План-конспект урока "химические элементы"

Украинец Светлана Антоновна

Учитель химии

ГУО «Средняя школа №9 г. Пинска»

Урок химии в 7 классе

Тема урока: «Понятие о кислотах»

Цели урока :

Образовательная:

сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот; умение экспериментально определять кислоты среди других веществ; продолжить формирование умения работать с веществами, соблюдать правила техники безопасности.

Развивающая:

совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека

Воспитательная:

продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах,

Задачи : познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот.

Оборудование:

мультимедийный проектор, химическая посуда, реактивы.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, эвристический.

Формы организации : фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, работа в парах.

Средства обучения:

учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, учебник химии 8 класс;

дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тест).

Тип урока : Урок изучения нового материала (Урок-путешествие)

План урока :

1. Организационный момент - (1 мин).

2. Мотивационно - ориентационный этап - (3 мин).

3. Изучение нового материала и первичный контроль. - (31 мин).

3.1. Представители и состав кислот.- (6 мин)

3.2. Классификация кислот. – (6 мин)

3.3. Названия кислот. – (6 мин)

Физкультминутка (1 мин)

3.4. Правила техники безопасности. (1 мин)

3.5. Лабораторный опыт. Действие кислот на индикаторы (10 минут).

4. Итоговое закрепление полученных знаний. (7 мин.)

4.1. Игра «Найди кислоты» - (2 мин).

4.2. Игра «Третий лишний» (2 мин)

4.3. Тест. (3 мин)

5. Этап организации домашнего задания. (1 мин.)

6. Рефлексивно - оценочный этап. (2 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент - 1 мин.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Здравствуйте наши уважаемые гости! Ребята, надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся и мысленно пожелаем себе успеха.

2. Мотивационно-ориентационный этап - 3 мин.

Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.

Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств. (Слайд 1)

А что же между ними общего? Как вы думаете?

– Лимон, яблоко - кислые на вкус…

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты

Откройте тетради, запишите тему урока: “ Понятие о кислотах” (Слайд 2)

Что же нам необходимо знать о кислотах? – Состав, строение, свойства, названия, их представителей…

Цель нашего урока: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот; умение экспериментально определять кислоты среди других веществ. (Слайд 3)

3. Изучение нового материала и первичный контроль. - 31 мин.

3.1. Представители и состав кислот.

Изучение этих вопросов я предлагаю вам провести в виде небольшого путешествия в страну Кислот. (Слайд 4)

Итак, все готовы к путешествию? Вперед!

Как вы видите, в городе Информаций нас уже встречает хозяйка этой страны, или, как ее называют, “мать всех кислот” – серная кислота. Формула ее – H 2 SO 4 . Запишите формулу и название в тетрадь. (Делают записи) (Слайд 5)

Не менее важна как в химической промышленности, так и в жизни хлороводородная, или соляная кислота. Формула ее HCl, отметьте у себя в тетрадях. (Делают записи). (Слайд 6)

Интерес представляет азотная кислота НNO 3 . (Делают записи) (Слайд 7)

Наши ребята получили дополнительное задание: подготовить интересную информацию об этих кислотах. (Приложение 1)

Как вы видели из предыдущих примеров, по агрегатному состоянию кислоты бывают - жидкие, но есть кристаллические (твердые). Например, борная кислота состава H 3 BO 3 . Ее вы можете встретить в домашней аптечке. (Делают записи) (Слайд 8)

Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами. Исключением является кремниевая кислота, формула которой H 2 SiO 3 .

Проверьте свои записи и допишите нерастворимую кислоту. (Делают записи) (Слайд 9)

Перечисленные кислоты относятся к минеральным или неорганическим.

А вот названные нами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а также хорошо вам известная уксусная кислота и многие другие относятся к органическим, с которыми мы подробно познакомимся в старших классах.

Посмотрите на записанные вами формулы кислот. Какой вывод об их составе мы можем сделать? (Делают вывод о составе кислот) (Слайд 10)

Часть кислоты без атома водорода называется кислотным остатком. Значит кислоты – это … сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Послушайте еще раз это определение и запишите его в тетрадь.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Записывают определение, проговаривают его. (Слайд 11)

3.2. Классификация кислот

А мы отправляемся в г. Классификаций. (Слайд 12)

И вновь посмотрите на экран.

