Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – рецензия

Было немало разговоров как до релиза, так и после. В свете новостей о разногласиях между Хидео Кодзимой и издателем в лице Konami посмотреть на финальное творение культового гейм-дизайнера было вдвойне интересно. Серия несколько преобразилась - ровно настолько, чтобы у нового игрока не возникло чувство дискомфорта. Однако для поклонников приключений Снейка, по сути, ровным счетом ничего не поменялось.

Если не считать предисловия - , то хронологически Phantom Pain продолжает события . Главным действующим лицом Phantom Pain стал Big Boss, который после событий Ground Zeroes оказался прикован к постели в результате атаки на военную базу MSF. Дальше действия развиваются весьма динамично: на больницу совершается нападение, а герою необходимо как можно быстрее встать на ноги и убраться куда подальше.

Вообще пролог в Metal Gear Solid 5 совсем не похож на всю остальную игру. Запоминается он по крайней мере двумя вещами. В первую очередь это возведенный в абсолют культ личности Хидео Кодзимы: за первые полчаса-час вы постоянно будете видеть строчки с указанием автора. Это неудивительно, особенно учитывая то, что для Кодзимы The Phantom Pain стал завершением вселенной. Во-вторых, предыстория впечатляет постановкой: постоянная смена ракурсов камеры и высокая концентрация ярко выраженного насилия сменяется ощущением фантомных болей при виде того, как Снейк пытается держаться на ногах. Кодзиме буквально с первых пяти минут удается заставить игрока ассоциировать себя с главным героем, и это чувство вряд ли покинет вас вплоть до финальных титров.

Основная особенность Phantom Pain, которая удивит поклонников «камерных» частей Metal Gear - это наличие больших и бесшовных локаций. Фактически виртуальный Афганистан - это такая песочница, по которой разбросаны основные и дополнительные миссии. Открытый мир не только радует красивыми пустынями и хибарами в любое время суток, но и дает массу возможностей для тактических операций. Разве что по прошествии времени вы начнете перебираться от одной точки в другую максимально быстрым способом (все-таки за пределами ключевых позиций разнообразия очень мало).

Развернуться в Phantom Pain есть где: игра постоянно подкидывает все новые и новые соревнования, а выбор максимально удобного способа достижения цели полностью лежит на вас. Вы можете проходить новый Metal Gear наиболее классическим способом - с помощью пистолета, заряженного транквилизатором, постоянно выманивая противника поодиночке и проводя огромное количество времени в засаде в каких-нибудь кустах. По локациям разбросаны не только ключевые сюжетные точки, но и различные блокпосты, отвечающие за снабжение других объектов на карте в случае тревоги. Разумеется, вы можете устранять эти блокпосты для облегчения прохождения.

Арсенал весьма внушительный: тут вам и нелетальное оружие, и масса огнестрела, и увесистый пакет различных гаджетов. Не факт, что вы будете пользоваться всем этим добром - в конце концов, нужна очень большая фантазия, чтобы приспособить каждый гаджет для конкретной ситуации. Отвлечь противника можно даже надувной куклой Снейка, равно как и в очень щекотливой ситуации можно заспавнить здоровенный ящик-укрытие прямо из инвентаря. Позже вы сможете превратить стелс в настоящее месиво, катаясь вместо лошади на огромном БТРе.

Гораздо позже приходит понимание, что все обилие средств сводится к паре-тройке устройств для каждой миссии - с учетом того, насколько укреплены солдаты противника. Да и сами побочные задания в какой-то момент начинают быть слишком навязчивыми: при своей однообразности они умудряются перемешаться или даже полностью вытеснить сюжетные миссии. Хорошо, что условия прохождения можно постоянно изменять, улучшая экипировку или разблокируя новые занятные штуковины.

Попутно с проникновением в укрепленные базы вы будете отстраивать свою собственную. Здесь все довольно просто: собираете ресурсы и определяете оптимальный для себя вектор развития. Если необходимо больше всяких шпионских девайсов - прокачиваете ученых, если делаете упор на собственную армию - строите больше казарм для рекрутов. Менеджмент базы крайне простой, но здорово отвлекает от рутины.

