Последствия войны. Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины XX в.
В отличие от Первой во Второй мировой войне большинство людских потерь пришлось на гражданское население. Только в СССР погибшие составили не менее 27 млн человек. В Германии в концентрационных лагерях было уничтожено 16 млн человек. Жертвами войны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн человек. На каждого убитого в военных действиях приходилось два раненых или попавших в плен. К этим 60 млн погубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском и других театрах Второй мировой войны.
За годы войны десятки миллионов человек покинули прежние места проживания. В Германию из разных стран Европы в качестве рабочей силы было согнано 8 млн человек. После захвата Польши Германией свыше 1,5 млн поляков было выселено с так называемых «исконно немецких» территорий. Десятки тысяч французов были изгнаны из Эльзас-Лотарингии. Из зон военных действий бежали миллионы людей. После окончания войны началось перемещение огромных масс населения в обратном направлении: немцев выселили из Польши и Чехословакии, из бывшей Пруссии и т. д. В послевоенные годы миллионы людей стали беженцами. В 1945 г. по меньшей мере 12 млн европейцев были признаны «перемещенными лицами», потерявшими связи с родными местами. Еще большее число людей оказались выбитыми из привычных условий жизни, лишились имущества, утратили гражданство, профессию. Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. В первые послевоенные годы к тяготам войны добавился голод в целом ряде стран. Многие экономисты и ученые, политические деятели тогда считали, что Европе не по силам восстановиться за сколь-нибудь короткий срок, на это потребуются десятилетия.
Одновременно с экономическими, демографическими и социальными проблемами в освобожденных от нацистского господства странах вставали политические проблемы возрождения Европы. Предстояло преодолеть политические, социальные и моральные последствия тоталитарных режимов, осуществить восстановление государственности, демократических институтов, политических партий, создать новые конституционные нормы и пр. Первоочеред ной задачей было искоренение нацизма, фашизма, наказание виновников самой кровавой в истории цивилизации войны.
Ситуация в послевоенной Европе и в мире в целом осложнялась тем, что на смену совместным коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел раскол мира на две системы, началось противоборство СССР и США, двух самых сильных держав. Конфликтные отношения двух великих держав-победительниц в общей борьбе против гитлеровской Германии определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам мирного развития. Жестко ставился вопрос - коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия. Однако в первые послевоенные годы великие державы действовали в рамках договоренностей о послевоенном мире, определяемых решениями, принятыми ими на заключительной фазе Второй мировой войны.
1.2.Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важные договоренности о послевоенных проблемах были достигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференциях были определены основные линии политики держав-победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии - Италией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию был создан Совет министров иностранных дел (СМИД), представляющий главные державы. Мирные договоры, подготовленные для Парижской мирной конференции, вступили в силу с 1947 г. (договор с Австрией был заключен позднее, в 1955 г.).
1.3.Урегулирование в отношении Германии. Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и союзный контроль, целью которого являлось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире».
Территория Германии была разделена на оккупационные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобритании и Франции. На четыре зоны был разделен и Берлин.
Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами Контрольного совета, который должен был руководствоваться основными политическими и экономическими принципами в осуществлении целей оккупации Германии: полное разоружение и демилитаризация Германии, ликвидация ее военного производства, уничтожение Национал-социалистской партии и всех нацистских учреждений и всякой нацистской пропаганды; военные преступники должны были быть арестованы и преданы суду, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений должны быть арестованы и интернированы, члены нацистской партии должны быть удалены с общественных и полуобщественных должностей и с соответствующих постов в важных частных предприятиях. Союзники договорились также о децентрализации германской экономики с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов, трестов. С учетом «необходимости поддерживания военной безопасности» будет разрешаться свобода слова, печати и религии, создание свободных профсоюзов.
Таким образом, политика держав в отношении Германии предусматривала денацификацию, демократизацию и декартелизацию.
Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегла граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие десятилетия.
В 1949 г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Республика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое действие как оккупация, так и четырехсторонние договоренности относительно Германии.
Вопрос о мирном договоре с Австрией. Затянулся также вопрос о мирном договоре с Австрией. Причиной было противоборство двух мировых держав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и обязательство не вступать в военно-политические блоки. Такая договорен ность, а также статья о недопустимости аншлюса, то есть поглощения Германией Австрии, подобно тому как это имело место накануне Второй мировой войны, были записаны в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. это позволило завершить конфликт подписанием мирного договора.
