Защита природы долг каждого ученика. Наша школьная жизнь. «Беречь природу — наш долг» сочинение

Внеклассное мероприятие в форме Устного журнала

«Любить и беречь природу – долг каждого!»

Цель : привитие любви к природе, малой Родине, развитие творческих способностей детей, приобщение к миру прекрасного.

Оформление: плакат с названием мероприятия, на подстав­ках - страницы журнала, слайды с видами кубанской природы в разное время года, презентация « Природа Кубани – главная достопримечательность края»

1Ведущий . «Счастье - это быть с природой , видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет тому назад JI . Н. Толстой. Вот только при­рода во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди кото­рой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что все­го этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес челове­честву вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работ­ники заповедников, многие другие, - обнаружили, что природа нашей пла­неты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.Слайд1.

СТРАНИЦЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Страница 1. «Загадки».

Страница 2«Познавательная». (Удивительные факты о необычных деревьях; конкурс «Знатоки родной природы».)

Страница 3. Чистая. Вам предстоит ее заполнить. У нее есть только название «Про зеленые леса».

Страница 4. «Из Книги рекордов Гиннесса

Страница 5. «Игровая-поэтическая».

Страница 6«Целебное лукошко»

Страница 7. «Из Красной книги».

Страница 1: ЗАГАДКИ Слайд 2.

2Ведущий Эту страницу мы посвящаем загадкам о животных, птицах и растениях. Я напомню вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Итак, перед нами чудесная ромашка. На каждом лепестке чудесного цветка будет загадка для вас:

1.Кто строит себе под водой дом из воздуха? (Паук-серебрянка.)

2.Детеныш еще не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Куку­шонок.)

3.Лыко дерет, а лаптей не носит. (Коза.)

4.У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

5.Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи.)

6.Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка.)

7.Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея.)

8.Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица.)

9.«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы; как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная рабо­та, но совсем не трудная». Из какого произведения эти слова? (А. Сент- Экзюпери «Маленький принц».)

10.О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот свиток алых лепестков, Раскрывшихся благоуханной чашей.

О каком цветке идет речь? (О розе.)

1Ведущий. Чтобы любить природу, нужно ее знать. Итак, следующий тур!

Страница 2: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ. Слайд 3.

Сейчас мы с вами попутешест­вуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зеленых обитателей: зверей, птиц, насекомых.

ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ

А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его на­зывают «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору- и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот дре­весный сок очень напоминает молоко.

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его за­везли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева,они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно не­съедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлеб­ное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете Дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропиче­ских странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из не­которых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для де­нежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налета на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении.

Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используют­ся вместо мыла.

Карандашное дерево - красный можжевельник - растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

КОНКУРС «ЗНАТОКИ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

1.В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он грациозен и кра­сив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. {Белка.)

2.Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Под­московье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. {Кузнечик.)

3.В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он краснень­кий и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоч­ко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. {Божья коровка.)

4.Время цветения этого кустарника - апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко-красные и сидят прямо на стволе и

ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчьи ягоды.)

5.Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподража­тели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной эти птицы ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количеств» гусе­ниц и жучков-листоедов. (Скворцы.)

6.Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100 ООО насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но разводя и охраняя тлю (так как питаются ее сладкими выделениями), они приносят этим вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи.)

Страница 3: ПРО ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕСА Слайд 4.

Перелистываем еще одну страничку нашего журнала.

Ребята, но на ней ничего не написано. Она совершенно чистая. Вам предстоит ее заполнить самим.

Каждой команде надо написать названия известных вам пород деревьев. Кто больше вспомнит их, тот и победит в этом конкурсе.

Страница 4: ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА. Слайд 5.

2.Ведущий. Страница взята у нас из Книги рекордов Гиннесса. Давайте, ребята, вспомним:

1.Самое большое животное на Земле. (Кит Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой - голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)

2.Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается бо­лее 350 видов.)

