Как развивалась великобритания в начале 20 века. Англия во второй половине XIX — начале XX века. Тема: Великобритания в конце XX-XXI века

Особенности социально-экономического развития.

Правление консерваторов (Мэйджор) и лейбористов (Блэр) закрепило успехи, достигнутые в период неоконсервативной революции Тэтчер. Вплоть до начала современной рецессии (конец 2008 года) экономика Великобритании развивалась достаточно стабильно.

Завершена структурная перестройка экономики – переход к постиндустриальному обществу (75% ВВП в секторе услуг).

Проблемы:

Государственного регулирования социально-экономического развития;

Преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса;

Безработица;

Государственный долг;

Дефицит государственного бюджета;

Экология;

Миграция.

Особенности политического развития.

1990-1997 – Мэйджор (консерватор)

В первый год правления Мейджора мировая экономика переживала спад, первые признаки которого были заметны ещё во время правления Маргарет Тэтчер. Экономика Великобритании из-за этого также оказалась не в лучшем положении. Ожидалось поэтому, что навсеобщих выборах1992 годаконсервативная партия, возглавляемая Мейджором, скорее всего проиграет лейбористской, во главе которой стоялНейл Киннок. Однако Мейджор не согласился с этим и стал проводить кампанию в «уличном» стиле, выступая перед избирателями в духе своих прежних речей в округе Ламберт. Яркие выступления Мейджора контрастировали с более гладкой кампанией Киннока и привлекли симпатии избирателей.

Его политический курс представлял собой смягченный вариант тэтчеризма. К середине 1990-х активизирована региональная политика (в данном случае, стимулирование экономического развития наиболее отсталых районов Шотландии, Северной Ирландии, Уэльса). Политической стабилизации в Великобритании способствовало улучшение экономического положения. В таких условиях внеочередные парламентские выборы уверенно выиграла правящая партия. Успех неоконсервативных реформ, осуществленных правительствами Тэтчер и Мэйджора, не предвещал радикальных перестановок на политической арене. Однако парламентские выборы 1997 года принесли

неожиданную победу лейбористам.

Всего через 5 месяцев после начала второго срока премьерства Мейджора разразился финансовый кризис, вошедший в историю как «Чёрная среда». Кризис был спровоцирован валютными спекулянтами. Правительство Великобритании вынуждено было пойти на девальвацию фунта и выйти из европейской валютной системы.

1997-2008 – Блэр (лейборист)

Неожиданный результат выборов во многом объясняется усталостью избирателей от многолетнего правления тори, + лейбористы предложили принципиально новый «политический продукт». Задачей «нового лейборизма» было «создание справедливого общества , основанного на динамизме и конкуренции, обеспечивающего равенство возможностей и гарантии против бедности». На вооружение были взяты все эффективные экономические идеи из арсенала неоконсерваторов . Сбалансированная экономическая политика позволила лейбористам осуществить ряд важных социальных реформ. Были проведены правовые реформы (реформа Палаты Лордов, реформа института пожизненного пэрства, реформами была затронута судебная система и т.д). Не все реформы увенчались успехом. Вопрос о реформе избирательной системы остался открытым.

2008-2010 – Браун (лейборист)

И оппозиция, и соратники по Лейбористской партии критикуют Брауна за непоследовательность в принятии решений и отсутствие определенной линии в принятии решений касающихся выхода из кризиса.

Действия Брауна направлены были на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.

За несколько дней до завершения избирательной кампании, Браун был вовлечён в скандал в связи с попавшей в прессу записью его слов, сказанных в раздражении приватно в своём автомобиле о пожилой женщине, с которой он перед тем беседовал в присутствии прессы. его попытки посредством извинений заручиться поддержкой обиженной им избирательницы, ранее голосовавшей за лейбористов, оказались безуспешными

2010 – победу одерживает Камерон (консерватор)

Правление лейбористов за более чем десятилетнюю историю себя исчерпало, возникла потребность в переменах. После 13-летнего господства лейбористов в британской политике к власти вернулись консерваторы. Но большинства в парламенте сформировать не удалось. "Подвешенным" парламент оказывается в случае, если ни одна партия в ходе выборов не набрала подавляющего большинства, то есть не получила более половины всех мандатов палаты общин, нижней палаты британского парламента. В таком случае правительство (обычно оно формируется партией, получившей подавляющее большинство) не будет иметь достаточной опоры для проведения в жизнь законопроектов без поддержки со стороны членов других партий. В итоге было сформировано коалиционное правительство союзом консерваторов и либерал-демократов (Клегг), которое возглавит Камерон (консерватор).

Цель данного учебного пособия - представить целостную картину развития британского общества в XX - начале XXI в. В книге рассматриваются основные проблемы внутренней, внешней и колониальной политики Великобритании, особенности политического и экономического развития страны, деятельность ведущих партий. Показаны роль Великобритании на международной арене, участие британцев в двух мировых войнах. Пособие адресовано студентам, аспирантам высших учебных заведений, преподавателям, исследователям, а также политологам, социологам и всем, кто интересуется новейшей историей Великобритании и Европы.

Часть первая ВРЕМЯ ИСПЫТАНИИ (1900-1945)

Глава 1. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Глава 2. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Глава 3. ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ (1918-1929)

Глава 4. ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1929-1939)

Глава 5. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Часть вторая ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН (1945-2011)

Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЙБОРИСТСКИХ ПРАВИТЕЛЬСТВ К. ЭТТЛИ (1945-1951)

Глава 7. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ В ПОЛИТИКЕ КОНСЕРВАТОРОВ (1951-1964)

Глава 8. ЛЕЙБОРИСТЫ У ВЛАСТИ (1964-1970)

Глава 9. ПРАВЛЕНИЕ КОНСЕРВАТИВНОГО КАБИНЕТА Э. ХИТА (1970-1974)

Глава 10. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕЙБОРИСТОВ К ВЛАСТИ (1974-1979)

Глава 11. ПРАВЛЕНИЕ КОНСЕРВАТИВНЫХ КАБИНЕТОВ М. ТЭТЧЕР (1979-1990)

Глава 12. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСЕРВАТИВНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ ДЖ. МЕЙДЖОРА (1990-1997)

Глава 13. ПРАВЛЕНИЕ КАБИНЕТОВ Э. БЛЭРА И Г. БРАУНА (1997-2010)

Глава 14. ПРИХОД К ВЛАСТИ КОАЛИЦИОННОГО КАБИНЕТА КОНСЕРВАТОРОВ И ЛИБЕРАЛЬНЫХ ДЕМОКРАТОВ

Экономическое развитие. В конце XIX - начале XX в. Великобритания была одной из самых могущественных и богатых стран мира. Она занимала первое место в мировой торговле и в вывозе капитала. Английские капиталовложения за границей превосходили капиталовложения всех других крупнейших держав, вместе взятых. Английский фунт стерлингов являлся основной мировой валютой. Его принимали к уплате повсюду. Лондон был главным торговым и финансовым центром мира.

Англию называли "владычицей морей".

Промышленность Англии продолжала расти, однако техническое оборудование многих заводов устарело и по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия стала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1%, в США - 4,2%, в Германии -4,1%. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, а США - по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Благодаря более совершенному техническому оборудованию и повышению производительности труда американские и немецкие товары стали стоить дешевле английских. Они успешно конкурировали с английскими товарами.

В сельском хозяйстве Великобритании преобладало мелкое крестьянское хозяйство, но также сохранялась (особенно в Ирландии) крупная земельная собственность аристократов-лендлордов. Собственное сельское хозяйство не обеспечивало потребности Великобритании в продовольствии. Значительную часть продуктов питания и сельскохозяйственного сырья привозили из других стран.

