Первый первопечатник иван. Иван федоров краткая биография. Произведение полиграфического искусства ХVI века

Заслуга русского первопечатника Ивана Федорова. К сожалению, хранит в себе тайну многих страниц биографии первопечатника.

Доподлинно неизвестно, когда родился Иван Федоров, также не известно точно, к какому сословию первопечатник принадлежал. Приблизительной датой рождения Ивана Федорова считается второе десятилетие 16 века. Место рождения - загадка. Одни утверждают, что Федоров родом из Москвы, другие из села под Калугой.

В 1563 году Иван Федоров, по просьбе митрополита Макария и царя , создает в Москве первую типография. Неспроста Иван был первым русским книгопечатником. Он был прекрасно обучен грамоте, хорошо выражал свои мысли и много читал.

Историки вполне допускают, что к моменту строительства типографии он уже был известен, как мастер печатного дела. Федоров, вместе со своими соратниками специально подбирал шрифты для типографии, подготавливал печатный станок. 1 марта 1564 года в свет вышла первая русская книга, отпечатанная на его типографии - «Апостол». Книга получилась добротной. Второй книгой отпечатанной на типографии был «Часослов». «Часослов» был напечатан в течение двух месяцев.

Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве на этом заканчиваются. Бояре подожгли типографию. Мастера печатного дела, в испуге бежали в Литву. Иван Федоров тоже покидает Москву. Иван вместе с детьми обосновался в Литве, в имении Заблудово, принадлежащее гетману Ходкевичу. Польская знать не пожалела денег на развитие печатного дела. Так, Иваном Федоровым была основана новая типография в Литве. Типография проработала недолго, выпустив несколько книг, в силу определенных обстоятельств, производство закроется.

Гетман Ходкевич подарил Ивану Федорову деревеньку. В течение некоторого времени, Иван будет заниматься земледелием. Судьба простого землевладельца не прельщает его и он отправляется во Львов. Путь его был тяжелый. Федоров был отцом большого семейства, да и время было неспокойное - эпидемии, кроме того в пожитках было много громоздких и тяжелых типографических инструментов. Во Львове идеи строительства типографии сначала не имели успеха. Иван Федоров не отчаивался, и обратился к обычным горожанам с просьбой пожертвовать деньги на строительство, народ откликнулся. Но местные ремесленники сильно боялись конкуренции, и в связи с особенностью местных законов всячески мешали строить типографию.

Все трудности и невзгоды первопечатник преодолел. Типография была готов. Впереди был целый год кропотливой работы. И вот, 25 февраля в свет выходит новое издание «Апостол». Федоров работает над набором «Азбуки». Дела идут с переменным успехом, несколько раз он закладывал свою типографию. В 1575 году, по просьбе Константина Острожского, И ван возглавил Дерманский . Здесь Федоров много работал, и наконец - то решил все свои финансовые проблемы. В стенах монастыря, он занимался издательством славянской библии - «Острожевская библия». Книга вышла очень качественная в плане верстки, о содержании тоже можно высказаться исключительно в положительных тонах. При составлении книги, Иван Федоров прочитал и проанализировал массу литературы, даже ездил в Турцию, для сравнения источников.

В период с 1578 по 1581 годы Иван Федоров печатает такие книги, как: «Псалтырь с Новым Заветом», «Хронология Андрея Рымши». В 1582 году Иван Федоров возвращается в Львом. Здесь он безуспешно пытается выкупить свою типографию, затем организовать новую. В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась. Умер Иван Федоров 3 августа 1583 года .

Иван Федоров (между 1510 и 1530 – 1583), урожденный Иван Федорович Московитин, является одним из первых распространителей книгопечатания в России и Украине. Издал первую в Русском царстве датированную печатную книгу под названием «Апостол», основал типографию в Русском воеводстве Польского королевства.

Происхождение

Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.

Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.

Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен.
В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.

Устройство Московской типографии

Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.

В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.

Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.

