Преобразование выражений. Подробная теория (2020). Буквенные выражения Тест 15 преобразование буквенных выражений

Выражения, преобразование выражений

Степенные выражения (выражения со степенями) и их преобразование

В этой статье мы поговорим о преобразовании выражений со степенями. Сначала мы остановимся на преобразованиях, которые выполняются с выражениями любых видов, в том числе и со степенными выражениями, таких как раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. А дальше разберем преобразования, присущие именно выражениям со степенями: работа с основанием и показателем степени, использование свойств степеней и т.д.

Навигация по странице.

Что такое степенные выражения?

Термин «степенные выражения» практически не встречается школьных учебниках математики, но он довольно часто фигурирует в сборниках задач, особенно предназначенных для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, например, . После анализа заданий, в которых требуется выполнить какие-либо действия со степенными выражениями, становится понятно, что под степенными выражениями понимают выражения, содержащие в своих записях степени. Поэтому, для себя можно принять такое определение:

Определение.

Степенные выражения – это выражения, содержащие степени.

Приведем примеры степенных выражений . Причем будем их представлять согласно тому, как происходит развитие взглядов на от степени с натуральным показателем до степени с действительным показателем.

Как известно, сначала происходит знакомство со степенью числа с натуральным показателем, на этом этапе появляются первые самые простые степенные выражения типа 3 2 , 7 5 +1 , (2+1) 5 , (−0,1) 4 , 3·a 2 −a+a 2 , x 3−1 , (a 2) 3 и т.п.

Чуть позже изучается степень числа с целым показателем, что приводит к появлению степенных выражений с целыми отрицательными степенями, наподобие следующих: 3 −2 , , a −2 +2·b −3 +c 2 .

В старших классах вновь возвращаются к степеням. Там вводится степень с рациональным показателем, что влечет появление соответствующих степенных выражений: , , и т.п. Наконец, рассматриваются степени с иррациональными показателями и содержащие их выражения: , .

Перечисленными степенными выражениями дело не ограничивается: дальше в показатель степени проникает переменная, и возникают, например, такие выражения 2 x 2 +1 или . А после знакомства с , начинают встречаться выражения со степенями и логарифмами, к примеру, x 2·lgx −5·x lgx .

Итак, мы разобрались с вопросом, что представляют собой степенные выражения. Дальше будем учиться преобразовывать их.

Основные виды преобразований степенных выражений

Со степенными выражениями можно выполнять любые из основных тождественных преобразований выражений . Например, можно раскрывать скобки, заменять числовые выражения их значениями, приводить подобные слагаемые и т.д. Естественно, при этом стоит надо соблюдать принятый порядок выполнения действий . Приведем примеры.

Пример.

Вычислите значение степенного выражения 2 3 ·(4 2 −12) .

Решение.

Согласно порядку выполнения действий сначала выполняем действия в скобках. Там, во-первых, заменяем степень 4 2 ее значением 16 (при необходимости смотрите ), и во-вторых, вычисляем разность 16−12=4 . Имеем 2 3 ·(4 2 −12)=2 3 ·(16−12)=2 3 ·4 .

В полученном выражении заменяем степень 2 3 ее значением 8 , после чего вычисляем произведение 8·4=32 . Это и есть искомое значение.

Итак, 2 3 ·(4 2 −12)=2 3 ·(16−12)=2 3 ·4=8·4=32 .

Ответ:

2 3 ·(4 2 −12)=32 .

Пример.

Упростить выражения со степенями 3·a 4 ·b −7 −1+2·a 4 ·b −7 .

Решение.

Очевидно, что данное выражение содержит подобные слагаемые 3·a 4 ·b −7 и 2·a 4 ·b −7 , и мы можем привести их: .

Ответ:

3·a 4 ·b −7 −1+2·a 4 ·b −7 =5·a 4 ·b −7 −1 .

Пример.

Представьте выражение со степенями в виде произведения.

Решение.

Справиться с поставленной задачей позволяет представление числа 9 в виде степени 3 2 и последующее использование формулы сокращенного умножения разность квадратов:

Ответ:

Также существует ряд тождественных преобразований, присущих именно степенным выражениям. Дальше мы их и разберем.

Работа с основанием и показателем степени

Встречаются степени, в основании и/или показателе которых находятся не просто числа или переменные, а некоторые выражения. В качестве примера приведем записи (2+0,3·7) 5−3,7 и (a·(a+1)−a 2) 2·(x+1) .

При работе с подобными выражениями можно как выражение в основании степени, так и выражение в показателе заменить тождественно равным выражением на ОДЗ его переменных. Другими словами, мы можем по известным нам правилам отдельно преобразовывать основание степени, и отдельно – показатель. Понятно, что в результате этого преобразования получится выражение, тождественно равное исходному.

Такие преобразования позволяют упрощать выражения со степенями или достигать других нужных нам целей. Например, в упомянутом выше степенном выражении (2+0,3·7) 5−3,7 можно выполнить действия с числами в основании и показателе, что позволит перейти к степени 4,1 1,3 . А после раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых в основании степени (a·(a+1)−a 2) 2·(x+1) мы получим степенное выражение более простого вида a 2·(x+1) .

Использование свойств степеней

Один из главных инструментов преобразования выражений со степенями – это равенства, отражающие . Напомним основные из них. Для любых положительных чисел a и b и произвольных действительных чисел r и s справедливы следующие свойства степеней:

  • a r ·a s =a r+s ;
  • a r:a s =a r−s ;
  • (a·b) r =a r ·b r ;
  • (a:b) r =a r:b r ;
  • (a r) s =a r·s .

Заметим, что при натуральных, целых, а также положительных показателях степени ограничения на числа a и b могут быть не столь строгими. Например, для натуральных чисел m и n равенство a m ·a n =a m+n верно не только для положительных a , но и для отрицательных, и для a=0 .

В школе основное внимание при преобразовании степенных выражений сосредоточено именно на умении выбрать подходящее свойство и правильно его применить. При этом основания степеней обычно положительные, что позволяет использовать свойства степеней без ограничений. Это же касается и преобразования выражений, содержащих в основаниях степеней переменные – область допустимых значений переменных обычно такова, что на ней основания принимают лишь положительные значения, что позволяет свободно использовать свойства степеней. Вообще, нужно постоянно задаваться вопросом, а можно ли в данном случае применять какое-либо свойство степеней, ведь неаккуратное использование свойств может приводить к сужению ОДЗ и другим неприятностям. Детально и на примерах эти моменты разобраны в статье преобразование выражений с использованием свойств степеней . Здесь же мы ограничимся рассмотрением нескольких простых примеров.

Пример.

Представьте выражение a 2,5 ·(a 2) −3:a −5,5 в виде степени с основанием a .

Решение.

Сначала второй множитель (a 2) −3 преобразуем по свойству возведения степени в степень: (a 2) −3 =a 2·(−3) =a −6 . Исходное степенное выражение при этом примет вид a 2,5 ·a −6:a −5,5 . Очевидно, остается воспользоваться свойствами умножения и деления степеней с одинаковым основанием, имеем
a 2,5 ·a −6:a −5,5 =
a 2,5−6:a −5,5 =a −3,5:a −5,5 =
a −3,5−(−5,5) =a 2 .

Ответ:

a 2,5 ·(a 2) −3:a −5,5 =a 2 .

Свойства степеней при преобразовании степенных выражений используются как слева направо, так и справа налево.

Пример.

Найти значение степенного выражения .

Решение.

Равенство (a·b) r =a r ·b r , примененное справа налево, позволяет от исходного выражения перейти к произведению вида и дальше . А при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются: .

Можно было выполнять преобразование исходного выражения и иначе:

Ответ:

.

Пример.

Дано степенное выражение a 1,5 −a 0,5 −6 , введите новую переменную t=a 0,5 .

Решение.

Степень a 1,5 можно представить как a 0,5·3 и дальше на базе свойства степени в степени (a r) s =a r·s , примененного справа налево, преобразовать ее к виду (a 0,5) 3 . Таким образом, a 1,5 −a 0,5 −6=(a 0,5) 3 −a 0,5 −6 . Теперь легко ввести новую переменную t=a 0,5 , получаем t 3 −t−6 .

Ответ:

t 3 −t−6 .

Преобразование дробей, содержащих степени

Степенные выражения могут содержать дроби со степенями или представлять собой такие дроби. К таким дробям в полной мере применимы любые из основных преобразований дробей , которые присущи дробям любого вида. То есть, дроби, которые содержат степени, можно сокращать, приводить к новому знаменателю, работать отдельно с их числителем и отдельно со знаменателем и т.д. Для иллюстрации сказанных слов рассмотрим решения нескольких примеров.

