Рижский договор (1920). Смотреть что такое "Рижский договор (1920)" в других словарях Мирный договор между Россией и Латвией

Власть перешла в руки Временного правительства под руководством Константина Пятса.

В Прибалтику для восстановления советской власти были направлены войска Красной Армии. После 13-месячной войны с Советской Россией (28 ноября 1918 года — 3 января 1920 года) 2 февраля 1920 года между РСФСР и Эстонией был подписан Тартуский мирный договор.

Договор со стороны РСФСР подписал член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Адольф Иоффе, а со стороны Эстонской демократической республики — член Учредительного собрания Яан (в русском тексте — Иван) Поска.

По договору РСФСР, исходя из провозглашенного ею права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения, безоговорочно признала независимость и самостоятельность эстонского государства, отказывалась от всех прав, в том числе и имущественных, ранее принадлежавших Российской империи. Эстония обязалась не предъявлять России никаких притязаний, вытекающих из факта своего прежнего пребывания в составе России.

Между РСФСР и Эстонией устанавливалась государственная граница и нейтральные полосы, в которых стороны обязывались не держать никаких войск, кроме пограничных. Договаривающиеся стороны обязывались не иметь вооруженных судов в Чудском и Псковском озерах. При этом воспрещалось пребывание на территории каждого государства войск, организаций и групп, ставящих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной; государствам, находящимся в фактическом состоянии войны с другой стороной. Воспрещалась перевозка через порты и территории "всего того, что может быть использовано для нападения на другую договаривающуюся сторону".

Стороны взяли на себя обязательства информировать друг друга о состоянии неправительственных: войск, военных складов, военного и технического имущества, находящихся на их территории, а также производить обмен военнопленными и возвращать на родину интернированных.

Россия возвращала Эстонии всякого рода ценности, а также все эвакуированные в годы Первой мировой войны на территорию Российской империи архивы, документы и другие материалы, имеющие для Эстонии научное или историческое значение.

Между договаривающимися сторонами устанавливались дипломатические и консульские отношения, а также торговые и экономические на основе режима наибольшего благоприятствования.

С точки зрения РФ, Тартуский мирный договор 1920 года после вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году.

18 мая 2005 года РФ и Эстония подписали в Москве два договора по пограничным вопросам. 20 июня 2005 года парламент Эстонии ратифицировал их, в одностороннем порядке внеся в преамбулу закона о ратификации упоминание о Тартуском мирном договоре. В Москве посчитали, что тем самым подтверждается ряд неприемлемых для РФ оценок вхождения Эстонии в состав СССР, и 1 сентября 2005 года президент России Владимир Путин дал распоряжение отозвать подпись России под пограничными договорами с Эстонией.

Глава МИД РФ Сергей Лавров и его эстонский коллега Урмас Паэт подписали в Москве новый договор о границе и разграничении морского пространства в Нарвском и Финском заливе. В отличие от версии 2005 года, в договоре указано, что он , касающиеся исключительно прохождения государственной границы. Также зафиксировано обоюдное отсутствие территориальных претензий.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поражение Германии в первой мировой войне и распад Австро-Венгрии выдвинули Англию и Францию в ранг ведущих держав. Большую роль в европейских делах стали играть США. Победа большевиков в России заставила Запад считаться с существованием советского режима и строить внешнюю политику с учетом этого фактора.

В 1920-е годы основными направлениями советской внешней по­литики были: укрепление международных позиций Совет­ского государства, пресечение антисоветских провокаций зарубежных стран, расширение и укрепление мирового ком­мунистического и рабочего движения.

Первым шагом в сторону диплома­тического признания Советского государства стали политические договоры 1920-1921 гг. с пограничными странами и торговые соглашения с Англией и Гер­манией. Вторым ша­гом стало участие РСФСР в 4-х международных кон­ференциях в 1922-1923 гг.

Генуэзская конференция (апрель-май 1922 г.). В работе конференции участвовало 29 стран. США отказались от официального участия, ссылаясь на ее скорее политичес­кий, чем экономический характер. Главной задачей советской делега­ции, которую возглавил нарком иностранных дел Г.В. Чичерин, являлось установление экономических отноше­ний с капиталистическими странами. Западные страны настаивали, чтобы Советское прави­тельство признало все долги царского и Временного правительств, компенсировало все убытки от национализации иностранной собствен­ности, а также отменило монополию внешней торговли.

