержащий сведения о Руси, принадлежит Идриси, также жителю Испании, завершившему свой трактат в 1154 г. Испанский еврей, Вениамин из Туделы, оставил ценные записки о его путешествиях по Ближнему Востоку в 1160 - 1173 г., во время которых он встречался со многими русскими купцами.

Внешняя политика киевской Руси: взаимоотношение с Византией и европейскими государствами

4. Русь и Запад

Термин "Запад" здесь употреблен с оговорками. Двумя "столпами" средневекового Запада были Римская католическая Церковь и Священная Римская империя. С религиозной точки зрения некоторые народы Центральной и Восточной Европы, о которых шла речь в предыдущей главке, - народы Богемии, Польши, Венгрии и Хорватии - принадлежали скорее к "Западу", чем к "Востоку", а Богемия фактически являлась частью империи. С другой стороны, в Западной Европе, как таковой, в это время не было прочного единства. Как мы уже видели, Скандинавия держалась в стороне во многих отношениях и была обращена в христианство много позднее, чем большинство других стран. Англия находилась на протяжении некоторого времени под датским контролем, а в более близкие отношения с континентом она вошла через норманнов - то есть, скандинавов, однако, в данном случае, галлизированных.

На юге Испания, как и Сицилия, на какое-то время стала частью арабского мира. А в торговом отношении Италия была ближе к Византии, чем к Западу. Таким образом, Священная Римская империя и Французское королевство составляли костяк Западной Европы в киевский период.

Обратимся сначала к русско-немецким отношениям. До немецкой экспансии в восточную часть Прибалтики в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков немецкие земли не соприкасались с русскими. Однако некоторые контакты между этими двумя народами поддерживались через торговлю и дипломатию, а также и через династические узы. Основной немецко-русский торговый путь в тот ранний период проходил через Богемию и Польшу. Еще в 906 г. в Раффельштадтском таможенном установлении среди иностранных купцов, приезжающих в Германию, упоминаются богемцы и руги. Ясно, что под первыми имеются в виду чехи, последних же можно отождествить с русскими.

Город Ратисбон стал отправной точкой для немецкой торговли с Русью в одиннадцатом и двенадцатом веках; здесь немецкие купцы, ведущие дела с Русью, образовали особую корпорацию, члены которой известны как "рузарии". Как уже упоминалось, евреи также играли важную роль в торговле Ратисбона с Богемией и Русью. В середине двенадцатого века коммерческие связи между немцами и русскими были также установлены в восточной Прибалтике, где Рига была главной немецкой торговой базой, начиная с тринадцатого века. С русской стороны как Новгород, так и Псков принимали участие в этой торговле, но ее главным центром в этот период был Смоленск. Как уже упоминалось, в 1229 г. был подписан важный торговый договор между городом Смоленском, с одной стороны, и целым рядом немецких городов, с другой. Были представлены следующие немецкие и фризские города: Рига, Любек, Сест, Мюнстер, Гронинген, Дортмунд и Бремен. Немецкие купцы часто посещали Смоленск; некоторые из них постоянно проживали там. В договоре упоминается немецкая церковь Святой Девы в Смоленске.

С развитием активных коммерческих отношений между немцами и русскими и через дипломатические и семейные связи между немецкими и русскими правящими домами немцы, должно быть, собрали значительное количество сведений о Руси. Действительно, записки немецких путешественников и записи немецких летописцев составляли важный источник знаний о Руси не только для самих немцев, но также и для французов и прочих западных европейцев. В 1008 г. немецкий миссионер Св. Бруно посетил Киев на пути в земли печенегов, чтобы распространять там христианство. Он был тепло принят Владимиром Святым, и ему была предоставлена вся помощь, какую только можно было предложить. Владимир лично сопровождал миссионера до границы печенежских земель. Русь произвела на Бруно самое благоприятное впечатление, так же как и русский народ, а в своем сообщении императору Генриху II он представил правителя Руси как великого и богатого властителя.

Летописец Титмар из Мерзебурга (975 - 1018 гг.) тоже подчеркивал богатство Руси. Он утверждал, что в Киеве было сорок церквей и восемь рынков. Каноник Адам из Бремена в своей книге "История гамбургской епархии" называл Киев соперником Константинополя и ярким украшением греко-православного мира. Немецкий читатель того времени мог также найти интересные сведения о Руси в "Анналах" Ламберта Херсфельда. Ценная информация о Руси была собрана также немецким евреем рабби Мозесом Петахией из Ратисбона и Праги, который посетил Киев в семидесятые годы двенадцатого века на пути в Сирию.

