Каким должен быть режим дня для ребенка. Важные моменты режима

Приветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального , формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

Как режим влияет на развитие

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны . Основная масса младенцев (20%)- сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка . Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания , в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда . Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни . Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех ле т. После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша. Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы , которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.
На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать , купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста , заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время , объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) - реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего , мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна - это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?

Консультация для родителей

«Режим дня в жизни ребенка»

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек. укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.

Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту.

Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею. руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.

Ужинать нужно за 1 – 1,5 ч до сна. У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать. Все дети любят, когда мама или папа перед сном почитают им книжку.

Проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели и после туалета сделать утреннюю зарядку. Это создает бодрое настроение, улучшает дыхание, кровообращение, повышает тонус мышечной системы, улучшает обмен веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится обязательно при открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке, босиком.

Обычный комплекс утренней зарядки для дошкольников включает ходьбу, дыхательные упражнения, корригирующие осанку (повороты, наклоны, приседания), кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.

Ребенок должен самостоятельно научиться мыть лицо, уши, чистить зубы. Когда ребенок одевается, убирает постель, взрослые должны помогать ему как можно меньше.

Ребенка следует кормить в точно установленное время. Некоторые родители не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Очень важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды -это быстро вызывает утомление и снижает аппетит. Ребенок не должен отвлекаться от еды. Вкус пищи, ее температура и то, как она подана, – все это имеет большое значение для правильного пищеварения. Многие родители, бабушки, чтобы ребенок лучше ел. пытаются развлекать его сказками, мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также снижает аппетит. После завтрака полезно организовать спокойные игры или занятия.

Детям дошкольного возраста выделяется специальное время для занятий рисованием, вырезанием, лепкой, счетом и т.д. Продолжительность таких занятий у детей 3-4 лет 15-20 мин, у детей 5-6 лет 30-40 мин. Нужно чередовать виды деятельности, каждые 20-25 мин делать перерыв. Остальное время предназначается для игр.

Целесообразно организовать занятия детей после завтрака. Любое занятие идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя быв какой-то мере владели мастерством педагога. Вам надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры. Содержание занятий следует менять день ото дня с тем, чтобы поддержать внимание ребенка и заинтересовать его. Как только Вы заметите, что у малыша пропал интерес к занятию, лучше его прекратить и занять ребенка какой-то подвижной игрой. В теплые дни надо так распределять время, чтобы все игры и занятия проходили на свежем воздухе.

Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом – в течение всего дня; весной, осенью и зимой – по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. На прогулке подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую погоду необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегревался, вовремя напоить его, увести в тень: зимой во время прогулки приучать его

больше двигаться. Нельзя кутать детей и надевать одежду, стесняющую движения и затрудняющую дыхание.

Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо почаще предоставлять им такую возможность. После активной прогулки у них появляется хороший аппетит. Если же ребенок на прогулке мало двигался, или, наоборот, был сильно возбужден и утомлен прогулкой, то он ест неохотно, медленно, не съедает положенной порции. После еды ребенок обязательно должен прополоскать рот кипяченной водой. Во время сна форточка (зимой) или окно (летом) должны быть открыты, причем допустимо снижение температуры воздуха в комнате до 16—15 °С. Легкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению глубокого сна, во время которого ребенок особенно хорошо отдыхает. Если есть возможность, полезно днем укладывать спать детей на воздухе — в саду или на балконе. Напоминаем, что сон так же, как и аппетит, зависит от поведения ребенка во время предшествующего бодрствования.

Хорошо выспавшись, ребенок пробуждается бодрым, веселым. Дневной сон обязателен для детей раннего и дошкольного возраста.

После вечерней прогулки дети моют руки и лицо, 10—15 мин отдыхают и затем ужинают.

Перед сном нужно занять ребенка какой-нибудь спокойной, не слишком впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика, лепка, рисование.

Перед ночным сном ребенок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги, самостоятельно расстилает постель, складывает одежду.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Нужен ли ребенку режим дня?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком - залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается - сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня - это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок - понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее - поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 - Бодрствование

10.00-12.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 - Третье кормление

12.00-13.00 - Бодрствование

13.00-15.00 - Сон

15.00 - Четвертое кормление

15.00-16.00 - Бодрствование

16.00-18.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 - Пятое кормление

18.00-19.00 - Бодрствование

19.00-20.45 - Сон

21.00 - Шестое кормление

21.00-6.00 - Ночной сон

24.00 или 3.00 - Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 - Бодрствование

11.00-13.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 - Третье кормление

13.00-14.30 - Бодрствование

14.30-16.30 - Сон

16.30 - Четвертое кормление

16.30-18.00 - Бодрствование

18.00-19.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 - Пятое кормление

19.00-20.45 - Бодрствование

20.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 - Ночной сон

23.00 - Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка - во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление

7.00-9.00 - Бодрствование

9.00 - 11.00 - Сон

11.00 - Второе кормление

11.00-13.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 - 15.00 - Сон

15.00 - Третье кормление

15.00-17.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 - Сон

19.00 - Четвертое кормление

19.00-21.00 - Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Купание

21.00-7.00 - Ночной сон

23.00 - Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 - пробуждение

9:00 - завтрак

9:30-11:00 - игры, общение, гимнастика

11:00-12:30 - прогулка

12:30-13:00 - обед

13:30-15:30 - дневной сон

16:00 - полдник

16:30-18:00 - прогулка

19:00 - ужин

21:00 - поздний ужин

21:30 - ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет - возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет

8:00 - завтрак

8:30 - 9:30 - занятия, игры, гимнастика

10:00 - второй завтрак

10:30-12:30 - прогулка

12:30 - обед

13:00-15:00 - дневной сон

15:30 - полдник

16:00-16:30 - игры, занятия

16:30-18:00 - прогулка

18:30 - ужин

19:00- 20:00 - спокойные игры, занятия

20:00 - подготовка ко сну, купание

20:30 - ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка - поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу

8:00-12:00 - занятия в школе

13:00 - обед, отдых, свободное время

14:00-15:00 - выполнение домашнего задания

15:30 - полдник

16:00-18:00 - прогулка, посещение спортивных секций

19:00 - ужин

19:30-20:00 - игры, и свободное время

20:00-20:30 - подготовка ко сну, водные процедуры

20:30-21:00 - чтение на ночь

Режим дня ребенка-школьника

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, - не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня - он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя. В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место. Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?

Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются. Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики. Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?

Плюсы соблюдения распорядка


Минусы режима

  • Сложность организации для детей самого раннего возраста.
  • В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
  • Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.
  • Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.

По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко. Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.

Основы построения режима

При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:


Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.

Как облегчить привыкание ребенка к режиму

Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:


Если кроха перепутал день с ночью

Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:

  • Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
  • Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
  • Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
  • Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
  • Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
  • Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
  • Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
  • Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.

Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.

Особенности режима в зависимости от возраста

Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.

Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.

Возраст (месяцы) Особенности графика
1 До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа.
2-3 Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки.
4-6 Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться.
8-10 К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго.
12 Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку.

Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах. Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика. На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.

Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.

Хайрия Чинакаева
Консультация для родителей «Роль и значение режима дня в воспитании ребёнка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 93 комбинированного вида Красногвардейского района города Санкт - Петербурга. Я вам предлагаю консультацию для родителей «Роль и значение режима дня в воспитании ребёнка » . задача данной консультации состоит в том , что бы сформировать у родителей воспитанников огромное значение режима дня у ребёнка и необходимость его соблюдения для воспитания здорового ребёнка .

Консультация для родителей

«Роль и значение режима дня

в воспитании ребёнка »

Режим дня – это организованный распорядок жизни и деятельности ребёнка , направленный на осуществление воспитательных задач . Правильно организованный режим дня ребёнка даёт возможность установить должное чередование занятий и отдыха, бодрствования и сна. Режим дня обеспечивает ритмичность в работе отдельных органов и всего организма в целом : создаются условия для нормальной работы центральной нервной системы, которая является главным регулятором деятельности организма человека. Режим дня обязательно включает в себя питание, отдых, а так же умственный и физический труд.

Глубокий и полноценный сон необходим ребёнку , т. к. он обеспечивает нервным клеткам головного мозга отдых. Продолжительность сна детей младшего возраста колеблется в пределах 10-12 часов. Даже небольшое, но системное недосыпание вредно сказаться на самочувствии и здоровья детей. Поэтому в семье надо обратить внимание на то, что бы у ребёнка был достаточный и спокойный сон. Приведу ошибки, которые наиболее часто бывают при организации сна. Не обеспечивается полноценный отдых клеток головного мозга из-за просмотра вечерних телевизионных передач, компьютерных игр и из-за несоблюдения строго определённого времени отхода ко сну и подъёма.

Не маловажным фактором в режиме дня имеет и его питание. В младшем возрасте рекомендуется кормить ребёнка не реже 4 раз в день, примерно каждое 3-4 часа. Утром ребёнок должен получать горячий завтрак, а так же чай, молоко или какао. Обед в строго определённом времени, обязательно с первым блюдом. Ужин должен быть легким, небольшим по количеству и давать его следует за 1-1,5 ч. до сна.

Нужно прививать детям привычку мыть руки перед едой, есть за чистым столом, пользоваться чистой посудой, не употреблять немытых овощей и фруктов. Дети должны есть не спеша, хорошо прожёвывая пищу. Нельзя разрешать громко разговаривать и смеяться во время еды. Некоторые родители отдельно готовят детям, отдают им всё лучшее и вкусное. Ребёнок привыкает к особому положению в семье, постепенно у ребёнка зарождается эгоизм .

Достойное место в режиме дня должен быть отведён организации труда. В семье ребёнок должен участвовать в бытовом труде. Бытовой труд включает работу по самообслуживанию. Как показывает опыт, в семье, где хорошо организован бытовой труд, дети более отзывчивые, предупредительные, более деятельные и активные, они ценят труд взрослых, сами любят трудиться. Ребёнок , умеющий трудиться дома, легко вникает и в учебный труд. У каждого ребёнка должны быть какие-то обязанности, которые он должен выполнять всегда (например : убрать за собой игрушки, аккуратно сложить вещи и др.) . Со временем обязанности должны усложняться.

Отдых должен быть активным. Полноценный отдых – это смена видов деятельности. Необходимо ежедневно прогуливаться с ребёнком , тем более в выходные дни. У ребёнка должно быть время , когда он занимается своим любимым делом. Такое время лучше выделить перед сном.

Сущность режима дня состоит в том , чтобы научить ребёнка беречь время , расходовать его с пользой для себя и для окружающих.

Поэтому задача родителей состоит в том , чтобы при помощи режима дня установить для ребёнка привычный уклад жизни, научить его делать все во время, не тратить драгоценное время зря.

Публикации по теме:

Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка. Консультация для родителей Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые присущи любому воспитанному человеку. Чтобы воспитать у ребенка доброе.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр в воспитании детей в детском саду» Информационная ширма для родителей Подготовила воспитатель Караханова Е. И. Москва 2014 «Значение дидактических игр в воспитании.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка»

Консультация для родителей «Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка» Консультация для родителей и воспитателей. Роль музыки в эстетическом воспитании ребёнка. Цель воспитания - формирование всесторонне и гармонично.

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребёнка» Роль семейных традиций в воспитании ребёнка. Для родителей о семейных традициях. Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но.

Консультация для родителей «Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника» Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных.