Сдача лома черных металлов бухгалтерский учет. Учет металлолома – от поступления до реализации. Оприходование металлолома от списания основных средств проводки в бюджете

Все статьи Материалы: бухгалтерский и налоговый учет по вторичному сырью (Сибиряков Н.)

Ежегодно в производственных организациях и у населения образуется вторичное сырье (макулатура, изношенные шины, металлолом, отходы текстиля, древесины, пластмасс и так далее).

В данной статье рассмотрим: правовое регулирование деятельности по сбору вторичного сырья, особенности сбора вторичного сырья на примере сбора лома и отходов цветного и черного металла, порядок лицензирования, а также порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации операций по сбору лома и отходов цветного и черного металла.

Определение вторичного сырья приведено в п. 3.2.1 ГОСТ Р 54098-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 ноября 2010 г. N 761-ст. Согласно данной норме вторичное сырье — это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
Деятельность организаций, осуществляющих сбор вторичного сырья, регулируется следующими нормативными документами:
— Приказом Спецстроя России от 24 июля 2003 г. N 290 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов с драгоценными металлами в воинских формированиях и организациях при Спецстрое Российской Федерации»;
— Приказом ФТС России от 27 декабря 2011 г. N 2616 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), содержащих драгоценные металлы, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов»;
— Постановлением Госатомнадзора России от 27 сентября 2000 г. N 8 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-020-2000 «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности».
Законом г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 68) установлены требования к сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов, в том числе вторичного сырья.
Согласно ст. 1 Закона N 68, вторичное сырье — это переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования.
Одним из основных принципов обращения с отходами является ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за раздельный сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье (ст. 3 Закона N 68).
Статья 5 Закона N 68 утверждает полномочия правительства Москвы в области обращения с отходами:
— разработка, принятие и реализация городских целевых программ использования вторичного сырья, включающих меры, направленные на экономическое стимулирование использования вторичного сырья для нужд городского хозяйства;
— установление требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор и переработку вторичного сырья;
— утверждение перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, и объемов их переработки во вторичное сырье;
— установление объемов использования в городском хозяйстве продукции, изготовленной из вторичного сырья;
В соответствии с п. п. 5 и 6 ст. 8 названного Закона в целях уменьшения количества образующихся отходов вторичные материальные ресурсы в объемах, установленных правительством Москвы, должны направляться на переработку (обработку) во вторичное сырье; перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, устанавливается правительством Москвы.
Закон N 68 также предъявляет требования к переработке (обработке) и хранению вторичных материальных ресурсов (ст. 10 Закона N 68):
1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, обязаны обеспечивать использование вторичного сырья либо передавать его для этих целей иным организациям, осуществляющим использование вторичного сырья.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, обязаны предварительно уведомлять уполномоченный орган о заключенных договорах на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, ввозимых на территорию г. Москвы.
3. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, разрабатывают и представляют в уполномоченный орган предложения по схеме размещения пунктов приема и переработки вторичного сырья.
4. Хранение вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, должно осуществляться в условиях, исключающих потерю их ценных качеств.
Далее рассмотрим особенности сбора вторичного сырья на примере сбора лома и отходов цветного и черного металла.
Организации могут приобретать лом черных и цветных металлов в целях его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.
Понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления.
Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации.
В части лома черных металлов такие Правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», а в части лома цветных металлов — Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».
Кроме того, основными нормативными документами для субъектов предпринимательской деятельности, занятых в этой сфере бизнеса, будут являться:
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Закон N 89-ФЗ;
— Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) и другие.

Порядок лицензирования

Согласно пп. 34 п. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию.
О том, что следует понимать под такой деятельностью, сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» (далее — Постановление N 1287).
Под заготовкой лома черных и (или) цветных металлов согласно п. 4 Постановления N 1287 понимается приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; под переработкой лома черных металлов — процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; под реализацией лома черных металлов — отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Таким образом, если субъект хозяйственной деятельности, будь это металлургическая организация или специализированная организация, осуществляет указанные действия с металлоломом, то, естественно, он обязан получить соответствующую лицензию.
Лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
а) заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов;
б) заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.
Лицензия выдается бессрочно, что указано в п.

4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ.
Если субъект одновременно осуществляет заготовку, переработку и реализацию и черных, и цветных металлов, то обязан получить две лицензии.
При прохождении процедуры лицензирования хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе.
При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой.
В соответствии с пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) размеры государственной пошлины составляют:
— за предоставление лицензии — 6000 руб.;
— за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, — 2600 руб.;
— за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 600 руб.;
— предоставление (выдача) дубликата лицензии — 600 руб.;
— за продление срока действия лицензии — 600 руб.

Обратите внимание! Согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

В соответствии с п.

5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99) расходы организации на лицензирование с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности.
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Для справки: В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ) до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных данным Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона 402-ФЗ. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону 402-ФЗ.

Бухгалтерский и налоговый учет в организациях, осуществляющих сбор лома и отходов цветного и черного металла

Организация бухгалтерского и налогового учета у организации, осуществляющей операции с металлоломом, будет зависеть от того, какие цели преследует данный субъект. Если он осуществляет заготовку лома черных и цветных металлов в целях его использования в качестве вторичного сырья, используемого для производства своей продукции, то в этом случае металлолом будет выступать в качестве материалов.

Пример (цифры условные). Производственная организация ООО «Полет» приобретает у физического лица лом черных металлов в количестве 10 кг по цене 30 руб. за 1 кг и использует его для производства готовой продукции.
Учет металлолома, принятого у населения, ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г.

