Журналистика как массово-информационная деятельность. Журналистская информация и ее основные особенности: журналистика как массово-информационная деятельность

Пропагандистский настрой прессы тех лет особенно заметен на примере заголовков газет: «План созидания», «Слово сдержали», «Так решили комсомольцы» {«Правда», декабрь 1969 г.); «Школа управления - школа коммунизма», «Рабочий поход за знаниями», «Соревнование и эффективность производства» {«Труд», октябрь 1971 г.); «Каждый день - ударный», «Силой знания», «На ударной вахте - миллионы» («Советская Россия», октябрь 1975 г.). Эти и другие аналогичные публикации не содержали какой-либо конфликтности, что должно было сформировать у читателей позитивное восприятие действительности.

Вот типичный для этого времени пример - фотоинформация, появившаяся в газете «Советская Россия». На снимке - Валерий Градских, рабочий Верхнесергинского долотного завода. У него открытое лицо, широкая добрая улыбка, на плечо небрежно накинут пиджак с правительственными наградами. «Освоив несколько смежных профессий, - отмечается в подписи к снимку, - он еще два года назад завершил личное пятилетнее задание и сейчас близок к тому, чтобы выполнить вторую пятилетку. За свою работу В. Градских награжден награжден орденом Трудового Красного Знамени. Таких, как передовик производства коммунист В. Градских, на заводе немало. Коллектив предприятия два с половиной года удерживает первенство в соревновании среди родственных заводов страны» .

Отметим содержательные особенности типичной информации, находившие место во многих журналистских текстах периода застоя. Во-первых, в соответствии с уже укоренившейся в советское время традицией героями репортажей и корреспонденций становились чаще всего типичные представители нашего общества - рабочие, передовики пятилетки, новаторы производства. (Люди, занятые интеллектуальным, а тем более индивидуальным трудом значительно реже пользовались вниманием журналистов.) Во-вторых, самими героями, как правило, становились члены партии или ВЛКСМ, имевшие правительственные награды и тем самым являвшиеся примером для подражания. Сопоставление результатов труда отдельного человека и трудового коллектива - подобно тому как это представлено в приведенной выше заметке - было неотъемлемой чертой журналистских материалов. В-третьих, личная жизнь героя, его неформальное восприятие окружающего мира чаще всего отходили на второй план как не имевшие прямого отношения к трудовому почину или достигнутому рекорду.

Таким образом, в СМИ этого времени укоренялся целый ряд содержательных стереотипов, делающих многие публикации похожими друг на друга. Происходила мягкая «подмена» действительности: в угоду политическим требованиям дня образ человека выглядел приглаженным, а порой даже искаженным. Это, в свою очередь, влияло на структуру и композицию самой информации.

Казенный характер героя в СМИ обсуждался в партийных документах того времени. Так, в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979) отмечалось, что в журналистских материалах находит место склонность к словесной трескотне, всякого рода пропагандистским штампам, механическое повторение общих истин вместо их творческого осмысления . Однако дальше констатации ситуации, сложившейся в журналистике, дело не шло: стереотипы в показе повседневной жизни оказывались по-прежнему живучими, транслируемыми из одних СМИ в другие. Это суживало раскрытие тем, делало описание жизни героев банальным, малоинтересным.

Рассмотрим пример типичного репортажа из газеты «Труд» застойного времени. Публикация под заголовком «Каждый день - тысяча тонн угля» расказывает о трудовых буднях одной из шахт Донбасса. Прославленные бригады Николая Проскуры и Николая Чиркуна соревнуются за лучшее использование новой горной техники, из месяца в месяц наращивая производственные темпы. Автор репортажа вовлекает читателя в суть события, неспешно раскрывая перед ним картину повседневного и вместе с тем героического труда. Это достигается, в частности, посредством возвышенной тональности повествования, использования эмоционально окрашенной лексики.

«Главный инженер В.И. Полтавец замечает:

Обе бригады трудятся отлично. Каждая ежесуточно выдает на-

гора по тысяче и больше тонн топлива. Такое пока еще не часто

встретишь в Донбассе.

Уверенно движется по лаве снизу вверх комбайн. Николай Про-

скура и Евгений Гачек внимательно следят за работой машины.

Бригадир кивает комбайнеру:

Женя! Прибавь скорость. Здесь можно.

И машина послушно убыстряет бег».

В заключении репортажа отмечается, что «герои шахтерского края свой ударный труд... посвящают 54-й годовщине Октября» .

Вся композиция материала направлена на то, чтобы показать людей, способных всецело отдать себя на пользу родине, мыслящих исключительно глобальными категориями и пренебрегающих при этом личными интересами. Проявила себя приемственность содержания журналистских текстов, существующая на протяжении всех лет советской власти. Схожий сценарий и язык были присуши в эти годы многим авторским материалам, появлявшимся в прессе за подписями рабочих и инженеров различных предприятий. Эти выступления чаще всего готовились сотрудниками редакций, а чужие подписи под ними подтверждали действенность ленинского принципа об организаторской роли СМИ.

В угоду выполнения политических требований дня СМИ создавали образы, не всегда соответствовавшие реальности. Например, советский шахтер, рассказывая со страниц газеты о делах своего коллектива, мог с легкостью рассуждать... о враждебной политике британского правительства по отношению к горнякам, а сталевар, давая интервью по Всесоюзному радио по поводу результатов работы своей бригады, высказывать одобрение по поводу недавнего гневного выступления Фиделя Кастро в адрес американских империалистов.

В проблемно-аналитических материалах, претендующих на развернутость авторского восприятия, также обнаруживался ярко выраженный схематизм. Это подтверждалось определенным набором фактов, стилем их изложения, прямолинейными представлениями авторов о том, кто прав и кто виноват.

Показательна в этом отношении корреспонденция «Поссорился с профкомом» - также из газеты «Труд». Речь в ней идет о конфликте между профкомом и директором кирпичного завода. Журналист легко вторгается во внутризаводскую ситуацию, рассуждая о ней в назидательном, не терпящим возражения тоне.

«Задуматься бы Г. В. Гайнуллину над всеми этими знаками неуважения и недоверия к нему со стороны коллектива, - пишет автор, - попытаться бы найти общий язык с рабочими и его профсоюзным комитетом, но он остается непреклонным. Остается предположить, что директору объяснят: преступать закон нельзя. И поступят с ним по закону» .