Пример.

Упростить степенное выражение .

Решение.

Данное степенное выражение представляет собой дробь. Поработаем с ее числителем и знаменателем. В числителе раскроем скобки и упростим полученное после этого выражение, используя свойства степеней, а в знаменателе приведем подобные слагаемые:

И еще изменим знак знаменателя, поместив минус перед дробью: .

Ответ:

.

Приведение содержащих степени дробей к новому знаменателю проводится аналогично приведению к новому знаменателю рациональных дробей. При этом также находится дополнительный множитель и выполняется умножение на него числителя и знаменателя дроби. Выполняя это действие, стоит помнить, что приведение к новому знаменателю может приводить к сужению ОДЗ. Чтобы этого не происходило, нужно, чтобы дополнительный множитель не обращался в нуль ни при каких значениях переменных из ОДЗ переменных для исходного выражения.

Пример.

Приведите дроби к новому знаменателю: а) к знаменателю a , б) к знаменателю .

Решение.

а) В этом случае довольно просто сообразить, какой дополнительный множитель помогает достичь нужного результата. Это множитель a 0,3 , так как a 0,7 ·a 0,3 =a 0,7+0,3 =a . Заметим, что на области допустимых значений переменной a (это есть множество всех положительных действительных чисел) степень a 0,3 не обращается в нуль, поэтому, мы имеем право выполнить умножение числителя и знаменателя заданной дроби на этот дополнительный множитель:

б) Присмотревшись повнимательнее к знаменателю, можно обнаружить, что

и умножение этого выражения на даст сумму кубов и , то есть, . А это и есть новый знаменатель, к которому нам нужно привести исходную дробь.

Так мы нашли дополнительный множитель . На области допустимых значений переменных x и y выражение не обращается в нуль, поэтому, мы можем умножить на него числитель и знаменатель дроби:

Ответ:

а) , б) .

В сокращении дробей, содержащих степени, также нет ничего нового: числитель и знаменатель представляются в виде некоторого количества множителей, и сокращаются одинаковые множители числителя и знаменателя.

Пример.

Сократите дробь: а) , б) .

Решение.

а) Во-первых, числитель и знаменатель можно сократить на чисел 30 и 45 , который равен 15 . Также, очевидно, можно выполнить сокращение на x 0,5 +1 и на . Вот что мы имеем:

б) В этом случае одинаковых множителей в числителе и знаменателе сразу не видно. Чтобы получить их, придется выполнить предварительные преобразования. В данном случае они заключаются в разложении знаменателя на множители по формуле разности квадратов:

Ответ:

а)

б) .

Приведение дробей к новому знаменателю и сокращение дробей в основном используется для выполнения действий с дробями. Действия выполняются по известным правилам. При сложении (вычитании) дробей, они приводятся к общему знаменателю, после чего складываются (вычитаются) числители, а знаменатель остается прежним. В результате получается дробь, числитель которой есть произведение числителей, а знаменатель – произведение знаменателей. Деление на дробь есть умножение на дробь, обратную ей.

Пример.

Выполните действия .

Решение.

Сначала выполняем вычитание дробей, находящихся в скобках. Для этого приводим их к общему знаменателю, который есть , после чего вычитаем числители:

Теперь умножаем дроби:

Очевидно, возможно сокращение на степень x 1/2 , после которого имеем .

Еще можно упростить степенное выражение в знаменателе, воспользовавшись формулой разность квадратов: .

Ответ:

Пример.

Упростите степенное выражение .

Решение.

Очевидно, данную дробь можно сократить на (x 2,7 +1) 2 , это дает дробь . Понятно, что надо еще что-то сделать со степенями икса. Для этого преобразуем полученную дробь в произведение . Это дает нам возможность воспользоваться свойством деления степеней с одинаковыми основаниями: . И в заключение процесса переходим от последнего произведения к дроби .

Ответ:

.

И еще добавим, что можно и во многих случаях желательно множители с отрицательными показателями степени переносить из числителя в знаменатель или из знаменателя в числитель, изменяя знак показателя. Такие преобразования часто упрощают дальнейшие действия. Например, степенное выражение можно заменить на .

Преобразование выражений с корнями и степенями

Часто в выражениях, в которыми требуется провести некоторые преобразования, вместе со степенями с дробными показателями присутствуют и корни. Чтобы преобразовать подобное выражение к нужному виду, в большинстве случаев достаточно перейти только к корням или только к степеням. Но поскольку работать со степенями удобнее, обычно переходят от корней к степеням. Однако, осуществлять такой переход целесообразно тогда, когда ОДЗ переменных для исходного выражения позволяет заменить корни степенями без необходимости обращаться к модулю или разбивать ОДЗ на несколько промежутков (это мы подробно разобрали в статье переход от корней к степеням и обратно После знакомства со степенью с рациональным показателем вводится степень с иррациональным показателем, что позволяет говорить и о степени с произвольным действительным показателем. На этом этапе в школе начинает изучаться показательная функция , которая аналитически задается степенью, в основании которой находится число, а в показателе – переменная. Так мы сталкиваемся со степенными выражениями, содержащими числа в основании степени, а в показателе - выражения с переменными, и естественно возникает необходимость выполнения преобразований таких выражений.

Следует сказать, что преобразование выражений указанного вида обычно приходится выполнять при решении показательных уравнений и показательных неравенств , и эти преобразования довольно просты. В подавляющем числе случаев они базируются на свойствах степени и нацелены по большей части на то, чтобы в дальнейшем ввести новую переменную. Продемонстрировать их нам позволит уравнение 5 2·x+1 −3·5 x ·7 x −14·7 2·x−1 =0 .

Во-первых, степени, в показателях которых находится сумма некоторой переменной (или выражения с переменными) и числа, заменяются произведениями. Это относится к первому и последнему слагаемым выражения из левой части:
5 2·x ·5 1 −3·5 x ·7 x −14·7 2·x ·7 −1 =0 ,
5·5 2·x −3·5 x ·7 x −2·7 2·x =0 .

Дальше выполняется деление обеих частей равенства на выражение 7 2·x , которое на ОДЗ переменной x для исходного уравнения принимает только положительные значения (это стандартный прием решения уравнений такого вида, речь сейчас не о нем, так что сосредоточьте внимание на последующих преобразованиях выражений со степенями):

Теперь сокращаются дроби со степенями, что дает .

Наконец, отношение степеней с одинаковыми показателями заменяется степенями отношений, что приводит к уравнению , которое равносильно . Проделанные преобразования позволяют ввести новую переменную , что сводит решение исходного показательного уравнения к решению квадратного уравнения

  • И. В. Бойков, Л. Д. Романова Сборник задач для подготовки к ЕГЭ. Ч. 1. Пенза 2003.

  • Запись условий задач с помощью принятых в математике обозначений приводит к появлению так называемых математических выражений, которые называют просто выражениями. В этой статье мы подробно поговорим про числовые, буквенные выражения и выражения с переменными : дадим определения и приведем примеры выражений каждого вида.

    Навигация по странице.

    Числовые выражения – что это?

    Знакомство с числовыми выражениями начинается чуть ли не с самых первых уроков математики. Но свое имя – числовые выражения – они официально приобретают немного позже. Например, если следовать курсу М. И. Моро, то это происходит на страницах учебника математики для 2 классов. Там представление о числовых выражениях дается так: 3+5 , 12+1−6 , 18−(4+6) , 1+1+1+1+1 и т.п. – это все числовые выражения , а если в выражении выполнить указанные действия, то найдем значение выражения .

    Можно сделать вывод, что на этом этапе изучения математики числовыми выражениями называют имеющие математический смысл записи, составленные из чисел, скобок и знаков сложения и вычитания.

    Чуть позже, после знакомства с умножением и делением, записи числовых выражений начинают содержать знаки «·» и «:». Приведем несколько примеров: 6·4 , (2+5)·2 , 6:2 , (9·3):3 и т.п.

    А в старших классах разнообразие записей числовых выражений разрастается как снежный ком, катящийся с горы. В них появляются обыкновенные и десятичные дроби, смешанные числа и отрицательные числа, степени, корни, логарифмы, синусы, косинусы и так далее.

    Обобщим всю информацию в определение числового выражения:

    Определение.

    Числовое выражение - это комбинация чисел, знаков арифметических действий, дробных черт, знаков корня (радикалов), логарифмов, обозначений тригонометрических, обратных тригонометрических и других функций, а также скобок и других специальных математических символов, составленная в соответствии с принятыми в математике правилами.