3.Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кош­ка». Развивает скорость до 120 км/час.)

4.Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 м и весят более 300 кг.)

5.Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная -8м 29 см, по 6-7 м встречаются часто).

6.Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5 м, весит при­мерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).

7.Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие - величиной со щмеяя Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8.Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5-6 т.; африканский - 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9.Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-6 м, весит це­лую тонну.)

10.Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает длины вместе с хвостом свыше 2,5 метров, а на свет появляются размером всего 3 см. Прыгает до трех метров в высоту и до 12 метров в длину.)

11.Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2 м, а вес 270 кг.)

12.Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Дчина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)

13.Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкра­дываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14.Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный - уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

Страница 5. ИГРОВАЯ-ПОЭТИЧЕСКАЯ Слайд 6.

1Ведущий.Сейчас мы узнаем, умеете ли вы ценить прекрасное в природе и должным образом выражать свои чувства. Командам предлагается сочинить стихи на заданные рифмы.

I II

Листопад - Звездопад Дуб - Зуб

Калина - Паутина Пень - День

Дубравы - Травы Воробей - Соловей

Василек - Стебелек Козы-Березы Мальчик - Зайчик

Страница 6: ЦЕЛЕБНОЕ ЛУКОШКО (О ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЯХ ) Слайд7.

Много трав растет полезных На земле родной. Помогают от болезней Мята, пижма, зверобой. Из даров лесного царства Люди делают лекарства.

1.Ты растение не тронь, Жжется больно, как огонь.

(Крапива.)

Отваром крапивы моют голову. Она останавливает кровь. «Берем сы­рую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит», - так писали в XVII веке русские врачи. Это применение осно­вано на том, что в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. В стеблях этого растения есть очень прочные волокна Используя это свойство, делают из нее бумагу, мешковину и веревки. Из нее можно приготовить великолепные суп или крапивное пюре с яйцом. Можно заквашивать крапиву, как капусту.

Стоят кругом сестрички - Желтые глазки, белые реснички.

(.Ромашки.)

Родина ромашки - Америка. Народные лекари говорят об использова­нии ромашки в лечебных целях. У кого в горле болит, возьми стакан моло­ка, стакан воды и одну щепотку ромашки и ложечку липового меда, сме­шай все, вскипяти, процеди, остуди, пей вместо чая.

Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто часто умывается крепким отваром, у того кожа лица делается бархатистой и нежной. Ромашку полезно держать там, где хранятся продукты (тогда не будет мышей). Врачи лечат ею простуду, лихорадку и зубную боль.

Называют «ноготки» Цвета желтого цветки. Как еще нас называют? Для чего нас применяют? (Календула.)

Календула - излюбленное народное средство. В практической медици­не используют настойку. Применяют как противовоспалительное, раноза- живляющее, болеутоляющее средство. Помогает при порезах, ожогах, фу­рункулезе. Препараты календулы применяют при гастритах, язвенной болезни, заболевании печени.

Горел в траве росистой, Затем померк, потух И превратился в пух.

(Одуванчик.)

Одуванчик - растение лекарственное. Его применяли от разных болез­ней еще в древности. Сейчас, в основном, используют корни, которые вы­капывают поздней осенью. Пьют настой из корня для улучшения аппетита и при некоторых желудочно -кишечных заболеваниях. Молодые листья одуванчиков содержат много витаминов и вполне годятся в салат (только

предварительно надо подержать их полчаса в соленой воде, чтобы удалить горечь).

Тонкий стебель у дорожки, На конце его - сережки, На земле лежат листки - Маленькие лопушки. (Подорожник.)

Люди давно знают лечебные свойства подорожника. Древнегреческие, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - планта- глюцид, который помогает при болезнях желудка.

На больших столбах подряд Лампы белые висят. Расцветает он весной, Только снег сойдет лесной.

. (Ландыш.)

Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца и действуют как успокаивающее средство. Это растение используют и в парфюмерии - ведь аромат ландыша незабываем.

