Кто такой аутист в характер. Аутизм — не болезнь, это нарушение развития. Причины развития аутизма

Заметить признаки аутизма у ребенка можно уже в первые годы жизни. Характерным признаком является нежелание идти на контакт, физический или социальный. Вследствие этого затормаживается речевое развитие ребенка, который просто не стремится устанавливать связи с окружающим миром.

Ребенок не проявляет инициативы в общении, избегает зрительного контакта. Для аутистов характерны эхолалии – повторения слов или фраз, что может ошибочно создать впечатление умственной отсталости. Однако на деле умственная отсталость наблюдается лишь в трети случаев, обычно аутисты понимают смысл сказанного.

Аутичный ребенок не стремиться находить общий язык со сверстниками, кажется эмоционально холодным и отрешенным. Аутистов отличает гиперчувствительность к сенсорным воздействиям окружающей среды: свету, звукам, запахам, прикосновениям. Высокая интенсивность воздействий доставляют страдания сродни боли при физических повреждениях.

Аутисты и социум

Аутисты ригидны, им очень сложно приспосабливаться к изменениям. Потому они протестуют против нарушения привычного уклада, сами любят наводить порядок. Они живут по определенному распорядку и требуют от близких его неукоснительного соблюдения.

Аутистам трудно понять посылы других людей, речевые или невербальные. Поэтому они не воспринимают юмор, переносный смысл слов. Значение сказанного принимается дословно.

Во взрослом возрасте интересы аутистов ограничены, включают как правило одну специфическую сферу. В этой сфере они прекрасно разбираются, знают мельчайшие подробности. С другими людьми они могут разговориться по-настоящему только о своих интересах, при этом не обращая внимания на их ответную реакцию.

Аутисты не понимают проблем других людей и сами не обращаются за утешением. Они предпочитают проводить время в одиночестве, предавшись любимому делу. Из-за этого таким людям очень трудно заводить друзей и поддерживать долговременные отношения.

У больных аутизмом нарушены навыки прогнозирования и планирования, за которые отвечают лобные доли головного мозга. Зачастую они элементарно не могут предвидеть развитие событий, что может повлечь за собой опасные для жизни поступки.

Что касается творческой одаренности, существует разновидность аутизма – синдром Аспергера. Люди с этим синдромом отличаются гениальностью в какой-либо изолированной сфере. Очень много среди аутистов художников, музыкантов или научных деятелей.

Аутизм - симптомы и лечение

Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Е. В., детского психиатра со стажем в 8 лет.

Дата публикации 20 сентября 2019 г. Обновлено 07 октября 2019 г.

Определение болезни. Причины заболевания

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) - это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами. В целом аутизм можно характеризовать как нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим) .

Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, стереотипное поведение, наличие специальных узконаправленных интересов.

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам), но более заметными становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее.

По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает РАС . В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний, такой диагноз ставится одному ребёнку из 59, причём среди мальчиков РАС встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек .

Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).

Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) - выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.

Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения аутизма. Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).

В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:

Генетические факторы: в последние годы в России и за рубежом велись исследования по выявлению генов, ответственных за возникновение РАС. Согласно данным последних исследований, около половины этих генов широко распространены в популяции, но проявление заболевания зависит от их сочетания между собой и факторов окружающей среды .

Структурные и функциональные нарушения головного мозга: с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) расширились возможности изучения головного мозга. При исследовании мозга людей с РАС были обнаружены изменения в строении различных его структур: в лобных долях, мозжечке, лимбической системе, стволовом отделе головного мозга. Имеются данные об изменении размера головного мозга у детей с симптомами аутистического спектра по сравнению со здоровыми детьми: при рождении он уменьшен, затем резко увеличивается в течение первого года жизни . При аутизме также отмечается нарушение кровоснабжения головного мозга, а в части случаев расстройству сопутствует эпилепсия.

Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).

