Как лечить сенсорную и моторную алалию у детей. Опасное молчание: как распознать у ребенка алалию

Алалия – расстройство речевой функции, при котором ребёнок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребёнок все отлично понимает и слышит. Основными причинами недуга считаются осложнённые роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приёма медикаментов.

Несмотря на свою редкость, болезнь чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Может иметь разную степень тяжести протекания – от самой серьёзной, при которой речь появляется только после десяти лет, до более лёгкой, аналогичной недоразвитости речи. Самое важное - отличать данное расстройство от . В основном у детей не наблюдается нарушений в развитии (оно может нарушиться лишь под воздействием гнёта общественности и сверстников). При несвоевременном лечении в раннем возрасте в дальнейшем у ребёнка будут наблюдаться проблемы с социальной адаптацией, трудности в поиске своего места в обществе.

Этиология

Поскольку данная болезнь может сформироваться в утробе матери или на ранних годах жизни, причины её появления также различаются на внутриутробные и внешнего влияния.

К первой группе факторов относят:

  • неудачные попытки будущей матери избавиться от плода;
  • угроза выкидыша;
  • бесконтрольное употребление медикаментов будущей матерью;
  • осложнённый у матери, проявляющийся и ;
  • недостаточное поступление кислорода к плоду;
  • нездоровый образ жизни, который вела женщина, будучи беременной;
  • непосредственные травмы живота или падения на него во время беременности;
  • различные заболевания женщины, сопровождавшие период вынашивания ребёнка, среди которых – недостаточность, или , или и т. п.;
  • преждевременные или осложнённые роды, акушерское вмешательство в процесс.

Среди причин, влияющих на формирование алалии у детей в возрасте до трёх лет, выделяют тяжёлое течение таких недугов как:

  • . Может появиться от укуса насекомого или контакта с ядовитым растением;
  • , вызванный бактериями или грибками;
  • различные черепно-мозговые травмы;
  • нарушения в функционировании центральной нервной системы;
  • двусторонняя ;
  • недостаточное внимание со стороны родителей к обучению ребёнка простым словам или фразам;
  • хирургическое вмешательство, проводимое под наркозом.

Врачи отмечают, что алалия возникает не от одного фактора, а от одномоментного влияния нескольких причин.

Разновидности

В медицинской сфере существует множество классификаций заболевания, но в наше время врачи логопеды пользуются таким разделением расстройства речи:

  • сенсорная алалия – характеризуется тем, что ребёнок не воспринимает то, что ему говорят, он просто не понимает чужую речь, но при этом он может слышать, издавать звуки и выговаривать простые слова. Поток речи у него несвязный и неразборчивый;
  • моторная алалия – в случае с прогрессированием такого типа недуга, ребёнок выговаривает слова тихо и невнятно, но в большинстве случаев дети вовсе не могут разговаривать. Понимание того что говорят другие люди не нарушено, ребёнок даже может показать понимание значения слов при помощи жестов;
  • сенсомоторная алалия – самая тяжёлая форма расстройства, сочетающая в себе неспособность к пониманию речи и её воспроизведению.

Симптомы

Признаки проявления заболевания зависят от формы недуга. Так, симптомами моторной алалии являются:

  • нарушение мелкой моторики. Ребёнок не может самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки;
  • частая смена настроения;
  • чрезмерная активность может сменяться заторможенностью и малоподвижностью;
  • рассеянное внимание;
  • низкая работоспособность;
  • повышенная утомляемость;
  • полное отсутствие речи или неясное воспроизведение звуков;
  • скудный словарный запас, что обуславливает неполное понимание того, что говорят окружающие;
  • ярко выраженная мимика и жестикуляция.

Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • повышенная восприимчивость к звукам, поскольку ничего другого дети не способны понимать;
  • бессмысленный и несвязный набор звуков и слов, который воспроизводит ребёнок;
  • широкое использование в общении мимики и жестов;
  • нарушения речи в виде пропуска букв в словах, неправильного окончания или соединения двух слов в одно;
  • небольшие нарушения памяти, дети очень сложно или, вообще, не запоминают новые слова;
  • импульсивность сменяется замкнутостью, а активность – пассивностью.

На фоне того, что ребёнок не может различать речь, которую ему говорят, у него проявляются способности к чтению слов по губам.

Диагностика

Поскольку алалия возникает на фоне проблем с функционированием головного мозга, то методы диагностики будут направлены на изучение степени и оценки повреждений в мозгу. Для этого маленькому пациенту необходимо пройти:

  • электроэнцефалографию – при которой проводится оценка передачи импульсов и активность головного мозга;
  • эхоэнцефалографию – изучение патологий мозга, которое проводится при помощи ультразвука;
  • рентгенографию черепа;

Для исключения моторной алалии и, соответственно, подтверждения сенсорной, проводятся дополнительные методы диагностики, среди которых:

  • отоскопия, которая проводится для исследования слухового прохода и барабанной перепонки;
  • аудиометрию – при помощи которой оценивается острота слуха и определяется минимальная сила звука, которую может услышать ребёнок.

Помимо этого, необходима консультация логопеда, который проводит диагностику и оценку слухоречевой памяти и речи. Также могут понадобиться консультации таких детских врачей, как невролог, отоларинголог и психолог.