В игре есть обилие всяческих пасхалок и отсылок к прошлым частям, а акцент на открытом мире довольно скоро воспринимается как очень органичное решение. Немаловажную роль играет крепко выстроенное повествование, благодаря которому фанаты смогут легко осилить повторяющиеся миссии, однотипную песочницу и тот факт, что вам попросту не дадут запороть менеджмент базы, как бы вы ни старались. Для новичка в серии такие вещи могут стать камнем преткновения, особенно если рассчитывать на небольшую продолжительность игры. Таким людям Phantom Pain лучше проходить, например, как последнего «Ведьмака»: не спеша и как следует смакуя сюжетные миссии.

Серия Metal Gear - франшиза, которую смело можно назвать произведением искусства. Каждая часть преподносит нам множество неожиданных поворотов, перекидывая нас то в одно, то в другое время. И вот спустя 28 лет с момента выхода первой части талантище-сан Хидэо Кодзима (Hideo Kojima) дарит нам последнюю часть механизма, благодаря которой вся история складывается воедино.

Встречайте - игру, способную влиться в память на всю оставшуюся жизнь того, кто ее пройдет.

Шокирующая правда

Девять лет прошло после событий , Биг Босс, он же Джек, он же величайший солдат в истории, находится в больничке полуживой и прикованный к постели. Узнав несколько шокирующих фактов о себе от лечащего врача, Босс еще на несколько дней уходит в отключку. Наблюдать за всем этим, честно говоря, не особо интересно вплоть до того момента, как к нашему протагонисту наведываются гости. Тут начинается то, от чего даже у самого ясновидящего геймера откроется рот от удивления.

Пылающий громила, швыряющий сферы огня во врагов, летающий ребенок и лишенные каких-либо чувств солдаты - все это преподносят нам уже в первые 30 минут игры. Объяснения тому, что происходит на экране найти сложно, но одно известно наверняка - Биг Босса хотят убить. Кроме того, Капитан Очевидность также порекомендует главному герою поскорее убираться из поля зрения противников и найти себе безопасное убежище. Именно это и сделает протагонист. После вступительной части прохождения, где мы с еле живым Биг Боссом уносим свой подгоревший зад подальше от огня нас перебрасывают в открытый мир, который кишит врагами.

Действие происходит в Афганистане, как раз в тот период, когда моджахеды воевали против СССР и Демократической республики Афганистан. Уже в этом задании становится ясно - перед нами совершенно новый Metal Gear Solid с массой непривычных для серии деталей и свежим геймплеем. Не подумайте не правильно, игра никуда не ушла от жанра стелс-экшен - здесь есть все те же скрытые убийства, подкрадывание и отвлекание врагов, а также неспешное и поэтапное исследование базы противника. Несмотря на это геймплейная часть выглядит по-новому, предоставляя нам свободное передвижение и сбор ресурсов.

Построй базу, приручи собаку и соблазни снайпершу

У нас будет своя собственная база, которую необходимо развивать путем открытия новых отделений и вербовки ценных сотрудников. Данная часть геймплея достаточно важная, чтобы обратить на нее свое внимание. Вербовка происходит довольно интересным способом - сначала мы оглушаем цель, а затем при помощи специального парашюта перекидываем ее на базу. Впрочем, вербовать можно не только солдат, но и животных, наподобие пса ДиДи, который станет для Биг Босса настоящим напарником. Помимо верного пса помогать в миссиях главному герою будут и реальные люди. Самым интересным и сексуальным напарником протагониста является пышногрудая снайперша под кодовым именем Молчунья.

Именно она своими чудесными формами и крайне высокой харизмой добавляет игре новых красок, особенно когда кроме мужиков и мужиков в тельняшках ничего нет. Ну естественно, это без учета пылающего громилы, летающего ребенка, таинственных черепов и механизированных людей. Так как площадь открытого мира в игре достаточно большая, передвигаться только на своих двоих БиБи необязательно. Для преодоления больших дистанций он может использовать машины и даже лошадь, изредка какающую во время нашего путешествия. Отбросив все шутки, данное нововведение идеально вписалось в геймплей, позволяя нам на секунду почувствовать себя Джоном Марстоном с бионической рукой (те, кто играл знают, почему именно бионической).

