Энцефалопатия у грудничка. Перинатальная энцефалопатия у новорожденных

Сначала попробуем разобраться с медицинскими терминами. Аббревиатура ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия. Это не конкретная болезнь, а собирательный диагноз, подразумевающий нарушения функции или структуры головного мозга различного происхождения. Все эти отклонения могут возникнутьиз-за воздействия повреждающих факторов в перинатальный период.

Еще до рождения

Перинатальный период начинаетсяс 28-й неделибеременности, включает в себя сами роды и первую неделю жизни малыша, когда происходит адаптация к новым условиям внешней среды. Это - переходный этап организма ребенка к автономному существованию, где главенствующую роль выполняет центральная нервная система. А ведь она сама еще только формируется и созревает, потому и оказывается столь чувствительной ко всем повреждающим факторам.

На состояние нервной системы могут негативно повлиять кислородное голодание (гипоксия), травматические и токсические факторы, инфекции и нарушения обмена веществ. Под их влиянием сужаются сосуды, питающие мозг ребенка, нарушаются мозговое кровообращение и циркуляция спинно-мозговой жидкости.

Для предотвращения диагноза ПЭП у ребенка будущим мамочкам нужно внимательно относиться к своему здоровью. Так, в группе риска - еще не рожденные дети матерей, страдающих такими болезнями, как токсоплазмоз, хламидиоз, листереллез, сывороточный гепатит, цитомегалия. Эти инфекции могут повредить формирующуюся детскую нервную систему, вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость и внутриутробную гипотрофию ребенка.

Большую роль играет и то, как протекает беременность. Негативное влияние на здоровье малыша оказывают тяжелые токсикозы, групповая или резус-несовместимость крови плода и матери, многоводие, патологическое предлежание плаценты.

Факторы риска

ПЭП у ребенка может сформироваться и в процессе родов. Этому способствуют длительный безводный период (свыше 6 часов), отсутствие или слабые схватки и неизбежная в таких случаях стимуляция родовой деятельности, недостаточное раскрытие родовых путей, затяжные или стремительные роды, кесарево сечение, акушерские пособия, обвитие плода пуповиной.

Что такое ПЭП?

Видите сами, что причин развития ПЭП множество.

Именно поэтому так важен плановый осмотр невролога всех малышей в возрасте 1 месяца. Не пренебрегайте им!

Доктор оценит:
    наличие или отсутствие пороков развития;
  • функциональное состояние нервной системы;

  • объем активных и пассивных движений;

  • мышечный тонус;

  • высоту сухожильных рефлексов;

  • проведет ряд тестов, позволяющих оценить характер и степень поражения центральной нервной системы.

Очень важно найти опытного специалиста, который бы сумел ответить на все ваши вопросы. Ведь знания и грамотность родителей - залог успеха в лечении ПЭП у крохи.

Мы справимся!

Что делать, если врач обнаружил признаки перинатального повреждения мозга у вашего малыша?

Прежде всего не пугайтесь и не воспринимайте диагноз как нечто страшное. Головной мозг грудничка стремительно растет и развивается. Человеческий мозг обладает удивительными способностями к восстановлению.

При вовремя принятых мерах неврологические нарушения обычно исчезают к году у доношенных, а к полутора годам у недоношенных детей.

Что такое ПЭП?

Чем раньше выявить болезнь, тем выше вероятность все исправить! Очень важно вовремя заметить проблему, потому повнимательнее присмотритесь к своему малышу.

1. Родителей должны насторожить беспокойное поведение или, наоборот, излишняя вялость ребенка, сниженный мышечный тонус, скованность, неадекватные реакции на звук, свет, спонтанные вздрагивания (как будто кроха услышал рядом с собой громкий звук), активные выгибания спины, запрокидывание головы. Активно ли малыш сосет грудь? Часто ли срыгивает во время или после еды? Также важно отметить объем срыгиваний.

