Основание царскосельского лицея. История здания царскосельского лицея Основание царскосельского лицея осуществлено в царствование

Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: И. В. Малиновский (1796–1873),
И. И. Пущин (1798–1858) и барон А. А. Дельвиг (1798–1831).
В каждом из этих несходных между собой юношей поэт находил какое-то дополнение к своей многогранной личности. Пушкин, умирая, говорил: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Иван Малиновский был старшим сыном первого директора Царскосельского Лицея Василия Федоровича Малиновского (1765-1814) . Первоначальное образование получил в Санкт-Петербургской губернской гимназии.
В 1811 году он поступил в Лицей. Малиновский был живым и веселым юношей. Вспыльчивый, задиристый, он был очень горяч. Товарищи дали ему прозвище "Казак». Он старался укрощать свою пылкость, часто увлекающую его к ошибкам, в которых он признавался с раскаянием. Пушкин очень любил Малиновского.

В стихотворении "Пирующие студенты", написанном в 1814 году, поэт обращается к Малиновскому, "приятелю задушевному", в его словах слышится радость общения с весельчаком и шалуном Иваном Малиновским:

А ты повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез
Приятель задушевный...

9 февраля 1812 года семью Ивана Малиновского постигло тяжелое горе. Умерла мать Софья Андреевна. За первым тяжелым ударом через два года последовал второй: 23 марта 1814 года скоропостижно умер отец, директор Лицея В.Ф. Малиновский. Вместе с тем это было и горе Лицея, который был приведен в строгий порядок благодаря трудам усопшего директора.
Эта кончина была горем и для первокурcников, которые, будучи приняты в его семье после того, как отпуски из Лицея были запрещены, потеряли в нем не только директора Лицея, но и отца, принявшего их в число детей своих.

За гробом со старшим сыном покойного, лицеистом Иваном Малиновским, шел Пушкин, для которого Малиновский был теперь ближе всех других приятелей и друзей.
Из семейных воспоминаний дочери Ивана Васильевича Малиновского, Софьи Ивановны Штакеншнейдер, известно, что "уже на кладбище (при погребении присутствовали пять воспитанников Лицея. - Авт.), когда опускали гроб в могилу для вечного упокоения, то Пушкин первый подошел к своему другу Ивану Малиновскому, чтобы его утешить в его горе, и здесь, перед незасыпанной еще могилой отца, они как бы поклялись в вечной дружбе".
В черновом варианте стихотворения "19 октября 1825 года" Пушкин вспоминает о лицейском друге и сожалеет, что вместе с Пущиным посетить опального поэта в Михайловское не приехал Малиновский.

Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ...

Получив аттестат об окончании Лицея, Иван Малиновский поступил в лейб-гвардии Финляндский полк. В походах гвардейского корпуса Иван Малиновский сошелся с будущим декабристом А. Е. Розеном.

События 1825 года косвенно задели и Малиновского, хотя он не принимал никакого участия в заговоре. Когда несчастье обрушилось на семью декабриста Андрея Евгеньевича Розена, который был осужден на десять лет каторги в Читу, то Малиновский был в Петербурге. Он хлопотал и утешал сестру свою Анну Васильевну, которая незадолго до этого вышла замуж за барона Розена и имела маленького ребенка. В этот период Малиновский метался по Петербургу, пытаясь помочь попавшим в беду. Все, что было в силах, он сделал.
26 марта 1825 года Иван Малиновский в чине полковника вышел в отставку.

В 1834 году Иван Малиновский женился на сестре своего лицейского товарища И.И. Пущина, Марии Ивановне (1795 – 1844). В этом браке родили двоих дочерей.

Смерть Пушкина потрясла Малиновского. Это видно из переписки Пущина и Малиновского. Ни время, ни расстояние не изгладили из памяти Малиновского юношеской дружбы.
После смерти жены в 1845 году Иван Малиновский женился на племяннице В.Д. Вольховского
(капитан Гвардейского генерального штаба, генерал-майор, лицеист первого выпуска) Екатерине Федосеевне Зинкевич. В этом браке родились две дочери и сын.

