Участница “Евровидения” от России рассказала, как стала инвалидом. Россия на «Евровидении»: Пошлый пиар или мощный удар? Сами мы не местные

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, Народный артист РСФСР и СССР Иосиф Кобзон раскритиковал решение Первого канала отправить в Киев для участия в "Евровидении-2017" Юлию Самойлову.

"Хорошо, что Юлия преодолела себя, психологически преодолела свою болезнь и поет. Она умница, но участвовать в этом коммерческо-политическом шоу я бы ей не рекомендовал. Я против того, чтобы наши исполнители участвовали в этом конкурсе. Это неправильно. Не дай Бог, если обидят инвалида - это будет вопиющее безобразие. Меня это волнует, я категорически против нашего участия", - пояснил певец РИА "Новости" .

Напомним, исполнительница, которая будет представлять Россию на европейском песенном конкурсе, с детства передвигается на инвалидной коляске из-за спинальной мышечной дистрофии и имеет I группу инвалидности. Это не мешает ей участвовать в музыкальных шоу и выступать. Сама Юлия говорит о своей инвалидности так: "У меня же голосовые связки не повреждены. На коляске и на коляске. Какая разница? Пою и пою. У меня нет никаких проблем, просто сижу на коляске".

Критик Артемий Троицкий в своем блоге на сайте "Эха Москвы" признает, что с творчеством Самойловой не знаком, однако полагает, что "ее главная изюминка все равно - инвалидная коляска". "И никуда от этого не деться. Может быть, мечта Юлии сбылась, и за девушку надо порадоваться. А может быть, для нее ситуация чревата серьезными моральными травмами и еще не поздно отказаться..." - рассуждает Троицкий.

Он напомнил о скандале с одноногим участником конкурса на Первом канале Евгением Смирновым и некорректными высказываниями членов жюри Владимира Познера и Ренаты Литвиновой в его адрес. "И вот я гадаю - что в этой истории первично, а что вторично? То ли Первый канал специально разыграл истерику с жестокими ВИПами и Евгением Смирновым, чтобы разогреть публику перед сенсационным выдвижением, то ли угар вокруг "Минуты славы" подбросил Эрнсту и компании выигрышную идею... Склоняюсь ко второму варианту, что не умаляет общей степени циничности", - отметил Троицкий, спрогнозировав появление на "Евровидении" ВИЧ-инфицированного артиста.

Как отмечает MigNews , пользователи Сети во многом разделяют мнение Артемия Троицкого. Они указывают, что Юлия Самойлова вышла в финал "Фактора А" и привлекла внимание Аллы Пугачевой еще в 2013 году, однако ни в том году, ни в последующем на "Евровидение" ее не отправляли - поскольку не было конъюнктуры.

Противоположную точку зрения в колонке для Ura.ru озвучила член Общественной палаты РФ, незрячая певица Диана Гурцкая. Она пишет, что в России была создана некая резервация для инвалидов, а сейчас ситуация стремительно меняется и стереотипы ломаются.

"Я искренне рада, что Юлия Самойлова будет представлять нашу страну на "Евровидении", и не сомневаюсь, что она выступит достойно. Это решение - очевидный успех для всех, кто имеет те или ограничения по здоровью, но при этом не расстается со своей мечтой. Я знаю голос Юли, знаю, как она замечательно поет. Поэтому просто счастлива, что именно она попадет на этот замечательный конкурс, который смотрят во всем мире", - пишет она.

По мнению Гурцкой, то, что Россия выставила на конкурс человека с ограниченными возможностями, делает честь нашей стране. "Поймите, мы, люди с ограничениями, также можем жить, как и все остальные, также можем заниматься любимым делом и представлять свою страну", - убеждает певица.

Отметим, в "Евровидении" не впервые участвуют люди с ограниченными возможностями. Диана Гурцкая представляла Грузию в 2008 году и заняла 11-е место. А в 2015 году Польшу представляла Моника Кушиньска, прикованная к инвалидному креслу после ДТП. Она показала 23-й результат. Финская панк-группа из четырех участников с синдромом Дауна не добралась до финала, оказавшись на последнем месте в полуфинале "Евровидения".

Что от России на "Евровидение-2017" в Киеве поедет Юлия Самойлова, с детства передвигающаяся на инвалидной коляске. Девушка откровенно рассказала журналистам о своей болезни и недавней операции.

Как рассказала 27-летняя певица из города Ухта, она родилась совершенно здоровым ребенком, однако впоследствии с ней произошел трагический случай. Девочка перестала ходить после того, как ей поставили прививку.

