Окружающий нас мир и культурные лекарственные растения. Презентация для детей "Лекарственные растения". Лопух, медуница

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
  • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные:

  • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание положительного отношения к учёбе.
  • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики сидят группами по 4 человека.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

Ученики: Различные растения.

Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

Ученики: Ядовитые растения.

Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Ученики: Лес.

Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

Ученики: Зверобой.

Учитель: А среди ядовитых?

Ученики: Ландыш, волчье лыко.

Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

3. Физминутка (музыкальная).

4. Практическая работа.

Разъясняет план выполнения практической работы.

План:

  1. Название растения.
  2. Место произрастания.
  3. Лекарственное или ядовитое.
  4. Занесено ли в Красную книгу.
  5. Использование в медицине.

Напоминает о рациональном использовании времени.

Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Ученики: Зашифровано слово «Правило».

Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

Ученики:

  1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
  2. Узнай сроки сбора растений.
  3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
  4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
  5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

6. Обобщение изученного материала.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником стр. 19–21.
  2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
  3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.

Предмет Окружающий мир 4 класс

Тема урока

Раздел «Ты и твоё здоровье»

Цель


«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Преподаватель Мельникова Галина Александровна

Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века»)

Тема урока

Раздел «Ты и твоё здоровье»

Цель : Познакомить с лекарственными растениями своей местности;

Задачи:

Образовательная:

    расширение кругозора учащихся

Воспитательная:

    воспитание бережного отношения к природе родного края

    воспитание уважения к мнению товарищей
    Развивающая:

    развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса

    развитие творческих способностей младших школьников

    формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками

    формирование умения работать в группе сверстников.

Образовательное учреждение : МБОУ «Комсомольская СОШ №1» Чамзинского района, Республика Мордовия

Тип урока: урок изучения нового.

Средства обучения : презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы

Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.

Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин)

Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.

Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.

Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации.

Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами.

«Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.)

Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.

Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.

Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).

Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.

Ресурсы

Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html

Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/

Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html

Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343

Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html

Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753

Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477

http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html

Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/

http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39

Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm

Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article

Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/

Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html

Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/

Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/

Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml

Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/

Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/

Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе

Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html

Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/

Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html

Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253

http://www.photosight.ru/photos/1255887/

Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm

Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2

Просмотр содержимого документа
«лекарственные растения»

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

П __Д__РОЖНИК

ДУВАНЧИК

ЗВ__Р__БОЙ


Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен.

Душица

Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца.

Календула.

Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.

Чистотел.

Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний.

Шиповник

Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле

Шиповник.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

Татьяна Голуб

Крапива

Убегает торопливо

в глубину двора крапива.

Удивляется пырей:

Ну зачем в такие дали?

Д

К

Л

О

П

У

Х

У

Р

И

Р

Ю

Ц

Д

Ш

А

П

Д

Г

Ы

У

И

П

А

В

П

Г

Б

Ц

И

К

О

Р

И

Й

А

В

Ч

М

Я

Т

А

Ш

А

Л

Ф

Е

Й

З

А крапива:

Чтоб детей

Ненароком не ужалить.

Владимир Нестеренко

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила сбора лекарственных растений.

Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяете;


Просмотр содержимого презентации
«окр мир 4 класс лекарственные растения»
















Шиповник.

На зорьке румяной шиповник проснулся.

Он каждым листочком к заре потянулся.

А зорька к нему потянулась в ответ,

Бутоны окрасила в розовый цвет.

И в каждый бутон, как раз в серединку,

Вложила она голубую росинку.

Заденешь случайно шиповник плечом,

Окатит тебя он душистым дождем.

Татьяна Голуб






Кустарники







Отвар из 1 чайной ложки корней цикория

на 500 мл воды варят 10 минут,

настаивают 2 часа, процеживают.

Применяют для теплых полосканий

при зубной боли.

Из корней цикория готовят

напитки, кофе.


Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.

Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая .



Настой из листьев одуванчика –

прекрасное средство от веснушек.

2 столовые ложки кипятят 10 минут.

Холодным настоем протирают кожу

2-3 раза в день.




п __ д __ рожник

ц __ корий

кр __ пива

зв __ р __ бой

п о д о рожник

ц и корий

кр а пива

зв е р о бой

Дуванчик

о дуванчик




  • Подготовить семейный рецепт

с использованием лекарственных растений;

  • Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о лекарственном растении.

