Что означает выражение «блудный сын»? Неосознанные блудные проявления во сне от духовной деятельности

Блудный сын

Блудный сын
Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 15) есть притча о блудном сыне, в которой рассказывается о том, что однажды некий человек разделил имущество свое между двумя своими сыновьями; младший, забрав свою долю, ушел из дома и, скитаясь в чужих краях, расточил имение свое.
Дойдя до крайней степени нужды, он решил вернуться в отчий дом. Отец принял его, обнял и поцеловал. Сын, робея, сказал (ст. 21): «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».- Но отец, видя его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил для него пир, сказав (ст. 24): «Станем есть и веселиться!. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».
Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях..

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Блудный сын

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11-32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его поцеловал; и сын сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: "Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Блудный сын" в других словарях:

    Блудный сын. В некоторых случаях «ошибка» или «недоразумение» в области словотворчества или индивидуального, нового словоупотребления современного писателя вызывается недооценкой тонких семантических и стилистических оттенков старой фразеологии.… … История слов

    См … Словарь синонимов

    - «БЛУДНЫЙ СЫН», СССР, Литовская киностудия, 1985, цв., 90 мин. Психологическая драма. По повести Р.Кашаускаса «Зеленеющие холмы». Прожив десять лет в городе, Вилюс возвращается на хутор, где по прежнему живет его старший брат Пятрас, главный… … Энциклопедия кино

    - «Возвращение блудного сына», Рембрандт Притча о блудном сыне одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Новом Завете. Она учит добродетелям покаяния и прощения. По мнению митрополита Сурожского Антония, данная притча «лежит в самой сердцевине… … Википедия

    Первый проект под названием Блудный сын образовался в 1993 г. в Первомайском районе Москвы. В состав вошли: Андрей Гаврилов (гитара, вокал), Андрей Ковалев (гитара, вокал) и Вис Вита лис (бас, вокал). Втроем, без барабанщика они играли… … Русский рок. Малая энциклопедия

    "Блудный сын" - БЛУ́ДНЫЙ СЫН (Le Fils prodigue), одноактный балет. Комп. С. С. Прокофьев, сцен. Б. Кохно. 21.5.1929, Русский балет Дягилева, Т р Сары Бернар, Париж, балетм. Дж. Баланчин, худ. Ж. Руо, дирижёр Прокофьев; Блудный сын – С. Лифарь, Отец – … Балет. Энциклопедия

    Блудный сын - крыл. сл. Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11 32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (иноск.) нравственно блуждающий, распутный Ср. Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатолия. Гр. Л. Толстой. Война и мир. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполне, что я блудный сын. Писемский. Взбаламученное море. 1, 18. Ср. Da … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ◘ блудный сын - Из евангельской притчи о непокорном блудном сыне, который ушел из дому, промотал свою долю наследства, после скитаний вернулся с раскаянием в отчий дом и был прощен. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Блудный сынъ (иноск.) нравственно блуждающій, распутный. Ср. Вы никогда не думали о томъ, чтобы женить вашего блуднаго сына Анатолія. Гр. Л. Толстой. Война и миръ. 1, 1. Ср. Я сознаю теперь вполнѣ, что я блудный сынъ. Писемскій. Взбаламученное… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Блудный сын , К. Дебюсси. К. Дебюсси, Блудный сын, Партитура, Для 3 х голосов и оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: 3 голос, оркестр Воспроизведено в оригинальной авторской орфографиииздания 1884 года.…

Детальное описание из нескольких источников: «молитва от блуда во сне» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни.

Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека.

Прямое назначение сна – отдых, восстановление физических и душевных сил.

Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.

Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается.

Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования.

Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками.

Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.

Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.

Так же и появление образа, даже греховного, во сне – грехом не является.

На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.

Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии.

В первую очередь сказанное касается блудных грехов.

Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии.

Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями.

Епитимия за них, как правило, не назначается. Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне.

Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному.

Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям.

Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства.

В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.

Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне .

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.

Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.

В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва . Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

Комментарии Перейти к форме написания комментария

Молитва от блуда во сне

Молитвы от страсти блуда

О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь.

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,

4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,

8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,

11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,

13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,

16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Виталие, моли непрестанно о всех нас.

Ублажаем тя, преподобне отче Виталие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Храм твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти: дево мученице, Фомаидо великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

О, всехвальная мученице Фомаидо! За чистоту супружества даже до крове подвизавшися и целомудрия ради душу свою положивши, достойна пред Господем обрелася еси, во еже в лице преподобных дев почтенней тебе быти. Услыши нас молящихся тебе, и якоже древле боримии от плоти целительницу тя имеяху, по дарованной тебе от Бога благодати, сице и ныне прибегающим ко предстательству твоему подаждь отраду и свобождение от плотския брани, и целомудренное житие и незазорное в супружестве и девстве пребывание твоими богоприятными молитвами всем исходатайствовати потщися, яко да телеса наша храм живущаго в нас Святаго Духа будут. О, преизбранная в женах и верная рабо Христова! Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управимся умом нашим и укрепимся сердцем нашим во всяком благочестии и чистоте, славяще твою помощь и предстательство, благодать же и милость Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Преп. Таисия была весьма прекрасна и прославилась повсюду красотою своего лица. Прельщая поклонников своих, она доводила их до разорения, нищеты, ссор из-за нее. После беседы с преподобным Пафнутием, преп. Таисия пребывала три года в затворе в женском монастыре, замаливая свой грех блуда, пока видение преп. Павлу Препростому не объяснило, что грех бывшей блудницы Таисии прощен.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Таисие, дух твой.

За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси: но молитвами твоими противных шатание разори.

Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молим ти ся прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.

Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, кто не дивится? Глад бо, темницу и раны приемля, не поработился еси сластем ляховицы, но, яко царь, страстьми обладаяй, ныне и тогда возпрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, пособствуй и нам, твою память чтущим, Моисее преподобне.

