Система оказания медицинской помощи детям. Особенности организации медицинской помощи детскому населению. Питание здорового ребенка

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ПЕДИАТРИИ


Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка................................................................................................................................... 5


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Желаем успеха!

Медицинская сестра должна:

Этапы и периоды детского возраста.

Эталоны ответов

Питание здорового ребенка

Эталоны ответов

Новорожденный и уход за ним

Эталоны ответов

Недоношенные дети

1. У глубоко недоношенных детей состояние родничков

а) все закрыты

б) открыт большой

в) открыт большой и малый

г) открыт большой, малый и боковые

Рахит

2. Рахит у детей развивается вследствие дефицита витамина

Эталоны ответов

Болезни детей старшего возраста

Болезни органов дыхания

1. Бронхиальная астма у ребенка характеризуется

а) лихорадкой

б) судорогами

в) приступом удушья

г) отеками

2. Тактика медицинской сестры при угрозе стеноза гортани у ребенка вне лечебного учреждения

а) направление в поликлинику

б) срочная госпитализация

в) проведение оксигенотерапии

г) назначение физиотерапевтических процедур

Эталоны ответов

Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы

1. При желудочно-кишечном кровотечении у ребенка медсестра в первую очередь обеспечит

а) экстренную транспортировку в стационар

б) промывание желудка раствором аминокапроновой кислоты

в) проведение гемостатической терапии

г) направление на ФГДС

Эталоны ответов

Болезни крови и кроветворных органов у детей

1. При простудных заболеваниях детям с гемофилией нельзя назначать

а) парацетамол

б) ацетилсалициловую кислоту

в) аскорбиновую кислоту

г) димедрол

2. Из диеты у детей, больных геморрагическим васкулитом, исключают

а) животные жиры

б) белковое питание

в) сенсибилизирующие продукты

г) глюкозу и другие сахара

Эталоны ответов

Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях

1. Развитие ларингита с синдромом крупа у детей наблюдается при

а) аденовирусной инфекции

б) парагриппе

в) риновирусной инфекции

г) респираторно-синцитиальной инфекции

2. Ведущим признаком крупа у детей является

а) лихорадка

б) гиперемия лица

в) инспираторная одышка

г) экспираторная одышка

3. Перенесенный двусторонний орхит при эпидемическом паротите у детей может привести к развитию

а) гломерулонефрита

б) пиелонефрита

в) цистита

г) бесплодия

4. Вынужденное положение ребенка на боку с запрокинутой головой и согнутыми ногами характерно для

б) краснухи

в) дифтерии

г) менингококкового менингита

5. Потемнение мочи у детей, больных вирусным гепатитом А, отмечается к концу периода

а) преджелтушного

б) разгара

в) постжелтушного

г) реконвалесценции

Эталоны ответов

1 б, 2 в, 3 г, 4 г, 5 а

Туберкулез у детей

1. При постановке пробы Манту ребенку туберкулин вводят

а) внутрикожно

б) подкожно

в) внутримышечно

г) внутривенно

Эталоны ответов

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Организация работы медицинской сестры

1. Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации относятся к группе здоровья

Эталоны ответов

Этапы и периоды детского возраста.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1. Ребенок самостоятельно сидит в возрасте (мес.)

2. У новорожденного отмечается физиологическая

а) гипертония мышц-разгибателей

б) гипертония мышц-сгибателей

в) гипотония мышц-сгибателей

г) нормотония мышц

3. Большой родничок у ребенка закрывается в возрасте (мес.)

4. Ночное недержание мочи у ребенка - это

а) анурия

б) олигурия

в) поллакиурия

г) энурез

Эталоны ответов

1 в, 2 б, 3 в, 4 г

Питание здорового ребенка

1. Первое прикладывание здорового новорожденного к груди матери проводят

а) сразу после рождения

б) через 6 часов

в) через 12 часов

г) через 24 часа

2. Контрольное кормление ребенка проводят для определения

а) массы тела

б) количества высосанного молока

в) количества прикорма

г) количества докорма

3. При искусственном вскармливании в качестве заменителей женского молока используют

а) фруктовые соки

б) овощное пюре

в) фруктовое пюре

г) молочные смеси

4. Признаком недокорма грудного ребенка является:

а) малая прибавка массы тела

б) частое мочеиспускание

в) обильный стул

г) лихорадка

5. При естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают

а) бифидобактерии

б) кишечная палочка

в) лактобактерии

г) энтерококки

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 г, 4 а, 5 а

Новорожденный и уход за ним

1. Пуповинный остаток отпадает у доношенного новорожденного на сроке (день жизни)

2. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет до (в %)

2. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раствором

а) 2% бикарбоната натрия

б) 3% перекиси водорода

г) 5% хлорида натрия

3. Для очищения носовых ходов здорового новорожденного используют

а) ватные жгутики, смазанные стерильным маслом

б) ватные жгутики с фурацилином

в) ватные жгутики с детским кремом

г) сухие ватные жгутики

Эталоны ответов

1 в, 2а, 3 б, 4 а

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Болезни детей раннего возраста

Недоношенные дети

1. Недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации (нед.)

2. Пушковые волосы на теле новорожденного - это

а) лануго

б) стридор

в) склерема

3. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки

а) появление сосательного рефлекса

б) прибавка массы тела

в) увеличение комочков Биша

г) исчезновение физиологической диспепсии

Асфиксия новорожденных

4. Целью первого этапа реанимации при асфиксии новорожденного является

а) искусственная вентиляция легких

б) закрытый массаж сердца

в) коррекция метаболических расстройств

г) восстановление проходимости дыхательных путей

Родовые травмы

5. Основная предпосылка родовой травмы ЦНС у новорожденного

а) гипоксия

б) гиперкапния

в) гипопротеинемия

г) гипергликемия

6. Наружная кефалогематома - это кровоизлияние

а) в мягкие ткани головы

б) над твердой мозговой оболочкой

в) под твердой мозговой оболочкой

г) под надкостницу

Гипотрофия

11. При лечении дисбактериоза у детей назначают эубиотик

а) бисептол

б) бифидумбактерин

в) димедрол

г) панзинорм

Рахит

12. При рахите у ребенка нарушается обмен

а) калия, магния

б) кальция, фосфора

в) калия, железа

г) кальция, железа

13. Профилактическая доза витамина D ребенку составляет (МЕ)

