Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом научного, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.
В практической деятельности эмоциональная активация возникает, как правило, в критические моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления поисков. В такие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений. Общая ориентировка в целом, предварительная оценка и являются функцией эмоций как специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия.
В общении следователя и судьи с участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к результатам, лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.
Следует отметить, что качество восприятия также зависит не только то состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Известно, что болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раздражения, опьянения, взволнованности и т. д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему. Безусловно, восприятие во многим зависит от настроения и особенностей характера человека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы. В бодром, хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоценивая их.
Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими. Профессиональная деятельность следователя, прокурора, судьи, да и вся жизнь современного человека насыщены событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение.
Воздействие ситуации способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этих случаях говорят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс происходит в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность, необоснованные опасения и тревоги.
Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.
Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой. Растерянность, или фрустрация (англ. frusration буквально означает расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи*. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны**.
______________________________________________________________
* Левитов Н.Д. Фрустрация - один из видов психических состояний. Вопросы психологии. М., 1967, № 6, с. 120.
** Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология М., 1964,с.192
Устойчивость любого человека, как юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным его обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т, д.
В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности: психика, сознание формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется на положении психологии о взаимосвязи чувств и физических действий. Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой цели применяется специально разработанный тренинг - «гимнастика чувств»*.
* Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.-Л., 1967.
Применяется и аутогенная тренировка, которая представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе.
Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуациях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладнокровным в напряженных ситуациях.
Это достигается потому, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении, например о расслаблении мускулатуры, эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И если мускулатура расслабляется, в мозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует на человека. Особенно важно в этом отношении расслабление мышц лица: мышцы лица посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего туловища. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему*.
_____________________________________________________________________________
* Руководство по психотерапии.М.,1974; Гиссен Л. Психология и психогигиена в спорте. М.,1973; Алесеев А. О самовнушении. Наука и жизнь, 1973, №1, 2, 3; Гримак Л.П. Общение с самим собой. М., 1991.
Юрист-практик, овладевший навыками аутогенной тренировки, приобретает уверенность в своих силах, а это благотворно сказывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность.
§ 6. Воля и ее воспитание
Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экстремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от него целеустремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.
Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств.
Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных проводимой практической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуждение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сигнальную систему (слово). «…В нормально развитом человеке. - отмечает И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»*. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на деятельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмоциональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность.
_____________________________________________________________________________
* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2, с. 346.
В практической деятельности юристов имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического труда, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И ему приходится усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.
Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявления здесь большой воли очень много значит.
«Большая воля, - пишет А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»*.
_____________________________________________________________________________
* Макаренко А.С. Собр.соч. в 7 томах. Т. 4., М., 1958, с. 463
Из сказанного выше следует, что поведение по своей сущности является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным. Такое поведение называется волевым поведением и предполагает наличие у работника юридическою труда определенных волевых качеств.
Волевые качества юриста-практика в своей основе аккумулируют в себе структурные компоненты его эмоционально-волевой устойчивости, связывают интеллект и моральные структуры личности. И.М.Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»*.
_____________________________________________________________________________
* Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1958. с 218.
Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда*. К волевым качествам относятся: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным положительным волевым качеством противостоят их антиподы - отрицательные качества: нецелеустремленность, безынициативность, отсутствие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нестойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи.
_____________________________________________________________________________
* См.подробнее о волевых качествах личности: Военная психология. М., 1972, с. 187-192; Зимин И.И., Чуфаровский Ю.В. Воспитание воли. Ташкент. 1985.
По мнению известного психолога А.Г. Ковалева, волевая недостаточность может проявляться в чрезвычайно многообразных формах, подразделяемых на пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся: легкая внушаемость и несамостоятельность, апатия, нерешительность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство.
Изучение общих форм проявления волевой недостаточности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые качества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания.
Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознать, что целеустремленным самовоспитанием можно развить у себя все положительные волевые качества. Многие люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое мнение ошибочно. Воспитывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспитания немало возможностей: воля воспитывается в преодолении любых трудностей. Для этого можно применять и специальные упражнении.