Лечение

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения недуга считается четыре года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  • курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно - учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  • проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов.
  • физиотерапию, цель которой - воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное - сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Профилактика

Профилактика алалии в основном состоит в:

  • благоприятном протекании беременности, лучше всего, если в такой период жизни женщина будет находиться на курорте или в санатории;
  • отказе от вредных привычек будущей матерью ещё на этапе планирования беременности;
  • своевременном лечении инфекционных заболеваний, симптомы или осложнения которых могут нанести вред плоду;
  • ограждении от употребления лекарственных веществ без видимых на то причин или предписаний врачей;
  • обогащении питания витаминами и питательными веществами, которые должны поступать к плоду;
  • регулярном посещении акушера-гинеколога.

Алалия у детей – недоразвитость либо полное отсутствие речи у ребенка по причине поражения участка мозга, отвечающего за ее развитие. Необходимо, правильно диагностировать заболевание – алалию путают с отсутствием слуха или с отставанием в умственном развитии. В первом случае ребенок должен реагировать на звуки, а во втором – понимать речь взрослых людей, но не иметь способности к речи. По статистике, заболеванием страдает около 0,1 % населения. Мальчики подвержены заболеванию в два раза чаще девочек.

Причины возникновения болезни

Порок возникает во время внутриутробного развития плода, при родах или в раннем возрасте. Причинами развития заболевания во время беременности могут стать многие факторы:

  • хронические болезни матери;
  • интоксикации;
  • инфекционные заболевания родителей;
  • травмы плода;
  • нарушение кровообращения;
  • гипоксия плода;
  • курение и алкоголизм родителей.

При неблагоприятном течении родов возможны травмы мозга ребенка, способные привести к развитию заболевания:

В первый год жизни здоровье ребенка сильно уязвимо. Тяжелые заболевания, перенесенные в этот ответственный период, могут иметь серьезные последствия, в том числе и развитие алалии:

  • менинго-энцефалит;
  • краснуха;
  • голодание;
  • травмы головы;
  • простудные заболевания с осложнениями.

Симптомы заболевания

Для постановки правильного диагноза необходимо понимать, что заболевание может проявляться в одной из двух форм. Симптомы заболевания зависят от того, какая именно часть мозга была поражена.

При травмировании лобно-теменной части может развиться моторная форма болезни, при поражении височной части мозга характерна сенсорная алалия.

Если патология характерна для обоих частей, то можно говорить о наиболее тяжелой форме – смешанной.

Признаки моторной алалии

При моторной форме болезни ребенок понимает обращенную к нему речь. Трудности возникают при попытке ответить на вопрос или выразить свои мысли и пожелания.

В легкой форме заболевания ребенок заменяет сложные словоформы более простыми, иногда нарушена связь слов в предложении, присутствуют грубые грамматические ошибки.

В тяжелой форме речь ребенка труднопонимаема, он стремиться помочь себе активной мимикой и жестикуляцией.

Признаки заболевания начинают проявляться в совсем раннем возрасте. Должны настораживать следующие симптомы:

  • отсутствуют гуление и попытки произношения слов в первый год жизни;
  • нарушение мелкой моторики;
  • невозможность сосредоточить на чем-либо внимание;
  • путание падежей и склонений;
  • активная жестикуляция;
  • отсутствие памяти.

Родителей должны обратить на ребенка внимание специалистов, если для его речи характерны следующие признаки:

  • трудности с ответом на поставленный вопрос;
  • проглатывание окончаний;
  • лепет;
  • слишком громкое произношение;
  • неверное произношение знакомых слов;
  • нарушение письменной речи.

Такие нарушения могут говорить о наличии заболевания. Помимо этого, для ребенка характерны:

  • отсутствие внимания,
  • гиперактивность либо заторможенность,
  • раздражительность,
  • нежелание пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний,
  • нарушение мелких движений.

Сенсорная патология

Данная форма болезни встречается значительно реже. Для нее типично неправильное восприятие ребенком обращенной к нему речи при отсутствии нарушений со стороны слухового аппарата.

Нарушается способность понять смысл вопроса и отличить похожие по звучанию слова. Данная форма часто сопровождается задержкой в развитии. Дети с такой формой болезни не имеют задержек с гулением и лепетом в первый год жизни.

Для ребенка характерны:

  • совершенно невнятная речь;
  • повторение слов за другими людьми;
  • пропуски слогов;
  • соединение разных слов по отдельным слогам;
  • невозможность сопоставить предмет и его название;
  • непрерывной поток бессвязной речи.

Смешанный вид

При такой форме заболевания часто речь полностью отсутствует. Ребенок не в силах понять речь, не может ее распознать и ответить на вопросы.

Возможны легкие формы со скудным словарным запасом и плохим пониманием чужой речи и тяжелые формы с полным отсутствием речи.

Методы лечения

При подтверждении диагноза болезнь необходимо начать лечить как можно раньше. Успех лечения зависит от тяжести заболевания и усилий, направленных на то, чтобы вернуть ребенка к нормальной социальной жизни.

Различают несколько направлений в лечении:

  • логопедические упражнения;
  • логопедический массаж;
  • физиопроцедуры;
  • лечение лекарственными препаратами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Лечебные упражнения

Занятия с логопедом могут быть как индивидуальные, так и проводится в спецшколе. Положительный эффект может быть достигнут лишь при систематическом, долговременном лечении.

Логопед учит ребенка произносить отдельные слоги и слова и распознавать речь по звучанию. Рекомендуется делать гимнастику для языка, подолгу произнося звуки и добиваясь правильного звучания.