Что касается дипломатических отношений между Германией и Киевом, то они начались в десятом веке, свидетельством чему является попытка Оттона II организовать римско-католическую миссию к княгине Ольге. Во второй половине одиннадцатого века во время междуусобиц среди русских князей князем Изяславом I была предпринята попытка обратиться к германскому императору как к третейскому судье в русских межкняжеских отношениях. Вытесненный из Киева своим братом Святославом II, Изяслав сначала обратился к королю Польши Болеславу II, не получив помощи от этого правителя, он направился в Майнц, где попросил о поддержке императора Генриха IV. Чтобы подкрепить свою просьбу, Изяслав привез богатые подарки: золотые и серебряные сосуды, драгоценные ткани и так далее. В то время Генрих был вовлечен в Саксонскую войну и не мог послать войска на Русь, даже если бы хотел этого. Однако он направил посланника к Святославу, чтобы прояснить дело. Посланник, Бурхардт, был зятем Святослава и поэтому, естественно, был склонен к компромиссу. Бурхардт вернулся из Киева с богатыми дарами, данными в подкрепление просьбы Святослава, обращенной к Генриху, не вмешиваться в киевские дела, на эту просьбу Генрих неохотно согласился. Обращаясь теперь к немецко-русским супружеским связям, надо сказать, что, по крайней мере, у шести русских князей были немецкие жены, включая двух киевских князей - вышеупомянутого Святослава II и Изяслава II. Супругой Святослава была сестра Бурхардта Киликия из Дитмаршена. Имя немецкой жены Изяслава (его первой жены) неизвестно. У двух немецких маркграфов, одного графа, одного ландграфа и одного императора были русские жены. Императором был тот самый Генрих IV, у которого в 1075 г. Изяслав I искал защиты. Он женился на Евпраксии, дочери киевского князя Всеволода I, в то время вдове (ее первым мужем был Генрих Длинный, маркграф Штаденский. В первом браке она, судя по всему, была счастлива. Ее второй брак, однако, закончился трагично; для достойного описания и толкования ее драматической истории нужен был бы Достоевский.

Первый муж Евпраксии умер, когда ей едва было шестнадцать лет (1087 г.). В этом браке не было детей, и выяснилось, что Евпраксия намеревалась принять постриг в Кведлинбургском монастыре. Однако случилось так, что император Генрих IV во время одного из посещений аббатиссы Кведлинбурга встретил юную вдову и был поражен ее красотой. В декабре 1087 г. его первая жена Берта умерла. В 1088 г. было объявлено о помолвке Генриха и Евпраксии, и летом 1089 г. они поженились в Кельне. Евпраксия была коронована как императрица под именем Адельгейда. Страстная влюбленность Генриха в невесту продлилась недолго, и положение Адельгейды при дворе вскоре стало ненадежным. Вскоре дворец Генриха стал местом непристойных оргий; согласно по крайней мере двум современным летописцам, Генрих вступил в извращенческую секту так называемых николаитов. Адельгейда, которая сперва ничего не подозревала, была принуждена принимать участие в некоторых из этих оргий. Летописцы также рассказывают, что однажды император предложил Адельгейду своему сыну Конраду. Конрад, который был примерно тех же лет, что и императрица, и был дружелюбно расположен к ней, с негодованием отказался. Вскоре он восстал против своего отца. Русские связи с Италией были обусловлены целым рядом факторов, из которых Римская Церковь была, вероятно, наиболее важным. Отношения между папой и Русью начались в конце десятого века и продолжались, частью через посредничество Германии и Польши, даже после разделения Церквей в 1054 г. В 1075 г., как мы видели, Изяслав обратился за помощью к Генриху IV. Одновременно он направил своего сына Ярополка в Рим для переговоров с папой. Следует заметить, что женой Изяслава была польская княжна Гертруда, дочь Мешко II, а женой Ярополка была немецкая княжна, Кунегунда из Орламюнде. Хотя обе эти женщины должны были официально присоединиться к греко-православной Церкви, после того как вступили в брак, видимо, в душе не порвали с римским католицизмом. Вероятно, под их давлением и по их совету Изяслав и его сын обратились за помощью к папе. Мы видели раньше, что Ярополк от себя и от имени отца поклялись в верности римскому папе и поставили Киевское княжество под защиту Св. Петра. Папа, в свою очередь, в булле от 17 мая 1075 г. даровал Киевское княжество Изяславу и Ярополку в ленное владение и подтвердил их права на управление княжеством. После этого он убедил польского короля Болеслава в том, чтобы тот оказывал всяческую помощь его новым вассалам. Пока Болеслав мешкал, соперник Изяслава Святополк умер в Киеве (1076 г.), и это сделало возможным возвращение туда Изяслава. Как известно, он был убит в сражении против своих племянников в 1078 г., и Ярополк, у которого не было возможности удержать Киев, был направлен старшими князьями в Туровское княжество. Он был убит в 1087 г.

