Всероссийский Центральный ис­полнительный комитет. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (вцик)

2. Рабочий контроль осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала.
3. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный совет рабочего контроля, который, будучи органом Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, составляется из представителей профессиональных союзов, заводских, фабричных и иных рабочих комитетов и рабочих кооперативов.
4. Впредь до съезда советов рабочего контроля учреждается в Петрограде Всероссийский совет рабочего контроля, в состав которого входят представители от следующих организаций: Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих и солдатских депутатов - 5; Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета крестьянских депутатов - 5; Всероссийского совета профессиональных союзов - 5; Всероссийского центра рабочей кооперации - 2; Всероссийского бюро фабрично-заводских комитетов - 5; Всероссийского союза инженеров и техников - 5, Всероссийского союза агрономов - 2; от каждого всероссийского союза рабочих, имеющего менее 100.000 членов, - 1, от имеющего свыше 100.000 - 2; Петроградского совета профессиональных союзов - 2.
5. При высших органах рабочего контроля учреждаются комиссии специалистов-ревизоров (техников, бухгалтеров и т.д.), которые посылаются как по инициативе этих органов, так и по требованию низших органов рабочего контроля для обследования финансовой и технической стороны предприятия.
6. Органы рабочего контроля имеют право наблюдения за производством, устанавливать нормы выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов.
7. Органы рабочего контроля имеют право контроля всей деловой переписки предприятия, причем за сокрытие корреспонденции владельцы ответственны по суду. Коммерческая тайна отменяется.
Владельцы обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты как за текущий год, так и за прошлые отчетные годы.
 8. Решения органов рабочего контроля обязательны для владельцев предприятий и могут быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.
 9. Предпринимателю или администрации предприятия предоставляется трехдневный срок для обжалования в соответствующий высший орган рабочего контроля всех постановлений низших органов рабочего контроля.
10. Во всех предприятиях владельцы и представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления рабочего контроля, объявляются ответственными перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества. Виновные в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и т.п. злоупотреблениях подлежат уголовной ответственности.
11. Районные (по пункту 3) советы рабочего контроля разрешают все спорные вопросы и конфликты между низшими органами контроля, а также и жалобы владельцев предприятий, и издают, сообразуясь с особенностями производства и местными условиями, инструкции в пределах постановлений и указаний Всероссийского совета рабочего контроля и наблюдают за действиями низших органов контроля.
12. Всероссийский совет рабочего контроля вырабатывает общие планы рабочего контроля, инструкции, издает обязательные постановления, регулирует взаимоотношения районных советов рабочего контроля и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с рабочим контролем.
13. Всероссийский совет рабочего контроля согласует деятельность органов рабочего контроля со всеми другими учреждениями, ведающими дело организации народного хозяйства.
Положение о взаимоотношении между Всероссийским советом рабочего контроля и другими учреждениями, организующими и регулирующими народное хозяйство, будет издано особо.
14. Все законы и циркуляры, стесняющие деятельность фабричных, заводских и других комитетов и советов рабочих и служащих, отменяются.

Именем Правительства Российской Республики Председатель Совета Народных Комиссаров
Вл. Ульянов (Н. Ленин)
Народный комиссар труда
Александр Шляпников
Управляющий делами Совета
Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич
Секретарь Совета
Н. Горбунов