Какое различие вы видите в формулах этих групп кислот? Делают выводы о делении кислот на группы по наличию в них кислорода.

Действительно, все кислоты можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие. (Слайд 13)

Какая из записанных ранее кислот бескислородная? Кислородсодержащие?

Запишите классификацию по данному признаку, приведите примеры.

Какое отличие в следующих группах вы можете увидеть? …разное число атомов водорода

Число атомов водорода определяет основность кислоты. Таким образом, по числу атомов водорода (основности) различают одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты. (Слайд 14)

Запишите классификацию по данному признаку, приведите примеры. Делают записи.

По числу атомов водорода можно определить валентность кислотного остатка – валентность кислотного остатка равна числу атомов водорода. Привести примеры.

Возьмите карточки №1. (Приложение 2) Работаем в парах. (Слайд 15)

Классифицируйте кислоты:HNO 2 , H 2 CO 3, H 2 S , H 2 SO 3, HAlO 2, H 3 PO 4, HI .

Обменяйтесь тетрадями и проверьте результат друг у друга.

Проверка правильности выполнения на экране проектора. (Слайд 16)

3.3. Названия кислот.

Вот мы уже в г. Номенклатурный, где можно научиться правильно называть кислоты.

Вы обратили внимание на большое их разнообразие. Чтобы не запутаться в многочисленных названиях, существуют определенные правила названия кислот.

Названия кислот состоят из прилагательного и существительного “кислота”.

Прилагательные бескислородных кислот состоят из двух корней обозначающих химические элементы, составляющие эти кислоты. Например: HCl - хлороводородная кислота. Попробовать самостоятельно назвать H 2 S .

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы.

Показываю H 2 SO 4 и H 2 SO 3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее). (Слайд 18)

Если вопросов нет, возьмите карточки №2 (Приложение 2), выполните задание, опираясь на полученные знания, обсудите результат в парах. (Слайд 19)

Выполняют задание в парах, опираясь на записи в тетради и на экране.

Дайте характеристику кислот:

Расскажите, что у вас получилось (проверка результатов идет после каждого ответа учащихся). (Слайд 20)

Физкультминутка: Встаньте, расправьте плечи, закройте глаза и с помощью глаз попробуем нарисовать формулу хлороводородной кислоты.

3.4. Правила техники безопасности

Молодцы! Нам с вами осталось посетить город Экспериментов. (Слайд 21)

Но прежде, чем мы туда попадем, нам необходимо вспомнить правила техники безопасности. Проговаривают правила

Правила техники безопасности: (Слайд 22)

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды, а затем обработать поврежденную поверхность 2%-м раствором питьевой соды.

Напоминаю!

В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение техники безопасности.

Для определения кислот существуют специальные вещества – указатели. Называются они индикаторы.

Индикаторы – органические вещества, которые изменяют свою окраску в присутствии кислот и некоторых других веществ. Среди индикаторов можно выделить: метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная лакмусовая бумажка. (Слайд 23)

У вас имеются на партах тетради для практических и лабораторных работ и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыт, соблюдая правила техники безопасности

Итак, приступаем.

3.5. Лабораторный опыт. Действие кислот на индикаторы 10 минут. (Слайд 24)

4. Итоговое закрепление полученных знаний. (7 мин.)

Первое знакомство со страной Кислот состоялось. На сколько продуктивным оно было, проверьте, выполнив предложенные задания:

4.1. Игра «Найди кислоты» (Слайд 25)

Дан текст, в котором среди формул различных соединений «спрятаны» формулы кислот. Необходимо отыскать эти формулы. (Карточка 3, Приложение 2)

4.2. Игра «Третий лишний» (Слайд 26)

В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:

H 2 SO 4, SO 3 , H 3 PO 4 .

HCl, H 2 SO 4 , H 3 PO 4 .

H 2 SO 3 , H 2 SiO 3 , H 2 SO 4 .