Вопреки распространённому мифу, аутизм не развивается в результате вакцинации. Исследование о связи аутизма с прививками от было опубликовано в конце 90-х годов в авторитетном медицинском журнале Lancet, но спустя 10 лет выяснилось, что данные исследования были cфальсифицированы. После судебных разбирательств журнал отозвал статью .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы аутизма

Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена тремя основными группами ("триадой нарушений"): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения .

Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.

Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.

Нарушения в сфере воображения: проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики. Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов. Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.

Помимо основных симптомов РАС существуют дополнительные, которые могут быть не всегда: отсутствие зрительного контакта, нарушения моторики, нарушения поведения, необычная реакция на внешние раздражители (сенсорные перегрузки от большого количества стимулов, например, в торговых центрах), избирательность в еде . Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.

Патогенез аутизма

Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.

В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.

При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными - например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.

Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.

В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.

Свидетельством нарушения обмена дофамина в головном мозге при аутизме служат данные позитронно-томографических исследований, гиперчувствительность дофаминовых рецепторов в структурах мозга у детей с аутизмом при некоторых его формах .

Классификация и стадии развития аутизма

Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:

  • детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • другое дезинтегративное расстройство детского возраста (детская деменция, синдром Геллера, симбиозный психоз);
  • гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • синдром Аспергера.

Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС :

  • детский аутизм эндогенного генеза;
  • синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма);
  • инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12-18 мес;
  • детский аутизм (процессуальный);
  • в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);
  • в возрасте 3-6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе);
  • синдром Аспергера (конституциональный);
  • аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы;
  • аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других видах умственной отсталости);
  • синдром Ретта;
  • аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза (психогенный параутизм);
  • аутизм неясного генеза.

При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.

После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:

Осложнения аутизма

Среди осложнений РАС можно выделить следующие:

Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.

Нарушения в когнитивной сфере: в большинства детей с РАС в той или иной степени наблюдается снижение интеллекта (за исключением синдрома Аспергера) . Степень снижения интеллекта варьируется от неравномерной задержки интеллектуального развития до тяжёлой умственной отсталости. В течение всей жизни могут сохраняться речевые нарушения от простого своеобразия речи до тяжёлого недоразвития или полного отсутствия. Это накладывает ограничение на получение образования и дальнейшее трудоустройство.

Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.

Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.

Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения, болезни желудка и дефицит витаминов.

Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.

Социальная дезадаптация: с раннего возраста дети с РАС испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Во взрослом возрасте только 4–12 % людей с РАС готовы к самостоятельной независимой жизни, 80 % продолжают жить с родителями под их опекой, либо же попадают в психо-неврологический интернаты после смерти родителей .

Диагностика аутизма

Диагноз при аутизме ставит врач-психиатр на основании жалоб родителей, сбора сведений о раннем развитии ребёнка, клинического обследования (выявления симптомов нарушения социального взаимодействия, нарушения коммуникации и повторяющегося поведения), а также данных клинических обследований (консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, данные ЭЭГ, ЭКГ, анализов крови, мочи) .

При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.

Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:

Лечение аутизма

Аутизм не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.

Особое внимание при терапии уделяется коррекционно-развивающим занятиям с логопедом, педагогом-дефектологом и психологом. Они должны проводиться специалистами с опытом взаимодействия с такими детьми, так как в работе с аутизмом имеется своя специфика: необходимость адаптации ребёнка к новым условиям, вовлечение в работу всех анализаторов (тактильного, слухового, вкусового, зрительного, обонятельного), привлечение ребёнка к занятию путём мотивации, отработка указательного жеста . Положительный результат достигается лишь при регулярных занятиях с включением в процесс всей семьи ребёнка: родителей, братьев и сестёр.

Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:

ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) - комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например "подними руку"), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.

Аналогично тренируются навыки игры, конструктивной деятельности, обучения, а также корректируется нежелательное поведение. Эффективность прикладного анализа поведения была подтверждена научными исследованиями . Чем раньше будет начато использование метода (в желательно с 3-4 лет), чем интенсивнее будут проводиться занятия (минимум 20-40 часов в неделю при общей длительности от 1000 часов) и чем активнее будет включаться метод в повседневную жизнь ребёнка (его использование родителями дома и на прогулке, учителями в школе, воспитателями в детском саду), тем более эффективнее он будет работать.