Глава
V
Личность и юридическая деятельность
Проблема личности является центральной среди всех проблем юридической психологии. В системе «человек - право» реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности правосознания. В связи с этим юридическая психология анализирует личность в двух аспектах: во-первых, в плане изучения и оказания воздействия на личность преступника; во-вторых, в плане определения профессиональной пригодности кандидатов для работы в правоохранительных и судебных органах и их психологической подготовки. . - М., 2001. Еникеев М.И. Юридическая психология . - М., 2002. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология . – М., 1998. 1 Васильев В.Л. Юридическая психология .- СПб.: Питер...
Юридическая психология (2)
Контрольная работа >> ПсихологияПроявляется взаимосвязь юридической психологии с уголовным и гражданским правом, криминологией и криминалистикой. Юридическая психология включает в... ее прикладной отраслью - юридической психологией . Подобные связи юридической психологии можно проследить и...
Юридическая психология (5)
Реферат >> Государство и правоВозможность нравственного самоисправления. ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль юридической психологии , которая призвана изучать... исследуемом событии состава преступления. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ является отраслью науки психологии , исследующей проявление и...
Формы, в которых может проявляться волевая недостаточность многообразны, но выделяются две наиболее ярких и чаще всего встречающихся в жизни: пассивные и активные.
Пассивные ФВН
Включают в себя 4 следующих формы:
1. Легкая внушаемость и несамостоятельность. Эта форма характеризуется чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. Такие люди легко поддаются влиянию других и делают то, что им приказывают. Они признают правоту того кто говорит последним и именно мнение последнего является и их мнением.
Как правило, у таких людей полностью отсутствует предприимчивость и инициатива. Принципиальность и настойчивость чаще всего проявляются незначительно. Человек в этом случае не выработал определенных взглядов и убеждений, которым он мог бы следовать в жизни.
Дошкольники, например, настолько внушаемы, что могут поверить в явно нереальные вещи. Они легко верят сказке и переживают за судьбу персонажей, как за судьбу живых людей.
Если ребенок, например, упал и ушибся, то бывает достаточно, чтобы мать подула на ушибленное место и сказала: «Теперь не больно» - и ребенок успокаивается, перестает плакать.
2. Апатия - это тяжелая ФВН. Она схожа с депрессивным состоянием, характеризующимся исчезновением всякого рода желаний, и устремлений.
Человек часто безразличен, к происходящим вокруг него событиям. Ему «всё равно», сонливость - вот наиболее характерное для него состояние.
Состояние апатии вызывается, глубокими переживаниями (горе, отчаяние), когда «у человека руки опустились», или общей притупленностью чувств, когда ни радость не возбуждает, ни горе не вызывает волнения. Апатия нередко бывает связана с болезнями истерией, неврастенией и такими устойчивыми душевными состояниями как меланхолией и депрессией.
Хотя все дети отличаются большой активностью, все же иногда приходится наблюдать среди них и апатичных.
Это школьники с физическими недостатками, которых оскорбляют сверстники, или дети, потерявшие веру в себя, в свои возможности, наконец, пассивные встречаются в семьях, где ребёнка слишком муштруют или же, наоборот, излишне опекают.
3. Нерешительность - неспособность совершить выбор и двигаться в этом направлении. Для нерешительных людей характерна длительная борьба порой противоречивых мотивов. Они или совсем не принимают, или принимают случайное решение, устав от душевной борьбы.
Но и такое решение они не могут довести до конца. Нерешительность связана с отсутствием стержневой линии поведения, отсюда возникает обилие всякого рода сомнений. Дети редко проявляют нерешительность, наоборот, они чаще опрометчивы в своих решениях.
4. Отсутствие настойчивости. Так характеризуют тех людей, которые принимают «кучу» решений, но не доводят их до конца. Их пугает новый шаг, который они должны предпринять, и трудности, которые стоят или могут возникнуть на пути деятельности.
