Значение слова гобелен в толковом словаре ефремовой. Ковер для пола - выбираем орнамент

А что же в России? Были ли розы на русских коврах? Здесь мы подходим к самой интересной части нашего повествования. Начнем издалека. Цветочный орнамент на коврах и других предметах народно-художественных промыслов, получивших распространение на территории России, присутствовал с древних времен. Испокон веков узоры и их элементы несли сакральный смысл, выполняя роль оберегов. Отсюда - и набор изделий с изображениями растений и животных (пояса, полотенца, скатерти, свадебные коврики, пологи для кроватей, посуда и прочее), и набор изображаемых цветов, которые играли важное место в крестьянской жизни, сначала лесных и полевых (папоротник, васильки, листья земляники, ветки калины), а позднее садовых (астры, георгины) и даже фантастических, не существующих в природе («лучок», «кучерявка»).

Деталь задней части сумах килим. Цветное изображение изображения кимима образовано уточной нитью. Образцы создаются при повороте уточной нити. При повороте нити создается небольшое пространство, которое не должно быть слишком большим. Это создает лестничную модель, типичную для килимов. Передняя и задняя части кимима выглядят одинаково. Концы нитей обычно не видны, но они также могут свободно свисать с задней стороны ковра, как в случае келим Сумаха.

Килимы изготавливаются исключительно из натурального материала, такого как шерсть, иногда также - с более тонкими килимами - с шелковой вставкой. Пряжа окрашена растительными и минеральными красками, что способствует естественному, стимулирующему цветовому эффекту. Выбор материала обеспечивает долговечность ковров. Таким образом, вы все еще можете найти древние и полукриминальные килимы сегодня.

Исторически сложившихся центров ковроткачества в Российской империи было несколько - в Сибири, Курске, Воронеже, Орле, в Средней Азии и на Кавказе, а также в Украине. Были такие центры и в российских столицах, но в данном случае можно говорить лишь о мануфактурных коврах, то есть фабричных.
Одним из старейших регионов российского ковроделия является современная Тюменская область. По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала ее активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе благодаря торговле с Восточным Туркестаном. В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. Здесь в селах было очень много ковроткачей, шерсть менее дорогой. Да и ковры пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры были представлены на всевозможных выставках. Столичные путешественники, которым случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани и укрывали спины лошадей. Были большие ковры - настенные, половые; поменьше - насундучники, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.

Абразив, турецкое слово «красочный». Указывает отклонения цвета в цвете ковровой сваи; Абраш особенно подходит кочевникам. Отклонения возникают, когда новая окрашенная пряжа используется при завязке, оттенок цвета отклоняется от старой пряжи. Ахти-ковры, другое название для дагестанских ковров с севера относится к группе ковров Дагестана.

Ковры в основном завязаны туркменом с севера страны. Цепь из шерсти, утка шерсти или красного цвета является преобладающим цветом. Сильная шерстяная пряжа иногда чередуется с козьей шерстью. Мотив: восьмиугольный образ Гюля. Старые афганские ковры также называются Эрсари. Подробнее об афганских коврах!

В XIX веке ковры ткались более чем в 50-ти селах и деревнях Тюменского уезда, наиболее известны мастерицы сел Каменского, Гусева, Кулакова, Молчанова, Дубровного. Ткали ковры и в самой Тюмени, но центром коврового производства была Каменская волость. В 1891 году в Каменской волости ткачеством ковров занимались 1300 мастериц, а всего же в Тюменском уезде и Тюмени ковры ткали 3760 мастериц. Такого количества ковровщиц не было в то время ни в одном из городов Центральной России.

Афшарские ковры, также называемые Керман-Афшар. Происходит из района Кермана в юго-восточном Иране, завязанного Афшареном, полукочевым племенем. Ковры Агре, ковры ручной работы из Агры в Индии. Ак-Хисар ковры; ручной ковер с геометрическими узорами. Производится на северо-востоке от Исмира.