Официальная версия гласит, что произошло это из-за недовольства переписчиков книг, которые опасались остаться без работы и даже сожгли типографию. Однако современные исследователи видят и другие возможные объяснения. Например, к описываемым годам Федоров овдовел и по правилам белого духовенства должен был принять монаший постриг. По каким-то своим причинам он этого не сделал, поэтому от типографской деятельности его отстранили.

Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.

Литва

Прибыв в Литовское княжество, Иван Федоров разместился в имении гетмана Ходкевича, который на тот момент уже создал типографию и нуждался в специалистах для налаживания ее работы. Несколько лет все продолжалось удачно, но вскоре гетман вдруг решил, что новое предприятие ему больше не нужно, и закрыл его.

Федоров стремился и дальше заниматься любимым делом. Однако для этого ему были необходимы существенные средства. Перебравшись во Львов, при добровольной помощи горожан он сумел основать новую типографию. Несмотря на то, что было издано много новых книг, дела шли не очень хорошо, снова свою отрицательную роль сыграло сопротивление заинтересованных лиц. В результате Федорову пришлось продать свое предприятие.

Следующим местом жительства первопечатника стал город Острог, куда его пригласил Константин Острожский. Здесь им была выпущена «Острожская Библия» ─ великолепное издание на церковнославянском языке.

Конец жизни

Иван Федоров славился не только своим отношением к распространению печатного дела. Также он занимался отливом пушек и даже изобрел многоствольную мортиру, у которой были взаимозаменяемые части. Именно с этим открытием он отправился в Европу, где объездил много городов, демонстрируя его заинтересованным людям.

Поездка оказалась долгой и сложной, а самому Федорову к тому времени уже было немало лет. Считается, что именно перенесенные трудности подкосили здоровье изобретателя. В результате 5 декабря 1583 года недалеко от Львова он умер и был похоронен на кладбище местного Святоонуфриевского монастыря.