В 1844 году И.В. Малиновский написал брошюру "О жизни генерал-майора Вольховского", которая была напечатана в Харькове.

Иван Малиновский много лет избирался предводителем уездного дворянства.
Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.
Был похоронен на кладбище в Каменке невдалеке от В.Д. Вольховского.

Источники:

Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина» .
Интернет-сайты
Валерия Бобылева, Марат Гайнуллин "Приятель задушевный"
http://www.moles.ee/99/Mar/15/6-1.html

В. Ф. Малиновский. Неизвестный художник.

Малиновский Василий Федорович , русский публицист, просветитель. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в нём атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790-1798 годы, в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнале «Осенние вечера» (1803, № 1-8) развивались идеи народоправства, равенства всех людей и народов. Был сторонником промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. М. Сперанского . В записке «О освобождении рабов» (1802, опубликована 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

Русский дипломат

Малиновский, Василий Фёдорович (1765-1814) - русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, Малиновский работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 года (...). В 1803 году в Петербурге была издана его работа "Рассуждение о войне и мире", написанная в 1790-1798 годы, но задержанная цензурой. Эта работа, а также статья "Вечный мир" являются одними из самых первых русских сочинений, относящихся к области международного права. Малиновский выступал решительным противником войны и защитником международного мира. Он проводил мысль о необходимости использовать все мирные средства, прежде чем начать войну. "Независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда". Для обеспечения международного мира Малиновский предлагал создать общеевропейский совет, состоящий из представителей союзных народов, задачей которого явилась бы охрана общей безопасности, предупреждение всякого нарушения мира и разрешение международных споров.

Дипломатический словарь . Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Царскосельский лицей

Малиновский и Пушкин

Малиновский Василий Федорович (1765-1814). В плане автобиографических записок Пушкина под 1811 годом читаем: «Лицей. Открытие. Малиновский... Куницын» - и немного позднее: «Смерть Малиновского - безначалие...». Это о первом директоре Царскосельского лицея В. Ф. Малиновском, возглавлявшем его менее трех лет. Воспитанник Московского университета, он служил в русской миссии в Лондоне и позднее был генеральным консулом в Молдавии. Современники отмечают его широкую образованность и отличное знание европейских и восточных языков. Малиновский придерживался прогрессивных для своего времени взглядов и был убежденным сторонником отмены крепостничества в России. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, и не случайно в семье директора лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими.

В конце марта 1814 года Малиновский преждевременно скончался, и Пушкин с другими воспитанниками участвовал в его погребении на одном из петербургских кладбищ. По мнению современника, если бы Малиновский довел «первый выпуск до конца, то уровень воспитывавшихся в нем был еще выше и нравственнее...».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 21.

Социальный мыслитель, теоретик международного права

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва – 23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) – социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 года служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 года – первый директор Царскосельского лицея.

В трактате «Рассуждение о мире и войне» (1790–98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике «Осенние вечера» (1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь «гнева Божия», обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением «общей воли». Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский – сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта.

Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей «Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона... о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию» (1803–07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка «Об освобождении рабов» (1802)). Поддерживал реформационную политику Александра I.

И.Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 484-485.