На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.

PECS (Picture Exchange Communication System) - система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.

ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children ) - программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.

DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) - концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное "пространство".

Эмоционально-уровневый подход - разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.

Сенсорная интеграция - метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.

Медикаментозная терапия назначается как правило в периоды обострения состояния с учётом соотношения пользы и риска, проводится под наблюдением врача . Препараты могут уменьшить некоторые виды поведенческих проблем: гиперактивность, истерики, нарушения сна, тревожность, аутоагрессию. Это может облегчить участие ребенка в жизни семьи, посещение общественных мест, обучение в школе. После достижения стойкой ремиссии препарат постепенно отменяется. Медикаментозное лечение используется в тех случаях, когда остальные методы терапии не эффективны.

Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:

  • невыполнение устных инструкций;
  • проблемное поведение с целью отказа от каких-то занятий;
  • низкая скорость обучения;
  • отсутствие речи и другие проблемы с коммуникацией;
  • низкие социальные навыки.

При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от типа расстройства и симптоматики. При поздней постановке диагноза и отсутствии своевременно начатой лечебно-коррекционной работы в большинстве случаев формируется глубокая инвалидность

Эта статья описывает наше понимание того, что такое аутизм, основанное на нашем опыте.

Записано Йосефой с согласия и одобрения Давида.

Введение

Согласно Википедии, аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссий. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, пусть зачастую и в смягчённой форме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

недостаток социальных взаимодействий;

нарушенная взаимная коммуникация;

ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Другое определение аутизма:

Аутизм – расстройство, возникающее из-за отклонения в развитии головного мозга, при котором больной испытывает сложности в общении, замыкается на узкой области интересов, неоднократно повторяет некоторые действия. Также больной может крайне раздражительно реагировать на определенные звуки, цвета и вкусовые ощущения.

Причины развития данной дисфункции головного мозга не выявлены до конца, но, как правило, связывают их с экологическими, иммунологическими и неврологическими факторами.

Возникновение такого заболевания у детей происходит в результате сокращения оксигенации конкретных областей головного мозга или хронических иммунологически - опосредованных воспалительных процессов в кишечнике.

У детей с аутизмом были отмечены нарушения кровотока (гипоперфузии) в мозг. Гипоперфузия, в свою очередь, способствует формированию функциональных дефектов не только путем увеличения гипоксии (дефицита кислорода в мозге), но и приводит к накоплению видоизмененных метаболитов или медиаторов.

В основе успешного развития нервной системы лежит сбалансированная работа иммунной системы. У детей с аутизмом наблюдается отклонения от нормы в функционировании иммунной системы. Астроциты (вспомогательные клетки головного мозга), которые обычно играют важную роль в регулировании перфузии и защите от инфекций центральной нервной системы, начинают наносить вред здоровым клеткам. Дети, страдающие заболеванием, часто имеют ослабленную иммунную систему и страдают от хронических воспалений. Чаще иммунный дисбаланс оказывает пагубное воздействие на желудочно-кишечный тракт. У детей возникают такие симптомы, как диарея, вздутие живота, поражение кишечника и воспаление желудочно-кишечного тракта.

Аутизм обычно проявляется в первые три года жизни. Встречается как в легкой, так и в сложной форме. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, поэтому обнаруживается это нарушение по неадекватному поведению ребенка.

Первые признаки аутизма, требующие обращения к специалисту следующие :

ребенок не пытается заговорить или указывать на предметы пальцем по истечении первого года жизни,

не может выговорить одно слово к 16 месяцам или словосочетание к 2 годам,

не откликается на имя,

не может на равных играть со сверстниками,

не может сфокусировать взгляд,

постоянно пытается выстроить последовательность из игрушек или других предметов,

не улыбается или не реагирует на поведение окружающих.