Советская делегация отказалась принять требования капиталистических стран. Вместе с тем правительство России согла­силось предоставить иностранным предпринимателям кон­цессии и признать довоенные долги, при условии возмеще­ния ущерба от интервенции. По советским подсчетам, он был в 2 раза выше долга. Участ­ники конференции отказались принять условия Советской России. Кон­ференция в Генуе не дала практических результатов.

Однако присутствие Советской России в Генуе ста­ло шагом к ее юридическому признанию другими странами. Кроме того, побочным результатом конференции стало заключение в предместье Генуи Рапалло советско-германского договора . В правящих кругах Европы он вызвал переполох. Согласно Рапалльскому договору, стороны отказывались от возмещения военных расходов. Германия отказалась от претензий в связи с национализацией в России частной собственности своих граждан. Договор установил дипломатические отношения между двумя странами. Он также предусматривал развитие торговых, хозяйственных, правовых отношений, военного сотрудничества. Так, Германия в 20-х годах стала фактическим союзником СССР. На территории СССР действовали летная, танковая школы рейхсвера, наряду с советско-германскими предприятиями создавались замаскированные под них предприятия обороной промышленности, выполнявшие немецкие военные заказы. СССР знакомился с достижениями в военном деле Германии. После прихода к власти Гитлера советско-германское военное сотрудничество свернулось, и началась военно-техническая и финансовая помощь Германии капиталистических стран, снабжение ее стратегическим сырьем (алюминием, нефтью, никелем, медью).

Гаагская конференция (июнь-июль 1922 г.) На конференции советская сторона огласила список предприятий, которые предполагалось предоставить иностран­ным концессионерам. Партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования в отношении долгов и восстановления иностранной ча­стной собственности. РСФСР прерва­л переговоры, не позволив разговаривать с Россией как с побежденной страной. Таким образом, вторая меж­дународная конференция с участием советской делегаций не дала ожидаемых результатов.

Московская конференция (декабрь 1922 г.) . Еще в Генуе советская делегация поставила вопрос о всеобщем разоружении, но он не был поддержан. На Мос­ковской конференции обсуждался вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств (Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Польши). Советский план разоружения предполагал сокращение личного состава армий стран - участниц кон­ференции на 75% за 1,5-2 года. Эти и другие предложения пра­вительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению.

Однако другие участники конференции после острых дискуссий согласились подписать только договор о ненапа­дении, но не общий договор о разоружении. Ее косвенным результатом стало фактическое сокращение во­оруженных сил стран-участниц. Московская конференция имела важное пропагандистское значение. Это была первая международная конференция на территории Советского государства и посвящена разоружению.

Лозаннская конференция в Швейцарии (ноябрь 1922 г. - июль 1923 г.)былапосвящена ближневосточным вопросам. РСФСР был приглашен на нее для обсуждения вопроса о черноморских проливах. Глава совет­ской делегации Г.В. Чичерин изложил основной принцип советской программы: Дарданеллы и Босфор как в мирное, так и в военное время должны быть закрыты для военных судов, военной авиации всех стран, кроме Турции. Глава английской делегации, министр ино­странных дел лорд Керзон, наоборот, настаивал на свобод­ном прохождении через проливы военных судов всех стран.



На последнее заседание конференции советская деле­гация не была допущена, и без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая свободный проход через проливы как торговых, так и военных судов. Таким образом, Англии удалось создать по­стоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. Советское руководство Лозаннскую конвенцию не ратифицировало.

1.1. Сотрудничество СССР с Лигой Наций.

Лига Наций была создана в 1919 г. по инициативе президента США Вудро Вильсона как «ин­струмент мира во всем мире». Советское государство не было ее членом, но со второй половины 20-х годов стало взаимодействовать с данной органи­зацией в интересах укрепления своей и международной бе­зопасности.

Впервые участвуя в работе IV сессии Лиги (1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М.М. Литвинов выдвинул программу всеобщего и полного разо­ружения в течение 1 года или по­этапно в течение 4-х лет. Она предполагала роспуск всех вооруженных сил; уничтожение оружия; ликвидацию морских и сухопутных баз; прекращение военного произ­водства; свертывание военного обучения граждан; принятие законов, отменявших военную службу. После его отклонения Советский Союз представил проект частичного разоружения. Все советские проекты были отклонены.