Просветитель

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва - 23.03(4.04).1814, Петербург) - просветитель. Окончил философский ф-т Московского ун-та (1781). Имел большой опыт государственной службы - в архиве Коллегии иностранных дел, в русской миссии в Лондоне, а затем в представительстве России на Ясском конгрессе (1791). Указом Александра I в 1811 году Малиновский был назначен первым директором Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В историю русской мысли вошел как автор трактата «Рассуждения о мире и войне» (Ч. 1-2. 1790-1798, опубл. 1803), проникнутого гуманистическими идеями. В области методологии Малиновский - приверженец философско-антропологической традиции (Гердер, Лессинг, Кант , Шиллер , Джефферсон , Поп, Гельвеций , Радищев и др.). Уподобляя весь человеческий род одному «отдельно взятому человеку», Малиновский рассматривал процессы, происходящие в нем, в духе антропогенеза. В анализе проблемы войны и мира обращают на себя внимание выводы Малиновского о «праведных» и «неправедных» войнах, о необходимости вовлечения в борьбу за «вечный мир» всех людей мира, «всего человечества». Гуманную и свободолюбивую позицию защищал Малиновский и в статьях, опубликованных в еженедельном обозрении «Осенние вечера», журнале «Сын Отечества», в других периодических изданиях. Малиновский принадлежат перевод и издание в 1803-1807 годы «Отчета генерал-казначея Александра Гамильтона, учиненного Американскими Штатами в 1791 году, о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию». Перевод снабжен предисловием Малиновского, в котором сформулированы рекомендации для российских законодателей. В 1802 году им была направлена «Записка об освобождении рабов» на имя графа В. П. Кочубея , возглавлявшего по поручению Александра I «Комиссию о законодательстве». Ряд неопубликованных работ Малиновского (среди них «История России для простых и малых», «Пустынник», отрывки проектов гражданских узаконений и т. п.) хранится в архивных учреждениях Петербурга и Москвы.

П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 360-361.

Сочинения: Избр. общественно-политические соч. М., 1958.

Литература: Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2; Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6; Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.

Разработал один из первых проектов отмены крепостного права

Малиновский Василий Федорович (1765 - 23.III.1814) - русский публицист, просветитель-демократ. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в лицее атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное "Рассуждение о мире и войне", написанное в 1790-1798 годы (ч. 1-2, 1803; последнее изд. в кн. "Трактаты о вечном мире", 1963), в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнал "Осенние вечера" (1803, No 1-8) развивались идеи патриотизма, народоправства, равенства всех людей и народов. Малиновский доказывал необходимость промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. M. Сперанского . В записке "Об освобождении рабов" (1802, опубл. 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Резко критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями. Личный архив Малиновского хранится в ЦГАЛИ в Москве.

E. P. Грекулов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958.

Литература: Семевский В., Размышление В. Ф. Малиновского о преобразовании государственного устройства России, "ГМ", 1915, кн. 10; Мейлах Б., Пушкин и его эпоха, "Звезда", 1949, No 1-3; Араб-Оглы Э. A., Выдающийся рус. просветитель-демократ, "ВФ", 1954, No 2.

Была связующим звеном между просвещением 18 века и декабристами

Малиновский Василий Фёдорович , русский дипломат и общественный деятель, просветитель-демократ, предшественник утопического социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Московского университета (1781) служил в Коллегии иностранных дел, выполнял ряд дипломатических поручений. С 1811 года первый директор Царскосельского лицея. Активно участвовал в просветительской деятельности, начало которой положил Н. И. Новиков , в различных тайных (масонских) обществах. В сочинениях и в издаваемом им журнале «Осенние вечера» (1803) Малиновский выступил с программой антифеодальных реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации крепостного права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения конституционного «республиканского» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написаны части 1-2, 1790-98, опубл. 1803) выступил в поддержку освободительной борьбы народов и их права на самоопределение. Малиновский изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевропейского союза федеративных государств, образованных по национальному признаку и управляемых на основе демократического волеизъявления народов. В неопубликованной 3-й части трактата демократические и республиканские принципы государственного устройства сочетались с утопическими эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на землю, наделения ею всех нуждающихся, устранения имущественных контрастов между бедными и богатыми и введения всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов, Малиновский положил начало демократическому и освободительному течению в панславистском движении 19 века, а также оказал влияние на общественную мысль России 1-й половины 19 века. Деятельность Малиновского была важным связующим звеном между русским просвещением 18 века и декабристами.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3 (рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР, ф. Канцелярия, д. 7869.

Литература: Семевский В. И., Размышления В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России, «Голос минувшего», 1915, кн. 10; Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, «ВФ», 1954, .№ 2; Достян И. С., «Европ. утопия» В. Ф. М., «ВИ», 1979, № 6 (библ.); М е й л а х Б. С., Пушкин и его эпоха, М., 1958.

Зять о тесте:

Василий Федорович Малиновский, получив классическое образование в университете, путешествовал с пользою и с научною целью по Германии, Франции и Англии . Он отлично знал новейшие языки европейские и древние, евреев, греков и римлян. Чрезвычайная скромность и глубокая религиозность составляли отличительные черты его характера. В часы досуга от службы в иностранной коллегии перевел он на русский язык прямо с подлинника греческого Новый Завет, а из Ветхого, с еврейского - псалтырь, книгу Бытия, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, книгу Иова; многие из его переводов и рукописей хранятся у жены моей . В царствование императора Павла был он назначен консулом в Яссы; несколько лет исправлял он эту должность так совестливо, так полезно, что жители Яссы долго хранили память о примерном его бескорыстии. По интригам в столице, по искательству грека был он отозван чрез пять лет, в 1805 году, возвратился в Петербург в иностранную коллегию с небольшим серебряным кубком, с единственным подарком, который он согласился принять от признательных жителей и в день выезда, между тем как консулы возвращались оттуда и вывозили столько денег и шалей турецких, что покупали себе дома и поместья. Он был по службе в близких сношениях с министром Чарторыйским, был членом благотворительного общества, которое с неутомимою деятельностью отыскивало бедных и помогало им. Напечатав замечательную книжку свою «О мире и войне», издав небольшой журнал «Осенние вечера» и быв известен своею чистою любовью к отечеству, обратил он на себя внимание влиятельных лиц, так что император Александр, когда в 1811 году основал рассадник для лучшего воспитания русского юношества, назначил его директором императорского Царскосельского лицея. Товарищ мой И.И. Пущин , воспитанник лицея, в позднейших записках своих, напечатанных в «Атенее», в Москве, в 1858 году , описывая день открытия лицея в присутствии императора, выставил директора в крайнем смущении. Малиновский был необыкновенно скромен и проникнут важностью церемонии, в первый раз в жизни говорил с государем и должен был произнести речь, которая десятки раз была переправлена предварительною цензурою: так мудрено ли, что он был смущен? и диво ли, что природа не дала ему голоса лихого батальонного командира пред фронтом? Безмерные и постоянные труды ослабили его зрение, расстроили его здоровье. В 1812 году лишился он домашнего своего счастья, примерной жены своей, а в 1814 году, пробыв слишком два года директором, скончался на месте должности, в такой бедности, что родной брат похоронил его на свои средства.

Примечания

46 ) В 1789-1791 гг. В. Ф. Малиновский состоял переводчиком при русской миссии в Лондоне; в 1791 г. был в Турции. Данных о пребывании его в Германии и во Франции нет.

47 ) См.: Малиновский В. Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

48 ) В 1801 г. В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавии и Валахии. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 г. возвратился в Петербург. Грек - это К. К. Родофиникин, управляющий азиатским департаментом Министерства иностранных дел.

49 ) М[алиновский] В. Рассуждение о мире и войне. Ч. 1 - 2. СПб., 1803. О неопубликованной, третьей части трактата см.: Вопросы истории, 1979, № 6, с. 32 - 46. В 1803 г. В. Ф. Малиновский издавал журнал «Осенние вечера» (вышло 8 номеров).

