Секреты ароматических масел. Как получить эфирное масло из растений: основные методы

Доброго времени суток всем!

Сегодня я предлагаю вам познакомиться, из чего и как производят натуральные эфирные масла. Как я уже писало о себе (кто не читал – посмотрите на страничке « »), по образованию я инженер -химик. Поэтому тема получения масел для меня очень понятна и я постараюсь простыми словами объяснить вам, в чем же ценность качественных масел в отличие от дешевых. Ведь только качественные эфирные масла можно использовать для ароматерапии.

Для начала поговорим о том, откуда же берутся эфирные масла и что это вообще такое. Эфирное масло – это совсем не масло, асложная многокомпонентная смесь различных веществ, иногда в состав эфирных масел может входить до 3000 компонентов!

Только представьте! Разве можно сделать искусственно такую смесь? От того, в какой пропорции эти компоненты присутствуют в масле, во многом зависит и качество масла, и сила его воздействия.

Ведь хорошее масло, как и хорошее вино, зависит от того, в каких климатических условиях росло растение, какая была погода, на какой почве, применялись ли химикаты и т.д.Ведь в масле могут быть как очень полезные компоненты, так и вредные. И чем больше процент именно ценных компонентов в сырье —тем ценнее масло из него получится, хотя по запаху это невозможно определить.

Кстати, чтобы проверять сырье, а потом и готовое масло, надо иметь очень хорошо оснащенную лабораторию с самыми современным оборудованием. А это, как вы понимаете, стоит денег. Поэтому качественное масло не может быть дешевым.

Ну, а теперь поговорим, где в растениях содержатся эфирные масла? Масло – это душа растения.Например, у цитрусовых – лимона, апельсина, грейпфрута, мандарина, масло содержится в кожуре. Это то, что иногда брызгает в глаза, когда чистишь апельсин. И в глазах после этого щипает. Поэтому надо избегать попадания масел в глаза. И масла цитрусовых получают методом выжимания или холодного ценрифугирования.

Аесли апельсин, к примеру, обрабатывался химией, что мы получим? Правильно, вся эта химия окажется в масле, и вместо пользы здоровью, мы получим один вред.

Масло могут получать из листьев растений, цветов и стеблей. Так получают очень многие масла, напримермяты, эвкалипта, мелиссы, розмарина, лаванды и др.

И здесь в основном применяется метод перегонки с паром. Перегонкой с паром так же получают масла из некоторых пород древесины. Если вы знаете принцип самогонного аппарата, то здесь принцип тот же.

В емкость помещают растения, снизу подают пар, а сверху выходит смесь пара с эфирными маслами. Далее смесь проходит через специальные системы охлаждения и разделяется на фракции – воду и масло.

Вроде все просто. Но давайте порассуждаем. Многие пробовали самогонку, водку, виски, ром. Чем отличаются? В основе везде спирт, а качество совершенно разное.

Что влияет? Правильно, сырье, вода и то оборудование, на котором делается продукт. Если с водой и сырьем мы уже разобрались, то по поводу оборудования я скажу так, все должно быть очень четкопросчитано, чтобы в конечном итоге получилось масло с наибольшим выходом ценных компонентов.

Вспомните, если самогон делают самым примитивным методом, то он имеет беловатый цвет, там много сивушных масел. Так же и с эфирными маслами. После первой перегонки, обычно проводится повторная, для более тщательной очистки.

Не могу в этом отношении не сказать пару слов о маслах . Это маслапроизводства швейцарской компании Elixan Aromatica, они отличаются вы сочайшей степенью очистки, сделаны из отборного сырья по самым передовым технологиям.

О их качестве говорит тот факт, что именно масла этой компании широко используются в клиниках и домах престорелых в Швейцарии, а так же в родильных отделениях. Одним из главных критериев для этих мест является гигиена воздуха. Использование масел в таких местах научно подтвердило, что эфирные масла являются эффективным методом оздоровления организма и профилактики заболеваний.

Еще масла могут получать из лепестковцветов, например, розы, жасмина, нероли и др. Такие масла получают в основном методом анфлеража. Для этого берут пластины, покрытые специальным жиром, и на них укладывают лепестки или листьярастений. Жирвпитывает запах, затем партия лепестков меняется, и так несколько раз. Затем жир смешивают со специальным растворителем, или спиртом, и затем уже делают перегонку.

Масла, получаемые таким методом очень дорогие, и, как правило, в чистом виде не используются. Но на упаковках всегда должно быть указано процентное содержание эфирного масла. Есть еще некоторые специфические методы получения, но они менее распространены.

Эфирные масла - это прозрачные бесцветные или окрашенные жидкости. От растительных масел их отличает свойство летучести. Их плотность, как правило, меньше 1. Они практически нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в спирте и других органических жидкостях, а также в жирах, восках и прочих маслах. Эти свойства используются при различных методах получения эфирных масел. Некоторые части растений, из которых получают эфирное масло, особенно цветы, склонны к быстрой потере качества, поэтому должны быть использованы как можно быстрее после сбора урожая. Другие части, в том числе корни и семена, могут храниться долго. Их транспортируют в различные части света. В основном ароматические масла получают пятью способами (кустарные способы упоминать не будем, так как они не дают гарантий качества).

Дистилляция - основной метод извлечения эфирных масел из растений. По утверждению авторитетных специалистов, это единственный метод, с помощью которого можно получить вещества, полностью соответствующие определению «эфирное масло». Вещества, получаемые другими методами, называются эссенциями или абсолютами.

При дистилляции растительное сырье или погружают в воду, которую затем доводят до кипения, или кладут на сетку, расположенную над кипящей водой, так чтобы через него проходил пар. В качестве сырья могут использоваться листья, корни, плоды, цветы, ветви, стволы, кора и смолы. Когда сырье помещают в воду, то процесс получения масла называется прямой дистилляцией, а если через него пропускают пар, то это называется дистилляцией паром.