1.4.Вопрос о мирном договоре с Японией. Важной частью новой послевоенной структуры международных отношений было мирное урегулирование на Дальнем Востоке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, и главнокомандующий этими войсками генерал Макартур осуществлял фактически единоличное управление оккупационной администрацией. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 государств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.
Противоречия между СССР и США по вопросу послевоенного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересованных стран, в том числе и Китайской Народной Республики, которая образовалась в октябре 1949 г. в результате победы революции.
В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась конференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушались к поправкам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и ряда других участников. СССР добивался четких формулировок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск, запрещения Японии вступать в военные союзы и пр. Однако поправки и дополнения делегации СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Польша и Чехословакия отказались присоединиться к договору.
Вопрос о мирном договоре СССР с Японией так и остался нерешенным.
1.5.Создание ООН. Неотъемлемой частью мирного послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. ООН была создана на заключительном этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля - 26 июня 1945 г.). В ее создании первоначально участвовало 51 государство, все участники антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День ООН. В Уставе ООН записаны ее цели: поддержание международного мира и безопасности, подавление актов агрессии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительственных организаций. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно, а Совет Безопасности является постоянно действующим органом, на который возложена обязанность по поддержанию мира. Совет Безопасности включает 5 постоянных членов (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай) и 6 непостоянных членов, сменяемых каждые два года. Важным принципом в деятельности Совета, позволившим сохранить эту организацию в услови-ях послевоенного противоборства великих держав, был принцип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии и поддержанию мира (так называемое право вето, то есть право отклонить любое решение, с которым не согласен один из членов пятерки). Под эгидой ООН также были созданы важные ин ституты экономической стабилизации: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Таким образом, в конце войны и вскоре после ее окончания был заложен фундамент для продолжения сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в послевоенные годы. При всех острых столкновениях интересов СССР и США в первые послевоенные годы им приходилось вести борьбу в рамках созданных международных организаций и согласованных решений.
1.6.Нюрнбергский процесс. Среди послевоенных проблем урегулирования особое место занимали процессы над главными военными преступниками. На Нюрнбергском процессе главным нацистским военным преступникам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам тюремного заключения. Этот процесс явился не только наказанием для главных военных и нацистских преступников. Он стал осуждением фашизма и нацизма мировым сообществом. Это было началом процесса очищения Европы от фашизма.
В Германии в первые послевоенные годы прошло свыше 2 млн процессов над военными и нацистскими преступниками, от них был очищен административный аппарат, судебная система и система образования.
В маленькой Бельгии после освобождения было открыто к рассмотрению свыше 600 тыс. дел о сотрудничестве с оккупантами и вынесено около 80 тыс. приговоров.
Во Франции приняты более радикальные меры: было вынесено 120 тыс. приговоров коллаборационистам , из них около тысячи - смертных. Главарь вишистского режима Лаваль был казнен, а Петэн приговорен к пожизненному заключению.
В Голландии было рассмотрено свыше 150 тыс. дел арестованных по обвинению в сотрудничестве с немцами.
Однако чистки в разных странах были не всегда последовательными. Тысячи нацистов, коллаборационистов не только избежали наказания, но и остались на своих постах в администрации, судах, системе образования.
Немало военных преступников укрылось в странах Латинской Америки. Однако при всем этом в Европе начался процесс покаяния и очищения от скверны фашизма.
1.7.Начало «холодной войны». После Второй мировой войны две великие державы, СССР и США, оказались самыми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса двух великих держав не могли не отразиться на международных отношениях этого периода. Разделяющее эти две державы идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене, а во внутренней жизни этих стран - поиски врага. Инакомыслие в обеих странах рассматривалось как проявление подрывной деятельности. В результате в США появилось такое уродливое явление, как «маккартизм» - преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такая атмосфера была одной из черт тоталитарного ре жима.
Две великие державы приняли на вооружение концепции двухполюсного мира и жесткой конфронтации. Влиятельный американский журналист назвал тогда эти конфликты «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х гг.
1.8.Выступление Черчилля в США. Обычно в исторических работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Г. Трумэна 5 марта 1946 г. в университетском городке Фултон. Присутствие Г. Трумэна должно было подчеркнуть особое значение этого события. Иначе зачем было лететь президенту в самый центр США, в заштатный городок слушать речь, с содержанием которой он был заранее ознакомлен? Не было случайным и то, что в это время в Канаде уже начался под давлением США процесс против советских агентов. Выступление У. Черчилля в Фултоне считают началом «холодной войны».