Взгляните на ребенка - не кажется ли вам, что он как бы выпучивает глазки? Сигнал опасности - периодическое появление белой полоски склеры между верхним веком и радужкой: кроха как будточему-тоочень удивляется, но при этом глазки смотрят вниз.

2. Плач здорового ребенка всегда имееткакую-топричину: кроха голоден, у него болит животик или беспокоят мокрые пеленки. «Неврологический» ребенок сильно вздрагивает, безудержно плачет, закатывается, синеет при малейшем шуме, при этом у него могут дрожать ручки и подбородок и кроху трудно успокоить.

3. Одной из причин, заставляющих младенцев быть беспокойными, является повышенное внутричерепное давление. Роднички на голове у такого малыша выбухают, поздно закрываются. А сквозь кожу на голове просвечивает сеточка подкожных вен.

4. При вегетативных изменениях возможен «мраморный» рисунок кожи, при этом кроха быстро мерзнет, а его ладошки и подошвы на ощупь холодные и потные. В этом случае родителям с первых дней нужно во время пеленания проводить воздушные ванны, активно заниматься закаливанием, проводить курсы лечебного массажа, записать ребенка на плавание в бассейн. Очень эффективно - кормить малыша голеньким у груди.

5. В норме (в среднемк 2-3 месяцам)у здорового ребенка должны угаснуть врожденные рефлексы ползания, опоры и автоматической ходьбы, что стимулирует последовательное развитие малыша. Сначала кроха начинает поворачиваться, ползать, садиться, вставать на ноги и затем только ходить. Обращайте внимание на возникновение подобных навыков.

6. Чтобы у малыша не сформировался неправильный мышечный тонус, лучше менять положение ребенка в кроватке так, чтобы свет падал с разных сторон. Нельзя подолгу оставлять ребенка лежать на животе, чтобы не провоцировать разгибательный рефлекс.

7. Особого внимания требуют те малыши, у которых в более старшем возрасте не только не проходят неврологические нарушения, но идет их нарастание. Это чаще всего проявляется задержкой психического, моторного или речевого развития ребенка.

Родители таких детишек должны помнить, что усиление патологических симптомов чаще всего происходит в моменты повышенной нагрузки: когда малыш в первый раз идет в садик, весной и осенью при смене времени года, в периоды интенсивного роста, на фоне инфекций.

Постарайтесь свести к минимуму риск простудных заболеваний, поскольку такие дети могут реагировать развитием фебрильных судорог на повышение температуры тела.

8. Мамы и папы малыша, страдающего ПЭП, должны уделять максимальное внимание его психоэмоциональному состоянию. Приложите все усилия для создания дома спокойной доброжелательной обстановки.

Избегайте излишней строгости, требовательности к ребенку, старайтесь его меньше наказывать и в то же время не опекать. И самое главное - не пропустите тот момент, когда можно легко исправить ситуацию, а для этого необходимо вовремя проходить обследование у невролога, ведь часто признаки перинатальной энцефалопатии в первые месяцы заметны только специалисту. Здоровья вам и вашим детям!

Лечимся поэтапно и последовательно

Диагноз «перинатальное поражение головного мозга» может быть поставлен только на основании клинических данных, и часто необходимы различные методы исследования для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения. К ним относятся: эхоэнцефалография, нейросонография, допплерография, электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография.

  • Успешное лечение детей с ПЭП проводится поэтапно и непрерывно. В некоторых случаях в острый период еще в роддоме проводят лечение для устранения обменных нарушений, дыхательных расстройств, сердечно-сосудистой недостаточности, судорог, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

  • Далее в восстановительном периоде акцент делается именно на физические методы воздействия: занятия в бассейне (ведь ребенок до трехмесячного возраста помнит о том, как плавал в материнской утробе), массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры. Это нормализует мышечный тонус, улучшает обменные процессы, восстанавливает врожденные двигательные рефлексы и устраняет патологические двигательные стереотипы.

  • Довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции, в то же время медикаментозное лечение применяется лишь в ряде сложных случаев (судороги, гидроцефалия).

  • По мере роста малыша в комплекс лечения включают занятия с логопедом и психологом.

– различные поражения центральной нервной системы, возникшие в период внутриутробного развития, во время родов или в раннем неонатальном периоде. Перинатальная энцефалопатия может заявлять о себе синдромом угнетения или гипервозбудимости ЦНС, двигательными нарушениями, гипертензионно-гидроцефальным, судорожным, вегето-висцеральным синдромом, задержкой темпов моторного, психического и речевого развития. Диагностика перинатальной энцефалопатии включает нейросонографию, допплерографию, МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ. Лечение перинатальной энцефалопатии предполагает проведение посиндромной медикаментозной терапии, повторных курсов массажа, ЛФК, логопедической коррекции.

Общие сведения Причины перинатальной энцефалопатии

Ведущей причиной повреждения головного мозга плода и новорожденного в перинатальном периоде выступает внутриутробная гипоксия . Т. о., перинатальная энцефалопатия может являться следствием отягощенного соматического анамнеза беременной (пороки сердца , сахарный диабет , пиелонефрит , бронхиальная астма , гипертоническая болезнь и др.), неблагополучного протекания беременности (угроза выкидыша , внутриутробные инфекции , гемолитическая болезнь плода , гестоз , фетоплацентарная недостаточность) и родов (узкий таз , преждевременные роды , затяжные или стремительные роды , слабость родовой деятельности и пр.). Повреждающее действие на плод могут оказывать вредные привычки беременной (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ), прием потенциально опасных для плода лекарственных препаратов, профессиональные вредности, экологическое неблагополучие.

Кроме этого, перинатальная гипоксическая энцефалопатия может развиваться и в первые дни после рождения, например, при синдроме дыхательных расстройств , врожденных пороках сердца , сепсисе новорожденных и т. д.

Независимо от непосредственной причины, во всех случаях гипоксического поражения ЦНС пусковым механизмом служит недостаток кислорода. Другие дисметаболические нарушения (ацидоз, гипогликемия, гипо-/гипернатриемия, гипо-/гипермагниемия, гипокальциемия) обычно возникают вслед за гипоксическим поражением ЦНС.

Исходом перинатальной энцефалопатии у детей может являться выздоровление, темповая задержка развития (ЗПР , ЗРР), минимальная мозговая дисфункция , синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), грубые органические поражения ЦНС (ДЦП, эпилепсия, олигофрения , прогрессирующая гидроцефалия).

Диагностика перинатальной энцефалопатии

Признаки перинатальной энцефалопатии обычно выявляются при осмотре и объективном обследовании ребенка педиатром или детским неврологом . При этом важно учитывать данные о течении беременности, родов, состоянии ребенка сразу после рождения. Однако для определения характера поражения головного мозга и оценки степени тяжести перинатальной энцефалопатии требуется проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

В целях изучения показателей метаболизма проводится определение КОС и газового состава крови, уровня глюкозы, электролитов, анализ состава спинномозговой жидкости.

Самую первую диагностическую информацию, позволяющую косвенным образом судить о наличии перинатальной энцефалопатии, получают с помощью ультразвукового исследования анатомических структур мозга - нейросонографии через большой родничок.

Для уточнения гипоксически-ишемических изменений мозговой ткани, обнаруженных при НСГ, проводится КТ или МРТ головного мозга ребенку . С целью оценки кровоснабжения головного мозга выполняется допплерография сосудов шеи ребенку и дуплексное сканирование артерий головы . ЭЭГ ребенку представляет наибольшую ценность в диагностике перинатальной энцефалопатии, протекающей с судорожным синдромом. При необходимости обследование ребенка может дополняться ЭхоЭГ , внутричерепной гипертензии проводится дегидратационная терапия (маннитол), вводятся кортикостероиды (преднизолон, дексаметазон и др.), выполняются лечебные спинномозговые пункции .