Спазмофилия

14. Судороги при спазмофилии у детей обусловлены изменениями в крови

а) повышение уровня железа

б) понижение уровня железа

в) повышение уровня кальция

г) понижение уровня кальция

15. Сдавленный "петушиный" крик на вдохе у ребенка наблюдается при

а) бронхиальной астме

б) бронхите

в) ларингоспазме

г) фарингите

Наследственные заболевания

16. Брахицефалия, косой разрез глаз, плоское лицо, поперечная складка на ладони характерны для

а) болезни Дауна

б) фенилкетонурии

в) гемофилии

г) рахита

Эталоны ответов

1 г, 2 а, 3 а, 4 г, 5 а, 6 г, 7 б, 8 в, 9 г, 10 б, 11 б, 12 б, 13 в, 14 г, 15в, 16 а

Болезни органов дыхания

1. Кратковременная остановка дыхания у детей

б) брадипноэ

в) тахипноэ

г) асфиксия

2. Для профилактики приступов бронхиальной астмы у детей применяют

а) пипольфен

в) эуфиллин

г) эфедрин

3. При остром отите у детей применяют

а) горчичники

в) холодный компресс на область уха

г) согревающий компресс на область уха

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 г

Эталоны ответов

1 г, 2 в, 3 г, 4 г

Эталоны ответов

1 а, 2 б, 3 б, 4 г, 5 в, 6 г

Эталоны ответов

1 а, 2 г, 3 а

Эталоны ответов

1 б, 2 б, 3 б

Эталоны ответов

Эталоны ответов

1 г, 2 а, 3 г, 4 в, 5 г, 6 в, 7 г, 8 г, 9 г, 10 б, 11 а

Туберкулез у детей

1. Введение вакцины БЦЖ детям осуществляется для профилактики

а) дифтерии

б) коклюша

г) туберкулеза

Эталоны ответов

Эталоны ответов

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ПЕДИАТРИИ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 3

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в педиатрии для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования........................................................... 3

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ………………………………………………… 3

Организация работы медицинской сестры........................................................................... 4

Питание здорового ребенка................................................................................................... 5

Новорожденный и уход за ним.............................................................................................. 5

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………. 6

Болезни детей раннего возраста........................................................................................... 6

Недоношенные дети………………………………………………………………………………….. 6

Асфиксия новорожденных…………………………………………………………………………….. 6

Родовые травмы………………………………………………………………………………………. 6

Гемолитическая болезнь новорожденных…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Гнойно-септические заболевания новорожденных…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Аномалии конституции (диатезы)…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Гипотрофия …………………………………………………………………………………………… 6

Рахит…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….……. 6

Спазмофилия…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….… 7

Наследственные заболевания ……………………………………………………………………… 7

Болезни детей старшего возраста......................................................................................... 7

Болезни органов дыхания …………………………………………………………………………… 7

Болезни органов кровообращения у детей ……………………………………………………… 7

Болезни органов пищеварения у детей. Гельминтозы …………………………………………. 7

Болезни почек и мочевыделительной системы у детей……………………………………….. 8

Болезни крови и кроветворных органов у детей…………………………………………………. 8

Болезни эндокринной системы у детей…………………………………………………………….. 8

Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях.......................................... 9

Туберкулез у детей…………………………………………………………………………………….. 9

Организация сестринского процесса в педиатрии…………………………………….. 10


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги!

Обучение студентов в медицинском колледже (училище) завершается проведением итоговой аттестации, которая включает в себя вопросы педиатрии с детскими инфекциями. Данное пособие поможет Вам подготовиться к предстоящей аттестации. При подготовке к аттестации следует:

1. Проверить свои знания, ответив на задания в тестовой форме по всем разделам, и сверить свои ответы с эталонами. Для оценки знаний пользуйтесь следующими критериями:

91-100% правильных ответов - "отлично";

81-90% правильных ответов - "хорошо";

71-80% правильных ответов - "удовлетворительно";

70% и менее правильных ответов - "неудовлетворительно".

2. При неудовлетворительной оценке следует вновь проработать учебный материал.

3. Повторить решение заданий в тестовой форме.

Желаем успеха!

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в педиатрии для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования

Медицинская сестра должна:

Знать систему организации медицинской помощи детям;

Знать причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний у детей;

Уметь подготовить пациента к специальным методам диагностики;

Уметь осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за детьми;

Уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей.

Тестовые задания по безопасности

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Этапы и периоды детского возраста.
Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1. Частота пульса у ребенка 1 года составляет в 1 мин.

Эталоны ответов

Питание здорового ребенка

1. Суточный объем молока для детей первых 10 мес. жизни не должен превышать (л)

Эталоны ответов

Новорожденный и уход за ним

1. Температура воды для первой гигиенической ванны здоровому новорожденному составляет (в °С)

Эталоны ответов

Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 17 лет 11 мес. 29 дней.

Принцип участковости . Основная фигура - участковый педиатр.

Принцип профилактической работы.

Патронаж к новорожденным на следующий день после выписки из род.дома (охват 100%);

Наблюдение на дому в течение 5 дней, на 14-й, 21-й, 28-й дни после выписки из роддома,

Осмотр врачом до 1 года жизни -1 раз в месяц, м/с 2 раза. в месяц;

На 2 году жизни -1 раз в 3 месяца;

На 3 году жизни -1 раз в 6 месяцев;

После 3 лет - 1 раз в год;

Принцип чередования медицинского обслуживания : на дому, в поликлинике, в дневном стационаре, санатории.

На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому.

Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде

Дородового патронажа.

В детскую поликлинику поступает информация из женской консультации, что на участках есть беременные со сроком более 28 недель

Женская консультация.

Структура женской консультации.

1. регистратура;

2. кабинеты участковых акушеров-гинекологов;

3. кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам;

4. кабинеты: терапевта; онкогинеколога; венеролога; стоматолога;

5. физиотерапевтический кабинет;

6. комната молодой матери;

7. манипуляционная; операционная;

8. клинико-диагностическая лаборатория;

9. эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория;

10. рентгеновский кабинет; кабинет функциональной диагностики;

11. социально-правовой кабинет.

