Картина сурикова меньшиков в березове подробное описание. Описание картины "Меншиков в Берёзове" Василия Сурикова. Очень интересная деталь в судьбе Марии

VI. «МЕНШИКОВ В БЕРЕЗОВЕ»

В 1951 году в журнале «Искусство» искусствовед В. С. Кеменов опубликовал найденный рисунок В. И. Сурикова, относящийся к серии работ художника 1872 года.

Обнаруженный советскими исследователями рисунок В. И. Сурикова наклеен на паспарту, под рисунком подпись: «Обед и братство Петра Великого в доме кн. Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I, как лоцман, провел от о. Котлин до дома генерал-губернатора».

Эти слова в лаконичной форме выражают то, что изображено на рисунке.

В одной из комнат во дворце Меншикова Петр и Меншиков угощают голландских матросов.

В рисунке В. И. Сурикова есть одна бросающаяся в глаза неточность. Эту неточность заметит каждый, кто хоть немного знаком с историей Петербурга. Первый голландский корабль, нагруженный солью и вином, пришел, как известно, в устье Невы в ноябре 1703 года. 1703 год - знаменательная дата: в этом году был основан Петербург, начато строительство Петропавловской крепости. Двадцать тысяч крепостных крестьян возводили земляные бастионы и куртины. Сам Петр не только руководил строительством, но и катал тачки с землей. Дворца Меншикова тогда еще не существовало. Строительство его было окончено архитектором Шеделем в 1716 году, тринадцать лет спустя после события, изображению которого посвящен найденный рисунок В. И. Сурикова - прибытия первого Голландского купеческого судна в Петербург.

Сознательно или случайно пошел Суриков на эту неточность?

Разумеется, сознательно. При его живом интересе к русской истории, которую он тщательно изучал, он не мог не знать, что дворец Меншикова построили значительно позже и что в Петербурге 1703 года, когда только что отгремели пушечные выстрелы, не существовало больших богато украшенных зданий. Но меньшиковский дворец своей обстановкой помогал зрителю почувствовать эпоху. И ради передачи духа истории художник поступился ее буквой.

Эпизод, послуживший темой для рисунка, интересен и типичен: Петр I принимает в доме у петербургского губернатора матросов голландского купеческого корабля, прибывшего в новую, только что начавшую строиться столицу России. Вглядываясь в лица голландских моряков, можно прочесть те чувства, которые их одушевляют. Они только что узнали, кто был лоцманом, который привел в Неву их корабль. Это диковинно, необычайно, не похоже на то, что говорит их опыт и знание обычаев и жизни, - лоцманом оказался сам русский царь. Вероятно, некоторые из них вспомнили, что царь этот работал на Амстердамской верфи плотником.

Губернатор князь Меншиков - правая рука Петра, помощник его во всех славных делах и смелых начинаниях - поднял бокал с вином, приветствуя гостей. Он держится просто и с достоинством.

Суриков четко выписывает Петра I, Меншикова, голландского шкипера, подошедшего к Петру с бокалом в руке, матроса, берущего кушанье с блюда, и других матросов и слуг. Но наблюдая частное - лица, взгляды, руки матросов с бокалами, наполненными вином, и руки слуг, - зритель не забудет о главном, о том, о чем размышлял художник, мысленно: переносясь в XVIII век, - о величии России.

Осанка Петра величественна - это уже не лоцман, который только что вел купеческий корабль, это великий государственный деятель; он уверенно ведет в будущее свое обширное государство. Чувствуется торжественность момента. Окончилась блокада, на которую пытались обречь Россию ее соседи. Россия становится могучей морской державой.

Прошло почти десять лет с того времени, когда молодой художник изобразил Меншикова, но интерес его к судьбе этого «птенца гнезда Петрова» не угас.

Биография Меншикова, его возвышение и трагическое падение, давала богатый материал для глубоких философских раздумий о петровской эпохе, о закате ее. Меншиков - «Алексашка», торговавший в дни отрочества пирогами с зайчатиной и ставший светлейшим князем, - был характернейшим представителем своего времени. Друг и сподвижник Петра, он строил заводы и корабли, сражался с турками и шведами, принимал участие в расправе с мятежными стрельцами.

После смерти Петра, стараясь всеми средствами удержаться у дел, Меншиков увез к себе малолетнего Петра II, воспитывал его в строгом послушании, собирался женить на своей старшей дочери Марии. И несмотря на свою железную волю, огромный государственный и политический опыт, несмотря на свой трезво взвешивающий обстоятельства ум, он все же был побежден в борьбе за власть в ходе хитро сплетенных интриг, которые вели против него Остерман и князь Долгорукий. Всесильный временщик был сослан в самую унылую часть Сибири, в далекий Березов, в гиблые места, где бродили по тайге лишь охотники и звероловы, остяки и вогулы, в страну, про которую иностранные путешественники рассказывали много небылиц и легенд. В падении Меншикова Суриков - мыслитель и художник - видел не только личную трагедию выдающегося человека, а нечто более важное. Кончилась петровская эпоха, и наступил век, когда Россией стали управлять иностранные авантюристы вроде Бирона.