Александропольский договор 1920 года - завершил войну между кемалистской Турцией и дашнакской Арменией; подписан 2. XII в Александрополе (ныне - Ленинакан). Поводом к войне послужило нападение дашнакских отрядов на турецкие войска, но её причины были более глубокими: с одной стороны, дашнаки, являясь орудием империалистической политики держав Антанты, занимали агрессивную позицию по отношению к Турции и добивались образования "Великой Армении" с включением в её состав почти половины Малой Азии; с другой стороны, анкарское правительство не ограничивалось задачами национально-освободительной войны, но вместе с тем пыталось воспользоваться авантюристической политикой дашнаков, чтобы захватить территории, заселённые армянским большинством, и лишить армянский народ возможности воссоздать своё государство.

В назревавший между Турцией и Арменией конфликт вмешалось правительство РСФСР, стремившееся предотвратить бедствия, которым неизбежно должен был подвергнуться армянский народ в случае войны с Турцией. В письме от 2. VI 1920, отвечая на обращение Великого национального собрания Турции от 26. IV 1920 по поводу установления советско-турецких отношений, НКИД РСФСР в числе прочих предложений указал на желательность проведения справедливой границы между Турцией и Арменией в соответствии с принципом самоопределения народов и изъявил готовность взять на себя посредничество в этом вопросе. Анкарское правительство телеграммой от 4. VII 1920 года приняло предложение о посредничестве и даже согласилось приостановить военную подготовку против Армении. Тем не менее переговоры, которые НКИД РСФСР вёл летом 1920 года в Москве с делегациями анкарского и дашнакского правительств, показали, что ни то, ни другое правительство не намерено идти на уступки. Дашнакская делегация, хотя и отказалась к этому времени от плана "Великой Армении", всё же выдвигала свои весьма значительные территориальные претензии. В свою очередь турецкая делегация отклонила компромиссные предложения Советского правительства. Глава турецкой делегации Бекир Сами бей (...), принадлежавший к реакционным и враждебным Советской России кругам, возвратившись в Анкару, пытался даже использовать предложения НКИД об исправлении армяно-турецкой границы для того, чтобы настроить анкарское правительство против Советской России.

Севрский договор 1920 (...), признававший дашнакскую Армению и расширивший её границы, ещё больше обострил отношения между анкарским и дашнакским правительствами. Налёт дашнакских частей на турецкие войска у г. Бардиз (к северо-западу от Сарыкамыша) 24. IX 1920 привёл к открытой войне. Дашнаки были быстро разбиты и деморализованы. Уже 29. IX турки взяли Сарыкамыш, 30 X - Карс, 7. XI - Александрополь.

8. XI 1920 года дашнакская Армения обратилась к державам с паническим призывом: "Мы оставлены одни". Антанта, толкнувшая дашнаков на конфликт, ничем им не помогла. НКИД РСФСР нотой от 11. XI 1920 года снова предложил своё посредничество воюющим сторонам, но анкарское правительство вопреки прежним заявлениям не приняло его, а дашнаки, исходя из контрреволюционных соображений, предпочли заключить кабальный мир с Турцией.

В результате и был подписан Александропольский договор. По его условиям территория Армении ограничивалась районами Еревана и оз. Гокча; нахичеванский округ передавался под протекторат Турции; фактически протекторат устанавливался и над остальной частью Армении; вооружённые силы Армении не должны были превышать 1 500 бойцов при 8. орудиях и 20 пулемётах; турецкие военные власти могли "принимать военные меры" на территории Армении; турецкий посланник в Ереване получал право производить "инспекцию и расследование" по вопросам договора; анкарское правительство за это обязывалось предоставить дашнакам вооружённую помощь, "когда того потребует внешняя или внутренняя опасность и когда республика Армении обратится к нему с указанным ходатайством".

Надежда дашнаков на то, что Александропольский договор спасёт их от назревавшей революции, не осуществилась. 29. XI 1920 года, т. е. ещё до подписания Александропольского договора, образовался Революционный комитет Армении, провозгласивший советскую власть. Дашнакское правительство было свергнуто, и тем самым Александропольский договор ни юридически, ни фактически не вступил в действие. Московский договор от 16. III 1921 года, установивший советско-турецкую границу на Кавказе, по существу отменил содержание Александропольского договора. Правда, турецкая дипломатия некоторое время ещё пыталась доказывать, что Александропольский договор остается в силе, пока между Турцией и Арменией не заключён новый договор, а турецкое военное командование задерживало эвакуацию александропольского района, требуя, чтобы Советская Армения "во исполнение Александропольского договора" выдала туркам всё своё вооружение. Однако, после того как правительство РСФСР сделало анкарскому правительству решительное представление, эти проволочки прекратились. В середине мая 1921 года турецкие войска покинули александропольский район. Карсский договор 1921 года (см.) снял с обсуждения вопрос об Александропольском договоре.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Подписали РСФСР
Латвия Статус не действует
Заменён Языки русский , латышский

Рижский мирный договор 1920 года (латыш. Latvijas - Krievijas miera līgums ) - договор между РСФСР , с одной стороны, и Латвией , - с другой, подписанный 11 августа 1920 года в Риге .