N 44н (далее — ПБУ 5/01).
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 металлолом принимается к учету по фактической себестоимости, которая в данном случае будет складываться из суммы, выплаченной физическому лицу.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, учет металлолома, используемого в качестве материала, будет вестись на счете 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете ООО «Полет» приобретение металлолома у физического лица будет отражено следующим образом:
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 300 руб. — принят к учету металлолом от физического лица;
Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 50 «Касса» — 300 руб. — погашена задолженность перед физическим лицом.
В налоговом учете стоимость материалов (металлолома) учитывается по стоимости, определенной в соответствии со ст. 254 НК РФ.
Окончание примера.

Специализированные же организации, осуществляющие операции с металлоломом, используют, как правило, торговую схему, так как в данном случае металлолом у них предназначен для дальнейшей реализации. В этом случае учет металлолома ведется на счете 41 «Товары».

Пример (цифры условные). Организация ООО «Мир» приобретает у физического лица лом черных металлов и использует его для реализации металлургическому комбинату.
В феврале текущего года выручка ООО «Мир» от продажи металлолома составила 11 800 руб. Фактическая себестоимость реализованного металлолома составляет 7000 руб.
Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления. Следовательно, в феврале текущего года в бухгалтерском учете ООО «Мир» будут сделаны следующие записи:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка», — 11 800 руб. — отражена выручка от продажи металлолома;
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», — 1800 руб. — начислен НДС с реализации металлолома;
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», Кредит счета 41 «Товары» — 7000 руб. — списана фактическая себестоимость реализуемого металлолома;
Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 11 800 руб. — получены денежные средства за реализованный металлолом;
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль (убыток) от продаж», Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» — 3000 руб. (11 800 руб. — 1800 руб. — 7000 руб.) — получена прибыль от реализации металлолома.
Окончание примера.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

и отходов черных металлов

6. Прием лома и отходов черных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить:

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:

контролер лома и отходов металла 2 разряда — на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов;

прессовщик лома и отходов металла 1 разряда — не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:

пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);

оборудования для сортировки или измельчения стружки.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)

Учет лома и отходов черных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

10. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется — книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

«В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц». Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2016 N 1367)

(см. текст в предыдущей)

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование «Книга учета приемосдаточных актов»;

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись «Начата» с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись «Окончена» с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись «Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета» с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц — фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как списать металлолом

На сегодняшний день многие руководители компаний не имеют никакого понимания, как правильно и быстро списать металлолом согласно действующим законодательным процедурам. А ведь на балансе практически каждого предприятия числится большое количество металлического оборудования и конструкций.

В настоящий момент весь процесс учета и списания изделий из металла, которые морально устарели или поломались, регулируется определенными нормативными актами и постановлениями.

И опасаясь совершения ошибок, некоторые организации принимают решение продолжать дальше хранить на складе устаревшее и поломанное оборудование. Многие бухгалтера и начальники не имеют понятия, как правильно оформить документ на списание, как снять металлический лом с налогового учета, который числится на балансе компании, как основные средства (ОС).

Однако на самом деле решение держать у себя металл является не правильным. Ведь для его хранения постоянно нужна определенная часть территории. Сам металлолом нужно постоянно отражать в бухгалтерских документах, регулярно совершать за него налоговые платежи. Реализация металлолома поможет каждой фирме получить прибыль и перестать платить деньги за ненужные расходы.

Основные этапы процесса списания металлолома

Если объект, который числится на балансе фирмы, не эксплуатируется долгое время, и не планируется использоваться, его можно списать. Для этого на первоначальной стадии процедуры списания создается специальная комиссия, обладающая правом оформлять акт на списание металлолома. Основой для ее формирования считается приказ, подписанный руководством компании. К полномочиям данной комиссии относятся осмотр объекта, установление причин списания, подготовка необходимых актов и даже списание станков на металлолом.

На следующем этапе составляется и подписывается документ о списании ОС. Для создания этого акта используются стандартные унифицированные формы. В нем указываются все основные характеристики объекта.

На третьем этапе формируется перечень списанного оборудования для сдачи в металлолом, происходит оценка состояния имеющихся деталей, узлов и конструкций на предмет их дальнейшего использования в рабочих целях. Все имеющиеся изделия, конструкции, узлы и механизмы, которые числятся на балансе компании, внимательно анализируются на предмет дальнейшей эксплуатации. Определяется и выбирается годный металлолом, который можно оприходовать и использовать в дальнейшей деятельности предприятия.

На четвертом этапе рассчитывается стоимость всех пригодных для эксплуатации механизмов и металлических изделий. Все они потом приходуются на баланс организации.

Последний этап отражает конечный результат проводимой проверки. Это списание в бухгалтерском учете. На основе всех полученных данных происходит отражение списываемого объекта в бухгалтерском учете.

Для совершения этой процедуры существует большое количество дополнительных пособий, содержащих полную информацию о быстром и простом списании металлического лома с учета бухгалтерии.

Правильно проведенная процедура списания позволит прекратить убыточный процесс хранения устаревших изделий и нерабочего металлолома, заполучить чистый доход от реализации металлического лома, освободить полезные площади предприятия.

При возникновении затруднений со списанием определенных видов металлолома лучше всего обратиться в специализированную компанию, которая может оперативно помочь решить все вопросы с оформлением документов и проведение процесса списания, демонтажем, вывозом ненужных металлических конструкций и оборудования, их покупкой.

