Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение Мнение детского психолога Ирины Чесновой

В 2020 году сертификат на материнский капитал, выдаваемый семьям при рождении второго или последующего ребенка (детей) в период с 2007 по 2021 годы включительно, подразумевает возможность целевого использования семьями безналичных денежных средств в размере 466,6 тыс. рублей. При этом законом было изначально запланировано, что средства по уже выданным сертификатам можно будет использовать и после окончания действия госпрограммы — то есть даже после 31.12.2021 г.

По статистике Пенсионного фонда России (ПФР) на данный момент:

  • 48% обладателей сертификатов использовали материнский капитал полностью;
  • еще 2% распорядились предусматриваемыми деньгами частично;
  • 48% ни разу не обращались в ПФР с заявлениями на использование маткапитала .

Основной документ, регулирующий расходование средств материнского капитала, — это Федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 «». Ниже приводятся некоторые оговоренные в нем условия:

  • деньги могут быть направлены на определенные нужды полностью или частично ;
  • распоряжение осуществляется в заявительной форме (подробнее о заявлениях и документах на материнский капитал);
  • средства переводятся только по безналичному расчету ;
  • можно воспользоваться правом распоряжения деньгами после того, как ребенку, давшему право на сертификат, исполнится 3 года (это правило действует для всех случаев, кроме одного — покупки жилья по кредиту или займу, в том числе под ипотеку).

Программа год от года претерпевает различные изменения. Например, с 2016 года не проводится ежегодная индексация , благодаря которой размер выплаты с 2007 года повысился с 250 до 453 тысяч рублей (увеличение на 81.2%). С 2020 года индексация возобновляется — размер сертификата увеличится на 3% и составит 466 617 рублей.

Фото pixabay.com

На что можно потратить материнский капитал в 2020 году?

Благодаря изменениям и дополнениям, принятым в закон о маткапитале в предыдущие годы, семейный (материнский) капитал можно потратить уже по четырем разным направлениям. При этом можно выбрать одно из них или их комбинацию.

  • Использование сертификата на улучшение жилищных условий . Подразумеваются покупка жилья (в том числе в кредит): квартир , комнат, домов и долей в строительстве в России, а также реконструкция помещений с сообщением им качеств, более подходящих для проживания семьи с детьми. Перечень документов и условия использования средств по данному направлению приведены в Постановлении Правительства РФ № 862 от 12 декабря 2007 г. «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» .
  • Оплата образовательных услуг из материнского капитала. Можно оплатить обучение любого ребенка в семье (до 25 лет) в саду и яслях, дополнительных секциях, школах, техникумах и вузах на территории РФ.
  • Направление денег на накопительную пенсию матери (наименее популярное направление).
  • Компенсация затрат социальную адаптацию детей-инвалидов до 3 лет (новое направление с 1 января 2016 года) — технические средства, реабилитационные и медицинские мероприятия по установленному Правительством перечню .

Внимание

Подробности о направлениях использования материнского капитала вы узнаете в видео на канале ЛьготОтвет . Подписывайтесь и получайте полезную информацию раньше всех!


Маткапитал на покупку жилья

Для большинства российских семей с детьми острую актуальность имеет жилищных вопрос. Поэтому не удивительно, что более 90% получателей материнского капитала полностью или частично используют средства сертификата на улучшение жилищных условий .

Пояснение

Под этим понятием фигурирует покупка квартир, приобретение или строительство индивидуальных домов — как с использованием сторонних (кредитных) средств, так и за счет собственных средств (по договору купли-продажи).

На вопрос, можно ли купить квартиру на материнский капитал , законодательство отвечает однозначно: можно. Материнский капитал на покупку квартиры — наиболее простой способ вложить средства в жилье. При этом возможно заключение любого договора, который не противоречит закону.

Сделка в общем случае происходит следующим образом:

  • находится продавец, жилой объект, определяется его согласованная цена;
  • заключается договор купли-продажи с отсрочкой платежа;
  • пишется заявление в ПФР на перечисление денег на счет продавца;
  • если стоимость объекта больше, чем обеспечение сертификата , покупатель передает продавцу разницу между этими суммами (из личных средств);
  • в течение двух месяцев ПФР переводит деньги согласно поданному заявлению.

Средства по сертификату можно использовать и на услуги, косвенно касающиеся учебы (полный перечень установлен Правительством РФ). Например, за счет материнского капитала разрешается оплачивать общежитие и коммунальные услуги в нем, но нельзя тратить эти деньги на питание.

Другие возможности использования маткапитала для ребенка:

  • оплата спортивных секций;
  • музыкальной или художественной школы;
  • языковых курсов.

Оплата детского сада

Возможность использовать средства из маткапитала на оплату детсада появилась после принятия Постановления Правительства № 926 от 24.12.2007 г. и Постановления Правительства РФ № 931 от 14.11.2011. Деньги будут переведены на счет государственного или частного детсада при выполнении таких условий:

  • садик имеет лицензию на осуществление дошкольной образовательной деятельности;
  • находится на территории РФ ;
  • между ним и родителями заключен договор по соответствующей форме;
  • оплата производится только за содержание ребенка (услуги по присмотру и уходу).
Полностью оплатить детсад, даже государственный, за счет семейного капитала не получится . Под содержанием ребенка подразумеваются питание, воспитание, социализация и обеспечение необходимых гигиенических норм. В этот список не входят образовательные услуги, оплата работы педагогов, платные кружки и секции.

Как уже говорилось, деньги из семейного капитала, за небольшим исключением, можно использовать только после 3-летия ребенка . То есть ясли получится оплатить только младшему из детей, но только спустя три года — то есть уже не тому, благодаря кому у семьи появилось право на маткапитал.

Маткапитал на пенсию мамы

Согласно ст. 12 закона о маткапитале , средства по сертификату полностью или частично можно использовать на формирование накопительной части пенсии матери в государственном или негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Высказывается мнение, что такое вложение будет выгодным для женщины, ведь ее трехлетний уход за несколькими детьми зачастую не полностью засчитывается в трудовой стаж.

