Организация и методика проведения занятий на дрессировочной площадке. Дрессировка. Планирование времени занятия (тайминг)

Для человека, любящего собак, лучшего занятия не найти, чем то, которое связанно с четвероногими любимцами. Правда, одной любви для серьезного занятия воспитанием и дрессировкой собак мало. Необходимы определенные знания и большой опыт общения с этими умными и благородными животными. Каждая собака имеет свой характер, темперамент и способности к обучению. Неверно думать, что эти качества зависят только от породы или возраста животного. Даже беспородные звери способны обучаться, вести себя в обществе не хуже, чем самые титулованные псы.

Вообще, профессию человека, который умеет профессионально дрессировать собак, называют кинологом. Кроме этого, он досконально знает физиологию животных, умеет за ними ухаживать, кормить, сводить. Кинологи, в свою очередь, делятся на более узких специалистов: кинолог-инструктор, фигурант и хендлер.

  1. Первый специалист – это самый совершенный уровень. Кинолог-инструктор обладает всеми знаниями, которые позволяют подготовить собаку для сторожевой функции, поисковой или просто приучить животное к послушанию.
  2. Фигуранты обучают выполнять защитно-патрульную функцию.
  3. Хендлеры научат питомца и хозяина правильно вести себя на выставках, красиво двигаться в ринге, показать все свои достоинства с самой лучшей стороны.

Бизнес на дрессировке домашних питомцев хорош тем, что кроме собственных знаний и опыта инструктора, не требуется других вложений. Площадкой для занятий может стать городской парк, спортивная площадка или просто улицы города. Хозяева собак прекрасно знают, что найти хорошего специалиста, которому можно было бы доверить любимца, очень сложно. Конкуренция на рынке услуг в кинологии минимальная.

С чего начать дрессировку собак?

Общий курс послушания и защита

Самой популярной породой для целей охраны является немецкая овчарка. Это животное обладает очень высоким интеллектом, но его важно правильно скорректировать, направить в нужное человеку русло. Кроме охраны и защиты овчарка прекрасно справляется с функцией поиска и охоты. Именно поэтому овчарки чаще всего привлекаются для выполнения военных заданий и в полиции. Частные владельцы этой замечательной породы, когда приобретают щенка, понимают, что со временем из него вырастет крупное и сильное животное. Поэтому важно правильно воспитать овчарку, чтобы она не принесла вред ни ему, ни окружающим.

Дрессировка немецких овчарок по самой простой программе называется – ОКД (общий курс дрессировки). Его изначально применяли только в советской армии. Состоит программа из комплекса команд на послушание и специальных, о которых поговорим чуть ниже. Послушание – это обязательная программа не только для овчарок. Команды, которые помогут безболезненно существовать с четвероногим другом в городской среде, лучше знать каждой собаке. Это сделает общение животного, хозяина и окружающих людей более комфортным. Специальные команды – это преодоление препятствий и апортирование. Они редко пригодятся на практике. Недостатком ОКД специалисты считают невозможность проведения занятий овчарок в городской среде. Обученная и послушная на площадке собака может растеряться в большом городе при скоплении людей.

Еще один норматив в спортивном направлении – ЗКС. Он расшифровывается как защитно-караульная служба. Это более широкая и сложная программа, которая предусматривает дальнейшее использование собак для выполнения специальных функций (розыскных, сторожевых, караульных, конвойных). В советское время, к разведению допускались только собаки, которые прошли ОКД и ЗКС.

Социальные и развлекательные программы

Среди кинологов есть понятие - трюковая или цирковая дрессировка собак. Она проводится на базе вышеописанного курса ОКД. Целью обучения является выполнение животным всех трюков, которые мы привыкли видеть в цирке: «змейка», «кульбит», «испанский шаг», «поклон», движение задом наперед и прочее. После окончания курса трюковая дрессировка даст возможность поставить номер, с которым обычно выступают на детских праздниках, корпоративах и прочих увеселительных мероприятиях.

Канис-терапия – это направление, которым серьезно начали заниматься отечественные кинологи совсем недавно. Она включает в себя социализацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями при помощи собак. По окончании программы животное может выполнять функции:

  • Поводыря;
  • Пожарного;
  • Спасателя на водах;
  • Пет-терапевта.

Прежде чем перейти к обучению, животные проходят тщательный отбор, тестируются. В обучении принимают участие не только кинологи, а и психологи. Отдельно нужно сказать о пет-терапии, которая успешно применяется на западе для лечения детей с аутизмом, ДЦП, сердечно-сосудистыми заболеваниями. В России такой вид лечения только развивается, а значит, имеет хорошие перспективы.

Спортивные виды дрессировки

Аджилити – это вид дрессировки, который с удовольствием выполняют и питомец, и его хозяин. Для занятий абсолютно не важна порода четвероногого питомца. К игровым видам дрессировки можно причислить фрисби. Смысл состязаний в том, чтобы животное ловило и приносило хозяину по очереди брошенные тарелки. Занятия построены в виде игры, а лакомство для собак при такой веселой дрессировке – залог успеха. На моменте поощрения стоит остановиться отдельно. Любое лакомство должно соответствовать нескольким критериям:

  1. Оно должно нравиться животному;
  2. Лакомство не должно вредить животному;
  3. В повседневной жизни собака не должна его получать;
  4. Кусочки должны быть одинакового размера и не требовать долгого пережевывания.

Лакомство чаще всего – это кусочки вареного мяса, сыр, сухарики. Готовые смеси сухих кормов для дрессировок продаются также в зоомагазинах.

Как видим, направлений в кинологии сегодня много. Каждый хозяин хочет иметь воспитанную собаку, а некоторым нужно только помочь научиться общаться с питомцем. Занятия можно проводить в группах и индивидуально. В любом случае услуги хорошего кинолога всегда ценились и ценятся высоко. Какое бы направление и форму занятий ни избрал для себя специалист, он никогда не останется без заработка.

Программы обучения служебных собак всех видов использования охватывают две основные группы приемов.

1. Первая представляет собою воспитательно-дисциплинарный цикл, так называемое «общее послушание», в котором собран весь комплекс перечисленных нише приемов общевоспитательного и дисциплинарного характера:

1) приучение к кличке, 2) приучение к ободряющим и поощряющим интонациям, 3) подход, 4) апортировка, 5) прыжки, б) лестница, 7) подача голоса, 8) ускорение темпа действий, 9) общее развитие активности, подвижности и злости (при надобности), 10) свободное состояние собаки, 11) не боязнь выстрелов, 12) приучение к поводку и ошейнику, 13) приучение к угрожающим интонациям, 14) запрещение, 15) хождение рядом, 16) посадка, 17) укладка, 18) воспитание общей выдержки, 19) апортировка, (редкие случаи приучения к апортировке путем принуждения), 20) замедление темпа действий, 21) общее воспитание безотказности в выполнении приемов (принуждение).

2. Вторая группа приемов охватывает цикл специальных, сложных приемов, которые будут рассмотрены далее при обучении различным видам работ.

2. Условия, облегчающие и усложняющие работу

На успешность работы влияют:

1) взаимоотношения собаки и дрессировщика;

2) состояние собаки;

3) условия окружающей среды.

2. 1. Взаимоотношения собаки и дрессировщика

Дрессировщику необходимо прежде всего учитывать физическое здоровье и психическое состояние собаки.