В Вышних, Единаго Бога ища, земная вся презрел еси, о телеси своем нерадив, на муки мужески себе вдал еси, глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси, биения, кровеизлияние и удов отрезание, чистаго ради девства твоего, мужески понесл еси. И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице, от всех искушений моли избавитися вопиющим ти: радуйся, Моисее, отче блаженейший.

Преподобный Моисей Мурин – покаявшийся убийца и разбойник – помощник в трезвости и целомудрии. Ему молятся для преодоления страсти пьянства и блуда, и также об обращении ко Христу душ, согрешивших тяжкими преступлениями.

Пустынный житель, и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Мурины заушив и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светлое, светом жития твоего и учением наставляя души наша.

Когда блудница под видом странницы пришла к преп. Мартиниану, он встал на горящий хворост, чтобы победить искушение. Блудница, увидев его подвиг, покаялась.

Яко подвижников благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.

От конец даже до конец пройде вещание красных добродетелей и Божественных подвиг твоих: млад сый возрастом, в пустынях возжелал еси пожити, пения Христу, псалмы и молитвы воспущая присно: день же и нощь возрастая в болезнех и слезах, чисте житие твое скончал еси и, мудре, злоночальнаго посрамил еси, ты бо змия попрал еси.

Св. Евфимий обладал благодатным даром избавлять от плотской страсти.

Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и, сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя; темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас, совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.

Яко архиереем сопрестольник и святителем изрядный поборник был еси, святителю Евфимие, не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся, святителю Богомудре!

Отче святителю Евфимие! Ты от юности твоея Христа возлюбил еси и благодатию Его укрепляем, вся плотская мудрования умертвил еси, чистым житием и кротким нравом угодил еси Господеви, и по благодати Его на престоле святительства подвизался, явился еси пастве Христове Великаго Новаграда пастырь добрый, полагаяй душу твою о стаде твоем. Темже и по смерти твоей прослави тя Пастыреначальник Христос подаянием чудес, от тебе истекающих, образ добродетельнаго жития в Тебе нам показуя. Темже и аз грешный и унылый, к к раце мощей Твоих припадая, молюся тебе усердно: даждь ми руку помощи, воздвигни мя молитвами твоими из глубины греховныя, се бо волнами страстей плотских и уныния, и иными тьмочисленными житейскими треволнении обуреваюся и погибаю. Буди убо мне, многогрешному, теплый ко Христу предстатель и молитвенник, да и аз, от потопления греховнаго избавлен, ко пристанищу непорочнаго жития благодатию Христовою достигну, и чистым житием прославлю Спасителя моего, кровию Своею мене искупившаго: и тако житие скончав, получу живот вечный во Царствии Небеснем, идеже славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо; прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего Всенепорочную и святую Матерь, Молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне Марию приснопамятную, явльшуюся египетское овча, и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возвращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние Един Вседержитель, Марие преславная.

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных, и временных забытием претекла еси, яко слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венца сподоби тя, славная Евдокие: преподобная страстотерпице, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Во страдании твоем добре подвизавшися, и по смерти нас освящаеши чудес излиянии всехвальная, верою прибегающыя в божественную церковь твою. И торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие, да избавимся недуг душевных, и чудес благодать почерпем.

Несколько слов против блудной страсти

2. Причастие – 1 раз в неделю, то есть участие в таинстве Святого Причащения; при условии, что человек уже не допускает физического блуда и других тяжких грехов. Перед Причастием необходима исповедь (участие в таинстве покаяния).

3. Противодействие блудным помыслам и блудным ощущениям с помощью Иисусовой молитвы и противоречия. Это значит, что сначала надо без промедления, резко, решительно, с ненавистью и злостью противоречить приходящим блудным помыслам и ощущениям, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем надо сразу же, тоже несколько раз подряд, но уже без агрессии, произнести Иисусову молитву; дальше противоречие и молитва повторяются заново, и так делается до тех пор, пока искушение не остановится. Борьба ведётся мысленно или вслух. Само собой разумеется, что таким же способом надо бороться с любой информацией, которая имеет отношение к блудной страсти. И точно так же нужно противодействовать блудным желаниям, намерениям и другим блудным состояниям души, то есть душевному блуду.

Бывают случаи, когда блудная страсть разжигается в душе и в теле настолько сильно, что такие способы борьбы, как пост, терпение, молитва, покаяние, смирение, милостыня и другие способы, сами по себе, без регулярного участия в таинстве Святого Причащения, уже мало помогают. В связи с этим, Причастие, думаю, является самым необходимым оружием в борьбе против блудной страсти.

Таким образом, главное оружие здесь в борьбе против блудной страсти – это регулярное участие в Таинстве Святого Причащения. Кроме Причастия, ещё потребуются Иисусова молитва и противоречие – эти средства борьбы тоже крайне необходимы, они, я считаю, в данном случае, должны быть основными после Причастия, об этом я подробно расскажу в третьем пункте. Особое внимание следует уделить изучению Нового Завета и святоотеческой литературы. Ещё в борьбе помогают: чтение любимого акафиста или определённая молитва, или размышления о какой-нибудь православной иконе, или размышления о каком-то православном храме. Можно ненадолго заняться точной наукой, скажем, математикой или физикой, чтобы ум не развлекался. Можно непрерывно произносить только Иисусову молитву, не произнося слов противоречия (очень хорошо помогает преодолевать блудные помыслы, при засыпании и пробуждении от сна). Но ещё раз скажу, что основная борьба, после Причастия, как я думаю, должна проявляться в том, что сначала человек противоречит врагу, а затем без промедления произносит Иисусову молитву.

