Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей. Тотемизм — определение, история и особенности понятия Тотемизм как раннее верование древних людей

ТОТЕМИЗМ

ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского «ототем» - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопред-ка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) Т.. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин «Т.» был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19-20 вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и «комплекс Эдипа») на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТОТЕМИЗМ" в других словарях:

    Вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь,… … Философская энциклопедия

    Поклонение предметам, над которыми человек не властен, напр. светилам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОТЕМИЗМ по Леббоку, поклонение предметам, над которыми человек не властен (напр. светилами).… … Словарь иностранных слов русского языка

    тотемизм - с позиций материализма, являет собой проекцию на природу кровнородственных отношений, характерных для родо племенных общественных структур (см. этнопсихология). Согласно З. Фрейду одна из ранних форм первобытных религий, на основе коей были… … Большая психологическая энциклопедия

    Первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и… … Исторический словарь

    - (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – 1) форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким либо тотемом, который считается родоначальником и… … Энциклопедия культурологии

    ТОТЕМИЗМ, комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом (на языке оджибве ототем его род) явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения … Современная энциклопедия

    Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем его род) видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными… … Большой Энциклопедический словарь

    ТОТЕМИЗМ, тотемизма, мн. нет, муж. (этнол.). 1. Первобытный религиозный культ тотемов. 2. Общественный строй первобытного общества, при котором существует такой культ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [тэ ], а, муж. (книжн.). Первобытный культ тотемов. | прил. тотемистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 верование (7) культ (18) религия (50) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Книги

  • Ранние формы религии и их развитие , С. А. Токарев , Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного этнографа и историка С. А. Токарева, посвященная ранней истории религии. В первых главах книги исследуются древнейшие формы… Категория: Общая теория этнологии Серия: Академия фундаментальных исследований: этнология Издатель: Либроком ,
  • Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль , Клод Леви-Строс , Переиздаваемые к 100-летию со дня рождения Клода Леви-Строса - выдающегося французского этнолога, создателя структурального метода изучения мифов, - эти две книги дают представление об… Категория: Этнография Серия: Философские технологии Издатель: АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ , Производитель:

Тотемизм - феномен под которым чаще всего подразумевают одну из древнейших форм первобытной религии.

Этим термином обычно обозначают деление племени на группы, связанные родством по мужской или по женской линии. причем каждая из таких групп верит в свое родство с тотемом - чаще всего животным (сыновья койота, сыновья ворона и пр.), реже растением (сыновья кукурузного початка), неодушевленным предметом или даже природным явленем (сыновья Большой Медведицы, сыновья Грома) - который считается предком данной группы. Нередко у тотемических групп существуют материальные эмблемы, имеющие сакральное значение (как, например, чуринги австралийцев, столбы-тотемы у американских индейцев)). Родовой тотем обычно запрещено убивать и употреблять в пищу (иногда даже избегают встречаться и как-либо соприкасаться с ним), он считается мистическим покровителем данной группы, на него можно воздействовать с помощью определенных магических приемов. В отдельных случаях связь с тотемом устанавливается путем его ритуального умерщвления и коллективного поедания, в котором участвуют все члены данной группы (яркие примеры: «медвежий праздник» у енисейских кетов, во время которого все члены группы обязаны поедать убитого медведя – тотема племени, чтобы к этому тотему приобщиться; растерзание и поедание верблюда у некоторых аравийских племен в доисламский период и пр.). Табу на убийство тотема временно отменяется, во время коллективной трапезы члены группы приобщаются к своему общему предку; в то же время они нередко просят у него прощение за совершенное убийство (именно так и поступают во время "медвежьих прадников" у енисейских кетов, сахалинских айнов и т.п.). Тотемизм имеет свою мифологию - это представление и мифы о тотемическом предке (предках). Иногда с предствлениями о тотемических предках бывает связана вера в перевоплощение - реинкарнацию, в то, что тотемические предки вечно воплощаются в своих потомках. Особенно распространены были такие верования у аборигенов Австралии; у других народов они представлены менее отчетливо. Тотемистические представления также отражают тесную связь первобытного коллектива с его территорией.