Менторский тон был присущ многим материалам того времени. Журналисты учили руководителей предприятий и хозяйств, как руководить коллективами, строить объекты, обрабатывать землю. Борясь за истину, они выступали вершителями судеб людей, выполняли задачи пропагандистов и агитаторов. Объективность информации, складывающаяся из совокупности мнений всех участников того или иного конфликта, зачастую подменялась дидактическими наставлениями.

Журналистике застойного времени, как впрочем и в прежние годы, была присуща упрощенность в оценке фактов и явлений. Желая видеть своих героев в положительном свете, она во многом идеализировала их, не замечая ирреальности создаваемых ситуаций.

Обратился к очерку «Деревенские мастеровые » В. Дроботова, опубликованному в «Советской России» (1975). Вот образы директора совхоза Козырькова и столяра Комарова, в совхоз приехавшего некоторое время назад погостить к дочери. Козырьков - волевой, инициативный руководитель. Комаров - тоже хороший специалист, но нерешителен, вдобавок частенько выпивает.

«Комаров был приглашен к директору. Вошел в кабинет и с порога взял знакомую ноту: “Каюсь, Владимир Николаевич. Слабохарактерный я...”

Не кайся, Василий Тимофеевич, слышал, - поморщился директор. - Садись и слушай меня. Вчера на партийном собрании рассматривался план социального развития совхоза, - спокойно и по-

деловому продолжал Владимир Николаевич. - Нам надо много строить: жилье, дома, комнаты отдыха для доярок, магазин, столовую. Подрядим трест, но и кроме работы много. Рамы поставить, в теплицах столярка разрушилась, на фермах скамеек нет. Думаю, сами осилим. Так ведь?

  • - Не знаю. Хотя, конечно, если взяться.
  • - Вот и берись.
  • - Как, то есть, берись? Я тут причем?
  • - Не веришь в самого себя? - усмехнулся директор. - Ты же первоклассный столяр, не надоело разменивать по копейкам свою профессиональную гордость?

И произошел крутой поворот...»

Таким образом, после разговора с руководителем герой очерка стремительно меняется, становясь неравнодушным к общественному делу и болея за конечный результат. Могло ли быть такое в реальной ситуации? Вряд ли. Однако в угоду этой цели создается определенная моодель поведения героя очерка, имеющая мало общего с реальностью.

Схожих примеров, лакирующих реальность, можно насчитать в СМИ тех лет множество. Влекомые благородной целью, журналисты стремились с помощью подобных примеров воспитывать свою аудиторию. Получалось красиво, но не всегда убедительно.

Поверхностное восприятие действительности посредством СМИ объяснялось воздействием идеологии. Герои непременно наделялись определенными идейно-политическими качествами, дабы служить примером во всем.

Схематизма не могли избежать даже известные журналисты, отличавшиеся хорошим знанием жизни, чутким отношением к описываемым фактам. Это заметно на примере творчества обозревателя «Правды» Веры Ткаченко. В отличие от многих коллег по журналистскому цеху того времени, она не была склонна к морализаторству и по манере письма напоминала Татьяну Тэсс.

«Нельзя холодным сердцем и равнодушной рукой писать о людях, - говорила В. Ткаченко. - Лишь то, что пережито тобою, автором, что согрето твоим дыханием и теплом твоей крови, что выстрадано не только на бумаге, но и в душе - только в этом случае корреспонденция или очерк тронет читательское сердце и вызовет ответную волну сопереживания» .

важными для автора являются официально признанные идеалы - приверженность героев революционной идее, их членство в КПСС, уверенность в торжестве социализма в мире. В. Ткаченко воспринимает любого из своих положительных героев, как одного из многих, способного к самореализации только при поддержке трудового коллектива. Таковы, например, герои очерка «Отец и сын» отец и сын Буренковы - председатели двух соседних колхозов, добивающиеся отличных результатов в работе.

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории журналистики

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ

Общая характеристика

В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс Техника журналистской работы входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий).

Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки.

Курс Техника журналистской работы является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как журналистская информация, ее виды, методы сбора и проверки информации, источники информации и их классификация должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях.

Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса.

Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях.

Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.

Тезисный план лекций

Понятие журналистской информации

Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.

Информация обладает определенными свойствами.

Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.

В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.

Требования, предъявляемые к журналистской информации.

Оригинальность, не банальность сведений.

Доступность или декодируемость сообщения.

Релевантность или уместность сообщения.

Виды журналистской информации:

Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.

Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.

Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.

Репортерская работа в системе журналистской деятельности

Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.

Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.

Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.

В основе новостной журналистики лежит факт.

Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.

У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.

Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.

Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизм

История возникновения и развитая журналистики и средств массовой информации – каналов ее доставки потребителям – показывает, что сильнейшее воздействие на нее всегда оказывал экономический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. Значение этого влияния становится ясным при рассмотрении места и роли журналистики в системе экономики.

В самом деле, ее роль как элемента этой системы определяется уже тем, что журналистика представляет собой одну из разновидностей производства.

Прежде всего, это разновидность духовного производства. Оно многим отличается от материального производства. Эти отличия проявляются и в сфере журналистики. И производитель здесь – журналист – пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями журналистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы. И объект, на который он воздействует, специфичен. Это социальная информация – все, что касается жизни людей, что интересует человека, – получаемая из разных источников. Тем более специфична продукция этого производства –журналистская информация. Она представляет собой социальную информацию, обработанную особым образом – с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него. Эта обработка производится в редакциях СМИ, откуда ее направляют читателям, телезрителям и радиослушателям.

Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информационную потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.

Информационные потребности, возникающие у людей, заставляют их искать нужную им информацию и покупать ее носители. Так возникают рыночные отношения между производителями журналистской информации и ее потребителями. Начинается процесс обмена между ними, в ходе которого обе стороны удовлетворяют свои потребности. Потребитель информации, покупая ее, получает сведения, знания и оценки, помогающие ему ориентироваться в действительности. Производитель информации – журналист – также удовлетворяет свои потребности. Продавая свой товар, он получает не только деньги, но и компенсацию в другой форме – возможность духовного, идеологического воздействия, влияния на читателя, телезрителя, радиослушателя. Возможна и иная форма компенсации труда журналиста в результате этого рыночного обмена – приобретение им известности как автора, признание его профессионального мастерства. Вместе с журналистом денежную компенсацию получает учредитель и владелец средства массовой информации, опубликовавшего произведение автора. Одновременно и он приобретает возможность оказывать воздействие на покупателей информации, сосредоточенной в его издании. Влияние, связанное с журналистской информацией, также оказывается товаром, имеющим огромную ценность для представителей некоторых общественных групп – политиков, властных структур и др.