Принимая решения, они боятся выйти из своего полусонного, пассивного состояния. Некоторые дети дошкольного и школьного возрастов могут горячо браться за дело, но опускать руки при первой же трудности.
Подобная картина наблюдается у тех ребят, которых в семье всячески опекали, оберегали от трудностей, все за них делали, в том числе и уроки.
Активные ФВН
Этот вид волевой недостаточности противоположен первому. Люди этого вида кажутся необычайно энергичными и настойчивыми. Одни из них бурно на всё реагируют, порывисты в решениях и действиях, другие же не отказываются от принятых решений, даже когда они не верны или вредны.
Соответственно этому можно наметить две ФВН :
1. Импульсивность - проявляется в чрезвычайной порывистостью к действиям. Эти люди склонны действовать без промедления, они горят стремлением достигнуть желаемого.
Импульсивные люди действуют «очертя голову», т. е. необдуманно и безпланово. Возможно, в этом кроется причина не достижения ими нужных результатов.
Импульсивностью обладают люди с бурно проявляющимися чувствами. Они неспособны к самоконтролю и самообладанию. Особенной импульсивностью отличаются дети дошкольного возраста.
Она связана с естественной для этого возраста недостаточной тормозимостью, то есть не умением сдерживать первоначальные порывы, с недостаточностью жизненного опыта и ограниченностью знаний.
В школьном возрасте также встречается немало импульсивных ребят, особенно среди очень эмоциональных подростков. У старших школьников импульсивность резко снижается, но зато иногда наблюдается нерешительность, особенно, в вопросе профессионального самоопределения.
2. Упрямство -проявляется в бессмысленной настойчивости. Такие люди стремятся во что бы то ни стало держаться своего мнения или решения, порой вопреки его неразумности. Это не что иное, как ярко выраженное безволие, пародия на волю.
Человек нередко проявляет упрямство из страха показать свою слабость другим, из боязни уступить им. Упрямые люди бывают несносны, смешны, а иногда и жалки.
Это качество личности сопряжено со слабостью критической оценки, когда человек неспособен всесторонне проанализировать свои основные мотивы, а также аргументы собеседника.
Упрямство нередкое явление для детей. Особенно подростки хотят быть самостоятельными, но не всегда ещё способны принимать верные решения. Совершив проступок, не хотят в этом признаваться ни себе, ни другим.
Даже осознавая ошибочность собственного поведения, боятся показаться окружающим слабыми и чересчур уступчивыми. В силу этого они предпочитают упираться, настаивать на своём или оправдывать совершенное действие ложными доводами.
Анализируя все ФВН, необходимо выделить два важных аспекта.
Во-первых, что все они не так уж часто проявляются в таком сгущенном, ярком виде. Могут быть различные степени проявления от незначительных и эпизодических до крайних, иногда болезненных, случаев.
Во-вторых, в жизни мы редко можем наметить резкие границы между различными ФВН, например внушаемостью и импульсивностью. Чаще всего наблюдаются смешанные типы.
И наконец, мы должны определенно указать на зависимость развития ФВН от характера воспитания в жизни людей в определенных социально-психологических условиях.
Развитие личности ребенка характеризуется созреванием сознания и самосознания, что сказывается на возрастании его самостоятельности: стремится все делать сам, быть относительно независимым.
А так как силы его ещё невелики, возможности ограничены, сознание не настолько созрело, чтобы учитывать далеко идущие последствия поступков и действий, ребенок ограничивается протестом против мелочной опеки взрослых.
Они выражаются в виде негативизма - немотивированного сопротивления требованиям окружающих лиц, а также упрямства - стремления настоять на своем даже при сознании неразумности своих действий пли выставляемых требований.
Изучение особенностей проявления волевой недостаточности весьма важно для родителей.
Во-первых, вы сможете отличать подлинную волю от пародии на неё, то есть уметь распознавать различные формы безволия и благодаря этому предпринимать своевременно необходимые меры для их исправления.
