Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Гигиена опорно-двигательной системы. Повреждения связок коленного сустава. Разрыв и повреждение мениска

    Абс. абсолютный авт. автономный автомоб. автомобильный агр. аграрный акад. академик алгебр. алгебраический альп. альпийский алюм. алюминиевый АН Академия наук анат. анатомический анс. ансамбль арт. артиллерийский, артист арх. архипелаг археол.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

    Сокращение НЗЛ может означать: Неспецифические заболевания лёгких (см. Список медицинских сокращений) Новая Зеландия Новое в зарубежной лингвистике … Википедия

    МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Содержание: I. Медицинская литература научная....... 54 7 II. Список мед. журналов (1792 1938)...... 562 III. Медицинская литература популярная..... 576 (цветники), лечебники (целебники, врачебники), фармакопеи (аптеки).… … Большая медицинская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Аббревиатура (значения). Аббревиатура (итал. abbreviatura от лат. brevis краткий) или сокращение. В старинных рукописях и книгах сокращённое написание слова или группы слов,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Севастополь (значения). Город Севастополь укр. Севастополь Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Кунпан-дудзи. Полезный для всех экстракт амриты. Большой рецептурный справочник Агинского дацана , Сумати Праджня. "Кунпан-дудзи"-самый поздний источник по тибетской медицине, изданный ксилографическим способом в Агинском дацане. Содержит рецептуру, адаптированную к ресурсам лекарственногосырья…
  • Угрожающие жизни состояния в практике врача первого контакта , А. Л. Костюченко. В справочнике приведена достаточно полная информация об угрожающих жизни состояниях исходя из специфики деятельности врача первого контакта. На современном уровне освещены направления,…

Тема урока: «Профилактика заболеваний

Урок биологии в 8 классе

Учитель: Симонова Галина Юморовна

Цели урока :

    Систематизировать знания о строении и функциях скелета;

    Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения, воспитание бережного отношения к своему здоровью;

    Стимулирование познавательной активности, развития интереса к предмету,

умений излагать свои мысли, логически рассуждать.

Технология урока: структурно – логическая.

Оборудование: видеоаппаратура, таблицы.

Ход урока.

1.Организационный момент (польза улыбки).

2.Проверка знаний о строении скелета:

Письменная фронтальная проверка (учитель показывает по таблице кости и отделы скелета):

1. Предплечье

2. Пояс нижних конечностей

3. Тазобедренный сустав

4. Бедренная кость

5. Грудная клетка

6. Нижняя челюсть

7. Скелет верхних конечностей

8. Поясничный отдел позвоночника

10. Мозговой отдел черепа

Самопроверка в парах:

« 5 » - 9 - 10 балов

« 4 » - 7- 8 балов

« 3 » - 5- 6 балов.

3. Логические цепочки:

    «Много есть чудес на свете,

Человек - их всех чудесней».

Слова греческого поэта-драматурга Софокла

Демонстрация на экране Эйфелевой башни, проект её строительства связан со строением кости человека, какой?

(большая берцовая)

2) Почему первый шейный позвонок называют «Атлантом»?

(назван в честь героя древнегреческих мифов Атланта, державшего на своих плечах небесный свод)

3) Почему череп называют черепной коробкой?

(демонстрация закрытой нижней части черепа)

4)Почему у взрослых 200 костей, а у младенцев 270?

(с возрастом некоторые срастаются)

4. Формулирование темы урока: «Профилактика заболеваний

опорно – двигательного аппарата» (запись в тетрадь)

Физкультминутка

Прошу всех встать.

Упражнения для шейного отдела (работ с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление, улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность)

    Корпус прямой, голову слегка отклонить назад.

Подбородок направлен в потолок. Тянуться вверх.

    Позвоночник прямой, голову наклоняем вправо затем влево.

    Круговые движения головой.

Упражнения для грудного и поясничного отделов позвоночника.

    Руки на поясе, наклоны в стороны.

    Руки на поясе. Наклоны вперед, коснуться ладонями пола. Вернуться в исходное положение.

    Сели на стулья

Сидя, руки за голову. Прогнуться. Подержать напряжение 3-5 сек.

5. Просмотр видеофильма «Скелет человека. Наука детям»

Кто посещает спортивные секции или бассейн регулярно? (вопрос кклассу)

Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию скелета и мышц. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становится кости скелета. Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Однако надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию организма. Демонстрация рисунков нарушения и причин нарушения развития опорно – двигательного аппарата.