Британский империализм был колониальным империализмом. На долю империи приходилась значительная часть зарубежных английских капиталовложений. Товарооборот Англии со странами Британской империи превосходил ее товарооборот с любой другой страной. Многие английские предприниматели были связаны с колониальным рынком. Сохранение и расширение империи являлось одной из важнейших целей британского империализма.

"Викторианская эпоха". Вторую половину XIX в. в Англии часто называют "викторианской эпохой" по имени королевы Виктории, царствовавшей почти 64 года: с 1837 по 1901 г. Это был период наибольшего могущества Великобритании, когда быстро росла ее колониальная империя, английская промышленность еще удерживала первое место в мире, власть буржуазии была прочной, а классовая борьба носила сравнительно мирный характер. В стране сохранялись конституционная монархия, парламентский строй и двухпартийная система.

На парламентских выборах соперничали две главные партии - консерваторы и либералы. Консервативная партия выражала в первую очередь интересы земельной аристократии и части крупной буржуазии. Главным лидером консерваторов считался Бенджамин Дизраэли, сын литератора, известный писатель, ловкий политик. Либералов поддерживала преобладающая часть крупной и средней буржуазии, а также значительная часть рабочего класса. Руководителем либеральной партии был видный государственный деятель, сын богатого коммерсанта Уильям Гладстон. Большинство либералов во главе с Гладстоном отстаивали свободу торговли, возражая против введения покровительственных пошлин. Консерваторы, напротив, предлагали ввести таможенное обложение иностранных товаров, чтобы оградить английскую промышленность от конкуренции. Обе партии считали необходимым проведение реформ избирательной системы и социального законодательства. В 1867 г. консервативное правительство Дизраэли провело парламентскую реформу, которая увеличила число избирателей почти в два раза. Сменившее его либеральное правительство Гладстона в 1871 г. официально признало законной деятельность профсоюзов, включая стачки. В 1872 г. оно ввело тайное голосование на выборах в парламент (раньше голосовали открыто). Вернувшись к власти в 1874 г., Дизраэли отменил еще существовавшие ограничения на Проведение стачек и разрешил деятельность кооперативов. В 1875 г. консерваторы приняли закон об ограничении рабочего дня 54 часами в неделю и закон об охране детского труда. Прием на работу детей до 10 лет запрещался. Новое возвращение либералов к власти ознаменовалось избирательной реформой 1884 г. Она предоставила право голоса большинству рабочих и крестьян.

В области внешней политики и консерваторы, и либералы руководствовались принципом "европейского равновесия", согласно которому ни одна держава не должна господствовать на континенте Европы. Для сохранения равновесия Великобритания обычно противодействовала наиболее сильной континентальной державе, не давая ей занять преобладающее положение в Европе. Сохраняя господство на море и поэтому не опасаясь вторжения извне, Великобритания проводила политику "блестящей изоляции", избегая длительных и прочных союзов с другими государствами. "У Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей; у нее есть только постоянные интересы", - говорили английские политики.

Вплоть до конца XIX в. английские правящие круги считали своим главным противником Францию, которая соперничала с англичанами в захвате колоний. С начала XX в. англо-французские противоречия отошли на второй план и основным противником Великобритании стала Германия, экономическая, военная и морская мощь которой быстро увеличивалась.

Одним из главных направлений английской внешней политики в конце XIX в. было расширение колониальной империи. В 1875 г. правительство Дизраэли купило у Египта контрольный пакет акций построенного французами Суэцкого канала. Это обеспечило Англии контроль над важнейшей водной артерией, открывшей английскому флоту кратчайший путь в Индию и другие английские колонии. В 1876 г. королева Виктория приняла титул императрицы Индии, и английские колониальные владения стали официально именоваться Британской империей. На 80-е и 90-е гг. XIX в. приходится период самой интенсивной колониальной экспансии за всю историю Великобритании. В 1885 г. англичане овладели Бирмой, в 1886 г. африканскими странами Нигерией и Сомали, в 1888 г. - Кенией и Танганьикой, в 1890 г. - Угандой и частью Южной Африки. С 1880 по 1900 г. площадь британских владений возросла с 20 млн. до 33 млн. кв. км, а численность их населения увеличилась с 200 млн. до 370 млн. человек. В 1901 г. площадь самой Великобритании составляла меньше 1% площади ее колониальных владений, численность населения - менее 12% населения Британской империи.

Особое положение сложилось в Ирландии, которая считалась составной частью Великобритании, но фактически находилась на положении полуколонии. Несмотря на 400-летнюю английскую колонизацию, ирландцы не утратили своей самобытности. Сохранив язык, культуру, религию, они выступали против английского господства. Национальные и религиозные противоречия в Ирландии тесно переплетались с социальными. Наиболее плодородные ирландские земли были захвачены английскими помещиками-лендлордами.

В конце XIX в. главными требованиями ирландского крестьянства, ирландской интеллигенции и крепнущей ирландской буржуазии стали проведение земельной реформы и предоставление самоуправления - гомруля (от английского home rule -самоуправление). Самым видным деятелем ирландского освободительного движения этого времени был Чарлз Парнелл, избранный в 1875 г. в английский парламент. Стремясь привлечь общественное внимание к положению в Ирландии, он часто прибегал к парламентской обструкции, то есть мешал парламенту работать, произнося бесконечные речи, внося запросы, используя все возможные процедурные условия. Многие ирландские крестьяне отказались платить арендную плату. Ирландская крестьянская организация "Земельная лига" начала нападать на помещичьи усадьбы, жечь посевы, убивать скот. Одним из методов ее борьбы было прекращение всяких отношений с лендлордами и их управляющими. По имени капитана Бойкота, к которому впервые применили такую форму борьбы, ее назвали бойкотом.

В 1886 г. правительство Гладстона решило пойти на уступки населению Ирландии и внесло в парламент проект гомруля. Это вызвало раскол среди либералов, часть которых присоединилась к консерваторам. Правительство Гладстона пало, и власть почти на 20 лет перешла к консерваторам.

Лишь в 1905 г. правительство консерваторов потеряло доверие парламента и ушло в отставку, уступив место либералам, одержавшим победу на выборах 1906 г. Либералы оставались у власти до 1915 г.

Рабочее движение. Конец XIX - начало XX в. был периодом подъема английского рабочего движения. Утрата прежней промышленной монополии, обострение конкуренции на мировом рынке, стремление предпринимателей уменьшить издержки производства привели к снижению жизненного уровня английского рабочего класса, который усилил борьбу за свои права. Значительно возросло количество стачек, увеличилась численность профсоюзов (тред-юнионов), объединенных с 1868 г. в Британский конгресс тред-юнионов. К 1913 г. число их членов достигло 4 млн. человек.

По численности и организованности профсоюзов Англия в это время опережала все другие страны, кроме Германии. Часть профсоюзных деятелей считала, что профсоюзы должны вести не только экономическую, но и политическую борьбу. В 1900 г. они организовали Комитет рабочего представительства для выборов в парламент рабочих депутатов. В 1906 г. комитет был переименован в Рабочую (лейбористскую) партию, которая приняла участие в выборах 1906 г. и провела в парламент 29 депутатов. Таким образом, двухпартийная система была поколеблена: наряду с консерваторами и либералами возникла третья влиятельная партия - партия лейбористов.

Первоначально лейбористская партия состояла из коллективных членов, в нее вступали целыми организациями. Поскольку членами лейбористской партии объявили себя многие профсоюзы, она сразу стала массовой. Уже в 1904 г. ее численность составляла около 1 млн. человек.

