Когнитивные функции: что это такое и какие нарушения возможны? Когнитивные нарушения головного мозга Когнитивное функционирование

Устройство организма у всех людей одинаковое, чего нельзя сказать об умственных способностях. Один человек буквально схватывает все «на лету», и способен хранить в своей памяти огромное количество информации, другому же это не удаётся. Причина заключается в работе мозга, а точнее в его когнитивных функциях. Рассмотрим, что это такое, под влиянием каких факторов возникают нарушения и в чем они выражаются.

В буквальном переводе с латыни cognitio - «познание». А когнитивными называют высшие мозговые функции, позволяющие человеку воспринимать, обрабатывать и хранить получаемую информацию. Благодаря этому люди способны взаимодействовать с окружающей средой и обществом.

К этим функциям относят:

  1. Визуальное восприятие. При помощи этой функции человек различает и распознает разные стимулы. Именно это дает возможность осознать, как выглядят окружающие люди и предметы, а также понимать разницу между, например, пультом от телевизора и обувью.
  2. Внимание. Говоря простыми словами, эта функция помогает человеку в реализации мозговой и двигательной активностей. Благодаря ей среди внешних факторов, таких как звуки, запахи и образы, а также внутренних, например, мыслей и эмоций, человек концентрируется на том, что будет для него в данный момент полезно.
  3. Память. Это сложный процесс, который кодирует, хранит и воспроизводит полученные сведения. Он тесно связан со способностью к концентрации внимания, поскольку без этого получить информацию в полном объёме нельзя.
  4. Исполнительные способности. Это тоже можно причислить к когнитивным функциям, поскольку они отвечают за взаимосвязь между фиксацией информации и дальнейшим ее использованием. Такие способности обеспечиваются деятельностью префронтальной коры в головном мозге.
  5. Речь. Эта система коммуникации позволяет людям общаться между собой, а также связано формулировать свои мысли. В обеспечении процесса участвуют различные мозговые отделы, расположенные, по большей части, в левом полушарии.

Иными словами, когнитивные функции мозга помогают воспринимать всё, что окружает человека, составлять об этом свое представление и фиксировать в памяти.

Причины нарушений функций головного мозга

Нарушение когнитивных функций считается верным симптомом того, что произошли расстройства в деятельности мозга. Они могут быть функциональными, когда такое явление временное, и органическими, характеризующимися необратимыми процессами.

К первой категории относятся нарушения, спровоцированные такими факторами:

  • переутомлением;
  • сильным или продолжительным стрессом;
  • эмоциональными и умственными перегрузками.

Органические расстройства возникают на фоне различных заболеваний, когда «сбивается» процесс передачи импульсов в мозге.

Такое нарушение может быть спровоцировано:

  • сахарным диабетом;
  • расстройствами в метаболизме и процессах гомеостаза;
  • гипотиреозом;
  • гипертонией;
  • нарушениями циркуляции крови в мозге;
  • инфарктом миокарда;
  • черепно-мозговыми повреждениями;
  • заболеванием Альцгеймера или Паркинсона;
  • ожирением;
  • употреблением в больших дозах алкоголя или наркотических веществ.

Расстройства когнитивного функционирования подразделяют по степени тяжести. Они могут быть:

  1. Лёгкими. В таком случае отклонения незначительны, у человека наблюдаются проблемы с памятью и вниманием, а также быстрая утомляемость.
  2. Умеренными. Примерно десятая часть таких расстройств постепенно перетекает в болезнь Альцгеймера. Со временем симптомы нарастают, наблюдается ухудшение способности мыслить и запоминать, а также развиваются проблемы с речью.
  3. Тяжелыми. Как правило, эти нарушения возникают в старческом возрасте и характеризуются психическими расстройствами. Признаком такого состояния является дезориентация в пространстве, когда человек постепенно превращается в ребёнка, утрачивая элементарные навыки.

Внимание! В последнем случае больные нуждаются в уходе и постоянном приеме поддерживающих средств. Обслуживать себя самостоятельно они уже не способны.

Как улучшить умственные способности

Улучшению познавательных функций человека способствуют такие занятия, как физические тренировки и обучение, когда он регулярно приобретает какие-либо новые знания и умения. А также на деятельность мозга влияет питание и соблюдение распорядка дня. Кроме того, нужны полноценный отдых и общение, связанное с позитивными эмоциями. А еще существует ряд препаратов, способных улучшить когнитивную деятельность.

Рыбий жир

О пользе этого продукта каждый знает с детства, несмотря на популярную поговорку о том, что «ничто так не пугает мир, как ненавистный рыбий жир». Присутствующие в нём полиненасыщенные жирные кислоты, такие как докозагексаеновая и эйкозапентаеновая, благотворно воздействуют на сердце, сосуды и нервную систему. А также они позволяют уравновесить давление и предотвратить образование тромбов. Кроме того, эти ферменты способны влиять на баланс триглицеридов, повышенное содержание которых влечет за собой развитие диабета.

Прием средств на основе рыбьего жира принесёт пользу в любом возрасте. Для недоношенного младенца или маленького ребёнка позитивное влияние заключается в улучшении остроты зрения, повышении познавательных способностей и нормальном развитии мозга. У пожилых пациентов приём рыбьего жира и иных составов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, снижает риск возникновения старческого слабоумия.