РФ-XXI: занавес непрозрачности

«Землю - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!». Общеизвестный факт, что именно эти лозунги были центральными для Великой Октябрьской социалистической революции. Именно потому, что требования эти выдвигали большевики, народные массы и поддержали это политическую силу.
Но как лозунги воплотить в жизнь? Особенно - о фабриках и заводах. Ведь в мгновение ока национализировать каждое предприятие невозможно. Да еще так, чтобы контроль государства был не номинальным, а действительным. В революционных преобразованиях рождалось государство рабочих и крестьян, а потому и контроль должен был быть именно рабочим.
На первом этапе, в переходный период, он был особенно важен. И вот 14 (27) ноября 1917 года, на третьей неделе после революции, ВЦИК принимает Положение о рабочем контроле.
Рабочий контроль вводился над производством, куплей-продажей продуктов и сырья, хранением их, а также над финансами предприятия. Контроль рабочие осуществляли через свои выборные органы: фабрично-заводские комитеты, советы старост и т.п. В каждом крупном городе, губернии предписывалось создание местного Совета рабочего контроля.
Коммерческая тайна отменялась. Владельцы обязаны были предъявлять органам рабочего контроля всю документацию. Виновные в сокрытии документации отвечали по суду. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев и могли быть отменены только постановлением высших органов рабочего контроля.
Главной задачей рабочего контроля в переходный период являлось пресечение любых попыток хозяев предприятий ликвидировать производство, продать предприятие и вывести средства за границу. Следил рабочий контроль и за выполнением хозяевами и дирекцией трудового законодательства. Кроме того, рабочий контроль отвечал за дисциплину самих рабочих.
По данным Всероссийской промышленной переписи - 1918, к середине 1918 года специальные контрольные органы функционировали на 70,5% предприятий с числом рабочих свыше 200, несмотря на противодействие предпринимателей. Благодаря рабочему контролю уже в первые годы советской власти из среды рабочих масс выдвигаются руководители и организаторы социалистического производства. После того как процесс национализации был завершен, контроль со стороны граждан над всеми сферами жизнедеятельности общества приобретает новые формы.
Созданы контрольные комиссии и Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин). В первую очередь контролеры Рабкрина осуществляли финансовые ревизии.
Занимаясь так называемой нормализацией (то, что позже стало называться научной организацией труда), контролеры и инспекторы проверяли эффективность работы бюрократии в различных ведомствах и способствовали внедрению новшеств во всех отраслях.
Созданная позже Комиссия советского контроля была основным органом проверки исполнения решений СНК СССР и расходования денежных средств и материальных ценностей. Свою деятельность Комиссия как общесоюзный орган управления осуществляла через центральный аппарат КСК, а также через уполномоченных в союзных и автономных республиках, краях и областях.
Комитет народного контроля был вправе отстранять от занимаемых постов должностных лиц за грубые нарушения государственной дисциплины и другие серьезные упущения в работе.
Органам народного контроля предоставлялись широкие права. Комитет народного контроля СССР мог вносить в Совет Министров СССР предложения по вопросам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии дел в отраслях экономики, об организации работы в министерствах и ведомствах.
Комитеты народного контроля издавали правовые акты - постановления, имевшие обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля. По материалам наиболее важных проверок народных контролеров принимались решения правительства, сам председатель Комитета народного контроля являлся членом союзного правительства.
Как вспоминал Сергей Степашин, упразднили этот орган на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года по инициативе Бориса Ельцина. Мол, Ельцин перепутал партийный контроль с народным и в стране были упразднены практически все виды государственного контроля. А само слово «контроль» ассоциировалось с тоталитаризмом.
На самом деле, конечно, никто ничего не перепутал. Только при полном отсутствии любых видов контроля (общественного, рабочего, государственного) и было возможно провести колоссальное разграбление нашей страны. То, чему противостояли комитеты рабочего контроля в первые месяцы и годы после революции (разорение собственниками промышленности и вывод денег за рубеж), свершилось в самых катастрофических масштабах в 1990-е.
Однако и сейчас по большому счету ничего не изменилось. Счетная плата, формально пришедшая на смену прежним органам контроля, по сути, бесправна. За ее отчетами, выявлявшими колоссальные недостатки, приведшие к многомиллиардным убыткам для государства, например в возглавляемой Чубайсом корпорации «Роснано», не следовало никаких решений и изменений. Ни увольнений (а тем более уголовных дел), ни изменений финансовой политики. Ну а частные предприятия вообще полностью прикрыли свою деятельность «коммерческой тайной». В какие заграничные офшоры выводят деньги, разоряя еще недавно эффективное производство и оставляя рабочих без зарплаты долгие месяцы? Иногда этим занимаются Следственный комитет и прокуратура, но только когда уже поздно - ни предприятия, ни денег, лишь огромные долги, в том числе по зарплатам. И рабочим некуда обратиться, не у кого искать справедливости и защиты, как и крестьянам, у которых рейдеры «отжимают» земельные паи. Или учителям и медикам, чьи зарплаты урезаются в процессе исполнения указов об их увеличении. Да и каждому из нас, кто столкнулся, скажем, с «оптимизацией» школы или больницы. Ну разве что президенту раз в год пожаловаться во время прямой линии. Но это единицы счастливчиков.
А так - мнения народа не спрашивают. И уж тем более не дают ему никакой возможности контролировать антинародную и коррумпированную власть. А «народным контролем» называют полусамодеятельные, а иногда и полупотешные рейды ОНФ, активисты которого то ходят по магазинам и выявляют продукты с просроченным сроком годности, то выявляют действительно серьезные проблемы. Скажем, с реализацией программы переселения из аварийного жилья или с питанием в детских учреждениях. Порой об этом показывают даже сюжет на телевидении. При самом лучшем раскладе конкретный недостаток устраняется. А проблема как была, так и остается. Потому что реально и эффективно действующая система народного контроля нынешнему государству, его чиновничеству и олигархату не только не нужна, она для него смертельно опасна.

Великие евреи Мудрова Ирина Анатольевна

Свердлов Яков Михайлович 1885–1919 председатель ВЦИК (глава первого советского государства)

Свердлов Яков Михайлович

председатель ВЦИК (глава первого советского государства)

Родился 3 июня 1885 года в Нижнем Новгороде в еврейской семье. Отец – Михаил Израилевич Свердлов – был гравёром; мать – Елизавета Соломоновна – домохозяйкой.

Свердловы жили на Большой Покровской в жилых комнатах при скоропечатной и гравёрной мастерской. Нередким гостем семьи Свердловых был живший в те годы в Нижнем Новгороде Максим Горький. В 1901 году старший брат Якова Зиновий вместе с Максимом Горьким был подвергнут аресту по обвинению в использовании мимеографа в целях революционной пропаганды. Зиновий принял православие и получил от Горького, который стал его крестным отцом, отчество и фамилию – Пешков. Зиновий эмигрировал во Францию, служил в Иностранном легионе. При отставке получил звание корпусного генерала. Кавалер ордена Почётного легиона. Состоял в дружеских отношениях с Шарлем де Голлем.

Яков окончил четыре класса гимназии, затем учился аптекарскому делу. Уже в юности был известным подпольщиком в Нижнем Новгороде.

С 1901 года в рядах РСДРП, после раскола на II съезде РСДРП в 1903 году стал большевиком и профессиональным революционером. С сентября 1905 года направлен на Урал в качестве представителя-агента ЦК. В 1905 году организовывал революционные выступления масс в Екатеринбурге. В октябре 1905 года создал и возглавил Екатеринбургский Совет рабочих депутатов. С 1906 года Свердлов в Перми, где находился крупнейший на Урале Мотовилихинский пушечный завод. Неоднократно арестовывался и приговаривался к содержанию в тюрьме и ссылке, в тюрьмах занимался самообразованием.