В первом случае поведение собаки вызывается обычно следующими причинами: 1) неумелое и грубое обращение дрессировщика; 2) несоразмерная с характером собаки дача сильных раздражителей, вызывающих страх у собаки; 3) влияние погоды; 4) передрессировка; 5) физическая усталость собаки.

2. 2. Состояние собаки

Во втором случае поведение обуславливается: 1) наступлением течки (как для кобелей, так и для сук, но для последних в меньшей мере); 2) чрезмерным одомашниванием строевой собаки, действующим на нее отрицательно.

Кроме того, условия содержания, план занятий и порядок их проведения должны предупреждать возможность вредного влияния на состояние собаки.

2. 3. Условия окружающей среды

Лучшим временем для работы является раннее утро: чистый воздух, отсутствие отвлечений и свежесть сил собаки - все это способствует успешности работы. Летняя жара изнуряюще действует на собаку, в связи с чем и надлежит начинать тренировку рано утром или под вечер, переходя затем на занятия при более жаркой погоде. Собаки акклиматизированные, с организмом, приспособленным к переносу жары, могут ставиться в более затруднительные условия работы.

Температура

Сильный холод и особенно сильная жара относятся к группе сильнейших отвлечений физиологического характера, тормозя у собаки заинтересованность к работе и стремление к достижению результата.

Ввиду отсутствия потовых желез у собаки, она в жаркую погоду сравнительно быстро теряет выносливость и становится вялой. От этого может несколько предохранить подача более сильных раздражителей. Но только путем постепенного закаливания организма можно привить собаке безотказность выполнения работы при любой температуре.

При определении способности собаки для работы при данной температуре необходимо учесть ее акклиматизацию. Работа с собаками возможна при следующих средних температурах: для обучающихся собак - от 12" до 15" тепла, и до 10" холода (при отсутствии ветра); для строевых собак: до 25" тепла, и до 15" - 20" холода.

Ветер

Особое значение он имеет при работе собаки по следу или по «усилителю». Ветры должны быть рассматриваемы по: 1) направлению; 2) характеру; 3) силе.

По направлению ветер бывает: попутный, встречный, боковой и угловой. По характеру: благоприятный (южный и западный) и неблагоприятный (северный и восточный - в зимний период).

Для сохранения следа чрезвычайно важное значение имеет сила ветра: чем слабее ветер, тем лучше удерживается запах (молекулы запаха) на следе и наоборот.

Следовую работу больше всего затрудняет боковой ветер: он отводит молекулы запаха со следа под углом в сторону, что заставляет собаку отклоняться, иногда очень значительно, от правильного направления, резать углы, забегать вперед и делать проскачки. Ориентировка в данном случае для собаки трудна, так как ее внимание отвлекается молекулами запаха, рассеивающимися в воздухе, что и сбивает собаку с правильного направления. При встречном ветре (особенно на коротких следах) молекулы, идя по воздуху навстречу носу собаки, заставляют собаку прибегать к верхнему чутью, что усложняет работу и сбивает собаку со следа.

Попутный ветер уносит вперед весь запах, находящийся в воздухе, оставляя его исключительно на самом следу (почве). Легкий попутный ветер является наиболее удачным для работы по чутью - он заставляет собаку пользоваться исключительно нижним чутьем.

Почва

При работе по следу почва является держателем молекул запаха, оставленного на следе. Благо приятными почвами можно назвать: а) влажную, б) взрыхленную (чернозем), в) луговую, г) пресную, д) глинистую, ж) торфяную, з) снежный покров. Неблагоприятные почвы следующие: а) сухая дорога, б) каменистая, в) песчаная, болотистая (залитая водой).

Пыль и мелкий песок в жаркую погоду забивают поры обонятельных путей собаки, вследствие чего у нее притупляется ощущение запаха.

Лучшей почвой можно считать луговую (трава удерживает молекулы запаха) со следом, проложенным по росе, худшей - пыльную дорогу жарким днем. Влажная почва способствует «отяжелению», набуханию молекул запаха, делая их более стойкими.

При почвах, удерживающих молекулы запаха (благоприятных), влияние температуры не имеет резко доминирующего значения и, наоборот, при почвах, не удерживающих распространение запаха (неблагоприятных), влияние температуры чрезвычайно усложняет и затрудняет работу.

Характер местности

Ровная местность облегчает работу собаки; сильно пересеченная - осложняет ее. Близость озера или реки освежает атмосферу и также облегчает работу. Мелкие кустарники развивают у собаки активность в поиске. Сильно изменяющийся рельеф и характер местности полезен, он вызывает и развивает активность поиска, но должен быть вводим лишь после работы по сравнительно ровной местности.

Перемена места работы при тренировке необходима, ибо смена впечатлений вызывает большую заинтересованность, а следовательно, и более энергичную работу.

Населенность местности и движение по ней являются отвлечениями внешнего мира, соответственно чему дрессировщик в данном отношении и строит свою работу (см. отвлечения).

Состояние погоды

Свежая атмосфера облегчает работу; наоборот, напряженность в атмосфере (например, перед грозой) вызывает упадок деятельности собаки и подавленность.

Для работы активных и энергичных собак мелкий дождь значения почти не имеет. Собака со слабой конституцией может при дожде, а также и при снеге отказаться от работы. Легкий ветер освежает собаку, особенно в жаркие дни, но влияет на степень сохраненности следа. Встречные и сильные ветры мешают работе, затрудняя дыхание собаки и поднимая молекулы запаха.

Отвлечения

Голод, половой инстинкт, боль, шум толпы, железная дорога, выстрел, шум ветра, лучей прожектора т. п.

Борьба с отвлечениями физиологического характера безусловно значительно труднее, чем с от влечениями общего порядка, так как они являются непосредственными раздражителями, вызывающими сильнейшие врожденные реакции, а по тому и требуют более сильных заглушителей с большим количеством повторений.

Вначале начинают вводить отвлечения общего порядка, переходя от слабых к более сильным, строя дрессировку с таким расчетом, чтобы влияние дрессировщика было сильнее идущих отвлечений. После приучения собаки к работе при отвлечениях общего порядка начинают понемногу вводить отвлечения физиологического характера (занимаются с недокормленной собакой, в жару), и т. д.

Наконец должна быть учтена сила раздражителя. При разработке приема надо подумать, какие раздражители и в какой мере следует дать, чтобы собака, хотя бы в начальной примитивной форме, выполнила требуемое действие. Если данный раздражитель не вызывает желаемой реакции, дается более сильный раздражитель. Например, если собака не прыгает через барьер, где возбудителем прыжка был разбег дрессировщика, то дрессировщик, уходя от сидящей собаки на другую сторону барьера, зовет ее, вызывая инстинктивное следование собаки за хозяином. Если и этого недостаточно, то для злобной собаки прыжок может быть вы зван натравливанием собаки на помощника, возбуждающего собаку на другой стороне барьера, или на переброшенную через барьер кость.

3. Основные ошибки дрессировщика

К основным ошибкам нужно отнести:

1) нерешительность тона дрессировщика;

2) неумелое и однообразное распределение приемов на уроке, вызывающих скуку и вялость у собак;

3) отсутствие навыка в умелом поощрении за исполнение и правильном воздействии за неисполнение приема;

4) неправильное техническое построение приема.