Дикой розой называют, как лекарство применяют. (Шиповник.)

" Природе не известно растение, более богатое витаминами С, чем плоды шиповника. Из лепестков можно приготовить варенье, вкусный чайный напиток. А из плодов шиповника готовят множество отваров, настоев, со­ков, киселей, квасов и компотов. На Алтае и в Сибири в ход идут семена растения. Их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе. Медики считают, что те, кто пьет полстакана отвара шиповника в день, запасаются бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

Заключение

Как вы видите, растительный мир - неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогали людям, и сего­дня препараты из них служат незаменимым сырьем для получения целого Ряда лекарственных средств. Но помните: в целях усиления охраны и воспроизводства лекарственных растений сбор их бывает ограничен, а иногда и строго запрещен. Поэтому нужно знать меру Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Т о окажутся пусты

и Деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы...

Тим Собакин

Страница 7: ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. Слайд8.

1Ведущий.Мы растения эти знаем, Бережем и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ

Наука сейчас знает о свойствах трав и цветов очень много, но еще больше не знает. Может быть, в исчезающих цветах скрыты великие силы исцеления. И если эти цветы бездумно уничтожить, не отсрочится ли на­долго возможность победить какой-нибудь тяжелый недуг?

А между тем обеднение растительного мира продолжается. По многим причинам. Некоторые растения, например, очень страдают от вытаптывания. Люди, не пользующиеся тропинками во время прогулок по лесу, при­носят им немалый вред.

Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарст­венного сырья, когда обрывают все до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов-любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных рас­тений не приживается, погибает. И еще есть одна привычка людей соби­рать букеты, хотя букет очень быстро увядает. Цветы погублены. Сорвав­ший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тыс. видов растений. Конечно, у нас кое-что делается для охраны редких и исчезающих растений. В тех местах, где они растут, создают, например, заказники. Но ведь это крохотные и очень не­ многочисленные клочки земли. А цветы исчезают повсюду. Поэтому во многих местах запрещен сбор десятков видов растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет - сиг­нал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу зане­сены животные и растения, которых на земле осталось очень мало. Они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасти: запретить охоту на них, охранять в заповедниках. Люди думали, что природа неисчерпаема, но они просчитались.

2Ведущий.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери, Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Отбирая у природы самое-самое: самое красивое, самое яркое, самое душистое, - мы в результате грабим себя.

1Ведущий.

Давайте дружить

Давайте будем.

Беречь планету.

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?..

1Ведущий. На этом наш «Устный журнал» закончен, благодарим всех за внимание и участие.

Чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Выбирайте, какое нравится!

Берегите природу - сочинение за 6 класс

Я очень люблю отдыхать на природе. Ходить в лес, плавать в речке. Но в последнее время мы так загрязнили моря и реки, леса и степи, что становится страшно за будущие поколения. В данное время много говорят об охране природы. В школах ввели предмет экологию. На этих уроках обсуждают ситуацию в окружающем мире, о том, как легко нарушить баланс в природе, а вот восстановить нарушенное очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут.

Люди в погоне за престижностью и деньгами истребили многочисленных видов животных, некоторые виды которых уже невозможно восстановить, или же остались единицы у некоторых ценителей природы. Хищник, преследуя животное, хочет одного - наесться. Он не убьет больше, чем ему нужно. И в этом есть гармония, равновесие. Человек же уничтожает все, что видит, ему нужно все больше и больше. И в результате он истребит все живое.

Я считаю что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на предприятии, на котором работает, вокруг всё изменится! Я надеюсь, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут и поймут, что наша планета существует не для одноразового использования.

Сочинение-рассуждение о том, как важно беречь природу

Мне страшно представить, что безмятежному счастью общения человека с природой угрожает опасность. Еще страшнее от мысли, что человек сам часто становится угрозой природе. Ведь большой урон начинается с малого.

Природа - это краса нашей Земли. Она дает нам пищу, кислород, а леса - древесину. Природу нужно беречь, а мы наоборот уничтожаем ее.