Как любой товар, журналистская информация выходит на рынок в виде определенной товарной единицы. Чаще всего ею становится номер газеты или журнала, приобретаемый читателем. Иногда товарной единицей может быть полуфабрикат будущей публикации, которая войдет в один из номеров, – текст заметки, репортажа, статьи или оригинал фотоснимка, которые может купить газетная редакция. На телевидении и радио товарной единицей выступает программа в целом или отдельный сюжет. А информационное агентство предлагает свою продукцию на рынке в форме других товарных единиц – бюллетеня, вестника, новостной ленты. Но в любом случае это должно быть законченное цельное произведение – продукция, имеющая свою потребительную стоимость.

Учредители СМИ достигнут успеха, если учтут правовые и экономические предпосылки их деятельности. Правовые предпосылки включают регистрацию нового СМИ. За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор, размер которого зависит от типа и специализации СМИ. Кроме того, учредитель нового аудиовизуального СМИ обязан получить лицензию на вещание. [ Гуревич С.М.Экономика отечественных СМИ]

Понятие "массовой информации" в журналистике. Типологические концепции социальной информации. Преобразование в журналистике научных, профессиональных, художественных и индивидуальных сообщений на массовую информацию. Новость и ее атрибуты. Спонукальнисть массовой информации. Специфика информации в журналистике (актуальность, оперативность, документализм, повторяемость тем и неповторимость материалов). Уровни и формы существования массовой информации. Внешний и внутренний типы информации

Сегодня в общественном сознании с термином "журналистика" конкурируют сроки "органы (средства) массовой информации" и "масс-медиа". В обоих из них подчеркивается, что в современном мире журналистика воспринимается как массово-информационная деятельность. Отреагировала на это и теория журналистики, где понятие "массовая информация" сегодня тоже выдвинулось на первый план. Оно состоит из двух частей, каждая из которых семантически значима.

В современной науке существует две концепции понятие "информация": атрибутивная и функциональная. Согласно первой, информация понимается как атрибут материи, а следовательно является свойством любого материального объекта. Например, удар метеорита по поверхности Луны оставляет на ней кратер; это и есть информация о взаимодействии двух космических тел. Такую информацию несет в себе каждый материальный объект. Но описать и понять журналистику можно только с точки зрения второй концепции.

Согласно этой теории, информация функционирует только на социально сознательном уровне, возникает как следствие направленной активности, а обмен информацией между людьми с помощью знаков и символов рассматривается как главное условие развития человеческой культуры, ее важнейшая форма.

Согласно современным взглядам на человека, она отличается от остальных представителей живого мира способностью усваивать в больших количествах внешнюю информацию и на ее основании производить внутреннюю. Собственно появление существ, обладавших способностью накапливать (запоминать) информацию и удерживали ее больше в мозге, чем в генах, вызвала миллионы лет назад революцию в развитии живого мира. Для прогресса живых организмов оказались нужными вещество, энергия и информация. Следовательно информация оказывается одним из базовых атрибутов жизни как таковой. Человек стоит выше всяких других форм жизни, так как она является прежде всего жизни, осознает самое себя. Информация - это способ репрезентации действительности в сознании человека и общества. Причем с развитием человека от низших к высшим ее типов (австралопитек, питекантроп, неандерталец, homo habilis, homo sapiens, кроманьонец) потребность в информации и количество накопленной информации стало увеличивалась.

В результате процессов накопления информации на определенном этапе развития человечества возникает письменность, литература, наука, книгопечатание, а совсем недавно по историческим меркам - и журналистика. Таким образом, журналистика является важнейшей составляющей социальной информации и может быть объяснена только с точки зрения функциональной концепции информации.

Слово «информация» в журналистике имеет широкое, узкое и специальное значение.

В широком смысле информация - всякое новое знание, которое передается от одного субъекта к другому. "Информация" - это самый, самый быстрый и четкий способ записи, хранения и передачи новостей, - отметил известный французский философ Жак Деррида в работе "Закон достаточного основания Университет глазами его последователей" (1983). - Информация не только информирует, передавая содержание сообщения, она придает форму, "in-formiert", "formiert zugleich". Она ставит человека в такие рамки, позволяющие ей господствовать на Земле и за ее пределами ".

"Употребляя слово" информация ", важно также помнить и об этимологии этого слова, - отметил и академик Российской АН Никита Моисеев. - В обычном, житейском смысле оно означает сумму сведений, которую получает определенный субъект - человек или группа людей (или животных) - об окружающем мире, о самом себе, о другом субъекта или исследуемое явление - сведений, с помощью которых он может точно прогнозировать последствия своих действий и отбирать способы использования своих возможностей для обеспечения собственных интересов и для достижения поставленных целей ".

Такое понимание информации выдвигает на центральное место субъекта, который использует полученную информацию по своему усмотрению. Под субъектом в данном случае понимаем не только отдельного человека, но и человеческое сообщество любого объема, вплоть до человечества в целом.

В узком смысле информация - совокупность коротких некомментированные сообщений. В теории журналистики слово

"информация" используется и в специальном смысле, в этом случае оно означает конкретный жанр небольшой по объему заметки, сообщает об определенной новости.

Массовая информация, таким образом, является разновидностью социальной информации. Социальная информация - это сообщения, передаваемые любой понятной человеку знаковой системой о процессах функционирования общества, а также о том, что касается этих процессов и может повлиять на них.

Как знаковая система сообщений чаще всего выступает язык: песней текст или устную речь. Но это не единственная форма знаковой системы. Дорожные знаки, пиктографические обозначения на улицах и входной двери, фирменные знаки на товарах, позволяющие человеку ориентироваться в социальном пространстве, также составляют разновидности знаковых систем. Но журналистика предпочитает использовать самый сложный из них - язык. В то же время она не отказывается от изобразительных средств: иллюстраций, фотографий, графиков и схем, которые позволяют более глубоко повлиять на читателя и шире удовлетворить его потребности в разнообразной информации.

В современной науке существует несколько типологических концепций социальной информации.

