Что такое внутренние резервы организма. Функциональные резервы организма. Испытание жарой и холодом

В наши дни ученые, медики все больше убеждаются, что влияние мысли, роль ментального настроя в сохранении здоровья человека – огромна. Существуют теории, объясняющие психофизиологический феномен влияния мысли на процессы организма. Но окончательно объяснить, как именно происходит чудо выздоровления, наука не в силах. Понятно одно – организм единая система, управляемая мозгом. И если подобрать особые ключи и подходы, научиться влиять на работу мозга, то для человека открываются поистине неисчерпаемые возможности. Известны практики, которые направлены на пробуждение скрытых резервов человека. Кому-то помогают одни, кому-то – другие. Наука сегодня не в состоянии дать универсальной практики, которая подходит всем. Наверное, это происходит потому, что каждый человек индивидуален и должен найти свой ключик, открывающий дверь в кладовую резервов организма. Но в основе «работающей» практики всегда лежат усилия духа (регулярность в упражнениях и практиках, особый настрой при выполнении упражнений) и усилия сознания – четкое представление цели, план лечения, понимание физиологии своей болезни).

Известны многочисленные случаи удивительных, почти чудесных выздоровлений. Как правило, они бывают связаны с колоссальным напряжением всех духовных сил, с огромным желанием превозмочь судьбу и стремлением к цели. Эмоциональный подъем или концентрация сил в связи с тяжелыми испытаниями мобилизуют человеческий организм, позволяют ему «забыть» о болезнях, быстрее и легче преодолевать их.

Вот простой пример, который показывает механизм взаимодействия мозга и нашего организма. Допустим, вы сегодня очень не хотите идти на работу (в институт, школу, на тренировку...). Вы можете не отдать себе отчета в этом, но нежелание работать уже сформировалось на уровне подсознания. Если желание сильно, мозг воспринимает его как команду – создать причину, по которой можно было бы пропустить денек. Принято решение – создать легкую разбалансировку в дыхательной системе, которая будет иметь вид недомогания и даст вам законное право остаться дома. Повинуясь команде мозга, организм послушно выдал нужные признаки нездоровья: симптомы насморка и кашля, повышение температуры. И вот тут уже сознание осмыслило эти симптомы как болезнь и приняло решение о том, что вам сегодня лучше не идти на работу. Вы идете в поликлинику, берете больничный. Все, цель достигнута, мозг создал условия для выполнения команды подсознания. А пока вы доходите до дома, вы «выздоравливаете», потому что теперь ваше подсознание требует отдыха и болезнь ему ни к чему. У взрослого человека этот механизм не всегда срабатывает, потому что «надо работать, чтобы получать зарплату» сидит в подсознании очень крепко и вытеснить его оттуда может только очень сильное нежелание работать. А вот с детьми все проще. «Надо» еще не сформировано, поэтому дети очень часто «заболевают» за пять минут до выхода в детский сад или школу и моментально выздоравливают, как только мама принимает решение оставить их дома.

Его путь вдохновил меня

Путь к здоровью не устелен лепестками роз. Откровенно говоря, тренировка очень тяжело дается! Даже после стольких лет занятий нельзя сказать, что мой организм на нее летит на крыльях. Нет, мне все равно приходится себе приказывать, заставлять, постоянно сознательно подхлестывать на тренировке. Что делать, если организм не хочет! Он может, но не хочет. Мое тело стало сильным, крепким, здоровым и неприхотливым. Но, не смотря на это, мой организм стремится пойти по самому легкому пути – быть инвалидом.

Поэтому, чтобы «убедить» организм, нужны «веские мотивы». Причем нужны сильнейшая мотивация и внутренние стимулы. Меня всегда поражал пример Валентина Дикуля. Вот как, откуда у пятнадцатилетнего парнишки нашлись недетские силы, чтобы не пасть духом и тащить себя из немощи в течение шести лет! Почти ребенок – а сколько воли и веры, ведь результата он не сразу достиг. Была сильная вера в победу над недугом!