HNO 3 , H 2 SO 4 , H 2 CO 3

4.3. Тест . (Приложение 3) (резерв)

1. Выберите формулы кислот:

O NaOH

O HNO 3

O H 2 O

O HCl

O H 2 SO 4

O H 3 BO 3

O H 2 SO 4

O H 3 BO 3

O Серная

O Азотная

O Кремниевая

5. Лакмус в кислой среде

O Красный

O Синий

O Фиолетовый

5. Этап организации домашнего задания. (1 мин.)

Домашнее задание: § 26, упр. 2-5

Подумайте и ответьте на вопрос: почему в начале урока фигурировал муравей?

6. Рефлексивно - оценочный этап. (2 мин) (Слайд 28)

Подведение итогов, выставление оценок.

Ответьте на вопросы:

Кто сможет выбрать формулу кислоты среди других веществ?

Кто сможет назвать и классифицировать кислоты?

Кто сможет экспериментально определить кислоту?

Я хотел бы узнать о кислотах …

Спасибо за урок. (Слайд 29)

Литература:

    Учебное пособие для 8 класса пол редакцией И. Е. Шимановича, 2005 г.

    Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии», 2002 г.

    М.М. Левицкий «Увлекательная химия», 2008 г.

Приложение 1

Серная кислота

Серная кислота известна с древности. Возможно, первое упоминание о кислых газах, получаемых при прокаливании или встречается в сочинениях, приписываемых арабскому алхимику .

Серная кислота- очень едкое вещество. Она поражают кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути (вызывает химические ). При вдыхании её паров вызывает затруднение дыхания, кашель, нередко - , . Аэрозоль серной кислоты может образовываться в атмосфере в результате выбросов химических и металлургических производств, содержащих оксиды серы, и выпадать в виде .

Мельчайшие капельки серной кислоты могут образовываться в средних и верхних слоях атмосферы в результате реакции и пепла, содержащего большие количества . Получившаяся взвесь затрудняет доступ солнечных лучей к поверхности планеты. Поэтому после особо сильных вулканических извержений могут произойти значительные изменения климата. Например, в результате извержения вулкана Ксудач ( , г.) повышенная концентрация пыли в атмосфере держалась около 2 лет, а характерные серебристые облака серной кислоты наблюдались даже в .

Серная кислота – важнейший продукт химической промышленности. Она находит применение в производстве минеральных удобрений, волокон, пластмасс, красителей, взрывчатых веществ, в металлургии при получении меди, никеля, урана и других металлов. Используется как осушитель газов.

Азотная кислота

Азотная кислота - бесцветная жидкость. На воздухе она «дымит», так как пары ее образуют с влагой воздуха мелкие капельки тумана.

Азотная кислота и её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное желтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного газа бурого цвета.

В России азотную кислоту называли в старину „зияющей красным газом кислотой” или „селитряной дымистой водкой”. Когда Иоганн Рудольф Глаубер получил азотную кислоту, он обнаружил её необычайную химическую активность. Она растворяла все металлы, и железо и медь и серебро, только золото оставалось в этой кислоте неизменным.

Во времена , азотную кислоту называли крепкой водкой.

Азотная кислота - одно из важнейших соединений азота: в больших количествах она расходуется в производстве азотных удобрений, взрывчатых веществ и органических красителей, служит окислителем во многих химических процессах, используется в производстве серной кислоты, применяется для изготовления целлюлозных лаков, кинопленки.

Соляная кислота

С соляной кислотой мы, сами того не зная, сталкиваемся ежедневно. Она содержится в желудочном соке и играет важную роль, так как способствует перевариванию пищи и убивает различные болезнетворные бактерии (холеры, тифа и др.). Если последние попадают в желудок вместе с большим количеством воды, то вследствие разбавления раствора кислоты они выживают и вызывают заболевание организма. Поэтому во время эпидемий особенно опасна сырая вода. При повышении концентрации кислоты в желудке ощущается «изжога», которую устраняют, принимая внутрь небольшое количество питьевой соды. Наоборот, при недостаточной кислотности желудочного сока соляная кислота прописывается для приема внутрь. Поэтому в 17 веке в русских аптеках среди лекарств обязательно было и вещество по имени – дух из солей-(по латыни- спиритус салис) или кислый спирт.

