Виды слухов. Виды слухов и их характеристика. Модель психологического воздействия слухов включает

Типология по происхождению слухи могут быть спонтанно, стихийно возникающими либо умышленно фабрикуемыми, целенаправленно распространяемыми. Возможны и промежуточные разновидности. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных ревностных распространителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами. Бывает и наоборот, когда первоначально слух запущен умышленно, но впоследствии, попадая в стихийно действующие социально-психологические механизмы, многократно ими усиливается.

В условиях информационно-психологического противодействия слухи умышленно фабрикуются, целенаправленно распространяются и операционально поддерживаются. При этом, как показывает изучение практики такой деятельности, используется ограниченный арсенал технологий. Рассмотрим их более подробно.

«Сфабрикованные» - создаются специально для создания интереса, в основе лежит определённая цель.

1. Технология «Азазель» («Страдалец», «Наклеивание ярлыков»). Ее суть - формирование в общественном сознании прочных ассоциативных связей между образом главного героя слуха и значимыми для аудитории материальными или духовными объектами. Так, если при с помощи слуха необходимо поднять социальный статус человека, то в сообщаемой информации он представляется как лицо, пострадавшее от властей за народ. Если ставится цель снизить социальный статус объекта коммуникации, то в слухе он представляется как человек, виновный в неблагоприятном развитии тех или иных событий («Наклеивание ярлыков»).

2. Технологии «Рояль в кустах». Данная технология выявляет те стороны и свойства объекта, о которых аудитория желает иметь представление и в зависимости от цели воздействия формирует эмоционально позитивно или негативно окрашенный слух. Так, если в массах особенно ценятся такие качества человека, как порядочность, воля, способность достигать цели, то в слухе главный персонаж должен быть наделен именно этими качествами, а противник - противоположными. Рассматриваемая технология предполагает также формирование в общественном сознании важности и ценности тех или иных качеств с последующим представлением аудитории кандидатуры, как бы случайно наделенной именно этими качествами. Какое-то время назад, в СМИ активно пропагандировалась мысль, что наиболее важной чертой личности «идеального» руководителя Санкт-Петербуга является способность эффективно решать социальные проблемы. Неудивительно, что вскоре свою кандидатуру на пост губернатора Санкт-Петербурга выдвинула Валентина Матвиенко.

3. Технологии «Перенос», «Авторитет». Если необходимо поднять престиж персонажа, то в слухе его личность, действия, принадлежащие ему объекты так или иначе ассоциативно показываются с качествами, свойствами, объектами авторитетно лица.

4. Технология «Рэкет» состоит в беззастенчивом приписывании персонажу слуха действия, достижения, личностного качества другого, как правило, авторитетного, уважаемого человека.

5. Технология «Блеф» предполагает сообщение информации о больших возможностях, способностях и поступках персонажа слуха. Здесь может быть задействован такой психологический механизм как утверждение, например, что Х победит на выборах, у части электората постепенно формируется привычка мыслить в данном направлении, которая в дальнейшем реализуется на выборах в акте голосования.

6. Технология «Тест» применяется для проверки возможной реакции аудитории на те или иные события, нововведения, на конкретных людей. В этом случае запускается слух о возможности наступления события, отслеживается реакция аудитории и в соответствии с ней принимается решение о судьбе данного события.

В управлении слухами, помимо каналов «запуска», необходимо учитывать условия, в которых передаются слухи. Отчасти, мы их в состоянии контролировать. Например, такие состояния людей, как беспокойство и неуверенность, способствуют скорости распространения слухов. Причастность к событиям родственников, друзей и коллег повышают их достоверность. Более оперативной информации также доверяют больше. Важную роль играет личность собеседника. Выше доверие слуху, если между источником информации и ее потребителем существует авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т. п.), присутствует элемент восхищения собеседником, а также, в том случае, если источник принадлежит к кругам, которые недоступны слушателю.

По мимо так называемых «целенаправленных», «организуемых» или просто «запускаемых» извне слухи, они могут быть спонтанно, стихийно возникающими. Спонтанные» - являются продуктом определенной ситуации. Такие слухи не создаются целенаправленно, возникают спонтанно.

