Кто по преданию может достать меч кладенец. Загадочные артефакты древности: Агриков-меч. Версии из области народной этимологии

И придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.

Меч-кладенец
Добрыня Никитич . Фрагмент картины Виктора Васнецова «Богатыри »
Информация и данные
Автор фольклор
Общая информация
Тип волшебный меч
Предназначение холодное оружие

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах , относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Также меч-кладенец фигурирует в некоторых романах жанра фэнтези, таких как «Остров Русь » (Юлий Буркин , Сергей Лукьяненко).
  • В кинофильме 2017 года «Последний богатырь » сюжет строится вокруг поиска меча-кладенца - отыскать его сумел лишь истинный сын богатыря, коим оказался главный герой Иван.

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.
  • В советском художественном фильме «Иди и смотри » главный герой (подросток Флёра) откапывает в засыпанном окопе самозарядную винтовку , которая становится его пропуском в партизанский отряд .

См. также

Ссылки

  • Долгов В. В. «Волшебные мечи» в контексте религиозных воззрений человека Древней Руси // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118–125.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Меч-кладенец" в других словарях:

    Меч кладенёц см. меч Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. меч кладенец сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

    Меч кладенец. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Меч кладенец, меча кладенца … Орфографический словарь-справочник

    Добрыня Никитич. Фрагмент картины Виктора Васнецова «Три Богатыря» Меч кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого… … Википедия

Этимология – удивительная наука, позволяющая на основе сравнительно-исторического языкознания легко и быстро определить происхождение того или иного слова. Однако в ее законы, как считают ученые, зачастую вмешиваются любители и пытаются установить связи по своему разумению. Даже специалистам, исследовавшим изменения морфологии слова, установить смысловую составляющую порой бывает непросто, а уж несведущим в этом деле и подавно. Отсюда и рождаются разного рода мифы.

Версии из области народной этимологии

.

Однако любая из версий имеет право на жизнь. Наиболее часто встречающаяся - сравнение слова «кладенец» с глаголом «класть» или кладом. Первая возникла из ассоциации с могуществом меча, который кладет (рубит) головы недругов налево и направо.
Версия про клад имеет несколько разъяснений:

Меч, украшенный драгоценными камнями, но на Руси драгоценности не называли кладом, да и украшений на нем никаких не было;
- меч, в сталь которого добавляли какие-нибудь примеси;
- сам меч настолько редкостный, что обладать им равносильно кладу, поскольку качественного стального оружия на Руси не знали.

Но все эти варианты ученые считают ничем иным, как этимологией, выдуманной народом. Хотя версия с добавками в сталь считается близкой к правде. Принимается наукой и то, что стальная заготовка для меча предварительно укладывалась кузнецом в землю. Но это как раз свидетельствует о том, что русские кузнецы умели делать оружие особенного качества.

Чтобы изготовить меч-кладенец, умелец брал стальные пруты разной прочности и скручивал их между собой. Затем заготовка растягивалась и расплющивалась, после чего скручивалась еще несколько раз. Когда мастер полагал, что сделал достаточное количество скруток, будущий меч погружался в почву с особым составом.

Закладывание меча представляло собой настоящий ритуал, а на поверхности земли воздвигался холм с валуном. По разным данным заготовка для меча могла храниться в земле от 5 лет до сотни, после чего меч подвергался окончательной ковке.

О чем свидетельствует древнерусский словарь

.

Если обратиться к древнерусскому словарю, то можно найти «уклад» - сталь. А «укладный» - соответственно стальной. Называли «Кладенец» на Руси не только меч воина, но и большой стальной нож для разделывания скотины. Некоторые специалисты языкознания стараются найти связь между появлением этого слова в древнерусском из других языков. Так, есть некоторое созвучие с древнеирландским claided и с латинским gladius, но эти версии достаточно спорны.

Специалисты уверены, что на Руси были кузнецы-оружейники, которые владели технологией изготовления особенных, прочных мечей из сварочного булата. Для этого чередовали укладывание стали на железо несколько раз, а затем ковали, многократно перекручивая. Если после обжига некоторые кусочки стали откалывались, то мастер укладывал их особым образом и проделывал операцию ковки еще и еще раз. На это уходило много времени и сил, но и меч-кладенец получался отменный.