Черчилль заявил, что «железный занавес» отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.
Противоположность интересов двух великих держав выявилась при практическом осуществлении решений союзников по послевоенным проблемам, особенно по вопросам польских границ, о составе польского правительства, в германском урегулировании и др. Утверждение у власти коммунистических партий в странах Восточной Европы в 1947-1948 гг., партизанское движение в Греции и другие внешнеполитические события рассматривались в США как коммунистическая экспансия. Отсюда и появились внешнеполитические доктрины США «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Советская пропаганда не оставалась в долгу и клеймила экспансию американского империализма.
1.9.Гонка вооружений была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но и первым актом «холодной войны», после которого началась гонка вооружений по принципу «вызов-ответ», «щит и меч».
В СССР стало форсироваться создание своей атомной бомбы. Ее первое испытание успешно прошло уже в 1949 г. США испытали водородную бомбу в 1952 г., а СССР - спустя год. США создали стратегические бомбардировщики, а СССР - межконтинентальные ракеты. Совершенствовались средства зенитной обороны и противоракетные комплексы. Соревнование двух систем в различных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда самим лидерам этих стран стало понятно, что численность боезарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Накопленным количеством бомб можно было бы уничтожить земной шар несколько раз.
1.10.Создание военно-политических блоков также стало областью «соревнования» двух великих держав. Началось с военно-материальной помощи США Греции и Турции в начале 1947 г., которым угрожало «коммунистическое давление».
«План Маршалла» об оказании многомиллиардной помощи странам Западной Европы имел целью укрепить ус- той капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы закабаления американским империализмом.
В 1949 г. создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая первоначально провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможного возрождения Германии. ФРГ присоединилась к НАТО в 1955 г. В 1955 г. был создан военно-политический союз под руководством СССР - Организация Варшавского Договора (ОВД).
Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.
Другой важный признак «холодной войны» - это раскол мира и Европы. Со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов, с победой китайской революции и образованием КНР в октябре 1949 г. в основном завершилось формирование «мирового социалистического лагеря». Граница между двумя «лагерями», как тогда называли раскол мира на две непримиримые социально- экономические системы, проходила в Европе через территорию Германии по линии западных и восточной оккупационных зон, на Дальнем Востоке по 38-й параллели в Корее и в Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, где с 1946 г. французские войска вели войну против Демократической Республики Вьетнам, освободившейся своими силами от японских оккупантов.
Хотя двум великим державам удалось избежать прямого военного столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), все же военные конфликты имели место, и главным среди них и наиболее опасным перерастанием «холодной войны» в «горячую» была корейская война (1950-1953).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Расскажите о последствиях войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.
2. Каковы основные черты Ялтинско-Потсдамской системы? Каковы причины распада антигитлеровской коалиции?
3. Как было организовано послевоенное мирное урегулирование?
4. Каково отличие созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций от предвоенной Лиги Наций?
5. Каково значение Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками и процессами над нацистами и коллаборационистами в других странах?
6. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?
7. Какие противоречия разделяли две великие державы - СССР и США?
8. Какие политические блоки образовались после Второй мировой войны?
Похожая информация.
Тема1.1 Послевоенное мирное урегулирование в Европе
Цели : Дать представление о послевоенном устройстве мира.
План
1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.
Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран говорящих на английском языке . Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, так как они обладали монополией на ядерное оружие. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом
В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.
Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
Цели НАТО:
· выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
· служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
· осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;
· способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
· содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.
В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия; СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов
Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея , США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.
Последствия войны.
Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия. Корейская война подлила масла в огонь холодной войны, в то время больше связывавшейся с конфронтацией между СССР и некоторыми странами Европы.
1."Холодная война" это:
1) Система репрессий, созданная в СССР в годы сталинизма
2) Одна из военных операций в ходе Второй мировой войны
3) Система отношений, установившихся м. социалистическими и капиталистическими странами после второй мировой войны
4) Попытка западных держав изолировать нашу страну после Брестского мира
2.Периодом "холодной войны" называют годы:
3. ООН создано:
4. Кто из американских президентов начал "политику сдерживания" СССР?
1) Герберт Гувер
2) Франклин Рузвельт
3) Гарри Трумэн
4) Дуайт Эйзенхауэр
5. В 1945 атомное оружие было только у:
3) Франции
4) Германии.