Известны две основные типологии слухов. Одна классификация слухов базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.

1. Информационная типология. Поскольку слухи -- всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа -- от «абсолютно недостоверных», через «просто недостоверные», до «достоверных» и «близких к действительности».

1. Абсолютно недостоверные

2. Просто недостоверные

3. Относительно достоверные

4. Близкие к действительности

2. «Эмоциональная» типология. С точки зрения эмоциональных характеристик выделяют три основных вида слухов. В интерпретации Ю.А. Шерковина. «Слух-желание» -- это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями -- так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном, и т. д.

«Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С одной стороны, он соответствует пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления -- вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используются для манипуляций психологией масс.

«Слух-пугало» -- слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остается практически неизменной.

Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде.

Степень эффективности слуха определяется зачастую верой в честность коммуникатора. Он может быть малопривлекательным, даже случайным встречным, но очень эффективным в роли коммуникатора. Существует и противоположный вид источника сообщения. Люди с общими взглядами и ценностями, для которых объект слухов является объединяющим звеном. Еще одним источником может быть, так называемый «личный авторитет». К примеру, для школьника - это учитель, для больного - врач, для подчиненного - харизматический лидер.

Результаты влияния на сознание и поведение людей выделяют слухи:

1) будоражащие общественное мнение, но не выходящие за рамки асоциального поведения;

2) вызывающие антиобщественное поведение известной части населения;

3) разрушающие социальные связи между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки;

Слухи часто обращают соратников и друзей во врагов, сметают с политической арены политических лидеров и партии, возносят или сокрушают престиж людей, превращают в жалкую толпу паникеров боеспособные полки и дивизии, разрушают семьи, порождают пессимизм и неверие в собственные силы.

Глава 2. Борьба со слухами

1. Управление слухами. Противодействие и профилактика

Как было сказано выше, слухами можно и нужно управлять. Но, прогнозировать поведение слухов достаточно сложно. До сих пор не существует четких методов и технологий управления слухами. Важным вопросом в управлении слухами является вопрос о способах запуска слухов. Важнейшим аспектом здесь является выбор и координирование каналов запуска. Основные каналы распространения слухов:

1. Слухи, распространяемые через центральные, местные каналы ТВ, кабельное ТВ или просто распространение видеокассет.

2. Слухи, распространяемые через радиоэфир.

3. Слухи, распространяемые через печатные издания.

Политическую психологию слухи интересуют как феномен функционирования массовой информации по особым (неофициальным, неинституционализированным) каналам. Изучение психологии слухов важно по двум причинам. Во-первых, слухи - важная форма самовыражения массовых настроений и общественного мнения. Во-вторых, это один из эффективных каналов воздействия на массовое поведение.

Слухи - это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме.

Согласно известным психологическим определениям, слухи - это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу». (Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - С. 133.)

В несколько иной трактовке, слухи - это тот самый «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории».

Подчеркнем: слухи - всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная информация. Если информация достоверна, ее так и определяют: как «информацию». Если недостоверна или в достоверности есть сомнения, это слухи. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.

Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе циркуляции фабула слуха претерпевает психологически закономерные трансформации. В процессе устной передачи любая самая достоверная информация теряет степень «достоверности» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слух. Средневековый европейский герольд или родной отечественный глашатай, читавший один и тот же монарший указ в разных поселениях с разной интонацией и «выражением», неизбежно превращал текст в пересказываемый слух - «обращая в слух» письменную информацию. Это усиливается, когда сказанное начинает передаваться не профессионалом, а простыми людьми: умножающиеся искажения увеличивают степень недостоверности. Не зря во многих парламентах запрещается принимать законы или поправки к ним «на слух».

Типологии слухов. Известны две основные типологии слухов. Одна классификация слухов базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.

1. Информационная типология. Поскольку слухи - всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов сводится к их классификации по степени достоверности содержащейся информации. С этой точки зрения слухи подразделяются на четыре типа - от «абсолютно недостоверных», через «просто недостоверные», до «достоверных» и «близких к действительности».