Лейбористская партия долго не имела собственной программы. Свою задачу ее лидеры видели в избрании лейбористских депутатов в парламент, где они обычно голосовали вместе с либералами. Такое положение вызывало недовольство левых социалистов, в том числе небольшой группы социал-демократов, стоявших на позициях марксизма. В 1911 г. они создали Британскую социалистическую партию, которая в соответствии с марксистским учением провозгласила главной целью борьбу за социализм. Британская социалистическая партия намеревалась возглавить рабочее движение, но не сумела достичь этой цели и осталась малочисленной организацией.

Буржуазный реформизм.

Подъем рабочего движения и обострение классовой борьбы привели наиболее дальновидных деятелей либеральной партии к пониманию необходимости социальных реформ, которые облегчили бы положение трудящихся, ограничили привилегии богачей, установили "классовый мир" и предотвратили возможность революции. Одним из первых идеологов и практиков буржуазного реформизма был видный политический деятель Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.

Сын учителя, адвокат по профессии, талантливый оратор, ловкий и дальновидный политик, Ллойд Джордж впервые был избран в парламент в 1890 г. в возрасте 27 лет и вскоре стал одним из лидеров либеральной партии. Широкую известность он приобрел своими выступлениями против "тунеядцев-богачей". Ллойд Джордж считал, что надо принять ряд мер против "постыдной нищеты" рабочих, ибо в противном случае они выйдут из-под влияния либералов, перейдут на сторону социалистов и покончат с капитализмом. Заняв в правительстве либералов пост министра торговли, имеющий в Англии большое значение, а в 1908 г. пост министра финансов, Ллойд Джордж в 1906-1911 гг. представил в парламент серию законов, касавшихся условий труда и повседневной жизни рабочих. По его инициативе был принят закон о бесплатном начальном образовании и бесплатном питании в школьных столовых для детей неимущих родителей. Работа в ночную смену ограничивалась; ночной труд женщин запрещался. Пострадавшие от несчастных случаев на работе получили право на бесплатное лечение и на пособие по инвалидности.

В 1908 г. парламент принял законы о 8-часовом рабочем дне для горняков, занятых на подземных работах, и о пенсиях по старости для трудящихся, достигших 70 лет. Такие пенсии называли "пенсиями для покойников", потому что лишь немногие рабочие доживали до этого возраста, но тем не менее это был шаг вперед в создании системы социального обеспечения. Затем были введены пособия по безработице и по болезни, составлявшиеся из страховых взносов рабочих и предпринимателей при субсидии государства. Предприниматели больше не могли препятствовать профсоюзной агитации и требовать от профсоюзов возмещения убытков, причиненных стачками.

Большой общественный резонанс вызвал представленный Ллойд Джорджем проект бюджета на 1909 г. Он предусматривал выделение 1% расходов на проведение социальных реформ и значительное увеличение расходов на морские вооружения. Возросшие расходы предполагалось покрыть резким увеличением налогов на крупные состояния, земельную собственность и наследство, а также повышением косвенных налогов (касавшихся всех слоев населения) на табак, спиртные напитки и почтовые марки. Свой бюджет Ллойд Джордж представлял как начало "войны против бедности" и средство сломить "наглость богатства". Владельцы крупных состояний называли этот бюджет "революционным". Палата общин, в которой либералы вместе с лейбористами имели прочное большинство, одобрила проект бюджета, но назначаемая пожизненно королем палата лордов, в которой преобладала земельная и финансовая аристократия, отвергла ее. Тогда Ллойд Джордж развернул борьбу против палаты лордов, требуя ограничить ее полномочия или вовсе ликвидировать. В 1911 г. палата общин приняла закон об ограничении полномочий палаты лордов. Теперь палата лордов имела только "задерживающее вето", то есть могла отсрочить принятые палатой общин законы, но не отменить их. Если палата общин трижды принимала проект закона, он входил в силу, несмотря на возражения палаты лордов. Сопротивление палаты лордов было сломлено и "революционный бюджет" Ллойд Джорджа стал законом.

Колониальная политика и ирландский вопрос в начале XX в. Важную роль в политической жизни Англии продолжала играть колониальная политика. Стремясь создать сплошную цепь английских владений через всю Африку, от Каира на севере до Кейптауна на юге, английские власти вступили в конфликт с двумя небольшими южноафриканскими республиками - Трансвааль и Оранжевая. Эти республики, богатые золотом и алмазами, были населены белыми выходцами из Голландии - бурами, которые колонизировали местное африканское население.

В 1899 г. буры начали военные действия против английских войск, расположенных в пограничных британских колониях. Началась англо-бурская война, которая длилась два с половиной года. Буры пользовались поддержкой Германии и других соперников Англии, им симпатизировало общественное мнение многих стран мира. Они героически сражались, но силы были неравными. В 1902 г. война закончилась поражением буров. Трансвааль и Оранжевая республика стали частью Британской империи, получив право на самоуправление, как и другие переселенческие колонии.

Учитывая интересы белого населения этих колоний, правительство Англии решило предоставить им права доминионов - самоуправляющихся частей Британской империи со своими парламентами и правительствами. Помимо Канады, имевшей статус доминиона с 1867 г., доминионами стали Австралия (1900), Новая Зеландия (1907) и бывшие бурские республики, объединившиеся в 1910 г. в Южно-Африканский союз. Доминионы участвовали совместно с метрополией в имперских конференциях, где обсуждались и согласовывались важнейшие вопросы оборонной, внешней и торгово-финансовой политики.

В начале XX в. обострилась обстановка в Ирландии. После того как английский парламент отклонил законопроект о гомруле, наиболее радикальная часть ирландской буржуазии и интеллигенции пришла к выводу, что нужно добиваться не гомруля, а полного освобождения Ирландии. В 1908 г. они создали "партию шинн фейн" (по-ирландски "мы сами"), которая провозгласила главными целями создание национального ирландского правительства, возрождение самостоятельной ирландской экономики и превращение Ирландии в процветающую аграрно-индустриальную державу. Называя себя "истинными националистами", руководители "шинн-фейн" выдвинули лозунг "Ирландия для ирландцев".

Чтобы избежать расширения конфликта, правительство либералов в 1912 г. внесло в парламент новый законопроект о гомруле. Он предусматривал создание ирландского парламента и ответственных перед ним местных органов власти, но высшая правительственная власть должна была сохраняться в руках английского наместника (вице-короля). Вне компетенции ирландского парламента оставались такие важнейшие вопросы, как внешняя политика, управление вооруженными силами, налогообложение.

Несмотря на эти ограничения, проект гомруля встретил ожесточенное сопротивление консерваторов. Не имея большинства в палате общин, они использовали свое преобладание в палате лордов, чтобы помешать принятию законопроекта. В 1912-1914 гг. одобренный палатой общин законопроект дважды отклонялся палатой лордов.

Особенно резко выступали против гомруля консерваторы из северной части Ирландии - Олстера. Эта, наиболее развитая в промышленном отношении, часть Ирландии была населена смешанным населением: ирландцами, англичанами и шотландцами. Большинство населения составляли англичане и шотландцы, которые, в отличие от исповедовавших католическую религию ирландцев, были протестантами. Лидеры протестантов, давние сторонники союза ("унии") с Англией, заявили, что не допустят перехода Олстера под управление ирландского парламента. Их последователи ("унионисты") устраивали массовые митинги и демонстрации протеста против гомруля, создавали свои вооруженные отряды и готовились силой помешать введению гомруля. Они пользовались поддержкой английских консерваторов и части офицерства. Когда офицеры одной из английских воинских частей получили приказ отправиться в Олстер, они в знак протеста подали в отставку.