И в том, и в другом случае горячая вода и пар разрывают железы растения и содержащаяся в них эссенция высвобождается в виде пара. Этот пар вместе с паром, участвующим в процессе перегонки, собирается в трубке, проходящей через охлаждающие установки, после чего вновь приобретает жидкую форму и сливается в отстойник. Пар превращается в водный дистиллят, а эссенция растения - в эфирное масло. Так как масло легче воды, оно собирается на поверхности отстойников и его легко отделить от водной фракции. Иногда водный дистиллят также бывает ценным продуктом и продается в качестве цветочной или травяной воды.

Из некоторых растений путем дистилляции можно получить лишь очень незначительное количество эфирного масла, и тогда оно считается побочным продуктом при производстве, к примеру, розовой или апельсиновой воды. Для получения эфирного масла из более деликатных, нежных растений, не переносящих воздействия паром, - жасмина, розы, цветков апельсина - применяется другая технология, а именно: анфлераж или экстракция растворителями.

Процесс дистилляции как метод получения эфирных масел из растений известен по крайней мере с X века н. э. Предполагается, что это метод был изобретен в Персии, где высоко ценили эфирные масла за их прекрасный аромат и использовали в качестве духов. Однако при недавних археологических раскопках в Италии были обнаружены дистилляторы простой конструкции. Это говорит о том, что древние римляне уже знали эту технологию, а персы просто усовершенствовали ее.

Некоторые дистилляторы, используемые сегодня, особенно в менее развитых странах, мало отличаются от тех старинных дистилляторов, но там, где существует крупномасштабное производство эфирных масел, подобные установки отличаются значительно большим объемом и часто бывают изготовлены из нержавеющей стали, хотя в них применяется та же технология.

Анфлераж - традиционный метод, использовавшийся для экстракции самых высококачественных растительных эссенций из нежных цветов, таких, как роза и жасмин. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому получающийся в результате продукт - абсолют - имеет высокую цену.

Процесс анфлеража происходит следующим образом. Стеклянные листы покрывают жиром, обычно очищенным свиным или говяжьим. Сверху раскладывают лепестки свежесрезанных цветов. Жир активно впитывает в себя летучие эфирные масла. Увядшие лепестки снимают и кладут свежие. Процесс длится несколько дней, а для жасмина - целых три недели, пока жир не сможет больше поглощать масло.

Затем жир собирают, очищают от несвежих лепестков или стеблей. Получаемый на этой стадии продукт называется помадой. Затем ее растворяют в спирте и энергично встряхивают в течение двадцати четырех часов, чтобы отделить жир от эфирного масла.

Масло, получаемое с помощью этого метода, называется «абсолют». Абсолют обычно представляет собой высококонцентрированную вязкую жидкость, но иногда он имеет твердую или полутвердую консистенцию, как, например, абсолют розы. Он твердеет при комнатной температуре, а если флакон с абсолютом немного подержать в руке, то, нагреваясь, он приобретает жидкую консистенцию. Абсолют имеет сильный запах и сильные терапевтические свойства. Для достижения одинакового эффекта требуется гораздо меньше абсолюта, чем эфирного масла, полученного дистилляцией.

Существует еще один метод анфлеража. На деревянные рамы натягивают марлевые полотнища, пропитывают оливковым маслом и раскладывают лепестки цветов, ежедневно меняя их, до тех пор, пока масло больше не сможет впитывать растительную эссенцию. Получившийся продукт используют в натуральном виде в качестве ароматного масла для тела или подвергают экстракции спиртом, чтобы отделить абсолют.

Эти два метода традиционно использовались в парфюмерной промышленности, особенно для производства высококачественного эфирного масла. Но сейчас с помощью последнего метода получают не более 10% всех абсолютов, поскольку процесс слишком длителен и дорог. Приблизительно 80% абсолютов розы и жасмина в настоящее время извлекают с помощью летучих растворителей, оставшиеся 10% приходятся на долю ароматических масел, извлеченных путем дистилляции.

Абсолют - это термин, описывающий вещества, которые получены из растения посредством анфлеража или экстракции растворителями. Археологические находки указывают на то, что дистилляция существовала еще до времен Авиценны, но вполне вероятно, что он значительно улучшил ее методику, добавив к основному перегонному кубу систему охлаждения. При анфлераже извлекают вещество, называемое помадой, - это смесь жира и эфирного масла. При экстракции растворителями получают конкрет, состоящий из жиров, восков, эфирных масел и других растительных веществ. Из помады или конкрета с помощью спирта извлекают абсолют. Эти методы используются для экстракции эссенции из лепестков цветов в тех случаях, когда дистилляция могла бы исказить их тонкий аромат. В ароматерапии применяют в основном три абсолюта - розы, жасмина и цветков апельсина (нероли). Другие цветочные абсолюты, в частности гвоздики, гардении, мимозы, гиацинта, используются в высококачественной парфюмерии, но лишь изредка применяются в лечебных целях.

Абсолюты отличаются от эфирных масел (их получают путем дистилляции) тем, что обладают исключительно сильным ароматом и высокой целебной силой и должны использоваться в низких концентрациях. Абсолюты обычно представляют собой окрашенные высококонцентрированные жидкости, более вязкие, чем эфирные масла. При хранении в бутылочке при комнатной температуре абсолют розы может затвердеть, но если его подержать в руке, он вновь быстро возвращается в жидкое состояние.

Некоторые ароматерапевты считают, что абсолюты не должны использоваться в ароматерапии, потому что они могут содержать следы растворителей типа ацетона, этанола или гексана, используемых для экстракции абсолюта из помады или конкрета. Исключение составляют случаи, где используется натуральный этанол. Однако на практике многие ароматерапевты используют абсолюты в небольших количествах.

