- Сабанов Заурбек Михайлович , кандидат наук, доцент, доцент
- Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
- ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
- ПСИХОТЕРАПИЯ
- ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
- ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА
- СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
В статье рассматриваются организационные вопросы психотерапии и психокоррекции в реабилитации инвалидов, исследуются основные направления деятельности федеральных и региональных институтов, осуществляющих комплексную психологическую реабилитацию инвалидов, основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы психологической реабилитации инвалидов, использование которых способствует их социальной интеграции в общество.
- Современные теоретико-методологические и содержательные основы профессиональной реабилитации инвалидов
- Оценка общественного отношения к выборам в государственную думу РФ
- Профессиональная подготовка и уровень образованности кадров на крупных предприятиях
- Основные методы работы с людьми пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания
В последние годы возникла общемедицинская дисциплина, изучающая психосоматические расстройства. Дело в том, что часто депрессия может проявляться не только пониженным фоном настроения, но и в виде различных соматических симптомов, что способствует формированию мнения о наличии серьезных заболеваний. Такие пациенты долго и безуспешно лечатся у врачей общей практики. Зачастую им проводятся многочисленные, в том числе и достаточно болезненные исследования, по результатам которых не удается выявить истинную причину жалоб. У больных возникают мысли о тяжелом, нераспознанном заболевании, что по механизму порочного круга ведет к утяжелению депрессии .
Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.
Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид).
Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психо-травмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.
В современной социальной медицине с внедрением в практику медико-социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации интегративных био-психо-социальных подходов значимость методов психотерапии и психокоррекции при решении проблем болеющего человека значительно возрастает.
Специалисты Бюро МСЭ, а также лечебно-профилактических учреждений (где реально осуществляются мероприятия реабилитации) пока недостаточно ориентированы в целях психотерапии, в ее методах, в показаниях и противопоказаниях к ним. На различных этапах реабилитации (ЛПУ, Бюро МСЭ, реабилитационные центры, иные учреждения) нет четкости в выборе форм и условий психотерапевтического вмешательства, и в подборе специалистов для его реализации. В частности, выглядит необоснованным проведение ряда методов психотерапии в условиях Бюро МСЭ, поскольку они плохо согласуются с решением основных экспертных задач. Несмотря на введение психолога в состав Бюро МСЭ, эти вопросы решаются пока слабо, поскольку нет ясности в разделении психотерапии, как врачебной процедуры, и психокоррекции, как формы психологического вмешательства. В немалой мере указанные сложности сопряжены с не преодоленным пока отставанием российской психотерапии от мирового уровня, с малочисленностью психотерапевтов с достаточным стандартом подготовки. Сказывается также разноречивость трактовок норм и методов современной психотерапии.
Сегодня с учетом совокупности указанных проблем в социальной медицине и реабилитологии первоочередной становится необходимость систематики психотерапевтических и психокоррекционных подходов, с проработкой классификации и научно обоснованных критериев их использования .
По данным литературы, мировая практика сегодня насчитывает свыше 700 психотерапевтических методик и более 400 определений психотерапии. Вместе с тем, разноречивость трактовок значительно меньше при концентрации составляющих психотерапевтического процесса.
Базовой среди них все чаще признается технический прием («техника»), который представляет собой вербальное либо невербальное действие, организованное психотерапевтом в специальную форму для представления пациенту терапевтической информации. Подобные профессионально организованные действия (варианты беседы, формулировки ввода в транс, игры, и др.) поддаются наиболее четкой верификации, их суть мало зависит от тех или иных толкований. Определенная последовательность технических приемов, дополненная теоретическим анализом, складывается в психотерапевтический метод. Он определяется, как «общий принцип психотерапевтического вмешательства, вытекающий из понимания психотерапевтом сущности проблемы (патогенеза заболевания)».
На уровне метода, однако, возможен отрыв предлагаемой концептуальной трактовки от реальной психотерапевтической процедуры. Методы психотерапии объединяются в три направления:
- психодинамическое (психоаналитическое);
- экзистенциально гуманистическое;
- и поведенческое – в зависимости от общности теоретико-мировоззренческих и некоторых «технических» подходов .
Вместе с тем, в решении практических задач реабилитации больных и инвалидов ощущается необходимость в подборе достигнутого, надежного, поддающегося гибкой компоновке психотерапевтического инструментария. Однако, его конкретизация зачастую недостаточна на уровнях психотерапевтических направлений и даже методов. Поэтому для указанных целей нами используется следующая классификация психотерапевтических вмешательств, основанная на конкретизации их форм и приемов:
- Конфронтирующие формы психотерапии. Стержнем приемов здесь является конфронтация (термин Фрейда) сознания с содержанием бессознательного при помощи, как правило, специальным образом организованной беседы. Сюда относится большинство приемов двух основных направлений – психодинамического (психоанализ Фрейда, психотерапевтические методы Юнга, Адлера, Берна, и др.) и экзистенциально- гуманистического (гештальт-терагшя Перлза, метод Роджерса, и др.). Вместе с тем, в реабилитации больных и инвалидов среди конфронтирующих форм более доступны приемы рациональной психотерапии, а сегодня – варианты позитивной психотерапии (по Пезешкиану, и др.).