Согласовано утверждаю

1 … 8 9 10 11 12 13 14 15 …

А.2 Форма акта оприходования металлолома, образовавшегося при
производстве работ по демонтажу трубопровода

УТВЕРЖДАЮ
Зам. начальника филиала ОСТ по общим вопросам
__________ И.О.Фамилия
» _____ » ___________ _____ г.
АКТ
оприходования, металлолома образовавшегося при
производстве работ по демонтажу трубопровода на участке МН ___________
Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе:

Должность______ И.О.Фамилия

Должность______ И.О.Фамилия

Должность______ И.О.Фамилия

составили настоящий акт в том, что в результате проведения работ по демонтажу участка МН _________ от км____ до км_____ образовался металлолом в виде трубы бывшей в употреблении

№ п/п Длина трубы, м Диаметр, толщина стенки

трубы, мм

Масса 1-го метра трубы Вес трубы, кг
1 2 3 4 5
итого
Комиссия решила оприходовать металлолом марки _____(указать марку лома по
ГОСТ 2787-75 ) в количестве _________тонн оприходовать в подотчет МОЛ _____________________ для дальнейшей реализации.
Члены комиссии

Должность

И.О.Фамилия

Должность И.О.Фамилия
Должность И.О.Фамилия

1 … 8 9 10 11 12 13 14 15 … 18


Организация занимается обслуживанием и уборкой территории жилого фонда на основании договоров с управляющей компанией. В процессе сбора мусор сортируется. Собранный лом цветного металла сдан специализированной организации. Организация не имеет лицензии на деятельность, связанную с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет? Облагается ли данная операция НДС?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

При этом п. 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности, деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов.

Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной и безвозмездной основе. Под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов.

Таким образом, в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома цветных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.

В свою очередь, следует учитывать, что для осуществления реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства, и не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение лицензии не требуется (письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889). Под собственным производством судами понимается не только непосредственно производственный процесс. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 N А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Следовательно, если организация реализует лом цветных металлов, образовавшийся в результате ее предпринимательской деятельности, то такие операции освобождаются от обложения НДС в любом случае, то есть независимо от наличия лицензии, а п. 6 ст. 149 НК РФ (требующий наличия у налогоплательщика соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ) на реализацию лома, образовавшегося в процессе собственного производства, не распространяется.

Другими словами, если организация реализуют лом черных и (или) цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, то освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ можно воспользоваться без лицензии.

Основанием применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования и оприходования лома черных металлов в процессе производственной деятельности.

Для подтверждения того, что хозяйствующий субъект реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся у него в процессе собственного производства, необходимо, чтобы в учете были отражены операции по приобретению металла, использованию его в производстве, а также операции по учету возвратных отходов с исключением данной суммы из расходов, участвующих в налогообложении прибыли (то есть стоимость возвратных отходов уменьшает себестоимость продукции).

Таким образом, реализация лома цветных металлов подлежит лицензированию (за исключением реализации лома, образовавшегося в результате собственного производства). Следовательно, в рассматриваемом случае льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, может применяться только при наличии у организации соответствующей лицензии. Поскольку у организации лицензия отсутствует, реализация ею лома цветных металлов облагается НДС по ставке 18% (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-8532/2009-32-118, ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 N А55-15625/2008).

Налог на прибыль

В данном случае лом цветных металлов, как безвозмездно полученное имущество, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Оценка дохода в этом случае осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения этого имущества. При реализации указанного в ст. 268 НК РФ имущества налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Статьями 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю.

Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации (в данном случае - лома цветных металлов) не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом при реализации имущества налогоплательщик может уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, УФНС России по г. Москве от 18.03.2005 N 20-12/17819).

Бухгалтерский учет

При принятии решения о сдаче лома специализированной фирме указанные материалы сначала должны быть оприходованы в бухгалтерском учете Вашей организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи МПЗ (п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), предусмотрено, что по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" на субсчете "Безвозмездные поступления" учитывается активов, полученных организацией безвозмездно. Лом учитывается на счете 10 "Материалы" , субсчет "Прочие материалы".

В соответствии с Инструкцией суммы, учтенные на субсчете "Безвозмездные поступления" счета по безвозмездно полученным материальным ценностям, списываются с этого счета в кредит счета , субсчет "Прочие доходы", по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу)*(1). Аналитический учет по субсчету "Безвозмездные поступления" ведется по каждому безвозмездному поступлению ценностей.

при реализации лома:
Дебет Кредит , субсчет "Прочие доходы"
- отражена реализация лома на сторону;

Фирма (ООО, УСН с НДС). Один из видов деятельности - ремонт автомобилей. Отчитываемся в ИМНС помесячно. На территории фирмы есть металлолом, который надо оприходовать. Мои проводки: Дт 10/6 Кт 91 - 977 474 (0,5 тонны). Цену взяла с прайса «Белвтормет», приходую по возможной цене реализации.

Металлолом будем сдавать на «Белвтормет» только в след. году. Когда наша фирма сдаст металлолом, с полученной выручки от сдачи металлолома я уплачу в бюджет НДС 20% и УСН 3%.

Надо ли на оприходованную сумму металлолома начислить НДС 20% и УСН 3%? Если да, то какие будут бух. проводки?

Добрый день!