  1. Абсолютно недостоверные
  2. Просто недостоверные
  3. Относительно достоверные
  4. Близкие к действительности

2. «Эмоциональная» типология. С точки зрения эмоциональных характеристик выделяют три основных вида слухов.

«Слух-желание» - это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Ярким примером слухов такого рода принято считать упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. Иногда подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями - так, говорили, что освободят участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном, и т. д.

«Слух-желание» осуществляет двоякую функцию. С одной стороны, он соответствует пожеланиям людей, и потому поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидным, что желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления - вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Подобные слухи активно используются для манипуляций психологией масс.

Приведем только два исторических примера, когда «слухи-желания» распространялись среди населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939-1940 годы) немцы распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это расслабляло готовность французов к сопротивлению, что и было использовано немцами. Зимой 1942 года японцы распространяли среди населения США слух о том, что в ходе начавшейся войны «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой «войне слухов» была понятна: вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с разочарованием деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующих событий, эти цели успешно достигались.

«Слух-пугало» - слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.

Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.). Их сюжеты варьируются от просто пессимистических до явно панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом. В таких ситуациях появляется ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, но основная часть остается практически неизменной.

Наиболее часто встречаются «слухи-пугала», основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Такие слухи были зафиксированы в России в 1917 и в 1990-1991 годах, в Чили в 1971-1973 годах, в Никарагуа в 1980 году, в Афганистане в 1980-х годах и во многих других сходных ситуациях. Принимая слухи за «чистую монету», доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или приобретают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может и в самом деле возникнуть голод. Классический пример - Россия 1917 года: хотя урожай был даже выше обычного, уже к октябрю в столичных магазинах исчез хлеб.

Аналогичным образом распространяются слухи о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т. д. В таких ситуациях усиление пессимистичных настроений стимулируется еще и типичными для этих обстоятельств слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, безудержной коррупции и т. д. Примерами слухов такого рода полна новейшая история России.

В историческом плане разновидности таких слухов встречались в странах с патриархальной политической культурой. Ужас у неграмотного населеция вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить («переработать на мыло») стариков и калек» (Эфиопия, 1975 год), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 год и Индия 1975 год), что «предстоит обобществление («коллективизация», «коммунизация») жен» (Россия, 1917 год) и т. д.

«Сверхзадача» слухов такого рода понятна. С одной стороны, запугивание населения. С другой стороны, попытка активизировать сопротивление новым социальным силам, усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

«Агрессивный слух» - слух, не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Приведем несколько известных примеров: «В Леопольдвиле негры вырезают белое население» (Заир, 1960 год); «Беспорядки в Панаме вызваны кубинскими агентами» (США, 1964 год);

Агрессивные слухи - продолжение «слухов-пугал». В основе их сюжетов присутствует агрессивный заряд. Известно, что агрессивные антиправительственные выступления провоцировались в исламских странах Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием примитивного слуха о «большом одеяле». В разных вариантах утверждалось, что требуемая новыми властями коллективизация сведется к одному: все сельчане, вместе с женами, будут спать по ночам в одном помещении, укрываясь «большим одеялом».

Основная функция агрессивных слухов - не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно, «телеграфно». Короткие, рубленые фразы сообщают о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению»! Они несут более сильный эмоционально-отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Такие слухи требуют ответной агрессии. Из последних примеров - слухи о «зверствах федеральных войск в Чечне», распространяемые чеченцами, и аналогичные слухи о «зверствах чеченских боевиков» в отношении федеральных войск.

«Нелепые» слухи стоят особняком во всех типологиях и классификациях слухов. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них - очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию. Особенно часто они появляются на переломах массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера - описание М. А. Булгаковым нравов начала XX века: «Что в Москве творится - уму непостижимо человеческому! Семь сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось... Какие-то жулики уже читают лекции».