  • Женщина, написавшая соответствующее заявление , до выхода на пенсию может передумать и перенаправить средства на другие цели (отозвать их).
  • Закон также предусматривает, что владелица сертификата, не осуществившая волеизъявление в отношении материнского капитала или его части, может впоследствии учесть эти деньги в составе пенсионных накоплений непосредственно при выходе на пенсию .

В соответствии с пенсионным законодательством в будущем средства, направленные на пенсию матери, можно будет получить:

  • в виде срочной пенсионной выплаты (на срок не менее 10 лет);
  • в качестве единовременной выплаты ;
  • в виде бессрочных пожизненных платежей .

Внимание

Если владелица пенсионных накоплений не доживет до пенсии, вклад за счет маткапитала могут унаследовать отец ребенка, давшего право на государственную помощь семье, или дети женщины.

Этот вариант расходования средств из господдержки семье наименее популярен (менее 1% из всех случаев). Люди не доверяют целевому расходованию средств спустя длительный промежуток времени, ведь деньги могут существенно обесцениться.

На что нельзя потратить средства по сертификату?

Варианты целевого расходования средств из материнского капитала перечислены в статьях Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей ». В актуальной редакции документа всегда можно ознакомиться с возможностями, доступными для владельцев сертификатов. Никакие другие направления, кроме перечисленных, не предусмотрены . Однако многие из них обсуждаются и являются предметами популистских спекуляций.

Часто семьи не находят возможности использовать средства ни на одну из целей, предусмотренных программой маткапитала . Вероятно, по этой причине разрабатываются не вполне законные схемы обналичивания денег. Стоит предположить, что целевое использование материнского капитала могло бы быть расширено , а новые возможности расходования средств были бы востребованы.


Фото pixabay.com

Материнский капитал на покупку автомобиля

Автомобиль не может быть отнесен ни к одной из возможностей распорядиться маткапиталом: ни к улучшению жилищных условий , ни, тем более, к детскому образованию или материнской пенсии.

Внимание

На вопрос, можно ли на материнский капитал купить машину , ответ однозначен: нет, нельзя . Хотя это решило бы вопрос передвижения семей с детьми и улучшило бы их благосостояние. Ведь на 466,6 тыс. можно купить новое авто даже без привлечения личных средств (в случае приобретения машины отечественного производства).

Такая возможность обсуждалась со дня введения программы семейного капитала минимум трижды. Она имеет плюсы и минусы и была отклонена из-за таких очевидных сложностей:

  • возможность моментальной продажи авто после его покупки для обналички средств;
  • угроза угона машины или ее порча в ДТП;
  • сравнительно быстрый выход автомобиля из строя (особенно, к сожалению, отечественных марок).

Новую актуальность вопрос приобрел в 2014 г., когда Премьер Медведев решил совместить две задачи: антикризисную поддержку российской автомобильной промышленности и семей с двумя и более детьми. законопроект № 583192-6 , предусматривающий возможность покупки отечественного авто за средства маткапитала, был подан на рассмотрение Кабмина.

Несмотря на надежды владельцев сертификатов, предложение отклонили как не соответствующее Конституции и регламенту Госдумы.

Приобретение земельного участка или дачи

Основной закон о маткапитале предусматривает улучшение условий проживания семьи за счет средств, выделяемых государством. Однако ни участок, ни дача не могут в явном виде и сразу повлиять на комфорт и жизненные условия семейства, поскольку:

  • даже если участок приобретается под постройку жилого коттеджа, вряд ли средней семье удастся закончить строительство в ближайшем будущем;
  • на даче в большинстве случаев невозможно проживать круглогодично, а только в течение теплого сезона.

Тем, кто интересуется, можно ли на материнский капитал купить дачу , лучше присмотреть домик, подходящий для постоянного проживания.

Внимание

Не удастся использовать сертификат на покупку участка без построек . На земле должен располагаться капитальный дом — только тогда перечисление средств будет одобрено ПФР, причем стоимость самого земельного участка средствами по сертификату не оплачивается .

Разница между дачей и полноценным жилым домом заключается в следующем:

  1. Дом располагается на участке для индивидуальной жилой застройки . Дача — на дачном участке или наделе для садового строительства.
  2. Жилое строение обладает капитальным прочным фундаментом и стенами , тогда как конструкции дачи облегчены.
  3. В доме есть, как минимум, водопровод, отопление и электросети . В дачной постройке они предусматриваются не всегда.
  4. Отличаются принципы госрегистрации этих двух типов построек в Росреестре.

В 2013-2014 гг. Госдумой рассматривался законопроект № 353194-6 , предусматривающий расширение мер государственной поддержки с детьми. Он давал утвердительные ответы на следующие вопросы:

  • можно ли купить земельный участок на материнский капитал;
  • возможно ли дорогостоящее лечение для женщин и детей;
  • будет ли позволено осуществлять ремонт и подводить коммуникации за счет этих денег.

Сертификат на ремонт квартиры или дома

В упомянутом выше и не принятом законопроекте № 353194-6 , а также в другом законопроекте № 218827-6 и некоторых прочих предусматривалось разрешить использование семейного капитала на ремонтные работы , а также урегулировать вопрос подвода коммуникаций к домам и старым квартирам (например, не оборудованным газом или горячим водоснабжением). Для комфорта семей с детьми это важно, ведь существенно влияет не только на комфорт, но и на детское здоровье.

Внимание

Капремонт жилого помещения улучшает условия проживания его владельцев. Однако он не решает кардинально проблему полного отсутствия места, где будет жить семья. Именно поэтому ремонт не внесен в перечень возможностей для использования маткапитала. Средства из федерального бюджета, предназначенные владельцу сертификата, не получится потратить на капитальный или обычный ремонт.