Необходимо показывать ребенку картинки с различными изображениями и научить связывать предмет с определенным звучанием слова.

По мере достижения прогресса, ребенку показывают изображение предмета и просят назвать его, а также показать и озвучить отдельные элементы. При определенных успехах необходимо делать акцент на правильных окончаниях слов, падежах и склонениях.

Развить навыки речи помогают занятие по мелкой моторике. Следует в игровой форме давать ребенку задание, требующее сосредоточенного, тщательного исполнения. Идеально подходят для этих целей рисование, лепка, вырезание, складывание, собирание матрешек и конструкторы.

Успех во многом зависит от того, как часто будут заниматься с ребенком дома. Одним занятий с логопедом будет недостаточно.

Необходимо ежедневно разучивать новые слова, пытаться отвечать на поставленные вопросы, соотносить картинку со словом.

Ребенку следует озвучивать свои действия, постепенно выдавая все более развернутые предложения.

Логопедический массаж

При алалии активно используется логопедический массаж. Он направлен на развитие отдельных мышц в ротовой полости, ответственных за правильное произношение.

Массаж проводится при помощи рук либо специального зонда. На состоятельность речевых мышц хорошо повлияют специальные упражнения: поднять язык к небу и удерживать его в этом положении, вытянуть губы трубочкой, совершать языком круговые движения во рту.

Физиотерапевтические процедуры

Физиотерапевтическое лечение должно проводиться определенными курсами. К логопедическим занятиям добавляются процедуры:

  • водолечение;
  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия.

Медикаментозная терапия

Рацион питания больного ребенка должен быть сбалансированным и разнообразным. В обязательном порядке в ежедневном меню должны присутствовать животные и растительные белки, углеводы, свежие фрукты и овощи.

В рацион необходимо включать продукты, богатые витаминами и минералами.

Дополнительно ребенку прописывают прием витамина В12, В15. Применяют ноотропную терапию:препараты для улучшения кровоснабжения мозга (Гаммалон, Цераксон, Когитум, Кортексин).

Рефлексотерапия

Одним из современных методов лечения алалии является электро-рефлексотерапия. При помощи электрических импульсов стимулируются участки мозга, ответственные за образование и распознавание речи.

В результате лечения образуются новые нервные связи, что облегчает процесс обучения. Такой метод терапии может применяться только к детям старше 9 лет.

Продолжительность и частота курсов назначаются в зависимости от тяжести заболевания и возраста ребенка.

Возможные осложнения

У детей с данным заболеванием может появиться нарушение письменной речи. Особенно это характерно для моторной форме болезни.

Часто у детей возникают проблемы с чтением текста вслух, причем затруднения могут возникать со знакомыми словами, правильно произносимыми в обычной речи.

Осложнением алалии может стать заикание. Оно проявляется в раннем возрасте, при приобретении навыков устной речи.

В последнее время заикание детей с алалией стало наблюдаться значительно реже. Это связано с развитием более ранней диагностики болезни.

Профилактические меры

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. Тем более это относится к такой трудно поддающейся лечению болезни, как алалия.

Мамам и женщинам, только готовящимся испытать радость материнства можно дать следующие советы:

Успех в лечении алалии зависит от многих факторов. Решающую роль играет степень поражения мозга. Даже при серьезной форме болезни лечение следует начать сразу после постановки диагноза.

Терапия должна быть комплексной и обязательно сопровождаться домашними занятиями. Упражнения следует выбирать интересные и разнообразные для поддержания интереса ребенка.

С помощью лечения возможно значительно улучшить состояние. Нередко бывает, что при правильном подходе и ранней диагностике ребенок к школьному возрасту догоняет своих сверстников и учится в обычном классе.

Как распознать алалию и не спутать ее с обыкновенной задержкой речью и другими подобными патологиями? Посмотрите предлагаемый видеосюжет, подготовленный «Маминой школой».

У дошкольников нередко возникают речевые проблемы. И если некоторые из них без труда можно устранить дома (например, научить выговаривать звуки «р» или «ш/щ»), то с другими без помощи специалиста не справиться. Например, с алалией.

Алалией называют недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. О том, как отследить первые признаки этого нарушения и что делать, если родитель подозревает у ребенка алалию, рассказывает логопед Анастасия Сперанская.

Признаки и виды алалии

Первые признаки алалии можно заметить у детей 1,5-2 лет. Как правило, до этого возраста у малышей не наблюдается никаких отклонений. Доречевое развитие проходит нормально: младенцы лепечут и гулят так же активно, как их сверстники. Некоторые пытаются произносить первые слова, а дальше родители могут увидеть первые сигналы недоразвития речи.

Дети с алалией в два года часто не произносят отдельные слова, используют только звукоподражания, оперируют одним-двумя словами, при этом не стараются (не могут) расширить свой словарный запас .

iconmonstr-quote-5 (1)

Если ребенок понимает маму, но при этом не говорит, мы можем подозревать моторную алалию.

В этом случае у малыша нарушается производство речи (нарушена связь между зонами мозга, создающими звук, и зонами, управляющими мышцами рта), а вследствие этого и понимание обращенных к нему фраз. У ребенка с моторной алалией не формируется внутренняя речь (он не соотносит слово с его образом у себя в голове), из-за этого у крохи может развиться вторичная умственная отсталость.