Последствия нарушений правильной осанки тела:

    Затруднение работы легких, сердца, желудочно-кишечного тракта;

    Уменьшение жизненной емкости легких;

    Снижение обмена веществ;

    Появление головных болей, повышение утомляемости.

Плоскостопие одно из распространенных нарушений формирования стопы

(демонстрация таблицы с упражнениями профилактики плоскостопия)

По последним статистическим данным в России 1 место среди заболеваний призывников занимают болезни костно – мышечной системы, самый распространенный диагноз – плоскостопие III степени.

6. Итог. Для того чтобы правильно сформировалась ОДС необходимо:

(учащиеся самостоятельно формулируют основные правила профилактики, пишут в тетради памятку на основе текста учебника стр. 280)

    систематически заниматься физическими упражнениями;

    при однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения;

    в возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками;

    необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку;

    вырабатывать правильную посадку за рабочим столом;

    вредно поднимать большие тяжести;

    вредно носить тесную обувь;

    полезна утренняя зарядка.

7. Рефлексия

Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?

8. Домашнее задание по выбору I и II уровня сложности на карточках.

Задания I уровня

    1. По данным российского анатома А. Обысова, бедренная кость человека в вертикальном положении выдерживает давление в 1,5 тонны, большая берцовая кость – до 1,8 тонны, а плечевая – 850 кг.

Что обеспечивает прочность костей?

    1. Отдельные части скелета можно различить уже у 5-недельного зародыша (размером с горошину), у которого наиболее заметной частью является позвоночник, образующий выразительную дугу. Скелет новорожденного ребёнка состоит из более трёхсот косточек, но в результате того что многие из них срастаются в процессе взросления, в скелете взрослого их остаётся около 206.

Указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Почему?

    1. Самый подвижный сустав человека – плечевой. Шаровидная форма суставной поверхности позволяет человеку поднимать руку, отводить ее назад, вращать плечо вместе с предплечьем, кистью внутрь и наружу.

Как называются подобный тип соединения костей?

Задания II уровня

    1. Докажите, что кость - это соединительная ткань.

      Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

      У молодого петуха удалили часть бедренной ноги, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

      Почему нога в бедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном суставе только назад?

      Даже после прекращения роста скелета взрослый человек должен получать с пищей достаточное количество минеральных солей. Почему?

Анализ урока

«Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата»

Урок по теме «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» прошел организованно. Галина Юморовна целесообразно для данного урока применила

структурно – логическую технологию подачи учебного материала. На уроке прослеживалась преемственность с другими уроками по данной теме и логическая последовательность подачи учебного материала. Биологические объекты рассматривались через понятие «системы», которая состоит из взаимосвязанных компонентов. Например, после просмотра видеофильма учащиеся выявили зависимость развития скелета от физической активности. Рассмотрели причины и последствия нарушений осанки тела и плоскостопия.

Принцип «от простого к сложному», на развитие логического мышления с опорой на предыдущие знания, на уроке были использованы:

    фрагмент «Логические цепочки»;

    разноуровневое домашнее задание, которое предусматривает самостоятельный поиск информации обучающимися.

Принцип «от теории к практике» был использован на физминутке, учащиеся выполнили упражнения по снятию усталости шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника и составляли индивидуальные памятки «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» на основе приема осмысленного чтения. В конце урока учителем проведена рефлексия, где учащиеся отвечали на вопрос «Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?»

При проверке знаний о строении скелета, был применен метод взаимной проверки, что способствует развитию мотивации и самостоятельности обучающихся.

Для развития познавательной активности и интереса к предмету Галина Юморовна демонстрировала наглядный материал: таблицы, натуральный объект, презентацию, видеофильм.

Заявленная структурно – логическая технология была использована на данном уроке учителем продуктивно.

«___»______________ 2017 г.

Члены экспертной группы: _______________ Столярова Светлана Валерьевна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», высшая квалификационная категория

_____________ Тюкавкина Марина Геннадьевна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1», высшая квалификационная категория

Зеленова Елена Владимировна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1», высшая квалификационная категория

Примерно каждый двадцатый - остеоартроз, каждый десятый - регулярно проявляющиеся , а время от времени или же единично их испытывает более 70% населения. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом столь часты в основном по причине безответственного отношения к этому аспекту , в то время как меры профилактики почти не требуют особых усилий.