Согласно закону , маткапитал можно использовать на строительство и реконструкцию жилья . Реконструкция отличается от ремонта такими показателями:

  • При реконструкции меняется планировочная схема здания — размеры, площади и количество помещений, осуществляется перенос стен и перегородок, прорубание проемов. Например, надстраивается мансарда, пристраивается балкон или большая комната делится перегородками на несколько. Ремонт подобные вещи не предусматривает.
  • Реконструкция предполагает изменение предназначения помещений или всего здания. К примеру, склад или магазин переводится в разряд квартиры, что невозможно при ремонте.

То есть если в жилище намечена перепланировка, она будет классифицирована как реконструкция (и потребует согласования с БТИ). Получить за нее возмещение за счет маткапитала получится, если при этом увеличивается жилая площадь на величину, не меньше расчетной нормы. Если же планируется обычное оштукатуривание, утепление, замена окон или кровельных стропил, заделка трещин — эти работы будут отнесены к ремонтным.

Потребительский кредит под материнский капитал

Возможность взять потребительский кредит положительно повлияла бы на уровень благосостояния семьи, а также позволила бы использовать средства тем семьям, которые не имеют дополнительных денег , например, на покупку жилья. Часто маткапитал не используется именно по этим причинам: пенсия или учеба детей предстоят еще не скоро, а денег на кредит или покупку жилплощади не хватает.

Нередко случается, что потребительские или нецелевые кредиты берутся семьями из-за невозможности получить средства от банка именно на квартиру. Даже если в ПФР удается предоставить доказательства, что деньги ушли именно на покупку квартиры, обычно маткапитал не разрешают использовать для погашения не ипотечных кредитов .

Есть прецеденты, когда семьям удавалось доказать в суде использование потребительского кредита на приобретение жилья. Это создало судебные прецеденты, но лучше не тратить свое время на подобные доказательства.

Внимание

В связи с этим купить в кредит бытовую технику и другие вещи за счет федерального мат. капитала не получится. Нельзя за счет него также вернуть кредит, взятый на ремонт недвижимости — все это не предусмотрено законом . На данный момент для потребительских целей можно успешно использовать только средства из региональных семейных капиталов , и то только в некоторых регионах.

Заключение

Одним из новшеств среди возможностей использования маткапитала в 2016 году стало право распорядиться им на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Кроме того, с 2015 года средства по сертификату можно направить на первый взнос по кредиту (ипотеке), не дожидаясь 3-летия ребенка .

В остальном целевое расходование средств осталось таким же, как и за год до этого: покупка, строительство и реконструкция жилых помещений, воспитание или обучение детей, взнос в накопительную часть пенсии. Также Госдума рассматривает другие варианты применения средств , которые обеспечивают федеральный сертификат. Но пока не допускается их использование на любые нужды, кроме перечисленных.

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ИНСТИТУТ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Коробкова Наталья Александровна 1 , Алимова Дарья Алексеевна 1
1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства


Аннотация
В статьи обоснована актуальность проблемы совершенствования материнского капитала как института стимулирования рождаемости. Материнский капитал был проанализирован с позиции институциональных отношений его формирующих. Формальные отношения в рамках материнского капитала предполагают действия ограниченные соответствующим законом Российской Федерации. В то же время институт материнского капитала предполагает наличие неформальных отношений. Например, действия по его «обналичиванию». На основе анализа различных точек зрения проводиться оценка эффективности материнского капитала с точки зрения стимулирования рождаемости. Представлены альтернативные варианты использования материнского капитала.

MATERNITY CAPITAL AS AN INSTITUTION: PROBLEMS OF FORMATION AND PROSPECTS OF ITS USE

Korobkova Natalia Aleksandrovna 1 , Alimova Darya Alekseevna 1
1 Penza state University of architecture and construction


Abstract
In this article the urgency of the problem of improving maternal capital as an institution to stimulate fertility. Maternity capital has been analyzed from the perspective of institutional relations his formative. Formal relations within the parent capital suggest actions limited by applicable law of the Russian Federation. At the same time, the Institute of maternity capital presupposes the existence of informal relations. For example, the actions of his "cashing". Based on the analysis of different points of view to assess the effectiveness of the parent capital in terms of stimulating the birth rate. Presented alternatives of the parent capital.

Библиографическая ссылка на статью:
Коробкова Н.А., Алимова Д.А. Материнский капитал как институт: проблемы формирования и перспективы его использования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]..03.2019).

В феврале 2015 года Минтруд России опубликовал проект плана мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года на 2015-2018 годы. Данным проектом плана предусмотрено совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала и подготовка предложений по продлению программы материнского капитала после 2016 года.

Первоначально программа поддержки рождаемости Материнский капитал планировалась к завершению до конца 2016 года. В частности Министерство экономического развития в целях экономии бюджетных средств предлагало ее завершение.

Необходимость продления материнского капитала и определение направлений совершенствования данного института определило актуальность данной статьи.

Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Материснкий капитал в настоящее время является значимым элементом социальной политики.

Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики.

Под материнским, или, как его еще называют семейным капиталом понимаются денежные средства, выделяемые государством в рамках закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из федерального бюджета, для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих (планирующих) двух и более детей. Эти средства не приносят семье большой материальной выгоды, так как предоставляются в безналичном виде (сертификат), зачисленном на счета Пенсионного Фонда региона или города, в котором зарегистрированы родители и ребенок, подавшие документы. Это своего рода вознаграждение семьям, решившимся улучшить демографию в стране.

Соответствующий Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) вступил в силу 1 января 2007 года, в котором законодатель установил перечень допустимых направлений использования материнского (семейного) капитала, а именно:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

В законе капитал называется материнским (семейным) - эти термины употребляются как синонимы, но это два самостоятельных социальных института. Фактически право на получение сертификата имеет не семья, а женщина - мать ребенка, и только в случае ее отсутствия - отец ребенка, усыновитель (или иной официальный представитель ребенка) и несовершеннолетний ребенок.