С 10 июня 1906 по сентябрь 1909 года Свердлов сидел в тюрьмах Урала. 19 декабря 1909 года его снова арестовали в Москве. 31 марта 1910 года он был выслан в Нарымский край на три года. В 1910 году бежал из Нарымской ссылки в Петербург, и был редактором газеты «Правда». Вступил в активную переписку с Лениным, и был кооптирован в Русское бюро ЦК РСДРП.

5 мая 1911 года Свердлов был приговорен к ссылке в Нарымский край Томской губернии на 4 года. В 1912 года в Нарыме Яков Михайлович познакомился со Сталиным, который бежал из ссылки в августе. Свердлову тоже удалось бежать из Нарыма в декабре. В феврале 1913 года был вместе со Сталиным выдан агентом охранки и сослан в Туруханск. Ссылку на севере Енисейской губернии (посёлок Ку-рейка) они некоторое время отбывали в одном доме. Потом они стали жить на разных квартирах и встречались редко. 1 октября 1913 года на заседании ЦК РСДРП обсуждался вопрос об организации побега из ссылки Свердлова и Сталина, но он не был осуществлен.

В марте 1917 года Свердлов возвращается из ссылки. После Февральской революции он был направлен ЦК в Екатеринбург организовать работу Уральской областной партийной конференции, чтобы подготовить пролетарское восстание на Урале – на случай, если не получится в Петрограде.

На 7 (Апрельской) конференции РСДРП (24 апреля 1917 года) Свердлов впервые лично встретился с Лениным и начал выполнять для него различные текущие дела и поручения. Под влиянием Ленина Свердлов был избран членом ЦК и возглавил организованный тогда Секретариат ЦК РСДРП, реализующий решения партийных вождей. Во время массовых выступлений 3–4 июля Свердлов был главным оратором от ЦК большевиков и получил от политических противников прозвище «чёрный дьявол большевиков» (по цвету его кожаной тужурки, с которой он не расставался, потом это стало большевистской модой). Когда большевики были объявлены контрреволюционерами и немецкими шпионами, Свердлов лично пришёл к Ленину и увел его в подполье, спрятав возле станции Разлив под Сестрорецком, а сам остался в Петрограде организовывать захват власти большевиками. В дальнейшем он осуществлял связь ЦК с Лениным, всячески препятствовал его необдуманным попыткам вернуться к легальной деятельности и снабжал его общей информацией о ходе дел в Петрограде.

Пока Ленин писал в шалаше под Разливом книгу «Государство и революция», определившую принципы устройства пролетарского государства, Свердлов развил бурную деятельность по реализации его идей. Подготовив и проведя VI съезд РСДРП, он укрепил свои позиции члена ЦК РСДРП и руководителя Секретариата ЦК РСДРП. На историческом заседании ЦК 10 октября 1917 года, принявшем решение о вооружённом захвате власти, Свердлов был председателем и был назначен членом Военно-революционного центра, созданного для руководства восстанием.

8 ноября 1917 года по предложению Ленина Свердлов как главный кадровик был поставлен председателем ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Действуя в этом качестве, Свердлов осуществил основную работу по созданию органов советской власти «в центре и на местах». С января 1918 года был председателем Комитета революционной обороны Петрограда.

Учредительное собрание – представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 года и созванный в январе 1918 года для принятия конституции. Заседание Учредительного собрания открылось 18 января 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде. На нём присутствовало 410 депутатов, большинство из них эсеры, представлявшие интересы крестьян, составлявших на тот момент 90 % населения страны. Ленин при поддержке левых эсеров поставил Учредительное собрание перед выбором: ратифицировать власть Советов и декреты большевистского правительства или разойтись. От имени ВЦИК Свердлов открыл первое заседание Учредительного собрания, огласив «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в соответствии с которой Россия объявлялась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказывается даже обсуждать большевистскую Декларацию. Во время второй части заседания, в третьем часу ночи, представитель большевиков Фёдор Раскольников заявляет, что большевики (в знак протеста против непринятия Декларации) покидают заседание. Вслед за большевиками в четыре часа утра Собрание покидает левоэсеровская фракция. Ленин распорядился не разгонять собрание сразу, а дождаться прекращения заседания и тогда закрыть Таврический дворец и на следующий день уже никого туда не пускать. 19 января депутаты нашли двери Таврического дворца запертыми на замок. У входа стоял караул с пулемётами и двумя лёгкими артиллерийскими орудиями. Охрана сказала, что заседания не будет. На следующий день был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания, принятый 19 января.

Защита Учредительного собрания стала одним из лозунгов Белого движения. Региональные правительства объединились, избрав временную Всероссийскую Директорию. Одной из своих задач Директория провозгласила восстановление в России Учредительного собрания.

Наступление Красной армии в августе – сентябре 1918 года заставило Директорию переехать в Омск, 18 ноября 1918 года Директория была свергнута омскими военными.

Активные члены Учредительного собрания пытались вести агитацию против Колчака. 30 ноября 1918 года он приказал предать бывших членов Учредительного собрания военному суду «за попытку поднять восстание и вести разрушительную агитацию среди войск». Часть членов съезда Учредительного собрания (25 человек) была арестована и заключена в тюрьму. После неудачной попытки освобождения 22 декабря 1918 года многие из них были расстреляны.