Что это

Опорно-двигательный аппарат человека - это системно взаимосвязанная совокупность , костей (формирующих скелет) и их сочленений, позволяющая человеку управлять (посредством импульсов, передаваемых через нервную систему мозгом) телом, его статикой и динамикой.

Значение опорно-двигательной системы человека сложно переоценить. Человек, чья ОДС не выполняет свои функции, в лучшем случае - инвалид или лежащий пластом паралитик.

Знаете ли вы? Одним из основателей анатомии в ее современном, научном виде был Леонардо да Винчи. Он, наряду с другими учеными и исследователями эпохи Возрождения, проводил вскрытия трупов, чтобы разобраться в строении человеческого тела.

У здорового человека функции ОДА разделяются на механические и биологические.

Основные механические функции

Механические функции связаны с сохранением строения и перемещениями тела в пространстве.

Опорная

Заключается в формировании базиса для остальных частей организма - к скелету крепятся мышцы, ткани и органы. За счет скелета и прикрепленных к нему мышц человек может стоять прямо, его органы сохраняют относительно статичное положение относительно оси симметрии и друг друга.

Защитная

Кости предохраняют наиболее важные внутренние органы от механических повреждений: головной защищен черепом, спинной - позвоночником, внутренние органы грудной клетки ( , легкие и другие) прячутся за ребрами, половые органы закрыты костями таза.
Именно такая защита обеспечивает нам устойчивость к внешним воздействиям, а хорошо тренированные мышцы способны усилить этот эффект.

Знаете ли вы? В момент нашего рождения у нас больше всего костей - 300. Впоследствии некоторые срастаются (и все становятся прочнее) и общее их количество уменьшается до 206.

Двигательная

Наиболее заметная функция опорно-двигательной системы человека. К скелету крепятся создающие мышцы. За счет их сокращений выполняются различные движения: сгибание/разгибание конечностей, ходьба и многое другое.

Собственно, это и является одним из основных отличий представителей биологического царства «Животные» - осознанные и контролируемые перемещения в пространстве.

Рессорная

Смягчение (амортизация) движений за счет строения и положения костей и хрящей.
Обеспечивается как формой костей (например, изгиб стопы, крепкие берцовые кости - эволюционный механизм, наиболее приспособлен для прямохождения и выдерживания веса тела с упором только на одну пару конечностей), так и вспомогательными тканями - хрящи и суставные сумки обеспечивают снижение трения костей в местах их сочленений.

Биологические функции системы

Опорно-двигательной системе также присущи и другие, важные для жизнедеятельности функции.

Кроветворная

Процесс формирования крови происходит в так называемом красном костном мозге, но за счет его местоположения (в трубчатых костях) эту функцию также относят к ОДА.

В красном костном мозге происходит гемопоэз (кроветворение) - создание новых клеток крови, и частично иммунопоэз - созревание клеток, принимающих участие в работе иммунной системы.

Запасающая

В костях скапливается и хранится большое количество необходимых организму веществ, таких как , и . Оттуда они перетекают в другие органы, где и включаются в обменный процесс.
За счет этих веществ обеспечивается прочность костей и их устойчивость к внешним воздействиям, а также скорость срастания после переломов.

Основные проблемы и травмы ОДА

Хотя формирование опорно-двигательной системы происходит в , ее развитие - процесс, продолжающийся всю .

Причины проблем с ОДА, как и их последствия, могут быть разными:
  1. Неправильная нагрузка (недостаточная либо избыточная).
  2. Воспалительные процессы, поражающие костные ткани, мышцы или хрящи. В зависимости от этиологии и локализации разнится и диагноз.
  3. Нарушения, связанные с обменом веществ, недостатком либо избытком каких-либо элементов.
  4. Механические травмы (ушибы, переломы) и последствия неправильного лечения.

Заболевания опорно-двигательной системы

Заболевания, поражающие нашу опорно-двигательную систему, удручают своим многообразием:

  1. Артрит поражает суставы, может перетекать в артроз.
  2. Инфекции могут поселиться в околосуставной сумке (бурсит), мышцах (миотит), костном мозге (остеомиелит), на крупных суставах (периартрит).
  3. Позвоночник может искривляться, голеностоп - терять тонус.

Спортивные травмы

Конечно, при должном «везении», можно упасть и на ровном месте, и при этом сломать себе что-то неожиданное.

Однако, по статистике, наиболее частыми травмами при занятиях спортом являются: растяжения мышц, различные повреждения голени, переломы (в основном страдают ноги) и разрывы (связок, хрящей или сухожилий).