Летом 1881 года Суриков с семьей уехал на дачу, в маленькую деревушку Перерву, недалеко от Москвы.

В деревенской избушке, где поселились Суриковы, было тесно. Лето выдалось ненастное. Беспрерывно лили дожди.

Семья собиралась у стола. Всем было грустно. Крошечное окошко помутнело от дождевых струй. В избе было холодно, неуютно, сыро. Сурикову вспомнилась Сибирь, далекое прошлое, и в душе зародилось беспокойство.

«Здесь вот все мне и думалось, - вспоминал Василий Иванович, - кто же это так вот в низкой избе сидел?»

И, как отклик на тревожный вопрос, в сознании мелькнул образ человека, судьба которого в продолжение многих лет волновала художника.

С необычайной живостью представил себе Суриков Березов и избушку, в которой доживал свои последние годы и дни опальный помощник Петра Ментиков.

Возник грандиозный, поистине шекспировский замысел.

Готовясь к воплощению этого замысла, Суриков пристально всматривался в далекую эпоху, «расспрашивал» и исторические документы и вещи - предметы давно утраченного времени, старался узнать все, что было известно историкам о той обстановке, в которой проходили печальные и однообразные дни ссылки Меншикова в Березове, на берегу студеной Сосьвы.

Желая познакомиться с внешностью сподвижника Петра, Суриков поехал в Клинский уезд, где находилось имение Меншикова. В имении ему удалось разыскать бюст Александра Даниловича. Вероятно, менее требовательный художник и удовлетворился бы этим. Что еще надо историческому живописцу? Сделанный самим Растрелли бюст передавал с большой силой и правдивостью черты знаменитого деятеля петровской эпохи. С бюста сняли маску… Но Суриков нуждался не в маске, а в живом, одухотворенном мыслями и страстями лице Меншикова.

Как вдумчивый и наблюдательный человек, Суриков не раз делал для себя чрезвычайно важный вывод: далеко не все, что существовало в прошлом, утрачено в настоящем. Вместе со старыми постройками и костюмами есть живые лица, до удивления похожие на давно умерших исторических лиц. История продолжает жить в памяти народа, в старинных словах, преданиях, в манерах и характере многих окружающих художника людей. Изучая современность, вглядываясь в лица, в поступки людей, можно проникнуть в прошлое гораздо глубже и основательнее, чем если ограничиваться изучением исторических документов и книг.

И в поисках прообраза Меншикова художник обратился к действительности.

Сколько нужно было, отчаиваясь и снова надеясь, бродить по улицам, вглядываясь в лица прохожих, сколько раз откладывать начатое дело и ждать, чтобы найти те черты, которые были необходимы ему для создания Меншикова в Березове. Наконец прототип Меншикова отыскался. Об этом рассказывает сам художник:

«А потом еще нашел учителя - старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый - совсем Меншиков.

«Кого вы с меня писать будете?» - спрашивает.

Думаю: еще обидится - говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Когда Суриков нашел в самой жизни нужный ему образ, тогда он вспомнил о маске и бюсте, зарисовки с которых он сделал в имении Меншикова.

Своему биографу Я. Тепину Суриков говорил, что образ самого Меншикова сразу представился ему «живым, во всех деталях», но «семья Меншикова была неясна». Стараясь тоньше понять всю глубину драмы, пережитой семьей опального царедворца, художник напряженно вчитывался в скупые строки документов.

Судьба Меншикова в Березове рисовалась ему поистине трагической. Два года провел в этих гиблых местах Александр Данилович с детьми, жил под постоянной охраной и наблюдением в избе, которую построил сам.

По дороге в ссылку умерла его жена. Через полгода, в изгнании, умерла старшая дочь Мария, бывшая невеста Петра II, а полтора года спустя, 12 ноября 1729 года, тобольский губернатор послал в Петербург донесение, в котором писал:

«Сего ноября 12 дня Меншиков в Березове помре».

Суриков решил изобразить Меншикова в первые недели его пребывания в Березове, когда еще жива была его старшая дочь. Долго искал художник черты лица Марии, - скорбное, одухотворенное трагической думой выражение лица девушки. На картине Мария сидит рядом с отцом. Худенькая и бледная, в черной шубке, прижалась она к старику. В чертах ее лица, в безнадежно грустном взгляде можно угадать ее судьбу - скорую смерть. Прототипом Марии Меншиковой послужила жена художника.

Образ младшей дочери, которую мы видим на картине, в старинной боярской душегрейке, за чтением библии, тоже возник не сразу. Известно, сколько усилий пришлось затратить художнику, чтобы в жизни, в самой натуре найти то, что постепенно складывалось в его воображении.