Так был положен конец мечтам римского папы о распространении власти над Киевом. Однако католические прелаты пристально наблюдали за дальнейшими событиями в Западной Руси. В 1204 г., как мы видели, посланники папы посетили князя Галиции и Волыни Романа, чтобы убедить его принять католицизм, однако им это не удалось.

Религиозные контакты Руси с Италией не следует связывать только с деятельностью папы; в ряде случаев они были результатом общераспространенных настроений. Наиболее интересным примером таких стихийных религиозных связей между Русью и Италией явилось почитание реликвии Св. Николая в Бари. Конечно, в этом случае объектом почитания был святой досхизматического периода, популярный как на Западе, так и на Востоке. И все же этот случай достаточно типичен, поскольку демонстрирует отсутствие конфессионных барьеров в русской религиозной ментальности того периода. Хотя греки отмечали день памяти Св. Николая б декабря, у русских был второй праздник Св. Николая 9 мая. Он был учрежден в 1087 г. в память так называемого "перенесения реликвий" Св. Николая из Миры (Ликия) в Бари (Италия). На самом деле реликвии были перевезены группой купцов из Бари, которые вели торговлю с Левантом и посетили Миру под видом пилигримов. Им удалось прорваться к своему кораблю прежде, чем греческая стража поняла, что происходит, затем они прямиком направились в Бари, где были восторженно встречены духовенством и властями. Позднее все это предприятие объясняли как стремление перенести реликвии в более безопасное, нежели Мира, место, поскольку этому городу грозила потенциальная опасность сельджукских набегов.

С точки зрения жителей Миры это был просто грабеж, и понятно, что греческая Церковь отказалась от празднования этого события. Радость жителей Бари, которые теперь могли установить новую раку в своем городе, и Римской Церкви, которая ее благословила, тоже вполне понятна. Быстроту, с которой русские приняли праздник Перенесения, объяснить намного труднее. Однако, если мы примем в расчет историческую почву южной Италии и Сицилии, русские связи с ними станут яснее. Это затрагивает давние интересы Византии в том регионе и касается еще более раннего продвижения норманнов с запада. Норманны, чьей первоначальной целью была война против арабов в Сицилии, позднее установили свой контроль над всей территорией южной Италии, и это положение вызвало целый ряд столкновений с Византией. Мы уже видели, что в византийской армии были вспомогательные русско-варяжские войска, по крайней мере, с начала десятого века. Известно, что сильное русско-варяжское соединение принимало участие в византийском походе на Сицилию в 1038 - 1042 гг. Среди других варягов в экспедиции принял участие норвежец Харальд, который позднее женился на дочери Ярослава Елизавете и стал королем Норвегии. В 1066 г. еще один русско-варяжский отряд, находившийся на византийской службе, был размещен в Бари. Это было до "перенесения" реликвий Св. Николая, но следует заметить, что некоторым из русских столь сильно понравилось это место, что они осели там постоянно и со временем итальянизировались. По-видимому, через их посредничество Русь узнавала об итальянских делах и особенно близко к сердцу приняла радость по поводу новой святыни в Бари.

Поскольку на протяжении всего этого периода война была тесно связана с торговлей, результатом всех этих военных походов, видимо, явились какие-то коммерческие взаимоотношения между русскими и итальянцами. В конце двенадцатого века итальянские купцы расширили свою торговую деятельность до. причерноморского региона. Согласно условиям византийско-генуэзского договора 1169 г., генуэзцам было дозволено вести торговлю во всех частях Византийской империи, за исключением "Руси" и "Матрахи".

В период Латинской империи (1204 - 1261 гг.) Черное море было открыто для венецианцев. Как генуэзцы, так и венецианцы со временем основали ряд торговых баз ("факторий") в Крыму и Приазовье. Хотя и нет свидетельств о существовании таких факторий в домонгольский период, но и генуэзские, и венецианские купцы, должно быть, посещали крымские порты задолго до 1237 г. Поскольку их также посещали и русские купцы, была очевидная возможность некоторых контактов между русскими и итальянцами в Причерноморье и Приазовье даже в домонгольский период.