(или Федорович ), иначе Иван Друкарь - диакон, принимаемый за первого печатника в России; ум. 5 декабря 1583 г. Теперь почти нет сомнения, что Ф. в строгом смысле слова не может быть называем русским первопечатником: не говоря о том, что есть ясные свидетельства о существовании в Москве ранее его мастеров печатного дела, библиографии известны несколько печатных книг, бесспорно вышедших до появления первого его издания и именно в Москве. О происхождении и жизни Ф. до выступления в роли типографа не известно ничего точного. Одни догадываются, что он был родом москвич, другие дают веру темному известию о происхождении его из с. Николы Гостуни, Лихвинского уезда Калужской губ. Истории он становится известен как вдовый диакон Николо-Гостунской кремлевской церкви, которому вместе с Петром Мстиславцем, царь и м. Макарий поручают в 1563 г. устройство типографии в Москве. Это поручение предполагает полное им знание к тому времени типографского искусства и известность, с этой стороны, митрополиту и царю, а писанные им послесловия к изданиям свидетельствуют о начитанности в святоотеческой и современной литературе. Где, когда и в каких условиях мог выучиться Ф. своему искусству, эти вопросы остаются открытыми, хотя и часто поднимаются в подлежащей литературе. Деятельность его началась в 1563 г., после того как был построен на царские средства типографский дом, приготовлены инструменты и шрифты и набраны или подготовлены помощники - "клевреты". 19 апреля этого года он вместе с Петром М. приступил "первее" к печатанию Апостола, который вышел в свет 1 марта 1564 г., в очень совершенном в типографском отношении виде. 2 сентября 1565 г. был начат и 29 октября того же года окончен Часослов, последний труд печатников в Москве. После этого с ними произошло что-то непонятное. Несмотря на покровительство царя (м. Макария уже не было в живых), печатники терпят гонения от невежд, обвиняются в ереси и, после пожара типографии от поджога врагами, бегут в Литву. Бегство это, надо полагать, не было очень поспешным, так как беглецы захватили с собой много казенного типографского материала, а Ф. взял, сверх того, и своих детей, которых было несколько и среди которых были малолетние (из них известно имя одного старшего сына, Ивана, впоследствии помогавшего отцу в книгопечатании). В Литве, благодаря хлопотам литовского гетмана Г. А. Ходкевича, печатники встретили хороший прием у короля и панов литовской рады. Это могло быть в конце 1565 или начале 1566 г. в Вильне или в половине 1567 г. в Гродне, ибо в подразумеваемое время лишь в эти годы в указанных городах держались литовские сеймы в присутствии Сигизмунда-Августа. Ходкевич приютил беглецов у себя, продолжительное время содержал их и даже подарил Ф. "немалу весь" в окрестностях Заблудова. Вскоре в Заблудове или, быть может, в помянутой веси на средства того же гетмана Ф. открыл типографию, в которой 17 марта 1569 г., совместно с Мстиславцем, напечатал Учительное Евангелие, а в 1570 г. один - Следованную Псалтирь. Старость, болезни и разные затруднения заставили, однако, Ходкевича закрыть типографию. Ф. принужден был некоторое время жить в своей деревне и заниматься сельским хозяйством, но, как сам он рассказывает, влечение к "богоизбранному делу", посредством которого он призван был рассеивать по вселенной духовные семена и всем по чину раздавать духовную пищу, не дало ему покоя. В 1572 г., в самый разгар моровой язвы, по трудной и длинной дороге, терпя всевозможные лишения, с детьми и типографским имуществом, он переправляется в Львов. Здесь, со слезами и унижениями, как милостыню, выпрашивает он у небогатой части горожан небольшую сумму денег и, вопреки противодействию львовского столярного цеxа и городского совета, не разрешавших ему держать у себя не принадлежавшего к цеху столяра и производить необходимые столярные работы, оборудует к январю 1573 г. собственную топографию и 15 февраля следующего года издает московским шрифтом Апостол. Споры ли с цехом, или денежные затруднения (в 1574 г. Ф. заложил в первый раз свою типографию) заставили его 2 марта 1575 г. поступить на службу к кн. Константину Острожскому "справцем" или "державцем" (управляющим) принадлежавшего князю Дерманского монастыря. 25 марта 1575 г. он был во Львове и выдал доверенность на ведение своих дел, именуясь еще львовским жителем. 9 августа того же года в луцкие гродские книги занесена запись об обещании его как державца Дерманского монастыря дать удовлетворение за грабеж, учиненный монастырскими людьми в имении панов Спасовских. 16 августа он лично присутствовал во львовском суде. 2 апреля 1576 г. по приказанию кн. Острожского совершает, во главе вооруженной толпы монастырских слуг, наезд на имение Спасовских, в результате чего в луцких гродских книгах появляется жалоба на него в нанесении побоев и ограблении панов и их крестьян. То же происходит, без приказания князя, и 26 июня того же года. По-видимому, в конце 1576 г. Ф. покинул Дермань и перешел в Острог. Кажется, отсюда и не позже марта 1577 г. он уходил в пределы Турции и Валахии, по всей вероятности по поручению кн. Константина, с целью приобретения в тамошних греческих и болгарских монастырях исправных списков священных книг для задуманного князем издания Библии и приглашения лиц, способных редактировать текст этого издания. В апреле 1577 г. Ф. заходил во Львов, где оставил 300 злотых для отсылки в Краков за поставляемую оттуда бумагу. Там же мы встречаем его 15 июня того же года, когда он присутствует в суде по делу некоего Седельника, 22 октября того же года, когда погашаются его обязательства к какому-то сербу из Сочавы, и 2 марта 1579 г., когда он выдает сыну доверенность на ведение своих дел и закладывает типографию со всеми принадлежностями и книгами львовскому еврею Якубовичу. В 1580 г. Ф. работал в княжеской Острожской типографии, откуда выпустил в этом году Псалтирь с Новым Заветом и знаменитую Острожскую Библию. 5 мая 1581 г. он издал Хронологию Андрея Рымши и 12 августа перепечатал заглавный лист и выход Библии. 3 февраля 1582 г. он уже во Львове на постоянном жительстве. Отъезду из Острога предшествовали или же были последствием его какие-то неприятные счеты с кн. Константином, так как князь, по приезде Ф. во Львов, налагает арест на часть его имущества. Во Львове Ф. хлопочет об оборудовании новой друкарни. Он заказывает вывезенному из Острога своему ученику - мастеру Гриню Ивановичу - два новых шрифта, покупает бумагу, ищет деньги на предстоящие расходы и проч. Внезапное бегство Гриня, вернувшегося только 3 февраля 1583 г., и другие обстоятельства не дают ему покончить с приготовлениями и перейти к делу. В январе 1583 г. он принимает в Кракове заказ на поставку правительству малой медной пушки, получает из сумм короля прогоны на возвращение во Львов и ассигновку на покупку там нужных для отлития пушки материалов. Неизвестно, выполнил ли он этот заказ. В декабре этого года Ф. скончался. Посмертная опись его имущества обнаружила наличность большого запаса привезенных из Острога недопечатанных или дефектных экземпляров библии и какой-то готовый набор на один лист текста, приготовленный, вероятно, для поправления той же библии. Друкарня, заложенная Ф. еврею Якубовичу, была выкуплена в 1785 г. львовским братством и послужила основанием львовской братской типографии; новая, сделанная Гринем, куплена была Мамоничами для своей типографии в Вильне.