Что касается миссий, они вполне предсказуемы - убей, похить, допроси цель и т.п. Однако пессимистично вздыхать сейчас не стоит, цель миссии - это всего лишь цель и ничего больше, а вот то, каким-образом ее выполнять зависит только от игрока. Можно пойти напролом, убивая врагов одного за одним, можно скрываться в тени и устранять противников по-тихому, а можно вообще никого не убивать и быть полным пацифистом. По мере прохождения важно помнить - игрок сам решает, кому жить и быть частью команды, а кому стоит умереть.

Все стало на свои места

Возвращаясь к теме базы, стоит отметить, что открытие новых отделений не единственное, чем можно заниматься в свободное от убийств время. Мы будем создавать новое оружие, гаджеты, экипировку и многое другое, что поможет БиБи в выполнении миссии. Для создания тех или иных предметов могут понадобиться чертежи или ресурсы, которые добываются в самих миссиях. Здесь важно быть очень внимательным, так как прямо перед носом может находиться ценная вещица, которая сильно выручит нас в дальнейшем. Также на базе можно тренировать бойцов, оттачивая на них свои приемы повышая, таким образом, их боевой дух. Если вообще к ним не подходить, в последующем солдаты могут утратить уважение к своему начальнику впоследствии чего они будут хуже выполнять задания. Не стоит удивляться, если добравшись до базы боец не отдаст честь Биг Боссу. В этом виноват он сам, а точнее игрок, не посетивший своих подчиненных.

Визуальная часть игры не вызывает никакого удивления. Анимация лиц персонажей выглядит очень достойно, однако назвать графику чем-то революционным сложно. Дальность прорисовки в открытой местности и детализация объектов занимают средний уровень. Игра вышла не только на PC, Xbox One и PS4, но и на past-gen, а поэтому очевидно, что у разработчиков были связаны руки в реализации самых изощренных идей. Как бы то ни было, визуально продукт выглядит симпатично, а его оптимизация и вовсе закрывает любые вопросы, связанные с технической составляющей. Баги и лаги в игре, конечно, встречаться могут, но нами, к счастью, замечены не были.

Что касается одной из самых важных составляющих каждой MGS, а именно сюжета, в The Phantom Pain с этим все в полном порядке. Как и было написано выше, новая игра в серии является завершающим пазлом в истории, отвечая на все вопросы поклонников, и ставя жирную точку в сюжете, длившимся 28 лет. Драма, экшен и даже доля юмора присутствуют в игре, объединяясь в одно целое. Хидэо Кодзима сумел вновь поразить нас непредсказуемой историей. Каждый персонаж в игре - это отдельная личность, про которую можно говорить часами. Отличная режиссура и качественно проработанные сцены останутся на долгое время в памяти всех игроков, которым посчастливилось поиграть в одну из величайших игр последних лет - .

Обратите внимание, что мультиплеерную часть игры мы не рассматривали, так как в обзорной версии она недоступна.

Уверен, многие из вас ждали выхода продолжения приключений Большого Босса в игре Metal Gear Solid V: The Phantom Pain как ждал его и я. И вот наконец игра вышла в свет и каждый из нас может её опробовать. Ну а для тех из вас, кто по каким-либо причинам еще не успел этого сделать мы подготовили наш обзор. Итак, давайте разбираться что из себя представляет собой продолжение культовой MGS от Хидэо Кодзимы.

Если вы не играли в предыдущие части серии и плохо представляете себе что вообще такое MGS его можно попытаться описать следующими словами: новый MGS V это смесь Splinter Cell (да простят меня фанаты MGS за такое сравнение), симулятора постройки собственной морской базы и японского юмора. Стоит ли говорить, что у представителя этой нации (господина Хидэо Кодзимы) он довольно своеобразен. Здесь, например, мы можем спокойно пройти мимо вооруженного поста охраны, просто надев на себя картонную коробку с изображением солдата (или девушки в бикини) на ней, устроить кровавую бойню на аванпосте в костюме курицы и просто заручиться боевой поддержкой полуголой девушки-снайпера.

Ну а если у вас богатая фантазия вы можете поколдовать с местной физикой игры и повеселиться:

Между тем игра представляет собой открытый Мир, в котором мы сами выбираем себе задания: можем идти прямо по сюжету, а можем выполнять побочные квесты, которые помогут нам увеличить наш боевой потенциал. Что же представляют из себя эти квесты и для чего они нужны?