Можно отметить, что значительное число русских, должно быть, приезжало в Венецию и другие итальянские города вопреки желанию, в иной связи с черноморской торговлей. Они были не торговцами, а наоборот, объектами торговли, то есть рабами, которых итальянские купцы покупали у куманов (половцев). Говоря о Венеции, мы можем вспомнить "венедицких" певцов, упоминаемых в "Слове о полку Игореве". Как мы видели, их можно считать либо балтийскими славянами, либо венетами, но скорее всего они были венецианцами.

С Испанией, или, точнее, с испанскими евреями хазары вели переписку в десятом веке.Если какие-либо русские и попадали в Испанию в киевский период, то они тоже, вероятно, были рабами. Следует заметить, что в десятом и одиннадцатом веках мусульманские правители Испании использовали рабов в качестве телохранителей или наемников. Такие войска известны как "славянские", хотя в действительности только часть из них составляли славяне. Многие из арабских правителей Испании опирались на эти славянские соединения в несколько тысяч человек, которые упрочивали их власть. Однако знания об Испании на Руси были туманными. В Испании, однако, благодаря исследованиям и путешествиям мусульманских ученых, живших там, постепенно было собрано определенное количество сведений о Руси - древней и современной им. Трактат Аль-Бакри, написанный в одиннадцатом веке, содержит ценные сведения о докиевском и раннем киевском периодах. Наряду с другими источниками, АльБакри использовал повествование еврейского купца Бен-Якуба. Еще один важный арабский труд, содержащий сведения о Руси, принадлежит Идриси, также жителю Испании, завершившему свой трактат в 1154 г. Испанский еврей, Вениамин из Туделы, оставил ценные записки о его путешествиях по Ближнему Востоку в 1160 - 1173 г., во время которых он встречался со многими русскими купцами.

Возникновение и расселение основных славянских племен

Наряду со славянами (словенами), балтами и угро-финнами, в Повести временных лет упоминается народ русь, а также то, что славянский и русский языки одинаковы и что поляне жили на земле, которая называлась «Русь»...

Государственность восточных славян

В III в. господствовавших в южнорусских степях сарматов потеснили германские племена готов, спустившихся по Днепру и Дону. В IV в. они образовали довольно сильное государство, покорившее славянские племена. В конце IV в...

Киевская Русь

Особое место в международных отношениях Древнерусского государства занимала Византия. Источники сообщают об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. в княжение Олега (882-912). После него был заключен письменный договор в 911 г...

Киевская Русь

Во времена Киевской Руси устанавливаются торговые, культурные, дипломатические связи со странами Европы - Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Англией и др...

Крещение Руси: предпосылки и значение

До крещения Руси была вера не в единого Бога, а веровали в разных Богов. В «Повесть временных лет» встречается упоминание и можно наблюдать как при заключении договоров клялись именами Богов: «Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом...

Каждое государство, в самом деле, уникально, но каждый человек тоже уникален, что не мешает классифицировать людей по признакам расы, национальности, политическим взглядам, вероисповедание и т.д...

Роль варягов в истории Древней Руси

О морских разбойниках, совершавших набеги на славянские земли, знали уже в IX веке. Варяжские дружины во главе со своими князьями забирали у славян меха, воск, мед, уводили в плен людей...

Русские земли и княжества в XII-XIII веках

В 1235 г. на курултае (съезде монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе на Запад, ведь там, по сведениям монголов, находилась Русь, и она славилась своими богатствами...

Русские земли и княжества в XII–XIII веках

Русь и половцы продолжали вести изнурительную взаимную борьбу, а тем временем над ними уже нависла новая волна кочевников, более могущественная, чем все предыдущие. Путь монголо-татарских орд на запад начался от Амура...

Татаро-монгольское нашествие

В 1235г. на курултае (съезд монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе на Запад, ведь там, по сведениям монголов, находилась Русь, и она славилась своими богатствами...

Украинские земли в древности и в эпоху раннего Средневековья

Ядром формирования Киевской Руси стали поляне. В армянских и сирийских хрониках упоминание о стране Русь датировано555 г., в Бертинских анналах-839. Арабские источники указывают, что к середине 9 ст...

Формирование древнерусской народности и государства

Киев сыграл важную роль в истории Русской земли как политический центр большого раннефеодального государства - Киевской Руси, которое в первой половине IX в. объединяло несколько бывших племенных союзов - княжеств восточных славян. А в 882 г...