Строев, "Обстоятел. опис. старопеч. книг библ. гр. Ф. А. Толстого", М. 1829 г. - Его же , "Описание старопеч. книг Царского", M., 1836 г. - Сопиков , "Опыт pусской библиографии", ч. І, СПб., 1904 г. - Каратаев , "Опис. славяно-русских книг", СПб., 1883 г. - Пташицкий С. Л. и Соболевский А. И. , "Сборник снимков с славяно-русских печатных изданий", ч. I, СПб., 1895 г. - Румянцев , "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания", вып. І, М., 1872. - Ровинский , "Русские граверы и их произведения", М., 1870 г. - "И. Федоров, первый московский типографщик" ("Вестник Европы", 1813, ч. 71; 1822 г., ч. 123). - Сахаров П. И. , "Первые русские типографщики" (Сборник на 1838 г., СПб.). - Тромонин , "Достопамятности Москвы", М., 1844 г. - Боричевский , "Исторический взгляд на историю книгопечатания в России" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1849 г., ч. 61). - Поруденский М ., "Трехсотлетие московского книгопечатания" ("Современная Летопись", 1864 г., № 9). - Филарет , архиеп. черниг. , "О книгопечатании в России до патр. Никона" ("Черниговские Епархиальные Известия", 1867 г., №№ 8-9). - Погодин M. П ., "Иван Федоров, первый московский книгопечатник" ("Журнал М. Н. Пр.", 1870 г., чч. 148-149, №№ 4 и 6). - Гатцук А. , "Очерк истории книгопечатного дела в России" ("Русский Вестник", 1872 г., № 5). - Викторов А. Е. , "Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатника Апостола?" ("Труды IIІ археологического съезда", К., 1874 г.). - Макарий М. , "История русской церкви", т. IX. - Леонид , архим., "Евангелие, напеч. в Mоскве в 1564-1568 гг." ("Общ. люб. др. письм.", 1883 г.). - Устинов М. , "Памяти первого русского типографа" ("Неделя", 1876 г., № 41). - Ляхницкий , "Начало книгопечатания в Pоссии", СПб., 1883 г. - Петрушевский А. С. , "Ив. Федоров, русский первопечатник", Львов, 1883. - Дмитревский А. , "Диакон Ив. Ф., первый русский книгопечатник" ("Православное Обозрение", 1883 г., III, № 11). - Ptaszycki St. , "Iwan Fedorowicz" ("Rozprawa Wydz. Fil. Acad. Um.", t. XI), Kraków, 1884; то же в "Русской Старине", 1884 г., № 3. - Его же , "Иван Федоров" ("Печатное Искусство", 1903 г., июль-август). - Булгаков Ф ., "Иллюстр. история книгопечатания", т. І, СПб., 1889 г. - Малышевский А. , "Новые данные для биографии Ив. Ф., русского первопечатника" ("Чтения Общ. Нестора Летописца", кн. 7, К., 1893 г. ). - Владимиров П. В. , "Начало слав. и рус. книгопечатания в XV-XVI вв.", К., 1894 г. - Божерянов И. , "Исторический очерк книгопечатного дела", СПб., 1895 г. - Голубинский Е. Е. , "К вопросу о начале книгопечатния в Москве" ("Богословский Вестник", 1895 г., февраль). - Его же , "История русской церкви", т. II, полов. 2-я, М., 1900 г. - Записка, изд. Моск. Имп. Археол. Общ. по случаю сбора пожертвований на сооружение памятника Ф. (с речью И. Е. Забелина о Ф.), М., 1901 г. - Соловьев А. , "Государев печатный двор и Синодальная Типография в Mоскве", M., 1902 г. - Уланов В. , "Книгопочатание в Mоскве", ("Москва в ее прошлом и настоящем", изд. тов. "Образование", вып. 6). - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Богословский энциклопедический словарь, т. ХII (ст. Книгопечатание, акад. А. И. Соболевского).