Комплекс витаминов группы В

Формулировка «витамины группы B» объединяет ряд элементов, оказывающих позитивное воздействие на человеческий организм. Без этих ферментов нормальное функционирование его невозможно. В результате приёма комплексов возникает ряд положительных эффектов, которые обеспечиваются указанными микроэлементами.

Узнаем об этом больше:

  • улучшается память за счет повышения уровня тиамина (В1) в крови;
  • восстанавливаются показатели артериального давления, нормализуется свертываемость крови за счёт содержания в витаминных комплексах пиридоксина (В6);
  • нормализуется холестериновый и триглицеридовый балансы, активизируется выработка кислот омега-3, снижается риск сосудистых заболеваний благодаря ниацину (В3);
  • замедляются деградационные процессы и снижается выраженность нарушений памяти благодаря кобаламину (B12);
  • уменьшается количество гомоцистеина в крови — это белок, повышенное содержание которого влечет за собой атеросклероз и сердечно-сосудистые заболевания, а также расстройства памяти, такой эффект обеспечивает фолиевая кислота (В9).

Лецитин и холин

Многие ошибочно считают лецитин и холин одним и тем же веществом. На самом деле это ферменты близкородственные, оказывающие влияние на состояние печени и нервной системы.

Лецитин является жировым соединением, которое вырабатывается человеческим организмом. Но можно получить этот фермент и из продуктов питания, животных и растительных. Его содержат печень, яйца, соевые изделия, арахис и пшеничные зародыши. А еще этот компонент встречается в составе мороженого, майонезных соусов, шоколада и маргарина.

Холином называют компонент ацетилхолина, который присутствует в головном мозге. Он необходим для адекватного функционирования памяти и мышечной активности. Получить этот фермент из продуктов питания можно, употребляя в пищу печень, яичные желтки, сою, виноградный сок, капусту и арахис.

Лецитин и холин входят в состав многих витаминных комплексов, как группы В, так и иных многокомпонентных добавок.

Растительные экстракты

Среди средств на основе растительных экстрактов, помогающих улучшить функциональность головного мозга, выделяются следующие:

  1. Готу Кола. Это растение содержит множество соединений, помогающих защитить сердце, сосуды и вещество мозга. Препараты на его основе способствуют улучшению эмоционального состояния человека, нормализации внутричерепного давления, усилению памяти, внимания и интеллектуальных возможностей.
  2. Гинкго Билоба. Этот растительный компонент используется в медицине в процессе терапии различных заболеваний, связанных с функциями сосудов и головного мозга. Препараты на его основе помогают улучшить память и мышление даже у пациентов с болезнью Альцгеймера. А также с помощью этих средств можно предотвратить ряд расстройств, влияющих на когнитивные функции.
  3. Экстракт приморской сосны или Пикногенол. Это соединение является мощным антиоксидантом, а также предупреждает склеивание белков. Его применяют для защиты мозгового вещества, еще он благотворно влияет на нервные клетки, способствует предотвращению инсульта. Приём подобных препаратов помогает нормализовать умственную активность, повысить память и устранить забывчивость.

Важно осознавать, что врождённые способности улучшить невозможно даже с помощью высокоэффективных препаратов. Описанные средства лишь помогут им раскрыться в полной мере, а также уберегут от расстройств, негативно влияющих на когнитивные функции.

Иногда мы забываем, где оставили ключи. Ища их по квартире целый день, удивляемся своей рассеянности и невнимательности, даже не подозревая, что это могут быть первые симптомы нарушения нормальной работы головного мозга. Так называемые когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста. Но бывает и так, что от них страдают молодёжь и даже дети.

Когнитивные расстройства. Что это такое?

Для начала давайте заглянем глубже в наш мозг. "Серые клетки" исполняют много положенных на них обязанностей, благодаря их активной работе мы физически двигаемся и умственно развиваемся. Важными в жизни каждого человека являются когнитивные функции мозга, без которых мы не могли бы познавать окружающий мир. В первую очередь с их помощью мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем полученную в процессе познания информацию. Это одно из проявлений высшей нервной деятельности, без которой человек никогда бы не был личностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод: когнитивные расстройства — это нарушения функции познания индивида. Это не только забывчивость, но и ухудшение работоспособности, интеллектуальной работы. Если вы обнаружили эти симптомы у себя или у близких, немедленно обращайтесь к врачу. Ведь поначалу лёгкая забывчивость может постепенно перерасти в потерю способности ясно мыслить и рассуждать, вы не будете помнить элементарные события дня. Потом наступит дезориентация в пространстве, частичная амнезия, и пропадёт умение самого себя обслуживать в быту.

Факторы риска

Даже если вам ещё далеко до пенсии, вы не застрахованы от этой неприятности, которая может внезапно обрушиться на вашу голову, а именно на то, что находится в её середине — мозг. Главными факторами риска нарушения когнитивных функций являются тяжёлые черепно-мозговые травмы и отравления — в этом случае болезнь будет временной, от нескольких дней до 2-3 лет.

Более тяжёлую форму недуга человек может заполучить при болезнях Паркинсона, Альцгеймера, сосудистых заболеваниях. В этом случае расстройство когнитивных функций будет иметь прогрессирующий характер. Болезни сосудов — основная и самая частая причина утраты способности познавать окружающий мир.

