Почему у ребёнка разные уши? Микротия – врожденный дефект ушной раковины или ее полное отсутствие

у новорожденного. Этот вопрос часто обсуждается на различных форумах, с этой жалобой обращаются к педиатрам, перелистывают гору специальной литературы и бесконечное количество сайтов интернете. И как результат – еще большая встревоженность.

Но стоит ли это явление таких родительских нервов и переживаний? Именно поэтому далее поговорим об особенностях развития ушек и слуховой функции у младенцев, а также выясним причины асимметрии ушей.

У новорожденных младенцев не очень хорошо развито зрение, но слух у них превосходный . Находясь еще в утробе матери, крохи слышат множество различных звуков: биение маминого сердца, ее голос, шум внешнего мира. На большинство звуков он даже начинает реагировать: может вздрогнуть от резкого звука и повернуть голову в сторону шума.

Формирование слуха у новорожденного происходит поэтапно

Справка. К моменту рождения, у ребенка основной аппарат слуха уже полностью сформирован.

При рождении, внешний мир всем своим звуковым богатством обрушивается на только что появившегося маленького человечка. Это приводит в активность его функцию слуха.

Уже с этого момента слух во многом будет определять развитие мозговой деятельности нового человека, поначалу стимулируя определенные навыки (переворачивание, сидение, ползание), а в дальнейшем речевые и интеллектуальные способности.

Развитие слуха у малышей проходит следующие этапы формирования:

  • 1 месяц жизни – окончательное формирование слуховой функции. Ребенок начинает прислушиваться к разговору, замирает, если слышит знакомый голос. От постороннего громкого звука – вздрогнет;
  • 3 месяца – слух и речь уже развиты настолько, что ребенок может не только отзываться на мамин голос, но и «отвечать» ей лепетанием. Но не стоит торопиться читать малышу сказки и стишки – малютка еще не в состоянии сконцентрироваться на этом;
  • 5-6 месяцев – дети в этом возрасте реагируют на свое имя, поворачивают головку в сторону звука, прислушиваются. Громкие внезапные звуки могут напугать карапузов так, что они могут расплакаться. А если с ними поиграть – то будут смеяться;
  • 6 месяцев – 1 год – дети начинаю реагировать на звуки различной интенсивности, легко распознавая, откуда они исходят. Они слышат и понимают голоса родителей. При этом обратная связь – произношение малышами все большего количества слов и сопровождения разнообразной жестикуляцией.

Схема развития слуха и взаимодействия ребенка с окружающим миром

Проходя такие стадии формирования, слух у детей способствует развитию речевой способности. Эти две функции тесно взаимосвязаны между собой . И если родители заметили какие-то отклонения от нормы в развитии слуховой функции у своего малыша, реабилитацию необходимо начинать немедленно.

В этом отношении 3 – летний возраст является критическим , так как позже научить разбирать звуки, и понимать речь будет весьма затруднительно.

Рассмотрев особенности развития слуха у новорожденных, перейдем к вопросу о том, почему у ребенка разные уши.

Почему у ребенка разная форма ушей

У многих детей асимметрия ушек с возрастом исчезает

Сначала, пожалуй, стоит успокоить родителей. Многие специалисты вообще не советуют переживать по этому поводу, поскольку у детей такое явление наблюдается довольно часто.

Вот это все: ушки разной формы, разного размера, одно ухо оттопыренное, а второе нормальное – явление которое с возрастом просто исчезает.

Ушки становятся одинаковыми, а вот если до 5 лет ушки не «выровнялись» - то можно провести косметическую процедуру, если уж так смущает эта разница.

В доказательство вышесказанного приведем комментарии нескольких мамочек на форумах, на себе испытавшие эти проблемы:

Марина : «Мамочки, не переживайте, и не бейте тревогу раньше времени. Когда у нашей малышки (ей тогда было 4 месяца) мы заметили разницу в размере ушек, то сразу помчались к врачу. Он осмотрел, пощупал наши ушки и сказал, что все будет в порядке. И да, нам сейчас 2 года и ушки наши одинаковые!»

