Тесты для детей. Психологическая диагностика учащихся в процессе сдачи огэ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №3

г. Ставрополь

«Психологическая диагностика в школе»

сборник тестов

Часть 2
Методическое пособие

Разработала

Педагог-психолог

Бондаренко Инна Юрьевна

г. Ставрополь, 2013

Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе » представляет собой сборник тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.

В сборнике представлен примерный план диагностической работы в школе, методики и тесты для диагностики первоклассников на этапе их адаптации в школе, пятиклассников на этапе адаптации при переходе в среднее звено, для общей диагностики различных категорий учащихся, и т.д.

Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.
Содержание
Введение

Глава 2. Психологическое обследование детьми «группы риска».

2.1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения.

2.1.1. Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности.

2.1.2.Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

2.1.3.Опросники Т. Ахенбаха (для родителей и учителей).

2.1.4. Шкала враждебности» (В. Кука, Д. Медлей).

2.2. Оценка характерологических особенностей.

2.2.1.Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х. Шмишек)

2.2.2.Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э. Г. Эйдемиллер).

2.2.3.Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина".

2.2.4.Опросник EPQ (Г. Айзенк).

2.2.5. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).

2.2.6.Тест «Дом. Дерево. Человек».

2.2.7.Тест «Несуществующее животное».

2.3. Диагностика социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе.

2.3.1.Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

2.3.2.Методика «Q-сортировка».

2.3.3.Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В. Шутца).

2.3.4.Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

2.3.5.Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас).

2.3.6.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса, А. Дарки).

2.4. Выявление эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления.

2.4.1.Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк).

2.4.2.Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

2.4.3.Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

2.4.4.Шкала депрессии (Т.И.Балашова).

2.4.5.Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

2.4.6.«Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».

Глава 3. Психологическое обследование детей - сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей.

3.1. Карта наблюдений Д. Стотта.

3.2. Тест «Дом. Дерево. Человек».

3.3. Тест «Несуществующее животное».

3.4. Тест Кеттелла (детский и подростковый вариант).

3.5. Тест Будасси.

3.6. Опросник Казанцевой Г.Н.

3.7. Детский и подростковый вариант шкалы явной тревожности.

3.8. Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

3.9. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

3.10. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

3.11. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

3.12. Изучение особенностей Я – концепции.

3.13. Тест «Подростки о родителях».

3.14. Тест «Рисунок семьи».

Глава 4. Диагностика родителей.

4.1. Тест - опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

4.2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей».

4.3. Самодиагностика типового семейного воспитаний.

4.4. Самодиагностика родительского отношения к детям.

4.5. Опросник АСВ для родителей.

Глава 5. Диагностика педагогов.

5.1. Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера.

5.2. Оценка уровня общительности учителя.

5.3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога («Прогноз»).

5.4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко).

5.5. Оценка профессиональной направленности личности учителя.

5.6. Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

5.7. Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).

Введение
Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Исторический опыт использования психодиагностических данных в решении школьных проблем – убедительная основа для конкретной организации этой деятельности.

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
- составление социально-психологического портрета школьника;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие.
1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели - так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей;
- структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
- психологическое обследование школьников;
- анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

В главе 1 данного пособия представлен примерный план диагностической работы психолога в школе. В плане представлены основные направления диагностической работы; методики, анкеты и тесты, а также сроки проведения того или иного исследования (обследования).

В главах 4-5 представлены методики для работы с родителями и педагогами.

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.
Примерный план диагностической деятельности психолога в школе




Направление диагностики

Название методик

Срок проведения

1.

Психологическое обследование детьми «группы риска».

1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения:

Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

Опросники Т. Ахенбаха (для родителей и учителей).

Шкала враждебности» (В. Кука, Д. Медлей).

2. Оценка характерологических особенностей:

Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х.Шмишек).

Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер).

Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина".

Опросник EPQ (Г. Айзенк).

Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).

Тест «Дом. Дерево. Человек».

Тест «Несуществующее животное».

3. Диагностика социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе:

Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

Методика «Q-сортировка».

Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В. Шутца).

Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас).

Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса, А. Дарки).

4. Выявление эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления:

Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк).

Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

Шкала депрессии (Т.И.Балашова).

Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

- «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».


В течение года

2.

Психологическое обследование детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей

1. Карта наблюдений Д. Стотта.

2. Тест «Дом. Дерево. Человек».

3. Тест «Несуществующее

животное».

4. Тест Кеттелла (детский и подростковый вариант).

5. Тест Будасси.

6. Опросник Казанцевой Г.Н.

7. Детский и подростковый вариант шкалы явной тревожности.

8. Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

9. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

10. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

11. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

12. Изучение особенностей Я – концепции.

13. Тест «Подростки о родителях».

Тест «Рисунок семьи».


В течение года

3.

Диагностика родителей

1. Тест - опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей».

3. Самодиагностика типового семейного воспитаний.

4. Самодиагностика родительского отношения к детям.

5. Опросник АСВ для родителей.




4.

Диагностика педагогов

1. Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера.

2. Оценка уровня общительности учителя.

3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога («Прогноз»).

4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко).

5. Оценка профессиональной направленности личности учителя.

6. Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

7. Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).


В течение года (по необходимости)

Глава 2. Психологическое обследование детьми «группы риска»
2. 1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения
2. 1. 1. Анкета по выявлению уровня педагогической

запущенности
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитусмости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
Анкета 1

1.Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?

Тесты для детей

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант "Аналогий". В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. ... Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Цель – определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на устойчивость внимания.

Стимульный материал : варианты бланков с перепутанными линиями, секундомер, ключ для проверки

Ход выполнения работы.

На бланке в прямоугольнике проведено двадцать пять перепутанных линий, которые начинаются с его левой стороны и заканчиваются у правой. С левой стороны линии пронумерованы от 1 до 25. Испытуемый должен проследить ход каждой линии и поставить с правой стороны тот же номер, что и у левой.

Экспериментатор фиксирует время начала и завершения исследования, а также время, за которое испытуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с первой по пятую, с шестой по десятую

Инструкция.

«На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой.

Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот же номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейдете ко второй и т.д. Следить за линиями надо только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количественные показатели (общее время, затраченное испытуемым на нахождение линий; время, затраченное на нахождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25).

Построить график. На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение задания испытуемым.

2. Определить количество ошибок. Правильность проверяется сличением бланка испытуемого с ключом. Ошибки в нумерации линий и медленное выполнение свидетельствует о низкой способности к устойчивости внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (или истощаемости) внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от его начала к концу.

3. При наблюдении за испытуемым следует отметить: преобладает установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.

4. При опросе испытуемого необходимо узнать, что в данном задании было трудным для него, отчего он медленно выполнял работу, боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался в прослеживании линий и вынужден был возвращаться к началу.

Стимульный материал для методики Рисса

Бланк «Перепутанные линии»

Ключ: 6,10,23,22,9,21,16,7,4,20,8,11,3,2,12,1,25,5,19,18,15,24,14,13,17

    Память

Диагностика кратковременной зрительной памяти

Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максима: количество чисел из предъявляемой им таблицы.

Инструкция

"Сейчас Вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд заполнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!"

Оценка

По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе - оперативной памяти - 10 единиц материала. Средний уровень: 6-7 единиц.

    Мышление