Право на иск. В понятии права на иск существуют два неразрывно связан­ных между собой правомочия. Таким образом, в возникновении современного технического мира неразрывно связаны между собой естественные науки, дух Неразрывно связанные между собой

Вера и доверие - это неразрывно связанные между собой энергии, которые держат вас в потоке. Помогая вам перейти к принятию и позволению (знанию о том, что всё и всегда происходит в Божественном совершенстве), они закрепляют в вашей жизни энергию мира. Дорогие, именно вера и доверие, твёрдое убеждение и знание того, что все вы любимы и всегда окружены заботой и поддержкой, что вам всегда обеспечено наше руководство, поможет вам обрести удовлетворение жизнью. Вы сможете насладиться прекрасным танцем со Вселенной и испытывать больше волшебства, чем можете себе представить.

Архангел Гавриил

Какая часть вашего дня посвящена веселью? Сорок процентов? Двадцать процентов? Ноль процентов? Очень многие из вас считают веселье чем-то второстепенным, чем-то, что можно испытывать только иногда.

Многие из вас приучены верить, что удовольствие и веселье несерьёзны, что при достижении зрелости они отходят на второй план. Позвольте показать вам, почему такой образ мыслей ошибочен.

Именно следуя своей страсти, вы идёте к собственной цели. Веселясь и получая удовольствие, вы чувствуете себя полностью живыми, полностью присутствующими в Моменте Сейчас. Именно через страсть и Момент Сейчас ваша Душа может привести вас в соответствие и притянуть к вам следующее, наиболее подходящее вам приключение.

Именно следуя по пути радости, вы продолжаете расти и расширяться, получать опыт и развиваться. Когда вы прекращаете отказываться от себя и начинаете уважать собственные желания и потребности, вы расцветаете энергетически, что положительно влияет на все области вашей жизни.

Понимаете? Отодвигая веселье и удовольствие на задний план, вы оказываете сами себе «медвежью услугу». Сделайте их снова своим главным приоритетом, и вы снова вернётесь к полноценной жизни, чего мы вам всегда и желаем.

Архангел Гавриил

Когда вы просите Дух о помощи в решении какой-либо проблемы, а затем немедленно переходите к энергиям принятия и потока, вы фокусируетесь на быстром и эффективном нахождении нужного вам решения. Когда вы просите Дух о помощи, но продолжаете сопротивляться движению, вы остаётесь в энергии проблемы. Понимаете? Поток - это наиболее быстрый путь к достижению желаемого результата.

Архангел Гавриил

Суждение - это энергия наблюдения в сочетании с ощущением своего превосходства и "отдельности". Наблюдение само по себе позволяет вам видеть поведение других людей и учиться на их опыте, оставаясь при этом в энергиях принятия и единства. Разве не пришло время уважать других людей, как бы они ни выбирали выражать своё собственное сакральное путешествие?

Архангел Гавриил

Идея о том, что для роста и развития вам нужна борьба, основывается на убеждении, что ощущение собственной ценности вам нужно заработать. Что, если истинная работа состоит в том, чтобы просто принять свою внутреннюю ценность, свой Божественный план, свою истину в качестве индивидуализированного аспекта Источника? Именно это мы называем нахождением своего пути Домой, к себе. И именно из этого пространства вы сможете понять, что у вас есть всё, что вам когда-либо было и будет нужно. И всё, что вам остаётся - это просто БЫТЬ.

Архангел Гавриил

Дорогие, мы призываем вас остановиться на секунду и спросить себя, каких трудностей вы ожидаете от жизни? Вы считаете, что вам будет тяжело найти любовь? Тяжело исцелиться, тяжело достичь просветления? Тяжело платить по счетам?

Мы просим вас воспользоваться возможностью и ещё раз пересмотреть свои ожидания. Почему вы ждёте, что вам будет трудно? Потому, что так было раньше? Потому, что весь ваш опыт говорит вам об этом? Однако, вам нет нужды увековечивать его.

Все вы делаете такую замечательную работу, превращаясь постепенно в сознательных творцов! Позвольте себе действительно осознать собственные ожидания и подкорректировать их в соответствии со своим нынешним состоянием, а не с тем, кем вы были, впервые вступив в это существование. Вы бесконечно могущественны, и можете творить не оглядываясь на старые страхи и шаблоны. Вы можете сделать это, осознав собственные ограничения, и позволив себе создать пространство для чего-то гораздо большего, чем то, что у вас было в прошлом.