Экстракция

Некоторые из самых высококачественных цветочных абсолютов получают посредством экстракции растворителями. Этот метод был опробован в 30-х годах XIX века, а через шестьдесят лет получил широкое распространение.

Цветы помещают в перфорированные стойки в герметичных резервуарах, которые могут быть связаны друг с другом в ряд. На одном конце находится резервуар, содержащий жидкий растворитель, а на другом - вакуумный дистиллятор. Жидкий растворитель медленно просачивается сквозь цветы, растворяя эфирные масла. Затем растворитель отделяют для последующего использования и в результате получают полутвердое ароматное вещество под названием «конкрет». Он содержит эфирное масло, жиры и воскообразные вещества. Двадцать пять граммов конкрета эквивалентны килограмму лучшей качественной помады, полученной методом анфлеража.

Как и помада, конкрет подвергается интенсивному встряхиванию в спирте, чтобы удалить растительные воски, в результате чего получается высококачественный абсолют.

В XIX веке в качестве растворителя использовали петролейный эфир, а позже стали использовать бензол. В современных технологических процессах экстракции могут использовать жидкий бутан или жидкую углекислоту, которые дают превосходное масло и не портят даже самые тонкие ароматы.

Метод холодного отжима

Эфирные масла лимона, бергамота, апельсина и других плодов цитрусовых получают простым отжимом. Эфирное масло плодов цитрусовых содержится в их цедре. Прежде чем извлекать масло, следует срезать с корки мякоть. Долгое время этот процесс выполнялся вручную двумя способами: или выскабливалась внутренняя часть корки, или срезалась тонкими полосками ее внешняя часть.

Затем цедру выжимали, и получалось эфирное масло с небольшим количеством сока. Полученную жидкость отстаивали до тех пор, пока масло не поднималось на поверхность, и тогда его снимали.

Другой традиционный метод состоял в следующем: плод катали по барабану, утыканному шипами, которые прокалывали корку, затем собирали получившуюся жидкость и отделяли масло от сока.

Сейчас для обработки плодов цитрусовьк используют разные механизмы, но наилучшее масло цитрусовых все же получается при ручном отжиме.

В домашних условиях вы тоже можете получить немного лимонного или апельсинового масла. Для этого можно использовать новую давилку для чеснока (ту, которой раньше не пользовались). Но прежде нужно убедиться, что плоды не покрыты никаким составом, который иногда используют для предохранения от порчи при длительном хранении и который сделает масло из цедры этих плодов непригодным к употреблению.

Фильтрация

Фильтрация - это относительно недавно изобретенный метод извлечения эфирного масла из растений. Он имеет сходство с методом паровой дистилляции, но разница состоит в том, что при фильтрации генератор пара расположен над растительным материалом и пар проходит через него сверху вниз. Эссенция, высвобождающаяся из растений в виде пара, вместе с паром, участвующим в перегонке, собирается в трубке, проходящей через систему охлаждения, где каждая последующая установка имеет более низкую температуру, чем предыдущая. В конце процесса эфирное масло отделяется от водной фракции точно таким же образом, как при процессе обычной дистилляции паром.

Этот метод распространен не так широко, но с его помощью удобно извлекать эфирное масло из древесных и жестких растительных материалов, таких, как семена растений семейства зонтичных (анис, укроп, сладкий укроп и т. п.). Чтобы извлечь масла путем обычной дистилляции паром, требуется 12 часов, а метод фильтрации сокращает время извлечения до 4 часов. Чем меньше времени растения подвергаются воздействию пара, тем более высококачественное масло получается в результат

Существует несколько методов получения эфирного масла из растительного сырья. К основным из них относятся дистилляция, экстракция сжиженными газами, анфлераж и мацерация. Кроме этого, дома можно изготовить гидролат и фруктовую пудру. О том, как приготовить эфирное масло в домашних условиях разными способами, подробно рассказывается в данном материале.

Как можно получить эфирное масло в домашних условиях

Чтобы получить эфирное масло из растений как можно более чистым, используется метод перегонки. Перегонка с водяным паром (дистилляция) используется тогда, когда эфирных масел в растении достаточно много или необходимо извлечь вещества, растворимые только в воде при длительном кипении, например азулен из ромашки и тысячелистника. Полученное в процессе дистилляции с паром масло называется дистилляционным.


Для некоторых растений метод извлечения эфирных масел паром не применим (резеда, нарцисс, фиалка, гелиотроп, левкои, ладан, гиацинт, сирень и др.), поэтому используется экстракция летучими органическими растворителями. В качестве растворителя чаще всего используют этиловый спирт и очищенный петролейный эфир. Процесс экстракции состоит из двух этапов. Перед тем как приготовить эфирное масло, нужно извлечь компоненты из растительного сырья и удалить растворитель (часто при пониженном давлении). После освобождения от растворителя получается полужидкая или твёрдая масса тёмного цвета, которая называется «конкрет». Из конкрета с помощью спирта извлекают абсолют (абсолю). Они обычно представляют собой окрашенные высоко концентрированные жидкости, более вязкие, чем эфирные масла.

Широко распространён такой способ получения эфирных масел, как экстракция сжиженными газами (углекислый газ и фреон). Он позволяет проводить экстракцию и получения конкрета значительно более эффективно не только из эфиромасличных культур, но и любого пряно-ароматического сырья. Такие экстракты сохраняют яркий аромат, вкус и биологически ценные компоненты растений.

Получаемые по любой технологии чистые эфирные масла являются очень агрессивными средами, при попадании на кожу могут вызвать некроз. Поэтому продают их разбавленными базовыми маслами до относительно безопасной концентрации. К сожалению, сейчас продается огромное количество эфирных масел без указания метода получения, поэтому внутрь употреблять такие продукты нежелательно, а в иных случаях и небезопасно.