Задачи женской консультации:

1. проведение профилактических мероприятий с целью снижения осложнений в беременности;

2. проведение профилактических осмотров всех женщин;

3. диспансерный учет беременных, а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями;

4. организационно-методическая работа;

5. санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Организация медицинской помощи беременным:

1. своевременное (до 12 нед) взятие их на учет,

2. динамическое наблюдение за их здоровьем,

При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности - 2 раза в месяц, после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2 раза, стоматологом, окулистом, эндокринологом, др. специалистами по показаниям.



Беременным, вставшим на учёт своевременно, в 30 недель беременности выдают «дородовый сертификат» рамках Национального проекта «Здоровье».

«родовый сертификат»

1 талон - остаётся в женской консультации (60% на оплату труда медработникам, 40% на медикаменты, перевязочный материал);

2 талон - передаётся родильному дому (40% на оплату труда, 60% на медикаменты, перевязочный материал);

3 талон – детской поликлинике

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.

1. Этапность. (1 – ФАП,2 – ЦРБ, 3 – Обл. Больница)

2. Выздные формы работы.

3. Развитие общеврачебной практики

4. Высокая роль и значение среднего медицинского персонала.

5.Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Организация работы на ФАПе

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

В штат ФАПа может вводиться медицинская сестра. (в зависимости от численности обслуживаемого населения)

Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

Процедурная;

Комната фельдшера и акушерки;

Комната экстренного приема родов;

Комната временного пребывания пациентов;

Санузел для персонала;

Санузел для пациентов;

Санитарная комната.

Задачи ФАП:

1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

Амбулаторный приём и помощь на дому,

Участие в проведении профилактических осмотров и диспансеризации,

Оказание доврачебной помощи,

Выполнение врачебных назначений,

Медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ,



Проведение мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2. Медицинское обслуживание женщин и детей:

Наблюдение за беременными и роженицами,

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам,

Оказание помощи роженицам и родильницам,

Организация школы матери и ребёнка,

Оказание медицинской помощи гинекологическим больным,

Диспансерное наблюдение за детьми,

Оказание лечебно-профилактической помощи детям.

3. Санитарно-противоэпидемическая работа:

Текущий санитарный надзор,

Противоэпидемические мероприятия,

Мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости,

Проведение профилактических прививок,

Санитарно-просветительная работа,

Санитарный актив и работа с ним.

Функциональные обязанности медсестры ФАПа:

· проводить перепись населения;

· готовить кабинет к приему;

· выполнять лечебные и диагностические назначения фельдшера;

· измерять температуру и АД пациентам;

· осматривать на педикулез;

· информировать фельдшера о нарушениях режима, назначения пациентами;

· осуществлять патронажные посещения на дому;

· приглашать на проф.прививки согласно плану;

· приглашать и контролировать за ходом проф.осмотров и диспансерных осмотров;

· соблюдать правила этики и деонтологии;

· соблюдать правила техники безопасности;

· осуществлять условия транспортировки и хранения мед. иммунобиологических препаратов согласно требованиям;

· санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения.

· своевременно и правильное ведение медицинской документации.

Один из важнейших вопросов современной педиатрии в нашей стране – это охрана здоровья детей , которая основывается на общих принципах организации лечебно-профилактической помощи: доступности, бесплатности, участковости медицинской помощи, применении диспансерного наблюдения , последовательности амбулаторной и стационарной помощи, этапности медицинского обеспечения.

В основу участкового принципа положено деление территории населенных пунктов на участке таким образом, чтобы на одном участке проживало не более 800 детей в возрасте до 15 лет, из них до 100 детей 1-го года жизни. Медицинская помощь детям предоставляется участковым педиатром и медицинской сестрой.

Этапность и последовательность медицинского обеспечения – это оказание медицинской помощи детям в определенном порядке. Сначала ребенка обследует участковый врач с привлечением (при необходимости консультаций) специалистов узкого профиля. Для дальнейшего обследования и лечения ребенка направляют в районную или городскую больницу, далее – в областную больницу. При необходимости медицинская помощь может быть оказана в центрах охраны материнства и детства и научно-исследовательских институтах. Последним этапом помощи детям является реабилитационно- оздоровительные учреждения (санатории и курорты).

В нашей стране для оказания медицинской помощи создана мощная сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Во всех областных центрах и больших городах дети получают общую и профильную помощь в многопрофильных детских больницах. В состав этих лечебных учреждений входят кардиологическое , пульмонологическое, гастроэнтерологическое,нефрологическое и другие отделения, а также отделение интенсивной терапии и реанимации, отделение патологии новорожденных, отделение выхаживания недоношенных детей и тому подобное.

2.Принципы организации лечебно-профилактической помощи детям.

Ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника с участковым принципом. Работа врача и медицинской сестры на участке включает непрерывное динамическое наблюдение за детьми, начиная с рождения, оказания медицинской помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, диспансеризацию детей из групп риска, детей, перенесших острые заболевания, и детей с хронической патологией.

Врачи-педиатры проводят профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития детей , на снижение заболеваемости и смертности, подготовке и проведении прививок. Кроме того, важным аспектом деятельности врача-педиатра и медицинской сестры является санитарно-просветительная работа и правовая защита детей.

Эффективные профилактические мероприятия на участке начинаются еще до рождения ребенка . Участковая медицинская сестра осуществляет дородовый патронаж беременной в течение 10 дней после получения уведомления о беременной из женской консультации. Она проводит беседу о значении режима дня и питания женщины для развития плода и процесса родов. Вторично медицинская сестра посещает будущую мать на 32-й неделе беременности с целью определения подготовленности семьи к появлению ребенка, наличия необходимого для ухода за новорожденным, рассказывает об особенностях его поведения, вскармливания и развития. Врач-педиатр посещает беременную конце беременности только в случае необходимости.

