Март 1918 год ледовый поход балтийского флота. Ледовый поход Балтийского флота. Флот под угрозой

Этот день в истории:

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Она вошла в историю России как Ледовый поход Балтийского флота.

Балтийский флот в начале 1918 года. Необходимость перебазирования флота

Балтийский флот имел огромное значение в обороне столицы России – Петрограда. Поэтому враги России стремились его уничтожить. Англия и США имели планы в отношении будущего России: её собирались расчленить, поделить на сферы влияния. По ряду направлений англосаксы действовали руками немцев. В частности, имелись замыслы сдачи немцам Петрограда и уничтожения их руками Балтийского флота. Английское командование полностью прекратило боевые операции в Балтийском море, создав германским ВМС благоприятные условия по нанесению удара по русскому флоту.

Германское командование не замедлило использовать эту возможность. У немцев были свои расчёты: они хотели уничтожить или захватить корабли Балтийского флота (он мешал им нанести удар по Петрограду); захватить Петроград; сформировать прогерманское правительство. Ещё в сентябре 1917 года немцами был разработан план Моонзундской операции. Он предусматривал захват Риги, прорыв моонзундских позиций, ослабление или уничтожение Балтийского флота. После этого хотели провести операцию по захвату Петербурга. Пассивность британского флота позволила немецкому командованию сосредоточить на Балтике более двух третей всего флота – более 300 боевых и вспомогательных судов, включая 10 новейших линкоров, линейный крейсер, 9 крейсеров и 56 эсминцев. К тому же для захвата Моонзундского архипелага был сформирован 25-тыс. десантный корпус. С воздуха их поддерживало 102 самолета. Это была огромная концентрация сил и средств на одном участке. Однако в Моонзундском сражении, происходившем с 29 сентября (12 октября) по 6 (19) октября 1917 года, немцы не смогли выполнить свой стратегический замысел, потеряв 17 кораблей потопленными и 18 поврежденными. Но достигли тактического успеха – захватили Моонзундские острова.

В феврале 1918 года германское командование вернулось к замыслу захвата Петербурга. Удар планировали нанести с дух операционных направлений: с северо-запада вдоль Финского залива и с юго-запада через Псков. Германское командование одновременным ударом из Финляндии и Прибалтики собиралось охватить и быстрым натиском взять Петроград.

К началу мирных переговоров Брест-Литовске линия фронта в Прибалтике проходила восточнее Риги и далее, слегка выгнувшись на юго-запад, шла к Двинску, восточнее Вильно, а затем почти по прямой на юг. К концу октября 1917 года немецкие войска оккупировали всю Литву, южную часть Латвии. После того как Троцкий сорвал переговоры, германские войска заняли всю Латвию. В Эстонии советская власть также просуществовало не долго.

К началу германского наступления в феврале 1918 года фронт в Прибалтике фактически уже развалился. Солдаты бросали фронт и уходили по домам. Поэтому оставшиеся части сильно уступали немецким войскам в числе и боеспособности. В Финляндии находились подразделения 42-го армейского корпуса, но его численность также сильно сократилась. Солдаты самостоятельно демобилизовывались, бросали части, уходили домой. Таким образом, на угрожаемых участках молодая Советская Россия не могла остановить наступление противника. Красная Армия была только в начальной стадии формирования и не могла обеспечить устойчивость фронта. В этих критических условиях Балтийский флот имел исключительно важное значение для обороны Петрограда с моря и на флангах наиболее угрожаемых операционных направлений по берегам Финского залива.

В ходе первой мировой войны вход в Финский залив был защищен передовой минно-артиллерийской позицией. Северный фланг – это Або-Аландская позиция, включавшая 17 береговых батарей (56 орудий, в том числе 12-дюймовых), и минные поля (около 2 тыс. мин). Южный фланг – Моонзундские острова, с 21 батареей и минными заграждениями, немцы уже захватили, что лишило позицию устойчивости и усилило угрозу прорыва немецких ВМС в глубь Финского залива. На северной побережье залива, примыкая к Або-Аландской позиции, располагалась флангово-шхерная позиция, имевшая 6 батарей (25 орудий с калибром до 9,2 дюйма) и минные заграждения. По линии Нарген – Порккалаудд располагалась центральная (главная) минно-артиллерийская позиция. Её северный фланг опирался на Свеаборгский приморский фронт с главной базой флота – Гельсингфорс и крепостью Свеаборг. Южный фланг основывался на Ревельском приморском фронте, с базой флота – Ревель. Эта позиция была наиболее мощной и имела 39 батарей, в том числе шесть 12-дуюймовых, которые перекрывали своим огнём весь залив. Кроме того, здесь располагались минные заграждения большой плотности – более 10 тыс. мин. Непосредственные подступы к столице со стороны моря защищала ещё не завершённая тыловая позиция, которая опиралась на Кронштадтский укрепрайон с сильной системой артиллерийских фортов и базой Балтфлота и крепостью Кронштадт. Весь водный район Финского, Ботнического заливов и Або-Аландский район имели 80 постов службы связи.

Минно-артиллерийские позиции во взаимодействии с силами Балтийского флота представляли мощнейшую линию обороны, которая должна была остановить флот врага. Однако её слабым местом была недостаточная организация взаимодействия с сухопутными войсками. К тому же минно-артиллерийские позиции были уязвимы для удара с суши.

К началу 1918 года боевые возможности Балтфлота были ограничены из-за некомплекта команд на кораблях и в береговых соединениях. В соответствии с Приказом по флоту № 111 от 31 января 1918 года и Декретом СНК о роспуске старого флота и создании социалистического Рабоче-Крестьянского Красного флота, началась частичная демобилизация Балтфлота. Флот в это время имел в своём составе: 7 линейных кораблей, 9 крейсеров, 17 эскадренных миноносцев, 45 миноносцев, 27 подлодок, 5 канонерок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых судов и катеров, 89 тральщиков, 70 транспортов, 16 ледоколов, 5 спасательных судов, 61 вспомогательное судно, 65 лоцмейстерских и гидрографических судов, плавучих маяков, 6 судов-госпиталей. Организационно эти корабли были сведены в 1-ю и 2-ю бригады линкоров, 1-ю и 2-ю бригады крейсеров, в минную, подводных лодок, сторожевую и траления дивизии. Также были отряды: заградителей, учебно-минный, учебно-артиллерийский шхерный и охраны Ботнического залива.

Большая часть кораблей в конце 1917 года располагалась на главной базе флота в Гельсингфорсе. Часть кораблей дислоцировалась в Або, Ганге, Ревеле, Котке и Кронштадте. Вновь начавшиеся боевые действия с Германией застали Балтфлот в кризисе: часть матросов разошлась по домам; другие по указанию советского правительства были его опорой на суше; сам флот находился в процессе демобилизации. Императорский флот умирал, а новый – Красный флот, ещё не был сформирован. К тому же русским флотом хотели попользоваться и иностранцы. Так, британцы попытались получит в собственность бывшие вспомогательные крейсера «Митава», «Русь», госпитальные суда «Диана», «Меркурий», «Паллада», военный транспорты «Гагара», «Люси», пароход «Россия» и др. Их хотели продать бывшие судовладельцы – суда перешли в военный флот по военно-судовой повинности в 1914 году. Однако эта попытка провалилась.

На море германский флот после Моонзундской операции активности не проявлял. С наступлением зимы русские крейсера и миноносцы, стоявшие на рейде в Лапвик и Або, вернулись в Гельсингфорс и Ревель. Охрану шхерного Або-Аландского района в Або несли канонерка и несколько сторожевиков. В декабре, когда стали поступать сведения, что немцы готовят наступление на Ревель, наиболее ценные корабли были переведены в Гельсингфорс. Здесь был сосредоточен почти весь флот, за исключением нескольких кораблей, которые оставались в Ревеле.

