Мухаммед для мусульман кто. История пророка Мухаммеда. Основные даты и события жизни, краткая биография

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям - 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.


В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.


Мухаммед родился около 570 г. в Мекке, городе торговцев и языческих святилищ. Мекка лежала посреди Хиджаза на торговом пути в Сирию. Как полагали арабы, Мекка возникла примерно на том месте, где некогда заблудилась Агарь с сыном. Мекканцы жили доходами от торговли, доставляя йеменские и индийские товары в Сирию и Палестину. В Мекке находилось и главное в Хиджазе языческое святилище, в котором стояло 360 истуканов.

Мухаммед очень рано остался сиротой и воспитывался у своих родственников. Когда Мухаммед был ребенком, говорит легенда, предзнаменования уже указывали на его великое будущее.

Однажды к кормилице будущего пророка прибежали испуганные и дрожащие дети, друзья Мухаммеда по играм. Они сообщили, что некто лучезарный и огромный подошел к Мухаммеду, вскрыл его грудь, вынул из груди нечто и бросил на землю. Затем этот неизвестный омыл рану водой и заживил ее. Кормилица испугалась и побежала искать Мухаммеда. Она нашла Мухаммеда лежащим в поле, он был бледен, а на груди его багровел рубец. Это глава ангелов Гавриил (по-арабски Джабраил) очистил душу Мухаммеда.

Когда Мухаммед вырос, он долгое время бедствовал, работал за гроши у богатых торговцев и у своих родственников. В 25 лет Мухаммед женился на богатой женщине по имени Хадиджа и стал вести ее торговые дела. Хадиджа превращается в ближайшего друга и единомышленника Мухаммеда. Смерть Хадиджи пророк пережил мучительно. Мекканцы уважительно относились к Мухаммеду, он прослыл человеком справедливым и добронравным.

Начало проповеди

Каждый год Мухаммед уединялся в горных пещерах поблизости от Мекки. Там он постился и предавался благочестивым размышлениям. И вот однажды, в 610 г., Мухаммед заснул в пещере, и во сне его посетил Гавриил. Он приказал ему: «Читай», и произнес затем несколько фраз, принуждая Мухаммеда повторить их. Так Мухаммед был призван пророчествовать. С тех пор Мухаммед получает свыше откровения, т. е. наставления в новой религии, и проповедует их народу.

Переселение в Ясриб

Сначала у Мухаммеда было очень мало последователей. Он открылся только близким родственникам и друзьям. Но вот он решается сообщить о новой религии всем жителям Мекки. Мекканцы очень вознегодовали, услышав призыв Мухаммеда отвернуться от языческих богов и уверовать в Единого Бога. Они посчитали его отступником, предавшим веру дедов, всячески притесняли его семью и сподвижников. Под угрозой оказалась и сама жизнь пророка. Мухаммед вполне убедился в истинности поговорки: «Нет пророка в своем отечестве». Тогда Мухаммед и горстка его последователей покинули Мекку и отправились на север в город Ясриб. Ясриб был ближайшим от Мекки торговым городом, населенным арабами и евреями.

Это событие именуется у арабов хаджра (переселение). От года переселения (622) начинается отсчет мусульманской эры.

Победоносное возвращение

В Ясрибе Мухаммеда приняли хорошо. Жившие там евреи понимали смысл проповеди пророка, а также и ясрибские арабы, которые прежде слышали от них о Едином Боге. Авторитет пророка столь вырос, что люди переименовали Ясриб в «Град Пророка» или просто «Город», по-арабски - Медина. В Медине Мухаммед возвел первую мечеть, определил порядок мусульманского богослужения. Он делается правителем Медины и начинает войну с мекканцами, среди которых довольно быстро произошел раскол. Большинство из них потребовали от правителей города сдаться пророку. Знатные люди города, увидя настроения горожан, отдали Мекку без боя. Мухаммед, вступив в город, первым делом очистил от идолов главное мекканское святилище, именуемое Кааба (в переводе с арабского «Куб»), Кааба стала священным местом для всех мусульман.

Кааба признана мусульманами главным храмом еще и потому, что, по арабскому преданию, Каабу возвел сам Авраам, навещая своего сына Измаила. Поскольку Авраам исповедоват единобожие, то Каабу он посвятил Единому Богу. Позже, по мнению мусульман, люди осквернили храм язычеством.

Кааба располагается в центре главной мечети мусульман, именуемой ал-Харам («Священная»), и представляет собою кубическое каменное здание, высотою с пятиэтажный дом. Внутри Каабы хранится «черный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму - первому человеку на земле.

Аравийские города и кочевые племена один за другим присоединялись к Мухаммеду, но вскоре, в 632 г. Мухаммед умирает.

Мусульманская религия (ислам)

Священная книга мусульман - Коран. В ней записаны полученные Мухаммедом от Бога откровения, которые в Коране сведены в главы (суры). Ислам в переводе с арабского означает особое действие человека по отношению к Богу, а именно - «предание себя» Богу. Предать себя Богу означает уверовать в Единого Бога и добровольно согласиться следовать Его воле, которая является самым добрым и справедливым наставлением для человека Мусульманин (слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные) - это человек, который «предал себя» Богу. Как считают мусульмане, первым «предался Богу» первочеловек Адам. Но вера потомков Адама со временем ослабела, и они впали в язычество. Тогда Бог избрал для проповеди единобожия пророка Авраама. Авраам обратил свой народ в истинную веру. Для напоминания людям о единобожии Бог посылал еврейского пророка Моисея, а потом Иисуса Христа.