- Гипнотрансовые формы психотерапии. В этой методике происходит использование гипнотических трансов, как бессознательных состояний, для внедрения лечебной информации в «обход» критического сопротивления пациента. Здесь наиболее известен традиционный гипноз. Сегодня применяются и другие варианты трансов – в гештальт-терапии, в т. н. эриксонианском гипнозе, и др. В реабилитации применение гипнотрансовых приемов не исключено, но ими чаще дополняют иные психотерапевтические формы
- Невербально-метафорические формы психотерапии. Невербальный характер таких форм не исключает беседы, но связан с применением специальных метафор. Их смысл доступен пациенту не явно, а, как правило, в «обход» сознательного контроля. Поэтому наиболее показательным примером здесь являются различные психотерапевтические игры (ролевые, психодрама, и др.), в завуалированной форме несущие терапевтическую информацию. Эти принципы реализуются и в приемах поведенческой психотерапии. Сходный эффект обнаруживается в словесных метафорах т. н. эриксонианского гипноза и некоторых других методов. Игровые и иные метафорические приемы широко применяются в реабилитологии, в особенности – детей-инвалидов
- Телесно-ориентированные формы психотерапии. Сходны с приемами предыдущей группы, поскольку терапевтическая информация представляется пациенту, находящемуся в ясном сознании, но в обход его критических функций – в лице своеобразных «телесных метафор». Наиболее известны приемы методов Лоуэна, а также методики трансов, интенсифицированных дыханием по Грофу. Несмотря на высокую эффективность, в реабилитации больных и инвалидов такие приемы распространения не получили по причине серьезных требований к условиям процедур.
- Формы психотерапии с групповым усилением. Психотерапевтическая группа чаще создается искусственно (групповая психотерапия). В этом случае механизмы внутригруппового воздействия дополнительно усиливают известные приемы и методики. Подобные приемы могут быть использованы и в работе с семьей, как с естественно существующей группой (семейная психотерапия). В практике реабилитации формы психотерапевтической групповой работы используются весьма часто.
- Формы психологических вмешательств в «системах веры» (т. н. «альтернативное целительство», «экстрасенсорика», и т. п.), известная специалистам опасность которых пока не снижается на фоне слабости системы психотерапевтической помощи.
Представленная классификация на основе форм психотерапии согласуется с принципами ее клинически ориентированного определения, в качестве системы информативного лечебного воздействия на психику и через психику на организм и поведение больного .
Более того, подавляющее большинство указанных приемов могут быть использованы не только в психотерапии, но и в психокоррекции. Однако, границы понятия психокоррекции в литературе остаются дискутабельными, продолжается ее сравнительный анализ с психологическим консультированием, и с т. н. «немедицинской психотерапией». В реабилитации больных и инвалидов целесообразно четкое разделение указанных понятий, исходя из предмета и целей вмешательства. Психотерапия должна быть вычленена как лечебная процедура, применяемая для редукции клинически очерченных расстройств (невротических, и др.), с реализацией врачом-психотерапевтом в рамках медицинского аспекта реабилитации. В этой связи недостаточно обоснованным видится обсуждений «немедицинской» психотерапии. Отличаясь от психотерапии набором приемов, психокоррекция может осуществляться лишь в случае отсутствия нервно-психических расстройств – для снижения аутопсихического дискомфорта, коррекции мотивации, установок, и т. п. Психокоррекция реализуется в психологическом аспекте реабилитации – как врачом, так и психологом.
Исходя из такого деления, психокоррекции должно предшествовать врачебное обследование – для исключения психических расстройств, а также для правильного выбора целей и форм реабилитации. Поэтому в практике реабилитации соматических больных проводится, как правило, не психотерапия, а психокоррекция. Она «выстраивается» вокруг работы с внутренней моделью болезни и реабилитационным потенциалом личности, и не может обойтись без опоры на ключевые клинические представления о болезни. Основные среди них - степень и характер дискомфорта при конкретном синдроме, которые больной вынужден преодолевать в жизненных ситуациях; различия в механизмах ограничений жизнедеятельности при различных нозологиях (опухолевый рост, псориаз, сахарный диабет и т. д.); особенности, последовательность и сроки необходимых лечебных мероприятий.
Необходимо также учитывать медицинский и социальный прогноз в целом. «Технически» правильная психокоррекция, не опирающаяся на подобные представления, не будет эффективной, поскольку не затронет наиболее значимые для реабилитанта проблемы. «Прицельная» психокоррекция, наиболее значимая в реабилитации, помимо медицинских психологов, широко проводится и врачами. Подобный опыт накоплен, в частности, в современной реабилитации больных сахарном диабетом. Для психически больных формы вмешательства могут реализоваться только как врачебные психотерапевтические, поскольку в той или иной степени обязательно влияют на симптоматику основного заболевания.
Таким образом, психотерапия и психокоррекция должны стать неотъемлемо частью современного реабилитационного процесса. Опора непосредственно на реализуемый прием в систематике подобных вмешательств позволяет четко определить их цель, необходимые формы, объем, условия применения и показания в каждом конкретном случае. При этом яснее очерчиваются формы психокоррекции, имеющей гораздо более широкое применение в реабилитации, по сравнению с психотерапией. Привлечение психолога к формированию индивидуальной программы реабилитации лишь повышает ответственность врача за ее грамотное построение, включая и психологический аспект,
Дальнейшая научная и практическая разработка вопросов психотерапии и психокоррекции позволит, наряду с приоритетом экспертной деятельности, полнее реализовать для Бюро МСЭ роль методического центра по организации современных подходов к формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации.