50 ) Большая часть названных произведений декабристов была опубликована в изданиях вольной печати. Воспоминания Е. П. Оболенского опубликованы в журнале П. В Долгорукова «Будущность» (Париж, 1861, № 5-11), затем были перепечатаны Н. В. Гербелем в изданном им Полном собрании сочинений К. Ф. Рылеева (Лейпциг, 1861). «Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева напечатано в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывки из воспоминаний И. И. Пущина помещены в московском журнале «Атеней» (1859, № 6), полный текст его «Записок»- в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывок из второй части «Записок» И. Д. Якушкина (следствие по делу декабристов и приговор) опубликован в ПЗ на 1862 г. (кн. VII, вып. I. Лондон, 1861). Далее Розен упоминает «Разбор Донесения, представленного российскому императору Тайной комиссией в 1826 году», написанный в начале 1839 г. М, С. Луниным. Примечания к этой работе составил Н. М. Муравьев. Впервые произведение М. С. Лунина было опубликовано в П 3 на 1859 г. (кн. V. Лондон, 1859). В этой же книге напечатана статья М. С. Лунина «Взгляд на тайное общество в России (1816-1826)». Розен познакомился со статьями М. С. Лунина по публикациям в П 3 а 1860 г. (ИР Л И, ф. 606, д. 22, л. 121). В изданных Вольной русской типографией А. И. Герцена и Н. П. Огарева «Записках декабристов» были перепечатаны первая и вторая части «Записок» И. Д. Якушкина (вып. 1. Лондон, 1862) и «Разбор...» М. С. Лунина (вып. 2-3. Лондон, 1863). Отрывок из «Записок» Н. В. Басаргина, посвященный его воспитанию в Училище для колонновожатых, был опубликован в Р А, 1868, № 4-5.

51 ) Смущение В. Ф. Малиновского объясняется тем, что он вынужден был читать не свою речь, забракованную министром просвещения, а речь, специально для него сочиненную.

Розен А.Е. Записки декабриста . Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство 1984. сс. 101-102.

Далее читайте:

Розен (Малиновская) Анна Васильевна (1797-1883), дочь В.Ф. Малиновского.

Розен Андрей Евгеньевич , барон (1799-1884). Поручик л.-гв. Финляндского полка, зять В.Ф. Малиновского.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт, выпускник Царскосельского лицея.

Сочинения:

Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

Литература:

Семевский В.И. Размышление В.Ф.Малиновского о преобразовании государственного устройства России. – «Голос минувшего», 1915, № 10;

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971;

Достян И.С. Европейская утопия В.Ф.Малиновского. – «Вопросы истории», 1979, № 6.

Анненков П.В. А.С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874. С.31.

Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века. // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 4.

Малиновский В.Ф. О войне. // Осенние вечера. 1803. № 3. С. 22.

Северный Вестник. 1804. Ч. II. С. 317.

В память первого директора Императорского Царскосельского Лицея, В.Ф. Малиновского // Русский инвалид. 1861. № 131. 17 июня.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861. С. 157.

А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1985.

Розен Е.А. Неизданная биография В.Д. Вольховского // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.

Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2;

Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6;

Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.

19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей - новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Через много лет один из лицеистов, И. И. Пущин, писал в своих "Записках о Пушкине", что учебное заведение "самим своим названием поражало публику в России", ведь мало кто знал историю происхождения этого слова. А между тем, одна из окраин древнегреческих Афин называлась когда-то Ликей, здесь находился храм Аполлона с прекрасным садом, и именно в этом саду Аристотель занимался с учениками в знаменитой "гимнасии". В 18 веке учебные заведения с названием "лицей" появились во Франции.

Новое учебное заведение создавался под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Поэтому Лицей разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Из дворца туда можно было даже перейти по специальному крытому переходу.

Проект нового учебного заведения и его устав разрабатывал сам М. Сперанский, имевший в первые годы царствования Александра I большое влияние на императора. Речь шла о подготовке "новых людей", которые смогут осуществлять передовые преобразования в России. Именно поэтому Лицей становился закрытым учебным заведением, и его ученики должны были не только учиться, но и жить здесь. В уставе подчеркивалось, что "Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими университетами". Программа обучения здесь делилась на два курса, каждый по три года, предусматривалось, что ученики будут получать общее образование, но с преобладанием гуманитарных наук. Так, в начальном курсе речь шла об обучении грамматике, математике, истории, "изящным письменам" - словесности, изящным искусствам. В программе старшего курса особенное внимание уделялось "наукам нравственным", под которыми понимались "те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе", а также истории, математике, иностранным языкам. Составители программ считали очень важным изучение словесности, при этом предполагалось, что каждый ученик должен научиться писать на заданную тему, излагая свои мысли правильно и изящно.