Во-первых, опасна в этом плане артериальная гипертензия, атеросклеротические поражения сосудов, перенесённые инсульты. Во-вторых, причиной когнитивных расстройств могут быть различного рода нарушения кровообращения и обмена веществ во время сахарного диабета, печёночной и почечной недостаточности. В-третьих, фактором риска развития недуга является недостаточное поступление в организм витаминов Е и В 12 во время злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Основные симптомы

Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.

Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти. Сначала вы забываете недавние события, а потом и воспоминания из юности и детства теряют чёткость и начисто стираются из мозга. Ещё одним симптомом, но уже менее распространённым, является нарушения внимания. Человек неспособен сконцентрироваться на поставленных задачах и целях. Он постоянно теряет нить разговора, переспрашивает, просит повторить ту или иную фразу.

Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу. Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.

Лёгкое когнитивное расстройство

Представляет собой патологии работы мозга, которые характеризуются сосудистой деменцией. Если вовремя не лечить, недуг проходит несколько этапов развития: начиная с незначительных нарушений памяти и заканчивая полным слабоумием. При лёгкой форме болезни пациент не может долго удерживать внимание на одном предмете, неспособен длительное время проводить за умственной работой, чувствует повышенную утомляемость.

Все перечисленные нарушения имеют прямую связь с церебрастеническим синдромом, который является одним из видов психопатологического состояния. Показатель развития мозговой деятельности находится в рамках нормы или незначительно от неё отклоняется. Легкое когнитивное расстройство обычно замечает только сам пациент, другие люди относят проявления болезни к простой рассеянности или повышенной утомляемости на работе. Его легко вылечить, в отличие от самых тяжёлых когнитивных нарушений, которые подразумевают слабоумие больного, его полную дезориентацию в жизни.

Умеренное когнитивное расстройство

Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие. Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности. От таких нарушений, обнаруженных на ранних стадиях, легко избавиться с помощью обыкновенных медикаментов. Лечение когнитивных расстройств назначает врач-невропатолог, принимая во внимание консультации психиатра и других специалистов узкого профиля.

Умеренные нарушения встречаются у 20% людей старше 65 лет. При этом у 60% таких пациентов в ближайшие несколько лет развивается деменция. В трети случаев умеренные когнитивные расстройства носят вяло выраженный характер. Люди даже не замечают какие-либо нарушения и отклонения в течение продолжительного времени.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу. В результате не получает всех необходимых витаминов. Как следствие развиваются когнитивные расстройства у детей: плохая успеваемость в школе, невозможность повторить или воспроизвести увиденное, услышанное или прочитанное, отсутствие концентрации и интенсивного мышления на уроке.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы. Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды. Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Лечение

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: "Семакс", "Глицин", "Цераксон", "Кавинтон", "Ноотропил" и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства "Ницерголин", "Галантамин", "Мемантин", "Донепезил". Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного. Ему рекомендовано соблюдать диету без холестерина: есть морепродукты, овощи и фрукты, молоко и творог. Курение и употребление алкоголя нужно полностью исключить.

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших "серых клеток" и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат "Глицин" согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство "Ноотропин", только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни. Помните, что самолечение часто заканчивается обострением проблемы или даже летальным исходом. Поэтому при первых признаках когнитивного расстройства сразу посетите специалиста.

Когнитивные функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. Это функция центральной нервной системы – высшая нервная деятельность, без которой теряется личность человека.

Гнозис – восприятие информации и ее обработка, мнестические функции – это память, праксис и речь – это передача информации. При снижении указанных мнестико – интеллектуальных функций (с учетом исходного уровня) говорят о когнитивных нарушениях, когнитивном дефиците.

Снижение когнитивных функций возможно при нейро-дегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно – мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза. Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминэргических нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения и локализация патологического процесса.

Так, при поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально – пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах – память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений – расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации – лево – право.

Затылочные доли – это зрительный анализатор. Ее функции – поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным неадекватным поведением, нарушениями речи – снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Приичины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения могут носить временный характер, после черепно-мозговой травмы, отравления и восстанавливаться в интервале времени от дней до лет, а могут иметь прогрессирующее течение - при болезни Альцгеймера, Паркинсона, сосудистых заболеваниях.

Сосудистые заболевания головного мозга - наиболее частая причина когнитивных расстройств разной степени выраженности от минимальных расстройств до сосудистой деменции. Первое место в развитии когнитивных нарушений занимает артериальная гипертензия, далее окклюзионные атеросклеротические поражения магистральных сосудов, их сочетание, усугубляющееся острыми нарушениями кровообращения – инсультами, транзиторными атаками, нарушения системного кровообращения- аритмии, сосудистые мальформации, ангиопатии, нарушения реологических свойств крови.

Нарушение метаболизма при гипотиреозе, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности, недостатке витамина В12 , фолиевой кислоты, при алкоголизме и наркомании, злоупотреблении антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами может вызвать развитие дисметаболических когнитивных расстройств. При своевременном выявлении и лечении они могут быть обратимы.