Если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, примерно, после 3го-4го Причастия блудная страсть сильно ослабевает – эти цифры, конечно, приблизительны, так как скорость выздоровления зависит от конкретного случая. Выздоровление тут означает, что человек уже избавился от сильного блудного разжжения (блудного влечения), то есть сильных блудных ощущений в душе и в теле, и в состоянии уверенно вести борьбу против блудной страсти, не впадая в телесный блуд. Но в первые 3-4 недели борьбы блудные помыслы, ощущения, желания могут ещё изрядно побеспокоить, особенно на второй и третьей неделе. Поэтому, будьте очень внимательны. Постарайтесь, насколько это возможно, исключить из своей жизни информацию блудного характера. Необходимо воздерживаться от объедения, от спиртного лучше совсем отказаться (конечно, могут быть исключения), также следует максимально ограничить использование телевидения и интернета, на противоположный пол советую вовсе не смотреть, потому что всё это лишний повод для нехороших воспоминаний, то есть не допускайте действий, которые укрепляют и поддерживают блудную страсть. Как только почувствовали движение блудной страсти, сразу сосредоточьтесь и уверенно, со злостью и ненавистью говорите: «НЕТ, НЕТ, НЕТ. », после этого произносите Иисусову молитву. У вас могут возникнуть помыслы, что физический блуд преодолеть невозможно, или, что сегодня можно последний раз согрешить, а завтра с лёгкостью одержать победу, – не слушайте их – это всё ложь, беспощадно уничтожайте такие помыслы.

При помощи Иисусовой молитвы и противоречия можно быстро подавлять блудные помыслы и ощущения. Основной принцип этой борьбы – следующий: как только начинается блудное искушение, сначала надо противоречить врагу, то есть несколько раз подряд произносится слово «НЕТ», а затем сразу же, тоже несколько раз подряд надо произнести Иисусову молитву и т.п. Можно произнести 4 раза слово «НЕТ» и 4 раза произнести Иисусову молитву, можно и в другом соотношении: 4 раза произнести «НЕТ» и 3 раза произнести Иисусову молитву или 3 и 4, или 5 и 3, или 4 и 5, или 5 и 4, или 7 и 3, или 4 и 9 и т.п. – кому как удобно. Например вы произнесли 4 раза слово «НЕТ», затем сразу произнесли 4 раза Иисусову молитву, дальше сразу опять произносите 4 раза «НЕТ» и 4 раза Иисусову молитву и так далее до тех пор, пока враг не отступит, затем можно сделать перерыв до следующего боя, но лучше таким способом постоянно беспокоить врага, насколько это возможно, даже если нет блудного искушения. Данная борьба ведётся мысленно или вслух («вслух» здесь означает использование речевого аппарата – шёпот, голосовая речь и т.п.).

Противоречить во время искушения старайтесь без промедления, резко, решительно, со злостью, с сильной ненавистью ко греху, настойчиво и терпеливо, без смущения и сомнений в душе; Иисусову молитву, думаю, следует произносить уже без агрессии, но тоже решительно, настойчиво, с терпением, без смущения и сомнений, и конечно со смирением и вниманием. Скорость произнесения слов противоречия и молитвы может быть разной, в зависимости от ситуации. Но тут надо сказать, что, если слова противоречия можно произносить быстро, или со средней скоростью, или медленно, то Иисусову молитву, я считаю, слишком быстро произносить не следует. Понятно, что, в общем, под противоречием я подразумеваю жёсткое подавление блудных помыслов и ощущений, с помощью слова «НЕТ», но никак не собеседование с ними или промедление в них, – не следует задерживать, фокусировать на них своё внимание во время борьбы. То же самое касается и любой другой опасной информации; таким же образом нужно противоречить и душевному блуду; ещё данное противоречие, также как Иисусову молитву, думаю, можно применять с целью упреждения противника, даже если нет никакого беспокойства, связанного с блудной страстью. Относительно того, как правильно совершать Иисусову молитву, советую обращаться к сочинениям Игнатия Брянчанинова.

В общем, во время бодрствования борьбу надо вести с помощью противоречия и молитвы предельно агрессивно, чтобы нанести врагу максимальный ущерб. А перед сном и после пробуждения или во время болезни борьба ведется без резких усилий тоже с помощью противоречия и Иисусовой молитвы или с помощью только Иисусовой молитвы – достаточно будет просто внимательно вслушиваться в каждое слово данной молитвы. Также при засыпании и пробуждении во время искушения можно переключать мысли на разные темы, никак не связанные с блудной страстью и, тем самым, например, избегать блудных помыслов. Но хочу сказать, что не следует слишком уж уклоняться от прямого боестолкновения, то есть прекращать Иисусову молитву и противоречие, и подолгу размышлять на какие-то темы, поскольку блудная страсть реально ослабевает в том случае, когда человек наносит ответные удары или сам активно нападает, а не игнорирует противника.

1. Наличие у человека сильного желания преодолеть физический блуд. Сюда также, особенно на начальном этапе борьбы, следует добавить раскаяние в грехах и обращение к Богу с просьбой о помощи.

2. Регулярные Причастие и исповедь.

3. Активное противодействие с помощью противоречия и Иисусовой молитвы главным причинам, которые усиливают или приводят в движение блудную страсть, – это в основном касается информации, связанной с блудной страстью (блудные помыслы, ощущения, визуальная информация и т.п.). А также данное противодействие должно быть направлено и против душевного блуда – под душевным блудом подразумевается интерес к информации блудного характера, блудные желания, намерения и т.д.

Ясно, что за это время, начиная с первого пункта и далее, падений (физического блуда) быть не должно. Также в этот период уже следует усердно бороться против блудной страсти, против её проявлений и причин, которые эту страсть усиливают или приводят в движение как сказано выше (часть 1, пункт III). Что касается времени для подготовки к Причастию – тут уж кто как может. Можно за три дня, можно за неделю всё правило вычитать, но лучше не затягивать. Правило ко Причастию сейчас обычно состоит из трех канонов и последования ко Святому Причащению, но, насколько мне известно, обязательным является прочтение только последования ко Святому Причащению. Теперь по поводу дополнительного поста перед Причастием: здесь, как я понимаю, на сегодняшний день чёткого правила для мирян не существует. Например, одни считают, что, даже если человек регулярно причащается, то перед Причастием надо обязательно соблюдать дополнительный пост хотя бы один день – другие считают, что тем, кто соблюдает все установленные Церковью посты (это 4 многодневных поста и однодневные посты, в том числе и евхаристический пост), при регулярном причащении, дополнительный пост уже не требуется. Понятно, что все обычные установленные Церковью посты надо по мере своих сил соблюдать.