Ковры Акстафы, ковры ручной работы с Кавказа. Ковры плотно завязаны и обычно квадратные. Ализарин краски, синтетические краски, которые также используются для окраски ковровой пряжи. Подробнее о раскраске! Он подписал свои ковры из шерсти самого высокого качества. Ковры были очень плотные, узор часто очень подробный. Еще одна особенность ковров заключалась в синем разрезе на продольных сторонах. Сегодняшние чрезвычайно редкие и эксклюзивные ковры часто вызывают высокие цены при продаже или продаже на аукционе.

Орнамент сибирских (тюменских, ишимских) ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров, скажем, восточных. Традиционным узором сибирских ковров стала несложная композиция. В центре ковра помещалось изображение одного - двух бутонов роз, мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти всю центральную часть ковра, оставляя для каймы лишь небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров являются красная и зеленая (с оттенками), для фона использовалась пряжа черного цвета.

Амритсарские ковры, индийские ковры, ручные завязанные из города Амритсар в индийском Пенджабе. Они прочные, традиционные ковры из прошлого, но они не интересны с точки зрения искусства. Анатолийские ковры, ручные ковры из Турции. Известны имена анатолийских ковровых покрытий. Узнайте больше об анатолийских коврах!

Анилиновые краски, синтетические краски, ранее использовавшиеся для окрашивания пряжи из ручных ковровых покрытий. Узнайте больше об анилинских цветах! Ковры Арак, ковры ручной работы из города Арак. Город расположен в районе Феракханд на западе. Ковры считаются износостойкими и завязаны шерстью высокого качества, главным образом с мозаичными мотивами. Они несколько похожи на ковры Саруга, но отличаются от них по цвету. Эти ковры включают, среди прочего, Ферахан, Махаи и старинные циглерские ковры.


Однако натуралистическое изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества, - это геометрические или сильно обобщенные растительные мотивы, а также яркая цветовая гамма. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звезды или геометрические цветы . Со временем натуралистическое изображение цветов стало преобладать, и это связано, с одной стороны, с появлением французских роз в европейской части России, с другой - с появлением изображений роз на упаковках различного рода европейских товаров.

Ардаканские ковры, ковры ручной работы из северо-западной части провинции Джазд в Иране. Эти прочные ковры напоминают ковры Кешхана в узорах и цветах. Ковры Ардалана, ковры ручной работы последнего времени из Хамаданского района Ирана. Мотивы часто показывают тонкие стилизованные цветы.

Ардебильные ковры, ручные ковровые покрытия из северо-западного Ирана. Город Ардебиль расположен в иранской провинции Азербайджана вблизи Кавказа и Каспийского моря. Арманибафф, армянский ручной узел. Он состоит из геометрических узоров или мотивов, называемых Мир-е Ботех. Это частично напоминает ковры Лористан и Бахтияр.

В конце XIX - начале XX века моду на ковровые узоры стали диктовать сибирские покупатели - зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры, согласно принятым правилам, должны были составлять единство с обстановкой, отличавшейся в этот период яркостью красок. Тогда в моде были хлопчатобумажные и декоративные ткани с многоцветным набивным цветочным узором. Цветы виднелись всюду - на занавесках и бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, по сибирскому обычаю густо заставленных «цветочными оранжереями с великолепными цветущими фуксиями, олеандрами, кактусами, геранью, чайной розой и разнообразными гвоздиками» .

Армянские ковры, ковры ручной работы из Армении. Ковры, такие как Касак, Карабах и Ереванские ковры. Ковер Марби, известный в Швеции, в Стокгольмском историческом музее, как говорят, является вооруженным ковром, как и так называемый Берлинский ковер. Самые старые экземпляры, вероятно, из того, на кого вы вдохновлены персидскими и анатолийскими моделями. Ковры Асадабад, ручные ковровые покрытия из района Хамадан на северо-западе Ирана, часто с рисунками Герата.

Ашкали, обозначение коврового рисунка, которое можно найти на старых коврах Гашхай, реже на более молодых коврах. Шаблон состоит из восьмиугольника, вмещающего меньший восьмиугольник, причем внутренний восьмиугольник снабжен крючками. Азербайджанские ковры, ковры ручной работы из Азербайджана и юго-восточного Кавказа. Ковры, сделанные на Кавказе, включают Акстафу, Чилу и Ширван. Такие ковры также находятся в прилегающем иранском ландшафте Азербайджана; к ним относятся также тебризские ковры.