Список литературы
- Аствацатурова М.А., Дзахова Л.Х. Проблемы и противоречия партийного участия в модернизации политической системы современной России //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. №2. С. 11-15.
- Ефремов А.Ю., Герасимов Н.Л. Психологические особенности консультативной работы по вопросам медико-социальной экспертизы. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 35-37.
- Жилина С.А., Погудаева М.Ю. Реабилитация как основа социальной политики в отношении инвалидов //Экономика России: теория и современность материалы II Чаяновских чтений. 2002. С. 99-102.
- Мюллер Н.В. Индивидуальная программа реабилитации инвалида -инструмент реформирования системы услуг комплексной реабилитации//Новые знания. 2004. -№4. С. 22-26.
- Сабанов З.М. Создание доступной среды для инвалидов //Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 182-183.
- Сабанов З.М. Проблемы комплексной социальной реабилитации и пути ее решения //Nauka i studia. 2016. Т. 6. С. 153-156.
- Сиюткина А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства //Современные научные исследования. 2012. № 4 (1). С. 8.
- Тычинина Э.В., Хабарова Т.Ю. Психодиагностика и коррекция эмоционального состояния пациентов с нарушениями мозгового кровообращения //Молодой ученый. 2016. №1. С. 101-104.
Психологические основы реабилитации. Принципы, этапы, методы.
Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.
Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.
Принципы:
1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.
2.принцип партнерства. Апелляция к личности.
3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.
Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.
4.принцип ступенчатости
Этапы реабилитации.
1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.
2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.
3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой.
Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:
· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)
· механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия.)
· массаж,
· традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),
· трудотерапия,
· психотерапия,
· логопедическая помощь,
· лечебная физкультура,
· реконструктивная хирургия,
· протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),
· санаторно-курортное лечение,
· технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),
· информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации
· другие мероприятия, услуги, технические средства.
Психотерапия в работе медицинской сестры
Психотерапия – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Основным «инструментом» психотерапии является слово (имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску).
Психологическая реабилитация требуется каждому человеку после серьёзной травмы, приступа или потери привычных физических способностей. Нелегко привыкнуть жить в новых условиях без возможности говорить, ходить, видеть или других обычных функций тела. У медиков существуют эффективные методики помощи пострадавшим людям, восстанавливающим социальный уровень взаимодействия с окружающим миром.
Назначение методик
Психологическая реабилитация помогает обществу возвращать к социальной жизни здоровых детей после аварий, травмирования или стрессов. Полноценное здоровье не ограничивается правильным функционированием тела. Моральное состояние влияет на процесс восстановления.
Психологическая реабилитация помогает обществу исключить будущее больного, которое может привести даже к преступлению. У детей последствия могут быть плачевными: потеря тяги к жизни и неспособность самостоятельно вернуться в социальную среду. Часто наблюдаются осложнения после потери функции конечностей, формируется психологический дискомфорт перед окружающими.
Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:
- Возврат состояния психики к нормальному.
- Поиск путей лечения, облегчающих реабилитацию пострадавших.
- Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
- Помощь по взаимодействию пострадавшего с социальными группами.
Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения ребенка.
Классификация
Психологическая реабилитация подразделяется на 3 вида помощи в разных областях:
- Медицинской. В основе помощи лежит подготовка пациентов к операциям, восстановление психики после травм, преодоление боли. Сохранение личности после инвалидности.
- Профессиональной. Чаще сохранение и восстановление утраченных навыков проводится у взрослых. Но для детей упражнения совмещают с психологическими методами для восстановления письма, отработанных движений рук, ног после травматизации тела.
- Социальной. Потеря функциональности тела влечет за собой психологический дискомфорт. Чтобы облегчить период восстановления, проводится психологическая реабилитация детей в условиях группы. Важной составляющей помощи является приспособление пострадавшего к выполнению функций тела в инвалидном кресле, изучение способов преодоления бордюров и других препятствий.
Центр психологической реабилитации создает условия, при которых человек помещается в среду положительных эмоций. Такой подход позволяет ненавязчиво осваивать методы взаимодействия с окружающим миром.
Профилактическая работа с пациентами
Социально-психологическая реабилитация детей может использоваться до наступления тяжелых состояний, когда ребенок уже получает негативный «отпечаток» после неудачной операции. Поэтому до её проведения целесообразно проводить подготовку психики к известному результату. Если уже понятно, что он станет инвалидом, то начинают создавать в его сознании образ успешного человека даже при потере частичной функциональности тела.
Инвалидное кресло не должно становиться для ребёнка приговором. Существует много примеров людей с ограниченными возможностями, ставших спортсменами, руководителями или учеными. Ребёнок должен принять свое новое состояние без переживаний.
Цели методов при работе с ребёнком
Социально-психологическая реабилитация направлена на достижение следующих условий:
- Определение состояния психики пациентов, количественная оценка расстройства.