Тотемы североамериканских индейцев

Сам термин "тотем" взят из словаря североамериканских индейцев (алгонкинов) и впервые был употреблен в европейской научной литературе Дж.Лонгом в конце XVIII в. Интерес научной общественности к этому явлению особенно возрос в конце XIX - начале XX вв. после работ Дж.МакЛеннана "О культе животных и растений" и Дж.Фрэзера "Тотемизм" и "Тотемизм и экзогамия". Дж.Мак-Леннан выделил в т. три составные части: фетишизм, экзогамию (обычай вступать в брак вне данной группы) и матрилинейный счет родства (т.е. определение родства по материнской линии). Дж.Фрэзер видел основу т. в возможности магического воздействия на свой тотем (отразившуюся, в частности, в обрядах "размножения" тотема). Эти воззрения в более расширительном толковании - сохранении в тотемистических верованиях элементов промысловой магии (воздействие на тотем как на предмет промысла) - высказывали впоследствии и другие исследователи. В.Робертсон-Смит утверждал, что в основе т. лежит концепция, согласно которой природа, как и человечество, разделена на группы вещей по аналогии с кровнородственными группами в человеческом обществе. Однако еще Э.Тайлор предупреждал против искусственного раздувания проблемы т., подчеркивая, что, по его мнению, этому явлению принадлежит довольно скромное место в религиозых и социальных системах; кроме того, он обращал внимание на тот факт, что экзогамия в ряде случаев существует без тотемизма и, следовательно, эти явления не находятся в неразрывной связи.

Особенно велик был интерес к тотемизму в 1910-1920-е гг., когда появилось множество работ, посвященных этой теме, а в журнале "Антропос" начиная с 1914 г. и в течение 10 последующих лет существовал раздел "Проблема тотемизма", в котором публиковались труды виднейших ученых. Существовало множество (около 40) версий происхождения тотемизма, их обзору посвящена известная работа А ван Геннепа "Современное состояние тотемической проблемы". С точки зрения самого ученого, тотемизм - это распределение между вторичными группами общества участков территории со всем, что на ней живет и произрастает, т.е. существует тесная связь тотемизма с промысловой магией.

Еще английский этнолог У. Робертсон Смит отмечал, что кровь жертвенного животного символизирует единение первобытного коллектива со своим божеством, а ритуальное умерщвление и поедание жертвенного животного - это прототип всякого жертвоприношения, заключение союза между таким коллективом и его божеством. О том, как возникли представления о связи того или иного первобытного коллектива с определенным животным, высказывались разные мнения, хотя, по-видимому, они коренятся в психологии первобытного человека. Французский антрополог Э.Дюркгейм считал тотемизм первоначальной формой религии. Он пришел к выводу, что главным объектом тотемистических верований является не конкретное животное, растение или изображение, а некая безличная и анонимная сила, которая находится внутри них, но не смешивается с ними. Он полагал эту силу богом - безличным, без имени, без истории, имманентным миру. Тотемические животные и изображения, таким образом, символы этой безличной силы. В то же время тотем - символ первобытного клана, его бог, в лице которого клан чтит самого себя. Иными словами, тотемизм определялся им, отчасти следуя Робертсону Смиту и Р. Турнвальду, как форма самопочитания первобытного коллектива.

У. Риверс определял тотемизм как совокупность трех элементов: социального (связи животного, растения и т.п.) с определенной (причем, экзогамной) группой людей; психологического (веры в родство членов этой группы и ее тотема); ритуального (почитание животного, растения или материального объекта, выражающееся в запрете на его употребление, кроме отдельных случаев).