Большое значение в снижении заболеваемости и детской смертности имеет организация обслуживания ребенка после выписки из родильного отделения . Первый патронаж новорожденного ребенка врач-педиатр и медицинская сестра проводят в течение первых 3 дней после получения уведомления. Цель первого посещения – определить состояние здоровья ребенка, оценить его физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка (возбуждение или вялость), активность сосания, состояние кожи (бледность, желтуха, цианоз, сыпь, уплотнения) и пупочного кольца. После тщательного обследования ребенка дают оценку ее состояния, уточняют группу здоровья, намечают оздоровительные мероприятия, составляют план дальнейшего наблюдения за ребенком. Также во время первого посещения необходимо ознакомить мать с правилами вскармливания, купания и ухода за новорожденным, ухода за грудью, техникой сцеживания грудного молока . В течение 1-го месяца педиатр должен трижды осмотреть новорожденного, ребенка из группы риска – не менее чем 4 раза. При повторных посещений новорожденного ребенка участковый педиатр и медицинская сестра убеждаются в правильном ее развития. Особое внимание следует уделить таким детям: недоношенным, близнецам, детям, находящимся на искусственном вскармливании, детям, перенесших асфиксию, родовую травму; больным рахитом, гипотрофией, анемией, диатез, детям, которые часто болеют острыми респираторными заболеваниями. Эти дети относятся к группе повышенного риска, под * ложатся клиническому обследованию вместе со специалистами (невропатологом, окулистом, хирургом, отоларингологом и др.). По индивидуальному графику.

В поликлинике на ребенка оформляется “Карта индивидуального развития ребенка”, которую ведут до наступления 15-летнего возраста. В ней отмечают даты посещений, возраст ребенка, динамику физического и психического развития, особенности вскармливания, нарушения ухода, данные о заболевании.

Дальнейшее наблюдение здоровых детей 1-го года жизни участковый врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют ежемесячно в поликлинике. Врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка , состояние различных функциональных систем детского организма. Назначает мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (рахит, анемия и др.). Здоровых детей от 1 до 2 лет педиатр осматривает 1 раз в квартал, от 2 до 3 лет – 1 раз в 6 мес.

В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация в поликлиниках. На основании данных обследования, показателей антропометрии и лабораторных исследований врач определяет для каждого ребенка группу здоровья, поскольку от этого зависит объем необходимых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Распределение детей по группам здоровья производится следующим образом. К первой группе относятся дети, не имеющие отклонений в функциональном состоянии основных органов и систем. Острые заболевания у них возникают редко и имеют легкое течение. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Ко второй группе относятся дети с функциональными изменениями со стороны одного органа или системы, а также дети 1-го года жизни с отягощенным акушерским анамнезом (гестоз, осложненное течение родов, многоплодная беременность и др.), недоношенностью без выраженных признаков незрелости, неблагоприятным течением раннего неонатального периода. Эти дети часто болеют острыми заболеваниями, процесс выздоровления имеет затяжной характер. В основном они имеют нормальное физическое развитие, но возможны незначительные отклонения в виде дефицита или избытка массы тела. Вероятное отставание нервно-психического развития. К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями или врожденными аномалиями развития органов и систем в стадии компенсации. Имеющиеся функциональные и патологические изменения основных органов и систем, но без клинических проявлений. Дети редко болеют интеркуррентные заболевания, но ход их усложняется легким обострением основного хронического заболевания. Физическое и нервно-психическое развитие этих детей соответствует возрасту, могут иметь место дефицит или избыток массы тела, низкий рост. Дети четвертой группы имеют хронические заболевания или пороки развития в стадии субкомпенсации, функциональные нарушения одного или нескольких патологически измененных органов или систем. При интеркуррентных заболеваний происходит обострение основного хронического заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия или с затяжным периодом выздоровления. Дети могут отставать в нервно-психическом и физическом развитии. Пятая группа объединяет детей с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии декомпенсации, что приводит инвалидность ребенка. Имеющиеся врожденные функциональные нарушения патологически измененных органов или систем. Наблюдаются частые обострения основного хронического заболевания.

Участковый педиатр устанавливает сроки проведения профилактических прививок и иммунобиологических проб согласно последним инструкциям. Важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Перед проведением прививок педиатр должен тщательно собрать анамнез и осмотреть ребенка и при необходимости провести подготовку ребенка к прививке. Диспансеризация детей старшего возраста – это динамическое наблюдение и организация лечебно-оздоровительных мероприятий среди детей с выявленной патологией. Все данные о выявленной патологии врач заносит в “Контрольной карты диспансерного наблюдения”, намечает в ней объем и характер необходимых мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний, фиксирует количество осмотров в течение года.

На педиатрическом участке большое внимание уделяется санитарно-просветительской работе , которая включает индивидуальные и групповые беседы о воспитании здорового, гармонично развитого ребенка, систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи, пропаганду здорового образа жизни.

В медицинском обслуживании детского населения важное место занимают стационары, где больным детям оказывается высококвалифицированная медицинская помощь. Детская больница может иметь отделения общего и специализированного профиля, учитывая специфику местных условий, особенности заболеваемости, возрастной состав детей. При организации детских стационаров учитывается, что подавляющее большинство острой патологии у детей имеет инфекционную природу. Учитывая это, доказана необходимость создания условий максимального отделения детей, чего достигают путем организации боксовой или напивбоксовои системы отделений и применение принципа одномоментного заселения палат.

В любом отделении ребенок находится под присмотром врача-ординатора, работа которого заключается в сборе анамнеза, проведении клинического обследования и инструментального исследования, установлении диагноза, лечении ребенка, определении плана реабилитационных мероприятий. При необходимости к обследованию ребенка привлекаются специалисты узкого профиля, работники научных учреждений.

Каждому ребенку назначается индивидуальный режим с учетом тяжести патологии, возраста ребенка, изменения его поведения, количества кормлений. Все это фиксируется в “Истории стационарного больного”, которая оформляется при поступлении ребенка в стационар. Направление детей на стационарное лечение может быть плановым (по направлению участковых педиатров) или экстренным (при самообращению или направления службой неотложной или скорой медицинской помощи).

Соблюдение необходимого для ребенка режима, выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии ребенка, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников, чтобы обеспечить максимально непрерывное наблюдение за больными детьми.

Основные функциональные обязанности палатной медицинской сестры состоят в выполнении назначений врача, проведении туалета больных детей, измерении температуры тела, кормлении детей, наблюдении за их досугом и сном, организации прогулок, помощи врачам при обходе. Во время обхода сестра получает от врача четкие указания об изменении назначений и режима для каждого больного ребенка.