Если же ребенок не понимает речь взрослых, не запоминает новые слова, не соотносит слово с движением/предметом/качеством, которое оно обозначает, даже после многократных повторений, то это свидетельствует о наличии сенсорной алалии (нарушена связь между зонами мозга, отвечающими за восприятие всех звуков, и зонами обработки речевых звуков).

iconmonstr-quote-5 (1)

Очень часто сенсорную алалию на начальных этапах принимают за нарушения слуха.

Но ребенок слышит хорошо! Проблема в том, что его мозг недостаточно хорошо обрабатывает речевые стимулы.

Причины возникновения алалии

Так в чем же причина такого серьезного нарушения «производства» и понимания речи?

Врачи выдвигали разные предположения. Самой распространенной версией возникновения алалии называют повреждения речевых областей головных полушарий при родах. Среди причин часто звучат асфиксия новорожденных, сильный токсикоз в первой половине беременности.

К неблагоприятным факторам, которые могут способствовать развитию алалии, относят психотравмы матери, резус-несовместимость, кровотечения, преждевременные, затяжные, стремительные роды, травмы головы во время родов, стимуляцию родов. Дети, перенесшие нейроинфекции или другие заболевания мозга, получившие до года травмы головы, также находятся в группе риска.

Алалия у детей – в строгом понимании означает полное отсутствие либо ярко выраженная дефицитарность речи, которая проявляется при слухе, соответствующем норме, и первично неповрежденном интеллекте, что позволяет малышам успешно познавать мир и обучаться. Частыми причинами данного недуга выступает повреждение при родах областей левого полушария мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания мозга или его травмы, перенесенные малышом в младенчестве, иными словами в доречевом периоде.

Проявляется алалия поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, бедностью словарного запаса, нарушениями слогового строения, фонематических процессов и дефектами в звукопроизношении. Весомым значением для выявления формы алалии обладает определение зоны повреждения головного мозга. Так, к примеру, когда травмирована лобно-теменная часть, можно диагностировать у крохи моторную алалию, при повреждении височной области – сенсорную алалия. Различные формы дефицитарности речи характеризуются совершенно разной клиникой и возможностями малышей в будущем. Однако при этом подобное деление недуга условно, так как в клинической практике встречаются сочетания проявлений сенсорной и моторной речевой алалии.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Моторная алалия у детей выражается:

— в расстройстве экспрессивной речи на фоне неплохого понимания обращенной речи;

— в запоздалом формировании фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;

— в скудности предречевых этапов, нередко лепет отсутствует совершенно.

Данному недугу сопутствует грубые дефекты грамматического строения, проявляемые в дефиците согласованности слов в падеже, роде и числе, перестановкой слогов внутри слова, неверности употребления предлогов в речи, отсутствии отглагольных форм и т.п.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженной скудностью словарного запаса и является фундаментом нарушений учебных навыков по типу дисграфии и дислексии, расстройства пространственного гнозиса и дефектов моторики в форме апраксии. Кроме этого алалия протекает в сочетании с очаговой и рассеянной неврологической клиникой, поражением доминантного полушария, обусловливающего возможности экспрессивных речевых навыков. У ребенка с подобной патологией в психическом состоянии зачастую наблюдаются признаки психоорганического синдрома разной степени выраженности, которые проявляются нарушением работоспособности в комплексе с дефектами интеллектуального развития, расстройством внимания, двигательной расторможенностью.

Сенсорная речевая алалия проявляется в дефицитарности понимании обращенной речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта с отсутствием отделения звуков. Дети характеризуются затрудненностью и замедлением формирования сопоставления между словом и объектом. Они не в состоянии осмыслить произносимое окружением, вследствие чего у них и экспрессивная речь весьма ограничена. Такие малыши коверкают слова, спутывают звуки сходные по произношению, не вслушиваются в речь окружения, не отзываются на зов, но при этом на отвлеченные шумы реагируют. У них отмечаются эхолалии, слуховое внимание резко нарушено, наряду с этим интонации и тембр речи остаются не измененными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического поражения мозга, зачастую они могут обнаруживаться в сочетании с умственным недоразвитием.

Характеристика алалии. Последствия алалии могут оставаться продолжительное время, нередко даже всю жизнь. У алаликов все речевые компоненты появляются с опозданием. Грамматическая структура и лексический запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К окончанию периода младенчества малыши могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждой стадии развития довольно беден. Кроме этого характерны искаженные конструкции слова:

— перестановки (вместо «молоко» – «моколо»);

— персеверации – (вместо «волосы» – «вововосы»);

пропуски («моко»);

контоминации (вместо слов «белок и желток» получается «белток»).

Также многие исследователи отмечают искажение слогового строения слова. Количество подобных искажений увеличивается по мере речевого развития и по мере утомляемости крохи. Выделяют два типа аграмматизмов: импрессивный и экспрессивный. У алаликов с моторной формой выявляется практически всегда экспрессивный аграмматизм, а с сенсорной – импрессивный аграмматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет стадийности.

Все формы алалии характеризуются разладом между вербальными и неречевыми структурами психической деятельности. Неречевые задачи производятся малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных затруднений (значение и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и др.). Замедление темпа формирования речи выражаются запоздании наступления определенных доречевых этапов. Проще говоря, гуление, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с отставанием, также отмечается свернутость этапов или полное отсутствие. Кроме растягивания сроков выработки функции, свойственно продолжительное сохранение ранее освоенных этапов формирования речи: эгоцентрическая речь, подмена речи жестикуляцией либо громкими несловесными криками. Также нередко наблюдается скудность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.