- Госпитализация детей в тяжелых случаях, когда требуется постоянное наблюдение и существует высокий риск осложнений.
- Полный возврат утраченных психологических возможностей.
- Выбор способа корректировки сознания ребенка, повышение его самооценки.
- Подготовка к операции, новым ощущениям после её завершения.
- Помощь в изучении значимых социальных действий при утраченных способностях ребёнка.
- Быстрое вовлечение пациента в ежедневные обязанности, отрабатывание ослабших моторных функций тела.
В результате медики стремятся получить здорового ребенка с окрепшей нервной системой, чтобы будущие непривычные условия не приводили к внутренним переживаниям. Срабатывает принцип «предупрежден - значит вооружен».
Принципы осуществления помощи
Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложность помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.
Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавление от центров физического напряжения с использованием препаратов. При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов. В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.
Вовлечение в общество
Социально-педагогическая реабилитация требуется для развития активной жизненной позиции ребенка. Преодолеть требуется замкнутость сознания от неблагоприятного стечения обстоятельств. Пациенту нужно вернуть представление о самом себе, чтобы направить его силы на положительный настрой. Коллективная терапия не всегда является успешной, но она помогает детям определить свое место в социальной группе.
Групповые занятия среди детей одинакового возраста помогают снять закомплексованность, убрать недоверие к терапевтическим методам. У пострадавшего ребенка часто формируется агрессия к людям, похожим на человека, причинившего вред. направлена на то, чтобы у пациента сложилось другое мнение: люди не все одинаковы при внешнем сходстве.
Что делают в клинике?
Реабилитация ребенка начинается с создания благоприятной окружающей атмосферы. Условия не должны совпадать с обстановкой во время происшествия, травмы. Специалисты стараются предоставить варианты для реализации возможностей ребенка: рисование, обучение школьным предметам, игры и другое. Ему предоставляется сыграть некую роль в группе детей.
Именно самоопределившись со своим положением, ребенок может преодолеть эмоциональные переживания и проявить волю. Эффективной методикой помощи является сказкотерапия, где каждый игрок выбирает себе понравившегося героя. За счет взаимодействия с окружающими в положительном настрое достигаются следующие цели:
- Снижается агрессивность ребенка.
- Преодолевается чувство страха перед окружающим миром.
- Исчезают барьеры, мешающие общаться детям-инвалидам.
- Растет потенциал к творческой работе.
- Реализуются фантазии ребенка, после которых реальная жизнь не кажется мрачной.
Индивидуальные программы
Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизирование процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время нахождения в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.
Обучаться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчение самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.
В процессе психологической реабилитации психолог четко определяет цели и основные задачи реабилитации. Особое значение, по нашему мнению, психологическая реабилитация приобретает в детском возрасте, ведь именно для этого возраста характерен интенсивное развитие психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. Чем раньше будет обнаружен тот или иной дефект, тем эффективнее пройдут реабилитационные мероприятия.
Рассматривая основные задачи психологической реабилитации необходимо отметить общую систематизацию задач В. И. Лубовский в рамках специальной психологии, который объединил эти задачи по научному содержанию и практической направленностью. Первая группа задач - общенаучные теоретические задачи, которые касаются проблем развития психики аномального ребенка:
Раскрытие закономерностей развития и проявление психики общих для нормальных и аномальных детей;
Раскрытие общих закономерностей развития, которые свойственны всем аномальным детям;
Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики различных групп аномальных детей;
Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.
Вторая группа задач - изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
Третья группа задач - выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.
Четвертая группа задач - разработка научных основ, методов и средств обучения различных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.
Одним из направлений психологической помощи детям с нарушениями в развитии является психологическая коррекция. По мнению И. И. Мамайчук , формулируя задачи психологической коррекции, целесообразно выделить три основных психокоррекционных блоки, которые взаимосвязаны. Это диагностический, собственно коррекционных и прогностический блок.
В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:
o всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;
o анализ мотивационно-потребностно сферы ребенка и членов его семьи;
o анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.
Диагностика социальной среды требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности, и социальную адаптацию.
Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:
o коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления ее микросоциальной запущенности;
o помощь ребенку или подростку в решении психотравмирующих ситуаций;
o формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
o повышение социального статуса ребенка в коллективе;
o развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
o формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей
o развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
o формирование адекватных родительских установок на болезнь и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционных процесс;
o создание в детском коллективе, где учится ребенок с особыми потребностями, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие задачи:
o проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;
o определение динамики этих изменений.
Общей целью при работе с детьми с ограниченными возможностями является восстановление и развитие познавательных и эмоционально-волевых процессов, обеспечение максимально полной психологической адаптации личности в обществе. Отметим некоторые задачи психологической реабилитации, которые могут быть поставлены в соответствии с нарушенных функций организма детей.