Большое внимание Свердлов уделял формированию пролетарских кадров управления страной, организовав для них школу инструкторов и агитаторов при ВЦИК (в 1919 году она была преобразована в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, который в 1939 году был преобразован в Высшую партийную школу при ЦК).

Свердлов был председателем комиссии по выработке Конституции РСФСР. Подготовленная им Конституция объявила в России диктатуру пролетариата в целях водворения социализма в государстве в виде Республики Советов.

Во время мятежа левых эсеров летом 1918 года арест Свердлова был одной из основных целей восставших, в ответ на что Свердлов и Ленин приказали арестовать руководство левых эсеров, находившееся в Большом театре на заседании V съезда Советов.

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года Свердлов подписал обращение ВЦИК 2 сентября «О превращении советской республики в единый военный лагерь», дополненное 5 сентября изданным СНК «Постановлением о красном терроре», объявившем массовый красный террор против всех врагов революции. Пока Ленин лечился, Свердлов категорически отказался провести избрание временного исполняющего обязанностей председателя СНК и сам лично выполнял его функции, работая в кабинете Ленина и подписывая за него документы, проводил заседания СНК.

Помимо этого Свердлов вёл большую интернациональную работу: готовил I конгресс Коммунистического Интернационала, участвовал в организации съездов компартий Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины.

16-17 июля 1918 года был произведён расстрел царской семьи. Свердлов находился в это время в Москве. Однако Троцкий в своих воспоминаниях прямо указывает на участие Я. М. Свердлова в деле расстрела царской семьи.

Возвращаясь в Москву из Харькова 6 марта 1919 года, Свердлов заболел испанкой. Скончался 16 марта 1919 года. 18 марта 1919 года был похоронен у Кремлёвской стены.

На 18 марта 1919 года был назначен судьбоносный VIII съезд РСДРП (б), на котором должна была разгореться острая борьба. Ленин, после ранения был уже не такой энергичный, и мог встать вопрос о его замене. Вероятнее всего, в руках Свердлова и сосредоточилась бы вся полнота власти. Эти обстоятельства наводят на мысль о неестественной смерти Свердлова, который отличался неплохим здоровьем.

Из книги Велимир Хлебников автора Старкина София Вячеславовна

Глава шестая ХЛЕБНИКОВ И «ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЧЕКИ» 1919–1920 Судьба щедро дарила Хлебникову встречи с необычными людьми, и он сам постоянно искал таких встреч. В этот приезд Москва и москвичи быстро наскучили ему. Он получил аванс от издательства «ИМО», а дальше, вместо того чтобы

автора Ильин Вадим

Из книги Август 91-го. Был ли заговор? автора Лукьянов Анатолий Иванович

О названии Советского государства (Постановление Съезда народных депутатов СССР)Съезд народных депутатов СССР поименным голосованием постановляет:Поддержать предложение о сохранении названия Советского государства - Союз Советских Социалистических

Из книги Воспоминания и впечатления автора Луначарский Анатолий Васильевич

Яков Михайлович Свердлов* С Яковом Михайловичем я познакомился сейчас же по приезде в Россию,1 раньше я о нем только слышал, знал, что это неутомимый социал-демократический, большевистский борец, знал, что он беспрестанно попадал в тюрьму и ссылку и всякий раз фатально

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Владимир Ильич Ленин, лидер большевиков и основатель Советского государства (1870–1924) Главный творец Октябрьской революции в России и один из самых жестоких и беспощадных правителей в истории нашей страны, первый председатель Совета народных комиссаров Владимир Ильич

Из книги Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы автора Перфилов В. А.

В.И. ЛЕНИН ВО ГЛАВЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИК ПРАВДА ЛИ, ЧТО В.И. ЛЕНИНА ВЫДВИГАЛИ НА ПРИСУЖДЕНИЕ ЕМУ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА В 1917 г.? В ноябре 1917 г. Норвежская социал-демократическая партия внесла в Комитет по Нобелевским премиям предложение присудить

Из книги Ленин вел нас к победе автора Аралов Семен Иванович

Глава первая ОТ КРАСНОЙ ГВАРДИИ - К КРАСНОЙ АРМИИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. И. ЛЕНИНА ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА Глубина знаний военного дела и военной науки у Владимира Ильича Ленина с особой яркостью, я бы сказал, с особым

Из книги Свердлов. Оккультные корни Октябрьской революции автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Чекисты Свердлов, Шарок и Кубаткин 30 августа 1952 г. на стол секретаря И.В. Сталина А.Н. Поскребышева курьер положил спецсообщение министра государственной безопасности С.Д. Игнатьева, адресованное САМОМУ. Это было заявление А.Я. Свердлова.«ЦК ВКП(б)Товарищу СТАЛИНУ И.В.

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

СВЕРДЛОВ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Мовшович Янкель(род. в 1885 г. – ум. в 1919 г.) Один из лидеров партии большевиков и организаторов Октябрьского переворота, руководитель советского «парламента» – ВЦИК Советов в 1917–1919 гг., вдохновитель «красного террора». Яков

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

СВЕРДЛОВ Яков Михайлович (03.06.1885 - 16.03.1919). Член Оргбюро ЦК РКП(б) в 1919 г. Возглавлял Секретариат ЦК РСДРП(б) - РКП(б) в 1917 - 1919 гг. Член ЦК партии с 1912 г. (кооптирован), в 1917 - 1919 гг. Член партии с 1901 г.Родился в г. Нижнем Новгороде в семье ремесленника-гравера. Еврей. Окончил 5

Из книги Подбельский автора Расин Борис Исаакович

Ленин Владимир Ильич 1870–1924 создатель первого в мировой истории социалистического государства Владимир Ильич Ульянов (Ленин – всемирно известный псевдоним) родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи

Из книги Патриарх Тихон автора Вострышев Михаил Иванович

ОСОБОУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЦК и ВЦИК 1В первых числах мая 1919 года Вадим Николаевич снова был направлен Центральным Комитетом партии в Тамбов.Наступление Колчака на Восточном фронте чрезвычайно осложнило обстановку в стране. ЦК РКП (б) призвал всех трудящихся встать на защиту

Из книги автора

ХРОНИКА ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОНА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917–1925) 1917 год4/17 ноября. Определение Священного Собора Российской Православной Церкви о высшем управлении

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 17 августа 2018; проверки требуют.

Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т (аббр. : офиц. ВЦИК ; ВЦИК РСФСР [ ] ) - высший после Всероссийского съезда Советов , законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики в - годы и РСФСР с по 1937 год .

Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами, с 1918 года для реализации решений съезда, формировал Совет народных комиссаров РСФСР .

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В. И. Ленин , замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов» .

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства, отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики» .

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве» . Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК . Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, региональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызвано условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК .

Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.

В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.

Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.

В январе 1918 года избрал ВЦИК в составе 326 человек, среди которых было 169 большевиков, 132 левых эсера, 5 эсеров-максималистов, 5 правых эсеров, 4 анархиста, 4 меньшевика-интернационалиста, 2 меньшевика (Ф. Дан и Ю. Мартов).

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

Сформирован на заседании ВЦИК 2 ноября 1917 года в качестве постоянно действующего оперативного органа власти. С переходом ВЦИК на сессионный порядок работы фактически стал органом верховной власти в период между сессиями. Конституционно положение о Президиуме ВЦИК было закреплено 9 декабря 1919 года декретом «О советском строительстве» VII съезда Советов. Согласно нему Президиум руководил заседаниями ВЦИК, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума ВЦИКа, наблюдал за выполнением его постановлений. 29 декабря 1920 года декретом «О советском строительстве» VIII съезда Советов Президиуму ВЦИК было дополнительно предоставлено право отменять постановления СНК РСФСР, издавать постановления от имени ВЦИК и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

По Конституции РСФСР 1925 года Президиум ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями ВЦИК. Избирался ВЦИК очередного созыва. Ликвидирован 3 декабря 1938 года.

Первоначально аппарат Президиума ВЦИК состоял из отделов, в большинстве своем не имевших четких и законодательно оформленных положений. В состав аппарата Президиума в 1917-1921 годах входили следующие подразделения:

В дальнейшем структура аппарата неоднократно менялась. К моменту расформирования она имела следующий вид:

Вопрос о кандидатуре на пост председателя ВЦИК рассматривался на Пленуме ЦК РКП(б) 25 марта 1919 год . Были предложены кандидатуры Ф. Э. Дзержинского , М. И. Калинина , Н. Н. Крестинского , А. Г. Белобородова , В. И. Невского и представителя облисполкома Западной области и фронта Иванова. За кандидатуру Калинина проголосовало 7, против - 4, воздержалось - 2.

Общая характеристика

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая, что он «дает возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию и исполнение законов»

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало четкого разделения в компетенции огранов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавая необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики».

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве». Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИКа, Президиум ВЦИК и СНК. Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательным для ведомств, регинональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызванно условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом, наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря четко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК.

В мае 1925 ВЦИК разрабатывает Конституцию РСФСР (утверждена XII Всероссийским съездом Советов мае 1925), сформировав конституционную комиссию в составе Д.И. Курского, Н.В. Крыленко, В.А. Аванесова, А.С. Енукидзе, П.И. Стучки и других. Конституция окончательно утверждает систему центральных и местных органов государственной власти и управления: РСФСР всероссийских съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, СНК, наркоматов.

С 1925 по 1937 год аппарат ВЦИК имел следующую структуру:

  • отделы
  • секретариат Президиума ВЦИК
  • приемная Председателя ВЦИКа.

При ВЦИК и Президиуме ВЦИК существовал ряд общереспубликанских органов (в прессе - комиссии, комитеты, управления). Некоторые непосредственно выполняли функции ВЦИК, другие были ориентированы на узкую специфику: задачи национального строительства у народов, входящих в состав РСФСР, культурного строительства, повышения жизненного уровня трудящихся, по решению некоторых конкретных народнохозяйственных задач. (по данным СУ, 1922, N 69, ст. 902.)

С 1922 года образован Верховный Суд РСФСР, состав которого назначался Президиумом ВЦИК. С созданием в июне 1933 года Прокуратуры РСФСР, прокурор РСФСР был так же подчинен ВЦИК, помимо СНК РСФСР, Наркома Юстиции и прокурора СССР (согласно данным СЗ, 1934, N 1, ст. 2.)