Поэтому если Вы сами заметили у себя какие-то появившиеся интеллектуальные отклонения - обратитесь к врачу. Не всегда сам больной может сообразить, что с ним что-то не так. Человек постепенно утрачивает способность ясно мыслить, запоминать текущие события и при этом отчетливо помнит давние, снижается интеллект, ориентация в пространстве, характер изменяется на раздражительный, возможны нарушения психики, нарушается самообслуживание. Родственники могут первыми обратить внимание на нарушения повседневного поведения. В таком случае – приведите больного на обследование.

Обследование при нарушении когнитивных функций

Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) – 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций – ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания. MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Легкое снижение когнитивных функций – 21 – 25 баллов, тяжелое 0 – 10 баллов. 30 – 26 баллов считается нормой, однако следует учитывать исходный уровень образования.

Более точная клиническая рейтинговая шкала деменции (Clinical Dementia Rating scale – CDR) основана на исследовании нарушений ориентации, памяти, взаимодействий с окружающими, поведения в быту и на работе, самообслуживания. По этой шкале 0 баллов – это норма, 1 балл – легкая деменция, 2 балла – умеренная деменция, 3 – тяжелая деменция.

Шкала - Батарея лобной дисфункции используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания. 0 баллов – тяжелая деменция. 18 баллов – самые высокие когнитивные способности.

Тест рисования часов - простой тест, когда больного просят нарисовать часы – циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования: анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Больной обследуется на наличие соматических заболеваний – гипертонической болезни, хронических заболеваний легких, сердца.

Проводится дифференциальный диагноз сосудистой деменции и болезни Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера характеризуется более постепенным началом, постепенным медленным прогрессированием, минимальными неврологическими нарушениями, поздним нарушением памяти и исполнительных функций, кортикальным типом деменции, отсутствием нарушений ходьбы, атрофией в области гипокампа и височно – теменной коры головного мозга.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин.
Обязательно лечение гиперхолестеринемии. Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард. Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Консультация врача невролога по теме когнитивные нарушения

Вопрос: полезно ли разгадывать кроссворды?
Ответ: да, это своеобразная «гимнастика» для мозга. Нужно заставлять мозг работать – читать, пересказывать, запоминать, писать, рисовать…

Вопрос: возможно развитие когнитивных нарушений при рассеянном склерозе?
Ответ: да, структуру дефицита когнитивных функций при рассеянном склерозе составляют нарушения скорости обработки информации, мнестические нарушения (кратковременной памяти), нарушения внимания и мышления, зрительно – пространственные нарушения.

Вопрос: что такое «вызванные когнитивные потенциалы»?
Ответ: электрическая реакция мозга на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Нейрофизиологический метод вызванных когнитивных потенциалов - это запись биоэлектрических реакций мозга в ответ на выполнение умственной задачи при помощи электроэнцефалографии.

Вопрос: какие препараты можно принимать самостоятельно при легкой рассеянности, нарушениях внимания и памяти после эмоциональных перегрузок?
Ответ: глицин по 2 таблетки рассасывать под языком или препараты гинко-билобы (мемоплант, гинкофар) по 1 таблетке 3 раза в день, витамины группы В (нейровитан, мильгамма) до 1 месяца или ноотропил – но тут дозировку назначит врач в зависимости от возраста и заболевания. А лучше сразу обратиться к врачу – Вы можете недооценить проблему.

Врач-невролог Кобзева С.В.

К когнитивным функциям относятся самые сложные процессы, управляемые головным мозгом.
Это - память, речь, интеллект, праксис (выполнение целенаправленных действий) и гнозис (целостное восприятие действительности).

С их помощью совершается познание окружающего мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.


Благодаря когнитивным функциям, происходит восприятие, обработка и анализ информации, ее запоминание, хранение, постоянный обмен между отдельными участками мозга, выработка конкретной программы действий, ее реализация и контроль за результатами.

Иногда, при определенных обстоятельствах, чаще - при каких - либо болезнях или травматических повреждениях мозга, может наблюдаться ухудшение когнитивности, по - сравнению с индивидуальным исходным уровнем.

Это происходит вследствие снижения одной или нескольких ее составляющих (памяти, праксиса, гнозиса, речи).

Если когнитивность снижается вследствие цереброваскулярных болезней (дисциркуляторная энцефалопатия, инсульт ), то затрудненное протекание высших корковых функций называют сосудистыми когнитивными расстройствами.

Локализацией и распространенностью поражения головного мозга определяются степень выраженности и характер когнитивного снижения.
Нарушение функции белого вещества лобных долей, которое содержит отростки нейронов, ведет к снижению корковой афферентации. В результате, уменьшается количество нервных импульсов, поступающих к лобной коре, а значит, она получает меньше информации.

Если страдают глубинные отделы мозга (и серое и белое вещество), возникает вторичная дисфункция его передних отделов.

Вследствие того, что когнитивность обеспечивается согласованной деятельностью всего мозга одновременно, она не имеет строгих локальных связей с конкретными мозговыми структурами.

Но, разные мозговые отделы не являются равнозначными участниками этого процесса. Каждая структурная единица мозга вносит в свой, индивидуальный вклад, в зависимости от роли, которую она играет.

В соответствии с этим, головной мозг разделен на
три больших функциональных блока.