Одни исследователи сосредоточивали свое внимание на социальном аспекте проблемы (Э.Лэнг, Г.Кунов, Ф.Гребнер, В.Шмидт и др.). Другие специально обосновывали ее религиозную сторону (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, В.Риверс, В.Вундт) или психологическую (Б.Анкерман, Р.Турнвальд) - чувстве единения между определенной социальной группой и тотемом, а также на коллективизме первобытного мышления, лежавшего в основе тотемистических верований.

З.Фрейд предложил свое понимание проблемы тотемизма. В книге "Тотем и табу" он проводит аналогию между отношением к животному у первобытного человека и у ребенка - оба не отделяют себя полностью от животного мира. Возникновение фобий того или иного животного, являющегося, согласно его теории, заместителем отца, к которому ребенок испытывает амбивалентные чувства страха и обожания, происходит в результате перенесения этих чувств на животное. Следовательно, согласно З.Фрейду, тотемическое животное у первобытных народов - это заменитель образа отца, а сам тотемизм произошел из эдипова комплекса. Тотемическое жертвоприношение он объясняет тем же - желанием сыновей убить и съесть отца (его животного заменителя) и занять его место.

Но уже в 1920-е гг. высказывались скептические взгляды на проблему тотемизма. Так, некоторые представители американской исторической школы (А.Гольденвейзер, Р.Лоуи) отрицали тотемизм как феномен и особую форму религиозных верований. А.Гольденвейзер, в частности, оспаривал взаимосвязь трех феноменов которые многие исследователи считали непременными атрибутами тотемизма: клановой организации, приписывания кланам животных и растительных эмблем и веры в связь клана и его тотема. Р.Лоуи вообще не был уверен в существовании тотемизма как такового.

В дальнейшем наметился спад интереса к проблеме тотемизма. В "Антропологии" А.Кребера (1923), "Общей антропологии", написанной Ф.Боасом совместно с учениками (1938), "Социальной структуре" Дж.Мэрдока (1949) ей уделено совсем немного внимания. Оспаривалась также сязь тотемизма и экзогамии, которую прежде нередко рассматривали как причину т.

Глава культурно-морфологической школы Ад.Иенсен отрицал тотемизм как форму религии и полагал, что это - перенесение на первобытный коллектив более ранних идей - "настоящего тотемизма" (веры в мифических полуживотных предков, восходящей к вере в божественного "хозяина зверей"). А.Элькин, Х.Петри и А.Шлезнер выделяли в Австралии "культовый тотемизм", который, по их мнеию, является первичным по отношению к "социальному тотемизму". Крупный этнолог-автраловед А.Элькин не подвергал сомнению существование тотемизма, но он как бы "дробил это явление, выделяя тотемизм идивидуальный, половой и т.д.

Сторонники функционализма не отрицали существование тотемизма как феномена, но объясняли его в соответствии со своей теорийе. Так, Б.Малиновский сводит тотемическую проблему к трем вопросам. Культ животных и растений в тотемизме он объясняет тем, что они необходимы человеку в качестве пищи и потому вполне естественно оказываются в центре интересов первобытной группы. Вера в родство человека с животным коренится, по его мнению, в сходстве многих биологических функций человека и животного и даже, в представлении первобытного человека, о превосходстве некоторых животных над человеком. Желание контролировать тот или иной вид животных (с тем, чтобы он был доступен в качестве объекта охоты или не представлял опасности) приводит, согласно Б.Малиновскому, к возникновению идеи общности с тотемным животным, а также к установлению запретов на убийство тотема и т.п. А.Рэдклиф-Браун рассматривал тотемизм как частный случай формулирования связей человека с природными видами в мифе и ритуале. Он также отрицал, что тотемизм - это универсальное явление, полагая, что существует множество различных феноменов, связанных с разными институтами; единственное, что их объединяет - это ассоциация отдельных сегментов общества с какими-либо растительными или животными видами.

Тотемизм в Древнем Египте

По мнению Э.Эванс-Притчарда, тотемическая связь коренится не в самой природе тотема, а в тех ассоциациях, которые он вызывает в человеческом сознании, т.е. на живые сущсства и предметы проецируются понятия и эмоции, которые находятся вне их.