Сохраняем здоровье: как предотвратить неприятности

Чтобы поддерживать организм в тонусе, а ОДА в рабочем и здоровом состоянии, важно знать, какие меры предпринимать для поддержания в норме функций опорно-двигательного аппарата.

Ничего сверхъестественного не требуется:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Сбалансированное питание, богатое кальцием и другими минералами и микроэлементами.
  3. Регулярные физнагрузки, подходящие по возрасту и состоянию здоровья.
  4. Прогулки на солнце (витамин Д) и свежем воздухе.
  5. Поддержание оптимальной массы тела (ожирение, как и дистрофия - враги ОДА).
  6. Удобное рабочее место.
  7. Регулярные медосмотры.

Как видим, если поддерживать организма в целом, с его системами тоже все будет в порядке. Для этого не обязательно профессионально заниматься спортом.
Достаточно будет не пренебрегать двигательной активностью (в любой удобной вам форме, будь то йога, плавание или обычные прогулки в парке), соблюдать режим дня и поддерживать здоровый рацион питания. Это не так уж и сложно. Не болейте!

Остеохондроз - наиболее частая причина болей в позвоночнике. Заболевание распространяется, приобретая характер эпидемии. Остеохондрозом стали болеть даже дети!

Остеохондроз - болезнь образа жизни. При остеохондрозе позвоночника первые изменения происходят в мышцах. В них возникают спазмы, затем локальные мышечные уплотнения - миогеллозы, что выражается развитием так называемых миотонического и миофасциального синдромов. Именно длительный спазм мышц позвоночника является самой частой причиной боли в спине, вопреки распространенному мнению о том, что если болит спина - то обязательно «грыжа ущемляет нерв» или «смещены позвонки».

В спазмированных мышцах снижается кровоток, накапливаются продукты обмена. Нарушается снабжение жидкостью межпозвоночных дисков, они теряют высоту, становятся менее эластичными, начинаются их структурные изменения. Костная часть позвонков также претерпевает изменения - но на более поздних стадиях. Чтобы уменьшить нагрузку на пострадавший межпозвоночный диск, тела позвонков начинают разрастаться, увеличивая свою площадь. Образуются остеофиты - костные выросты.

Если такой вырост направлен в сторону межпозвоночного отверстия, через которое проходит спинномозговой нерв - возникают резкие и внезапные боли, сопровождающиеся нарушением и искажением чувствительности по ходу нервных волокон, раздражаемых остеофитом. Если остеофит направлен в просвет канала позвоночной артерии в шейном отделе позвоночника, возникают сильные головные боли на стороне поражения. При остеохондрозе позвоночника рано или поздно страдают межпозвоночные суставы - развивается спондилоартроз.

Опаснее всего то, что мы приспособились использовать «пятую точку опоры» в качестве единственной, хотя эта часть тела вовсе не предназначена природой для опорной функции. Посмотрите на животных, когда они сидят, то опираются на три точки опоры, а чаще на пять. Сидячее положение одно из наиболее редко применяемых животными. Они, как правило, либо стоят, либо лежат.

Человек же, помимо того, что изобрел устройство для сидения, сделал это положение едва ли не основным. В сидячем положении нагрузка на межпозвонковые диски намного больше, чем в положении стоя или лежа. Все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, боли в голове, конечностях и внутренних органах, стать причиной возникновения остеохондроза и сколиоза.

Остеохондроз - коварное заболевание. Кроме болевых ощущений, он приводит к снижению физической работоспособности, нарушению репродуктивной функции. Ограничения, которые испытывает больной остеохондрозом, не позволяют чувствовать себя свободно в повседневной жизни, заниматься большинством видов оздоровительного спорта.

Причины развития остеохондроза, то есть дегенерации межпозвонкового диска, до сих пор точно не установлены, в основном выделяются несколько причин, это: нарушение обмена веществ в организме, слабое физическое развитие, генетическая предрасположенность и другие. Грыжа диска образуется вследствие большой нагрузки на диск, естественно, чем слабее диск и мышечный корсет, тем меньшая нагрузка способна вызвать появление грыжи.

Сложность в определении причин развития остеохондроза заключается в том, что это заболевание встречается как у людей пожилого возраста, так и у молодых и как у физически развитых людей, так и у людей пренебрегающих спортом.