1. Первый - нейродинамический - состоит из восходящей части ретикулярной формации, неспецифических ядер таламуса и лимбической системы. Эти мозговые образования считаются структурами первого уровня когнитивной функции.
Они обеспечивают мозгу оптимальный уровень бодрствования, способствуют концентрации и устойчивости внимания, создают мотивационно - эмоциональное сопровождение высшей мозговой деятельности.

2. Второй функциональный блок - вторичные и третичные зоны корковых анализаторов слуха, зрения, чувствительности. К ним относятся височная, теменная и затылочная доли мозга. Эти зоны мозга принимают, обрабатывают различную информацию.

3. Третий , самый высший функциональный уровень образован премоторной и префронтальной зонами коры. Они находятся в лобных долях, регулируют произвольную деятельность человека, отвечают, на основе полученной информации, за определение и постановку цели, производят планирование действий, их выполнение и контроль за полученным результатом.

Поэтому, поражение любого из перечисленных анатомо - функциональных уровней, приводит к нарушению определенных - или нескольких или всех когнитивных процессов.

Наш мозг имеет многомиллионные межнейронные связи, он напоминает огромнейший лабиринт, обладает большой нейропластичностью . Связи между нейронами формируются и изменяются всю жизнь. За счет многомиллионных и миллиардных связей между различными нейронами и их группами и существуют когнитивные функции.

Формирование долгосрочных воспоминаний и способность мозга извлекать из них жизненный опыт происходит в течение всей жизни. За сохранность долгосрочных воспоминаний отвечает гиппокамп. Чем больше существует связей в мозге между нейронами, тем мозг умнее и опытнее.

Catad_tema Психические расстройства - статьи

Когнитивные нарушения в общеклинической практике

A. Локшина, кандидат медицинских наук, B. Захаров, доктор медицинских наук, ММА им. И.М. Сеченова

Рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности исследования когнитивных нарушений врачами разных специальностей. Особое внимание уделено диагностике и лечению недементных (легких и умеренных) когнитивных нарушений, критериям их диагностики. Указаны простейшие нейропсихологические методики диагностики когнитивных нарушений в пожилом возрасте, описаны основные принципы лечения таких больных.
Ключевые слова: когнитивные функции, умеренные когнитивные нарушения, легкие когнитивные нарушения.

Cognitive Disorders In General Clinical Practice

A. Lokshina, MD; V. Zakharov, MD
I.M. Sechenov Moscow Medical Academy

The paper considers the problems concerning the topicality of a study of cognitive disorders by physicians of various specialties. Particular emphasis is placed on the diagnosis and treatment of non-dementia (mild and moderate) cognitive disorders and on their diagnostic criteria. The simplest neuropsychological methods for diagnosing cognitive disorders at old age are indicated. The basic principles in the treatment of such patients are described.
Key words: cognitive functions, moderate cognitive disorders, mild cognitive disorders.

Пожилой возраст является самым сильным и независимым фактором риска развития нарушений высших мозговых (когнитивных) функций. С увеличением численности лиц пожилого возраста возрастает число пациентов с когнитивными расстройствами. Достижения в области патофизиологии и нейрохимии когнитивных нарушений, а также новые данные нейрофармакологии позволяют сегодня рассматривать когнитивные расстройства как частично курабельное состояние. Поэтому представляются чрезвычайно важными своевременная диагностика и как можно более раннее начало терапии когнитивных нарушений у пожилых людей, так как при их поздней диагностике эти расстройства нередко достигают степени слабоумия.

Причин несвоевременной диагностики когнитивных нарушений несколько. Во-первых, это недостаточное понимание как врачами, так и родственниками пожилого человека природы возрастной забывчивости. Многие полагают, что снижение памяти и других когнитивных функций является нормальным в пожилом и старческом возрасте. Именно поэтому пациенты и их родственники не обращаются к врачу или, обратившись, получают в ответ: «это возрастное», «а что ж Вы хотите в Вашем возрасте?» и т.д. Между тем эффективность лечения когнитивных нарушений напрямую зависит от срока начала терапии. Очевидно, что на этапе крайне тяжелых нарушений, когда пациенты утрачивают навыки самообслуживания или перестают узнавать окружающих, возможности оказания помощи весьма невелики.

Другая причина поздней диагностики - недостаточное владение неврологами, психиатрами, терапевтами, геронтологами и врачами других специальностей ее методами. Обычный сбор жалоб, анамнеза и клинический осмотр не позволяют получить достаточную информацию о состоянии когнитивных функций. Для выявления когнитивных нарушений используются нейропсихологические методы, представляющие собой специальные пробы и задания с целью определения памяти, внимания, интеллекта и других высших психических функций. Врачи разных специальностей должны применять хотя бы самые простые нейропсихологические методы, такие как тест «Мини-Ког» (см. раздел «Диагностика») и другие скрининговые шкалы.

Своевременное выявление когнитивных нарушений - важный залог эффективности терапии, которая может предотвратить или хотя бы отсрочить наступление слабоумия. Адекватное ведение пожилого человека с начальными проявлениями когнитивной недостаточности значительно повышает качество жизни как самого пациента, так и его родственников.