Конечно, мне было не 15 лет, да и состояние не столь удручающее. Но у меня были маленькие дети. Для меня это была сильнейшая мотивация – вернуть здоровье, чтобы поднять маленьких детей. Вот мысль, которая днем и ночью терзает меня. Не могу сейчас судить, прошел бы я этот путь к здоровью, не имея перед собой примера Валентина Дикуля. Раз смог Дикуль, значит, смогу и я!

Но не нужно забывать, что человек не машина. Машины, и те ломаются, а человеку и подавно нужно расслабляться. Но я себе не позволял такой роскоши.

Как ни парадоксально, но самая тяжелая работа – это работа над собой. Но эта работа будет во много раз тяжелее, когда ты не видишь сразу результата, и становится все труднее, когда никаких эффектов не видно и через неделю, и через месяц. Но главное – верить в результат! И поверьте, он будет!

Я очень благодарен Валентину Ивановичу Дикулю за то, что он сам, не догадываясь о том, сыграл в моей жизни такую роль.

Я нашел свою мотивацию. Вы тоже найдите или придумайте себе сильнейшую мотивацию. Без нее никак.

Из высказываний тех, кто занимается по системе Дикуля

В нашем примере для решения задачи мозг дал установку на разбалансировку здоровья. Но ведь можно поставить перед ним цели, для выполнения которых необходимо, наоборот, включать механизмы оздоровления, задействовать ментальный резерв здоровья. И тогда, возможно, будет преодолеть даже порог своих биологических возможностей. Например, в обыденной жизни хрупкая женщина с трудом поднимала сумку с продуктами. Зато она смогла приподнять тяжеленную бетонную плиту, которая придавила ее ребенка. Потом эту плиту не смогли сдвинуть с места трое крепких мужиков. Точно так же люди, которым поставили смертельный диагноз, могут поправиться. Что сработало в этом случае? На подсознательном уровне в мозг поступила команда мобилизовать все имеющиеся возможности организма, мозг оперативно отреагировал. Это не чудо, это бесперебойно работающий механизм, к пониманию которого современная наука только подступается.

Механизмы взаимодействия сознания и подсознания еще недостаточно изучены. Не совсем понятно и то, каким образом мозг координирует взаимодействие этих систем. Но ясно одно – наладив тесный контакт со своим мозгом, можно будет ставить перед ним определенные цели. Например, решение проблем со здоровьем.

Только ваше активное и позитивное участие может значительно повлиять на ход болезни, результаты лечения и качество их дальнейшей жизни.

Можно выделить несколько этапов выздоровления:

1. Когда человек узнает, что болен, и возможно смертельно, многие из тех жизненных правил, которых он до сих пор придерживался, начинают казаться ему несущественными.

2. Болезнь словно дает ему разрешение измениться. Человек обретает большую свободу действий, использует новые жизненные ресурсы.

3. Желание жить дает толчок физиологическим процессам, которые приводят к улучшению здоровья.

4. У выздоровевшего человека появляются духовные силы, положительное представление о себе, уверенность в своей способности влиять на собственную жизнь – все, что, без всякого сомнения, свидетельствует о более высоком уровне психологического развития.

Это путь человека с сильной волей, такого как Валентин Дикуль. А что делать нам, простым людям? Не все обладают таким стремлением к жизни, стойкостью. Возможно, многие, дочитав до этого места, уже подумали: «Мне не это по плечу!» Не отчаивайтесь! Вам помогут. Существуют специальные техники, которые создадут в вашем подсознании нужный посыл. Сначала мы познакомимся с ними, научимся управлять подсознанием. Это и будет нашим первым шагом на пути к здоровью.

Резервы человеческого организма

Академик Амосов утверждал, что запас прочности «конструкции» человека, имеет коэффициент около 10, то есть органы и системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем в обычной жизни. Хорошо известно, что человек может нормально жить и работать, имея небольшую часть здоровой печени или селезенки, только одну почку или даже ее часть. При напряженной умственной деятельности в работу включается лишь 10-15% клеток коры головного мозга.

Можно привести один не менее яркий пример, правда, из другой области: люди с многолетним темпом чтения 30-40 страниц в час, после обучения приемам ускоренного чтения, повышали скорость в 10 и более раз без ущерба для смыслового восприятия прочитанного.