Здесь все банально и просто. Типов побочных миссий всего несколько: эвакуировать заложника, добыть чертежи (которые откроют вам доступ к новым видам вооружений) или поймать редкого зверя. Так или иначе любая побочная миссия помимо основной награды в виде местной валюты GMP помогает нам развивать нашу морскую базу — наш штаб. Например, спасенный заложник может оказаться неплохим инженером и будет сразу же переведен в соответствующее подразделение, прокачка которого позволит покупать новое снаряжение для миссий. Или этот заложник может оказаться знатоком в медицине, тогда ваш медицинский отдел будет производить больше медикаментов. Прокачка подразделения поддержки позволит вам наносить авиаудары по нужным целям, а отряд разведки будет предоставлять информацию по силам врага в регионе. В общем, работает принцип «Веселой Фермы».

Помимо всего прочего наш персонал будет периодически заболевать или получать ранения (их отправят в лазарет) или дебоширить (в этом случае виновника сажают на гауптвахту). В это время соответствующее подразделение потеряет своего работника. По мере путешествия по пустынным землям мы будем находить и собирать ресурсы, с помощью которых и будем отстраивать нашу базу. Также Главная Платформа будет добывать необходимые материалы сама по себе. В каком количестве это зависит от уровня её прокачки.

Почаще возвращайтесь с заданий к себе на базу. Ваше личное присутствие поднимет боевой дух солдат и посещенные вами подразделения начнут работать с увеличенной эффективностью.

Также в вашем распоряжении (по мере прокачки базы) появится собственный боевой отряд, который вы сможете отправлять на мини-задания и эти задания будет приносить отличные деньги. Чем более опытных бойцов вы отправляете в бой тем выше шанс успеха. Но вместе с тем всегда есть шанс, что ваш солдат погибнет при выполнении служебных обязанностей. Если кто-то из вас играл в World of Warcraft: Warlords of Draenor, то здесь принцип такой же как у вашей крепости на Дреноре и вашего флота.

Отойдя от градостроительного симулятора стоит поговорить о главном герое серии — Снейке (или как его еще называют — Большом Боссе). Вначале игры нам проводят краткий экскурс в историю Снейка, но чтобы узнать подробности все равно придется пройти предыдущие части серии или изучать материал на какой-нибудь Вики.

Разработчики предлагают нам свой вариант нелинейности по ходу сюжета: практически любую цель, которую надо устранить мы можем захватить в плен и этот пленник с некоторой вероятностью после допроса будет переведен в соответствующее подразделение нашего штаба и будет нам помогать. Также пробираясь через толпу врагов к нашей цели мы можем выбрать: убивать их или нет. Подкравшись к цели за спину её можно схватить и угрожая ей ножом заставить выдать нам необходимую информацию (по позициям сил противника в районе или по местонахождению чертежей, ресурсов или заложника). Однако, для этого вам может понадобиться переводчик с соответствующего языка, которого вы можете спасти в ходе одной из подобных миссий или просто наткнувшись на него в своем путешествии. Также можно, подкравшись, навести на врага пистолет и он решит сдаться и сложит оружие. Но помните, при первой возможности он попытается вас убить.Если мы захотим их оглушить, то рано или поздно они очнутся и поднимут тревогу, поэтому этот способ немного сложнее, но он даст нам «очки героизма». . Металлический «рог» (осколок у него в голове) будет расти или уменьшаться по ходу игры в зависимости от них. Если вкратце то: убиваем — рог растет, спасаем — он уменьшается.

Помогать нам в нелегком путешествии по кровавой пустыне (помимо военной мощи нашей базы) будут наши верные соратники: лошадь, собака, робот и баба-снайпер. Они будут нам открываться по ходу сюжета. Например, снайпершу по прозвищу «Молчунья» (она действительно молчит всю игру) можно будет захватить в одном из заданий или отправить её на тот свет, так что снова выбор за вами.

Одновременно на миссию вы сможете взять только одного напарника и для каждого из них можно разработать и приобрести вооружение. Лошадь позволит вам быстро пересекать местность, собака сможет отвлекать (а при соответствующей экипировке и убивать) ваших врагов, а на роботе вы сможете передвигаться и отстреливать супостатов.