Проповедь Мухаммеда также призывала уверовать в Истинного Бога и отказаться от поклонения природным силам. Слова Мухаммеда в первую очередь были обращены к язычникам - арабам, персам и др. Мухаммед предостерегал людей о грядущем Страшном Суде, который произойдет в конце времен, и на котором каждый получит от Бога воздаяние за совершенные при жизни добро и зло. Мухаммед говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинному иудаизму и христианству, но подтверждает их.

Мухаммед с почтением относился к Богородице - Матери Христа. Когда мусульмане вошли в Мекку и стали рушить идолов в Каабе, один воин хотел смыть водой настенное изображение Богородицы с Христом. Мухаммед запретил ему делать это, прикрыв ладонями лики Богородицы и Младенца.

Верования христиан, иудеев и мусульман во многом похожи. И главное - в том, что последователи всех трех религий поклоняются Единому Божеству, различия же касаются прежде всего того, какими способами (обряды, догматы, уклад жизни) проявляется вера христиан, иудеев и мусульман в Единого Бога.

Пророк царствующий

Основав новую религию, Мухаммед распространил единобожие среди множества языческих племен и народов, что явилось причиной быстрого культурного подъема на огромных пространствах от Атлантического океана до китайских границ. Мухаммед был не только вероучителем, но и искусным политиком. Христианству понадобилось более трех столетий, чтобы превратиться из маленькой религиозной общины в государственную религию и стать основой жизни миллионов людей. Мухаммеду удалось совершить подобное преобразование за последние десять лет своей жизни. Начав как гонимый всеми пророк, он закончил жизнь государем мусульманской державы.

Хишам ал-Калби о поклонении идолам и камням

Когда Измаил, сын Авраама, - да благословит их Бог! - поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполнили они Мекку... стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.

К поклонению истуканам и камням их привело то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (Имеется в виду святилище Каабы. ) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они ни селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили вокруг Каабы, желая снискать этим ее милость и из-за привязанности и любви к Святилищу.

Из Корана

Из суры Марйам, повествующей о Деве Марии (Марйам) и об Иисусе Христе (Иса). Текст разделен на айаты (знамения), каждый из которых начинается с новой строки.

И вспомни в писании Марию. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное.

И устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека (Имеется в виду ангел Гавриил. ).

Она сказала: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен».

Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого».

Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей».

Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня - легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено».

И понесла она его и удалилась с ним в далекое место.

И привели ее муки к стволу пальмы. Сказала она: «О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною».

И воззвал он (Младенец Иисус. ) к ней: «Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей».

И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые (плоды).

Ешь, и пей, и прохлади глаза! А если ты увидишь кого из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком».

Она пришла с ним к своему народу, неся его. Они сказали: «О Мария, ты совершила дело неслыханное!

О сестра Аарона (Сестра Аарона - выражение, указывающее на принадлежность Девы Марии к народу Израиля, то же, что «дочь израильского народа». Аарон - старший брат еврейского пророка Моисея ), не был отец твой дурным человеком, и мать твоя не была распутницей».

А она указала на него. Они сказали: «Как мы можем говорить с ребенком в колыбели?»

Он сказал: «Я - раб Бога, он дал мне Писание и сделал меня пророком.

И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедовал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице, и не сделал меня притеснителем, несчастным.

И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!»

Это - Иисус, сын Марии, по Слову Истины,(Здесь подразумевается Бог ) в котором они сомневаются...

Хадисы пророка Мухаммеда

Хадисы - высказывания пророка, его замечания по тому или иному поводу, поучения последователям. Если коранические откровения считаются у мусульман речью самого Бога, то хадисы - это только мнение человека, хотя и чрезвычайно авторитетное и весомое.

1. Всякий, кого молитва не удерживает от дурных дел, далеко он отпал от Бога.

2. Довольство малым - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - знак черствого сердца.

6. Наилучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великое это предательство, если ты нечто сказал брату, и тот, (поверив), подтвердил сказанное тобою, а ты солгал ему.

8. Для того чтобы оказаться лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Для того чтобы оказаться невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Дружелюбие к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знание даже в Китае, стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья во благе.

14. Всякий, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог неверия, а зависть такова, что меняет предначертание человека.



Он родился наполовину сиротой, ибо его отец Абдуллах умер, когда его мать была на втором месяце беременности.

Когда ему было шесть лет, умерла и его мать, Амина бинт Уахаб, оставив Мухаммада сиротой. Его опекуном стал Абдуль-Мутталиб, его дед по отцу, который имел особое положение и влияние в Мекке. Члены его племени Курайш относились к нему, как к достопочтенному шейху. А в те времена племя Курайш занимало господствующее положение среди всех других арабских племен.