Также необходимо примириться с личными врагами, если это невозможно сделать, то нужно хотя бы со своей стороны простить их, помолиться о них. Утреннее и вечернее молитвенные правила, исходя из ситуации, скажем, если нет сил, и времени, можно сокращать и читать только любимые молитвы. Если вы собираетесь причащаться в воскресенье, то в субботу не забудьте сходить на вечернюю службу, конечно, бывают случаи, когда по серьёзным причинам не удаётся пойти на вечернее богослужение и человек идёт только на литургию. Имейте в виду, что в Великий Пост литургия совершается не каждый день. Есть ещё установленные Церковью дни в течении года, когда литургия не совершается. Вообще, о том, как надо готовиться к исповеди и к Причастию сейчас можно найти достаточно много информации, в крайнем случае можно спросить у православного священника.

Как я уже сказал в первой части, если человек сразу начал усердно бороться, то по моим подсчётам, где-то после 3го-4го Причастия, блудная страсть сильно ослабевает. Вы очень удивитесь, когда поймете, что от физического блуда можно воздерживаться 4, 5, 6 недель и год, и два и более. Когда вы почувствуете, что блудная страсть совсем ослабла, интервал между Причастиями можно постепенно увеличить до одного месяца, больше не рекомендую. Естественно, что причащаться необходимо в течение всей жизни.

Следует проявлять особое внимание во время болезней, стрессовых состояний и разных житейских неурядицах, чтобы не пропустить внезапный удар, который может привести к падению.

Не надо ставить над собой никаких экспериментов, полагая, что можно немного согрешить, а потом легко вернуться в прежнее состояние; не надо проверять свои репродуктивные органы на работоспособность, даже если вы собираетесь вступать в брак – такого рода занятия, да и просто размышления о подобных вещах, могут закончиться тяжёлым падением, поэтому любые даже самые безобидные помыслы, намерения или действия, которые могут стать причиной падения, следует жёстко пресекать.

Информацию о Иисусовой молитве можно найти, как у Святых Отцов первых веков христианства, так и у Святых Отцов, живших после них. Изучайте их книги, когда будете заниматься этой молитвой, особенно сочинения тех святых подвижников, которые жили уже в Новое и Новейшее время, чтобы двигаться в правильном направлении – понятно, что речь идёт о произведениях, тех святых, которые преуспели в Иисусовой молитве. Руководствуйтесь данными произведениями независимо от того, занимаетесь ли вы Иисусовой молитвой постоянно или произносите её лишь изредка.

Говорят, что в древности христиане причащались каждый день. В наше время для православных христиан (мирян), живущих в России, это почти нереально: многие работают, кто-то учится, у кого-то семья, кто-то болеет и т.д. Но если вдруг вам захотелось причащаться каждый день или через день – в общем, больше одного раза в неделю, – в таких случаях, опять же рекомендую посоветоваться с опытным православным священником. Мне как-то удалось причаститься 2 раза за одну неделю – скажу честно, было тяжело. Вообще, насколько я знаю, чрезмерные усилия и подвиги здесь очень опасны, потому что они могут привести к тщеславию, к гордости или к сильному переутомлению и истощению. Можно причащаться 1 раз в неделю, если хорошо рассчитать время и силы – по-моему, это самый оптимальный вариант на первое время, когда человек борется против физического блуда. Можно причащаться 2 раза в месяц, если ваша душа окрепла, и вы в состоянии уверенно вести борьбу. Можно и 1 раз в месяц, если блудная страсть совсем утихла и у вас много работы или важных дел, но желательно этот интервал в один месяц уже не увеличивать, так как это небезопасно. Тем людям, которые очень заняты, я советую равномерно распределять всё правило на одну или несколько недель, в зависимости от того, когда вы будете причащаться. Не обязательно начинать вычитывать правило за 2 дня до Причастия, можно и за неделю, можно и за две или даже за три недели до Причастия.

В такой ситуации человеку приходится довольно трудно, поскольку он уже забыл, каким образом избавился от физического блуда. И блудная страсть опять представляется ему чем-то новым, непонятным и непреодолимым. На самом деле это не так, и здесь нет ничего непонятного и непреодолимого, и это не безнадёжный случай. Потому что, как только человек начинает регулярно причащаться, исповедоваться, молиться и т.д. – в общем, оказывать упорное сопротивление греху, он вскоре может добиться успеха в борьбе против блудной страсти.

По теме мысленной брани рекомендую изучать такие произведения, как Лествица, Добротолюбие, сочинения И. Брянчанинова – эти книги хоть и предназначены для монахов, обычным людям они тоже весьма полезны, но читать их следует с большой осторожностью, чтобы не взять на себя непосильных подвигов, несвойственных для мирян.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №426

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне?

Владимир 15/09/2002

Как относиться к ночным непроизвольным истечениям во сне? Каковы их причины? Как с этим бороться?

Ответ отца Олега Моленко:

Начать следует с изучения канонических правил по этому к вопросу:

Св. Петра архиеп. Александрийского правило 4:

Те, которым приключилось непроизвольное ночное истечение, также да последуют своей совести, и да испытывают самих себя, находятся ли от этого в сомнении, или нет: подобно как и о пище глаголет Апостол: если ест с сомнением, осуждается. И в этом случае всякий, приступающий к Богу, да имеет благую совесть и благодерзновение, по собственному помышлению.