И. И. Мамайчук психологическую помощь детям и подросткам с церебральным параличом рассматривает как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепления социальной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые отвечают психическим и физическим возможностям больного ребенка. Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, длительное пребывание в стационаре и хирургическое лечение. Эффективность психологической помощи детям с церебральным параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики. Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП раннего и дошкольного возраста, ученые С. П. Дуванова, Т. Ф. Пушкина, Н. Б. Трофимова, Н. М. Трофимова считают следующие:
o развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
o стимуляция сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция этих нарушений;
o развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
o формирование математических представлений;
o развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка к овладению письмом;
o воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются:
o психологическая диагностика и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;
o стимуляция сенсорных функций организма;
o формирование языкового, предметно-действенного и игрового общения у детей с окружающими;
o психологическая адаптация к изменившимся условиям; Психолого-педагогическая реабилитация детей с психическими расстройствами, по мнению Л. Нижник и А. Сагирова , осуществляется на базе динамического функциональной связи между сохраненными элементами личности и медико-педагогическим воздействием. На начальном этапе планирования коррекционной работы необходимо включить в действие компенсаторные механизмы, дифференцировать расстройства психических функций от сохраненного ядра личности. Формы и средства утечки обусловлены характером психических изменений и степени выраженности патологических поступков. Необходимо учитывать основные индивидуальные особенности, структуру личности, патологические изменения у больного ребенка:
o какие основные патологические изменения у больного ребенка;
o какие основные расстройства психики у больного ребенка, подлежащих исправлению путем проведения психологической и воспитательной работы;
o на которых положительных сторонах личности такого ребенка и остаточных возможностях возможно строить влияние;
o которые сдерживающие факторы - психологические и воспитательные средства -могут быть самыми в процессе корректирующей работы с каждым ребенком;
o динамическое проследить состояния психических процессов в ходе психолого-педагогической реабилитации;
o необходимость в длительном проведении упражнений не только в отношении нарушенных функций, но и всей личности.
Также они считают, что при решении вопроса организации, выбора средств и форм воздействия необходимо учитывать особенности реактивности детей с психическими расстройствами, их измененную психику. Строя коррекционную работу, необходимо учитывать факторы:
1. Включение в учебные и педагогические общие занятия происходит медленно, приспособления детей к тому или иному виду деятельности требует длительного времени.
2. Учебные занятия проводятся в двух направлениях. С одной стороны, они осуществляются как форма для получения знаний, с другой, сам учебный процесс и учебные формы направляют, развивают, корректируют процессы мышления, внимания, направляют поведение.
3. Работа по исправлению нарушений индивидуализирован для каждого ребенка и каждой группы заболевания .
Многолетний опыт работы М. М.Ильинои и И. И.Мамайчук показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии влияют на динамику их умственного и личностного развития. Они рассматривают психологическую помощь детям и подросткам детям с проблемами в развитии, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), как сложную систему клинико-психолого-педагогических воздействий, включающих в себя как общие, так и частные задачи. К общим задачам относят:
o развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые соответствуют ее физическим и психическим возможностям;
o укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в коллективе сверстников и в семье;
o формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.
Большое значение имеет также решение частных задач:
o устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект;
o диагностика и коррекция стиля семейного воспитания;
o предотвращения развития госпитализма или его последствий и прочее.
Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниями являются:
o психологическая диагностика и коррекция познавательной сферы;
o психологическая диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы личности;
o формирование положительных черт личности и развитие коммуникативной сферы личности.
Рассматривая задачи психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха такие ученые как Т. Г. Богданова, Л. С. Вы-готский, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Н. Д. Ярмаченко и другие обращают внимание на своеобразие психического развития детей с недостатками слуховой функции и установления путей компенсации нарушений различной сложности. Основы психологической реабилитации детей с нарушениями функций слуха базируются на раскрытии задач, которые ставит перед собой сурдопсихология. Ряд авторов, Н. М. Тро-фимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина выделяют следующие задачи:
o выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом;
o изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности;
o разработать методы психодиагностики и психокоррекции соответствующих нарушений;
o изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.
Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха являются:
o развитие коммуникативной сферы личности;
o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;
o формирование положительных черт личности;
o установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.
Задача психологической реабилитации с детьми с нарушениями функций зрения опираются на основной задачей тифлопсихологии - изучение психики слепых и слабовидящих. Эта задача должна решаться в целом ряде аспектов:
o раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, свойственных как лицам, нормально видят, так и лицам с дефектами зрения;
o раскрытие специфических закономерностей психических явлений, присущих только слепым и слабовидящим;
o установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта
o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений;
o теоретическое обоснование педагогических воздействий (методов и средств обучения и воспитания) на детей с аномалиями зрительного анализатора .
Кроме этих задач, ведущий ученый А. Г. Литвак считает, что основной задачей реабилитационной работы с целью интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая адаптация (в пиздноослипших - реинтеграция).
Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями зрения являются:
o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;
o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;
o формирование положительных черт личности;
o установление возможностей компенсации нарушений за счет интенсификации работы других анализаторов;
o формирование "чувства препятствия";
o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений.
В основе эффективной реабилитации онкологического больного, как отмечает С. А. Мисяк, лежат творчество, духовность, они не только восстанавливают его здоровье, но и обеспечивают ей эволюционный путь развития. Предупреждение дальнейшего развития опухолевого процесса - тяжелая для достижения цель - как для больного, так и для врачей, социальных работников. Но именно творческий и духовный аспекты позволяют упростить цель, условно разбив ее на несколько фрагментов. Пациенту необходимо помочь определить стратегию своего развития - конструктивную, связанную с восстановлением телесного здоровья и развитием психологического здоровья, со стремлением к гуманистическим целей, формированием духовной культуры .
Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями работы внутренних органов являются:
o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;
o снятия конфликтных эмоциональных состояний;
o снятия психического травматизма в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое лечение;
o психологическая адаптация к изменившимся условиям.
Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из ведущих задач, решение которой предусмотрено, как известно, в реабилитационных центрах. Ее актуальность определяется тем, что в подавляющем большинстве случаев у детей наблюдаются разнообразные нарушения и расстройства психологического характера, дисгармонии в психическом развитии, которые существенным образом затрудняют возможность их успешной социальной интеграции.
Под психологической реабилитацией понимается система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление (формирование, развитие) различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.
Предваряющим любые мероприятия по психологической реабилитации является этап психодиагностики, в ходе которого за счет оценки особенностей актуального психического развития ребенка, прогноза возможностей его развития происходит определение не только показаний к психологической
реабилитации, но и формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются оптимальные варианты методических приемов и средств реабилитации. На основании ее результатов базируется составление программы психологической реабилитации. При этом важную роль в обеспечении адекватности, перспективности, целевых установок психологической реабилитации играют соответствующая клинико-физиологическая информация, характеризующая динамику и прогноз течения заболевания, сведения о социальном статусе ребенка и его семьи.
Таким образом, на диагностическом этапе сопоставления индивидуальной программы реабилитации определяются показания к психологической реабилитации, к которым в первую очередь относятся:
- нарушения в развитии психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т.п.);
- патологические нарушения на уровне личности (неврозоподобные или психопатоподобные);
- расстройства эмоционально-мотивационной сферы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость,тревожность и т.п.);
- общие нарушения интеллектуального, умственного развития (умственная отсталость, задержка умственного развития);
- неадекватное отношение к заболеванию, физическому (внешнему) дефекту, обуславливающее нарушения поведения.
Ко второму классу показаний следует отнести те особенности психологического развития ребенка, которые не являются патопсихологическими, но тем не менее, могут существенно затруднять возможность его социальной интеграции. В их число входят:
- недостаточное усвоение навыков общения, низкий уровень коммуникативной активности;
- неадекватность уровня притязаний, самооценки, критики;
- узость круга интересов, недостаточность социальной опосредованности ценностных ориентации;
- чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.
Третий класс показаний определяется условиями социальной среды, внутрисемейных отношений, непосредственным образом влияющих на особенности психического развития ребенка. К ним относятся:
Дисгармонии во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах "ребенок - мать", "ребенок - отец", в частности;
Различного рода нервно-психические расстройства, выявляемые у родителей;
Асоциальное поведение членов семьи;
Нерациональность доминирующих форм семейного воспитания (типичным здесь является гиперопека);
Нерациональность отношения родителей к различным реабилитационным мероприятиям, неадекватность их оценки жизненных перспектив ребенка.
Одной из важных задач, решаемых в ходе диагностического этапа, является определение психологического реабилитационного потенциала, под которым понимается уровень сохранности психологических способностей и задатков, механизмов психических функций, позволяющих при определенных условиях компенсировать или восстанавливать психологические нарушения.
При реализации мероприятий по психологической реабилитации особая роль принадлежит контролю и подведению ее промежуточных итогов.
Завершающим этапом психологической реабилитации является оценка ее эффективности и подведение общих итогов.
Собственно методический аппарат психологической реабилитации включает в себя проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологическим тренингам. Так в отношении психологической консультации можно отметить, что как метод психологической реабилитации она является наиболее универсальной, может включать в себя элементы диагностики, психотерапии и психокоррекции, не имеет каких-либо противопоказаний и, напротив, показана практически во всех случаях. В принципе, психологическое консультирование необходимо проводить на начальном этапе диагностики заболевания ребенка. Сами дети в роли консультируемых могут, как правило, выступать с 12-14 лет, до этого же консультируются родители.
Использование психотерапевтических методов реабилитации показано при системных расстройствах на уровне личности (неврозоподобных и психопатоподобных), различных психосоматических дисфункциях, нарушениях поведения, эмоционально-мотивационных расстройствах. Их эффективное применение может быть затруднено в ситуациях выраженных интеллектуальных нарушений, на ранних этапах онтогенеза, когда ребенок еще не владеет необходимыми навыками общения и поведения. Как показывает опыт, реальное вовлечение ребенка в психотерапевтический процесс наблюдается ориентировочно с 4-летнего возраста. Существует множество психотерапевтических техник: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, позитивная психотерапия, поведенческая психотерапия, арттерапия, эстетотерапия, нейролингвистическое программирование. В работе с детьми наиболее целесообразно использование игровых, эмоционально насыщенных форм психотерапии, а также арттерапии (музыкотерапии, танцтерапии и т.п.). Здесь же следует отметить, что проведение семейной психотерапии возможно как с активным вовлечением в ее процесс только родителей, так и родителей совместно с детьми. Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.