Архангел Гавриил

Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные. Дуализм... и решения поставленных задач… Неотъемлемой частью предназначения человека, является его совершенство, через постижение Истины, которая неразрывна с Духом. <...> [После процессов проявления, ориентации и утверждения, то есть] когда всё только выстраивалось...

https://www.сайт/religion/112209

С другими явлениями, с движением небесных тел затмение будет казаться непонятной загадкой. Но если рассматривать это явление в неразрывной связи с другими явлениями, с тем, что мы знаем о строении вселенной и о законах движения небесных тел, ... явления природы и общества имеют свои естественные причины, подчиняются определенным законам. Мир - единое, неразрывное целое. Окружающие нас явления неразрывно связаны друг с другом. Одни явления вызываются другими и сами в свою очередь вызывают новые...

https://www.сайт/journal/142980

Неумеренными желаниями, Дионис разрывается между трансом чисто плотских удовольствий и экстазом божественной благодати. Бог Дионис - неразрывная связь между двумя измерениями: он указывает на необходимость испытать силы тяготения инстинктов для того, чтобы легче... до совершенства. Здесь содержится двойной смысл: движение к развязке и окончательный итог. Дева - знак и образ, неразрывно связанные с урожаем. В греко-римской мифологии она точнее всего соответствует Церере, богине урожая, а также ее...

https://www.сайт/magic/1641

... (1962), подчеркивая значимость этого момента, пишет: «...Воспитание требуемых (человеку) волевых качеств органически и неразрывно связывается с его нравственным воспитанием. Оно... представляет собою единый педагогический процесс, в котором воспитание волевых... силы воли, все же не следует полагать, что развитие волевых качеств непременно должно быть связано неразрывными узами с нравственностью человека. Развивать силу воли можно и из эгоистических побуждений. Обратимся теперь ко второй...

https://www.сайт/psychology/11467

Однако даже старинные названия сторон света (полдень, полночь, закат, восход), сохранившиеся до сих пор в украинском языке, неразрывно связывают их с циклами Солнца-Святовита. Збручский идол стоял на капище таким образом, что глядя в лицо Купале, молящиеся... насильственного введения Владимиром культа Перуна, наши предки почитали Рода и Рожаниц. При этом Род и Рожаницы как бы неразрывны , даже родство их имен указывает на теснейшую связь. В тоже время наличие двух женских божеств при одном мужском...

Здоровый образ жизни и правильное питание – две вещи, неразрывно связанные между собой. Невозможно придерживаться здорового образа жизни, отправляясь после пробежки в Макдональдс. Здоровое и правильное питание является основой, если вы хотите быть энергичными и счастливыми. Наш мир развивается очень быстро. Порой, в ежедневной суете, мы забываем о самом главном: о нашем здоровье. Ученые доказали, что здоровое и правильное питание напрямую влияет на продолжительность жизни. Поэтому в сегодняшней статье мы приведем меню правильного и здорового питания.

Принципы здорового питания

Самое первое правило здорового питания гласит – ешьте чаще. Постарайтесь плотно позавтракать, а затем кушать 4-5 раз в день. Так вы сможете не переедать и контролировать количество съедаемой пищи.

Второе правило: откажитесь от ежедневного употребления белого хлеба и выпечки. Речь не идет о полном отказе от сладостей. Дело в том, что цельнозерновая мука полезнее пшеничной. В белой муке первого сорта не остается полезной клетчатки и витамин группы В. Здоровое и правильное питание подразумевает употребление пищи, которая не откладывается в шлаки и токсины. Пшеничная мука при неправильном пищеварении образует токсины, которые впоследствии приводят к нарушению работы всего желудочно-кишечного тракта.

Третье правило: разнообразьте свой рацион. Посмотрите, что обычно у вас на столе. Это 4-7 блюд, повторяющихся в разных вариациях. Стоит только включить новое блюдо в ваш повседневный рацион, и у вас тут же поднимется настроение. Замените гарнир овощной смесью, сделайте полезную и вкусную запеканку. Не ограничивайте вашу фантазию!

Эти нехитрые правила здорового питания помогут вам вести здоровый образ жизни.

Меню правильного и здорового питания

Здоровое и правильное питание стало довольно актуальной темой на телевидении и в прессе. Но как составить правильное меню, чтобы оно было сбалансированным и полезным? Пример разнообразного и здорового рациона читайте ниже.

Возьмем ½ стакана хлопьев и зальем их 1 стаканом нежирного йогурта. Добавим туда яблоко, порезанное на кусочки среднего размера, корицу и немного меда.