Многообразные разновидности совершенно нелепых слухов стали предметом не только научного, но и художественного осмысления. Немало примеров таких слухов содержится, в частности, в пародийных песнях А. Галича и В. Высоцкого, в свое время также распространявшихся в рамках «слуховой» субкультуры советского андеграунда. У А. Галича находим пример жуткого, предельно агрессивного антисемитского слуха: «Им кровушки мало, они по запарке зарезали, гады, слона в зоопарке». У В. Высоцкого - ряд блестящих примеров «слухов-пугал» вроде: «Ходят слухи, будто все подорожает, а особенно поваренная соль». Или еще: «Слышали? Вчера траншею рыли, так раскопали две коньячные струи. Вы слыхали? Скоро бани все закроют. Навсегда, и эти сведения верны». Правда, В. Высоцкий все-таки был оптимистом и дал пример «слуха-желания»: «Ходят слухи, будто сплетен вдруг не будет, ходят сплетни, будто слухи запретят».

Разумеется, такие пожелания неосуществимы. Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить и иные проявления массовой психологии. Слухи будут всегда, поскольку психология масс практически вечна, а слухи - одна из форм ее функционирования.

© Д.В. Ольшанский , Политическая психология , М. 2002 г.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

86. Психология слухов

86. Психология слухов

Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.

Модель психологического воздействия слухов включает:

1) источник слуха;

2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;

3) собственно слух;

4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.

Этапы психологического воздействия слухов:

1) операционный – воздействие субъекта;

2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом;

3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта.

Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики.

Виды слухов:

1) по достоверности:

а) абсолютно недостоверные;

б) недостоверные с элементами правдоподобия;

в) правдоподобные;

г) достоверные с элементами неправдоподобия.

2) по экспрессивности:

а) слух-желание;

б) пугающий слух;

в) агрессивный слух.

3) по происхождению:

а) стихийные;

б) умышленно сфабрикованные:

› первичные – изначально сфабрикованные слухи;

› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.

4) по силе влияния:

а) будоражащие групповое мнение;

б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;

в) разрушающие связи между лицами и группами.

Факторы, способствующие распространению слухов:

1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);

2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;

3) недоверие к информации властей;

4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);

5) общая усталость, изнурение;

6) подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов:

1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;

2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;

3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;

4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;

5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;

6) стремление выйти в лидеры;

7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.

Социально-психологические особенности восприятия слухов:

1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;

2) стремление спасаться вместе со всеми;

3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;

4) одобрение слуха большинством;

5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;

6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.

Функции слухов:

1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;

2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;

3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;

4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Последствия слухов:

1) рост напряженности;

2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;

3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;

4) снижение работоспособности;

5) увеличение конфликтов

6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Распространение слухов Сколько слухов наши уши поражает… В. С. Высоцкий Слухи - явление всем известное и в социальном программировании часто используемое. Пример того, что можно натворить, если грамотно "работать со слухом", приведен ранее в примере, где мы рассуждали,

Из книги Информационные войны [Основы военно-коммуникативных исследований] автора Почепцов Георгий Георгиевич

Анализ слухов Такая коммуникативная единица, как слух, являясь достаточно частотным элементом массового общения, значительно реже попадает в обиход общения научного. О распространенности этого явления свидетельствуют данные социологических исследований (см.,

Из книги Здравствуй, Душа! [Раздел I] автора Зеленский Валерий Всеволодович

Что такое глубинная психология и почему глубинная психология «глубинная»? Конспект лекции, прочитанной летом 1999 года в Институте биологии и психологии человека, Санкт-Петербург.Термин «глубинная психология» (от нем. Tiefenpsychologie) был предложен Юджином Блейлером в 1913 году

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Распространение слухов об окружающих Подойдя к вам, они заговорщицким тоном говорят вполголоса: «Вы уже наверняка слышали об этом, не правда ли?..» То же самое они рассказывают и всем остальным, причем зачастую не по одному разу.Они не умеют хранить секреты и выбалтывают

Из книги Психология масс автора Ольшанский Дмитрий Вадимович

Глава 3.3. Психология слухов и сплетен Массовые психологические явления возникают вследствие того, что какая-то важная информация становится массовой или же у людей возникает иллюзия обладания такой информацией. Это происходит либо тогда, когда они оказываются под

автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 1. Психология женщины и психология мужчины

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек - существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава "Психология женщины и психология мужчины"

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

СОБИРАТЕЛЬНИЦА ИСТОРИЙ, СЛУХОВ, СПЛЕТЕН Намеки и полунамеки, движения бровями «ну, ты понимаешь, о чем я» - все это язык Гекаты. Если разговаривающие женщины неожиданно замолкают, когда кто-то входит или проходит мимо, и провожают его подозрительными и недовольными

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

ПСИХОЛОГИЯ И ТРУД. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психология труда – это отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX–XX вв. в связи с ростом

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

автора Автор неизвестен

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Ты как-нибудь так... [основы безопасности половой жизнедеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Психология Последствия «полового воспитания»Насколько можно верить тому, что наши родители говорят нам о сексе? Родители делятся на «продвинутых» и «непродвинутых», первые говорят нам всю правду (почти правду, или почти всю), вторые – рассказывают нам об аистах, капусте

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в це­лом.

Слухи это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологиче­ской нестабильности. Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» - явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д. (Соснин, Лунев, 1996).

Виды слухов:

1. По достоверности :

а) абсолютно недостоверные;

б) недостоверные с элементами правдоподобия;

в) правдоподобные;

г) достоверные с элементами неправдоподобия.

2. По экспрессивности:

а) слух-желание;

б) пугающий слух;

в) агрессивный слух.

3. По происхождению:

а) стихийные;

б) умышленно сфабрикованные:

› первичные – изначально сфабрикованные слухи;

› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.

4. По силе влияния:

а) будоражащие групповое мнение;

б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;

в) разрушающие связи между лицами и группами.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции :

1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;

2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;

3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;

4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

Факторы, способствующие распространению слухов :

1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);

2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;

3) недоверие к информации властей;

4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);

5) общая усталость, изнурение;

6) подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов :

1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;

2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;



3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;

4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;

5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;

6) стремление выйти в лидеры;

7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.

Социально-психологические особенности восприятия слухов :

1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;

2) стремление спасаться вместе со всеми;

3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;

4) одобрение слуха большинством;

5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;

6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.

Последствия слухов:

1) рост напряженности;

2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;

3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;

4) снижение работоспособности;

5) увеличение конфликтов

6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Профилактика слухов. Прикладные исследования и практический опыт в этой об­ласти позволили выработать ряд рекомендаций:

1) максимальное упреждающее информирование населения о наиболее важных для него событиях, социальных условиях жизни и т. п.;

2) целенаправленное снижение значимости тех социальных объ­ектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозиру­ется возникновение слухов;

3) положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные группы (город, область, республика или общество в целом);

4) выяснение подлинных причин возникновения слухов для повы­шения эффективности последующей разъяснительной ра­боты (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позволяет людям относиться к происходящим со­бытиям более трезво и рационально);

5) выявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на группу и др.

Слухи – это специфический вид межличностной коммуникации в условиях дефицита информации о значимом объекте, в процессе которой сюжет, отражающий в некоторой мере реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной группы.

"Слух – это самотранслирующаяся неофициальная информация с неопределенной степенью достоверности, сообщаемая либо в процессе непосредственного межличностного общения, либо опосредованно передаваемая субъектом знакомым участникам коммуникации" .

Слух – один из видов распространения информации. Очень часто слухи распространяются быстрее, чем официальная информация. А лучший способ подогреть интерес к какому-нибудь событию – прямо запретить о нем говорить или заявить о полном несоответствии слуха истине. При этом желательно тут же пересказать слух и постараться его опровергнуть. Наверняка люди обратят внимание и запомнят сам слух, а не его опровержение.

Доверие к слухам основано на том, что в советское время в условиях информационного голода слухи оказывались одним из немногих источников информации и, как правило, достоверным.