Глава Венской школы Й.Гекель полагал, что тотемизм развивался на основе различных источников, основным из которых было "социализирование" определенных видов животных.

Кл.Леви-Строс, с одной стороны, считал проблему тотемизма надуманной, не отвечающей реальности. Он указывал на искусственность образования самого слова "тотем", которое в таком виде не существует в языке индейцев оджибве алгонкинской группы и отмечал, что у них никогда не встречалось верование, основанное на том, что члены клана были потомками тотемного животного и что оно было предметом культа. С другой стороны, он рассматривал тотемизм как способ классификации явлений природы, не отличающиийся принципиально от классификаций, применяемых средневековой и даже в ряде случаев современной наукой. Логика тотемистической классификации основана на идее сходства. Поэтому вся система тотемистических верований, согласно Кл.Леви-Стросу, - это система кодов, устанавливающая логическую эквивалентность между естественными видами и социальными группами.

Представители советской этнографической школы в своих попытках объяснить феномен тотемизма придерживались, что было неизбежным, марксистского подхода к религии и выступали последователями эволюционистских взглядов. С.П.Толстов рассматривал тотемизм как форму сознания связи членов одного коллектива и его противоположности другим коллективам. По его мнению, в основе тотемизма лежит чувство связи с некоторыми видами животных или растений, единства человеческой группы с занимаемой ею территорией находящимися на этой территории производительными силами. Ученый полагал, что тотемизм явление более древнее, чем родовая организация. А.Золотарев утверждал, что тотемизм - это первая форма религиозного отражения кровного родства. А.Анисимов видел центральную идею тотемизма исторически развитое идеологическое отражение некоторых особенностей кровнородственной структуры социальных групп. С.АТокарев, полагая, что самое главное и труднообъяснимое в тотемизме - это вера в родство, некую мистическую связь между первобытным кланом и его тотемом, утверждал, что в основе тотемизма как древнейшей формы религии лежит перенесение кровнородственных отношний на внешний мир, отражение древнеродовой структуры общества с превалирующим типом кровнородственых социальных связей.

Не раз указывалось, что в системе тотемистических представлений животное играет далеко не видную роль - это может быть растение, предмет и т.д. Некоторые исследователи (Ф.Гребнер, В.Шмидт и др) пытались объяснить, почему то или иное животное (растение и пр.) становится тотемом данной группы экономическими причинами - тотемом, по их мнению становилось животное или растение, бывшее предметом экспорта данного коллектива. Ю.И.Семенов считает, что существенную роль в формировании тотемизма сыграла специализация отдельных охотничьих групп на промысле определенного животного, которое впоследствии становилось тотемом данной группы.

Смысл ритуального умерщвления и поедания тотема, который обычно табуирован, заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы сильнее закрепить связь клана со своим тотемом (иногда этот обряд называют "богоядением" как прообраз более поздних ритуальных трапез).

Обращаясь к вопросу о тотемических предках, исследователи иногда считали их реальными людьми, обожествленными после их смерти, хотя еще Л.Леви-Брюль отмечал, что не следует смешивать мифологических (тотемических) и реальных предков первобытного коллектива. Но чаще исследователи признают, что это не реальные родоначальники той или иной группы, они нередко наделены фантастическими чертами и свойствами, представления о них достаточно расплывчаты. Вслед за Б.Малиновским, объяснившим связь между мифом и ритуалом и указавшим, что мифология есть своего рода оправдание ритуальной практики, многие исследователи считают таких предков мифологической персонификацией чувства единства данной группы. Тотемических предков рассматривают как религиозно-мифологическую санкцию обычаев данного первобытного коллектива: учредителей тотемических обрядов и запретов. Некоторые ученые (М.Фортес) вообще связывают возникновение т. с культом предков, полагая, что отношения между людьми и тотемными животными представляют собой символ отношений между людьми и предками в плане мистической причинности.