Современники и биографы Сурикова рассказывают, как художник искал и нашел нужную ему «натуру». По их словам, Василий Иванович, идя по улицам и вглядываясь в лица прохожих, увидел девушку оригинальной, древнерусской красоты. Облик ее до того был похож на тот образ, который он искал, что Суриков растерялся. Он пытался познакомиться, заговорил. Но поведение Сурикова незнакомке показалось странным, девушка кинулась бежать.

Василий Иванович постарался ее нагнать. В эти минуты он забыл все; ему казалось, что он гонится не за первой встречной барышней с миловидным лицом, а за младшей дочерью Александра Даниловича Меншикова.

Перепуганная девушка, добежав до своей квартиры, скрылась за дверью. Суриков позвонил. Из квартиры выскочил разъяренный человек и набросился на преследователя.

Суриков, однакоже, не обратил никакого внимания на угрозы и обидные слова. Он был счастлив, как в редкие минуты жизни. За спиной разгневанного родственника девушки, за дверью, жил образ, который он искал, отчаиваясь, столько дней. Суриков назвал себя, объяснил свое поведение. Его впустили в квартиру.

Рассказывая о своих поисках Волошину, Суриков не вдавался в подробности:

«…Меншикову я с жены покойной писал. А другую дочь - с барышни одной. Сына писал в Москве с одного молодого человека - Шмаровина сына».

Не очень много подробностей мы знаем о том, как образы Меншикова и его семьи нашли свое окончательное выражение на знаменитом полотне, которое висит в Третьяковской галерее. Сдержанный, молчаливый Суриков о своей работе рассказывал крайне редко и неохотно.

Известно, что в 1881 году, в том же году, когда он начал собирать материал для картины о трагедии Меншикова и его семьи, Суриков сделал попытку с карандашом и кистью в руке проникнуть в далекую эпоху, предшествующую Меншикову и Петру. Он собирался написать картину «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича». Существует эскиз, по которому мы можем судить о замысле Сурикова. Эскиз - это почти всегда черновик, быстрая запись мыслей и образов, набросанная на холст или бумагу.

«Ксения Годунова» так и осталась черновиком, записью, эскизом, подступом к неосуществленной картине. Суриков вскоре охладел к этой теме. Сюжет был выбран неудачно, он подходил для В. Г. Седова, К. Е. Маковского - художников, воссоздававших древнерусский быт с его внешней стороны, а не для живописца-мыслителя, каким был Суриков уже в эту пору. Выбранный им исторический эпизод не давал материала для глубоких философских дум. Мир Ксении Годуновой предельно тесен, он вмещался в девичьем тереме.

Художник без сожаления расстался с темой и не стал продолжать работу над картиной.

В картине «Меньшиков в Березове» действие тоже происходит не на площади, а в тесной и низкой избе, но горизонт нового суриковского замысла поражает безграничной широтой. За пределами тесной избы и узкого обледенелого окна, за которым - метель, бездорожье, как бы угадывается тот мир, в котором жил и действовал Меншиков до своей ссылки. Туда, в этот мир, устремлены думы самого энергичного помощника Петра I, обреченного на бездеятельность волею обстоятельств и стараниями его врагов.

В этом основная философская и глубоко трагическая мысль суриковской картины.

Некоторые исследователи творчества Сурикова выделяют эту картину в особый ряд. В доказательство они приводят слова художника, сказанные А. Новицкому:

«Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы…»

И действительно, народ, толпу мы видим почти во всех картинах Сурикова - в «Утре стрелецкой казни», написанной до «Меншикова в Березове», в «Боярыне Морозовой», в «Покорении Сибири», в «Переходе Суворова через Альпы», созданных позже. Где же народ, улица, толпа в картине, изображающей Меншикова? Там как раз изображена «отдельная историческая личность».

Так трактовать картину - значит не понять ее содержания. Весь смысл ее, вся глубина именно в том, что Суриков изображает трагедию «отдельной исторической личности», которую неумолимые и непреложные обстоятельства отделили, оторвали от больших государственных дел, от «улицы, толпы, народа», и бросили в одиночество, в эту низкую избу с обледенелым оконцем.

Меншикова окружает семья, с ним рядом обе дочери и сын, но что из того? Ведь вся жизнь его здесь, в тесной, как клетка, избе, лишена не только свободы, но всякой цели и смысла. Во взгляде, устремленном одновременно вдаль и вглубь себя, в прошлое, можно не только почувствовать, что он в эти минуты переживает, но увидеть как бы в фокусе всю его жизнь и итоги ее, прочесть его судьбу.

Даже не зная сюжета, не зная исторических фактов, положенных Суриковым в основу осуществленного им замысла, нельзя не проникнуться настроением, которое создает картина.

Трагедия Меншикова пронизывает каждую деталь, сна выражена в композиции, в том, как расположены на холсте люди, в рисунке, в лепке лиц и фигур, в колорите.