Тем временем началась первая мировая война и правительство либералов пошло на уступки. В сентябре 1914 г. палата общин в третий раз одобрила законопроект о гомруле. Он стал законом, но Олстер исключался из сферы его действия, а проведение закона в жизнь откладывалось до окончания войны.

Вопросы и задания. 1. Расскажите об экономическом развитии Великобритании в последнее тридцатилетие XIX в. 2. Почему к концу XIX в. Великобритания начала терять ведущие позиции в экономике? 3. Расскажите о либералах и консерваторах, их лидерах и парламентской борьбе в "викторианский период" 4. Как образовалась лейбористская партия? 5. Какие реформы провел Ллойд Джордж? Раскройте их значение для разработки системы социальной защиты трудящихся, существующей в западных странах в настоящее время. 6. Охарактеризуйте колониальную политику Великобритании в конце XIX - начале XX в. 7. Каким было положение Ирландии в Британской империи? Расскажите о борьбе, развернувшейся вокруг вопроса о независимости Ирландии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И ИСТОРИИ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Контрольная реферативная работа

по дисциплине "Всемирная (синхронная) история"

на тему: "Внутренняя и внешняя политика Англии в начале XXв"

Выполнила: студентка гр. 04.3-302

Калимуллина Альбина

Проверил: к.и.н., доцент кафедры

Международных отношений

Пеньковцев Р.В.

Введение

1. Внутренняя политика Англии в начале XX в

1.1 Особенности внутренней политики Англии XX в

1.2 Ирландский вопрос

1.3 Рабочее движение в Англии

2. Внешняя политика Англии на рубеже XX в

Заключение

Список используемых источников

Введение

В начале XX века английская экономика продолжала своё развитие. Возросло производство угля, увеличилось потребление хлопка, бурно развивалось сельское хозяйство, производство продуктов питания, сырья для легкой промышленности. Но, несмотря на успешное развитие, английская промышленность заметно теряла свои позиции, отставание от конкурентов увеличивалось. Из «Мировой кузницы», «Мировой мастерской» Англия превращалась в одну из высокоразвитых стран. Но, несмотря на некоторые неудачи в экономике, несмотря на то, что Великобритания проиграла экономическую гонку Германии, она оставалась величайшей колониальной державой с территорией, занимающей 20% поверхности земного шара. Англия практиковала как прямое, управление в колониях (колонии напрямую подчиненные английской короне). Многие колонии практически не имели никаких прав на самостоятельность, на самоопределение. Все их действия направлялись из Лондона. Так и косвенное управление. В некоторых колониях смешивались разные формы управления (Индия, Нигерия, и т. д.). Англия постоянно расширялась как колониальная держава. В 1907 году Новая Зеландия стала белым доминионом Англии. Доминионы даже при прямых формах управления имели самостоятельность на порядок выше, чем остальные колонии. В 1914 году Англия устанавливает протекторат над Египтом. Англия развивалась как колониальная держава вследствие того, что колонии приносили огромную прибыль, причём это самый простой вид прибыли. Легче что-то выкачать из другой страны, чем самим произвести продукцию. Английская буржуазия диктовала официальному Лондону: «Чем больше у Англии колоний, тем богаче английская буржуазия.

1. Внутренняя политика Англии в начале XX в

1.1 Особенности внутренней политики Англии XX в

английский ирландский экономика политика

В декабре 1905 года еще до парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета. Лидер партии Г. Кэмпбелл-Баннерман включил в состав своего правительства как либералов-империалистов - Э. Грея, Г. Асквита и др., так и радикалов - Д. Ллойд Джорджа, У. Черчилля. Парламентские выборы 1906 года принесли жестокое поражение консерваторам. Правительство либералов оставалось вплоть до 1916 года. Правительство внесло ряд законопроектов. Считаясь с требованиями рабочих, оно сделало стачку и стачечные фонды легальными. Лорды из опасения перед тред-юнионами не решились задержать этот закон. Но зато все остальные билли, которое внесло правительство в 1906-1908 годах они либо отвергали, либо так уродовали, что правительство само брало их обратно. Бессилие парламента разочаровывало массы. Кемпбэлл-Баннерман под давлением левого крыла либералов и лейбористов внес в начале 1908 года в парламент резолюцию протеста против лордов. Лейбористы внесли предложение упразднить палату лордов, но это предложение было отвергнуто. Либералы были за более умеренную реформу. Резолюция, принятая тремя четвертями нижней палаты, требовала реформы палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства. Либеральная буржуазия внушала массам, что борьба против палаты лордов- эта борьба за демократию в интересах народа. По всей Англии устраивались массовые митинги и демонстрации, на которых ораторы решительно осуждали поведение палаты лордов и даже требовали ее ликвидации. Другие говорили: надо сделать палату лордов избираемой. Даже консерваторы, боясь, что столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии, были согласны на реформу палаты лордов, желая превратить ее в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата. Асквит и руководство либералов не соглашались ни на одни из предложенных планов. Они пошли по другому пути. Они решили сохранить палату лордов как наследственное, аристократическое учреждение, но ограничить ее права таким образом, чтобы к финансовым, экономическим биллям палата лордов не имела никакого касательства, в отношении же всех других биллей палата лордов получила бы только отсрочивающее вето: срок отсрочки - 2 года по истечении которых билль, принятый нижней палатой поступает на утверждение королю, минуя палату лордов. Продолжительность парламента сокращалась с семи до пяти лет. Эта была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа - ведь лорды могли затянуть принятие любого закона. Летом 1910 было организовано “Совещание 8-ми”, которое, однако, так и не пришло к единому мнению. В ходе переговоров палата лордов для укрепления своих позиций согласилась принять бюджет 1909-1910 года и даже заявила о своем согласии реформироваться. Когда 15 ноября 1910 года вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес законопроект, основной смысл которого сводился к тому, чтобы особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям созывались объединенные заседания обеих палат. Не трудно понять, что принятие этого предложения Ленсдауна обеспечивало бы господство консерваторов, которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5: 1 (ясно, что если даже тори имели в палате общин меньшинство, они, соединившись со своими однопартийцами в верхней палате, в любом случае должны были иметь большинство). Палата лордов одобрила проект Ленсдауна, палата общин не согласилась с ним. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых выборов. Выборы в палату общин проходили в декабре 1910 г. Они не принесли каких-либо изменений в распределении мест, хотя либералы для того, чтобы добиться победы, обещали гомруль Ирландии и новые реформы.

В крайне ограниченном характере парламентской реформы проявлялась реакционная политика власти, которая стремилась сохранить как можно больше отживших институтов. Одним из важных имперских мероприятий Кемпбэлл-Баннермана было предоставление автономии завоеванным бурским республикам. Эта мера открыла возможность создания в Южной Африке нового доминиона- Южно-Африканского Союза. Вскоре Кемпбэлл-Баннерман, к тому времени уже больной старик, ушел в отставку. На посту его сменил Асквит. Сам Асквит принадлежал к крылу либералов-империалистов. Ллойд-Джордж получил в новом кабинете крупный пост министра финансов, который рассматривался как второй после премьера пост в кабинете. Эта было средством успокоить левое, радикальное крыло партии, лидером которой считался Ллойд-Джордж.