Некоторые ученые считают многочисленные мифологические сюжеты о сексуальных сношениях людей (особенно женщин) с животными первоначально связанными с тотемистическими представлениями о реинкарнации тотемических предков.

Высказывалось также предположение, согласно которому тотемические предки могли выступить в роли древнейших "культурных героев". Некоторые ученые (Л.Леви-Брюль, Д.Е.Хайтун) истолковывают антропозооморфные изображения, а также изображения людей в звериных масках эпохи палеолита как образы тотемических предков.

Некоторые исследователи считают разного рода табуаирование, зоолатрию (поклонение животным), поклонение зооантропоморфным божествам (имеющим черты человека и животного), веру в оборотней, представления о метемпсихозе (переселении душ) и т.п. пережитками тотемизма. По-видимому, такой взгляд правомерен, если удается установить связь между подобными представлениями и коллективом (особеннно если последний носит имя данного животного). Ряд ученых рассматривает почитание определенного животного каким-либо племенем или даже целым народом как проявление поздней стадии развития т. - племенного тотемизма; другие отрицают это явление. Отголоски тотемистических верований прослеживают в мифологических еистемах самых различных народов (ообенно в древнем Египте и Индии).

Литература: Фрейд З. Тотем и табу. Пг., б.г.; Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934; Хайтун Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душаббе, 1958; Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск, 1962; Токарев С.А. Тотемизм // Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990; Fraser J.G. Totemism and Exogamy. V.1,2. L., 1910; Van Gennep A. L"etat actuel du probleme totemique. 1920; Thurnwald R. Die Psychologie des Totomismus // Anthropos. 1917-1918 Bd.XII-XIII; Goldenveiser A. The method of investigating totemism // Anthropos. 1915-1916. Bd.X-XII; Lowie R. Primitive Society. N.Y., 1925; Durkheim E. Les formnes elementaires de la vie religieuse: lt systeme totemique en Australie. P., 1912; Levi-Bruhl L. Mythologie primitive, P., 1935; Malinowski B. Myth in Primitive Psychology. L., 1926; Makarius R., Makarius L. L"origine de l"exogamie et du totemism. {., 1961; Levi-Strauss Cl. Le totemism aujourd"hui. P., 1962.

Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды

Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку – так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером, поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

Медвежий ритуал (Медвежий праздник)

В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное, хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется «Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура – это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец – в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических ритуалов превращают в медведей и других людей.

Еще о кетской мифологии:

Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле, который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней, но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях, оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм, то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.

Жаль, что кетов осталось очень мало - благодаря европеизации территории России происходит вымирание старых кетских традиций и культов. Многих косит голод и алкоголизм. И прогнозы ученых неутешительны – со временем эта нация исчезнет с лица земли. И вместе с ней канет в небытие богатая культура, которая развивалась на протяжении многих веков. Воспоминания о кетских обрядах и ритуалах останется лишь в истории. Может быть, кеты просто уходят обратно на звезды, откуда пришли? Наверно, они выполнили свою миссию на нашей планете, и Альба приказал им вернуться назад. Жаль, если они нас покинут…

Под тотемизмом подразумевается древняя религия, которая предполагает родственную связь с тотемом. Тотемом называют растение или животное, которое покровительствует над жизнью человека и становится эмблемой индивидуума или целого рода, племени. При более подробном изучении и анализе можно выделить основные характеристики тотемизма, а именно:

Определенный тотем приравнивается к хранителю души, жизни человека;
Тотемы имеют свою систему имен и определенную символику;
Все растения и животные, которые считаются тотемами, подлежат более тщательной защите и почитанию. Некоторые из них вообще неприкасаемые;
Проведение всевозможных тотемических ритуалов.
Согласно тотемизму, проведение всяких ритуалов и обрядов может способствовать обретению человеком неограниченной силы и возможностей, которые передает ему его тотем.