Правовые основы обращения с ломом и отходами чёрных и цветных металлов определены в Законе Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З). В соответствии с терминологией, приведённой в ст. 1 Закона № 271-З: «Лом и отходы чёрных и цветных металлов - пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из чёрных и цветных металлов, отходы производства изделий из чёрных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства» (п. 5 Инструкции о порядке учёта, хранения, использования и реализации чёрных и цветных металлов, их лома и отходов, утверждённой Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10, далее - Инструкция № 98/12/10).

Порядок формирования в бухгалтерском учёте информации о запасах определён Инструкцией по бухгалтерскому учёту запасов, утверждённой Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133).

Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учёте отражается по дебету счёта 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Инструкции № 133).

Отходы производства подразделяются на возвратные (используемые и не используемые в производстве) и безвозвратные (часть четвертая п. 43.3 Методических рекомендаций по прогнозированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утверждённых приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 31.12.2010 № 881, далее - Методические рекомендации).

К возвратным отходам, не используемым в производстве, относятся отходы, которые могут быть потреблены самой организацией лишь на хозяйственные нужды или реализованы на сторону (часть пятая п. 43.3 Методических рекомендаций).

Стоимость возвратных отходов исключается из стоимости затрат на сырьё и материалы, включаемых в себестоимость продукции (часть вторая п. 43.3 Методических рекомендаций).

Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лома, ветоши и т. п.), приходуются на склад (в кладовую) организации на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов (п. 68 Инструкции № 133). Таким образом, образующиеся в ходе производственного процесса лом и отходы подлежат исключению из себестоимости готовой продукции (работ, услуг).

Стоимость отходов определяется по чистой стоимости реализации (п. 45 Инструкции № 133). Учёт наличия и движения лома ведётся на счёте 10, субсчёт 10−6 «Прочие материалы» (часть девятая п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённой Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).

Оприходование материалов, полученных в процессе производства, отражается по дебету счёта 10-6 по чистой стоимости их реализации (п. 45 Инструкции № 133, часть девятая п. 16 Инструкции № 50).

При оприходовании лома следует учитывать, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в том отчётном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчётов по ним (п. 4 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учёте и отчётности»).

При этом каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учётным документом, в котором должны указываться в том числе содержание и основание совершения хозяйственной операции, её оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях (п. 1, абзац 4 части первой п. 2 ст. 10 названного выше Закона).

Таким образом, стоимость лома на момент его оприходования в бухгалтерском учёте следует определять, исходя из действующей в данном периоде цены на лом. Прейскурант цен на лом размещён на ОАО «Белцветмет» .

Доходы и расходы, связанные с реализацией лома ОАО «Белцветмет», включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счёте 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчёт 90−7 «Прочие доходы по текущей деятельности» либо субсчёт 90−10 «Прочие расходы по текущей деятельности») (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учёту доходов и расходов, утверждённой Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, далее - Инструкция № 102).

Выручка от реализации лома отражается записью: Д-т 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» - К-т 90−7.

Стоимость реализованного лома, по которой он числится в бухгалтерском учёте, отражается записью: Д-т 90−10 - К-т 10−6 (пп. 2, 6, абзацы 1, 2 п. 13, п. 32 Инструкции № 102; п. 24 Инструкции № 133; часть девятая п. 16, п. 48, абзацы 8, 11 части третьей п. 70 Инструкции № 50).

Налог на добавленную стоимость, исчисленный из выручки от реализации лома, отражается: Д-т 90−8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности» - К-т 68 «Расчёты по налогам и сборам» (субсчёт 68−2 «Расчёты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») (абзац 3 части второй п. 53, абзац 9 части третьей п. 70 Инструкции № 50).

Денежные средства, поступившие за реализованный металлолом, согласно пп. 40, 48 Инструкции № 50 отражаются: Д-т 51 «Расчётные счета» - К-т 62.

Расходы, связанные с пакетированием лома и его доставкой на ОАО «Белцветмет», отражаются: Д-т 90−10 - К-т 23 «Вспомогательные производства» (в случае, если пакетирование и доставка выполнена силами вспомогательных производств) или 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» (если работы по пакетированию и доставке были выполнены силами сторонней организации).

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций по оприходованию лома, его пакетированию, перевозке и реализации:

  • оприходован лом - Д 10−6 К 20;
  • отгрузка лома ОАО «Белцветмет» - Д 62 К 90−7;
  • исчислен налог на добавленную стоимость - Д 90−8 К 68−2;
  • отражено списание стоимости лома - Д 90−10 К 10−6;
  • списаны затраты на пакетирование и перевозку лома - Д 90−10 К 23;
  • отражено поступление денежных средств за лом - Д 51 К 62;
  • УСН - Д 26 К 68 = 3% от выручки.

С уважением, ЧП «ЛюксБаланс»

Компаниям не всегда удается продать закупленные товары. Они могут оказаться невостребованными (неликвидными), например, по причине морального устаревания (допустим, производитель выпустил новую, более эффективную модель насосного оборудования и старая уже никому не нужна). И если товар содержит металл, иногда бывает выгоднее сдать его в металлолом.

Вот такой случай мы и рассмотрим. А еще расскажем о том, как документально оформить эту операцию и каковы будут ее налоговые последствия.

Что делать бухгалтеру, если выявлены неликвидные товары

Если к вам поступила информация (допустим, из отдела продаж) о том, что имеющиеся на складе организации товары морально устарели, но решение об их списании руководством еще не принято, нужно провести обесценение таких товаров. То есть уточнить их реальную рыночную стоимость, чтобы указать достоверную информацию в отчетности. Ведь, скорее всего, эта рыночная стоимость окажется ниже себестоимости. При выявлении признаков обесценения вам следует создать оценочный резерв под снижение стоимости материальных ценносте йп. 25 ПБУ 5/01 .