Годы правительства Асквита - это новая ступень в нарастании внутренних и внешнеполитических затруднений Британской империи, новая ступень в нарастании предвоенного кризиса. Рабочий класс становится все более беспокойным. С 1906 года непрерывно поднималась война стачек. Внутренняя политика характеризуется весьма сложным лавированием, сочетаемым с шумной кампанией вокруг социальных реформ. Отдельной строкой можно упомянуть о том, что выборы 1906 года характеризуется крупной победой кандидатов, выставленных новой политической организацией - Комитетом рабочего представительства, переименованным в том же году в рабочую партию. Либералы, обладавшие большим опытом социальной демагогии и лавирования, прикрывавшие свою агрессивность во внешней политике пацифисткой фразеологией, лучше могли выполнить роль, отведенную ей правящими кругами, чем чересчур прямолинейные консерваторы. Понятно, что буржуазия нуждалась в ловких демагогах, которые отвлекли бы внимание от гонки вооружений, сумели бы прикрыть милитаристскую политику фразами о том, что“все это делается исключительно в интересах мира, в интересах охраны культуры, в интересах родины и т. д. ”. Одной из наиболее ярких реформ этого периода можно считать закон о страховании. Оно было построено на значительных взносах со стороны рабочих и меньших со стороны хозяев, к которым государство прибавляло небольшую дотацию. Им охватывалось меньше половины рабочих и служащих страны. Страховое пособие было весьма небольшим. Страхование было передано не профсоюзам, а особым государственным организациям. Несомненной уступкой рабочему классу был также закон о компенсациях рабочим, принятый в 1906 году. Если по закону 1897 года право на получение пособий от предпринимателей при несчастных случаях распространялось лишь на некоторые категории рабочих, то теперь - практически все рабочие, хотя размер пособий был ничтожный. В 1908 году был принят закон о пенсиях для стариков. Право на пенсию в размере 5 шиллингов в неделю получили лица, достигшие 70-летнего возраста и имевшие не более 26 фунтов стерлингов годового дохода. В том же году специальным законом устанавливался 8-часовой рабочий день для углекопов. В 1909 году учреждены биржи труда, в функции которых входило посредничество между предпринимателями и рабочими при найме рабочей силы.

В марте 1913 года вошел в силу закон о фондах тред-юнионов. Закон был результатом борьбы тред-юнионов. Обилие стачек, их упорный характер заставили правительства Асквита отказаться от старой английской доктрины невмешательства в промышленные конфликты. Улаживание промышленных контактов Ллойд-Джорджем в 1906-1908 г. г было первым шагом в этом направлении, когда министр выступал только в качестве посредника между сторонами. При Асквите правительство пыталось официально с помощью законодательства, пойти дальше по этому пути. Асквит пытался ввести в Англии арбитражное разбирательство конфликтов государственными третейскими органами. Асквит придавал этой системе настолько большое значение, что сам стал даже председателем Центрального арбитражного совета.

Нужно отметить и тот факт, что Англия в этот период в основном свой бюджет расходует на армию, флот и укрепление бюрократического аппарата империи. Среди крупнейших европейских держав Англия стояла на первом месте по военным расходам на душу населения. Война начинает рассматриваться, как единственное средство покончить с двумя злейшими врагами английской буржуазии: кайзеровской Германией и рабочим движением. Англия принимала энергичные меры в подготовке войны. В 1901 году организуется комитет обороны империи, вместо главнокомандующего в 1895 г. создается высший военный совет. В 1909 году формируется имперский генеральный штаб, включавший представителей доминионов. Военный министр в кабинете либералов Холдейн проводит реорганизацию армии, взамен существовавших ранее гражданской милиции и добровольческих сил были сформированы единые территориальные части с массовым резервом. С Францией еще в 1905 году договорились о совместных действиях, а в дальнейшем- распределили обязанности военно-морских сил: Франция сосредотачивала свой флот в Средиземном море, а Англия - в Северном. Параллельно военным мероприятиям на суше осуществлялось военно-морское строительство. Назначенный в 1904 г. первым лордом адмиралтейства Фишер начал реорганизацию военно-морских сил с расчетом на войну против Германии. Особенностью милитаристской политики Англии было то, что она тщательно маскировала свою агрессивность миролюбивыми фразами, вводившими в заблуждение общественное мнение, как в самой Англии, так и за ее пределами, а также тем, что внимание самого народа было искусно отведено в сторону широковещательной программы социальных реформ. Истинный смысл политики либералов можно проследить по событиям, связанным с так называемым “революционным бюджетом” Ллойд-Джорджа. 29 апреля 1909 года Ллойд-Джордж внес проект бюджета на 1909-1910 финансовый год. В проекте фигурировал дефицит в более чем 15 млн. ф. ст., который обуславливался главным образом военными расходами. Достаточно сказать, что дополнительно к существующей военно-морской программе предполагалось построить восемь броненосцев. Стараясь ослабить впечатление от громадных военных расходов, либералы старались усиленно подчеркнуть “большие” ассигнования на пенсии старикам (по закону 1908 года). Основные споры развернулись, прежде всего, вокруг приходной части бюджета. Правительство предлагало ввести ряд новых косвенных налогов. Известно, что после ликвидации хлебных законов в 1846 году в Англии были отменены почти все косвенные налоги. Основным видом обложения был прямой налог с доходов. Однако по мере потери Англией своей промышленной монополии начали восстанавливать один косвенный налог за другим. Особенно ожесточенные споры шли в отношении прямых налогов. До 1902 г. существовало два основных прямых налога: налог на заработанный и незаработанный доход и введенный в 1894 году налог на наследства. Здесь Ллойд-Джордж предложил увеличить их и ввести новые прямые налоги, затрагивавшие в большей степени крупных землевладельцев:

1) Налог на “незаработанные приращения”. Так как по мере роста городов резко выросла и стоимость земли, чем пользовались помещики, искусственно взвинчивая на них цены. Правительство предложило произвести оценку действительной стоимости земли по всей стране. При продаже помещиком какого-либо участка одна пятая часть разницы между стоимостью этого участка и той ценой, за которую он продан, должна идти в пользу государства. Это и был налог за незаработанное приращение.

2) Налог на постройки, касающийся арендных отношений в Англии.

3) Обложение пустующих земель. В Англии существовало много пустующих земель, которые помещики не сдавали в аренду и не продавали, дожидаясь нового повышения цен. В бюджете 1909-1910 года было предусмотрено введение налога в размере 0, 5 пенса на каждый фунт рыночной стоимости этих земель.

4) Налог на ренту, получаемую лендлордами с предпринимателей-арендаторов. Много участков помещики сдавали шахтовладельцам, которые за право добычи, например, каменного угля, платили, кроме земельной ренты, лендлордам особую ренту.

Либеральный кабинет усиленно подчеркивал, что все эти дополнительные доходы пойдут в основном на улучшение жизни народа. В действительности никакого блаженного века, естественно, не наступило. Однако наиболее реакционные круги, защищая свои интересы, летом и осенью начали шумную агитационную кампанию против бюджета, особенно против налогов на незаработанные приращения. Палата общин утвердила в третьем чтении бюджет, предложенный кабинетом. Палата лордов отвергла бюджет. Это привело к обострению ситуации и впоследствии к реформированию палаты лордов.