Второй завтрак (перекус):

Съешьте один банан и несколько миндальных орешков.

Приготовьте вкусный салат с тунцом. Для этого салата нам нужно взять следующие ингредиенты:

  • 200 грамм тунца в собственном соку, причем жидкость нужно слить;
  • 1 стакан мелко порезанного салата или капусты;
  • 1 столовая ложка нежирной заправки (можно использовать горчицу с оливковым маслом, но не майонез);
  • 2 хлебца из цельнозерновой муки;
  • 2 помидора;
  • половина болгарского перца, порезанного ломтиками;

Все составляющие салата нужно просто перемешать.

Обезжиренный йогурт, какой-нибудь фрукт (киви, груша, помело, апельсин).

100 грамм куриного мяса (лучше отварного), 1 чашка свежего шпината, 100 грамм вареной стручковой фасоли, гречка (не более 100 грамм).

Меню может варьироваться по вашему желанию. Например, на завтрак вы можете сделать себе горячие бутерброды с сыром и помидором или съесть 100 грамм творога с 2 столовыми ложками сметаны. На обед к легкому салату можно добавить бурый, неочищенный рис или гречку. Также в обед полезно кушать овощные супы. На ужин можно сделать овощную запеканку или рыбу.

Не перегружайте ваш желудок красным мясом. Оно очень трудно переваривается. Лучше всего его исключить вообще из вашего рациона, заменив птицей и рыбой. Вы сразу ощутите улучшения в работе желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы. Постепенно внедряйте принципы здорового и правильного питания в вашу жизнь: это не так уж и сложно. Будьте здоровы!

Связь организма со средой тем совершеннее, чем более развито свойство нервной системы анализировать, выделять из внешней среды сигналы, действующие на организм, и синтезировать, объединять те из них, которые совпадают с какой-либо его деятельностью. Анализу и синтезу подвергается также и обильная информация, поступающая из внутренней среды организма.

На примере ощущения и восприятия человеком частей предмета и всего предмета в целом еще И.М.Сеченов доказывал единство механизмов аналитической и синтетической деятельности. Ребенок, например, видит на картине изображение человека, всю его фигуру и одновременно замечает, что человек состоит из головы, шеи, рук и т.д. Это достигается благодаря его способности «…ощущать каждую точку видимого предмета отдельно от других и вместе с тем все разом».

В каждой анализаторной системе осуществляются три уровня анализа и синтеза раздражений:

1) в рецепторах – простейшая форма выделения из внешней и внутренней среды организма сигналов, кодирование их в нервные импульсы и посылка в вышележащие отделы;

2) в подкорковых структурах – более сложная форма выделения и объединения раздражителей различного рода безусловных рефлексов и сигналов условных рефлексов, реализующихся в механизмах взаимоотношения выше- и нижележащих отделов ЦНС, т.е. анализ и синтез, начавшиеся в рецепторах органов чувств, продолжаются в таламусе, гипоталамусе, ретикулярной формации и других подкорковых структурах. Так, на уровне среднего мозга будет оценена новизна этих раздражений (анализ) и возникнет целый ряд приспособительных реакций: поворот головы в сторону звука, прислушивание и пр. (синтез – чувствующие возбуждения будут объединены с двигательными);

3) в коре мозга – высшая форма анализа и синтеза сигналов, поступающих со всех анализаторов, в результате чего создаются системы временных связей, составляющие основу ВНД, формируются образы, понятия, смысловое различение слов и т.д.

Анализ и синтез осуществляются по определенной программе, закрепленной как врожденными, так и приобретенными нервными механизмами.

Для понимания механизмов аналитико-синтетической деятельности мозга имеют большое значение представления И.П.Павлова о коре головного мозга как о мозаике из тормозных и возбудительных пунктов и в то же время как о динамической системе (стереотипе) этих пунктов, а также о корковой системности в виде процесса объединения «пунктов» возбуждения и торможения в систему. Системность работы мозга выражает его способность к высшему синтезу. Физиологический механизм такой способности обеспечивается следующими тремя свойствами ВНД:

а) взаимодействием комплексных рефлексов по законам иррадиации и индукции;

б) сохранением следов сигналов, создающих преемственность между отдельными компонентами системы;

в) закреплением складывающихся связей в виде новых условных рефлексов на комплексы. Системность создает целостность восприятия.

Наконец, к известным общим механизмам аналитико-синтетической деятельности относится «переключение» условных рефлексов, впервые описанное Э.А.Асратяном.