Особое внимание медсестра уделяет строгому соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в отделении, осуществляет контроль за работой младшего медицинского персонала. Она размещает больных в палатах по виду заболеваний, возрасту и полу, следит за цикличностью заполнения палат и соблюдением распорядка дня. Особого внимания требуют тяжелобольные дети. Очередная медицинская сестра следит за дыханием, пульсом, состоянием полости рта, глаз, кожи таких детей, удобно вкладывает, переворачивает, берет их на руки, фиксирует любые изменения в их состоянии, меняет пеленки и белье. В случае ухудшения состояния тяжелобольного ребенка она должна немедленно вызвать врача и до его прихода оказать неотложную медицинскую помощь.

Медицинская сестра следит за правильностью организации питания больных детей, которое должно соответствовать возрасту, характеру заболевания, индивидуальным вкусам ребенка. Даже незначительные нарушения в кормлении могут вызвать ухудшение состояния здоровья.

С детьми постарше проводят воспитательную, а в некоторых стационарах, где пребывание детей длительное, – и учебную работу, которая входит в лечебно-охранительного режима и существенно влияет на эмоциональный тонус ребенка, ускоряя процесс выздоровления.

План.

Введение………………………………………………………… ………………...3
1. Организация лечебно-профилактической помощи детям. ………………….3
2. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности……….4
3. Организация стационарной помощи детям…………………………………19
4. Методика расчета и анализа специальных показателей деятельности детской поликлиники………………………………………………… …………24
Заключение…………………………………………………… …………………26
Список использованных источников…………………………………………... 27

Введение

Одна из главных проблем России в настоящее время - ухудшение демографической ситуации вследствие снижения рождаемости и роста смертности. Так, младенческая смертность и смертность детей 1-го года жизни в нашей стране в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией.

Высокая заболеваемость и инвалидность ограничивают возможность получения детьми полноценного образования, выбора профессии, а также приводят к снижению уровня годности юношей к военной службе.

1.Организация лечебно-профилактической помощи детям
Организация лечебно-профилактической помощи детям в РФ представляет собой государственную систему, обеспечивающую непрерывное квалифицированное медицинское наблюдение за ребенком, начиная с момента его рождения до окончания школы. Система обеспечивает взаимосвязь и преемственность в деятельности основных звеньев оказания профилактической и лечебной помощи детям.
Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» в ст. 24 определяют права несовершеннолетних в интересах охраны их здоровья.
Эти права обеспечиваются широкой сетью лечебно-профилактических учреждений для детей, к которым относятся: детские городские больницы, детские больницы на железнодорожном транспорте, детские областные [краевые), окружные больницы, специализированные детские больницы [инфекционные, психиатрические и т.п.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, родильные дома, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются:

    -непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни;

    -преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям;

    -этапность в лечении - поликлиника, стационар, санаторий.

2. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности
Проблема охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи все в большей степени становятся предметами обсуждения на всех уровнях широкой медицинской и немедицинской общественностью. Ведущим видом медицинской помощи детям является амбулаторная поликлиническая помощь, представленная наиболее массовыми учреждениями, где осуществляется основной объем лечебно-диагностической и профилактической работы среди детей, а также санпросвет работа в семье ребенка.
В проекте Концепции реформирования здравоохранения Республики Саха (1999г.) говорится о том, что из 2-х глобальных направлений в медицине (профилактическое и лечебное) предпочтение должно отдаться первому (как в развитых странах мира). Поэтому необходимо обеспечить повышение значимости амбулаторно-поликлинических учреждений и служб.
Детская поликлиника проводит широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии у детей, снижению заболеваемости и детской смертности, поэтому она должна иметь достаточно развитую диагностическую и лечебную базу, а также хорошо организованную службу, деятельность которой направлена на профилактику заболеваний, на обучение населения навыкам сохранения здоровья.

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др.).

Таблица №1.

      Категории поликлиник Число врачебных должностей Число посещений в смену
      1 50 - 70 800
      2 40 - 50 700
      3 30 - 40 500
      4 20 - 30 300
      5 15 - 20 150

Оптимальный режим работы детских поликлиник: с 8 часов до 20 часов в рабочие дни, а в выходные дни до 14 часов. Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. Кроме того, в детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Основные задачи детской поликлиники :

    -Организация и проведение профилактических мероприятий в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах – диспансеризация детей (активное и динамическое наблюдение за здоровьем детей), санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН;

    -Оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому;

    -Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности;

    -Своевременная госпитализация детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;

    -Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами.

Основным направлением деятельности детской поликлиники, является профилактическая работа, осуществляющаяся путем:

    проведения дородового патронажа беременных женщин;
    учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных и детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психического и физического развития;
    вакцинации детей;
    подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;
    предупреждения инфекционных заболеваний;
    санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.

Детскую городскую поликлинику возглавляет главный врач, который непосредственно руководит всей ее деятельностью: обеспечивает своевременность, доступность и качество всех видов лечебно-профилактической помощи детям, осуществляет планирование, финансирование, устанавливает штат, организует работу сотрудников, анализирует результаты работы, отвечает за оснащение медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем. Штат медицинского и педагогического персонала в детской поликлинике устанавливается исходя из следующих нормативов: на 10 тысяч детей прикрепленных к поликлинике предусматривается - 12,5 должностей участковых педиатров, 0,5 ставки детского хирурга, 0,75 ставки травматолога-ортопеда, 1,25 ставки отоларинголога, по 1,5 ставки офтальмолога и невролога, а также должности других специалистов. Для обеспечения работы в дошкольных и школьных учреждениях дополнительно выделяются 1 должность врача-педиатра из расчета на: 180 -200 детей в детских яслях, 600 детей детских садов, 2000 учащихся образовательных учреждений.

В структуре детской поликлиники имеются свои особенности, так, в отличие от поликлиник, обслуживающих взрослое население, в детской поликлинике предусмотрено два входа. Через главный вход (вход для здоровых детей) заходят дети, не имеющие симптомов острых инфекционных заболеваний.

Все заболевшие дети должны обслуживаются на дому, однако, если родители по тем или иным причинам приводят заболевшего ребенка в поликлинику, они должны войти во вход для больных детей, который ведет в помещение называющееся фильтром. Там работает опытная медицинская сестра, которая опрашивает, осматривает ребёнка, ставит предварительный диагноз и решает – может ли ребенок посетить поликлинику или нуждается в консультации врача и изоляции. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач, вызванный медицинской сестрой. После осмотра врача и назначения необходимых лечебных мероприятий ребенка через отдельный выход из бокса отправляют домой или при показаниях на машине скорой помощи перевозят в стационар. Бокс, в котором находился больной, дезинфицируют.