Во-вторых, вам легче будет предупредить появление у детей того или иного вида волевой недостаточности, продумать и выстроить систему эффективного противодействия им.
Как избавится от страха высоты?
Спокойствие! Страх высоты - это нормальный такой, здоровый человеческий страх. Его задача - вовр...
Как найти общий язык с подростком
В современном мире проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми очень распр...
Как пережить супружескую измену
Очень часто супружеские пары сталкиваются с различными проблемами. Одной из проблем, с...
Как простить родителей за детские обиды
К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что дети долгие годы де...
Почему люди играют в игры
Почему люди играют в игры? С помощью различных игр малыш приступает к познанию...
Традиционно в психологии собственно волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели и связанные с преодолением трудностей.
Исследователь. Иванников приводит такие характеристики волевого действия:
Осознанность, целенаправленность, преднамеренность, ее принимают к исполнению по собственному сознательным решением;
Основания (социальные или личные) для волевого действия существуют всегда;
Ее вызывает дефицит побуждения за активных условий или дефицит торможения во время сдерживания;
Требует дополнительного побуждения (или торможения) и заканчивается достижением поставленной цели.
Основные признаки волевых действий проявляются в следующем:
Сознательном преодолении препятствий на пути к достижению цели;
Конкурирующих мотивах;
Наличии волевого усилия.
Общие характеристики волевых действий являются:
Их выполняют на основании принятия сознательного решения;
Направленные на преодоление как внешних, так и внутренних трудностей;
Имеют определенное противоречие, которое заключается в борьбе мотивов с начала или в процессе их осуществления;
Могут обеспечиваться вспомогательным побуждением или торможением за счет изменения смысла действия и заканчиваться достижением цели.
Недостаточность побуждение к действию может возникать во время конкуренции слабого социального мотива с эмоционально привлекательным личностным мотивом тому подобное.
Побудительная (мотивационная) функция воли обеспечивает реализационную мотивацию действия, что является необходимым аспектом волевого акта при недостаточности (дефицита) реализационной мотивации действия, принятой человеком для обязательного исполнения.
Волевые действия человека также порождает намеренное изменение смысла действия. Например, желание идти в бой, рисковать своей жизнью возникает тогда, когда бой приобретает смысл защиты Родины, своей земли, родных и тому подобное. В волевых действиях новый вспомогательный мотив (предмет нового побуждение) может действовать только своей сенсотворчою функцией, а не побудительной. Иначе новый мотив может разрушить заданное действие, побуждая человека действовать по новым мотивом.
Итак, через специально организованное воздействие на человека можно изменить смысл их действия. Такое действие достигается благодаря новому значимом мотива или с помощью оценок и мнений других людей.
Вспомогательный смысл действия создается и через постановку более конкретной цели во время включения предложенного задания в другое условие, что сочетается с имеющимся у человека желанием, когда результаты действия становятся средством для реализации другого действия, то есть когда одно действие становится частью другой, более широкой.
Волю рассматривают как психическую реальность, которая имеет сознательно-регулятивную природу. Другими словами, воля - это единый, комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) человека. Волевая регуляция поведения как регуляция побуждения к действию происходит на основе произвольной формы мотивации, когда человек намеренно и осознанно создает вспомогательные побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия. Волевую регуляцию во время самодетерминации понимают как последнюю стадию овладения человеком собственными процессами, которая заключается в овладении собственного мотивационного процесса через формирование новой высшей психической функции - свободы.
Волевую регуляцию поведения, все фазы сложной волевой действия связывают с особым эмоциональным состоянием, которое определяют как волевое усилие. Волевое усилие пронизывает все фазы волевого акта: осознание цели, оформление желаний, выбор мотива, плана и способов выполнения действия. Возникает волевое усилие каждый раз как состояние эмоционального напряжения, связанное с внешними или внутренними трудностями. Освободиться от него можно только либо отказавшись от преодоления препятствий, а следовательно, от цели, или же преодолев их путем волевого усилия.
Конкретное волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие.
Простой волевой акт имеет две фазы:
Возникновение побуждения и осознание цели;
Достижение цели.