Анна : «Такую проблему я испытала на себе. В детстве у меня были разные уши: одно нормальное, а второе – немного загнутое и оттопыренное. Я была маленькая и особо не понимала этого, а когда стала расти, проблема исчезла сама собой. Сейчас сама мама двух детей: у дочки уши одинаковые, а вот сыночку досталось одно ухо мамино, а второе – папино.»

Совсем другое дело, если у грудничка разные уши и это доставляет ему дискомфорт . Ушко может складываться во время сна, после чего болит. Малыш его может постоянно дергать и растирать, расчесывать.

Причины таких дефектов могут как врожденного так и приобретенного типа. К врожденным дефектам раковины уха можно отнести следующие патологии:

  1. Макротия - излишнее разрастание хрящевой ткани, что влияет на пропорциональное формирование уха, делая его большого размера.
  2. Микротия – частичная сформированность раковины уха (маленькие, плоские либо вросшие уши).
  3. Лопоухость – положение уха по отношению головы не параллельное, а под углом. Чем больше угол, тем больше оттопырено ухо.
  4. Изменение формы завитка уха – завиток и бугорок на ушной раковине может отсутствовать, на нем могут образовываться рудиментарные образования.
  5. Верхняя часть хряща может быть загнута внутрь и вниз.
  6. Нарушения анатомической формы – двойная мочка, сросшаяся либо ее полное отсутствие.

Практические каждое отклонение преимущественно является косметическим, то микротия может быть связана с заращением слухового канала, что приводит к нарушениям слуховой функции.

Виды врожденной деформации ушной раковины

Юре полтора года. Он долгожданный ребенок в семье Карповых . Семья живет в общежитии. Папа работает инженером, мама на госслужбе, есть еще дочка-школьница.

Вторая моя беременность протекала нормально, - вспоминает Наталья Карпова. - Я наблюдалась, прошла, как положено все УЗИ . Никто не сказал, что у ребенка какие-то отклонения. Мне после родов только на секунду малыша показали и сразу унесли. Вернули потом с головой закутанным в пеленку.

Следом в палату пришла педиатр.

У ребенка нет правого уха, - прозвучал как будто издалека голос врача.

Мама в недоумении молча смотрела на доктора. Проверила – действительно, левое выглядит нормально, а правое нет – без нормальной ушной раковины.

Я тогда почему-то сразу не расстроилась, - продолжает рассказ Наталья. – Решила, что в наше время сделать пластику – не проблема. Руки, ноги пришивают! А ухо-то восстановить вообще наверное раз плюнуть.

Осознание всей тяжести проблемы пришло в день выписки из роддома.

Он абсолютно глухой, - заявила врач, которая обследовала Юру, проводила аудиограмму.

Семья Карповых жила как в аду целый месяц, перечитали все о заболеваниях сына – микротии (врожденной деформации наружного уха) и атрезии (отсутствия слухового прохода). Параллельно шли обследования. Повторная аудиограмма показала, что левое ушко слышит нормально. Но как бы это ни звучало цинично – именно это и лишило семью права на помощь от государства. Юра слышит одним ухом, а значит по закону - не инвалид. Семья осталась со своей бедой один на один.

Природа не просто так подарила человеку два уха. И полуторагодовалый Юра до сих пор так и не сказал своего первого слова. Без левого уха мальчик не может научиться говорить и ориентироваться в пространстве - у него нет бинаурального слуха (восприятие звука обоими ушами), поэтому в общении с родственниками и в передвижениях ему помогают лишь глаза. Мальчика пугают громкие звуки и иногда даже ласковая обращенная к нему речь его мамы или старшей сестры.

Поняв, что помощи от государства не видать, семья Карповых обратилась в благотворительный фонд «Русфонд», и неравнодушные люди собрали 500 тысяч рублей Юре на слуховой аппарат. Сейчас он будет носить его на голове на резинке.

Дальше в России можно вживить в череп магнит, к которому будет в дальнейшем крепиться аппарат. Прибор нужно менять каждые три года, а стоит он сейчас полмиллиона рублей. И он не решит всех проблем, - говорит Наталья. – У детей с микротией может развиться опухоль внутри.

Помочь Юре может операция «Медпор» - это создание ушной раковины и слухового прохода, которые проводится в один этап. Но только возраст пациента должен быть минимум три года.