В настоящее время используются сверхкритические СО2 экстракты. Представляют собой сложный комплекс биологически активных веществ: эфирных масел, терпеноидов, жирных кислот, фенолсодержащих соединений, витаминов, пигментов, алкалоидов и др. Это мазеобразные маслянистые массы с сильным, характерным для исходного сырья вкусом и запахом. Полностью растворяются в маслах, спирте, уксусной кислоте, не растворимы в воде, но образуют с ней прочные эмульсии.

А как можно получить эфирное масло в домашних условиях? Для этого лучше использовать способы анфлеража и мацерации.

Анфлераж - этот старинный метод экстрагирования эфиромасличных культур, который проводили на твёрдых жирах с целью получения твёрдых духов, а также с растениями, у которых при нагревании ароматы извлечь невозможно (роза, жасмин и другие). Для приготовления эфирного масла своими руками в домашних условиях стекло покрывают очищенным свиным или говяжьим жиром, сверху раскладывают лепестки свежесорванных цветов. Жир впитывает летучие эфирные масла. Через 72 часа лепестки заменяют свежими. Процедуру проводят до насыщения жира ароматом, около 30 раз. Затем жир собирают и очищают. Для выделения эфирного масла из помады, её растворяют в спирте и в течение 24 часов постоянно встряхивают, чтобы отделить жир от эфирного масла. Отделившееся на поверхности эфирное масло декантируют.

Мацерация, инфузные масла, инфузы - способ извлечения из растительного сырья активных биологических веществ путём настаивания в экстрагенте. Для мацерации используются в основном: растительные масла и животные жиры, вода с глицерином, спирт с водой. Процесс может длиться от нескольких часов до нескольких недель с регулярным перемешиванием или взбалтыванием и постоянной заменой сырья (растений). Мацерацию для изготовления эфирного масла в домашних условиях проводят при комнатной температуре или при небольшом нагревании (на солнце), или при постоянном нагревании в духовом шкафу (томление). Приготовленная смесь фильтруется. Хранят любые продукты экстракции в небольших ёмкостях с хорошо притёртой крышкой из тёмного стекла в холодильнике или тёмном прохладном месте. Особенно это актуально для масляных и жировых фракций, чтобы они не окислялись при доступе воздуха при открытии.

А как получают эфирное масло методом мацерации горячим способом? Для этого лепестки в марлевых мешочках опускают на 48 часов в разогретый до 45-50°С животный жир или растительное масло, затем меняют на свежие. После многократной (20-25 раз) смены сырья в жире (масле) накапливается достаточное количество ароматических веществ.

Продукт, получаемый в процессе мацерации и анфлеража, называется цветочный помадой, если извлечение проводили твёрдым жиром или античным (благовонным) маслом, если извлечение осуществлялось растительным маслом.

Эфирные масла для изготовления мацератов в домашних условиях

Мацераты, даже из ядовитых растений, менее опасны, чем эфирные масла, выделенные из этих растения.

Ниже приведён список эфирных масел для изготовления мацератов. Все они распределены по типам кожи. Лучше всего использовать для косметических целей масла холодного отжима и не нагревать их в процессе мацерации более 45°С.

Масла для всех типов кожи:

  • авокадо,
  • арбузных семечек, виноградных косточек, жожоба, кунжутное, маковое,
  • персиковых косточек, пшеничных зародышей, шиповниковое.

Масла для сухой кожи:

  • абрикосовое,
  • грецкого ореха,
  • касторовое,
  • кукурузное,
  • облепиховое,
  • персиковое,
  • пшеничных зародышей, тыквенное.

Масла для жирной кожи:

  • виноградных косточек,
  • косточек абрикоса,
  • миндальное,
  • подсолнечное.

Эфирные масла для получения в домашних условиях мацерата для обезвоженной кожи:

  • абрикосовое,
  • авокадо,
  • кокосовое,
  • миндальное,
  • огуречника лекарственного (бораго).

Масла для детской кожи:

  • абрикосовое,
  • арбузных косточек,
  • жожоба,
  • какао,
  • кокосовое,
  • кунжутное,
  • манговых косточек,
  • оливковое,
  • персиковое.

Масла для увядающей и зрелой кожи:

  • амарантовое;
  • виноградных косточек,
  • жожоба,
  • макадамии,
  • конопляное,
  • миндальное,
  • облепиховое,
  • огуречника лекарственного (бораго),
  • персиковых косточек,
  • подсолнечное,
  • пшеничных зародышей,
  • рыжиковое,
  • черного тмина.

Масла для лечебного массажа с высокой проникающей способностью:

  • авокадо,
  • виноградных косточек,
  • жожоба,
  • конопляное,
  • лесного ореха,
  • пшеничных зародышей.

Эфирные масла для получения в домашних условиях мацерата для волос:

  • для всех типов волос: авокадо, арбузных косточек, касторовое, кедрового ореха, конопляное, кукурузное, кунжутное, льняное, оливковое, персиковых косточек, подсолнечное, репейное, тыквенное;
  • для сухих волос: жожоба, кокосовое;
  • для жирных волос: миндальное;
  • при выпадении волос для получения мацерата своими руками используют следующие эфирные масла: кедровое, лавровое, миндальное, расторопши пятнистой, репейное, тыквенное;
  • при ломкости волос: авокадо, жожоба, конопляное, кунжутное, манговое, репейное, сафлоровое;
  • при наличии посеченных кончиках волос: авокадо, жожоба, маковое, морковное, репейное, сафлоровое.

Посмотрите видео, где рассказывается о получении эфирных масел в домашних условиях:

Эмульсия, крем, гидролат и фруктовая пудра

Эмульсия и крем - дисперсные системы, состоящие из двух несмешивающихся (или ограниченно смешивающихся) жидкостей, одна из которых диспергирована в другой в виде мелких капелек - вода в масле или масло в воде. Радиус капелек невелик (1-50 нм). В промышленных условиях готовятся с помощью диспергаторов и гомогенизаторов.