Религия тотемизм

Религия тотемизм берет свое происхождение еще 40 тыс. лет назад, однако некоторые сохраненные элементы и немногих последователей можно встретить и сейчас в некоторых регионах Австралии, Северной Америки и Индии. Люди верили в силу животных или растений, почти всем им причисляли сверхъестественные способности. Религия тотемизм по праву считается самой ранней формой религиозных проявлений.
Интересным является факт поиска своего тотемного животного согласно верованиям древних племен Малайзии. Они получали информацию о требуемом животном или предмете во сне. В сновидениях к ним приходили души умерших предков и указывали на тотем или где его следует искать, информация могла быть частичной, или всего лишь подсказкой. Иногда тотем передавался по наследству по материнской или отцовской линии.

Тотемизм, анимизм и магия берут свое начало почти в одно и тоже время. Все они предполагают поклонение чему-то. В магии поклонялись любым магическим способностям или сверхъестественным силам. Анимизм располагает верить в существование душ и духов. Ну и тотемизм подразумевает силу предметов, растений, животных.
Все эти культы и верования формировались постепенно, и тотемизм, анимизм и магия на сегодняшний день проявлены в других может несколько формах. Однако влиянию этих всех сил и сейчас уделяют должное внимание. Часть их отошла в народные традиции, часть превратилась в отдельную науку.

Первобытный тотемизм

И поэтому первобытный тотемизм – это не страхи и фантазии, а небеспочвенные представления о мире. Тотем в те времена объединял группы людей только благодаря тому, что у них общее священное животное. Ведь у них была общая вера и общие обязанности. Тотем, в свою очередь, оберегал племена от стихийных бедствий, болезней, часто посылал знаки и предупреждения. Иногда тотемных животных содержали в плену с тем, чтобы покланяться и лицезреть. Именно первобытный тотемизм способствовал возникновению первых табу и ограничений. Если они не выполнялись, то тотемное животное могло покарать за такое. Ну а, чтобы задобрить и расположить дух тотема, вожди племен преподносили жертвы.

Тотемизм и магия тесно связаны между собою. Они были зарождены в одно время, и именно тогда, как никогда человек наблюдал за всеми явлениями природы, изучал их характер. Не с точки зрения величин и физических обоснований, а как проявление, за которым стоит нечто большее. Любое природное явление воспринималось как язык, на котором с людьми общались в то время духи.
Магия – это получения желаемой реальности непривычным способом. Еще в то время шаманы и колдуны могли менять погоду и вызывать дождь. И многие магические приемы были возможны лишь с использованием тотемов, либо с призывом их духов. Тотемизм и магия, параллельно с другими схожими религиями того времени, вызывали интерес, радость, и даже страх при одном только их упоминании. И способность вызывать магические силы как раз и приписывалась тотему. Тотем являлся посредником, проводником человека в мир магии, и охранником одновременно.

Понятие тотемизм

Таким образом, понятие тотемизм имел богатую историю происхождения и оказывал большое влияние на зарождение и становление общества таким, как мы привыкли видеть его сейчас. Религиоведы понятие тотемизм относят к религии первобытной культуры. Оно напрямую связано с взятие индивидуально человеком силы определенного животного, которое является тотемом. Люди избирали себе животное в зависимости от мест проживания, либо животное находило само нужного человека.
Понятие тотемизм служит не только определением одному из первобытных религиозных направлений, а также показывает отношение людей к мистическим магическим проявлениям на разных этапах существования. В более современном мире понятие тотемизм подробно изучается некоторыми психологами. Одним из таких заинтересовавшихся являлся Фрейд.