4. Взаимоотношения дрессировщика и собаки

1. В основе взаимоотношений должна преобладать доброта. Товарищеской игрой устанавливается первое доверие собаки к дрессировщику.

2. Мягкое, спокойное и ровное обращение с собакой служит первым шагом к сближению.

3. Отчетливость подачи приказаний и настойчивость требований должны быть также отнесены к положительным качествам дрессировщика.

4. Когда прием выполнен, всегда применяются мягкие и ласковые тона дрессировщика.

5. В решительный же момент уступки быть не - может иначе авторитет дрессировщика будет не медленно потерян.

6. Наконец важными факторами правильных взаимоотношений является терпение и систематичность в работе.

7. Бессистемное построение приемов нарушает правильные взаимоотношения человека и собаки.

5. Дополнительные указания по методике проведения практических занятий с собакой

1) С собакой следует заниматься 2 раза в день - утром и вечером. Нужно помнить, что иногда пятнадцать минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и непродуманных занятий. Приятные и неприятные упражнения нужно чередовать. Если интерес к работе у собаки пропадает, то занятия нужно прекратить, стремясь к тому, чтобы к их окончанию собака сохранила прежнюю заинтересованность в достижении результата.

2) То, что пригодно и необходимо для одной собаки, совершенно не нужно для другой. Дрессировщик должен сам, в зависимости от индивидуальных особенностей своей собаки, изобретать (продумывать) полезные раздражители, вызывающие желаемые ответные действия.

3) Перед практической проработкой любого из приемов обучения собаки дрессировщик должен предварительно продумать: а) какие дать непосредственные раздражители, дабы заставить собаку выполнить, хотя бы и примитивно, желаемое действие; б) какие дать к этому приему условные (замещающие) раздражители; в) какие могут возникнуть нежелательные связи при проработке этого приема, в зависимости от обстановки и условий работ; г) какие, когда и как нужно вводить отвлечения; д) как и когда нужно постепенно переходить от облегченных условий работы к усложненным (ветер, почва, температура и т. д.).

4) Начинать проработку приемов специального цикла нужно, основываясь на заинтересованности собаки и ее естественном стремлении к удовлетворенности. Закреплять прием следует путем кон траста принуждений (повышенных интонаций) и поощрений за выполнение.

5) В первые дни дрессировки необходимо под ходить к собаке без излишних «уставных формальностей и допускать известные элементы игры, даже, свободы, оперируя главным образом инстинктами собаки, лишь постепенно переходя на сдерживающие начала.

6) Линия наименьшего сопротивления является грома ной опасностью для дела, что выражается обычно в ежедневных повторениях легких задач.

Нельзя, например, тренируя собаку по следу, изо дня в день посылать ее на поиск сейчас же вслед за ушедшим прокладчиком - надо постепенно увеличивать время пуска собаки. Нельзя также при воспитании у собаки выдержки отходить всегда на одно и то же незначительное расстояние, удовлетворяясь четким выполнением собакой приема в этих условиях и забывая о необходимой шлифовке, уточнении и усложнении заданий. Это чрезвычайно опасное явление совершенно недопустимо при работе по чутью, а также по связи и вообще при работе по специальным приемам.

7) Изо дня в день требования должны повышаться. Их приостановка допускается лишь для закрепления данного усложнения. Только при такой постановке дела служебная собака, в конечном итоге, будет в полной мере удовлетворять своему назначению.

8) Необходимо отметить чрезвычайно ответственную роль помощников в дрессировке. По чах своей работы. Вместе с тем, от помощника требуется большая опытность и натренированность в целом ряде приемов специального назначения, на пример, при охране, отказе от корма, работе на выстрел, следовой и связной работе, обыске местности и пр., так как от его действия зачастую зависят успешность подготовки или срыв работы.

9) Еще до начала дрессировки следует создать нормальные взаимоотношения дрессировщика и собаки. Нормальными взаимоотношениями считаются такие, когда дрессировщик не боится собаки, устраивает с ней игры и прогулки, наблюдает и анализирует ее характер, а собака привыкает к нему и относится с полным доверием. В силу этих соображений, необходимо обратить особое внимание на отбор людей и собак.

10) Грубейшей ошибкой дрессировщиков является недостаточная реальность инсценировки обстановки специальных работ. Нельзя, например, допускать, чтобы после проработки следа дрессировщик и прокладчик следа возвращались и весело разговаривали на глазах собаки. Подобное явление недопустимо и при охране вещей и вообще во всех специальных приемах обучения, так как они сильно понижают у собаки стимул работы на человека, отнимают у нее естественность разрядки, естественность удовлетворения, дискредитируют серьезность работы и понижают в целом активность собаки в проработке трудных заданий. Дрессировщики должны всемерно избегать этих явлений, помня, что потеря стимула к работе равносильна гибели дела.

11) При дрессировке приходится наблюдать чрезвычайно интересный момент так называемого перелома в работе, т. е. период падения общей активности собаки и ее заинтересованности в работе.

Это объясняется тем, что прием перестал быть новым для собаки, «приелся» ей и потерял свою ост роту (новизну раздражителя). С другой стороны прием еще не «механизирован», т. е. безотказность его выполнения недостаточно выдрессирована. При переломе действия собаки внешне похожи на действия передрессированной собаки.

При наступлении перелома (он почти неизбежен) дрессировщик не должен теряться. Нужен небольшой перерыв в занятиях по этим приемам (3 - 4 дня), перенесение занятий в другую обстановку, активизация даваемых раздражителей. Все поднимает угасающую заинтересованность, а повышение требований (усиленные интонации) и последовательность в работе создадут, в конце концов нужный автоматизм и безотказность в выполнении заданий. После этого период перелома можно считать оконченным.

12) Как известно, жара является одним из сильнейших тормозов физиологического характера. Она притупляет активность и заинтересованность собаки, парализуя ее стремление к достижению результата. В таких случаях необходимо, с одной стороны, перенести регулярные занятия на вечер или на раннее утро, вскоре после рассвета, а с другой, - в жаркое время дня следует начать производить небольшие прогулки, приучая этим собаку к жаре. Спустя несколько дней, необходимо начать делать во время этих прогулок 5 - 10 минутные упражнения (сначала в тени). Постепенно, по мере закрепления приемов обучения и безотказности их выполнения, занятия можно передвинуть на более жаркое время дня, в целях тренировки собаки.

13) На первый взгляд, казалось бы странным делать попытку к увязке работы по чутью с проблемой питания собак, но эта увязка бесспорно есть. Не только чистота экстерьера, но и служебные качества собаки зависят от правильно налаженного питания. Так, жирная, с плохим обменом веществ, собака будет отказываться от работы по чутью при жаре. Быстрая усталость, слабость мышц, плохое сердце и затрудненная работа легких отражаются на психике животного, понижая служебные качества, т. е. тормозя в целом работу. Вывод ясен: при плохих физических качествах, являющихся результатом неправильного содержания, питания и других факторов, дрессировщик не должен рассчитывать на полноценность служебных качеств собаки.

14) При тренировке собаки, учитывая современные условия, необходимо воспитать безотказность ее работы непосредственно под огнем. Инсценировки при холостых выстрелах не могут создать нужного эффекта, Жужжание пуль и завывание летящей шрапнели в бою действует на нервную систему собаки совершенно по-другому, нежели выстрелы на маневрах. Правда, казалось бы, что свист пуль не должен отражаться на психике собаки, ибо последняя не знает значения этого свиста.