Ее делают в Америке . Врачи уже осмотрели Юру, сказали, что он для нее подходит, но помимо создания прохода и ушной раковины ему нужно будет еще заменить молоточек и наковальню в ухе – этого в России никто не делает, - объясняет женщина. – У нас ушную раковину просто восстанавливают из собственного реберного хряща ребенка в 10 лет, делают это в 3-4 этапа. В общем, длительно и болезненно. Непонятно, как еще себя позвоночник поведет после такой операции... Наша надежда - на американских врачей.

Стоимость операции в Америке сейчас - 85 тысяч долларов, в рублях – это 5,5 миллионов. Сумма для семьи не подъемная, хоть ее глава и работает сейчас вахтами на севере, чтобы попытаться ее собрать.

Если вы хотите помочь Юре, то вы можете ознакомиться со всеми медицинскими документами в

Очень многие дети после рождения имеют лопоухость, и родителей это явление не смущает. Но с взрослением ребенок может испытывать комплексы относительно косметического дефекта. Во избежание подобного дискомфорта, можно попытаться исправить эту ситуацию разными способами. Для начала разберемся, почему порой торчат ушки у грудничка: это происходит из-за формирования ушного хряща под прямым углом к височной кости.

Лопоухость у новорожденных вызвана наследственными факторами либо внутриутробными патологиями. К основным причинам оттопыренных ушек относят:

  • сосудистые аномалии у грудничков (вследствие чего внешний слуховой орган не снабжается кислородом и отстает в развитии);
  • макротия- внутриутробная патология, сопровождающаяся чрезмерно быстрым ростом уха из-за деформации лицевого скелета будущего ребенка);
  • гипертрофия раковины у грудничка;
  • недоразвитие ушка грудничка(может быть заметно не только оттопыривание органа, но и разные его размеры относительно друг друга).
Обратите внимание! Лопоухость (торчат уши) у грудничков может быть вызвана несколькими причинами одновременно. Если в дальнейшем состояние ушек может нанести ребенку психологический дискомфорт, лучше исправить проблему в раннем возрасте.

Стадии детской лопоухости

Прежде чем приступить к исправлению торчащих ушей у грудничка, необходимо разобраться в сложности патологии.

  1. Первая степень болезни у грудничка характерна незначительным оттопыриванием уха от лицевого скелета. Приблизительно угол отклонения равен 45 градусам. Обычно этот дефект не требует коррекции, и проблема решается путем правильного подбора прически.
  2. Вторая степень лопоухости диагностируется, если угол превышает 45 и достигает 90 градусов. Здесь рекомендуется проведение лазерной отопластики с последующими восстановительными процедурами для грудничка.
  3. Третья степень превышает 90 градусов между головой и ушной раковиной. В такой ситуации удаляется лишняя хрящевая ткань и искусственно создается завиток раковины.

Диагностика лопоухости

Определить, что у новорожденного торчит ушко, родители могут самостоятельно, ЛОР только подтвердит явление и назначит лечение консервативным и эстетическим способом, прежде чем назначить хирургическое вмешательство.

Говорят дети! В коридоре поликлиники малец (года 3) достаёт свой рюкзачок и рассказывает, что у него с собой огурчик, бананчик, помидорчик.
- Запасливый какой, с голоду не помрет, - хвалят его взрослые.
А затем начинают хихикать: ребёнок вынимает зелёную, жёлтую и красную машинки…

Как исправить лопоухость: эффективные способы

До достижения ребенком 6-летнего возраста вмешательства в изменение размеров ушной раковины запрещены. Это объясняется тем, что детские ушки заканчивают свое формирование в 6-7 лет. Поэтому попытаться избавиться от проблемы можно специальными приспособлениями.

  1. Корректоры OtoPlastic предназначены для повседневного ношения грудничку. Их применяют в раннем возрасте, пока ушки еще совсем мягкие и поддаются коррекции. Ориентировочный срок ношения 3-4 месяца.
  2. Использование подручных средств. Дома можно надевать малышу для исправления оттопыренных ушек чепчики, косынки, специальные повязки на голову, а также эластичные бинты.
  3. Отопластика или хирургическое вмешательство. Данный метод коррекции разрешен только после шести лет, так как есть шанс, что нормальная форма ушной раковины восстановится.