Н. Туб-в.

{Половцов}

Федоров, Иван (первопечатник)

Первый русский печатник; см. Иван Федоров.

{Брокгауз}

Федоров, Иван (первопечатник)

(г. рожд. неизв. - ум. 1583) - рус. типограф, основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом в одной из кремлевских церквей в Москве. После открытия в 1563 типографии приступил совм. с помощником П. Т. Мстиславцем (см.) к печатанию "Апостола", явившегося первой рус. датированной печатной книгой. В марте 1564 печатание "Апостола" было окончено. В 1565 вышло два варианта "Часовника". Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Ф. уехал вместе с Мстиславцем в Литву. Здесь по предложению гетмана Г. А. Ходкевича Ф. устроил в его имении в Заблудове типографию, где в 1569 напечатал "Евангелие учительное", а в 1570 - "Псалтирь". Затем Ф. переехал во Львов. основал там новую типографию и издал в 1574 "Апостол" и первую "Азбуку" с грамматикой. Об издании "Азбуки" стало известно только в 1950-х гг., после того как за рубежом был обнаружен один ее экземпляр (теперь находится в США). Материальные затруднения вынудили Ф. принять предложение князя В. К. Острожского об устройстве типографии в г. Остроге. Здесь в 1580 он издал "Новый завет" с "Псалтирью", в 1581 - "Хронологию" Андрея Рымши и "Острожскую библию". Вскоре после этого Ф. вернулся во Львов, где и умер.

Все издания Ф. представляют первоклассные памятники рус. типографского искусства 16 в.; прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений - заставок, концовок, заглавных букв, изображения Луки и Давида, в заблудовских, львовских и острожских изданиях - гербы Ходкевича, Острожского и города Львова, а также издательский знак самого Ф. Все издания снабжены "предисловиями" издателей и "послесловиями", написанными Ф. живым разговорным языком от лица печатника. Эти обращения к читателю являются ярким публицистич. и патриотич. произведениями, в к-рых Ф. рассказал историю своего книгопечатания в Москве, Литве и Украине и дал биографич. сведения о себе. В 1909 в Москве был сооружен памятник Ф.