Как начислять резерв под снижение стоимости МПЗ, читайте:

Затем руководитель принимает решение реализовать неликвидные товары как металлолом. Проблема в том, что продать эти товары как есть (пусть даже по сниженным ценам) и провести эту операцию в учете как обычную реализацию не получится. И вот почему. Вы продаете не просто имеющийся товар по сниженной цене, а именно лом. И специализированная организация, занимающаяся скупкой/переработкой металлолома, выдаст вам документы о том, что купила у вас не ваше оборудование, а лом. Поэтому, как бы ни хотелось, сначала придется списать неликвидный товар, а вместо него оприходовать лом, который и будет впоследствии реализован.

А теперь посмотрим, какие документы потребуется оформить.

Какие понадобятся документы

Для проведения экспертной оценки обесценения товаров создают комиссию. В ее состав включают технологов, специалистов отдела продаж, товароведов и других сотрудников, которые смогут оценить реальное состояние товара и установить возможную цену его реализации. По итогам работы комиссии руководитель издает приказ о признании товара морально устаревшим и о снижении цены на этот товар. Далее нужно составить акт об уценке товарно-материальных ценностей. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 или № МХ-15. Либо можно оформить акт в произвольном виде. Тогда он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизит ы и его форму нужно утвердить приказом руководителя. Желательно также приложить к акту документы, подтверждающие рыночную стоимость товаро вп. 20 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания) .

Специальных положений по списанию товаров нет. Однако они являются частью материально-производственных запасо вп. 2 ПБУ 5/01 , поэтому компания может воспользоваться процедурой, применяемой при списании морально устаревших материало впп. 124- 126 Методических указаний .

Опять-таки создается комиссия для фиксации того факта, что товар невозможно продать. В состав комиссии могут входить профильные специалисты (специалисты отдела продаж, технические специалисты, которые смогут определить пригодность для дальнейшего использования отдельных деталей и частей оборудования). Рассмотрев все факты (компания пыталась продать оборудование, но все возможные способы его реализации исчерпаны, оборудование не является товаром широкого спроса и/или морально устарело - и покупателей найти не удалось), комиссия признает товар неликвидным и подлежащим списанию, о чем составляется акт (заключение). На основании этого документа руководитель издает приказ о списании имущества. В приказе надо дописать, что материальные ценности - лом, который останется после списания, нужно сдать в пункт приема металла. Далее комиссия составляет акт на списание. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 и № ТОРГ-16. Или же оформить акт в произвольной форме, но с учетом требований к первичным документа мст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . В акте следует отразить количество образовавшегося лома и его рыночную стоимость, которая определяется совместно с экономическими службами.

Лом приходуется на основании акта о списании товаров и приходного ордера.

Передача лома в специализированную организацию оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (можно по форме № М-15). Кроме того, фирма, принимающая лом, выпишет вам приемосдаточный актприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 11.05.2001 № 369 .

С документами разобрались, теперь посмотрим, как все это отразить в учете.

Бухгалтерский учет

Проводки в бухучете сделайте такие.

Содержание операции Дт Кт
На дату составления акта об уценке товаров
Начислен резерв под снижение стоимости материальных ценностей 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
Сумма резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью товара и его фактической себестоимостью. При этом нужно документально подтвердить расчет текущей рыночной стоимост иабз. 7 п. 20 Методических указаний . Для определения текущей рыночной стоимости можно использовать данные о ценах из официальных изданий (например, статистических сборников), а также информацию, предоставляемую независимыми оценщиками, экспертами или производителем.
При заполнении баланса фактическая себестоимость товара, числящаяся на счете 41 «Товары», уменьшается на сумму резерва (кредитовое сальдо счета 14). В итоге товар будет отражаться в балансе по реальной рыночной стоимости
На дату списания неликвидных товаров по акту
На основании приказа списаны неликвидные товары 91, субсчет «Прочие расходы» 41 «Товары»
Восстановлен начисленный резерв 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» 91, субсчет «Прочие доходы»
Принят к учету полученный от списания товаров лом по текущей рыночной стоимости 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы» 91, субсчет «Прочие доходы»
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма, которую можно получить при продаже актива. При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документальн оп. 23 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н . Для этого можно воспользоваться ценами из прайс-листов организаций, занимающихся сбором металлолома
На дату реализации лома
Отражены доходы от реализации лома 91, субсчет «Прочие доходы»
Списана стоимость проданного лома 91, субсчет «Прочие расходы» 10, субсчет «Прочие материалы»
На дату получения оплаты от покупателя
Получена оплата за лом 51 «Расчетный счет» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Налоговый учет

А вот в налоговом учете в отличие от бухгалтерского складывается не совсем радостная картина. Ведь не все расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.

Налог на прибыль

В налоговом учете обесценение стоимости товара не производится.