В вестибюльном помещении должна быть сосредоточена информация об услугах поликлиники, пространственной и функциональной структуре учреждения. В детских поликлиниках у входа следует предусматривать помещение для хранения детских колясок, а в вестибюле - предусматривать столы для пеленания грудных детей.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно- поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» от 18 января 2006 г. N 28 - на должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "педиатрия" или "лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности «педиатрия». Врач-педиатр участковый осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико- санитарную помощь детям: детских поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях. Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико- санитарную помощь контингенту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на основе свободного выбора врача пациентами. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 - при профилактических осмотрах и 2 - при обслуживании на дому. Цель работы участкового педиатра заключается в сохранении здоровья, снижении заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечении оптимального физического и нервно- психического развития детей.

Функциональные обязанности участкового педиатра:

    -формирует врачебный участок из прикрепленного контингента;
    -проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;
    -проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
    -осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
    -проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
    -организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;
    -разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;
    -обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях - на госпитализацию;
    -обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;
    -проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;
    -обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;
    -обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;
    -обеспечивает работу стационара на дому;
    -обеспечивает выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
    -обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
    -выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;
    -обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции;
    -осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
    -своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы санэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;
    -обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;
    -проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;
    -проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;
    -руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

    -ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка;

-систематически повышает свою квалификацию.

В труднодоступных и отдаленных районах, в сельской местности с недостаточным числом врачей-педиатров возможно проведение диспансерного наблюдения детей из прикрепленного контингента, в том числе детей раннего возраста, врачом общей практики (семейным врачом) (в соответствии с пунктом 9 Порядка осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2005 г. N 84 "О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)" (зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2005 г., N 6346), с последующим направлением детей с отклонениями в состоянии здоровья к врачам-специалистам.

Диспансерный метод широко используется участковым педиатром для улучшения состояния здоровья детского населения. Профилактические осмотры являются первым и обязательным этапом в диспансеризации детского населения. Объем и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному, физическому, функциональному и нервно-психическому развитию ребенка. Проведение профилактических медицинских осмотров детей предусмотрено Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, то есть, гарантировано государством. Обязательное проведение профилактических медицинских осмотров детей в определенные возрастные периоды предусмотрено рядом приказов Минздрава и Министерства здравоохранения и социального развития России: №186/272 от 1992 г., №151 от 1997 г., №154 от 1999 г., №241 от 2000 г., №623 от 2003г., №28 от 2006г. Эти приказы являются действующими на настоящий момент. В связи с тем, что профилактическая работа гарантирована государством, проведение профосмотров в муниципальных поликлинических учреждениях является бесплатным. Участковый педиатр и медицинская сестра в первые два дня после выписки ребенка из роддома проводят на дому совместный активный профилактический осмотр (патронаж) новорожденного. Первый год жизни ребенка чрезвычайно важен с точки зрения становления функции всех органов и систем организма, нервно-психического развития, поэтому необходимо регулярное медицинское профилактическое наблюдение за малышом. Активные посещения новорожденного на дому проводятся участковым педиатром на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни ребенка, далее – ежемесячно мама с малышом посещает участкового педиатра в поликлинике. При осмотре педиатр уточняет антропометрические параметры (массу и длину тела, окружность грудной клетки и головы, оценивает состояния швов и родничков на голове), оценивает нервно-психическое и физическое развитие, функциональное состояние других органов и систем. Даются рекомендации по уходу за ребенком, по его питанию, другие советы для обеспечения здорового роста и развития. В возрасте 1 месяца, наряду с педиатром, малыша осматривают невролог, ортопед, офтальмолог, хирург. Кроме того, в 1 месяц жизни проводится вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая - обычно проводится в роддоме в первые 12 часов жизни ребенка). Прививка выполняется после осмотра педиатром для исключения острых заболеваний. По результатам профилактического осмотра в зависимости от состояния здоровья малыша, врач может назначить дополнительные исследования (общий анализ крови и мочи, исследования кала и пр.).

Невропатолог (невролог) выяснит, правильно ли происходит развитие нервной системы ребенка, проверит, научился ли он держать голову, реагирует ли на резкие звуки, на свет и т.д. Именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, то есть возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы. Невролог даст рекомендации по поводу оздоровительного массажа, гимнастики, посещения бассейна, а при необходимости - назначит медикаментозное лечение.

Ортопед оценит развитие костно-мышечной системы ребенка, а также исключит наличие какой-либо врожденной патологии развития (например, врожденная косолапость, врожденный подвывих или вывих тазобедренного сустава и др.), может быть назначено ультразвуковое или рентгенологическое исследование тазобедренных суставов. Чем раньше специалист заметит отклонение в развитии опорно-двигательного аппарата малыша, тем эффективнее будет лечение.

Офтальмолог проводит осмотр глазного дна, что особенно важно у недоношенных детей (выявление ретинопатии), исключает слепоту, дакриоцистит – воспаление слезного мешка и т.д.

Профилактические осмотры педиатра с 1 месяца жизни ребенка до достижения 1-го года становятся ежемесячными. В возрасте 3 месяцев наряду с педиатром ребенок должен быть осмотрен теми врачами-специалистами, осмотр которыми не был проведен в 1 месяц. Делаются обязательные анализы крови, мочи, кала. Другие обследования в этом возрасте назначаются по показаниям. В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (при отсутствии противопоказаний) ребенок прививается от дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Вторая и третья прививки от данных инфекций проводятся в возрасте 4,5 и 6 месяцев. Следует помнить, что предварять каждую прививку, в каком бы возрасте ее ни делали, должен осмотр педиатра. В возрасте 9 месяцев, наряду с осмотром педиатра, ребенка осматривает детский стоматолог. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост зубов. Родители должны получить советы по уходу за полостью рта ребенка, научиться контролировать правильность роста зубов, формирования прикуса.