Известен случай, когда женщина, во время пожара, вытащила кованый сундук со своим добром, а когда пожар кончился, не смогла сдвинуть его с места, и четверо пожарников с трудом втащили его обратно.

Академик Амосов определял здоровье как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Например, если сердце в состоянии покоя перекачивает 4 литра крови, а при энергичной работе 20 лит., то коэффициент его резерва равен 5. И так по всем органам. Болезнь начинается там, где коэффициент меньше. Каждый человеческий орган имеет 7-10 кратный запас прочности, и нужно очень постараться, чтобы вызвать в нем болезнь.

Мечников доказал, что в течении жизни в организме клетки могут меняться семь раз. По времени это где-то 150 лет - такой срок жизни, как доказала наука, отпущен человеку. Чтобы жить долго, человек должен быть физически, психически и социально здоров. Если один компонент отсутствует, ничего не выйдет. Возраст не влияет на зрение и физическое состояние человека. Возраст - мера, но не сила. Возрастные изменения придумали врачи, чтобы оправдать неумеренное потребление лекарств.

Среди 80-90 и 100-летних встречаются люди, имеющие зрение молодого орла и неплохое физическое состояние. Они употребляют пищу, богатую витаминами и минеральными веществами, и регулярно занимаются посильным физическим трудом. Человеческое тело - замечательный инструмент и при минимальном уходе способно служить нам долгие годы.

Забудьте и не вспоминайте больше слово «старик». Вы должны жить не календарными годами, а биологическими.

Если у нас со временем и появляются болезни, то, как правило, виновны в этом мы сами. Вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни - все это рано или поздно приводит к нарушению функции кишечника. Избыток продуктов жизнедеятельности ведет не только к увеличению веса, но и к «зашлакованности» организма и, как следствие, к развитию многих заболеваний - гастроэнтерологических, кожных, сосудистых, органов дыхания.

Из книги С неврозом по жизни автора

Часть 4. Невроз организма Сначала обратимся к пресловутой статистике, которая сообщает следующее: от 34% до 57% посетителей поликлиник нуждаются не в терапевтическом, а в психотерапевтическом лечении. То есть практически каждый второй человек, приходящий на прием к

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

Закаливание организма. Эта фраза нам хорошо знакома, мы умом прекрасно понимаем, что закаливание – вещь хорошая, особенно в нашем климате. Но неустроенность и суета нашей жизни, а, главное, отсутствие истинной физической культуры, традиций культуры питания, ухода за своим

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА В русской народной медицине принято считать, что здоровье человека в основном зависит от наследственности, доминирующего состояния психики, уровня напряжения нервной системы, двигательной активности, состояния желудка, состояния тонкого и толстого

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 35. РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ § 35.1. РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИЧеловека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества – это раскрытие возможностей человека, его

Из книги Психагогика [Союз практической психогигиены и психологии] автора

Три состояния организма Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», удобнее всего, на мой взгляд, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Резервы - Ладно, план "Б": давай убьём друг друга. «Без лица» (фильм). Чтобы мы с тобой одинаково понимали, о чём идет речь, давай еще раз поговорим про «отношения». Главное, что следует понять на этапе первого свидания - что пока никто никому ещё ничего не должен. То есть

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Изучение организма "Изучение организма" может дать другой богатый источник частей для работы с ними. Мы имеем склонность поддерживать эмоции в разных частях своего тела. Мы можем узнавать их, проверив некоторые ощущения, которые исходят из нас. Мы можем заметить чувства,

Из книги Тайная мудрость подсознания, или Ключи к резервам психики автора Алексеев Анатолий Васильевич

ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», удобнее всего, на мой взгляд, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Зашлакованность организма Начнем по порядку. Главной, если не единственной причиной дефицита свободной энергии, является прозаическая зашлакованность организма, что, вдобавок ко всему, служит и причиной многих болезней. Не побоюсь сказать, что всех!Тело обычного

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

Особенности нашего организма Внешняя оболочка лепит образ. По ней мы строим свое восприятие личности. Майя Плисецкая С незапамятных времен люди задают массу вопросов о том, кто мы такие, что мы должны сделать в жизни и зачем живем. Многие вопросы являются риторическими и