Авторы учебника под редакцией профессора В. И. Здоровеги "Теория и практика советской журналистики: Основы мастерства, проблемы жанров" (Львов, 1989) по предмету изображения распределяют информацию на следующие типы:

1. Официальная информация. Сюда относятся государственные постановления, резолюции партийных съездов и конференций, приемов политических деятелей, заявления политических партий, общественных организаций и отдельных лиц. Официальная информация предоставляется для опубликования отделами по связям с общественностью, пресс-центрами и пресс-бюро учреждений или организаций, съездов или конференций. Она не подлежит редактированию и должна быть опубликована дословно, в том виде, в котором поступила.

2. Событийная информация. Это - основной информационный блок, создаваемый редакционным коллективом, его репортерами и корреспондентами. Сюда относятся оперативные сообщения о фактах и событиях внутренней и международной жизни.

Событийная информация поступает в редакцию из двух источников:

а) от информационных агентств и

б) от собственных корреспондентов.

Этот тип информации создает особенно хорошая почва для реализации творческих возможностей журналиста.

3. Деловая информация. К ней относятся выступления специалистов по широкого круга вопросов, интересующих аудиторию. Это могут быть материалы по медицине, образования, строительства, агрономии и т.д., как созданные самими специалистами, так и полученные от них в виде интервью.

4. Справочная информация и реклама. К этому виду информации относятся программы радио и телевидения, театральная и киноафиша, расписание движения транспорта. Рекламная информация занимает в современной журналистике важное место и выполняет не только функцию сообщения, но и финансового обеспечения изданий.

5. Эстетическая информация. Это литературные произведения, репродукции живописи и художественные фотографии в печатных СМИ; музыка, спектакли, теле- и художественные фильмы радиовещании и телевидении.

6. Публицистическая информация или просто - публицистика.

Это сердцевина, стержень журналистики, аналитические материалы различных жанров от комментария обзору, статьи, очерка. Вместе с по-действенной информации публицистика создается в редакционном коллективе. Но в отличие от первого вида (событийной информации), второй связан не с воспроизведением уже готовых фактов и явлений, а с созданием новых духовных и интеллектуальных ценностей. Публицистический тип информации создают уже не репортеры и корреспонденты, а сотрудники, выступающие в амплуа обозревателя или редактора направлении, то есть журналисты более высокой квалификации, имеющих глубокие знания в области своей тематической специализации и достаточный жизненный опыт.

Вторая типологический концепция социальной информации предложена коллективом авторов учебника "Массовая коммуникация" (К., 1997). Они выделяют следующие типы социальной информации:

1. Массово-распространяемая (массовая) информация, к которой относят всю публично распространяемую печатную или аудиовизуальную продукцию (книги, брошюры, прессу, теле- и радиопередачи, а также любые записи на кассетах или компакт-дисках).

2. Статистическая информация - это официально документированная информация государственных органов или научных учреждений о процессах, происходящих в экономической, социальной и культурной жизни общества.

3. Справочно-энциклопедическая информация - это официальные сообщения или систематизированы сведения, составленные по соответствующей форме с использованием предусмотренных законом средств о различных событиях, явлениях, процессах, героев и персонажей истории и современности.

4. Информация о лице - это совокупность официальных документированных личных сведений о личности.

5. Информация о деятельности государственных органов и организаций (правовая информация) - это официальная информация, создаваемая в процессе деятельности органов власти, общественных или партийных объединений, государственных и частных предприятий, учреждений и организаций.

Легко заметить, что типология львовского учебника включает в себя большее разнообразие явлений социальной информации, демонстрируя их участие в создании журналистики, тогда как киевские ученые сосредоточили внимание собственно на двух ее типах: массово-распространяемой (п. 1) и альтернативной к ней официальной (п. п. 2-5).

Современный человек живет сейчас в густо насыщенном разнообразной информации в обществе. Ежедневно на нее со страниц газет и страниц журналов, из радиоприемников и телевизоров наваливается огромное количество новостей и сообщений разного характера. Дальнейшей эскалации информационной агрессии на человека способствует совершенствованию информационных технологий, появление новых типов журналистики на электронной основе. Вместе с тем ученые отмечают, что "физические возможности человека пропускать через себя и усваивать информацию не увеличились за последние семьдесят тысяч лет". Следовательно, только отбор информации, ее обобщение на аналитической основе может спасти человека и его разум от растворения в хаосе мира. Этот процесс и осуществляет массовая информация.

Для того, чтобы представить процессы ее создания и способ функционирования важно принять во внимание следующее. В результате введения все большей специализации в жизни общества люди все больше теряют способность понимать друг друга, поскольку предметом их деятельности становятся все более узкие участки действительности.

Ученые создают статьи и монографии, выдвигают гипотезы, пишут отчеты о своих исследованиях, осуществляющих открытие. Причем представители даже смежных дисциплин уже далеко не всегда понимают сущность проводимой их коллегами работы. Научная информация, как разновидность социальной, имеет характер эзотерической, внутренней информации, она не доступна массовой аудитории в той форме, в которой производится и требует своего разъяснения, толкования в привычных для реципиента-неспециалиста понятиях.

Еще одной разновидностью социальной информации является профессиональный ее тип. Каждая специальность (профессию) имеет свои секреты, требует определенных специальных знаний, навыков и умений. Для того, чтобы рассказать широкому читателю о профессиональных обязанностях и деятельности инженера или агронома, учителя или врача, строителя или таможенника, необходимо также обратиться к простым и обычных понятий, суметь профессиональную терминологию, часто целый социальный диалект (социолект, жаргон) перевести на понятную массовой аудитории язык.

То же самое справедливо сказать и о художественный тип социальной информации. Художественная мысль в ХХ веке осложнилась настолько, что далеко не все произведения музыки, живописи, театра, кино, литературы понятны широкой аудитории напрямую. Процесс их восприятия сегодня требует опосредования художественной критики. Афористично это выразил французский философ и литературный критик Роланд Барт, сказав: "Критика не есть наука. Наука изучает смыслы, критика их производит. (..) Отношение критики к произведению собой отношение содержания в форму". Иными словами, художественное произведение остается определенной вещью в себе без разъяснительного его толкования литературной (или любой другой художественной) критики, и играет роль переводчика художественного выражения на язык массовой информации.

