Преодоление застенчивости детей шестого года жизни посредством арт-терапии «Семицветик» (методическое пособие)

Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.

Описание проективной рисуночной методики К. Маховер

Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.

Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:

  • представление о самом себе;
  • отношение ребёнка к окружающим;
  • проецирование на изображение своего идеала;
  • отражение привычных действий.

Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.

Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»

Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость - М и 2М.

Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.

Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».

Подходящий вариант для анализа - изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.

После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:

  1. Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
  2. Что любит/не любит изображённый персонаж?
  3. Чем занимается и о чём мечтает?
  4. Какая профессия у человека?

Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):

  • место проживания;
  • наличие друзей;
  • характер;
  • возраст;
  • здоровье.

Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.

Обсуждение получившегося рисунка - обязательный этап тестирования

Обработка и интерпретация результата теста

Возрастные особенности

Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:

  • Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, - середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
  • В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
  • В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
  • Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.

Размер и положение


Общий анализ композиции

Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:

  • для малыша 4–5 лет - 10 баллов;
  • 6-ти - 14;
  • 7-ми - 18;
  • школьника 8 лет - 22;
  • 9-ти - 26;
  • десятилетнего и более взрослого ученика - 30 очков и больше.

Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка - тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).

Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:

  • руки изображены с отсутствующими пальцами;
  • кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
  • не прорисованы глаза;
  • в профильном изображении человека два глаза, а в анфас - один;
  • нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
  • персонаж изображён без одежды;
  • есть явные нарушения пропорций тела.

О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.

Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка

Части тела

Голова практически заменила туловище - это может быть свидетельством ослабленного интеллекта

  • Голова отражает область социальных контактов, самоконтроль. Если этой части и лбу уделено много внимания (ребёнок тщательно и долго по времени их рисовал), то это может быть показателем адаптационного неблагополучия в социальной среде. Об игнорировании умственной сферы говорит отсутствие лобной части. Взаимосвязь физического и духовного отражается на рисунке в пропорциях между телом и головой. Давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта проявляются в изображении гипертрофированной головы. Если же она больше туловища, это означает стремление ребёнка к компенсации чего-то недостающего.

О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.

  • Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
  • Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа - расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак - рисование морды животного, застывшей маски робота.
  • Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
  • Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные - грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные - символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые - высокомерие и надменность.
  • Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
  • Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие - ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой - открытость и общительность; скошенный взгляд - подозрительность, мнительность; пристальный - отражение агрессии.
  • Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
  • Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
  • Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности - показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста - чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
  • Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник - можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов - символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур - показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, - рисование внутренностей.
  • Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
  • Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы - агрессией, фобиями.

О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.

Одежда и дополнительные элементы

Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.

Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.

Галстук - характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.

Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.

Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возраста

Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:

  • Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
  • Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
  • О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
  • Уши изображены, но скрыты за волосами - это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
  • О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
  • Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
  • Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
  • Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог - маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
  • Мальчик очень энергичный - это видно по телосложению в виде треугольника.

Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.

Застенчивость - комплекс ощущений, растерянности, стыда, страха препятствующий нормальному общению. Это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжёлая болезнь. Её последствия могут быть удручающими.

Общая характеристика застенчивых детей:

  • Застенчивым детям не свойственны самоуверенность и агрессивность
  • Застенчивым детям кажется, что все смотрят на них критически или смотрели бы так, если бы их заметили. Поэтому они обычно стараются не быть на виду
  • Застенчивые дети очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно
  • Они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств
  • Чувствительны к реальной или подразумевающейся критике, болезненно относятся даже к подшучиванию
  • Застенчивые дети часто принижают свои качества
  • Застенчивые дети часто недовольны собой
  • В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими
  • Постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других
  • Часто колеблются в принятии решений
  • Не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя
  • Неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а "телесный язык” слишком смиренен
  • Застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку
  • Застенчивость мешает детям ясно мыслить и эффективно общаться с другими
  • Застенчивые дети часто чувствуют неадекватность собственного поведения и испытывают постоянную тревогу по поводу своих действий
  • Как правило, у застенчивых детей занижен уровень самооценки
  • Не замечают свои положительные качества и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д.

Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующим является ранее помещение в ясли. Для детей обоего пола запредельными раздражителями, способствующими появлению застенчивости, является помещение без матери в больницу в первые годы жизни, а также прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье. При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, с мягким характером. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребёнком.

Устранить застенчивость сложнее, чем предотвратить её развитие.

По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. В связи с этим используется опросник Е.И.Рогова «Выявление уровня тревожности» и проективная методика «Звери пришли на водопой».