В год, помимо профилактического осмотра у педиатра, необходимо посетить невролога, хирурга и ортопеда. Также малышу надо будет провести реакцию Манту, а затем прививки против кори, эпидемического паротита и краснухи. Является обязательным проведение анализов крови, мочи, кала на яйца глистов.

На втором году жизни при отсутствии жалоб на здоровье ребенка осмотры педиатром осуществляются с кратностью 1 раз в 3 месяца. Один раз в течение года (обычно, в возрасте 18 месяцев) проводится лабораторное обследование (анализы крови, мочи, кала). Кроме того, предусмотрен обязательный однократный осмотр стоматологом. В возрасте 18 месяцев ребенка необходимо ревакцинировать против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, а в возрасте 20 месяцев – против полиомиелита.

На третьем году жизни педиатр осматривает ребенка два раза в год. В 3 года – перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение, наряду с педиатром и врачами- специалистами, ребенка в поликлинике осматривает дерматолог, консультирует логопед, а в детском саду – педагог или психолог. В возрасте от 4 до 7 лет профилактический осмотр проводится педиатром один раз в год. В 5 или 6 лет – за год до поступления в школу объем обследования такой же, как в 3 года. В 6 или 7 лет - перед школой объем обследования аналогичен предыдущему.

Школьники ежегодно осматриваются педиатром и стоматологом. В 7 или 8 лет – по окончании первого класса школы ребенок проходит комплексный медицинский осмотр, в котором участвуют врачи- специалисты, однако из обязательного объема обследования исключаются дерматолог, логопед. В 10 лет – переход к предметному обучению в школе, начало подросткового периода развития - к традиционному объему врачебного, лабораторного и инструментального обследования добавляется осмотр эндокринологом, девочек – гинекологом, всем проводится электрокардиография (ЭКГ). В 12 лет - период начала интенсивного полового созревания дополнительно к объему предшествующего осмотра проводится осмотр мальчиков урологом. В 14 - 17 лет объем профилактических осмотров аналогичен тому, который проводится в 12-летнем возрасте; в 15 или 16 лет проводится однократное флюорографическое обследование. Обращает на себя внимание уменьшение с каждым годом количества подростков с первой группой здоровья: с 33,9% в 1998 до 25% в 2005году. Все это позволяет думать, что школьный и подростковый возраст наиболее уязвим для неблагоприятных факторов внешней среды: кислородное голодание, плохое освещение в школах, отсутствие необходимой по росту школьной мебели, недостаточное количество свежих овощей и фруктов, мясо - молочных продуктов в рационе питания. Имеет значение и гиподинамия школьников, недоступность оздоровительных комплексов из-за высокой платы за пользование ими.

Результаты медосмотра заносятся в основной медицинский документ детской поликлиники - «Историю развития ребенка». Данный документ имеет юридическую силу, и на основании сведений, содержащихся в нем, принимаются все решения (в том числе экспертные), касающиеся состояния здоровья ребенка. Если профилактический осмотр проводится перед оформлением малыша в детский сад или школу, то сведения о состоянии здоровья в образовательном учреждении заносятся в «Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домов и интернатов» (форма №02б/у-2000). В этом документе будут накапливаться сведения о состоянии здоровья ребенка из года в год, до тех пор, пока он не достигнет семнадцати лет. Этот документ будет сопровождать его во всех образовательных учреждениях (хранится в детском саду, а затем в школе или другом образовательном учреждении). Кроме того, совсем не обязательно проходить профилактический осмотр за один день, как практикуется в детских садах и школах. Сначала стоит посетить медицинскую сестру (проведение доврачебного обследования) и педиатра, который осмотрит ребенка и порекомендует примерный план посещений специалистов.

Педиатр должен стать для родителей главным врачом, к которому стекается информация о здоровье и условиях жизни ребенка от всех других специалистов и педагогов. Если при проведении профилактического медицинского осмотра у ребенка выявляется заболевание, то он должен быть дополнительно обследован (консультации специалистов, лабораторное, инструментальное обследование) и ему должен быть поставлен точный диагноз. Объем обследований определяется в соответствии с диагностическими стандартами, утвержденными для данного заболевания (приказ №151, 1997 г). Дети с хронической патологией также проходят медосмотр в соответствующие сроки. Кроме того, такие дети находятся под диспансерным наблюдением, алгоритм проведения которого (кратность осмотров, перечень специалистов, диагностических процедур) определяется заболеванием (приказ №151, 1997 г).

Профилактические медицинские осмотры детей, посещающих образовательные учреждения (в т.ч. дошкольные), организуются врачами и средним медицинским персоналом прикрепленным к данному учреждению и администрацией образовательного учреждения. Форма проведения (в детском дошкольном учреждении, школе - чаще или в поликлинике - реже) выбирается администрациями поликлиники и образовательного учреждения в зависимости от имеющихся возможностей. При этом соблюдается право родителей на присутствие при проведении осмотра ребенка. Обязательным является присутствие родителей или других членов семей при проведении профилактического осмотра в поликлинике в том случае, если малыш не посещает образовательное учреждение. Для проведения профилактических осмотров детей (преимущественно первых трех лет жизни) в поликлинике рекомендуется выделять «День здорового ребенка», как правило, во вторник или четверг – дни наименьшей нагрузки на амбулаторном приеме.

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе, в том числе кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет и др.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.
и т.д.................

Лечебно-профилактическая помощь детям является неотъемлемой частью охраны материнства и детства. Она обеспечивает организацию медицинского наблюдения за здоровыми детьми и подростками и оказывает им при необходимости квалифицированную помощь.

В оказании этой помощи детям принимают участие медицинские учреждения различных уровней, учреждения образования и социального обеспечения (дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, интернаты для детей с дефектами умственного и физического развития).

Среди них есть объединенная детская больница с поликлиническим отделением, стационаром, с лечебно-вспомогательными и диагностическими подразделениями, медицинским архивом и т.д.

Управление больницей осуществляют:

· главный врач;

· заведующий поликлиникой;

· заместитель главного врача по поликлинической работе (при наличии более 20 должностей врачей амбулаторного приема);

· заместитель главного врача по медицинской части.

В городах без районного разделения в штате одной из поликлиник устанавливается должность городского педиатра, а при наличии разделения – должность районного педиатра.