Всему этому цветочному изобилию должен был соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковер. Выполняя заказы горожан, народные мастерицы обращали внимание на то, как выглядят цветы на русских набивных платках, скатертях, шалях, ситцах, расписных подносах. Немалую роль в их творческой работе приобрели всевозможные пособия по женским рукоделиям (вышивка бисером, крестом), представляющие собой красочные изображения всевозможных растительных мотивов - веточек, букетов, венков, гирлянд. Подобные пособия издавались художественными журналами того времени («Ваза», «Букет», «Вестник моды», «Базар» и т.д.) . В этот период наибольшей любовью среди местного населения пользовался орнамент, получивший название «подносный». На таком ковре в центре, обычно на черном фоне, помещался букет из двух-трех крупных роз или маков красного, розово-малинового, желтого цвета с небольшим количеством оттенков в окружении листьев, веточек и травинок. По колориту, особенностям растительного орнамента, объемности изображения, сочетанию цветов, контрасту фона и узоров тюменские ковры, - пишет историк Н.Сезева, - были близки к знаменитым тагильским подносам» .
На картине В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» хорошо виден санный сибирский ковер ручной работы.

Асимметричные узлы, также называемые персидскими узлами. Подробнее об асимметричных узлах! Ковры из города Обюссон в центральной Франции. Ковры изначально являются копиями турецких рисунков ковра. Они были сделаны на заводе, основанном Томасом Уитти. Ковры с ручным зацеплением высокого качества, изготовленные кочевниками Бахтияри на юго-западе Ирана. Ковровое покрытие для ванной комнаты, предусмотренное для ванной комнаты. В ванной комнате есть ковровое покрытие. Его следует высушивать только после ванны или душа.

Ковры Бахавалпур, ковры ручной работы из города с одноименным названием в Пакистане. Ковры из бакеша, ковры ручной работы из района вокруг озера Урмия в Херес в Иране. Бакинские ковры происходят из знаменитого нефтяного города Баку в Азербайджане. Стилизованный шаблон пламени называется Мир-бутха. Это одна из самых распространенных моделей восточных ковров. В старых коврах цепочка изготовлена ​​из шерсти, уток часто изготовлен из хлопка. Плотность узла составляет от 000 до 000 узлов на квадратный метр.



Русские ковры с растительным орнаментом «в розу» изготавливались и в центральной части России, особенно выделялись воронежские и курские ковры. Журнал, издаваемый министерством государственного имущества в Санкт-Петербурге, за март 1853 года похвально отозвался о предметах художественного ткачества воронежских крестьянок, экспонировавшихся на Воронежской выставке сельских произведений 1853 г.

Балканские ковры, ковры ручной работы из балканских стран, таких как Румыния, Болгария, Греция и первая. Персидские ковры, а также турецкие и кавказские, служат образцом. Они изготовлены из шерсти хорошего качества, но часто окрашиваются синтетическими красками, которые не имеют светимости других ручных ковровых покрытий.

Балушские ковры, также называемые Балух. Ковры Баотоу, небольшие ковры ручной работы площадью около 1 квадратного метра, изготовленные на северо-западе Баотоу. из Нинся в Китай. Ковры узнаваемы по своим типичным ландшафтным и символическим мотивам. Ковры младшего возраста имеют более образные мотивы. Вместе они имеют преимущественно синий цвет.

Курское ковроделие зародилось в XVII веке, со второй половины XVIII века оно принимает форму промысла. Стиль безворсового шерстяного курского ковра сложился в 1870-х гг. - это крупный объемный цветочный узор из ярких красных и розовых роз, маков, тюльпанов на черном фоне. Главным центром ковроткачества считается город Суджа. Именно здесь в XVII веке начали ткать ковровые изделия для бытовых нужд, такие как дорожки в дом, покрывала на сундуки, попоны для лошадей.

Баширские ковры, также известные как Бесчир. Ковры с ручным зацеплением исходят от тюркских бесирских кочевников вокруг Башира в западном Туркестане. Их узоры состоят из мотивов Герати и Мины Чани с медальонами. Используемые цвета: красный, синий и бежевый, смешанный с желтым. Цепь и выстрел сделаны из шерсти, куча средней длины, узел персидский, но также турецкий узел.