Видео по теме

Источники:

  • Меч-кладенец
  • Русский язык: этимология слова "меч-кладенец"
  • Легендарный клинок непобедимости

Меч-кладенец - название грозного оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Как правило, это был древний меч правды и возмездия, который давался в руки не каждому, лишь тому, кто сможет с ним совладать. Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, где фигурируют разные персонажи, свидетельствует о том, что слово «кладенец» является не его собственным именем, а определением некоторой категории клинков. Существует несколько версий происхождения этого слова.

Инструкция

Корень «клад» имеет отношение к слову «класть» и идее чего-то надежно спрятанного, взятого из тайника или погребения. Меч мог быть закопан в земле, замурован в стене, скрыт от посторонних глаз под тяжелой плитой. Необходимо отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из или могилы. Оружие, принадлежавшее мертвым, обретало сверхъестественную силу и само становилось носителем смерти. Примером служит «Святогор и Илья Муромец». Желая ради шутки примерить гроб, богатырь Святогор лег в него, и не смог выйти на белый свет. Чувствуя приближение гибели, герой завещает Илье Муромцу свой меч.

Другой владелец меча-кладенца, богатырь по имени Еруслан Лазаревич, пребывал в поисках оружия, которым он мог бы сразить царя Огненного Щита. Заехав на поле брани, он обнаружил там говорящую голову исполинских размеров. Голова рассказала ему, что искомый меч находится под ней. Это событие также отражено в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Там голова настроена агрессивно и нападает на Еруслана (Руслана).

Князь Петр Муромский, соотечественник Ильи Муромца и муж Февронии, герой «Повести о Петре и Февронии», убил змея, пытавшегося совратить жену его брата Павла. Меч-кладенец Петр нашел спрятанным в монастыре. Ранее это оружие принадлежало Агрику - сыну и преемнику царя иудеев Ирода.

- «клад...» - обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно - меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной » - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, отмечают его связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius .

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

  • Князь Олег Вещий
  • Илья Муромец - владеет мечом-кладенцом, прежде принадлежавшим Святогору .
  • Руслан из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »
  • Буря-богатырь, коровий сын
  • Князь Петр из «Повести о Петре и Февронии »

В современной культуре

  • Романов В. «Сказ об Иван-царевиче и мече-кладенце» - современная «былина».
  • Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко . «Остров Русь» , где он принадлежит Илье Муромцу
  • Дмитрий Янковский. «Голос булата» , в котором одушевлённый меч помогает юноше стать богатырем при дворе киевского князя.
  • «Меч-Кладенец» - название в русском прокате фильма «Sword of the Valiant: The legend of Sir Gawain and the Green Knight» (Меч отважного: Легенда о Гайвене и Зелёном рыцаре), 1982 г.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой » кладенцами именуются мечи, имеющие определённые магические характеристики. Упоминаются два таких меча: Аспид-Змей - «заветный кладенец Кащея », превращающийся в пятисаженную чёрную змею, и Самосек, принадлежащий Ивану по прозвищу Дурак , обладающий собственной волей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Меч-кладенец"

Ссылки

  • Долгов В. В. // Вестник УдГУ . Серия «История». - 2005. - С. 118-125.