Трудно сказать, кто и когда впервые получил соляную кислоту. Во всяком случае, нам известно, что уже в конце XV в. алхимик Василий Валентин и в XVI в. Андреас Либавий в усердных поисках чудодейственного жизненного эликсира прокаливали в своих странных для нас алхимических приборах поваренную соль с квасцами и купоросами и получили продукт, который описали под названием «кислого спирта». Это и была знакомая теперь нам соляная кислота, конечно, очень нечистая.

Для первых исследователей это было совершенно новое вещество, обладавшее свойствами, которые сильно поражали их воображение. Нюхая его, они задыхались и кашляли, «кислый спирт» дымил в воздухе. При пробовании на вкус, он обжигал язык и нёбо, металлы он разъедал, ткани разрушал.

В настоящее время соляная кислота применяется в химической, медицинской, пищевой промышленности, цветной и черной металлургии. Известно так же ее применение в производстве пластмасс, ядохимикатов, полупродуктов и красителей для очистки поверхности металлов от окислов, карбонатов, в электротехнической, текстильной промышленности.

Приложение 2

Карточка 1

Классифицируйте кислоты:

HNO 2 , H 2 CO 3, H 2 S , H 2 SO 3, HAlO 2, H 3 PO 4, HI .

    Бескислородные и кислородсодержащие;

    Одноосновные, двухосновные, трехосновные.

Карточка 2

Дайте характеристику кислот:

H 2 S , HF , H 3 PO 4, HNO 3

Карточка 3

Дан текст, в котором среди формул различных соединений «спрятаны» формулы кислот. Необходимо отыскать эти формулы.

H 2 O, SO, HBr, Na 2 CO 3 , Mg, Ba, H 2 CO 3 , Ca, NaOH, H 3 PO 4 , P 2 O 5 , PH 3 , NaCl, CO 2 , HCl, K 2 O, H 2 SiO 3 , Ag, H 2 SO 4

Приложение 3

1. Выберите формулы кислот:

O NaOH

O HNO 3

O H 2 O

2. Выберите трёхосновную кислоту

O HCl

O H 2 SO 4

O H 3 BO 3

3. Бескилородная кислота – это…

O H 2 SO 4

O H 3 BO 3

4. Кислородсодержащая, двухосновная растворимая кислота

O Серная

O Азотная

O Кремниевая

5. Лакмус в кислой среде…

O Красный

O Синий

O Фиолетовый

Тема урока: «Химические элементы»

Урок-праздник

(2 часа)

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Цель урока: проверить знание учащимися понятий «химический элемент», «простое вещество» и символов химических элементов; развивать интерес к предмету; учить самостоятельности, умению корректировать свои знания и действия, работать с различными источниками информации.

Планируемые результаты:

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками и с взрослыми в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

предметные:

знать : основные химические понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «коэффициент», «индекс», «химическая формула»; знаки основных химических элементов; состав простых и сложных веществ; роль химии в жизни человека и в решении экологических проблем;

уметь: по формуле отличать простое вещество от сложного; химический элемент отличать от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ;

Оборудование: презентация, листочки из тетради, половинки листочков; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; реактивы и приборы – конц. соляная кислота, конц. раствор аммиака, 2 стакана, колба с водой, носовой платочек, этиловый спирт, спички, щипцы, бихромат аммония, ватка, спиртовка, асбестовая сетка; стаканы с растворами соляной разбавленной кислоты, разбавленного гидроксида калия, хлорида бария, разбавленного гидроксида натрия -2 стакана, лакмус, фенолфталеин, сульфат калия, сульфат меди (II), хлорид железа (III);

Ход урока.

1.Оргмомент

Добрый день. Прошу всех садиться. И мы с вами продолжаем творить волшебство на уроках химии.

2. Актуализация знаний и мотивация

Вспомните, о чём мы вели речь на прошлых уроках?

Ответ: мы изучали основные химические понятия, явления физические и химические, их отличия, роль химии, простые и сложные вещества, химические элементы, знаки химических элементов.

А много ли знаков элементов вы знаете?

А хорошо ли вы их выучили? Как вы думаете, чем мы сегодня должны заняться на уроке?

Ответ: Мы должны вспомнить все основные понятия, их различия, знаки элементов, их значение в химии, научиться работать с ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Вы правильно определили цель нашего урока. И займёмся делом.

«Химические элементы».

Работать мы будем под девизом: «Силу уму придают упражнения,а не покой».