6. Система международных отношений, характеризовавшаяся балансом примерно равных сил соперничавших великих держав, называлась:
1) монополярной;
2) глобальной;
3) биполярной;
4) интернациональной
7. Доктрина Трумэна", объявленная в 1947 г., сводилась к:
А. созданию военно-политического союза стран Запада под эгидой США
Б. отказу от производства ядерного вооружения
В. созданию военных баз вблизи границ СССР
Г. укреплению дружественных отношений с СССР
Д. поддержке внутренней оппозиции в странах Европы
Е. отказу от экономических отношений со странами социализма
8. Действенную помощь КНДР в корейской войне () оказали:
2) СССР и КНР
3) КНР и Венгрия
4) Польша и СССР.
9. В каком году произошла высадка войск ООН в Корее?
Вопросы и задания:
1. Дать определение «Холодной войны»
2. Сформулируйте основные цели НАТО.
3. Каковы последствия «Холодной войны»?
Используемая литература:
1. История. (Учебное пособие для ссузов) , и др. 2007 год.
2. http://ru. wikipedia. org
Тема 1.3. Страны «Третьего мира»: крах колониализма и
борьба против отсталости.
Цели: Выяснить причины крушения колониальной системы
План:
1. Рост антиколониального движения.
2. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения.
3. Трудности преодоления отсталости.
Одна из отличительных черт XX века - ликвидация колониальной системы и возникновение десятков новых независимых государств.
Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.
Ускорению краха колониализма в послевоенные годы способствовал ряд факторов:
1. Крайнее обострение противоречий между колониями и метрополиями;
2. Нарастающее международное влияние успехов социалистического строительства в СССР;
3. Меняющееся в пользу социализма соотношение сил на мировой арене;
4. Ослабление позиций капитализма в результате второй мировой войны
5. Углубление его общего кризиса.
6. Образование, становление и успешное развитие мировой системы;
Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны.
Уже в гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления.
В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия , а иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации , которые возглавили борьбу за политическую самостоятельность. В Индии еще в 1885 г . была образована партия Национальный конгресс, в Индонезии в 1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была создана левонационалистическая партия Новый Дустур.
Победа Советского Союза во второй мировой войне:
Повлияла на поиски путей развития стран третьего мира,
И поиски моделей их послевоенного устройства.
Китай уже с 1957 года отходит от просоветской политики и самостоятельно стремится к гегемонии над третьим миром.
Компартия Вьетнама в 70-е годы начинает постепенно переходить на китайские позиции, а с развалом Советского Союза в экономической сфере страны утвердилась «китайская модель социализма».
Монголия перешла к строительству советской модели в послевоенный период и в 1962 году вступила в Совет Экономической взаимопомощи , международной экономической организации социалистических стран под руководством СССР.
Второй этап гг. стал завершающим в политическом развале колониализма.
Бельгия предоставила независимость Конго (Заиру), хотя массовые беспорядки, переросшие в гражданскую войну, тормозили процесс предоставления независимости. Трагедия Конго (Заира) не остановила процесс освобождения Африки.
В марте 1960 года Англия предоставила независимость крупнейшей по населению стране континента - Нигерии.
В марте 1962 года Франции пришлось прекратить войну в Алжире и признать за ним независимость. После свержения диктатуры тоталитарного типа в Португалии стали независимыми ее колонии - Мозамбик и Ангола.
Только в 60-е годы обрели независимость 44 бывших колониальных владения. С ликвидацией португальских колоний в 1975 году произошел полный крах колониальной системы. Началось постколониальное развитие стран «третьего мира».
Уходя из колоний, бывшие страны-метрополии стремились в той или иной мере сохранить там свое влияние.
Страны Запада начинают применять более замаскированные методы эксплуатации недавно освободившихся стран.
Появляются различные формы неоколониализма.
На втором этапе крушения колониальной системы началась перестройка международных отношений капиталистического мира и освободившихся стран.
Создание в 1957 году, согласно Римским соглашениям, Европейского экономического сообщества (ныне ЕС) и присоединение к нему на правах ассоциированных государств всех колониальных владений стран-участниц ЕЭС отразило стремление Запада к использованию коллективных форм и методов неоколониальной политики.