В этом игра хороша. Но без ложечки дегтя не может быть хорошего обзора. Преследуемый последними политическими тяжбами в зоне Курильских островов господин Хидэо, выражая волю японского народа, сделал Советский Союз, главным антагонистом и врагом свободного человечества в новой части игры. Я уже привык к тому, как русских унижают в разных играх и не только. Здесь также разработчики не упустили шанса поглумиться над безграмотностью русского Ивана:

В этой игре вы сможете убивать русского солдата сотней способов, допрашивать его и склонять на свою сторону. Я, к слову, уже в первые 2 часа игры помог двум русским людям «сбросить оковы коммунизма и перейти на сторону свободного народа США» приняв их в свою команду.

Подытожив скажу, что мне игра понравилась — она достойный продолжатель серии с самобытным юмором. Нам дали больше свободы действий, приправленной классическим геймплеем. В ней вам не будет скучно и всегда есть чем заняться. Ну а чтобы отвести грустные мысли от японской пропаганды предлагаю вам насладиться лицезрением Молчуньи и приятной игры!

Я хотел бросить играть в видеоигры.

Меня навел на эту мысль один безумно разочаровавший момент. Я испытал небывалое внутреннее опустошение и, не в силах собрать мысли воедино, просто смотрел на экран и хлопал глазами. Представлял, как звоню редактору и отказываюсь писать рецензию, как бросаю игровую журналистику, игры и ухожу в профессиональный рестлинг. Словно все худшие минуты в жизни набрали в медицинский шприц и болезненным уколом ввели под кожу.

Но то, что было убито и растоптано перед моими глазами, спустя мгновения восстало вновь. За продолжительным вступлением я забыл, что я играю в новую Metal Gear, где за каждым камнем прячется хитрый Хидэо Кодзима и пытается меня обмануть. Я ослабил бдительность, потерял хватку, за что и поплатился.

Из-за Metal Gear Solid 5 я хотел бросить играть в видеоигры, но вместо этого полюбил их с новой силой.

V пришел в себя.

ЭТО ВАЖНО: рецензия основана исключительно на впечатлениях от одиночной кампании The Phantom Pain . Многопользовательские аспекты, связанные с главной базой, были заблокированы в обзорной версии, а выход Metal Gear Online состоится чуть позже основного релиза. Мы подготовим материал о мультиплеере, как только это станет возможным.

Сыновья свободы

Для сериала с почтенной историей и довольно капризной базой поклонников The Phantom Pain весьма дерзко смахивает со стола все лишнее. Признать в ней «тот самый Metal Gear» удается далеко не сразу: от него осталась только фундаментальная механика, на основе которой выстроена огромная, детализированная и богатая возможностями игра. Совсем иная, но все равно прекрасная.

Это однозначно самая большая Metal Gear Solid . Она охотно впитала в себя все идеи, рождавшиеся в голове ее режиссера, и в результате получилась игра столь необъятная, что от перспективы ее полного освоения становится не по себе.

Почти каждый ключевой персонаж движим неутолимой жаждой мести. Особенно Каз - в его душе не осталось ничего, кроме боли и гнева.

Сложно сказать, какую роль в этом грандиозном замысле играл открытый мир, но без него ничего не получилось бы. Решение снести виртуальные границы было смелым, но риск себя оправдал. Это сумасшедшая в своей вариативности «песочница», где подбирать новую тактику можно хоть на каждую миссию.

Возможностей предостаточно: три непохожих напарника, несколько видов техники, около полусотни модифицируемых пушек, десяток костюмов для Снейка и джентльменский набор шпионских гаджетов - от коробки до надувных солдат. А также огромная афганская пустыня и заирские джунгли, где все это можно испытать в деле.

Ружья патриотов

Нервными узлами открытых локаций служат укрепления, аванпосты и базы всех размеров и степени защиты. Большинство заданий так или иначе сводятся к проникновению на объект - чтобы его зачистить, вызволить заложников, выкрасть документы, саботировать технику или, иногда, сделать все это сразу. Но на самом деле миссии похожи друг на друга лишь вначале и в конце - высадкой из вертолета и финальным рывком за пределы области, а все прочие ситуации вы раскручиваете по своему сценарию.

На каждой хитро структурированной базе есть тайники с припасами, чертежи для нового оружия, пленки с аудиозаписями и скрытые пути. Можно битый час пытаться вытащить пленника из хорошо защищенной камеры в дальнем крыле, а потом окажется, что к нему ведет вентиляционная труба с удобным выходом где-нибудь за сотни метров от опасной зоны. Хорошо охраняемая тюрьма с пулеметчиками на высоких стенах может показаться неприступной, но стоит добраться до генератора и вырубить электричество, как вооруженные до зубов солдаты разбегутся врассыпную и станут легкой добычей. Конвой из тяжелой техники, прибывающий на аванпост, может доставить немало хлопот, но он просто не доберется до места, если на его пути заложена взрывчатка.

Боссы в игре есть, но битвы с ними специфичны. Зачастую от противника надо просто убежать или увести его с поля боя.

Моим личным фаворитом во всем этом калейдоскопе ситуаций стала снайперская дуэль, в которой неуловимый враг раз за разом отправлял меня на тот свет точным выстрелом в голову. Кто же мог знать, что он окажется беспомощен против бронированной техники? Радостно выкуривая стрелка танковыми снарядами, я пытался вспомнить хотя бы один стелс-экшен, где можно было бы пройти рядовой сценарий подобным образом.

Существует еще и целый пласт происшествий, игроку попросту не подконтрольных. Стая диких волков может напасть на одинокую патрульную машину - и вот транспорт уже в вашем распоряжении без лишних хлопот. В любой момент в зоне боевых действий может начаться песчаная буря или проливной тропический ливень, вынуждая Биг Босса на лету корректировать план атаки. И я готов поклясться, что один солдат-недотепа однажды выстрелил себе в голову, проверяя предохранитель.

The Phantom Pain не только охотно подстраивается под ваш стиль, но и сама легко создает запоминающиеся моменты - правда, лишь пока вы сами не ленитесь изучать и использовать оказавшиеся в вашем распоряжении механики. Парадоксально, но консервативные поклонники Metal Gear рискуют разочароваться в числе первых: теперь классическая тактика прохождения с пистолетом-транквилизатором оказывается самой скучной и далеко не всегда оптимальной - однажды противники просто обезопасят себя касками и бронежилетами.

С помощью шарика-фултона можно таскать с поля боя все подряд: от животных до тяжелой техники. Полезная штука, не забывайте его своевременно улучшать.

Время от времени The Phantom Pain вынуждает проходить миссии в весьма неуютных условиях, чтобы вы не расслаблялись и чаще пробовали новое. Но иногда она перегибает палку: ближе к концу почти дословно цитирует ранние миссии, просто усиливая врагов, отбирая экипировку, и далее в том же духе. Выкручиваться из таких передряг - занятный вызов, но никто не отказался бы увидеть новые задания вместо дубликатов старых.

И при всей невероятной глубине, которую обеспечил открытый мир, реализован он отнюдь не образцово. За пределами баз заняться толком нечем, кроме сбора припасов и охоты на диких животных. Все интересные места отмечены на карте, а любоваться округой надоедает довольно быстро. В отрыве от геймплейных обстоятельств путешествия по миру, увы, совершенно неинтересны.

Внешний рай

В фоновом режиме Снейк, не будь он Биг Боссом, управляет своей главной базой. Вы нанимаете солдат, распределяете их по подразделениям, собираете ресурсы для разработки научных проектов, распоряжаетесь насчет строительства новых платформ.

Ориентируйтесь по потребностям: если хотите почаще отправлять солдат на внешние миссии, нужно больше казарм, а если в приоритете обширный ассортимент шпионских примочек, эвакуируйте с поля боля всех ученых и стройте им две-три дополнительных платформы для пущего удобства исследовательского процесса.

Главную базу можно раскрасить в любой цвет. Как и крупную технику вроде бронемашин и вертолетов.

Избежать этой части игры не получится: игнорируя главную базу, вы однажды просто не сможете двигаться дальше по сюжету. Помочь базе выйти на самоокупаемость - одна из приоритетных целей в первые десять часов игры. Проиграть из-за плохого менеджмента нельзя, а вот оказаться у разбитого корыта с десятком деморализованных солдат, которые и честь-то вам когда положено не отдадут, проще простого.