Итак , можно выделить причины:

  • снижение двигательной активности,
  • избыточный вес, оказывающий чрезмерную нагрузку на межпозвоночные диски,
  • длительная сидячая работа,
  • нарушения осанки.

Остеохондроз шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз)

Признаки шейного остеохондроза

Наиболее частые проявления шейного остеохондроза - боли в шее, чувство зажатости в области плеч, головные боли, головокружения, боль в лопатке, онемение или «мурашки» в руках, прострелы, при которых боль распространяется до пальцев рук - вот неприятности, которыми чревато развитие остеохондроза в шейном отделе позвоночника. Частый спутник остеохондроза шейного отдела позвоночника - плечелопаточный периартроз.

Факторы риска

Факторы риска развития остеохондроза шейного отдела позвоночника - длительные статические нагрузки на мышцы шеи. Они наблюдаются при длительном нахождении за рулем, перед компьютером, возле стоматологического кресла или у операционного стола, при нарушениях осанки, когда голова оказывается привычно опущенной.

Внутри позвонков шейного отдела позвоночника проходит канал позвоночной артерии - важнейшего сосуда, питающего кровью головной мозг. Поэтому мышечный спазм в этой зоне или патологические костные разрастания часто бывают причиной интенсивных головных болей. Поэтому при остеохондрозе шейного отдела позвоночника важно уточнить состояние позвоночных артерий.

Грыжи диско в в шейном отделе позвоночника даже при малых размерах дают весьма сильные проявления. Это обусловлено небольшими размерами позвоночного канала и межпозвоночных отверстий на шейном уровне.

Остеохондроз поясничного отдела позвоночника

Самые большие нагрузки испытывает поясничный отдел позвоночника. Поэтому проявления остеохондроза в этом отделе весьма частые. Это может быть остро возникшая боль в пояснице - люмбаго, боль, отдающая по ходу седалищного нерва - ишиалгия (ишиас). Только в редких случаях возникает ущемление нервного корешка выпавшим фрагментом грыжи (3-5%).

Подавляющее большинство проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника возникает как следствие так называемых «рефлекторных» синдромов. Дело в том, что при возникновении патологической импульсации от пораженного очага развивается защитный спазм глубоких мышц позвоночника - миофиксация.

Напряженные мышцы, с одной стороны, предотвращают движения в позвоночнике, из-за которых может произойти ухудшение состояния межпозвоночного диска. С другой стороны, мышцы сами по себе сдавливают межпозвоночный диск и спинномозговые нервы, что вызывает возникновение так называемой нейропатической боли, нарушение чувствительности и рефлексов.

Дегенеративные изменения межпозвонковых дисков лежат в основе остеохондроза позвоночника. Развитию этих изменений способствуют повторные травмы, избыточные статические или динамические нагрузки, наследственная предрасположенность.

Межпозвонковый диск постепенно теряет воду, ссыхается, утрачивает амортизирующую функцию и становится более чувствительным к механической нагрузке. Фиброзное кольцо, расположенное по периферии диска, истончается, в нем появляются трещины, по которым центральная часть диска - пульпозное ядро - смещается к периферии, формируя выпячивание (протрузию). Вследствие травмы или интенсивной нагрузки протрузия может скачкообразно увеличиваться, что приводит в выпячиванию пульпозного ядра и части фиброзного кольца в позвоночный канал, которое обозначают как грыжу диска (пролапс) .

Грыжа обычно сохраняет связь с телом диска, но иногда её фрагменты выпадают в позвоночный канал, образуя секвестр. В зависимости от расположения грыжи диска подразделяют

Аббревиатура - это единица речи, которая составляется путем сокращения нескольких слов до одной или двух-трех букв в каждом. В русской речи могут быть представлены вариантом сложносокращенного слова или инициальным типом. В первом случае предполагается соединение морфем, во втором - взятие лишь начальных букв Что же означает сокращение «ОДС»? Расшифровка его для разных сфер деятельности приведена ниже.

Роль аббревиатуры и классификация

Итак, как уже было указано выше, аббревиатура может быть представлена двумя основными видами, и необходимо указать еще и третий, частный случай. Таким образом, получим классификацию:

  • инициальные варианты;
  • сложносокращенные слова;
  • акронимы.

Последний вид представляет собой такое буквенное сочетание, которое читается и произносится как слитное слово, а не побуквенно, в отличие от инициального варианта. Примеры таких сокращений: НАТО (альянс), НАСА (космическое агентство), РАН (академия), АВВА (группа из Швеции), ВУЗ (учебное заведение) - все эти слова давно уже воспринимаются не как аббревиатуры, а как общеупотребительные.