Другие научные подходы указывают на четыре фазы, а именно:
Принятие решения;
Исполнение решения.
Первые три этапа можно объединить единым названием «подготовительная звено», тогда 4-й этап будет иметь название «исполнительного звена». Для простого волевого действия характерно то, что никакой борьбы мотивов здесь не происходит.
Сложную волевую действие характеризует опосредованный осознанный процесс действию предшествует учет его последствий, осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерений ее осуществления, планирование. В сложном волевом действии можно выделить четыре основные фазы:
Возникновение побуждения и предварительная постановка цели;
Стадия обдумывания и борьба мотивов;
Принятие решения;
Исполнение решения.
Исследователи также доказывают, что сложное ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ охватывает большее количество этапов, которые реализуются в такой последовательности;
Осознание цели и желание ее достичь;
Осознание возможностей достижения цели;
Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
Борьба мотивов и выбор;
Принятие одной из возможностей решения;
Осуществление принятого решения.
Процесс протекания волевого действия в реальных условиях всегда зависит от конкретной ситуации, поэтому различные фазы могут приобретать большей или меньшей тяжести, иногда концентрируя на себе весь волевой акт, иногда совсем нівелюючись. На самом деле любое волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и принятие решения.
Первая фаза волевого действия начинается с возникновения побуждения, стремления. В зависимости от степени осознанности, стремление дифференцируют на влечения, желания, хотения.
Поезда - это мотивы поведения, которые представляют собой не дифференцированную, мало-усвідомлювану, беспредметную потребность. Если человек не знает, какой предмет удовлетворит его, не знает, чего она хочет, не имеет перед собой сознательной цели, она испытывает влечение. Пока человек находится под властью влечений, пока не поднялась над ними, у нее нет воли. И только когда возникает осознанная связь между влечением и предметом, который способен удовлетворить потребность, влечение «опредметнюється» и переходит в желание. Такое «упредметнювання» и является предпосылкой волевого акта. Предметы становятся объектами желаний.
Желание - это мотивы поведения, которым присуща достаточная осознанность потребностей. Желание есть опредметненим целенаправленным стремлением. Возникает желательность предмета, сложная взаимозависимость между предметом и желанием. Такая взаимозависимость играет существенную роль в зарождении регуляционного процесса. С этого момента начинается осознание потребностей, начинается процесс мотивации поведения. Зарождение желаний всегда означает возникновение и постановку цели. Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к осознанию цели присоединяются установка на ее реализацию, направленность на овладение определенными средствами ее достижения, то есть когда возникает хотение.
Хотение - это осознанный мотив, целенаправленное стремление действовать определенным образом, преодолевать внешние и внутренние трудности ради достижения поставленной цели.
Вторая фаза волевого действия связана с борьбой мотивов. Обдумывание выбранной цели и средств ее достижения предусматривает взвешивание различных доводов за и против, требует оценки противоречивых желаний, анализа обстоятельств и тому подобное. Выбора выбранной цели свойственна борьба мотивов. Эта борьба предполагает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, интересов, ценностей, которые сталкиваются, конфликтуя между собой. Волевое обсуждения и борьба мотивов заканчиваются принятием решения.
Третья фаза волевого действия связана с принятием решения, то есть окончательной постановкой сознательной цели. Обдумывание, осознание цели и ее выбор - различные ступени в волевом акте. Выбор цели требует не только оценки, но и приложения волевых усилий. С одной стороны, цель является идеальным образом результатов волевых действий, с другой - исходным пунктом движущей силы поведения. Завершение волевого действия возможно благодаря реальным действиям, перехода к исполнению.
Четвертая фаза волевого поведения - это выполнение принятых решений и намерений. Когда «борьба мотивов» завершена и решение принято, начинается настоящая борьба - борьба за исполнение решения. Это выполнение требует изменения действительности, человек сталкивается с реальными трудностями. В преодолении реальных препятствий существенное значение приобретает способность к волевому усилию.
Лишь в волевом поведении или поступка определяется ВОЛЯ человека.