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Глава VIII Неисчерпаемые резервы совершенствования личности Развитие памяти Память – свойство высшей нервной деятельности, но ее жизненное назначение нельзя переоценивать. Благодаря ей человек может развиваться психически. Память включает такие процессы, как

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

День 16.Резервы Результат упражнения, посвященного телефонным разговорам с друзьями, многих удивляет. Люди обнаруживают, что в жизни знакомых произошли большие изменения. Во время разговоров возникают интересные идеи, открываются новые возможности.День улыбок помог не

Из книги 7 уникальных рецептов победить усталость автора Курпатов Андрей Владимирович

Нервы организма на нервах Следующий компонент фармакологического лечения неврастении – это использование препаратов, которые обеспечивают стабилизацию работы вегетативной нервной системы. Стрессы и любые состояния, связанные с нервно-психическом напряжением,

Из книги Все начинается с любви автора Виилма Лууле

О химии организма Сейчас я объясню, что происходит на уровне химии организма.Вот мы все обижаемся, обижаемся. Обижаемся, когда хотим и когда не хотим. Не умеем спросить себя, нужно ли мне это, не умеем жить по необходимостям. Чем лучше человек, тем больше у него внутри обиды.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Задействуйте резервы В этой главе постоянно говорилось о том, что система «стоп» обладает ограниченными ресурсами, да и вообще уязвима. Это правда, но важно помнить и то, что ваша вера в эффективность системы «стоп» реально влияет на ее работу.В исследованиях Кэрол

Все возрастающий темп и сложность жизни сегодня требуют от нас высокой устойчивости к стрессам и умения быстро восстанавливать нервную систему. Без таких качеств просто нельзя быть успешным в непрерывно меняющемся мире. Неспособность задействовать скрытые возможности организма неизбежно приводит к ухудшению состояния здоровья, преждевременному старению и снижению качества жизни.

На этот раз мы поговорим о навыках, которые необходимы людям, стремящимся реализоваться и быть здоровыми.

Короткий сон и кофе

Каждый из нас неоднократно оказывался в ситуации, когда важные дела требуют активности и сосредоточенности, которые не могут быть обеспечены утомленными мозгом и телом. В таком случае есть смысл воспользоваться действенным средством, позволяющим отдохнуть, не теряя времени.

Способ очень прост: нужно выпить чашку кофе, а затем подремать 15-20 минут. Суть метода состоит в том, что бодрящий эффект, оказываемый кофе, наступает не сразу. Чтобы деятельность мозга активизировалась, с момента получения дозы кофеина должно пройти не менее 20 минут. За это время человек не успевает войти в фазу глубокого сна, а кратковременный отдых обеспечивает прилив сил.

Источник: depositphotos.com

Дыхательная практика «капалабхати»

Индийские йоги издавна практикуют это упражнение. Оно помогает быстро взбодриться, активизировать деятельность головного мозга, усилить периферический кровоток.

Дыхание «капалабхати» состоит в чередовании нормального вдоха и резкого, максимально акцентированного выдоха. Повторив цикл 10-12 раз, вы почувствуете прилив энергии и увеличение работоспособности.

Дыхательные упражнения дают и другой полезный эффект: они способны стимулировать обмен веществ. Метод «капалабхати» можно успешно применять в тех случаях, когда необходимо быстро согреться.

Источник: depositphotos.com

Физическая активность

При сильной усталости обычно хочется прилечь, но если требуется быстрое восстановление активности, это бесполезно. Как ни странно, поступать надо прямо противоположным образом: мобилизации скрытых резервов организма можно добиться с помощью физических упражнений.

Установлено, что пешая прогулка в течение 15 минут способствует притоку сил, достаточному для 2 часов работы. Если нет возможности выйти на свежий воздух, откройте окно или включите кондиционер, чтобы в помещении стало прохладнее. Сделайте несколько упражнений для рук и шеи, поворотов туловища и приседаний. Походите по комнате. Хороший эффект дадут 5-10 минут танца под быструю музыку. Только постарайтесь не переусердствовать: сильно утомившись, вы сведете положительное воздействие физической активности к нулю.