С целью нормализации метаболизма нервной ткани и повышения ее устойчивости к гипоксии осуществляется инфузионная терапия – введение растворов глюкозы, калия, кальция, аскорбиновой кислоты, препаратов магния и т. д. Для борьбы с судорогами используется фенобарбитал, диазепам и др. В рамках терапии перинатальной энцефалопатии показано назначение препаратов, улучшающих кровообращение и метаболизм головного мозга (винпоцетина, пирацетама, кортексина, депротеинизированного гемодеривата крови телят и др.).

В восстановительном периоде лечение ребенка с перинатальной энцефалопатией, как правило, осуществляется амбулаторно или в условиях дневного стационара. Проводятся повторные курсы лекарственной терапии ноотропными препаратами и ангиопротекторами, лечебная физкультура

Профилактика перинатальной энцефалопатии включает минимизацию факторов риска при беременности и родоразрешении. Основной задачей будущей мамы и акушеров-гинекологов на этапе ведения беременности служит предупреждение внутриутробной гипоксии, что может быть достигнуто терапией хронических заболеваний, коррекцией патологического течения беременности. Во время родов необходимо проводить профилактику интранатального травматизма плода.

@mamochki_vdecrete_uralsk07

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – это диагноз, объединяющий большую группу разнообразных по причине и проявлениям поражений головного мозга, которые развиваются в перинатальный период жизни ребенка, начиная с 28 недели беременности и заканчивая 8 днем от рождения. Это заболевание может протекать в разных формах тяжести, соответственно, и лечение ПЭП у новорожденных требует индивидуального подхода.

Причины перинатальной энцефалопатии

Причины появления ПЭП у новорожденных могут быть самыми разнообразными.

Факторы риска до беременности:

  • первая беременность, наступившая до 18 лет или после 30 лет;
  • медицинские аборты;
  • повторные выкидыши;
  • длительное бесплодие.

Факторы риска во время беременности:

  • болезни матери в период беременности (анемия, сахарный диабет, пороки сердца, болезни почек, острые вирусные заболевания, гипертоническая болезнь, хирургические операции, перенесенные во время беременности);
  • токсикозы;
  • стрессы;
  • угроза прерывания беременности;
  • курение, алкоголь, наркотики;
  • работа матери, связанная с вибрацией и радиацией; поднятие тяжестей;
  • употребление лекарственных препаратов;
  • внутриутробная инфекция;
  • многоводие;
  • многоплодие;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • патологии плаценты;
  • недоношенная или переношенная беременность.

Факторы риска во время родов:

  • ранняя отслойка плаценты;
  • рождение близнецов;
  • кесарево сечение;
  • ягодичное предлежание плода;
  • несоответствие головки ребенка родовым каналам матери (узкий таз);
  • слишком быстрые (до 6 часов) или затянутые (более 24 часов) роды;
  • чрезмерная стимуляция родов медикаментами;
  • общий наркоз;
  • слабая родовая деятельность;
  • короткий потужной период;
  • родовые травмы;
  • обвитие, разрыв или выпадение пуповины;
  • вдыхание плодом околоплодных вод во время родов.

Факторы риска после рождения малыша:

  • инфекции гнойного характера;
  • гемолитическая болезнь новорожденного;
  • хирургические операции;
  • врожденные пороки развития.
Симптомы ПЭП

Симптоматика этого заболевания не менее разнообразна, чем причины его появления. Признаки ПЭП у новорожденных обычно зависят от участка и степени поражения головного мозга, возраста ребенка, причины возникновения и длительности воздействия повреждающего фактора.