Позднее проявляются следующие симптомы :

неспособность заводить друзей среди сверстников,

неспособность начать беседу,

слабое воображение и неумение войти в игру,

повторяющиеся стереотипные фразы, неправильное употребление слов,

чрезмерная увлеченность некоторыми предметами,

чрезмерная привязанность к определенному распорядку.

Аутизм является одним из трёх расстройств аутистического спектра (РАС, англ. ASD; см. Определения в Википедии). Отдельные симптомы «триады» встречаются в общем населении, причём степень их ассоциации друг с другом невысока и патологические проявления расположены в едином континууме с общими для большинства людей чертами.

Аутизм - состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.

Согласно той же Википедии, РАС объединяет более широкий круг отклонений, среди которых – нарушения речевого и интеллектуального развития.

Нет единого научного мнения о причинах возникновения аутизма или РАС. Существует теория о генетическом происхождении аутизма, есть свидетельства, что аутизм может возникать как осложнение на некоторые прививки, есть теория воздействия пестицидов или даже парацетомола. Судя по этому разбросу мнений и при отсутсвии четких доказательств у каждой теории можно предположить, что аутизм – не единое заболевание, а разные заболевания, имеющие схожие симптомы и поэтому объединяемые в один диагноз.

Для наших практических целей эти научные споры не важны. Судя по нашему опыту, существуют различные физические и эмоциональные причины, которые приводят к аутизму или РАС у ребенка.

Наша классификация аутизма отличается от общепринятой, потому что мы исходим из наших возможностей его излечить.

Виды аутизма – классификация Центра Беэр Давид

Эта глава описывает виды аутизма, как мы их понимаем. Эта классификация отличается от принятой в официальной медицине. Она является результатом осмысления конкретных случаев в нашей практике и методов диагностики и лечения, которые следует применять в каждом случае. Прогноз и длительность лечения для каждого вида аутизма в Центре Беэр Давид основывается на этой классификации.

Детский аутизм, возникший у плода вследствие проблем матери во время беременности

Один из наиболее распространенных видов аутизма – аутизм, возникший вследствие неправильно протекающей беременности. Следующие нарушения беременности могут приводить к раннему аутизму у ребенка:

  • Вирусные и бактериальные заболевания у матери во время беременности могут приводить к недоразвитию или повреждению ЦНС у плода. Наиболее тяжелые поражения ЦНС возникают, если болезнь – в первом триместре беременности. Есть также свидетельства, что тяжелые заболевания матери незадолго перед беременностью также могут приводить к аутизму.
  • Гормональные нарушения у матери во время беременности. Пример – нарушения работы щитовидной железы или поджелудочной железы.
  • Нарушения работы почек у матери. Эклампсия.
  • Нарушения работы других органов, приводящие к интоксикации и поражению ЦНС у плода.
  • Прием некоторых лекарств во время беременности. Судя по всему, влияние конкретного лекарства на плод зависит от особенностей организма матери.
  • Другие вредные воздействия на мать во время беременности. Пример: длительные радио- и электромагнитные облучения, вредная атмосфера на производстве, где работает мать и тому подобное.
  • Тяжелое курение матери до беременности и во время беременности. Вероятно, употребление других веществ также способно быть причиной нарушения работы ЦНС у ребенка (например, употребление матерью алкоголя во время беременности может приводить к так называемомму алкогольному синдрому плода, который диагностируется отдельно).

Прогноз при этом виде аутизма с нашей точки зрения как правило благоприятен (по крайней мере для случаев, когда проверка МРТ не показывает тяжелых физических повреждений мозга). Длительность лечения зависит от степени поражения ЦНС и от сопутствующих осложнений.

Детский аутизм, возникший вследствие родовой травмы

Бывают разные родовые травмы. Мы подразделяем:

  • Гипоксия (кислородное голодание) при родах
  • Сдвиг и/или повреждения костей черепа и шеи

Гипоксия, в зависимости от степени и времени, проведенным плодом при недостатке кислорода, может давать как легкие отклонения в развитии ребенка, так и более тяжелые, иногда уже граничащие с ДЦП (ДЦП обычно диагностируют отдельно). Легкие отклонения обычно диагностируются в более старшем возрасте, как правило уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не способен усваивать какие-то виды материала (например, у ребенка дискалькулия, дисграфия или дислексия) или способен, но только (например) если ему читают вслух учебный материал или наоборот, только если он видит его написанным.