В 1958 году были созданы постоянные органы движения афро-азиатской солидарности. Окончательное организационно оформленное движение произошло в апреле 1960 года на конференции в Кснакри (Гвинея), когда был принят устав и сформулированы основные цели этого движения, одной из которых было ускорение освобождения народов и обеспечение их экономического, социального и культурного развития. Рост солидарности народов Афро-азиатского континента стало одной из причин ликвидации колониальных владений на азиатском и африканском континенте и обеспечило переход развала колониальный системы в ее последнюю фазу. Однако в дальнейшем, с ликвидацией колониализма роль движения афроазиатской солидарности постоянно снижалась.
Таким образом, подъем национально-освободительного движения в годы второй мировой войны, благоприятные для него международные условия, сложившиеся поело разгрома фашизма, привели к тому, что колониальная система империализма в ее классических формах рухнула. Антиимпериалистическая борьба народов, освободившихся от колониализма, представляет собой важную силу, которая вместе с мировым социалистическим содружеством, международным рабочим и коммунистическим движением вносит большой вклад в революционное обновление планеты.
Вопросы и задания:
1. Сформулируйте основные факторы, которые способствовали ускорению краха колониализма?
2. Назовите основные формы неоколониализма?
3. Какова основная отличительная черта XX века.
Используемая литература:
2. Всемирная история. Учебник для вузов. , (2009)
3. http://ru. wikipedia. org
Тема 1.4 Диктаторские режимы на мусульманском Востоке
Цели : Сформировать представление о диктаторских режимах на Востоке.
План:
1.Когда и почему стали складываться диктаторские режимы? Почему они агрессивны?
2.Почему ислам лежал в основе диктаторских режимов.
3.В каких странах сложились такие режимы?
Диктату́ра (лат. dictatura) - форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции - правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.
Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией. Фактически же в стране сохранялся режим английской военной оккупации. В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация “Свободные офицеры” во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией.
Этапы освободительной революции в Египте.
С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). После национализации компании Суэцкого канала и последовавшей за этим агрессии Англии, Франции и Израиля (1956 г.) был издан закон о “египтизации” иностранных банков и фирм.
С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития, а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет “социалистической демократической республикой”.
Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т. е. людей, чьи реальные доходы были ниже "уровня бедности".
Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков.
Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.
Реферат по истории
на тему:
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.
Выполнила:
Янина А.О.
Проверил:
Залиняев В.Е.
Москва 2003
Начало мирного урегулирования.
В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.
Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.
Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.
Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.
Заключение мирных договоров.
Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.
Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.
Несмотря
на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на
мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков,
заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они
поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным
правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские
правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая
политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и
обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.
Революционный процесс в Европе
Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.
В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.
Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.
Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.
Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.
21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.
Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.
В послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство, с 1929 г. получившее название Югославия.
Процесс подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии, с немцами в Чехословакии.
Подведем итоги
Заключенные в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во многих странах. Не произошло.
Использованная литература
1. Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для 10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.
Реферат по истории
на тему:
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе.
Выполнила:
Янина А.О.
Проверил:
Залиняев В.Е.
Москва 2003
Начало мирного урегулирования.
В ходе Первой мировой войны погибли 8 млн. человек. Столько же на всю жизнь остались инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Еще несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политический конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть главным центром мировой политики. Представители западноевропейских держав не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Соединенные Штаты Америки и Советская Россия.
Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой участвовали страны Антанты и их союзники. Она открылась 18 января 1919г. в зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало еще одним унижением для германской делегации, представлявшей потерпевшую поражение сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Ж. Клеменсо. Он и другие представители держав-победительниц – президент США В. Вильсон, премьер-министры Великобритании Д. Ллойд Джордж и Италии В Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой стран и принимали решения в еще более узком кругу.
Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить свой военный и экономический потенциал, но и получила от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917г., когда США присоединилась к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи своей страны, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивали в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как прежде американцы придерживались политики изоляционизма. Она заключалась в стремление избегать участия в делах «старого континента» - Европы. США дистанционировались от колониальной политике европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция да вала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря всему этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и ее союзниками и Антантой.
Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане также желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы и Япония рассчитывали поделить колонии побежденной Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, считавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом сохранения мира американцы предлагал сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.
Заключение мирных договоров.
Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация не участвовала в этой работе. Ей сообщили о содержании документа перед его подписанием, произошедшим в Версале 28 июня 1919 года. Побежденным были навязаны тяжелые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углем Саарская область передавалась по управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; левый берег реки Рейна оккупировался союзными войсками на 15 лет; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лигой Наций. Германия теряла все свои колонии. До 1921г. немцы должны были выплатить репарации- 20 млрд. марок золотом.
Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германией – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, - составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.
Американский конгресс, большинство в котором составлял выступавшие с позицией изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Нации. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.
Несмотря на то, что Россия активно участвовала в войне, она не была представлена на мировой конференции. Державы Антанты не признавали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаративный мирный договор с Германией. В то же время они поддержали антисоветские силы и признавали адмирала А.В. Колчака верховным правителем России. Антанта признала также национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.
Революционный процесс в Европе
Следствием мировой войны было широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социального строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественных процессов в XX веке. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Он должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавившие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.
В западноевропейских государств по-прежнему были сильны позиции социал-демократов. Они считали, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические социал-демократические партии воссоздали свое международное объединение – Социалистический Интернационал (Социнтерн). Между ними и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.
Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Развал экономики, голод, неудачи на фронте привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрекся от престола, и власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты были недовольны умеренной политикой нового правительства. Они требовали углубления революции, превращения ее в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. коммунисты подняли в Берлине восстание с целью свержения правительстве социал-демократа Ф. Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов К. Либкнехт и Р. Люксембург – убиты. Но революционное движение в Германии не угасало. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.
Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй. Она должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.
Другой страной, где развернулось мощное революционное движение, была Венгрия. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис. Державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому территория страны значительно уменьшалась. В этих условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.
21 марта 1919г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками Антанты и ее союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала М. Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты.
Новый революционный подъем в Европе произошел в 1920-х гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты во главе с Э. Тельманом при поддержке Коминтерна организовали восстание рабочих в Гамбурге. Оно было жестоко подавлено. Также неудачей закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного характера.
В послевоенном мире усилилось национальное движение. Эпоха империй в Европе и Азии закончилось, и на их развалинах возникли новые независимые национальные государства. На карте Европы появились Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Южнославянские народы – сербы, черногорцы, хорваты, македонцы, босняки (мусульмане), словенцы – создали свое королевство, с 1929 г. получившее название Югославия.
Процесс подъема национального движения имел и оборотную сторону. Он приводил к росту национальной нетерпимости и вражды. Народы, создавшие свои независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, с венграми в Румынии, с немцами в Чехословакии.
Подведем итоги
Заключенные в процессе послевоенного урегулирования документы были составлены в интересах держав Антанты. Крайне тяжелые условия мира, подписанного Германией, и игнорирование победителями Советской России могли стать причиной новых международных конфликтов. Война вызвала мощный подъем революционного движения. Однако мировой революции, о который мечтали большевики и их последователи во многих странах. Не произошло.
Использованная литература
1. Волобуев О.В., Клоков В.А. «России и мир» Учеб. Для 10-11 кл., Москва, издательский дом «Новый учебник» , 2002.
Реферат по истории на тему: Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Выполнила: Янина А.О. Проверил: Залиняев В.Е. Москва 2003 Начало мирного урегулирования. В ходе ПервойПервой большой и назревшей проблемой после войны, требовала немедленного решения, стало подписание мирных договоров с бывшими европейскими союзниками фашистской Германии - Италией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Финляндией. Основные положения будущих мирных договоров были намечены уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Однако уже в сентябре - октябре 1945 между государствам победительницами оказались серьезные противоречия, которые усугублялись в условиях формирования двух курсов в международной политике. СССР пытался, и довольно успешно, закрепить свое влияние в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Запад - не допустить этого. Исходя из принципов Атлантической хартии, Запад требовал предоставить народам этих стран право самостоятельно выбирать свой путь развития. Советский Союз стремился привязать эти страны к себе, превратить в трамплин дальнейшего продвижения социализма.
Вопрос мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии решались на сессиях Совета Министров иностранных дел (СМИД) (осень 1945 - первая половина 1946) и на Парижской мирной конференции (29 июля - 16 октября 1946). В процессе выработки мирных статей обнаружились серьезные разногласия. США и Англия стремились рассматривать мирные договоры в тесной связи с внутренними изменениями в указанных странах (установление режима парламентской демократии и т.д.). Это касалось также состав правительств. Чтобы не допустить коммунистической диктатуры, Англия и США отстаивали принципы создания коалиционных правительств на многопартийной основе путем свободных выборов. Для контроля избирательного процесса, в частности в Болгарии и Румынии, предлагалось создание инспекционных групп. Советский Союз, верный политике коммунизации (под коммунизации следует понимать насаждения коммунистической диктатуры - леворадикального тоталитаризма), выступил за то, чтобы не связывать мирные договоры с внутриполитическим развитием стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Сторонам удалось прийти к компромиссу. Первые послевоенные годы характеризовались взаимными уступками. В результате в состав правительств Болгарии и Румынии вошли представители "других демократических групп". Западные делегации, к сожалению, тогда еще не осознавали, что "уступка" со стороны коммунистических лидеров была вынужденным, временным маневром.