Первый директор Царскосельского лицея
Василий Федорович Малиновский

Указ о Лицее император подписал в августе 1810 года, после этого был объявлен набор будущих лицеистов, и уже через некоторое время будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме министра просвещения графа А. Разумовского устроили своеобразные приемные экзамены и медицинский осмотр. К сентябрю отобрали тридцать мальчиков, список учеников был "высочайше" утвержден. Почти всем детям потребовались рекомендации влиятельных лиц, так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи известного литератора А. Тургенева, просил за племянника и дядя В. Л. Пушкин, тоже известный в светских кругах и не чуждый литературе человек. В начале октября 1811 года принятые в Лицей мальчики начали съезжаться в Царское Село. Их встречали преподаватели и директор.

Василий Федорович Малиновский, директор Лицея в первые годы его существования, был одним из самых образованных людей своего времени, он искренне верил в исключительное назначение нового учебного заведения, и сделал все, чтобы его питомцы прониклись самыми высокими идеями преобразований на благо России. Директор получил право лично подобрать педагогический коллектив, поэтому среди первых преподавателей Лицея были самые передовые и талантливые люди. Малиновский стремился создать особый "лицейский дух" - атмосферу, в которой естественным был свободный обмен мнениями, даже обсуждение самых острых тем общественного устройства. Педагоги и наставники должны были относиться к лицеистам как ко взрослым, обращаться к ним на "вы", некоторые воспитанники и между собой оставались на "вы".

Открытие Лицея в Царском Селе. А. Иткина

Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи, самых знатных и влиятельных людей Российского государства. В центре большого зала стоял стол, покрытый красным сукном, на нем лежала роскошно оформленная грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, по другую - профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором. Торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский, затем к будущим воспитанникам обратился адъюнкт-профессор Куницин. Его взволнованное выступление лицеисты с благодарностью вспоминали потом всю жизнь. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. Вечером устроили прекрасный фейерверк.

Комната, в которой жил лицеист Александр Пушкин

Для тридцати мальчиков началась новая жизнь. Они жили в небольших комнатах со скромной мебелью - только самой необходимой. Пущин вспоминал потом, что в их "кельях" находились "железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке - чернильница и подсвечник со щипцами". Распорядок дня был суровым: подъем по звонку в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 3 до 5 - снова классы, снова прогулка, повторение уроков, в 9 - ужин, в 10 - вечерняя молитва и чай. В течение шести лет обучения никто из лицеистов не должен был покидать Лицей, родным разрешали посещать мальчиков только по праздникам.

Памятник Пушкину - лицеисту в Царском селе

Почти все выпускники первого лицейского набора с благодарностью и грустью вспоминали потом годы жизни и учебы в Лицее, а день 19 октября стал для них священным. Бывшие лицеисты стремились 19 октября собраться вместе, но годы шли, у каждого из них была своя непростая жизнь, и возможность встретиться появлялась далеко не всегда. Всем памятны стихи А. С. Пушкина, в названиях которых стоит эта знаменательная дата - 19 октября. Сам Пушкин и его сокурсники не без основания считали истинно лицейским только свой первый выпуск. И хотя Лицей продолжал существовать, программа обучения в нем изменилась, пришли другие преподаватели - и не стало неповторимого лицейского духа. В 1822 году Лицей передали в ведомство главного директора кадетских и пажеских корпусов, а в 1843 году перевели из Царского Села в Петербург, переименовав из Царскосельского в Александровский. Лицей просуществовал почти сто лет, многие его воспитанники стали достойными гражданами своей страны - военными, инженерами, учеными. Но само слово "Лицей" так и остается для нас связанным с его первым, пушкинским выпуском.