Обратите внимание! Если уши торчат или заворачиваются у детей, еще не достигших годовалого возраста - не спешите проводить отопластику! Есть риск повредить нервные окончания, находящиеся в ухе. В дальнейшем это может сказаться на восприятии низкочастотных звуков.

Виды ушных корректоров для детей

Для новорожденных и детей грудного возраста разрешены к применению ушные корректоры. Выбрать подходящие средства для устранения торчащих ушей можно из нашего рейтинга.


Как надевать ушной корректор ребенку: важные советы

Основой детских ушных корректоров является специальный гипоаллергенный клей. Выполнять фиксацию приспособлений к уху грудничка, которое торчит, нужно, соблюдая следующие рекомендации:

  • выбирайте нужный и самый удобный участок кожи, куда будет крепиться корректор (в дальнейшем менять место не рекомендуется);
  • обезжириваем участок при помощи обычного спирта;
  • соблюдайте чистоту кожи заушком грудничка (не должно быть волос и влаги);
  • наклеивать корректор необходимо только в сухом помещении (так как при высокой влажности структура клеевой основы меняется);
  • не допускайте образования складочки под наклейкой (это приведет к травме нежной кожи и развитию опрелости).

Вместо ушных корректоров можно использовать подручные средства: пластыри или повязки

Хирургическая операция (отопластика)

К отопластике прибегают, если ношение корректоров у грудничков оказалось безрезультатным. Начинают с подготовки к хирургии. Для этого пациента полностью обследуют: делают , рентгенографию и флюорографию.

Незадолго до проведения врачебной коррекции, когда торчит ухо все медикаменты, применяемые ребенком, стоит отменить. Необходимо обязательно проинформировать лечащего врача о том, какое лекарство назначено пациенту и для чего. После подведения итогов полного обследования грудничку делают общий наркоз (предварительно оценивается, как его организм перенесет анестезию).

Говорят дети! Нику попросили помыть посуду. Встала у раковины, включила воду, подставила под неё вилку и стоит с удручённым видом.
- Ника, чего ты стоишь?
- Я не стою, я сразу два дела делаю!
- Интересно какие?
Задумчиво, но уверенно:
- Мою посуду и… втыкаю .

Выполняется разрез торчащего ушка грудничка сзади (посмотрите фото), удаляется лишняя часть хряща, после чего накладываются швы. Операция может быть выполнена с помощью лазера. Этот метод практически не вызывает осложнений, так как действует разрушающе на хрящевую ушную ткань.

Противопоказания к проведению отопластики у детей

Запрещено хирургическое вмешательство грудничкам для коррекции лопоухости при:

  • острых респираторных заболеваниях;
  • евстахеитахразной формы;
  • инфекционных заболеваниях(ветрянке, краснухе, паротите);
  • хронических заболеваниях(туберкулезе, сахарном диабете и др.).

Реабилитация ребенка после операции

Для реабилитации после хирургического вмешательства необходимо 20-40 дней. В течение первой недели после отопластики грудничок должен носить специальные валики, поддерживающие его ушко в правильном положении, чтобы хрящевые ткани успешно срастались. Также рекомендуется:

  • ношение эластичной стерильной повязки;
  • отсутствие физических нагрузок и эмоциональных напряжений;
  • запрещено посещение бассейнов и бань (так как есть риск занести инфекцию в незатянувшиеся раны);
  • своевременно проходить физиопроцедуры.

Осложнения хирургического вмешательства

В редких случаях возникают последствия у грудничков в виде болевых ощущений, повышения температуры, плохого формирования ушной раковины у новорожденных. Возникает отек околоушных тканей и воспаление.

При несоблюдении восстановительных мероприятий может возникнуть отхождение ушек, и они снова начинают торчать, образовываются грубые рубцы. О проблемах нужно обязательно сказать педиатру. В случае обнаружения дефектов назначают дополнительное послеоперационное лечение.

Как предотвратить лопоухость у грудничков?

Чтобы у грудничка после рождения не торчали ушки, особых профилактических мер не существует. В большинстве случаев эта особенность зависит от наследственности. В качестве общих рекомендаций можно посоветовать женщинам планировать беременность и своевременно проходить все приемы гинеколога и УЗИ-обследования.