Пророк Мухаммад стал предметом заботы, любви и привязанности своего деда, но все это длилось недолго, ибо его дед ушел из жизни, когда Мухаммаду было всего восемь лет. После смерти деда опекуном мальчика стал его дядя Абу Талиб.
Когда Мухаммаду исполнилось двенадцать лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в торговое странствие в Билад аш-Шам (Сирия). Так Мухаммад впервые покинул свои родные места. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он снова отправился в Билад аш-Шам, на этот раз по делам госпожи Хадиджи бинт Хуайлид, богатой и благородной женщины. Услышав о том, что это человек надежный и честный, Хадиджа доверила ему свои деньги. По возвращении Мухаммада из Билад аш-Шама она предложила ему жениться на ней. На то время ему было двадцать пять лет, а ей сорок.
Еще до того, как Мухаммад в возрасте сорока лет стал пророком, его прозвали “достойный доверия”, ибо он был самым высоконравственным и самым достойным человеком в своей среде. Он славился такими чертами характера, как терпимость, скромность, справедливость, терпение, целомудрие, щедрость и храбрость.
Мухаммад был известен своей ненавистью к языческим идолам еще до начала своей пророческой миссии. Ненависть эта была столь велика, что Мухаммад никогда не присутствовал ни на одном из языческих ритуалов. К тому же пророк Мухаммад никогда в жизни не пил пьянящих напитков.
Эти черты характера присущи всем пророкам. Бог наделяет Своих пророков такими качествами, подготавливая их к принятию Своего Откровения. Ибо пророки всегда должны быть непогрешимы. Это означает, что они не совершают грехов ни до вступления на стезю пророчества, ни после этого.
Иудеи и христиане, жившие в те времена на Аравийском полуострове и в соседних землях, ожидали появления Последнего из пророков в этом мире, так как об этом гласили их Священные книги – Тора и Евангелие.


В 610 г. от Рождества Христова, когда пророку Мухаммаду исполнилось сорок лет, ему через архангела Гавриила (по-арабски Джибрииль) было ниспослано откровение от Бога. Гавриил принес ему первые пять стихов суры Аль-‘Аляк (“Сгусток”) Священного Корана1. Таким образом, Аллах назначил Мухаммада пророком.
С того дня Коран постепенно ниспосылался пророку Мухаммаду откровением на протяжении последующих двадцати трех лет. Каждое новое откровение Корана ниспосылалось Пророку Богом сообразно 1) обстоятельствам и событиям, требовавшим их правильного истолкования и разъяснения, а также 2) по мере необходимости конкретных практических наставлений и указаний2. Коран – это Слово Божье, ниспосланное пророку Мухаммаду через ангела Гавриила; в данном случае роль как пророка Мухаммада, так и Гавриила сводилась лишь к донесению его до людей. Гавриил произносил Коран пророку Мухаммаду, который затем заучивал его и доносил до людей. Пророк велел всем, кому было доверено, хранить текст Корана и записывать его, ибо сам он был неграмотен3. Стоит сказать и о том, что весь текст Корана был полностью записан и сохранен при жизни пророка Мухаммада.
До начала миссии Пророка Аравийский полуостров пребывал под властью невежества и тирании, ибо люди поклонялись идолам. Каждое племя имело своего собственного бога в виде идола, которому оно поклонялось. В то время полуостров населяли 360 племен, и, соответственно, существовало по меньшей мере 360 идолов.
Кроме того, более сильные обходились с более слабыми по принципу “разделяй и властвуй”, и поэтому войны разгорались по малейшему поводу. Это был период, когда процветали воровство и всевозможные грабежи, вплоть до грабительства караванов на больших торговых путях; ростовщичество, прелюбодеяние, пьянство, азартные игры, а также обычай захоронения заживо девочек-младенцев из-за того, что семья новорожденной боялась позора или нищеты. Положение женщины в обществе было сведено на нет. Так, женщина не имела права наследования недвижимого имущества своих близких родственников и, ко всему прочему, сама считалась вещью, переходящей по наследству, подобно предмету мебели, животному или домашней утвари.


Придя с пророческой миссией, Мухаммад введением Ислама возвестил начало новой эры. Он призвал людей поклоняться Единому Богу и соблюдать ряд новых принципов и норм повседневной жизни, неведомых людям того времени. Эти новые принципы и нормы поведения положили конец убийствам, грабежам, ростовщичеству, прелюбодеянию, азартным играм, пьянству, захоронениям заживо новорожденных девочек, пренебрежению правами женщин, а также всем остальным порокам, господствовавшим в доисламские времена.

Религия, которую проповедовал пророк Мухаммад, глубоко изменила нравственные устои в среде арабов, ибо она призывала поклоняться Единственному Богу, Аллаху, а также внушала людям такое понятие, как жизнь после смерти. Эта новая религия проповедовала равенство всех людей, целомудрие, добропорядочные родственные отношения, уважение прав соседа, благотворительность, а также отстаивала права женщин на наследование собственности и владение ею.
Большинство язычников Мекки были недовольны новым укладом общественной жизни, который проповедовал пророк Мухаммад, и начали борьбу с ним. Они подвергали его всевозможным преследованиям, причиняя ему глубокие телесные и душевные раны. Они стали обзывать его “лжецом”, “безумцем”, “колдуном” и “стихотворцем”. Прозвище “стихотворец” было призвано унизить его. Тем самым язычники стремились показать, что они не признают Коран Откровением, ниспосланным Мухаммаду свыше. И если до пророчества Мухаммада люди называли его “достойный доверия”, то впоследствии они наградили его множеством дурных и оскорбительных прозвищ.