Лит.: Лебедянская А. П., Материалы для библиографии Ивана Федорова, в кн.: Иван Федоров первопечатник, М.-Л., 1935; Зернова А. С., Начало книгопечатания в Москве и на Украине, М., 1947; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951 (История русского рисунка, т. 1, см. гл. 3); его же. Новооткрытое издание Ивана Федорова, "Полиграфическое производство", 1955, № 1; его же, Письмо в редакцию, там же, 1955, № 3; Тихомиров M. H., Начало московского книгопечатания, в кн.: Ученые записки Моск. гос. ун-та, вып. 41, М., 1940; Протасьева Т. Н., Первые издания московской печати в собрании Гос. исторического музея, М., 1955.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Федоров, Иван (первопечатник)" в других словарях:

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иван Фёдоров (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Москвитин. Иван Фёдоров Род деятельности … Википедия

    Иван Федоров \(Москвитин\) - (ок. 1510 г. – 5 XII 1583 г.) – первопечатник русский и украинский, выдающийся просветитель и педагог. Документы о его жизни и деятельности хранятся в ЦГИА УССР в Киеве, ЦГИА УССР во Львове, Архиве земли Саксония (ГДР), Гос. архиве Люблинского… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Знаменательным событием в отечественной и мировой истории является изобретение книгопечатания. В новшество пришло в районе 16 века. Одним из деятелей, чье имя связано с появлением книгопечатания во времена Ивана Грозного, выступает многим известный Иван Федоров. Знакома не только взрослым и просвещенным людям история этого человека. - первопечатника - для детей доступна для изучения в школе.

С чего все начиналось?

Каждая личность в истории имеет интересную и уникальную линию собственной судьбы. Жизнь порой принимает неожиданные повороты. Каждый с этим сталкивался. И, конечно, не исключение - и первопроходец в области русского книгопечатания.

Биография Ивана Федорова - первопечатника - начинается с предания. Хронологические рамки его появления на свет варьируются от 1510 до 1530 годов. Как ни странно, не сохранилось достоверных сведений о том, где именно родился и провел свое детство первопечатник. Но, по всей вероятности, это произошло в Калужской губернии. Сохранилась информация о том, что в он занимал должность дьякона церкви Николы Гостунского. Он преподавал грамоту, как и многие священнослужители в церквях. Уже в 1532 году он окончил Краковский университет. Об этом свидетельствует тот факт, что первопечатник имел диплом бакалавра.

Церковная служба

В результате своей деятельности познакомился с митрополитом Макарием первопечатник Иван Федоров. Краткая биография гласит, что, возможно, именно это дало толчок к тому, что вскоре именно Федорову поручит такое важное дело, как напечатание - «Апостола».

Как известно, Макарий был приближен к Ивану Грозному, и, заметив способного юношу, мог содействовать его дальнейшей судьбе.

По распоряжению царя в 1550-х годах началась деятельность по разработке первой московской типографии. Особым образом подбирались шрифты и прочее оборудование, необходимое для функционирования типографского дела. Вначале предприятия носили анонимный характер. Но затем это дело начало широко распространяться.

Появление на свет первой русской книги - «Апостола»

Биография Ивана Федорова-первопечатника, для детей подготовленная, главным образом повествует о создании первой печатной книги. В 1564 году выходит первая русская печатная книга на славянском языке - «Апостол». Активное участие в ее появлении принимали Иван Федоров и его помощники - Петр Мстиславец и Маруша Нерефьев. Подготовка к этому событию осуществлялась около года. Завершение работы ознаменовалось успехом, так как данный экземпляр был намного лучше предыдущих книг по своим качествам. Эта работа получила благословение митрополита Макария, но, к сожалению, Макарий не дожил до той поры, когда вышел в свет «Апостол».

Вот чем знаменит Иван Федоров - первопечатник. Биография для детей, бывает, заостряет только на этом внимание.

Но, само собой, одной книгой все не ограничилось. Книгопечатание получило более широкие масштабы. В 1565 году по велению Ивана Грозного предстояло выпустить еще одну богослужебную книгу под названием «Часослов». Этим занялись и Иван Федоров (первопечатник). Биография указывает, что было изготовлено два экземпляра. Впоследствии она оказала большую пользу обществу. Там были запечатлены различные молитвы и песни. По ним совершался ежедневный церковный обряд. Но главное, что именно по ней начинали обучать чтению.