Психокоррекция, в отличие от психотерапии, например, в большей мере ориентирована не на патопсихологические, а
на "нормальные", но недостаточно адекватные для успешной самореализации психологические проявления индивида (см. выше показания к психологической реабилитации второго класса). Но при этом в ее ходе могут широко использоваться и собственно психотерапевтические приемы. Одним из существенных ограничений использования психокоррекционных методов является также возраст ребенка, а наиболее эффективно ее применение в игровой форме.
Психологический тренинг решает более локальные по сравнению с другими методами психологической реабилитации задачи. В зависимости от характера нарушений выделяют тренинг психомоторных функций, тренинг памяти, внимания, тренинг реактивности, коммуникативный тренинг, аутотренинг и т.п. Психотренинговые занятия, как правило, предъявляют незначительные требования к интеллектуальному и культурному цензу ребенка и могут быть использованы на относительно более ранних этапах онтогенеза. В ряде случаев целесообразно обучение родителей приемам тренинговых упражнений в целях их проведения в домашних условиях.
Практически все мероприятия по психологической реабилитации (за исключением консультаций) подразумевают цикличность, последовательность проведения занятий, упражнений, сеансов. Их эффективность в ряде случаев требует до нескольких месяцев целенаправленной работы. Условия РЦ, как правило, соответствуют этому требованию, так, проведение мероприятий возможно в условиях дневного стационара. Как показывает опыт, ряд реабилитационных мероприятий (тренинговых, коррекционных) может успешно проводиться специалистами центра на дому у ребенка.
Индивидуальные программы психологической реабилитации могут подразумевать необходимость использования совокупности различных методов (терапевтических, коррекционных, тренинговых). Это обуславливает и необходимость определенной специализации психологов, психотерапевтов, ответственных за реализацию данных программ. При этом психодиагностическая работа также требует специальной подготовки. Все сказанное позволяет считать целесообразным выделение в РЦ специального психологического отделения, сотрудники которого будут ориентированы на проведение определенного круга необходимых мероприятий.
Существенно важной является оценка эффективности психологической реабилитации. Она может проводиться путем контрольных психодиагностических обследований или психодиагностических оценок поведенческих реакций ребенка. В данном случае предпочтительным является вариант оценки эффективности психологической реабилитации исходя из степени решения ее концептуальных, а не локальных задач, а именно исходя из успешности овладения ребенком различными видами и формами деятельности, адекватности и успешности включения его в различные области социальных отношений, которые соответствуют возрастным нормативам.
Такую оценку целесообразно проводить не чаще 1-2 раз в году, а в качестве ее параметров следует использовать не только конкретные психологические, а социальные и поведенческие показатели.
В заключение, вероятно, следует указать на специфическую роль, особое место психологической реабилитации в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Она обусловлена, во-первых, тем, что в качестве объекта реабилитации выступают не только ребенок-инвалид, но и его семья, ближайшее окружение. Во-вторых, во многих случаях результаты психологической реабилитации прямо и непосредственно предопределяют успешность восстановительного лечения, общего и профессионального обучения, бытовой реабилитации, т.е. обеспечивают эффективность других реабилитационных мероприятий. В-третьих, именно результаты психологической реабилитации предопределяют тот или иной социальный эффект различных реабилитационных мероприятий
Педагогическая реабилитация
Педагогическая реабилитация, имея своей основной целью обучение, воспитание и развитие ребенка для подготовки к жизни в обществе и профессиональной деятельности, для детей с отклонениями в развитии предполагает решение общих и специфических задач специальными методами и средствами. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания и развития.
В процессе образования детей с ограниченными возможностями кроме общих целей обучения и воспитания решаются также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель педагогической реабилитационной работы заключается в нормализации, исправлении (доразвитии) психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие.
Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное воспитание - это воспитание типологических
свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционным развитием достигается исправление (преодоление) недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Компенсация дефекта педагогическими мерами реализуется с помощью специальных пособий, дидактического материала, специальных приборов.
Учитывая сложность и разнообразие задач и средств педагогической реабилитации, а также их зависимость от характера патологии, специфики отклонения в развитии, процесс педагогической реабилитации предваряется этапом диагностики и разработки педагогического аспекта комплексной программы реабилитации.
В процессе диагностики решаются следующие задачи:
- выявляется уровень знаний об окружающем мире и ориентированность в пространстве и времени, уровень знаний и навыков по программному материалу (русский язык, математика, другие предметы), степень обучаемости, отношение к обучению, дефекты речи, социальная и бытовая адаптация и установки;
- производится психологическое обследование (выявляются особенности восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, поведения;
- собираются сведения о родителях, семье ребенка, условиях воспитания.
На основании этого комплексного обследования решается вопрос о необходимом комплексе мер реабилитации, сроках контроля. Принимается решение о необходимости направления ребенка в то или иное специализированное учебно-воспитательное учреждение и о мерах, осуществляемых в условиях реабилитационного центра в зависимости от направлений осуществляемой здесь педагогической деятельности.
Как правило, в реабилитационных центрах находятся дети, воспитывающиеся в детских садах, обучающиеся в школах общего типа и на дому. Также в реабилитационных центрах могут организовываться специализированные группы детского сада, школа или филиал школы со специализированными классами с учетом особенностей контингента детей-инвалидов.