Язычники также подвергали мукам последователей Пророка. И, в конце концов, Мухаммад и его последователи были изгнаны из родного города Мекки и вынуждены были переселиться в пустынную местность. Там они оставались в течение трех лет, испытывая острую нехватку пищи и воды, а также многие другие тяготы и страдания.
Но несмотря ни на что пророк Мухаммад продолжал проповедовать Ислам в Мекке в течение тринадцати лет. После этого Всемогущий Бог повелел ему переселиться в Медину. Это переселение из Мекки в Медину, называемое хиджра, считается точкой отсчета истории Ислама, оно устанавливает начало мусульманского календаря. Когда Пророк переселился в Медину, жители этого города оказали ему поддержку, и он основал там первое Исламское государство.
Медине пророк Мухаммад был правителем, судьей и военачальником. Эти обязанности дополняли важнейшую роль Мухаммада как пророка, посланника, отца своих детей и супруга своих жен. Этот момент наглядно доказывает основные различия между мусульманской и немусульманской культурами. Так, Ислам является всеобъемлющей религией, которая охватывает все аспекты жизнедеятельности людей. Поэтому мусульмане не верят в распространенную на Западе доктрину “разделения церкви и государства”.
Пророк Мухаммад осуществлял стратегическое руководство в деле защиты Медины, руководя войсками и военными действиями. Он сражался во многих битвах против язычников и других врагов Ислама – это двадцать семь военных походов и шестьдесят военных отрядов. Все эти военные действия предпринимались с целью остановить натиск врагов, а также обеспечить защиту Медины. Кроме того, эти битвы призваны были расчистить путь для распространения Ислама.
Прошло время, и люди поняли, что они сами вольны решать, избрать ли для себя Ислам в качестве нового образа жизни. Спустя некоторое время они убедились в истинности этой новой религии, и Ислам начал распространяться по всему Аравийскому полуострову. Пророк Мухаммад направил письма некоторым из монархов того времени, а также правителям соседних государств, призвав их принять Ислам, ведь Ислам – это религия без границ, т.е. для всех народов. Пророк Мухаммад отправил послания: Ираклию, византийскому императору; Аль-Мукаукасу, египетскому принцу; Асхаму ибн Аль-Абджару, негусу (правителю) Эфиопии; Хосрову, царю Персии; Аль-Мунзиру ибн Сауа, царю Бахрейна; Джифару и ‘Абду, обоим царям Омана; а также Хузе ибн Али, царю Аль-Ямама.

Пророк Мухаммад заключил договор о мире с народом Мекки сроком на десять лет. Но мекканцы нарушили этот договор и объединились с племенем Бакр, которое погубило многих членов племени Хузаа (это племя заключило союз с пророком Мухаммадом). Во главе десятитысячного войска Пророк выступил в поход за покорение Мекки. Мекканцы поняли всю тщетность сопротивления силам Пророка и сдались без боя.
Покорение Мекки считается у мусульман величайшим триумфом, поскольку она имеет статус священного города, куда люди совершают ежегодное паломничество. Мекка – это территория, где находится Кяаба, Запретный Дом Аллаха, возведенный пророками Авраамом и Исмаилем (мир им). Этот город имел также огромное политическое и торговое значение для всех арабских племен. Пророк Мухаммад сам был уроженцем Мекки, как и многие из его сподвижников. И именно здесь против Мухаммада ополчились все племена. Так Мекка стала стратегическим центром сопротивления Исламу. Именно поэтому ее покорение имело такое большое значение. Пророк прекрасно осознавал, что взятие Мекки есть лучший путь распространения Ислама среди арабов.


Пророк Мухаммад вошел в Мекку смиренно, полностью и всецело предавшись Богу, а не с высокомерным видом победителя, покорившего своих злейших врагов. Свидетельством смирения Мухаммада и его подчинения Богу было то, что, въезжая в Мекку, он преклонил голову так, что лоб его почти касался седла его верблюда. Кроме того, пророк Мухаммад простил всех жителей Мекки и велел своим воинам не трогать их имущество и богатство.
Благодаря тому, что Пророк повел себя осмотрительно и терпимо, все граждане Мекки обратились в Ислам. Что же касается окружавших Каабу идолов, они должны были быть разрушены все до единого.
Покорив Мекку, пророк Мухаммад вернулся в Медину, куда стеклись сотни людей, желавших обратиться в Ислам. Все арабские племена послали в Медину свои делегации на встречу с Пророком, который научит их Исламу. Все эти делегации обращались в Ислам, каждая – от имени своего племени. Этот год обрел известность как Год делегаций.
Пророк Мухаммад смог объединить все арабские племена на основе Ислама. Между этими племенами издавна царили взаимная вражда и презрение. Они постоянно сражались между собой, и никому за всю историю Аравийского полуострова еще не удавалось их объединить. Установив исламское государство, пророк Мухаммад объединил подавляющую часть населения Аравийского полуострова.
Перед смертью Пророк совершил паломничество в Мекку. Он обошел вокруг Каабы семь раз. Во время этого Последнего паломничества пророк Мухаммад выступил со своей знаменитой Прощальной речью. Вот часть из того, что он тогда сказал:
“…О люди, слушайте меня, я поясню вам, ибо, воистину, я не знаю, встречу ли я вас на этом месте спустя этот год.
О люди, воистину, как свят для вас этот месяц и день, как священен для вас этот город Мекка, точно так же должны быть для вас святы и священны жизнь и имущество каждого мусульманина, и так до того, как вы встретите Господа вашего. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И тот, у кого есть доверенная кем-то вещь (амана), пусть вернет ее тому, кто ее доверил ему.