Выдающийся русский художник Михаил Васильевич Нестеров в своих воспоминаниях о Сурикове описывает, какое огромное впечатление произвела картина Сурикова на художественную молодежь восьмидесятых годов своим «дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками». Колорит картины передает во всем богатстве красочных оттенков мир, в котором живет Меньшиков. Этот мир теплится в свете лампад, искрится в обледенелом оконце, в малиновом цвете суконной скатерти на столе, в вогульских, сшитых из оленьих шкур, пимах Меньшикова, в его пепельно-сером халате, отливающем одновременно и желтым и розовым…

Сквозь настоящее как бы проглядывает прошлое. Это прошлое настоятельно напоминает о себе то драгоценным перстнем на пальце угрюмого старика, то роскошными тканями одежды его дочерей, то блеском золотых окладов и лампад. С былым богатством соседствует нищета, убожество тесной низкой избы. Но следы богатства и нищета, прошлое и настоящее не просто соседствуют, - они противоборствуют друг другу.

Эпическое и интимное, личное и историческое раскрываются в «Меньшикове в Березове с одинаковой силой…

«Меньшиков, - писал Нестеров, - из всех суриковских картин - наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры, их трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая, волнующая трогательность - все, все нас восхищало тогда, а меня, уже старика, волнует и сейчас».

Но вот думы о превратной судьбе сподвижника Петра, так похожей на судьбу шекспировских героев, поиски натуры, забота о колорите, о том, чтобы как живой теплился свет в лампадах перед иконой, висевшей в углу меньшиковской избы, о том, чтобы мех оленьих пимов на длинных Меньшиковских ногах был таким, что его хотелось бы потрогать, бессонные часы работы - все осталось позади, стало прошлым.

2 февраля 1883 года картина была отдана на суд зрителей, посетителей XI передвижной выставки.

Для Сурикова, упорно и вдохновенно работавшего над картиной с 1881 года, с того времени, когда он увидел в Перерве низкий потолок избы и гонялся в Москве за прототипами Меньшиковской семьи, стучался в чужие двери, упрашивал позировать незнакомую барышню и старого ипохондрика, учителя гимназии, для Василия Ивановича, внешне сдержанного, собранного, как все сибиряки, но внутренне страстного, порывистого, эти минуты, часы и дни были часами и днями тревоги. Что скажет зритель и критик? Как оценит он картину? Поймет ли глубину и оригинальность замысла, почувствует ли правду, добиваясь которой художник не щадил себя?

Газеты за 1883 год рассказывают о том, как восприняли и оценили картину «Меньшиков в Берёзове» критики того времени. Как оценил ее рядовой зритель - судить трудно. В восьмидесятых годах прошлого века суждения публики не записывались и не изучались.

Официальные критики, как художники, так и сотрудники газет, не поняли ни глубокого содержания суриковской картины, ни ее оригинальной композиции, на ее гениального самобытного колорита. И, не поняв, они разразились упреками.

В чем же упрекали замечательного художника и его гениальную картину критики?

Приученные к мертвым академическим схемам на исторические «сюжеты», к маскараду, они увидели на этот раз не занимательный анекдот, а подлинную жизненную и историческую драму. Критики упрекали великого художника в том, что в его картине много «погрешностей» рисунка, что он будто бы «ее сумел распорядиться светом и тенью и вообще-колоритом».

Характерно, что даже признанный идеолог и глава передвижников Крамской - глубоко и оригинально мыслящий художник, отличавшийся любовью ко всему передовому, что появлялось в изобразительном искусстве, - даже Крамской не вполне понял и оценил картину Сурикова: настолько она была нова и самобытна.

По воспоминаниям Нестерова легко восстановить разговор двух художников-реалистов: представителя более старшего поколения Крамского и тогда молодого еще Сурикова.

Встретив на лестнице идущего на выставку Сурикова, Крамской остановил его.

Вашего «Меньшикова» видел, - оказал Крамской, - картина мне непонятна - или она гениальна, или я с ней еще недостаточно освоился. Она меня и восхищает и… оскорбляет своей безграмотностью… Ведь если ваш Меньшиков встанет, то он пробьет головой потолок.

Всегда чуткий к критике, Суриков все же не мог согласиться с этим замечанием Крамского.

Кто же был из них прав - Крамской, которому композиция «Меньшикова» показалась безграмотной, или Суриков?

Если Крамской прав, то как случилось, что художник, так тщательно и обдуманно работавший над своей картиной, старавшийся сверить с натурой каждый мелькнувший в воображении образ, найти для него подтверждение в самой жизни, совершил такую грубую, элементарную ошибку против жизненной правды?

Ответить на вопрос - кто прав, Суриков или его критик - нельзя, не понимая своеобразия суриковских эстетических взглядов. В реализме Сурикова (в отличие от более раннего, дорепинского реализма первых передвижников, главным теоретиком которых, да и критиком, являлся Крамской), во взглядах Сурикова на методы изображения человека и построения картины появились новые для живописи XIX столетия черты. Нельзя сказать, чтобы эти черты и особенности были абсолютно новыми для русской культуры. В то время как русская живопись до Сурикова даже в своих глубоко правдивых, реалистических произведениях на темы из народной жизни чуждалась под влиянием академических традиций фольклорных методов, в произведениях Лермонтова, Пушкина, Гоголя, напомним хотя бы «Песню о купце Калашникове», «Бориса Годунова» или «Тараса Бульбу», опыт классической литературы органически сливался с величайшими достижениями народного творчества - былин, песен, сказок.