"Ничего не болело, чувствительность была в норме (как и до сих пор). Мама забила тревогу, и врачи начали лечить меня от всего подряд. Диагнозов была куча, вообще говорили, что я умру в три года, потом в пять лет и т.д. В общем, мама постоянно просыпалась и слушала, дышу ли я", - рассказала Самойлова "Российской газете". Так как врачи не могли ничем ей помочь, родители стали обращаться к сомнительным целителям.

"Лечили меня, лечили, и я стала просто таять на глазах (становилось хуже, но само собой врачи говорили, что это из-за болезни). Потом мама написала отказ от всех уколов и лечения и ухудшения прекратились. Родители водили меня по всяким знахарям-лекарям, как известным на весь мир, так и неизвестным. Встречались и шарлатаны, в общем, чего только родители не насмотрелись. В итоге, просто перестали ездить по теме моего лечения. Просто поддерживали мое состояние массажами и мануальной терапией", - заявила Самойлова.

Певица на протяжении долгого времени готовилась к "Евровидению", однако недавно ее занятия пришлось прервать из-за серьезной операции. "Меня подкосила операция осенью, и я очень много времени потеряла. Было под вопросом, смогу ли я вообще участвовать в конкурсе. Я делала все, чтобы как можно быстрее и успешнее пройти реабилитацию, потому что сама очень хотела, и, как только пошла на поправку, уверенно сказала, что смогу. На меня, конечно, смотрели с подозрением - мол, точно ли смогу? Но своим трудом я показала, что я достаточно усидчивая, настойчивая, и на меня положились, мне поверили и опять все стало хорошо. Мы работаем!" - рассказала певица "Московскому комсомольцу".

По словам Самойловой, которую российский зритель уже мог ранее видеть на открытии Олимпиады-2014 в Сочи, она с детства мечтала выступить на "Евровидении", увидев номер российской певицы Алсу на международном конкурсе. "В принципе с 2014 года, когда я выступила на Паралимпиаде, и меня наконец-таки заметили, мне уже говорили - имей в виду, ты будешь одним из кандидатов (на "Евровидение"), когда именно, мы не знаем, но готовься. Я и готовилась все это время!" - заявила артистка.

Как рассказал Самойлова, композиция Flame Is Burning, которую она представит на "Евровидении", рассказывает о необходимости иметь доброе сердце и всегда идти к заветной мечте. "Мне эта песня нравится. Она мне очень органична, в какой-то степени про меня. Даже не в какой-то, а просто про меня. Как только мне ее показали, я сразу сказала, что мне нравится. Сомнений не было, что это не мое. И во время записи все было очень легко. Единственная сложность у меня – это английский язык. С этим у меня, конечно, большая беда", - призналась певица.

Выставлять собственное невежество достоинством — тон дурной. Но тут речь и не о достоинствах. Не в обиду будет сказано миллионам поклонников Димы Билана — я довольно смутно представляю себе его творчество. Однако в 2008 году я был по-настоящему, искренне, всерьез благодарен Диме Билану за победу на конкурсе« Евровидение». Кажется, из его рояля вылез фигурист Евгений Плющенко со скрипкой, и это Европу потрясло. Оно и неудивительно. Но еще победа Билана означала, что исчезнет(по крайней мере, на какое-то время) сформировавшаяся в нулевые годы и крайне неприятная традиция. Исчезнет всеобщий(и ничем не оправданный) политический интерес к песенному конкурсу, который по отработанному шаблону навязывали государственные СМИ, в первую очередь, разумеется, телевидение. Сначала мы сами себе несколько месяцев рассказываем, что уж в этот-то раз Россию на «Евровидении» представляет исполнитель, который на голову выше любых конкурентов, и теперь европейцы просто не смогут нас не оценить. Затем судорожно считаем голоса. И затем, минимум на неделю, погружаемся в обязательный спор о том, за что все-таки Европа нас не любит, превращая второразрядный песенный конкурс в главное событие международной жизни, бередя свои раны и наращивая комплекс неполноценности.

Были ведь времена, когда комплекс неполноценности вкупе с манией преследования не являлись основой национальной идеологии и даже раздражали.

Европа нас оценила, Россия получила возможность провести« Евровидение» у себя и провела, грохнув на это дело от нефтяных щедрот немыслимую для конкурентов гору долларов, и успокоилась. Конкурс песен сделался конкурсом песен, и по его итогам страна в истерику не впадала, спокойно относясь к чужим победам и собственным поражениям. И вот теперь — политика вернулась. На Первом канале задолго до начала конкурса — целое ток-шоу о «Евровидении», и вместо поп-звезд пену и гнев по поводу предполагаемых происков врагов снова изрыгают заслуженные политологи.