Ситуация в Финляндии

Однако и в Гельсингфорс уже не был надежной базой для кораблей Балтфлота. Ситуация в Финляндии была весьма тревожной. Уже в начале Первой мировой войны немцы стали использовать финских националистов, разжигая антирусские настроения в Финляндии. В Берлине создали финскую военную канцелярию («Финляндская канцелярия», позднее «Финляндское бюро»), она вербовала добровольцев для германской армии. Волонтеров переправляли в Германию через Швецию. Из финских добровольцев сформировали 27-й егерский батальон, его первоначальная численность составляла около 2 тыс. человек. Батальон перебросили на Рижское направление, а затем на переформирование в Либаву. Здесь создали офицерскую школу, которая стала базой для обучения основных кадров финской белой гвардии. Кроме того, в Финляндию отправлялись и немецкие офицеры.

Осенью 1917 года деятельность немецкой агентуры в Финляндии была усилена. В Финляндию было переброшено много оружия и боеприпасов. В ноябре финское правительство Свинхувуда сформировало отряды белой гвардии (шюцкора), которые возглавил Маннергейм. Немцы оказывали активное содействие военному обучению финнов. 18 (31) декабря 1917 года Совнарком принял решение о предоставлении Финляндии самостоятельности. В начале 1918 года финские отряды стали нападать на отдельные русские гарнизоны с целью их разоружения и захвата оружия. В ночь на 10 января финны попытались захватить Выборг, но их атака была отбита. Одновременно в Финляндии началась социалистическая революция. Финляндия была расколота на белых и красных. 14 (27) января власть в Гельсингфорсе захватили рабочие и вручили власть Совету народных уполномоченных, в него вошли Куусинен, Тайми и др.

Правительство Свинхувуда и войска Маннергейма отступили на север. В ночь на 15 (28) января белофинны захватили Вазу и ряд других городов, русские гарнизоны были уничтожены. Укрепившись в Вазе, белофинны в союзе с немцами задумали поход на юг. В Финляндии началась гражданская война. Она резко осложнила условия базирования Балтфлота. Белофинны организовывали диверсии, нападения с целью захвата складов, кораблей. Были предприняты меры для усиления охраны кораблей и военного имущества. В декабре 1917 года несколько кораблей – крейсера «Диана», «Россия», «Аврора», линкор «Гражданин» («Цесаревич»), перешли из Гельсингфорса в Кронштадт. Фактически этот переход был разведкой, которая показала возможность перехода боевых кораблей в ледовых условиях.

К концу января 1918 года ситуация в Финляндии ещё более ухудшилась. Численность белофинской армии выросла до 90 тыс. человек. Финские красногвардейцы уступали белым в организованности, инициативе, не имели опытных военных руководителей. Положение русских войск и флота в Финляндии становилось критическим. Начальник Штаба верховного главнокомандующего 27 января доносил: «… Разрастающаяся война решительно угрожает нашему положению в Ботническом и Финском заливе. Партизанские действия белофинов, действующих вразрез между узловыми железными дорогами, станциями и портами Ботнического залива … ставят наши береговые части и гарнизоны в прибрежных пунктах в безвыходное положение и лишают их возможности предпринять какие-либо меры противодействия, хотя бы обеспечения своего снабжения. Сообщение с Раумо прервано. Вскоре та же участь может постигнуть и Або, являющийся базой Оланда, которому, следовательно, угрожает изолирование от материка…». Делался вывод, что корабли флота вскоре окажутся изолированными. Правительство Свинхувуда обратилось к Германии и Швеции за военной помощью. Возникла угроза появления немецких и шведских войск в Финляндии.

Не менее угрожающая ситуация была и в Прибалтике, на южном берегу Финского залива. В феврале 1918 года германские войска заняли южный берег Финского залива и создали угрозу Ревелю. Советское правительство принимает решение перевести флот с находившихся под угрозой захвата Ревеля, Або-Аланда, Гельсингфорса на тыловую стратегическую базу Кронштадт – Петроград. Это не только спасало корабли от захвата или уничтожения, но и усиливало защиту Петрограда в трудное время.

Ледовый поход

Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов попытаться направить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года Коллегия Морского комиссариата направила в адрес Центробалта (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота - выборный орган, созданный для координации деятельности флотских комитетов) соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта направили в Ревель несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день «Ермак» повёл в Гельсингфорс первую группу кораблей (2 подводные лодки и 2 транспорта).

В ночь на 24 февраля немецкий отряд попытался внезапной атакой захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря Ревель, но их заметили и отогнали огнём орудий. В этот же день, днём в Гельсингфорс вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда. 25 февраля германская авиация совершила налёт на Ревель. А к 19 часам этого же дня немцы вошли в Ревель. К этому времени большинство кораблей уже было на внешнем рейде и начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом группы минеров с минной школы под началом с Р. Р. Грундмана осуществила подрыв всех береговых батарей на побережье и островах Вульф и Нарген, включая мощные 12-дюймовые башенные орудия. Во время эвакуации из Ревеля в Гельсингфорс было переведено около 60 судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. При переходе была потеряна одна подводная лодка – «Единорог». Ещё несколько судов попали в ледовый плен прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле бросили только 8 старых подлодок и часть вспомогательных судов.

Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы с флота. Согласно Брестскому миру подписанному 3 марта 1918 года (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были находиться лишь «незначительные команды», что делало их легкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт. Организатором этого перехода стал капитан 1-го ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Михайлович Щастный (1881 - 22 июня 1918), который в это время фактически командовал Балтийским флотом.

Алексей Михайлович Щастный

Щастному пришлось решать задачу спасения Балтийского флота в весьма сложных политических условиях. Из Москвы шли противоречивые указания: В. И. Ленин приказывал уводить корабли в Кронштадт, а Л. Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии. Учитывая «особую» роль Троцкого в Российской революции и Гражданской войне, его связи с «финансовым интернационалом», можно предположить, что он хотел добиться уничтожения Балтфлота или его захвата противниками России. Весьма настойчиво вели себя и британцы, которые советовали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику (решалась задача лишения России флота в Балтике).

Щастный не потерял присутствие духа и решил вести корабли в Кронштадт. Он разделил корабли на три отряда. С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец» ломая сплошные льды провели первый отряд: линейные корабли «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь».

О возможной судьбе русских кораблей свидетельствуют следующие факты: 3 апреля высадился германский десант из состава «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (Ханко), за день до этого русские моряки уничтожили 4 подводные лодки, их плавбазу «Оланд» и сторожевик «Ястреб». Эти корабли из-за отсутствия ледоколов не могли увести из базы. Англичанам пришлось уничтожить на внешнем свеаборгском рейде 7 своих подводных лодок, которые воевали в составе Балтфлота, их плавбазу «Амстердам» и 3 британских парохода.

С падением Ганге, возникла реальная угроза и захвата немцами Гельсингфорса. 5 апреля в спешке отправили второй отряд, в него вошли линейные корабли «Андрей Первозванный», «Республика», крейсера «Олег», «Баян», 3 подводные лодки. Переход был сложным, т. к. финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.