Примечания

Отрывок, характеризующий Меч-кладенец

Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.
– Хорошо, хорошо, – сказал он князю Андрею и обратился к генералу, который с часами в руках говорил, что пора бы двигаться, так как все колонны с левого фланга уже спустились.
– Еще успеем, ваше превосходительство, – сквозь зевоту проговорил Кутузов. – Успеем! – повторил он.
В это время позади Кутузова послышались вдали звуки здоровающихся полков, и голоса эти стали быстро приближаться по всему протяжению растянувшейся линии наступавших русских колонн. Видно было, что тот, с кем здоровались, ехал скоро. Когда закричали солдаты того полка, перед которым стоял Кутузов, он отъехал несколько в сторону и сморщившись оглянулся. По дороге из Працена скакал как бы эскадрон разноцветных всадников. Два из них крупным галопом скакали рядом впереди остальных. Один был в черном мундире с белым султаном на рыжей энглизированной лошади, другой в белом мундире на вороной лошади. Это были два императора со свитой. Кутузов, с аффектацией служаки, находящегося во фронте, скомандовал «смирно» стоявшим войскам и, салютуя, подъехал к императору. Вся его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека. Он с аффектацией почтительности, которая, очевидно, неприятно поразила императора Александра, подъехал и салютовал ему.
Неприятное впечатление, только как остатки тумана на ясном небе, пробежало по молодому и счастливому лицу императора и исчезло. Он был, после нездоровья, несколько худее в этот день, чем на ольмюцком поле, где его в первый раз за границей видел Болконский; но то же обворожительное соединение величавости и кротости было в его прекрасных, серых глазах, и на тонких губах та же возможность разнообразных выражений и преобладающее выражение благодушной, невинной молодости.
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, такие же оживленные, как и его, лица своей свиты. Чарторижский и Новосильцев, и князь Болконский, и Строганов, и другие, все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях, переговариваясь и улыбаясь, остановились позади государя. Император Франц, румяный длиннолицый молодой человек, чрезвычайно прямо сидел на красивом вороном жеребце и озабоченно и неторопливо оглядывался вокруг себя. Он подозвал одного из своих белых адъютантов и спросил что то. «Верно, в котором часу они выехали», подумал князь Андрей, наблюдая своего старого знакомого, с улыбкой, которую он не мог удержать, вспоминая свою аудиенцию. В свите императоров были отобранные молодцы ординарцы, русские и австрийские, гвардейских и армейских полков. Между ними велись берейторами в расшитых попонах красивые запасные царские лошади.
Как будто через растворенное окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухом в душную комнату, так пахнуло на невеселый Кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшей блестящей молодежи.
– Что ж вы не начинаете, Михаил Ларионович? – поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.
– Я поджидаю, ваше величество, – отвечал Кутузов, почтительно наклоняясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.
– Поджидаю, ваше величество, – повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа, в то время как он говорил это поджидаю). – Не все колонны еще собрались, ваше величество.
Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.
– Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, – сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.
– Потому и не начинаю, государь, – сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, – выговорил он ясно и отчетливо.
В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянувшихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак», выразили эти лица.
Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты.
– Впрочем, если прикажете, ваше величество, – сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала.
Он тронул лошадь и, подозвав к себе начальника колонны Милорадовича, передал ему приказание к наступлению.
Войско опять зашевелилось, и два батальона Новгородского полка и батальон Апшеронского полка тронулись вперед мимо государя.

На вопрос А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ? заданный автором Лика лучший ответ это
Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.
Меч-кладенец - оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
придавать владельцу непобедимость.
Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.
Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.
Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
лишь определением некоторой категории клинков.
Корень - «клад… » - обычно связывают со словом «класть» , то есть с идеей чего-то спрятанного.
Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.
Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
носителем смерти.
В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят
гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
- впору.
Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
опоясывает железная полоса.
Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:
«А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу. »

Другой обладатель меча-кладенца - Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
«…Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
- Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится… »
Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

А так его ковали:
«Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский «уклад» .

Другие версии:
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

Есть и другие не менее интересные версии.

А такое определение дает мифологический словарь:
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название «Аспид-змей» , наделён чертами оборотня.
Источник: ссылка
Groos
Гений
(75443)
я старался... спасибо...

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

Ответ от Ѝйвинд Гроза Фиордов [гуру]
Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь


Ответ от Наташа [гуру]
меч - Кладенец, самосёк - в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название “Аспид-змей” и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря


Ответ от Ѝлитный боевой Слон [эксперт]
кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.


Ответ от I"ll be better [гуру]
Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Корень данного эпитета - «КЛАД… » - обычно связывают со словом «КЛАСТЬ» , то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «УКЛАДНЫЙ» , что попросту означает «СТАЛЬНОЙ» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову «гладкий» .
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея.
Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.
В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .
УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали). Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.
Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что её наваривали на лезвие (укладывали). Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".
Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.
Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» - переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» - одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
"Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.
А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьём.
Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.
Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .
Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.