Хлопок является одним из растений мальвы. Встречается в большинстве тропических и субтропических областей. Это одно из самых важных сырьевых материалов для производства ковров ручной работы. Подробнее о хлопке! Ковровые ковры, также известные как Балух; ручные ковровые изделия кочевников Белучча на границе между Ираном и Афганистаном. Узнайте больше о коврах Белух!

В 1819 году в Курский край из Москвы была прислана ковровщица Феодора Трусова, чтобы обучить местных крестьянок ткать на вертикальных станах ковры для богатых домов и усадеб. Мастерицы быстро освоили новую технологию и ткали ковры с геометрическим и пейзажным рисунком. В 1897 году две лучшие ковровщицы были посланы земством на учебу в Петербург в Маршенскую школу. Вернувшись из столицы, Феодосия Долженкова в 1900 году организовала в селе Касторное Суджанского уезда школу для девочек. Ковры стали делать гладкие, двусторонние, бархатные, полугобеленовые. Продукция с успехом продавалась в Курске, Киеве, Москве. В 1910 году была создана школа-мастерская в городе Суджа (под руководством В.П.Трофимова).

Ковры Бенареса, индийские ковры ручной работы из города Бенарес на Ганге. Ковры изготовлены из индийской и новозеландской шерсти в классическом восточном стиле. Модели - это персидские ковры Биджар, Кирман и Мир. Берберские ковры, сплошные ручные ковры из нечистой шерсти. Они производятся берберами, коренными жителями Марокко, Алжира и Туниса. Часто квадратные ковры имеют несколько границ и краевых украшений; они тяжелые и монохромные бежевые или коричневые. Иногда появляются простые, окрашенные геометрические узоры и детали.

Эти узоры - очень стилизованные цветочные, животные и звездные мотивы, медальоны имеют лестничную отделку. Они явно напоминают анатолийские ковры. Узнайте больше о североафриканских коврах! Берделик, персидско-турецкое название ковра, используемого в качестве украшения стены. Он часто изготовлен из шелка с асимметричным рисунком, из которого возникает, как будто он висит на стене.

Специалист по народным художественным промыслам И.А.Крюкова считала, что сильнейшее влияние на курские ковровые рисунки оказали цветочные узоры на ситцах, павловских платках, вышивках, фарфоровой и фаянсовой посуде, а также печатные «приложения» ряда современных журналов, предлагавшихся подписчикам в качестве рисунков для вышивания крестиком .

Бергама, ковры ручной работы из Бергамы к северу от Исмира на западном побережье Турции. Они относятся к анатолийским кочевым коврам, обычно квадратные и изготовлены из шерсти с красными утками. Это приводит к красной полосатой спине. Геометрические узоры состоят из квадратного медальона, окруженного цветочными мотивами. Цвета красные, красновато-коричневые, синие, бежевые и желтые. Узнайте больше о турецких коврах!

Берлинский ковер, искусственный анатолийский ковер из исламского искусства в Берлине. Он сделан полностью из шерсти, узор представляет собой стилизованный дракон и птичий феникс. Безир, также называемый Башир. Ковры Бхадохи, ковры ручной работы из восточно-индийского города Бхадохи.

«Мотив крупной пышной розы в южнорусском ковроделии был особенно популярен. До сих пор ценят и берегут доставшиеся по наследству ковры «в розу». Оказавшись в старинном селе традиционного центра ковроделия в крестьянском доме и сейчас еще можно увидеть ковер ручной работы из простой шерсти с тканым узором из огромных роз по коричневому фону - натуральный цвет неокрашенной шерсти. Современные народные мастера также любовно обращаются к этому традиционному мотиву, внося свое понимание в колористическое решение композиций» .
Для курского ковроделия первоначально было свойственно, как и в случае с сибирским ковроткачеством, использование геометрического орнамента.

Бибибафф, обозначение лучших и самых плотных ковров, завязанных персидскими кочевниками Бахтияра. Название происходит от слова «бафф», что означает «узел», а «биби» называют лучшим узелоком семейства кочевников. Бибикадские ковры, толстые и прочные ручные ковры из района Хамадан в Иране.