Управление главной базой - несмотря на грузную реализацию процесса через вереницу менюшек - наглядно и интересно, оно приятно отвлекает от насыщенности основных заданий и даже затягивает. Не в последнюю очередь потому, что многократно окупается не только поддержкой на поле боя, но и расширением арсенала доступных игрушек для здешней «песочницы».

Время суток меняется в реальном времени вместе с погодой. Проходить миссии ночью куда проще, но если хотите задачку посложнее - высаживайтесь в шесть утра.

Руководить базой можно прямо с операций, но навещать время от времени своих подчиненных все же стоит. Личное присутствие Босса поднимет боевой дух солдат - особенно если вы не поленитесь дать всем встречным хорошего пинка (они всегда рады спаррингу с живой легендой). Гулять на базе особо негде, но по ней видны все результаты большей части ваших решений.

Однажды, улетая с базы на очередную миссию, я услышал обрывок диалога: один солдат признавался другому в желании потрогать лапки волка Ди-Ди, одного из возможных напарников Снейка. Так совпало, что Босс резко захлопнул дверь вертолета именно в тот момент, когда я задумался о нелепости этого высказывания в устах человека, вынужденного по роду деятельности убивать людей. Еще один совершенно неожиданный памятный момент в копилку впечатлений от The Phantom Pain .

Один Босс, один Снейк

Основной скепсис давно вызывает сюжет. И не без причин - манера подачи ощутимо отличатся от прежней.

В игре можно выделить две сюжетные арки - локальную для The Phantom Pain и глобальную, сквозную, для всего сериала. Их действие идет параллельно, разными способами: первая арка, как и раньше, преподносится в виде красивых длинных кат-сцен, а вторая в основном вынесена за скобки и подается с помощью постоянно поступающих аудиопленок. Например, всю эпопею с клонами Биг Босса, истинную сущность дерзкого Элая или историю летающего мальчика в противогазе (привет, это Metal Gear) можно узнать только оттуда.

Наконец, некоторые не столь значительные детали можно вообще упустить: чтобы увидеть секретную концовку или узнать судьбу второстепенных персонажей, придется обшарить каждый миллиметр и изучить все содержимое игры во всей его непримиримой полноте.

Скриншот одного из самых сильных диалогов в игре. Мурашки по коже!

На самом деле с сюжетом все хорошо. Фирменная режиссура с фанатичным поиском эффектных ракурсов и бесстыдная, почти анимешная гиперболичность никуда не делись. В The Phantom Pain много драматичных моментов, безумия, красивых контрастов, неожиданных поворотов, отсылок, пасхалок и тонкой кодзимовской иронии, от которой хочется кричать (сцена из вступления - как раз одна из таких). Роль «недостающего звена» в истории убивает некоторую долю интриги: многие уже знают, что было до и будет после, а ломать многолетние каноны ради лишних поворотов сюжета никто не стал.

Phantom Pain является первой в истории серией с открытом миром. Игра изменилась кардинально, от предыдущих частей игры осталось только фундаментальная механика, на основе которой был создан абсолютно новый и уникальная мир.

Игра является самой большой и проработанной в истории Metal Gear Solid. Она впитала в себя все самые лучшие идеи sandbox игр, подарив игрокам по-настоящему «бесконечный» мир, в котором вы вправе выбирать как вам хочется играть.

Мы больше не помойные шавки, мы Diamond Dogs.

Подзаголовок игры «тактические эпизоды по шпионажу» полностью себя оправдывает. У нас есть материнская база частной армии Биг Босса Diamond Dogs, командный центр в вертолете, откуда мы планируем вылазки и собственно сами локации. Здесь и раскрывается все великолепие The Phantom Pain. Игра предоставляет собой просто невероятную свободу действия, здесь у вас есть три уникальных напарника, сотни гаджетов, кастомизация оружия, огромная ветка исследования.

На каждую миссию вы можете подобрать бесконечное множество тактик, даже после многократного прохождения одной и той же миссии, игра никак не надоедает. Миссию можно выполнить в духе старых MGS с транквилизатором или же как Рэмбо использовать всю боевую мощь, начиная от вооруженного ракетами вертолета, заканчивая полномасштабной артиллерией. По окончанию нам открываются дополнительные задачи, которые вы упустили, выполняя предыдущую миссию, что только дает мотивацию выполнить ее снова.