Оценка состояния когнитивных функций и синдромы их нарушений
Когнитивные (синонимы - высшие мозговые, высшие психические, высшие корковые, познавательные) функции относятся к наиболее сложным функциям головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

К когнитивным функциям относятся:

  • гнозис - восприятие информации, способность соединять элементарные сенсорные ощущения в целостные образы; нарушение гнозиса - агнозия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисгнозия; пациент с агнозией видит предмет, может его описать, но не узнает, несмотря на отсутствие первичных сенсорных расстройств;
  • память - способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию; нарушения памяти - амнезия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисмнезия;
  • интеллект - способность к анализу информации, выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, способность к абстрагированию, решению задач, построению логических умозаключений;
  • речь - способность понимать обращенную речь и выражать свои мысли вербальным образом; нарушения речи - афазия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисфазия;
  • праксис - способность усваивать и удерживать разнообразные двигательные навыки, в основе которых лежат автоматизированные серии движений; нарушения пракиса - апраксия
  • или, при меньшей тяжести нарушений, - диспраксия; больной с апраксией не может выполнить то или иное действие вследствие утраты навыка («разучился» выполнять те или иные действия), несмотря на отсутствие пареза, нарушений координации и других первичных двигательных расстройств.

    Монофункциональные когнитивные нарушения, т.е. изолированные афазия, агнозия, амнезия или апраксия, обычно встречаются при локальных поражениях тех или иных отделов коры головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли и других причин. В то же время в пожилом возрасте большинство хронических прогрессирующих заболеваний головного мозга нейродегенеративной или сосудистой природы сопровождаются полифункциональными когнитивными расстройствами, когда отмечается одновременное угнетение нескольких (или всех) когнитивных функций.

    Для установления нозологического диагноза, выбора тактики ведения пациента и определения прогноза важно не только установить характер когнитивных нарушений, но и их выраженность. Согласно классификации академика РАМН Н.Н. Яхно (2005), выделяют тяжелые, умеренные и легкие когнитивные нарушения .

    Тяжелыми когнитивными нарушениями (ТКН) называют моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате независимости и самостоятельности пациента, т.е. вызывают профессиональную, социальную и(или) бытовую дезадаптацию. К ТКН относится, в частности, деменция дегенеративной или сосудистой природы. Согласно эпидемиологическим данным, деменцией страдают не менее 5% лиц старше 65-70 лет. Наличие деменции или других видов ТКН свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое обычно развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев - неблагоприятный, так как ТКН чаще всего носят прогрессирующий, реже - стационарный характер .

    Умеренные когнитивные нарушения (УКН) представляют собой моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые выходят за рамки среднестатистической возрастной нормы, но не вызывают дезадаптацию, хотя могут приводить к трудностям в сложных и непривычных для пациента ситуациях. УКН отмечаются на начальных этапах церебральной патологии. У пожилых людей распространенность УКН составляет 11-17%. Прогноз зависит от характера основного патологического процесса и ведения пациента. За 5 лет наблюдения у 50% пациентов УКН трансформируются в тяжелые, у остальных они могут оставаться стабильными или регрессировать .

    Модифицированные диагностические критерии синдрома УКН (MCI-revised); J. Touchon, R. Petersen, 2004:

  • когнитивные нарушения (со слов пациента и(или) его ближайшего окружения);
  • свидетельства снижения когнитивных способностей по сравнению с исходным более высоким уровнем, полученные от пациента и(или) его ближайшего окружения;
  • объективные свидетельства нарушений памяти и(или) других когнитивных функций, полученные с помощью нейропсихологических тестов;
  • отсутствие нарушения привычных для пациента форм повседневной активности при возможности нарушения сложных видов деятельности;
  • отсутствие деменции.
  • Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) констатируют в случае снижения 1 или нескольких когнитивных функций по сравнению с исходным более высоким уровнем (индивидуальной нормой); ЛКН не влияют на бытовую, профессиональную и социальную деятельность, в том числе на наиболее сложные ее формы. ЛКН могут быть обусловлены физиологическим процессом старения или отмечаются на самых ранних стадиях органического заболевания головного мозга. В большинстве случаев адекватная терапия позволяет добиться уменьшения выраженности ЛКН .

    Возраст сам по себе может быть причиной только легких и не прогрессирующих нарушений когнитивных функций. При наличии умеренных или тяжелых нарушений, а также при заметном прогрессировании когнитивной недостаточности за непродолжительный период речь идет о текущем заболевании головного мозга. В таких случаях необходимо установление точного нозологического диагноза, который базируется на клиникопсихологических особенностях имеющихся нарушений, данных лабораторных и инструментальных методов исследования.

    Диагностика когнитивных нарушений
    Учитывая высокую распространенность когнитивных нарушений в старших возрастных группах, при работе с пациентами пожилого возраста необходимо иметь определенную настороженность в этом отношении. Исследование когнитивной сферы у всех пожилых пациентов неоправданно. Однако такое исследование, с нашей точки зрения, весьма целесообразно при:

  • активных (самостоятельно излагаемых) пациентом жалобах на снижение памяти или трудности концентрации внимания;
  • свидетельствах родственников о когнитивном снижении за последнее время;
  • невозможности для пациента самостоятельно и полно изложить свой анамнез или правильно выполнять рекомендации врача;
  • симптоме «поворачивающейся головы»: в ответ на вопрос врача пациент поворачивает голову к сопровождающему его родственнику и переадресовывает вопрос ему.
  • Для исследования когнитивных функций врач может использовать любые известные ему нейропсихологические методы. Врачам различных специальностей мы рекомендуем методику «Мини-Ког» (см. схему). Не отнимая много времени, данная методика в то же время является весьма чувствительной. Невозможность вспомнить после подсказки хотя бы 1 слово или ошибки при рисовании часов свидетельствуют о наличии клинически значимых когнитивных нарушений. Определить выраженность таких нарушений можно в беседе с родственниками, задавая им вопросы о степени профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациентов.