В домашних условиях возможно приготовить эмульсии и кремы с помощью миксеров. Для небольших объёмов имеются в продаже мини-миксеры косметические, миксеры для взбивания кофейной пенки в густых кремах работают плохо.

Гидролаты - первоначально это были эфирные воды, образующиеся при паровой дистилляции эфиромасличных культур. Затем стали подвергать дистилляции и другие растения, у которых очень небольшое количество эфирного масла или оно вообще отсутствует, но само растение обладает лечебными свойствами. Выход гидролата из 1 кг растительного сырья составляет от 1 до 5л. Хранятся они в тёмном месте, лучше в тёмной таре, при температуре ниже 10ᵒС. Срок хранения - до 1 года, однако, многие портятся раньше. Для консервации вод производители используют спирт от 1 до 30% и другие консерванты. Использовать воды, законсервированные спиртом, в лечебных препаратах очень хорошо, но в косметических целях нужно выбирать гидролаты без консервантов.

Гидролаты возможно приготовить в домашних условиях методом экстрагирования с помощью водяного пара.

Фруктовая пудра - гомогенный порошок. Имеет натуральный цвет, запах и сохраняет состав полезных веществ спелых плодов и ягод. Изготавливается с помощью распылительной сушки без воздействия высоких температур. Фруктовые пудры промышленного изготовления легко растворяются в воде. Применяются в качестве нежных скрабов, добавляются в различные маски для лица и тела, в кремы, убтаны, с ними можно принимать ванны.

Существуют разные способы получения эфирного масла из растений. Это дистилляция, отжим, экстракция растворителями и наиболее редкий из-за дороговизны — анфлераж. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки. И эфирные масла полученные разным способом имеют различные свойства.
Для производства эфирных масел и абсолю для ЦА ИРИС используются только способы дистилляции, отжима и анфлеража.

1 способ — Дистилляция (перегонка паром)
"…иногда, когда розмарин, шалфей, мяту или семена аниса можно было дешево купить на рынке или когда поступали довольно крупные партии клубней ириса,… тмина, мускатного ореха, или сухих цветов гвоздики, в Бальдини просыпался азарт алхимика, и он вытаскивал свой большой медный перегонный куб с насаженным на него конденсаторным ковшом. Он называл это «головой мавра» и гордился тем, что сорок лет назад на южных склонах Лигурии и высотах Люберона он в чистом поле дистиллировал с его помощью лаванду. И пока Гренуй размельчал предназначенный для перегонки товар, Бальдини в лихорадочной спешке, ибо быстрота обработки есть альфа и омега этого дела — разводил огонь в каменной печи, куда ставил медный котел с довольно большим количеством воды. Он бросал туда разрубленные на части растения, насаживал на патрубок двустенную крышку — «голову мавра» — и подключал два небольших шланга для вытекающей и втекающей воды. Затем он раздувал огонь.
Содержимое куба постепенно закипало. И через некоторое время, сперва колеблющимися каплями, потом нитеобразной струйкой дистиллят вытекал из третьей трубки «головы мавра» во флорентийскую флягу, подставленную Бальдини. Сначала он выглядел весьма невзрачно, как жидкий мутный суп. Но постепенно, особенно после того, как наполненная фляга заменялась на новую и спокойно отставлялась в сторону, эта гуща разделялась на две различные жидкости: внизу отстаивалась цветочная или травяная вода, а сверху плавал толстый слой масла. Теперь оставалось только осторожно, через нижнее горлышко флорентийской фляги, слить нежно благоухающую цветочную воду и получить в остатке чистое масло, эссенцию, сильно пахнущую сущность растения.
Гренуй был восхищен этим процессом. …Ведь благоуханная душа, эфирное масло, было самым лучшим в них, единственным, что его в них интересовало."
Это самый распространенный метод выделения эфирных масел. Ароматические компоненты извлекаются из растительного сырья благодаря свойствам пара, а иногда также за счет повышенного давления. Растительное сырье помещают на сетку с кипящей водой; либо же через него пропускают разогретый пар из какого-то другого источника. Проходя через сырье, пар уносит с собой летучие компоненты. Затем он охлаждается в змеевике и конденсируется в форме смеси дистиллированной воды с маслом. Эта смесь собирается в специальный приемник, по форме напоминающий песочные часы. В большинстве случаев дистиллированная вода оказывается тяжелее масла и оседает на дно, а эфирное масло собирается в верхней части приемника. Затем можно открыть кран и слить масло.
Правильная дистилляция масла (перегонка паром) происходит при температуре 360 градусов на протяжении от 8 часов при давлении 2 атмосферы. Эту технологию используют при изготовлении эфирных масел для ЦА Ирис. Преимуществом такой более «медленной» перегонки состоит в том, что она позволяет мягко удалить из масла более крупные молекулы, и гамма запахов у продукта на выходе получается богаче, сохраняется лечебная политерпеновая фракция.
В современных методах перегонки могут применяться более высокие температуры, благодаря чему эфирное масло извлекается быстро, иногда — всего за несколько минут. Это — быстрый, дешевый и эффективный способ производства, однако «букет» (то есть гамма запахов) у эфирного масла, получаемого таким путем, не столь многообразен, да и некоторые лечебные свойства при таком методе перегонки теряются.