Условно-рефлекторное переключение – это форма изменчивости условно-рефлекторной деятельности, при которой один и тот же раздражитель от изменения обстановки меняет свое сигнальное значение. Это означает, что под влиянием обстановки происходит смена одной условно-рефлекторной деятельности на другую. Переключение является более сложным видом аналитико-синтетической деятельности коры мозга по сравнению с динамическим стереотипом, цепным условным рефлексом и настройкой.

Физиологический механизм условно-рефлекторного переключения еще не установлен. Возможно, что в его основе лежат сложные процессы синтеза различных условных рефлексов. Допустимо также, что временная связь первоначально формируется между корковым пунктом условного сигнала и корковым представительством безусловного подкрепления, а затем между ним и переключающим агентом, и уже наконец между корковыми пунктами условного и подкрепляющего сигналов.

В деятельности человека процесс переключения очень важен. В педагогической деятельности особенно часто с ним приходится встречаться учителю, работающему с младшими школьниками. Ученикам этих классов часто бывает трудно перейти как от одних операций к другим в русле одной деятельности, так и от одного урока к другому (например, от чтения к письму, от письма к арифметике). Недостаточную переключаемость учащихся учителя нередко квалифицируют как проявление невнимательности, рассеянности, отвлекаемости. Вместе с тем, это не всегда бывает так. Нарушение переключения очень нежелательно, потому что оно вызывает отставание ученика от изложения учителем содержания урока, в связи с чем в дальнейшем возникает ослабление внимания. Поэтому переключаемость как проявление гибкости и лабильности мышления следует у учащихся воспитывать и развивать.

У ребенка аналитическая и синтетическая деятельность мозга обычно развита недостаточно. Маленькие дети сравнительно быстро выучиваются говорить, но они совершенно не в состоянии выделить части слов, например, разбить слоги на звуки (слабость анализа). С еще большим трудом им удается составить из букв отдельные слова или хотя бы слоги (слабость синтеза). Эти обстоятельства важно учитывать при обучении детей письму. Обычно обращают внимание на развитие синтетической деятельности мозга. Детям дают кубики с изображением букв, заставляют из них складывать слоги и слова. Однако обучение продвигается медленно, потому что не принимается во внимание аналитическая деятельность мозга детей. Для взрослого человека ничего не стоит решить, из каких звуков состоят слоги «да», «ра», «му», а для ребенка это большой труд. Он не может оторвать гласную от согласной. Поэтому в начале обучения рекомендуется разбивать слова на отдельные слоги, а затем слоги на звуки.

Таким образом, принцип анализа и синтеза охватывает всю ВНД и, следовательно, все психические явления. Анализ и синтез протекают у человека сложно в связи с наличием у него словесного мышления. Основной компонент человеческого анализа и синтеза – это речедвигательный анализ и синтез. Любой вид анализа раздражителей происходит при активном участии ориентировочного рефлекса.

Анализ и синтез, происходящие в коре мозга, делятся на низший и высший. Низший анализ и синтез присущ первой сигнальной системе. Высший анализ и синтез – это анализ и синтез, осуществляющийся совместной деятельностью первой и второй сигнальных систем при обязательном осознании человеком предметных отношений действительности.

Любой процесс анализа и синтеза обязательно включает в себя в качестве составной части свою завершающую фазу – результаты действия. Мозговым анализом и синтезом порождаются психические явления.

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день, т.е. это серия автоматических действий или серия условных рефлексов, доведенных до автоматического состояния. ДС может существовать долгое время без какого-либо подкрепления.

Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. А вот механизмы динамического стереотипа глубоко еще не изучены.

ДС играет важную роль в обучении и воспитании детей . Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Можно считать, что причина того, что называется перегрузкой учащихся, имеет функциональную природу и вызвана не только дозированием и трудностью учебных заданий, но и негативным отношением учителей к динамическому стереотипу, как важнейшей физиологической основе обучения. Учителям не всегда удается построить урок так, чтобы он представлял систему динамического стереотипа. Если бы содержание каждого нового урока органически связывалось с предыдущим и последующим в единую подвижную систему, позволявшую, при необходимости, вносить в нее изменения, как в динамический стереотип, а не как простое дополнение, то труд учащихся был бы настолько облегчен, что он уже не вызывал бы перегрузки.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно. Однако по механизму динамического стереотипа формируются не только такие, но и целенаправленные привычки. К их числу можно отнести вырабатываемый школьником режим дня.