    Методика «МИНИ-КОГ»

    1. Инструкция: «Повторите 3 слова: лимон, ключ, шар». Слова должны произноситься максимально четко и разборчиво со скоростью 1 слово в секунду. После того как пациент повторил все 3 слова, просим: «А теперь запомните эти слова. Повторите их еще один раз». Добиваемся, чтобы пациент самостоятельно вспомнил все 3 слова. При необходимости предъявляем слова повторно - до 5 раз.
    2. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате и со стрелками». Все цифры должны стоять на своих местах, а стрелки - указывать на 13.45. Больной должен самостоятельно нарисовать круг, расставить цифры и изобразить стрелки. Подсказки не допускаются. Больной также не должен смотреть на реальные часы у себя на руке или на стене. Вместо 13.45 можно просить поставить стрелки на любое другое время.
    3. Инструкция: «Теперь давайте вспомним 3 слова, которые мы учили вначале». Если больной самостоятельно не может припомнить слова, можно предложить подсказку. Например: «Вы запоминали какой-то фрукт... инструмент... геометрическую фигуру».

    Лечение когнитивных нарушений в пожилом возрасте
    Терапия когнитивных нарушений в пожилом возрасте преследует 2 основные цели: профилактику прогрессирования нарушений и уменьшение выраженности уже имеющихся расстройств с целью повышения качества жизни пациентов и их родственников. Лечение должно быть по возможности этиотропным или патогенетическим . Во всех случаях целесообразны следующие мероприятия:

  • всестороннее обследование пациента, достижение максимально возможной компенсации сердечно-сосудистых и других соматических заболеваний;
  • контроль сосудистых факторов риска: артериальной гипертензии, гиперлипидемии, прием антитромбоцитарных препаратов, борьба с ожирением и гиподинамией;
  • оценка эмоционального состояния пациента и назначение по показаниям антидепрессантов, не дающих холинолитического эффекта (коаксил, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина);
  • оптимизация микроциркуляции и церебральных метаболических процессов;
  • заместительная нейротрансмиттерная терапия с целью оптимизации процессов синаптической передачи.
  • Одно из наиболее важных направлений терапии когнитивных нарушений - применение препаратов, влияющих на церебральные нейротрансмиттерные системы. Когнитивные функции являются интегративными функциями головного мозга, т.е. они формируются в результате его целостной (интегрированной) деятельности. Очевидно, что в процессе такой интеграции необходимо оптимальное функционирование синапсов между нейронами, которое зависит от активности церебральных нейротрансмиттеров.

    Выбор стратегии воздействия на церебральные нейротрансмиттерные системы зависит от выраженности когнитивных нарушений. Так, применение ацетилхолинергических и глутаматергических препаратов является в настоящее время «золотым стандартом» лечения большинства наиболее распространенных форм деменции. При ЛКН и УКН более целесообразно воздействие на другие нейротрансмиттерные системы, в первую очередь - дофаминергическую и норадренергическую .

    Дофаминергическая и норадренергическая системы претерпевают значительные изменения в процессе старения мозга . Исследования с применением позитронноэмиссионной томографии головного мозга свидетельствуют о том, что с возрастом погибают до 40% дофаминергических нейронов в стволе мозга и лимбической системе. Это сопровождается значительным уменьшением плотности рецепторов к дофамину в лобной коре, что коррелирует с возрастным снижением когнитивных функций . С возрастом снижается активность норадренергической медиации, хотя число норадренергических нейронов не уменьшается . При патологическом старении изменения дофаминергической и норадренергической систем значительно превосходят физиологические.

    В клинической практике из агонистов дофамина, которые применяются для терапии возрастных нарушений памяти и внимания, не достигающих выраженности деменции, наиболее хорошо зарекомендовал себя пирибедил (Проноран, «Сервье»). Этот препарат сочетает в себе свойства агониста дофаминовых рецепторов и антагониста пресинаптических α2-адренорецепторов, повышая активность как дофаминергической, так и норадренергической системы. Кроме того, Проноран оказывает вазоактивное действие, улучшая церебральную и периферическую микроциркуляцию.

    Эффективность применения Пронорана при УКН была доказана в двойном слепом исследовании. В работе D. Nagaradja и S. Jayshree (2001) продемонстрировано, что на фоне применения препарата когнитивное улучшение достигается в 2 раза чаще, чем на фоне плацебо (см. рисунок).


    Применение Пронорана при УКН (D. Nagaragja и соавт., 2001); цифрами обозначено улучшение по шкале КШОПС (в %)

    В России эффективность Пронорана в терапии когнитивных нарушений, не достигающих выраженности деменции, изучалась в 2005-2007 гг. в рамках программы «Прометей» (ПРОграМма изучЕния эффективности Пронорана при синдроме умЕренных когнитивных расстроЙств в рамках дисциркуляторной энцефалопатии).