Но здесь дело в другом. Необычность и неизвестность, а поэтому непонятность явления являются причинами безотчетного инстинктивного животного страха. В силу этих соображений, необходимо вводить ознакомление собак с действительным огнем. Это важно, как и ночные занятия с действием прожекторов и ракет.

15) Необходимо избегать перегрузки собак работой. От утомления собака теряет интерес к работе этот главнейший фактор дрессировки. При таких обстоятельствах следует давать отдых собаке, периодически прерывая занятия на 3 - 4 дня, устраивая в эти дни купание, прогулки и игры.

Практики-дрессировщики прекрасно знают это, отводя один день в неделю на отдых, чтобы не допустить перегрузки в занятиях.

Опытные дрессировщики перед испытанием собак 1 - 2 дня совершенно не ведут занятий и полу чают в подавляющем большинстве случаев превосходные результаты: собака четко и с охотой исполняет требуемые приемы.

16) Беря в дрессировку молодую собаку, необходимо всегда обращать особое внимание на возраст щенка. Естественная неустойчивость, чрезмерная возбудимость и проявления пассивно оборонительных реакций присущи именно молодой собаке, даже в возрасте 10-12 мес. Они являются Результатом «неполноценности» щенка. В это время еще трудно говорить о разных типах нервной деятельности молодых собак; правильнее будет говорить об одном типе - типе неустойчивом (времен но), с преобладанием оборонительного инстинкта в пассивной форме. По мере роста, а главное, при индивидуальном прикреплении, щенок формируется быстрее «психически». Это объясняется тем, что имевшаяся ранее «неполноценность» восполняется «защитой» и «заботливостью» при индивидуальном прикреплении щенка к дрессировщику.

В силу указанных выше соображений, нельзя слепо браковать «трусливую» молодую собаку; нужно всегда учитывать, что в данном случае «трусость» присуща щенячьему возрасту.

17) Следует помнить, что во всех случаях в качестве условного раздражителя применяется не один изолированный жест дрессировщика, не одно звуковое сочетание (команда), а сложный (синтетический) раздражитель: команда + жест + поза + выражение лица + интонация. В силу этого дрессировщик при общении с собакой должен быть особенно внимательным к своему поведению.

18) Для некоторых, по тем или иным причинам «неполноценных» собак, может быть в целом ряде приемов рекомендован, так называемый, способ перенимания. Сущность его заключается в следующем: на глазах собаки, которая почему-либо не выполняет желаемого действия, например, не дает лая по команде «голос», - сажается другая, хорошо работающая собака. Дрессировщик, требуя от нее выполнения данного приема, по выполнении его щедро вознаграждает собаку. Все это должно происходить на глазах другой собаки. После 2 - 3 упражнений дрессировщик делает попытку работать и с отстающей собакой.

Обычно способ перенимания значительно облегчает работу с отстающими животными. Но здесь нужно указать, что чрезмерно длительное упражнение такого рода вызывает у отстающей собаки излишнюю нервозность. Поэтому не рекомендуется делать более 3-4 попыток подобного рода, и то через день.

19) Условные связи вырабатываются не только в часы занятий, но и в течение всей жизни животного. Серьезно и четко следует относиться к собаке и вне занятий. Ни в коем случае нельзя бравировать выработанными приемами (так например злоупотребление командой «фас» или натравливание на своих товарищей ведут обычно к неврозам и срывам).

6. Взаимоотношения приемов обучения

В специальной литературе служебного собаководства мы обычно встречаем более-менее полную техническую проработку того или иного приема, вопрос же о взаимной увязке приемов обучения почти не освещался в печати. Между тем этот вопрос имеет исключительное значение для всей дрессировки в целом. При подготовке собаки любой специальности все приемы обучения тесно увязаны между собой и вытекают один из другого. Простые приемы в большей своей части являются вспомогательными в проработке сложных приемов и входят в них составными элементами.

Схематично охарактеризовать взаимоотношения приемов между собой можно в таком виде: на одном из первых мест по своему значению нужно отметить апортировку. Еще в период воспитания щенка необходимо прививать ему заинтересованность, любовь к апорту. Собака должна сродниться с ним, стремительно бросаясь за брошенным апортом. Этим будет заложен достаточно крепкий фундамент для последующей работы. Если мы бросим апорт в кусты, заинтересованная собака начнет искать его. На этой основе мы, прежде всего и будем развивать у данной собаки общий интерес к поиску.

Если помощник будет пытаться отнять лежащий около собаки ее апорт, собака будет охранять его лучше, нежели другую вещь, т. е. ей ясна цель охраны. Если чужой человек унесет ее апорт, то цель поиска и принюхивания к следу ушедшего человека будет также четка и ясна для собаки.

Направление поиска собаки будет связываться с направлением руки, бросающей на глазах собаки апорт. То же самое потребуется для выработки зигзагообразных пробегов при обыске местности. Все установки охраны, поиска, сторожовки и прочих приемов будут прорабатываться легко, если у собаки воспитана достаточная любовь к апорту.

В равной мере устройство для маленьких щенков небольших лесенок и барьерчиков даст возможность легко перейти впоследствии к нормальной лестнице и барьеру.

Пробная, первоначальная охрана на привязи любимого апорта разовьет общую злобу, а, следовательно, и интерес к активному задержанию после попыток отнять вещь.

Стремление к задержанию убегающего послу жит основой для развития активного обыска местности, когда убегающий скрывается в кустарнике. Выборка по чутью своих вещей в качестве вспомогательного упражнения послужит основой для выборки чужих вещей. Дача голоса по команде будет использована путем облаивания найденных вещей при обыске местности и в ряде других работ.

Дрессировщик должен знать взаимоотношения приемов обучения между собой, учитывая, что один испорченный прием (как например, апортировка) может оттянуть и исковеркать нормальное развитие целого ряда последующих сложных приемов (поиска, охраны и т. д.).

Все это указывает на необходимость тщательной увязки приемов. Еще лучше, если дрессировщик продумает и составит примерную схему последовательности ввода приемов обучения.

Техника дрессировки служебных собак Сахаров Николай Алексеевич

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Из книги Справочник. Дрессировка собак автора Крузерман Г В

5. Дополнительные указания по методике проведения практических занятий с собакой 1) С собакой следует заниматься 2 раза в день - утром и вечером. Нужно помнить, что иногда пятнадцать минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и непродуманных

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация (с иллюстрациями) автора Субботин А В

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация автора Субботин А В

Из книги Среднеазиатская овчарка автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Распространенные ошибки при дрессировке собак Кроме перечисленных основных ошибок при обучении собаки той или иной команде, существует ряд распространенных среди владельцев собак просчетов, недоработок и ошибочных действий по отношению к питомцу: дрессировка собаки

Из книги Собаки от А до Я автора Рычкова Юлия Владимировна

Примерный тест на выносливость для служебных собак (по программе общества немецкой овчарки) Собака должна пробежать рысью 20 км. Судья двигается вместе с группой сопровождения, чтобы отслеживать прохождение всего маршрута. В течение 5-минутного отдыха, разрешенного после