Гонения на первопечатников

Но ситуация на самом деле обострилась. Многим было невыгодно развитие книгопечатания. Во-первых, переписчикам, которые, по сути, теряли свою должность, а следовательно, и свою денежную прибыль. Также недовольными были высшие слои населения, боялись, что повышение уровня народного образования впоследствии способно привести к тому, что они лишатся своих привилегий. В народе рисковали появиться идеи, которые помогли бы устроить бунт против чиновников, помещиков, духовенства и так далее. Существовало еще мнение, что в рукописные книги, так как это упорная работа конкретного человека, вкладывалась душа. А печать на станках не несла подобных свойств, и принималась за что-то нечистое. Биография Ивана Федорова -первопечатника - рассказывает о нелегком положении деятеля.

Кульминацией стал пожар, произошедший в 1566 году в типографии. Более того, деятельность первопроходцев в книгопечатании стали считать ересью. После этого события было принято решение, что первопечатники, в том числе Петр Мстиславец и Иван Федоров, должны отправиться в Литву.

Работа в Литве

В Заблудове, имении гетмана Ходкевича, была организована типография. Первой книгой, вышедшей на свет из стало "Учительное Евангелие". Впоследствии книге было присвоено название Заблудовского. Произошло данное знаменательное событие в 1568-1569 годах. Опять работой руководили все те же первопечатники. Но дальнейшая деятельность этих людей разъединяется. Как поясняет краткая биография Ивана Федорова-первопечатника, он остается и продолжает работать в Заблудове. Петр Мстиславец же отправляется в Вильно. В результате работы в Заблудово Иваном Федоровым создается книга «Псалтырь с Часословцем».

Но здесь судьба преподнесла еще один неприятный сюрприз, с которым столкнулся Иван Федоров (первопечатник). Биография гласит следующее. Ходасевич по причине старости, нежелания принимать участие в организации печатного двора, отсутствия большого количества денег решил прекратить функционирование типографии. Ходасевич предлагает заняться земледелием Ивану Федорову, но тот отказывается, ибо считает себя не предназначенным для такого дела. Он покидает Заблудово к 1573 году.

Переезд во Львов

Краткая биография Ивана Федорова-первопечатника указывает, что ему самостоятельно пришлось перевозить все инструменты, необходимые для функционирования печатного дела. Здесь мужчине удалось организовать собственную типографию. Работа пошла заново, и в 1574 году выходит первая печатная книга на Украине - «Апостол», одноименная с московским экземпляром. По содержанию она также аналогична той, что была выпущена еще в 1564 году. Правда, здесь кое-что добавлялось. К примеру, несколько вступительных текстов. В конце фигурировало довольное интересное послесловие, которое лично составил Иван Федоров-первопечатник. Биография сохранила строки: "Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создалась эта печатня". Так выглядело заглавие послесловия. Трудом Ивана Федорова совершилось около тысячи переизданий "Апостола". Это означало, что книгопечатание развивалось не только в России, но и на территории современной Украины.

В 1574 году в типографии Ивана Федорова публикуется «Азбука» - первый восточнославянский учебник, о котором мы неоднократно слышали. Книги были по размеру небольшими и содержали все то, что необходимо для изучения грамоты.

Острожская Библия

Далее происходит следующее событие. В 1575 году получает приглашение от Константина Константиновича Острожского Иван Федоров-первопечатник. Биография князя называет его одной из богатейших личностей Польско-Литовского государства. Поступило предложение устроить новую типографию в Остроге на Волыне, то есть в имении Константина Острожского. Сам князь заботился о развитии науки и образования в своих землях. Там даже была организована православная школа. В 1578 году выходит очередная «Азбука», за что отвечал первопечатник Иван Федоров. Краткая биография добавляет, что годом раньше начинается работа над знаменитой «Библией», которая увидела свет в 1580 г.

Еще большее значение она имеет в том, что это первая полностью опубликованная Библия, написанная на церковнославянском языке.