Времени совсем не было, поэтому 7 – 11 апреля в море вышел и третий отряд (172 корабля). Суда выходили по мере готовности и шли разными маршрутами. Позднее эти суда соединились в одну группу при поддержке четырех ледоколов. По пути к ним присоединился и четвёртый отряд, сформированный в Котке. Переход сопровождался большими сложностями, но все же 20-22 апреля все суда благополучно пришли в Кронштадт и Петроград. Не было потеряно ни одного корабля. Сам Щастный, 5 апреля назначенный начальником Морских сил (наморси), покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими германскими войсками. 12-14 апреля немецкие войска заняли Гельсингфорс, в нём и других портах ещё оставалось 38 русских кораблей и 48 торговых судов. В ходе переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, включая 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подлодок, 5 минзагов, 10 тральщиков, 15 сторожевиков, 7 ледоколов. Также вывезли две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, другое снаряжение. Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Троцкий продолжил действия по ликвидации русского флота. 3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению. Об этом узнали моряки. Приказ уничтожить с таким трудом и жертвами спасённые корабли вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которые стояли на Неве в Петрограде, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». 22 мая на 3 съезде делегатов Балтфлота заявили, что флот будет уничтожен только после боя. Схожим же образом ответили моряки в Новороссийске.

Командующие флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин были вызваны в Москву. По личному указанию Троцкого 27 мая Щастный был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, в попытке установить «диктатуру флота». Проходивший 20-21 июня Революционный трибунал приговорил его к смертной казни - это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Декрет о восстановлении в России ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. В ночь с 21 на 22 июня Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища (по другим данным, его убили в кабинете Троцкого).

Копия чужих материалов

Анастасия Ксенофонтова

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. Корабли необходимо было срочно перебазировать из Эстонии и Финляндии в Кронштадт, однако этому мешали сковавшие Финский залив льды. В тяжелейших погодных условиях начальнику Морских сил Балтийского моря Алексею Щастному удалось спасти 236 кораблей и судов. Но итогом блестящей операции, которую позднее окрестили Ледовым походом, стал расстрел капитана. Как были спасены корабли Балтийского флота и почему главного героя похода приговорили к смерти - в материале RT.

  • Картина художника С.А. Никитина «Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт»

Реальная угроза

После срыва Брестских мирных переговоров 18 февраля 1918 года Германия начала своё наступление в Прибалтике. Немцы планировали сформировать в России прогерманское правительство после того, как завладеют Петроградом. Но для достижения поставленной цели им необходимо было захватить либо уничтожить корабли Балтийского флота, которые мешали нанести удар по революционному Петрограду.

Германия возобновила свои боевые действия в крайне тяжёлый для флота момент: по указанию революционного правительства, часть матросов были отправлены на сушу для поддержки Красной армии, а часть самостоятельно покинули корабли, отправившись по домам. Многие офицеры были расстреляны в первые недели революции, некоторые из них ушли воевать на стороне Белого движения. Императорский флот разваливался на глазах, а Социалистический рабоче-крестьянский Красный флот ещё не был сформирован.

  • Балтийский флот
  • Wikimedia

«Часть бывшего императорского флота располагалась в Прибалтике. Из-за наступления на Петроград немцев, которые с суши отрезали доступ к порту, флот оказался блокирован. А для обороны Петрограда Балтийский флот имел огромное значение, поэтому наши враги и стремились его уничтожить. В то же время у бывших союзников, в частности у США и Англии, на Россию были свои планы: они собирались поделить её между собой и распределить сферы влияния, но никак не поддерживать в борьбе с немецкими войсками. Так, в начале 1918 года английское командование отдало приказ своему флоту прекратить все боевые операции в Балтийском море, что, конечно же, создало германским Военно-морским силам весьма благоприятные условия для нанесения удара по российскому флоту», — рассказала в беседе с RT доктор исторических наук, профессор РУДН Наталия Георгиева.

К концу 1917 года часть Балтийского флота, расположенная у берегов Эстонии и Финляндии, насчитывала 236 кораблей. Потеря этих судов могла ощутимо ослабить силы Советской России. Поэтому было принято решение спасать флот любой ценой.

Зима 1917—1918 годов выдалась очень суровой, толщина льда в некоторых местах доходила до 60—70 см, а команды судов были не до конца укомплектованы — ощущалась сильная нехватка людей.

Льды и туманы значительно осложняли обстановку, и напрямую перевести флот в Кронштадт было практически невозможно. Поэтому правительство решило переправить суда с помощью ледоколов на другую сторону Финского залива — в Гельсингфорс (ныне — Хельсинки).

Операция «Ледовый поход»

В этот непростой исторический период Балтийский флот возглавлял капитан 1-го ранга, ветеран двух войн Алексей Щастный. Ему удалось в кратчайшие сроки убедить моряков в необходимости переправить флот ради их же спасения. Переход осуществляли несколькими отрядами, каждый из которых сопровождал ледокол.

19 февраля 1918 года в сторону Гельсингфорса выдвинулся первый отряд, в составе которого были три подлодки. Преодолеть льды им помогал ледокол «Волынец». Спустя двое суток тем же маршрутом двинулся второй отряд. Ещё через четыре дня, 25 февраля, из порта Ревеля (ныне — Таллин) вышел последний отряд кораблей, который подвергся налёту вражеской авиации. К этому дню немцы уже вошли в город, но захватить советские корабли им не удалось — флот успел выйти на внешний рейд.

  • Адмирал Алексей Михайлович Щастный
  • Wikimedia

Несколько дней спустя, 3 марта 1918 года, был заключён Брестский мирный договор, согласно которому Советская Россия обязана была освободить порты Финляндии и Прибалтики или немедленно разоружить все корабли, которые там находятся.

В условиях нестабильной политической обстановки поступали достаточно противоречивые распоряжения: Ленин считал необходимым увести флот, а Троцкий настаивал на обратном — оставить корабли для помощи финской Красной гвардии.

Щастный принял решение не отдавать корабли Балтийского флота противнику, а спасти флот и довести суда до Кронштадта. Капитан ещё не знал, что этим решением сам подписал себе смертный приговор.

Переправку кораблей в Кронштадт нужно было осуществить как можно скорее, потому что из-за разгорающейся в Финляндии гражданской войны советские суда могли оказаться под угрозой захвата.

В туманное утро 12 марта 1918 года из Гельсингфорса выдвинулся первый отряд кораблей. И уже 17 марта они успешно вошли в порт Кронштадта. Одновременно ситуация в Финском заливе обострилась. Ледокол, сопровождавший первый отряд, на обратном пути подвергся обстрелу, а три других были захвачены белофиннами. Несмотря на это, 5 апреля из Гельсингфорса вышел следующий отряд во главе с линкором «Андрей Первозванный», который благодаря своему бронированному корпусу мог проламывать лёд, обеспечивая тем самым проход остальным кораблям. Через пять суток отряд благополучно достиг Кронштадта.

  • Ледовый поход кораблей Балтийского флота
  • Wikimedia

Третий и самый многочисленный отряд, состоявший из более чем 167 единиц, был поделён на четыре группы. 12 апреля Финляндию покинули последние корабли отечественного флота. Переход этого отряда оказался самым сложным. Корабли были заперты льдами и целую неделю практически стояли на месте, пока ледоколы помогали им выйти на пробитый в толщине льдов фарватер. Невзирая на сложности, к 22 апреля все корабли и суда третьего отряда успешно добрались до пункта назначения. 2 мая 1918 года операция «Ледовый поход» была полностью завершена.

Подвиг как преступление

Благодаря самоотверженности и героизму советских моряков в ходе операции удалось спасти 236 судов. Несмотря на подорванную дисциплину и царившие революционные настроения, ни одно судно не было потеряно.

Однако боеспособность флота значительно ослабла. Большинство кораблей были повреждены льдами или обстрелами, а деморализованные моряки, обессилевшие от постоянных тягот и неудач, представляли серьёзную угрозу для большевистской власти.

Германские войска тем временем, воспользовавшись отсутствием условной границы, начали движение в сторону Петрограда. Тогда советская власть решила уничтожить корабли Балтийского и Черноморского флотов. Ленин дал прямое указание: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт Совет народных комиссаров по представлению Высшего военного совета приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске».