Зачастую у малышей с алалией отмечаются невротические реакции, являющиеся ответом на наличествующий дефект речи. Кроме этого, дети, страдающие данной патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и пониженной работоспособностью. У них отмечается вторичная задержка развития психики. В разные периоды речевого формирования при моторной алалии наблюдается отсутствие плавности речи и возникает заикание.

Коррекционная работа при алалии должна учитывать специфику речевого расстройства, особенности личности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в характере крохи и воспитанию сознательной целеустремленной личности.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно сложно произвести артикулярные движения: поднять вверх язык и удерживать его в такой позиции, облизать губы и др. Кроме этого, у ребенка, страдающего моторной алалией, отмечается отсутствие умений самообслуживания: завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Сенсорная алалия

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностировать или . Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности. Спокойная негромкая речь воспринимается больным крохой значительно лучше, нежели громкая речь либо окрик. Применение слуховых аппаратов у детей-алаликов также не способствует улучшению речевого восприятия.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых , слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом. Речь сенсорного алалика, в целом, характеризуется повышенной речевой активностью, которая происходит на фоне сниженного внимания к произносимому окружающими и отсутствия контроля над своей речью. Речь сенсорных алаликов невозможно использовать в качестве средства общения.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

Алалия у детей

Первичные проявления алалии вне зависимости от ее формы становятся явными у малышей в двухлетнем возрасте, когда области мозга до некоторой степени развиты, а малыши пытаются произносить слова. Если своевременно не начать лечение, то данный недуг будет продолжать развиваться у подростков.

К существенным признакам алалии у малышей относят:

— нарушение движения;

— повышенную раздражительность;

— непонимание речи взрослых;

— отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

— ошибки в падежах и склонениях, неразборчивость в числах;

— замедление умственного развития;

— коммуникативное взаимодействие с взрослыми лицами на уровне жестов.

Алалия коварный недуг. Зачастую дети, не понимая, о чем говорит окружение, начинают отдаляться от них, дистанцируются и становятся необщительными, что может стать причиной для неверной постановки диагноза. Нередко таким детям приписывают аутизм либо умственную или психическую отсталость. Кроме этого, порой не удается выявить уровень слуха.

Поэтому, в первый черед, именно на родительские плечи ложится задача своевременного выявления проблемы. А для этого необходимо усвоить этапы речевого развития малышей.

Также существенным признаком дефекта речевого развития является чересчур медленное освоение речевыми навыками, замедленный прогресс или его полное отсутствие на протяжении длительного времени.

Дифференциальная диагностика алалии основывается на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:

— при моторной форме алалии на перцептивном уровне восприятие речи сохранно, а при сенсорной форме алалии глубоко нарушено;

— у моторных детей-алаликов понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алаликов понимание речи нарушено, но может немного улучшатся при визуальном восприятии артикуляции говорящего субъекта;

— слух у малышей с моторной формой алалии сохранен, а с сенсорной – нарушен;

— моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, наоборот, эхолалия присутствует;

— моторные алалики испытывают трудности в повторении слова либо фразы, сенсорные алалики повторяют без труда, но не осознают значения проговоренного слова;

— дети с моторной формой алалии стремятся к невербальной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.

Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Лишь в такой форме коррекция будет ощутимой, и не будет излишне утомлять малыша. Занятия с логопедом должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умений отличать одни предметы от других, способности соотнесения и обобщения предметов.

Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие выработке мелкой моторики.

Лечение алалии

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

Для достижения максимальной эффективности для лечения алалии применяют комплексную терапию, которая включает три компонента:

— логопедические занятия;

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.

Алалия – это отсутствие или глубокое недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичном интеллекте. Заболевание может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или на первых годах жизни ребенка. Причиной болезни является повреждение центров головного мозга, отвечающих за формирование собственной речи или восприятие слов других людей. Раннее выявление симптомов и адекватное лечение позволяют большинству детей справиться с патологией и успешно обучаться по школьной программе.

Следует отличать детей с несформированной речевой функцией от глухих или умственно отсталых. При алалии не наблюдается отсутствие слуха, малыши активно реагируют на звуки. Снижение интеллекта является вторичным симптомом, и вызвано отчуждением ребенка от коллектива из-за невнятной речи, слабой памяти, плохого восприятия материала.

Причины

Поражение речевых центров головного мозга может быть спровоцировано несколькими факторами:

Во внутриутробном периоде

  • Проникновение инфекций от матери к плоду.
  • Резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).
  • Маточно-плацентарная недостаточность (нарушение кровообращения между матерью и ребенком).
  • Хроническая гипоксия (недостаточное снабжение кислородом) плода.
  • Токсикоз или гестоз.
  • Угроза самопроизвольного прерывания беременности.
  • Хронические соматические болезни матери (гипер- или гипотония, легочная или сердечная недостаточность).
  • Травмирование плода при падениях беременной.
  • Вредные привычки матери (курение, злоупотребление алкоголем).

При родах

  • Функциональная незрелость вследствие недоношенности (рождения раньше срока).
  • Преждевременные, затяжные или стремительные роды, приведшие к внутричерепной травме или кислородному голоданию.
  • Острая гипоксия в результате раннего излития околоплодных вод, слабой родовой деятельности или обвития шеи ребенка пуповиной.
  • Травмирование акушерскими инструментами.

В возрасте до 3 лет

  • Черепно-мозговые травмы.
  • Тяжелые вирусные инфекции (краснуха, менингит, энцефалит).