Если у ребенка есть какие-то трудности в учебе, стоит проверить, не было ли у него родовой травмы.

Для этого вида нарушений прогноз (с нашей точки зрения) благоприятный, но лечение может занять больше времени в зависимости от степени поражения тканей ЦНС и других органов (например, ЖКТ) вследствие кислородного голодания.

Нарушение расположения костей черепа и позвоночника также могут вести к отклонениям в развитии, часто гораздо более тяжелым, чем те, которые возникают вследствие гипоксии.

Прогноз при таких повреждениях сильно зависит от того, насколько пострадал скелет. Напимер, если речь идет о сдвинувшихся шейных позвонках, то прогноз, как правило, благоприятен. Если же травма привела к тяжелым анатомическим нарушениям (микроцефалия, заращение венечного шва), то лечение будет долгим, а прогноз сильно зависит от того, в каком возрасте начато лечение и каково состояние ребенка на этот момент.

Детский аутизм, возникший вследствие послеродовых травм или заболеваний

ЦНС маленького ребенка не обладает устойчивостью перед различными воздействиями и может легко повреждаться в следующих случаях:

  • Воздействие анестезии. Общая анестезия (общий наркоз) может приводит к повреждениям ЦНС разной степени у маленьких детей.
  • Воздействие вирусов. Маленькие дети имеют незрелую иммунную систему, чей ответ может быть неадекватен вирусу, попавшему в организм. В таких случаях вирус может повреждать части ЦНС или он может провоцировать неверный ответ организма, приводящий к повреждению ЦНС вследствие аутоиммунной реакции. Сюда же следует отнести возможность возникновения аутизма после некоторых прививок.
  • Заболевания внутренних органов ребенка, приводящих к отравлению ЦНС.
  • Травмы головы и спины у ребенка (например, сотрясение мозга).

Для данного вида аутизма нет единого прогноза. Прогноз в данном случае зависит от многих факторов и должен даваться на индивидуальной основе после определения всех обстоятельств. Примерно в половине случаев нельзя добиться полного исцеления, но можно улучшить ситуацию и повысить качество жизни как ребенка, так и родителей (пример: ребенок спит 2-3 часа в сутки, постоянно истерит, агрессивен вследствие тяжелого органического поражения мозга. Его можно привести в состояние, когда он будет нормально спать, есть, и будет в хорошем настроении).

Осложнения при аутизме (аутизм как следствие органических или метаболических заболеваний организма)

Иногда аутические черты проявляются у детей как осложнение травмы головы или другого основного заболевания. В таких случаях тоже нет единого прогноза. Примеры:

  • Гидроцефалия у ребенка
  • Эпилепсия различной степени
  • Нарушения обмена веществ
  • Другое

Этот список вовсе не исчерпывает все возможные осложнения и их сочетания. Прогноз и рекомендации каждому конкретному ребенку можно дать только в процессе обследования и лечения в Центре Беэр Давид

Из всего, написанного выше, понятно, что диагноз «аутизм» (и особенно РАС) может скрывать под собой большое разнообразие заболеваний, от собственно аутизма до родовой травмы, эпилепсии или других заболеваний. Несмотря на то, что разные заболевания могут давать сходные симптомы, каждая причина заболевания требует индивидуального подхода и влияет на эффективность лечения.

У нас сложилось впечатление, что сегодня диагноз «аутизм» вошел «в моду» в официальной медицине, и его почти автоматически ставят детям с любыми задержками в развитии или с отклонениями в поведении, зачастую даже не пытаясь определить истинные причины проблемы. Мы понимаем, что чтобы поставить точный диагноз, у медицины зачастую не хватает точных инструментов (все анализы и проверки, которые сегоняшняя медицина предоставляет, требуют правильной интерпретации, а часто просто не обладают нужной точностью). Это одна из причин, по которой медицинский прогноз «пожизненная инвалидность» может не оправдаться, и ребенок может выздороветь, если его правильно лечить.