Дима Билан на «Евровидении-2008». Фото SCANPIX SWEDEN/Scanpix

Конечно, страна изменилась за истекшие годы, в двух словах все изменения и не опишешь. Но история с «Евровидением» как раз помогает механизм этих важных изменений рассмотреть. Да, до победы Билана шоу с песнями и плясками насильственно задавался политический контекст. Но какие чистые, по-своему даже наивные, желания за ним прятались! Стремление доказать Европе, что наша попса, как минимум, не хуже заграничной вынуждало искать беспроигрышные варианты. В самом широком диапазоне — от Аллы Пугачевой(вот уж по-настоящему традиционная ценность) и до группы t.A.T.u(во-первых, на самом деле популярной вне России в начале нулевых, и во-вторых, если уж даже девушки, изображающие на сцене лесбийскую страсть, не понравятся порочной Европе, то что этой Европе в таком случае вообще может понравиться?) За политическим требованием признания не было попытки сделать политический ход. Менялись продюсеры, системы отбора, телеканалы, продвигавшие очередную звезду, но речь шла именно о музыке. О том, что казалось людям, отвечающим за выбор участника, качественным музыкальным продуктом, способным вожделенную победу обеспечить. В 2008 году получилось.

И вот теперь — время поговорить о переменах, неплавно перенесшись в год 2017. В 2017-м Россию на «Евровидении» будет представлять не раскрученная поп-звезда, а девушка, которая с детства может передвигаться только на инвалидной коляске.

Оставим специалистам спор о вокальных данных Юлии Самойловой. И уж, конечно, нелепо раскапывать ее записи о текущей политической ситуации в социальных сетях. Да, она с орфографическими ошибками(мы-то, разумеется, никогда не делаем ошибок, как тут не преисполниться в очередной раз теплым чувством превосходства) воспроизводит основные тезисы официальной российской пропаганды. Но, кажется, ее отправляют не на конгресс политических аналитиков и не на слет оппозиционных активистов. В конце концов, кому, как не человеку, эти тезисы усвоившему и способному простым языком пересказать, и представлять сегодня Россию? Россия сегодня такая.

Но невозможно не заметить в решении послать именно Юлию Самойлову на конкурс в Киев политический расчет — довольно грубый, но от этого только более действенный. Ход беспроигрышный —

Тут уже все — в плюс тем мудрецам, которые принимали решение. И участие Самойловой в концертах в Крыму(вещь, с точки зрения официальной Украины недопустимая, автоматически делающая артистку невъездной), и наивные рассуждения о врагах, которые« раскалывают братские народы», и о флоте США, который« уже идет к берегам Украины».

И его замечают — этот политический расчет. Украинцы принимают пас, включаются в игру, официальная Россия, Российская Федерация обиженных(ведь обиды давно уже — главный наш национальный вид спорта, и равных нам в этой игре нет) встает в позу и начинает привычно проклинать киевскую хунту… На заднем плане пляшут злые клоуны. Это выглядит примерно так: «Милонов вызвался прикрывать Самойлову на „Евровидении“ с помощью казаков».

Мы ведь собирались поговорить о переменах в стране, которые история с конкурсом делает наглядными. Так вот, необъяснимая жажда победы на «Евровидении» из прежних времен — это буквально запрос на любовь. Россия по обе стороны телеэкрана хотела, чтобы Европа ее полюбила. И обижалась, не встречая любви. И ликовала, встретив. Сегодня мы имеем дело с запросом на ненависть, который формулируется заранее и прямо.

А заодно можем в очередной раз наблюдать, как любое событие встраивается в нехитрую пропагандистскую картину мира: источающая сияние добра Россия и беснующиеся враги вокруг. Для которых нет ничего святого, которые готовы наброситься на беззащитную девушку в инвалидной коляске. Можем наблюдать, как любое, даже потенциально благое дело, превращается в нечто постыдное. То, что на «Евровидение» от России едет человек с ограниченными возможностями, могло бы стать важным знаком: для этих людей, чья жизнь много тяжелее, чем жизнь тех, кому просто чуть больше повезло, что-то меняется в лучшую сторону. Здесь, в России, стране не такой уж доброй ко всем своим жителям, и к жителям с ограниченными возможностями — особенно. Но нет, место и время выбраны так, что человек, который, наверное, этот конкурс воспринимает как главный шанс в жизни, оказывается малозначительной фигурой в политической игре, цель которой — спровоцировать ненависть, выставить Украину(да и всю Европу) средоточием зла, и за счет чужой ненависти оправдать ненависть собственную.