    Разъясним все составные части озвученного определения.

    В числовых выражениях могут участвовать абсолютно любые числа: от натуральных до действительных, и даже комплексных. То есть, в числовых выражениях можно встретить

    Со знаками арифметических действий все понятно – это знаки сложения, вычитания, умножения и деления, имеющие соответственно вид «+», «−» , «·» и «:». В числовых выражениях может присутствовать один из этих знаков, некоторые из них или все сразу, и причем по нескольку раз. Вот примеры числовых выражений с ними: 3+6 , 2,2+3,3+4,4+5,5 , 41−2·4:2−5+12·3·2:2:3:12−1/12 .

    Что касается скобок , то имеют место как числовые выражения, в которых есть скобки, так и выражения без них. Если в числовом выражении есть скобки, то они в основном

    А иногда скобки в числовых выражениях имеют какое-нибудь определенное отдельно указанное специальное предназначение. К примеру, можно встретить квадратные скобки, обозначающие целую часть числа, так числовое выражение +2 обозначает, что к целой части числа 1,75 прибавляется число 2 .

    Из определения числового выражения также видно, что в выражении могут присутствовать , , log , ln , lg , обозначения или и т.п. Вот примеры числовых выражений с ними: tgπ , arcsin1+arccos1−π/2 и .

    Деление в числовых выражениях может быть обозначено с помощью . В этом случае имеют место числовые выражения с дробями. Приведем примеры таких выражений: 1/(1+2) , 5+(2·3+1)/(7−2,2)+3 и .

    В качестве специальных математических символов и обозначений, которые можно встретить в числовых выражениях, приведем . Для примера покажем числовое выражение с модулем .

    Что такое буквенные выражения?

    Понятие буквенных выражений дается практически сразу после знакомства с числовыми выражениями. Вводится оно примерно так. В некотором числовом выражении одно из чисел не записывается, а вместо него ставится кружочек (или квадратик, или нечто подобное), и говорится, что вместо кружочка можно подставить некоторое число. Для примера приведем запись . Если вместо квадратика поставить, например, число 2 , то получится числовое выражение 3+2 . Так вот вместо кружочков, квадратиков и т.п. условились записывать буквы, а такие выражения с буквами назвали буквенными выражениями . Вернемся к нашему примеру , если в этой записи вместо квадратика поставить букву a , то получится буквенное выражение вида 3+a .

    Итак, если допустить в числовом выражении присутствие букв, которыми обозначены некоторые числа, то получится так называемое буквенное выражение. Дадим соответствующее определение.

    Определение.

    Выражение, содержащее буквы, которыми обозначены некоторые числа, называется буквенным выражением .

    Из данного определения понятно, что принципиально буквенное выражение отличается от числового выражения тем, что может содержать буквы. Обычно в буквенных выражениях используются маленькие буквы латинского алфавита (a, b, c, … ), а при обозначении углов – маленькие буквы греческого алфавита (α, β, γ, … ).

    Итак, буквенные выражения могут быть составлены из чисел, букв и содержать все математические символы, которые могут встречаться в числовых выражениях, такие как скобки, знаки корней, логарифмы, тригонометрические и другие функции и т.п. Отдельно подчеркнем, что буквенное выражение содержит по крайней мере одну букву. Но может содержать и несколько одинаковых или различных букв.

    Теперь приведем несколько примеров буквенных выражений. Например, a+b – это буквенное выражение с буквами a и b . Вот другой пример буквенного выражения 5·x 3 −3·x 2 +x−2,5 . И приведем пример буквенного выражения сложного вида: .

    Выражения с переменными

    Если в буквенном выражении буква обозначает величину, которая принимает не какое-то одно конкретное значение, а может принимать различные значения, то эту букву называют переменной и выражение называют выражением с переменной .

    Определение.

    Выражение с переменными – это буквенное выражение, в котором буквы (все или некоторые) обозначают величины, принимающие различные значения.

    Например, пусть в выражении x 2 −1 буква x может принимать любые натуральные значения из интервала от 0 до 10 , тогда x – есть переменная, а выражение x 2 −1 есть выражение с переменной x .

    Стоит отметить, что переменных в выражении может быть несколько. К примеру, если считать x и y переменными, то выражение является выражением с двумя переменными x и y .

    Вообще, переход от понятия буквенного выражения к выражению с переменными происходит в 7 классе, когда начинают изучать алгебру. До этого момента буквенные выражения моделировали какие-то конкретные задачи. В алгебре же начинают смотреть на выражение более общо, без привязки к конкретной задаче, с пониманием того, что данное выражение подходит под огромное число задач.

    В заключение этого пункта обратим внимание еще на один момент: по внешнему виду буквенного выражения невозможно узнать, являются ли входящие в него буквы переменными или нет. Поэтому ничто нам не мешает считать эти буквы переменными. При этом разница между терминами «буквенное выражение» и «выражение с переменными» исчезает.

    Список литературы.

    • Математика . 2 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] - 3-е изд. - М.: Просведение, 2012. - 96 с.: ил. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-028297-0.
    • Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. - 280 с.: ил. ISBN 5-346-00699-0.
    • Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 17-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019315-3.
    • Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.

    ТЕМА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

    ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛОВЫХ И БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

    Количество 34 часа

    учитель математики высшей

    МОУ «СОШ № 51»

    Саратов, 2008

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

    «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛОВЫХ И БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ»

    Пояснительная записка

    В последние годы выпускные экзамены в школах, а также вступительные экзамены в вузах проводятся с помощью тестов. Эта форма проверки отличается от классического экзамена и требует специфической подготовки. Особенностью тестирования в том виде, который сложился к настоящему времени, является необходимость ответа на большое количество вопросов за ограниченный промежуток времени, т. е. требуется не просто отвечать на поставленные вопросы, но и делать это быстро. Поэтому важно освоить различные приемы, методы, которые позволяют достичь желаемого результата.

    При решении почти любой школьной задачи приходится делать некоторые преобразования. Зачастую ее сложность полностью определяется степенью сложности и объемом преобразований, которые необходимо выполнить. Не редки случаи, когда школьник оказывается не в состоянии решить задачу не потому, что не знает, как она решается, а потому, что он не может без ошибок, в разумное время произвести все необходимые преобразования и вычисления.


    Элективный курс «Преобразование числовых и буквенных выражений» расширяет и углубляет базовую программу по математике в средней школе и рассчитан на изучение в 11 классе . Предлагаемый курс ставит своей целью развитие вычислительных навыков и остроты мышления. Курс рассчитан на учащихся имеющих высокий или средний уровень математической подготовки и призван помочь им подготовиться к поступлению в ВУЗы, способствовать продолжению серьезного математического образования.

    Цели и задачи:

    Систематизация, обобщение и расширение знания учащихся о числах и действиях с ними;

    Развитие самостоятельности, творческого мышления и познавательного интереса учащихся;

    Формирование интереса к вычислительному процессу;

    Адаптация учащихся к новым правилам поступления в ВУЗы.

    Ожидаемые результаты:

    Знание классификации чисел;

    Совершенствование умений и навыков быстрого счета;

    Умение пользоваться математическим аппаратом при решении различных задач;

    Учебно-тематический план

    План рассчитан на 34 часа. Он составлен с учетом темы диплома, поэтому рассматриваются две отдельные части: числовые и буквенные выражения. На усмотрение учителя, буквенные выражения можно рассматривать вместе с числовыми в соответствующих темах.

    Количество часов

    Числовые выражения

    Целые числа

    Метод математической индукции

    Рациональные числа

    Десятичные периодические дроби

    Иррациональные числа

    Корни и степени

    Логарифмы

    Тригонометрические функции

    Обратные тригонометрические функции

    Комплексные числа

    Тест по теме «Числовые выражения»

    Сравнение числовых выражений

    Буквенные выражения

    Преобразование выражений с радикалами

    Преобразование степенных выражений

    Преобразование логарифмических выражений

    Преобразование тригонометрических выражений

    Итоговый тест

    Целые числа (4ч)

    Числовой ряд. Основная теорема арифметики. НОД и НОК. Признаки делимости. Метод математической индукции.

    Рациональные числа (2ч)

    Определение рационального числа. Основное свойство дроби. Формулы сокращенного умножения. Определение периодической дроби. Правило перевода из десятичной периодической дроби в обыкновенную.

    Иррациональные числа. Радикалы. Степени. Логарифмы (6ч)

    Определение иррационального числа. Доказательство иррациональности числа. Избавление от иррациональности в знаменателе. Действительные числа. Свойства степени. Свойства арифметического корня n-й степени. Определение логарифма. Свойства логарифмов.