Какие растения называются лекарственными? Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными. Какие органы растений используются человеком в лечебных целях? Органы растения корень стебель лист цветок плод семя Ромашка аптечная Подорожник Шиповник коричный Горец птичий Тыква Одуванчик ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Все травы – лекари -душица, И зверобой, и медуница, И земляника, и черника, И брусника с голубикой. Чистотел, полынь, калина, Лён, календула, крапива. Все целебные растения Знаем без исключения Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители, корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА


Деревья Кустарники Травы Боярышник Малина Смородина черная Дуб Липа Сосна обыкновенная Ромашка аптечная Пастушья сумка Мать и мачеха Чистотел большой Горец птичий Календула лекарственная Крапива двудомная Подорожник большой Душица обыкновенная ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


На Руси считался «травой от девяносто девяти болезней». В народной медицине зверобой является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже, а так называемое масло зверобоя применяется, и при стоматитах и т.д. ЧИСТОТЕЛ


В дословном переводе с китайского слово "женьшень" означает "человек-корень" (жень - человек, шень - корень). Это название было дано за поразительное сходство корня женьшеня с человеческой фигурой. Препараты женьшеня назначают при усталости, переутомлении, неврастении. Широко известно их употребление при гипотонии с целью повышения артериального давления ЖЕНЬШЕНЬ


ПОДОРОЖНИК Подорожник применяют при воспалительных состояниях желудка, кишечника. Листья оказывают вяжущее действие. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, имеют ранозаживляющее и бактериостатическое действие при лечении ран. Подорожник оказывает некоторое успокаивающее действие, понижает артериальное давление. Используется при тахикардии, головной и зубной боли, боли в ушах


Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Она применяется при различных заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно –при ранах, кожных заболеваниях, для укрепления волос Крапива - это и сорняк и лекарство одновременно. КРАПИВА




ЛАНДЫШ Ландыш (ядовит) – помогает при хронических заболеваниях сердца, сердечной слабости после перенесенных инфекционных заболеваний, а также действует как успокаивающее нервы средство. Употребляют чай из листьев ландыша как мочегонное средство при отёках и в меньшей степени - для очищения крови.







Отвар почек принимают при бронхите, ревматизме, и особенно как противоцинготное средство. Отвар почек применяют средство при нарушенном обмене веществ, сопровождающемся различными кожными заболеваниями. Пары отвара почек являются противовоспалительным, дезинфицирующим и облегчающим дыхание средством при кашлеСОСНА


Задание. Подбери растения по их действию. Лечебное действие Названия растений Содержащие витамины Противовоспалительные Вяжущие Потогонные Отхаркивающие Кровоостанавливающие Сердечно - сосудистые Успокаивающие Названия растений: боярышник, смородина, дуб, пустырник, крапива, липа, ромашка, тысячелистник, душица, календула, малина, подорожник, шиповник, сосна, горец птичий, мать–и - мачеха, пастушья сумка. смородина, шиповник календула дуб, горец птичий липа, ромашка, малина мать–и-мачеха, подорожник, сосна крапива, тысячелистник боярышник пустырник, душица ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Правила сбора и обработки лекарственных растений П р а в и л о п е р в о е: что собирать. П р а в и л о в т о р о е: когда собирать. П р а в и л о третье: как собирать. П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать. П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять


Наземные части растений – траву обычно заготавливают вручную с помощью ножей, ножниц. Цветки и соцветия – в начале цветения. Листья - когда они вполне развернулись и достигли своего развития. Лучшим периодом считается период начального цветения растения. Плоды и семена - собирают выборочно, по мере полного их созревания. Корни и корневища - собирают главным образом осенью, когда увядает наземная часть растения. Растение отряхивают от земли, отрезают всю надземную часть, а затем промывают под проточной водой до чистоты. Промытые корни раскладывают на рогожке, слегка подсушивают, переворачивая, несколько раз в день. Правила сбора и обработки лекарственных растений





ГДЕ МОЖНО СОБИРАТЬ? Каждое растение имеет определенное место произрастания, которое необходимо знать. Нельзя собирать растения у шоссейных дорог, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами, а также в местах, где лекарственных растений очень мало