Законодательная деятельность

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

К примеру, следующие документы были разработаны и приняты ВЦИК РСФСР:

  • Декрет «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года
  • Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года и Декрет «о расторжении брака» от 19 декабря 1917 года
  • Постановление «О признании контр-революционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти» от 5 января 1918 года
  • Декрет «О роспуске Учредительного собрания» от 6 января 1918 года
  • Декрет «Об аннулировании государственных займов» от 21 января 1918 года
  • Декрет «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 года
  • Декрет «Об отмене прав частной собственности на недвижимости в городах» от 20 августа 1918 года
  • Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 года
  • Кодекс законов о труде от 9 ноября 1922 года
  • Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 22 мая 1922 года
  • Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года , УК РСФСР от 22 ноября 1926 года
  • Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 года и ИТК РСФСР от 1 августа 1933 года

Председатели ВЦИК

  • Каменев, Лев Борисович (27 октября (9 ноября) - 8 (21) ноября )
  • Свердлов, Яков Михайлович (8 (21) ноября - 16 марта )
  • Владимирский, Михаил Фёдорович (16 марта - 30 марта ) (Исполняющий обязанности Председателя ВЦИК)
  • Калинин, Михаил Иванович (30 марта - 15 июля )

Секретари ВЦИК

  • Аванесов Варлаам Александрович (10(11).1917 - 1918) (Мартиросов Сурен Карпович; 1884-1930)
  • Енукидзе Авель Сафронович (7.1918 - 12.1922) (1877-1937)
  • Серебряков Леонид Петрович (1919 - 1920) (1888-1937)
  • Залуцкий Пётр Антонович (1920 - 1922) (1887-1937)
  • Томский (Ефремов) Михаил Павлович (12.1921 - 12.1922) (1880-1936)
  • Сапронов Тимофей Владимирович (12.1922 - 1923) (1887-1937)
  • Киселёв Алексей Семёнович(1924 - 1937) (1879-1937)

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ВЦИК" в других словарях:

    ВЦИК - [вцик], а, м. и неизм., м. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (1917 1938 гг.). АГС, 81. ◘ Каменев был снят с поста Председателя ВЦИК. Председателем ВЦИК был избран Я.М.Свердлов. ИКПСС, 233. ВЦИК до новой, Сталинской… … Толковый словарь языка Совдепии

    См. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. * * * ВЦИК ВЦИК, см. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (см. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ) … Энциклопедический словарь

    См. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет … Большой Энциклопедический словарь

    ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет РФ Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    Вцик - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (Советов), верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган России в 1917 1937 гг. Осуществлял одновременно законодательные и исполнительные функции, избирался всероссийскими… … Энциклопедия права

    См. Всероссийский Центральный исполнительный комитет … Большая советская энциклопедия

    М. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (1917 1938) … Малый академический словарь

    ВЦИК - (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган гос. власти РСФСР в 1917 1937 гг. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. До образования… … Большой юридический словарь

    ВЦИК - – см. всероссийский Центральный Исполнительный Комитет … Советский юридический словарь

В условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти они называ­лись высшими органами государственной власти и выполняли законо­ дательные, распорядительные и контрольные функции.

С 1917 г. по 1937 г. в РСФСР, с 1922 по 1936 г. в СССР действовала двухзвенная система высш органов гос власти, состо­явшая из Съездов Советов (СС) и ЦИКов.

В России действовали Всерос СС и в перерывах между съездами - ВЦИК. С образованием СССР в дек 1922 г. над СС и ЦИКами союзных республик возвысились Всесоюз СС и ЦИК СССР, кот могли отменить решения соот­в-их органов союзных республик.

Название «исполнительный комитет» означало, что этот орган ис­ полнял волю съезда, но на деле основные функции ЦИКа СССР и ВЦИКа были законодательные.

Создание Верховного Совета СССР по Конст СССР 1936 г. оз­начало важный шаг в развитии парламентаризма. Верх С стал единственным органом, издающим законы, но были и «-«(безальтернативные, во многом формальные выборы, короткие сессии, слишком большая роль Прези­диума, подменявшего Совет в период между сессиями и т. д).

С 1989 г. СССР снова перешел к двухзвенной системе высших орга­нов гос власти: Съезд нар деп СССР - Вер­х Совет СССР. В деятельность этого Верх Совета были вне­сены большие изменения, поднявшие его на качественно новую ступень.

1) Выборы были не всеобщими , часть населения лишалась избира­тельных прав:

    лица, использовавшие наемный труд с целью извлечения при­были;

    лица, живущие, на нетрудовой доход (проценты с капитала, до­ходы с предприятий, поступления с имущества и т. д.);

    частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; духовенство;

    бывшие сотрудники и агенты полиции, корпуса жандармов, охранных отделений.

2) Выборы были не прямые , а многоступенчатые:

Население избирало депутатов на волостной съезд Советов, волостной съезд Советов - на уездный; уездный - на губернский. На Всероссийский съезд посылались представители губернских съездов (или уездных, если они предшествовали созыву Всерос­сийского), а также - горсоветов.

3) Выборы были неравные : пред-ли городских Советов избира­лись на Всероссийский съезд из расчета 1 депутат от 25 тыс. избира­телей, а представители губернских съездов - из расчета / депутат от 125 тыс . 4)Выборы проходили открытым голосованием.

Полномочия Всероссийских съездов Советов и ВЦИКА были едиными.

Их ведению подлежали все вопросы общегосударственного значения:

    утверждение, изменение, дополнение Конституции РСФСР;(ВЦИК не мог)

    общее руководство всей внутренней и внешней политикой;

    установление и изменение границ;

    принятие в состав РСФСР новых членов и признание выхода от­дельных ее частей;

    общее административное разделение территории республики;

    установление и изменение общей системы мер, весов и денег на территории РСФСР;

    сношение с иностранными государствами, объявление войны и за­ключение мира;

    установление основ и общего плана развития народного хозяйства;

    утверждение бюджета РСФСР;

    установление общегосударственных налогов и повинностей;

    установление основ организации вооруженных сил;

    общегосударственное законодательство, судоустройство и судо­производство, гражданское, уголовное законодательство и пр.;

    назначение и смещение членов СНК (правительства), всего прави­тельства в целом, утверждение председателя СНК;

    вопросы приобретения и утраты прав гражданства;

    право амнистии.