Из книги Дрессируем собаку автора Зайцева Ирина Александровна

8 ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак представляет собой продолжение курса дрессировки с целью закрепления и совершенствования навыков, выработанных в процессе дрессировки. При отсутствии тренировки, а также при редком использовании собаки в

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

Глава X. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ ПО ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г. 1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой

Из книги Собака-проводник слепого автора Орехов Николай Егорович

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г. 1. Тема. Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.Цель занятия. Дать вожатым знания,

Из книги Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ автора Погорелов В И

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Общее представление о поведении собак и их дрессировке Поведение - это характер жизни и действий животных в различных условиях. В естественных условиях поведение направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.Дрессировка - это выработка у животных

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

1. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК, И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ 1. Отсутствие правильных ролевых отношений между дрессировщиком и собакой, что, как правило, ведет к неподчинению собаки и незаинтересованности ее в работе. Если терпение и упорство

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА V МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДРЕССИРОВКЕ И ТРЕНИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ

Из книги автора

ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак - это закрепление и совершенствование навыков, полученных на занятиях по дрессировке.Если собаку не будут тренировать, будут редко использовать в работе, недостаточно закреплять условные раздражители

Не следует забывать, что во время занятий дружеские беседы дрессировщика с помощником, который дразнит собаку, ведут к снижению у нее злобы и активности. Поэтому все указания дрессировщик дает помощнику, когда нет собаки.

Чтобы организация занятий по тренировке собак отвечала требованиям того или другого вида службы, следует соблюдать следующие основные положения.

Дрессировщик должен быть хорошо знаком с принципами организации того вида службы, где используется собака.

В процессе тренировки нельзя допускать переходов от одного упражнения к другому до тех пор, пока не будет хорошо отработано и проверено предыдущее упражнение.

Тренировка служебных собак (кроме караульных) не должна проводиться на одной и той же местности с одними и теми же помощниками (кроме связной службы).

Во всех случаях тренировочных занятий помощники должны быть тщательно проинструктированы, чтобы не допускать ошибок во время работы. Тренировочные занятия считаются обязательными и проводятся систематически.

В процессе дрессировки и тренировки служебных собак по специальному циклу обращают внимание на то, чтобы помощники правильно выполняли свои обязанности. При обнаружении допущенных ошибок или при отказе собаки от работы тут же объясняют неопытным помощникам причины ошибок и дают конкретные указания для их устранения.

Примерная форма подготовки к практическим занятиям

Практические полевые занятия по дрессировке служебных собак являются наиболее ответственной частью всей подготовки. На практических занятиях обучающийся закрепляет теоретические знания, получает методические навыки и практику в технике дрессировки служебных собак.

Здесь мы даем советы, основанные на опыте, для проведения практических занятий по дрессировке розыскных собак.

Готовясь к занятиям, руководитель прежде всего должен прочитать специальную литературу по теме, изучить участок местности, который намечен для проведения занятий, уточнить подготовку каждой собаки и дать указания обучающимся, что им надо изучить и как подготовиться к выходу на практические занятия.

Руководитель должен определить задание для каждой собаки и последовательность отработки навыка, участок местности разбить на секторы, определить необходимое количество дрессировочных предметов и снаряжения, составить план-конспект для проведения занятий.

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Индивидуальные задания дрессировщикам

Второй учебный вопрос отрабатывают в секторе № 3 после выборки предметов. Руководитель поочередно проверяет, как идет собака на задержание, насколько технично управляет собакой дрессировщик и насколько правильно и активно работает помощник.

Третий учебный вопрос отрабатывают в секторе № 4. Разбив обучающихся попарно, руководитель указывает каждой паре участок местности, на котором будут прокладывать следы.

Один из обучающихся выполняет роль дрессировщика, другой - помощника. Первый дает задания второму, где и какой следует проложить след и внимательно наблюдает за действиями прокладчика, запоминая те места, где были сделаны повороты и где были оставлены для контроля те или иные предметы. Проложив след, помощник остается на конечной точке, а дрессировщик пускает собаку по проложенному следу.

После проработки следа «задержанный» сопровождается и передается третьему лицу. После этого обучающиеся меняются ролями. Во время работы по следам руководитель главное внимание уделяет обучающимся, которые выполняют роль дрессировщика. Он прививает им навыки в управлении розыскной собакой, показывает, как правильно держать длинный поводок во время работы собаки по следу, как пускать собаку с исходной точки и под углом к следу.

Разбор занятий и выводы

На разборе проведенных занятий подводят итоги. Руководитель подробно рассказывает, как были отработаны учебные вопросы.

Используя записи, сделанные в ходе занятий, он на конкретных примерах показывает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, дает оценку каждому из них.

Затем указывает, как следует устранить недостатки.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к занятиям положительную роль играет внимательный анализ руководителя степени подготовленности собак. Благодаря этому он имеет возможность правильно определить для каждой собаки индивидуальные задания.

Вручив эти задания обучаемым накануне, он тем самым помогает им лучше подготовиться к уроку.

Заранее изучив участок местности и разбив его на определенные секторы для отработки каждого учебного вопроса, руководитель экономит учебное время и создает на занятиях более насыщенную обстановку.

Приведенный вариант подготовки проведения занятий не является обязательным и лучшим образцом, он только примерный.

Методика проверки обучаемых и служебных собак по окончании обучения. По окончании курса дрессировки проверка знаний и выявление практических способностей у обучаемых по технике дрессировки и управлению служебной собакой зачастую проводится не совсем правильно.

Практические способности обучаемого по технике и управлению собакой обычно оцениваются только по одному или двум видам работы с собакой, а чаще всего оценка выводится только по результату работы собаки, а не по его способностям в руководстве собакой. Это неправильно. На самом деле, за что ставить оценку «хорошо», если обучаемый только пробежал за розыскной собакой по следу? Так же и при обыске местности, если собака обнаружила все находившиеся на участке местности предметы (вещи), ему ставилась оценка «хорошо», тогда как в этих конкретных случаях обучающийся никакой методической подготовки и практических способностей лично в работе с собакой не показал.

По окончании курса дрессировки нас должны интересовать методическая подготовка обучаемого, его инструкторские способности в дрессировке и практическое управление собакой во время работы.

Результаты подготовки служебных собак во многом зависят от организации и качества проведения практических занятий.

Опыт работы с собаками показывает, что занятия целесообразнее проводить небольшими группами по 6–8 человек. Каждая такая группа занимается отдельно, на постоянно меняющемся участке местности.

В связи с тем, что установить строго единый метод в обучении всех собак невозможно, занятия осуществляются индивидуально, т. е. каждый дрессировщик обучает закрепленную за ним собаку с учетом ее индивидуальных качеств, особенностей поведения и восприимчивости. Подбирает соответствующие раздражители и подход к ней. Отработка у собак навыков общей дрессировки составляет одну из важных сторон обучения, поэтому в этот период дрессировки необходимо придерживаться следующей схемы:

Установить хорошие взаимоотношения между дрессировщиком и собакой;

Заглушить в собаке нежелательные связи (наклонности);

Вызвать у собаки стремление (интерес) к занятиям, выработать и развить у нее необходимые условные рефлексы;

Отработать общее послушание.