Примерами слов, полученных сложносокращенным методом, являются: роддом, теракт, колхоз, партком, обком, комсомол (как видим, во времена социалистического правления такого рода аббревиатуры прочно вошли в жизнь общества).

Инициальные формы, читающиеся побуквенно: ФБР, ФМС, КГБ. Как отдельную форму можно также выделить такие аббревиатуры, которые были разработаны для определения уже существующего конкретного единичного понятия, например - комплексное автомобильное страхование кроме ответственности (КАСКО).

Аббревиатуры облегчают людям жизнь, сокращая сложные и длинные слова и словосочетания, экономя при этом человеческие силы и время.

Сокращение ОДС

Говоря о различного рода сокращениях, надо отметить, что в разных сферах деятельности человека одни и те же сочетания букв могут иметь совершенно различное значение, и быть никак не связаны по смыслу.

Так, аббревиатура СП может быть растолкована как «совместное предприятие», если речь идет об экономических отношениях, и как «северный полюс» в контексте географии.

Аббревиатура же ОДС подразумевает совершенно различные по смыслу интерпретации, в зависимости от того, о какой сфере деятельности идет речь. Медицина, биология, строительство по-разному воспринимают сокращение ОДС. Расшифровка будет разной для каждой отрасли. Далее подробно рассмотрим каждый из вариантов интерпретации.

Медицина

Итак, сокращение ОДС. Расшифровка в медицине проста: опорно-двигательная система человека.

Данная система органов представлена костным скелетом и мышечной составляющей, ее основные функции:

  • Опорная. Скелет сам по себе является основным каркасом организма, а в совокупности с мышцами он буквально «держит» тело в необходимом положении, определяет расположение внутренних органов и фиксирует их.
  • Двигательная. Благодаря подвижному сочленению позвонков и суставов, а также посредством сокращения и работы мышц, опорно-двигательная система обеспечивает движение в пространстве.
  • Защитная. Важнейшие органы - мозг головной и мозг костный - находятся под мощнейшей защитой кости (череп в первом случае и непосредственно позвоночник - во втором). Все остальные органы человеческого тела так или иначе защищены либо костью (органы грудной клетки под защитой ребер), либо мышцами (пресс защищает органы брюшной полости).

Таким образом, мы выяснили, что же в медицине означает ОДС. Расшифровка в данной сфере раскрывает физиологический смысл понятия.

Биология

Следующей отраслью знаний и деятельности человека рассмотрим биологию. Определение гласит, что это наука о природе, обо всем живом и о закономерностях, присущих органической жизни. В данной системе знаний также используется сокращение ОДС. Расшифровку биология дает ровно такую же, как и медицина и интерпретирует аббревиатуру как «опорно-двигательная система».

Отличием можно считать лишь то, что понятие костно-мышечной системы в биологии чуть шире, а в медицине оно конкретизировано тем, что речь идет именно о человеке. В биологии же опорно-двигательную систему рассматривают как совокупность органов не только человека, а и любого другого животного.

ОДС: расшифровка в строительстве

Какова же интерпретация аббревиатуры в сфере строительства? Когда речь идет о возведении жилого объекта с наличием лифта, о производственном здании, транспортном объекте, также употребляется сокращение ОДС. Расшифровка в данном случае: объединенная Представляет собой совокупность звеньев по управлению или эксплуатации оборудования, производства, транспортного предприятия. Относится к системам безопасности и охраны.

ОДС ЦУКС - расшифровка аббревиатуры

Еще одной сферой деятельности, где используется сокращение ОДС, является спасение людей. Если точнее, то аббревиатуру используют люди, служащие в Министерстве по чрезвычайным ситуациям и в службах, ему подконтрольных. Толкуется ОДС в данной сфере как служба.

Часто эти три буквы стоят рядом с другими, а именно, с ЦУКС. Если речь идет о ОДС ЦУКС, то подразумевается оперативная дежурная служба центра управления кризисными ситуациями. Данное подразделение занимается минимизацией последствий стихийных бедствий, ликвидацией пожаров.

Аббревиатуры занимают особое место в русском языке. Сокращения упрощают устную и письменную речь, экономят время. Одно и то же сочетание букв может быть по-разному расшифровано в разных сферах деятельности, и аббревиатура ОДС тому доказательство.