Поэтическое, ярко образное видение мира, свойственное народному творчеству, сливалось в этих произведениях с тем тонким и точным психологическим методом понимания и изображения действительности, которого достигла художественная литература. Пушкин, Лермонтов и особенно Гоголь не чуждались и некоторой гиперболизации, свойственной народному творчеству экспрессивности, всегда оправданной замыслом, желанием более выразительно и ярко отразить людей, их характеры, их внешность. В этом отношении Суриков оказался близким великим русским писателям, он совершенно сознательно построил композицию своей новой картины так, чтобы зритель все время чувствовал тесноту, узость того «мира», в котором вынужден был жить помощник и ученик Петра Александр Данилович Меньшиков.

То, что Крамской принимал за неточность и «безграмотность», были высшей точностью и грамотностью, какой когда-либо достигала историческая живопись, той жизненной и исторической правдой, в которой документ и художественный вымысел чудесно и органично сливались в единое образное и прекрасное целое, как в исторических драмах Пушкина или в «Тарасе. Бульбе» Гоголя, в музыке Мусоргского и Глинки.

«Меньшиков в Березове» увился новым и огромным шагом русской и мировой исторической живописи на пути к подлинно реалистическому пониманию и изображению исторической личности.

Это была не только победа Сурикова, но и победа русского и мирового изобразительного искусства.

Одним из первых это понял П. М. Третьяков. Он приобрел «Меньшикова в Березове» для своей галереи.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ 1673 (или 1670) - 1729 Сподвижник Петра I Великого, светлейший князь. Генералиссимус.Происхождение полновластного фаворита последнего русского царя и первого всероссийского императора Петра I Алексеевича Романова Великого и императрицы

Из книги Петр II автора Павленко Николай Иванович

Глава третья «Тестамент» и его последствия. Меншиков на коне В феврале 1722 года император Петр I обнародовал Устав о наследии престола, коренным образом менявший порядок престолонаследия. Появление его было обусловлено отчасти делом царевича Алексея, отчасти

Из книги Корабль плывет автора Караченцов Николай Петрович

16 ноября. Родился Александр Меншиков (1673) Беги, Данилыч! Ровно 280 лет назад, 19 сентября 1727 года, Александру Даниловичу Меншикову был зачитан указ Петра II о домашнем аресте. Меншиков ожидал неприятностей, но не таких: всего за четыре месяца до опалы он был сделан

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Князь Меншиков Мне позвонил Гриша Горин. Значительно раньше, чем это сделал Марк Захаров. Горин сказал: «Коля, ничего сейчас не бери, не загружайся. Я на тебя пишу пьесу».Меншиков в понимании многих - типичный русский характер. Поставил ли я себе задачу показать русского

Из книги Фавориты у российского престола автора Воскресенская Ирина Васильевна

Светлейший князь Александр Данилович Меншиков (1673–1729) Называя имена главных военачальников Северной войны, историки единодушны: это - А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев и А.И. Репнин. Как различны они - птенцы гнезда Петрова! Меншиков, например, полная противоположность

Из книги автора

Франц Яковлевич Лефорт и Александр Данилович Меншиков - фавориты царя и императора Петра I Франц Яковлевич Лефорт (1656–1699) был фаворитом Петра I в продолжение девяти лет (1690–1699). Он родился в Швейцарии, в Женеве, в богатой и влиятельной купеческой семье, и получил хорошее

Василия Сурикова называют «честным свидетелем жизни ушедших веков». Настолько живо и точно он отображал образы прежних эпох. Первая большая серьезная картина художника, с которой он выступил на выставке передвижников в 1881 году, - «Утро Стрелецкой казни». Это полотно положило начало трилогии исторических работ Сурикова, посвященных переломному периоду в истории России. Второе - «Меншиков в Березове» - написано ровно 130 лет назад. Об истории знаменитого полотна -

В отличие от других знаменитых исторических полотен Василия Сурикова - «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» - на этой картине нет толпы, народы, массы. А они часто служили важным живым фоном в работах художника.

Но перед нами не просто семейная драма. Да, здесь нет прямого столкновения народа и власти. Напряжение, невеселые думы, скорбь - на лицах Александра Меншикова и его детей. Переломы в истории страны здесь показаны через поломанные судьбы этих героев. О былом могуществе бывшего генералиссимуса напоминает лишь перстень на его руке.

«В начале правления Петра II Меншиков был в зените своей славы, он фактически сумел подчинить своей воле и влиянию малолетнего императора, но потом, когда летом 1727 года он тяжело заболел, противники Меншикова, его конкуренты, сумели перехватить, сумели подчинить уже малолетнего императора Петра II своему влиянию», - рассказывает декан факультета истории, политологии и права Московского Государственного Областного Университета Виктор Захаров.