В этот период обучения со стороны дрессировщика должна быть проявлена особая осторожность в обращении с собакой, так как малейшие неточности в действиях, технике применяемого приема, грубый подход к собаке - все это легко может испортить ее, лишить заинтересованности в занятиях. Дрессировщик должен особенно внимательно следить за поведением собаки и своими действиями. Своевременно исправлять допускаемые ошибки.

Лучшее время года для дрессировки - лето и ранняя осень. Так как жара снижает активность собак, занятия проводят рано утром и только по мере закрепления у них выработанных навыков постепенно переносят на более жаркое время дня.

Для обеспечения качественной и методически правильной организации проведения практических занятий они каждый раз должны быть хорошо продуманы дрессировщиком. Намечаемые упражнения для отработки должны быть увязаны с конкретными условиями местности, в которых проводятся данные занятия.

Зачастую малоопытные дрессировщики превращают урок в ненужное зрелище, требуют от собак то тех, то иных действий, не настаивая при отказе на выполнении или не исправляют неточности в действиях собак. Таких явлений допускать не следует. Во всех случаях обучения дрессировщик должен требовать своевременного и точного выполнения приказа. Совершенствование навыков общей дрессировки состоит из мелочей, тем не менее не следует пренебрегать ими, постоянное наблюдение за действиями и немедленная поправка вырабатывает у собаки четкость выполнения требований.

В процессе занятий не следует допускать вялого, нечеткого выполнения собаками очередных требований.

Если дрессировщик сам проявляет вялость, медлительность и неповоротливость, то у собаки может снизиться «заинтересованность» в работе, она будет ко всему относиться безразлично. В таких случаях всегда нужно напоминать дрессировщикам, что при работе с собакой надо быть энергичным и жизнерадостным, это вызывает у нее подвижность и активность в работе. Наряду с этим необходимо постоянно следить за четкостью в произношении контрастных команд - принуждающих и поощряющих.

Примерно во второй половине курса обучения нередко можно наблюдать, что у некоторых собак начинает пропадать общая активность в работе. Опасаться этого не следует: для собак, у которых еще не выработана безотказность в выполнении навыков, такое явление закономерно. Известно, что в начале дрессировки к любому вновь введенному упражнению собака проявляет определенную «заинтересованность». С течением времени ранее проведенные упражнения перестают быть новыми и у нее начинает снижаться прежняя «заинтересованность» в работе. В таких случаях, чтобы восстановить прежнюю активность в выполнении требований дрессировщика, необходимо на некоторое время изменить условия дрессировки, перенести часы занятий на другое время суток и временно исключить такое упражнение, которое особенно «надоело» собаке. Однако здесь следует отметить, что такой переходный момент у одних собак проявляется почти незаметно, а у других ярко выражен.

Во время обучения нельзя злоупотреблять лакомством. Если собака во время дрессировки за каждое выполнение упражнения будет получать мясо, то, как правило, она станет постоянно возбуждаться, засматривать в карман (где находится мясо) и преждевременно срываться с места.

Поощрение мясом, как безусловный раздражитель, есть только средство к достижению цели - выработке нужного нам навыка. Злоупотребляя лакомством, мы незаметно для себя вырабатываем у собак нежелательные связи, которые будут отрицательно влиять на результаты дрессировки.

Каждый момент дачи лакомства нужно связывать с командой в ласковой интонации, поглаживанием собаки.

Не следует давать собаке лакомство молча. Такая практика затягивает выработку вспомогательных условных рефлексов на интонации.

Для ускорения дрессировки молодой дрессировщик иногда принуждает собаку продолжительное время лежать на сырой земле. Если у собаки еще не выработана безотказность в выполнении требований дрессировщика, то такой метод будет только вредить делу: вместо ускорения срок дрессировки может затянуться.

Дрессировщику должно быть хорошо известно, что некоторые навыки, отрабатываемые у собак, тесно увязаны между собой и зависят один от другого, поэтому необходимо соблюдать в занятиях определенную последовательность. Когда, например, дрессировщику удастся заинтересовать собаку в подноске аппортировочных предметов, ему легче будет вести дрессировку по специальному циклу. Собака, «заинтересованная» в аппортировочном предмете, всегда будет активно его разыскивать, где бы он ни был спрятан. Таким образом дрессировщик будет развивать у собаки общий стимул к поиску.

Если постороннее лицо пытается взять аппортировочный предмет, находящийся около собаки, а она не отдает его, проявляет недоверие к посторонним людям, то этот момент можно увязать с соответствующей командой на охрану вещей, помещения или объекта. Если же аппортировочный предмет унести от собаки, то это, бесспорно, облегчает выработку у нее тщательного принюхивания к следу и активного поиска унесенного предмета.

Попытка постороннего человека отобрать у привязанной собаки оставленный хозяином аппортировочный предмет или какую-либо вещь вызовет у нее злобу и недоверие к посторонним лицам. Такие моменты необходимо использовать при охране собакой вещи, развитии у нее злобы и при пуске на задержание убегающего.

Первоначальная выборка собакой аппортировочных предметов, принадлежащих хозяину, является базой для развития у нее обоняния к выборке чужих предметов по их запаху.

Дрессировщику, впервые имеющему дело с собакой, должны быть хорошо известны все детали взаимной связи между отрабатываемыми упражнениями. Плохо отработанное упражнение, даже простое, отрицательно скажется на отработке последующих, более сложных навыков.

Считая аппортировку наиболее важным упражнением в ходе дрессировки, не следует злоупотреблять ею, иначе у собаки пропадет «интерес» к этому упражнению.

Во втором периоде обучения, когда у собаки вырабатывают злобу, пускают ее на задержание убегающего, требуется обращать особое внимание на активизирование оборонительных реакций и все время развивать у собаки недоверие к посторонним людям.

Для повышения общей возбудимости у собаки при развитии у нее злобы лучше всего проводить занятия в сумерках среди кустарника, создавая различные по силе шорохи.

С малозлобными собаками такие занятия проводятся в составе группы, помощник дразнит собак поочередно.

Если молодая собака труслива, то нападают вначале на ее хозяина. Отсутствие непосредственной опасности развивает у нее смелость и злобу. При пуске такой собаки на задержание хозяин сам преследует убегающего, делает взмахи на него и задерживает. В таких случаях собака легко вступает в борьбу с помощником, у нее вырабатывается смелость и крепкая хватка.

При «нападении» и вообще во всех случаях развития злобы помощник не должен стремиться быть победителем. Нужно так инсценировать действия, чтобы победительницей всегда была собака.

Совершенно недопустимо в начале занятий по охране собакой вещей наступать на нее с двух противоположных сторон, такие действия только нервируют собаку.

Очень часто можно наблюдать, когда дрессировщик при охране собакой вещей, при пуске на задержание неактивно участвует, ограничивается лишь дачей команды «фас». Такие пассивные действия задерживают развитие злобы у собаки. Дрессировщику необходимо самому вступать в борьбу с помощником. В таких случаях собака активнее набрасывается на него и развивает крепкую хватку.

Слабые действия со стороны помощника и неревностное отношение к делу самого дрессировщика ведет к понижению качества проводимых занятий. Дрессировщик должен особенно внимательно отнестись к этим замечаниям.

После задержания убегающего собака и дрессировщик сопровождают его до пункта сдачи. Здесь следует указать, что в конечном пункте следует сдавать задержанного третьему лицу и не допускать, чтобы он сам уходил от собаки.