Наконец, каждая личность, даже обычный человек, обладает огромным объемом индивидуальной информации, состоящая из его жизненного опыта, взгляда на явления и процессы действительности, отношение к героям и персонажей истории и современности. Эта индивидуальная информация также представляет огромную ценность, поскольку само человечество представляет собой сообщество отдельных личностей, которые составляют целостность именно благодаря тому, что коммуникативно связаны между собой.

Следовательно, далеко не вся социальная информация, которая функционирует в обществе, доступная широкой аудитории даже тогда, когда отмечается важности и актуальности. Рядовым человек не поймет научных новинок, сложных художественных произведений, коммерческих тайн, профессиональных секретов, хотя бы они и были ей сообщении. Журналистика сегодня - это способ преобразования (перевода) научных, профессиональных и профессиональных, коммерческих и деловых, художественных и индивидуальных знаний и сообщений на общепонятный массовую информацию. Если люди способны понимать друг друга, так это потому, что в социальной информации является слой, который выполняет роль духовного моста между представителями различных социальных общностей - это слой массовой информации.

Иными словами, журналист переводит профессиональный, специальный, насыщенный терминами дискурс на общепонятный для широкого круга читателей язык. При этом следует понимать, что, как и при любом переводе, теряются какие-то детали и краски оригинала, перевод не может быть полностью адекватным первоисточника. Это истина, которая признается всеми специалистами по теории перевода. В знаменитом романе Сервантеса Сааведра "Дон Кихот" главный герой объяснял своему менее образованному спутнике: "Перевод, дорогой Санчо Панса - это фламандский ковер с низу". Тем не менее, журналист как перкеладач научных, профессиональных, художественных и индивидуальных дискурсов на язык массовой информации должен, как и переводчик любых текстов, добиваться точности и полноты в донесении смысла сообщения к читателям.

Продемонстрируем процесс создания массовой информации на примере от противного. Во всеукраинском еженедельнике "Наша газета +" 27 ноября 1999 на странице "Клуб любознательных" в рубрике "Очевидное - невероятное" была опубликована статья известного журналиста Валентина Смаги "Альберт, ты не прав!" Она рассказывала об открытии украинского ученого Петра пруссов, которое опровергает теорию относительности Альберта Эйнштейна. Автор довольно популярно рассказывает, что для удобства своих выводов сам знаменитый физик, создатель теории относительности, обратился к упрощению физического мира, отказавшись от явления эфира.

Но дальше журналист, призвав читателя вспомнить школьный курс физики, предлагает ему достаточно сложные терминологически и необычные для неспециалиста научные факты. "Всем известно, - пишет В. Смага, - что при перемещении проводника в магнитном поле возникает электродвижущая сила. Это и есть электрический ток. Однако также, утверждает Пруссов, и продольная действие магнитного поля на проводник. Она упорядочивает движение частиц эфира в поток, который и захватывает свободные электроны, в результате чего на концах проводника, расположенного вдоль магнитного поля, также возникает электродвижущая сила.

Поперечная действие магнитного поля на проводник - это, согласно Петром пруссов, использование потенциальной энергии эфира, на чем основывается вся современная энергетика.

Продольная действие приведет к использованию кинетической энергии эфира. В ней - ключ к энергетике будущего, когда человечество сможет получить необходимую энергию непосредственно из космоса ".

Вполне очевидно, что изложение журналиста не является общепонятным, и читатели, не имеющие специальной подготовки, не поймут открытие украинского ученого. Сенсационный по своей сути материал останется невоспринятыми аудиторией. Журналисту не удалось превратить научную информацию на массовую. А это явление не просто не желательно, а вполне запрещено в процессе создания массовой информации.

Ведь журналистика функционирует в системе: автор (журналист) -информация (текст) - аудитория. С самого начала возникновения газет и журналов встал вопрос об измерении ценности и полезности информации с точки зрения ее использования. Важная проблема деятельности журналиста - установление таких отношений с аудиторией, при которых потенциальная информация становится принятой, усвоенной, а затем и реальной.

В американской журналистике, чтобы избежать грубого насилия сознании читателей от некомпетентных интерпретаций журналистов-дилетантов, было предложено правило "news not views" (новости без взглядов). Ассоциация американских редакторов еще в 1923 г. приняла решение о том, что новости не должны содержать оценок, навязывать читателям взгляды журналистов. Это решение было принято для защиты читателей от агрессивности информационного потока, имело определенные последствия, но изменить прагматическую природу журналистики оказалось несостоятельным.

При этой возможности рассмотрим понятие "новость" как важную категорию теории журналистики.

Новость - это известность факт. Проблеме факта в журналистике будет посвящен в этом учебнике отдельный раздел. Здесь же в виде необходимой дефиниции необходимо указать следующее: факт - это любой выделенный фрагмент реальной действительности. Под фактом может пониматься событие, явление, статистические данные, высказывания знаковой лица и др. Новость как известность факт - это актуальная часть социальной информации. Выпуски новостей на радио или телевидении предусматривают передачу в эфир только полученных сообщений - это еще одно значение понятия "новость".

Новости отмечаются такой атрибутикой:

1) они отражают последние события, воссоздают картину мира, сложившуюся на этот момента;

2) новости несистематические, новостная картина мира характеризуется коллажность;

3) задачей новостей не является интерпретация и упорядочения сообщений;

4) новости невечные, они живут до тех пор, пока сохраняют актуальность, дальше их вытесняют другие формы знания;

5) события, представленные как новости, отмечаются неожиданностью, необычностью;

6) новости строятся на предположении возможного интереса аудитории;

7) новости служат ориентирами и указателями знаний, но не заменителями знаний;

8) новости предполагаемые; в этом заключается главный парадокс новостей, заранее известно о визите Президента, юбилеи, от-рытье выставок, новостями становится в таком случае само событие, а содержание события, подписаны соглашения, сказанные на открытии слова.

Как продукт активной деятельности человека новости и социальная информация в целом характеризуются цилепокладенням. Об этом очень хорошо сказали авторы учебника "Массовая коммуникация". "Социальная информация - отметили ученые, - никогда не бывает нейтральной. Информация, которая передается средствами массовой коммуникации, объективно влияет на людей. Проводилось достаточно много исследований, целью которых было доказать, что можно выполнить установку американской журналистики" news not views " (новости без взглядов), но они каждый раз показывали, что даже без комен-таря, через отбор новостей или какие-то другие условия коммуникатор сознательно или бессознательно определенным образом влиял на аудиторию ".