С большим трудом решались также вопросы территориального порядка. Западные государства поддерживали территориальные претензии Греции в Болгарию и Албанию. Советский Союз поддерживал своих социалистических протеже. Острая борьба развернулась вокруг статуса города Триеста с прилегающей территорией. Советский Союз поддержал французский проект, и Триест стал свободной территорией под эгидой ООН (по соглашениям 1954. М. Триест отошел к Италии, а территория к востоку от него - к Югославии).
Объектом острых столкновений стали итальянские колонии Сомали, Ливия, Эритрея. Англия хотела поставить их под свой контроль. США стремились разместить там свои военные базы. Франция склонялась к тому, чтобы оставить их Италии, но под контролем ООН. У Сталина появились свои "африканские планы". На встрече министров иностранных дел Молотов с подачи Сталина заговорил о возникновении в Ливии национально-освободительного движения и необходимости оказания ему помощи со стороны Москвы. СССР, заявил Молотов, готов построить там военно-морскую базу, взять район под свой контроль. Представителю Великобритании Бевином от этих заявлений стало плохо, пришлось даже вызвать врача и сделать укол.
Судьбу итальянских колоний был окончательно решен лишь в начале 50-х годов. Сомали - с 1950 p., Ливия - с 1951 г.. Провозглашены независимыми государствами, а Эритрея В 1952 году. Стала провинцией Эфиопии.
Острые споры вызвали также экономические вопросы договора. США отстаивали пункт "о равных возможностях" и выплату репараций долларами, что объективно ориентировало указанные страны на экономические и торговые отношения с США, настаивали на полной компенсации национализированной собственности иностранных компаний. Советский Союз настаивал на компенсации 1/3 всей национализированной собственности. Здесь также был достигнут компромисс (сошлись на 2/3 всей стоимости).
Бывшие союзники взвешенно, с учетом возможностей побежденных, подошли к определению сумм репарационных платежей. Италию обязали выплатить Югославии 125 млн. Долл., Греции - 105, СССР - 100, Эфиопии - 25, Албании - 5 млн. Долл. Румыния и Венгрия должны выплатить СССР по 300 млн. Долл. и тому подобное. Позже Советский Союз отказался от значительной части репараций из Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии.
Мирные договоры, подписанные 10 февраля 1947 p., 15 сентября того же года вступили в силу. Они зафиксировали определенные территориальные изменения. Северная Трансильвания передана Румынии, а границы Венгрии определены такими, какими они были на 1 января 1938 Южная Добруджа закреплена за Болгарией, согласно румынско-болгарским договором от 7 сентября
г.. Итало-французскую границу изменился в пользу Франции, итало - югославский - в пользу Югославии. В Югославию отошли Истрия и часть Юлийских Краины. Додеканезских острова от Италии переданы Греции. Советско-финляндский граница устанавливалась по состоянию на 1 января
г.. Мирный договор с Финляндией подтверждал также принадлежность Советскому Союзу области Петсамо (Печенга) и передачу СССР в аренду сроком на 50 лет района Порккала-Удд для создания военно-морской базы. Италия теряла также свои права на бывшие колонии.
Подписание мирных договоров с бывшими союзниками Германии следует рассматривать как важный шаг в политике европейского послевоенного урегулирования. Сама практика обсуждения и выработки компромиссным путем мирных договоров могла стать образцом для решения других европейских и мировых проблем. Однако в процессе роста конфронтации и углубление противоборства приобретенная практика весьма скоро была забыта. Однако мирные договоры стали положительным фактом послевоенной европейской политики. Они никоим образом не ущемили суверенитет целого ряда стран, а большинство проблем, связанных с мирным урегулированием, были решены в целом справедливо. Трудно упрекать западным государствам за то, что они не сумели отстоять демократическое развитие Румынии, Болгарии, Венгрии. В этом деликатном вопросе западные делегации на мирных переговорах исходили из того, что это внутреннее дело народов этих стран.