А еще, увы, при всех возможных оговорках, не забывая о «возвращении в родную гавань», художествах Стрелкова и свершениях Моторолы, нельзя не заметить напоследок: грубый политический расчет не оказался бы таким неотразимым, если бы его изобретатели не были уверены, что в Киеве обязательно найдутся люди(самые разные — от политических активистов и до госчиновников), которые будут делать ровно то, чего Россия от них во всей этой истории ждет. Запрос на ненависть будет удовлетворен.

Украинские политики теряются, как реагировать на выбор, сделанный Россией для выступления на конкурсе «Евровидение». «Это очень мощный ход», – признают в Киеве, комментируя кандидатуру Юлии Самойловой, с детства имеющей инвалидность и выступающей в коляске. Российские же коллеги называют Самойлову «умницей, преодолевшей себя».

Вид хрупкой российской певицы в кресле-каталке на удивление быстро расколол политический Киев. Обычно монолитные в ненависти к любому шагу Москвы, на этот раз украинские политики полны сомнений.

«Есть надежда, что зарубежные кураторы киевского режима постараются им вбить в голову, что не стоит политизировать этот международный конкурс»

Известный как один из главных ястребов советник главы МИДа, депутат Рады Антон Геращенко неожиданно миролюбиво заметил: если Юлия Самойлова – действительно «человек искусства», если она прямо не агитировала за воссоединение Крыма и России, то ей вполне можно позволить приехать в Киев и выступить на «Евровидении». «Если же ее будут использовать для провокации, то тогда мы будем против», – все же оговорился он в интервью радиостанции «Говорит Москва» . Геращенко даже выразил надежду, что Самойловой «хватит гражданского мужества не участвовать в политических провокациях». Напомним, ранее он не раз угрожал, что Киев сам , кого из российских артистов пускать, а кого – нет. Глава МИДа Павел Климкин обвинил Москву в «провокации», однако также уклонился от ответа на вопрос, разрешить ли ей в итоге приезд.

Хотя интернет- и медиакомментаторы традиционно тоже обвинили Москву в «грязной и циничной провокации», в целом голосов, требующих отказать Самойловой в приеме, звучит на удивление мало. Тем временем СБУ призналась, что пока лишь изучает сообщения о том, что Самойлова два года назад выступала на концерте в Керчи. Формально ей грозит уголовное преследование за «незаконное пересечение границы Украины». Впрочем, Самойлова и сама не отрицает, что действительно пела в Керчи в 2015 году. Так что, скорее всего, СБУ не «изучает сообщения», а ждет отмашки сверху. Примечательно, что пока никто из ведущих политиков Киева не потребовал гнать Самойлову – все они высказываются на ее счет осторожно и даже добродушно, оставляя возмущенные крики лишь радикально настроенной прессе.

США «просто взяли и проигнорировали Олимпиаду»

Народный артист СССР, первый зампред комитета Госдумы по культуре Иосиф Кобзон считает, что само решение России участвовать в «Евровидении» в Киеве неверно. «Зачем давать повод врагам нашей страны, русофобам, ерничать и соревноваться в чувстве юмора по поводу того, что «Россия в коляске»? Почему нельзя устроить у себя в стране конкурс, куда пригласят талантливых людей, в том числе и с ограниченными возможностями?» – недоумевает певец в интервью газете ВЗГЛЯД. По мнению Кобзона, восхищаться талантом соотечественников нужно дома, а не посылать их в Киев, во враждебное окружение, «где только и ждут повода для провокаций и зубоскальства».

Тем более, отметил артист, Киев наверняка создаст всевозможные препоны нашей артистке. «Как не стыдно?! США в 1980 году просто взяли и проигнорировали Олимпиаду – и ничего не потеряли. Мы бы тоже ничего не потеряли, если бы не посылали своих исполнителей в бандеровскую марионеточную Украину», – возмущается он.

Ранее Кобзон уже назвал конкурс в Киеве «коммерческо-политическим шоу». «Не дай бог, – это будет вопиющее безобразие. Меня это волнует, я категорически против нашего участия», – сказал Кобзон. Причем саму Самойлову певец назвал «умницей», похвалив за то, что она «преодолела себя, психологически преодолела свою болезнь и поет».