Во-первых, люди за год срубают более двух миллионов деревьев, а, чтобы выросло одно дерево, нужно ждать от двадцати до пятидесяти лет.

Во-вторых, нередко мы разводим костры. Из-за этого часто случаются пожары. Погибают миллионы растений. В-третьих, во время пожара животным приходится уходить. Потом люди вкладывают миллионы денег в фонды по защите лесов и восстановлению флоры и фауны.

В-четвертых, за последние десятилетия в ходе освоения месторождений нефти и газа безвозвратно истреблялись леса, животные.

Мы - хозяева нашей природы, а она - кладовая солнца со всеми ее сокровищами. И мы обязаны ее сохранить. Ведь, разрушая одно звено, мы разрушаем целую цепочку. Так давайте же не будем разводить костры в лесах, не будем убивать животных, ломать ветки деревьев и загрязнять реки и озера!

И еще одно сочинение

Берегите природу! Так часто говорят эти слова на классном часу. Однако, что могут делать обыкновенные школьники? Как им удастся сберечь природу? Со временем дети вырастут, начнут работать на предприятиях, основывать собственные компании, которые могут наносить вред природе. Поэтому уже тогда в их сознании заложена ответственность за окружающую среду. Они будут беречь природу.

Уже с детского садика нужно учить детей заботиться о природе, об окружающем мире. Почему сейчас столько проблем с экологией? Потому что у многих нет понятия о том, что нужно заботиться о природе. Земной шар это наш дом, мы не должны загрязнять его. Где мы будем жить, если уничтожим его?

Очень многие люди ради своей выгоды готовы пойти на все, они думают только о себе, их не беспокоит мысль о том, что на этой земле жить будут их потомки. У этих людей нет чувства ответственности. Поэтому, чтобы уберечь природу, нужно много работать и работать в первую очередь с детьми, мы должны научить будущее поколение бережно относиться к природе.

Если ранее считалась, что природные богатства не иссякаемы, что не нужно думать об этом, то сейчас все обстоит иначе. Некоторые страны тратят огромные деньги для того, чтобы восстановить окружающую среду.

Некоторые факты в числах :

  1. Средняя семья в Северной Америке, Европе и в Австралии ежегодно выбрасывает более 1 тонны мусора.
  2. Около семи миллиардов килограммов мусора, в основном пластика, выбрасывается в мировой океан ежегодно.
  3. Каждый день в среднем тысяча детей в Индии умирают от диареи других болезней, которые развиваются от употребления загрязненной воды.

Совет: не переписывайте сочинение без изменений. Сочинения даны, чтобы помочь в написании.

Всё для учебы » Сочинения » Сочинение на тему берегите природу

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/sochineniya/na-temu-beregite-prirodu

«Земля не прощает равнодушия» сочинение на эту тему можно написать используя поданные ниже варианты.

«Охрана природы долг каждого человека»

Земля — ​​это наш родной дом. Поэтому связь человека с природой, безусловно, особенная. На этой земле выросли наши прадеды и деды, отцы, братья и сестры. Это наше богатство, которое веками люди оберегали и защищали. Тогда понимали, что на любовь земля обязательно ответит взаимностью.

Но за окном двадцать первый век — время нанотехнологий и каменных джунглей. С приходом таких изменений в природе пошатнулось равновесие. Человек почувствовал себя хозяином, господином и даже обладателем Вселенной. Он знает, что хорошо, а что плохо. Однако не все так просто. Мы находимся на пороге экологической катастрофы. Загрязнение водоемов, вырубка лесов, выбросы токсичных веществ в воздух — это перечень проблем, которые из года в год накрывают Землю. Безответственность людей поражает. Она уже привела к Чернобыльской катастрофе. А что дальше? Куда ни глянь — заброшенные деревни, вырубки лесов, болота на местах, где когда-то протекали большие реки. Все изменилось.