2 способ — отжим
Отжим (прессование) - это способ получения эфирных масел из кожуры плодов цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин и пр.) Масло выделяется под действием пресса, без нагревания.
Эфирные железы цитрусовых растений легко увидеть даже невооружённым глазом - это круглые полости на кожуре, заполненные эфирным маслом. При сдавливании кожуры масло легко выделяется. В древности эфирные масла цитрусовых отжимали руками, а в наши дни масло выделяют под действием пресса.
После прессования в полученном эфирном масле присутствуют частицы жмыха и слизь, которые удаляются отстаиванием или центрифугированием.
Жмых представляет собой массу, которая может содержать остаток эфирного масла, не выжатого с помощью пресса (до 30%, в зависимости от качества аппаратуры). Обычно жмых подвергается вторичной обработке - дистилляции, для получения остатка масла. Полученное в этом случае масло хуже по качеству прессового эфирного масла, но не фототоксично в отличие от него. Оно может быть применено как ароматизатор пищевых продуктов и бытовой химии.
Масла, полученные прессованием содержат фототоксичные вещества - фурокумарины. Такое масло, при попадании на кожу увеличивает её чувствительность к солнечному излучению, вызывая локальную гиперпигментацию и ожоги. Для предотвращения этих явлений фототоксины удаляются из масла химическим путём. А для масел с фурокумаринами обычно даётся рекомендация - не применять перед выходом на солнце.
3 способ — Анфлераж
Казалось, что на жирных пластинах, как в зеркале, был запечатлен сладостно стойкий эротический аромат жасмина и отражался вполне естественно … Ибо нюх Гренуя, разумеется, еще обнаруживал различие между запахом цветов и их консервированным ароматом: словно тонкое покрывало лежал на нем собственный запах жира (сколь угодно чистого), сглаживая ароматический образ оригинала, умеряя его пронзительность, может, даже вообще делая его красоту выносимой для обычных людей… Во всяком случае, холодный анфлераж был самым изощренным и действенным средством улавливания нежных запахов.
Лучшего не было.
Патрик Зюскинд. Парфюмер.
Анфлераж - это метод экстракции ароматных веществ из растений с низким содержанием эфирных масел. Метод был популярен во Франции 19 века, а сейчас почти не используется из-за технической трудоёмкости.
В качестве сырья для анфлеража использовались цветы жасмина, туберозы, розы столистной, фиалки, мимозы, апельсина и кассии.
Различают два вида анфлеража: холодный и горячий. Первый получил большее распространение.
Холодный анфлераж
На стекло, заключённое в деревянную раму, намазывался очищенный животный жир (говяжий или свиной). Сверху на слой жира накладывались свежие цветы или лепестки. Рамы ставились друг на друга, чтобы уберечь жир от впитывания посторонних запахов, а сырьё от испарения. Жир впитывал в себя ароматные компоненты в течение 1-3 дней, после чего цветки убирались и заменялись на свежие.
Так продолжалось до тех пор, пока жир не впитывал в себя необходимое количество летучих веществ (1 кг жира может впитать в себя аромат от 3 кг цветов). На этом этапе жир получал имя «цветочной помады» и шпателем снимался со стекла. Помаде давалось название, в зависимости от того сколько раз менялось сырье - например, сырьё менялось 27 раз и такая помада называлась «Помада №27».
Далее помада смешивалась с этиловым спиртом для того, чтобы ароматные компоненты растворились в спирте. Для наилучшего растворения помаду со спиртом помещали в «молотилку», где спирт и жир интенсивно перемешивались.
Далее помаду отделяли от спирта фильтрацией.
Последний этап анфлеража - вакуумная дистилляция при низких температурах для удаления спирта. На выходе получалось ароматное абсолютное масло (Essence absolue d‘enfleurаge) — ценнейший продукт для парфюмерии!
А помада, которая содержала в себе остатки ароматических веществ, как правило использовалась далее для изготовления мыла.
Горячий анфлераж
Этот метод был знаком ещё древним египтянам, но нашёл своё применение и в Грассе, Франция. Жир плавили в котлах, туда добавлялись цветы, которые регулярно перемешивались под постоянным нагревом (примерно до 60 градусов) в течение 2 часов. На следующий день цветы поднимались из котла с помощью сита и заменялись на свежие. Процедуру повторяли, по крайней мере, 10 раз. Когда жир не мог больше впитывать в себя аромат, его отфильтровывали от цветов (этот жир также назывался помадой). Далее ароматное масло получалось таким же способом, как и при холодном анфлераже.
Метод анфлеража требует большого количества рабочей силы (выкладка цветов, замена сырья, контроль за оборудованием и т.п). Что обуславливает высокую стоимость абсолю. Для получения абсолю ЦА ИРИС используется метод холодного анфлеража. Что так же повышает качество и компонентный состав масел, так как при перегреве некоторые чувствительные к высоким температурам компоненты могут разрушаться.
С 1930 года большинство парфюмеров оставили эту технику из-за дороговизны получаемого масла. Но для профессиональной ароматерапии та цена оправдана получаемым результатом. Метод, о котором мы расскажем ниже, подтвердит, что новые технологии не всегда лучше старых.
4 способ — экстракция растворителями
Экстракция растворителями применяется в тех случаях, когда растительное сырьё даёт слишком малый выход эфирного масла при дистилляции (например, жасмин, нарцисс, лотос и пр.) или при дистилляции получается масло непригодного качества (высокие температуры при паровой дистилляции могут искажать аромат и способствовать образованию продуктов распада). Эта техника явялется альтернативой методу анфлеража и дистилляции, при которой нужно выдерживать температурный режим и определенное время. Одним словом, это наименее энергозатратный способ получения эфирных масел, так как он не требует ни подогрева, ни нагнетания давления, ни механического отжима.
Для этого метода применяются летучие органические растворители высокой степени очистки: петролейный эфир, гексан, пентан, диэтиловый эфир.
К растворителям предъявляются определённые требования. Растворитель должен быть без запаха и не образовывать токсических веществ или веществ изменяющих запах продукта (например, этиловый спирт образует эфиры с различными компонентами растительного сырья, тем самым искажая запах готового продукта). Чем ниже температура кипения растворителя, тем лучше - это объясняется тем, что при повышении температуры процесса экстракции увеличивается риск образования нежелательных продуктов распада. Этим требованиям отвечают петролейный и диэтиловый эфиры, поэтому они наиболее часто используются при экстракции.
Цветки заливают растворителем, после чего растворитель удаляют вакуумной сушкой. Остается очень густой, клейкий осадок, который можно растворить в спирте. Затем спирт вытягивают и получают экстракт. Этому методу отдают предпочтение парфюмеры. Парфюмеры утверждают, что аромат экстракта ближе к первоначальному запаху цветков, чем запахи масел, полученных любым другим способом. Однако ароматерапевты знают, что в таком масле всегда остается некоторое количество петролейного растворителя, опасного для иммунной системы и способного вызвать аллергические реакции. Масла, полученные таким путем, нельзя принимать внутрь!