В третьем периоде дрессировки при отработке навыков специального назначения особенно требуется соблюдать последовательность, т. е. постепенные переходы от легкого к сложному.

В следовой работе эти переходы могут выражаться в удлинении следа, перемене часов занятий и времени суток и т. д. У собак караульной службы такую последовательность следует соблюдать при отработке настороженности во время нахождения собаки на посту.

Грубую ошибку допускают, когда при обучении собаки следовой работе чрезмерно увлекаются прокладкой так называемых «слепых» следов. Надо помнить, что применять «слепой» след можно только тогда, когда у собаки будет прочно закреплена «заинтересованность» в поиске и хорошо выработана дифференцировка запахов.

При обучении собаки работе по следу занятия необходимо проводить на строго контрольных следах. В таких случаях дрессировщик хорошо знает, где проходит линия следа, своевременно и правильно поправляет собаку, если последняя почему-либо собьется со следа. Контрольный след от начала и до конца должен быть хорошо известен дрессировщику.

Что касается «слепых» следов, то их надо применять главным образом для проверки розыскной собаки: насколько она правильно работает по искомому запаху следа.

Немало таких фактов, когда розыскные собаки отвлекаются от искомых следов на посторонние, случайные.

Происходит это потому, что у многих собак не выработано стойких условных связей на проработку следов индивидуального запаха разыскиваемого.

Известно, что при правильной дрессировке любая собака быстро привыкает к своему дрессировщику. Его индивидуальный запах она точно отличает от всех других отвлекающих запахов. Поэтому мы часто наблюдаем, когда собака, потеряв своего хозяина из виду, очень быстро отыскивает его по следам, если даже они проложены среди многих других. Непреодолимым раздражителем служит для нее в данном случае индивидуальный запах хозяина, он-то и побуждает ее идти именно по его следу.

Привязанность или, как говорят специалисты, «заинтересованность» собаки в розыске хозяина используется в методике дрессировки розыскной собаки в работе по чутью. Путем последовательного усложнения технических приемов у собаки вырабатывают стойкие условные рефлексы и навыки на поиск по индивидуальному запаху любого человека.

В начале занятий собаку побуждают находить унесенный предмет по следу дрессировщика (хозяина) и только потом собаку переключают с поиска вещи дрессировщика на поиск помощника. Затем путем частой замены помощников у собаки устанавливается стойкая условная связь на проработку следа по индивидуальному запаху любого человека.

Однако в ходе подготовки замечаем, что у многих розыскных собак способность разбираться в индивидуальных запахах развита слабо. Изучение опыта дрессировки показывает, что причин здесь в основном три.

В качестве помощников используются одни и те же люди. В результате у собак вырабатывается условный рефлекс только на один и тот же запах. Чтобы преодолеть этот недостаток, необходимо постоянно менять помощников.

Упрощение учебной обстановки. Многие дрессировщики не проявляют должной заботы о ее постепенном усложнении. Занятия по тренировке проводятся на местности, где никто не ходит, а это значит, что собака не привыкает выбирать искомый след из числа других. И если она оказывается в таких условиях, какие изображены на рисунке 20, когда искомый след пересечен многими другими, иногда собака направляется по постороннему следу или вовсе прекращает работу.

А ведь подобные условия могут сложиться не только во время учебных занятий.

Именно из-за упрощений, допускаемых в процессе дрессировки (тренировки), собаки зачастую прекращают розыск нарушителей в реальной обстановке, когда их следы смешиваются с другими следами.

Чтобы избежать этого, необходимо требовать от дрессировщиков постепенного усложнения условий следовой работы приучать собаку к так называемой веерной выборке следа из ряда других следов.

И, наконец, о третьей причине. Представим себе, что собака применена на след, который дрессировщик предварительно хорошо изучил. Он знает исходную точку следа, весь путь движения прокладчика, места, где тот бросал предметы, делал повороты, точки пересечения следа прокладчика другим следом и конечную точку искомого следа.

Но вот собака подошла к тому месту, где прокладчик резко уклонился под острым углом в сторону от линии своего движения, собака по инерции проскочила нужный след и, как правило, заметалась. Дрессировщик командой, жестом или движением поводка несколько затормаживает неправильные действия собаки и побуждает ее усиленно отыскивать утерянный след. Собака принюхивается и, наконец, вновь находит требуемый запах следа. Это нормальная дрессировка или тренировка на контрольных, следах.

Здесь дрессировщик активно влияет на поведение и действия собаки. Если она сбивается со следа, он пускает в ход соответствующие сигналы и жесты, которые заставляют собаку «разобраться в обстановке» и вновь уловить запах утерянного следа. Иное дело на «слепых» следах. Здесь дрессировщик не может быть уверен, идет ли собака по нужному следу или сбилась с него. Иногда дрессировщик сам срывает собаку со следа, так как ему показалось, что она ведет не туда, куда следует.

Рис. 20. Веерная выборка следа

Несколько таких случаев достаточно, чтобы у слабо натренированной собаки затормозить привитый ей условный рефлекс на дифференцировку запахов. Значит, чтобы устранить причину, надо дрессировать собак на строго контрольных следах.

Немалую роль в дрессировке розыскных собак играет характер собаки, т. е. тип нервной деятельности. Отдельные ошибки и неудачи, отказ от решения трудной задачи очень часто следует искать именно в характере собаки. Так, например, проскакивание при поворотах следа, потеря его или легкий переход на другие посторонние следы (отсутствие дифференцировки) присущи возбуждаемому типу собаки.

Иногда аттестование розыскных собак производится после проверки их работы лишь в облегченных условиях. Розыскная собака, по нашему мнению, может получить аттестование лишь тогда, когда будет безошибочно дифференцировать запахи на следах. Проработка одного следа в чистом поле или в лесу не дает права называть собаку розыскной.

Учитывая индивидуальные особенности собак, необходимо постоянно всматриваться в их поведение, подбирать раздражители для лучшего усвоения отрабатываемого навыка, своевременно вести борьбу с нежелательными явлениями в процессе дрессировки, постоянно следить за правильностью произношения команд и интонациями.

В первые дни занятий по дрессировке собак для караульной службы, когда требуется развивать злобу, нельзя нападать, подкрадываться или наносить собаке удары сзади. Такие действия вызывают у нее испуг. Собака всегда должна видеть приближающегося «противника». Но и при инсценировке нападения с фронтальной стороны помощник должен действовать так, чтобы собака выходила всегда «победительницей».

У караульной собаки развивают длительное настораживание на шорохи. Для этого постепенно увеличивают промежутки времени (паузы) от появления помощника до момента нападения на собаку.

Необходимо обратить особое внимание на значение шлейки.

При несении службы на ошейнике от частых и сильных рывков собаки, в моменты сильного возбуждения и лая, особенно при наличии сильно натянутого троса, можно всегда наблюдать уменьшение силы и громкости лая, переходящее в повизгивание.

Это явление вполне объяснимо: чем сильнее общее возбуждение, тем сильнее лай и броски. Постоянные рывки ошейника при бросках собаки надавливают на гортань и снижают громкость лая. Поэтому для этого вида службы рекомендуется применять вместо ошейника прочную шлейку.

Лучше всего для караульных собак участки охраны не менять, а еще лучше, когда собака на участке охраны находится постоянно. В этом случае стимул к окарауливанию будет значительно сильнее.