  • Wikimedia

25 мая 1918 года под предлогом вручения ордена за операцию по спасению судов Балтийского флота Щастного вызвали в Москву. На деле же у него состоялся жёсткий разговор с Троцким, после которого капитана арестовали «за преступление по должности и контрреволюционные действия». Весть об аресте героя Ледового похода обескуражила высшие военные круги. Начались митинги в защиту Щастного, коллеги капитана требовали провести открытое следствие. В следующие дни Троцкий лично расспрашивал свидетелей об отношении Щастного к советской власти. По словам очевидцев, Щастный сожалел, что вынужден сотрудничать с советской властью, однако другой альтернативы у него не было.

Вместо награды Щастный был арестован. Во время суда Троцкий, который был единственным свидетелем обвинения, заявил буквально следующее: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти».

Кроме того, по словам Троцкого, «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя».

Несмотря на слабую доказательную базу и недостаточность улик, 20 июня 1918 года Алексея Щастного приговорили к расстрелу «по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота и в государственной измене». Казнь произошла в ночь на 22 июня, после того, как в Цемесской бухте были взорваны и затоплены корабли Черноморского флота.

В своей предсмертной записке Щастный писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».

Примечательно, что для исполнителей плана ликвидации Балтийского флота власть не поскупилась открыть специальные счета в банке. Такие жёсткие и местами абсурдные меры позволили Москве устранить разногласия с Германией, взять под крыло остатки Балтийского флота и дать себе короткую мирную передышку для подготовки к предстоящим сражениям.

Ледовый поход Балтийского флота - операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Проведена в тяжёлых ледовых условиях. Командовал начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный. Поход завершен 2 мая 1918 года .

Сорвав мирные переговоры в Бресте, кайзеровская Германия начала интервенцию против Советской Республики. Возникла угроза захвата кораблей, базировавшихся в Ревеле (Таллин). По указанию В.И. Ленина 17.2 Нарком по морским делам П.Е. Дыбенко и начальник Морского генерального штаба Е.А. Беренс направили Военному отделу Центробалта директиву, в которой предписывалось перевести корабли из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки). На основании директивы Центробалт отдал приказ о переводе в Гельсингфорс подводных лодок, части вспомогательных судов и приведении в боевую готовность крейсеров, базировавшихся в Ревеле. 19.2 в связи с переходом в наступление германских войск Центробалт принял постановление о подготовке к переходу в Кронштадт кораблей, находившихся в Гельсингфорсе.

19 февраля начался вывод кораблей из Ревеля. Первыми на буксире у ледокола «Волынец» вышли 3 подводные лодки. 22.2 началась общая эвакуация. В тот же день ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс группу кораблей (2 ПЛ, 2 ТР). 24.2 туда же ушли караван транспортных и вспомогательных судов, 2 подводные лодки, минный заградитель и 3 тральщика. 25.2 германские войска заняли Ревель, но остальные корабли уже находились на рейде и в 16 ч начали движение. Проводку во льдах осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо» В Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов. На переходе затонула подводная лодка «Единорог», получившая повреждения. Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта.

По Брестскому миру Советская Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты или немедленно разоружить их. 12.3 Высший военный совет приказал сосредоточить флот в Кронштадте. Чтобы спасти корабли, моряки предприняли активные действия по подготовке их к переходу в Кронштадт. Корабли были разбиты на три отряда. С 12 по 17.3 первый отряд (ЛК «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», КР «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Рюрик») в сопровождении ледоколов «Ермак» и «Волынец» перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. Переход проходил в условиях сплошного льда и сильных туманов. 3.4 после высадки германского десанта у Ганга (Ханко) возникла опасность захвата Гельсингфорса. Но моряки-балтийцы приняли решение спасти флот. 5.4 из Гельсингфорса вышел второй отряд (ЛК «Андрей Первозванный», «Республика», КР «Олег», «Баян», 3 ПЛ и 2 портовых ледокола).

Переход происходил в труднейших ледовых условиях. Так как ледоколы «Тармо» и «Волынец» были захвачены белофиннами, линкору «Андрей Первозванный» пришлось взять на себя их функции. На третьи сутки похода отряд был встречен ледоколом «Ермак» и крейсером «Рюрик». 10.4 корабли прибыли в Кронштадт. Третий отряд (свыше 160 единиц) был разделен на несколько групп, которые выходили разновременно и шли различными маршрутами. Команды проявляли исключительную самоотверженность, чтобы спасти свои корабли. К 22.4 все корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.

В Гельсингфорсе и других финских портах оставалось значительное количество кораблей и судов. 12.4 Гельсингфорс был занят германскими войсками, на следующий день на рейд вошла германская эскадра. Начался захват береговых сооружений, кораблей и судов, принадлежащих РСФСР. В связи с систематическими нарушениями германской стороной условий мирного договора Советское правительство заявило, что очистка моря от мин не будет производиться, пока не будут возвращены захваченные в Финляндии корабли. Поэтому германское командование было вынуждено выпустить из Гельсингфорса в течение мая 24 корабля и судна.

В результате героического Ледового похода балтийцами были спасены 226 кораблей и судов (в том числе 6 ЛК, 5 КР, 59 ЭМ и М, 12 ПЛ), вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, запасы боевой техники. Спасенные корабли составили основу БФ, сыграли большую роль в обороне Петрограда.

После завершения похода, по приказу Льва Давидовича Троцкого , А. М. Щастный был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Обвинение, по словам историка С. Мельгунова, было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти ». В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Она вошла в историю России как Ледовый поход Балтийского флота.

Балтийский флот в начале 1918 года. Необходимость перебазирования флота

Балтийский флот имел огромное значение в обороне столицы России – Петрограда. Поэтому враги России стремились его уничтожить. Англия и США имели планы в отношении будущего России: её собирались расчленить, поделить на сферы влияния. По ряду направлений англосаксы действовали руками немцев. В частности, имелись замыслы сдачи немцам Петрограда и уничтожения их руками Балтийского флота. Английское командование полностью прекратило боевые операции в Балтийском море, создав германским ВМС благоприятные условия по нанесению удара по русскому флоту.

Германское командование не замедлило использовать эту возможность. У немцев были свои расчёты: они хотели уничтожить или захватить корабли Балтийского флота (он мешал им нанести удар по Петрограду); захватить Петроград; сформировать прогерманское правительство. Ещё в сентябре 1917 года немцами был разработан план Моонзундской операции. Он предусматривал захват Риги, прорыв моонзундских позиций, ослабление или уничтожение Балтийского флота. После этого хотели провести операцию по захвату Петербурга. Пассивность британского флота позволила немецкому командованию сосредоточить на Балтике более двух третей всего флота – более 300 боевых и вспомогательных судов, включая 10 новейших линкоров, линейный крейсер, 9 крейсеров и 56 эсминцев. К тому же для захвата Моонзундского архипелага был сформирован 25-тыс. десантный корпус. С воздуха их поддерживало 102 самолета. Это была огромная концентрация сил и средств на одном участке. Однако в Моонзундском сражении, происходившем с 29 сентября (12 октября) по 6 (19) октября 1917 года, немцы не смогли выполнить свой стратегический замысел, потеряв 17 кораблей потопленными и 18 поврежденными. Но достигли тактического успеха – захватили Моонзундские острова.

В феврале 1918 года германское командование вернулось к замыслу захвата Петербурга. Удар планировали нанести с дух операционных направлений: с северо-запада вдоль Финского залива и с юго-запада через Псков. Германское командование одновременным ударом из Финляндии и Прибалтики собиралось охватить и быстрым натиском взять Петроград.