Главный врач организовывает работу соответственно положению о детской больнице. Он имеет право нанимать и увольнять работников, отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы, планирует ее работу, обеспечивает качество обследования и лечения больных детей, разработку и осуществление профилактических и противоэпидемических мероприятий в воспитательных и учебных учреждениях, размещенных в районе обслуживания, создает условия для повышения квалификации медицинского персонала.

Заместитель главного врача по поликлинической работе обеспечивает лечебно-диагностическую, профилактическую, противоэпидемическую деятельность поликлиники, контролирует организацию работы в детских дошкольных учреждениях и школах, надлежащее ведение учетных документов, изучает состояние здоровья детей, анализирует деятельность подразделений и медицинского персонала, осуществляет производственную связь между детской поликлиникой, подростковыми кабинетами городских поликлиник, роддомом, СЭС.

Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-диагностической работы стационаров, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, осуществляет контроль качества диагностики, контроль питания и ухода за больными, отвечает за ведение учетной документации, анализирует деятельность подразделения.

В общей системе медицинских мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь , которую обеспечивают в поликлинических отделениях детских, городских, центральных районных больниц и в самостоятельных детских поликлиниках.

Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи:

· бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

· первичная и вторичная профилактика заболеваний;

· раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

· реабилитация больных;

· просветительная работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечение его нормального психического и физического развития.

Детская поликлиника является ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи. Качество ее работы влияет на результаты поликлинического и стационарного лечения, а также на уровень госпитализации, продолжительность пребывания в стационаре, на частоту вызовов скорой медицинской помощи.

В детских поликлиниках проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и раннее распознавание патологии, снижение заболеваемости и смертности, особенно новорожденным.

На современном этапе они оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней) в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах.

В 1998 г. зарегистрировано 45,6 млн. посещений поликлиники и 12,3 млн. посещений на дому. Современные детские поликлиники обеспечивают проведение комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных и др. мероприятий (рисунок №9).

Детская поликлиника имеет достаточно сложную разветвленную систему отделений и кабинетов (рисунок №10).

Рисунок №9. Основные разделы работы детской поликлиники

Рисунок 10 Структура детской поликлиники

Деятельность поликлиники обеспечивают медицинские работники , штаты которых устанавливаются с учетом численности детского населения, особенности его расселения, форм работы подразделения, обусловленных современными условиями хозяйствования.

Согласно указу МЗ Украины №33 от 23.02.00г. в городах с населением более 25 тыс. устанавливают должности врачей для обеспечения приема детей поликлиники, оказания им медицинской помощи на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах и другой работой по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию (таблица 3).

Кроме педиатров, в детских поликлиниках работает численная группа врачей других специальностей (хирурги, ортопеды-травматологи, психоневрологи, офтальмологи, отоларингологи, эндокринологи, кардиоревматологи, урологи, аллергологи и др.).

В зависимости от количества специалистов, устанавливаются должности лаборантов – рентгенологов, физиотерапевтов, ЛФК.

Для обеспечения работы в детских учреждениях и школах всех типов устанавливается дополнительно одна должность из расчета:

1. врача-педиатра:

· на 600 детей детских садов (соответственных групп в яслях);

· на 2500 учеников школ;

2. врача-фтизиатра на 200 детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах);

3. детского врача-психиатра на 300 учеников специализированных школ для умственно отсталых детей;

4. детского врача-офтальмолога – в одно из поликлиник города (городского административного района) с численностью детского населения не менее 300 тыс. человек.

Таблица №3. Штатные нормативы врачей детских поликлиник

Наименование должностей Количество должностей на 10 тыс. детей до 14 лет включительно (14 лет 11 мес. 29 дней), которые прикреплены к поликлинике
Врач-педиатр участковый 12,5
Врач-кардиоревматолог детский 0,3
Врач-гинеколог детского и подросткового возраста 0,1 но не менее одной должности на административный район
Врач-хирург детский 0,45
Врач-ортопед-травматолог детский 0,5
Врач-уролог детский 0,2
Врач-отоларинголог детский 1,0
Врач-невролог детский 1,0
Врач-офтальмолог детский 1,0
Врач-эндокринолог детский 0,4
Врач-аллерголог детский 0,2
Врач-иммунолог детский 0,3
Врач-инфекционист детский 0,5
Врач-гематолог детский 0,2
Врач-нефролог детский 0,1 но не менее 0,5 должности на административный район
Врач-гастроэнтеролог детский 0,3
Врач-дерматовенеролог детский 0,2

В зависимости от количества врачей одного профиля могут быть установлены должности заведующего отделением: педиатрического: вместо 0,5 должности врача – при количестве должностей участковых педиатров и педиатров 6,5-9.

Общее руководство работой поликлиники осуществляет заведующий поликлиникой или заместитель главного врача по поликлинической работе.

В самостоятельной поликлинике эту функцию выполняет главный врач поликлиники.

В детских поликлиниках, кроме медицинских, вводятся также должности и педагогических работников для логопедических и сурдологических кабинетов. В сурдологическом - должность заведующего кабинетом, врача-отоларинголога (сурдолога), по одной должности невропатолога, дефектолога, логопеда, медицинской сестры, младшей медицинской сестры.

Указанные должности устанавливаются для одной из детских больниц или поликлиник города, где расположена детская поликлиника.

Должность логопеда в поликлинике в зависимости от объема работы устанавливают из расчета одна должность на 20 тыс. детей и подростков.

Соответственно штату врачей устанавливаются должности среднего и младшего медицинского персонала, работу которых возглавляет старшая медицинская сестра.

Четкость работы поликлиники в значительной мере зависит от деятельности регистратуры.

Основные задачи регистратуры идентичны для поликлиник, которые оказывают помощь взрослому населению (см. раздел «Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению»).

Чтобы освободить врача от выполнения функций не свойственных уровню его подготовки, в поликлиниках функционируют кабинеты доврачебного приема. На квалифицированный средний медицинский персонал положено выполнение следующих функций:

· проведение контрольного кормления новорожденных;

· обработка микротравм;

· выдача свидетельств об эпидемической обстановке по месту проживания, выписок с истории развития ребенка и направлений на обследование в связи с оформлением в дошкольное учреждений, школу, отъезда на санаторное оздоровление;

· проведение антропометрических измерений;

· определение температуры тела и АД перед осмотром педиатра.