    В 1-й части исследования «Прометей» был показан статистически значимый положительный эффект Пронорана, применяемого в дозе 50 мг/сут в течение 12 нед у 543 пациентов с ЛКН или УКН возрастного или сосудистого характера. Эффект определяли по результатам таких скрининговых нейропсихологических шкал, как краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС) и тест рисования часов .

    Во 2-й части исследования «Прометей» принимали участие 2058 пациентов (1447 женщин и 611 мужчин), средний возраст которых составил 64,9±8,3 года, с диагнозом «дисциркуляторная энцефалопатия I и II стадии» и ЛКН или УКН. Пациенты принимали Проноран в дозе 50 мг/сут в течение 12 нед. Кроме того, у 49% пациентов допускалось одновременное применение других сосудистых и метаболических препаратов. Выявлены удовлетворительные переносимость и безопасность Пронорана. На фоне терапии им у большинства (не менее 85%) пациентов отмечено умеренное или значительное клиническое улучшение по данным Шкалы общего клинического впечатления. При исследовании с применением нейропсихологических шкал и Шкалы общего клинического впечатления не выявлено статистически достоверных различий между пациентами, получавшими монотерапию Пронораном и комбинированную терапию. Это свидетельствует о том, что комбинированная терапия допустима с точки зрения безопасности и переносимости, но не дает дополнительных преимуществ в плане воздействия на когнитивные нарушения .

    Результаты данного исследования подтвердили высокую распространенность когнитивных нарушений в повседневной амбулаторной неврологической практике. До 70% пациентов пожилого возраста, обратившихся к неврологу, имели ту или иную степень когнитивной недостаточности. Это еще раз подчеркивает важность своевременных диагностики и начала терапии когнитивных нарушений как одного из симптомов, наиболее распространенных в неврологической практике.

    Общие представления о патофизиологии и нейрохимии когнитивных расстройств и результаты клинических исследований свидетельствуют о целесообразности применения дофаминергического и норадренергического препарата «Проноран» при нарушениях, не достигающих выраженности деменции. Рекомендуемая дозировка Пронорана - 50 мг/сут, минимальная длительность лечения - 3 мес.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Дамулин И.В. Болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция. /Под ред. H.Н. Яхно. - М., 2002. - 85 с.
    2. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Нарушения памяти. - М.: ГэотарМед, 2003. - 150 с.
    3. Захаров В.В. Всероссийская программа исследований эпидемиологии и терапии когнитивных расстройств в пожилом возрасте («Прометей») // Неврол. журн. - 2006; 11: 27-32.
    4. Локшина А.Б., Захаров В.В. Легкие и умеренные когнитивные расстройства при дисциркуляторной энцефалопатии // Неврол. журн. - 2006; 11; приложение № 1. - С. 57-64.
    5. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике // Неврол. журн. - 2006; 11; приложение № 1. - С. 4-12.
    6. Aston-Jones G., Rajkowsky J., Cohen J. Role of locus coeruleus in attention and behavioral flexibility // Biol Psychiatry. -1999; 46: 1309-1320.
    7. Backman L., Ginovart N., Dixon R. et al. Age-related cognitive deficits mediated by changes in the striatal dopamine system //Am. J. Psychiatry. - 2000; 157: 635-637.
    8. Bartoli G., Wichrowska E. Controlled clinical trial of piribedil in the treatment of cerebrovascular insufficiency // La Clin. Ter. - 1976; 78 (2): 141-151.
    9. Bille J., Bukiwsky J. V., De Ferron A. et al Decline cerebral et therapeutique: une etude clinique multicenrique de Trivastal 50 retard en Neuro-Geriatrie // Psych. Med. -1986; 18: 609-626.
    10. DeKeyser J., Herregodts P., Ebinger G. The mesoneocortical dopamine neuron system // Neurology. - 1990; 40: 1660-1662.
    11. DiCarlo A., Baldereschi M., Amaducci L. еt al. Cognitive impairment without dementia in older people: prevalence, vascular risk factors, impact on disability. The Italian Longitudinal Study on Aging // J. Am. Ger. Soc. - 2000; 48: 775-782.
    12. Golomb J., Kluger A., Garrard P. еt al. Clinician’s manual on mild cognitive impairment. - London: Science Press Ltd, 2001. - P. 56.
    13. Graham J. E., Rockwood K., Beattie E. L. et al. Prevalence and severity of cognitive impairment with and without dementia in an elderly population // Lancet. -1997; 349: 1793-1796.
    14. Nagaraia D., Jayashree S. Randomized study of the dopamine receptor agonist piribedil in the treatment of mild cognitive impairment // Am. J. Psychiatry. - 2001; 158 (9): 1517-1519.
    15. Petersen R. S., Touchon J. Consensus on mild cognitive impairment // Research and practice in Alzheimer’s disease, E.A.D.C./A.D.C.S. Joint meeting. - 2005; 10: 24-32.
    16. Volkov N.D., Logan J., Fowler J.S. et al. Association between age-related decline in brain dopamine activity and impairment in frontal and cingulate metabolism // Am. J. Psychiatry. - 2000; 157 (1): 75-80.