Послание святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского к Аммуну монаху:

Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу. Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщения да отженем, и мысль простейших да утвердим. Чистым все чисто, у нечистых же и совесть осквернилась и все. Удивляюсь я ухищрению диавола, что он будучи развращенну и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет, или искушение. Ибо, как я сказал, чтобы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и в этом, как мнится ему, победить их, для этого возбуждает он такую молву, которая не приноси никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое либо естественное извержение, как например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение уст. Можем сказать и больше этого, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Также по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих: как же могло от чистой силы произойти дело оскверненное: и если мы род Божий есть, по Божественному Писанию Апостольских деяний: то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда ПРОИСХОДИТ КАКОЕ ЛИБО ЕСТЕСТВЕННОЕ НЕВОЛЬНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ: тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше сказано, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее оскверняет человека, но исходящее: то нужно и эту их нелепость (ибо не могу это назвать вопрошением) обличить. Во первых, они и писания по невежеству своему, как неутвержденные, превратно употребляют. Разум же Божественного слова есть следующий: когда некоторые, подобные этим, сомневались о пище, тогда сам Господь, разрешая их неведение, или скорее, обличая заблуждение, сказал: не входящее оскверняет человека, но исходящее (Мф.15,11). Потом прилагает: откуда исходящее: от сердца. Ибо ведает, что там суть злые сокровища скверных помыслов и иных грехов. Сокращеннее же Апостол, этому наученный, говорит, пища нас не поставит пред Богом (1Кор.8,8). Благословно может кто сказать и в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может и врачи (да убедятся хотя бы внешними прекословящие) в защиту этого скажут, что животному даны некоторые необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, какими являются излишества в волосах на голове, и влажность от головы отделяющаяся и исходящее из чрева также и тот избыток, который в семенных сосудax так Боголюбезнейший старче, КАКОЙ ЗДЕСЬ ГРЕХ ПРЕД БОГОМ, когда сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы эти члены имели такие исходы. Но нужно предупредить противоречия лукавых. Ибо могут сказать: поэтому не будет грех и само употребление, когда орудия Творцом устроены. Таких вопрошением заставим умолкнуть, говоря на это: о каком употреблении говоришь: о законном ли; о том ли, которое Бог позволил, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1,28): о том ли, которое Апостол допустил говоря: честная женитьба, и ложе нескверно (Евр.13,4); или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно. Ибо и в других случаях жизни находим различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на поле брани, и законно и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Так рассуждать нужно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но если к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной Апостолом (Евр.13,4).

Аммун, к которому адресовано послание Св. Афанасия, был знаменитым Нитрийским монахом. Поводом к написанию его послужило то, что многие монахи сильно соблазнялись ночными сновидениями и особенно поллюциями – непроизвольным истечением семени. Аммун обратился за разъяснением к Св.Афанасию, который подробно и глубоко развивает мысль, высказанную в 4-м правиле Св. Дионисия Александрийского.

Святейшего Тимофея канонические ответы:

ВОПРОС 12:
Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения, или нет?

ОТВЕТ:
Если подвержен вожделению жены (женщины), то не должен причаститься: если же сатана искушает его, чтобы по этой причине он отчужден был общения Божественных Таин: то должно причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщаться.

Подведем итоги:

Итак, само по себе естественное и непроизвольное истечение семени во время сна, как и сладострастные сновидения не являются грехом, но именуются естественным осквернением. Почему и правило в этих случаях называется "Правилом от осквернения", а не от согрешения. У женщин таким естественным осквернением является месячное кровотечение, при котором должно воздерживаться от причастия (кроме смертных случаев, когда женщин причащают невзирая на месячные) и прикасания к святыням (употреблять св.просфоры и св. воду можно и должно, только из личных своих сосудов).

Тем не менеe надо проверять свою совесть о причине этих истечений, ибо причина может содержать в себе грех. Существуют следующие причины ночных непроизвольных семяизвержений:

  1. Объедение, от страсти чревоугодия – греховно, и должно каяться в чревоугодии.
  2. Упивание вином (и др. видам алкоголя), от той же страсти – греховно, и должно каяться в опивстве (чрезмерном употреблении) вином.
  3. Блудное разжжение в помыслах, допущенное в течение дня до сна – греховно, нужно исповедывать блудные помыслы.
  4. Блудное воззрение на женский пол, картины, разнообразное порно, фильмы, скульптуры, картины и т.п., совокупления других людей или животных – греховно, каяться, за произвольное разжжение через воззрение и за нехранение зрения при нежелании видеть подобные картины.
  5. Блудные мысленные картины, мечты или воспоминания о блудных деяниях – греховно.
  6. Излишний смех, щегольство, желание понравиться женщинам, плотское тщеславие, сальные (т.е блудонаправленные) шутки и анекдоты, рассказы, беседы, матерная брань – греховно.
  7. Гордость, высокоумие и тщеславие – греховно.
  8. Осуждение других, особенно за блудные грехи – греховно.
  9. Изнеженность, роскошь, излишнее телесное упокоение – греховно.
  10. Леность, ничего не делание, праздность, излишний сон – греховно.
  11. Телесная болезнь – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  12. Усталость плоти, переутруждение, отягчение плоти – не греховно. Довлеет правила от осквернения.
  13. Особые обстоятельства, когда страстному человеку попущено быть одоленным блудной страстью (из числа не вменяемых грехов), например: человека помимо его воли закрыли в ограниченном пространстве с красивой женщиной, которая свидетельствует о желании совокупления, или например, когда человеку против его воли и желания подсыпали возбуждающее средство, или магическим искусством навели блудное разжение – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  14. Искушение от дьявола по зависти к преуспеянию в деле спасения – не греховно. Похвально. Но лучше прочитать правило от осквернения.
  15. Искушение от дьявола, когда он пытается смутить самим фактом непроизвольного семяизвержения и загнать в отчаяние и уныние – не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  16. Искушение от бесов, когда они пытаются ночными истечениями отвести человека от причащения - не греховно. Довлеет правило от осквернения.
  17. Для преуспевшего в борьбе с блудной страстью, для связавшего эту страсть или для достигшего безстрастия бывает, для сохранения от превозношения, особое Божье попущение от бесов, которые соделывают пакости во плоти, подобные Апостолу Павлу:
    2 Кор.12:
    7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
    8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
    9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
    - безгрешно, очень похвально, но лучше прочесть правило от осквернения.