Каждая привычка вырабатывается и укрепляется путем тренировки по принципу условного рефлекса. При этом пусковыми сигналами для них служат внешние и внутренние раздражения. Например, мы делаем утреннюю зарядку не только потому, что привыкли к этому, но и потому, что видим спортивные снаряды, которые в нашем сознании связаны с утренней зарядкой. Подкреплением этой привычки служит как сама утренняя зарядка, так и чувство удовлетворения, наступающее после нее.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык утрачивает связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания лишь в том случае, если совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного результата, появляется ориентировочный рефлекс. Возникающие при этом возбуждения растормаживают заторможенные связи автоматического навыка, и он снова осуществляется под контролем второй сигнальной системы, или, говоря психологическим языком, сознания. Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное движение.

Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Современность требует переделки привычных взглядов, а случается, – и прочных убеждений, т.е. создается ситуация, когда от одного динамического стереотипа надо переходить к другому. А это сопряжено с появлением соответствующих неприятных чувств. В этом случае наша нервная система не всегда легко справляется с жизненной задачей. Трудность заключается в том, что прежде чем выработать новое отношение к действительности (новый жизненный стереотип), требуется разрушить старое отношение к ней. Поэтому некоторым людям довольно трудно дается перестройка любого элемента жизненного стереотипа, не говоря уже о перестройке представлений и убеждений. Трудна переделка стереотипов и в детском возрасте.

И.П.Павлов пришел к выводу, что эмоциональные состояния могут зависеть от того, поддерживается ли динамический стереотип или нет. При поддержании динамического стереотипа обычно проявляются положительные эмоции, а при изменении стереотипа – отрицательные.

Следует отметить, что в осуществлении сложных стереотипов важное значение принадлежит настройке, т.е. такому состоянию готовности к деятельности, которое образовано по механизму временной связи. Возникновение условнорефлекторной настройки можно заметить у учеников, делящих учебные предметы на любимые и нелюбимые. На урок к преподавателю, преподающему любимый предмет, школьник идет с желанием, и это можно видеть по его хорошему настроению. На урок к преподавателю нелюбимого предмета, а может быть, и к нелюбимому преподавателю, ученик идет часто с плохим, иногда даже с подавленным настроением. Причина такого поведения школьника лежит в условно-рефлекторной настройке от комплекса обстановки классов, сущности учебного предмета, поведения учителя. Несходная обстановка вызывает и разную настройку.

В понятии права на иск существуют два неразрывно связан­ных между собой правомочия. Право на иск включает в себя пра­во на предъявление иска и право на его удовлетворение. Таким образом, в праве на иск существуют две стороны, два правомо­чия: процессуальная сторона (право на предъявление иска) и ма­териально-правовая сторона (право на удовлетворение иска). Оба правомочия тесно связаны между собой. Право на иск ~ само­стоятельное субъективное право истца. Если у истца имеется пра­во на предъявление иска и право на удовлетворение иска, то его нарушенное или оспоренное право получит надлежащую судеб­ную защиту.

Конституционное право на судебную защиту реализуется в праве на иск. Право на иск - это не само нарушенное субъек­тивное право истца, а возможность получения защиты этого пра­ва в определенном процессуальном порядке, в исковой форме*.

* См.: Добровольский А.А. Исковая форма защиты права. С. 77.

Наличие или отсутствие права на предъявление иска проверя­ется при принятии искового заявления. Если у истца отсутствует право на предъявление иска, то судья отказывает в принятии ис­кового заявления. Материально-правовая сторона права на иск, т.е. право на удовлетворение иска, проверяется и выясняется в ходе судебного разбирательства*. Если право истца обоснованно как с правовой, так и с фактической стороны, то у истца есть право на удовлетворение иска. Вместе с тем у заинтересованного лица может быть право на предъявление иска и одновременно отсутствовать право на удовлетворение иска**. Так, истечение сро­ка исковой давности является основанием для отказа в иске, по­скольку у истца нет права на удовлетворение иска (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 15/18 «О некото­рых вопросах, связанных с применением норм Гражданского ко­декса Российской Федерации об исковой давности»).

* О материально-правовой теории права на иск, ее критике, см.: Рязановекии Е.А. Единство процесс. М., 1996. С. 13-15.

** В литературе высказано мнение о существовании права на иск в матери­альном смысле и права на иск в процессуальном смысле. Однако эта позиция не получила достаточно убедительной аргументации, поскольку в данном изло­жении речь идет по существу о праве на предъявление иска и праве на удовлет­ворение иска.