Источник: depositphotos.com

Ароматерапия

Тонизирующее действие на нервную систему оказывают запахи мяты, сосны, бергамота, лимона, грейпфрута, мелиссы. Ароматы гвоздики, корицы и мускатного ореха снимают стресс. Запах кофе бодрит. В отличие от самого напитка, он начинает действовать сразу, эффект от него сильнее.

Существуют разные способы использования ароматов для повышения физической и умственной активности. Чтобы задействовать скрытые резервы организма, достаточно испарить несколько капель эфирного масла с помощью аромалампы. Можно обойтись и без специальных приспособлений: ощутимый бодрящий эффект даст кустик мяты или мелиссы, выращенный в комнате, или просто несколько кусочков лимонной цедры, выложенные на стол.

Источник: depositphotos.com

Репетиция стрессовой ситуации

Современный человек нередко оказывается в ситуации, когда ему необходимо как можно полнее продемонстрировать свои знания и умения, но он опасается, что волнение этому помешает. Так может случиться на экзамене, на собеседовании при приеме на работу, в публичном выступлении и т. д. Размышления о приближающемся испытании, как правило, только усиливают волнение.

Проблема решается просто: нужно устроить репетицию будущего события, максимально точно сымитировав основные параметры стрессовой ситуации. Например, несколько раз повторить текст своего выступления, включив в качестве звукового фона запись уличных шумов. Полезно по возможности воспроизвести в комнате атмосферу будущего события: надеть костюм, в котором вы будете выступать, направить на себя яркий свет. Важно не столько точно повторить речь, которую вы собираетесь произнести, сколько попытаться привыкнуть к обстановке. Если вы перестанете волноваться, слова будут вспоминаться сами собой, и вы избежите ступора.

Организм человека представляет собой удивительно сложную систему, которая имеет практически неограниченные возможности. При необходимости человек может адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды, например, к высокой или низкой температуре, к повышенным физическим нагрузкам и даже к стрессам, с которыми в той или иной мере связана практически любая трудовая деятельность.

Все знают, что адаптированный организм в ситуациях чрезвычайного напряжения или в случае сильной мотивации способен показать особенную функциональную активность, которая в спокойном состоянии для него недоступна. Это говорит о том, что у каждого человека существуют функциональные резервы организма, которые часто активизируются в моменты воздействия негативных факторов.

Принципиальные положения о резервах организма

Стоит заметить, что изучение функциональных резервов организма играет важную роль в различных областях, таких, как, например, физиология спорта, охрана труда и здоровья и т.д. Это позволяет правильно оценить возможности человека с целью сохранения и улучшения его здоровья.

Что касается нашей страны, то впервые о таком понятии, как функциональные резервы организма, заговорил известный академик Л.А.Орбели в 30-х годах прошлого века. Он утверждал, что каждый человек имеет скрытые или так называемые резервные возможности, которыми можно пользоваться тогда, когда организм попадает под воздействие негативных факторов.

Резервы организма включаются по нарастающей

Наш организм устроен таким образом, что его резервы включаются не одновременно, а поочередно, по нарастающей. Сначала активизируется около 30% от абсолютных возможностей, которыми обладает человек. Это свидетельствует о выходе из спокойного состояния. Далее, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, организм запускает свои резервы на 30-65%. Включение резервов происходит за счет нейрогумолярных влияний, а также благодаря эмоциям и волевым усилиям человека.

Максимальные резервы организма запускаются тогда, когда человеку приходится бороться за жизнь. Запуск последней очереди резервов, скорее всего, происходит под действием безусловных рефлексов. Часто люди в таком шоковом состоянии совершают вещи, на которые они в обычном состоянии не то, что неспособны, а даже подумать не могли бы, что когда-то такое сделают. Когда становится вопрос о сохранении своей жизни, человек может проявить удивительные физические возможности, например, очень быстро бежать, прыгать, и т.д. Понятное дело, что повторить то же самое в нормальном состоянии не представляется возможным.

Если же человек постоянно пребывает в экстремальных условиях, например, его работа связана с опасностью или же он является спортсменом, который часто участвует в соревнованиях, диапазон резервных возможностей, как правило, снижается.