1.2 Ирландский вопрос

Внутреннее положение Англии серьезно обострилось в связи с новыми осложнениями в ирландском вопросе. Надежды английских правящих кругов на то, что принятый в 1903 г. закон о продаже помещичьих земель крестьянам ослабит ирландское национальное движение, не оправдались. Партия шинфейнеров требовала полной независимости Ирландии, критиковала ирландскую фракцию в парламенте и ее лидера Редмонда, рассчитывавших получить из рук либералов самоуправление (гомруль) для Ирландии. Развитие массового движения в Ирландии побудило ирландскую парламентскую фракцию вновь поставить вопрос о гомруле. Либеральный кабинет, зависевший от поддержки ирландских депутатов, после долгих проволочек внес в 1912 г. в парламент билль о гомруле. Согласно этому биллю власть в Ирландии передавалась двухпалатному парламенту в составе сената, назначаемого английским правительством, и палаты общин, избираемой на основе действующих избирательных законов. Из ведения ирландского парламента изымались вопросы войны и мира, руководство вооруженными силами, сношения с иностранными государствами, введение новых налогов, полиция и т. д. Английский парламент мог отменить любой акт парламента в Дублине. Исполнительная власть оставалась в руках английского лорда-лейтенанта. Даже в таком виде билль о гомруле встретил решительное сопротивление английских консерваторов. Трижды он принимался палатой общин, но встречал упорное сопротивление в палате лордов. Согласно закону 1911 г. полагалось после третьего решения нижней палаты направить билль на подпись королю, несмотря на возражения палаты лордов. Однако консерваторы решили не уступать. Поскольку конституционные средства были исчерпаны, консервативная партия стала действовать иным путем. На первый план был выдвинут так называемый олстерский вопрос. Олстер -- северо-восточный угол Ирландии, представлял собой самую промышленную часть «зеленого острова». Около половины населения Олстера составляли протестанты, среди которых из поколения в поколение воспитывалась ненависть к ирландским католикам. Консерваторы решили оторвать Олстер от остальной Ирландии; с этой целью они начали формировать вооруженные отряды. Лидер олстерских консерваторов Э. Карсон осенью 1912 г. призвал силой воспрепятствовать распространению гомруля на «протестантские» графства Ирландии. Созданные Карсоном вооруженные отряды насчитывали почти сто тысяч человек, имели артиллерию, пулеметы, бронеавтомобили. В начале 1914 г. английское правительство решило отправить в Олстер несколько полков, чтобы взять в свои руки контроль над ним. В ответ офицеры этих полков объявили, что отказываются повиноваться приказу правительства. Офицерский «бунт» был поддержан высшим командованием -- генералами Вильсоном, Френчем и другими, угрожавшими подать в отставку. Правительство либералов поспешило уступить. «Армия похоронила законопроект о гомруле», -- торжествовала консервативная печать.

Летом 1914 г. в Ирландии началось создание армии волонтеров для защиты от банд Карсона. Вся Ирландия превратилась в вооруженный лагерь. Английское правительство, смотревшее сквозь пальцы на действия олстерцев, теперь всячески препятствовало доставке оружия ирландским волонтерам.

26 июля полиция в Дублине открыла огонь по ирландским националистам. Было убито и ранено несколько десятков человек. Дублинский расстрел вызвал взрыв возмущения в Ирландии. Большое возбуждение царило и в Англии. Только начавшаяся вскоре мировая война дала английской буржуазии возможность справиться с серьезными внутренними затруднениями.

В 1912 году либеральное правительство внесло билль о гомруле, который палата лордов, пользуясь своим правом, дважды отклонила. Ирландия так и осталась “горячей точкой” для Англии. Здесь события разворачивались остро, дело явно шло к гражданской войне. Последствия нерешенной ирландской проблемы обнаруживаются по сей день.

1.3 Рабочее движение в Англии

Рабочее движение в Англии начала XX века определялось положением, в котором находился рабочий класс страны. В самом начале XX века мировой империализм переживал глубокий экономический кризис1. Англия окончательно потеряла свою промышленную монополию. Старые и новые, разорившиеся и процветающие отрасли промышленности стали испытывать кризисы. Это привело к тому, что наступление на права рабочих началось во всех отраслях и по всем линиям экономики Англии. И не было такого отряда рабочего класса, который не испытывал бы на себе все кризисные явления. Положение рабочего класса, естественно, ухудшилось. В наиболее сложном положении были отрасли тяжелой промышленности, угледобывающей, железнодорожной. Именно эти слои рабочего класса, прежде всего, стали испытывать давление со стороны предпринимателей, так как английские капиталисты стремились наверстать потери, которые они несли на мировых рынках, путем снижения себестоимости своих товаров за счет рабочего класса. В то время как имущие классы извлекали огромные прибыли (к началу XX века 1/30 часть всего населения Англии присваивала около трети всего национального дохода), уровень жизни трудящихся падал. Большие масштабы приняла безработица, даже среди квалифицированных рабочих она достигла в эти годы почти 5 %.2

Таким образом, первая особенность положения рабочего класса в начале XX века заключалась в резком ухудшении его материального положения. Объективно это приводило к тому, что для рабочего класса начинался период боевого наступления. Настроения рабочих нашли выражение в массовом стачечном движении, которое нарастало все эти годы, вплоть до начала Первой мировой войны. Начались забастовки в тех отраслях, которые давно уже не применяли забастовок. Большую роль в подъеме рабочего движения сыграла русская революция 1905-1907 гг. События 1905 года в России вызвали симпатию в рядах рабочего класса. 24 января 1905 года в Степни (район Лондона) состоялся митинг безработных. На следующий день рабочие процветающей судостроительной верфи в Ньюкасле организовали в обеденный перерыв митинг протеста против кровавой расправы с рабочими в Петербурге. Собрание Независимой рабочей партии, созванное 25 января, началось с того, что была предложена резолюция, в которой выражались симпатии русскому народу по поводу восстания против тирании. Подобная же резолюция была единодушно принята конференцией Комитета рабочего представительства. Таким образом, революция в России усилила брожение умов в Англии и явилась новым мощным фактором, стимулировавшим активность английского рабочего класса, который в это время проводил энергичную кампанию борьбы против безработицы3. В 1906 году в стачках приняло участие 217 тыс. человек.

Еще одна особенность положения рабочего класса к началу XX века заключалась и в том, что существовал огромный разрыв по уровню благосостояния рабочих в силу раскола отраслей. Такого контраста в материальном положении рабочих не было ни в одной другой европейской стране. Это было связано и с тем, что в Англии была большая прослойка рабочей аристократии. К началу Первой мировой войны она составляла 12 %. Это была уже не верхушка высококвалифицированных рабочих, подкупаемая за счет сверхприбылей английскими монополистами, а партийно-профсоюзная бюрократия, которая в начале XX века сильно увеличилась за счет разорившейся мелкой буржуазии. Таким образом, качественнее изменения в рабочем классе, вызванные его количественным увеличением за счет разорившихся помещиков, крестьян, мелкой и средней буржуазии, создавали дополнительные условия для раскола.