Люди постепенно превращаются в роботов. А свое безразличие перед природой объясняют постоянной занятостью. Жаль, что возмущаются только тогда, когда изменить ничего нельзя.

Но неужели не видно, как природа просит о помощи? Она хочет даровать нам свою любовь, нежность, тепло. Она хочет снова улыбаться полной грудью и не откашливать вредные вещества. Неужели нужно уничтожить, чтобы потом снова пришлось возрождать? Надо начать изменения с себя, с каждого. Стоит пересмотреть свое отношение к матушке-земле, потому что другого такого шанса она нам не даст.

«Беречь природу — наш долг» сочинение

Природа — это наш дом, в котором мы должны сохранять чистоту. Каждый человек должен осознавать необходимость сохранения природы. Это поможет нам позаботиться о будущем нашей планеты, найти пути решения многих экологических проблем. Природа — это общее достояние всех наций, поэтому ее чистота зависит только от каждого из нас. Только мы сами можем создать себе безопасное будущее.

Земля не прощает равнодушия, она воздает нашей небрежности различными экологическими катастрофами, которые негативно влияют на здоровье каждого человека на планете. Человеческая недобросовестность — самая большая проблема во взаимодействии живых существ с природой. Единственная возможность восстановить здоровье нашей планеты состоит в правильном духовном воспитании своих детей, в добросовестном отношении к собственным потребностям, осознании общечеловеческих проблем каждой личностью. Земля гордая, поэтому пренебрежительного отношения к себе не прощает. Не любит равнодушных. Но я верю, что возродится в человеческих душах правильное отношение к природе и каждый из нас станет ценить то, что дает и имеет наша планета.

Классный час на экологическую тему «Судьба планеты в наших руках!» для старшеклассников.

Сценарий классного часа на тему «Судьба планеты в наших руках!»


Биткова Людмила Васильевна, учитель математики первой категории, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа», посёлок Лесной Зубово – Полянского района Республики Мордовия.
Описание материала: Классный час разработан для учащихся старших классов. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы, учителям географии. Классный час с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств.
Возрастная категория участников: учащиеся 10 класса.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: тематический классный час.
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
- познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
- способствовать воспитанию любви к родной природе;
- пополнение знаний учащихся по экологии.
Предварительная подготовка:
-проведение в классе конкурса рисунков на тему «Планета заболела»;
-подбор материала к классному часу,
-подготовка учащимися кратких сообщений об одной из экологических проблем;
- подбор стихотворений, музыки;
- распределение материала между учащимися;
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся, сигнальные карточки, картинки с изображением природы,
Оформление класса: на доске выставка рисунков учащихся; прикрепить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи; на доске записать тему и эпиграф к классному часу.
Ресурсы: Компьютерная презентация.

План классного часа.

I. Организационный момент
1.Вступительное слово классного руководителя.
II.Основная часть
1.Выступление учащихся.
2.Экология леса и здоровье человека.
3.Животные и растения в опасности.
4.Свалки - гигантские «гнойники» на теле Земли.
5.Вода – начало всех начал.
6. Конкурс « знатоки – экологи».
III Заключительная часть
IVПодведение классного часа (рефлексия)

Ход мероприятия.

I. Организационный момент

(звучит музыка Ю. Антонова «Колокол тревоги»)
Вступительное слово классного руководителя: (Слайд 1)
Ребята! Сегодня у нас классный час, посвящён экологии. Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? (Ответы детей) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура.
Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса. Мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.
Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям.
Набатным колоколом звучит слово «экология» на данный момент. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Меня, как и весь народ, волнует этот вопрос. Посмотрите на рисунки (выставка рисунков) и вы увидите страшную картину нашей планеты. Нам нужна такая планета? (Слайд 2)


«Экологическая бомба» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Александр Твардовский одним из первых обратил внимание на взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде. Он писал: Ибо в природе шагу не ступить, Чтоб тот час, так ли сяк, Ей чем - нибудь не заплатить, За этот самый шаг…
Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классный час «Судьба планеты в наших руках!» . (Слайд 3) Эпиграфом классного часа я взяла слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету».
Послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Стон Земли».