«Важны не буква истории, её дух, угадывание», - считал Василий Суриков. Характеры и внешность своих героев он вычислял, листая документы эпохи и разглядывая прижизненные гравюры, бюсты XVIII века. Но оживлял эти образы, находя прототипы рядом - среди знакомых или случайно увиденных людей.

«Он однажды шел по Пречистенскому бульвару и вдруг увидел впереди себя сутулую мужскую фигуру, высокую, плотную, немолодую. Он пошел к нему домой. На вопрос: "Что вам от меня нужно?", - ответил: "Я хотел с вас написать портрет". На вопрос: "А кого ты с меня будешь писать будешь?" - Суриков ответил: "Суворова". Понял, что говорить, что он будет писать Меншикова, нельзя», - рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Но с бывшего профессора математики он написал именно несломленного и волевого Меншикова. А моделью для несчастной и хрупкой старшей дочери Марии послужила уже болевшая жена художника. В глазах - безропотное повиновение горькой судьбе. Мария Александровна была помолвлена с молодым императором, но намеченную свадьбу отменили. Она умрет спустя несколько месяцев после смерти отца - через два года после приезда семьи в это село рядом с полярным кругом. Суровость этого края Суриков подчеркивает. Герои кутаются в шубы. От морозов лопнуло обледенелое стекло. А земляной пол устелен шкурой медведя.

«Совсем вверху стоит ряд икон, и там стоит лампада. И, посмотрите, как загораются оклады этих икон. Как важно для художника это звучание такого горячего и горящего света, и как он соединяется с холодным светом зимнего. Этот свет льётся, едва проникая из этого оконца», - говорит специалист по творчеству Сурикова, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Галина Чурак.

Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам. «С простой жизни начал, простой жизнью и закончу», - сказал как-то в ссылке ближайший соратник Петра I. Об этой картине «Меншиков в Берёзове» художник Михаил Нестеров говорил: «Это самая шекспировская из всех драм Сурикова».

Новости культуры

"Дорогой Василий Иванович! Я давно собирался писать к Вам, и все почему-то откладывал; а хотелось! Искренно любя и уважая Вас и талант Ваш достойно почитая, я хотя несколько слов осмелюсь высказать Вам относительно картины Вашей. Не пренебрегайте перспективой комнаты, выправьте, насколько это для Вас возможно. ..Еще скажу Вам, что у больных или у начинающих хворать во время лихорадочного жара блестят глаза и появляются красные пятна, но зато ясно очерченные. И вообще при всей странности, неестественности лица у таких женщин бывают красивы и для неопытного кажутся как будто бы здоровыми…" - такие советы давал в письме преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств П.П.Чистяков своему уже ставшему знаменитым бывшему ученику В.И.Сурикову, работавшему в 1882 году над своим монументальным полотном "Меньшиков в Березове".


Замысел будущей картины возник у художника в 1881 году, когда он, после удачной продажи своей работы "Утро стрелецкой казни" П.М.Третьякову, снял для семьи на лето дачу в деревне Перерва, близ ж.д.станции Люблино. Лето выдалось ненастное, в небольшие окна тесного дома стучались ливни и холод, к стеклам прилипали оторвавшиеся от деревьев листья. Воображение художника, захваченного этим смутным, неуютным подмосковным отдыхом, перенесло его в излюбленную им петровскую эпоху, напомнив о ссылке, о жизни в неволе бывшего сподвижника императора – А.Д.Меньшикова.


Теснота композиционного решения, намеренно выбранная художником, как раз и была призвана подчеркнуть могущество и силу главного героя, оказавшегося в заточении. И.Н.Крамской, посетивший в Петербурге 11-ую выставку Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось это полотно, заметив диспропорцию фигуры Меньшикова по отношению к интерьеру, не торопился упрекать автора в ошибке и сказал лишь, что картина "ему непонятна – или она гениальна, или он с ней еще не освоился. Она его восхищает и оскорбляет своей…безграмотностью". (Кстати, этот же прием будет чуть позже использован М.А.Врублем в картине "Демон сидящий", вызывающий в зрителе ощущение "плена" той невероятной духовной мощи, что сокрыта в огромной фигуре, зажатой краями рамы).

Работа над картиной велась Суриковым чуть более года. Добиваясь исторической верности, художник отправляется в имение Меньшикова, располагавшееся в Клинском уезде. С имевшегося в мемориальном доме мраморного бюста, Суриков специально сделал гипсовую маску, чтобы доподлинно передать портретные черты своего героя. Однако настоящим прототипом изображенного на картине Меньшикова стал случайно встреченный на улице и приглянувшийся Сурикову учитель математики – вдовец Невенгловский, который едва ли согласился позировать знаменитому художнику. Старшую дочь Меньшикова – Марию, Суриков писал со своей жены – Елизаветы Августовны Шаре. Для изображения сына Меньшикова, Александра, живописцу позировал сын В.Е.Шмаринова, известного коллекционера, основателя знаменитых "шмаровинских сред" - художественного кружка конца 19-начала 20 века, собиравших выдающихся деятелей культуры и искусства того времени.