Экономический кризис 1900-1903 годов усилил забастовочные движения. Капиталисты увольняли рабочих с предприятий, ј часть жителей Лондона находилась в условиях нищеты. Даже неквалифицированные рабочие (горняки, докеры) стали осознавать, что необходимо выдвигать не только экономические, но и политические требования в борьбе с монополистической буржуазией (встать на путь самостоятельной политической борьбы). О росте политической сознательности английского рабочего класса косвенно свидетельствовало создание Лейбористской партии. Сознательные рабочие давно уже тяготились зависимостью своих парламентских депутатов от либеральной партии и добивались подлинно самостоятельного представительства в парламенте, чтобы непосредственно влиять на законодательство. Своей первой мишенью капиталисты избрали тред-юнионы. Не только рядовые рабочие, но и лидеры профсоюзов вынуждены были поддержать широкое рабочее движение. Они поняли, что без представительства во власти нельзя влиять на политические процессы в стране. Вопрос о сплочении рабочих сил следовало решить безотлагательно, возникла особенно острая нужда в массовой рабочей партии, способной отстаивать интересы трудящихся в парламенте и во всей стране. Решено было создать Комитет рабочего представительства. Этим было положено начало лейбористской партии. Передовые рабочие добивались создания боеспособной партии, которая направит свои усилия на построение нового общества. Структура Комитета рабочего представительства была весьма своеобразной: это была федерация ряда тред-юнионов и социалистических организаций. В 1906 году он был переименован в Лейбористскую партию Великобритании. Целью этой партии было проведение в парламент своих собственных депутатов. Лейбористская партия представляла собой, в сущности, федерацию различных тред-юнионов, Независимой рабочей партии, Социал-демократической федерации. Эти коллективные члены собирали по одному пенсу с каждого члена своих организаций и вносили деньги в кассу партии. Буржуазия попыталась подорвать материальную базу новой партии. Программа Лейбористской партии откровенно она не носила цельной социалистической направленности. По существу политика лейбористской партии в парламенте сводилась к попыткам «улучшить» капитализм, с тем, чтобы сохранить его, или, грубо говоря, чтобы подкупать английский рабочий класс за счет сверхприбылей, получаемых господствующими классами от империалистической монополии и эксплуатации колоний. Поэтому крупная победа, одержанная лейбористской партией на выборах, носила двойственный характер: с одной стороны, она явилась одним из проявлений дальновидной политики, проводимой той частью правящего класса, которая стремилась отвлечь от борьбы силы, выступавшие за проведение самостоятельной политики, и поставить их под свой контроль. С другой стороны, эти силы рабочих были вполне реальны; их численный рост сопровождался ростом боевого настроения рабочих, и уступки, которых они добивались, были также реальны. Рабочим удалось заставить руководство либералов сдержать свое обещание и принять билль 1906 года, освобождающий тред-юнионы от угрозы судебных преследований.

Очередной экономический кризис 1907-1909 гг. привел к усилению стачечного движения. Прежде всего, усилилось забастовочное движение в тех отраслях английской промышленности, которые находились в бедственном положении. В 1907 году крупные стачки затронули текстильную, машиностроительную и ряд старых отраслей промышленности. Начиная с 1910 года, стачечное движение нарастало еще быстрее. Бастовали железнодорожники, рабочие судостроительных заводов, текстильщики, горняки. Ожесточение борьбе придала политика правительства, которое направляло против стачечников войска; в Южном Уэльсе имели место кровавые столкновения. В 1911 году подъем стачечной борьбы продолжался.

Образование союзов отраслевых профобъединений было показателем усиления революционной тенденции в рабочем движении Англии. Теперь стали появляться истинные профсоюзы, в которых не только высококвалифицированные, но и неквалифицированные рабочие объединялись уже не по профессиям, а по предприятиям. Боевой характер стачечного движения этих лет углублял разрыв рабочей массы со своим руководством. Многие стачки возникали прямо против воли официальных лидеров тред-юнионов. Но самое главное заключалось в том, что забастовки новых тред-юнионов стали носить не только экономический, но и политический характер. Первые требования политического характера выдвинули рабочие тех отраслей, которые находились в состоянии упадка.

2. Внешняя политика

С 12 декабря 1902 года начались постоянные переговоры между французским и английским правительствами на разных уровнях по решению проблемных и спорных вопросов. В этот период после объявления таможенного протекционизма Англией привело к фактическому разрыву отношений с Германией, что способствовало сближению с другими более подходящими странами.

8 апреля 1904 г. Были подписаны соглашения, изменившие всю дипломатическую ситуацию в Европе. По этим соглашениям вопрос о рыбных промыслах в Ньюфаундленде, давно уже служивший яблоком раздора между обоими правительствами, был в основном разрешен в пользу Англии; французские рыбаки лишались права сушить рыбу в той части побережья, которую называли French Shore (французским берегом). Как бы в компенсацию, Франция получала порт на реке Гамбии, в судоходной ёе части, острова Лос, находящиеся против Слонового берега, и существенное исправление границ в области, расположенной между рекой Нигер и озером Чад. Франция и Англия договорились относительно раздела Сиама на сферы влияния. На Новых Гибридах был установлен кондоминиум. Англия признала за Францией право на установление таможенных пошлин на Мадагаскаре. Но самое важное соглашение касалось Египта и Марокко.

Англия и Франция заявляли, что они не намерены изменять политическое положение Египта и Марокко. Но Франция обязывалась ни в чём не препятствовать деятельности Англии в Египте, а Англия со своей стороны предоставляла Франции полную свободу вмешательства в дела Марокко «для обеспечения спокойствия в этой стране и для оказания ей помощи при проведении всякого рода административных, экономических, финансовых и военных реформ, в которых она нуждается». Другими словами, Англия предоставляла Франции право водвориться в Марокко так же, как она сама водворилась в Египте. Все вопросы, касавшиеся задолженности Египта были урегулированы, причем Франция по настоянию англо-египетского правительства отказывалась от права налагать вето на свободное распоряжение кассовой наличностью. Англия и Франция обязывались уважать (как в Египте, так и в Марокко) «принцип коммерческой свободы». Соглашение давало более точное определение этому принципу и устанавливало, что в течение 30 лет это определение останется неизменным. Англия и Франция обязывались не допускать возведения укреплений на северном побережье Марокко. Оба правительства обещали друг другу взаимную дипломатическую поддержку для выполнения этих пунктов. К вышеизложенной конвенции была приложена другая конвенция, секретная, ставшая известной широкой публике только 7 лет спустя. В предвидении возможности того, что обстоятельства вынудят то или другое правительство изменить свою политику по отношению к Египту или Марокко, другими словами, заменить оккупацию протекторатом в собственном смысле этого слова, соглашение определяло, что и в этом случае оба правительства будут оказывать друг другу взаимную поддержку в согласии с условиями, изложенными в опубликованной конвенции. Кроме того, Марокко делилось на две сферы влияния: французскую и испанскую, причём последняя охватывала северное побережье от Мелилы до Себу.

После подписания этого соглашение на него обрушилась критика, так 25 июня 1905 года выступая в палате общин, Ллойд Джордж заявил, что не приемлет подписание подобного соглашения, но в этот момент он ещё не был знаком с полным секретным соглашением, а когда стал членом кабинета был вынужден признать свою необоснованную по этому поводу крику.

После англо-французского сближения - для увенчания новой системы нужно было осуществить сближение Англии с Россией. Тем более что уже в течение десятка лет оно неизменно находило в Англии более многочисленных сторонников, чем сближение с Францией.В начале 1907 года начинаются активные дипломатические переговоры между Россией и Англией. Будучи министром торговли, Дэвид Ллойд Джордж начинает играть важную роль во внешнеполитической концепции Великобритании, так с мая 1907 г. он принимает непосредственное участие в переговорах с российскими дипломатами и играет не последнюю роль в подписании 31 августа 1907 г. англо-русской конвенции о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, которая фактически завершила создание так называемого Тройственного Согласия (Антанты) в составе Англии, Франции и России направленного, прежде всего на военного усиление Германии и её союзников.

Двухсторонние соглашения Англии с Францией в 1904 г. и Россией в 1907 г. фактически означали формирование Антанты. Несмотря на то, под какой вывеской подписывались эти оба документа, безусловно, они имели антигерманскую направленность. Великобритания не хотела терять свою определяющую роль в Европе и чтобы не дать Германии усилиться и возможно опередить её Англия решилась на сближение с Францией и Россией. Но какие бы не были скрытые, причины подписания соглашения они меркнут, перед тем, какую роль они сыграли в Первую мировую войну.