К началу мирных переговоров Брест-Литовске линия фронта в Прибалтике проходила восточнее Риги и далее, слегка выгнувшись на юго-запад, шла к Двинску, восточнее Вильно, а затем почти по прямой на юг. К концу октября 1917 года немецкие войска оккупировали всю Литву, южную часть Латвии. После того как Троцкий сорвал переговоры, германские войска заняли всю Латвию. В Эстонии советская власть также просуществовало не долго.

К началу германского наступления в феврале 1918 года фронт в Прибалтике фактически уже развалился. Солдаты бросали фронт и уходили по домам. Поэтому оставшиеся части сильно уступали немецким войскам в числе и боеспособности. В Финляндии находились подразделения 42-го армейского корпуса, но его численность также сильно сократилась. Солдаты самостоятельно демобилизовывались, бросали части, уходили домой. Таким образом, на угрожаемых участках молодая Советская Россия не могла остановить наступление противника. Красная Армия была только в начальной стадии формирования и не могла обеспечить устойчивость фронта. В этих критических условиях Балтийский флот имел исключительно важное значение для обороны Петрограда с моря и на флангах наиболее угрожаемых операционных направлений по берегам Финского залива.

В ходе первой мировой войны вход в Финский залив был защищен передовой минно-артиллерийской позицией. Северный фланг – это Або-Аландская позиция, включавшая 17 береговых батарей (56 орудий, в том числе 12-дюймовых), и минные поля (около 2 тыс. мин). Южный фланг – Моонзундские острова, с 21 батареей и минными заграждениями, немцы уже захватили, что лишило позицию устойчивости и усилило угрозу прорыва немецких ВМС в глубь Финского залива. На северной побережье залива, примыкая к Або-Аландской позиции, располагалась флангово-шхерная позиция, имевшая 6 батарей (25 орудий с калибром до 9,2 дюйма) и минные заграждения. По линии Нарген – Порккалаудд располагалась центральная (главная) минно-артиллерийская позиция. Её северный фланг опирался на Свеаборгский приморский фронт с главной базой флота – Гельсингфорс и крепостью Свеаборг. Южный фланг основывался на Ревельском приморском фронте, с базой флота – Ревель. Эта позиция была наиболее мощной и имела 39 батарей, в том числе шесть 12-дуюймовых, которые перекрывали своим огнём весь залив. Кроме того, здесь располагались минные заграждения большой плотности – более 10 тыс. мин. Непосредственные подступы к столице со стороны моря защищала ещё не завершённая тыловая позиция, которая опиралась на Кронштадтский укрепрайон с сильной системой артиллерийских фортов и базой Балтфлота и крепостью Кронштадт. Весь водный район Финского, Ботнического заливов и Або-Аландский район имели 80 постов службы связи.

Минно-артиллерийские позиции во взаимодействии с силами Балтийского флота представляли мощнейшую линию обороны, которая должна была остановить флот врага. Однако её слабым местом была недостаточная организация взаимодействия с сухопутными войсками. К тому же минно-артиллерийские позиции были уязвимы для удара с суши.

К началу 1918 года боевые возможности Балтфлота были ограничены из-за некомплекта команд на кораблях и в береговых соединениях. В соответствии с Приказом по флоту № 111 от 31 января 1918 года и Декретом СНК о роспуске старого флота и создании социалистического Рабоче-Крестьянского Красного флота, началась частичная демобилизация Балтфлота. Флот в это время имел в своём составе: 7 линейных кораблей, 9 крейсеров, 17 эскадренных миноносцев, 45 миноносцев, 27 подлодок, 5 канонерок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых судов и катеров, 89 тральщиков, 70 транспортов, 16 ледоколов, 5 спасательных судов, 61 вспомогательное судно, 65 лоцмейстерских и гидрографических судов, плавучих маяков, 6 судов-госпиталей. Организационно эти корабли были сведены в 1-ю и 2-ю бригады линкоров, 1-ю и 2-ю бригады крейсеров, в минную, подводных лодок, сторожевую и траления дивизии. Также были отряды: заградителей, учебно-минный, учебно-артиллерийский шхерный и охраны Ботнического залива.

Большая часть кораблей в конце 1917 года располагалась на главной базе флота в Гельсингфорсе. Часть кораблей дислоцировалась в Або, Ганге, Ревеле, Котке и Кронштадте. Вновь начавшиеся боевые действия с Германией застали Балтфлот в кризисе: часть матросов разошлась по домам; другие по указанию советского правительства были его опорой на суше; сам флот находился в процессе демобилизации. Императорский флот умирал, а новый – Красный флот, ещё не был сформирован. К тому же русским флотом хотели попользоваться и иностранцы. Так, британцы попытались получит в собственность бывшие вспомогательные крейсера «Митава», «Русь», госпитальные суда «Диана», «Меркурий», «Паллада», военный транспорты «Гагара», «Люси», пароход «Россия» и др. Их хотели продать бывшие судовладельцы – суда перешли в военный флот по военно-судовой повинности в 1914 году. Однако эта попытка провалилась.

На море германский флот после Моонзундской операции активности не проявлял. С наступлением зимы русские крейсера и миноносцы, стоявшие на рейде в Лапвик и Або, вернулись в Гельсингфорс и Ревель. Охрану шхерного Або-Аландского района в Або несли канонерка и несколько сторожевиков. В декабре, когда стали поступать сведения, что немцы готовят наступление на Ревель, наиболее ценные корабли были переведены в Гельсингфорс. Здесь был сосредоточен почти весь флот, за исключением нескольких кораблей, которые оставались в Ревеле.

Ситуация в Финляндии

Однако и в Гельсингфорс уже не был надежной базой для кораблей Балтфлота. Ситуация в Финляндии была весьма тревожной. Уже в начале Первой мировой войны немцы стали использовать финских националистов, разжигая антирусские настроения в Финляндии. В Берлине создали финскую военную канцелярию («Финляндская канцелярия», позднее «Финляндское бюро»), она вербовала добровольцев для германской армии. Волонтеров переправляли в Германию через Швецию. Из финских добровольцев сформировали 27-й егерский батальон, его первоначальная численность составляла около 2 тыс. человек. Батальон перебросили на Рижское направление, а затем на переформирование в Либаву. Здесь создали офицерскую школу, которая стала базой для обучения основных кадров финской белой гвардии. Кроме того, в Финляндию отправлялись и немецкие офицеры.

Осенью 1917 года деятельность немецкой агентуры в Финляндии была усилена. В Финляндию было переброшено много оружия и боеприпасов. В ноябре финское правительство Свинхувуда сформировало отряды белой гвардии (шюцкора), которые возглавил Маннергейм. Немцы оказывали активное содействие военному обучению финнов. 18 (31) декабря 1917 года Совнарком принял решение о предоставлении Финляндии самостоятельности. В начале 1918 года финские отряды стали нападать на отдельные русские гарнизоны с целью их разоружения и захвата оружия. В ночь на 10 января финны попытались захватить Выборг, но их атака была отбита. Одновременно в Финляндии началась социалистическая революция. Финляндия была расколота на белых и красных. 14 (27) января власть в Гельсингфорсе захватили рабочие и вручили власть Совету народных уполномоченных, в него вошли Куусинен, Тайми и др.

Правительство Свинхувуда и войска Маннергейма отступили на север. В ночь на 15 (28) января белофинны захватили Вазу и ряд других городов, русские гарнизоны были уничтожены. Укрепившись в Вазе, белофинны в союзе с немцами задумали поход на юг. В Финляндии началась гражданская война. Она резко осложнила условия базирования Балтфлота. Белофинны организовывали диверсии, нападения с целью захвата складов, кораблей. Были предприняты меры для усиления охраны кораблей и военного имущества. В декабре 1917 года несколько кораблей – крейсера «Диана», «Россия», «Аврора», линкор «Гражданин» («Цесаревич»), перешли из Гельсингфорса в Кронштадт. Фактически этот переход был разведкой, которая показала возможность перехода боевых кораблей в ледовых условиях.