1. Какие растения называются лекарственными а) Растения,которые содержат ядовитые вещества б) Растения,которые растут, размножаются и расселяются без участия человека в)Растения, которые человек использует в лечебных целях 2. Лекарственными растениями -это а) Травы б) Кустарники в)Травы, кустарники, деревья 3. К лекарственным растениям не относится а) Чертополох б) Крапива Двудомная в) Ромашка аптечная 4. К ядовитым лекарственным растениям относится а) Мать-и-мачеха б)Календула лекарственная в) Дурман обыкновенный 5. Для остановки кровотечения используют а) Цветки липы б) Листья крапивы в) Листья и цветки душицы 6. К растениям, содержащим витамины,относится а) Пустырник б) Пастушья сумка в) Шиповник коричный Задание. Выбери правильный ответ Ответы: 1 в, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 в


Мир растений невероятно богат и разнообразен. Наши далекие предки научились использовать их в своих целях: одни из них они употребляли в пищу, другие активно использовали в быту или строительстве. Со временем люди поняли, что в природе существуют еще и лекарственные растения, с помощью которых можно лечить многие недуги.

С древних времен и до наших дней

Древние люди, наблюдая за дикими животными, заметили, как те специально отыскивают лечебные травы или корешки, чтобы справиться с недугом. В течение многих лет ценную информацию о лекарственных растениях передавали из поколения в поколение.

Люди, которые обладали такими знаниями, назывались знахарями или травниками. Только они знали, как и когда правильно собирать те или иные травы, коренья, плоды, как правильно из них готовить целебное снадобье, чтобы можно было помочь человеку справиться с болезнью.

Рис. 1. Знахарь.

Древние знания, накопленные в течение тысячелетий, используются в современной медицине. Лекарственные свойства растений помогают эффективно справляться со многими недугами, их вытяжки входят в состав многих медикаментов.

При раскопках шумерского города археологами была найдена табличка, возраст которой насчитывает три тысячи лет. В ней подробно описаны 15 рецептов с использованием лекарственных трав, способных исцелить от некоторых болезней.

Правила использования

Во всем мире насчитывается более 300 тысяч различных растений, но лишь небольшая их часть обладает целебными свойствами.
Их принято делить на две категории:

  • Официальные лекарственные растения. Их свойства хорошо изучены, и они используются при изготовлении различных лекарств. На территории России таких растений насчитывается около 300.
  • Лекарственные растения народной медицины. Их свойства мало изучены наукой, однако это не мешает травникам и знахарям использовать их в своих целях.

Целебными свойствами обладают различные части растений. У одних активные вещества сконцентрированы в листьях, у других - в корнях или плодах.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Заготовка лекарственных растений.

При использовании лекарственных растений очень важно знать:

  • какие части растения применяются при тех или иных болезнях;
  • в какой период собирать лекарственное сырье, чтобы в нем было максимальное количество полезных веществ;
  • как правильно заготавливать собранный материал, чтобы он не утратил свои целебные свойства;
  • как применять лекарственное растение - в виде настоек, компрессов, отваров или мазей.

Всем известны целебные свойства ромашки, которая помогает устранить следы отравления, справиться с воспалением горла. Кора дуба хорошо лечит кровотечение десен, а листья подорожника помогают остановить кровотечение при неглубоких ранах. Цветки липы, листья и ягоды малины - отличное природное средство при простуде.

Рис. 3. Ромашка лекарственная.

Многие лекарственные растения находятся на грани полного исчезновения. Это связано с плохой экологической обстановкой, вырубкой лесов, распашкой диких лугов и степей. Такие растения занесены в Красную книгу, и их ни в коем случае нельзя самостоятельно рвать или выкапывать.

Любое живое существо может заболеть. Но если человек употребляет лекарства, то животные лечатся сами в лесной чаще, чутьем находя растения, которые его избавляют от болезней.

Поздние письменные свидетельства применения лечебных растений сохранили жители Вавилона и древней Ассирии. В те времена уже было известно о целебных свойствах таких растений, как дурман, корень солодки. В древности сила, которая скрывалась в растениях, представлялась людям из-за нехватки багажа знаний волшебной. Они надеялись на то, что имеются такие травы, которые могут показать, где запрятан клад, отшибить память, вынудить полюбить ненавистного ему человека. Много сказаний было составлено про схожие на человечков корни женьшеня и мандрагоры. Для всех казалось чудом, что настой женьшеня возвращал уставшим людям силы. Позже ученые смогли разъяснить, почему нас врачует то или иное растение, а чудные вымыслы были отметены.