Существуют разные способы получения эфирного масла из растений. Это дистилляция, отжим, экстракция растворителями и наиболее редкий из-за дороговизны — анфлераж. У каждого метода есть свои преимущества и недостатки. И эфирные масла полученные разным способом имеют различные свойства.
Для производства эфирных масел и абсолю для ЦА ИРИС используются только способы дистилляции, отжима и анфлеража.

1 способ — Дистилляция (перегонка паром)
"…иногда, когда розмарин, шалфей, мяту или семена аниса можно было дешево купить на рынке или когда поступали довольно крупные партии клубней ириса,… тмина, мускатного ореха, или сухих цветов гвоздики, в Бальдини просыпался азарт алхимика, и он вытаскивал свой большой медный перегонный куб с насаженным на него конденсаторным ковшом. Он называл это «головой мавра» и гордился тем, что сорок лет назад на южных склонах Лигурии и высотах Люберона он в чистом поле дистиллировал с его помощью лаванду. И пока Гренуй размельчал предназначенный для перегонки товар, Бальдини в лихорадочной спешке, ибо быстрота обработки есть альфа и омега этого дела — разводил огонь в каменной печи, куда ставил медный котел с довольно большим количеством воды. Он бросал туда разрубленные на части растения, насаживал на патрубок двустенную крышку — «голову мавра» — и подключал два небольших шланга для вытекающей и втекающей воды. Затем он раздувал огонь.
Содержимое куба постепенно закипало. И через некоторое время, сперва колеблющимися каплями, потом нитеобразной струйкой дистиллят вытекал из третьей трубки «головы мавра» во флорентийскую флягу, подставленную Бальдини. Сначала он выглядел весьма невзрачно, как жидкий мутный суп. Но постепенно, особенно после того, как наполненная фляга заменялась на новую и спокойно отставлялась в сторону, эта гуща разделялась на две различные жидкости: внизу отстаивалась цветочная или травяная вода, а сверху плавал толстый слой масла. Теперь оставалось только осторожно, через нижнее горлышко флорентийской фляги, слить нежно благоухающую цветочную воду и получить в остатке чистое масло, эссенцию, сильно пахнущую сущность растения.
Гренуй был восхищен этим процессом. …Ведь благоуханная душа, эфирное масло, было самым лучшим в них, единственным, что его в них интересовало."
Это самый распространенный метод выделения эфирных масел. Ароматические компоненты извлекаются из растительного сырья благодаря свойствам пара, а иногда также за счет повышенного давления. Растительное сырье помещают на сетку с кипящей водой; либо же через него пропускают разогретый пар из какого-то другого источника. Проходя через сырье, пар уносит с собой летучие компоненты. Затем он охлаждается в змеевике и конденсируется в форме смеси дистиллированной воды с маслом. Эта смесь собирается в специальный приемник, по форме напоминающий песочные часы. В большинстве случаев дистиллированная вода оказывается тяжелее масла и оседает на дно, а эфирное масло собирается в верхней части приемника. Затем можно открыть кран и слить масло.
Правильная дистилляция масла (перегонка паром) происходит при температуре 360 градусов на протяжении от 8 часов при давлении 2 атмосферы. Эту технологию используют при изготовлении эфирных масел для ЦА Ирис. Преимуществом такой более «медленной» перегонки состоит в том, что она позволяет мягко удалить из масла более крупные молекулы, и гамма запахов у продукта на выходе получается богаче, сохраняется лечебная политерпеновая фракция.
В современных методах перегонки могут применяться более высокие температуры, благодаря чему эфирное масло извлекается быстро, иногда — всего за несколько минут. Это — быстрый, дешевый и эффективный способ производства, однако «букет» (то есть гамма запахов) у эфирного масла, получаемого таким путем, не столь многообразен, да и некоторые лечебные свойства при таком методе перегонки теряются.