О люди, воистину, шайтан (сатана) утратил надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле. Однако он довольствуется тем, что подчиняет вас во всех иных ваших деяниях, которыми вы пренебрегаете.
О люди, воистину, верующие есть братья, и разрешается человеку имущество брата его лишь только по его доброй воле. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, не обратитесь же после меня в неверных, убивая и угнетая друг друга. Ведь я, воистину, оставил средь вас то, придерживаясь которого вы никогда не заблудитесь, – Книгу Аллаха. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, Господь ваш один, и отец ваш один – все вы от Адама, а Адам из земли. Самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный.
Нет превосходства у араба перед иноязычным, кроме как в богобоязненности. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И пусть известит присутствующий из вас отсутствующего”.
В 633 г. н.э. пророк Мухаммад умер. Ему тогда было шестьдесят три года по лунному календарю или шестьдесят один год по солнечному календарю. Сразу же после его кончины Абу Бакр обратился к народу со словами: “Воистину, всякий, поклонявшийся Мухаммаду, знает, что Мухаммад мертв. Но всякий, поклоняющийся Аллаху, знает, что Аллах жив, что Он не умирает”. Затем он произнес следующие аяты из Священного Корана:
“Поистине, ты смертен (Мухаммад), как смертны и они”.
(Сура 39, аят 30)
“И Мухаммад – не больше чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах”.
(Сура 3, аят 144)
Тело Пророка было захоронено в его же доме, в комнате его жены ‘Аиши, то есть там же, где он умер. Ее комната расположена возле самой Мечети Пророка, которая сегодня расширилась настолько, что дом Пророка оказался внутри нее. Мечеть Пророка находится в Медине.
Сегодня эту Мечеть посещают миллионы мусульман. Посещать ее можно во время паломничества в Мекку или в другое время.
Не прошло и двух веков после смерти пророка Мухаммада, как мусульмане распространили его Послание. Ислам разошелся по миру до Китая на востоке и Испании на западе. Толчком для такого удивительно быстрого распространения мусульманской веры явились учения Ислама.
Сегодня в мире насчитывается более миллиарда мусульман4, большинство из которых проживает в 55-ти мусульманских странах Азии и Африки. Самой крупной мусульманской страной в настоящее время является Индонезия. Помимо этого, миллионы мусульман живут и в немусульманских странах: 120 миллионов – в Индии, более 100 миллионов – в Китае, около 20 миллионов – в России.


Итак, в настоящее время четырьмя странами с самым многочисленным мусульманским населением являются: Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Нигерия. Миллионы мусульман проживают также в таких немусульманских странах, как Филиппины, Бирма, Таиланд, бывшая Югославия и США.

В этой статье представлена биография пророка Мухаммеда - важнейшей фигуры в мусульманском мире. Именно ему Аллах передал Коран - Священное Писание.

Биография пророка Мухаммеда начинается примерно в 570 году н. э., когда он появился на свет. Это произошло в Саудовской Аравии (Мекке), в племени Курайш (клан Хашим). Абдулла, отец Мухаммеда, умер еще до его рождения. А мать пророка Мухаммеда, Амина, отошла в мир иной, когда ему исполнилось всего 6 лет. Она являлась дочерью лидера клана Зурха из местного племени курайшитов. Однажды мать пророка Мухаммеда решила отправиться в Медину с сыном, для того чтобы навестить могилу Абдуллы и своих родственников. Пробыв здесь около месяца, они поехали обратно в Мекку. Амина по пути тяжело заболела и скончалась в селе аль-Абва. Это произошло примерно в 577 году. Таким образом, Мухаммед остался сиротой.

Детство будущего пророка

Будущий пророк сначала воспитывался Абд аль-Мутталибом, своим дедушкой, исключительной набожности человеком. Затем воспитание продолжил торговец Абу Талиб, дядя Мухаммеда. Арабы в то время были закоренелыми язычниками. Впрочем, среди них выделялись некоторые приверженцы единобожия (например, Абд аль-Мутталиб). Основная часть арабов жила на территориях, принадлежавших им исконно, кочевой жизнью. Мало было городов. Из основных можно выделить Мекку, Таиф и Йасриб.

Мухаммед становится известным

Пророк смолоду отличался исключительной набожностью и благочестием. Он, как и его дедушка, верил в единого Бога. Мухаммед сначала пас стада, а затем начал принимать участие в торговых делах Абу Талиба, своего дяди. Постепенно Мухаммед стал известным. Люди любили его и одарили прозвищем аль-Амин (что означает "заслуживающий доверия"). Вот как звали пророка Мухаммеда в знак уважения за набожность, рассудительность, справедливость и честность.

Женитьба Мухаммеда на Хадидже, дети пророка

Позднее Мухаммед вел торговые дела одной богатой вдовы по имени Хадиджа. Она ему предложила спустя некоторое время вступить с ней в брак. Супруги жили счастливой жизнью, несмотря на существенную разницу в возрасте. У них родилось шестеро детей. От Хадиджи были все дети пророка Мухаммеда, кроме Ибрагима, появившегося на свет после ее смерти. В те времена у арабов полигамия была распространена, однако Мухаммед оставался верным своей супруге. Другие жены пророка Мухаммеда появились у него лишь после смерти Хадиджи. Это тоже многое о нем говорит как о честном человеке. Дети пророка Мухаммеда имели следующие имена: сыновья его -Ибрагим, Абдуллах, Касим; дочери - Уммукульсум, Фатима, Рукийя, Зайнаб.