    Тригонометрические функции (4ч)

    Числовая окружность. Числовые значения тригонометрических функций основных углов. Перевод величины угла из градусной меры в радианную и наоборот. Основные тригонометрические формулы. Формулы приведения. Обратные тригонометрические функции. Тригонометрические операции над аркфункциями. Основные отношения между аркфункциями.

    Комплексные числа (2ч)

    Понятие комплексного числа. Действия с комплексными числами. Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа.

    Промежуточное тестирование (2ч)

    Сравнение числовых выражений (4ч)

    Числовые неравенства на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Опорные неравенства. Методы доказательства числовых неравенств.

    Буквенные выражения (8ч)

    Правила преобразования выражений с переменными: многочленов; алгебраических дробей; иррациональных выражений; тригонометрических и других выражений. Доказательства тождеств и неравенств. Упрощение выражений.


    1 часть элективного предмета: «Числовые выражения»

    ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

    Тема урока : Целые числа

    Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о числах; вспомнить понятия НОД и НОК; расширить знания о признаках делимости; рассмотреть задачи, решаемые в целых числах.

    Ход урока

    I . Вводная лекция.

    Классификация чисел:

    Натуральные числа;

    Целые числа;

    Рациональные числа;

    Действительные числа;

    Комплексные числа.

    Знакомство с числовым рядом в школе начинается с понятия натурального числа. Числа, употребляемые при счете предметов, называются натуральными. Множество натуральных чисел обозначается N. Натуральные числа делятся на простые и составные. Простые числа имеют только два делителя единицу и само число, составные числа имеют более двух делителей. Основная теорема арифметики гласит: «Любое натуральное число, большее 1, можно представить в виде произведения простых чисел (не обязательно различных), и притом единственным образом (с точностью до порядка сомножителей)».

    С натуральными числами связаны еще два важных арифметических понятия: наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК). Каждое из этих понятий фактически определяет само себя. Решение многих задач облегчают признаки делимости, которые необходимо вспомнить.

    Признак делимости на 2 . Число делится на 2, если его последняя цифра четная или о.

    Признак делимости на 4 . Число делится на 4, если две последние цифры нули или образуют число, делящееся на 4.

    Признак делимости на 8. Число делится на 8, если три его последние цифры нули или образуют число, делящееся на 8.

    Признаки делимости на 3 и на 9. На 3 делятся только те числа, у которых сумма цифр делится на 3; на 9 – только те, у которых сумма цифр делится на 9.

    Признак делимости на 6. Число делится на 6, если оно делится одновременно на 2 и на 3.

    Признак делимости на 5 . На 5 делятся числа, последняя цифра которых 0 или 5.

    Признак делимости на 25. На 25 делятся числа, две последние цифры которых нули или образуют число, делящееся на 25.

    Признаки делимости на 10,100,1000 . На 10 делятся только те числа последняя цифра которых 0, на 100 - только те числа, у которых две последние цифры 0, на 1000 - только те, у которых три последние цифры 0.

    Признак делимости на 11 . На 11 делятся только те числа, у которых сумма цифр, занимающих нечетные места, либо равна сумме цифр, занимающих четные места, либо отличается от нее на число, делящееся на 11.

    На первом занятии мы рассмотрим натуральные и целые числа. Целые числа - это натуральные числа, числа противоположные им и ноль. Множество целых чисел обозначается Z.

    II . Решение задач.

    ПРИМЕР 1. Разложите на простые множители: а) 899; б) 1000027.

    Решение: а) ;

    б) ПРИМЕР 2. Найти НОД чисел 2585 и 7975.

    Решение: Воспользуемся алгоритмом Евклида:

    Если https://pandia.ru/text/78/342/images/image004_155.gif" width="167" height="29 src=">;

    https://pandia.ru/text/78/342/images/image006_127.gif" width="88" height="29 src=">.gif" width="16" height="29">

    220 |165 -

    165|55 -

    Ответ: НОД(2585,7975) = 55.

    ПРИМЕР 3. Вычислите:

    Решение: = 1987100011989. Этому же значению равно и второе произведение. Следовательно, разность равна 0.

    ПРИМЕР 4. Найдите НОД и НОК чисел а) 5544 и 1404; б) 198, 504 и 780.

    Ответы: а) 36; 49896; б) 6; 360360.

    ПРИМЕР 5. Найти частное и остаток при делении

    а) 5 на 7; https://pandia.ru/text/78/342/images/image013_75.gif" width="109" height="20 src=">;

    в) -529 на (-23); https://pandia.ru/text/78/342/images/image015_72.gif" width="157" height="28 src=">;

    д) 256 на (-15); https://pandia.ru/text/78/342/images/image017_68.gif" width="101" height="23">

    Решение: , https://pandia.ru/text/78/342/images/image020_64.gif" width="123 height=28" height="28">.

    б)

    Решение: , https://pandia.ru/text/78/342/images/image024_52.gif" width="95" height="23">.

    ПРИМЕР 7..gif" width="67" height="27 src="> на17.

    Решение: Введем запись , означающую, что при делении на m числа a, b,c,…d дают один и тот же остаток.

    Следовательно, при любом натуральном k будет

    Но 1989=16124+5. Значит,

    Ответ: Остаток равен 12.

    ПРИМЕР 8. Найдите наименьшее натуральное число, большее 10, которое при делении на 24, 45, и 56 давало бы в остатке 1.

    Ответ: НОК(24;45;56)+1=2521.

    ПРИМЕР 9. Найдите наименьшее натуральное число, которое делится на 7, а при делении на 3, 4 и 5 дает в остатке 1.

    Ответ: 301. Указание. Среди чисел вида 60k + 1 надо найти наименьшее, делящееся на 7; k = 5.

    ПРИМЕР 10. Припишите к 23 по одной цифре справа и слева так, чтобы получившееся четырехзначное число делилось на 9 и на 11.

    Ответ: 6237.

    ПРИМЕР 11. Припишите к числу сзади три цифры так, чтобы полученное число делилось на 7, на 8 и на 9.

    Ответ: 304 или 808. Указание. Число при делении на = 789) дает в остатке 200. Следовательно, если прибавить к нему 304 или 808, оно будет делиться на 504.

    ПРИМЕР 12. Можно ли в трехзначном числе, делящемся на 37, переставить цифры так, чтобы полученное число тоже делилось на 37?

    Ответ: Можно. Указание..gif" width="61" height="24"> также делится на 37. Имеем A = 100a + 10b + c = 37k, откуда c =37k -100a – 10b. Тогда B = 100b +10с + a = 100b +k – 100a – 10b) + a = 370k – 999a, то есть В делится на 37.

    ПРИМЕР 13. Найдите число, при делении на которое числа 1108, 1453,1844 и 2281 дают одинаковый остаток.

    Ответ: 23. Указание. Разность любых двух данных чисел делится на искомое. Значит, нам подходит любой, отличный от 1 общий делитель всевозможных разностей данных

    ПРИМЕР 14. Представьте 19 в виде разности кубов натуральных чисел.

    ПРИМЕР 15. Квадрат натурального числа равен произведению четырех последовательных нечетных чисел. Найдите это число.

    Ответ: .

    ПРИМЕР 16..gif" width="115" height="27"> не делится на 10.

    Ответ: а) Указание. Сгруппировав первое и последнее слагаемое, второе и предпоследнее и т. д., воспользоваться формулой суммы кубов.

    б) Указание..gif" width="120" height="20">.

    4) Найдите все пары натуральных чисел, НОД которых равен 5, а НОК – 105.

    Ответ: 5, 105 или 15, 35.

    ЗАНЯТИЕ 2 (2 часа)

    Тема урока: Метод математической индукции.

    Цель урока: Рассмотреть математические утверждения, требующие доказательства; познакомить учащихся с методом математической индукции; развивать логическое мышление.

    Ход урока

    I . Проверка домашнего задания.

    II . Объяснение нового материала.

    В школьном курсе математики наряду с заданиями «Найти значение выражения» встречаются задания вида: «Доказать равенство». Одним из самых универсальных методов доказательств математических утверждений, в которых фигурируют слова «для произвольного натурального n», является метод полной математической индукции.

    Доказательство при помощи этого метода всегда состоит из трех этапов:

    1) Базис индукции. Проверяется справедливость утверждения для n = 1.

    В некоторых случаях для начала индукции приходится проверять несколько

    начальных значений.