Ковры Биджара, названные в честь города Биджар в западном Иране. Ковры Биджара, другое название для Биджара. Ковры Бочара-Сусани, вышитые ковры из Центральной Азии, особенно из Бохары в Узбекистане. Ковры из хлопка ручной работы, вкрапленные разноцветными шелковыми нитками, были изготовлены в столетии и женщинами из семей. Ковры были приданым для молодых девушек.

Курский шерстяной ковер. Выполнен в Старооскольком районе.
Первая половина XIX в.

Курский шерстяной ковер. Выполнен в г. Щигры. Первая половина XIX в.

Е.Г.Яковлева в своей книге «Курские ковры» пишет о геометрическом орнаменте следующее: «Геометрические орнаменты, встречающиеся в курских коврах, имеют очень древнее происхождение и являются отображением реальных образов окружающей действительности, переданных в абстрактной декоративной форме. Они характерны для самых различных видов русского декоративного искусства прошлого и настоящего…. Устойчивость геометрических узоров в курских коврах на протяжении всего XIX века, их большое распространение в народном ковроткачестве других районов и, наконец, стилистическое единство с крестьянскими декоративными тканями домашнего производства, позволяют считать геометрический орнамент наиболее древним видом украшения народных ковров» .

Коктейли Бокхары, сделанные тюркскими племенами в Западном Туркестане. Когда-то он был центральным торговым местом для этих ковров. Сегодня ковры несут имена племени происхождения, а общее название - «туркменский ковер». Ковры Бокхары также связаны с определенным рисунком, узор Бокхара, типичный образец серии с мотивами Гёля, Например, образец пакистанских ковров.

Ковры Борлоу, ковры ручной работы из Борлоу в Анатолии. Ковры Бусла, брюссельские ковры, так называемые тканые ковры имеют декоративный узор Жаквара и цепные стропы. Они состоят из нескольких систем нитей, основной ткани, состоящей из цепочки наполнения и уточных нитей; рисунок не появляется на оборотной стороне. Есть некоторые сходства с коврами Букле и Уилтона; здесь, однако, ловушки открыты.

Постепенно цветочные мотивы становятся преобладающими. Растительные орнаменты ранних ковров очень близки по характеру рисунка к народным вышивкам южных областей (Орла, Тулы, Рязани, Курска), что говорит о взаимном влиянии различных видов декоративного искусства. Распространенным растительным узором был мотив вазона с цветами.


Курский шерстяной ковер. Выполнен в селе Первые Писки Бесединского района.
Первая половина XIX в.

На представленном изображении можно увидеть, как народные мастера постепенно превращали ромбы в конкретные цветы. Сначала это проявлялось в соответствующем подборе расцветок, затем в выявлении типичных черт растения, характеризующих цветок вообще - появлялся стебель, листья, форма ромба становилась округлой и, наконец, в изображении цветка появляются черты, характерные для конкретного вида растения - розы, мака, шиповника.


Курский шерстяной ковер. Выполнен в г. Щигры. Около 1860 г.

В 1880-90-х годах ковроткачество в Курской губернии достигает своего наивысшего расцвета. «Наиболее распространенным орнаментальным мотивом становятся розы. Белые, розовые, красные, пунцовые, окруженные бутонами и листьями, собранные в букеты и гирлянды, они обязательно присутствуют в каждом ковровом узоре» . Именно в этот период и розы становятся в России едва ли не самыми любимыми цветами, невзирая на трудности их выращивания в условиях суровой зимы. Прорисовка формы цветов, выразительность их силуэтов - общая тенденция для декоративного искусства этого времени в целом.

Ковер с изображением роз. Выполнен в селе Троицкое Бесединского
района. 1890 г.

Если в 50-60-х годах XIX века для большинства мастеров художественных промыслов образцами служили альбомы орнаментальных мотивов, издаваемые журналами, то к концу столетия в оформлении мебели, тканей, ковров, посуды наблюдается эклектичность, смесь мотивов и форм, взятых из различных художественных стилей разных эпох. Такими же стали и печатные рисунки, издаваемые по-прежнему большими тиражами, которые проникали в народную среду. Особенное влияние на народное ковроткачество 1890-х годов оказали рисунки фирмы Брокар и Ралле. На обертках для мыла и других парфюмерных изделиях печатались узоры для вышивки на подушку, ковер, полотенце. Большинство этих печатных рисунков было плохо нарисовано, разностильно по орнаментальным мотивам. Они вносили пестроту и безвкусицу в народные узоры. Отныне творчество ткачих превратилось в копирование всевозможных пальмет, барочных завитков, картушей, что было не свойственно традиционному народному искусству, но было востребовано местными купцами, промышленниками и зажиточными крестьянами.