Основным органом регламентирующим получение материнского капитала является ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) и его территориальные органы. Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке вы дачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом № 256-ФЗ. При этом заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В рамках института материнского капитала можно выделить и неформальные правила. Жесткие ограничения по расходованию средств материнского (семейного) капитала уже явились поводов для мошенничества. В некоторых российских городах мошенники, пользуясь безграмотностью граждан и малой осведомленностью в данном вопросе, за определенную плату предлагают помощь по переводу сертификата на материнский капитал в наличные деньги.

По данным Пенсионного фонда РФ, количество владельцев сертификатов, в отношении которых приостановлены действия по перечислению средств материнского капитала по обращениям правоохранительных органов, составляет 312 человека. Проще говоря, именно столько российских граждан уличены за время действия программы «Материнский капитал» в попытке нарушить ее условия.

Поскольку всего на сегодня по стране выдано 3,45 млн. «материнских» сертификатов, число правонарушений выглядит ничтожно малым. Но любой криминалист пояснит, что раскрываемость по любым видам преступлений никогда не бывает стопроцентной. А значит, кое-кому из недобросовестных получателей удалось остаться с деньгами.

Так, в поисковой системе “Google” на запрос «обналичить» подсказка «материнский капитал» всплывает первой, а сайтам, поясняющим как это сделать, нет числа. Значит, правонарушение пользуется повышенным спросом. Уточним, в законных рамках максимум, что можно получить наличными из средств материнского капитала, - это 12 тыс. руб.

Схемы предполагают определенные потери - до 25% за услуги посредников и приблизительно выглядят следующим образом. Первая - найти жилье, по метражу превышающее то, что имеет обладатель сертификата на материнский капитал. Купить это жилье с привлечением средств МСК, таким образом - «улучшить жилищные условия», а затем банально продать, оставаясь проживать в изначальной квартире. На первый взгляд кажется, что такая сделка не всем по карману, но никто не обязывает приобретателя ориентироваться на покупку в своем регионе. В стране достаточно городов, где суммы МСК будет почти хватать на приобретение оперативно ликвидной недвижимости. И, кстати, эта схема, в отличие от других, не нарушает законы.

Согласно второй схеме находится родственник (в идеале бабушка-дедушка) с собственным жильем и другой фамилией. После регистрации сделки сертификат погашается, а деньги перечисляются «продавцу», который, в свою очередь, возвращает эту сумму уже бывшему владельцу сертификата.

Третий вариант предполагает, по сговору между покупателем и продавцом, завышение цен на приобретение. Нарушитель приезжает в дальнюю деревню, выбирает крайнюю избу, цена которой - копейка, а «официально» расплачивается «по полной». Далее продавец, взяв реальную стоимость и процент за труды, преимущественную часть суммы возвращает.

Есть и четвертая, и другие схемы, и все строятся на сговоре. В договоре одна цена, по факту - другая.

Одни регионы менее активны в борьбе с обналичкой, другие буквально неистовствуют. Так, в октябре ушедшего года прокуратура Нижегородской области сообщала, что получила по такому поводу от ПФР 66 обращений. В результате проверок были возбуждены уголовные дела в отношении двух фирм-посредников и восемнадцати семей. А в Волгоградской области по иску прокуратуры в нынешнем январе запрещено размещение в местной газете рекламы коммерческой организации, предлагающей выдачу наличных денег под материнский капитал.

То есть по нарушениям возбуждаются как административные, так и уголовные дела. Другое дело, что пока никого за махинации с материнским капиталом в тюрьму не посадили. Реальная санкция - суд может обязать виновного возмещать государству сумму, использованную с сертификата незаконно.

Изначально выплаты составляли 250 тыс. руб., а к настоящему времени размер материнского капитала увеличился до 408 тыс. руб. За эти годы материнский капитал в представлении российских граждан стал одним из наиболее заметных примеров ответственного подхода государства к вопросам социальной политики. Тем не менее, заявленная цель состояла именно в повышении рождаемости, и здесь оценить ситуацию по существу могут только специалисты.

После катастрофического спада 1999 года, показатели рождаемости действительно росли, более того существенный сдвиг в этой сфере произошел именно в 2007 году. Тем не менее, рассуждая о специфике этих процессов, эксперты зачастую не фиксируют здесь жесткой связи именно с мерами государственной политики, либо находят эффект данных усилий несколько преувеличенным.

Ведущий сотрудник Центра по изучению народонаселения экономического факультета МГУ Владимир Архангельский говорит о том, что отрицать влияние материнского капитала на позитивные процессы в российской демографии просто безграмотно. Ученый полагает, что два основания позволяют связать повышение показателей рождаемости с действием материнского капитала: «Во-первых, совпадение по срокам – 2007 год (никаких других кардинальных изменений в нашей социально-экономической сфере в 2007 году не произошло, а резкий скачок был именно тогда), во-вторых, этот скачок был именно по вторым и третьим рождениям, а материнский капитал у нас выдается на второго и последующего ребенка».

Архангельский не дает однозначного ответа на вопрос о том, был ли скачок в рождаемости только «тайминговым» (то есть дети все равно бы родились, но только немного позже), либо же речь идет о реальных изменениях в структуре рождаемости за счет более полной реализации потребности в детях. По словам эксперта, выяснить это однозначно можно будет лишь тогда, когда возрастные когорты женщин, получивших материнский капитал, закончат свой позитивный период. Позиция Архангельского состоит в том, что, прекратив выплату материнского капитала после 2016 года, государство с одной стороны выставит себя не в лучшем свете перед гражданами страны, показав, что до этого они имели дело не с продуманной политикой, а очередной «кампанией», и с другой стороны усилит эффект от демографической ямы конца 1980-х-начала 1990-х – ведь женщины, родившиеся в этот период как раз сейчас входят в активный репродуктивный возраст, и их очень мало.

Директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова разделяет эффекты «материнского капитала» на три группы: экономические, социальные и политические. В отличие от Архангельского, Овчарова уверена, что демографические последствия введения материнского капитала были минимальными, причем даже этот потенциал уже исчерпан. Вместе с тем Овчарова очень высоко оценивает социальный «благосостоянческий» и политический эффекты этой меры. Такая форма государственной поддержки оказалась не только «эффективным», но и «эффектным» инструментом социальной политики. Эксперт отмечает, что программа изначально была введена как временная и не сможет существовать в неизменном виде после 2016 года. Именно поэтому концепция материнского капитала должна быть переосмыслена для того чтобы в дальнейшем программа реализовывалась уже на новых основаниях: «В существующей форме материнский капитал не может сохраняться, его нужно трансформировать в постоянно действующий инструмент поддержки семей с детьми, целью которого является именно повышение благосостояния и возможности роста благосостояния, а не стимулирование рождаемости».

С Овчаровой солидарен заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Он также скептически относится к демографическим эффектам введения материнского капитала, но вместе с тем высоко оценивает его в качестве инструмента борьбы с бедностью. Эксперт говорит о том, что в случае прекращения действия программы, государство должно разработать альтернативные механизмы поддержки семей с детьми.

В свою очередь эксперты Центра политического анализа согласны с мнением коллег из Московского университета. Мы полагаем, что программа «материнского капитала» должна сохраниться и после 2016 года. Возможно, что эта программа требует уточнения, однако нужно учесть возможные социальные последствия отмены «материнского капитала», поскольку 77% граждан страны, по данным исследовательского центра Superjob.ru, считают, что программу необходимо сохранить.

Таким образом, институт материнского капитала оказывает хоть и незначительное, но положительное влияние на рождаемость населения, что говорит об эффективности проводимой государствами демографической политики, но все-таки ряд проблем остается неразрешенным. Поэтому проводимая государствами демографическая политика требует усовершенствования.

На наш взгляд, очень недостает еще одного направления использования МСК - лечение и медицинская помощь ребенку. На сегодняшний день в России очень низкие показатели здоровья детей, высокая младенческая смертность. И, несмотря на то что медицина у нас бесплатная, но не безграничная, такое направление расходования средств очень необходимо. С таким же успехом можно ответить, что и образование у нас бесплатное, но ведь такой пункт расходов заложен в законе.

В средствах массовой информации высказываются мнения относительно целевого использования средств материнского (семейного) капитала.

Предлагается использовать его как стартовый капитал для открытия своего малого бизнеса, что могло бы помочь в условиях высокой безработицы начать собственное дело; на лечение детей, включая детей-инвалидов; для погашения кредита на приобретение автомобиля и др.

В любом из вышеперечисленных случаев речь идет о расширении списка целей, на которые можно потратить средства материнского капитала. И понятно, что, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться, вопрос об изменении Закона о материнском капитале стоит остро, хотя даже нельзя еще сказать о полноценном его применении.

Институт материнского капитала – конечно, не единственная мера, направленная на стимулирования рождаемости. Это лишь дополнительный стимул, цель которого заключается в ликвидации барьеров и повышении социальной безопасности у семей, которые хотят детей. Тем не менее ожидания, связанные с получением права на материнский (семейный) капитал, наряду с другими мерами поддержки материнства и детства, оправдываются.

  • Демография. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b13_00/ IssWWW.exe/Stg/dk10/8-0.htm
  • Попова Т.В. Материнский капитал: проблемы правового регулирования // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – №1. – с. 24-29.
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149064/
  • Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-октябре 2013 года: Доклад (официальное издание)/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.- Пенза, ООП Пензастата, 2013 – 86 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Согласно данной программе, женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка или последующих детей после 1 января 2007 года получают право на дополнительную финансовую поддержку со стороны федерального бюджета. Эти средства (материнский капитал) предоставляются матери в форме сертификата по достижении вторым (или последующим) ребенком возраста трех лет. По мысли законодателей, данный сертификат женщина может использовать строго определенным образом - вложить в строительство жилья, в обучение одного из детей или в накопительную часть собственной пенсии.

    Всё бы ничего, да вот только на деле получить этот капитал не так просто. Уходящий год отметился несколькими крупными скандалами в регионах. Так, в Ульяновской области чиновники не предупреждали мам об их праве на государственные деньги либо срывали сроки выдачи сертификата. В Татарстане сотрудники Пенсионного фонда заставляли родительниц приносить не только справки из загса, но и свидетельство о рождении самой заявительницы, которое у многих уже не сохранилось. К тому же материнский капитал перестает индексироваться в момент получения сертификата. Получила семья его в 2010 году - вместо 250 тыс. рублей будет 310 тысяч. Но не больше. Так что на подготовительные курсы в институт для малыша вряд ли хватит: через несколько лет инфляция оставит от богатства копейки. Да и сейчас суммы хватит разве что на дачный домик в 200 километрах от Москвы. Маленькие гадости

    В 2010 году дети, за рождение которых семьям полагается материнский (семейный) капитал, достигли возраста трех лет. Это означает, что реформа, вызвавшая в свое время большой общественный резонанс, начинает воплощаться в реальность. И особую актуальность приобретает вопрос о том, как предполагаемые эффекты от программы материнского капитала соотносятся с практическими результатами первоначального функционирования данного проекта.

    Летом 2011 года программа «Гендерные исследования» (Европейский университет в СПб) при поддержке фонда им. Генриха Белля провела социологическое исследование, посвященное данной проблематике. В ходе исследования было собрано 19 интервью с матерями и семейными парами, имеющими право на использование материнского (семейного) капитала. Интервью проводились в Волгограде, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. В исследовании участвовали люди с разным числом детей в семье (от 2-х до 4-х детей), с различным уровнем образования (от среднего до высшего) и дохода. Настоящая статья посвящена обсуждению результатов описанного проекта.