    2) Предположение индукции. Предполагается, что утверждение верно для любого

    3) Индуктивный шаг. Доказывается справедливость утверждения для

    Таким образом, начав с n = 1, на основании доказанного индуктивного перехода получаем справедливость доказываемого утверждения для

    n =2, 3,…т. е. для любого n.

    Рассмотрим несколько примеров.

    ПРИМЕР 1: Доказать, что при любом натуральном n число делится на 7 .

    Доказательство: Обозначим .

    1 шаг..gif" width="143" height="37 src="> делится на 7.

    3 шаг..gif" width="600" height="88">

    Последнее число делится на 7, так как представляет собой разность двух целых чисел, делящихся на 7.

    ПРИМЕР 2: Доказать равенство https://pandia.ru/text/78/342/images/image047_31.gif" width="240" height="36 src=">

    Https://pandia.ru/text/78/342/images/image049_34.gif" width="157" height="47"> получается из заменой n на k = 1.

    III . Решение задач

    На первом уроке из приведенных ниже заданий (№ 1-3) для решения выбираются несколько на усмотрение учителя для разбора на доске. На втором уроке рассматриваются № 4,5; проводится самостоятельная работа из № 1-3; № 6 предлагается как дополнительный, с обязательным решением его на доске.

    1) Докажите, что а) делится на 83;

    б) делится на 13;

    в) делится на 20801.

    2) Докажите, что при любых натуральных n:

    а) делится на 120;

    б) делится на 27;

    в) делится на 84;

    г) делится на 169;

    д) делится на 8;

    е) делится на 8;

    ж) делится на16;

    з) делится на 49;

    и) делится на 41;

    к) делится на 23;

    л) делится на 13;

    м) делится на .

    3) Докажите, что:

    г) ;

    4) Выведите формулу суммы https://pandia.ru/text/78/342/images/image073_23.gif" width="187" height="20">.

    6) Докажите, что сумма членов каждой строки таблицы

    …………….

    равна квадрату нечетного числа, номер которого в строке равен номеру строки от начала таблицы.

    Ответы и указания.

    1) Воспользуемся записью, введенной в примере 4 предыдущего урока.

    а) . Следовательно, делится на 83 .

    б) Поскольку , то ;

    . Следовательно, .

    в) Поскольку , то надо доказать, что данное число делится на 11, 31 и 61..gif" width="120" height="32 src=">. Аналогично доказывается делимость на 11 и 31.

    2) а) Докажем, что данное выражение делится на 3, 8, 5. Делимость на 3 следует из того, что , а из трех последовательных натуральных чисел одно делится на 3..gif" width="72" height="20 src=">.gif" width="75" height="20 src=">. Для проверки делимости на 5 достаточно рассмотреть значения n=0,1,2,3,4.

    Буквенное выражение (или выражение с переменными) — это математическое выражение, которое состоит из чисел, букв и знаков математических операций. Например, следующее выражение является буквенным:

    a + b + 4

    С помощью буквенных выражений можно записывать законы, формулы, уравнения и функции. Умение манипулировать буквенными выражениями — залог хорошего знания алгебры и высшей математики.

    Любая серьезная задача в математике сводится к решению уравнений. А чтобы уметь решать уравнения, нужно уметь работать с буквенными выражениями.

    Чтобы работать с буквенными выражениями, нужно хорошо изучить базовую арифметику: сложение, вычитание, умножение, деление, основные законы математики, дроби, действия с дробями, пропорции. И не просто изучить, а понять досконально.

    Содержание урока

    Переменные

    Буквы, которые содержатся в буквенных выражениях, называются переменными . Например, в выражении a +b + 4 переменными являются буквы a и b . Если вместо этих переменных подставить любые числа, то буквенное выражение a +b + 4 обратится в числовое выражение, значение которого можно будет найти.

    Числа, которые подставляют вместо переменных называют значениями переменных . Например, изменим значения переменных a и b . Для изменения значений используется знак равенства

    a = 2, b = 3

    Мы изменили значения переменных a и b . Переменной a присвоили значение 2 , переменной b присвоили значение 3 . В результате буквенное выражение a+b+4 обращается в обычное числовое выражение 2+3+4 значение которого можно найти:

    Когда происходит умножение переменных, то они записываются вместе. Например, запись ab означает то же самое, что и запись a × b . Если подставить вместо переменных a и b числа 2 и 3 , то мы получим 6

    Слитно также можно записать умножение числа на выражение в скобках. Например, вместо a×(b + c) можно записать a(b + c) . Применив распределительный закон умножения, получим a(b + c)=ab+ac .

    Коэффициенты

    В буквенных выражениях часто можно встретить запись, в которой число и переменная записаны вместе, например 3a . На самом деле это короткая запись умножения числа 3 на переменную a и эта запись выглядит как 3 × a .

    Другими словами, выражение 3a является произведением числа 3 и переменной a . Число 3 в этом произведении называют коэффициентом . Этот коэффициент показывает во сколько раз будет увеличена переменная a . Данное выражение можно прочитать как «a три раза» или «трижды а «, или «увеличить значение переменной a в три раза», но наиболее часто читается как «три a «

    К примеру, если переменная a равна 5 , то значение выражения 3a будет равно 15.

    3 × 5 = 15

    Говоря простым языком, коэффициент это число, которое стоит перед буквой (перед переменной).

    Букв может быть несколько, например 5abc . Здесь коэффициентом является число 5 . Данный коэффициент показывает, что произведение переменных abc увеличивается в пять раз. Это выражение можно прочитать как «abc пять раз» либо «увеличить значение выражения abc в пять раз», либо «пять abc «.

    Если вместо переменных abc подставить числа 2, 3 и 4, то значение выражения 5abc будет равно 120

    5 × 2 × 3 × 4 = 120

    Можно мысленно представить, как сначала перемножились числа 2, 3 и 4, и полученное значение увеличилось в пять раз:

    Знак коэффициента относится только к коэффициенту, и не относится к переменным.

    Рассмотрим выражение −6b . Минус, стоящий перед коэффициентом 6 , относится только к коэффициенту 6 , и не относится к переменной b . Понимание этого факта позволит не ошибаться в будущем со знаками.

    Найдем значение выражения −6b при b = 3 .

    −6b −6×b . Для наглядности запишем выражение −6b в развёрнутом виде и подставим значение переменной b

    −6b = −6 × b = −6 × 3 = −18

    Пример 2. Найти значение выражения −6b при b = −5

    Запишем выражение −6b в развёрнутом виде

    −6b = −6 × b = −6 × (−5) = 30

    Пример 3. Найти значение выражения −5a + b при a = 3 и b = 2

    −5a + b это короткая форма записи от −5 × a + b , поэтому для наглядности запишем выражение −5×a+b в развёрнутом виде и подставим значения переменных a и b

    −5a + b = −5 × a + b = −5 × 3 + 2 = −15 + 2 = −13

    Иногда буквы записаны без коэффициента, например a или ab . В этом случае коэффициентом является единица:

    но единицу по традиции не записывают, поэтому просто пишут a или ab

    Если перед буквой стоит минус, то коэффициентом является число −1 . Например, выражение −a на самом деле выглядит как −1a . Это произведение минус единицы и переменной a. Оно получилось следующим образом:

    −1 × a = −1a

    Здесь кроется небольшой подвох. В выражении −a минус, стоящий перед переменной a на самом деле относится к «невидимой единице», а не к переменной a . Поэтому при решении задач следует быть внимательным.

    К примеру, если дано выражение −a и нас просят найти его значение при a = 2 , то в школе мы подставляли двойку вместо переменной a и получали ответ −2 , не особо зацикливаясь на том, как это получалось. На самом деле происходило умножение минус единицы на положительное число 2

    −a = −1 × a

    −1 × a = −1 × 2 = −2

    Если дано выражение −a и требуется найти его значение при a = −2 , то мы подставляем −2 вместо переменной a

    −a = −1 × a

    −1 × a = −1 × (−2) = 2

    Чтобы не допускать ошибок, первое время невидимые единицы можно записывать явно.