II.Основная часть

Ученик: (Слайд 4)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!
Ученик: Экология леса и здоровье человека. (Слайд 5)
Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.


Ученик: (Слайд 6)
Моя планета человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: « Больше не могу!»…(Слайд 7)


Учитель: Многие серьёзные специалисты в тревоге. Они указывают на распространившиеся повсюду « опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами, птицы в мазуте (слайд 8)


Ученик: Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. (Слайд 9)

Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов:
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик - до 5 лет.
Консервная банка - 10 лет.
Шерстяной носок - 1 год.
Деревянная палка - 4 года.
Деревянная окрашенная доска - 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки - никогда.

«Шрамы» на Земле – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. «Спаси!!!» - просит природа. «Помоги!!! » - умоляет она.
Ученик: Вода – начало всех начал.
Ежедневно человек расходует 150 литров воды. Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2 процента, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина.
Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны! Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Затуманились «глаза Земли» - озёра, моря, океаны.
Ученик: (слайд 10) Средиземное море. Океанографы предсказывают, что эта закрытая акватория без приливов и отливов уже 20 лет может превратиться в большой мёртвый водоём! Неужели это мрачное пророчество – верный прогноз?
Ученик: (слайд 11) В предынфарктном состоянии сегодня Чёрное, Азовское моря, которые уже охватил обширный инфаркт. Критические точки там, куда впадают Дунай, Дон, содержащие в своих водах всю таблицу Менделеева и особенно много ртути.


Ученик: Северное море. (Слайд 12) Принц Чарльз, наследник английского престола, назвал его большой клоакой, заявив, что, пока мы будем ждать диагноз врачей, пациент может умереть. А вот диагноз, поставленный учёными – экологами Балтийскому морю. «Балтика похожа сегодня на непомерно тучного страдающего отдышкой человека». Главные враги Балтики – городские и промышленные сбросы: фосфор и азот, попадающие с городскими стоками, вызывают бурный рост водорослей, поглощающих кислород.
Ученик: (слайд13) Буквально задыхается сегодня от сточных вод и чистейшее когда-то Ладожское озеро. Несколько лет назад вся Ладога зацвела! Сине - зелёные водоросли захватили даже центр озера, чего не было никогда.


Ученик: (слайд 14)
Очаг экологического бедствия – Аральское море , «испарившееся» на глазах одного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Как будто бы про Аральское море Федерико Гарсиа Лорка написал: «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня – осталась».