Микротия - это врожденный порок развития ушной раковины в виде недостаточного ее развития и/или деформации. Эта аномалия почти в 50% сочетается с другими нарушениями пропорциональности лица и почти всегда - с атрезией (отсутствием) наружного слухового прохода. В соответствии с данными различных источников микротия с атрезией наружного слухового прохода встречается у 1 из 10 000 – 20 000 новорожденных детей.

Как и любые другие физические дефекты, микротия значительно изменяет эстетичный вид человека, отрицательно сказывается на его психическом состоянии, является причиной формирования комплекса собственной неполноценности, а атрезия слухового прохода, особенно двусторонняя, является причиной задержки развития ребенка и инвалидности. Все это негативно сказывается на качестве жизни, особенно при двусторонней локализации патологии.

Причины и степени тяжести аномалии

У детей мужского пола, по сравнению с девочками, микротия и атрезия наружного слухового прохода наблюдаются в 2-2,5 раза чаще. Как правило, этот дефект односторонний и чаще всего локализуется справа, но приблизительно в 10% случаев патология носит двусторонний характер.

До настоящего времени причины патологии не установлены. Предлагалось множество различных гипотез ее развития, например, влияние вирусов, в частности, вируса кори, повреждение кровеносных сосудов, токсическое действие на плод различных препаратов, принимаемых женщиной в период беременности, сахарный диабет, влияние неправильного образа жизни (прием алкогольных напитков, курение, стрессовые состояния) беременной женщины и факторов окружающей среды и т. д.

Однако все эти гипотезы не выдержали испытания - при дальнейшем изучении ни одна из них не подтвердилась. Доказано наличие наследственной предрасположенности у части новорожденных, однако эта причина не является определяющей. Даже в семьях, в которых у обоих родителей имеется микротия, чаще всего дети рождаются с нормальными ушными раковинами и наружными слуховыми проходами.

В 85% случаи заболевания носят спорадический (рассеянный) характер. Лишь 15% являются одним из проявлений наследственной патологии, причем из них половину случаев составляет двусторонняя микротия. Кроме того, рассматриваемая аномалия может быть одним из проявлений таких наследственных заболеваний, как синдромы Конигсмарка, Тричера-Коллинза, Гольденхара.

Двусторонняя врожденная патология с атрезией слухового канала без слухового протезирования с младенческих лет приводит к задержке развития речи, восприятия, памяти, процессов мышления, логики, воображения, формирования понятий и представлений и т. д.

Тяжесть аномального состояния варьирует от умеренного уменьшения размеров и незначительно выраженной деформации ушной раковины вплоть до полного ее отсутствия (анотия) и атрезии наружного слухового прохода. Большое число существующих классификаций врожденной аномалии органов слуха основаны на этиопатогенетических и клинических признаках. В зависимости от выраженности патологии различают четыре ее степени:

  1. I степень - ушная раковина незначительно уменьшена, наружный слуховой проход сохранен, но его диаметр несколько уже, по сравнению с нормой.
  2. II степень - ушная раковина частично недоразвита, слуховой проход очень узкий или отсутствует, восприятие звуков частично снижено.
  3. III - ушная раковина представляет собой рудимент и имеет вид зачатка, слуховой проход и барабанная перепонка отсутствуют, слух значительно снижен.
  4. IV - анотия.

Однако наличие микротии у новорожденного большинством пластических хирургов оценивается в соответствии с классификацией H. Weerda, отражающей степени изолированной аномалии развития только ушной раковины (без учета изменений слухового прохода):

  1. Микротия I степени - ушная раковина уплощена, согнута и вросшая, имеет меньшие, по сравнению с нормальными, размеры, мочка деформирована, но все элементы анатомически мало изменены и легко узнаваемы.
  2. Микротия II степени - малых размеров опущенная ушная раковина, верхняя часть которой представлена недоразвитым, как бы свернутым, завитком.
  3. Микротия III степени представляет собой наиболее тяжелую форму. Это глубокое недоразвитие уха, проявляющееся в наличии лишь рудиментарных остатков - кожно-хрящевого валика с мочкой, только мочки или полного отсутствия даже рудиментов (анотия).