О прививках

Много лет продолжается спор между родителями и врачами о способности прививок вызывать детский аутизм. Регулярно появляются исследования, подтверждающие связь между вакцинацией и аутизмом и их опровержения. Наш опыт говорит, что есть очень много мамочек, сообщающих, что ребенок отлично развивался до 18 месяцев, а потом начались проявления аутизма, как правило, усиливающиеся с возрастом ребенка.

Возраст 18 месяцев – это возраст, когда в большинстве развитых стран ребенок получает тройную привику корь-ветрянка-краснуха или ее вариации. Привика эта делается живым ослабленым вирусом.

Одно из очень неприятных осложнений вируса кори – коревой энцефалит. Ветрянка также может приводить к поражению ЦНС, известному как ветряночный энцефалит.

Мы не делали формальных исследований (и не имеем таких намерений), но наблюдали у таких детей некое воспаление в позвоночном столбе в головном мозге и предполагаем, что в каких-то случаях ослабленный вирус кори или ветрянки может давать неизученное осложнение на ЦНС (более слабое, чем известный коревой или ветряночный энцефалит), приводящее к аутизму. Поскольку вероятность возникновения осложнения при кори гораздо выше, чем при ветрянке, мы полагаем, что именно прививка от кори может быть ответственной за большинство случаев «прививочного» аутизма.

Также, в случаях, которые мы наблюдали, дети, как правило, рождались после каких-то осложнений беременности или родов у матери. Вероятно, есть связь между ослабленной или несозревшей иммунной системой ребенка и вероятностью для него получить осложнение от прививки. Матери, знающие об осложнениях при беременности или родах, должны иметь возможность ставить детям эту прививку не в 18 месяцев, как это принято сейчас, а позднее (скажем, после 7 лет), когда ребенок уже подрос и окреп и его иммунная система достаточно укрепилась.

Факторы, усиливающие симптомы аутизма

У детей с аутизмом или РАС часто наличествуют нарушения работы ЖКТ, приводящие к неправильной обработке и усвоению некоторых продуктов или даже к банальной аллергии. Такие продукты следует исключать из рациона ребенка. Существует очень длинный список продуктов, проверку на чувствительность к которым следует делать. Здесь мы приводим только наиболее распространенные:

  • Лактоза
  • Казеин
  • Глютен
  • Шоколад

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. По телевизору и в интернете всё чаще рассказывают об аутизме. Правда ли, что это очень сложное заболевание, и с ним никак не справиться? Стоит ли заниматься с ребёнком, которому поставили такой диагноз, или всё равно ничего не изменить?

Тема очень актуальная, и даже если вас прямо не касается, нужно доносить правильную информацию до людей.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма :

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если , то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых , то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

Кто такой аутист (признаки и симптомы)

Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.

Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.

Аутизм у детей имеет признаки , которые можно разделить на 3 основные группы :


Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм

Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма . Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:

  1. капризничал на руках, не хотел сидеть;
  2. не любил, когда его обнимали;
  3. не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
  4. возможна задержка речи.

Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами : педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.

Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.

Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить (если перед врачом подросток), . Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.

Есть ли надежда на исцеление

После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Мажор - это кто или что (все значения слова) Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет Деструктивная личность - как ее распознать Что такое развитие: определение, характеристика и виды Коммуникабельность - это что-то значит для современного мира Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Что такое повествование (с примером текста) Что такое буллинг - причины и способы борьбы с буллингом в школе Долг: моральный, денежный, государственный СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - симптомы, причины и способы коррекции Что такое дислексия - это заболевание или небольшое нарушение

– нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм , классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра , включая синдром Аспергера , атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии , психологов , психотерапевтов , неврологов , дефектологов и логопедов.

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции , токсемия, маточные кровотечения , преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти , избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда , для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога . Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия . Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.