Конспект по теме урока «Россия в системе международных отношений 17 века + таблица » (7 класс) по предмету «История России». Смотрите также конспект урока по предмету «Всемирная история».

Внешнеполитические задачи России в 17 веке:

— возвращение Смоленска и других западных земель,
— установление прочных контактов с европейскими государствами,
— выход к Балтийскому морю,
— оборона южных рубежей – борьба с Крымским ханством.

Противостояние России и Швеции

Россия в системе международных отношений 17 века. В результате войн в XVI в. Россия лишилась территорий на северо-западном побережье Ладожского озера, на юго-восточном побережье Финского залива в пользу Швеции, на юго-западе г. Велиж – в пользу Речи Посполитой. Швеция в событиях Смутного времени Швеция сыграла роль агрессора, вторгшись на территорию России (Новгород) в самое трудное для нее время и планируя посадить на русский трон шведского короля.

Династии Романовых предстояло возродить военное и политическое могущество страны, чтобы успешно отстаивать ее интересы на международной арене. И в первую очередь – присоединение Правобережной Украины.

При Михаиле Федоровиче заключен Столбовский мир (1617) - Швеция вернула России Новгородскую землю, но оставила за собой Ижору с берегами Невы и Финского залива.

1656-1661 гг. Русско-шведская война - по Кардисскому миру Швеции уступались города, занятые русской армией в Ливонии, возвращение к условиям Столбовского мира.

Противостояние России и Речи Посполитой

Польский король Сигизмунд III не признавал прав Михаила Федоровича Романова на российский престол, считая российским государем своего сына Владислава . По Деулинскому перемирию (1618) Польша получила Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли; Владислав не отказывался от притязаний на российскую корону. Россия же не могла смириться с потерей своих территорий.

В 1632-1634 гг. произошла Смоленская война. Результаты Смоленской войны (Поляновский мир ) с позиции России оценивается как отрицательные: Россия потеряла все отвоеванные земли. Но с другой стороны – польский король Владислав отказался от притязаний на русский престол.

Русско-турецкая война.

С русско-турецким соперничеством военные кампании России против Крымского ханства были связаны напрямую: Крымское ханство было вассалом Османской империи. Победы над крымцами означали борьбу и с Османской империей.

При Алексее Михайловиче было «Азовское сидение» (1637- 1642) - отряд казаков атамана М. Татаринова удерживал крепость Азов, который в итоге был возвращен туркам.

Союзниками России по «Священной лиге» были Священная Римская империя, Речь Посполитая, Венеция и др. Этот союз возник по причине необходимости противостоять Османской империи и Крымскому ханству.

России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг. помешали погодные условия (нестерпимая жара, к которой русские войска были непривычны), отсутствие воды, продовольствия и фуража.

Русско-польская война

Смоленская война, или русско-польская война 1632-1634 годов - война между Русским царством и Речью Посполитой. Россия пыталась восстановить контроль над Смоленском и прилежащими территориями, вошедшими в состав Речи Посполитой по результатам войны 1609-1618 годов.

Война велась в контексте внешнеполитического курса России XVI-XVIII веков, который был нацелен на решение трёх задач: присоединение западнорусских земель, обеспечение выхода к Балтийскому и Чёрному морям, а также достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана. Накануне войны Россия пыталась склонить к совместным действиям против Речи Посполитой Швецию и Османскую империю, но безуспешно, и ей пришлось воевать без союзников.

4 (14) июня 1634 года в селе Семлёво на реке Поляновке был заключен «Поляновский мир» между Россией и Польшей, подтвердивший в основном границы, установленные Деулинским перемирием. К России отошёл только один город - Серпейск. По договору Владислав отказался от претензий на русский трон. Опыт этой войны сказался на дальнейшем развитии русской армии, поскольку самыми боеспособными частями оказались полки нового строя. В дальнейшем правительство продолжило формирование этих полков, одновременно отказавшись от наёмников.

Русско-китайские отношения в XVII в.

1608 - Первая попытка проникнуть в Китай. Царем Василием Шуйским подписывается указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китайское государство. Но из-за войны между Шолой Убаши-хунтайджи и черными калмыками посольство не доехало до места назначения.

В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем. Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву

1618 - Тобольский воевода отправляет в Китай династии Мин посольство казака И. Петлина для установления отношений.

1641-1642 - Поездка казака Е. Вершинина в Китай.

1654-1657 - Посольство Ф. И. Байкова, потерпевшее дипломатическую неудачу, но составившее ряд подробных описаний и документов.