    Пример 4. Найти значение выражения abc при a=2 , b=3 и c=4

    Выражение abc 1×a×b×c. Для наглядности запишем выражение abc a , b и c

    1 × a × b × c = 1 × 2 × 3 × 4 = 24

    Пример 5. Найти значение выражения abc при a=−2 , b=−3 и c=−4

    Запишем выражение abc в развёрнутом виде и подставим значения переменных a , b и c

    1 × a × b × c = 1 × (−2) × (−3) × (−4) = −24

    Пример 6. Найти значение выражения abc при a=3 , b=5 и c=7

    Выражение abc это короткая форма записи от −1×a×b×c. Для наглядности запишем выражение abc в развёрнутом виде и подставим значения переменных a , b и c

    −abc = −1 × a × b × c = −1 × 3 × 5 × 7 = −105

    Пример 7. Найти значение выражения abc при a=−2 , b=−4 и c=−3

    Запишем выражение abc в развёрнутом виде:

    −abc = −1 × a × b × c

    Подставим значение переменных a , b и c

    −abc = −1 × a × b × c = −1 × (−2) × (−4) × (−3) = 24

    Как определить коэффициент

    Иногда требуется решить задачу, в которой требуется определить коэффициент выражения. В принципе, данная задача очень проста. Достаточно уметь правильно умножать числа.

    Чтобы определить коэффициент в выражении, нужно отдельно перемножить числа, входящие в это выражение, и отдельно перемножить буквы. Получившийся числовой сомножитель и будет коэффициентом.

    Пример 1. 7m×5a×(−3)×n

    Выражение состоит из нескольких сомножителей. Это можно отчетливо увидеть, если записать выражение в развёрнутом виде. То есть произведения 7m и 5a записать в виде 7×m и 5×a

    7 × m × 5 × a × (−3) × n

    Применим сочетательный закон умножения, который позволяет перемножать сомножители в любом порядке. А именно, отдельно перемножим числа и отдельно перемножим буквы (переменные):

    −3 × 7 × 5 × m × a × n = −105man

    Коэффициент равен −105 . После завершения буквенную часть желательно расположить в алфавитном порядке:

    −105amn

    Пример 2. Определить коэффициент в выражении: −a×(−3)×2

    −a × (−3) × 2 = −3 × 2 × (−a) = −6 × (−a) = 6a

    Коэффициент равен 6.

    Пример 3. Определить коэффициент в выражении:

    Перемножим отдельно числа и буквы:

    Коэффициент равен −1. Обратите внимание, что единица не записана, поскольку коэффициент 1 принято не записывать.

    Эти казалось бы простейшие задачи могут сыграть с нами очень злую шутку. Часто выясняется, что знак коэффициента поставлен неверно: либо пропущен минус либо наоборот он поставлен зря. Чтобы избежать этих досадных ошибок, должна быть изучена на хорошем уровне.

    Слагаемые в буквенных выражениях

    При сложении нескольких чисел получается сумма этих чисел. Числа, которые складывают называют слагаемыми. Слагаемых может быть несколько, например:

    1 + 2 + 3 + 4 + 5

    Когда выражение состоит из слагаемых, вычислять его намного проще, поскольку складывать легче, чем вычитать. Но в выражении может присутствовать не только сложение, но и вычитание, например:

    1 + 2 − 3 + 4 − 5

    В этом выражении числа 3 и 5 являются вычитаемыми, а не слагаемыми. Но нам ничего не мешает, заменить вычитание сложением. Тогда мы снова получим выражение, состоящее из слагаемых:

    1 + 2 + (−3) + 4 + (−5)

    Не суть, что числа −3 и −5 теперь со знаком минуса. Главное, что все числа в данном выражении соединены знаком сложения, то есть выражение является суммой.

    Оба выражения 1 + 2 − 3 + 4 − 5 и 1 + 2 + (−3) + 4 + (−5) равны одному и тому значению — минус единице

    1 + 2 − 3 + 4 − 5 = −1

    1 + 2 + (−3) + 4 + (−5) = −1

    Таким образом, значение выражения не пострадает от того, что мы где-то заменим вычитание сложением.

    Заменять вычитание сложением можно и в буквенных выражениях. Например, рассмотрим следующее выражение:

    7a + 6b − 3c + 2d − 4s

    7a + 6b + (−3c) + 2d + (−4s)

    При любых значениях переменных a, b, c, d и s выражения 7a + 6b − 3c + 2d − 4s и 7a + 6b + (−3c) + 2d + (−4s) будут равны одному и тому же значению.

    Вы должны быть готовы к тому, что учитель в школе или преподаватель в институте может называть слагаемыми даже те числа (или переменные), которые ими не являются.

    Например, если на доске будет записана разность a − b , то учитель не будет говорить, что a — это уменьшаемое, а b — вычитаемое. Обе переменные он назовет одним общим словом — слагаемые . А всё потому, что выражение вида a − b математик видит, как сумму a + (−b) . В таком случае выражение становится суммой, а переменные a и (−b) становятся слагаемыми.

    Подобные слагаемые

    Подобные слагаемые — это слагаемые, которые имеют одинаковую буквенную часть. Например, рассмотрим выражение 7a + 6b + 2a . Слагаемые 7a и 2a имеют одинаковую буквенную часть — переменную a . Значит слагаемые 7a и 2a являются подобными.

    Обычно подобные слагаемые складывают, чтобы упростить выражение или решить какое-нибудь уравнение. Эту операцию называют приведением подобных слагаемых .

    Чтобы привести подобные слагаемые, нужно сложить коэффициенты этих слагаемых, и полученный результат умножить на общую буквенную часть.

    Например приведём подобные слагаемые в выражении 3a + 4a + 5a . В данном случае, подобными являются все слагаемые. Сложим их коэффициенты и результат умножим на общую буквенную часть — на переменную a

    3a + 4a + 5a = (3 + 4 + 5)×a = 12a

    Подобные слагаемые обычно приводят в уме и результат записывают сразу:

    3a + 4a + 5a = 12a

    Также, можно рассуждать следующим образом:

    Было 3 переменные a , к ним прибавили еще 4 переменные a и ещё 5 переменных a. В итоге получили 12 переменных a

    Рассмотрим несколько примеров на приведение подобных слагаемых. Учитывая, что данная тема очень важна, на первых порах будем записывать подробно каждую мелочь. Несмотря на то, что здесь всё очень просто, большинство людей допускают множество ошибок. В основном по невнимательности, а не по незнанию.

    Пример 1. 3a + 2a + 6a + 8a

    Сложим коэффициенты в данном выражении и полученный результат умножим на общую буквенную часть:

    3a + 2a + 6a + 8a= (3 + 2 + 6 + 8) × a = 19a

    Конструкцию (3 + 2 + 6 + 8) × a можно не записывать, поэтому сразу запишем ответ

    3 a + 2 a + 6 a + 8 a = 19 a

    Пример 2. Привести подобные слагаемые в выражении 2a + a

    Второе слагаемое a записано без коэффициента, но на самом деле перед ним стоит коэффициент 1 , который мы не видим по причине того, что его не записывают. Стало быть, выражение выглядит следующим образом:

    2a + 1a

    Теперь приведем подобные слагаемые. То есть сложим коэффициенты и результат умножим на общую буквенную часть:

    2a + 1a = (2 + 1) × a = 3a

    Запишем решение покороче:

    2a + a = 3a

    2a+a , можно рассуждать и по-другому:

    Пример 3. Привести подобные слагаемые в выражении 2a − a

    Заменим вычитание сложением:

    2a + (−a)

    Второе слагаемое (−a) записано без коэффициента, но на самом деле оно выглядит как (−1a). Коэффициент −1 опять же невидимый по причине того, что его не записывают. Стало быть, выражение выглядит следующим образом:

    2a + (−1a)

    Теперь приведем подобные слагаемые. Сложим коэффициенты и результат умножим на общую буквенную часть:

    2a + (−1a) = (2 + (−1)) × a = 1a = a

    Обычно записывают короче:

    2a − a = a

    Приводя подобные слагаемые в выражении 2a−a можно рассуждать и по-другому:

    Было 2 переменные a , вычли одну переменную a , в итоге осталась одна единственная переменная a

    Пример 4. Привести подобные слагаемые в выражении 6a − 3a + 4a − 8a

    6a − 3a + 4a − 8a = 6a + (−3a) + 4a + (−8a)

    Теперь приведем подобные слагаемые. Сложим коэффициенты и результат умножим на общую буквенную часть

    (6 + (−3) + 4 + (−8)) × a = −1a = −a

    Запишем решение покороче:

    6a − 3a + 4a − 8a = −a

    Встречаются выражения, которые содержат несколько различных групп подобных слагаемых. Например, 3a + 3b + 7a + 2b . Для таких выражений справедливы те же правила, что и для остальных, а именно складывание коэффициентов и умножение полученного результата на общую буквенную часть. Но чтобы не допустить ошибок, удобно разные группы слагаемых подчеркнуть разными линиями.