К концу января 1918 года ситуация в Финляндии ещё более ухудшилась. Численность белофинской армии выросла до 90 тыс. человек. Финские красногвардейцы уступали белым в организованности, инициативе, не имели опытных военных руководителей. Положение русских войск и флота в Финляндии становилось критическим. Начальник Штаба верховного главнокомандующего 27 января доносил: «… Разрастающаяся война решительно угрожает нашему положению в Ботническом и Финском заливе. Партизанские действия белофинов, действующих вразрез между узловыми железными дорогами, станциями и портами Ботнического залива … ставят наши береговые части и гарнизоны в прибрежных пунктах в безвыходное положение и лишают их возможности предпринять какие-либо меры противодействия, хотя бы обеспечения своего снабжения. Сообщение с Раумо прервано. Вскоре та же участь может постигнуть и Або, являющийся базой Оланда, которому, следовательно, угрожает изолирование от материка…». Делался вывод, что корабли флота вскоре окажутся изолированными. Правительство Свинхувуда обратилось к Германии и Швеции за военной помощью. Возникла угроза появления немецких и шведских войск в Финляндии.

Не менее угрожающая ситуация была и в Прибалтике, на южном берегу Финского залива. В феврале 1918 года германские войска заняли южный берег Финского залива и создали угрозу Ревелю. Советское правительство принимает решение перевести флот с находившихся под угрозой захвата Ревеля, Або-Аланда, Гельсингфорса на тыловую стратегическую базу Кронштадт – Петроград. Это не только спасало корабли от захвата или уничтожения, но и усиливало защиту Петрограда в трудное время.

Ледовый поход

Ледовая обстановка не позволяла сразу перевести корабли в Кронштадт, поэтому решили с помощью ледоколов попытаться направить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс. 17 февраля 1918 года Коллегия Морского комиссариата направила в адрес Центробалта (ЦКБФ, Центральный комитет Балтийского флота - выборный орган, созданный для координации деятельности флотских комитетов) соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта направили в Ревель несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на рейд Ревеля вышли три подлодки. 22 февраля началась общая эвакуация. В этот день «Ермак» повёл в Гельсингфорс первую группу кораблей (2 подводные лодки и 2 транспорта).

В ночь на 24 февраля немецкий отряд попытался внезапной атакой захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря Ревель, но их заметили и отогнали огнём орудий. В этот же день, днём в Гельсингфорс вышел новый караван: 2 подводные лодки, 3 тральщика, минный заградитель, транспортные и вспомогательные суда. 25 февраля германская авиация совершила налёт на Ревель. А к 19 часам этого же дня немцы вошли в Ревель. К этому времени большинство кораблей уже было на внешнем рейде и начали движение к Гельсингфорсу. В группе последних судов, которые покинули Ревельский рейд, были крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Их проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед самым уходом группы минеров с минной школы под началом с Р. Р. Грундмана осуществила подрыв всех береговых батарей на побережье и островах Вульф и Нарген, включая мощные 12-дюймовые башенные орудия. Во время эвакуации из Ревеля в Гельсингфорс было переведено около 60 судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. При переходе была потеряна одна подводная лодка – «Единорог». Ещё несколько судов попали в ледовый плен прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле бросили только 8 старых подлодок и часть вспомогательных судов.

Однако перевод судов в Гельсингфорс не снял угрозы с флота. Согласно Брестскому миру подписанному 3 марта 1918 года (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть порты Финляндии, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были находиться лишь «незначительные команды», что делало их легкой добычей немцев или белофиннов. Корабли надо было срочно перевести в Кронштадт. Организатором этого перехода стал капитан 1-го ранга, первый помощник начальника военного отдела Центробалта Алексей Михайлович Щастный (1881 - 22 июня 1918), который в это время фактически командовал Балтийским флотом.

Щастному пришлось решать задачу спасения Балтийского флота в весьма сложных политических условиях. Из Москвы шли противоречивые указания: В. И. Ленин приказывал уводить корабли в Кронштадт, а Л. Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии. Учитывая «особую» роль Троцкого в Российской революции и Гражданской войне, его связи с «финансовым интернационалом», можно предположить, что он хотел добиться уничтожения Балтфлота или его захвата противниками России. Весьма настойчиво вели себя и британцы, которые советовали уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику (решалась задача лишения России флота в Балтике).

Щастный не потерял присутствие духа и решил вести корабли в Кронштадт. Он разделил корабли на три отряда. С 12 по 17 марта ледоколы «Ермак» и «Волынец» ломая сплошные льды провели первый отряд: линейные корабли «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и крейсера «Адмирал Макаров», «Рюрик» и «Богатырь».

О возможной судьбе русских кораблей свидетельствуют следующие факты: 3 апреля высадился германский десант из состава «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (Ханко), за день до этого русские моряки уничтожили 4 подводные лодки, их плавбазу «Оланд» и сторожевик «Ястреб». Эти корабли из-за отсутствия ледоколов не могли увести из базы. Англичанам пришлось уничтожить на внешнем свеаборгском рейде 7 своих подводных лодок, которые воевали в составе Балтфлота, их плавбазу «Амстердам» и 3 британских парохода.

С падением Ганге, возникла реальная угроза и захвата немцами Гельсингфорса. 5 апреля в спешке отравили второй отряд, в него вошли линейные корабли «Андрей Первозванный», «Республика», крейсера «Олег», «Баян», 3 подводные лодки. Переход был сложным, т. к. финны захватили ледоколы «Волынец» и «Тармо». Линкору «Андрею Первозванному» самому пришлось пробивать путь. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд встретил ледокол «Ермак» и крейсер «Рюрик». 10 апреля корабли второго отряда благополучно прибыли в Кронштадт.

Времени совсем не было, поэтому 7 – 11 апреля в море вышел и третий отряд (172 корабля). Суда выходили по мере готовности и шли разными маршрутами. Позднее эти суда соединились в одну группу при поддержке четырех ледоколов. По пути к ним присоединился и четвёртый отряд, сформированный в Котке. Переход сопровождался большими сложностями, но все же 20-22 апреля все суда благополучно пришли в Кронштадт и Петроград. Не было потеряно ни одного корабля. Сам Щастный, 5 апреля назначенный начальником Морских сил (наморси), покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими германскими войсками. 12-14 апреля немецкие войска заняли Гельсингфорс, в нём и других портах ещё оставалось 38 русских кораблей и 48 торговых судов. В ходе переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

Всего в ходе Ледового похода было спасено 226 кораблей и судов, включая 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 59 эскадренных миноносцев и миноносцев, 12 подлодок, 5 минзагов, 10 тральщиков, 15 сторожевиков, 7 ледоколов. Также вывезли две бригады воздушного флота, оборудование и вооружение крепости и фортов, другое снаряжение. Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Троцкий продолжил действия по ликвидации русского флота. 3 мая 1918 года народный комиссар военных и морских дел Троцкий направил секретный приказ о подготовке кораблей Балтийского и Черноморского флотов к уничтожению. Об этом узнали моряки. Приказ уничтожить с таким трудом и жертвами спасённые корабли вызвал бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, которые стояли на Неве в Петрограде, была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». 22 мая на 3 съезде делегатов Балтфлота заявили, что флот будет уничтожен только после боя. Схожим же образом ответили моряки в Новороссийске.