Закат жизни

В 1582 году первопечатник Иван Федоров возвращается Львов к своим родным. Он желает продолжить свое дело. Но полность план осуществить не удается. В 1583 году он покидает этот свет. Похоронили его в Свято-Онуфриевском монастыре, и над могилой положили плиту с надписью "Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных". Именно такой титул закрепляет за собой Иван Федоров - первопечатник.

Биография для детей и взрослых на этом заканчивается. Память великого книгопечатника навсегда сохранена в русской истории.

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Имя первопечатника Ивана Фёдорова хорошо известно и в нашей стране, и за её пределами. Раньше его считали не более чем ремесленником, но исследования последних десятилетий открыли новые стороны деятельности Ивана Фёдорова. Теперь мы видим в нём просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля. Но, конечно же, прежде всего он является для нас основателем книгопечатания в России и на Украине.

По малочисленным данным, Иван Фёдоров учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Безусловно, это был хорошо образованный для того времени человек. Свою деятельность он начал вместе со своим помощником Петром Мстиславцем, будучи дьяконом одной из кремлёвских церквей.

1 марта 1564 года из Московского печатного двора вышла первая в России печатная книга под названием "Апостол", выполненная с большим техническим и художественным мастерством. Иван Фёдоров выступил здесь не только как печатник, но и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображён апостол Лука, в книге - 48 заставок и концовок, шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме "Апостола", в Москве вышло 2 издания "Часовника". Но Иван Фёдоров печатал не только церковные книги - им был напечатан первый русский букварь.

В 1566 году вместе с Петром Мстиславцем Иван Фёдоров оставил Москву и переехал на Украину. По одной версии это произошло из-за гонения церкви, но есть сведения и о том, что причиной была просветительская деятельность. После отъезда из Москвы он жил и трудился в Заблудове, Остроге и Львове. Но и в Москве основанное им типографское дело продолжалось. Была создана также типография в Казани. Издания Ивана Фёдорова до сих пор находят в книгохранилищах всего мира.

В Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, типографский станок появился в июле 1568 года. И хотя типография просуществовала всего около 2 лет, её роль в истории славянского книгопечатания велика: в те далёкие времена это было примером дружественных связей братских народов. Здесь были напечатаны "Учительное Евангелие", "Псалтырь" и "Часословец". За работу Ивану Фёдорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича - землевладельца. Но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые свои пожитки и отправился во Львов, где в скором времени тоже основал типографию - первую на украинской земле. Делом это было непростым: требовались немалые средства. Иван Фёдоров обратился с просьбой о помощи к зажиточным украинским ремесленникам, и через год, в 1573 году, уже начал печатать первую украинскую печатную книгу "Апостол". В книге есть послесловие: "Повесть... откуда начася и како свершися друкарня сiя" - это первый образец украинской мемуарной литературы.

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Фёдорова к себе на службу. Первопечатник увидел в этом приглашении возможность продолжать любимое дело и согласился. Четвёртая в его жизни типография была наиболее продуктивной. За неполных 4 года (1578-1581) она выпустила 5 изданий и среди них - прославленную Острожскую Библию.

Острожская Библия сыграла огромную роль в истории культуры восточнославянских народов. В своё время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев и белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических знаний на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Первый русский книгопечатник имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В Дрезденском архиве найдена его переписка с саксонским курфюрстом Августом.

Жизненный путь Ивана Фёдорова закончился во Львове в 1583 году. Украинский и русский народы помнят своего просветителя и первопечатника. С 1959 года книгоиздатели и книговеды ежегодно проводят Фёдоровские чтения, посвященные важным проблемам истории книги и книжного дела. Вышло большое количество научных трудов, посвященных деятельности "друкаря книг пред тем невиданных".

В 1909 году в Москве по инициативе Московского археологического общества на средства, которые собирались народом 39 лет, был открыт памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. Авторы этого памятника: скульптор В. Волнухин и архитектор И. Машков. Иван Фёдоров изображён с только что отпечатанным оттиском книги "Апостол", который он держит в руке.

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.