    Например, в выражении 3a + 3b + 7a + 2b те слагаемые, которые содержат переменную a , можно подчеркнуть одной линией, а те слагаемые которые содержат переменную b , можно подчеркнуть двумя линиями:

    Теперь можно привести подобные слагаемые. То есть сложить коэффициенты и полученный результат умножить на общую буквенную часть. Сделать это нужно для обеих групп слагаемых: для слагаемых, содержащих переменную a и для слагаемых содержащих переменную b .

    3a + 3b + 7a + 2b = (3+7)×a + (3 + 2)×b = 10a + 5b

    Опять же повторимся, выражение несложное, и подобные слагаемые можно приводить в уме:

    3a + 3b + 7a + 2b = 10a + 5b

    Пример 5. Привести подобные слагаемые в выражении 5a − 6a −7b + b

    Заменим вычитание сложение там, где это можно:

    5a − 6a −7b + b = 5a + (−6a) + (−7b) + b

    Подчеркнём подобные слагаемые разными линиями. Слагаемые, содержащие переменные a подчеркнем одной линией, а слагаемые содержащие переменные b , подчеркнем двумя линиями:

    Теперь можно привести подобные слагаемые. То есть сложить коэффициенты и полученный результат умножить на общую буквенную часть:

    5a + (−6a) + (−7b) + b = (5 + (−6))×a + ((−7) + 1)×b = −a + (−6b)

    Если в выражении содержатся обычные числа без буквенных сомножителей, то они складываются отдельно.

    Пример 6. Привести подобные слагаемые в выражении 4a + 3a − 5 + 2b + 7

    Заменим вычитание сложением там, где это можно:

    4a + 3a − 5 + 2b + 7 = 4a + 3a + (−5) + 2b + 7

    Приведем подобные слагаемые. Числа −5 и 7 не имеют буквенных сомножителей, но они являются подобными слагаемыми — их необходимо просто сложить. А слагаемое 2b останется без изменений, поскольку оно единственное в данном выражении, имеющее буквенный сомножитель b, и его не с чем складывать:

    4a + 3a + (−5) + 2b + 7 = (4 + 3)×a + 2b + (−5) + 7 = 7a + 2b + 2

    Запишем решение покороче:

    4a + 3a − 5 + 2b + 7 = 7a + 2b + 2

    Слагаемые можно упорядочивать, чтобы те слагаемые, которые имеют одинаковую буквенную часть, располагались в одной части выражения.

    Пример 7. Привести подобные слагаемые в выражении 5t+2x+3x+5t+x

    Поскольку выражение является суммой из нескольких слагаемых, это позволяет нам вычислять его в любом порядке. Поэтому слагаемые, содержащие переменную t , можно записать в начале выражения, а слагаемые содержащие переменную x в конце выражения:

    5t + 5t + 2x + 3x + x

    Теперь можно привести подобные слагаемые:

    5t + 5t + 2x + 3x + x = (5+5)×t + (2+3+1)×x = 10t + 6x

    Запишем решение покороче:

    5t + 2x + 3x + 5t + x = 10t + 6x

    Сумма противоположных чисел равна нулю. Это правило работает и для буквенных выражений. Если в выражении встретятся одинаковые слагаемые, но с противоположными знаками, то от них можно избавиться на этапе приведения подобных слагаемых. Иными словами, просто вычеркнуть их из выражения, поскольку их сумма равна нулю.

    Пример 8. Привести подобные слагаемые в выражении 3t − 4t − 3t + 2t

    Заменим вычитание сложением там, где это можно:

    3t − 4t − 3t + 2t = 3t + (−4t) + (−3t) + 2t

    Слагаемые 3t и (−3t) являются противоположными. Сумма противоположных слагаемых равна нулю. Если убрать этот ноль из выражения, то значение выражения не изменится, поэтому мы его и уберём. А уберём мы его обычным вычеркиванием слагаемых 3t и (−3t)

    В итоге у нас останется выражение (−4t) + 2t . В данном выражении можно привести подобные слагаемые и получить окончательный ответ:

    (−4t) + 2t = ((−4) + 2)×t = −2t

    Запишем решение покороче:

    Упрощение выражений

    «упростите выражение» и далее приводится выражение, которое требуется упростить. Упростить выражение значит сделать его проще и короче.

    На самом деле мы уже занимались упрощением выражений, когда сокращали дроби. После сокращения дробь становилась короче и проще для восприятия.

    Рассмотрим следующий пример. Упростить выражение .

    Это задание буквально можно понять так: «Примените к данному выражению любые допустимые действия, но сделайте его проще» .

    В данном случае можно осуществить сокращение дроби, а именно разделить числитель и знаменатель дроби на 2:

    Что ещё можно сделать? Можно вычислить полученную дробь . Тогда мы получим десятичную дробь 0,5

    В итоге дробь упростилась до 0,5.

    Первый вопрос, который нужно себе задавать при решении подобных задач, должен быть «а что можно сделать?» . Потому что есть действия, которые можно делать, и есть действия, которые делать нельзя.

    Ещё один важный момент, о котором нужно помнить, заключается в том, что значение выражение не должно измениться после упрощения выражения. Вернемся к выражению . Данное выражение представляет собой деление, которое можно выполнить. Выполнив это деление, мы получаем значение данного выражения, которое равно 0,5

    Но мы упростили выражение и получили новое упрощенное выражение . Значение нового упрощенного выражения по-прежнему равно 0,5

    Но выражение мы тоже попытались упростить, вычислив его. В итоге получили окончательный ответ 0,5.

    Таким образом, как бы мы не упрощали выражение, значение получаемых выражений по-прежнему равно 0,5. Значит упрощение выполнялось верно на каждом этапе. Именно к этому нужно стремиться при упрощении выражений — значение выражения не должно пострадать от наших действий.

    Часто требуется упрощать буквенные выражения. Для них справедливы те же правила упрощения, что и для числовых выражений. Можно выполнять любые допустимые действия, лишь бы не изменилось значение выражения.

    Рассмотрим несколько примеров.

    Пример 1. Упростить выражение 5,21s × t × 2,5

    Чтобы упростить данное выражение, можно отдельно перемножить числа и отдельно перемножить буквы. Это задание очень похоже на то, которое мы рассматривали, когда учились определять коэффициент:

    5,21s × t × 2,5 = 5,21 × 2,5 × s × t = 13,025 × st = 13,025st

    Таким образом, выражение 5,21s × t × 2,5 упростилось до 13,025st .

    Пример 2. Упростить выражение −0,4 × (−6,3b) × 2

    Второе произведение (−6,3b) можно перевести в понятный для нас вид, а именно записать в виде (−6,3)×b , затем отдельно перемножить числа и отдельно перемножить буквы:

    0,4 × (−6,3b) × 2 = 0,4 × (−6,3) × b × 2 = 5,04b

    Таким образом, выражение −0,4 × (−6,3b) × 2 упростилось до 5,04b

    Пример 3. Упростить выражение

    Распишем данное выражение более подробно, чтобы хорошо увидеть, где числа, а где буквы:

    Теперь отдельно перемножим числа и отдельно перемножим буквы:

    Таким образом, выражение упростилось до −abc. Данное решение можно записать покороче:

    При упрощении выражений, дроби можно сокращать в процессе решения, а не в самом конце, как мы это делали с обычными дробями. Например, если в ходе решения мы наткнёмся на выражение вида , то вовсе необязательно вычислять числитель и знаменатель и делать что-то вроде этого:

    Дробь можно сократить, выбирая по множителю в числителе и в знаменателе и сокращать эти множители на их наибольший общий делитель. Другими словами, использовать , в которой мы не расписываем подробно на что был разделен числитель и знаменатель.

    Например, в числителе множитель 12 и в знаменателе множитель 4 можно сократить на 4. Четвёрку храним в уме, а разделив 12 и 4 на эту четвёрку, ответы записываем рядом с этими числами, предварительно зачеркнув их

    Теперь можно перемножить получившиеся маленькие множители. В данном случае их немного и можно перемножить в уме:

    Со временем можно обнаружить, что решая ту или иную задачу, выражения начинают «толстеть», поэтому желательно приучиться к быстрым вычислениям. То, что можно вычислить в уме, нужно вычислять в уме. То, что можно быстро сократить, нужно быстро сокращать.

    Пример 4. Упростить выражение

    Таким образом, выражение упростилось до

    Пример 5. Упростить выражение

    Перемножим отдельно числа и отдельно буквы:

    Таким образом, выражение упростилось до mn .