Как известно, покупную стоимость товаров, предназначенных для перепродажи, можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль только при их реализаци иподп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ . А в случае списания неликвидных товаров чиновники считают, что их стоимость в расходах для целей налогообложения прибыли не учитывается, так как выгоды от такого списания нетПисьма Минфина от 21.07.2011 № 03-03-06/1/428 , от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332 , от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397 . Но с проверяющими можно будет и поспорить. Ведь в нашем случае компания не просто списывает (уничтожает) неликвидные товары, а планирует впоследствии получить доход от сдачи их в металлолом. Стало быть, расходы в виде стоимости списанных неликвидных товаров отвечают требованиям экономической обоснованности и их можно учесть при налогообложении прибыл ип. 1 ст. 252 НК РФ . Еще один аргумент в вашу пользу: перечни внереализационных и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, являются открытым иподп. 49 п. 1 ст. 264 , подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ ; Постановления ФАС МО от 15.11.2012 № А40-34482/09-151-160 ; ФАС СЗО от 11.09.2008 № А56-3652/2007 .

Дальше разберемся с ломом, образовавшимся при списании неликвидных товаров. Рыночную стоимость полученного лома придется отразить во внереализационных доходах в том периоде, когда лом был оприходован (то есть на дату составления акта о списании товаро в)ст. 250 НК РФ ; Письма Минфина от 21.10.2009 № 03-03-05/188 ; ФНС от 23.11.2009 № 3-2-13/227@ .

А вот при дальнейшей продаже этого лома списывать в расходы его рыночную стоимость чиновники не разрешают. Объясняется это тем, что в НК не установлен порядок для определения стоимости МПЗ, полученных при списании неамортизируемого имуществ ап. 2 ст. 254 НК РФ .

Конечно, позиция налоговиков крайне невыгодна для компании. Вот несколько доводов в пользу иного подхода:

  • суды приходят к выводу, что в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов (имущества), которые получены только в результате разборки (демонтажа) при ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатаци иПостановления ФАС МО от 13.04.2011 № КА-А40/1689-11 , от 09.08.2011 № КА-А40/8328-11 . И если речь идет о списании неликвидного товара, то оснований для отражения налогового дохода в виде стоимости полученного лома нет;
  • если не учитывать в расходах стоимость лома при его продаже, то это приведет к двойному налогообложению. Фактически организация отразит доходы в виде рыночной стоимости лома дважды - при его оприходовании и при реализации. А это противоречит правилам НКп. 3 ст. 248 НК РФ .

НДС

Списание неликвидных товаров не является объектом налогообложения по НДС. Также не облагается НДС и реализация лома, образовавшегося в результате собственного производства/хозяйственной деятельности (когда продажа лома не является видом деятельности вашей компани и)подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ . Объясним почему. Для освобождения от НДС реализации металлолома требуется наличие лицензи ип. 6 ст. 149 НК РФ ; п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ . Однако для реализации лома, образовавшегося в процессе собственного производства, лицензия не нужн ап. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 12.12.2012 № 1287 и такие операции НДС не облагаютс яПисьмо ФНС от 16.08.2006 № 03-1-03/1562@ .

Обратите внимание: реализацию лома надо отразить в разделе 7 декларации по НДСпп. 44- 44.7 Порядка заполнения налоговой декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ . И счет-фактуру на реализацию вам выставлять не нужн оподп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ .

Но есть такая проблема. По общему правилу, если имущество перестает использоваться в облагаемой НДС деятельности, входной НДС, ранее правомерно принятый к вычету, компания должна восстановит ьподп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ . Поэтому налоговики при проведении проверки могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по товарам, ставшим впоследствии неликвидными.

По нашему мнению, восстанавливать НДС не нужно и у компании есть шанс отстоять эту позицию в судеПостановление 2 ААС от 26.04.2013 № А82-17163/2011 . Ведь товары приобретаются не с целью переработки их в металлолом для дальнейшей реализации, не подлежащей обложению НДС. Они покупались для перепродажи, то есть для облагаемых НДС операций, но были списаны в металлолом в связи с их непригодностью, и поэтому обязанности восстанавливать НДС нет. Кроме того, списание морально устаревших товаров также не является основанием для восстановления заявленного к вычету НДСПостановление ФАС СКО от 07.05.2014 № А32-18211/2012 .

Однако все же случается, что суд поддерживает налоговиков и обязывает компанию восстановить ранее принятый к вычету НДСПостановление АС ВВО от 23.03.2015 № Ф01-649/2015 .

УСНО

Если компания применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы», то покупную стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, а также входной НДС она учитывает в расходах в момент реализации этих товаров - при условии их полной оплат ыподп. 8 , подп. 23 п. 1 ст. 346.16 , подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ ; Письмо ФНС от 05.02.2014 № ГД-4-3/1891 .

В случае списания неликвидных товаров их стоимость в расходах еще не учтена. Если ваш товар списывается с учета как неликвидный, то в такой ситуации затраты на его покупку и предъявленный НДС не учитываются при расчете упрощенного налога по причине закрытого перечня расходо вп. 1 ст. 346.16 НК РФ .

Но спасает ситуацию последующая продажа товара в качестве металлолома. Это нам подтвердили и в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Если компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, списывает неликвидные товары, приобретенные для перепродажи, и впоследствии реализует образовавшийся в результате списания лом, то она вправе учесть в расходах для целей налогообложения покупную стоимость этих товаров, включая предъявленный НДСподп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ . Конечно же, при условии полной оплаты указанных товаров.

А если организация просто утилизирует (списывает) неликвидные товары, то затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения при УСНО” .

Доход от реализации лома отразите на дату поступления дене гп. 1 ст. 346.15 , п. 1 ст. 249 , п. 1 ст. 346.17 НК РФ .