Всегда полезно укорить себя в немощи греховной или естественной и смириться пред Богом.

Итак, само по себе непроизвольное семяизвержение безгрешно и бороться с ним нельзя – ибо это естество. Бороться надо с некоторыми греховными причинами (указанными выше) приводящими к нему, посредством покаяния, молитвы, исповеди, причастия, церковных молитв, разумного воздержания и прочих подвигов телесных, смирением, самоукорением, памятью смерти и вечных мук, чтением соответствующих мест Писания и творений святых отцов, частой исповедью, хранением ума, очищением помыслов, терпением скорбей и т.д. и т.п..


БЛУДНЫЙ СЫН

Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал ему:

– Отец, дай мне мою часть всего имущества; я сам хочу распоряжаться им!

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушёл в чужую страну.

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие, дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал всё имущество и начал нуждаться. Кстати, в том краю, где он жил, случился неурожай и голод.

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришёл к одному человеку и сказал:

– Будь так добр, возьми меня к себе в пастухи!

– Отчего же? – сказал хозяин. – Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Притча о блудном сыне

Несчастный и тому был рад. Вот до чего доводит своеволие! Опомнился бедный юноша. Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

– Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Скоро он так и сделал: собрался и пошёл на родину. Отец издали увидел своего несчастного сына и побежал к нему навстречу. Он обнимал и целовал его и плакал от радости. Не такого приёма ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

– Согрешил я перед Богом и перед тобою, дорогой отец, и недостоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Но отец приказал слугам:

– Принесите скорее лучшую одежду и оденьте моего милого сына; дайте ему на руку перстень, зарежьте самого лучшего телёнка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашёлся!

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына! Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние! Как охотно он простил его!

Так, милые дети, и нас всех любит наш Небесный Отец, Бог, с такою же любовью и Он прощает нас, если мы поступили дурно, а затем каемся и просим у Него прощения.

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Блудный сын Сын одного человека ушёл в далёкую страну, и в то время, как отец собирал несметные богатства, сын нищал всё больше и больше. Затем случилось так, что сын пришёл в страну, где жил его отец, и, как нищий, выпрашивал пишу и одежду. Когда отец увидел его в лохмотьях и

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Блудный сын возвращается Всем нам Бог предлагает вернуться. Предлагает стать героями истории о блудном сыне. Где бы мы ни были, как бы далеко ни ушли, у любого из нас всегда есть возможность встать и отправиться домой.Бог обещает: Он непременно побежит нам навстречу. Как бы

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Блудный сын Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Блудный сын (Лук. гл. XV)Однажды, когда мытари и грешники приблизились к Иисусу Христу, чтобы послушать Его, фарисеи и книжники роптали на это и гово­рили: вот Он принимает грешников и ест с ними. Но Иисус предложил им следующую притчу.«У одного человека было два сына.

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Блудный сын Так отрок Библии, безумный расточитель… Пушкин Ужели, перешедши реки, Завижу я мой отчий дом И упаду, как отрок некий, Повергнут скорбью и стыдом! Я уходил, исполнен веры, Как лучник опытный на лов, Мне снились тирские гетеры И сон сидонских мудрецов. И вот,

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и непослушном сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и наконец однажды сказал

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

БЛУДНЫЙ СЫН Послушайте, дети, какую интересную историю рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.Один богатый и добрый человек имел двух сыновей. Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца своими выходками и, наконец, однажды сказал

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Как необходимо бороться при случайном приражении блудного образа или того, который может повлечь за собою блудный помысел? Приведем пример того, как реагировать на блудное изображение, которое человек увидел неожиданно в транспорте, на улице, по ТВ и т. п. Смотря по

Демон нечистоты

Каждому священнику периодически приходится отвечать на один и тот же вопрос (обычно его задает молодежь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом? Ведь все это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб. Вот прелюбодеяние – другое дело: это измена, разрушение семьи. А здесь что плохого?».

Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). То есть нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьезный инженерный просчет, дом долго не простоит; такой дом был построен как-то в нашем дачном поселке и через год развалился.

Святое Писание называет сексуальные отношения вне брака блудом и относит их к наиболее тяжелым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малокии (то есть занимающиеся рукоблудием. – П.Г. ), ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Не наследуют, если не покаются и не перестанут блудить. Для впавших в блуд церковные канонические правила, например святителей Василия Великого, Григория Нисского, также очень строги: им запрещается причащаться, пока они не покаются и не понесут епитимью. О сроках епитимьи умолчу. Такого современный человек просто не выдержит.

Почему же Церковь с такой строгостью смотрит на грех блуда и в чем опасность этого греха?

Нужно сказать, что плотское, интимное общение между мужчиной и женщиной никогда Церковью не возбранялось, даже, наоборот, благословлялось, но только в одном случае – если это брачный союз. И, кстати, не только венчанный, но и просто заключенный по гражданским законам. Ведь и в первые века христианства существовала проблема, когда один из супругов принимал христианство, а другой (или другая) пока еще нет. Апостол Павел не разрешал таким супругам разводиться, признавая, что это тоже брак, пусть пока без благословения церковного.

Тот же апостол пишет о супружеских телесных отношениях: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 3–5).

Господь благословил брачный союз, благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2: 24). Наличие брака – это еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. Самка может совокупляться с любым самцом, даже с собственными детьми, когда они вырастут. У людей же существует брак – взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.

Телесные отношения – это очень сильное переживание, и они служат еще большей привязанности супругов. «К мужу влечение твое» (Быт. 3: 16), – сказано про жену, и это взаимное влечение супругов также помогает скреплению их союза.