Напарники добавляют и без того огромную вариативность игры. У нас здесь есть лошадь (DD-Hource) удобная для преодоления больших и труднопроходимой местности, милый песик (DD-Dog), который вынюхивает и отвлекает внимание врагов, механизированный D-Walker, сексуальная и одновременно смертоносная снайпер «Тихоня» (Quiet"s), которая является чуть ли не самым лучшим напарником для скрытных операций в игре. Все напарники дают вам массу возможностей в прохождении.

Еще одной особенностью является менеджмент главной базы, которая перекочевала из Peace Walker, но реализовано на голову выше. Здесь вы можете решить какие платформы вам строить, отправлять своих подчиненных на задания, которые проходят в фоновом режиме, распределять их на должности, исследовать новые технологии. Эта часть игры позволяет отдохнуть от насыщенного геймплея. Так же посещая свою базу вас будет ждать множество дополнительных кат-сцен и сюрпризов. Например, если вы долгое время не будете посещать базу, то солдаты будут деморализованы и перерастет во внутренний конфликт.

Миссии можно выполнять в духе старых MGS с транквилизатором или же как Рэмбо использовать всю боевую мощь, начиная от вооруженного ракетами вертолета, заканчивая полномасштабной артиллерией.

Искусственный интеллект, как это принято в серии «Metal Gear Solid», всегда оставался на высшем уровне. В процессе выполнения миссии возникает множество непредвиденных ситуаций. Например, вы скрытно проникаете на базу и все идет у вас отлично, как вдруг вы случайно задеваете кувшин, он разбивается и шумом вы привлекаете не нужное внимание. Так же противник научился обманывать главного героя, расставляя надувных солдат, которые могут вводить вас в заблуждение на базе. Можно подслушивать разговоры солдат, выведывая полезную информацию.

Понятие сложности в игре отсутствует. Теперь сложность зависит от вашего стиля игры. Если вы постоянно играете ночью, то вскоре солдаты будут экипированы фонариками, а после - приборами ночного зрения, что значительно усложняет прохождение любителям скрытных операций. Если же вы мастер хедшотов, то солдаты станут носить каски, что вовсе создает очень сложную ситуацию, заставляя вас искать новые пути решения.

Игру так же и не обошел юмор. Здесь он просто бесподобен. Начиная от забавных диалогов Оцелота, заканчивая милыми карт-сценами, где мы видим первые попытки щеночка зайти на вертолет Снейка. Так же присутствует огромное количество пасхалок. Например, если вы в начале игры, укажите свою настоящую дату рождения и зайдя в игру в это день на базу, вас поздравит с Днем рождения персонал базы, и принесет именной торт Diamond Dogs.

Человек, который продал мир

После событий Ground Zeroes Биг Босс, пролежавший в коме 9 лет, приходит в себя. На дворе 1984 год. На фоне холодной войны продолжается глобальное обострение ядерного кризиса. Движимый местью, Снейк создает новую частную армию и возвращается на поле боя в поисках тайной группы XOF.

Перед выходом игры, основной скепсис у всех вызвал сюжет, все боялись, что в игре его практически нет. Опасения оказались напрасными, сюжет в игре присутствует в большом количестве, сильно изменилась только его манера подачи. Уже с первых минут игра начинает удивлять неожиданными поворотами, и, как в предыдущих частях, пронизана мистикой и порой даже «безумными» моментами, которые даже в голове не укладываются.

В игре сюжет развивается по двум направлениям и их действие идет параллельно. Первое преподносится в виде красивых кат-сцен, которые показывают главные события Phantom Pain, второе - подается с помощью постоянно поступающих аудиокассет, они рассказывают о всех подробностях сюжета, мотивации героев и их отношении к происходящему, все то, что осталось за кадром.

В плане режиссуры и операторской работы игра обходит все предыдущие части вместе взятые. В Phantom Pain много драматичных моментов, фантастики, красоты, неожиданных поворотов, отсылок и тонкой кодзимовской иронии.

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain это событие для игровой индустрии и на данный момент является единственной лучшей игрой в жанре стелс экшена, как и все предыдущие части этой серии.