Борьба мотивов является более сложным актом волеизъявления. Мотив является внутренней движущей силой поведения человека. Он состоит из представления и чувства, которое наполняет его эмоциональным содержанием. Одному представлению противостоит другое (или другие), поскольку соответствующие им чувства не всегда совместимы между собой. Душа человека превращается в арену для борьбы мотивов, которые могут согласовываться в принятии решения, а могут парализовать друг друга и вызывать состояние нерешительности. В такой внутренней борьбе происходит большая часть сознательной духовной жизни человека.
Волевой акт в собственном смысле предстает как решение, которое прекращает качания человека под влиянием сил отдельных мотивов. Основным свойством личности, связанным с выполнением волевого акта, является решительность. Решительный человек легче других выбирает путь действия, не попадая в ловушку несогласованности мотивов.
С. Л. Рубинштейн выделяет в волевом процессе четыре основные стадии (фазы), которые в сложном волевом акте предстают в развернутом виде, а в простом - в свернутом:
Возникновение влечения и предварительное установление цели;
Рассмотрения и борьбы мотивов;
Принятие решения;
Выполнение принятого решения.
Согласно определенной деятельности человека, волевой процесс можно описать термином «волевое действие», под которым понимают тот же волевой процесс, но в деятельностном контексте. Волевой является целенаправленное сознательное действие. Собственно из-за нее человек подчиняет свои импульсы сознательному контролю. Все признаки и качества воли проявляются в волевых действиях. Волевые действия тогда разделяют на простые и сложные, непроизвольные и произвольные.
Трудности и препятствия на пути достижения цели бывают двух видов: внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимают трудности самого дела, его сложность, экстремальные условия деятельности, сопротивление других людей. Внешние препятствия ограничивают свободу действий человека, но почти не влияют на свободу выбора и свободу желания. Внутренние помехи создают разнообразные поезда самого субъекта, которые мешают выполнить задуманное, когда, чтобы заставить себя работать, человек должен преодолевать леность, усталость, желание заниматься чем-то другим, более интересным. Преодоление препятствий требует от человека осуществления волевого усилия. Волевое усилие - это особое состояние психического напряжения, которое мобилизует физические, моральные и интеллектуальные силы человека.
5.4. Официально‑деловая структура отношений
Официально‑деловая структура отношений обусловлена деловыми взаимоотношениями между менеджером или бизнесменом и членами группы и регламентируется установленными нормативными актами, где определены их обязанности, права и ответственность. Исходя из такого нормативного акта важность целенаправленной, эффективной и творческой деятельности менеджера обусловлена тем, что менеджер или бизнесмен является непосредственным руководителем коллектива, организатором его деятельности и движения. Его девизом может быть: «Идите и делайте, вы всегда успеете оправдаться позже». Однако, как показывает практика, одним из сдерживающих факторов повышения уровня работы некоторых руководителей является аномалия воли, то есть наблюдаемое в многообразных формах проявление волевой недостаточности. Эти формы волевой недостаточности условно можно разделить на два вида: пассивные и активные. К классу пассивных форм волевой недостаточности можно отнести тех руководителей, которые подвержены легкой внушаемости и деятельность которых характеризуется в значительной степени несамостоятельностью, легкой податливостью и чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. В практике это проявляется в отсутствии личной инициативы и предприимчивости, в слепом следовании мнению других. Обычно при обсуждении какого‑то вопроса такой руководитель следует.