Л.Н.Толстой

3. Всесторонняя проверка знаний

Начнём с вами с небольшой устной разминки, которая называется «Фонетическая зарядка».

1) Я буду на карточках показывать знаки элементов, а вы будете отвечать, что это за элемент, поднимая руку.

H, N, Fe, Au, Hg, Ag,…(знаки изученных элементов).

2) Отгадайте элемент в стихотворных строках

«На рукомойнике моём

Позеленела…» (Медь) А.Ахматова

«А за окошком в первом инее

Лежат поля из…» (Алюминия) А.Вознесенский

«Облил булыжником лунный…» (Никель) В.Маяковский

«Я помню время…» (Золотое) Ф.Тютчев

«Сколько майских луж

Обрезков голубого…» (Цинка) Д.Полетаев

3) Поставим буквы вместо чёрточек в «химическом змее» и узнаем названия химических элементов (это на слайде презентации), можете пользоваться ПСХЭ.

Р – – – –

–Р – – –

– – Р – –

–– – Р – –

– – – – Р – –

– – – – – Р

– – – – Р – –

– – – Р – –

– – Р – – – – –

– Р – – – – –

Р – – – –

Ответы: радий, аргон, барий, натрий, водород, фосфор, самарий, иттрий, цирконий, франций, родий (ответы также проверяются по слайду на экране для тех, кто не сможет определить элементы).

Головоломки

Все вопросы по одному на слайдах презентации.

1. Как превратить город Ростовской области в химический элемент?

(Азов – азот)

2. Какой химический элемент начинается с «Н» и оканчивается тремя «Й»?

(На – три – й)

3. НКИКВЕАЛЬС

Выплесни напиток, останется химический элемент.

(квас - никель)

4. Название, какой бабочки связано с названием химического элемента?

(серебристая – серебро)

5. Убери первую букву в названии пресмыкающегося, чтобы получилось название химического элемента.

(Сцинк – цинк)

6. Какое название фазана связано с названием химического элемента?

(золотой – золото)

7. В слове ГОЛОВОЛОМКА найдите название химического элемента, не переставляя буквы.

8. Поменяйте местоимение «Я» в названии одного из коралловых полипов на окончание «Й» и вы узнаете название химического элемента.

(актиния – актиний)

9. Химический элемент и город Мурманской области имеют одинаковое название. Какой?

10. Название какого паука связано с названием химического элемента?

(Серебрянка – серебро)

Тест напоминания

(ответ может быть только один - вопросы на слайдах)

Отвечают письменно в тетрадях, затем взаимопроверка (ставят + правильно и – неправильно). Проверяют по ответам на слайде и выставляют набранные баллы (потом суммируют баллы за несколько работ вместе).

1. Как называется простое вещество, не разлагающееся при использовании обычных химических методов?

(элемент)

2. Как называется элемент, относящийся к явлениям и процессам, изучаемым химией?

(химический)

3. Как называется определённый вид атомов?

(химический элемент)

4. Как называются вещества, состоящие из атомов одного химического элемента?

(простые)

5. Как называется цифра, стоящая перед химической формулой?

(коэффициент)

6. Как называется изображение элемента с помощью букв латинского алфавита?

(символ – химический знак)

7. Как называются вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов?

(сложные)

8. Как называется химический элемент, который добавляют к золоту, чтобы получить сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле?

Выборочный тест

Укажите правильный ответ (задания по одному на слайдах).

1. Какое из приведённых ниже веществ является простым веществом:

а) алмаз, б) вода, в) поваренная соль?

2. В каком из перечисленных ниже случаев кислород выступает как химический элемент:

а) поддерживает дыхание и горение, б) является одним из компонентов воздуха, в) входит в состав воды и оксида углерода, г) взаимодействует со многими простыми и сложными веществами?

3. Сложные вещества состоят из разных:

а) химических элементов, б) простых веществ, в) сложных веществ.

Ответы вновь проверяют друг у друга за столом, затем сверяются с ответами на экране и подсчитывают баллы.

Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – а

4. Подведение итогов.

Конспект урока химии. Знакомство с предметом

Предмет : химия
Класс : 8
Тип урока: комбинированный

Тема «Предмет и задачи химии».