Есть несколько предпосылок возникновения слухов. Сталкиваясь с непонятным явлением и не находя достаточного объяснения какому-то событию, человек обращается за советом или помощью к знакомым, но при этом интерпретирует произошедшее так, как он сам его воспринимает и понимает. Словами "я бы так никогда не поступил (не поступила), у меня бы совести не хватило так сделать" часто заканчивается изложение какого-то слуха. При этом отметается сама мысль о причастности рассказчика к происшествию и дается его "моральная" оценка.

Слухи часто играют важную роль в формировании общественного мнения, имиджа личности (особенно публичной). Слухи могут усугубить панику (например, перестроечный дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы все это складировать), дезорганизовать работу фирмы или предприятия, скомпрометировать человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

Условия возникновения:

  • интерес массовой аудитории к определенной проблеме, ее высокая актуальность, связь с жизненными потребностями;
  • фрустрация этого интереса.

Слухи отражают".

  • общественное мнение и настроение;
  • общие социальные стереотипы и установки большой группы;
  • информационную ситуацию в регионе.
  • 1. Коллективное авторство и анонимность. Кто-то кому-то что-то сказал, тот передал другому в той степени, насколько понял сам, и добавил кое-что от себя, и так пошло по цепочке. Особенно это касается слухов относительно событий и происшествий, которые являются проблемными или эмоционально затрагивают людей.
  • 2. Неопределенность достоверности информации. Абсолютно недостоверных слухов не бывает. Поговорка "в каждой сказке есть доля правды" верна и относительно слухов. Абсолютно правдивых слухов тоже не бывает хотя бы потому, что в устном пересказе каждый из участников может добавить кое-что свое или интерпретировать ситуацию по-своему, поскольку у каждого своя правда. К тому же, разным людям один и тот же человек может рассказывать разные версии одного и того же слуха.
  • 3. Устность. Слух передается от одного человека другому, при этом учитываются интересы и потребности слушателя, потому что слух должен вызывать доверие и выглядеть правдоподобным именно для того человека (или группы людей), которому он рассказывается.
  • 4. Актуальность. Информация, если она злободневная и интересная, не может быть забыта и похоронена просто так, на следующий же день. Такая информация будет передаваться из уст в уста и обрастать все новыми и новыми подробностями. Если событие не важно и не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу и не будет. Данное понимание в определенной мере нашло отражение в законе Олгопорта, по которому слух представляет собой функцию от важности события, умноженной на его двусмысленность :

R = i а,

где R – rumor (слух); i – impotance (важность) вопроса для заинтересованных лиц; а – ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы (неоднозначность).

  • 5. Яркость. Информация, содержащаяся в слухе, должна вызывать у людей определенную эмоциональную реакцию (например, удивление, ощущение прикосновения к тайне, страх), затрагивать эмоции многих людей.
  • 6. Направленность слуха на удовлетворение какой-либо потребности людей. Например, на потребность быть признанным и осведомленным в какой-либо области для поднятия авторитета (для рассказчика) и потребность в сопереживании, сочувствии, обладании личностными и моральными качествами (для слушателя).

Слух по сути своей очень "интимен ", он изначально предполагает доверительное к себе отношение. По своим коммуникационным характеристикам он очень напоминает детские сказки. Для человека такая информация, полученная из уст "компетентного" источника, является изначально если не абсолютно реальной, то, по крайней мере, заслуживающей доверия, хотя бы потому, что распространитель слуха никоим образом не получает при этом какой-либо видимой материальной или моральной выгоды (в отличие от сплетни).

Другим источником привлекательности слухов является человеческое желание превосходства. Таким образом человек, обладающий запретной информацией, некоторым образом возвышается над аудиторией, ощущая значимость своей персоны.

Классификация слухов.

  • 1. По экспрессивности (эмоциональному состоянию, выражающемуся в содержании слухов, и соответствующему типу эмоциональных реакций).
  • Слух-желание. Слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Слух-желание осуществляет двоякую социально-психологическую функцию.

С одной стороны, он обычно соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиться панике и излишней агрессивности.

С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникнуть противоположные явления – вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы "наобещал", но не выполнил обещанного.