    Материнский капитал: содержание и критика

    Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало послание президента РФ В. В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. В этом выступлении президент определил демографическую проблему (сокращение численности населения) как наиболее острую проблему страны. Ее решение Путин связал, прежде всего, со стимулированием рождаемости, а именно, с введением мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка.

    Материнский капитал и детские пособия как-то стимулируют женщину стать матерью? - Материнский капитал незначительно повлиял на решение женщины рожать. Однако в регионах может быть существенной помощь в то время, когда женщина все свои силы должна посвятить уходу за ребенком и не может зарабатывать сама. Это когда малышу от полутора до двух лет. Поэтому увеличение пособия в этом возрасте по уходу за ребенком может послужить положительным фактором, а в некоторых случаях - решающим. Дело в том, что известны случаи, когда женщины даже после кесарева сечения были вынуждены искать работу, потому что прокормить ребенка на пособие они не могли. Другие меры, например единовременные пособия, по нашим наблюдениям, не очень эффективны. Светлана Руднева: «Только одна женщина из десяти отказывается от аборта»

    Президент декларировал необходимость комплексного подхода к государственной помощи семьям. Совокупность, предложенных им нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

    Суть предложенной меры состояла в следующем: женщина, родившая второго (или последующего) ребенка в период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г., получает от государства сертификат на «материнский капитал». Размер этого капитала в 2006 г. равнялся 250 тысячам рублей, а к 2011 году был индексирован до 365 700 рублей. По достижении ребенком трех лет мать может использовать данный сертификат строго в соответствии с законодательно определенными направлениями трат (на улучшение собственных жилищных условий, на образование детей или на накопительную часть собственной пенсии). Хотя в нормативных документах данная мера государственной поддержки была определена как семейная (официальное название программы звучит как программа «материнского (семейного) капитала»), фактическими ее адресатами выступили женщины-матери. Отец же получил право на распоряжение материнским капиталом только в исключительных обстоятельствах - в случае смерти матери, лишения ее родительских прав, совершения ею преступления против ребенка.

    Вскоре после введения данная реформа оказалась в центре общественных дискуссий. Опасения либерально настроенных экспертов были связаны с тем, что монетарные выплаты в заявленном размере не достаточны для того, чтобы стимулировать семьи среднего класса к рождению детей. Уже на момент начала программы двести пятьдесят тысяч материнского капитала не могли служить существенным подспорьем для приобретения квартиры (в Москве на эту сумму можно было купить около 5 кв.м жилплощади) или оплаты образования ребенка. Экономисты предупреждали, что обещанная государством помощь покажется привлекательной только низкодоходным слоям населения, и увеличение числа рождений в данной группе семей в итоге приведет к ряду социальных проблем.

    Другое, феминистски ориентированное, направление критики сосредоточилось на гендерных аспектах проводимой реформы. Его сторонниками подчеркивалось, что адресуя свои программы, прежде всего, матерям, государство тем самым закрепляет традиции советской социальной политики, когда женщина представлялась в качестве основного агента заботы о детях и пассивного объекта опеки со стороны патерналистского государства. Также был проблематизирован тот факт, что, отдавая приоритет монетарным мерам поддержки родителей (в том числе и материнскому капиталу), власть тем самым избегает решения более насущных вопросов семейной политики - реформирования детского здравоохранения, доступности дошкольных образовательных учреждений и т.п.

    В 2008–2009 годах под влиянием критических замечаний, а также в контексте экономических изменений, в программу материнского (семейного) капитала был внесен ряд дополнений. В связи с мировым финансовым кризисом семьям, столкнувшимся с необходимостью выплаты ипотечных кредитов, было разрешено использовать материнский капитал на покрытие ипотеки сразу после рождения второго или последующего ребенка. Также гражданам было предоставлено право на оформление единовременной выплаты в размере 12 000 рублей за счет материнского капитала. Кроме того, право использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий получили отцы, в случае, если на них оформлен кредитный договор, и они состоят в зарегистрированном браке с женщиной, имеющей право на материнский капитал.

    Эти нововведения, однако, не сняли претензий, ранее предъявленных к программе: основным адресатом и распорядителем средств, по-прежнему, осталась мать ребенка; не был расширен список направлений, по которым может быть потрачен материнский капитал; его сумма осталась несопоставимой с рыночными ценами на жилье. Далее мы рассмотрим то, какую роль программа материнского капитала, в действительности, сыграла для семей с детьми, а также насколько оправданной оказалась предъявляемая к ней критика.

    На что тратят?

    При анализе отношения семей к программе материнского капитала нас интересовали два основных вопроса: какой выбор совершают граждане в рамках предложенных государством возможностей и как данная мера государственной поддержки соотносится с репродуктивными и экономическими стратегиями родителей.

    Ответ на первый из этих вопросов в общем виде может быть найдет в статистических материалах, касающихся использования средств материнского капитала. Так, согласно официальным данным Министерства Здравоохранения и социального развития РФ, за период с января по сентябрь 2010 года Пенсионный фонд принял 27 тысяч заявок на перечисление средств материнского капитала на счета потребителей. Большая часть этих средств (около 24 тысяч заявок) была потрачена на приобретение жилья и улучшение жилищных условий. Еще 2,8 тысяч заявителей решили использовать сертификат на материнский (семейный) капитал для оплаты образования детей, только 210 заявок было подано по поводу перевода средств сертификата на накопительную часть пенсии матери.

    Кроме того, в отчете министерства прослеживаются две интересные тенденции: 1) востребованность среди населения «антикризисных» изменений в программе материнского капитала (в 2009–2010 гг. было подано 239 тыс. заявлений на погашение ипотечных кредитов; 90% семей, имеющих сертификат, получили выплаты за его счет); 2) общий низкий уровень использования средств данной программы (к осени 2010 года средствами материнского капитала по основным направлениям трат воспользовались немногим более 11% от общего числа семей, имеющих соответствующие сертификаты). Обращаясь к интервью, собранным в ходе нашего проекта, постараемся прояснить наблюдаемое распределение.