мнению последнего из выступающих, он недостаточно настойчив и не умеет отстоять свою позицию. Обусловлено это тем, что данный работник не выработал у себя еще определенных взглядов и убеждений, которые явились бы для него доминирующими в жизни, и недостаточно развил твердую принципиальность своей жизнедеятельности. Более тяжелой формой волевой недостаточности, граничащей с депрессией, т. е. уже с болезненным состоянием, является апатия. У работника притупляется острота восприятия действительности, исчезают желания и стремления. Превалирует безразличие к жизнедеятельности коллектива или отдельных его сотрудников, притупляются чувства. Одной из причин апатии может быть переутомление, такие нервные заболевания, как истерия, неврастения, и такие душевные состояния, как меланхолия и депрессия. Нерешительность, отсутствие настойчивости и выдержки в работе являются следствием волевой недостаточности. Эти качества проявляются в работе руководителя как неспособность его остановиться на одном существенном мотиве и решить действовать в известном направлении. Отмечается борьба мотивов, причем иногда длительная, сопровождающаяся тяжелым самосознанием своей беспомощности. Обусловлено это отсутствием стержневой линии поведения, появлением болезненной мнительности, вызывающей «бред сомнений». При таком состоянии длительное время не принимаются решения менеджером или бизнесменом, но и принятые - не всегда доводятся до конца, а часто вообще меняются без всякого обоснования и аргументации. Пугает каждый новый шаг, который должен быть предпринят, пугают трудности, которые могут возникнуть. Отмечаются пассивное полусонное состояние, отсутствие настойчивости и выдержки, слабая способность к волевому усилию. К классу же активных форм волевой недостаточности относятся те работники, которые на первый взгляд кажутся чрезвычайно энергичными и настойчивыми, бурно реагирующими на все происходящее, порывистые в решениях и действиях. При этом волевая недостаточность может характеризоваться импульсивностью и упрямством. Внешне проявляющаяся импульсивность, порывистость в действиях, даже при условии недостаточной взвешенности мотивов и без осмысления проблем, свойственность неудержимого стремления к немедленному исполнению, т. е. бурная, малоосознанная активность возникающих желаний, целей и чувств - все это может ярко выражаться безволием. Действия таких работников необдуманные, бессистемные, интересы и стремления неустойчивые. У них не выработана привычка самоконтроля, Упрямство же проявляется в бессмысленной настойчивости, в пародии на волю. Оно обусловлено слабостью критической оценки, неспособностью работника спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, неповоротливостью ума. Отмечается стремление придерживаться принятого ранее решения, даже если очевидно, что оно неразумно. «Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если пощадишь его, придется еще больше наказывать его». В практике часто встречаются люди со смешанной формой волевой недостаточности, проявляемой в зависимости от характера и воспитания. «Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!» Целенаправленное развитие воли требует определенного уровня сознания, моральных установок и жизненного опыта. При этом следует учитывать, что воля развивается и закаляется на протяжении всей человеческой жизни в борьбе с трудностями и в преодолении препятствий, встречающихся на пути. Однако некоторые люди не любят прилагать особые усилия, вместо немедленного напряжения всех сил они предпочитают растянутые и более легкие действия. Однако количество не заменяет качество. За легкостью действия гонится тот, кто пренебрегает настоящим трудом. У деятельного руководителя ничто значительное, важное не выпадает из поля его внимания. Он замечает небрежность и порицает ее. В то же время иной руководитель может каждый день равнодушно проходить мимо свалки неубранных отходов, его, например, мало интересует то, что выведенная из строя машина ржавеет под дождем. Разумеется, руководителю не следует постоянно акцентировать свое внимание на мелочах, но это не значит, что он должен проходить мимо вопиющих фактов. Что бы руководитель ни делал, какой бы ответственный пост ни занимал, он всегда должен помнить об этом. В этой связи представляет интерес позиция практического реалиста, который знает, что надо считаться с потерями и избегать их, что нельзя сделать невозможное, что действительность такова, какова она есть, что не всегда может получиться так, как должно быть. Реалист взвешивает все «за» и «против», прежде чем решиться на действие. Действуя же, он будет стараться избегать того, что плохо, а если это окажется невозможным, выбирать меньшее зло. Однако позиция практического реалиста не должна противоречить общепринятым моральным нормам. Нетрудно предположить, что игнорирование их влечет за собой непредсказуемые последствия, отражающиеся рано или поздно на результате. Макиавелли недвузначно предостерегал людей, жаждущих успехов и лишенных моральных принципов, что достижение цели недозволенными средствами не бывает устойчивым.