Здание Царскосельского лицея сегодня


Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. М., 2002
2. Руденская С.Д. Царскосельский - Александровский Лицей. СПб., 1999
3. Басина М. Жизнь Пушкина. В 4-х тт. М., 1999

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Императорский Царскосельский лицей (с 1843 года — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дня в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!

А. С. Пушкин

Это был первый лицей в России. Название, данное учебному заведению, «поражало публику в России, не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками», заметил лицейский друг Пушкина Иван Пущин. Не всем было известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона.Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шести летней жизни в Лицее.

Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года.
В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию- вступительным экзаменам.
Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.

Лицей, литография, 1820-е гг.

Царскосельский лицей (г. Пушкин). Гравюра Ж. Мойера (1822 г.).

Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография К. Шульца по рис. И. Мейера. 1850-е гг.

Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 году — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:

* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Торжество в Царскосельском лицее
Неизвестный худ. 1830-е гг. Холст, масло. На картине изображены торжества 1836г. по поводу 25-летия лицея.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Андреев А.С. "Пушкин-лицеист"

В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как Александр Пушкин - Лицею.


Лицей. Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа «Евгений Онегин».

Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. Середина XIX века. Литография неизвестного художника

Лицей - в его первых юношеских стихах, в посланиях друзьям, в романе в стихах «Евгений Онегин», в стихотворениях разных лет, посвященных лицейским годовщинам.

В те дни - во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза вней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». VIII глава (Беловая рукопись)

В начальный период обучения, согласно уставу Лицея, большое внимание уделялось изучению словесности русской, но особенно иностранной, а также наукам историческим; на старших - естественнонаучным дисциплинам. Знакомство с лицейским уставом позволяет заметить преобладание в учебной программе гуманитарных дисциплин. По мнению авторов проекта, многообразие учебных дисциплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог избрать по своему вкусу, будь то военная или гражданская. По окончании Лицея выпускники, с учетом успеваемости, поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, в военную - на таком же положении, как и воспитанники Пажеского корпуса. Для нового учебного заведения был отведен 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитектором И.В. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины II. Когда же местопребывание Лицея было выбрано Царское Село, молодой и талантливый архитектор В.П. Стасов получил задание подготовить здание под нужды учебного заведения. На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский.

Василий Федорович Малиновский.

Малиновский решал не только организационные вопросы, его волновал и педагогический штат Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться: ведь Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - Я.И. Карцова, А.П. Куницына, И.К. Кайданова, для которых Лицей становится делом всей жизни.
Наконец все было подготовлено к открытию. Тридцать мальчиков, справившись с первым серьезным испытанием - экзаменами, стали воспитанниками Лицея. Среди тридцати - те, чьи имена впоследствии войдут в историю России: поэт и журналист Антон Дельвиг, дипломат, канцлер Александр Горчаков, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, декабрист Иван Пущин, поэт Александр Пушкин. Лицей - это мир юности Пушкина, это место рождения его поэтического таланта, это место рождения той большой дружбы, воспоминания о которой не могли стереть ни время, ни испытания.

Табличка у комнаты Пушкина в Царскосельском лицее

У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С.Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.


Спальня А.С.Пушкина в Царскосельском лицее

Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.

Оторванные от своих родных, привычного образа жизни, лицейские воспитанники скоро "сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье - свои кружки; в этих кружках начали обозначаться больше или меньше, личности каждого", - вспоминает Иван Пущин.


Лицеисты в классе. Фото начала XX века


Актовый зал. В центре портрет Александра I. Фото 1889

Портрет попечителя Лицея принца П.Г.Ольденбургского (работы П.И.Пороховникова) в библиотеке Лицея. Фото 1889


Конференц-зал Лицея. Галерея портретов директоров Лицея. Фото конца XIX века

Лицейская церковь во имя святой царицы Александры. Фотография из альбома «Императорский Александровский Лицей» (СПб., 1906)


Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий, выпущенных к 100-летию со дня основания этого учебного заведения