Заключение

Таким образом, можно с полной уверенностью считать проведенные правительством Англии реформы этого периода достаточно ограниченными. В них ярко проявлялась реакционность и нежелание буржуазии идти на действительно революционное реформирование устаревших институтов власти. Не кто иной, как либеральный премьер Асквит, который вел борьбу против лордов в своих публичных заявлениях, в палате общин, заявляя о необходимости изменений в функциях верхней палаты, он в то же время подчеркивал, что “такое преобразование не может быть произведено немедленно”. Правительство делало лишь те реформы, которые все равно были бы неизбежны. Рост рабочего движения, его организованность стала пугать буржуазные правящие круги страны. Нужно были идти на уступки, но и не допустить усиления рабочего движения. Поэтому реформы носили несколько эпизодический характер. Несомненно, что особенностью реформирования периода конца XIX века - начало XX века была двухпартийность политической системы Англии. В борьбе между собой за влияние над массами партии использовали популистские меры. Как, например, либералы в целях пошатнувшегося влияния в 1904 году внесли билль, согласно которому признается право мирного пикетирования с целью проведения стачек. Тред-юнионы не несут финансовой ответственности, как за проведение стачек, так и за пикетирование. Этот билль, как и следовало ожидать, был принят платой общин и отвергнут палатой лордов. Однако либералы подняли свой рейтинг в среде рабочих. Другой несомненной особенностью реформирования была разворачивающаяся в стране гонка вооружений, которую тщательно маскировали, отводя внимание на социальные реформы.

Правящие круги показали, что намерены проводить политику умеренных социальных реформ в сочетании с милитаризацией страны и подготовкой к войне.

Смерть королевы Виктории подвела черту под царствованием, продолжавшимся 64 года. Закончилась Викторианская эпоха -- эпоха наивысшего расцвета страны и имперского величия. Конец XIX - начало XX в. - время, когда в стране активно шел процесс модернизации, затронувший политику, экономику, общество. В Англии развивался монополистический капитализм, создавалась система социальных реформ. Борьба за сохранение и расширение колониальной империи, за международный престиж подвела Великобританию к порогу мировой войны.

Список используемых источников

1) А.А. Губер, М.Я. Гефтер, Всемирная история, том VII, М., 1960.

2) В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица. Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

3) Всемирная история - Новая история (1789-1914 гг), 9 класс.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международное положение Казахстана и выработка сбалансированной стратегии внешней политики в 90-х годах XX – начале XXI ст. Внешняя политика и проблемы международной безопасности. Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Общая характеристика развития России в начале XVII века, кризис всех сфер жизни общества, его предпосылки и этапы протекания. Направления внутренней и внешней политики государства, реформы православной церкви. Причины и результаты бунтовского движения.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2009

    Вопросы развития России на рубеже XIX – XX веков в исследованиях историков. Анализ основных направлений внешней политики России в начале XX века. Русско-японская война. Причинно-следственные связи в исторических событиях, происходящих в России в ХХ веке.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

    Мировая политическая ситуация в начале XIX века, место и роль России на политической арене мира. Внутренняя и внешняя политика страны. Восточный вопрос во внешней политике России первой половины XIX века. Предпосылки и последствия его возникновения.

    реферат , добавлен 25.12.2007

    Основные направления внешней политики Англии в 1800-1812 году. Исторический поворот в англо-ирландских отношениях. Англия в войне против революционной Франции. Англо-русские взаимоотношения в годы наполеоновских войн. Колониальная политика страны.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Особенности и показатели экономического развития России в начале XX в. Анализ реформ Александра I, которые дали простор развитию экономики. Изучение земельной реформы П. Столыпина и денежной реформы Витте. Социально-политический строй и внешняя политика.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX веков. Внутренняя политика Николая II. Внешняя политика России в начале XX века. Нарастание экономического и политического кризисов в годы Первой мировой войны.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2015

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Основные направления внешней политики Павла I. Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы. Основные направления внешней политики России в начале XIX века. Тайные общества.

    методичка , добавлен 02.07.2007

    Политический строй и социальное положение США во 2-й половине XVIII – начале XX века, становление аграрной экономики и положение рабов-негров. Отношения между Североамериканскими колониями и метрополией после окончания Семилетней войны, потери Англии.

Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики.

Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году.

Внутренняя политика

В 1900 году была основана Лейбористская партия Великобритании.

В 1906 году прошли парламентские выборы. На этих выборах в первый и последний раз в истории Великобритании к власти пришла Либеральная партия, а также недавно основанная Лейбористская партия впервые приняла участие в выборах.

Демократизация государственного строя:

1. Реформа палаты общин – срок нахождения в парламенте сократился с 7ми до 5ти лет. Реформа была осуществлена в 1911 году.

2. В том же году была проведена реформа палаты лордов – их полномочия в финансовых вопросах были значительно сокращены и переданы в палату общин. Произошло это следующим образом: в 1911 году случился парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил данный кризис, заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет. Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон, по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены.

В конце первого десятилетия XX века обострилась проблема Ирландии. В 1912 году было принято т.н. “home rule”, по которому Ирландия делится на две части – Северная остается в составе Великобритании, остальные же графства получают статус доминиона (владения – независимого государства в составе Британской империи). Данный законопроект вступил в силу в 1914 году после Первой мировой войны.

Внешняя политика

В 1904 ᴦ. монарх подписывает франко-английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 ᴦ. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику своего отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.

Основные направления внешней политики:

1. конец политики ʼʼблестящей изоляцииʼʼ - заключен военно-политический договор с Японией в 1902 ᴦ., предусматривавший следующее:

Нейтралитет в случае нападения одного противника, при 2х и более противниках – оказание военной помощи

Разделœение сфер влияния в Китае

Признание особых интересов Японии в Корее

Договор был направлен против Германии, США и России.

2. В 1904 году – англо-французское соглашение, т.н. ʼʼСердечное согласиеʼʼ (Антанта). Были поделœены сферы влияния: Франция получила Марокко, Восточный Сиам, Мадагаскар.
Размещено на реф.рф
Великобритания получила Египет, Западный Сиам, Ньюфаундленд.

3. 1907 год – англо-русское соглашение о разделœе Ирана и Афганистана (под протекторатом ВБ). Таким образом три страны оказались объединœены мирными соглашениями (франко-русское соглашение было заключено еще в 1892 году).

4. англо-бурская война в Африке 1899-1902 гᴦ. Англичане одержали победу, территории были взяты под контроль.

5. 1900-1901 гᴦ. Интервенция в Китае – подавление национально-освободительного движения. Англия принимала также участие в подавлении революции в Иране (1905-1911).

Великобритания в начале 20 века в первую очередь ассоциируется с Первой мировой войной.

Германия почти победила Великобританию и Францию в первые дни войны. У немцев были лучше обученные солдаты, лучшее вооружение и четкий план атаки. Армии союзников воевали четыре года, отвоевывая земли Франции. Не считая Крымской войны, это была первая война Британцев за сто лет, в связи с этим она не была готова к разрушительной силе современного оружия. Англичане несли огромные потери, в связи с этим уже в 1916 году была объявлена всœеобщая военная мобилизация.

Война на море тоже была очень важной, потому что поражение в морском бою немедленно привело бы к сдаче позиции. Британцы выиграли несколько важных боев, но тем не менее немецкая армия умудрилась потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю Великобританию на протяжении шести недель.

После войны наступил упадок в экономике и в обществе Британии. В годы войны правительство было вынуждено повысить налоги с 6 до 25% дохода и расширить государственный аппарат. Это неизбежно привело к конфликтам между рабочими и правительством. В начале 1920-х годов по стране прошла волна забастовок, которые правительство подавляло силой.

Кое-что еще по этой теме (внешняя политика) можно почитать здесь: http://www.referat.ru/referats/view/22920

Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики." 2017, 2018.