Организуются логопедические занятия, различные развивающие кружки по интересам и по трудовому воспитанию (кружковая работа может быть организована по единой системе), занятия с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогом по развитию зрительных, слуховых функций, интеллекта, социально-трудовой интеграции, внешкольная работа (клубы, экскурсии, летний отдых, праздники). Система кружковой работы должна иметь коррекционную направленность: развитие моторики, слуха, зрения, речи, социально-бытовая адаптация, профессиональная ориентация.
В реабилитационном центре могут быть организованы следующие кружки: рисования, лепки, музыкально-хоровой, рукоделия, шитья, изготовления художественных изделий (из кожи, бересты, соломки, дерева, керамики), ткацкий, вычислительной техники (в настоящее время имеется много интересных и эффективных коррекционных компьютерных программ для развития речи, слуха, зрения, интеллекта). Система кружковой работы может быть построена поэтапно в соответствии с программой трудового обучения для общеобразовательных коррекционных учебно-воспитательных учреждений (детских садов и школ).
1 этап (3-10 лет) - обучение ручному труду и элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию.
2 этап (10-14 лет) - общетрудовая подготовка.
3 этап (14-17 лет) - предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
При разработке содержания кружковой работы могут быть использованы разделы указанных программ трудового обучения.
Для детей с отклонениями в развитии при реабилитационном центре было бы целесообразно организовать цикл занятий социально-психологической направленности, способствующих их социальной адаптации и интеграции в общество. Этот цикл предполагает решение следующих задач:
- содействие самопознанию, саморегуляции личности;
- формирование образа собственного "Я", формирование адекватной самооценки и обучение саморегуляции;
- обогащение содержания и форм обучения;
- ориентировка в основных видах социальной активности, формирование социальной культуры;
- формирование здорового образа жизни, обучение навыкам доврачебной помощи.
Уровень реализации этих задач меняется в зависимости от возраста и контингента. Цикл проводится совместными усилиями педагогов, психологов, врачей, социальных работников.
При организации групп детского сада и школы педагогическая деятельность организуется в соответствии с действующими программами обучения и воспитания. Внеклассная и внешкольная работа организуется в соответствии с изложенными выше положениями.
Определение эффективности реабилитационных педагогических мероприятий оценивается следующим образом. Результаты обучения, воспитания и развития оцениваются путем выявления уровня усвоения каждым ребенком содержания программ обучения и воспитания (в случае организации групп детского сада и школы) для определения возможности наиболее рационального дальнейшего продвижения в изучении программного материала или по результатам реализациипедагогического аспекта программы реабилитации.
В дошкольном воспитании оценка уровня усвоения программы оценивается по трем уровням: выше нормы, норма и ниже нормы. Оценка производится три раза в год: в начале года, в середине (в целях корректировки индивидуальных программ воспитания) и в конце года для подведения итоговых результатов за год и решения вопроса о возможности перевода в другую группу или учебно-воспитательное учреждение (общее или специализированное) для более эффективной реабилитации, для направления в школу.
Оценка результатов осуществляется в процессе учета успеваемости (текущей, итоговой, на экзаменах) в баллах (отметки от 5 до 1). Отметки отражают уровень усвоения программы, предполагающей обучение, воспитание, коррекцию, посредством определения качества знаний, умений, навыков, сформированность качеств и черт личности, норм поведения учащихся в соответствии с нормативами, установленными образовательным стандартом.
Результаты воспитательной и внешкольной работы оцениваются по соответствию реабилитационной программе степени достижения намеченных результатов по трем уровням и могут быть выражены в баллах: 5 - выше нормы, 3 - норма, 1 -ниже нормы. Эффективность результатов обучения и педагогической коррекции определяется уровнем усвоения программного материала по сравнению с нормативами (заложенными в программу), который выражается в условных баллах: "5" - полное глубокое усвоение программного материала, включая дополнительный материал; «4» - полное усвоение программного материала с незначительными пробелами в дополнительном материале; "3" - усвоение программы на минимальном уровне; "2" - существенные пробелы в усвоении программы; "1" - программа не усвоена.
Суммарный результат определяется по среднему баллу. При среднем балле ниже трех необходим кардинальный пересмотр индивидуальной программы реабилитации. Средний балл выше 4,5 свидетельствует о высокой эффективности реабилитации.
На основании оценки эффективности реабилитационных педагогических мероприятий принимается решение о корректировке программы (в случае неэффективного ее выполнения) или продолжении ее реализации. По завершении каждого этапа программы конкретизируется, пополняется реальным и мерами и сроками следующий этап. Все решения о корректировке и дальнейшей разработке педагогического аспекта программы реабилитации принимаются в координации с другими специалистами центра.
Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полной реализации реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. Также именно в процессе обучения и воспитания происходят социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности. При тяжелом течении болезни методы лечебной педагогики позволяют отвлечь ребенка от болезни.
Оптимальные результаты воспитания и обучения влияют на результативность других аспектов реабилитации: на восстановление и компенсацию утраченных функций, их коррекцию (медицинский аспект), на развитие интеллекта и коррекцию психологических нарушений (психологический аспект), на решение проблем социального характера. И не случайно ни одно реабилитационное учреждение не обходится без педагогической службы. И чем лучше и шире организована эта служба, тем эффективнее осуществляются реабилитация и интеграция ребенка в общество.