Хирурги-отоларингологи чаще пользуются классификацией H. Schuknecht. Она наиболее полно отражает специфику аномалии развития в зависимости от изменений слухового прохода и степени снижения слуха, и помогает в выборе тактики лечения. Эта классификация основана на типах атрезии слухового прохода:

  1. Тип “A” - атрезия отмечается только в хрящевом отделе наружного слухового прохода. При этом имеется снижение слуха I степени.
  2. Тип “B” - атрезия затрагивает как хрящевой, так и костный отделы. Слух снижен до II-III степени.
  3. Тип “C” - любые формы полной атрезии, гипоплазия барабанной перепонки.
  4. Тип “D” - полная атрезия, сопровождающаяся незначительным содержанием воздуха (пневматизацией) сосцевидного отростка височной кости, неправильным расположением капсулы лабиринта и канала лицевого нерва. Такие изменения являются противопоказанием к проведению хирургических операций по улучшению слуха.

Операция по восстановлению ушной раковины и функций слуха при микротии

Микротия II степени
Этапы реконструкции ушной раковины

В связи с тем, что обычно ушные аномалии сочетаются с проводной (кондуктивной) тугоухостью, а иногда встречаются и в сочетании последней с сенсоневральной формой, операции реконструктивного характера представляют собой достаточно сложную проблему и планируются пластическим хирургом совместно с хирургом-отолоарингологом. Врачи этих специальностей определяют возрастной период ребенка для осуществления хирургического вмешательства, а также хирургические методы, этапы и последовательность оперативного лечения.

В сравнении с устранением косметического дефекта, восстановление слуха при наличии сопутствующей атрезии является более приоритетной задачей. Детский возраст значительно затрудняет проведение диагностических исследований. Однако при наличии видимых врожденных дефектов у ребенка в раннем возрасте в первую очередь проводится исследование функции слуха посредством таких объективных методик, как регистрация вызванной отоакустической эмиссии, акустическая импедансометрия и др. У детей старше четырех лет диагностика остроты слуха определяется по степени восприятия разборчивой разговорной и шепотной речи, а также с помощью проведения пороговой аудиометрии. Кроме того, проводится компьютерная томография височной кости в целях детализации имеющихся анатомических нарушений.

Определенную сложность представляет собой и определение возраста для проведения реконструктивной операции у детей, поскольку рост тканей может изменить полученные результаты в виде полного закрытия наружного слухового прохода или/и смещения ушной раковины.

В то же время, позднее протезирование слуха даже при односторонней тугоухости приводит к задержке речевого развития ребенка, трудностям при школьном обучении, психологическим и поведенческим проблемам и, кроме того, существенной пользы в плане восстановления слуха уже не приносит. Поэтому хирургическое вмешательство, как правило, планируется индивидуально на возраст от 6 до 11 лет. До хирургического восстановления функции слуха, особенно при двусторонней тугоухости, в целях нормального развития речи рекомендуется использование слухового аппарата, основанного на восприятии звуковой костной вибрации, а в случае наличия наружного слухового прохода - стандартного слухового аппарата.

Восстановление ушной раковины

Единственным и достаточно эффективным вариантом коррекции эстетической части врожденной аномалии развития является многоступенчатое частичное или полное хирургическое восстановление ушной раковины, длительность которого занимает около 1,5 и более лет. Пластическая реконструкция основана на таких эстетических характеристиках, как величина и форма уха, расположение по отношению к другим отделам лица, величина угла между его плоскостью и плоскостью головы, наличие и положение завитка и ножки противозавитка, козелка, мочки и т. д.

Выделяют 4 принципиально важных этапа хирургической реконструкции, которые, в соответствии с индивидуальными особенностями, могут быть различными в отношении последовательности и технического выполнения:

  1. Моделирование и формирование хрящевого каркаса для будущей ушной раковины. Самым подходящим материалом для этого является фрагмент здорового уха или хрящевого соединения 6, 7, 8 ребер, из которых моделируется ушной каркас, максимально точно сходный с очертаниями уха. Кроме этих материалов возможно использование донорского хряща, силиконового или полиамидного импланта. Применение синтетического или донорского материалов позволяет смоделировать каркас до операции и сэкономить время последней, однако их недостаток состоит в высокой степени вероятности отторжения.
  2. Под кожей в зоне недоразвитого или отсутствующего уха формируется «карман», в который устанавливается подготовленный хрящевой имплант (каркас), приживление которого длится на протяжении 2 – 6-и месяцев. На этом этапе иногда осуществляется перемещение имеющейся мочки.
  3. Создание основы наружного уха путем отделения от головных тканей со стороны здоровой заушной области кожно-хряще- фасциального блока, придание ему необходимого анатомического положения и моделирование анатомических ушных элементов. Закрытие образованного за ухом дефекта осуществляется посредством свободной кожной складки или свободного кожного трансплантата, взятого из кожи ягодицы в области, расположенной ближе к тазобдедренному суставу.
  4. Приподнимание полностью сформированного ушного блока в целях коррекции в анатомически правильном положении, его фиксация, дополнительное моделирование козелка и углубление ушной раковины. Продолжительность последнего этапа также составляет приблизительно около 4 – 6-и месяцев.

Восстановительный период может сопровождаться формированием асимметрии между реконструированным и здоровым ухом, изменением положения трансплантированного каркаса в результате образования рубцов и т. д. Коррекция этих осложнений осуществляется путем проведения простых дополнительных операций. В случаях наличия микротии с атрезией слухового канала хирургическое его восстановление производится до проведения пластической операции.

Может являться врожденной или приобретенной в процессе жизни аномалией развития ушной раковины. Врожденная аплазия ушной раковины носит название анотии и встречается у 1 новорожденного из 18 тысяч. Врожденные рудиментарные, недоразвитые мочки уха часто сочетаются с деформацией всей ушной раковины и служат результатом нарушения процессов эмбриогенеза. Потеря мочки или ушной раковины в результате травм (механических, термических, химических) относится к приобретенным дефектам наружного уха.

Общие сведения

Отсутствие мочки или целого уха может являться врожденной или приобретенной в процессе жизни аномалией развития ушной раковины . Врожденная аплазия ушной раковины носит название анотии и встречается у 1 новорожденного из 18 тысяч. Врожденные рудиментарные, недоразвитые мочки уха часто сочетаются с деформацией всей ушной раковины и служат результатом нарушения процессов эмбриогенеза. Потеря мочки или ушной раковины в результате травм (механических, термических, химических) относится к приобретенным дефектам наружного уха.

Ушная раковина (auricula) состоит из эластического С-образного по форме хряща, покрытого кожей, и мочки. Степень развития хряща определяет форму уха и его выступов: свободного загнутого края – завитка (helix) и расположенного параллельно ему противозавитка (anthelix); переднего выступа – козелка (tragus) и лежащего сзади него противокозелка (antitragus). Нижняя часть ушной раковины называется мочкой или долькой (lobula) и является прогрессивным, характерным для человека признаком. Мочка уха лишена хрящевой ткани и состоит из кожи и жировой клетчатки. В норме С-образный хрящ составляет чуть более 2/3, а нижняя часть – мочка - немного менее 1/3 от общей высоты ушной раковины.

Недоразвитие или полное отсутствие ушной раковины относится к числу наиболее тяжелых аномалий развития уха. Отсутствие мочки, части или целого уха бывает одно- или двусторонним и нередко связано с другими врожденными аномалиями лица: недоразвитием нижней челюсти, мягких тканей щеки и скуловых костей, поперечной расщелиной рта – макростомой, синдромом 1-2-ой жаберных дуг. Полная аплазия ушной раковины, характеризуется наличием только мочки уха или небольшого кожно-хрящевого валика. При этом может наблюдаться сужение или заращение слухового прохода, наличие околоушных кожно-хрящевых придатков, околоушных свищей и др. Отсутствие наружного уха может являться самостоятельным дефектом, не связанным с другими органами, или встречаться одновременно с независимыми пороками развития почек, сердца, конечностей и т. д.

Врожденное отсутствие наружного уха обычно связано с недоразвитие хрящевого каркаса ушной раковины и в той или иной степени сопровождается нарушением развития внутренних полостей уха, обеспечивающих функцию проведения звука. Однако отсутствие наружного уха никоим образом не влияет на интеллектуальные и физические способности детей.

Классификация аномалий развития наружного уха

Существующие варианты классификаций врожденных аномалий развития ушных раковин строятся с учетом степени недоразвития наружного уха.