История

,

а Латвия обязалась не поддерживать белогвардейское движение в обмен на дипломатическое признание, уступку части кораблей и имущества Балтийского флота, имущества России на территории Латвии и торговых судов в латвийских территориальных водах, признание перехода к Латвии территорий в Витебской губернии и дополнительно - части территории Псковской губернии. Таким образом в состав Латвии вошли бывшая Курляндская губерния , южная часть Лифляндской губернии (Рижский , Венденский (Цесисский) , Вольмарский (Валмиерский) уезды и большая часть Валкского уезда), северо-западная часть Витебской губернии Двинский (Даугавпилсский) , Люцинский (Лудзенский) , Режицкий (Резекненский) уезды и 2 волости Дриссенского уезда) и часть Островского уезда Псковской губернии (в том числе город Пыталово).

Напишите отзыв о статье "Рижский договор (1920)"

Примечания

См. также

Источники

  • Скан оригинального договора: 4 лист (, ), 5 лист (, ), 6 лист (, ), 7 лист (, ), 8 лист (, ), 9 лист (, ), 10 лист (, ) на сайте . (латыш.) (рус.)
  • Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija «Rīga» / Гл. ред. П. П. Еран. - 1-е изд.. - Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. - С. 472. - 880 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-89960-002-0 .

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Рижский договор (1920)

Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза.
Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны.
Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.

Вооружённым конфликтом между Польшей и Советской Россией, Советской Белоруссией, Советской Украиной на территории распавшейся Российской империи(России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши и Украины) явилась советско-польская война в 1919-1921гг. во время Гражданской войны в России. В современной польской историографии имеет название «польско-большевистская война». В конфликте также принимали участие войска Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики. В первой фазе войны они действовали против Польши, затем части УНР поддерживали польские войска. Основные территории, за обладание которыми велась война, до середины 14 века представляли собой различные древнерусские княжества. После периода междоусобных войн и татаро-монгольского нашествия 1240г. они перешли в область влияния Литвы и Польши. В первой половине 14 века Киев, Поднепровье, междуречье Припяти и Западной Двины вошли в состав ВКЛ, а в 1352г. земли Галицко-Волынского княжества были разделены между Польшей и Литвой. В 1569г. , согласно Люблинской унии между Польшей и ВКЛ, украинские земли, до того находившееся в составе ВКЛ, переходят под власть польской короны. В 1772-1795гг. в результате трёх разделов Речи Посполитой, часть земель (Западная Белоруссия и большая часть Западной Украины), переходят под власть российской короны. 29 августа 1918г. Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров РСФСР об отказе от договоров и актов, заключённых правительством бывшей Российской империи, о разделах Польши. После поражения Германии в ноябре 1918г. , когда Польша как независимое государство была восстановлена, встал вопрос о её новых границах. Хотя польские политики и расходились во взглядах на то, какой именно статус должна иметь территория бывшей Речи Посполитой в составе нового государства, они единогласно выступили за польский контроль. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав её плацдармом мировой революции. Основной целью руководства Польши было её восстановление в исторических границах Речи Посполитой 1772г., с установлением контроля над Белоруссией, Украиной, Литвой и геополитическим доминированием в Восточной Европе. С советской стороны, первоначальной целью было установление контроля над западными губерниями бывшей Российской империи (Украиной и Белоруссией) и их советизация. С течением войны целью стала советизация Польши, за ней Германии и переход к мировой революции. Советское руководство считало войну против Польши частью борьбы против всей существовавшей на тот момент Версальской международной системы. Завершением советско-польской войны 1919-1921гг. стал Рижский мирный договор 1921г. – договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, - с другой. Подписан 18 марта 1921г. в Риге. Договор установил границу между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей. К Польше отходили обширные территории, находившееся к востоку от линии Кёрзона, с преобладанием непольского населения – Западная Украина и Зап. Белоруссия Гродненская губерния, Волынская губерния и часть территорий других губерний Российской губернии. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Договором предусматривалось проведение переговоров о заключении торговых соглашений. Советская сторона согласилась возвратить Польше военные трофеи, все научные и культурные ценности и выплатить де-факто репарации. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.