Многие растения выращивают на плантациях, например мяту, с которой, сталкивался каждый, кто чистит зубы. Свежесть и аромат зубной пасты придает ментол, являющийся одной из основных частей мятного масла. Сердечное лекарство-валидол тоже включает в себя мяту. Это растение улучшает аппетит, успокаивает. В Древнем Риме перед приходом гостей было принято опрыскивать комнаты мятным настоем, так как ее аромат способствует жизнерадостному настроению.

Когда наступает весна, то можно увидеть на пригорках желтые цветки на чешуйчатых стебельках, которые еще называют ранним медоносом. Всеми известная мать-и-мачеху применяют при ларингитах, воспалениях бронхов, зева, легких. Другое же растение, похожее на мать-и –мачеху, часто используют в пищу, так как листья одуванчика содержать много витаминов, содержат элементы железа, фосфора и кальция. Если приготовить правильно настой из корней, то, если употребляя его строго по норме, то можно вылечить почки и поднять аппетит.

Кто не любит из нас собирать ромашку и плести красивые веночки на голову?! А красивый букет всегда будет радовать нас дома. Однако, кроме своей привлекательности, это растение оказывает благотворное влияние при воспалениях горла, зубов. Отваром ромашки промывают глаза от микробов. А если постоянно промывать волосом отваром, то они приобретут золотистый цвет. А ароматный чай успокоит в любой ситуации.

В экстренных ситуациях, при ранах и ушибах, эффективным средством считают подорожник. Еще в Древнем Риме воины прикладывали тряпочки к ранам, пропитанные соком этого растения, для того, чтобы не произошло нагноение. На Руси считали, что подорожник может вернуть силы утомившемуся человеку, положив листья в обувь. Для сбора растений желательно выбирать сухую ясную погоду вдали от промышленных объектов, железных дорог и автострад. Траву и цветы следует собирать в то время, когда они цветут, а корни – в осеннее время в момент, когда увядают надземные части. Растительное сырье сушат в затемненных проветриваемых помещениях.

При сборе лекарственных трав, необходимо всегда оставлять часть их нетронутыми, чтобы сберечь эти ценные растения и на будущее.

В природе произрастает огромное множество различных растений. Среди их числа существуют растения, которые обладают целебными свойствами. Такие виды растений называют лекарственными. Они используются для лечения, профилактики различных заболеваний человека.

Люди с древних времен пользовались тем, что давала им природа. Со временем они стали замечать, что некоторые травы, корнеплоды обладают особыми свойствами: успокаивают, снимают раздражение и зуд, заживляют раны. Знания об этих лекарственных растения накапливались веками. По сей день, люди широко используют и применяют эти знания.

Ромашка - самое широко используемое лекарственное растение. Это однолетнее ароматное растение, высотой не более 60 см. Ромашка оказывает противовоспалительное, успокоительное, заживляющее и антисептическое действие. Ее применяют при заболеваниях желудка, печени, при болезнях полости рта, заболеваниях наружных покровов, проблемах со сном.

Еще одним популярным растением в народной медицине является шалфей. В Южной Европе его еще называют – «священная трава ». Шалфей – это сильное антисептическое средство, природный антибиотик, также обладает болеутоляющими свойствами. Используется при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей.

Одно из самых древних полезных растений. История его использования восходит еще к Древнему Китаю 3000 лет тому назад. Подорожник сильное ранозаживляющее средство, жаропонижающее, Использовать его можно даже при травмах роговицы и конъюнктивите, болезнях почек.

Черника. Многие любят её за вкусные, сочные ягоды, но это не только лакомство, а также сильное противовоспалительное, противогнилостное средство. Настой из черники улучшает обмен веществ, понижает сахар в крови, а полезные вещества, входящие в состав плода, положительно влияют на зрение.

2, 3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир

Популярные доклады

    Давным-давно люди приметили, говоря о биологии, например, что если совместить два организма, то третий превзойдёт своих родителей. Оказывается, тот же принцип работает и в химии, поэтому историю появления сплавов можно считать незамысловатой.

    Что представляет собой луг? Луг - это местность, на которой в изобилии произрастают цветы и травы. Луг - это не только растения. Здесь обитает большое количество насекомых, которые опыляют растительность луга, а также животных; грызунов, птиц.

  • Доклад Баян музыкальный инструмент 4 класс сообщение