    Итак, наиболее значимым направлением трат материнского капитала гражданам представляется улучшение жилищных условий. «Квартирный вопрос», в целом, характеризуется ими как один из ведущих факторов, которые взвешивают молодые семьи при принятии решения о рождении детей. При этом участники нашего исследования говорят о том, что у них существуют определенные (достаточно высокие) стандарты, предъявляемые к жилью. Идеалом является квартира с несколькими комнатами (отдельная комната у каждого члена семьи), расположенная в «хорошем» районе с развитой инфраструктурой (детским садом и поликлиникой, находящимися рядом с домом). Для того, чтобы достигнуть этого идеала, граждане готовы аккумулировать все доступные им ресурсы - поддержку со стороны родительских семей, других родственников, друзей; помощь по месту работы; займы в банках; программы государственной поддержки.

    Материнский капитал выступает одним из элементов (обычно не самым существенным) подобной сложной схемы, направленной на улучшение жилищных условий. При этом из-за наличия бюрократических барьеров и частых изменений в социальной политике, государственная поддержка оказывается ресурсом, на который сложнее всего рассчитывать, и обращение к которому труднее всего контролировать. Так, для некоторых семей программа материнского капитала предстала в роли счастливого случая, позволившего им выплатить остатки ипотечного кредита. Для других же семей, пытавшихся заранее включить ее в свои планы по приобретению жилья, она выступила самым слабым и непредсказуемым звеном финансовой цепочки, звеном, которое поставило под угрозу совершение сделки по покупке квартиры. К примеру, один опрошенных петербуржцев (Константин, 43 года) рассказал о том, как из-за задержки с перечислением материнского капитала было приостановлено получение его семьей другой, более крупной социальной выплаты, за счет которой планировалось купить квартиру. В итоге Константин, обращавшийся для разрешения данного вопроса в прокуратуру, пришел к выводу, что «этот сертификат, он является просто бумажкой, (…) он за деньги не сходит».

    Таким образом, возможность использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий порождает следующие действия его обладателей:

    1) использование материнского капитала как счастливой случайности, позволяющей покрыть часть ипотеки. Важно, что этот, самый распространенный, способ использования материнского капитала не является стратегическим (и изначально не был предусмотрен в законе). Ипотека в подавляющем большинстве случаев оформлялась семьями до введения программы материнского капитала. Соответственно, хотя новая мера государственной поддержки и облегчила материальное бремя семьи, она не сыграла сколько-нибудь заметной роли при решении о приобретении жилья и связанном с ним решении о рождении ребенка.

    2) запланированное использование материнского капитала на покупку дома/квартиры. Для данной ситуации характерно восприятие МК как одного из видов ресурсов, задействованных при покупке жилья. Хотя, по сравнению с поддержкой родительской семьи или кредитными займами, данный ресурс является наименее существенным, обращение к нему обычно описывается нашими гражданами как наиболее проблематичное. Отсутствие четких законодательных механизмов действия в ряде сложных ситуаций и бюрократические проволочки часто нарушают планы семей по использованию МК для улучшения жилищных условий. Выходом из подобных сложных положений нередко становится обращение к «теневым» схемам (например, выплата взяток чиновникам). Здесь следует отметить, что многие семьи, которые рассматривают возможность потратить материнский капитал на улучшение жилищных условий, взвесив возможные препятствия и затраты, в итоге решают этого не делать.

    Вторым по популярности направлением использования средств материнского капитала (по объемам - менее распространенным) выступает образование детей. Принадлежащие к среднему классу семьи рассматривают развитие культурного и социального капитала своих детей как одну из значимых составляющих родительской роли. В этом контексте образование выступает приоритетным направлением семейных трат. Однако, несмотря на то, что многие родители, участвовавшие в нашем исследовании, вкладывают значительные собственные средства в дошкольное обучение ребенка (посещение ей/им кружков, секций, занятий с репетиторами), они не планируют использовать для данных целей материнский капитал. Этому есть два основных объяснения.

    Во-первых, родители отклоняют вариант использования материнского капитала на высшее образование детей в силу того, что нестабильность проводимой социальной политики и текущие перемены в системе образования не позволяют им строить долгосрочных планов. Во-вторых, граждане, сами учившиеся бесплатно, в целом, рассчитывают на получение их детьми бесплатного образования. В случае же его полного перехода на платную основу, семьи не рассматривают материнский капитал как возможное средство для решения проблемы.

    Те из опрошенных, кто все же использовали материнский капитал на образование детей, вложили его в дошкольное обучение ребенка (детский сад, творческие кружки и т.п.). Выбор данного варианта был определен для них недоверием к стабильности проводимой государством политики и стремлением получить обещанную поддержку «здесь и сейчас». Семьи, предпочетшие этот путь, отмечают наличие ряда трудностей, возникающих при попытке потратить материнский капитал на образовательные цели. В первую очередь, такие трудности связаны с недостаточной разработанностью (иногда просто отсутствием) институциональных механизмов использования средств сертификата в данном русле. В итоге граждане сталкиваются с необходимостью самостоятельно собирать информацию об особенностях юридических процедур, а также преодолевать бюрократические барьеры. Вот что рассказывает нам одна из женщин, которой удалось использовать средства МК на оплату коммерческого детского сада:

    «Я даже не знаю, кому пришла в голову мысль, что мы можем оплатить садик таким образом. Я задала этот вопросом в эту комиссию. Они сказали: „Да, только мы пока ничего не знаем“. Потом они это где-то узнали. И даже до меня из нашего садика одна мамочка успела это оформить. То есть мои документы шли повторно, и было проще требовать необходимые для этого документы» (Галина, 37 лет, Санкт-Петербург).