Молитвы в горах, первое откровение Гавриила

Мухаммед, по обыкновению своему, удалялся в окружавшие Мекку горы и надолго там уединялся. Затворничества его иной раз продолжались несколько дней. Пещера горы Хира, возвышающаяся величаво над Меккой, ему полюбилась особенно. Именно здесь получил первое откровение пророк Мухаммед. Фото пещеры представлено ниже.

В одно из посещений, состоявшееся в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, с ним случилось удивительное событие, полностью изменившее его жизнь. В видении, нахлынувшем внезапно, ангел Гавриил (Джабраил) предстал перед ним. Он указал на слова, явившиеся извне, и велел произнести их Мухаммеду. Тот воспротивился, сказав, что неграмотен, поэтому прочитать их не сможет. Однако ангел настаивал, и вдруг пророку открылся смысл слов. Ангел повелел ему выучить их и передать в точности остальным людям.

Так произошло первое откровение книги, известной сегодня как Коран (от арабского слова "чтение"). Эта ночь, полная событий, пришлась на 27 число Рамадана и стала называться Лейлят аль-Кадр. Она является важнейшим для верующих событием, которым отмечена история пророка Мухаммеда. Жизнь его отныне больше ему не принадлежала. Она была отдана на попечение Бога, в услужении которому он провел остаток своих дней, провозглашая повсеместно его послания.

Дальнейшие откровения

Пророк, получая откровения, ангела Джабраила видел не всегда, а когда это случалось, он появлялся в разных обличиях. Иногда Джабраил представал перед пророком в человеческом обличии, которое затмевало горизонт. Иногда Мухаммеду удавалось лишь уловить его пристальный взгляд на себе. Пророк слышал по временам лишь голос, говорящий ему. Мухаммед иногда получал откровения в состоянии глубокого погружения в молитву. Однако в других случаях совершенно "произвольно" появлялись слова, когда, например, пророк занимался повседневными делами, отправлялся на прогулку или внимал содержательной беседе. Мухаммед в первое время публичных проповедей избегал. Он предпочитал личную беседу с людьми.

Осуждение Мухаммеда народом

Особый путь совершения мусульманской молитвы открылся ему, и Мухаммед приступил немедленно к благочестивым упражнениям. Он делал их ежедневно. Это вызывало целую волну нареканий от тех, кто его видел. Мухаммед, получив высочайшее распоряжение о совершении публичной проповеди, был обруган и высмеян народом, поглумившимся вдоволь над его поступками и высказываниями. Многие курайшиты между тем всерьез встревожились, поняв, что настойчивость, с которой Мухаммед утверждал веру в единого Бога, способна подорвать престиж многобожия, а также привести к упадку идолопоклонничества, когда люди станут обращаться в веру Мухаммеда. Некоторые родственники пророка становились главными его противниками. Они высмеивали и унижали Мухаммеда, а также творили зло против новообращенных. Есть множество примеров надругательства и издевательства над людьми, принявшими новую веру.

Переселение первых мусульман в Абиссинию

Краткая биография пророка Мухаммеда продолжилась переездом в Абиссинию. В поисках убежища две крупные группы первых мусульман переселились сюда. Здесь им согласился покровительствовать христианский негус (царь), который был весьма впечатлен их образом жизни и учением. Курайшиты наложили запрет на все личные, военные, деловые, торговые связи с кланом Хашим. Было строго запрещено появляться в Мекке представителям этого клана. Очень трудные времена наступили, на жесточайшую нищету были обречены многие мусульмане.

Смерть Хадиджы и Абу Талиба, новая женитьба

Биография пророка Мухаммеда была отмечена в это время и другими печальными событиями. Хадиджа, жена его, умерла в 619 году. Она являлась его самым преданным помощником и сторонником. Абу Талиб, дядя Мухаммеда, скончался в этом же году. А именно он защищал его от яростных нападок соплеменников. Пророк, пораженный горем, покинул Мекку. Он решил отправиться в Таиф и обрести здесь убежище, однако был отвергнут. Друзья Мухаммеда сосватали в жены ему благочестивую вдову Сауду, которая оказалась достойной женщиной и к тому же мусульманкой. Аиша, юная дочь Абу Бакра, его друга, всю свою жизнь знала и любила пророка. И хотя она была еще очень юной для брачных уз, по тогдашним обычаям она все-таки вошла в семью Мухаммеда.

Суть мусульманского многоженства

Жены пророка Мухаммеда - это отдельная тема. Некоторых людей смущает эта часть его биографии. Следует развеять заблуждение, которое бытует у людей, не понимающих причин многоженства в мусульманском мире. В то время берущий себе в жены сразу нескольких женщин мусульманин это делал из чувства сострадания, предоставляя им кров и свою защиту. Мужчин также призывали помогать супругам своих погибших в бою друзей, предоставлять в собственность им отдельные дома. С ними следовало обращаться, как с ближайшими родственницами (конечно, в случае взаимной любви все могло быть иначе).