Избавление от неликвидных товаров доставляет немало хлопот. Да и с налоговыми расходами могут возникнуть проблемы. Но главное - обратите внимание на документальное оформление списания неликвидного товара, о котором мы писали выше. Суды вас точно поддержат, если будут составлены все необходимые документ ыПостановление ФАС ЗСО от 13.12.2010 № А45-7702/2010 .

Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики. Под физическим износом понимается ухудшение
технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т. д.). Моральный износ (обесценивание) проявляется в том, что основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.

Вследствие физического или морального износа основного средства наступает
его неспособность приносить экономическую выгоду, а это уже является основанием
для его списания.

Составление документации при выбытии объектов

Для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя организации создается комиссия. В дальнейшем она дает свое заключение и составляет документацию при выбытии объектов.

В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии можно приглашать сторонних специалистов
(п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, далее – Методические указания).

Комиссия должна (п. 78 Методических указаний):

  • осмотреть объект основных средств, подлежащий списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета;
  • выявить лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внести предложений о привлечении этих лиц к ответственности;
  • составить заключения на списание объе­кта основных средств.

Приказ о создании комиссии может выглядеть так.

Комиссия также решает, возможно ли дальше использовать отдельные узлы, детали, материалы, полученные при демонтаже выбывающего объекта (например, для текущего ремонта рабочего оборудования или на продажу), оценивает по количеству и по стоимости, исходя из рыночных цен, а также обеспечивает сохранность.

После принятия решения о списании объекта комиссия составляет заключение. Типовой формы для него нет. Поэтому можете разработать шаблон документа самостоятельно. Главное, чтобы в бланке были все необходимые реквизиты первичного документа. Утверждает форму руководитель приказом к учетной политике (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

Пример заключения ликвидационной комиссии.


Следующий шаг: руководитель организации издает приказ о ликвидации основного средства. Типовой формы документа нет, можно воспользоваться образцом.


После заключения комиссии и приказа руководителя надо составить акт о списании имущества. Можно использовать акт по типовой форме № ОС-4 (для автомобилей – № ОС-4а)
или самостоятельно разработанную форму. Во втором случае необходимо, чтобы в документе
были все необходимые реквизиты.

Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.

На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, книгах, которые используете для учета хранения и движения основных средств. Так предусмотрено в пункте 80 Методических указаний. Как правило, применяют типовые бланки: инвентарную карточку по форме № ОС-6 (при учете имущества обособленно) или карточку по форме № ОС-6а (когда основные средства учитывают в составе групп объектов). Малые предприятия используют инвентарную книгу по форме № ОС-6б.

При демонтаже основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать (п. 57 Методических указаний). Чтобы оформить поступление объектов, полученных при разборке основных средств, можно использовать типовую форму № М-35.

Как отразить демонтаж в бухгалтерском учете

При ликвидации ОС в результате демонтажа возникают как доходы, так и расходы. Рассмотрим, как отразить их в бухгалтерском учете.

Списание объекта

Сам объект спишите со счета 01. Отразите также все расходы, связанные с ликвидацией имущества. Со следующего за ликвидацией месяца прекратите начислять амортизацию
(п. 22 ПБУ 6/01).

Если срок полезного использования еще не истек, при ликвидации ОС его остаточную стоимость списывают на прочие расходы. Сделайте это в том периоде, когда составили ликвидационный акт и соблюли все необходимые формальности. Это следует из пункта 29 ПБУ 6/01 и пункта 11 ПБУ 10/99.

При списании остаточной стоимости проводки такие:


- отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;


- отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;


- списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).

Если остаточную стоимость списывают опционально, то без расходов на разборку и демонтаж
не обойтись.

Указанные траты отразите в составе прочих расходов того периода, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99).

От того, кто проводит ликвидацию основного средства, зависит и оформление проводками затрат на эти работы. Возможны три варианта.

Вариант 1. Ликвидацию проводит специальное подразделение организации. Например, ремонтная служба. Тогда проводки такие:

ДЕБЕТ 23   КРЕДИТ 70 (68, 69...)
- отражены расходы на ликвидацию основного средства;

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 23
- списаны расходы на ликвидацию основного средства.

Вариант 2. В организации нет специального подразделения, ликвидацию проводите без привлечения сторонних подрядчиков. Поэтому при списании расходов на ликвидацию основного средства в учете делайте проводку:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 70 (69, 68, 10...)
- учтены расходы на ликвидацию основного средства.

Вариант 3. Ликвидирует основное средство привлеченный подрядчик. Расходы, связанные с оплатой его услуг, отразите проводкой:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 60
- учтены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60
- учтен НДС, предъявленный подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства.

Учет материалов, полученных при демонтаже

А что делать с оставшимися материалами, например, вполне исправными запчастями и металлоломом? Все эти вещи приходуют по рыночной цене. В дальнейшем материалы можно использовать в производстве или реализовать.

Для поступления материалов при демонтаже ОС проводка такая:

ДЕБЕТ 10   КРЕДИТ 91-1
- оприходованы материалы, полученные при ликвидации основного средства.

Реализацию материалов (лома) в бухучете отражают как прочие доходы. Себестоимость реализованных МПЗ списывают на прочие расходы. Проводки такие:

ДЕБЕТ 62   КРЕДИТ 91-1
- отражена выручка от реализации материалов (лома);

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 10
- списана себестоимость материалов (лома).

Отчет о финансовых результатах и пояснения

В отчете о финансовых результатах списанную остаточную стоимость демонтированного ОС указывают по строке 2350 «Прочие расходы».

Кроме того, ее отражают в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в разделе «Основные средства» по столбцу 6 «Выбыло объектов».