1675-1678 - Посольство Спафария. Маньчжурская империя Цин, захватившая Китай, по-прежнему отказывается признавать русские поселения в Приамурье.

1684 - Атаки маньчжурских войск на русские поселения, осада Албазина и Нерчинска.

1689 - Нерчинский договор - первый договор между Россией и империей Цин, установивший границу между государствами, порядок торговли и разрешения споров. Подписан в ходе посольства Ф. Головина. Россия отказалась от претензий на значительные территории южнее Амура, а Забайкалье вошло в состав России.

Россия и Китай с установлением дипломатических отношений друг с другом получали преимущества: взаимовыгодная торговля, обмен посольствами, знакомство с культурой народов

Отношения с исламским миром

В XVII в. отношения России со странами исламского мира складывались по-разному.

Например, с Османской империей, самой могущественной мусульманской страной того времени, Россия неоднократно воевала. В частности, об этом свидетельствует война 1676-1681 гг. из-за присоединения к России Левобережной Украины.

Татаро-монгольское нашествие на русские земли совпало по времени с началом экспансии на восток ряда западноевропейских стран и религиозно-политических организаций. Воспользовавшись нашествием монголо-татар летом 1240 г. шведские, норвежские и ливонские рыцари, поддерживаемые датскими феодалами, с благословения римского папы и при содействии германского императора Фридриха II предприняли крестовый поход против Северо-Западной Руси.

Наступление на Русь усилилось в связи с ее ослаблением. Первыми выступили шведы во главе с герцогом Биргером. Пройдя Невой до устья Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. Шведы надеялись захватить Старую Ладогу и Новгород. Стремительное и скрытое продвижение дружины князя Александра Ярославовича к месту высадки врага оправдало расчет на успех внезапного удара. Конница обрушила свой удар на центр шведов, а ополчение ударило во фланг, вдоль Невы, для захвата мостков, соединявших корабли с берегом, отрезав пути отступления. Полная победа 15 июля 1240 г., за которую Александра прозвали в народе "Невским", сохранила за Русью выход на берега Финского залива, ее торговые пути в страны запада и надолго остановила шведскую агрессию на Восток. Новая опасность в лице Ливонского ордена, датских и немецких рыцарей подступила к Новгороду летом 1240 г. Враг захватил псковскую крепость Изборск. Из-за предательства посадника Твердилы и части псковских бояр, давних сторонников рыцарей, в 1241 г. был сдан Псков. Эти же изменники помогали врагу "воевать" села новгородские. Набрав войско в 1241 г. князь первым быстрым ударом изгнал захватчиков из Копорья, очистил от них Вятскую землю, а зимой 1242 г. освободил Псков, Изборск и другие города. Немецким рыцарям сокрушительное поражение Александр нанес в битве на Чудском озере. Учитывая обычное построение рыцарских войск бронированным клином, русские войска он расположил не в одну линию, а в виде треугольника, острием упиравшегося в берег. Со стороны ордена в битве участвовало 10-12 тысяч человек, со стороны русских - 15-17 тысяч воинов. Закованная в тяжелые латы рыцарская конница, прорвав центр русского войска, втянулась вглубь его боевых порядков и увязла. Фланговый удар смял и опрокинул крестоносцев, которые дрогнули и в панике бежали. Русские 7 верст гнали их по льду и многих посекли, а 50 рыцарей с позором были проведены по улицам Новгорода.

После битвы военная мощь ордена была ослаблена, и он 10 лет не решался предпринимать наступательные действия против Руси. Откликом на эту победу был рост освободительной борьбы народов Прибалтики, однако, с помощью римско-католической церкви и Германской империи к концу XIII в. захватчики утвердились в Восточной Прибалтике. В 1245 г. новгородцы под руководством Александра Невского разбили вторгшихся литовцев. В этот же период достаточно широкое развитие получила русская экспансия на север и северо-восток. Колонизация проходила при слабом сопротивлении местных племен. В 1268 г. объединенные русские полки нанесли немецким и датским рыцарям сокрушительное поражение. Успешная борьба русского народа с захватчиками с Запада, дала возможность землям Северо-Восточной Руси объединяться и вести борьбу с монголо-татарским игом. Успешно была отбита попытка крестового похода для захвата Галицко-Волынской Руси. Войска князя Даниила Романовича под Ярославом наголову разбили объединенное войско польских и венгерских феодалов и предателей из числа галицких бояр, вынудив их бежать за границу.