Поэтому в медицине выделяют целый ряд клинических синдромов, сопровождающих перинатальную энцефалопатию в разные периоды ее протекания. Все и сразу у одного ребенка они, конечно же, наблюдаться не могут. Как правило, обнаруживают один, ведущий, или несколько синдромов ПЭП.

Синдромы острого периода болезни

(до 1 месяца жизни ребенка):

  • Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость – проявляется общим беспокойством ребенка, тремором ножек, ручек, подбородка, внезапными вздрагиваниями, плохим сном, продолжительным громким плачем. Этот синдром встречается у новорожденных с легким повреждением мозга и в дальнейшем перетекает в церебрастенический синдром следующего, восстановительного, периода.
  • Общее угнетение ЦНС – наблюдается у детей с повреждением головного мозга средней тяжести. Этот синдром характеризуется сниженными рефлексами, мышечным тонусом, двигательной активностью. У таких детей отмечается вялость и угнетение сознания разной степени выраженности.
  • Двигательные нарушения – проявляются снижением или повышением двигательной активности, изменением тонуса мышц, гиперкинезами (излишние, нецеленаправленные движения), нарушением координации. Невропатологи такие характеристики обычно называют гипертонусом или гипотонией.
  • Коматозный синдром – угнетение и потеря сознания. Этот синдром наблюдается у новорожденных с обширными кровоизлияниями в черепную полость и отеками головного мозга вследствие родовой травмы и тяжелой асфиксии. Дети с такими проявлениями обычно направляются в отделение реанимации и подключаются к аппарату искусственного дыхания. Тяжелое состояние при этом синдроме длится 10-15 дней и сопровождается отсутствием рефлексов сосания и глотания.
  • Судорожный синдром – проявляется судорогами у ребенка.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром – появление в головном мозге излишней спинномозговой жидкости (ликвора), что приводит к высокому внутричерепному давлению. Этот синдром проявляется беспокойным сном, частыми обильными срыгиваниями, монотонным плачем, запрокидыванием головы, выбуханием и сильной пульсацией родничка.
Синдромы восстановительного периода болезни

(после 1 месяца жизни до 1 года у доношенных детей и до 2 лет у недоношенных малышей):

  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Судорожный синдром.
  • Двигательные нарушения.
  • Церебрастенический синдром – наблюдается при легкой форме поражения головного мозга и характеризуется общим двигательным беспокойством на фоне нормального физического и психического развития ребенка, а также резкими переменами настроения, вздрагиваниями, нарушениями сна (поверхностный, беспокойный сон).
  • Задержка темпов развития (речевого, психического, двигательного).
  • Вегето-висцеральные расстройства – нарушения вегетативной нервной системы, которая отвечает за работу внутренних органов. Для этого синдрома характерны срыгивания, поносы или запоры, кишечные колики, аритмия, тахикардия, нарушения терморегуляции (холодные ручки, ножки, нос; беспричинные подъемы температуры), изменение цвета кожи (периодическое посинение или мраморность).
Третий период болезни

ее исход, для которого характерны:

  • Выздоровление.
  • Задержка психического, физического, речевого и двигательного развития ребенка.
  • Минимальная дисфункция мозга. Легкая энцефалопатия, протекающая на фоне умеренных проявлений астении, гипертензионно-гидроцефального синдрома, неврозоподобного состояния.

Сильные поражения ЦНС:

  • эпилептический синдром;
  • умственная отсталость;
  • прогрессирующая гидроцефалия (водянка головного мозга).
Лечение ПЭП у новорожденных

Лечение детей с перинатальной энцефалопатией проводится комплексно и зависит от проявлений болезни и их степени выраженности. Основной курс лечения составляет врач-невропатолог. В частности, в терапию ПЭП входят:

  • Рациональное вскармливание.
  • Массаж (после 1 месяца жизни).
  • Физиотерапия.
  • Ортопедическая коррекция.
  • Занятия с логопедом (в старшем возрасте).
Медикаментозное лечение

зависящее от преобладающих синдромов:

  • в случае гипертензионно-гидроцефального синдрома – мочегонные средства;
  • при судорожном синдроме назначаются противосудорожные препараты;
  • витамины;
  • средства, улучшающие питание мозга;
  • лекарства, улучшающие кровообращение мозга.