    Третье направление использования материнского капитала связано с вложением этих средств в накопительную часть пенсии матери. Однако данный путь обычно не рассматривается семьями всерьез - уже отмеченное ранее недоверие к стабильности проводимой социальной политики и череда перемен в пенсионной системе мешает гражданам строить столь долгосрочные планы.

    В продолжение темы следует отметить оправданность либеральной критики, высказанной при введении реформы. Для значительной части граждан сумма, предоставляемая по данной программе, действительно, оказывается слишком незначительной, чтобы за ее счет можно было улучшить жилищные условия или оплатить образование детей. По словам одной из опрошенных матерей, исходя из реальных цен на рынке, на средства материнского капитала можно приобрести 5 квадратных метров жилья. Поскольку старшая дочь нашей собеседницы не поступила в вуз на бюджетное отделение, женщина задумалась о том, чтобы вложить материнский капитал в образование ребенка. Однако по ее подсчетам, суммы сертификата хватило бы только на два с половиной года обучения в одном из университетов Петербурга.

    В результате, родители, не имеющие достаточных дополнительных ресурсов и не доверяющие возможности вложить материнский капитал в пенсию, выбирают стратегию «отложенного использования». Материнский капитал превращается для них в «бумажку», которая слабо принимается в расчет при формировании экономических планов семьи и может быть использована только в случае благоприятного стечения обстоятельств. «Это не капитал - это бумажка о капитале!» - так охарактеризовала данную ситуацию молодая мать из Подмосковья.

    Находящиеся в подобной ситуации граждане отмечают, что они были бы рады потратить средства материнского капитала на другие насущные семейные нужды, не представленные в законе о дополнительных мерах государственной поддержки - ремонт квартиры, покупку земельного участка, оплату лечения ребенка. Существование такой потребности, а также сомнения в стабильности государственной поддержки, заставляют их задуматься о способах нелегального обналичивания материнского капитала. Хотя никто из опрошенных сам не прибегал к «теневым» схемам использования материнского капитала, данная практика им обычно хорошо известна по опыту знакомых или из средств массовой информации. Зачастую она связана с получением в банке займа под залог материнского капитала и последующей фиктивной «покупкой» за эти деньги ветхого жилья (в нашей стране появилось достаточное число фирм, помогающих осуществить данную операцию, однако, граждане нередко осуществляют ее и самостоятельно - «покупая» жилье у родственников или знакомых).

    Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные стратегии использования материнского капитала:

    1) на улучшение жилищных условий, которое доступно только для семей имеющих дополнительные источники финансовой поддержки;

    2) на покрытие ипотеки - ситуационная мера, добавленная в закон на определенный период и стратегического значения не имеющая;

    3) на образование детей; причем в большинстве случаев, избегая долгосрочного планирования, родители инвестируют средства капитала в дошкольное образование ребенка;

    4) «отложенное использование», при котором семьи сомневаются в реалистичности одного направления трат, заявленного государством, но при этом не имеют дополнительных ресурсов для использования МК на другие легитимные нужды;

    5) «обман государства» - попытки нелегально обналичить материнский капитал, связанные с желанием решить насущные проблемы и недоверием к государственной политике.

    В этой ситуации наиболее популярным и, по сути, не стратегическим способом использования материнского капитала выступает получение за его счет единовременной денежной выплаты (12 000 рублей). Данные действия соотносятся с общим восприятием семьями социальной политики, которое можно резюмировать во фразе «брать от государства всё, что можно, здесь и сейчас». Рефреном звучат в интервью следующие слова: «Вроде как ввели снять двенадцать тысяч. Мы, естественно, сразу сняли, потому что, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок» (Полина, 35 лет, Волгоград). Однако очевидно, что полученный «клок шерсти» не является существенной прибавкой к семейному бюджету. Эти деньги, несоизмеримые с затратами на воспитание ребенка, «уходят на памперсы», по словам большинства родителей.

    Описанные трудности в использовании материнского капитала, небольшая сумма данной меры государственной поддержки, неверие в стабильность проводимой социальной политики ведут к тому, что семьи не принимают в расчет материнский капитал, обсуждая решения о рождении детей и их числе. В целом, граждане одобряют поддержку материнства и родительства как принципы социальной политики. Однако наше исследование показывает, что горизонт ориентации граждан на помощь со стороны государства существенно ограничен. Опрошенные отдают отчет в изменчивости существующей семейной политики и не могут рассчитывать на нее в долгосрочной перспективе, поэтому они стараются «брать все, пока дают» (в краткосрочной перспективе). В остальном граждане предпочитают рассчитывать на себя и свою семью, на всевозможные доступные ресурсы, включая собственные навыки, личный и профессиональный опыт, способность индивидуально «сражаться» с системой в интересах семьи и ребенка, преодолевая многочисленные барьеры формальными и неформальными способами.

    Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.

    Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

    Подписка на обновления

    Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

    Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

    Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

    Материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон о поддержке семей).

    Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) .

    Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

    Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

    Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

    Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» .

    Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» .

    Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» .

    Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

    Отношения по получению сертификата,

    Отношения по получению кредита на недвижимость,

    Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

    Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

    Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» .

    Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей». Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» .

    Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

    Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

    Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

    Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ .

    Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал .

    Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

    Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

    При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

    Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

    Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» .

    Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

    Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

    Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

    По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка.

    Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели .

    Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» .

    Региональный материнский капитал в республике Мордовия выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

    Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

    Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, республика Мордовия прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

    В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» .

    Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

    Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

    В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

    – формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

    – повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

    – создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

    Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

    Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку.

    Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей.

    Задачи курсовой работы:

    – охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал;

    – изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

    – рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

    Источниковую базу составляет Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, дополнительная литература и периодические издания.

    Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава раскрывает понятие и значение материнского (семейного) капитала. Вторая глава посвящена правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В третьей главе описывается, в каких направлениях могут использоваться средства материнского (семейного) капитала.

    1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

    1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

    Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

    Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

    Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ –государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

    В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

    – Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

    – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

    – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

    К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

    – постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

    – постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

    – постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

    капитал материнский поддержка государственный