Командующие флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин были вызваны в Москву. По личному указанию Троцкого 27 мая Щастный был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, в попытке установить «диктатуру флота». Проходивший 20-21 июня Революционный трибунал приговорил его к смертной казни - это был первый судебный смертный приговор в Советской России. Декрет о восстановлении в России ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. В ночь с 21 на 22 июня Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища (по другим данным, его убили в кабинете Троцкого).

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ СПАСЁН! Архивные документы, извлечённые спустя десятилетия из секретных хранилищ, и воспоминания свидетелей событий весны 1918 года позволяют восстановить всю картину происходившего в эти трудные для молодой республики дни. Её судьба висела буквально на волоске. Тревожные вести поступали и с фронта, и из Гельсингфорса, где ещё осенью были сосредоточены основные силы Балтийского флота.

В первой декаде апреля возникла реальная угроза его захвата: разведка сообщила - германская эскадра уже на подходе к Гельсингфорсу. Ранним утром 11 апреля с борта немецкого флагмана поступила радиограмма-ультиматум: «Германское командование вынуждено занять Гельсингфорс для защиты интересов Финляндии сегодня, а не 12 апреля в 12 часов дня. Все суда и вооружённые пункты просят поднять бело-красные флаги…». На немецкой эскадре были убеждены - теперь русский флот никуда не денется, капкан должен захлопнуться….

С первых дней переговоров в Бресте о заключении мира между Германией и Россией Балтийский флот - предмет тайных планов германского командования. В договорных документах оговаривался отвод в российские порты всех военных кораблей или немедленное их разоружение. А фактически немцы замышляли захват Балтийского флота. «Высадка немцев в Ганга, - сообщается в одном из агентурных донесений в Морской Генеральный штаб, - имеет целью в ближайшее время занять Гельсингфорс, дабы помешать русским военным судам выйти в Кронштадт. Завладев ими, в случае возобновления войны с Россией немцы будут смотреть на суда как на военную добычу, в противном случае суда будут переданы Финляндской Республике. Во всяком случае, немцы хотят покончить с русским флотом до начала навигации в Финском заливе, дабы иметь там полную свободу действий…».

Враг рассчитывал, что в марте-апреле Гельсингфорс будет отрезан от Кронштадта сплошными ледяными полями с бесчисленными нагромождениями торосов, в таких условиях не было даже попыток переходов. Однако, когда днём 11 апреля германская эскадра подошла к Гельсингфорсу, немцы увидели на горизонте лишь дымы уходящих русских кораблей. Это взял курс на Кронштадт третий (и последний) отряд флота. Путь каравану из 167 кораблей, шедшему шестью колоннами, как и первым двум отрядам, покинувшим Гельсингфорс в середине марта - начале апреля, пробивали ледоколы. Всего за этот поход, который войдёт в историю Балтфлота под названием «ледовый», в главную базу придут 211 кораблей. В их числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 10 тральщиков, 5 минных заградителей, 15 сторожевых судов, 14 вспомогательных судов, 4 посыльных судна, 45 транспортов, 25 буксиров, один паром, плавмаяк и 7 яхт. Эти корабли стали основой Красного Балтийского флота и ряда флотилий.

Можно представить, какие чувства испытал начальник сил Балтийского флота и командующий Балтийским флотом Алексей Михайлович Щастный, когда на Большой Кронштадтский рейд подошли корабли последней колонны. На высокие должности он был назначен по рекомендации члена Морской коллегии Ф. Раскольникова и при единодушной поддержке совета флагманов уже в ходе операции. Но с самого начала, ещё как начальник штаба, он осуществлял её разработку, а затем и практическое выполнение. Все последние недели Алексей Михайлович жил в большом напряжении, и только теперь, наблюдая, как втягиваются во внутренние гавани корабли, Щастный мог наконец облегчённо вздохнуть - Балтийский флот спасён! Он не знал, что командовать флотом, который ему удалось увести из-под носа врага, придётся совсем недолго. Не пройдёт и месяца, как его арестуют прямо в кабинете наркомвоенмора Троцкого, он предстанет перед судом Революционного трибунала ВЦИКа, и в ночь на 23 июня бывшего комфлота расстреляют как врага народа.

На процессе по делу Щастного некоторые закулисные интриги вокруг кораблей Балтийского флота затронул сам единственный свидетель Лев Троцкий. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочесть относительно большой кусок стенограммы Ревтрибунала, хотя здесь Троцкий и напустил немало тумана. «На самом деле в самый острый момент ко мне приходили представители английского адмиралтейства и запрашивали о том, примем ли мы меры для уничтожения Балтийского флота. О личности английских офицеров хорошо осведомлены Беренс и Альтфатер. Когда этот вопрос был затронут на военном совещании, Щастный крайне неопределённо высказался о возможности уничтожения. Лишь после его отъезда этот вопрос был рассмотрен на том же совещании конкретнее…. В это время к одному из членов коллегии явился английский офицер и заявил, что Англия настолько заинтересована в взрыве наших судов, что готова заплатить тем матросам, которые возьмутся за это дело…».

Единственное, что долгое время не удавалось установить, так это фамилию английского офицера, предложившего Троцкому денежные суммы. Изучение дела позволило дать ответ на этот вопрос. Он содержится в показаниях Альтфатера следователю Кингисеппу от 5 июня 1918 г.: «Фамилия английского офицера, упомянутого в показаниях Л. Троцкого, комендэр Кроми - он английский морской агент».

Не это ли явилось причиной и расправы над Щастным «вождя и организатора Красной Армии», что он выступил против продажи русского Балтийского флота на сторону или даже его уничтожения?

Произвести следственные действия по делу Щастного в срочном порядке Кингисеппу предписал ВЦИК. Этот вопрос специально рассматривался 28 мая на заседании Президиума высшего органа Советской власти. В деле имеется выписка из протокола № 26 следующего содержания: «п.2. Об аресте бывшего начальника морских сил Балтики Щастного (отношение т. Троцкого). Одобрить действия Наркома по военным делам т. Троцкого и поручить т. Кингисеппу в срочном порядке производство следствия и представить своё заключение в Президиум ВЦИК. Подпись секретаря ВЦИК Аванесова».

Из выписки следует, что единственным основанием для одобрения ареста явилось письмо Л. Троцкого в Президиум ВЦИК, написанное в тот же день: «Уважаемые товарищи. Препровождаю Вам при сём постановлении об аресте бывшего начальника морских сил Балтики Щастного. Он арестован вчера и препровождён в Таганскую тюрьму. Ввиду исключительной государственной важности совершённых им преступлений мне представлялось бы абсолютно необходимым прямое вмешательство в это дело ЦИКа…. С товарищеским приветом Л. Троцкий».

К письму была приложена копия постановления об аресте, в котором Троцкий считал необходимым предать Щастного «чрезвычайному суду». Но такого суда, да ещё для преступника «исключительной государственной важности» у Советской власти тогда не было. Поэтому ВЦИК срочно подготовил декрет и утвердил его на следующий день. Следственные действия Кингисепп провёл за 10 дней. Судьба капитана 1 ранга Щастного была предопределена. Главный следователь Советской Республики В. Кингисепп был весьма оперативен, что не могло не сказаться на качестве следствия. Здесь тоже надо искать причину расплывчивости и запутанности обвинительных материалов.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ при ВЦИК приговорил 21 июня 1918 г. к расстрелу начальника морских сил Балтийского флота, капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного, обвинив его в совершении контрреволюционного преступления. Формулировки обвинения туманные и неопределённые, ясности не дают. Только исследование всего дела приводят к определённому выводу: арест был произведён 27 мая в кабинете Троцкого, сразу после бурного объяснения между Щастным и Троцким. Контр-адмирала сгубило то, что он прямо заявил о гибельной политике тех, кто стоит в настоящее время во главе флота. Нарком военмор вскипел, а Щастный продолжал говорить правду: «В настоящее время на службе остались те из офицеров, которые, сознавая, что присутствуют при агонии флота, настолько тем не менее с ним сжились, что решили остаться до полной его ликвидации, которая по-видимому уже недалеко, таким образом исполнить свой долг до конца. Трагическое положение этого немногочисленного офицерства, несущего на себе всю тяготу службы. Должно быть по заслугам оценено государством и обществом». Вывод Щастного о тяжелейшем положении Балтийского флота в 1918 году не был надуманным, и нельзя согласиться с Троцким, что Щастный использовал это обстоятельство в контрреволюционных целях.