О трудоемком процессе создания полотна свидетельствуют многочисленные натурные этюды, портреты персонажей и варианты композиционных решений картины. Судьба человека, наделенного разнообразными талантами и поставленного жизнью в контрастные ситуации – становится предметом психологического исследования Сурикова, рассказанного на языке живописи. Александр Данилович Меньшиков (1673-1729) – один из выдающихся людей 18 столетия, светлейший князь, генералиссимус, полководец и участник Северной войны. Сын придворного конюха, пройдя сложный жизненный путь, став сначала капралом в потешном Преображенском полку, за балагурство и веселый нрав, назначенный камердинером Петра I , Меньшиков впоследствии становится его верным другом и помощником в делах государства.

После смерти своего венценосного покровителя, Меньшиков приобретает неограниченную власть. Став фактическим правителем при вдове императрице Екатерине I , в целях упрочения своего положения он добивается помолвки своей старшей дочери Марии с наследным цесаревичем Петром II . Но оказавшись жертвой дворцовых переворотов и придворных интриг, искусно осуществленных Остерманом, Долгоруким и Минихом, оклеветанный Меньшиков был сослан молодым Петром II в ссылку. Лившийся всех наград, орденов и званий, 8 сентября 1627 года разжалованный "полудержавный властелин" вместе со своей семьей покидает столицу, направляясь сначала в Раненбург, а далее - в Березов. В дороге умирает жена Меньшикова, без теплой одежды в тяготах длительного сибирского тракта совсем ослабевает дочь Мария. Добравшись до Березова, Меньшиков собственноручно строит избу, налаживает скромный быт и становится церковным старостой. Не дождавшись конца ссылки Меньшиков умер в ноябре 1729, не надолго пережив отца в декабре того же года заканчивает свое земное существование и Мария. Анна Иоанновна возвращает младших детей Меньшикова (дочь Александру и сына Александра) в Петербург, главным образом, для того, чтобы те вступили в права наследства и возвратили в государственную казну капитал, оставленный их отцом в зарубежных банках. В дальнейшем Александра стала женой брата Бирона, а Александр сделал себе военную карьеру в Москве.


В.И.Суриков. Мария Меньшикова.
Этюд к картине. 1882. Собрание
семьи художника, Москва

Суриков запечатлел один из вечеров повседневной ссыльной жизни семьи Меньшикова. Медленный ход времени, невыносимый своей бесконечностью и убийственный своей бессмысленностью, как беспрестанно пульсирующая мысль обитателей этого дома, пронизывает все пространство картины.

Навязчивые думы, воспоминания прошлого как призраки былых побед преследуют Меньшикова. Его исполинская фигура, властно сжатая в кулак рука и упрямый профиль выдают в нем человека сильного, волевого, но по прихоти судьбы заточенного в плен. Безвозвратность былой жизни, осознание собственных ошибок, вина за искалеченное настоящее и будущее своих детей – моральный груз, угнетающий и порабощающий дух героя. Бессилие и беспомощность некогда могущественного человека со всей полнотой обнаруживают, по выражению М.В.Нестерова, "шекспировкую драму" на полотне Сурикова.


Несмотря на неоднозначность суждений о картине критиков и некоторого непонимания живописных приемов Сурикова со стороны художников, Павел Михайлович Третьяков приобрел "Меньшикова в Березове" для своей галереи. На вырученные от продажи полотна 5000 рублей Сурикову удалось впервые выехать за границу! Более чем полгода художник вместе с семьей путешествовал по Германии, Франции, Италии, останавливаясь в разных городах, посещая многочисленные музеи и выставки западноевропейского искусства, тем самым накапливая художественные впечатления для своей будущей работы "Боярыня Морозова" (1887, ГТГ).

Полотно «Меншиков в Березове», написанное В. Суриковым в 1883 году, закрепило за ним репутацию блестящего живописца-историка. Картина рассказывает об опале самого могущественного из сподвижников Петра Великого, о всемогущем Александре Меншикове. Как известно, после смерти Петра Меншиков был лишен всех наград и вместе с семьей сослан в Сибирь, в город Березов.

Перед нами – тесное, словно камера в тюрьме, пространство убогой крестьянской избы. Низкий потолок, маленькое слюдяное оконце, раскрашенное морозными узорами, колеблющийся огонек свечи, иконы на полочках…

Теснота ограничивает, сдерживает движения находящихся в ней людей, и как будто подчеркивает неодолимость исторической судьбы. Колорит картины также отличается драматической напряженностью.

Художник берет за основу сюжета незначительный бытовой эпизод из жизни Меншикова – князь проводит вечер в кругу своих детей. Властный старик кажется обескураженным внезапным поворотом событий, его лицо угрюмо, он полон печальных воспоминаний. А драгоценный перстень на левой руке – как нечаянное напоминание о безвозвратно ушедших днях. Только гордая осанка и властно сжатая рука говорят о том, что он еще не утратил несгибаемую волю сильного и мужественного человека.