Профилактику перинатальной энцефалопатии следует начинать задолго до родов, даже до самого зачатия ребенка. Ведь чем лучше здоровье и образ жизни будущей матери, тем крепче и здоровее родится малыш.

На сегодняшний день является довольно распространенной проблемой. Именно поэтому многие родители интересуются вопросами о том, почему возникает ПЭП, что это за заболевание и поддается ли оно лечению? Ведь в подобной ситуации крайне важно вовремя и правильно оценить состояние ребенка.

ПЭП — что это?

Как известно, ПЭП, или перинатальная энцефалопатия — это термин, который объединяет сразу группу отклонений. Подобный диагноз означает, что у новорожденного ребенка были обнаружены нарушения структуры или функционирования

Сразу же стоит отметить, что подобные патологии развиваются, как правило, либо в конце беременности (после 28 недели), либо непосредственно во время родов. К этой же группе принято относить ранние патологии, сформированные в первую неделю жизни новорожденного ребенка.

Безусловно, нарушение работы нервной системы крайне опасно. Но, с другой стороны, способность организма малыша к адаптации просто огромна. Именно поэтому так важно вовремя начать лечение.

ПЭП: что это такое и почему возникает?

На самом деле причины возникновения энцефалопатии могут быть самими разными, и далеко не всегда врачам удается установить, почему возникло то или иной расстройство. Тем не менее, существуют некоторые группы риска.

В первую очередь к нарушению нормального развития нервной системы ведет гипоксия (кислородное голодание). В свою очередь, подобное расстройство может возникать из-за неблагоприятного течения болезни, тяжелых затяжных родов, обвития шеи малыша пуповиной и т.д.

Кроме того, энцефалопатия нередко является следствием постоянных стрессов во время беременности, употребления опасных лекарственных препаратов, злоупотребления алкоголем, пристрастия к наркотическим веществам и т.д.

ПЭП у ребенка: симптомы

Проявления перинатальной энцефалопатии так же разнообразны, как и причины ее возникновения — здесь все зависит от степени В некоторых случаях нарушений обнаруживают уже в первые дни жизни — это синюшность, проблемы с терморегуляцией и работой сердца, отсутствие сосательного рефлекса, плохой сон.

В дальнейшем проявляются и другие симптомы. У некоторых детей можно заметить снижение или, наоборот, повышение мышечного тонуса, в то время как другие малыши страдают от судорожного симптома. К проявлениям ПЭП можно отнести повышение нервной возбудимости (дети постоянно плачут, плохо спят), а также нервной активности, который сопровождается вялостью, заторможенностью и апатией ребенка.

При отсутствии лечения выражаются отставанием в психическом, физическом или интеллектуальном развитии.

ПЭП у ребенка: лечение

Безусловно, прежде чем поставить подобный диагноз, необходимо провести тщательное обследование организма малыша. Помните, что только опытный врач знает, почему появляется ПЭП, что это и какими симптомами сопровождается. Что же касается лечения, то опять же, терапия зависит от степени поражения нервной системы и присутствующих нарушений в развитии и поведении. В некоторых случаях применяются мягкие седативные препараты, лекарства, стимулирующие кровообращение и трофику нервных тканей. Необходимы также постоянные занятия с малышом, которые помогут ему развивать способности к коммуникации и будут способствовать интеллектуальному развитию. Некоторые специалисты рекомендуют также регулярную лечебную гимнастику, массажи, занятия плаванием и т.д. Схема терапии составляется индивидуально для каждого ребенка.

Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

Если не хватает кислорода

Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

  • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
  • подозрения на внутриутробную инфекцию;
  • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
  • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
  • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
  • роды в ягодичном предлежании и т.п.

Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

Диагноз ПЭП. Только без паники!

Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

"А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

Лечение ПЭП у детей движением

Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

А что с животом?

Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

Первые результаты

Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

Правила для всех
  • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
  • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
  • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
  • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001


Предыдущие | Следующие

Марина | 30.10.2013

Спасибо действительно очень полезная статья жаль что я не наткнулась на нее 10лет назад

ленок | 23.10.2013

у меня у дочки тоже было кислородное голодание обвита была пуповиной я не поверила врачам а в 2. 5 годика у неё были судороги теперь она отстаёт от развитие так что послушайте врачей они плохого не скажут!

Права | 07.10.2013

если врачи до сих пор ставят этот диагноз значит это кому-то нужно или очень выгодно назначать пилюли пустышки, которые не приносят пользы, а безвредных препаратов не бывает, подумайте сто раз прежде чем травить неизвестно чем своего ребенка, он так слаб и не может себя защитить, не надо залечивать, убедитесь, что лечение ему необходимо, что есть серьезный диагноз в наше время слепо доверять врачам опасно, они удавятся за каждую копейку, которую им накинут фармацевты в виде бонуса за то что они пропишут нужную пилюлю!!! Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок). ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин. Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными: Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.). нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии). Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже). Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП".

Ленуська | 17.09.2013

Доброго времени суток всем! Огромное спасибо за статью! НО, может, кто-то может мне сказать: хотим взять ребёнка из дома малютки, - ребёнку почти 2 года, стоит диагноз: ПЭП, - мы что-то сможем с этим сделать или уже поздно?! Очень хочется, чтоб у маленького человечка всё в жизни сложилось хорошо!!!

Лю | 23.05.2013

Нельзя диагностировать внутричерепное по УЗИ, ЭХО-ЭГ, ВЧД настолько серьезный диагноз, что необходимо лечение только в стационарных условиях! Опасно для жизни! И диагноз можно ставить, если есть объективные причины и пункция спинномозговой жидкости, результаты МРТ или КТ... Множество различных исследований надо провести, чтобы поставить такой страшный диагноз! Бред! И еще - по данным ВОЗ (если не ошибаюсь) нет такого диагноза "дисбактериоз"! Никто не знает в каких количествах у человека должно быть соотношение каких-либо микроорганизмов! Может для меня кишечная палочка - норма и золотистый стафилококк мне жить помогает? Развивается новый человечек как ему надо и все! Подумайте о первобытном обществе и о животном мире, где-то есть грубое вмешательство в организм?

Эля | 12.04.2012

Спасибо большое за статью...Родилась с диагнозом ПЭП и живу уже с ним 16 лет..врачи говорили что буду инвалидкой на всю жизнь или умственно отсталой..но все хорошо слава богу.. у меня возник вопрос- "может ли этот диагноз остаться?и как можно лечиться на позднем сроке?"

Елена | 15.03.2012

Спасибо большое за информацию и за доступность изложения (что особенно важно для людей без медицинского образования). Ваша информация для меня была очень интересной и, самое главное, полезной!

Роза | 13.01.2012

Моему малышу 7 месяцев. И в последний поход на стандартный обмер/обвес педиатр оговорилась, что надо бы сходить к неврологу, может надо снимать ПЭП или, наоборот, чего нибудь напишет невролог... вот тут впервые я и услышала про пэп... через Яндекс наткнулась на эту статью... я не медик и чего они там в карте пишут не понимаю... но неужели больше полугода мне никто ничего не мог объяснить? я то уверена, что у нас все в порядке... малыш развивается по возрасту... даже чуть с опережением... никаких проблем с животом, криками и т. п. нет... во время беременности было - подозрения на внутриутробную инфекцию; - обвитие пуповиной, низкий вес и признаки незрелости... может просто из-за этого написали?

* - поля, обязательные для заполнения.