Спокойную, размеренную жизнь нарушили грозные события 1812 года. Мимо Лицея по старинной Садовой улице почти ежедневно шли войска. "... Мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвою, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом", - писал в своих воспоминаниях Иван Пущин. Трудно было вернуться к спокойной учебной жизни, прилежно и старательно заниматься. И Лицей не обошло печальное событие: в марте 1814 года умер директор Василий Федорович Малиновский. Его любили все. Он никогда не кричал, не бранил, не наказывал. Он всегда умел найти нужные и правильные слова, чтобы объяснить провинившемуся его проступок. Малиновский относился к мальчикам, как к членам своей семьи, не делая никаких различий, порой даже был излишне строг к сыну Ивану.
При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу Лицея должны были проходить переводные экзамены. Война 1812 года, смерть директора, безначалие... Все эти события помешали провести экзамены в срок. Лишь зимой 1815 года в Лицее вновь соберутся гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Александра Пушкина - первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта - Державина Г.Р.


Картина Ильи Репина «Лицейский экзамен»

Евгений Демаков.А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее

Страницы героического прошлого России, недавние события оживали в поэтических строках юного поэта. "Читал Пушкин с большим оживлением. Слушая знакомые стихи мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его... мы все под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали", - напишет в своих поздних записках Пущин, как бы снова переживая события юности.

Лицейские педагоги

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Printed music sheet of the "Six Years. The Farewell Song of the Furst Students of the Imperial Lycee in Tsarskoe Selo." 1835.

После смерти Василия Федоровича Малиновского, директором был назначен Егор Антонович Энгельгардт.


Энгельгардт Егор Антонович (1775-1862). Педагог, ученый, публицист.1862

Среди первых профессоров и преподавателей Лицея, оказавших непосредственное влияние на А. С. Пушкина и поколение декабристов были
Александр Петрович Куницын,1782-1840, (нравственные и политические науки);
Николай Федорович Кошанский, 1781—1831, (эстетика, российская и латинская словесность); Яков Иванович Карцев, 1785—1836, (физические и математические науки);
Теппер де Фергюсон,1768-после 1824, (музыка и хоровое пение)
Александр Иванович Галич, 1783—1848, (русская словесность);
Федор Богданович Эльснер, 1771—1832,(военные науки);
Давид Иванович де Будри, 1756—1821, (французская словесность);
Сергей Гаврилович Чириков, 1776—1853, (изящные искусства),
Евгений Александрович Белов (история и география).

В Лицее писал стихи не только Пушкин. Уже с первых дней жизни вместе с воспитанниками жила поэзия, увлечение стихосложением было всеобщим. Издавались лицейские рукописные журналы, а стихи и прозу Алексея Илличевского, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина можно было прочитать на страницах ведущих литературных журналов того времени.

Пущин Иван Иванович.

Дельвиг Антон Антонович


Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Сама обстановка Царского Села с его памятниками недавней старины, дворец, поражающий роскошью и великолепием, прекрасные парки, дышащие поэзией античного мира, заповедные уголки с серебристыми ивами, тенистые аллеи, прозрачная гладь Большого озера, пишущие преподаватели и директор - все это соединялось и создавало исключительно благоприятную поэтическую обстановку.
Сколько раз мечтали воспитанники о дне окончания Лицея, строили планы на будущую жизнь, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. В мае 1817 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" было помещено сообщение о предстоящих испытаниях и расписание для родителей и гостей.
...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование, которым был так недоволен Модест Корф, считая его "поверхностным", "энциклопедическим", называя его "блестящем всезнанием", позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот.


Памятник Пушкину в Царскосельском лицее

После первого выпуска Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.

Переезд в Петербург

6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Здание Александровского Лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В 1902-1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.

Пушкинский музей Александровского Лицея

Несмотря на то, что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского Лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские даты, такие как 19 октября - день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (оба памятника не сохранились).

Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском Лицее его воспитанниками.

29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.

Открыли музей-Лицей в г.Пушкине в 1974 году.

Памятник А.С.Пушкину в г.Пушкин

Valerian Langer. Tepper"s House in Tasrskoye Selo. 1820