В глазах детей, которые находятся в комнате рядом с ним, только печаль. Старшая дочь читает, остальные – молча слушают. Меншиков слушает тоже - но не слышит: он наедине со своими думами. Отец настолько погружен в свое угрюмое одиночество, что дети кажутся покинутыми сиротами.

В картине «Меншиков в Березове» Суриков раскрывает историческую драму живой исторической личности, сочетающей в себе высокие государственные порывы и низкие качества стяжателя. Перед нами – драма живого человека, выраженная очень скупо и сдержанно, но при этом волнующе глубоко.

Помимо описания картины В. И. Сурикова «Меншиков в Березове», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Сюжет

В тесной бедной избе закутанный в шубу сидит, погруженный в свои думы, человек, который еще недавно фактически правил Россией. Александр Меншиков, правая рука Петра I, заслуживший любовь и уважение императора своими делами на благо Отечества. Император так ценил Меншикова, что даже закрывал глаза на его мздоимство. После смерти Петра Алексеевича Меншиков стал главным советчиком Екатерины I в государственных делах. Но вскоре после ее кончины на витке очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале.

Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом. И сидя в Березове, глядя на детей, он видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

«Меншиков в Березове». (wikipedia.org)


Из петербургского дома Меншиковы выехали с обозом в Ораниенбург. Однако затем было получено новое распоряжение Петра II: лишить всех богатств, оставив только необходимое. По пути в Березов (находится на территории современного Ханты-Мансийского округа) умерла жена Александра Даниловича. Через полгода скончалась старшая дочь Мария, а через полгода и сам Меншиков.

Сквозь крошечное окно в дом проникает тусклый свет. Стекло лопнуло от мороза. Там, за окном — прошлая жизнь, от которой остались лишь воспоминания. Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам.

Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрет в Березове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернется ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург. Младшая дочь Меншикова станет фрейлиной, скончается в 24 года. Сын Александр дослужится до генерал-аншефа при Екатерине II и умрет в 1764 году.

Контекст

Идея сюжета родилась душным жарким летом, когда сам живописец с женой и детьми был зажат в тесном дачном доме. Из-за непрекращавшихся дождей семья часто собиралась за столом — совсем как Меншиковы. В один из таким моментов Суриков и вспомнил историю из 18 века и взялся за работу.


«Боярыня Морозова» 1884−1887. (wikipedia.org)


Художник много времени проводил, изучая источники. Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. За образами Суриков буквально гонялся. Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова: «А потом еще нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков.

«Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает.

Думаю: еще обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Представленная в 1883 году на выставке передвижников, картина вызвала противоречивые отзывы. Поклонники художника восторгались лаконичностью композиции и сдержанной колористикой. Приверженцы академизма и официальные критики отреагировали диаметрально. Так, Крамской при встрече сказал Сурикову: «Вашего «Меншикова» видел, картина мне непонятна — или она гениальна, или я с ней еще недостаточно освоился. Она меня и восхищает и… оскорбляет своей безграмотностью… Ведь если ваш Меншиков встанет, то он пробьет головой потолок».

Судьба художника

Родился и вырос в Красноярске. Не исключено, что его предки — казаки — пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Увлекаемый взрослыми забавами — охотой, кулачным боем, — Василий запоминал увиденное очень точно, а затем рисовал. Однажды он так правдоподобно изобразил муху, что заметивший ее педагог попытался смахнуть насекомое с листа.

Денег на обучение в Москве или Петербурге не было — помог местный меценат-золотопромышленник. Благодаря ему уехал учиться живописи в столицу. Правда, в Петербурге ему не понравилось, и при первой возможности начинающий живописец уехал в Москву. Здесь он нашел больше общего с родным Красноярском, а потому чувствовал себя комфортно и находил вдохновение на городских улицах.


«Утро стрелецкой казни» 1881. (wikipedia.org)


Сурикова называли «композитором» за его отношение к композиции полотна. Для художника это была основа. Гуляя по городу, он мог долгое время наблюдать за уличными сценками, а дома зарисовывал увиденное. Суриков был убежден, что лучший мастер композиции — сама жизнь.

У него никогда не было ни учеников, ни последователей, ни даже мастерской. Свои монументальные полотна Суриков писал там, где жил он сам и его семья.

Его творчество всегда вызывало дискуссии в профессиональной в среде. По мнению Александра Бенуа, Сурикова нельзя было рассматривать ни как приверженца академизма (хотя он учился в Академии и очень успешно), ни как передвижника (хотя он участвовал в их выставках). Художник Константин Маковский, в свою очередь, говорил, что Суриков — «большой, уродливый, вдохновенный», выделяя при этом его специфическую манеру письма.

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Сам художник скончался в Москве в 1916 году со словами «я исчезаю».