Криминальная история по делу Щастного раскручивалась с поразительной быстротой. Весь апрель и часть мая газеты пестрели заметками о легендарном «ледовом переходе» (февраль - май 1918 г.), когда было спасено боевое ядро Балтийского флота, и мужество его руководства, где главным организатором был А. Щастный. И тут такой поворот - Нарком по военным и морским делам Л. Троцкий не имел права увольнять своим приказом А. Щастного, назначенного декретом Совнаркома. А тем более, лично арестовывать его.

Сразу после оглашения приговора по делу Щастного, против выступили левые эсеры, к которым присоединились и эсеры максималисты.

Приговор поддерживают Ленин и Свердлов. Левые эсеры Янушкевич и Вердников выходят из состава Верховного революционного трибунала, а его председатель С. Медведев в это время отдаёт распоряжение начальнику дежурной части, состоящей из латышей, о приведении приговора в исполнение. Предсмертными словами Алексея Михайловича были: «Смерть мне не страшна. Свою задачу я выполнил - спас Балтийский флот».

Алексей Михайлович Щастный спас Балтийский флот дважды. Первый раз - благодаря искусству стратега («Ледовый переход»). Второй - ценой собственной

жизни.

Впервые архивные документы по делу А.М. Щастного появились в открытой печати в 1991 году в журнале «Человек и закон» № 3-4 в статье военного юриста Вячеслава Звягинцева «Первый смертный приговор». К сожалению, это была единственная публикация. СЛУЖИЛ НА СОВЕСТЬ? ВИНОВАТ! Усилиями официальной пропаганды на протяжении долгих десятилетий нам предлагался искажённый образ талантливого и преданного флоту командира. В многочисленных публикациях о героическом «ледовом походе» Балтийского флота эта стратегическая операция оценивалась как беспримерная, а в адрес её непосредственного разработчика и руководителя сыпались необоснованные обвинения. Даже сейчас, когда Алексей Михайлович Щастный полностью реабилитирован, многие продолжают верить в безликое руководство этой операцией партии большевиков, даже не зная имени истинного руководителя.

Родился 04.10.1881 г. в г. Житомир Волынской губернии, из потомственных дворян Волынской губернии. Поступил в Морской Кадетский Корпус (1896) , произведен в фельдфебели (1900) . Окончил Морской Кадетский Корпус, 2-м по успеваимости (06.05.1901) .
Окончил Минный офицерский класс (1905) . Зачислен в минные офицеры: 2 разряда (1905) , 1 разряда (1909) .
Произведен в: Мичманы (06.05.1901) , Лейтенанты

(14.04.1905) , Старшие Лейтенанты (06.12.1910) , Капитаны 2 ранга " за отличие по службе " (14.04.1913) , Капитаны 1 ранга (28.07.1917) .
Офицер канонерской лодки береговой обороны " Бурун " (01) . Исполняющий должность ротного командира и Вахтенный Начальник крейсера II ранга " Пластун " (1901 - 1902) . Вахтенный офицер эскадренного броненосца " Севастополь " (16.01 - 20.04.1903) .
Минный офицер мореходной канонерской лодки " Манджур " (20.04.1903 - 02.04.1904) . Вахтенный офицер крейсера I ранга " Диана "
(15.04 - 28.08.1904) . Командирован в распоряжение Главного Морского Штаба (28.08.1904) . Учеба в Минном офицерском классе
(1904 - 1905) . Младший минный офицер учебного судна " Европа " (1905) . Командующий миносцем № 217 (1905) . Командирован на крейсер II ранга " Азия " в Ботнический залив (1905) . Прикомандирован к Штабу Кронштадской крепости в Морской отдел (30.10.1905 - 04.04.1906) . Переведен в Учебный Минный Отряд Балтийского моря (1906) . Читал лекции по радиотелеграфному
делу в Минном офицерском классе (1906 - 1909) . Старший минный офичер учебного судна " Николаев " (1906 - 1907) .
2 флагманский минный офицер походного Штаба Начальника Минного Учебного Отряда (1907 - 1909) . Исполняющий должность 2 флагманского минного офицера (по радиотелеграфному делу) Штаба Командующего Морских сил Балтийского моря (1909 - 1912) .
Постоянный член от Морского Министерства межведомственного Радиотелеграфного Комитета (1912 - 1914) . Старший офицер линейного корабля " Полтава " (27.01.1914 - 19.08.1916) . Командир эскадренного миноносца " Пограничник " (28.08.1916 - 22.02.1917) . Штаб-офицер для поручений при Штабе Командующего флотом Балтийского моря (22.02 - 31.05.1917) .
Флаг-Капитан по распорядительной части Штаба Командующего флотом Балтийского моря (31.05.1917) .
Руководил " Ледовым походом " Балтийского флота в 1918 г. Начальник Морских сил Балтийского моря (17.04 - 27.05.1918) .

Награжден орденами: Св. Станислава 3 степени

(06.12.1906) ,
Св. Анны 3 степени с мечами и бантом (18.06.1907) , " ... за отличие в делах против неприятеля " ,
Св. Станислава 2 степени (06.12.1909) ,
Св. Анны 2 степени (06.12.1914) ,
мечи к ордену Св. Анны 2 степени (28.01.1916) ,
мечи к ордену Св. Станислава 2 степени (31.03.1916) .

Иностранный орден: Прусский Короны 4 степени (1905) .

Православный, женат имел 1 дочь.
Знал французский и английский языки.

Приказ " По Коллегии Народных Комиссаров по морским делам. В Москве, мая 27-го (14-го) дня 1918 года, № 363 .
Начальник Морских сил гражданин Щастный, обнаруживший недостаток твердости духа и распорядительности, сеявший панику среди моряков Б.Ф. , вместо того, чтобы вносить мужество и решительность к борьбе и вмешивавшийся в политические вопросы с явно реакционными целями, увольняется от службы и предается суду.
Подписали: Народный Комиссар по морским делам Л. Троцкий и члены Коллегии Народного Комиссариата по морским делам: Раскольников и Сакс "
А.М. Щастному был вынесен первый смертный приговор в Советской республике.
Растрелян 21.06.1918 г. во дворе Александровского военного училища в Москве.

По словам российского историка Сергея Мельгунова,
капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привёл его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян «за спасение Балтийского флота».

На родине, в Житомире установлена памятная доска в честь А.М Щастного. Его именем названа один из улиц родного города.

В результате героического Ледового похода балтийцами были спасены 226 кораблей и судов (в том числе 6 ЛК, 5 КР, 59 ЭМ и М, 12 ПЛ), вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, запасы боевой техники. Спасенные корабли составили основу БФ, сыграли большую роль в обороне Петрограда.

Пы.сы. Коммунисты всех мастей! Какие вам ещё нужны доказательства что революция была осуществлена на немецкие деньги, соотвествовала только интересам Германии и предавала интересы России???

Глоссарий.

ЛК-линейный корабль;

КР-крейсер

ЭМ и М -эсминцы и миноносцы

ПЛ-подводные лодки