Журналист, как и любой политически активный гражданин, просто не может не иметь своих взглядов на те или иные события и явления современности, не может не иметь своего отношения к героям и персонажей исторической действительности. Так же, как и все остальные граждане, он имеет полное право обнародовать свою точку зрения. Дело в другом: важно, чтобы он не мешал остальным субъектам информационных отношений выразить свои взгляды, даже если бы они оказались альтернативными по его позиции. Только свободный рынок идей является гарантией действительно гармоничного развития общества, только при таком условии продуктивного обмена мнениями возможен поиск наиболее приемлемых решений возникающих социальных проблем. Модель внутреннего плюрализма должна восприниматься как норма современной журналистики.

В конце концов, в мире масс-медиа американская концепция "news no views" далеко не является преобладающей. Немецкие журналисты, как уже говорилось, предпочитают "адвокатском" типа журналистики, считая, что ее задачи могут быть решены не в плоскости чистой информатики, а на уровне публицистики, то есть активной пропаганды общечеловеческих жизненных ценностей.

Отечественная традиция понимания журналистики никогда не воспринимала ее только как беспристрастного носителя информации, а всегда рассматривала как способ формирования общественного мнения, социальной педагогики, решение важных общественных задач, защиты простого человека от произвола государственного бюрократического аппарата.

Эта проблема давняя, возможно, она имеет такой же возраст, как и сама журналистика. Например, более века назад, в далеком уже 1891, между Иваном Франко и Михаилом Драгомановим завязалась дискуссия по поводу информационного или аналитического выбора в журналистике. И. Франко, расстроился конфискацией прокуратурой острой публицистической статье М. Драгоманова в газете "Хлебороб", высказался за такие два принципа журналистского творчества: "1) писать Ричи научные без публицистического острие, а даже без всякого острие, т. Есть. Говорить и НЕ договаривать до крайнего слова, 2) писать Ричи сплошные, связанные друг с другом, но без спального титула, а по возможности писать так, чтобы Премис [сообщение. - И. М.] были особо и выводы особняком ". М. Драгоманов, однако, вступил в полемику с коллегой. "По поводу пропавшей статьи в" Хлеборобе "я бы с Вами поспорил, - писал он в ответ на предложения Ивана Франко. - Для народа простого так писать нельзя. Это мы, книжники, намуштровани факты в одном месте читать, а выводы в цветка, или "читать между строк", - а простые люди этой науки не имеют "Ч Под" простыми людьми ", конечно же, в терминологии современной теории коммуникации, понимал массовый читатель. В украинском общественном сознании журналистика всегда воспринималась как модель аналитической деятельности, в которой факты и выводы не разлагаются на различные полочки, публицистические идеи не прячутся в подтекст, наоборот увиразнюються, тщательно обосновываются и аргументируются, возвышаются публике в легкой для восприятия образной форме.

Следовательно, информация в журналистике - это не просто новости, а работающие сообщение, это новости, вошли в сознание и повлияли на аудиторию в рассчитанном автором направлении. Журналистика - это прагматическая, побудительная информация. Именно это делает ее массовой.

В словосочетании "массовая информация" составляющая "массовый" означает вовсе не низкого качества, а не ширпотребовский. На первый же план выдвигаются такие признаки массовости:

1. Направленность на массу (на все население) при отсутствии непосредственного контакта, независимо от размеров и пространственной рассредоточенности аудитории. Следует при этом иметь в виду относительность понятия "массовости". Особенно большие тиражи действительно называются "массовыми", но в основном такая ситуация характерна для тоталитарных стран, где существует монополия государства или партии на развитие прессы и распространение информации. Например, в Советском Союзе центральные газеты "Правда", "Известия", "Труд" выдавались огромными тиражами 15-20 млн экземпляров; но реальная причина таких высоких тиражей заключалась в принудительной подписке на эти издания; платить их обязаны все члены партии, учителя, работники научно-исследовательских институтов, преподаватели высших учебных заведений, студенты и т. д.

В рыночных же условиях, вследствие свободной конкуренции рождается и существует большое количество газет и журналов с меньшими тиражами. Уменьшение тиражей, но увеличение количества изданий способствует более полному удовлетворению информационных потребностей граждан, "массовом" охвату населения информацией, обеспечивает возможность выбора периодических изданий по политической направленности или интересами.

Тираж следует соотносить с размерами расчетной аудитории. Две тысячи экземпляров - малый тираж для Украины и даже для Харькова, но для Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, в каком именно таким тиражом выходит внутренняя газета "Харьковский университет", это тираж массовый.

Так же массовым является тираж в пять-шесть тысяч для районной газеты, издающейся в районе с общим населением 40-50 тыс. Жителей. Например, в конкурсе "Журнал", который проводит ежегодно ко Дню журналиста Харьковская областная государственная администрация и Харьковское областная организация Союза журналистов Украины, в 2000г. В номинации "Читательские симпатии" экспертная комиссия отметила Кегичевское районную газету "Наш край". Ее разовый тираж составил 2 165 экземпляров. Якобы в абсолютных измерениях он мал. Но в Кегичевском районе Харьковской области проживает 25,6 тыс. Жителей. В расчете на 1 тыс. Населения газета оказалась наиболее массовой.

2. Соответствие потребностей массы в информации. Журналистика ориентирована преимущественно на загальнозначиму информацию, содержанием которой является отражение жизнедеятельности общества в сообщениях, сведениям, знаниях. Журналистика направлена на обеспечение информационных потребностей населения в идеологической, общественно-политической, научно-технической, экономической, культурной и др. сферах. Средством непосредственного обмена информацией между людьми является общение. Журналистика и является главным коммуникативным каналом, обеспечивающим обмен информацией в различных сферах. Она является массовой, так как социальная информация, создаваемая журналистами и распространяется через каналы массовой коммуникации, представляет интерес для всего общества, является загальноцикавою.

3. Стремление к консолидации, то есть выработка общей для многих позиции. Формируя общественное мнение вокруг важнейших проблем общественного бытия, журналистика способствует объединению людей по взглядам и интересам. Обсуждение проблем и выработки общей позиции по их решению консолидирует нацию, дает каждому гражданину ощущение плеча, ощущение своей несамотности в мире. Журналистика - это органы массовой информации, так как оно способствует выработке массой читателей общей позиции, ориентирует их вдоль одного общественно-политического вектора, настраивает на восприятие тех или иных социальных, экономических и культурных ценностей.