Цель : формирование первоначальных понятий о веществах, их свойствах, превращениях веществ.

Задачи.
Образовательные:
- сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений.
- сформировать умения и навыки практического характера:
проведение лабораторных работ
Развивающие:
- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни
- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения. Осуществлять связь с другими предметами;
- развивать речь, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;
- развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Планируемые результаты .
Предметные:
Ученик должен знать:
основные понятия: вещество, свойства, предмет химия

Уметь:
определять тела по признакам, предполагать вещества, из которых они могут быть изготовлены.
правильно проводить процесс растворения

Основные понятия : вещество, свойства, предмет химия.
Межпредметные связи: природоведение, физика.

Используемые ресурсы.
Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Жегин А.Ю. «Химия 8 класс». - М.; Вентана-Граф, 2012
Учебное электронное издание «Образовательная коллекция. 8-9 класс» Химия. Базовый уровень, - М.: Просвещение, 2007
Натуральные объекты.
Вещества: вода, поваренная соль, сахарный песок, речной песок, сода, древесные опилки, гранулы полиэтилена, концентрированная серная кислота.
Коллекции синтетических и натуральных веществ.
Лабораторная посуда: химические стаканы, стеклянные палочки

Формы урока: фронтальная, парная

Технология: урок усвоения новых знаний

А. Организационный момент 6 мин

1). Приветствие.
Деятельность учителя.
Использует компьютер. 2 мин информация с диска: музыка, аплодисменты, звучит слово «химия».

Деятельность учащихся.
Настрой на рабочий лад

2). Знакомство.
Деятельность учителя.
Учитель представляется, говорит об особенностях кабинета: наличие вытяжного шкафа, аптечки, закреплённые пары, особенный стол учителя.
Деятельность учащихся
Слушают, смотрят

3). Краткая информация об УМК.
Деятельность учителя
Демонстрирует бумажные издания, используемые при изучении предмета.
Учебник: «Химия 8 класс». Автор: Кузнецова Н.Е.
Задачник по химии. 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин
Рабочая тетрадь. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для практических работ. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для лабораторных и контрольных работ. 8 класс
Деятельность учащихся.
Смотрят. Сравнивают с пробретённым УМК

4). Техника безопасности в кабинете химии.
Деятельность учителя.
Использует компьютер.
Слайд: Основные правила в кабинете химии:
1). Каждый ученик сидит на закреплённом месте. Пересаживаться без разрешения учителя нельзя.
2). Нельзя брать и использовать предметы без разрешения учителя
3). В случае любой непредвиденной ситуации надо обратиться к учителю или лаборанту.
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают.

5). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Обращает внимание учеников на страницы учебника. / стр 12 параграф 1 Кузнецова Н Химия 8/
Деятельность учащихся.
Работают с учебником. Находят текст: «Общие правила работы в кабинете химии». Фиксируют количество прописанных правил
Б. Изучение нового материала. Время: 30 мин

1). Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует слайд с заданием, управляет действиями ученика.
- На вашем столе находится поднос, на котором есть тела и вещества. Проведите классификацию.
Деятельность учащихся.
Ученики раскладывают имеющийся на подносе набор на 2 группы: вещества, тела
Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.
Объясняют осуществлённый процесс

2). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Проводит фронтальную беседу с классом.
- По каким признакам вы отделили тела от веществ?
- Учебник стр 6 параграф 1 вопрос в начале параграфа: «Чем тела отличаются друг от друга?»
- Из каких веществ изготовлены тела?
- Проведите классификацию веществ.
- По каким признакам можно разделить вещества на группы?
Учитель обращается к страницам учебника с вопросом:
-Что подразумевается под фразой «свойства вещества»? /учебник Стр 5 ∫1 /
-Используя информацию, изложенную на стр 6 учебника, приведите пример веществ, вредных для окружающей среды?
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают, находят ответы на вопросы.

3) Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует процесс растворения. Проговаривает правила техники безопасности при проведении процесса:
Обе руки на столе, стакан стоит на столе.
Нерабочая рука держит стакан, рабочая стеклянной палочкой мешает.
Деятельность учащихся.
Смотрят. Слушают. Далее работают парами: проведение лабораторного опыта по растворению веществ в воде.
Определяют признак. Вещества могут быть растворимые и нерастворимые в воде.
Соль, сахар, сода – растворимы в воде. Речной песок, полиэтилен – нет.