  • Частые длительные болезни (ОРВИ, пневмония, рахит, эндокринопатии).
  • Операции с применением общего наркоза.
  • Гипотрофия (дефицит массы тела из-за недостаточного поступления или плохого усвоения питательных веществ).
  • Двуязычие в семье.
  • Конфликтные отношение в семье, нелюбовь матери к ребенку.
  • Плохие социальные условия (нехватка речевых контактов, педагогическая запущенность, дефицит навыков самообслуживания).

Классификация

Алалия бывает нескольких видов:

Моторная (экспрессивная)

Связана с поражением участков головного мозга, отвечающих за продуцирование речи. У детей возникают проблемы с произнесением звуков, овладением активным словарем, правильным построением фраз. При этом способность к восприятию чужой речи сохраняется.

В зависимости от зоны повреждения моторная алалия бывает:

  • Афферентная . Представляет собой поражение постцентральной зоны коры головного мозга, которая находится в нижнем теменном отделе левого полушария и отвечает за артикуляционные позы. Ребенок не может правильно открыть рот, растянуть или вытянуть в трубочку губы, опустить или поднять язык, и начинает заменять сложные звуки простыми или пропускать их.
  • Эфферентная . Является поражением премоторной зоны коры головного мозга – центра Брока, задней трети нижней лобной извилины. Этот участок отвечает за организацию и последовательность сложных комплексов. Ребенок затрудняется выполнить серию движений – удается воспроизвести отдельный звук, но не получается произнести группу звуков, целое слово или предложение. Тяжело происходит переход с одной артикуляционной позы на другую, меняется последовательность слогов в слове.

Сенсорная (импрессивная)

Встречается в 10 раз реже, чем моторная, и вызвана повреждением коркового отдела речеслухового анализатора – центра Вернике, расположенного в задней трети верхней височной извилины и отвечающего за первичный анализ звуков речи.

При этой форме алалии отсутствует связь между смыслом слов и их звуковой оболочкой. Имея хороший физический слух и способность к воспроизводству речи, ребенок не может понять значение слова и связать его с конкретным предметом или явлением.

Смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная)

Сочетает в себе признаки обеих форм с преобладанием нарушений развития экспрессивной или импрессивной речи, что доказывает связь речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Симптомы

Клиническая картина при заболевании может быть различной – от легких нарушений речи до тяжелых, когда до 10-12 лет ребенок не говорит или имеет очень скудный словарный запас.

Признаки алалии отличаются в зависимости от формы патологии:

Моторная

Проявляется характерными отклонениями:

Неврологические

  • Двигательные расстройства – неловкость, плохая координация движений, частые падения.
  • Плохая мелкая моторика – проблемы со складыванием мозаики, паззлов.

  • Трудности с навыками самообслуживания – неспособность застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
  • Нарушение тонуса некоторых групп мышц, в частности, лицевых – их паретичность (вялость) или спастичность (напряженность).
  • Нарушение осанки.
  • Вынужденная леворукость.
  • Горизонтальный нистагм – бегающие зрачки.
  • Односторонний птоз – подвисание одного века.
  • Расстройство зрительного узнавания – ребенок не различает цифры, части, лево и право.
  • Астереогноз – неспособность узнать предмет наощупь.

Психологические

  • Нарушение памяти.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Затрудненное восприятие.
  • Примитивизм и конкретность мышления – упрощенный подход к сложным заданиям, нарушение способности абстрагирования и обобщения.
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы – инфантилизм (незрелость развития), частая смена настроения, излишняя доверчивость или немотивированная агрессия, раздражительность, избирательность отношений.
  • Заторможенность (малоподвижность) или расторможенность (гиперактивность).
  • Сниженная работоспособность и высокая утомляемость.
  • Речевой негативизм – нежелание говорить.
  • Отказ от выполнения задания при затруднениях и доведение начатого до конца, если заметен успех.

Речевые

  • Проблемы с произношением звуков.
  • Плохая ритмическая организация слов.
  • Нарушения регуляции высоты и силы голоса.
  • Замедленная речь с произношением по слогам.
  • Обедненная лексика, пропуски предлогов и окончаний, перестановка слогов.
  • Обозначение разных понятий одним и тем же словом («ам» – есть и еда).
  • Несформированность связной речи из-за нарушения грамматики – замена всех глаголов инфинитивом (птица лететь), неправильное употребление рода (кошка бежал), числа (коровы ест) и падежа (люблю мама).
  • Бедность словарного запаса – фразовая речь состоит из простых предложений.
  • Неспособность последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить причину и следствие.

  • Проблемы с овладением навыков чтения и письма.

Сенсорная

В чистом виде встречается крайне редко, обычно наблюдается сенсомоторная форма заболевания.

Проявлениями сенсорной алалии являются:

  • Эхолалия – пассивное повторение отдельных слов или фраз, без понимания их значения (вместо ответа на вопрос ребенок повторяет вопрос, часто цитирует дикторов и рекламу на телевидении).
  • Логорея – многословие в сочетании с ускорением темпа и бессвязностью речи, набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов.
  • Ошибки произношения – навязчивые повторения или пропуски звуков и слогов, объединение частей разных слов друг с другом, неправильные ударения, причем характер искажений нефиксированный (одно и то же слово ребенок может произносить по-разному).
  • Гиперакузия – повышенная чувствительность к неречевым звукам (шуршанию бумаги, звучанию инструментов), при этом может наблюдаться болезненная реакция – плач, крики, закрывание ушей.
  • Нарушение фонетического восприятия – невозможность различить слова со схожим звучанием, привязать слово к предмету.
  • Потеря смысла фразы при изменении темпа речи или порядка слов в предложении.
  • Плохая память – для запоминания новых слов необходимо не менее 20 повторений.
  • Проблемы с удержанием внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая истощаемость.
  • При грубом искажении развития речи развиваются вторичные нарушения личности, поведения, умственная отсталость.