Сходными чертами развития ковроделия обладали и другие регионы - Воронежская, Пензенская, Орловская губернии. Что касается знаменитых украинских ковров, то, несмотря на обилие и разнообразие растительных орнаментов, тема роз встречается очень редко. Это связано, в первую очередь, с тем, что ковроделие в Украине, как Левобережной, так и Правобережной, очень долго сохраняло традиционные народные мотивы, а сами розы стали популярны на территории Украины лишь во второй половине XX века. В качестве примера можно привести изображения трех ковров, выполненных в селе Решетиловка Полтавской области в начале прошлого столетия.


Шерстяные ковры, выполненные в селе Решетиловка Полтавской области.
Начало XX в.

Ковроделие - самая крупная ветвь украинского ткачества - пережило свой первый большой подъем еще во времена Киевской Руси; позже - в пятнадцатом и семнадцатом столетиях. Коврами украшались повсеместно как дворцы и поместья знати, так и простые сельские хаты. Часто ковры служили не только для украшения или утепления жилья, но и исполняли обрядовую функцию. В дохристианский период на Руси у ткачества была богиня-покровительница - Мокошь. Кроме того, ковер был обязательной частью приданого, выставлялся на продажу, им оплачивали дань . Однако во все времена изготовление ковров было очень дорогим и трудоемким делом, поэтому основная масса крестьянских умельцев-ткачей работала на ковроткацких фабриках, принадлежащих помещикам и крупным землевладельцам.

Во второй половине XIX века отмена крепостного права, индустриализация, а также другие социально-экономические причины приводят к упадку украинского ковроткачества. Возрождение народных промыслов в Украине в конце XIX века взяли на себя местные земства. Особенно результативной была деятельность Полтавского и Черниговского губернских земств, вследствие которой в Дегтярях (1898 г.), Кролевце (1895 г.) и других селах были основаны образцовые ковровые мастерские, наподобие артелей. Оказывалась помощь ткачам в производстве и реализации ковров. Организовывались экспедиции по селам для изучения и сбора редких образцов тканых изделий. В мастерских учащиеся получали профессиональное образование и впоследствии становились инструкторами, которые занимались ткацкими промыслами. На рубеже XIX-XX вв. во многих очагах ковродельческих помыслов Подолья и Галичины были основаны частные мастерские и небольшие фабрики.

На основе школ, обществ, многочисленных частных мастерских в 1920-1930-х годах во всех наиболее важных промышленных центрах Украины учреждались фабрики и художественно-промышленные объединения. До настоящего времени их деятельность не прекращается в таких центрах, как Решетиловка, Глиняны, Дегтяри, Косов, Коломыя и другие. Параллельно с фабриками художественных изделий ковры продолжают ткать в домашних условиях в некоторых традиционных очагах Полесья, Приднепровья и, главным образом, западных областей Украины (на Гуцульщине, Подолье, Буковине и т.д.). Для примера - две работы современной мастерицы В.А.Китайгородской из Черновицкой области.



Фрагмент ковра В.А.Китайгородской

Ковер – основная составляющая любого интерьера. Обратимся к истории возникновения ковров. На западе ковры столетиями считались дорогостоящим изделиями, необходимыми в быту, украшающими дом. На востоке ковер являлся хранилищем культурной информации.

Ковер для пола - фото

Ковер представляет собой художественное, эмоциональное, религиозное воплощение народного творчества. Это связано с кочевым образом жизни и мировоззрением народов Азии. Для кочевников ковер благодаря многофункциональности и прочности имел большое значение в быту. Легко переносимый, ковер полностью удовлетворял мусульман в связи с каждодневной молитвой, обеспечивая «чистое» пространство.