4. Доступность для массы. Эта проблема имеет несколько аспектов. Прежде всего информация должна быть доступной читателям по содержанию и форме, то есть понятной им, написанной простым языком, должна содержать толкования сложных понятий. Во-вторых, информация должна быть доступной экономически, то есть продаваться за небольшую плату. И, наконец, в-третьих, отметим еще один аспект доступности - удобство доставки. Сегодня газету или журнал, издаваемый в любом городе Украины, можно подписаться на всей ее территории. Некоторые газеты и журналы, выходящие в регионах - "Арт-мозаика" (Харьков), "Собеседник" (Одесса) - провозглашают себя всеукраинскими изданиями. Подписка позволяет читателю ежедневно вынимать из своего почтового ящика газеты и журналы, издаваемые не только в его, но и в других городах Украины, а также получать зарубежную периодику. Доставка радио и телепрограмм осуществляется через эфирный, спутник или проводной (кабельный) связь и позволяет слушателю и зрителю воспринимать их дома в удобное время.

5. Открытость для сотрудничества всем желающим и способным к журналистского творчества. Журналистика содержит потенциальную возможность выступления каждого гражданина по любому вопросу, чтобы это выступление был выполнен на достаточном для восприятия аудиторией уровне. Более того, сотрудники редакции всегда могут стилистически доработать материал странного автора, если только в нем будут содержаться общественно ценные мысли. Газеты и журналы помещают на своих страницах письма читателей, к участию в радио- и телепрограммах приглашается достаточно широкий круг граждан. Особую популярность на телевидении получили ток-шоу (контактные программы), которые собирают многих участников в роли непосредственных действующих лиц и зрителей, например: "Караоке на майдане" Игоря Киндратюка и "Ключевой момент" Натальи Сумской на канале "Интер". В этой открытости для сотрудничества тоже оказывается еще один аспект "массовости" журналистики.

"Массовой информации" противостоит "индивидуальная" (личный опыт), "художественная" (литературные и другие произведения искусства) и "специальная" (научные и профессиональные знания) информация, но в совокупности вместе они являются основой духовности лица, создают информационную базу для ее ориентации в мире и практической деятельности.

Итак, журналистика неотделима от понятия "массовая информация".

Специфику "массовой информации" определяют такие атрибутивные признаки:

В. В. Резун выделил следующие три составляющие актуальности: "общественная обусловленность (общественная мотивированность), соответствие важным общественным задачей (общественная целеустремленность) и общественная целесообразность (общественный смысл)" Ч В первом аспекте актуальная тема - это такая, которая призвана к жизни общественными потребностями и проблемами. Во втором аспекте актуальность связывается с активным общественным цилепокладенням, которое должно быть расположенным в пределах улучшения общественной жизни, оздоровления социальных процессов. В третьем аспекте под актуальностью понимается возможность журналистского произведения оказывать положительное влияние на дальнейшую деятельность читателей.

2. Хронологическая актуальность или оперативность. С этой точки зрения все новости должны быть "последними", отмечаться свежестью. Наверное, не одного человека в детстве удивляла парадоксальная вербальная формула, неоднократно слышанная по радио: "Передаем последние новости", - ведь эти новости на самом деле никогда не были последними, а выходили в эфир снова и снова. Только повзрослев, лицо постигает смысл метафоры: новости являются последними, из тех что доложены на эту минуту; последние по хронологической актуальностью.

В журналистике идет постоянная борьба за оперативность, первенство и приоритетность в представлении сообщений. С этой точки зрения примечателен эпизод описан в романе русского писателя

Саввы Данґулова (1912-1989) "Кузнецкий мост" (кн. 1-3, 19711979). В произведении, он посвящен деятельности во время Второй мировой войны Министерства иностранных дел СССР, много внимания уделено и отражению работы зарубежных корреспондентов, аккредитованных при Министерстве. По законам тоталитарного государства в Советском Союзе журналистика не была независимым информационным институтом, а выполняла роль служанки при государственно-партийном аппарате. В романе описано, как с этой целью используется даже иностранный журналистский корпус, аккредитованный при Министерстве иностранных дел СССР. Перемещение корреспондентов и их доступ к информации строго регламентировались. Но в конце 1943 г.. Уже организовывались с целью информирования мировой общественности коллективные выезды корреспондентов ведущих мировых информационных агентств и главных ежедневных периодических изданий на места боевых действий.

В третьей книге романа описано возвращения группы из тридцати журналистов из Украины. Сразу по приезде каждый корреспондент дал телеграмму-молнию в свою редакцию: "Выезжал на Днепр, видел переправу советских войск. Был принят командующим армии украинских партизан. Ближайшие полторы-2:00 передам двести строк". После отправки "молний" в Лондон, Нью-Йорк, Мельбурна и т. Д. Комната корреспондентов в отделе прессы наполнилась грохотом печатных машинок. Двести строк действительно должны быть "отлиты" немедленно и за полтора часа переправлены в редакцию телеграфом, иначе будет поздно, сообщение появится в других газетах и перестанет квалифицироваться как "последние новости".

Удивительной кажется скорость, с которой работали зарубежные корреспонденты, что им помогает какая-то чудо-сила. На самом деле все проще. Как только "корреспондентский ковчег" покидает столицу, газетчика превращается в акына: он составляет свой будущий журналистское произведение и, составляя, заучивает его наизусть. Этот процесс продолжается во время всей поездки и завершается лишь с возвращением самолета в Москву. Журналист готов повторить свой текст, как "Отче наш". Отправив телеграмму, он бросается за машинку и со скоростью машинистки "выстреливает" уже готов, составленный в голове текст. Ему не в силах помешать ничто: ни разговоры соседей, ни стук их машинок. Даже брошен в кратер Этны, он разместив свой «Ремингтон» на коленях, выдаст заветных двести строк в лучшем виде. Через полтора часа большой по объему очерк готов и отправляется телеграфом в редакцию, где для него в соответствии с предыдущей телеграммой зарезервировано место в ближайшем номере.

Этот эпизод блестяще изображает борьбу за хронологическую актуальность, оперативность как важнейшие качества массовой информации в журналистике.

3. Документализм. Изложение новостей обязательно должен содержать ссылки на источники, на документы или другие пути поступления информации, называть фамилии и социальный статус (должности) лиц, которые предоставили информацию. Чем больше ссылок на источники в журналистском материале, тем выше его профессиональная ценностью.