Ночь Вознесения

Биография пророка Мухаммеда была отмечена еще одним важнейшим событием. Пророку в 619 году пришлось пережить вторую удивительную ночь в своей жизни. Это Лейлят аль-Мирадж, Ночь Вознесения. Известно, что Мухаммед был разбужен, после чего перенесен в Иерусалим на волшебном животном. На горе Сион, над местоположением одного древнего иудейского храма, разверзлись небеса. Так открылся путь, который привел к трону Господа. Однако в запредельные области не дозволено было вступить ни ему, ни ангелу Джабраилу, сопровождавшему Мухаммеда. Так произошло вознесение пророка Мухаммеда. Ему этой ночью открылись правила молитвы, ставшие средоточием веры, а также незыблемой основой жизни всего мусульманского мира. Мухаммед также встречался с другими пророками, в том числе с Моисеем, Иисусом и Авраамом. Весьма укрепило и утешило его это чудесное событие, добавив уверенности в том, что его не покинул Аллах и не оставил одного со своими печалями.

Подготовка к переезду в Йасриб

Судьба Мухаммеда отныне изменилась решительным образом. В Мекке его все еще высмеивали и преследовали, однако послание его было услышано уже множеством людей за пределами этого города. Несколько старейшин Йасриба уговаривали пророка покинуть Мекку и переехать в их город, где он будет принят с почетом как судья и вождь. В Йасрибе проживали совместно евреи и арабы, враждовавшие постоянно друг с другом. Они надеялись на то, что им принесет мир Мухаммед. Пророк сразу же посоветовал многим своим последователям отправляться в этот город, пока сам он оставался в Мекке для того, чтобы не вызвать подозрений. Ведь после того, как умер Абу Талиб, курайшиты вполне могли напасть на пророка, даже убить его, и Мухаммед отлично понимал, что рано или поздно это должно было случиться.

Мухаммед прибывает в Йасриб

Некоторыми драматическими событиями сопровождается жизнеописание пророка Мухаммеда во время его отъезда. Мухаммеду удалось чудом избежать плена лишь благодаря отличному знанию местных пустынь. Курайшиты несколько раз чуть было его не захватили, но Мухаммеду удалось все же достичь предместий Йасриба. Его с нетерпением ждали в этом городе. Когда Мухаммед приехал, люди устремились к нему с предложениями поселиться у них. Пророк, смутившись таким гостеприимством, предоставил своему верблюду право выбора. Верблюд решил остановиться у места, на котором сушились финики. Пророку мгновенно было подарено это место для строительства дома. Новое имя получил город - Мадинат ан-Наби (в переводе - "город пророка"). Он известен сегодня в сокращении как Медина.

Правление Мухаммеда в Йасрибе

Мухаммед приступил без промедления к подготовке указа, по которому он провозглашался в этом городе верховным главой всех кланов и племен, враждовавших между собой. Отныне они должны были подчиняться распоряжениям пророка. Мухаммед установил, что свою религию вольны исповедовать все граждане. Они должны мирно сосуществовать, не опасаясь высочайшей немилости или преследований. Лишь об одном просил Мухаммед - сплотиться, для того чтобы дать отпор любому врагу, который осмелится напасть на Медину. Племенные законы евреев и арабов заменены были принципом "правосудия для всех", то есть не зависящего от вероисповедания, цвета кожи и социального положения.

Жизнь пророка Мухаммеда в Йасрибе

Пророк, став правителем Медины и овладев большим богатством и влиянием, никогда не жил, как царь. Из простых глиняных домиков, которые были выстроены для его жен, состояло его жилище. Жизнь пророка Мухаммеда была простой - у него не было никогда даже собственной комнаты. Двор с колодцем располагался неподалеку от домиков - место, которое стало отныне мечетью, в которой собираются по сей день правоверные мусульмане. В постоянной молитве, а также в наставлении верующих прошла практически вся жизнь Мухаммеда. Кроме пяти обязательных молитв, совершавшихся в мечети, он много времени уделял уединенной молитве, порой благочестивым размышлениям посвящал большую часть ночи. Его жены совершали ночную молитву вместе с ним, после чего удалялись в свои покои. А Мухаммед продолжал молиться многие часы, к концу ночи ненадолго засыпая, для того чтобы проснуться вскоре к предрассветной молитве.

Решение вернуться в Мекку

Пророк, который мечтал вернуться в Мекку, в марте 628 года решил воплотить в реальность свою мечту. Он собрал 1400 своих последователей и отправился в путь с ними, совершенно безоружными, в одеяниях, состоявших лишь из 2 белых покрывал. Последователям пророка, несмотря на это, во въезде в город было отказано. Не помогло даже то, что ислам исповедовался многими гражданами Мекки. Паломники, во избежание возможных столкновений, принесли вблизи Мекки свои жертвы, в местности под названием Худайбийа. Мухаммед в 629 году приступил к планам овладения Меккой мирным путем. Заключенное в Худайбийе перемирие оказалось недолговечным. Мекканцы вновь в ноябре 629 года напали на племя, состоявшее в союзе с мусульманами.

Въезд Мухаммеда в Мекку

Во главе 10 тысяч человек, самой большой армии из всех, когда-либо покидавших Медину, двинулся на Мекку пророк. Она расположилась возле города, после чего Мекка сдалась без боя. С триумфом вошел пророк Мухаммед, направился сразу же к Каабе и 7 раз совершил вокруг нее ритуальное обхождение. После этого пророк вошел в святыню и всех идолов разрушил.