При распространении ислама ковры начали украшать абстрактными узорами религиозной символики, следуя иконоборческой традиции. В ряде регионов Азии ковер является священным предметом, показывающим его связь с определенной культурой. В древности ковры использовались в основном для покрытия пола. Самый старый ковер в мире хранится в Эрмитаже, время его создания – около V века до н.э., предположительно он был произведен в высокоразвитом армянском царстве Урарту. Вытканные на коврах узоры имеют особое значение, которое нельзя обойти вниманием при покупке этого изделия. Многие символы орнаментального декора несут глубокий смысл.

Таковым является зооморфный и растительный характер иконографии ковров, уходящий своими корнями в эпоху языческих культов, наделявших изображения того или иного животного или растения охранительными функциями. Так зороастризм был официальной религией персов до прихода ислама. Из птиц часто встречаются изображения орла (символ мощи и царского достоинства), павлина, петуха (символ пробуждения жизни), птицы Симург (символ бессмертия).


В декоре с животными встречаются символы барана и козла. Подчас ограниченное пространство ковра и технические возможности ткачества не позволяют изобразить животное целиком, потому условно изображалась часть тела существа, приобретая геометрические очертания. Основной иконографической темой растительного орнамента служит изображение древа жизни. Для азиатских племен растительность редких оазисов говорила о наличии воды необходимой для выживания в пустыне. Поэтому растущее дерево - символ плодородного оазиса, символ жизни.

Также буйство растительности в иконографии персидских ковров ассоциировалось с идеей рая как цветущего сада. В геометрическом орнаменте древо жизни изображается в форме якоря. Древним является сюжет с изображением двух птиц по бокам древа жизни. С приходом ислама древо жизни заменила ваза с цветами с соловьями по обе стороны. Этот сюжет отражается в орнаменте зеллолсолтан. Он стал метафорой возвышенной любви, в которой влюбленные сравниваются с цветами и соловьем. Гранатовое дерево – очень востребованный мотив восточного ковра. Его изображение встречается и в исламской иконографии, и в Китае.

Гранатовое дерево для роста требует минимум влаги, способно произрастать в засушливой пустыне, то есть является маленьким чудом природы. В геометрическом узоре ковром часто встречается свастика (зазубренный крест). В центре многих композиций геометрического орнамента размещается восьмиугольная звезда, созданная на основе свастики. Многие индоевропейские народы исповедовали политеизм, небо для кочевников было неизменным ориентиром, а свастика представляет собой центр неба, с исходящими лучами.

К строгим символам ислама относятся рука Фатимы, куфический орнамент, который используют на кайме анатолийских ковров. Он воспроизводит в адаптированном виде буквы древнего арабского алфавита, которым мусульмане придают огромной сакральный смысл. Также в декоре ковров изображают архитектурный элемент михраб - ниша, которая в мечети всегда обращена в сторону священной Мекки. В иконографии китайских ковров эмблемам, знакам и символам уделяется большое значение, ведь сама письменность Китая состоит из знаков. Декор китайских ковров ограничен, композиция не перегружена элементами. Отдельные сюжеты на монохромном фоне являются отличительной особенностью китайской культуры, китайцы не испытывают ужаса пустоты. Изображение дракона не является для народа Китая символом зла.

Дракон – мифическое животное, которое приносит счастье, а также является носителем царского достоинства. Много внимание в искусстве Китая уделяется прославлению природы, этим объясняется симфония цветения в узорах китайских ковров. Символичны изображения лотоса (символ чистоты и лета), нарцисса (символ зимы и добрых надежд), цветка персика (символ весны и регенерации), хризантемы, пиона, терновника, бамбука. Из представителей животного мира в иконографии китайских ковров присутствует лошадь (символ храбрости), олень – знак силы, ласточки, аист, летучие мыши. Религиозное значение имело изображение собаки Фо, по преданию она охраняет сон Будды.


Также встречаются мифические изображения единорога (символ мудрости), птицы феникс. Природные явления представлены в характерном сюжете «ожерелье облаков», который характерен для ковров ручной работы. К ярким религиозным символам относится изображение инь и янь, заимствованное из даосизма. Выбирая ковер нельзя забывать о своей культурной принадлежности, религиозных и эстетических воззрениях.