2 способ — отжим
Отжим (прессование) - это способ получения эфирных масел из кожуры плодов цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин и пр.) Масло выделяется под действием пресса, без нагревания.
Эфирные железы цитрусовых растений легко увидеть даже невооружённым глазом - это круглые полости на кожуре, заполненные эфирным маслом. При сдавливании кожуры масло легко выделяется. В древности эфирные масла цитрусовых отжимали руками, а в наши дни масло выделяют под действием пресса.
После прессования в полученном эфирном масле присутствуют частицы жмыха и слизь, которые удаляются отстаиванием или центрифугированием.
Жмых представляет собой массу, которая может содержать остаток эфирного масла, не выжатого с помощью пресса (до 30%, в зависимости от качества аппаратуры). Обычно жмых подвергается вторичной обработке - дистилляции, для получения остатка масла. Полученное в этом случае масло хуже по качеству прессового эфирного масла, но не фототоксично в отличие от него. Оно может быть применено как ароматизатор пищевых продуктов и бытовой химии.
Масла, полученные прессованием содержат фототоксичные вещества - фурокумарины. Такое масло, при попадании на кожу увеличивает её чувствительность к солнечному излучению, вызывая локальную гиперпигментацию и ожоги. Для предотвращения этих явлений фототоксины удаляются из масла химическим путём. А для масел с фурокумаринами обычно даётся рекомендация - не применять перед выходом на солнце.
3 способ — Анфлераж
Казалось, что на жирных пластинах, как в зеркале, был запечатлен сладостно стойкий эротический аромат жасмина и отражался вполне естественно … Ибо нюх Гренуя, разумеется, еще обнаруживал различие между запахом цветов и их консервированным ароматом: словно тонкое покрывало лежал на нем собственный запах жира (сколь угодно чистого), сглаживая ароматический образ оригинала, умеряя его пронзительность, может, даже вообще делая его красоту выносимой для обычных людей… Во всяком случае, холодный анфлераж был самым изощренным и действенным средством улавливания нежных запахов.
Лучшего не было.
Патрик Зюскинд. Парфюмер.
Анфлераж - это метод экстракции ароматных веществ из растений с низким содержанием эфирных масел. Метод был популярен во Франции 19 века, а сейчас почти не используется из-за технической трудоёмкости.
В качестве сырья для анфлеража использовались цветы жасмина, туберозы, розы столистной, фиалки, мимозы, апельсина и кассии.
Различают два вида анфлеража: холодный и горячий. Первый получил большее распространение.
Холодный анфлераж
На стекло, заключённое в деревянную раму, намазывался очищенный животный жир (говяжий или свиной). Сверху на слой жира накладывались свежие цветы или лепестки. Рамы ставились друг на друга, чтобы уберечь жир от впитывания посторонних запахов, а сырьё от испарения. Жир впитывал в себя ароматные компоненты в течение 1-3 дней, после чего цветки убирались и заменялись на свежие.
Так продолжалось до тех пор, пока жир не впитывал в себя необходимое количество летучих веществ (1 кг жира может впитать в себя аромат от 3 кг цветов). На этом этапе жир получал имя «цветочной помады» и шпателем снимался со стекла. Помаде давалось название, в зависимости от того сколько раз менялось сырье - например, сырьё менялось 27 раз и такая помада называлась «Помада №27».
Далее помада смешивалась с этиловым спиртом для того, чтобы ароматные компоненты растворились в спирте. Для наилучшего растворения помаду со спиртом помещали в «молотилку», где спирт и жир интенсивно перемешивались.
Далее помаду отделяли от спирта фильтрацией.
Последний этап анфлеража - вакуумная дистилляция при низких температурах для удаления спирта. На выходе получалось ароматное абсолютное масло (Essence absolue d‘enfleurаge) — ценнейший продукт для парфюмерии!
А помада, которая содержала в себе остатки ароматических веществ, как правило использовалась далее для изготовления мыла.
Горячий анфлераж
Этот метод был знаком ещё древним египтянам, но нашёл своё применение и в Грассе, Франция. Жир плавили в котлах, туда добавлялись цветы, которые регулярно перемешивались под постоянным нагревом (примерно до 60 градусов) в течение 2 часов. На следующий день цветы поднимались из котла с помощью сита и заменялись на свежие. Процедуру повторяли, по крайней мере, 10 раз. Когда жир не мог больше впитывать в себя аромат, его отфильтровывали от цветов (этот жир также назывался помадой). Далее ароматное масло получалось таким же способом, как и при холодном анфлераже.
Метод анфлеража требует большого количества рабочей силы (выкладка цветов, замена сырья, контроль за оборудованием и т.п). Что обуславливает высокую стоимость абсолю. Для получения абсолю ЦА ИРИС используется метод холодного анфлеража. Что так же повышает качество и компонентный состав масел, так как при перегреве некоторые чувствительные к высоким температурам компоненты могут разрушаться.
С 1930 года большинство парфюмеров оставили эту технику из-за дороговизны получаемого масла. Но для профессиональной ароматерапии та цена оправдана получаемым результатом. Метод, о котором мы расскажем ниже, подтвердит, что новые технологии не всегда лучше старых.
4 способ — экстракция растворителями
Экстракция растворителями применяется в тех случаях, когда растительное сырьё даёт слишком малый выход эфирного масла при дистилляции (например, жасмин, нарцисс, лотос и пр.) или при дистилляции получается масло непригодного качества (высокие температуры при паровой дистилляции могут искажать аромат и способствовать образованию продуктов распада). Эта техника явялется альтернативой методу анфлеража и дистилляции, при которой нужно выдерживать температурный режим и определенное время. Одним словом, это наименее энергозатратный способ получения эфирных масел, так как он не требует ни подогрева, ни нагнетания давления, ни механического отжима.
Для этого метода применяются летучие органические растворители высокой степени очистки: петролейный эфир, гексан, пентан, диэтиловый эфир.
К растворителям предъявляются определённые требования. Растворитель должен быть без запаха и не образовывать токсических веществ или веществ изменяющих запах продукта (например, этиловый спирт образует эфиры с различными компонентами растительного сырья, тем самым искажая запах готового продукта). Чем ниже температура кипения растворителя, тем лучше - это объясняется тем, что при повышении температуры процесса экстракции увеличивается риск образования нежелательных продуктов распада. Этим требованиям отвечают петролейный и диэтиловый эфиры, поэтому они наиболее часто используются при экстракции.
Цветки заливают растворителем, после чего растворитель удаляют вакуумной сушкой. Остается очень густой, клейкий осадок, который можно растворить в спирте. Затем спирт вытягивают и получают экстракт. Этому методу отдают предпочтение парфюмеры. Парфюмеры утверждают, что аромат экстракта ближе к первоначальному запаху цветков, чем запахи масел, полученных любым другим способом. Однако ароматерапевты знают, что в таком масле всегда остается некоторое количество петролейного растворителя, опасного для иммунной системы и способного вызвать аллергические реакции. Масла, полученные таким путем, нельзя принимать внутрь!