30.Мирные договоры РСФСР с Литвой и Латвией 1920г. Виленский конфликт в 1920-1930-е гг. Мирный договор 1920 между РСФСР и Литвой был подписан 12 июля в Москве уполномоченными от правительств РСФСР и Литвы. Он был заключён по инициативе Советского правительства, предложившего в августе-сентябре 1919г. прибалтийским странам, в т.ч. и Литве, участвовавшим в антисоветской интервенции, заключить мир. Ещё в 1918г. СНК РСФСР декретом от 22 декабря за подписью Ленина признал независимость Советской Литвы, но утвердиться в ней тогда Советской власти не удалось. Правительство РСФСР, не вмешиваясь во внутренние дела Литвы, пошло на признание государственной самостоятельности, несмотря на её буржуазный характер. По договору 1920г. РСФСР, исходя из принципа права наций на самоопределение, признавала самостоятельность и независимость Литвы и отказывалась «…от всех суверенных прав России над литовским народом и его территорией». Договор фиксировал советско-литовскую границу, по которой г.Вильно и Виленская область входили в состав Литовского государства; предусматривал урегулирование имущественных, финансовых и экономических вопросов между двумя странами и безвозмездную экономическую помощь Литве со стороны Советской России. Стороны взаимно обязывались не допускать пребывания на своих территориях организаций и групп, направленных против другой стороны. Между Литвой и РСФСР устанавливались дипломатические и торговые отношения. Договор способствовал установлению мира в Прибалтике и открывал пути для экономического сотрудничества Советского государства с Литвой и другими странами Европы.

Мирный договор 1920г. между РСФСР и Латвией – подписан в Риге 11 августа уполномоченными от правительств РСФСР и Латвии. Договор был заключён по инициативе правительства РСФСР, обратившегося в августе-сентябре 1919г. к буржуазному правительству Латвии и других прибалтийских стран, находившихся в состоянии войны с Советской Россией, с предложением заключить мир. Правительство Латвии, убедившись в бесполезности дальнейшего участия в антисоветской интервенции, в апреле 1920г. вопреки давлению держав Антанты начало мирные переговоры с РСФСР. Договор провозглашал прекращение состояния войны между обоими государствами. Советская Россия, следуя принципу права наций на самоопределение вплоть до государственного отделения, признавала независимость, самостоятельность и суверенность латвийского государства. В договоре фиксировалась советско-латвийская граница. Каждая сторона обязалась воспретить пребывание на своей территории войск других держав, находящихся в состоянии войны с другой договаривающейся стороной, а также не допускать образования и пребывания на своей территории каких бы то ни было организаций и групп, имеющих своей целью низвержение правительства другой договаривающейся стороны. Договором предусматривалось урегулирование имущественных, финансовых и экономических вопросов. Советское правительство передавало Латвии государственное имущество, вывезенное в Россию во время 1 мировой войны, освобождало от ответственности по долговым и иным обязательствам, выплачивало золото и предоставляло право рубки леса. Договором предусматривалось также установление дипломатических и консульских отношений. он имел большое значение для установления мира в Прибалтике и прорыва блокады, организованной Антантой вокруг Советской России.

Многие историки трактуют виленский конфликт по своему. Интересное мнение о значении виленского конфликта в польско-литовских отношениях высказал В.Вельгорский. По его мнению, радикализация литовского движения и его акцентрированная враждебность «польскости» были следствием нарастания процесса полонизации как сознательного выбора населением Литвы более развитой польской культуры (не только шляхтой, но и крестьянством и мещанством). Таким образом, конфликт с Польшей нужен был литовской элите как повод для проведения политики жёсткой литуанизации с целью ликвидировать конкурирующую польскую культуру. Есть мнение, что конфликт вокруг Вильно был второстепенным моментом в польско-литовских отношениях. Литва стремилась получить Вильно с целью стать транзитным государством. А.Скшипек изучил политику Польши в Прибалтийском регионе в 1918-1925гг. и отметил, что помимо борьбы за гегемонию в регионе Польши с Советской Россией существовало противостояние интересов Польши и Литвы вследствие виленской проблемы. Он считал, что польско-литовский конфликт сыграл значительную роль в провале планов создания польско-прибалтийского союза. Ю.Охманьский отметил, что польские политики рассматривали литовцев как часть «польского политического народа», что делало конфликт трудноразрешимым.