Но то, что благословляется в браке, является грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в «одну плоть» (Еф. 5: 31) для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Но Библия говорить нам и о том, что в блуде люди тоже соединяются в «одну плоть», но только уже в грехе и беззаконии – для греховного наслаждения и безответственности: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней?» (1 Кор. 6: 15–16).

И действительно, каждая беззаконная плотская связь наносит глубокую рану душе и телу человека, и когда он захочет вступить в брак, ему будет очень тяжело носить в себе этот груз и память о прошлых грехах.

Блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души.

Любовь между мужчиной и женщиной возможна только в браке, где люди дают друг другу перед Богом и всеми людьми обеты верности и взаимной ответственности. Ни просто половые связи, ни сожительство с одним партнером в модном ныне «гражданском браке» не дает человеку настоящего счастья. Потому что брак – это не только телесная близость, но и духовное единение, любовь и доверие любимому человеку. Понятно, что ни беспорядочные связи, ни сожительство без регистрации этого дать не могут. Какими бы красивыми словами ни прикрывались любители «гражданского брака», в основе их отношений лежит одно – взаимное недоверие, неуверенность в своих чувствах, боязнь потерять «свободу». Люди блудящие обкрадывают сами себя; вместо того чтобы идти открытым, благословленным путем, они пытаются украсть счастье «с черного хода». Один весьма опытный в семейной жизни священник сказал как-то, что живущие вне брака подобны людям, которые, надев на себя священнические облачения, дерзают служить литургию; они хотят получить то, что им не принадлежит по праву.

Данные статистики свидетельствуют, что браки, в которых был период сожительства до женитьбы, распадаются гораздо чаще, чем те, где супруги такого опыта не имели. И это понятно и объяснимо: грех не может лежать в фундаменте семейного здания. Ведь телесное общение супругов дается им как награда за их терпение и чистоту. Молодые люди, которые не хранят себя до брака, – люди расхлябанные, безвольные. Если они ни в чем не отказывали себе до брака, то так же легко и свободно пойдут «налево» уже в браке.

Храни сердце твое

С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.

Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.

Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.

Можно ли уберечься от всей этой скверны, которая буквально преследует нас на каждом шагу? Сложно, но можно. Господь не дает испытания не по силам. И тот человек, который хочет хранить свою душу и тело в чистоте, сможет это сделать даже в Содоме, подобно праведному Лоту.

Первое, что нужно сделать, – сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фиксировать свое внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблазнительные картины, а научиться скользить по ним взором, как бы не замечая их.

И третье: не только не проявлять особого внимания к соблазнам, но и изменить свое отношение к ним, воспринимать как нечто нейтральное. Приведу пример в объяснение моей мысли. Хотя я и имею довольно серьезный водительский стаж, но все же страдаю невнимательностью, рассеянностью на дороге. В пути могу засмотреться на что-нибудь интересное, необычное, и это меня не раз подводило. И я выработал правило, дал себе зарок: за рулем следить только за дорожной обстановкой, знаками, показаниями приборов, а на всем остальном, отвлекающем, не фиксировать взор, как бы скользить взглядом по предметам, не останавливаясь долго на них. В обычной, не автомобильной, жизни такой прием тоже помогает хранить зрение. Когда встречаешь что-то неполезное, вызывающе соблазняющее, нельзя не видеть этого (хотя полезно и отвести взор), но можно не рассматривать, не останавливаться взглядом. Конечно, для этого нужен определенный навык. Но зато потом уже чисто автоматически начинаешь отсеивать то, на что не нужно смотреть.

Еще один важный способ хранения себя от соблазнов – изменение отношения к вещам соблазняющим. Вещи сами по себе нейтральны; хорошими или плохими их делает наше отношение к ним. Например, на женщину можно смотреть как на предмет вожделения, а можно (даже если она не очень скромно одета) как на нечто нейтральное. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть – смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей».

На существо противоположного пола можно смотреть как на сестру или на мать (на брата или отца), но не как на нечто разжигающее в нас похоть. Ведь очень часто мы сами готовы открыть душу страсти. Но если она закрыта на замок, соблазнительному образу, картинке сложно будет проникнуть внутрь. Если человек имеет жену, для него может существовать только одна женщина – супруга. Только ее он может любить как женщину, все остальные не имеют пола. Он должен видеть в других женщинах только человеческое, а не женское. Враг очень силен, и от нескромного взгляда, легкого флирта до прелюбодеяния – один шаг. Хранить в чистоте нужно не только зрение, но и ум. Нечистые, блудные мысли, как грязь, пачкают, оскверняют душу и сердце. Недаром демона блуда преподобный Ефрем Сирин назвал «бесом нечистоты». О том, как бороться с греховными нечистыми помыслами, мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Все, что было сказано выше, относится к помыслам, чувствам, желаниям – с этого начинается страсть блуда. Второе, о чем нужно помнить, – это наше поведение. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Нескромная одежда, двусмысленные шутки, легкость в обращении с противоположным полом – все это может навредить не только нам, но и другим людям. И тогда «горе нам». Что бы мы ни делали, нужно всегда задумываться: не движет ли нами бессознательно какая-либо страсть, и как наше поведение отзовется в сердце другого человека.

Горе миру от соблазнов

Очень многое в нашей жизни зависит от отношения к той или иной проблеме. Даже к явному соблазну можно относиться вполне нейтрально. Но если специально настраивать себя, подогревать в себе страсть, достаточно небольшого толчка, чтобы страсти сорвались с цепи.

В наше время и средства массовой информации, и современная литература, искусство, даже образование пытаются внушить нам мысль, что грех – это норма, а черное – это белое. Особенно яро пропагандируется грех блуда: «Сексуальная жизнь необходима всем без исключения (в разных формах), без этого просто нельзя прожить, без этого у тебя никогда не будет ни счастья, ни здоровья, вообще ничего. Если у человека есть половые органы – они должны обязательно действовать и т.д.». Об этом можно говорить очень долго, но все ясно и так. Все перевернулось: грех, извращения – это не то, от чего надо избавляться, а то, без чего невозможно прожить. Источник всего этого тоже известен. Нам предлагается чудовищная ложь, а «отец лжи», как известно, диавол.

Можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И, тем не менее, христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской.

Если говорить не о временах первых христиан, а о нашем недавнем прошлом, то еще 20 лет назад многое, что современная молодежь считает смешным, нелепым и устаревшим, было нормой. Нормой было обязательно создать семью. Для большинства девиц было нормой хранить себя до брака. Сожительство без брака осуждалось обществом и было явлением крайне редким. Так было в нашей стране, где семейные традиции не умерли даже в советское безбожное время. И вообще любой нормальный человек рано или поздно понимает, что путь распущенности, вседозволенности, разрушения семьи – это путь в никуда. Америка, измученная плодами «сексуальной революции», повернулась в сторону нравственных, семейных ценностей. С 1996 года в США введена программа под названием «Обучение воздержанию». На ее реализацию выделяется по 50 млн. долларов в год. Задача этой программы – противостоять половой распущенности, абортам, внебрачной беременности, пропагандируя воздержание и объясняя подросткам, что оно не наносит вреда организму.

В нашей стране, к сожалению, пока, наоборот, всячески насаждается мнение, что воздержание вредно: «Если есть органы – они должны работать во что бы то ни стало. Если есть желания – они должны удовлетворяться». И поэтому мы и перегнали всех по абортам и количеству брошенных детей.

Немного о детородных органах. Они даны нам для репродукции, для воспроизведения потомства. И все животные организмы их для этого и используют. Нефункционирование их не может привести к потере здоровья. Например, женщина может родить за свою жизнь одного ребенка, а может вообще не родить. При этом ее матка так и останется невостребованной, но это не значит, что женщина будет болеть. В человеческом организме заложены механизмы саморегуляции.

Все зависит от нашего отношения к проблеме воздержания. Если человек настроится, что жить не сможет, умрет без половых связей, ему действительно будет невозможно воздержаться. А настроенный на воздержание, хранящий себя от соблазнов сможет понести это.

В браке также необходимо научиться воздержанию. Ведь существуют посты, периоды беременности, может случиться болезнь. Есть люди, чья профессиональная деятельность предполагает длительные командировки. И так было всегда, и супруги как-то терпели, смирялись. Многие благочестивые матери имели много детей и во время беременности и кормления грудью (а это больше двух лет) не имели плотского общения с мужем.

А сейчас даже иные врачи советуют лечить некоторые болезни (например, простатит) с помощью случайных связей. Если у мужчины нет жены, они советуют завести любовницу, чтобы «подлечиться». Что тут можно сказать? Простатит – болезнь не новая. Но в наше время безнравственность и распущенность захватили все слои общества и сословия, в том числе и врачей. Никакой грех не может лежать в основе лечения. Грех не созидает, а только разрушает. Сейчас появилось очень много современных препаратов и методов лечения мужских болезней. Недобросовестные же врачи иногда дают просто ужасные советы. Один мужчина потерял единственного ребенка, который очень тяжело болел и умер у него на руках. Этот человек чрезвычайно переживал свое горе. К тому же его жена уже не могла рожать детей. Он долго лечился, обращался к психиатрам, психотерапевтам, и вот что они ему советовали: «Заведи себе любовницу, и пусть она родит тебе ребенка. Или разведись с женой и женись на молодой, вот и будут у тебя дети». Да, воистину «ужасный век, ужасные сердца!».

Бог в помощь!

Брань с разжжением плоти – вещь естественная, не нужно ее бояться. Каждый человек чувствует в своем теле определенные поползновения, движения. Но эти движения не должны выходить из-под контроля. Наши гормоны, наше естество нужно всегда держать на коротком поводке и в строгом ошейнике, иначе этот пес вырвется и может покусать нас самих.

Если мы хотим бороться с похотью плоти и просим у Бога помощи, Господь обязательно поможет нам. Если не будет борьбы с плотью, не будет и награды за подвиг.

Некий пресвитер Конон часто совершал таинство крещения. Всякий раз, когда ему приходилось помазывать святым елеем и крестить женщин, он впадал в большое смущение и по этой причине даже хотел уйти из монастыря. Тогда явился ему святой Иоанн Креститель и сказал: «Будь тверд и терпи, и я избавлю тебя от этой брани». Однажды к нему пришла для крещения девушка-персиянка. Она была так прекрасна, что пресвитер не решился помазать ее святым елеем. Она прождала два дня. Между тем пресвитер Конон, взяв мантию, удалился со словами: «Я не могу более здесь оставаться». Но едва взошел он на холм, его встретил святой Иоанн Предтеча и сказал: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Конон с гневом ответил ему: «Будь уверен, ни за что не вернусь. Ты не раз обещал мне это, но так и не выполнил обещания». Тогда святой Иоанн раскрыл его одежды и трижды осенил крестным знамением. «Поверь мне, Конон, – сказал Креститель, – я желал, чтобы ты получил награду за брань эту, но так как ты не захотел, я избавлю тебя, но вместе с тем ты лишаешься и награды за подвиг». Возвратившись в монастырь, пресвитер крестил персиянку, как бы и не заметив, что она женщина. После чего до самой смерти совершал крещение без всякого нечистого возбуждения плоти.

Плотскую похоть не случайно сравнивают с огнем, пламенем. И святые отцы единодушно говорят, что нельзя давать ей никакой пищи (топлива) через пресыщение плоти, зрение, слух и другие чувства, и тогда с ней нетрудно будет справиться. Внезапно вспыхнувшее пламя легко можно затоптать, но пройдет всего несколько минут, и будет пылать весь дом. Кто хоть раз видел большой пожар, знает, как неуправляема огненная стихия.

(Продолжение следует. )