Тотемизм имеет свое отражение и в современном мире. Маги до сих пор используют тотемы для защиты и придания себе большей силы. В последнее время тема тотемных животных особенно ожила. Сейчас это можно узнать в медитативных практиках, во сне, если предварительно был отправлен на это запрос в подсознание. А еще может заветное прийти само. Это может произойти или в форме знаков и посланий, если человек не видит тонкий мир. Ну а к видящим животное приходит в обычной форме. Чаще всего животное наделено тем качеством, на которое человеку нужно или обратить внимание, или суметь выработать у себя на протяжении жизни.
Существуют даже древние календари тотемов животных по дате рождения. Важно не только узнать свой тотем, но и подружиться с ним. Как можно заметить, тотемизм в современном мире нашел также применение.
Самыми популярными тотемными животными являются: лев, змея, орел, черепаха, сова, волк, лев, лис, пантера. По современным представлениям, то в жизни человека может быть не одно тотемное животное, а несколько. Они сменяют друг друга, прибавляя человеку определенных качеств и навыков.

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира.

А.Н.Красников

Тотемизм – это распространенная в прошлом, но поныне существующая религиозно-социальная система. В ее основании лежит поклонение тотему. Термин «тотем» впервые был упомянут в конце восемнадцатого века Лонгом, и был заимствован у племени оджибва, где слово totem означало герб клана. Также тотемом называлось священное животное, которому клан оказывал специальный культ.

На сегодняшний день под понятием «тотем» подразумевается класс объектов, которому оказывают особое поклонение социальная группа, фратрия, род, племя, а порой даже один индивид. В большинстве случаев, те, кто поклоняются тотему, называют себя по его имени и считают себя связанными родственными узами. Пожалуй, в мире не найдется такого объекта, который не мог бы выступить в качестве тотема, однако чаще всего люди поклонялись животным.

Особенности тотемизма заключаются в том, что люди воспринимают объекты природы в качестве полноценных и одушевленных представителей мира. Многие предметы, при этом, наделялись сверхъестественными качествами. Племена, которые придерживались системы тотемизма, обладали мировоззрением, построенным на эмоциональных, культурных, мистических и идеологических взаимоотношениях с природой. Выделяют следующие характеристики тотемизма:

Тотем служит хранителем человеческой души, покровителем и помощником. Сила тотема влияет на сознание, внушает страх, благоговение и уважение.

В тотемизме присутствует исторически сложившаяся система имен и символика.

Поклонники тотемизма сравнивают свою личность и тотем, а также символически уподобляются ему.

Животные и растения, которые входят в иерархию тотемизма, охраняются и почитаются. Данные объекты – неприкасаемы, а их гибель от рук человека является самым тяжким грехом.

Активное применение тотемистических ритуалов.

Ряды культов и многочисленные магические обряды входят в перечень тотемистических учений. Смешение магических и религиозных компонентов несколько затрудняет понимание тотемизма в качестве целостной системы. Групповой тотемизм считается самой распространенной формой этой системы. Данный вид характеризуется следующими чертами:

Существование мистической связи между социальной группой и растением или животным.

Тесная связь названия социальной группы и тотема.

Символика тотема, его эмблема, а также табу имели отношения и к целой группе, и к подразделениям.

Считалось, что тотемическая группа произошла в результате брака человека и животного, реже просто насильственное подчинение.

Первое зарождение тотемизма возникло в шаманских кругах, где анималистический бог-хранитель происходил из индивидуального тотема. Тотемизм передавался по наследству от предков к потомкам, налаживая табу на определенный вид животного или растения. Исходя из этого, запрещалось есть мясо тотемного животного, так как это приравнивалось к поеданию своей же плоти, или плоти своего отца. Знахари и шаманы ассоциировали себя со своими же тотемами. Если тотему было нанесено оскорбление или физический ущерб, шаман также страдал телесным или душевным недугом.

Тотем призван также оберегать своего хранителя во время сна от различных опасностей. Существует поверье, что если к спящему человеку подкрадывается опасность, то дух тотема вселяется в тело хозяина, предупреждая об опасности и пробуждая.

Несмотря на то, что тотемизм возник в эпоху древнеродового строя, тотемистические верования отличаются большой устойчивостью. Обретая иную роль и значение, они продолжают сохраняться и по сей день в Австралии, Северной Америки, Индии, Африке и даже Центральной Азии.