Резервы организма можно и нужно повышать

Одной из основных задач человека является повышение своих физиологических резервов. Еще в 1890 году известный ученый И. П. Павлов сумел доказать, что когда человек израсходует свои физиологические резервы, со временем они восстанавливаются, причем не только до исходного уровня. С каждым разом эти резервы растут.

Отсюда выходит важность регулярных тренировок. Это могут быть различные физические упражнения, если речь идет о спортсменах, или специализированные психологические тренинги. Цель у таких тренировок одна – расширить функциональные резервы организма.

Биологический смысл тренировок огромен. Повторные нагрузки приводят к тому, что организм получает суперкомпенсацию в виде повышения резервов организма. Таким образом, человек становится сильнее психологически и физически, выносливее и быстрее, то есть расширяет свои физиологические резервы.


Виды функциональных резервов организма

Функциональные резервы организма подразделяются на несколько видов – биохимические, физиологические и психологические.

Биохимические резервы не зависят от желания человека, так как они работают на клеточном уровне, поддерживая гомеостаз организма, то есть стабильность состояния.

Психологические резервы человека – это выдающиеся особенности психики, которые проявляются в мышлении, в памяти, в эмоциях, во внимательности, в реакции и т.д. Именно психологические резервы определяют тактику поведения в экстремальных ситуациях.

Физиологические резервы организма отвечают за возможности органов работать таким образом, чтобы в стрессовой ситуации организм оптимально функционировал, обеспечивая эффективную деятельность человека. Например, когда человек занимается тяжелой физической работой, минутный объем крови возрастает в 8 раз, в 10 раз увеличивается легочная вентиляция, потребляется большое количество кислорода, сердце начинает работать в усиленном режиме. Это значит, что организм активизировал свои физиологические резервы для того, чтобы человек смог осуществить определенные действия.

Стоит заметить, что функциональные резервы – это очень сложная система, в основе которой находятся биохимические резервы, а управляют этой системой резервы психологические, без позволения которых не смогут запуститься физиологические резервы. Проще говоря, если в экстремальной ситуации человек растеряется или впадет в панику, он не сможет проявить свою силу, скорость или выносливость, даже если будет профессиональным спортсменом.

Конечно, каждый из нас способен проявить удивительные способности в экстремальных ситуациях. Именно поэтому нужно стремиться к расширению своих функциональных резервов. И только тогда вы поймете, что возможности человеческого организма безграничны!

Под физиологическими резервами организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптаци­онная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя.

В качестве примера проявления физиологических резервов мож­но указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минут­ный объем крови (МОК) у хорошо тренированного человека может дости­гать 40 л, т. е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма Л. С. Мозжухин предлагает разделить на две группы:

1. Социальные резервы (психологи­ческие и спортивно-технические)

2. Биологические резервы (струк­турные, биохимические и физиологические).

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно:

первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого про­цесса - условные и безусловные рефлексы.

вторая очередь включе­ния осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экст­ремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных воз­можностей (тренировки, соревнования). При этом включение резер­вов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

− резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закалива­нием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физи­ологические резервы организма, ведут к их расширению.П. Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен: повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностейорганизма.В этом и состоит главный эффект систематических тре­нировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в про­цессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т. е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое адаптация?

2. Какие виды приспособительных изменений в организме происходят в результате адаптационных процессов?

3. Охарактеризуйте стадии адаптационных изменений у спортсмена?

4. Что такое «цена адаптации»? В каких формах она выражается?

5. Дайте определение тренированности. Раскройте физиологическую сущность состояния тренированности.

6. Опишите изменения, происходящие в организме в результате срочной и долговременной адаптации?

7. Перечислите и охарактеризуйте звенья функциональной системы, ответственной за адаптацию к физическим нагрузкам.

8. Что такое физиологические резервы организма?

9. Перечислите и охарактеризуйте группы резервных возможностей организма по Л. С. Мозжухину.

10. Опишите очередность включения резервных возможностей организма при физических нагрузках.

1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: Учеб. Пособие / Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.– М.: РУДН. 2006.– 284 с.

2. Давыдова Н.С. Физиология двигательной деятельности: учебное пособие.− Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.−112 с.

3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. Для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.− 608с.

4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528с.