Измерение антропометрических данных. Антропометрия. Функциональные пробы и тесты. Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

Методы антропометрии - это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии - это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы - социальные условия существования, неправильное отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек,
  2. Внутренние факторы - наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.

Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии - это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

  • длины тела;
  • массы тела;
  • обхвата грудной клетки.

Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии - это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам - важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Рост

Осень

Весна

Осень

Весна

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста - гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.

По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).

В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.

Антропометрические измерения и анализ состава тела

Антропометрические измерения являются простым и доступным методом, позволяющим с помощью расчетных формул оценить состав тела больного и динамику его изменения. Однако при анализе полученных данных необходимо помнить, что табличные данные не всегда оказываются подходящими конкретному человеку. Кроме того, имеющиеся нормативы изначально рассчитаны для здоровых людей и не могут быть приняты за «идеал» для больного. Наиболее правильным было бы сравнение выявленных показателей с данными соматометрии этого же больного в его благоприятный период (еще один довод в пользу определения нутриционного статуса не только у больных с признаками недостаточного питания), а за отсутствием оных – динамика изменения данных антропометрии.

Масса тела

Определение массы тела (МТ) является базовым показателем при оценке состояния питания. Масса тела сравнивается обычно с идеальной (рекомендуемой) массой тела.

– масса тела, рассчитанная по одной из многочисленных формул и нормо-грамм;

– масса тела, наиболее «комфортная» в прошлом для данного больного.

К сожалению, в нашей стране не существует таблиц рекомендуемой МТ, созданных специально для российской популяции.

Позволим себе привести простейшие расчеты рекомендуемой МТ.

Как правило, применяемые формулы основаны на росте пациента. Нормальные значения массы тела находятся в следующих пределах (формула Брока):

Большое достоинство ее – это простота запоминания и применения. Но эта формула не учитывает пол и возраст человека, поэтому она позволяет лишь приблизительно определить идеальную массу тела. Брукш модифицировал эту формулу следующим образом:

(рост ниже 155 см) ? 95;

(рост 155–165 см) ? 100;

(рост 165–175 см) ? 105;

(рост выше 175 см) ? 110.

Существуют множество специальных формул и таблиц для определения рекомендуемой МТ. Одна из них представлена в табл. 13.2.

Удобной для практического применения на наш взгляд является следующая формула:

РМТ (мужчины) = 48 кг + (рост, см – 152) ? 1,1; РМТ (женщины) = 45 кг + (рост, см – 152) ? 0,9.

Больным, у которых невозможно измерить рост стоя, его рассчитывают по длине голени (ДГ), измеренной от мыщелков бедра до стопы:

Рост (мужчины) = 64,19 -0,04 ? возраст + 2,03 ДГ; Рост (женщины) = 84,88 -0,24 ? возраст + 1,83 ДГ.

Примечание: в возрасте старше 30 лет допускается увеличение массы тела по сравнению с данными таблицы на 2,5–6,0 кг.

Определенную информацию о динамике состояния больного позволяет получить величина потери массы тела (отклонения МТ) – процентное отношение реальной массы к обычной или идеальной.

Потеря МТ = (обычная МТ – фактическая МТ) / обычная МТ? 100 (%).

Считается, что велика вероятность нутриционных нарушений у больного, если потеря массы тела его составляет:

– более 5 % за 1 месяц;

– или более 7,5 % за 3 месяца;

– или более 10 % за полгода.

ИМТ МТ (кг)/рост2 (м).

Нормальная величина ИМТ в зависимости от возраста находится в пределах от 18,5-19,9 до 23–26 кг/м2 (табл. 13.3).

Таблица 13.3 Классификация нутриционных изменений в зависимости от величины индекса массы тела (ИМТ)

Примечание: приведены средневозрастные показатели.

При ампутации конечности применяют следующие поправки на ампутированную конечность:

– вся рука – 6,5 %;

– плечо – 3,5 %;

– кисть -0,8 %;

– предплечье с кистью – 3,1 %;

– вся нога – 18,6 %;

– стопа – 1,8 %.

Необходимо помнить, что на достоверность оценки МТ могут влиять:

– отечный синдром (часто сопровождающий белково-энергетическую недостаточность);

– при непропорциональной потере различных составляющих организма отсутствие значительных изменений в МТ больного может маскировать дефицит белка при сохраненном нормальном или несколько избыточном жировом компоненте (например, масса тела истощенного пациента, изначально страдавшего ожирением, может быть равна или превышать рекомендуемую).

Состав тела

Оценка состава тела основана на концепции, выделяющей внеклеточную и внутриклеточную массу тела. Клеточная масса представляет собой в основном висцеральные органы и скелетные мышцы. Оценка клеточной массы базируется на определении различными, в основном радиоизотопными методами содержания калия в организме. Внеклеточная масса, выполняющая преимущественно транспортную функцию, включает в себя анатомически плазму крови, интерстициальную жидкость, жировую ткань и оценивается определением обменоспособного натрия. Таким образом, внутриклеточная масса отражает преимущественно белковый компонент, а внеклеточная масса – жировой компонент организма.

Соотношение пластических и энергетических ресурсов можно описать через две основные составляющие: так называемую обезжиренную или тощую массу тела (ТМТ), которая включает в себя мышечный, костный и другие компоненты и является в первую очередь показателем белкового обмена, и жировую ткань, косвенно отражающую обмен энергетический.

Рис. 13.1. Измерение кожно-жировой складки калипером.

МТ = ТМТ + жировой компонент.

Таким образом, для оценки состава тела достаточно рассчитать одну из этих величин. Нормальным содержанием жира в организме считается для мужчин 15–25 %, для женщин 18–30 % от общей массы тела, хотя эти показатели могут варьировать. Скелетная мускулатура в среднем составляет 30 % от ТМТ, масса висцеральных органов – 20 %, костная ткань – 7 %.

Снижение жировых запасов в организме является признаком значительного дефицита энергетическогоч компонента питания.

Основная методика определения содержания жира основана на оценке средней кожно-жировой складки (КЖС) калипером по нескольким КЖС (наиболее часто над трицепсом, над бицепсом, субскапулярной и супраилеальной). Калипер – это прибор, который позволяет измерять КЖС и имеет стандартную степень сжатия складки 10 мг/см3. Изготовление калипера доступно в индивидуальном порядке.

– Антропометрические измерения проводятся на нерабочей (недоминантной) руке и соответствующей половине туловища;

– направление создаваемых при измерении складок должно совпадать с их естественным направлением;

– измерения проводятся троекратно, значения фиксируются через 2 секунды после отпускания рычажка прибора;

– кожно-жировая складка захватывается исследователем 2 пальцами и оттягивается примерно на 1 см;

– измерения на плече проводятся при руке, свободно висящей вдоль туловища;

середина плеча : середина расстояния между местами сочленения плеча с акромиальным отростком лопатки и локтевым отростком локтевой кости (на этом уровне определяется и окружность плеча);

КЖС над трицепсом определяется на уровне середины плеча, над трицепсом (посередине задней поверхности руки), располагается параллельно продольной оси конечности;

КЖС над бицепсом определяется на уровне середины плеча, над трицепсом (на передней поверхности руки), располагается параллельно продольной оси конечности;

подлопаточная (субскапулярная) КЖС определяется на 2 см ниже угла лопатки, обычно располагается под углом в 45° к горизонтали;

КЖС над гребнем подвздошной кости (супраилеальная): определяется непосредственно над гребнем подвздошной кости по среднеаксиллярной линии, располагается обычно горизонтально или под небольшим углом.

Таблица 13.4 Определение жировой и тощей масс тела (по методу Durnin J. V., Womersley J., 1974)

Другие способы подсчета содержания жировой ткани также базируются на определении плотности человеческого тела различными методами. На основании разности в плотности различных тканей оценивается жировая составляющая. Расчет ТМТ выполняют также используя показатели экскреции креатинина как критерия основного ее компонента – мышечной массы:

ТМТ (кг) = 7,138 + 0,02908 ? концентрация креатинина в моче (мг/24 ч).

На оценке распределения водных объемов основано инструментальное измерение ТМТ методом биоэлектрического импеданса. Определение состава тела базируется на большей проводимости ТМТ в сравнении с жировой, что связано с различным содержанием жидкости в этих тканях.

Данный метод был разработан в 1927 г. Friche, а затем незаслуженно забыт. Только в 60-е годы благодаря работам Томассета и его модификации методики спектральная биоимпедансометрия вновь обрела второе рождение.

Биоэлектрический импедансный анализ основан на способности тканей проводить электрический ток. Сопротивление тканей электрическому току прямо соотносится с содержанием в них жидкости: высоко гидратированные ткани (мышечная ткань) – хорошие проводники, а плохо гидратированная жировая ткань – изолятор. Таким образом, импеданс обратно пропорционален содержанию жидкости в тканях организма. Токи высоких частот проходят через внеклеточную и внутриклеточную среду, делая возможной оценку свободной от жира массы, а более низкочастотные токи распространяются во внеклеточном пространстве. Биофизической основой импедансного анализа служит модель зондирования тела человека электрическим током различной частоты и определения водного баланса.

Метод биоэлектрического импеданса в настоящее время считается наиболее точным из выполняемых в рутинной клинической практике методов оценки ТМТ.

Для ориентировочного подсчета внутриклеточной составляющей используют следующую формулу:

Масса клеток тела = 0,62845 ? МТ – 0,0018984 ? MV + 0,0027325 ? МТ? возраст2 + 0,0000046701 ? МТ2 ? возраст + 0,0000029188 ? возраст2? МТ.

Более простой методикой для оценки состава тела является определение антропометрических показателей, выполненных в средней трети плеча нерабочей руки (табл. 13.4). Их пропорции позволяют судить о соотношении тканей во всем организме. Обычно проводятся измерения кожно-жировой складки над трицепсом (КЖСТ) и окружности плеча, из которых рассчитывается окружность мыщц плеча (ОМП).

Рассчитываемые величины, характеризующие массы мышц плеча и подкожно-жировой ткани, с достаточно высокой точностью коррелируют, соответственно, с тощей (ОМП) и жировой (КЖСТ) массами тела, а соответственно и с общими периферическими запасами белков и жировым запасом организма.

В среднем антропометрические показатели, соответствующие 90-100 % от общепринятых, характеризуются как нормальные, 80–90 % – как соответствующие легкой степени недостаточности питания, 70–80 % – средней степени, и ниже 70 % – тяжелой степени (табл. 13.5).

Таблица 13.5 Основные антропометрические показатели нутриционного статуса (по Heymsfield S.B. с соавт., 1982)

Примечание: приведены средние значения. Соматометрические показатели варьируют в зависимости от возрастной группы.

Из книги Как увеличить размеры мужского полового члена автора Гэри Гриффин

ПРАВИЛЬНЫЙ МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ МУЖСКОГО ЧЛЕНА Так как же провести измерение и правильно определить истинные размеры вашего члена? Хотите верьте, хотите нет, но существует медицинский запатентованный метод, используемый урологами для пенисной насадки своим пациентам,

Из книги Медицинская статистика автора Ольга Ивановна Жидкова

17. Антропометрические измерения Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической

Из книги Диабет автора Надежда Александровна Долженкова

13. Шкалы измерения интеллекта Векслера Шкалы измерения интеллекта Векслера (ШИИВ) – группа наиболее известных и широко используемых тестов интеллекта, предназначенных для измерения уровня интеллектуального развития. Разработаны Д. Векслером. Первой была предложена в

Из книги Восстановление щитовидной железы Руководство для пациентов автора Андрей Валерьевич Ушаков

Можно ли изменять лечение по результатам одного измерения? Изменять схему лечения по результатам одного анализа ни в коем случае нельзя. Исключение составляют экстренные ситуации. Помните, что, во–первых, всегда возможна ошибка. Во–вторых, и у здорового, и у больного

Из книги Целебная сода автора Николай Илларионович Даников

Фильм «Анализ крови» или «Как самостоятельно научиться понимать Анализ крови» В «Клинике доктора А. В. Ушакова» специально для пациентов создан научно-популярный фильм. Он позволяет пациентам самостоятельно научиться понимать результаты Анализа крови. В фильме

Из книги Клиническая эхокардиография автора Максим Александрович Осипов

Гидрокарбонатные смешанного катионного состава Гидрокарбонатные воды бутылочного разлива, имеющие смешанный катионный состав, представлены источниками «Аршан», «Амурская», «Селинда», «Багиати» и «Важас-Цхаро» с минерализацией в первых двух соответственно – 3,6 и

Из книги Чувствуй себя хорошо! Лечение правильным питанием автора Адель Дэвис

Группа вод сложного состава В организме человека все связано между собой, и нарушение работы одного органа нередко затрагивает деятельность других. Мы часто это наблюдаем при заболеваниях системы пищеварения, когда за одним вовлекаются в патологический процесс

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Андрей Моховой

Глава 3. Допплер-эхокардиография: физические принципы и основные измерения Физические принципы допплеровского исследования кровотокаЭффект Допплера, на котором основано ультразвуковое исследование кровотока, состоит в том, что частота звука, издаваемого движущимся

Из книги Как остановить старение и стать моложе. Результат за 17 дней автора Майк Морено

Таблицы состава продуктов Продукты несколько меняются по составу; все питательные вещества, перечисленные в следующих таблицах, не более важны, чем магний, холин, пантотеновая кислота и многие другие, не вошедшие в таблицы. Сравнение количеств питательных веществ,

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Контрольные измерения Замеряйте контрольные паузы до, во время и после тренировки.Если они остаются без изменений, вы выполняете упражнения неверно.Тренировка проходит правильно, если КП во время занятий меньше первой, замеренной до начала выполнения

Из книги Гипертонии – нет! Снижение давления без лекарств автора Николай Григорьевич Месник

Важные сердечные измерения Сердечный ритм Пульс – это скорость сердечных ритмов. То есть количество ударов сердца в минуту (bpm). Чтобы проверить ваш пульс, нащупайте большую вену на запястье, она находится на линии большого пальца. Для проверки пульса не стоит

Из книги Как прожить без инфаркта и инсульта автора Антон Владимирович Родионов

Регуляция ионного состава крови Почки, регулируя реабсорбцию и секрецию различных ионов в почечных канальцах, поддерживают их необходимую концентрацию в крови.Реабсорбция натрия регулируется альдостероном и натрийуретическим гормоном, вырабатывающимся в предсердии.

Из книги автора

Антропометрические показатели К антропометрическим показателям относятся уровень физического развития, мышечная сила, масса тела, координация движений.Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности.Для определения веса тела используют различные

Из книги автора

Какие аппараты используют для измерения артериального давления? Существует 3 основных типа аппаратов: ртутные манометры; тонометры (анейроидные сфигмоманометры); электронные измерители (автоматические и полуавтоматические).Ртутные манометры обеспечивают

Из книги автора

Методика измерения артериального давления Методика измерения АД зависит от типа используемого аппарата.1. Измерение артериального давления с помощью электронного измерителя.Использовать эти приборы несложно. Вы накладываете манжету на руку, а затем включаете кнопку

Для оценки ФР у детей используют следующие показатели:

1) соматометрические - длина тела (рост), масса тела, окруж­ности головы, грудной клетки и талии;

2) соматоскопические - форма грудной клетки, спины, стопы, осанка, жировые отложения, половое развитие;

3) физиометрические - жизненная емкость легких, динамомет­рия кистей, становая сила.

Наряду с этим могут использоваться и такие параметры, как толщина кожно-жировых складок, окружности отдельных звеньев те­ла (бедра, плеча, голени) для подсчета специальных антропометриче­ских индексов и др.

РОСТ. Длина тела или рост - один из главных показателей об­щего размера тела и длины костей. Рост ребенка является наиболее стабильным показателем ФР и отражает системный процесс развития организма. Значительные нарушения роста, как правило, сочетаются с патологией других органов и систем. Так, при замедлении роста скелета одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляются рост и дифференцировка головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. Длина тела может быть средней (нормальной), сниженной, низкой, повышенной, высо­кой.

Измерение роста детей первого года жизни производится с помощью ростомера, который представляет собой доску длиной 80 см и шириной 40 см. С левой стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у начала шкалы имеется неподвижная поперечная планка, а в конце шкалы расположена подвижная поперечная планка, легко пе­редвигающаяся по сантиметровой шкале.

Техника измерения. Рост грудного ребенка измеряют лежа. Для этого его укладывают на спину так, чтобы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростомера. При этом голова ре­бенка должна находиться в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной вертикаль­ной плоскости. Мать ребенка или помощник плотно фиксируют голо­ву ребенка. Ноги младенца измеряющий выпрямляет легким надавли­ванием ладонью левой руки на коленки, а правой рукой подводит подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до пря­мого угла к голеням. Расстояние между неподвижной и подвижной планками и будет равно росту ребенка. Длину следует отмечать с точностью до 1 мм.

Измерение роста детей старшего возраста. Ростомер для детей старшего возраста представляет собой деревянный брусок длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленный верти­кально на деревянной площадке размером 75x50 см. На передней вер­тикальной поверхности бруса нанесены 2 шкалы деления в сантимет­рах, справа - для роста стоя, слева - для роста сидя. Имеется подвиж­ная планка длиной 20 см. На уровне 40 см от деревянной площадки к вертикальному брусу прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

Техника измерения. Ребенок встает на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопат­ками и затылком, руки опущены вдоль тела. Г олова устанавливается в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край ко­зелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове, ее уровень и будет соответствовать росту ребенка. Обязательно отмечается время, когда было проведено измерение.

Измерение детей в возрасте от 1 года до 3 лет производится тем же ростомером, что и для детей старшего возраста, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и у детей старшего возраста.

МАССА ТЕЛА (питание ребенка) - основной антропометриче­ский показатель. Масса тела, в отличие от длины, является более ла­бильным показателем, отражающим степень развития костной и мы­шечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки, и зависит как от конституциональных особенностей ребенка, так и от внешнесредовых факторов (питание, физические и психические на­грузки и пр.). Измерение массы тела обычно не вызывает трудностей. Масса тела может быть низкой (недостаточное питание), сниженной (сниженное питание), повышенной (повышенное питание), высокой (избыточное питание).

Допускается отклонение от средних расчетных величин в пределах ± 10 %.

Взвешивание детей до 3 лет с массой тела до 20 кг проводится на чашечных весах. Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя шкала в килограммах, верхняя - в грам­мах. Точность измерения достигает 10 граммов. Коромысло имеет противовес с шайбой, которую осторожно поворачивают к себе или от себя для уравновешивания весов, ориентируясь на указатель рав­новесия.

Техника взвешивания. Вначале необходимо постелить пеленку на лоток так, чтобы края ее не свешивались и не закрывали шкалу ве­сов. Затем производят непосредственно взвешивание. Для этого за­крывают коромысло весов. Ребенка кладут головкой на широкую часть лотка, а ножками - на узкую. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка - ягодицами, ножками - на уз­кую. Измеряющий стоит прямо перед коромыслом весов (не сбоку!). Показания веса снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезка. На нижней шкале гирю необходимо помещать только в имеющиеся на шкале гнёзда или насечки. После взвешивания ребен­ка коромысло весов закрывают и снимают младенца. Затем записы­вают данные веса, а гири ставят на отметку «0». Для определения массы ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Массу тела определяют с точностью до 100 г.

Взвешивание на электронных весах позволяет быстро получить точные данные массы тела ребенка раннего возраста.

Взвешивание детей после 3-х лет производится на рычажных весах. Раздетый и разутый ребенок встает неподвижно на середину площадки весов. Открывается замок коромысла. Коромысло состоит из двух шкал, точность взвешивания 50 граммов. Взвешивание долж­но проводиться утром натощак, желательно после дефекации и моче­испускания.

Весы должны калиброваться (с помощью предметов точно из­вестного веса) не реже 1 раза в месяц и после любого перемещения.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТЕЙ является важной методикой, дающей дополнительные данные о ФР ребенка. Показатели окружно­стей сами по себе или в сочетании с измерением толщины кожных складок характеризуют ФР ребенка и включаются в расчет различных индексов. Существует специальная техника для измерения окружно­сти головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.

Измерение окружности головы: сантиметровая лента проводит­ся через наиболее выступающую часть затылка и спереди по линии надбровных дуг. Измерение окружности головы является обязатель­ным при антропометрии грудного ребенка, так как отражает объем головного мозга.

Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возрас­та производится только в спокойном состоянии; у детей старшего возраста - в состоянии покоя при максимальном вдохе и максималь­ном выдохе. Сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, а спереди по линии, соединяющей нижние края околососко­вых кружков. У девочек с развитыми грудными железами спереди лента накладывается под грудными железами по 4-му ребру. Руки об­следуемого должны быть свободно опущены вдоль тела.

Окружность плеча измеряется в верхней трети плеча на уровне подмышечной впадины в месте наибольшего развития двуглавой мышцы в горизонтальной плоскости.

Окружность бедра измеряется непосредственно под ягодичной складкой в горизонтальной плоскости.

Окружность голени измеряется в области наибольшего разви­тия икроножной мышцы.

Окружности плеча, бедра и голени измеряются детям до 3 лет жизни и необходимы для вычисления индексов и определения про­порций тела.

Измерение толщины кожной складки производится калипером. Для характеристики подкожно-жирового слоя используют тол­щину кожной складки в одном или нескольких местах (над трицеп­сом, бицепсом, в подлопаточной области и т.д.). На самом деле дан­ный показатель характеризует не только толщину кожной ткани и связанной с ней подкожной клетчатки, но, используя специальные формулы, позволяет высчитать общее содержание жира в организме.

(от греч. Ανθρωπος — человек, μετρεω — мерить) — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и др. особенностей физического строения. Антропометрия-раздел науки на стыке: антропология, прикладная математика, геометрия, медицина.

В зависимости от объекта исследования различают соматометрию (собственно антропометрия), т.е. измерения живого человека, краниометрия — измерение черепа, остеометрию — измерение костей скелета. К антропометрии относят также антропоскопию — качественную (описательную) характеристику форм частей тела, формы головы, черт лица, пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз и т. Д.

Потребность

Потребность в антропометрических исследованиях обусловлено большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это т. Н. Трансгрессивные изменчивость, которая вызывает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, основанные на принципах вариационной статистики.

Техники

Для антропологических исследований пользуются специальными инструментами: товстотним, скользящим и координатным циркулями, мандибулометром, металлическим складывающимся антропометр Мартина, специальными остеология, досками.

Прикладное значение

Собранные в процессе антропометрические обследования данные подвергают вариационно-статистической обработке и оформляют в виде таблиц, графиков и схем.

Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии; к широкому внедрению идентификации по отпечаткам пальцев антропометрия использовалась в криминалистике для идентификации людей (так называемый «Бетрильонаж»).

Массовость антропометрических исследований позволяет оценивать и сравнивать изменчивость признаков различных расовых, возрастных, профессиональных, половых групп на основе измерений большого числа индивидуумов.

На антропометрических материалах основаны также стандартизация предметов массового производства (одежда, обувь) и рациональное устройство рабочих мест.

История антропометрии

Возникновение антропометрии как научной методики относится к 19 в и связано с именем французского антрополога П. Брока. Значительный вклад в ее дальнейшее развитие внесли иностранные (Р.Мартин и др.) И советские антропологи (В.Бунак, А.Ярхо и др.). Различают признаки: измерители и описанию. Первые определяются с помощью антропологических инструментов (антропометр, скользящие циркули, ленты и др.). Измерение производится между антропометрическими точками, строго локализуются, которые представляют сравнительно легко доступны для наблюдения элементы внешнего строения тела. Выделяют тотальные (длина тела, масса, обхват груди) и частные (ширина стопы, длина кисти и т. Д.) Размеры тела. Определение описательных признаков (формы частей тела, частей лица, пигментации кожи, волос и глаз, формы волос и т. Д.) Производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничительных критериев. Например, шкала цвета глаз В.Бунака учитывает 12 вариантов окраски радужины, шкала окраски волос Фишера — Заллера — 40 оттенков. В антропометрии широко применяют методы антропологической фотографии. Для нее характерна тенденция к замене описательных признаков более точными измерителями и внедрению современных методов анализа (рентген, ультразвук, меченые соединения). Выбор антропометрической методики, точек и признаков диктуется задачами конкретного антропологического исследования. В расоведении и этнической антропологии измеряют голову, лицо, череп, длину тела, пользуются шкалами цвета глаз, кожи, волос и др. для выделения расовых типов. В морфологии человека и особенно в учении о физическом развитии учитываются масса, длина тела (рост) и прочее. На их основе построены шкалы, позволяющие определять степень физического развития у отдельных индивидуумов и различных групп населения.

Антропометрических метод исследования

Этим методом можно измерять тотальные и парциальные размеры тела. К тотальным относят рост, вес тела, окружность и экскурсию грудной клетки. Парциальные размеры — это размеры отдельных частей тела, например, длина плеча или кисти, видимо бедра, и тому подобное.

Размеры тела разделяют также на продольные, поперечные и обводы. К продольным относится длина тела стоя, сидя, длина головы и шеи, туловища, верхней и нижней конечностей и их частей.

Поперечные размеры тела — это диаметры грудной клетки, акромиальный, тазовогребеневий.

Антропометрические точки

При антропометрических измерениях как ориентиры используют основные антропометрические точки, которые определяют по выступлениям костей, хрящей, а также за постоянными складками кожи.

  1. Верхушечная — самая высокая точка том "яной кости при прямом положении головы,
  2. Верхньогрудинна — самая глубокая точка яремной вырезки грудины,
  3. Нижньогрудинна — у основания мечевидного отростка грудины,
  4. Акромиального (плечевая) — наиболее выступающая в сторону точка акромиального отростка лопатки,
  5. Лучевая — самая высокая точка головки лучевой кости
  6. Шиловидный — самая низкая точка на Шиловидный отростка лучевой кости,
  7. Пальцева — самая низкая точка на м "мякоти дистальной фаланги 3-го пальца кисти,
  8. Лобковая — самая высокая точка лобкового симфиза,
  9. Верхньогомилкова внутренняя — самая высокая точка медиального мыщелка великоголимковои кости,
  10. Нижньогомилкова — самая низкая точка медиальной лодыжки,
  11. П "пяточной — наиболее выступающая назад точка п" пяточной кости,

Конечная — наиболее выступающая вперед точка на м "мякоти дистальной фаланги 1-го или 2-го пальца стопы.

Измерение продольных размеров тела

  1. Измерение высоты размещения над опорой антропометрических точек антропометр.
  2. Расчет продольных размеров тела путем постепенного вычитания высоты разных точек.

Продольные размеры тела включают: длину тела (рост) (измеряется от высоты верховой точки над площадью опоры) длину туловища (определяется разницей высот верхньогрудиннои и лобковой точек) длину верхней конечности (определяют с учетом разницы высот акромиального и пальцевой точек) длину плеча — разница высот плечевой и лучевой точек (определяется как проекционное расстояние между акромиального и лучевой точками) длина предплечья (разница высот лучевой и шиловидным точек) длину кисти (разница высот шиловидным и пальцевой точек) длину нижней конечности (вычисляют как полусумму высот передней подвздошно-остистой и лобковой точек) длину бедра (длина нижней конечности с вычетом высоты верхньогомилковои точки) длину голени (вычисляют как разность высот верхньогомилковои и нижньогомилковои точек) длину стопы (расстояние между пяточной и конечной точками) ширину стопы (расстояние между плюсневой точками) ширину кисти (расстояние по прямой линии между головками 2-й и 5-й пястных костей).

Измерение диаметров тела

Измерение диаметров тела проводится большим циркулем. С его помощью измеряются: акромиальный диаметр (ширина плеч) — расстояние между правой и левой акромиального точками; вертикальный диаметр — расстояние между наиболее выступающими точками больших вертелов бедренных костей.

Так называемые обхватних размеры тела человека измеряются сантиметровой лентой, плоскость которой располагается параллельно плоскости тела, а ее нулевое деление находится впереди испытуемого. Измеряются обхват головы, груди, талии, таза (через ягодицы), бедра, голени, плеча, предплечья.

Одним из важнейших показателей, характеризующих физическое развитие, считают площадь поверхности тела. Среди множества методов ее определения наиболее популярные аналитические методы, предусматривающие использование формул Boyd и Jssakson.

Для лиц, у которых сумма веса и длины тела больше 160 единиц, формула Jssakson может иметь следующий вид:

S = (100 + W + (h — 160)): 100 = (2). (1)

Для низкорослых людей с суммой веса и длины тела менее 160 единиц может быть использована формула Boyd:

S = 3,207 x H 0,3 x W 0,7285 — 0,0188logW (2)

где S — площадь тела в см2, Н — длина тела в см, W — вес тела в кг. По мнению многих исследователей, площадь поверхности тела как признак физического развития целесообразно рассматривать не в абсолютных значениях, а в относительных, в соотношении с массой тела (при этом определяется размер веса, приходящейся на единицу поверхности). У физически слабых лиц на единицу площади поверхности тела приходится меньше веса, чем у физически сильных.

В 1964 Л.К. Щекочихина на основании тщательного анализа парных и множественных корреляций тотальных размеров тела с площадями поверхностей сегментов тела, рассчитанных на больших выборках мужчин и женщин, установила зависимость площади поверхности отдельных частей тела от длины и веса тела одновременно. Обнаружена зависимость позволила ей рассчитать уравнение множественной регрессии для определения площадей поверхностей отдельных частей тела по двум тотальных размерах тела, а также разработать номограммы. Уравнения имеют следующий вид:

1) поверхность головы с шеей — S.

S = 0,050 x L + 0,074 x P + 3,41 * 0,71m; (3)

S = 0,042 x L + 0,083 x P + 3,01 * 0,71ж.

2) поверхность туловища — S2.

S2 = 0,215 x L + 0,270 x P + 8,25 * 1,49m, (4)

S2 = 0,142 x L + 0,266 x P + 3,94 * 1,49ж.

3) поверхность одной руки — S3.

S3 = 0,046 x L + 0,190 x P + 2,56 * 0,89m; (5)

S3 = 0,068 x L + 0,161 x P + 0,62 * 0,82ж.

4) поверхность одной ноги — S4.

S4 = 0,156 x L + 0,276 x P — 9,53 * 1,2m; (6)

S4 = 0,231 x L + 0,238 x P — 17,32 * 1,3ж.

где L — длина тела (см), Р — вес тела (кг).

Наряду с этими уравнениями Л.К. Щекочихина выводит в своей работе средние размеры площадей поверхностей частей тела.

В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Антропометрические признаки:

-соматометрические (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и головы и др.),

-физиометрические – определение функциональных показателей (жизненная емкость легких (спиторметр), мышечная сила рук, становая сила (динамометр) и др.) и

-соматоскопические - данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения) оценивается потрехбальной шкале. Форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка. Степень полового созревания определяется по совокупности развития вторичных половых признаков.

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Определение размера обуви производится по замеру длины стопы - расстоянию между наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и концом ногтевой фаланги 1 или 2 пальца с помощью толстотного циркуля.

Таблица 1. - Соотношение длины стопы и размера обуви

Длина стопы, см Размер обуви
22,5
23,5
37,5
24,5
25,5
40,5
26,5
27,5
43,5
28,5
29,5
46,5

Определение размера одежды и спецодежды определяют по замеру окружности груди в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха с помощью сантиметровой ленты. Сзади лента должна проходить по нижним углам лопаток, а спереди – по среднегрудинной точке. Размер одежды равен половине окружности груди в сантиметрах.



Определение размера головного убора возможно с помощью замера окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди – по глабелле (точка между бровями).

Каждый педагог, ежедневно сталки­ваясь со своими учащимися, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.

Для повседневной оценки физического развития подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометри­ческих методик. Достаточно учитывать основные антро­пометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различ­ной интенсивностью, что свидетельствует о различной ин­тенсивности процессов физического развития детей и под­ростков.

Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального раз­вития. В течение первого года длина тела ребенка воз­растает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания . Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округле­ния (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5-7 лет - период второго вытягивания . Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 см. Затем наблюдается вновь замедле­ние роста - второй период округления (с 7 до 10-11 лет).

Возрастание темпов физического развития наб­людается в период полового созревания - третий период вытягивания (с 11 -12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам.

Внешним показателем развития является также изме­нение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относи­тельные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног. Изменения про­порций тела могут служить косвенными признаками био­логической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.

Процессы роста и развития детей не имеют резких по­ловых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высо­ким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а за­тем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу - функциональному уровню взрослого орга­низма- девочки приходят на 1-3 года раньше мальчи­ков. С достижением морфологического и функционально­го уровня взрослого организма процессы развития продолжаются до последних дней жизни.

Рост и развитие всех органов и физиологических сис­тем организма человека происходит не одновре­менно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гетерос - другой, хронос - время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те ор­ганы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки форми­руются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармонич­ности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функци­онирования целостного организма и оптимальное (гар­моничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

«Гетерохрония является специальной закономерно­стью, состоящей в неравномерном развертывании наслед­ственной информации. Благодаря этой наследственно за­крепленной особенности созревания обеспечивается ос­новное требование выживания новорожденного, - писал П. К. Анохин, - гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факто­ров».

Таким образом, гармоничность развития характери­зуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку со стороны окружающей среды.

Наряду с гармоничностью развития существуют осо­бые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном разви­тии выделяют три таких «критических периода» , или «воз­растных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3 1/2 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интен­сивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим разви­тием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высо­ких требований - к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приво­дит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным меди­цинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и вос­питателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспорт­ных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди - школь­ные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двига­тельная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наи­большее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения являет­ся важным фактором предупреждения транспортных тра­гедий.

Третий критический период (пубертатный) связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созрева­нием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 -15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ра­нимостью нервной системы и возникновением многих нер­вных расстройств и психических заболеваний.

Вопросы самоконтроля

1. Раскройте схему последовательности роста и развития организма.

2. Обоснуйте физиологическую необходимость явления гетерохронности.

3. Назовите основные физиологические характеристики подросткового и юношеского возраста.

Тест

1. Количественные изменения в организме называют… (ростом)

2. Качественные изменения в организме называют … (развитием)

3. Какие из нижеперечисленных признаков являются антропометрическими

а) вес тела

б) вторичные половые признаки

в) физическое развитие

г) жизненная емкость легких