Хаджат аль-Вида, смерть Мухаммеда

Лишь в 632 году, в марте, единственное полноценное паломничество к Каабе, известное как Последнее паломничество (Хаджат аль-Вида), совершил пророк Мухаммед (фото Каабы в сегодняшнем виде представлено ниже).

Ему были посланы во время этого паломничества откровения о правилах хаджа. И по сей день все мусульмане следуют им. Когда, для того чтобы предстать перед Аллахом, пророк достиг горы Арафат, он провозгласил последнюю свою проповедь. Мухаммед уже в то время был тяжело болен. По мере сил он продолжал руководить в мечети молитвами. Не было улучшения в болезни, и пророк окончательно слег. Ему было в то время 63 года. На этом заканчивается жизнеописание пророка Мухаммеда. Последователи его с трудом могли поверить в то, что он умер как простой человек. История пророка Мухаммеда учит нас духовности, вере, преданности. Она интересует сегодня не только мусульман, но и множество представителей других конфессий из разных уголков мира.

Ислам - это одно из самых распространенных религиозных движений в мире. На сегодняшний день в общей сложности он насчитывает свыше миллиарда последователей во всем мире. Основателем и великим пророком этой религии является выходец из арабских племен по имени Мухаммед. О его жизни - войнах и откровениях - пойдет речь в этой статье.

Рождение и детство основателя ислама

Рождение пророка Мухаммеда - событие очень важное для мусульман. Было оно в 570 году (или около того) в городе Мекке, что находится на территории современной Саудовской Аравии. Родом будущий проповедник происходил из влиятельного племени курайшитов - хранителей арабских религиозных реликвий, главной из которых была Кааба, о которой еще будет сказано ниже.

Родителей Мухаммед потерял очень рано. Отца он вообще не знал, так как тот умер еще до рождения сына, а мать скончалась, когда будущему пророку едва исполнилось шесть лет. Поэтому воспитывали мальчика дедушка и дядя. Под влиянием деда юный Мухаммед глубоко проникся идеей единобожия, хотя большинство его соплеменников исповедовали язычество, поклоняясь множеству божеств древнего арабского пантеона. Именно так началась религиозная история пророка Мухаммеда.

Юность будущего пророка и первый брак

Когда юноша подрос, дядя ввел его в свои торговые дела. Надо сказать, что Мухаммед в них достаточно преуспел, снискав уважение и доверие среди своего народа. Дела под его руководством шли настолько хорошо, что со временем он даже стал управляющим торговыми делами одной состоятельной женщины по имени Хадиджа. Последняя влюбилась в молодого предприимчивого Мухаммеда, деловая связь постепенно переросла в личную. Им ничего не мешало, поскольку Хадиджа была вдовой, в конце концов Мухаммед на ней женился. Союз этот был счастливый, супруги жили в любви и согласии. От этого брака пророк имел шестерых детей.

Религиозная жизнь пророка в молодости

Мухаммед всегда отличался набожностью. Он много размышлял о вещах божественных и часто уединялся для молитвы. Был у него также обычай ежегодно удаляться надолго в горы, чтобы, спрятавшись в пещере, проводить там время в посте и молитвах. Дальнейшая история пророка Мухаммеда тесно связана с одним из таких уединений, пришедшихся на 610 год. Было ему тогда около сорока лет. Несмотря на свой уже зрелый возраст, Мухаммед был открыт новому опыту. И этот год стал для него переломным. Можно даже сказать, что тогда состоялось второе рождение пророка Мухаммеда, рождение именно как пророка, как религиозного лидера и проповедника.

Откровение Гавриила (Джабриила)

Короче говоря, Мухаммед пережил встречу с Гавриилом (Джабриилом в арабской транскрипции) - архангелом, известным по иудейским и христианским книгам. Последний, как верят мусульмане, был послан Богом, чтобы открыть новому пророку несколько слов, которые последний получил приказ выучить. Они-то, согласно исламским поверьям, и стали первыми строчками Корана - священного писания для мусульман.

В дальнейшем Гавриил, представая в различных обличьях или просто проявляя себя в голосе, передавал Мухаммеду указания и повеления свыше, то есть от Бога, которого по-арабски называют Аллахом. Последний открыл себя Мухаммеду Господом, прежде говорившем в пророках Израиля и в Иисусе Христе. Таким образом возникла третья - ислам. Пророк Мухаммед же стал ее фактическим основателем и пламенным проповедником.

Жизнь Мухаммеда после начала проповеди

Дальнейшая история пророка Мухаммеда отмечена трагизмом. Из-за своих настойчивых проповедей он приобрел множество врагов. Он и его новообращенные подверглись бойкоту со стороны соотечественников. Многие мусульмане впоследствии были вынуждены искать прибежища в Абиссинии, где их милосердно приютил христианский царь.

В 619 году скончалась Хадиджа - верная супруга пророка. Вслед за ней умер и дядя пророка, который защищал своего племянника от негодующих соплеменников. Чтобы избежать расправы и преследований со стороны врагов, Мухаммеду пришлось покинуть родную Мекку. Он пытался найти кров в близлежащем арабском городе Таифе, но и там его не приняли. Поэтому, на свой страх и риск, он был вынужден вернуться.

Когда пророк Мухаммед скончался, ему было шестьдесят три года. Считается, что последними его словами была фраза: «Мне суждено пребывать в раю среди самых достойных».