4). Работа с коллекцией
Деятельность учащихся.
Предлагает учащимся рассмотреть образцы веществ и определить признак деления их на 2 группы.
Деятельность учащихся.
Работают с коллекцией.
Выделяют признак: происхождение вещества.

5). Демонстрационный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует опыт: концентрированная серная кислота + сахарный песок, речной песок.
Задаёт вопрос:
- Прокомментируйте наблюдаемые явления, попробуйте сделать вывод по опыту.
Деятельность учащихся.
Наблюдают, сравнивают. Делают вывод.
- В первом случае наблюдали изменение вещества / Изменился цвет. Увеличился объём. Появился запах, выделилась теплота/. Во втором случае превращений не наблюдали.

6). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Учитель, задавая вопрос: «Что изучает наука химия?», обращает внимание учащихся к страницам учебника / Стр 5 учебник, параграф 1 /
Деятельность учащихся.
Осознанно читают, выбирают ответ на вопрос, делают запись в тетрадь.

7). Демонстрация слайда
Деятельность учителя.
Учитель включает фрагмент из электронной коллекции на странице «Из истории возникновения химии»
Деятельность учащихся.
Ученики смотрят, слушают.

8. Закрепление нового материала . Время: 6 мин
1. Устный опрос с разминкой
Деятельность учителя.
Работает за компьютером. Обращает внимание учащихся на экран.
Вся информация по заданию вынесена на слайд.
Учитель называет тела и вещества: капрон, платок, молоко, вода, сосулька, ваза, олово, линейка

Деятельность учащихся.
Если произносится название вещества, ученики встают. Если - тела, продолжают сидеть

Учитель произносит вещества в разном агрегатном состоянии при нормальных условиях: кислород, вода, спирт, речной песок, озон, глина, бензин, мрамор.

Деятельность учащихся.
Если вещество газ - ученик поднимает 2 руки. Вещество – жидкое -1 руку. Твёрдое вещество – рука не поднимается.

Учитель называет вещества безопасные и опасные для окружающей среды: углекислый газ, кислород, вода, бензин, пластмасса, керосин, речной песок

Деятельность учащихся.
Опасные вещества - ученики приседают. Безопасные вещества - ученики встают

Г. Контроль. Время: 5 мин.

Работа с тестом.
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд с вопросами теста
1). В кабинете химии: А) можно выполнять работу без указаний учителя
Б) нельзя пересаживаться без разрешения учителя

А) верно только утверждение А
б) верно только утверждение Б
в) оба утверждения верны
г) оба утверждения неверны

2). Вещество – зто:
а) оловянный солдатик
б) капрон
в) нить
г) кувшин

3). Агрегатное состояние воды:
а) жидкое
б) твёрдое
в) газообразное
г) любое

4). Вещество, хорошо растворимое в воде:
а) кислород
б) сода
в) подсолнечное масло
г) крахмал

5). Химия изучает:
а) тела и их свойства
б) вещества
в) вещества и их свойства веществ
г) вещества, свойства и превращения веществ

Деятельность учащихся.
Ученики осознанно читают, анализируют, выбирают правильный ответ

2. Самоконтроль.
Деятельность учителя.
Демонстрирует следующий слайд с правильными ответами
1-б, 2-б, 3-г, 4-б, 5- г.

Деятельность учащихся.
Ученики осуществляют самоконтроль. Корректируют полученные знания

Д. Рефлексия. Время: 4 мин

1).«Телеграмма».
Деятельность учителя.
Учитель предлагает ученикам написать телеграмму. «Телеграмма» - краткая запись самого важного, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте.
Деятельность учащихся.
Ученик отправляет и получает «телеграмму

Деятельность учителя.
Ученикам – непоседам предлагает разгадать ребусы.

Деятельность учащихся.
Разгадывают ребусы.

Деятельность учителя.
Осуществляет контроль, проходя по классу.

2). Запись домашнего задания
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд.
параграф 1 стр 5-7 учить.
Вопрос 103 стр 7 устно,
вопрос 4.
Составьте коллекцию 7-8 экземпляров

Деятельность учащихся.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.