Только съезд мог принимать и изменять Констит РСФСР, рати­фицировать мирные договоры. Частота созыва Всеро сСС- не реже 2 раз в год по Констит РСФСР 1918 г. и не реже 1 раза в год по Кон­стит РСФСР 1925 г. Могли быть и чрезвыч съезды. Всего сост-сь 17 Всерос СС. Первые 2 съезда рабочих и солдатских деп-в (июнь, октябрь 1.917 г.) созывались и работали отдельно от съезда крестьянских деп-в (май, ноябрь 1917 г.) 3-й съезды, созванные отдельно в январе 1918 г. (вслед за созывом Учредительного собрания), объединились, и с этого времени стал работать объедин Всерос СС ра­бочих, солдатских (красноармейских - с февраля 1918 г.) и крестьян­ских депутатов. Первые съезды были многопартийными, на них шли споры по об­суждавшимся вопросам.

К открытию 2-го (ОКТ 1917) Всерос съезда Советов раби солд деп-в (25-27 октября или 7-9 ноября 1917 г. по новому стилю) прибыло 649 деле­гатов (390 больш, 160 эс, 72 меньш и др.) Съезд принял Декрет о мире, Декрет о земле, избрал ВЦИК, сформировал первое советское прав0во (СНК), принял пост-ие о переходе власти на местах к Советам.

3-й Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г.) принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа-первый акт конституционного хар-ра сов гос-ва. Россия была объявлена республикой Советов рабочих, солд и крест деп-ов. Из унитарного гос-ва она должна была превратиться в федерацию.

4-й Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов (март 1918 г .) ратифициро­вал Брестский мир с Германией.

5-й в июле 1918 г. принял первую Конституцию РСФСР.

12-й в мае 1925 г . принял вторую Конституцию РСФСР.

17-й в январе 1937 г. принял третью Конституцию РСФСР. Съезды упразднены, ВЦИК тоже, вместо них Верховный Совет СССР

Всерос Центр Исполн Комитет (ВЦИК) в 1917- 1937 гг. являлся высшим законод, распоряди контролирующим органом РСФСР, осуществлял между съездами высшую гос власть в стране. Но в условиях отсутствия четкого разделения ветвей власти назывался исполнительным комите­том, т. к. исполнял волю съезда. ВЦИК избирался Всерос СС, был ответственен перед ним: отчитывался перед съездом о своей деятельности.

Полномочия ВЦИКа были едиными со съездом. На практике же ВЦИК:

    формировал Прав-во СНК (только первое советское правительство было сформировано II Всероссийским съездом);

    решал вопросы гражданства, амнистии; наблюдал за проведением в жизнь Конституции, постановлений Всерос съездов и центральных органов Советской власти (нарко­матов);

    рассматривал и утверждал проекты декретов, вносимых правитель­ством (СНК);

    издавал свои декреты и распоряжения; созывал Всероссийский съезд Советов.

Состав ВЦИК:

Каждый съезд избирал свой ВЦИК. (1,2 созыва. Всего 17 созывов) По Конст РСФСР во ВЦИКе не более 200 чел., с 1920 г. - до 300. Сначала ВЦИК был постоянно действующим органом. Затем (с 1919 3 р в год)был введен сессионный период работы, чтобы часто не отлучатся из столицы.

ВЦИК имел Президиум (Пр), в него избиралась 1/10 (20-30 чел) часть членов ВЦИК. Первоначально Президиум был чисто техн органом, заседал 2-3 раза в неделю, готовил заседания ВЦИК, предв-но рассм?. Постепенно функции Пр расширяются: с 1918 г. он начинает издавать свои собственные нормат акты, с 1920 г. - за­конод-ые акты, может отменять постановления прав-ва, т. е. между сессиями действует от имени ВЦИК.

Председатели ВЦИК

Каменев Л Б (27 окт. - 8 нояб. 1917)(согласлся отдать половину мест др партиям, за это сняли) Свердлов Я М (нояб. 1917- март 1919) Калинин М И (март 1919 - июль 1938)

2. Всесоюзные СС и ЦИК СССР (1922--1936)

В дек 1922 г. сост I Всесоюзный СС, на котбыли рассм и утверждены Декларация об образ-ии Союза ССР и Договор об обр-ии Союза ССР. Высшим органом госвласти в СССР с момента образ СССР в декабре 1922 г. и до принятия новой Конст СССР в 1936 г. являлся Всесоюзн СС а в период между съездами - ЦИК СССР. В Конст СССР 1924 г.(узаконила 2х звеньевую систему) и специально не оговарив полномо­чия Всесоюзн СС, они были едины с ЦИК СССР. Они могли принять к рассмотрению любой вопрос общесоюзного характера.Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР решали вопросы:

    о границах СССР;войны и мира; ратификация международных договоров;

    организация и руководство вооруженными силами СССР;

    утверждение единого госбюджета СССР;

    установление единой денежной и кредитной системы;

    установление общих начал землеустройства и землепользования;

    установление основ судоустройства, судопроизводства;

    установление основных законов о труде;

установление общих начал в области народного просвещения, здравоохранения; установление системы мер и весов; права гражданства; амнистия.

Исключ полномочия Всесоюзн СС со­ ставляли :

    принятие и внесение изменений в Конституцию СССР;

    прием новых республик в состав СССР;

    принятие перспективных планов развития народного хозяйства СССР;

    принятие основ законодательства СССР;

    выборы ЦИК СССР.

Всесоюзный съезд Советов и ЦИК СССР получили право отменять постановления съездов Советов союзных республик и их ЦИКов, нару­шающих Конституцию СССР, могли разрешать спорные вопросы, возни­кающие между республиками.Порядок избрания делегатов на Всесоюзный съезд Советов:

    от Советов городов и городских поселений - 1 депутат от 25 тыс. избирателей;

    от губернских съездов Советов - 1 депутат от 125 тыс. избирателей;

    в союзных республиках, где не было деления территории на губер­нии, делегаты избирались съездом Советов республики по той же норме (1 депутат от 125 тыс. избирателей). Как и на Всерос С, выборы депутатов на Всесоюзн съезд были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми открытым голосованием. На Всесоюзных съездах Советов присутствовало более 2 000 делегатов. 2/3 коммунисты, 1/3 беспартийные.

Частота созыва Всесоюзн СС : Он созывался 1 раз в год, с 1927 г. - 1 раз в 2 года. Но в условиях адм-ком сист с 1929 г. сроки созыва съезда стали нарушаться. Круг вопро­сов, обсуждаемых на съезде, сужался. Наиболее важные решения, ка­сающиеся развития народного хозяйства, культуры и других сфер жизни общества, стали приниматься партийными органами. Всего с 1922 по 1936 г. состоялось 8 Всесоюзных съездов Советов.

Между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР. Он формировался Всесоюзным съездом Советов и был ответственен пе­ред ним.

ЦИК СССР состоял из двух палат: (+ Президиум) Союзного Совета и Совета На­циональностей. Первая палата форм-сь пропорц-но населе­нию союзных респ (414 чел.) 2 палата - из представителей союзных, автон респ (по 5 чел. от каждой) и автон обл (по 1 чел.).

ЦИК СССР работал в форме сессий 3 раза в год, с 1931 г. - не менее 3-х раз в период между съездами.

В период между сессиями высшим законод, исполн и распоряд органом власти являлся Президиум ЦИК СССР (21 член).

ЦИК избирал четырех председателей (по одному от каждой союзной республики). По очереди они руководили сессиями ЦИК СССР.

Председатели ЦИК СССР: Калинин М И (дек. 1922- янв. 1938) Петровский ГИ (дек. 1922- янв. 1938) Червяков АГ (дек. 1922- июнь 1937) Нариманов Н К Н (дек. 1922 - март 1925)

На последнем 8-м чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов была принята новая Конст СССР (5 декабря 1936 г.). Она отменила двухзвенную систему высших органов государственной власти (съезд -ЦИК СССР). Вместо них создавался новый парламент - Верховный Со­вет СССР.

Верховный Совет (1936 - 1988)

Структура: Президиум

Совет Союза Совет национ-тей

Комиссии палаты комиссии палаты

Выборы: всеобщие, прямые, тайные, равные

Верх совет на 4 года, по К 77 – на 5 лет

В Совете национальности : 32 чел от россии, 11 от авт респ, 5 от авт обл, 1 чел от авт окр

Первые выборы в Верх совет в 1937 1\3 рабочие, 1\3 кр-е, 1\3 служащие.

Полномочия Верх Совета

    принятие законов. Прав-во этого права лишено большинством голосов

2) избирали президиум, председателя президиума ВС СССР, формировали Прав-во СССР

3) Избирали Верх суд СССР на 5 лет

4) Назначали генерального прокурора СССР на 7 лет

М\у сессиями работал президиум, кот состоял 1) председателя 2) 15 замов 3) секретарь 4) 20 членов

Полномочия Президиума

    созывал сессию Верх Совета

    Издавал указы

    Назначал и снимал отд министров

    Награждение орденами, медалями СССР, учреждение орденов и медалей, установление и присвоение почетных званий

    Назначал и снимал высшее военное командование

    м\у сессиями объявлял войну и мир, мобилизацию

    утверждение междунар договоров

    денонсация – разрыв договоров

Структура: Комиссии: 1) Мандатная 2) законадательных предположений 3) бюджетная 4) по иностранным делам

При каждой палате

В 60е при каждой по 16 комиссий. Они разрабатывают законопроекты по опр сферам жизни (по с\х, по строительству, по промышленности, культуре)

В 1955 в Верх Совете появилась парламентская группа - объединение депутатов, вошедшие в межпарламентский союз, основанный в 1889.

Сессии 2 р в год. В войну только 3 сессии.Выборы как провели в 37, так все и было.

Недостатки Верховного Совета

    выборы формально. На 1 место 1 чел. Выдвигался партийными органами. Формально – трудовым коолективом передовых организаций (завод, колхоз), голосовали за одного кандидата

    классовый принцип (собл класс сост 1/3 рабочие, 1/3 крестьяне, 1/3 служащие)

    сессии короткие 2д

    состав депутатов не профессиональный, малограмотн

    слишком велика роль президиума ВЕР Совета

    президиум издавал указы по всем сферам жизни страны. Депутаты получали список этих указов и голосовали за него. После этого указы приобретали силу закона.

    Большинство законодат актов в СССР принималось в форме указов президиума ВС

    Глава гос-ва не случайно являлся председателем президиума ВС

Председатели Президиума ВС

Калинин 38-46 Горбачев март 85

Шверник 46-53 громыко 85 - 88

Ворошилов 53-60 Горбачев

Брежнев 60-64

Подгорный 65-77

Брежнев 77-82

Андропов лето 83-84