Описание методики:

Испытуемые делятся на группы по пять-шесть человек. Им предлагается придумать рассказ, начало которого дается: "Звери пришли на водопой и...". Каждый придумывает по одному предложению, не советуясь друг с другом. Далее предлагается инсценировать свой рассказ каждой группе. После этого испытуемые пишут, какие чувства они испытывали, и что было тяжело.
Данная методика зарекомендовала себя, как способная к выявлению застенчивых людей. Исследование подтвердило, что застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность.

  • Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение
  • Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым
  • Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно
  • Если взрослые будут каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает их ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны
  • Не стоит постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу
  • Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе
  • Постараться чаще подавать пример уверенного, контактного поведения
  • Не создавать проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизировать ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света
  • Расширять круг знакомств ребёнка, чаще приглашать к себе друзей, чаще брать с собой в гости, учить спокойно, относиться ребёнка к новым местам
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей
  • Постоянно укреплять у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах
  • Важно не только научить детей соответствующим социальным навыкам, но и укрепить, стимулировать их чувство собственного достоинства
  • Необходима помощь в признании своих достоинств. Полезно, например, составить список их положительных качеств и способностей
  • Исключительно важна похвала
  • Доказывать ребенку, что взрослые о нем высокого мнения
  • Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением
  • Создавать ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми.

Коррекционные упражнения и игры по преодолению застенчивости.

1. Предложить ребёнку игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратить внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросить ребенка понаблюдать за выбранным человеком. Теперь попросить его описать себя в той же ситуации - есть разница?
Объяснить ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Пусть ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими. Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например:

  • Улыбнуться
  • Сказать «Привет»
  • Спросить, можно ли поиграть вместе с ними.

Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми.

2. Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ребенок считает себя глупым? Следует спросить, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение во время дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Надо помочь ребенку найти побольше положительных качеств, и увидеть, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

3. Можно договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз. Уверенность в себе тренируется постепенно.

4. Если ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку. Надо на помощь призвать чувство юмора и придумать вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение...
Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

5. Игра «Колдун». Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребёнок должен отвечать жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает это игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

6. «Расскажи стихи руками». Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

7. Коллективный рисунок «Наш дом». Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребёнок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ:

Следует родителям уделить побольше времени своему ребенку и помочь ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Наталья Шахова, педагог-психолог г.Ростов-на-Дону


Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно отнести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе


Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха


Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности


Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.



Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.


Диагностический инструментарий:

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Диагностика коммуникативных умений ребёнка

Диагностика образной памяти ребенка

Диагностика памяти опосредованного запоминания для детей 5 - 6 лет.

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением

Диагностика познавательных процессов. «Чем залатать коврик?»

Диагностика произвольной сферы. Методика "вежливость" Н.И. Гуткиной

Диагностика распределения внимания.

Диагностика способности к анализу ситуации детей 5 - 10 лет. "Рассказ по серии сюжетных картинок"

Диагностика уровня развития произвольной сферы. "Домик" Н.И. Гуткиной

Диагностика уровня развития тонкой моторики и умения работать по образцу

Диагностика эмоционального отношения к школе детей 6 - 7 лет.

Зрительно моторная координация. Тест Бендера

Изучение эмоционального отношения к школе для детей 6 - 7 лет.

Исследование вербального мышления детей. И. Шванцара

Исследование способности к умозаключению детей 6 - 8 лет.

Классификация для детей 6 - 8 лет. "Исключи лишнюю картинку, слово"

Комплексная оценка внимания дошкольника: объем, переключение, устойчивость.

Мелкая моторика. Тест на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук

Мелкая моторика. Функциональные пробы руки

Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет. "Найди и вычеркни" Т.Д. Марцинковской

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. Тест Пьерона-Рузера

Методика исследования мышления детей 5 - 7 лет. "Времена года"

Методика на переключение внимания. "Красно черная таблица"

Методика определения скорости и объема внимания. Таблица Шульте

Проективная методика. "Рисунок человека"

Психодиагностика наглядно действенного мышления детей 5 - 7 лет. Тест "Вырежи фигуру"

Тест «Готов ли ребенок к школе»

Тест готовности к школе Керна-Ирасека

Тест для изучения коммуникативных умений детей 4 - 7 лет.

Тест для исследования ориентации в пространстве. «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Тест для исследования произвольного внимания."ДА И НЕТ" Н.И. ГУТКИНОЙ

Тест Какой вы родитель (родитель или приятель).

тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. ВЕНГЕРА

Тест на внимание детей от 5 до 7 лет "Найди пару"

Тест на воображение детей 5 - 7 лет. "Придумай игру"

Тест на воображение. Опросник для родителей (Фантазия ребенка).

Тест на воображение ребенка. "Нарисуй что нибудь" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ

Тест на воображение ребенка. "Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА

Тест на восприятие детей 5 - 5,5 лет. "Эталоны" Л.А. Венгера

Тест на восприятие детей. "коробочка форм"

Тест на восприятие детей. "Нелепицы"

Тест на восприятие детей "Разрезные картинки"

Тест на восприятие дошкольника. "Какие предметы спрятаны в рисунке"

Тест на восприятие ребенка Мюнстерберга

Тест на восприятие. "Чего не хватает на этих рисунках".

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Тест на выявление уровня развития речи у детей

Тест на зрительное восприятие. "Назови фигуру"

Тест на избирательность внимания. Кюси

Тест на исследование зрительной памяти ребенка

Тест на исследование слуховой памяти детей. "Арифметический тест Векслер"

Тест на креативность

Тест на логическую память детей 5 - 16 лет. "Воспроизведение текста"

Тест на мышление детей 5 - 10 лет. "Последовательные картинки"

Тест на мышление «Обведи контур»

Тест на мышление (планирование и самоконтроль ребенка). "Заселение домика"

Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

Тест на объём и концентрацию внимания детей 6 - 10 лет. "Корректурная проба"

Тест на обьем внимания. «Запомни и расставь точки»

Тест на определение ведущей руки.

Тест на определение уровня развития речи у детей.

Тест на определение уровня развития фонематического слуха детей 6 - 7 лет.

Тест на память "10 предметов"

Тест на память детей 6 - 7 лет. "Запоминание 10 слов А.Р. Лурия

Тест на переключение и распределение внимания. «Проставь значки»

Тест на проверку фонематического слуха. "Найди звук" Н.И. Гуткиной

Тест на произвольное внимание детей 6 - 7 лет. "Фигурные таблицы"

Тест на самооценку ребенка. "ЛЕСЕНКА"

Тест на скорость запоминания и адекватное воспроизведение

Тест на словесно логическое мышление детей 5 - 7 лет. "Невербальная классификация". Т.Д. Марцинковской

Тест на слуховое восприятие."Графический диктакт"

Тест на узнавание. Коган

Тест на умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи между явлениями

Тест «Объем зрительной памяти»

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков

Тест перцептивное моделирование" Л.А. Венгера

Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака

Диагностика психологических особенностей личности дошкольника

    Диагностика и коррекция агрессивности

    Диагностика и коррекция гиперактивности

    Диагностика и коррекция тревожности, страхов

    Диагностика и коррекция застенчивости

    Диагностика и коррекция конфликтности

Диагностика агрессивных детей

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. В спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.
Средняя агрессивность - 7-14 баллов.
Низкая агрессивность - 1-6 баллов.

Коррекция агрессивных детей

«Маленькое привидение»

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.
Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Рубка дров»

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Диагностика гиперактивных детей

Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, специалисты предлагают обратить внимание на ряд признаков. Итак, ребёнок гиперактивен, если:

не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии;

прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

слишком часто теряет вещи;

избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;

с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его;

постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности;

не может спокойно усидеть на месте;

очень говорлив, даже болтлив;

зачастую забывает важную информацию;

постоянно проявляет беспокойство;

мало спит, даже в младенчестве;

имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах;

имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос;

не способен дождаться своей очереди;

находится в непрерывном движении;

часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника;

подвержен частым и резким сменам настроения;

стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех.

Коррекция гиперактивности детей

Упражнение «Снеговик» (для детей до 8 лет)

Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где ребенку предстоит сыграть роль снеговика:

    Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик ( нужно попросить ребенка изобразить снеговика ).

    Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

    Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

Сначала у него замерзла голова ( попросите ребенка напрячь голову и шею ), потом – плечи ( ребенок напрягает плечи ), потом – туловище ( ребенок напрягает туловище ).

    А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками ( ребенок сильно напрягает ноги ), и не удалось ветру ее разрушить.

    Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

    Первой начала таять голова ( ребенок свободно опускает голову ), потом – плечи ( ребенок расслабляет и опускает плечи). Затем растаяли руки ( мягко опускаются руки ), туловище ( ребенок, как бы оседая, склоняется вперед ), ноги ( ноги мягко сгибаются в коленях ).

    Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

Затем, если у ребенка есть такое желание, снеговичка можно «слепить» заново.

Упражнение «Апельсин»

Ребенок лежит на спине или удобно сидит.

    Попросите его представить, что в правой руке он держит апельсин.

    Пусть малыш попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока ( рука ребенка должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

    Затем кулачок разжимается, рука отдыхает.

    Потом апельсин оказывается в левой руке, и процедура выжимания из него сока повторяется.

Желательно делать упражнение два раза подряд. Выжимая сок второй раз, апельсин можно заменить лимоном.

Диагностика тревожности дошкольников

Портрет тревожного ребенка.

В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка.

Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов .
Средняя - 7-14 баллов .
Низкая - 1-6 баллов .

Коррекция страхов

«Петушиный бой»

Взрослый и ребенок – петушки. Они стоят на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

«Покажи страшного»

Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает маску и старается изобразить страшного персонажа с помощью движений и голоса.

«Азбука страхов»

Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Потом можно предложить сыграть кого-либо из этих героев.

Диагностика застенчивости детей.

Ребенок, хорошо знающий ответ на вопрос, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Его лицо покрывается красными пятнами, одноклассники нарочно громко подсказывают, веселятся. В результате ничего вразумительного ученик сказать не может, раздраженный учитель ставит очередную двойку.
Или другая типичная ситуация - шести-семилетний малыш, начитанный, грамотный, на отборочном тестировании при поступлении в элитную школу или гимназию. В обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания.
Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям.
У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.
Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.
Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.
Но, с другой стороны, застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам.
Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Чем чревата застенчивость?

Как уже стало понятно, неприятностей от застенчивости много. Каковы же они?

Ограничение контактов с людьми - "Роскошь человеческого общения".
- Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.

Симптомы застенчивости


Застенчивость «читается» по внешним признакам:

Покраснение лица;
- потливость;
- дрожь;
- учащение сердцебиения;
- стесненное дыхание;
- согбенная поза;
- опущенные вниз глаза;
- тихий голос;
- скованность мышц и движений.

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

Коррекция застенчивости дошкольников

Предложите ребёнку игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет Вам, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратите внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросите ребенка понаблюдать за выбранным человеком.
Теперь попросите его описать себя в той же ситуации - есть разница? Объясните Вашему ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Попробуйте по очереди показать друг другу Ваше состояние.
А теперь пусть Ваш ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими.
Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например, так:
1. улыбнуться
2. сказать "Привет"
3. спросить, можно ли поиграть вместе с ними и т.д.
Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми, не сообразить, что можно ответить, поэтому поощряйте своего ребенка.
Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ваш ребенок считает себя глупым? Спросите, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение во время дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Помогите ребенку найти побольше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!
Можно теперь договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз.
Уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро Ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим или проситься в игру.
Ваш ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку? А так ли это страшно на самом деле? Бывают вещи и похуже. Призовите на помощь Ваше чувство юмора и придумайте вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение...
Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.
Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Диагностика конфликтности

Причины конфликтности

    Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если он дома - центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

    Возможно, ребенок "заброшен", ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

    Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

Педагог, несведущий в проблемах коррекционной работы, при непослушании или конфликтности ребенка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Знакомый с коррекционной деятельностью педагог знает, что причин конфликтности может быть немало. По опыту автора, ими могут оказаться: деспотичный отец, отсутствие ласки со стороны матери, ссоры между родителями, повышенные требования к ребенку со стороны родных, появление в семье младшего братика или сестры и многие другие. И это только причины, касающиеся домашней обстановки. Помимо них важно учитывать анамнестические данные (сведения о рождении и ходе развития ребенка, полученные от матери), а также личностные и характерологические особенности малыша (например, впечатлительность, подчиняемость, немотивированное упрямство, жестокость, драчливость, склонность к аффектам, замкнутость и т.д.). Только суммируя все данные об особенностях воспитания ребенка в семье, ходе его развития с момента рождения, а также результаты наблюдений за поведением в разных ситуациях, можно делать вывод о причинах конфликтности.

Коррекция конфликтности

Непослушные подушки

Ведущий рассказывает ребенку о том, что в кабинете появились непослушные подушки. Если ими кидаться друг в друга, они произносят непослушные слова, например: «Не хочу учиться», «Не буду» и т.п.

Затем ведущий предлагает ребенку поиграть в такие подушки. Здесь особенно важно, чтобы непослушные слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

Мама и непослушный сынок

Ведущий предлагает разыграть один день из жизни мамы и непослушного сына (дочери).