Другие затраты, связанные с ликвидацией основного средства (например, на его демонтаж, разборку и т. п.) также указывают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.

После разборки или демонтажа оборудования могут остаться ценности (детали, узлы, агрегаты), которые можно использовать в производстве. Бухгалтер должен оприходовать их по рыночной стоимости (цене возможной реализации). Это правило применяют как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Сумму таких доходов указывают по строке 2340 «Прочие доходы» отчета о финансовых результатах.


ПРИМЕР ОТРАЖЕНИЯ В БУХУЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ ДЕМОНТАЖА ОС

АО «Тендер» демонтировало и списало станок вследствие его морального износа. Первоначальная стоимость станка – 130 000 руб., начисленная амортизация – 40 000 руб.

После демонтажа были получены материалы и запасные части, которые фирма планирует использовать в будущем.

Их рыночная стоимость – 50 000 руб.

Расходы по демонтажу станка составили 10 000 руб. Демонтаж был произведен ремонтным цехом «Тендера».

Бухгалтер «Тендера» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»   КРЕДИТ 01
- 130 000 руб. – списана первоначальная стоимость станка;

ДЕБЕТ 02   КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
- 40 000 руб. – списана начисленная амортизация;

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
- 90 000 руб. (130 000 – 40 000) – списана остаточная стоимость станка;

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 23
- 10 000 руб. – списаны расходы по демонтажу станка;

ДЕБЕТ 10   КРЕДИТ 91-1
- 50 000 руб. – оприходованы запчасти, оставшиеся после демонтажа;

ДЕБЕТ 99   КРЕДИТ 91-9
- 50 000 руб. (90 000 + 10 000 – 50 000) – отражен убыток от списания станка.

Сумма расходов по ликвидации станка составила 100 000 руб. (90 000 + 10 000). Эта сумма будет указана по строке 2350 отчета о финансовых результатах. Доход от ликвидации в сумме 50 000 руб. нужно отразить по строке 2340 отчета о финансовых результатах.

Как учесть демонтаж при расчете налогов

Если вы демонтировали ОС, это имеет свои налоговые последствия.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств учитывайте в составе внереализационных расходов. Это касается как остаточной стоимости демонтируемого ОС, так и расходов в связи с ликвидацией имущества. Основание – подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

При методе начисления расходы учтите в том периоде, в котором был подписан акт о выполнении работ по ликвидации основного средства. Это следует из подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

При кассовом методе расходы на ликвидацию отразите по мере их оплаты при наличии акта о выполнении работ по ликвидации (п. 3 ст. 273 НК РФ). Как при методе начисления, так и при кассовом методе недоначисленную амортизацию списывают на дату оформления акта о списании основного средства.

Если после демонтажа будут оприходованы оставшиеся детали или материалы, то их стоимость отразите в составе внереализационных доходов на основании пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Показать доход надо независимо от того, будете полученное имущество в дальнейшем использовать в деятельности, направленной на получение доходов, или нет (письмо Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58).

При методе начисления датой получения дохода будет считаться дата подписания акта о ликвидации основного средства (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если применяете кассовый метод, отражайте доходы в виде стоимости сырья или материалов, полученных после ликвидации основного средства, на дату их оприходования в бухучете (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Стоимость, по которой сырье, материалы и т. п. отражают в налоговом учете, определяйте с учетом рыночных цен. В налоговом учете это будет внереализационный доход.

При отпуске материалов в производство или последующей реализации отразите их стоимость соответственно в составе материальных расходов или расходов от реализации. При этом стоимость, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, определите как сумму, которая ранее была учтена в составе доходов (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

Спецрежимы

Для фирм и предпринимателей на УСН с объектом «доходы» демонтаж основных средств никак не влияет на сумму единого налога (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» могут списать при налогообложении расходы на демонтаж ОС как своими силами, так и с участием подрядчика (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

На сумму ЕНВД демонтаж основных средств не влияет, потому что базой по единому налогу является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ).

Восстанавливать ли НДС?

Если подрядчик, который проводил демонтаж, является плательщиком НСД, то сумму предъявленного им налога можно принять к вычету по общим правилам в силу прямой нормы – пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Однако чиновники считают, что у компании в связи с «досрочным» выводом ОС из эксплуатации появляется обязанность по НДС: если срок полезного использования объекта не истек, плательщик должен восстановить сумму входного НДС, приходящуюся на остаточную стоимость ОС. На это указывал Минфин России в относительно свежем письме от 17.02.2016
№ 03-07-11/8736. Поскольку ОС больше не используется в облагаемых НДС операциях –
права на вычет нет.

Если бухгалтер решит следовать этому указанию, он составит проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 19
- включена в прочие расходы сумма входного НДС по услугам подрядчика;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- восстановлена сумма НДС по недоамортизированной части стоимости основного средства, подвергшегося демонтажу.

С требованием восстанавливать НДС с остаточной стоимости ОС можно и не согласиться. Закрытый перечень оснований, по которым надо восстанавливать НДС (п. 3 ст. 170 НК РФ)
не предусматривает такого основания, как вывод ОС из эксплуатации.

Данный вывод есть в прошлогодних письмах ФНС России от 17.06.2015 № ГД-4-3/10451
и от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627. В обоих документах налоговая служба опирается на позицию
решение ВАС РФ от 23.10.2006 № 10652/06 и на письмо Минфина России от 07.11.2013
№ 03-01-13/01/47571.

Налоговый консультант Тамара Петрухина