4. Повторяемость тем и неповторимость материалов. Журналистика всегда - повторяющаяся неповторимость. Каждый конкретный журналистский материал неповторим, но чаще всего журналист работает в хорошо знакомой ему проблематике, которая накладывает своеобразные черты на творческую деятельность журналиста, выражается в выработке общей концепции, которая прослеживается в многочисленных материалах, повторяющихся источниках, наработанных вербальных формулах, творческая пам Пять услужливо подсовывает автору. Повторяемость тем в широком смысле -ведущий особенность журналистской работы, автор должен быть компетентным в вопросах, о которых пишет, ежедневно изучать свою тему, накапливать знания, собирать так называемое "досье"; но вместе с этим не оставлять информационного поиска, открывать новых героев, совершенствовать стиль.

5. Прагматизм, императивность. Совокупность сообщений, воспроизводят картину современного мира и воспринимаются обществом в своей совокупности как журналистика, создаются не бесцельно, а с целью достижения определенного последствия: дать читателям возможность сориентироваться в социальном окружающей среде, направить общественное мнение вдоль определенного политического вектора, вызвать вполне реальные реакции читателей, а затем и воплотиться в новые объективные события и явления завтрашнего дня. Журналистике свойственна императивность (императив - повелительное наклонение), иногда - откровенная, иногда - скрытая. Массовая информация включает в себя эффект спонукальности: до появления определенных эмоций, к размышлениям, к осмыслению ситуации в том или ином направлении, к действиям.

Входя через журналистский текст в ситуацию или проблему, знакомясь с героем или персонажем, читатель должен определиться в своем отношении к ним: явление становится предметным и реальным, проблема видится в ретроспективе и перспективе, предложения приобретают прогностического значения, а в итоге вырисовывается образ собственной психо- физической реакции на событие, которое может иметь диапазон (в зависимости от темперамента читателя, особенностей конкретных условий его деятельности, специфики политических обстоятельств) от эмоционального сопереживания к активному поступка.

Именно прагматизм массовой информации, ее императивность позволяет использовать ее с целью манипулирования общественным сознанием и направления общественных эмоций. Ошибочной кажется мысль о том, что императивность журналистики всегда связана только с манипулятивной пропагандой и присуща только тоталитарному обществу. В условиях современной духовного кризиса и дегуманизации культуры (и журналистики как ее составляющей) особую актуальность приобретает императивность, направленная на защиту политической стабильности в мире, содержание экологического равновесия, сохранения общечеловеческих ценностей, утверждение традиционной морали. Под этим углом зрения императивность выглядит не релятивной, а абсолютной свойством массовой информации.

Производство массовой информации всегда осуществляется на двух уровнях:

1) создателем ее может быть любой гражданин в силу творческой природы человека;

2) массовая информация создается институционально, то есть специальными общественными институтами.

Отсюда - два уровня массовой информации:

1) стихийный, что создается спонтанно и распространяется самими массами преимущественно в устной форме;

2) организован, создаваемый специалистами и распространяемый по открытым, доступным каждому коммуникационными каналами.

Журналистика является следствием исторического общественного развития и главным способом существования организованного типа информации, что и позволило ей стать массовой.

Массовая информация накапливается в информационных хранилищах: архивах, библиотеках. Но в употреблении живых поколений находятся в основном верхние, "свежие" ее пласты. Однако общество во все времена предусматривает поступления в каналы коммуникации информационных продуктов из слоев "глубокого залегания", актуализируя тем самым вечные истины, а иногда и неопознанные ошибки.

С точки зрения функционирования есть три формы существования массовой информации:

1) пассивная; ее составляют тексты, законсервированные в фондах хранилищ, это потенциальная информация, которая может быть актуализирована при определенных обстоятельствах;

2) стихийная; ее составляют анонимные сообщения (слухи, фольклор, в том числе и анекдоты), циркулирующих каналами устных коммуникаций;

3) активное; ее составляют массово-информационные потоки (то есть, журналистика); динамическая совокупность информационных продуктов, создаваемых непрерывно.

Журналистика, создавая специфические тексты, оказывается организатором массово-информационных потоков. Собирая воедино тексты массовой информации, журналист создает из них новый, "сборный" продукт - подвижную, эволюционную информационную картину современности. Эта картина современности формирует массовое сознание, общественное мнение, общественные настроения, во многом определяет поведение людей и деятельность социальных институтов.

В первом случае мы имеем дело с информацией внешней, фактологической, объективной.

Во втором случае мы имеем дело с информацией внутренней, аналитической, субъективной.

Существует взгляд, согласно которому "информация в журналистике всегда вторична", а сущность журналистской работы состоит в посредничестве. Журналист, мол, только передает новости от источника информации к широкой читательской аудитории. Отчасти это действительно так. Но не совсем. Приведенная концепция Владимира Владимирова учитывает наличие в журналистике только внешнего типа информации и собственно к нему сводит всю разнообразную массово-информационной деятельности.

На самом же деле в журналистике существует равнозначен с внешним внутренний тип и сектор информации. Его значение нельзя уменьшить. Кроме огромной работы над аналитическими материалами, журналисту неоднократно принадлежит объяснять факты, о которых он сообщает, или по крайней мере комментировать новости или сообщения о них; ему приходится решать мировоззренческий вопрос: какие новости подать своим читателям в свежем номере газеты, а какие обойти своим вниманием; а затем в профессиональной деятельности журналиста как в сообщающихся сосудах происходит постоянный переток внешней информации во внутреннюю и наоборот. Вполне справедливо авторитетные авторы считают, что "продуктом познавательной стадии журналистской деятельности оказывается концепция изученной ситуации, представляет собой единство знания о событиях и отношение к ним" [подчеркивание авторов. - И. М.].

Ремесленная деятельность журналиста как посредника все время соседствует с чисто творческими аспектами. Вынести внутреннюю информацию за пределы журналистики представляется неправомерным, так как, во-первых, на самом деле журналистика не существует без нее, а во-вторых, ошибочно оплодотворять сознание будущего специалиста упрощенной концепции журналистики, где ей отведено лишь посредническую роль между источниками новостей и массовой аудиторией.

Использование различных видов информации разнообразит информационный поток, делает печатное издание или программу электронного органа массовой информации интересными и конкурентно-способными.