Для рациональной и более правильной постановки обучения сторожевых собак начинающим дрессировщикам можно дать один совет: условия сторожевого охранения всегда следует создавать точно такие же, какие они были бы в районе реальной обстановки. Поэтому никогда не нужно «играть» в сторожевку. Так, например, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дрессировщик, придя к месту сторожевки вместе с помощником и собакой, предложил помощнику для нападения на собаку пройти несколько вперед.

Такое отношение к организации данных занятий, безусловно, не вызовет требуемой реакции у собаки, ибо такое построение занятий неестественно.

Должны быть созданы реальные условия ночной сторожевки - собака привыкает к таким условиям, как к естественной необходимости настораживания.

Не следует забывать, что во время занятий дружеские беседы дрессировщика с помощником, который дразнит собаку, ведут к снижению у нее злобы и активности. Поэтому все указания дрессировщик дает помощнику, когда нет собаки.

Чтобы организация занятий по тренировке собак отвечала требованиям того или другого вида службы, следует соблюдать следующие основные положения.

Дрессировщик должен быть хорошо знаком с принципами организации того вида службы, где используется собака.

В процессе тренировки нельзя допускать переходов от одного упражнения к другому до тех пор, пока не будет хорошо отработано и проверено предыдущее упражнение.

Тренировка служебных собак (кроме караульных) не должна проводиться на одной и той же местности с одними и теми же помощниками (кроме связной службы).

Во всех случаях тренировочных занятий помощники должны быть тщательно проинструктированы, чтобы не допускать ошибок во время работы. Тренировочные занятия считаются обязательными и проводятся систематически.

В процессе дрессировки и тренировки служебных собак по специальному циклу обращают внимание на то, чтобы помощники правильно выполняли свои обязанности. При обнаружении допущенных ошибок или при отказе собаки от работы тут же объясняют неопытным помощникам причины ошибок и дают конкретные указания для их устранения.

Примерная форма подготовки к практическим занятиям

Практические полевые занятия по дрессировке служебных собак являются наиболее ответственной частью всей подготовки. На практических занятиях обучающийся закрепляет теоретические знания, получает методические навыки и практику в технике дрессировки служебных собак.

Здесь мы даем советы, основанные на опыте, для проведения практических занятий по дрессировке розыскных собак.

Готовясь к занятиям, руководитель прежде всего должен прочитать специальную литературу по теме, изучить участок местности, который намечен для проведения занятий, уточнить подготовку каждой собаки и дать указания обучающимся, что им надо изучить и как подготовиться к выходу на практические занятия.

Руководитель должен определить задание для каждой собаки и последовательность отработки навыка, участок местности разбить на секторы, определить необходимое количество дрессировочных предметов и снаряжения, составить план-конспект для проведения занятий.

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Индивидуальные задания дрессировщикам


Второй учебный вопрос отрабатывают в секторе № 3 после выборки предметов. Руководитель поочередно проверяет, как идет собака на задержание, насколько технично управляет собакой дрессировщик и насколько правильно и активно работает помощник.

Третий учебный вопрос отрабатывают в секторе № 4. Разбив обучающихся попарно, руководитель указывает каждой паре участок местности, на котором будут прокладывать следы.

Один из обучающихся выполняет роль дрессировщика, другой - помощника. Первый дает задания второму, где и какой следует проложить след и внимательно наблюдает за действиями прокладчика, запоминая те места, где были сделаны повороты и где были оставлены для контроля те или иные предметы. Проложив след, помощник остается на конечной точке, а дрессировщик пускает собаку по проложенному следу.

После проработки следа «задержанный» сопровождается и передается третьему лицу. После этого обучающиеся меняются ролями. Во время работы по следам руководитель главное внимание уделяет обучающимся, которые выполняют роль дрессировщика. Он прививает им навыки в управлении розыскной собакой, показывает, как правильно держать длинный поводок во время работы собаки по следу, как пускать собаку с исходной точки и под углом к следу.

Разбор занятий и выводы

На разборе проведенных занятий подводят итоги. Руководитель подробно рассказывает, как были отработаны учебные вопросы.

Используя записи, сделанные в ходе занятий, он на конкретных примерах показывает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, дает оценку каждому из них.

Затем указывает, как следует устранить недостатки.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к занятиям положительную роль играет внимательный анализ руководителя степени подготовленности собак. Благодаря этому он имеет возможность правильно определить для каждой собаки индивидуальные задания.

Вручив эти задания обучаемым накануне, он тем самым помогает им лучше подготовиться к уроку.

Заранее изучив участок местности и разбив его на определенные секторы для отработки каждого учебного вопроса, руководитель экономит учебное время и создает на занятиях более насыщенную обстановку.

Приведенный вариант подготовки проведения занятий не является обязательным и лучшим образцом, он только примерный.

Методика проверки обучаемых и служебных собак по окончании обучения. По окончании курса дрессировки проверка знаний и выявление практических способностей у обучаемых по технике дрессировки и управлению служебной собакой зачастую проводится не совсем правильно.

Практические способности обучаемого по технике и управлению собакой обычно оцениваются только по одному или двум видам работы с собакой, а чаще всего оценка выводится только по результату работы собаки, а не по его способностям в руководстве собакой. Это неправильно. На самом деле, за что ставить оценку «хорошо», если обучаемый только пробежал за розыскной собакой по следу? Так же и при обыске местности, если собака обнаружила все находившиеся на участке местности предметы (вещи), ему ставилась оценка «хорошо», тогда как в этих конкретных случаях обучающийся никакой методической подготовки и практических способностей лично в работе с собакой не показал.

По окончании курса дрессировки нас должны интересовать методическая подготовка обучаемого, его инструкторские способности в дрессировке и практическое управление собакой во время работы.

Чтобы наиболее объективно оценить способности и определить оценку обучающегося по тем или другим видам практической подготовки, рекомендуется проверочные занятия организовывать следующим порядком.

По курсу общей дрессировки. Обучающиеся с собаками находятся в общем строю. Проверяющий вызывает обучаемого, который с собакой выходит на указанное место, называет свою фамилию и кличку собаки. Проверяющий: предлагает ему показать, как технически строится (отрабатывается) тот или другой навык у собаки. Например, сидеть, лежать и т. п. После исполнения экзаменатор ставит обучающемуся соответствующую оценку.

По разделу специального цикла (следовая работа и обыск местности). Обучающихся разбивают на пары. Каждой паре указывается участок местности, на котором они поочередно должны применять собак, т. е. показать свою методическую подготовку и инструкторские способности.

Придя на указанный участок местности, дрессировщик дает задание помощнику проложить для собаки такой-то след… или разбросать там-то столько-то предметов.

Когда помощник все это исполнит, тот, кто в роли дрессировщика, докладывает проверяющему о своей готовности к применению собаки. Получив разрешение, применяет собаку, а проверяющий наблюдает за его действиями и оценивает его практические способности, после чего эта пара меняется ролями: обучающийся, который применял собаку первым, становится помощником.

При такой организации проверочных занятий имеется полная возможность выявить: насколько обучаемый методически подготовлен, особенно когда он дает задание помощнику, и насколько умело руководит собакой во время работы. Одновременно с проверкой обучаемого проверяющий наблюдает и за качеством подготовки собак во время работы и ставит им тоже соответствующую оценку.