Зато продюсер Иосиф Пригожин одобрил кандидатуру Самойловой. «Выбор правильный, неожиданный. Я считаю, что это потрясающая возможность для людей с ограниченными возможностями», – цитирует Пригожина Russia Today . Он предположил, что заодно ее участие привлечет внимание Евросоюза к проблеме российских паралимпийцев. Если украинские власти запретят человеку с ограниченными возможностями представлять Россию, будет понятно все с правами и свободами в этой стране, добавил Пригожин.

«В любом случае окажемся в моральном проигрыше»

Украинский шоумен и телеведущий Владимир Петров не берется предсказать, пустят ли Юлию Самойлову на Украину. «Но могу сказать, что отправить человека с ограниченными возможностями на «Евровидение» от России в Киев однозначно придумал гений. Как ни крути, это очень мощный ход», – считает шоумен. Теперь, отмечает Петров, что бы мы тут, на Украине, ни говорили негативного о Самойловой, какие бы наши чиновники ни старались ей препятствовать, «мы в любом случае окажемся в моральном проигрыше». «Нас либо обвинят в том, что мы не пустили в страну инвалида, либо, если Самойлову все-таки пустят, но будут устроены какие-то протестные акции, это выставит наше общество в негативном ключе», – полагает Петров.

По мнению шоумена, наиболее приемлемым вариантом для Украины будет никоим образом не препятствовать участию Самойловой в конкурсе. «Это могло бы стать первой буквой в возобновлении диалога между нашими странами, ведь надо уже договариваться», – выразил надежду телеведущий.

Директор украинского Института менеджмента и политики Руслан Бортник, в свою очередь, также не берется угадать, какое решение примет в итоге украинская власть. Скорее всего, она постарается никак не вмешиваться. «Любое вмешательство тут же поставит вопрос о соблюдении Украиной стандартов проведения конкурса. Поэтому главная роль, скорее всего, будет отведена всевозможным политическим активистам. Полагаю, вокруг российской участницы развернутся публичные «игры патриотов», – предположил эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД.

Сам Бортник уверен: если уж Украина берется за организацию «Евровидения», политика должна быть отброшена в сторону. «Для Украины, для Порошенко это шанс продемонстрировать, что наше общество цивилизованное, демократичное, и ситуация в полной мере контролируется властями. Нужно дать возможность абсолютно всем участникам спокойно выступить и думать только о творчестве, а не о политике», – полагает эксперт.

Другой украинский политолог – Владимир Скачко – признался, что ему очень понравилась песня Flame is burning, с которой Самойлова едет на конкурс. «Абсолютно феноменальная девушка. Это очень удачный ход. Она способна достойно представить Россию на столь малодостойном шоу, в которое превратилось «Евровидение». Она – классная. После «Бурановских бабушек», пожалуй, лучший номер, с которым Россия идет на этот конкурс», – уверен эксперт.

Но Скачко опасается, что власти не пустят Самойлову на Украину. «Если же в украинских верхах остался хотя бы один умный человек, то тогда, конечно, будет принято решение пустить ее и постараться погасить весь негатив вокруг ее выступления. Кроме того, есть надежда, что зарубежные кураторы киевского режима постараются им вбить в голову, что не стоит политизировать этот международный конкурс», – сообщил эксперт газете ВЗГЛЯД.

Однако, предупреждает Скачко, если Самойловой позволят участвовать в конкурсе, ее жизни и здоровью угрожает реальная опасность. «Как показывает практика, власти не контролируют отмороженных националистов, активистов и прочих людей, тяжело болеющих украинским патриотизмом. Самойлова может утонуть в атмосфере политического каннибализма, свойственной украинскому обществу», – пояснил он. По мнению Скачко, «если что-то на Украине случится с этой талантливой девушкой, это будет вещь непоправимая – никакие извинения Киеву не помогут».

Напомним, в понедельник было объявлено, что представлять Россию на конкурсе «Евровидение» будет певица Юлия Самойлова, которая с детства имеет первую группу инвалидности и передвигается в коляске. Полуфиналы «Евровидения» пройдут в украинской столице 9 и 11 мая, финал – 13 мая.

Первый канал отрицает связь между выбором участницы «Евровидения» и конфликтом вокруг инвалида на . «Юлия Самойлова едет на «Евровидение», потому что она талантливая певица, исполняющая хорошую песню. Это единственная причина, и она полностью соответствует целям и задачам международного конкурса, в котором Россия участвует много лет», – сказали в пресс-службе Первого канала. Там заметили, что Самойлова – профессиональная певица и ничем не уступает другим конкурсантам.

Сама Юлия Самойлова заявила, что не считает конкурс политизированным и вообще не думает о возможных проблемах с въездом на Украину, отметив, что настроена абсолютно позитивно. В политизации «Евровидения».