Степень необходимого волевого усилия для достижения целей определяется силой воли. Волевое действие - это процесс принятия решения. По форме волевое действие может быть простым или сложным. Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Сложное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т.е. зачем это надо), принятие решения, составления плана действия. Волевая деятельность может проявляться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Более внушаемые люди имеют низкую волевую активность, могут быть ведомыми в разных ситуациях. Также волевая активность нарушается в следствии психических заболеваний.
Нарушения волевой сферы
Психиатры к основным критериям нарушения воли относят такие расстройства психики, как:
- Гипербулия. Является характерным проявлением маниакального синдрома. Характеризуется повышением воли и влечений.
- Гипобулия . Понижение воли и влечений. Пациент погружен в себя и не может адекватно отвечать на внешние воздействия.
- Абулия. Резкое снижение воли больного. Стойкое негативное расстройство, которое особенно характерно для шизофреников.
- Галюцинарный ступор. Яркие галлюцинации полностью поглощают внимание пациента. Двигательная заторможенность, оцепенение, состояние ужаса на лице. Чаще всего наблюдается при психозах.
- Депрессивный ступор. Выражается в обездвиженности вплоть до оцепенения на фоне тяжелой депрессии. Также на лице больного отмечается откровенная маска страдания, но никогда не бывает негативизма, мутизма и восковой гибкости.
- Гебефренический синдром. Больной кривляется, строит рожи, показывает язык и т.п. Речь ускоренна, поведение в целом не адекватно ситуации.
- Психогенный ступор. Может развиться после психической травмы, проявляется в двигательном оцепенении с аффектом недоумения и трагичности на лице. Как правило, длится недолго, проходит после разрешения психотравмирующей ситуации
- Компульсивное влечение. Навязчивые влечения, которые пациент не в состоянии самостоятельно контролировать. Патологическая потребность заставляет удовлетворять даже асоциальные и аморальные желания.
- Обессивное влечение. Возникновение желаний, которые больной в состоянии контролировать. Однако, отказ от удовлетворения потребности вызывает у пациента чувство страха и неудовлетворенности.
Также стоит учитывать, что препятствия для воли могут быть как внутренними , так и внешними . Внутренними препятствиями для оли могут стать следующие факторы:
- внутренние отношения и установки;
- депрессия;
- общая усталость.
Внешние препятствия могут быть следующими:
- время и пространство;
- человеческий фактор.
Для преодоления как внешних, так и внутренних препятствий необходимо прилагать дополнительные усилия. Ресурсы, которые тратит человек на достижение своих целей посредством воли, должны быть компенсированны. Патология воли встречается у психически больных людей, они могут проявлятся в разных формах. Врачи выделяют полное безволие (абулия), повышенную волевую активность (гипербулию) и пониженную (гипобулию). Каждая из форм активности является крайней формой выражения воли.
Признаки нарушения волевой сферы
Нарушения волевой сферы также могут принимать за слабоволие, ведь человек при нарушениях этой сферы психики становиться ленивы и равнодушным ко всему. Причинами также могут быть следующие заболевания:
- шизофрения;
- черепно-мозговая травма;
- инфекционное заболевание;
- продолжительная стрессовая ситуация.
Внешними и явными признаками нарушений волевой сферы могут стать:
- равнодушие к собственной внешности;
- неопрятность;
- нечистоплотность;
- апатия;
- замкнутость.
Лечение нарушения волевой сферы
Чтобы вылечить нарушения волевой сферы, необходимо выяснить причину, стоящую за ней. Причиной могут являться такие заболевания, как:
- Маникальный синдром;
- депрессивный синдром;
- обессивно-фобический синдром;
- психопатии;
- алкоголизм;
- наркомания.
Нарушения могут быть связаны как с психическим заболеванием, так и с обычной усталостью и начальным этапом развития депрессии. Своевременное лечение сводит к минимуму проявление нарушений волевой сферы . Врачи-психиатры используют современное и безопасное медикаментозное лечение и психотерапию, что позволяет уменьшить проявления болезни.