В теории гражданского процесса правомочие на предъявление иска, т. е. правомочие на возбуждение процесса, связывают с на­личием предпосылок права на предъявление иска.

Различают общие и специальные предпосылки права на предъяв­ление иска. К числу общих для всех категорий дел относятся сле­дующие предпосылки:

Истец должен обладать гражданской процессуальной право­способностью, т.е. способностью быть стороной в процессе. Гражданская процессуальная правоспособность - это способ­ность иметь гражданские процессуальные права и нести обязан­ности (ст. 36 ГПК). Она тесно связана с гражданской правоспо­собностью (ч. 1 ст. 17 ГК РФ). Поскольку все граждане правоспо­собны с момента рождения, то именно с этого момента они мо­гут быть сторонами по делу. Практически эта предпосылка имеет значение для организаций, пользующихся правами юридического лица. Однако в предусмотренных законом случаях процессуаль­ную правоспособность могут иметь организации, не имеющие статуса юридического лица.


Субъектами спора в суде общей юрисдикции могут быть юри­дические лица, которые являются некоммерческими организация­ми, если спор с их участием не носит экономического характера*;

Исковое заявление должно подлежать рассмотрению и разре­шению в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку за­явление рассматривается и разрешается в ином судебном поряд­ке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом мест­ного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право (ч. 1 ст. 143 ГПК РФ). Иногда эту предпосылку права на предъявление иска трактуют как подведом­ственность дела суду.

* БВС РФ. 1999. № 3. С. 23.

Правильное определение подведомственности имеет важное значение для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда. Подведомственность дела суду общей юрис­дикции является необходимой предпосылкой для рассмотрения гражданских дел. Суды достаточно часто сталкиваются с проблемой подведомственности как одной из предпосылок права на предъявление иска, наличие или отсутствие которой ведет к при­нятию или к отказу в принятии искового заявления.

Суды допускают ошибки при решении вопроса об отказе в принятии заявления ввиду неподведомственности спора суду об­щей юрисдикции. Так, по конкретному делу Верховный Суд РФ указал: «...отказ суда в принятии заявления Нотариальной палаты в защиту интересов нотариусов нанимающихся частной практи­кой за не подведомственностью спора не основан на законе»*;

Следующей предпосылкой является отсутствие вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям или отсутствие опре­деления суда о прекращении производства по делу в связи с при­нятием отказа истца от иска или утверждением мирового согла­шения сторон (п. 2 ст. 134 ГПК РФ)**;

Другой предпосылкой права на предъявление иска является ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд от­казал в выдаче исполнительного листа на принудительное испол­нение решения третейского суда (ч. 3 ст. 134 ГПК РФ).

* БВС РФ. С. 3.

** Там же. 2001. № 8. С. 2-3; № 9. С. 2; № 1. С 22.

До принятия отказа истца от иска или утверждения мирового соглашения сторон суд разъясняет им правовые последствия, свя­занные с отказом истца от иска, в том числе невозможность вто­ричного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию. Как следует из этой нормы закона, последствия отказа от иска разъясняются только истцу, а не сторонам. Поэтому предусмотренные законом послед­ствия прекращения производства по делу ввиду отказа истца от иска касаются лишь истца, а не ответчика.

Последствия отказа истца от иска не лишают права ответчика на предъявление аналогичного иска в суд.

Первые две предпосылки носят название положительных пред­посылок права на предъявление иска, остальные относятся к числу отрицательных предпосылок.

Помимо общих предпосылок права на предъявление иска су­ществуют также специальные предпосылки для отдельных катего­рий споров. Сущность их заключается в том, что для некоторых категорий гражданских дел установлен внесудебный предварительный порядок разрешения спора, прежде чем заинтересован­ное лицо может обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права. В соответствии со ст. 17 Семейного кодекса РФ согласие жены во время беременности и в течение года после рождения ребенка на расторжение брака по требованию ее супруга является специальной предпосылкой для данной категории дел*.

* См., например: ВВС РФ. 1999. № 10. С. 12; 1999. № 11. С. 14; Научно-практический комментарий к ГПК РСФСР. С. 206-207; Комментарий к поста­новлениям Пленума ВС РФ по гражданским делам. С. 29-306.

Правовые последствия отсутствия предпосылок права на предъ­явление иска состоят в том, что если их отсутствие обнаружится при возбуждении дела, то судья должен отказать в принятии заяв­ления. В случае обнаружения отсутствия одной из предпосылок в стадии рассмотрения дела производство по делу должно быть пре­кращено (ч. 1,2 ст. 220 ГПК РФ).