При всех формах алалии наблюдается разница между выполнением вербальных (с помощью речи) заданий и невербальных (представленных графическими изображениями, рисунками, предметами, когда знание языка необходимо лишь для понимания инструкций).

Диагностика

Для постановки диагноза ребенок должен пройти обследование у нескольких врачей:

  • детский невролог;
  • детский психолог;
  • детский отоларинголог (или сурдолог);
  • дефектолог;
  • логопед.

Обследование состоит из нескольких этапов:

Оценка степени и характера повреждения головного мозга

Проводится с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – получение графических изображений электрической активности мозга.
  • Магниторезонансная томография (МРТ) – получение изображений органов при воздействии на организм магнитным полем и радиочастотными энергиями.
  • Рентгенографическое исследование – воздействие на ткани головы рентгеновских лучей. Позволяет определить травмы и патологии развития костей черепа, проверить сосудистую сетку головного мозга.
  • Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – исследование головного мозга с помощью ультразвуковой эхографии.

Исследование слуховой функции

Предназначено для исключения тугоухости и осуществляется при помощи следующих методик:

  • Отоскопия – осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки с использованием специальных инструментов. В современной практике применяют отоскоп – прибор, снабженный источником света и камерой. Во время манипуляции может выполняться туалет уха, удаление инородных тел и полипов, различные операции.
  • Аудиометрия – методика определения остроты слуха, то есть чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Результатом проверки является аудиограмма, по которой врач диагностирует наличие или отсутствие проблем со слухом.

Нейропсихологическое исследование

Предполагает диагностику слухоречевой памяти – восприятия речи на слух. Проводится с помощью различных тестов, например, найти на картинках названных животных, повторить произнесенные слова или звуки в той же последовательности.

Логопедическое обследование

Включает комплекс мероприятий:

  • Сбор анамнеза – опрос матери о течении беременности и родов, этапов и особенностей развития ребенка.
  • Диагностика устной речи. Предполагает уточнение степени сформированности компонентов языковой системы – связной речи (описывание картинки), грамматических процессов (образование и изменение слов, правильность построения предложений), объема словарного запаса.
  • Изучение звуковой составляющей речи – строение и подвижность речевого аппарата, способность распознавать, воспринимать и произносить звуки, звуковая наполненность слов.

Дифференциальная диагностика

Проводится с целью отличить алалию от следующих заболеваний:

  • Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание темпов формирования речи без ее нарушения.
  • Дизартрия – затруднение в произношении некоторых звуков, вызванное ограниченной подвижностью органов речи (губ, мягкого неба, языка). Заболевание возникает из-за поражения нервной системы.
  • Тугоухость – стойкое ослабление слуха, вплоть до полной его потери.
  • Аутизм – расстройство психического характера, вызванное нарушением развития головного мозга. Отличается дефицитом общения и социального взаимодействия.
  • Олигофрения – умственная отсталость.

Лечение

Алалия – это сложный комплекс расстройств языкового и неязыкового характера, оказывающий негативный эффект не только на речевую коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения, воспитания, социализации детей.

Терапевтический подход коррекции заболевания должен быть комплексным, с участием логопеда, психолога, родителей. В некоторых случаях актуально применение лекарственных препаратов. Лечение проводится в домашних условиях, а также в специализированных учреждениях – детских садах, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Медикаментозное

Призвано стимулировать развитие структур головного мозга и снимать невротические проявления:

  • Ноотропные препараты – улучшают работу мозга, восприятие и память.
  • Витамины – необходимы для нормального развития организма. Часто назначают прием витаминно-минеральных комплексов.

Физиотерапия

Максимальный лечебный эффект достигается при использовании нескольких методик. Физиотерапевтические процедуры проводятся курсами, применение их на постоянной основе недопустимо.

  • Транскраниальная электростимуляция (ТЭС-терапия) . Представляет собой метод избирательной и дозированной активации определенных структур мозга, в результате которого в них вырабатываются эндорфины. Эти нейрогормоны обладают обезболивающим эффектом, усиливают защитные функции иммунной системы, противодействуют стрессу, способствуют заживлению тканей и улучшению качества жизни в целом. Во время процедуры к голове пациента прикрепляются электроды, через которые проходят импульсные токи малой мощности.
  • Водолечение . Воздействие на организм водой стимулирует работу нервной системы, оказывает влияние на кровообращение, ускоряет обменные процессы. С помощью процедур можно достичь желаемого эффекта – успокаивающего и расслабляющего, тонизирующего и возбуждающего. Также водолечение является иммуностимулирующим и общеукрепляющим средством.
  • Лазеротерапия . Применение лазера оказывает противовоспалительный, обезболивающий, иммуностимулирующий эффекты, улучшает клеточный метаболизм и микроциркуляцию крови, стимулирует восстановительные процессы, при воздействии на различные органы и системы усиливает их рефлекторный ответ.
  • Магнитотерапия . Благодаря воздействию на организм низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей повышается проницаемость клеточных мембран, ускоряются окислительно-восстановительные процессы, усиливается активность ферментов и местное кровообращение. Процедура снимает боль и воспаление, замедляет свертывание крови, уменьшает отек в тканях и стимулирует их питание и восстановление.
  • Электрофорез . Предполагает воздействие на организм постоянных электрических импульсов. Обладает лечебным эффектом, схожим с другими физиопроцедурами, увеличивает секреторную активность – выработку биологически активных веществ и выброс их в кровоток.
  • ДМВ-терапия . Применение электромагнитных волн дециметрового диапазона расширяет сосуды, улучшает кровообращение и обменные процессы, снимает спазмы, способствует нормализации работы эндокринных желез.
  • Иглорефлексотерапия (ИРТ) . Акупунктура или иглоукалывание, то есть введение в биологически активные точки специальных игл, позволяет стимулировать нервную, эндокринную, нейрогуморальную, иммунную систему организма.
  • Электропунктура . Воздействие на точки акупунктуры электрическим током для усиления эффекта.
  • Остеопатия . Представляет собой мягкое ручное воздействие на структуры тела (череп, позвоночник, крестец, мышцы, связки, внутренние органы) для исправления их положения и восстановления функций всего организма.

Логопедическое

Представляет собой работу по развитию всех сторон речи.

При моторной алалии упор делается на следующие аспекты:

  • Правильное звукопроизношение.
  • Стимулирование речевой активности, то есть способности воспринимать и понимать слова окружающих, пользоваться речью при общении, активно овладевать языком.
  • Формирование активного и пассивного словаря – слов, используемых ребенком в разговоре, и не используемых, но узнаваемых при беседе окружающих.
  • Развитие фразовой речи, включающей умение составить предложение, его завершенность, грамматическое построение.
  • Развитие связной речи – умения излагать мысли выразительно и последовательно, без отвлечения на ненужные подробности.
  • Логоритмические занятия – комплекс упражнений, в котором движения сочетаются с произношением языкового материала под звуковое сопровождение. Развивают общую и мелкую моторику, координацию движений, способность расслаблять мышцы, чувство ритма, мимику, голос, правильное произношение звуков, слуховое внимание и память.
  • Логопедический массаж – стимулирует мышцы, участвующие в формировании звуков (губ, мягкого неба, скул, щек, языка). Выполняется пальцами или специальными зондами. Также включает специальные упражнения – надувание щек, вытягивание губ в трубочку, поднятие языка.

При сенсорной алалии необходимо развивать следующие способности:

  • Умение отличать неречевые звуки от речевых.
  • Выделение слов, соотнесение их с конкретными предметами и действиями.
  • Понимание фраз и речевых инструкций, грамматического строя речи.
  • Развитие собственной речи.

В домашних условиях

У детей с алалией необходимо стимулировать желание говорить. Родители должны разговаривать с ребенком постоянно, описывать каждое действие и событие – таким образом формируется пассивный словарный запас.

Однако просто слушая речь дикторов на радио или по телевидению, малыш не научится говорить – очень важно видеть работу артикуляционного аппарата, движение губ, мимику лица. В обязательном порядке родителям нужно наладить с ребенком зрительный контакт.

Диета

Специфических рекомендаций по питанию при алалии не существует. Оно должно быть здоровым, разнообразным, сбалансированным и соответствующим возрасту ребенка. В рацион нужно включить большое количество богатых витаминами, минералами и клетчаткой продуктов. Полезные вещества помогают организму ребенка правильно развиваться, укрепляют иммунитет, улучшают настроение и сон.

Прогноз

Залогом успеха в лечении алалии является его раннее начало – в 3-4 года, а также комплексный подход, воздействие на все компоненты речи в сочетании с развитием психических функций.

Большое значение имеет степень поражения мозга. Моторная форма заболевания легче поддается коррекции и, при своевременной и адекватной терапии, позволяет ребенку наладить речь и адаптироваться в социуме. При сенсорной и сенсомоторной алалии прогноз неопределенный.

Инвалидность

В зависимости от степени тяжести алалии, уровня недоразвития речи, сопутствующих психоневрологических и церебрально-органических патологий, возможно оформление инвалидности на ребенка. Для этого необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получить соответствующее заключение. Направление на МСЭ выдают лечащие врачи детской поликлиники. Для оформления инвалидности ребенку до 5 лет обычно требуется заключение психиатра (психоневролога).

У взрослых

Алалия является недоразвитием речи, это детское заболевание, которое поддается коррекции при регулярных занятиях. Для взрослых людей более характерно проявление афазии – локального отсутствия или нарушения уже сформировавшейся речи. Вызвана афазия повреждением речевых центров в результате травмы, опухоли, инсульта, воспалительного процесса или психического заболевания.

Профилактика

Чтобы предупредить нарушения речевого развития у ребенка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Обеспечить условия для благоприятного протекания беременности и родов – своевременно посещать гинеколога и сдавать анализы, полноценно питаться, избегать чрезмерных физических и психологических нагрузок, заниматься упражнениями для беременных (специальной гимнастикой, йогой).
  • Следить за здоровьем ребенка – регулярно проходить осмотр у педиатра, делать прививки, обеспечить безопасность, заниматься физическими упражнениями. Желательно пройти несколько курсов общеукрепляющего массажа,
  • Обращаться к врачу при малейших признаках задержки речи у ребенка. Своевременное лечение позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.