Система градации недоразвития ушных раковин по Танцеру предлагает классифицировать варианты врожденных дефектов от I стадии (полной анотии) до IV стадии (выступающего уха).

Классификация по системе Агилара рассматривает следующие варианты развития ушных раковин: I стадия – нормальное развитие ушных раковин; II стадия – деформация ушных раковин; III стадия – микротия или анотия.

Трехстадийная классификация по Вейерду является наиболее полной и выделяет стадии дефекта ушных раковин в зависимости от степени необходимости их пластической реконструкции.

Стадии недоразвития (дисплазии) ушных раковин по Вейерду:

  • Дисплазия I степени большую часть анатомических структур ушной раковины возможно распознать. При проведении реконструктивных операций отсутствует необходимость в дополнительной хрящевой ткани и коже. К дисплазии I степени относятся макротия , лопоухость , слабые и умеренно выраженные деформации ушной чаши .
  • Дисплазия II степени – распознаваемы лишь отдельные части ушной раковины. Для проведения частичной реконструкции с помощью пластической хирургии требуются дополнительные кожные и хрящевые имплантаты. Дисплазия II степени включает выраженные деформации ушных раковин и микротию (малые размеры ушей).
  • Дисплазия III степени – невозможно распознать структуры, составляющие нормальную ушную раковину; неразвитое ухо напоминает сморщенный комочек. При данной степени необходимо проведение полной реконструкции с использованием значительных кожных и хрящевых имплантатов. Вариантами дисплазии III степени являются микротия и анотия.

Реконструктивная отопластика при отсутствии мочки или уха

Такие дефекты развития ушных раковин, как отсутствие мочки или наружного уха требуют проведения сложных реконструктивных пластических операций. Это наиболее длительный и трудоемкий вариант отопластики , предъявляющий высокие требования к квалификации пластического хирурга и проводящийся в несколько этапов.

Особую сложность представляет полное воссоздание наружного уха при его врожденном отсутствии (анотии) или при потере вследствие травмы. Процесс воссоздания отсутствующей ушной раковины проводится в 3-4 этапа и занимает около года.

Первый этап включает в себя формирование хрящевого каркаса будущего уха из реберных хрящей пациента. На втором этапе аутоматериал (хрящевая основа) помещается в специально сформированный на месте отсутствующего уха подкожный карман. Имплантат должен прижиться на новом месте в течение 2-6 месяцев. В ходе третьего этапа хрящевую основу будущего уха отсоединяют от прилежащих тканей головы, перемещают в необходимое положение и фиксируют в правильной позиции. Рану в заушной области укрывают кожным трансплантатом, взятым у самого пациента (с руки, ноги или живота). На последнем этапе производят формирование естественных углублений ушной раковины и козелка. Таким образом, во вновь воссозданном ухе присутствуют все анатомические элементы, присущие нормальной ушной раковине.

И хотя в ходе реконструктивной отопластики невозможно восстановление слуха, созданное хирургами новое ухо, позволяет пациентам по-новому ощутить себя и окружающий мир. Созданное в процессе реконструктивной отопластики ухо по форме практически не отличается от естественного.

Проведение реконструктивной отопластики у детей, имеющих отсутствие наружного уха, возможно не ранее 6-7-летнего возраста. При двустороннем снижении слуха показано раннее слухопротезирование (ношение слухового аппарата) с тем, чтобы не произошло задержки психического и речевого развития. В ряде случаев при двусторонних дефектах слуха производится хирургическое вмешательство на внутреннем ухе. Альтернативным способом решения косметической проблемы отсутствия наружного уха, широко распространенным за рубежом, является ношение специально изготовленного съемного протеза ушной раковины.

При отсутствии мочки уха также проводятся операции по ее восстановлению. С этой целью используются кожные трансплантаты, взятые из заушного пространства или области шеи. При грамотном и технически правильном выполнении подобной операции послеоперационные рубцы практически невидимы.

Несмотря на успехи, достигнутые реконструктивной пластической хирургией в области решения проблемы отсутствия мочки и наружного уха, в настоящее время продолжаются поиски новых материалов и способов отопластики для максимально естественного воссоздания такого сложного по форме и функции органа, как ушная раковина.