    Пример 6. Упростить выражение

    Запишем данное выражение более подробно, чтобы хорошо увидеть, где числа, а где буквы:

    Теперь отдельно перемножим числа и отдельно буквы. Для удобства вычислений десятичную дробь −6,4 и смешанное число можно перевести в обыкновенные дроби:

    Таким образом, выражение упростилось до

    Решение для данного примера можно записать значительно короче. Выглядеть оно будет следующим образом:

    Пример 7. Упростить выражение

    Перемножим отдельно числа и отдельно буквы. Для удобства вычисления смешанное число и десятичные дроби 0,1 и 0,6 можно перевести в обыкновенные дроби:

    Таким образом, выражение упростилось до abcd . Если пропустить подробности, то данное решение можно записать значительно короче:

    Обратите внимание на то, как сократилась дробь. Новые множители, которые получаются в результате сокращения предыдущих множителей, тоже допускается сокращать.

    Теперь поговорим о том, чего делать нельзя. При упрощении выражений категорически нельзя перемножать числа и буквы, если выражение является суммой, а не произведением.

    Например, если требуется упростить выражение 5a + 4b , то нельзя записывать следующим образом:

    Это равносильно тому, что если бы нас попросили сложить два числа, а мы бы их перемножали вместо того, чтобы складывать.

    При подстановке любых значений переменных a и b выражение 5a +4b обращается в обыкновенное числовое выражение. Предположим, что переменные a и b имеют следующие значения:

    a = 2 , b = 3

    Тогда значение выражения будет равно 22

    5a + 4b = 5 × 2 + 4 × 3 = 10 + 12 = 22

    Сначала выполняется умножение, а затем полученные результаты складывают. А если бы мы попытались упростить данное выражение, перемножив числа и буквы, то получилось бы следующее:

    5a + 4b = 5 × 4 × a × b = 20ab

    20ab = 20 × 2 × 3 = 120

    Получается совсем другое значение выражения. В первом случае получилось 22 , во втором случае 120 . Это означает, что упрощение выражения 5a + 4b было выполнено неверно.

    После упрощения выражения, его значение не должно изменяться при одних и тех же значениях переменных. Если при подстановке в изначальное выражение любых значений переменных получается одно значение, то после упрощения выражения должно получаться то же самое значение, что и до упрощения.

    С выражением 5a + 4b на самом деле ничего делать нельзя. Оно не упрощается.

    Если в выражении содержатся подобные слагаемые, то их можно сложить, если нашей целью является упрощение выражения.

    Пример 8. Упростить выражение 0,3a−0,4a+a

    0,3a − 0,4a + a = 0,3a + (−0,4a) + a = (0,3 + (−0,4) + 1)×a = 0,9a

    или покороче: 0,3a − 0,4a + a = 0,9a

    Таким образом, выражение 0,3a−0,4a+a упростилось до 0,9a

    Пример 9. Упростить выражение −7,5a − 2,5b + 4a

    Чтобы упростить данное выражение можно привести подобные слагаемые:

    −7,5a − 2,5b + 4a = −7,5a + (−2,5b) + 4a = ((−7,5) + 4)×a + (−2,5b) = −3,5a + (−2,5b)

    или покороче −7,5a − 2,5b + 4a = −3,5a + (−2,5b)

    Слагаемое (−2,5b) осталось без изменений, поскольку его не с чем было складывать.

    Пример 10. Упростить выражение

    Чтобы упростить данное выражение можно привести подобные слагаемые:

    Коэффициент был для удобства вычисления.

    Таким образом, выражение упростилось до

    Пример 11. Упростить выражение

    Чтобы упростить данное выражение можно привести подобные слагаемые:

    Таким образом, выражение упростилось до .

    В данном примере целесообразнее было бы сложить первый и последний коэффициент в первую очередь. В этом случае мы получили бы короткое решение. Выглядело бы оно следующим образом:

    Пример 12. Упростить выражение

    Чтобы упростить данное выражение можно привести подобные слагаемые:

    Таким образом, выражение упростилось до.

    Слагаемое осталось без изменения, поскольку его не с чем было складывать.

    Данное решение можно записать значительно короче. Выглядеть оно будет следующим образом:

    В коротком решении пропущены этапы замены вычитания сложением и подробная запись, как дроби приводились к общему знаменателю.

    Ещё одно различие заключается в том, что в подробном решении ответ выглядит как , а в коротком как . На самом деле, это одно и то же выражение. Различие в том, что в первом случае вычитание заменено сложением, поскольку в начале когда мы записывали решение в подробном виде, мы везде где можно заменили вычитание сложением, и эта замена сохранилась и для ответа.

    Тождества. Тождественно равные выражения

    После того, как мы упростили любое выражение, оно становится проще и короче. Чтобы проверить, верно ли упрощено выражение, достаточно подставить любые значения переменных сначала в предыдущее выражение, которое требовалось упростить, а затем в новое, которое упростили. Если значение в обоих выражениях будет одинаковым, то выражение упрощено верно.

    Рассмотрим простейший пример. Пусть требуется упростить выражение 2a × 7b . Чтобы упростить данное выражение, можно по отдельности перемножить числа и буквы:

    2a × 7b = 2 × 7 × a × b = 14ab

    Проверим верно ли мы упростили выражение. Для этого подставим любые значения переменных a и b сначала в первое выражение, которое требовалось упростить, а затем во второе, которое упростили.

    Пусть значения переменных a , b будут следующими:

    a = 4 , b = 5

    Подставим их в первое выражение 2a × 7b

    Теперь подставим те же значения переменных в выражение, которое получилось в результате упрощения 2a×7b , а именно в выражение 14ab

    14ab = 14 × 4 × 5 = 280

    Видим, что при a=4 и b=5 значение первого выражения 2a×7b и значение второго выражения 14ab равны

    2a × 7b = 2 × 4 × 7 × 5 = 280

    14ab = 14 × 4 × 5 = 280

    То же самое произойдет и для любых других значений. Например, пусть a=1 и b=2

    2a × 7b = 2 × 1 × 7 × 2 =28

    14ab = 14 × 1 × 2 =28

    Таким образом, при любых значениях переменных выражения 2a×7b и 14ab равны одному и тому же значению. Такие выражения называют тождественно равными .

    Делаем вывод, что между выражениями 2a×7b и 14ab можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению.

    2a × 7b = 14ab

    Равенством называют любое выражение, которые соединено знаком равенства (=).

    А равенство вида 2a×7b = 14ab называют тождеством .

    Тождеством называют равенство, которое верно при любых значениях переменных.

    Другие примеры тождеств:

    a + b = b + a

    a(b+c) = ab + ac

    a(bc) = (ab)c

    Да, законы математики, которые мы изучали, являются тождествами.

    Верные числовые равенства также являются тождествами. Например:

    2 + 2 = 4

    3 + 3 = 5 + 1

    10 = 7 + 2 + 1

    Решая сложную задачу, чтобы облегчить себе вычисление, сложное выражение заменяют на более простое выражение, тождественно равное предыдущему. Такую замену называют тождественным преобразованием выражения или просто преобразованием выражения .

    Например, мы упростили выражение 2a × 7b , и получили более простое выражение 14ab . Это упрощение можно называть тождественным преобразованием.

    Часто можно встретить задание, в котором сказано «докажите, что равенство является тождеством» и далее приводится равенство, которое требуется доказать. Обычно это равенство состоит из двух частей: левой и правой части равенства. Наша задача состоит в том, чтобы выполнить тождественные преобразования с одной из частей равенства и получить другую часть. Либо выполнить тождественные преобразования с обеими частями равенства и сделать так, чтобы в обеих частях равенства оказались одинаковые выражения.

    Например, докажем, что равенство 0,5a × 5b = 2,5ab является тождеством.

    Упростим левую часть этого равенства. Для этого перемножим числа и буквы по отдельности:

    0,5 × 5 × a × b = 2,5ab

    2,5ab = 2,5ab

    В результате небольшого тождественного преобразования, левая часть равенства стала равна правой части равенства. Значит мы доказали, что равенство 0,5a × 5b = 2,5ab является тождеством.

    Из тождественных преобразований мы научились складывать, вычитать, умножать и делить числа, сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, а также упрощать некоторые выражения.

    Но это далеко не все тождественные преобразования, которые существуют в математике. Тождественных преобразований намного больше. В будущем мы ещё не раз в этом убедимся.

    Задания для самостоятельного решения:

    Понравился урок?
    Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

    Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

    Сбор и использование персональной информации

    Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

    От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

    Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

    Какую персональную информацию мы собираем:

    • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

    Как мы используем вашу персональную информацию:

    • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
    • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
    • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
    • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

    Раскрытие информации третьим лицам

    Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

    Исключения:

    • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
    • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

    Защита персональной информации

    Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

    Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

    Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.