Ученик: Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становятся непригодным для жизни. Такая ситуация в Тюменской области, где добывают нефть. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живём, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. «Человек рубит сук, на котором он сидит».
Ученик:
Ты человек, ты только часть природы!
В ответе за планету ты всегда.
Так почему же ты, пусть даже ради пользы,
Приносишь ей так много горя и вреда!
Ученик: (Стихи Р. Рождественского)
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.
Вместе со всею своею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому…
Не обольщайся цифирью немедленных Выгод,
реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,
Лучше остынь и подумай. Не навреди…
Конкурс « знатоков – экологов». (Слайд 15 -16)
Классный руководитель: «Знание – сила» – справедливо утверждает пословица. Сегодня мы убедимся в этом на конкурсе «знатоков – экологов» (У учащихся сигнальные карточки 1, 2, 3).
Тест:
1.Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
1)пластмасса, 2) стекло, 3) металл.
2.Чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
1) компостировать, 2) сжечь при специальных условиях ,3) переплавить.
3. Вредные выбросы оказывают влияние:
1) только на те регионы, где появилось загрязнение, 2) на близлежащие регионы, 3) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
4. Самая страшная «добавка» к воде:
1) бытовой мусор, 2) пестициды, 3) минеральные удобрения.
5. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1) газы, 2) жидкости, 3) твердые вещества.
6. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей ёмкость. Как вы поступите:
1) выльете свои реактивы туда же, куда и он, 2) объясните ему, почему этого не следует делать, 3) расскажите о его действиях учителю.
7. Человек разбил градусник. Как ему поступить:
1) выбросить остатки градусника в окно, чтобы их не увидели родственники, 2) вызвать представителей ДЕЗ, 3) оставить всё, как есть (убрав разбитое стекло градусника).
8. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоёма, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
1) очистили берег, выбросив ведро в воду, 2) не обратили бы внимания, 3) отнесли ведро на близлежащую свалку или закопали его в землю.
9. Из-за превышения нормы азотных удобрений, внесённых в почву, у двух человек, работающих в поле, произошло отравление нитратами. Как и должен поступить работодатель:
1) запретить использование минеральных удобрений на полях, 2)посчитать происшествие случайностью, 3) сократить количество вносимых в почву нитратных удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
10. В какую почву лучше всего вносить фосфорные удобрения:
1) щелочную,2) кислую, 3) нейтральную.
Классный руководитель:
Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом. Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Ученик:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли, человек?
Ученик:
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести,
На многое смотрели и… не видели.
Мы думали тогда: так было надо.
Мы рьяно жгли, сушили и рубили.
И, вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля на гниль и пыль сменили.
Ученик: Настало время каждому осознать, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Человек должен понять: всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, всё для нее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой- либо ниточки несущественно. Заблуждение! «Ткань» становится менее прочной и менее яркой, и возвратить потерянное невозможно.
Ученик:
Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная созидательная помощь озеленять, очищать, отмывать, спасать. Беречь и приумножать богатства нашей родной Земли - долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба. (Слайд17)
Ученик:
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь. (И. Ландо)

III Заключительная часть

Классный руководитель:
- Какие признаки грозной беды являются для планеты?
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.

-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)
-Какие меры по защите планеты вы считаете необходимо применять?
1.Пресечение браконьерской деятельности;
2.Разумное освоение и использование территорий;
3.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
4.Уменьшение загрязнения окружающей среды.

- А, что вы делаете, чтобы сохранить нашу планету?
Ученик: В нашей школе организовано лесничество. Мы убираем мусор в посёлке, в лесу, по берегу реки Вад.
Огораживаем муравейники.

Делаем скворечники и развешиваем их на деревьях.


Ученик: Ухаживаем за родником.


Ученик: Не рубим деревья, а наоборот сажаем. Ходим на посадку деревьев в лесничество.
Ученик: Не разводим костры в лесу. А если разжигаем, то затем гасим костер, применяя все правила предосторожности, чтобы не возник пожар. В жаркие летние дни следим, чтобы не было возгораний.


Ученик: Бросаем мусор только в контейнеры. Мы должны помнить, что для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия.
Ученик: (слайд 18) Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждой в отдельности! Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасёт надежда, она остаётся жить в каждом человеческом сердце.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость, вдохновенье и заботы,
Древнего родства живые свойства.
Дерево надежды, беспокойства.
Откровения земли и неба.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради.
Это слово из моей тетради.
Всё дарю! И все от вас приемлю,
Только берегите эту Землю!


Ученик:
Всё имеется у вас
На потом и на сейчас
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег.
И я, Земля, одна на всех.
Всё отдать я вам бы рада,
Но обижать меня не надо!
И останусь я тогда
Вся для вас и навсегда.

Подведение классного часа: (рефлексия)

Классный руководитель: Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами классного часа?
Ответы: Тревога. Ощущение опасности. Вера в разум и совесть человека. Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу.
Классный руководитель: Экология! Экологическая катастрофа. Это слово, словосочетание мы слышим часто по телевизору. Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить!
Помните: (Слайд 19)
Земля - единственная планета,
На которой возможна жизнь!
Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!
Звучит песня «Звёздная страна».

Презентация на тему: Судьба планеты в наших руках