  • Слух-пуга́ло. Это слухи, несущие и вызывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания группы, в которой они возникают и распространяются.
  • Агрессивный слух. Это слухи, не просто вызывающие выраженные эмоционально негативные настроения и состояния, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и вполне определенного поведенческого "ответа". Основной функцией подобного рода слухов является не просто запугивание, а именно провокация агрессивного поведения.
  • Нелепые слухи. Они могут принадлежать к любому из вышеперечисленных видов, однако основной их чертой является очевидная нелепость описываемого.
  • 2. По характеру описываемого

По степени достоверности сюжета – от абсолютно ложных до относительно близких к действительности.

Функции слухов :

  • адаптация к изменяющимся социальным условиям;
  • с одной стороны – компенсация недостающей информации, с другой – активизация к поиску новой информации;
  • снятие некоторой части неопределенности;
  • оказание помощи в ориентации в сложившейся ситуации и при этом регуляция поведения;
  • предварительное моделирование поведения;
  • содействие реализации высокой степени информированности в группе – стабилизируется поведение в экстремальных ситуациях;
  • способствование снижению социальной значимости тех или иных явлений;
  • активизация объяснительной работы.

Трансформация слухов:

  • сглаживание малосущественных деталей;
  • усиление веса эмоционально значимых моментов.

Таким образом, происходит адаптация слуха к особенностям восприятия и условиям жизни той группы, в которой они распространяются. Следовательно, если проследить трансформацию слуха, то можно зафиксировать появление нового стереотипа у заданной массы населения.

Противодействие и регуляция слухов. Слухи затухают, когда исчезают причины их возникновения. При этом следует не упоминать публично об их существовании, не отрицать содержание слуха (в противном случае произойдет лишь усиление доверия к слуху), а вытеснять его иной информацией на ту же тему.

Способствовать вытеснению слухов будут:

  • статус выступающего;
  • массовость (популярность) информации;
  • полнота фактов.

Противодействовать вытеснению слухов будут:

  • уровень доверия к источнику;
  • эмоциональная насыщенность слуха – при эмоциональной холодности официального источника;
  • противопоставление информации содержанию слуха.

Моделирование слухов:

  • непосредственное изобретение слуха – слух надо придумать. Необходимо, однако, учитывать, что от правдоподобности слуха, или, скорее, от соответствия его внутренним ожиданиям группы напрямую зависит скорость его распространения;
  • для распространения слухов нанимается команда профессиональных лекторов или агитаторов (например, в условиях предвыборной гонки), которые, общаясь с представителями группы, распространяют якобы достоверную информацию.

Сплетни – это ложная или истинная, проверенная или не поддающаяся проверке, но всегда неполная, пристрастная, хотя и правдоподобная информация о вещах и обстоятельствах, которые могут рассматриваться как личные, но имеют широкий социальный резонанс потому, что касаются закрытых сторон жизни замкнутых, элитных социальных групп.

Отличия слухов и сплетен

  • Слухи обычно касаются всех, сплетни – лить избранной части населения, интересующей многих.
  • Как и слухи, сплетни удовлетворяют некоторую потребность в информации, однако это потребность не в жизненно важной информации, а в некоторой дополнительной информации о жизни популярных персон, вследствие чего информация сплетен более детализирована и конкретна, однако сплетни всегда значительно менее эмоциональны.
  • Сплетни, как правило, носят более локальный и "интимный" характер, имеют оттенок непристойности и касаются как бы запретных, сокрытых в силу их "неприличности" тем.

Функции сплетен:

  • информационно-познавательная;
  • аффилиативно-интеграционная – функция формирования "мы-сознания", сознания некоторой "своей" общности с теми, с кем мы обсуждаем сплетни;
  • развлекательно-игровая;
  • проекционно-компенсаторная;
  • функция социального контроля над элитой;
  • тактическая функция в социальной борьбе.
  • Беззубцев С. Слухи, которые работают на Вас. Секреты профессионального использования. М.; СПб., 2003. С. 4.
  • Руби Н. Ходят слухи, что сплетен уже нету? Признаки слухов // ШколаЖизни.Ру. Ч. 1; 2. URL: shkolazhizni.ru/archive/0/n-19539 (дата обращения: 15.01.13).
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 122.